Правополушарное рисование для начинающих. Техника правополушарного рисования. Раскраски-антистресс для взрослых. Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Арт-терапия - явление в психологической практике достаточно молодое, но уже очень популярное. Все больше и больше людей выбирают занятия различными видами искусства как метод положительного воздействия на собственное эмоциональное состояние, будь то, например, изотерапия, песочная терапия или фототерапия. Что такое арт-терапия, как она воздействует на человека и какие виды арт-терапии существуют - читайте далее.

Что такое арт-терапия?

Буквально арт-терапия означает «лечение искусством». Она заключается в том, что человек получает возможность самовыражения с помощью творчества. Причем успешность арт-терапии не зависит от того, на каком уровне находятся его творческие способности.

Арт-терапия помогает:

  • снять стресс и напряжение;
  • избавиться от негативных переживаний;
  • справиться с различными страхами;
  • познать себя и повысить свою самооценку;
  • обрести душевное равновесие.

К арт-терапии обращаются люди самых разных возрастов, страдающие от депрессии, возрастного кризиса, различного рода зависимостей и психологических травм. Нередко арт-терапевты работают с больными в реабилитационный период, людьми с ограниченными возможностями или умственной отсталостью.

Хороший эффект арт-терапия имеет при групповых занятиях, поэтому к ней прибегают молодые пары, семьи, коллеги по работе и т. д.

Виды арт-терапии

Выделяют следующие виды арт-терапии:

  • Изотерапия - арт-терапия, связанная с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью и т. д.

  • Музыкотерапия - арт-терапия с помощью музыки. Включает в себя прослушивание песен и инструментальной музыки, игру на музыкальных инструментах, пение.
  • Кинезитерапия - лечение танцем и движением. Сюда входят занятия танцами, подвижные игры, сеансы массажа и лечебная физкультура.

  • Библиотерапия - арт-терапия посредством чтения или написания собственных произведений. Литература может быть самая разнообразная, и по форме, и по содержанию. В библиотерапии выделяют сказкотерапию - лечение сказками.
  • Песочная терапия - арт-терапия, главным инструментом которой является песок. Песочная терапия включает в себя пересыпание песка, песочную анимацию, возведение песочных скульптур и замков.

  • Имаготерапия - арт-терапия на основе драматического искусства, которая предполагает постановку театральных сценок.
  • Фототерапия - в нее могут входить проведение фотосессий и фоторепортажей, слайд-терапия, фотопрогулка и т. д.

Некоторые специалисты выделяют так называемую арт-синтезтерапию, включающую в себя разные виды арт-терапии, например, и рисование, и прослушивание музыки, и создание фотографий.

Очень популярной среди остальных видов в последнее время стала песочная терапия, особенно с песочной анимацией : кроме того, что работа с песком сама по себе очень успокаивает, это еще и очень необычное и интересное занятие.

Но чаще всего под арт-терапией подразумевают именно изотерапию - она является и эффективной, и наиболее доступной, и интересной для всех. Многие люди после занятий продолжают развивать свои творческие способности и находят новое хобби.

Техники и приемы арт-терапии

Рассмотрим одни из самых интересных техник, которые применяются специалистами на личных и групповых сеансах арт-терапии.

  • Автопортрет: посредством рисунка нужно изобразить свою личность, интересы, стремления и образ жизни, показать свой собственный мир.

  • Изображение эмоционального состояния: всего за несколько минут каждый участник арт-терапевтического сеанса рисует свое внутреннее состояние, используя различные линии, формы и штрихи. Рисунок должен быть просто символическим, пусть творческие способности вас не волнуют.
  • «Как ребенок»: с помощью пассивной, нерабочей руки нужно нарисовать то, чем вы больше всего любили заниматься в детстве. Задание может вызвать яркие детские образы и сильные переживания.

  • Глиняный амулет: попробуйте поработать с глиной и создать свой собственный оберег. Хорошенько подумайте над тем, какую форму и текстуру ему придать, так как он должен символизировать что-то особенное.
  • Работа с бумагой. Хороший вариант для группового сеанса - коллективное создание бумажной скульптуры или оригами. Нужно передавать бумажный лист от одного участника к другому, и каждый должен вносить в фигурку свои изменения. Также участники могут создать разные фигурки и подумать, как объединить их в общую композицию.

  • Рисуем каракули: еще одна техника для работы с группой - первый участник рисует на бумаге произвольные линии и закорючки, не имеющие смысла, а следующий участник должен выделить среди них какой-то образ и при необходимости его дополнить.

Арт-терапевт помогает своему клиенту подобрать наиболее подходящую технику, определиться с тем направлением, в котором ему нужно двигаться, подтолкнуть человека к пониманию своего «Я», собственных ресурсов и возможностей.

Идеи антистрессового домашнего творчества

Мы выяснили, что проведением арт-терапии занимается квалифицированный специалист, но как быть тем, у кого нет возможности посещать арт-терапевта? Давайте рассмотрим несколько интересных идей домашнего творчества, которые частично заменят профессиональную арт-терапию и помогут вам отвлечься от негативных эмоций.

Составление коллажа - любимый способ борьбы со стрессом для многих людей; стоит только попробовать, и эта затея с головой вас увлечет. Для коллажа вам понадобятся: ватман размера А3, различные журналы и/или распечатанные фото и картинки, цветные карандаши, ручки или фломастеры, ножницы и клей.

Подумайте о том, что вам нравится больше всего, что вызывает у вас положительные эмоции, чего вы желаете добиться в жизни, чем хотите обладать или что увидеть. Набор образов, который у вас при этом возникнет, вам и нужно воплотить на бумаге.

Вы можете вырезать целые изображения или их фрагменты, фразы и отдельные слова. Схему коллажа можно заранее сделать в фотошопе , но лучше работать экспромтом, полагаясь лишь на свое воображение и полностью отдаваясь процессу. Коллажирование не только поможет вам снять стресс, но и почувствовать себя творцом новой реальности, стать увереннее в себе и своих стремлениях. А главное, творческие способности не имеют никакого значения - коллаж просто не получится сделать неправильным.

Зентанглы и зендудлы

Популярными в последнее время стали такие техники медитативного рисования, как дудлинг, зентанглинг и зендудлинг.

Дудлингом называют процесс рисования произвольных узоров - когда человек, почти не задумываясь, автоматически рисует на бумаге то, что приходит ему в голову.

Зентанглинг, наоборот, требует повышенной концентрации. Чтобы нарисовать зентангл, расслабьтесь, вспомните о чем-нибудь приятном. Затем нарисуйте на бумаге четыре точки, примерно образующие квадрат. В полученных границах проведите несколько линий-струн, которые произвольным образом поделят ваш зентангл на секции. Начинайте рисовать в каждой секции узор, который приходит вам в голову.

Каждому элементу уделяйте особенное внимание, тщательно прорисовывайте все детали и не выходите за линии границ. Подробнее смотрите в видео:

Еще более популярной является техника зендудлинг. Как и зентангл, зендудл - это продуманный узор, но, подобно дудлам, он не нуждается в четких границах. В этой технике сейчас рисуют целые картины.

Терапевтический эффект от зентанглинга и зендудлинга заключается в том, что человек полностью сосредотачивается на создании рисунка, расслабляется, забывая про время, не торопясь и не боясь ошибиться. Результат в данном случае имеет меньшее значение, чем сам процесс.

Раскраски-антистресс для взрослых

Совсем недавно в Интернете и на прилавках магазинов стали появляться специальные раскраски-антистресс для взрослых, выполненные в технике зендудлинг. Соответственно, все узоры-зендудлы в них уже нарисованы, остается только добавить к ним яркие цвета, поэтому от вас требуются лишь цветные карандаши и наличие свободного времени.

Терапевтический эффект, который дают раскраски-антистресс для взрослых, похож на эффект от рисования зендудлов: способствует релаксации, снимает напряжение и даже головную боль.

Как выглядят раскраски-антистресс для взрослых и как их разукрашивать, смотрите в следующем видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Почти все знают об известных скульптурах-достопримечательностях вроде статуи Свободы в Нью-Йорке или «Маленькой русалочки» в Копенгагене. Однако существуют и другие, не слишком известные, но очень необычные скульптуры, которые украшают города по всему миру – одни из самых динамичных мы собрали в этой статье.

Назначение и приоритетные цели:

Выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса - оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка;

«проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

Психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

Содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

Гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

Развитие креативности.

Материалы : листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.

Этап настроя

Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.

Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Этап индивидуальной работы (разработка темы)

Инструкции

Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).

Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.

Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.

Этап обсуждения и рефлексивного анализа

Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.

Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов. В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора.

В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы - перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.

Примечание. Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок. Неструктурированный рисунок: линии, контуры, пятна помогают нивелировать когнитивный паттерн, способствуют проявлению креативности и свободному самовыражению, стимулируют процессы самопознания.

Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и вновь разглаживают. Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют», расцвечивают задуманный образ.

Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки. Один из психологических механизмов эмоционального отреагирования заключается в особенности акварели как изобразительного материала. По словам известного художника А.В. Кокорина, он полюбил акварель за ее свежесть, прозрачность, звучность и… жизнерадостность. Акварель по своей природе прозрачна и ложится тончайшим слоем на бумагу, белый цвет которой, просвечивая сквозь слои красок, принимает самое активное участие в художественном процессе и придает произведению легкость и свежесть. «Краски бегут по сырой бумаге, образуя неожиданные сочетания, красивые потеки, и невольно начинаешь любоваться ими, и становится жаль расстаться с этой случайной красотой», - пишет А.В. Кокорин.

Это наблюдение, по существу, иллюстрирует известный тезис Л.С. Выготского о природе эстетической реакции, позволяющей изменить действие аффекта «от мучительного к приносящему наслаждение» («Психология искусства», 1968). Следовательно, побуждая человека к свободному выражению в символическом виде эмоций, чувств, переживаний, психолог способствует развитию адаптивных ресурсов личности, ее психологической устойчивости к психотравмам и сопротивляемости в трудных жизненных ситуациях. Ведь чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Пример

На учебной арт-терапевтической сессии было предложено поработать с актуальными эмоциональными состояниями. Из составленного мною списка я выбрала отрицательное чувство. Это - тревога. Я представила ее в виде фонтана. Нарисовать образ карандашом на бумаге было очень легко. Затем надо было смять лист. При этом я хотела смять, сжать его так, чтобы он стал как можно меньше. Делать это очень приятно, чувствуя при этом превосходство над тревогой.

После того как я намочила листок и расправила его на столе, мне понравилось, что фонтан принял еле заметные очертания. Когда я начала его раскрашивать, то вообще забыла про контур, нарисованный карандашом, увлеклась «игрой» акварели, которая растекалась по мокрой бумаге, как бы нивелируя, ослабляя мою тревогу. Неожиданно сердце переполнилось радостью, даже каким-то детским чувством восторга, щемящим ожиданием доброго исхода ситуации. А потом пришло осознание границ моей личной проблемы. Я поняла, что фонтан переполнен и больше не может удерживать, таить тревогу, что это чувство должно перелиться за «бортик» фонтана.

Теперь я готова говорить о своей тревоге и ее причине с близким мне человеком. В конце занятия я с неожиданной легкостью решила рассказать «Историю фонтана», а затем трансформировала рисунок: добавила светло-оранжевый фон.

Спустя год после этого случая студентка написала: «До сих пор испытываю благодарность преподавателю и группе за молчаливое, но искреннее со-присутствие».

Комментарий. Подобные сессии могут служить целям построения терапевтического альянса, основанного на принятии субъектом психологической помощи и поддержки. Как известно, осознание - переломный момент на пути к психологическому «исцелению». Механизм в том, что, обращаясь к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях, можно получить интуитивное откровение, инсайт (Натали Роджерс , 1997).

Так постепенно приобретается ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-терапевтических техник.

ЛИНИИ КОНФЛИКТА

Материалы: листы белой бумаги А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, цветной пластилин, белая глина и фольга.

Арт-терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

Этап индивидуальной работы

Инструкции

Нарисуйте субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как «разговор двух линий». Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку - фломастер другого цвета для обозначения поведения вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его.

На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв местами фломастеры в левой и правой руке. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука изображает линии поведения оппонента в конфликте, а нерабочая рука - линии вашего собственного поведения (прежним цветом). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге.

Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ «от лица» каждой линии. О чем говорит вам получившийся рисунок? Какой символический смысл он несет? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?

Используя различные материалы (цветной пластилин, глину, фольгу), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния.

Полезно также построить диалоги между линиями и смоделированными образами, что поможет прояснить некоторые существенные нюансы конфликта.

Примечание. Каждый из перечисленных художественных материалов имеет свои свойства, особенности и, следовательно, свои возможности. Пластилин - мягкий, пластичный материал, поэтому лепка не требует слишком больших усилий. К тому же он окрашен, что дает возможность продолжить работу над объемным изображением в тех же цветах, которые были выбраны для «линий конфликта». В итоге усиливается осознание и отреагирование психотравмирующих эмоций и чувств.

Глина, напротив, более плотный, упругий природный материал, работа с которым требует значительных усилий и сопровождается затратами энергии. Еще одно преимущество глины - бесцветность, что провоцирует свободные ассоциации. Образ из белой глины становится также специфической областью для проекции глубинных (вытесненных, скрытых) переживаний автора работы. В итоге субъективный опыт становится доступным для восприятия и анализа.

Известно, что проекция чувств на внешние объекты - путь к символизации и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге или выполненные в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы над образами из пластилина или глины снижается защита, которая обычно есть при вербальном, привычном контакте.

Отмечу, что иногда в качестве способа освобождения от внутреннего напряжения можно наблюдать разрушение уже сделанной фигуры. Особенно часто это происходит, если в арт-терапевтической работе с конфликтами используется фольга. Это необычный материал, который не только хорошо моделируется и держит форму, но вместе с тем легко рвется, требует предельной осторожности. Иногда участники приписывают фольге свойства «сопротивляемости и непослушания». Помимо этого, фольга - блестящая, праздничная и «ресурсная» в том смысле, что пробуждает ранние детские воспоминания, возвращает за позитивным опытом в детство.

По завершении работы каждому участнику предлагается одним-двумя словами ответить на вопрос: «Какой материал для вас фольга?» Ответ, с большой долей вероятности, может интерпретироваться как актуализированная характеристика-метафора самовосприятия (самоотношения).

Наибольший терапевтический эффект достигается, если после рисования конфликтов участники сначала создают образы себя и оппонента в пластилине, сохраняя цвет сообразно первоначальному выбору в рисунке, а затем повторяют эти же образы в белой глине. Такой порядок облегчает прояснение и трансформацию травмирующей ситуации.

Этап вербализации

Если это упражнение выполняется под руководством психолога (арт-терапевта) в группе, то участники садятся в круг, по желанию показывают свои рисунки и смоделированные образы, рассказывают не столько о содержании и причинах конфликта, сколько об эмоциональной стороне и поведении в конфликтной ситуации. Остальные участники могут задавать вопросы, например:

Что вы чувствовали в процессе рисования траектории конфликта и моделирования персонажей?

Что чувствуете сейчас?

Прояснили ли для себя, как развивался конфликт и разрешился ли он?

Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации?

Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта?

Какой опыт удалось приобрести в процессе изобразительной работы?

Безусловно, назначение подобных вопросов не в том, чтобы услышать «протокол» реальных событий. Скорее - это вопросы-подсказки для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные.

На данном этапе клиенту предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять «рисунок» поведения в конфликте, природу своих внутренних переживаний, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.

Важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Заключительный этап

Специалист предлагает участникам сессии внести в свои работы желаемые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось.

Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, смять, уничтожить рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе. Иногда - о символическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой-либо формой психологической защиты. Принятие подобных откровений - ресурсный старт для личностного роста.

Комментарий. По мнению известного американского арт-терапевта М. Бетенски, линия - один из основных элементов символического выражения в искусстве, наряду с формой и цветом. С ее помощью человек может отобразить свои переживания и внутренний мир.

Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах. По существу, они создают не столько образ или картинку, сколько выражают свои эмоции и чувства. Большая роль в этом процессе отводится бессознательному. И только на этапе вербализации происходит осознание значимости линий.

Линия может символизировать жизненный путь в целом или его определенный этап.

Арт-терапевтическая техника «Линии конфликта» ресурсна и в контексте оперативной диагностики эмоционального состояния для выявления, проработки и отреагирования эмоций и чувств, в том числе и подавляемых.

В упражнении «Линии конфликта» участникам предлагается рисовать одну и ту же ситуацию дважды. Основание для этого в следующем. Многие психологи и психотерапевты сходятся во мнении, что нерабочая рука ассоциируется с бессознательным. Поэтому, когда человек рисует нерабочей (как правило, левой) рукой, рисунок менее подвержен контролю со стороны сознания, а значит, более импульсивен, эмоционален, «правдив».

Согласно мнению Р. Амман (2000), левая рука представляет внутренний мир, а правая - внешний мир, реальность и жизненные цели человека. Словом, правая рука ассоциируется с сознанием. Следовательно, меняя положение фломастеров на первом и втором рисунках, мы имеем возможность сравнить реальное (бессознательное) с желаемым (сознание).

По сути, каждая линия на бумаге - «путь», опосредованный отпечаток, «след» роли каждого участника конфликта в истории события.

Рисуя за оппонента и за себя, автор отражает свое, субъективное видение происходящего (или произошедшего). Далее, отстраняясь от рисунка, наблюдая за линиями, оставленными движением правой и левой руки одновременно, автор может получить более правдивую информацию, сравнить, что он видит, с тем, как он думает о себе и своем оппоненте в конфликтной ситуации. Ведь контролируя линию своего поведения во время рисунка рабочей рукой, человек невольно ослабляет контроль над изображением своей проекции на линию конфликта от «лица оппонента».

При интерпретации рисунков важно обратить внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и пассивности участников конфликта.

К примеру, петляющие, многократно пересекающиеся линии указывают на запутанность ситуации, многочисленные попытки к разрешению конфликта. Такие линии особенно часто встречаются на рисунках внутрисемейных конфликтов («на одной территории»).

Линии, образующие «клубок», характерны для людей, имеющих внутриличностный конфликт, и могут ассоциироваться с растерянностью, отсутствием порядка, хаосом мыслей и чувств. Это также может свидетельствовать о скрытой враждебности и отсутствии открытых столкновений. Возможно, автор запутался, обеспокоен, гармония его личности нарушена.

Ломаные линии с большим количеством острых углов могут быть показателем тревоги, возбуждения, напряжения. Если линии пересекаются и в местах пересечения образуют углы, это может расцениваться как показатель резких открытых столкновений.

Непересекающиеся симметричные и зеркально отражающие друг друга линии с большой долей вероятности означают, что человек не смог актуализировать или отрефлексировать конфликтную ситуацию, или то, что фаза острого стресса пройдена и эмоциональные проявления несколько ослабели.

Помимо рисунка в виде цветных линий, следует обратить внимание на скульптуры-метафоры образа «Я» и образа «оппонента (противника)». Как правило, они наиболее информативны, зачастую реалистичнее, нежели слова, отражают историю противостояния.

По мере отреагирования фрустрирующих переживаний образы из пластилина трансформируются и отражают уже изменившийся взгляд автора на проблему и ситуацию конфликта.

По существу, это и есть момент осознанной или спонтанной трансформации, который отличает арт-терапевтическую работу от художественного творчества. В первом случае достигается терапевтический эффект, во втором наиболее выражен эффект эстетический.

Очевидно, что в ситуациях острого расстройства, вызванного стрессом, особое значение имеет позиция помогающего специалиста. Символичность языка рисунка дает клиенту чувство защищенности, соприсутствие арт-терапевта помогает созданию психологически безопасного пространства, в пределах которого возможно отреагирование разнообразных чувств в спонтанных художественных образах, преодоление травматичных переживаний.

Так, Натали Роджерс (1997) пишет: «Крайне важно, что я была с людьми, которые позволили мне быть в моем горе и слезах, а не похлопывали по плечу и говорили, что все будет хорошо. Исцеление происходит тогда, когда клиент чувствует себя принятым и понятым. Почувствовать себя принятым и понятым - достаточно редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете страх, гнев, горе или ревность. И тем не менее исцеляют именно эти моменты принятия и понимания.

В качестве друзей или терапевтов мы часто полагаем, что в этих случаях должны иметь готовый ответ или же должны дать совет. При этом, однако, мы игнорируем исключительно важную истину: самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» во всю глубину его эмоциональной боли и проявляем уважение к способности человека найти свой собственный ответ».

ПОДАРОК В МОЕЙ ЖИЗНИ

Оборудование и материалы: для работы каждому участнику потребуются один-два альбомных листа формата А3, гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, коробка цветного пластилина.

Инструкция

Нарисуйте самый яркий «подарок» в вашей жизни. Когда работа будет завершена, создайте образ этого подарка из пластилина. Придумайте название композиции, расскажите историю этого подарка.

Можно предложить участникам арт-терапевтической сессии закрыть глаза и под звуки негромко звучащей лирической мелодии вспомнить подарки, которые они получали и дарили, а также эмоциональную окраску сопутствующих этому ситуаций. Выбрать из калейдоскопа воспоминаний самое яркое и изобразить его на листе бумаги любыми изобразительными материалами и средствами. Вместо узнаваемого изображения объектов можно рисовать настроение. В арт-терапевтических занятиях нет ограничений, связанных со способами самовыражения, не принимается во внимание эстетическая ценность продукта творчества. Главное - открытое и спонтанное выражение своих эмоций, чувств, переживаний.

Известный философ и психолог М.К. Мамардашвили говорил о произведениях искусства как об «органах рождения» новых духовных состояний: «…ими являются произведения искусства в наших душах, произведения искусного труда… В нас должно родиться искусство видения, ибо только так рождаются красота, честь, любовь, храбрость, мужество».

После того как работы завершены, всем предлагается пересесть на стулья, стоящие по кругу, и расположить свои композиции (живописную картину и образ подарка из пластилина) внутри круга.

Ольга Сазонова
Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста «Неделя Психологии»

Арт-терапия – ИЗО

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми

дошкольного возраста .

Педагог-психолог Сазонова О . М.

Арт-терапия . Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста .

Актуальность :

Все дети любят рисовать . Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами , кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования . Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках , ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками , будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования .

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко , не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании ; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. В настоящее время работа по этому направлению, а именно коррекция психологического состояния детей , развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем, называется АРТ-ТЕРАПИЯ .

Арт-терапия - естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик .

Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом .

Арттерапия – это специализированная форма психотерапии , основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Цель проекта :

Создание системы работы по развитию у детей творческих способностей путем внедрения в педагогический процесс .

Задачи проекта :

Обучающие :

Способствовать формированию навыков художественных действий с различным художественным материалом

Познакомить детей с различной техникой : рисование пальчиками , мыльными пузырями, кусочками поролона и др.

Способствовать возникновению интереса к экспериментированию.

Развивать способности, заложенные в каждом ребенке :

Мелкую моторику;

Воображение;

Мышление;

Активизировать интерес к рисованию .

Воспитывать :

Эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.

Тип проекта : краткосрочный (две недели ) .

Предполагаемый результат :

Сформированность у детей :

Навыков художественных действий с различным нетрадиционным материалом ;

Развитие мелкой моторики рук;

Улучшение цветовосприятия;

Повышение уровня воображения;

Эмоциональной отзывчивости к окружающему миру

Реализация проекта поможет детям творчески подходить к

видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

Предварительная работа :

Сбор информации, работа с методической литературой;

Проанализировать многообразие техник нетрадиционного рисования и выявить приемлемые для работы с детьми ;

Составление плана работы над проектом ;

Подготовка консультаций для родителей и педагогов.

Продукт проектной деятельности :

Конспекты занятий художественного эстетического цикла :

Рисуем пальчиками «Дождик»

- рисование мыльными пузырями «Одуванчики» ;

- рисование техникой кляксография «Мы - волшебники» «Лето» .

Мастер-класс для родителей : Мастер-класс рисование смятой бумагой «На полянке»

Мастер-класс для педагогов : «Рисование песком » .

Консультации для педагогов : «Арт-терапия »

Консультации для родителей :

«Рисование нетрадиционными способами » ;

«Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Развлечения : «Праздник мыльных пузырей»

Схема реализации проекта :

Формы и методы работы :

Художественная мастерская;

Чтение художественного слова и т. д.

Наблюдения;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

Создание проблемной ситуации;

Этапы работы над проектом :

Подготовительный (I неделя )

Планирование деятельности;

Подбор методической литературы;

Составление планов работы .

Практический (IIнеделя )

Обеспечение условий для реализации проекта :

Просвещение педагогов и родителей по вопросам использования нетрадиционных техник рисования

разработка и накопление методических материалов, разработок , рекомендаций по проблеме.

Заключительный (аналитический) :

Обработка результатов в ходе реализации проекта;

К концу реализации проекта дети :

Проявляют интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывают взрослым о своих интересах в рисунке;

Видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают рисунки; радуются тому, что, получается; делятся своей радостью;

Умеют пользоваться нетрадиционными средствами рисования

Начинают выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.

Методические советы :

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника , побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть :

Игра, которая является основным видом деятельности детей;

Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь тому, кто нуждается в их участии, им важно почувствовать себя значимыми;

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :

рисование пальчиками , ладошками (при создании условий – ступнями) ;

Оттиск печатками из картофеля, пробок, ластиков, расчесок;

рисование поролоном ;

Мятой бумагой;

Щетинной кистью;

Пластилином;

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :

Монотипия;

Воскография;

Пластилинография;

Отпечатки листьев;

Рисунки из ладошки ;

рисование ватными палочками ;

Волшебные веревочки;

рисование мятой бумагой ;

Бросовыми материалами;

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :

рисование песком (с подсветкой и без) ;

рисование мыльными пузырями ;

рисование мятой бумагой ;

Кляксография с трубочкой и без приспособлений ;

Печать по трафарету;

Монотипия предметная, пейзажная и на стекле;

Граттаж;

рисование нитками ;

Свечками;

Подогретыми восковыми мелками;

Влажным улем;

Мелом и жидким крахмалом;

Песком и клеем;

Солью; и многим другим.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Нетрадиционные техники

Кляксография

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные) . Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы , предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, мы переходим к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс . В результате может получиться целый сюжет. В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно составить сюжет, воздействуя на каплю воздухом, дуя на кляксу и поворачивая лист бумаги в нужном направлении или дуя через трубочку.

Рисование кусочками поролона

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному) . Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется) . Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Так же можно наносить на поролон краску кистью и рисовать что-либо .

Рисование смятой бумагой или пакетом

Для этого берутся небольшие кусочки бумаги, сминаются в шарики. Затем бумага окунается в краску нужного цвета и примакиванием наносится рисунок на лист бумаги. Для каждого другого цвета нужен отдельный комок бумаги. Чем мельче изображение, тем меньше кусочек бумаги для сминания нужен. Эта техника интересна детям тем , что кроме того, что результат работы всегда положительный, рисунок получается интересный, а так же сам процесс сминания бумаги доставляет детям не меньшее удовольствие и развивает мелкую моторику. Так же можно использовать и полиэтиленовый кулек.

Мыльными пузырями

Добавить в воду шампунь или мыло, отжать в ней губку для образования густой пены. Затем собрать губкой пену на стекло, добавить краску, сверху положить лист бумаги. Разгладить его и поднять. Фон готов.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми . Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста .

Граттаж наоборот

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет) . Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.

Рисование по мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге . Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы : "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Монотипия

Считается одной из простейших графических техник : на сложенном пополам листе или на гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.

Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста . Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Детям доставляет удовольствие сам процесс работы .

Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами.

Диатипия - (от греческого dia - сквозь, через) . Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.

Специальным роликом (годится и ролик для накатки фотографий) или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать . Рисуют карандашом, а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу.

На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Можно работать и с двумя красками . Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нарисуйте картину прямо на кальке, затем, положите поверх подготовленной для отпечатка бумаги лицом вниз, то есть изображением. Остается только обвести контуры рисунка заостренной палочкой и.) оттиск готов.

Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну. Часто в этом случае используют цветную бумагу , но лучше отпечатать изображение на тонированной бумаге.

Хотите изобразить чайку, парящую в голубом небе? Нанесите на стекло или папку бледно-голубую краску, прижмите - там, где вы прижали сильнее, краска отпечаталась лучше, а рядом - белое пятно, просвечивает бумага. Тем лучше - это похоже на облака. А сверху оттисните выпуклый силуэт чайки.

Акватипии.

Разведите гуашь и крупно, широкими мазками нарисуйте на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека - что угодно. Желательно, чтобы рисунок был крупным.

Когда гуашь подсохнет, покройте весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст) .

А затем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь - лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.

Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья .

Начинающие работают обычно так : плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.

Разновидность граттажа – пластилиновый граттаж. На плотный лист бумаги наносится тонкий слой пластилина и процарапывается острой палочкой рисунок.

Рисовать можно даже скотчем

Детям нравится эта технология , хотя на самом деле эта работа требует много старания и терпения. На плотный лист бумаги наклеиваются полоски скотча нужного цвета, стараясь придать неровную, мятую поверхность. В результате получается объемное изображение.

Приемом тычок

Результаты этой технологии напоминают рисование мятой бумагой . Только для этой техники нужна жесткая кисть «щетина» . Кисть должна быть сухой. Она обмакивается в разведенную гуашь и тычками наноситься рисунок на лист бумаги, при этом кисть «смотрит в потолок»

Рисование через марлю

На лист бумаги накладывается смоченная марля и на нее гуашью наносится рисунок. Когда краска чуть подсохнет, марлю снимают. Детали прорисовывают тонкой кистью . в результате получаются образы пушистых животных, живописные пейзажи.

Основная задача арт-терапии - выразить накопившиеся переживания, избавиться от страхов или стрессов, которые мешают в полной мере наслаждаться жизнью. Грамотный психотерапевт помогает пациенту выбрать подходящий способ выплеснуть эмоции и почувствовать облегчение уже после первого же творческого сеанса. Если вы чувствуете сильную подавленность, пребываете в состоянии стресса или глубокой депрессии, измучены страхами, мы рекомендуем обратиться к профессионалам в области психотерапии. Если же ваши переживания носят ситуативный характер, вы устали, раздражены, подавлены или испуганы, то вполне можете попробовать выразить себя в творчестве, не прибегая к дорогостоящим услугам специалиста. Как? Давайте разбираться!

Способы и средства арт-терапии

Подготовка к творческому сеансу заключается в выборе подходящего способа для выражения своих эмоций. Чаще всего предпочтение отдается рисованию, но вы можете попробовать любой из предложенных ниже вариантов или даже изобрести свой. Итак, какие же существуют способы арт-терапии, и что вы можете для них использовать:

1. Рисунок.

Вам понадобится бумага или любая другая основа, на которую можно наносить изображение, а также карандаши, ручки, краски, мелки - словом, любой предмет, способный оставлять след на поверхности.

2. Лепка.

Мягкий или, наоборот, жесткий пластилин вполне может стать оптимальным способом для творческого самовыражения. Его не только используют для создания скульптур, но еще и рвут, тянут, сминают, что также помогает избавиться от негативных эмоций и переживаний, перенося их на массу для лепки.

3. Танец.

Для этого способа арт-терапии понадобится только любимая музыка и свободное помещение.

4. Сказка.

Лучше, если сеанс сказкотерапии проходит под наблюдением специалиста, который поможет расшифровать образы, появляющиеся в ваших фантазиях. Но при желании писать сказки можно и самостоятельно, не пытаясь анализировать результат, а полностью отдаваясь процессу творчества. Этот вариант не требует никаких особых приспособлений кроме бумаги и ручки или карандаша.

5. Handmade.

К методам арт-терапии можно отнести любой способ создания шедевров собственными руками: от изготовления украшений или создания открыток до мыловарения или украшения тортов. С одной оговоркой - метод работает до тех пор, пока вы делаете что-либо ради творческого процесса, а не ради заработка. Список того, что может понадобиться в процессе рукотворчества, зависит от выбранного занятия.

6. Макияж, маникюр, плетение косичек.

Любые эксперименты с собственной внешностью или внешностью близкой подруги/родственницы могут стать отличным вариантом арт-терапии. Создавайте новые рисунки на ногтях, наносите необычный макияж или делайте удивительные прически - все это позволит вам нормализовать свое эмоциональное состояние. А бонусом станет ваша оригинальная внешность, которая поможет обновить отношения с партнером или удивить окружающих. Средствами арт-терапии в данном случае выступает все, что может понадобиться для маникюра, макияжа или укладки волос.

Как провести сеанс арт-терапии самостоятельно

Если способ творческого самовыражения выбран, и все необходимое для него приготовлено, самое время начать сеанс арт-терапии. Ваша пошаговая стратегия будет выглядеть следующим образом:

Шаг 1: Начните рисовать (лепить, танцевать или делать что-либо другое). Не заботьтесь о конечном результате, постарайтесь полностью отдаться процессу творчества. Вы можете думать о проблеме, которая вас беспокоит или забыть о ней - на данном этапе вам не следует контролировать свои мысли или чувства.

Шаг 2: Продолжайте творить до тех пор, пока не ощутите желание остановиться. Не нужно заставлять себя закончить рисунок или, наоборот, препятствовать стремлению начать новый.

Шаг 3: Постарайтесь ощутить перемену в своем эмоциональном состоянии после окончания творческого процесса. Вы можете почувствовать облегчение, прилив сил и энергии, но это вовсе не обязательно происходит сразу. Даже если вы ничего не ощущаете, это не означает, что процесс был бесполезным, ваше состояние может измениться не сразу, а в некоторых случаях для его заметного улучшения потребуется несколько сеансов.

Шаг 4: Посмотрите на результат своего творчества и попробуйте понять, почему он выглядит именно так, а не иначе. Если это рисунок, проанализируйте образы, которые вы воспроизвели, подумайте, какими критериями вы руководствовались при выборе тех или иных оттенков, и что вы хотели выразить при создании изображения.

Шаг 5: Если у вас возникает желание что-либо изменить, не препятствуйте! Существует методика работы со страхами, особенно детскими: ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится, а потом доработать рисунок таким образом, чтобы он вызывал позитивные эмоции. Вы можете воспользоваться этим способом, чтобы визуализировать выход из стрессовой ситуации или избавиться от негативных переживаний. Иногда для этого достаточно слегка подкорректировать форму пластилиновой фигурки или добавить ярких красок в рисунок.

На этом ваш первый сеанс арт-терапии можно закончить. Длительность его вы определяете самостоятельно, основываясь исключительно на своих ощущениях. Не забывайте: прелесть арт-терапии заключается в том, что вам не нужно придерживаться строгих правил. Процесс освобождения от стресса или нормализации эмоционального состояния происходит вне зависимости от того, какой способ творческого самовыражения вы выберете, и как долго будете рисовать, лепить или танцевать.

В дальнейшем вы можете заранее определять тему сеанса, например, рисуя свой автопортрет и изменяя его, чтобы получить изображение того человека, которым бы вы хотели стать. Мгновенных результатов такая работа не принесет, но вы разберетесь со своими стремлениями и желаниями, поймете, чего ждете от жизни и, если захотите, встанете на путь самосовершенствования. Будьте собой, выражайте себя в творчестве, получайте удовольствие от процесса и создавайте для себя психологически комфортную картину мира!

Жанна Чичикова

Арт терапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арт терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин "арт терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Это специализированная форма , основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей 3. и К. Г. , а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. (1951) и А. (1956).

Гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

В начале своего развития арт терапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, картина, скульптура) считался выражением неосознаваемых психических процессов. Арттерапия достаточно широко распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голландии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах.

Арт терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение" (Л. С. , 1987).

Цели арттерапии
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Использование элементов арт терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Первоначально арт терапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арттерапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.

Приемы арт терапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изображать свои представления состояния дел в их семействе.

Арт терапия дает выход и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Во время творческого самовыражения в ходе проведения арт терапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога, работающего в технике арттерапии.

Арт терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнерами и повышению самооценки.

Недостатком арт терапии может являться то, что глубоко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения представляются наиболее безопасными.

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.

При пассивной форме клиент "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.

При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Существуют различные варианты использования метода арттерапии:
использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;
побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;
творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом.

Основные направления в арт терапии
Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен

164 выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.

В США одним из родоначальников использования искусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966). Ее работы были основаны на представлениях 3. Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения, все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации.

В рамках динамически ориентированной арт терапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

Гештальториентированная арт терапия. Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают:
излечивание или восстановление адекватной "Я-функции";
помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;
пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Методами арт терапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Арт терапевтические занятия проводятся двумя способами. В первом случае клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.

Второй вариант - неструктурированное занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д.

Основная роль в арт терапии отводится самому психологу, его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству. Основная задача арт терапевта на первых этапах - преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арт терапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Некоторые авторы считают, что арт терапевту необходимо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказывать, но и непременно показывать и обучать. Другие считают, что задачей арттерапевта является создание особой атмосферы, которая будет способствовать спонтанному проявлению творчества клиента, и при этом невладение арттерапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с клиентом и способствует самораскрытию клиентов.

Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Дополнительные возможности самовыражения и новые навыки способствуют ликвидации негативного отношения к арт терапевтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и положительная оценка со стороны арттерапевта, других клиентов. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку ("Я не хуже других"). Эмоциональная заинтересованность активирует клиента и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

Основная цель арт терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт терапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арт терапии в форме рисунка и живописи.

Арт терапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции. Подростковый возраст в связи с возрастанием в этом возрасте самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной деятельности представляет особо благодатную среду для применения артгерапии.

Арт терапия, направленная на коррекцию личностного развития, в зарубежной психологии широко применяется для разных возрастных групп: для детей с 6 лет, подростков, для взрослых и юношей. В последнее время широко применяется и в коррекции негативных личностных тенденций у лиц старшего и пожилого возраста.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

Наиболее полно разработана арт терапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия.
Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение методов арт терапии , в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, аргтерапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом.

Методы арт терапии позволяют психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:
стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;
потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

Методы арт терапии в коррекционной работе позволяют получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний,
168 создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.

Об эффективности арт терапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что клиенты нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций