Понятие о психологическом диагнозе. Структура диагностического процесса. Психологический диагноз. критерии качества психологического диагноза Психологический диагноз в широком смысле предполагает

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Психологический диагноз (diagnosis, от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розерцвейга (S. Rosenzweig)) приводят к неправомерному сужению предмета психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза - установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.
1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.
3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.
Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.
В.И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.
Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.
Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

  • Медицинское понимание диагноза , прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии . В таком осмыслении психологический диагноз ...


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельно.


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельно... подробнее ».


  • Общее понятие психодиагностики. Психологическая диагностика - наука о конструировании
    Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и
    Два типа диагноза : Клинический (определение ) Статистический (сравнение) Прогноз Три...


  • Психологический диагноз (от греч. diagnosis – «распознание») – конечный
    Высший уровень – типологический диагноз , заключающийся в определении места и значения полученных
    По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.


  • Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения практических задач, в.
    Обязательные методы - беседа и наблюдение. Психолог обязан поставить диагноз .


  • Благодаря данным конструктной валидности мы можем с психологических позиций закономерно объяснить результаты теста и их дисперсию, обосновать диагноз , введя измеряемое свойство в систему психологических категорий...


  • Виды психологического климата в коллективах организаций. Единого универсального определения как определяется психологический климат, нет.
    Для определения ПК используют понятия : «психологическая атмосфера», «псхологический настрой».

Найдено похожих страниц:10


Интерпретация результатов исследования и сформулированные на ее основе выводы составляют основное содержание психодиагностического заключения.

Как отмечалось, психологическая диагностика исторически развивалась под влиянием медицинской (психиатрической) диагностики. Это наложило существенный отпечаток на ее основные понятия, задачи и методы. На определенном этапе исторического развития в научный аппарат психологии вошло понятие психологического диагноза.

По аналогии с медициной, где диагноз означает определение существа, причин, механизмов симптомообразования и особенностей течения болезни на основе всестороннего исследования больного, «психологический диагноз предполагает выяснение и описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования» [Бурлачук Л.Ф., Морозов В.М., 1999].

Структура психологического диагноза во многом определяется задачами психодиагностического исследования и может иметь многоуровневый характер. В историческом плане представляет интерес предложенная Л.С.Выготским (1983) классификация уровней психологического диагноза , упорядоченных по глубине проникновения в состояние исследуемого.

1. Симптоматический (или эмпирический) диагноз , ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз Л.С.Выготский не считал собственно научным, так как установления симптомов не достаточно для вынесения обоснованного диагностического заключения.

2. Этиологический диагноз , учитывающий не только наличие определенных особенностей или симптомов, но и возможные причины их возникновения.

3. Типологический диагноз , заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамичной картине личности.



Л.С.Выготский подчеркивал также, что психологический диагноз неразрывно связан с прогнозом, который строится «на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь … развития» [Выготский Л.С., 1983, т.5, с.320]. В настоящее время общепризнанным является положение о том, что психологический диагноз не должен ограничиваться констатацией имеющихся индивидуально-психологических свойств личности. Хотя бы в предположительном плане он должен определять причины возникновения тех или иных психологических факторов и дальнейший прогноз развития личности, давать рекомендации, вытекающие из задач психодиагностического исследования.

Психологический диагноз, как один из видов системных описаний в психологии [Ганзен В.А., 1984], должен иметь комплексный, структурированный характер. Помимо указания на принадлежность испытуемого к определенному психологическому типу, «он должен содержать указания на ряд сугубо индивидуальных свойств и, следовательно, представлять собой более или менее развернутое описание. При этом наряду с «отрицательными» признаками (нарушениями, изменениями, отклонениями) в психологическом диагнозе, как правило, указываются и релевантные положительные свойства обследуемого» [Войтко В.И., Гильбух Ю.З., 1976, с.23]. По мнению К.М.Гуревича (1981), диагноз отсутствия отклонений и диагноз благополучия тоже имеют научную и практическую значимость. К тому же во многих случаях полученные данные вообще не могут трактоваться с позиций оценки «желательное» – «нежелательное» или «наличие – отсутствие отклонений». В клинической психологии диалектику отношений сохранных и нарушенных болезнью психических качеств человека отражают понятия позитивной и негативной диагностики [Карвасарский Б.Д., 1990].

Проблеме написания психодиагностического заключения – основным принципам, структуре, стилю – посвящено большое количество публикаций [Рубинштейн С.Я., 1970, 1998; Портнов А.А. – ред., 1975; Шванцара Й. с соавт., 1978; Анастази А., 1982, 2002; Зейгарник Б.В. и др. – ред., 1987; Гуревич с соавт., 1993, 2000; Блейхер с соавт., 2002].

Отметим основные положения этих работ, дополненные собственными представлениями на основе опыта работы в психиатрической клинике.

1. Психодиагностическое заключение в клинике представляет собой развернутый и одновременно четкий и конкретный ответ на поставленный перед психологом вопрос врача : каковы особенности мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы, структуры личности, системы значимых отношений испытуемого и др.

2. В связи с привязанностью психодиагностического исследования к конкретной клинической задаче его структура, содержание, форма, объем варьируют в каждом конкретном случае. «Может быть дана некоторая внешняя форма или схема таких заключений, но основная часть содержания заключений не поддается никакой унификации » [Рубинштейн С.Я., 1998, с.142].

Например, если психодиагностическое заключение подготавливается в связи с задачами дифференциальной диагностики , то в нем должны быть отчетливо выделены диагностически значимые признаки нарушения психической деятельности. К таковым могут относиться, например, характерные для шизофрении признаки нарушения логической структуры мышления, актуализация латентных признаков (нарушение селективности информации), соскальзывания. Выявив подобные нарушения, психолог дает им квалификацию (интерпретирует) не в рамках нозологической классификации (хотя дифференциальная диагностика психических нарушений предполагает именно эту задачу), а в рамках патопсихологической систематики расстройств мышления. Такой модус представления психодиагностической информации определяется этическими нормами работы психолога, сферой его компетенции, а также отсутствием для большинства нервно-психических заболеваний строго специфических, патогномоничных признаков.

По-другому будет строиться заключение в случае проведения психодиагностического исследования в связи с задачами объективизации динамики психического состояния испытуемого в процессе лечения. Оно будет построено на сопоставлении данных исследований познавательной и эмоционально-личностной сферы больного, проведенных в начале и по окончании лечения; основной акцент будет сделан на констатации факта наличия или отсутствия изменений или степени их выраженности.

3. Помимо клинической задачи, форма и характер заключения определяются потребностями, интересами и уровнем подготовленности пользователя. Известно, что учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатры предпочитают заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций [Анастази А., 1982].

4. В психодиагностическом заключении отражаются, прежде всего, отличительные психологические особенности, индивидуальное своеобразие личности и интеллекта конкретного испытуемого в сопоставлении с нормативными данными (как статистическими, так и критериальными).

5. Наряду с выявленными в психодиагностическом исследовании нарушениями (изменениями, дефицитом, отставанием и т.д.) в заключении обязательно указываются сохранные стороны исследованных форм психической деятельности и личности. Как «позитивная», так и «негативная» психологическая диагностика вносят свой вклад в общую клиническую оценку психической деятельности испытуемого и способствуют выработке индивидуализированной терапевтической и реабилитационной тактики.

6. В заключении представляются обобщенные данные психодиагностического исследования, их интерпретация и выводы. В некоторых случаях наряду с качественным анализом выполнения больными отдельных экспериментальных заданий приводятся и количественные показатели: число правильных и ошибочных решений, количество заученных слов, итоговые статистические оценки, полученные при использовании стандартизованных методик. Эти данные приводятся для подкрепления выводов психолога. Кроме того, они могут заинтересовать пользователя (врача, психолога), желающего сопоставить эти количественные показатели с имеющимися у него данными других исследований (например, проведенными при прошлых поступлениях больного в стационар). С иллюстративной целью иногда приводятся конкретные ответы испытуемого на задания экспериментальных методик или конкретные высказывания больного в беседе.

7. Методики , используемые в психодиагностическом исследовании, перечисляются в начале изложения результатов эксперимента или упоминаются по ходу изложения материала. Это необходимо, прежде всего, с целью обеспечения возможности воспроизведения результатов исследования, например, в случае повторной экспертизы. В то же время, не следует перегружать текст заключения техническими подробностями получения и обработки данных; наиболее важны феноменология выявленных психических особенностей и нарушений и ее объяснение с точки зрения современной медицинской психологии.

Следует обращать особое внимание на расхождение результатов отдельных экспериментальных методик, направленных на исследование одной психической функции, свойства. Подобное расхождение обязательно должно получить психологическую интерпретацию (например, изменение отношения испытуемого к процессу исследования, парциальность развития исследуемой функции и проч.) Если расхождение обусловлено артефактами технического характера, то такие результаты исключаются из рассмотрения.

Результаты проведения, обработки, анализа и обобщения данных исследования представляются клиническим психологом в виде текста психодиагностического заключения. Заключение целесообразно строить по определенной схеме для лучшей организации представляемого в нем материала. Предлагаемая схема отражает общие принципы подготовки психодиагностического заключения и может изменяться или дополняться с учетом специфики задач психодиагностики в конкретной клинической области (психиатрии, наркологии, неврологии, психосоматике, при работе с детьми и подростками и пр.).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ». Ошибкой будет думать так, что это заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. В современной психодиагностике психологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан и с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности. Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения- Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка - одна из причин внутренних кризисов в развитии личности.

Психологический диагноз выступает результатом психодиагностической деятельности специалиста. Он в краткой, емкой форме обозначает: (1) актуальное состояние психической системы или ее отдельных показателей, (2) обусловливающих особенности поведения и деятельности конкретного человека, (3) представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения (умозаключения), (4) на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего развития (будущего состояния) и (5) формулирование рекомендаций.

Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.

3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента.

По способу обоснования выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. В их основе лежат специфика и критерии принятия решения. В первом случае постановка диагноза строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида в персонологическом аспекте, составляющем его специфичность. Во втором – опирается на количественную оценку уровня развития или сформированности параметров конкретной психологической сферы (высокий – низкий уровень, соответствует – не соответствует требованиям).

По характеру психологического обследования выделяют имплицитный и рациональный психологические диагнозы. Имплицитный психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознаваемо полученный вывод (заключение) о состоянии психической системы, которое обусловливает особенности поведения и деятельности человека. Рациональный диагноз – это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные.

Психологический диагноз - результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможных событий в его жизни.

Психологический диагноз -- конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Порой не всегда достигаемая в психологическом диагнозе однозначность, определенность, а также ошибки считаются следствием несовершенства психодиагностических методик. Эти ошибки могут возникнуть в любом акте познания. Психодиагностическую специфичность они приобретают при соотнесении с используемыми в каждом конкретном случае методиками, тестами, теоретическими предпочтениями исследователя.

УРОВНИ ДИАГНОЗА:

· симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.

· этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие.

· типологическая диагностика, заключающаяся в определении типа л

Психологическое заключение и психологический диагноз

По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных - итоговое.

Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.

Выделение вариантов психологического заключения в известной степени условно, поскольку итоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигофрении, благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеют место положительные сдвиги.

Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:

§ клиническая практика - объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;

§ экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса - фиксация состояния ребенка на данный момент;

§ школьная практика - определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.

Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М.М. и Н.Я. Семаго.

§ А. Общая часть заключения

1. Основные паспортные данные ребенка.

2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.

3. Наиболее важные анамнестические данные.

4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).

5. Сформированность регуляторных функций.

6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).

7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.

8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.

§ Б. Специальная часть

1. Психологический диагноз.

2. Вероятностный прогноз развития.

Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов, но и на тех педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребенком. В этой части раскрываются не только трудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные для обучения: особые формы работы, передачи материала и т.д. Желательно по мере возможности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка, способные стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.

Только при условии, что все специалисты полностью осведомлены об особенностях развития ребенка и используют эти знания в своей работе, можно построить действительно эффективную коррекционно-развивающую работу, основанную на целостном интегративном подходе. Однако «открытость» информации о ребенке должна быть подчинена деонтологическому принципу ее неразглашения, учитывая интересы ребенка и его близких.

Психологическое заключение и комплексный клинико-психологический диагноз состояния являются «дефинициями внутреннего пользования». Варианты комплексного (коллегиального) заключения, предназначенные для неспециалистов, формулируются и оформляются в соответствии с принятыми рекомендациями. Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи. В связи с ее особой важностью рассмотрим эту часть подробнее.

Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.

Цель диагностического процесса - ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы - основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение - т.е. вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.

Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. При этом ему следует творчески истолковывать симптомы. Начало научного знания -- в точном наблюдении, тщательном и творческом мышлении а не в накоплении только лабораторных данных, подчеркивает позднее К. Роджерс.

Единственно научный путь построения психологического диагноза - квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей. Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой - установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.

Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза.

Клинический (нозологический) диагноз требует констатации, описания и сведения к той или иной диагностической формуле выявляемых у ребенка симптомов, которые структурируются в определенном синдроме. Клинический диагноз основной практической целью ставит оказание врачебной помощи в виде определенных медикаментозно-терапевтических схем. Задача комплексной психолого-педагогической коррекции выявляемых у ребенка дефицитов и искажений развития определяет роль клинического диагноза как первичного, ориентировочного, приблизительного знания, если, конечно, он не рассматривается лишь как средство селекции (И.А. Коробейников).

Оказание необходимой ребенку с отклонениями или нарушениями развития помощи во многом выходит за границы чисто врачебной компетенции, поэтому в клинической психологии и психиатрии вводится понятие функционального диагноза. Согласно В.В. Ковалеву, это диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохранных свойств личности, реакции личности на болезнь, преморбидного (доболезненного) состояния социальной адаптации и ее возможностей в условиях болезни. Специалистами практически единодушно подчеркивается неразрывная связь функционального и клинического диагнозов, отражающая единство биологического и социального в диагностике.

Если диагноз понимается как прежде всего основа оказания реальной помощи ребенку, то говорят о динамическом соотношении нозологического и функционального диагноза, определяемого, с одной стороны, спецификой и выраженностью психических расстройств (клиническая составляющая), с другой - характером и индивидуальным содержанием проблем психического развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологическая составляющая). В случаях, квалифицируемых как резидуальные состояния, например психическое недоразвитие, функциональный диагноз является ведущим, так как только на его основе возможна своевременная и полноценная коррекция нарушений развития ребенка.

Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».

В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз - это формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности.

Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:

§ оценки их актуального состояния,

§ прогноза дальнейшего развития,

Таким образом, предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния (А.Ф. Ануфриев).

Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.

3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.

Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.

В.И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.

Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз - предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

Диагноз психологический представляет собой результат деятельности специалиста, в ходе которой были выявлены особенности личности, их нынешнее состояние, а также прогнозы дальнейших возможных преобразований.

Определение понятия

Такое понятие, как "диагноз", используется достаточно широко не только в медицине, но и в других научных сферах. Дословно оно переводится как "распознавание". Что касается такого термина, как "диагноз психологический", то под ним подразумевают выявление проблем личностного характера, а также их явных и скрытых причин. При этом речь может идти не только об отклонениях или патологиях, но и о нормальных состояниях, которые также нуждаются в исследовании.

Постановка психологического диагноза может осуществляться по четырем основным направлениям, которые в свое время выделил известный ученый Рейкович:

  • изучение, анализ и составление характеристики поведенческой деятельности;
  • исследование психических процессов, которые отвечают за регулирование деятельности человека;
  • диагностика механизмов протекания нервных реакций;
  • изучение условий формирования психологических характеристик индивида.

Стоит отметить, что в психологии слово "диагноз" используется не так часто, как в других областях медицины. Это связано с тем, что эмоциональное состояние человека достаточно нестабильно и не всегда поддается доскональному изучению. Именно поэтому психологический диагноз зачастую носит приблизительный, описательный характер.

Если говорить о развернутом психологическом диагнозе, то он предполагает следующие моменты:

  • первичное изучение общего состояния индивида и уровня его развития;
  • изучение личности на предмет сбалансированности, а также выявление психологических особенностей;
  • поиск проблем (не только осознаваемых самим пациентом, но и скрытых);
  • определение отношения личности к выявленным проблемам;
  • с учетом наличия или отсутствия у пациента выраженного адаптивного потенциала.

Основные ошибки психологической диагностики

Проблема психологического диагноза состоит в том, что установить его достаточно сложно. Специалисты довольно часто допускают следующие ошибки:

  • невнимательное или искаженное наблюдение, в результате которого могут быть неверно истолкованы черты характера и форма их проявления;
  • ошибки регистрации данных, чаще всего они связаны с пристрастным отношением к пациенту или же с субъективной оценкой терминов;
  • инструментальные ошибки объясняются недостатком навыков в работе с техническими приспособлениями, а также неумением правильно интерпретировать полученные данные;
  • постановка окончательного диагноза на основании первого впечатления без проведения дополнительных исследований;
  • ошибка атрибуции состоит в том, что специалист может приписать испытуемому те черты характера, которые на самом деле не присущи ему;
  • установление ложных причин отклонения от нормального состояния;
  • стремление всюду использовать наработанные гипотезы, не желая работать над поиском новых решений;
  • слишком осторожная формулировка диагноза.

Этапы деятельности психолога

Работа психолога с пациентом включает в себя следующие основные этапы:

  • предварительная подготовка включает в себя установление контактов между больным и врачом, а также подбор методики работы;
  • с пациентом, а также мотивирование его к сотрудничеству (эта цель достигается путем создания дружелюбной и доверительной атмосферы);
  • сбор данных о состоянии больного путем использования различных методик психологической диагностики;
  • обработка полученных данных с последующей формулировкой диагноза и составлением прогноза дальнейшего развития состояния больного;
  • разработка рекомендаций для нормализации состояния пациента;
  • оформление медицинского заключения в установленной форме.

Психологическое заключение

Психологический диагноз, психологическое заключение - это похожие понятия, которые, тем не менее, нельзя отождествлять. Первый термин достаточно размытый и не так часто используется на практике. Если же говорить о психологическом заключении, то оно составляется в формализованном виде и может быть первичным, а также уточненным (итоговым).

Стоит отметить, что разделение заключений на первичные и уточненные достаточно условно. В психологической практике часто возникает необходимость в повторных исследованиях. Именно поэтому итоговое заключение может перейти в разряд первичного. Это связано с тем, что психологическое и эмоциональное состояние индивида подвержено постоянным колебаниям и является достаточно нестабильным.

Вполне допустимо писать психологическое заключение в свободной форме, но если говорить об общепринятой практике, то оно должно иметь приблизительно следующий вид:

  • Общая часть:
    • данные о пациенте;
    • жалобы больного или лиц, сопровождающих его;
    • данные анамнеза;
    • описание специфических особенностей внешности и поведения;
    • выявление степени сформированности регуляторных функций;
    • развитие когнитивных характеристик;
    • эмоционально-личностные проблемы и особенности межличностного общения.
  • Специальная часть:
    • сформулированный психологический диагноз;
    • прогнозы дальнейшего развития ситуации;
    • рекомендации по нормализации состояния.

Принципы психологического заключения

Психологические заключения устанавливаются на основе следующих принципов:

  • документ не имеет стандартной формы написания, а потому составляется в соответствии с собственными теоретическими и практическими знаниями диагноста;
  • основным из пунктов заключения является формулировка цели, с которой проводилось исследование;
  • чтобы психологическое заключение имело практическую значимость, в нем непременно должны быть отражены отличительные свойства личности, которые могут считаться отклонением от нормального состояния;
  • должна присутствовать ориентировка на конкретные действия, которые несут в себе корректирующую функцию;
  • к заключению должны прилагаться исчерпывающие данные о проведенных исследованиях (бланки опросов и прочее);
  • описания должны быть четкими и объективными.

Психологический диагноз и его виды

Стоит отметить, что разные специалисты и используют разные методы работы с пациентами. В связи с этим большой интерес представляет изучение таких вопросов, как психологический диагноз и его виды. Основными считаются следующие:

  • Диагноз, основанный на констатации факта наличия того или иного признака. При этом психологические характеристики пациента оцениваются, исходя из заданного критерия, который считается нормой.
  • Определение степени выраженности тех или иных характеристик. Довольно часто применяется при исследовании группы лиц на предмет наличия тех или иных характеристик.

Области применения результатов исследований

Психологический диагноз может найти свое применение в следующих областях деятельности человека:

  • оптимизация обучающих и воспитательных процессов;
  • работа в области профессионального обучения и профориентации;
  • психотерапевтическая работа, которая направлена на устранение отклонений от нормального состояния;
  • судебная практика (в зависимости от заключения специалиста может определяться мера наказания).

Основные способы постановки диагноза

Можно выделить следующие основные методы психологического диагноза:

  • рисуночный метод - на основе изображения, начертанного испытуемым, делаются выводы о его состоянии;
  • метод опроса - специальные бланки, после заполнения которых психолог может поставить соответствующий диагноз;
  • используется с целью выявления закономерностей отношений в группе людей;
  • биографический метод подразумевает изучение психологии человека на основе описания его жизни и реконструкции отдельных ключевых этапов;
  • генетический метод - это постановка диагноза на основании исследования историй болезней ближайших родственников пациента;
  • близнецовый метод направлен на то, чтобы выяснить природу психологических характеристик человека (являются они врожденными или же приобретенными в результате воздействия внешних факторов);
  • математические методы позволяют обосновать и уточнить выдвинутую гипотезу.

Психологический диагноз по Выготскому

Одним из наиболее видных деятелей в области психологии считается Л. С. Выготский. Он уделял особое внимание таким понятиям, как "психологический диагноз" и "психологический прогноз". Исходя из его точки зрения, их содержание совпадает. Тем не менее, чтобы составить прогноз, необходимо изучить не только настоящее, но и прошлое состояние пациента, что позволит сформировать более-менее точную картину дальнейшего развития ситуации.

В соответствии с можно выделить следующие основные уровни психологического диагноза:

  • эмпирический - констатация симптомов, на основании которых делается заключение;
  • этиологический - состоит в выявлении причин возникновения того или иного состояния;
  • типологический - это наивысший уровень диагностики, который подразумевает определение места выявленных отклонений в общей психологической картине личности.

Распространенные детские диагнозы

Можно выделить следующие частые психологические диагнозы детей:

  • - это страх разлуки как с близкими людьми, так и с дорогими вещами. Причиной может послужить недавняя потеря или же резкая смена обстановки. Проявляется в состоянии постоянной тревоги и замкнутости.
  • Дизраптивные которые подразумевают чрезмерную активность и импульсивность. Дети с подобным диагнозом зачастую достаточно вспыльчивы и упрямы, а также чувствительны. При этом они стремятся командовать окружающими и отличаются чрезмерным стремлением получить желаемую вещь.
  • Коммуникативные расстройства проявляются в затрудненном вербальном или невербальном выражении своих мыслей. Такие дети довольно часто характеризуются замедленной или невнятной речью, а также заиканием.
  • Расстройства развития сопровождаются неконтролируемым поведением. Такие дети могут быть буйными и агрессивными, а также внезапно испытывать приступы гнева. Подобные расстройства сопровождаются нарушениями социальных и коммуникативных навыков.
  • Физиологические расстройства подразумевают нарушения в системе питания, а также оправления естественных нужд. Они могут быть вызваны сильными стрессами или испугом.
  • Расстройства настроения проявляются в виде угнетенности и апатичности. Также сюда относят и которые сопровождаются маниакальными приступами, чрезмерным раздражением и возбуждением.
  • Расстройства моторных знаков сопровождаются задержками в физическом развитии. Зачастую такие дети неуклюжи, долго учатся элементарным приемам (например, застегиванию пуговиц и так далее).
  • Тикозные расстройства нередко имеют наследственный характер или же могут возникнуть в результате сильного стресса. Это непроизвольные и неритмичные движения различными частями тела. Зачастую при нормальной обстановке подобные проблемы проходят самостоятельно примерно к 7 годам.

Принципы постановки психологических диагнозов

Результатом работы специалиста с пациентом является психологический диагноз. Психодиагностике известны следующие основные принципы:

  • комплексный подход подразумевает целостное исследование таких базовых сфер, как личность, поведение и интеллект;
  • единство диагностики и коррекции;
  • целостное изучение психических характеристик (во время исследования должно быть произведено выявление всех сфер психики);
  • подразумевает учет индивидуальных характеристик при постановке диагноза и назначении лечения;
  • деятельностный подход состоит в том, что работа с пациентом должна осуществляться в контексте его сферы деятельности;
  • принцип динамичности состоит в том, чтобы изучать не только актуальные характеристики, но и возможности дальнейшего их развития;
  • сочетание индивидуального и коллегиального обследования состоит в возможности привлечения сторонних специалистов к установлению диагноза и лечению.
  • вырабатывая рекомендации для больного, стоит предлагать ему несколько альтернативных вариантов решения проблемы, чтобы он имел возможность выбора в зависимости от внешних обстоятельств;
  • психолог не должен ограничиваться исключительно раздачей рекомендаций, а давать субъективную оценку каждому из советов;
  • не стоит навязывать больному способ поведения, к которому склоняется психолог, - пациент должен иметь возможность самостоятельного выбора;
  • психологическая консультация не должна ввергать пациента в зависимость от врача (по ее итогам больной должен получить навыки самостоятельной психокоррекции);
  • клиент всегда должен иметь возможность повторно обратиться к специалисту, если он не может самостоятельно справиться с проблемой;
  • психолог не должен завершать работу с пациентом до тех пор, пока не убедится в том, что тот правильно понял рекомендации и готов к самостоятельной деятельности.

Выводы

Понятие психологического диагноза подразумевает результат деятельности специалиста, которая была направлена на выявление отклонений в развитии личности, выработку рекомендаций и прогнозирование будущего состояния. Имеется в виду умение распознать проблемы личностного характера, а также причины их возникновения и прочие существенные моменты. Если говорить о направлениях диагностики, то она может заключаться в изучении поведенческой деятельности, а также психологических процессов, которые регулируют ее. Внимание уделяется механизмам, отвечающим за протекание нервных реакций, и условиям, в которых формируется психологический портрет.

Стоит отметить, что на данный момент уделяется огромное внимание такому вопросу, как психологический диагноз и его виды. Контрольная функция заключается в том, чтобы не допустить распространенных ошибок, которые часто допускают специалисты. Так, речь может идти в первую очередь о невнимательности к пациенту, ведь психологи нередко полагаются на свой предшествующий опыт. Также стоит отметить риск необъективного отношения к пациенту. Распространенная ошибка - это постановка диагноза на основании первого впечатления без проведения более глубокого анализа. Также стоит отметить вероятность использования шаблонных теоретических ситуаций без учета индивидуальных особенностей личности.

Такое понятие, как "диагноз", не настолько распространено в психологии, как "заключение". Несмотря на то что оно не имеет установленной формы, существует общепринятая схема его составления. Так, в общей части содержатся основные данные о пациенте, а также жалобы от него (или же от сопровождающих лиц). Здесь же должны быть сформулированы особенности внешности и поведения пациента, которые имеют значение для постановки психологического диагноза, а также выявленные проблемы. В специальной части содержится не только формулировка заключения, но также общие рекомендации по решению проблемы и прогноз дальнейшего развития событий.

Достаточно большой вклад в теорию и практику психологии сделал ученый Л. С. Выготский. Он пришел к выводу, что понятия прогноза и диагноза имеют примерно одинаковую направленность. Тем не менее второе является более широким и сложным, ведь оно подразумевает изучение не только прошлого и настоящего, но и перспективного состояния. Выготский выделял три уровня психологического диагноза. Эмпирический является наиболее простым и подразумевает лишь констатацию явных и скрытых симптомов. Если говорить об этиологическом уровне, то он является более сложным ввиду необходимости поиска и анализа причин отклонения. Реже всего встречается типологический уровень, на котором осуществляется установление места имеющихся отклонений в общей картине личности.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии