Значение и роль органов чувств. Строение и функции органа вкуса. Два уха – чтобы лучше слушать…

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Для более полного ответа на этот вопрос необходимо выделить различные планы, или уровни «срезов» жизни человека (при этом под словом «человек» понимается общая, глобальная культура «пси» в рамках ее существования на планете Земля, а не отдельно взятая единица биомассы).

При поверхностном подходе к рассмотрению процесса жизни культуры пси картина следующая. Каждому человеку нужно видеть, слышать, чувствовать, чтобы охотиться и добывать пищу, репродуцироваться для продолжения своего рода, то есть, не только поддерживать, но и продолжать цепочку жизней. Это простейший, самый низкий, «приземненный» план исследования данного вопроса. Если на нем остановиться, то картина получится более чем примитивная.

Поэтому нужно учитывать и то, что человеку жизненно необходимо еще и творить, создавать условия для собственного существования и развития, обрабатывать металлы, рожать и воспитывать детей, чтобы получить себе достойных преемников. Это уже «план» второго уровня – в некотором смысле «духовный».

И, наконец, есть третий «план», или «высшая цель», к которой человеку изначально было определено стремиться – это место в Иерархии и взаимодействие человека с его Учителями. Учителя и наша поддержка есть у каждого из вас, и нужно стараться ее услышать и использовать.

И на первом, и на втором «планах» человеку нужны глаза, уши и речь (двусторонее восприятие действительности), чтобы получить и переработать доступную для этих органов чувств информацию.

Важнейшим инструментом для решения подобной задачи выступает личностное сознание, генеративная функция которого позволяет эту информацию объединить для осознания и дальнейшего использования.
Итак, для того чтобы человек мог развиваться, меняя планы своего пребывания в реальности, ему необходим контакт с окружающим миром, который обеспечивается «снимаемой» им информацией.

В этой фразе и содержится ответ на поставленный вопрос.

Примитивный мир давал человеку возможность обходиться простейшей информацией, и обостренного восприятия рецепторов обоняния очень часто оказывалось достаточно для поиска например, зверя на охоте. Подкорковая часть головного мозга, ответственная за память прошлого, не использовалась, а «идеальная» для примитивного восприятия, выстроенная таким образом картина мира ограничивалась удовлетворенностью, полученной от сна и насыщения.

На втором плане пребывания для человека все устроено гораздо сложнее. Развивая себя, человеку требовалось все большее и полнейшее удовлетворение от выполняемой им деятельности, он желал достижения высот карьерного роста и получения от жизни максимальных дивидендов. Его эгоизм выступал генератором для работы сознания на втором «плане». Кстати, на вашей планете в настоящее время подобный план чрезвычайно распространен.


И, наконец, на «третьем плане» привычные органы чувств уже не нужны, они ничего не значат и ничего не дают их обладателю. Если на втором «плане-уровне» они уже использовались слабее, чем раньше, давая больший простор мыслительной деятельности, и мыслительные процессы превалировали над интуитивным восприятием, то на Нашем с вами «уровне» общения и бытия подобное восприятие вообще не играет никакой роли. Это нужно осознать при изучении данного вопроса.

То, что вы называете «шестым чувством» на самом деле таковым и является, а его основным инструментом является ваша мыслительная или ментальная способность. Разум человека - это и есть ваш шестой орган чувств. Почему его изучение и вызывает такой большой интерес у адекватных людей, стремящихся понять его «устройство», особенности и истинное предназначение.

Итак, механизм использования органов чувств в жизни человека постоянно претерпевает трансформацию. Происходит угасание чувственного восприятия действительности получаемых рецепторами «традиционных» или реликтовых органов чувств, и на смену к нему приходит более совершенный процесс получения информации путем ее мысленного восприятия органами «пси» человеческого организма. Рецепторы «ментального глаза» расположены в коре головного мозга и в прилегающей к ней области сознания (ментального тела) человека. Мы уже раньше говорили, что в Метакосмосе нет пустот.

Заметим, что развитие имеет форму нарастающей или прогрессивной спирали. Элементарное интуитивное восприятие человека прошлого является аналогом интуитивно-личностного восприятия человека на настоящем этапе его эволюции. Но это современное восприятие уже совсем иное, гораздо более прогрессивное проявление этого реликтового явления.

Органы чувств имеют исключительно большое значение для всех функций жизни и для защиты от вредных влияний внешней среды. Органы зрения и слуха позволяют воспринимать раздражения, источник которых может находиться на большом расстоянии от уха и глаза, а это дает возможность реагировать на данное раздражение, не входя в непосредственный контакт с его источником. Рецепторные приборы органов слуха, зрения и обоняния называют еще дистантными * , потому что они информируют о событиях, происходящих на далеких расстояниях. Если животное способно почувствовать на расстоянии запах врага (или пищи), услышать или увидеть его вдали, у него меньше шансов почувствовать на себе его зубы и когти, так как дистантные рецепторы создают вокруг животного и человека широкую зону безопасности.

* (От латинского слова distantia - расстояние, даль. )

Но это еще не все: органы чувств человека в то же время являются и орудиями проникновения его в тайны природы, орудиями усовершенствования и обогащения наших знаний о природе для развития наших духовных качеств.

Наш глаз различает цвета, улавливает множество цветовых оттенков. Глазу свойственно также распознавать и дифференцировать бесконечное разнообразие форм, как существующих в самой природе, так и созданных руками человека. В свою очередь наш орган слуха тонко различает и дифференцирует множество звуков и тонов, благодаря чему человек может создавать и понимать созданные другими величайшие произведения музыкальной культуры. Именно зрительные и звуковые ощущения послужили фундаментом, на котором выросло новое чувство, выделяющее человека среди всех других живых существ на земле, - это чувство эстетики и красоты, познание всего прекрасного.

Современный человек имеет много новых технических возможностей познания внешнего мира, которые для наших далеких предков были совершенно недоступны. Наше ухо благодаря радио слышит весь мир. Через телевизор мы слышим и видим за сотни километров. Катодная (электронная) лампа помогла выявить верхнюю границу слуха у человека и многих животных; она дала возможность уловить и записать электрические колебания, происходящие в нервах, идущих от рецепторов к мозгу; этот прибор стал как бы новым рецептором необычайной чувствительности. Благодаря слуху и зрению человек делает свои органы чувств все более и более чувствительными, более острыми и проникновенными, делаясь сам "всевидящим" и "всеслышащим".

Богатство зрительных ощущений, которое мы увеличиваем с каждым поворотом головы, может быть названо поистине громадным - несколько тысяч ощущений в каждую минуту * . Кроме того, акт зрения лежит в основе письма и чтения, в основе знакомства со всей мировой литературой, а чтение дает нам возможность узнавать о том, чего мы не видели, чего не могли слышать, и это еще более расширяет наш кругозор, познание мира и человеческого общества.

* (И. М. Сеченов. Психологические этюды. 1935, стр. 328. )

Можно сказать, что органы чувств (экстерорецепторы) - это своеобразные специальные информаторы мозга, как бы его щупальца, обращенные во внешний мир. Каждый из органов чувств представляет собой как бы специальный рефлектор организма, отражающий в мозгу внешний и внутренний мир. Все сигналы, поступающие из внешнего мира через органы чувств в мозговые центры, анализируются и осмысливаются как реальные образы.

Ощущение

Общее понятие об ощущении

Виды ощущений

Основные свойства ощущений

Общее понятие об ощущении

Мы приступаем к изучению познавательных психических процессов, простейшим из которых является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением . В свою; очередь, раздражение вызывает еще один процесс - возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств.

Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Физиологическая основа ощущений

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами.

Анализатор – анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей и переработки их в ощущения.

Каждый анализатор состоит из трех частей:



1. рецептор (орган чувств) периферический отдел, который преобразует энергию внешнего воздействия в нервный процесс. Рецепторы строго специализированы и реагируют только на определенные раздражители. это воспринимающая часть анализатора;

2. проводящие нервные пути передают нервные сигналы в мозг;

3. корковый отдел анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры.

Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.

Роль ощущений в жизни человека

Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания - это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что, некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы -приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода- неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико. Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития.

Изучение эволюции органов чувств убедительно показывает, что в процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств, или рецепторы), которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи (или видов энергии): слуховые рецепторы, отражающие звуковые колебания; зрительные рецепторы, отражающие определенные диапазоны электромагнитных колебаний, т д

Следует отметить, что ощущения человека - это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных . У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. У многих животных отдельные виды ощущений поражают своей тонкостью, однако проявление этой тонко развитой способности ощущения не может выйти за пределы того круга объектов и их свойств, которые имеют непосредственное жизненное значение для животных данного вида. Например, пчелы способны гораздо тоньше, чем среднестатистический человек, различать концентрацию сахара в растворе, но этим и ограничивается тонкость их вкусовых ощущений. Другой пример: ящерица, которая способна слышать легкий шорох ползущего насекомого, никак не будет реагировать на очень громкий стук камня о камень.

У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.

4. Виды ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений.

По количеству органов чувств выделяют пять основных видов ощущений:

· обоняние,

· вкус,

· осязание,

· зрение и

· слух.

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений англ. физиолога Ч. Шеррингтона. Все группы ощущений он разделил на три основных типа:

Интероцептивные,

Проприоцептиепые и

У человека есть пять основных органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Каждый этих органов имеет свое сложное строение и функции. Знать о том, как построено тело и его органы чувств человека не только интересно, но и полезно, если произойдут какие-либо нарушения, вы будете знать, с чем это связано.

____________________________

Орган 1: Глаза

При помощи глаз человек видит, что, несомненно, очень важно, ведь без зрения приходиться крайне трудно. Через глаза человек получает самый большой объем информации из окружающего мира.

Описание строения

Глаз состоит из нескольких важных частей, а именно:

  1. Часть, принимающая зрительную информацию – периферическая.
  2. Пути, по которым движется сигнал об увиденном: зрительные нервы, тракт и перекрест.
  3. Подкорковые центры, находящиеся в головном мозге.
  4. Зрительные корковые центры, находящиеся в затылочных долях мозга.

Периферическая часть глаза состоит:

1. Внешней части:

  • Склера – оболочка глаза, которая состоит из соединительной ткани. Она придает глазу форму, к ней прикрепляются мышцы. Ее функции – опора и защита глазного яблока.
  • Зрачок – отверстие, через которое мы видим. Через него проходит свет и в зависимости от его интенсивности, зрачок рефлекторно сужается или расширяется.
  • Передняя камера – заполненное влагой пространство перед зрачком, которое защищает глаз.
  • Радужная оболочка – подвижная тонкая диафрагма вокруг зрачка, не пропускающая свет и содержит пигмент, за счет которого у человека цветной зрачок. За счет мышц диафрагмы происходит изменением размера зрачка.
  • Роговица – выпуклая внешняя часть глаза. Ее важная функция – светопреломление, а клетки в ней расположены в оптическом порядке, что позволяет, не искажая пропускать лучи света.
  • Конъюнктива – слизистая оболочка глаза и век, которая выделяет слезы. Функция конъюнктивы – защита и увлажнение глаза.
  • Веки – кожные складки вокруг глаза, которые распределяют слезную жидкость по глазу и защищают его от попадания разных предметов.
  • Глазница – костное вместилище глазного яблока, в котором также содержаться сосуды, мышцы и нервы.

2. Внутренней части:

  • Стекловидное тело – наибольшая часть глаза, состоящая из гиалуроновой кислоты и воды. Через него проходят коллагеновые волокна. Функции – преломление поступающего света, поддержание формы глаза и тургора.
  • Хрусталик – прозрачное тело без сосудов, находящееся за зрачком в передней части стекловидного тела. Имеет форму линзы и питается за счет внутриглазной жидкости. Основная функция – фокусировка зрения.
  • Сетчатка – оболочка, состоящая из многих слоев. В ее состав входят фоторецепторы – колбочки и палочки. Колбочки отвечают за восприятие предмета – его цвета и формы. Палочки отвечают за способность человека видеть при свете, сумерках или в темноте.

3. Слезный аппарат глаза:

  • слезная железа;
  • слезные канальцы;
  • носослезной проток;
  • слезный мешок.

4. Мышечный аппарат глаза:

Функции

Основными функциями глаза являются:

  • цветоощущение;
  • периферическое зрение;
  • светоощущение;
  • стереоскопическое зрение;
  • предметное (центральное) зрение.

Глаза – сложная оптическая система, которая передает информацию об изображении в головной мозг и обслуживает жизнеобеспечение человека.

Интересные факты

  • У женщин боковое (периферическое) зрение лучше, чем у мужчин.
  • Глаз человека может различить до 500 оттенков серого цвета.
  • У каждого человека радужка глаза индивидуальна, а потому ее можно использовать вместе с отпечатками пальцев для идентификации.
  • Веки при чихании автоматически закрываются, это рефлекторное свойство помогает избежать разрыва глазных капилляров.
  • Полную пересадку глаза совершить невозможно, так как восстановить зрительный нерв и окончания, связывающиеся с мозгом не под силу.
  • У 1 процента людей на планете цвет радужки правого и левого глаза отличается.
  • На верхнем и нижнем веке человека 150 ресниц.
  • Удивительно, но за 12 часов человек совершает около 25 минут морганий.
  • Реже всего встречаются люди с зеленым цветом глаз, таких всего 2 процента населения Земли.

Орган 2: Ухо

Ухо имеет способность воспринимать звуки, что немаловажно для общения с окружающими людьми.

Описание строения

Ухо состоит из центральной и периферической части. Центральная часть включает в себя:

Периферическая часть уха состоит:

1. Наружное ухо – собирает звук, который потом попадает в слуховой проход к барабанной перепонке. К наружному уху относится:

  • Ушная раковина – хрящевая пластина, которая крепится с височной части головы мышцами и связками. На мочке уха хрящ отсутствует.
  • Слуховой проход – щель с небольшим просветом, которая выполняет функцию усилителя звука. Содержит серные и сальные железы. Если человек плохо слышит, он прикладывает ладони к ушной раковине, чтобы усилить звук.
  • Барабанная перепонка – тонкая пластина, отделяет слуховой проход от среднего уха. Звуковые колебания заставляют перепонку колебаться с той же частотой. С возрастом барабанная перепонка становиться толще и грубее, от чего пожилые люди хуже слышат.

2. Среднее ухо – воздухоносные полости, которые соединяются с носоглоткой. Среднее ухо состоит:


3. Внутреннее ухо – расположенное в височной кости костное образование.

  • Является сложной системой костных каналов и состоит:
  • Преддверие – основная часть костного лабиринта.
  • Полукружные каналы, отвечающие за восприятие звука.
  • Костная улитка – состоит из канала с тремя ходами, в который находится жидкость, проводящая звуковые колебания.
  • Вестибулярный анализатор, который контролирует мышечный тонус, равновесие и положение тела в пространстве.

Функции

Основными функциями уха являются:


Интересные факты

  • Евстахиева труба оберегает барабанную перепонку от разрушения, вследствие резкого падения или повышения артериального давления, например в горах, самолете, во время ныряния.
  • Уши растут в течение всей жизни человека.
  • Когда человеку нужно услышать другого через посторонний шум, например музыку, он обычно поворачивается к собеседнику правым ухом.
  • У борцов и игроков регби ухо часто напоминает цветную капусту, так как его хрящ постоянно повреждается, и у него нет костей для восстановления.
  • Уши – самоочищающийся орган. Поры производят внутри ушную серу, а мелкие реснички выталкивают ее из уха.
  • Музыкальный слух лучше развит у народов, которые имеют более мелодичный язык.
  • Самый чувствительный слух в детском возрасте. При рождении человек может слышать от 20 до 20 000 герц, с возрастом верхний порог уменьшается до 15 000 герц.

Орган 3: Нос

Нос – важный элемент тела человека, так как он отвечает сразу за две основные функции – обоняние и дыхание.

Описание строения

Нос имеет несколько составляющих частей:

1. Наружный нос – состоит из хрящей, костей и кожи их покрывающей.


Кожные покровы носа содержат большое количество сальных желез. Мышцы наружного носа обычно не функционируют, а соединяют его с входом в носовую полость.

2. Полость носа расположена между глазницами, полостью рта и передней черепной ямкой. Благодаря ноздрям полость носа сообщается с внешней средой. Полость носа включает в себя:

  • Стенки полости носа выстланы маленькими ресничками, которые не дают мелкому мусору и пыли проникнуть в носовой проход.
  • В верхней части полости носа содержится обонятельный центр.
  • Нижний носовой ход – находится между дном полости носа и носовой раковиной. В нем находится носослезный проток.
  • Средний носовой ход находится между средней и нижней носовой раковиной.
  • Верхние носовые ходы содержат нюхательные рецепторы (около 10 млн.)
  • Носовые ходы, с которыми сообщаются околоносовые пазухи.

3. Околоносовые пазухи содержат воздухоносные полости. Существует четыре пары околоносовых пазухи:

  • Верхнечелюстные – самые крупные, расположены в теле верхней челюсти. Продвижение слизи по пазухам идет вверх к ее медиальному углу, где находится соустье со средним носовым ходом носа. Давление воздуха в пазухе такое же, как и в носовой полости. Верхнечелюстные пазухи разделены на множество перегородок, если какая-либо будет воспалена – это покажет рентгенограмма.
  • Пазухи решетчатой кости – представляют собой отдельные клетки, разделенные костными пластинками. Различают передние, средние ячейки, выходящие в средний носовой проход и задние, которые выходят в верхний. Возле пазух решетчатой кости проходит зрительный нерв.
  • Лобные – имеют несколько стенок, размеры которых часто индивидуальны.
  • Клиновидные пазухи расположены так, что отток жидкости из нее и слизи происходит в носоглотку. Каждая пазуха имеет четыре стенки разной величины.

Функции

Основные функции носа:


Интересные факты:

  • Нос растет в течение всей жизни, как и уши.
  • С рефлексом чихания человек рождается и стиль его похож на родительский.
  • Существует около 14 форм носа, самый распространенный из которых – мясистый нос.
  • Одним из признаков старения является свисание кончика носа книзу за счет распада коллагена и постоянного действия силы тяжести.
  • Самые любимые запахи человека – свежей выпечки, кофе и свежескошенной травы. Часто в магазинах пахнет кофе и свежей выпечкой, так как этот запах повышает желание человека покупать.
  • Известно, что память обостряется с переживанием сильных эмоций. Запахи тесным образом связаны с событиями, вызывающими эти эмоции.
  • Люди имеют примерно 12 млн. обонятельных рецепторов, но их количество с возрастом уменьшается, и пожилые люди хуже различают запахи.

Орган 4: Язык

Трудно представить жизнь без вкусовых рецепторов, различающих пищу, ведь вокруг столько изобилия вкусностей.

Описание строения

Язык можно разделить на три части – тело, корень и верхушку. Весь язык покрыт эпителием и сосочками:


Слюнные железы расположены на верхушке языка и по его краям.

Чувство вкуса способны проводить нервы:

  • Языкоглоточный нерв.
  • Барабанная струна лицевого нерва.
  • Блуждающий нерв.

Вкусовая луковица имеет овальную форму и состоит из клеток:

  • Вкусовые сенсорные эпителиоциты – содержат рецепторные белки (горькочувствительные, сладкочувствительные и кислочувствительные), которые соприкасаются с микроворсинками.
  • Поддерживающие клетки – поддерживают вкусовые сенсорные клетки.
  • Базальные эпителиоциты – обеспечивают восстановление первых двух типов клеток.

Во вкусовые ямочки попадают растворенные вещества через вкусовые поры. Они адсорбируются на микроворсинки и воздействуют на рецепторные белки. Сенсорная клетка возбуждается, что улавливают нервные окончания и несут информацию к клеткам мозга о вкусе.

Функции

  • Чувствительная – способствует восприятию вкуса, боли и тепла.
  • Защитная – оказывает непроницаемость слизистой оболочки языка для вирусов и бактерий.
  • Всасывательная – обеспечивает введение препаратов, для быстрого усвоения, через область рта.
  • Пластическая – позволяет эпителию быстро обновляться при повреждениях тканей.

Интересные факты

  • На языке расположены грибовидные сосочки, каждый из которых содержит от 50 до 100 вкусовых рецепторов.
  • 15 – 25 процентов людей на Земле обладают «супервкусом». У таких людей вкусовых рецепторов на сосочках больше, чем у остальных. Количество сосочков у таких людей также повышено.
  • Вкус еды определяется не только при помощи языка, но и носа.
  • В Западной Африке растет Магический фрукт, съев который кислые продукты, такие как лимон, будут казаться сладкими.
  • Во время полета на самолете чувствительность к соленым и сладким блюдам снижается из-за высокого уровня шума, однако еда кажется более хрустящей.
  • Вкусовые сосочки живут около 7 – 10 суток, после чего заменяются новыми, поэтому вкус, который вы чувствовали сегодня, может отличаться от того, который был две недели раньше.
  • Острые специи, добавленные в блюда, стимулируют не вкусовые рецепторы, а болевые, которые соединяются с нервами.
  • Язык человека способен чувствовать сахар в воде в пропорции 1:200.

Орган 5: Кожа

Осязание – один из пяти видов чувств человека, способность различать предметы и их температуру при помощи прикосновения.

Описание строения

Кожа состоит из трех основных слоев:


Придатками кожи считаются волосы, ногти и кожные железы. Благодаря большому количеству нервных окончаний кожи, человек способен осязать при помощи тактильных прикосновений. При осязании играет роль также двигательный анализатор.

Рецепторы кожи, которые входят в состав нервных волокон эпидермиса и дермы обеспечивают связь человека с внешней средой.

Функции

  • Рецепторная (осязание) – благодаря нервным окончаниям.
  • Терморегуляторная – излучение тепла и выделение пота.
  • Защитная – оберегает организма от попадания химических и механических веществ, излучения и микробов.
  • Выводит с потом продукты обмена и соли.
  • Участвует в водно-солевом обмене.
  • Способствует поглощению кислорода и выделению углекислого газа.
  • За счет прикосновений помогает человеку различать предметы, их температуру и форму.

Интересные факты

  • Первое чувство, которое появляется у новорожденного ребенка – осязание.
  • Если слепые от рождения люди начнут видеть, они не смогут сразу опознать предметы, которых касались ранее по одному взгляду, без осязания.
  • Рецепторы, отвечающие за осязание, находятся не только в коже, а и в мышцах, слизистых оболочках и некоторых суставах.
  • Если детям, у которых наблюдаются расстройства психики растирать спину, их восприятие окружающей среды улучшиться.
  • Если немного прикоснуться к кистям рук человека, его артериальное давление чуть-чуть уменьшиться и сердечный ритм снизится.
  • Вес кожи составляет около 15 процентов общей массы человека.
  • Если недоношенного ребенка ежедневно гладить, нежно прикасаться, он будет набирать в весе на 55 процентов быстрее, чем дети, которых не трогать.
  • С кожей ежедневно выводится около 600 мл воды.
  • Самая тонкая кожа – 0,5 мм на веках и барабанной перепонке, а самая толстая – 0,5 см на ступнях ног.

Видео

Для чего нужны органы чувств и какое значение имеют органы чувств Вы узнаете из этой статьи.

Органы чувств их значение в жизнедеятельности организма

Органы чувств представляют собой чувствительные органы животных и человека, которые воспринимают и анализируют все раздражители, которые с внутренней и внешней среды поступают к ним. Они неразрывно связаны с Центральной нервной системой.

Только благодаря органам чувств человек чувствует независимо существующий, окружающий, объективный мир.

Существует 5 органов чувств: слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. И каждый орган имеет сложное строение и выполняет свои функции.

Какое значение имеют органы чувств?

Зрение — процесс, благодаря которому обеспечивается восприятие формы, цвета предметов, размеров, которые окружают нас, и обеспечивается ориентация в пространстве. Значение этого органа не только в восприятии излучения света, но и для определения объемности предметов, определения расстояния и восприятие окружающего мира.

Слух — это вид чувствительности, который обеспечивает живым организмам восприятия колебаний звуков. Он обеспечивает полноценное психическое развитие личности. Ведь благодаря данному органу восприятия познаются звуки окружающей среды. Он обеспечивает речевое общение живым организмам. Без слуха никогда не появились музыкальные произведения, которыми сегодня увлекаются многие.

Обоняние. Нос является важным элементом тела человека и отвечает за 2 функции — дыхание и обоняние. Его значение — очищает воздух, который попадает в легкие, от мусора и пыли, защищает от попадания микробов в организм человека, благодаря ему мы чувствуем запахи, также он влияет на формирование тембра и высоты голоса.

Вкус . Вкусовые рецепторы отвечают за различение пищи, ее вкусовых особенностей. Значение вкусовых рецепторов — способствует восприятию тепла, боли и вкуса; обеспечивает непроницаемость языковой слизистой оболочки для бактерий и вирусов; обеспечивает быстрое усвоение лекарственных препаратов через ротовую область.

Осязание . Это пятый орган ощущения, который отвечает за способность различать температуру предметов и сами предметы с помощью прикосновений. Нервные окончания отвечают за эту способность. Значение — излучает тепло и выделяет пот; защищает организм от попадания в него механических и химических веществ, а также от микробов и излучения.

Надеемся, что из этой статьи вы узнали, каково значение органов чувств в жизни и трудовой деятельности человека.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии