Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
2.6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей
Профилактика стоматологических заболеваний:
1) первичная - использование различных методов и средств для предупреждения возникновения стоматологических заболеваний. Начальные признаки поражения тканей при проведении профилактических мероприятий могут стабилизироваться или подвергнуться обратному развитию;
2) вторичная - применение традиционных методов лечения для остановки развившегося патологического процесса и сохранения тканей. Включает лечение кариеса зубов (пломбирование, эндодонтические процедуры), терапевтическое и хирургическое лечение заболеваний пародонта и других заболеваний полости рта;
3) третичная - восполнение анатомической и функциональной целости зубочелюстной системы. Предусматриваются использование средств, необходимых для замещения отсутствующих органов и тканей, и проведение реабилитации пациентов, приближая насколько возможно их состояние к норме.
К методам первичной профилактики относятся:
Индивидуальная гигиена полости рта;
Профессиональная гигиена полости рта;
Эндогенное использование препаратов фтора;
Применение средств местной профилактики;
Стоматологическое просвещение.
Индивидуальная гигиена полости рта. Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты, входящие в состав средств гигиены, обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышают их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов, улучшению кровообращения в тканях пародонта.
Индивидуальная гигиена - тщательное и регулярное удаление пациентом зубных отложений с поверхностей зубов и десен с помощью различных средств.
Зубные щетки - основной инструмент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен. Сейчас существует множество моделей зубных щеток, предназначенных для удаления зубного налета с гладких, окклюзионных и проксимальных поверхностей зубов. Разработка нового дизайна щеток осуществляется с помощью компьютера.
Зубные щетки отличаются:
Размером головки;
Свойствами волокон;
Формой щеточного поля головки и расположением пучков;
Жесткостью;
Дизайном ручки.
Размер головки зубной щетки. В настоящее время (как взрослым, так и детям) рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, которыми легко можно манипулировать в полости рта и очищать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зубной щетки должен быть 18-25 мм.
Свойства волокон. Для изготовления зубных щеток преимущественно используют синтетические волокна. В то же время в продаже еще встречаются щетки, изготовленные из натуральной щетины. Этот материал, естественно, уступает синтетическим волокнам по качеству. Его недостатками являются наличие срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудность содержания щетки в чистоте, невозможность идеальной обработки концов щетинок и сложность придания ей определенной жесткости.
Форма щеточного поля головки. В боковой проекции можно различить несколько профилей головки зубной щетки - плоский, вогнутый, выпуклый, многоуровневый. Щеткой с вогнутой формой рабочей части головки лучше очищать вестибулярные поверхности зубов, тогда как с выпуклой - язычные. Щетки, у которых щетинки располагаются на разных уровнях, более эффективно, чем плоские, удаляют налет, особенно с проксимальных поверхностей зубов.
Расположение пучков волокон. В головке щетки щетинки организованы в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое расположение позволяет лучше очистить все поверхности зубов. Пучки щетинок, как правило, имеют различную высоту: более длинные (мягкие) по периферии, более короткие - в центре. Каждая группа пучков способствует более тщательному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; короткие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направлении, проникая в зубодесневую борозду, удаляют зубной налет из пришеечной области.
Некоторые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров, особенно дистальных поверхностей последних моляров, и глубокого проникновения в межзубные промежутки.
Часто зубные щетки снабжены индикатором - двумя рядами пучков волокон, окрашенных разноцветными пищевыми красителями, которые обесцвечиваются по мере использования. Сигналом для замены щетки является обесцвечивание щетинки на половину ее высоты. Это обычно происходит через 2- 3 мес при ежедневной двухразовой чистке зубов.
Жесткость щетки зависит от состава волокна, диаметра и длины щетинки, а также от количества щетинок в пучке.
Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.
Рекомендации пациентам по использованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широко применяют щетки средней степени жесткости. Как правило, детские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого волокна.
Дизайн ручки. Форма ручки зубных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, однако длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальные удобства при чистке зубов. Детские зубные щетки «Oral-В», «Disney Mickey Mouse L-10» (для детей от 2 лет) и »Squish Grip» (от 4 лет) - очень мягкие, с маленькой головкой, индикаторными щетинками и удобной нескользящей ручкой.
Приучить ребенка правильно чистить зубы можно с помощью зубных щеток, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 мин) изменяется первоначальный цвет ручки. Таким же свойством обладают зубные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движениях щетки издается звук, а при горизонтальных (неправильных) зубная щетка «молчит».
Межзубные щетки. Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежутков, пришеечных областей зубов, пространств под несъемными ортодонтическими конструкциями. Обычно они небольшого размера, их рабочая часть может состоять из одного пучка волокон, подстриженного в виде конуса или нескольких пучков, размещенных в одном ряду. С такими щетками используют сменные ершики разного размера.
Электрические зубные щетки. Этот вид зубных щеток сейчас используют довольно широко. Примером может служить электрическая зубная щетка «Braun Oral-B Plak Control 3D». В этой щетке имеются 3 вида щетинок: мягкие FlexiSoft с губчатой структурой, более высокие - «силовые выступы», индикаторные. Маленькая головка щетки совершает пульсацию с частотой 20 000 колебаний в минуту, что разрыхляет зубной налет, и возвратно-вращательные движения с частотой 7600 колебаний в минуту, при которых удаляется налет даже с труднодоступных поверхностей. Одновременно с чисткой осуществляется массаж десен.
Для детей разработаны специальные детские электрические зубные щетки.
Методы чистки зубов. Очищение молочных зубов с момента прорезывания. С момента прорезывания первых молочных зубов их необходимо очищать не менее 1 раза в день специальной зубной щеточкой, которую родители надевают себе на палец.
С 1 года ребенку можно чистить зубы 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой, с 2-2,5 лет - 2 раза в день, используя при этом мягкую зубную щетку и гелеобразную детскую зубную пасту. Контролем правильности чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие видимого налета.
Круговой метод Fones . Используя этот метод, вначале очищают вестибулярные поверхности сомкнутых зубов круговыми движениями, исключая краевую часть десны, затем открывают рот и очищают маленькими вращательными движениями оральные поверхности, горизонтальными или вращательными движениями - окклюзионные поверхности зубов. Этот метод рекомендуется и детям, и взрослым.
Стандартный метод чистки зубов (Г.Н. Пахомов). Зубной ряд условно делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.
При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45 ° к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу, одновременно удаляя налет с зубов и десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (возвратно-поступательными) движениями, при этом волокна щетки проникают глубоко в фиссуры и межзубные промежутки.
Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюс-тей очищают такими же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым углом к ним и захватывают не только зубы, но и десну.
Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движениями.
Зубные нити (флоссы). Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Их изготавливают из специального синтетического волокна. Они могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой. Кроме того, сущес-твуют суперфлоссы - нити с односторонним утолщением. Такая нить имеет жесткий кончик и сочетание невощеных фрагментов с более широкими нейлоновыми волокнами. Она позволяет очищать контактные поверхности зубов, а также способствует более тщательному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.
Способ применения зубных нитей. Нить длиной 35-40 см накручивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью указательных пальцев - на нижней челюсти и больших пальцев - на верхней челюсти) по контактной поверхности зуба, стараясь не травмировать десневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. Последовательно производят очищение контактных поверхностей каждого зуба.
Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами начиная с 9-10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.
Зубные пасты. Широкое распространение с 30-х годов XX столетия приобрели зубные пасты, которые обладают значительными преимуществами перед порошками и являются более удобными и массовыми средствами гигиены. Их эффективность в профилактике кариеса зубов и болезней пародонта общепризнанна.
Применение зубных паст в значительной мере способствует снижению (в среднем на 25-30 %) частоты кариеса постоянных зубов, улучшению гигиенического состояния полости рта (на 24-46 %), уменьшению воспалительных явлений в тканях пародонта (на 33- 58 %).
Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет,
остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать выраженным дезодорирующим и освежающим действием и не давать побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.
Основные компоненты зубных паст:
Абразивные вещества - обеспечивают очищающее и полирующее действие (химически осажденный мел, дикальцийфосфат, диоксид кремния, гидроокись алюминия и др.);
Связующие вещества - обеспечивают стабильность состава зубной пасты (натуральные и синтетические гидроколлоиды);
Увлажняющие вещества - способствуют сохранению влаги в пасте, получению пластичной однородной массы (многоатомные спирты);
Пенообразующие вещества (ализариновое масло, лаурилсульфат натрия);
Отдушки и подсластители - обеспечивают органолептические свойства зубной пасты (мята перечная, сахарозаменители).
В последнее время нашли применение гелеобразные зубные пасты, полученные на основе соединений окиси кремния и обладающие высокой пенообразующей способностью. Такие пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способность некоторых из них ниже, чем паст, содержащих меловую основу или дикальцийфосфат.
Гельные зубные пасты обеспечивают более мягкое очищающее действие, не травмируя эмаль молочных зубов, поэтому их также рекомендуют использовать у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что позволяет применять их как
основные средства профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.
Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются противокариозные фторидсодержащие зубные пасты. В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат натрия, подкисленный фосфатами фторид натрия, а в последнее время и органические соединения фтора (аминофториды).
Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуемым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроорганизмов налета. По рекомендациям ВОЗ (1984), оптимальная концентрация фторида в зубных пастах должна составлять 0,11 %. В составе детских зубных паст фтористые соединения находятся в малом количестве - до 0,023 %.
Для полной минерализации твердых тканей зуба и повышения их резистентности к кариесу, помимо фторидов, необходимы и другие неорганические элементы.
Зубные пасты, содержащие фосфаты калия, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, оказывают выраженное противокариозное действие. Подобный эффект дают также зубные пасты, имеющие в своем составе производные хитина и хитозана. Эти вещества обладают сродством к белкам и способны ингибировать адсорбцию Streptococcus mutans, mitis, sanguis на поверхности гидроксиапатита. Применение противовоспалительных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные вещества - лекарственные травы, соли, антисептики, ферменты, витамины, микроэлементы.
Противовоспалительное действие оказывают зубные пасты с добавками лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистника, аира болотного, календулы, шалфея, экстракта корня женьшеня. Эти пасты способствуют уменьшению кровоточивости десен, обладают обезболивающим, противовоспалительным и регенерирующим эффектом.
Для ускорения регенераторных процессов слизистой оболочки в зубные пасты вводят биологически активные компоненты - ферменты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин. Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов камня в зубные пасты включают также пирофосфаты натрия или калия, цитрат цинка, которые, не влияя на активность фторидов, способны ингибировать формирование твердых зубных отложений.
Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент, глицерофосфат кальция, синтетический гидроксиапатит, способствуют уменьшению повышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.
В состав большинства отбеливающих зубных паст в качестве абразива вводят диоксид кремния высокой концентрации, а также полирующие компоненты и вещества, препятствующие образованию твердых зубных отложений. Не рекомендуется использование отбеливающих паст у детей в период прорезывания постоянных зубов.
Жевательные резинки. Ксредствам, позволяющим улучшить гигиеническое состояние полости рта, относятся жевательные резинки, которые внастоящее время рекомендуют использовать и детям.
Жевательная резинка, воздействуя на ткани полости рта, способствует:
Увеличению скорости слюноотделения;
Стимуляции выделения слюны с повышенной буферной емкостью;
Нейтрализации кислот зубного налета;
Усилению омывания слюной труднодоступных участков полости рта;
Нормализации клиренса сахарозы из слюны;
Удалению остатков пищи.
В настоящее время используют жевательные резинки, изготовленные на основе сахарозаменителей, так как они обладают противокариозным эффектом. Сахарозамените-ли придают жевательной резинке сладкий вкус, но в отличие от сахара очень медленно разлагаются до кислот. Некоторые жевательные резинки содержат противокариозные и противовоспалительные добавки: соединения фтора, лактат кальция, хлоргексидин. Пользоваться жевательной резинкой следует после каждого приема пищи и сладостей не более 10 мин. Не рекомендуется бесконтрольное, многократное использование жевательной резинки в течение дня.
Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта после чистки зубов или приема пищи. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта. В состав эликсиров могут входить биологически активные компоненты: фторид натрия, экстракты лекарственных растений, триклозан и ксидифон, препятствующие образованию зубного камня.
Профессиональная гигиена полости рта. Профессиональная гигиена - комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта путем механического удаления с поверхностей зубов над- и поддесневых зубных отложений.
Профессиональная гигиена включает в себя:
Мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболеваниями;
Обучение пациента индивидуальной гигиене полости рта;
Удаление над- и поддесневых зубных отложений;
Полировку поверхности зуба (в том числе и корня);
Устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета.
Профессиональная гигиена полости рта как один из основных компонентов профилактики стоматологических заболеваний должна проводиться детям и подросткам строго индивидуально и через определенное время.
Длительность интервалов между посещениями врача-стоматолога зависит от:
Гигиенического состояния полости рта;
Интенсивности кариеса зубов;
Присутствия гингивита;
Выраженности пародонтита;
Степени прорезывания зубов.
Контролируемая чистка зубов - это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (врача-стоматолога, гигиениста и др.). Сначала зубы пациента обрабатывают окрашивающим средством и определяют ИГ. Затем пациент чистит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют ИГ. Специалист с помощью зеркала показывает пациенту, какие поверхности тот очищает недостаточно. При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяют, оценивая навыки пациента.
Врач должен объяснить ребенку и родителям причины возникновения и развития кариеса зубов и заболеваний пародонта, образования зубных отложений, содержащих бактерии и продукты их жизнедеятельности, и методы контроля за их образованием. Должны быть также даны рекомендации по применению средств профилактики и гигиены (зубных щеток, паст, зубных нитей, щеток для очищения межзубных промежутков, языка, зубочисток, гелей, полосканий и др.) и правилам пользования ими.
Профессиональная чистка зубов как компонент программы профилактики кариеса и воспалительных заболеваний пародонта была предложена P. Axelsson и др. в 1970 г. в так называемой «Карлштадской модели» (Швеция). Эта комплексная программа профилактики включала регулярное обучение пациентов чистке зубов, профессиональную чистку, местное применение фторидов, рекомендации по питанию. Профессиональную чистку проводил специально обученный стоматологический персонал через определенные промежутки времени (каждые 2 нед). Идея проведения процедуры полного удаления зубного налета основывалась на данных исследований, показавших, что при наличии плотного налета признаки гингивита и начального кариеса развиваются за 2-3 нед при условии, что в налете периодически присутствует сахароза.
Несмотря на отличные результаты, «Карлштадская программа» оказалась дорогостоящей, поэтому в течение последующих десятилетий исследователи пытались выработать оптимальные интервалы между посещениями пациентов, чтобы сохранить положительный эффект профилактических программ и в то же время снизить их стоимость. Одним из примеров может служить программа Nexo (Дания) и ее модификация, внедренная И.Н. Кузьминой (1996) в Солнцевском районе Москвы. Особенностью этих программ является планирование интервалов между проведением профессиональной чистки зубов в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
При этом интервал между проведением профессиональной чистки зубов определялся на основании следующих факторов:
Заинтересованности родителей и детей в программе;
Поражаемости зубов кариесом у пациента;
Степени прорезывания (особенное внимание уделяется первым и вторым постоянным молярам) и наличию кариеса на жевательных поверхностях постоянных моляров.
Основные принципы проведения профессиональной чистки зубов у конкретного пациента:
Все зубы окрашивают красителем (обычно эритрозином). Врач показывает пациенту места наибольшего скопления налета. Обучение чистке зубов проводят с учетом индивидуальных особенностей гигиенического состояния полости рта;
Оставшийся налет удаляют при помощи абразивной фторидсодержащей полировочной пасты, где в качестве абразива преимущественно используют диоксид кремния. Удаление налета с жевательных поверхностей зубов проводят вращающимися щеточками, а с гладких поверхностей - мягкими резиновыми колпачками, заправленными полировочной пастой. Как щеточки, так и колпачки приводятся во вращение микромотором механического наконечника. Апроксимальные поверхности зубов очищают от налета зубными нитями;
После очищения всех поверхностей зубов необходим контроль за тщательностью выполненной процедуры. Для самостоятельного контроля за качеством чистки зубов в домашних условиях пациенту можно рекомендовать использование окрашивающих зубной налет таблеток.
Введение
Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний. Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего ее увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.
Цели и задачи профилактик; уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов увеличение количества лиц, не имеющих кариеса, снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта.
Актуальность темы; тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний кариеса зубов и болезни пародонта среди населения России достаточно высока. Так, у трехлетних детей интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем от 3% до 7%, то есть у каждого трехлетнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом. В дальнейшем, с возрастом, наблюдается значительное нарастание активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8%. У взрослого населения поражаемость зубов кариесом достигает 100%. Что касается состояния тканей пародонта, то оно оказалось неудовлетворительным у большинства населения России, независимо от возраста и места проживания. К 35- 44 годам и старше практически у всех обследованных выявились тяжелые поражения пародонта с преобладанием зубного камня и пародонтальных карманов различной глубины.
Методы профилактики стоматологических заболеваний
1) стоматологическое просвещение населения;
2) обучение правилам рационального питания;
3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;
4) эндогенное использование препаратов фтора;
5) применение средств местной профилактики;
6) вторичная профилактика (санация полости рта).
Методы стоматологического просвещения - это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.
Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.
Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток - отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.
Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.
Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.
Обучение правилам рационального питания.
Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания.
Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении
питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зубов.
Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:
Увеличение частоты приема пищи;
Уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;
Уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.
Индивидуальная гигиена полости рта.
Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.
Существует много методов чистки зубов. Один из них - стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти. (Приложение 1)
При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 450 к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.
Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка. (Приложение 2)
Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.
Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.
Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.
Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.
Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего. (Приложение 3)
Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, красители.
Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.
Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.
В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).
Жевательная резинка - средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета. (Приложение 4)
Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.
Эндогенные методы применения фторидов.
Применение соединяющих фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа - системный (эндогенный) - поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) - использование растворов, гелей, зубных паст, лаков.
Средства для местного применения.
Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).
Герметики для запечатывания фиссур зубов
Назначение герметиков заключается в создании физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные участки эмали микроорганизмов ротовой полости и конечных продуктов их жизнедеятельности. (Приложение 7)
Герметизация фисур или запечатывание фиссур. - это одна из самых эффективных процедур защиты от кариеса и других зубных напастей!
Что такое фиссуры?
Во рту обитают около 50 миллиардов бактерий, эти бактерии являются природными обитателями полости рта. Если бактерии часто получают сахар
Все зубы с поверхностью, рассеченною бороздками и канавками (фиссурами), особенно подвержены кариесу, поскольку глубокие фиссуры создают бактериям полости рта хорошие условия для того чтобы закрепиться.
Процедура герметизации фиссур
Запечатывание фиссур заключается в нанесении тонкого слоя пленки на жевательные поверхности моляров и примоляров (жевательные зубы). В результате герметизации фиссур, зубы получают защиту от кариеса на многие годы.
Процедура запечатывания фиссур состоит из следующих этапов:
Запечатывание прежде всего включает в себя чистку и обработку поверхности зуба, а также ополаскивание поверхностей для удаления оставшихся после чистки частиц.
Затем на зуб наносится сглаживающая паста или гель, которые тончайшим слоем выравнивают поверхность зуба.
Через 15 секунд паста или гель тщательно смываются водой.
После того, как поверхность высыхает, на зуб наносится материал для запечатывания и высушивается до затвердевания с помощью специальной лампы.
Запечатывание во многом похоже на нанесение лака на ногти. Процедура запечатывания абсолютно безболезненна и может занимать от 5 до 45 минут в зависимости от количества обрабатываемых зубов.
До тех пор пока пленка остается на зубе маленькие кусочки пищи и бактерии, которые вызывают кариес, не могут проникнуть под пленку и скопиться вокруг. Исследования показали, что запечатывание останавливает и уже образовавшийся кариес, поскольку нанесенная пленка перекрывает доступ веществ, необходимых бактериям, вызывающим кариес.
Такая защита зубов (герметизация фиссур) полезна человеку любого возраста.
Результаты исследований
Научные исследования доказали, что правильно проведенная процедура на 100% эффективна в защите поверхностей зуба от кариеса, поскольку служит физическим барьером возможного разрушения. Эффективность действия процедуры приостанавливается или прекращается, когда разрушаются склеивающие вещества между пленкой и зубом, или теряется их часть. Однако зубы, которые запечатывались, в дальнейшем значительно меньше подвержены образованию кариеса, чем те, что никогда не обрабатывались.
Запечатывание эффективно в течение 5 лет, но может сохранять свои свойства на срок до 10 лет. Отчеты врачей показывают, что спустя 7 лет после запечатывания около 49% зубов остаются полностью запечатанными. Но запечатывание не должно рассматриваться в качестве постоянной процедуры. Необходимы регулярные посещения стоматолога для профилактического осмотра, что позволит контролировать состояние запечатанных зубов.
Ф КГМУ 4/3-04/03Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра стоматологии детского возраста
Лекция на тему:
Профилактика стоматологических заболеваний у детей – определение, задачи.
Профилактика – это система государственных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения болезней. Профилактика стоматологических заболеваний это лишь одна из составных частей интегрированной программы комплексной системы профилактики основных неинфекционных заболеваний. Это основано на общности факторов риска, способствующих возникновению многих заболеваний. Эпидемиологические исследования этиологии хронических инфекционных заболеваний (в том числе и стоматологических) привлекли внимание к тому, что такие факторы риска как курение, неправильное питание, низкая физическая активность, потребление алкоголя вызывают онкологические, сердечно-сосудистые, респираторные, стоматологические и др. заболевания, следовательно, профилактические мероприятия должны быть интегрированы.
Внедрение этих методов возможно на популяционном, групповом, индивидуальном уровнях.
популяционный – применение средств и методов, которые необходимы всем детям данного региона и применение которых не требует непосредственного участия детского стоматолога. Это фторирование воды, рациональное сбалансированное питание, СПР и гигиеническое воспитание, мероприятия по охране здоровья и т.д. На этом этапе необходимо сформировать устойчивые навыки по гигиене полости рта. Участвуют в этой работе родители, воспитатели, методисты, средний медицинский персонал, учителя и т.д.;
групповой – проведение врачом или при его непосредственном участии профилактических мер у определенных групп детей . Групповые методы профилактики, требуют осмысливания профилактических мероприятий для каждой группы. При этом – метод диспансерного наблюдения, формирование диспансерных групп, назначения профилактических средств, обучение гигиене полости рта, применение средств специфической и неспецифической профилактики;
индивидуальный уровень – более высокий уровень требующий организации, больших затрат времени врача и ребенка, специальных средств, оборудования и специалистов.
Из дореволюционных ученых А.К.Лимберг на основе собственных наблюдений доказывал необходимость профилактического лечения зубов и прежде всего у детей. Он показал, что раннее лечение приводит к значительному снижению потери зубов у детей. В 1918 году П.Г. Дауге подготовил предложение об организации стоматологической помощи . Любая комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний у детей должна включать все возрастные группы от рождения до 14 лет 11 месяцев 29 дней. Базироваться на данных эпидемиологического исследования, иметь поэтапный план внедрения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях. Возможность внедрения определяется уровнем развития стоматологической службы и материально-технической обеспеченностью программы. Основной метод внедрения профилактики, а при индивидуальном уровне, единственный – диспансеризация всех детей у стоматолога.
До 1970 года каких-либо научно-обоснованных внедренных или распространенных программ и систем профилактики стоматологических заболеваний в СССР не было. 1970г. появилось первое официальное издание «Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний». Этот документ впервые в истории страны показал необходимость , важное значение, и некоторые пути реализации профилактики стоматологических заболеваний как систему специальных мер, направленных на улучшение здоровья органов полости рта. Впервые была предпринята попытка комплексного решения проблемы, а также организованных мероприятий для проведения профилактики, в том числе с привлечением других специалистов. Была показана роль СПР, гигиены полости рта, антенатального периода, препаратов фтора в профилактике стоматологических заболеваний. В 1983 году был издан документ «методические рекомендации по внедрению комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний в организованных коллективах детского населения». В 1984г. – приказ МЗ СССР №670 «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению», в котором профилактика стоматологических заболеваний впервые была отведена очень важная роль. В 1985г. приказом Министерств Здравоохранения и Просвещения Казахской ССР за № 709/101 было дано задание приступить к внедрению «Комплексной программы профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта» в школах и дошкольных учреждениях. В 1986 МЗ СССР выпустило методические указания «Организация профилактики основных стоматологических заболеваний». В них впервые была затронута проблема профилактики стоматологических заболеваний в плане организации, составления и реализации программ профилактики, показаны методы и пути их разработки , этапы, цели и задачи, широко использованы документы ВОЗ и, рекомендуемые ею подходы и методы. В 1988г. был приказ МЗ СССР №830 «О комплексной программе развития стоматологической помощи в СССР до 2000 года». В Республике Казахстан наиболее высокие показатели внедрения программ профилактики стоматологических заболеваний отмечались в 1991 году. За последние годы эти показатели снизились 2,2 раза. Таков краткий исторический путь стоматологических программ профилактики.
При внедрении и совершенствовании современных методов значителен вклад Е.В.Боровского, П.А.Леуса, Г.Н.Пахомова и многих других ученых. В Казахстане также придерживаются методов диспансеризации по Т.Ф.Виноградовой. Основные уровни: популяционный и групповой. Научной разработкой профилактики кариеса занимались А.И.Фефелов, Д.Л.Корытный, А.А.Кабулбеков, Т.К.Мукашев и др.; заболеваний пародонта: Д.Л.Корытный, Л.Я.Зазулевская, Т.Пилат, Г.А.Умбеталиев и др.; одонтогенных заболеваний челюстно-лицевой области – Т.К.Супиев, А.С.Галяпин, А.Ж.Есимов и др.
Большой вклад в разработку таких программ внесли: академик Т.Ш. Шарманов (рациональное сбалансированное питание), профессор Е.И. Гончарова (сроки профилактики стоматологических заболеваний в зависимости от динамики роста и развития зубов, росто-весовых показателей у детей), профессор Т.К. Супиев (профилактика одонтогенных заболеваний), профессор Д.Н. Джумадилаев (общие проблемы профилактики стоматологических заболеваний), доцент Т.К. Мукашев (профилактика стоматологических заболеваний на индивидуальном уровне), доцент М.А. Алдашева (профилактика стоматологических заболеваний с учетом экологических факторов).
Профилактический принцип был и остается основополагающим в медицине, актуальность которого не вызывает сомнения.
Иллюстративный материал:
Презентация
ЛИТЕРАТУРА:
Алдашева М.А. Профилактика основных стоматологических заболеваний у
Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматология профилактическая.- Москва,
Медицинская книга, Н. Новгород. Издательство НГМА 2005.- 283 с.
Персин Л.С. и др. Стоматология детского возраста. - М.: Медицина, 2008. – 640 с.
Курякина Н.В. Детская терапевтическая стоматология. – М. –Н.Новгород, 2007– 744 с.
Тулеутаева С.Т., Каспакова Л.А., Молдажанова А.Г. Стоматологиялық аурулардың алдын алуы бойынша дәрістер курсы.- Қарағанды, 2007
Ш.Ш. Абралина, Ғ.С. Абылкаирова. Балаларда тісжегінің дамуына әкелетін қауіпті факторлар. Біріншілік профилактика және тісжегіні болжау. Семей, 2006- 22 б.
Контрольные вопросы (обратная связь):
Профилактика – определение, задачи
Виды профилактики
Первичная профилактика: определение, задачи, методы
Вторичная профилактика: определение, задачи, методы
Третичная профилактика: определение, задачи, методы
К профилактике стоматологических заболеваний относится целый комплекс мер, направленных на предотвращение проблем с полостью рта. Для достижения эффекта такие действия должны быть регулярными.
Улыбка является визитной карточкой каждого человека. Понятно, что когда у человека проблемы с зубами или деснами, он будет реже стараться открывать рот - на этом фоне и возникают различные комплексы. Но, кроме психологических проблем, состояние ротовой полости оказывает влияние и на работу других органов и систем. Именно поэтому особую актуальность имеет профилактика стоматологических заболеваний, выполнение которых потребует проведения комплекса простых, но действенных мер.
Общие сведения о профилактике
Что подразумевает собой профилактика стоматологических заболеваний? Здесь идет комплекс мероприятий, которые предотвратят болезни, образующееся в ротовой полости.
Подобная программа может подразумевать следующие действия:
Тема как нельзя более актуальна, ведь на сегодняшний день интенсивность кариозного распространения просто поражает. Статистика показывает, что практически у каждого трехлетнего малыша из России четыре зуба оказываются подвергнуты кариесу в той или иной степени. А с возрастом эта цифра только увеличивается и достигнет стопроцентной отметки у взрослого населения.
Несоблюдение элементарных правил гигиены сделает так, что после 30 лет у человека начинают развиваться пародонтальные воспаления, причиной которых становятся отложения зубного камня.
Виды профилактики
Вся профилактическая стоматологическая программа подразделяется на общие и местные виды профилактики, которые могут как подразумевать, так и не требовать применение лекарственных средств.
- Если в общей профилактике необходимо употребление препаратов, то большая роль отведена комплексу витаминных добавок с доминированием кальция и фтора. Длительность прохождения каждого такого курса определяет врач.
- Профилактика стоматологических заболеваний не всегда использует лекарственные средства. В этом случае называют такие методы, как тщательное пережевывание еды, гигиена ротовой полости и зубного ряда. Нельзя исключать и периодическое обследование у стоматолога.
- При использовании в местной профилактики лекарственных средств подразумеваются укрепляющие препараты с повышенным количеством кальция и фтора. Чаще всего это гелеобразные вещества и пасты - это будет вторичная терапия.
Профилактические меры
Профилактика в стоматологии включает в себя такие методы по просвещению населения:
Какие бы методы ни использовались для донесения вышеперечисленной информации, важно помнить о том, что в своем практическом воплощении они должны стать привычкой.
Как научиться правильно питаться
Питание играет огромную роль для здоровья зубной ткани. Сначала оно влияет на формирование зуба перед его появлением (прорезыванием), затем уже воздействует после прорезывания. Здесь очень большое значение имеет полноценное питание будущей мамы (как первичная задача для правильного формирования плода), а также рацион ребенка в первый год его жизни, когда как раз и происходит закладка и развитие для постоянных зубов.
Для правильного рациона важно соблюдение следующих рекомендаций:
- белковая пища в достаточном количестве;
- присутствие в еде необходимых аминокислот, микроэлементов и витаминных соединений;
- роль налаженного режима питания;
- продукты, содержащие кальций и фтор.
А вот пищу, богатую углеводами, следует исключить - она разрушительно действует на зубную эмаль.
Гигиена полости рта
Уже было изобретено множество средств гигиены, которые способны удалять отложения, находящиеся на зубной поверхности и деснах. Здесь важна регулярность их использования. Большую роль играет и верный уход за зубами. Здесь лучше всего подойдет стандартная программа чистки.
Пришло время поговорить об основных средствах гигиены зубов и рта.
- Щетки зубные - здесь выделяют пять вариантов жесткости этого инструмента - от очень жесткого до противоположного варианта. Самой популярной является средняя величина.
- Чтобы удалить пищевые остатки из межзубного пространства или налет с боковых поверхностей, можно использовать зубочистки.
- Большую роль играют флюсы (или зубные нитки), помогающие убрать зубной налет и пищевые остатки в тех местах, которые обычно оказываются невозможными для очистки щеткой.
- Что касается зубной пасты, то основной её задачей названо удаление мягкого налета и остатков еды. При этом подобное средство не должно обладать раздражающим эффектом, а, напротив, быть приятного вкуса и обладать обязательными дезодорирующими действиями. В идеале для каждого члена семьи паста должна подбираться индивидуально (что касается детей, то им стоит чистить зубы только специально подходящими по возрасту).
Такие средства принято разделять по следующим группам:
- фторсодержащие (используются в целях лечения и профилактики);
- с содержанием фосфатов натрия, глюконата натрия, окиси цинка (противокариозные);
- средства на травах (с содержанием ромашки, эхинацеи, шалфея и подобных растений).
Жевательную резинку вполне можно использовать для улучшения гигиены рта (что происходит за счет увеличения слюноотделения).
Для полоскания рта отлично подойдут зубные эликсиры, которые продезинфицируют ротовую полость и предупредят образование зубного налета.
Нельзя не затронуть резонный вопрос: так сколько же раз в сутки следует чистить зубы? Специалисты утверждают, что достаточно будет двух раз, но комплексная профилактика обязательно должна включать и ополаскивания после каждого приема еды.
Больше фтора
Средства-фториды можно классифицировать по таким пунктам:
О последних стоит сказать подробнее. К ним обычно принято относить лаки с содержанием фтора и растворы с гелями. Но если первые образуют пленку, прилегающую к эмали, которая остается на зубах до нескольких часов и даже недель, то вторые имеют высокую концентрацию фтора и в качестве своих реминерализирующих свойств могут применяться в виде аппликаций и втираний.
Заключение
На самом деле в такой миссии должны участвовать не только врачи определенного профиля - обязательно стоит подключать и психологов, и педагогов, особенно если проблема касается мотивации детей. Методы воздействия - от игры до беседы (зависит от возраста). После занятий с детьми важны также встречи и с их родителями, которым нелишним будет напомнить о правилах и особенностях ухода за полостью рта.
Таким образом, огромную роль в популяризации вопроса профилактики будет играть активное включение общественного мнения. Эта программа должна соответствовать аксиоме, что забота о полости рта - это необходимое условие красивой внешности и здоровья человека.