Пищевой психоз у ребенка. Детские психозы (childhood psychoses). Могут ли работать люди, страдающие психозом

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

2 6 571 0

Появление у ребенка психоза предвещает скорые проблемы со здоровьем. В наше время это довольно распространенное состояние, поражающее взрослых и детей.

Если у ребенка резко меняется настроение, он не к месту выражает свои эмоции (например, смеется там, где нужно посочувствовать), возможно, он подвержен психозу.

Также признаком этого заболевания считается появление галлюцинаций или бредового состояния. Малыш не может отличить собственную фантазию от реальности.

Психоз – это не отдельная болезнь, а сопутствующее состояние расстройства психики. Угрозы жизни не несет, но существенно ее искажает, препятствуя адекватному формированию эмоций, делая невозможным управление собственным поведением.

Состояние психоза – это определенный риск для здоровья не только первенца, но и окружающих, потому что может сопровождаться агрессией.

Это заболевание хорошо диагностируется, что позволяет своевременно приступить к лечению. В этой статье мы расскажем о причинах появления психоза, его признаках, возможных осложнениях, методах лечения и профилактики.

Что приводит к расстройству

Врожденный психоз наблюдается у детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем до зачатия ребенка, во время беременности и после. Также если папа или мама страдает психическим расстройством.

Характерные признаки психоза

У маленького ребенка невозможно диагностировать психоз, потому что он еще не умеет разговаривать и выражать свои чувства. Поэтому в двухлетнем возрасте еще сложно выявить заболевание, а вот в три года малыш уже может рассказать о своих страхах и эмоциях. Тем не менее обратить внимание на некоторые признаки стоит.

Возраст

Признаки психоза

2 года Меняется характер и поведение малютки. Появляется слабость и ухудшается настроение, отсутствует улыбка, нарушается сон, учащается пульс.
3 года Усложняется ориентирование в пространстве, происходит частая смена настроения, могут появиться головные боли, учащенное сердцебиение.
4 года Появляются беспочвенные страхи, заторможенность, быстрая утомляемость, головные боли.
5 лет Пассивность, вялость, отсутствие инициативы, чередующиеся с повышенной возбудимостью, желанием беспрестанно что-то делать и говорить. Возможно головокружение, одышка.
6 лет Ребенок становится раздражительным и агрессивным, любит гримасничать. У него нарушается аппетит: полный отказ от пищи сменяется прожорливостью.
7 лет Болезнь характеризуется сложными фобиями, появлением навязчивых движений или тиков. При разговоре может перекривлять собеседника. Эмоционально неустойчив.
8 лет Нарушается связность мышления, появляется повышенная агрессивность. Лицо становится бледным с лихорадочным румянцем. Теряется интерес к играм.
9 лет Беспричинная раздражительность, склонность к совершению немотивированных поступков. Лихорадочно блестящие глаза наряду с запекшимися губами и обложенным языком.
10 лет Нарушение опорно-двигательных функций, длительное пребывание в одной и той же позе, сопровождающееся отказом от еды. Настроение становится депрессивным или маниакальным, то есть чередуется пессимизм с беспричинной радостью. Неустойчивое артериальное давление.

Наиболее очевидный признак психоза, характерный для любого возраста – галлюцинация, бред. В этом состоянии ребенок видит, слышит или ощущает то, чего нет на самом деле.

Возможные осложнения у ребенка

Наличие психоза серьезно усложняет ребенку жизнь. Он ведет к нарушению речи, затрудненному мышлению, невозможности контролировать действия и строить отношения в рамках общепринятого социального поведения. Появляется замкнутость, раздражительность, необщительность. Страдает интеллектуальное развитие.

Психоз негативно влияет на здоровье других органов. Поэтому он нуждается в срочном лечении.

Чем и как лечить расстройство

Иногда для того, чтобы избавить ребенка от психоза, необходимо всего лишь устранить причину его возникновения.

Например, прекратить прием определенных лекарственных препаратов, ликвидировать стрессовую ситуацию.

Если психоз был сопутствующей реакцией на какую-то болезнь, то по истечении основного заболевания пройдет и психоз.

Иногда применяются медикаменты для регулирования биохимических процессов. Для подавления агрессии назначаются транквилизаторы.

Как родителям помочь ребенку

От родителей многое зависит в лечении. Прежде всего, необходимо наладить взаимоотношения в семье. Больше уделять времени малышу, ласкать, проявлять любовь. Найти для него занятия по душе (спорт или творческая деятельность). Дать возможность самовыражения.

Подростковый психоз очень часто может быть не распознан, так как его симптомы часто связывают с бунтарским поведением, отрицанием социальных норм и порядка, гормональной перестройкой, связанных с естественным периодом взросления. По мере развития острого состояния психическое заболевание становится очевидным, об этом могут свидетельствовать галлюцинации, бредовые мысли и идеи, дереализация. Лечение подросткового психоза должен проводить опытный врач-психиатр.

Консультанты клиники "IsraClinic" будут рады ответить на любые вопросы по данной теме.

Я подтверждаю, что принимаю условия согласия на обработку персональных данных.

Подростковый возраст – очень непростой период в жизни любого человека. В этот период происходит перестройка гормональной системы, выстраивается новая система жизненных ценностей и ориентиров, формируются социальные связи. Психоз в подростковом возрасте – не редкость, однако, врачам бывает сложно дифференцировать психотическое состояние. В основном это связано с особенностями подросткового поведения, которое часто бывает деструктивным в силу несформированности защитных механизмов.Определить, где норма поведения, связанная с формированием психики и тела, а где патология, которая требует лечения, без помощи квалифицированного специалиста невозможно. Между тем, по статистике, около 15% всех молодых людей в возрасте от 15 до 22 лет необходима помощь психиатра. У 2% диагностируют психозы у подростков, лечение получают только 1,5%.

Разберемся с причинами психоза у подростков.

  • Генетический фактор (психоз может быть унаследован от отца или матери)
  • Наличие органического заболевания (хронические заболевания, заболевания, сопряженные с постоянной болью, неврологические болезни)
  • Стрессовые ситуации (тяжелая обстановка в школе, колледже, семье, сложные взаимоотношения с одноклассниками, противоположным полом)
  • Психологическая травма (насилие, унижение)
  • Гормональные расстройства
  • Психическое заболевание (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.д.)

Отметим, что какими бы ни были причины психоза у подростков лечение требуется незамедлительное.

В Израиле в психиатрической клинике «IsraClinic» подростковые врачи-психиатры, психологи и психотерапевты готовы оказать всестороннюю помощь в диагностике и лечении психозов у подростков. При остром состоянии, которое характеризуется агрессией, галлюцинациями, бредом, расстройством мироощущения, основная терапия будет направлена на купирование психотической симптоматики. После этого будет проведено всестороннее обследование для выявления причины психоза. Среди диагностических методик клиники – клиническое интервью с психиатром, психодинамическое тестирование, КТ или МРТ головного мозга, осмотр невролога, анализы крови. При постановке диагноза психоз у подростка лечение назначается в зависимости от причины.


Очень часто при наличии психоза речь идет о развитии серьезной патологии, поэтому важно проводить профилактику психозов у подрастающего поколения. Доверительные отношения, здоровая обстановка в семье и школе, терпеливая и взвешенная позиция касательно психического и физического здоровья подростка – залог того, что Ваш ребенок не попадет в те самые 15%, которым требуется помощь психиатра.

Психоз – это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется нарушением способности различать фантазии и реальность. Психоз не позволяет адекватно реагировать на происходящее. Психоз – это общее название для целой серии тяжелых нарушений психического здоровья.

Психоз любого типа может вредить жизни больного, особенно это важно, если это угрожает жизни ребенка. Психоз создает проблемы с мышлением ребенка, в области его организации, с использованием речи, с контролем над побуждениями, над проявлением эмоций и отношений с другими людьми.

Типичное психотическое поведение трудно поддается описанию, потому что принимает различные формы. Одним из признаков психоза являются , при которых больной ребенок может видеть, слышать, осязать, ощущать на вкус то, чего в природе не существует.

Еще одним признаком психоза является бред – неверное толкование намерений или значений несуществующих предметов или образов.

Ещё одним показателем является придумывание слов, шуток, проявление веселья в ситуациях, которые не являются смешными. Дети с психозом проявляют раздражение по пустяковым поводам или без причин.

Галлюцинации и бред позволяют отличить детей с психозом от целого ряда других заболеваний. Например, сказка о золушке у девочки с нормальной психикой вызовет определенные эмоции: ей нравится золушка, она негативно относится к мачехе и мечтает о прекрасном принце. Девочка с психозом начинает верить, что она и есть та самая золушка, о которой написана сказка. Она начинает думать, что злая мачеха существует в действительности, находится рядом и не пускает её на прогулку.

Психиатры на протяжении многих лет ищут вопрос о возможности поражения психозом подростков. Науке известны факты детских и взрослых психозов, а подростковый период является упущенным в психиатрии.

Проявление психоза происходит по речевому описанию состояния человека. Поэтому психоз может диагностироваться у ребенка, овладевшего речью. При этом совершенно не ясно, в какой именно период появились у ребенка признаки психоза.

Психозы у детей могут возникать из-за кратковременных или, напротив, длительных состояний физического плана: повышение температуры, менингиты, нарушение гормонального равновесия, действие определенных групп лекарств, изменения в деятельности щитовидной железы, включая повышение или понижение функций.

Психоз, вызванный временными проблемными состояниями ребенка, заканчивается тогда, когда прекращаются эти самые проблемы. Иногда для полного психического выздоровления нужно дополнительное время. Получается, что, несмотря на то, что физическое состояние нормализовалось, мозгу необходимо дополнительное время для полного восстановления.

К психопатическим проявлениям могут привести многие заболевания. Психозы могут также появляться вне заболеваний и протекать по собственному сценарию: быстро и остро; быстро и вяло; долго с острыми проявлениями; долго и вяло. Иногда психозы могут затянуться не только на месяцы, но и на годы.

Длительные психозы чаще всего вызываются биохимическими отклонениями, которые могут быть у ребенка от рождения, а могут появиться значительно позже по причине применения лекарств или стрессовых ситуаций.

Чаще всего причиной врожденных психозов у детей является алкоголизация беременной матери или в период лактации. Таким же образом могут воздействовать некоторые группы лекарств.

Биохимические отклонения у отдельных людей могут привести к временным приступам проявления психоза, которые провоцируются внешними воздействиями – стрессами, болезнью.

У детей старшего дошкольного возраста могут встречаться галлюцинации, как ответная реакция на стрессовую ситуацию. Так, например, после смерти близких дети могут долгое время ощущать запах свечей или ладана, видеть силуэты умершего родственника, ощущать его прикосновения. В этом случае лучшим лекарем является время и правильное отношение близких людей.

Бывают случаи, когда без видимых причин у детей с рождения появляются признаки психоза, не исчезающие всю жизнь. Это подводит к выводу о том, что стрессы не являются единственной причиной появления психоза. Психиатры до сих пор не могут назвать истинные причины психозов у детей.

Обычно при появлении первых признаков в виде галлюцинаций и бреда ребенка обследует целый ряд врачей: психиатр, невропатолог, отоларинголог, логопед, психолог. Диагностика включает тщательное обследование состояния здоровья, развития (умственное, физическое, речевое), проверку слуха и речи, уровня развития мышления.

Ребенок может быть помещен в стационар для возможности более глубокого обследования. Вполне возможна ситуация, что причина психоза лежит в каком-либо серьезном заболевании. Поэтому важно не только констатировать наличие психоза, но и по возможности попробовать определить его причину, или хотя бы исключить заболевание ребенка, как причину психоза.

Симптомы психозов у детей

  • Двигательные расстройства: ступор или субступор, который проявляется у детей в застывании на месте с широко раскрытыми глазами, страдальческим выражением лица, немигающим взглядом. Часто ступор может смениться двигательным или речевым возбуждением, нередко с к окружающим.
  • Аффективные проявления: страх, эйфория, депрессия, иллюзорные расстройства, зрительные, слуховые, осязательные галлюцинации. Особенно часто у детей наблюдается аффект тоски, сопровождающийся озлобленностью, плачем, непонятной обидой, причитанием, рыданием.
  • Грубые проявления в поведении: , грубые шалости (порча чужого и своего имущества, грубое отношение к вещам и игрушкам), грубые слова и высказывания.
  • Проявления соматических расстройств: головные боли, сонливость днем и нарушение сна, быстрая утомляемость, сонливость. Очень часто эти проявления сменяют друг друга с поразительной скоростью, а могут проявляться одновременно. Соматика психоза часто напоминает лихорадку: зрачки расширены, губы сухие, кожа влажная с наличием холодного пота. Можно наблюдать перемены в артериальном давлении, одышку, учащение пульса.
  • Переменчивость аппетита: от жажды до полного отказа от пищи.

Периодические и эпизодические психозы

В острый период психоза отмечается частичная амнезия. Ребенок не может воспроизвести картины своего поведения. Обычно диагноз ставят по рассказам близких по ряду побочных явлений: травмы, интоксикации.

При периодических психозах наблюдается непродуктивность состояний: неловкость, угловатость движений нарушение координации движений. При этом отсутствуют появления радости, бодрости, внутреннего подъема.

При любых видах психозов возникает потеря в пространстве и времени. Обычно ребенок не может восстановить цепь событий.

Кратковременные эпизоды психозов, вызванные физическим состоянием или нарушением здоровья, проходят достаточно быстро, когда исчезает основное заболевание, являющееся причиной детского психоза. Однако глубоко пораженные психозом дети должны находиться под наблюдением у врача-психиатра, психолога и социального работника.

Некоторым детям достаточно нескольких встреч со специалистами, а другие нуждаются в длительном наблюдении и лечении. Обычно в качестве лечение психозов у детей применяют психотерапию, но часто этого недостаточно и больным детям назначается медикаментозное лечение. Лекарственные препараты призваны компенсировать биохимические нарушения.

В обиходе «детским психозом» молодые мамы называют детские истерики и кризисы роста. С медицинской точки зрения все гораздо сложнее и серьезнее: психозы у детей встречаются нечасто, поставить диагноз не так просто, но, в то же время, это заболевание нуждается в обязательном лечении и наблюдении.
Детский психоз – это не истошные крики и валяния по полу, которые случаются практически у каждого ребенка. Психотическое расстройство имеет определенную клиническую картину, а чтобы поставить правильный диагноз в детском возрасте, обычно нужна консультация не одного специалиста.

Одним из главных показателей помрачения рассудка у человека чаще всего служит его речь. В психозе человек не способен связно мыслить, и поток его речи ярко демонстрирует спутанность, хаотичность больного сознания.
Можно ли наверняка диагностировать психогению у малыша до трех лет, еще не посещающего детский сад, да и не умеющего толком говорить? Зачастую в этом затрудняется большее количество медицинских экспертов. В таком случае психоз у ребенка можно заметить только по его поведению. Также будет сложно определить, когда и по какой причине психика так серьезно пострадала.
Предметом спора врачей также являются помрачения рассудка, поражающие детей в предподростковом возрасте. Медицина классифицировала детские и взрослые психотические расстройства, однако большинство врачей считают, что и в предподростковом возрасте психика способна пострадать до состояния психогении. Клиническая картина при этом имеет разную симптоматику, отделяя подростковый, с рядом своих отличий, психоз от аналогичной патологии в раннем или взрослом периодах жизни.
Патологию важно отличать и от других расстройств психики в раннем возрасте, таких как неврозы и истеричность. При многих схожих симптомах именно психозы у детей ведут к разрушению адекватного сознания и потере реальной картины мира.

Симптоматика детских психозов

Психоз у детей проявляется по-разному, симптомы в разных формах патологии неоднородны. Однако чаще всего проявляется определенный набор признаков, таких как:

  1. Галлюцинации. Ребенок видит предметы, существ, события, которых не существует в действительности. Слышит голоса, ощущает запахи, испытывает тактильные ощущения ложного происхождения.
  2. Бред. Сознание больного спутано, что ярко проявляется в его речи. В ней нет смысла, связанности, последовательности.
  3. Неадекватное поведение, например, неуместное веселье, неконтролируемые проказы. Ребенок вдруг на ровном месте становится крайне раздражительным, начинает ломать игрушки, вещи, причиняет боль животным.
  4. Агрессия, злость. При посещении школы или садика разговаривает грубо и зло с другими детьми, способен обозвать или ударить, часто агрессивен и со взрослыми. На ничтожные поводы реагирует резким раздражением.
  5. Аппетит нестабилен: от сильной жадности к еде до полного отказа от нее.
  6. Ступор. Надолго застывает в одной позе, положение его тела и мимика не меняются, взгляд застывает, лицо выражает страдание, не реагирует на внешние раздражители.
  7. Резкая смена состояний. Ступор вдруг сменяется крайней возбудимостью, высокой двигательной активностью в сочетании с агрессивным настроем к окружающим.
  8. Аффекты. Эйфория, страх, частые приступы тоски, обиды, слезы вплоть до истерических рыданий.
  9. Плохо спит по ночам, но постоянно хочет спать днем. Головные боли, высокая утомляемость без внешних причин.
  10. Состояние, похожее на лихорадочное (в сочетании с симптомами нарушения сознания). У ребенка холодная кожа, сильная потливость, губы сухие, зрачки расширены.

Признаки разрушения сознания должны сразу вызвать тревогу у родителей. Ребенок в острой стадии заболевания не может посещать школу либо детский сад, нуждается в срочной госпитализации.

Но можно ли обычному человеку без медицинского образования отличить детские игры и фантазии от галлюцинаций и бреда? Ведь маленький мальчик, играя, представляет себя рыцарем, спасающим царевну от злого дракона. Помните, что в случае психопатии будет заметен ряд симптомов, указывающих на помрачение рассудка. Так психически больной будет в реальности видеть злое чудовище и вести себя соответствующе – выказывать сильный страх, агрессию и другие признаки искаженного восприятия мира.

У малышей симптомы психоза имеют ряд возрастных особенностей. К году у такого ребенка может быть частичное или полное отсутствие проявления эмоций, свойственного грудниковому возрасту. В 2, 4, даже в 6 месяцев малютка не улыбается, не «агукает». На фоне здоровых 8-9 месячных малышей больной выделяется тем, что не узнает семью, не проявляет интерес к окружающему миру, у него могут наблюдаться навязчивые однообразные движения.

В два года подверженный психотическому расстройству ребенок будет заметно демонстрировать отставание в развитии. У малыша 3 лет неадекватное восприятие реальности будет уже более очевидным.

У детей младшего возраста выделяют атипичный детский психоз. По симптоматике он сходен с аутизмом (одна из его разновидностей даже носит схожее название — «инфантильный психоз»). Может возникать даже у интеллектуально развитых ребят (хотя чаще все-таки встречается у умственно отсталых).

Заболевший будет плохо контактировать с людьми, демонстрировать задержку речевого развития. Для него могут быть характерными навязчивые одинаковые движения или неконтролируемое повторение чужих слов (эхолалия). Посещая детский сад, такие малыши резко не вписываются в общую группу, так как не понимают окружающих и с трудом адаптируются к малейшим изменениям.

Причины возникновения патологии

К физиологическим причинам возникновения психотических расстройств в раннем возрасте относятся:

  1. Дисфункции щитовидной железы.
  2. Последствия гормонального сбоя, период полового созревания.
  3. Высокая температура, вызванная иными заболеваниями.
  4. Побочные эффекты при химиотерапии, приеме лекарств.
  5. Менингит.
  6. Алкоголь, принимаемый беременной женщиной (внутриутробный алкоголизм плода) или при кормлении грудью.
  7. Генетическая наследственность.

У подростков часто срывы психики случаются как следствие попадания в стрессовую ситуацию. Серьезной психотравмой для них может стать смерть близкого человека, конфликтные ситуации в семье или с друзьями, резкая смена жизненных обстоятельств.


Психоз, возникший на фоне психотравмы у подростка, как и подобные проявления болезни у взрослых людей, может длиться недолго и исчезает с устранением стрессового фактора.
Но стоит помнить, что склонность к психотическим расстройствам может передаваться по наследству, и тогда течение заболевания бывает более тяжелым. Иногда дисфункция сознания достигает инвалидности, сохраняясь всю жизнь.

Психолог рассказывает о том, как поведение родителей может спровоцировать развитие психоза у ребенка

Разнообразие форм болезни

В зависимости от многих факторов, заболевание может протекать по-разному:

  • быстро и стремительно, с ярким проявлением симптомов;
  • долго, но с острыми периодическими всплесками;
  • быстро, но с невыраженными симптомами;
  • симптоматика развивается в течение длительного периода, проявляется неярко, вяло.

В зависимости от возраста пациентов выделяют также ранние (до подросткового возраста) и поздние (у подростков) формы патологии.

Психотические состояния, вызванные внешними временными факторами, обычно легче диагностируются и поддаются лечению. Острая фаза проходит, когда проблемы-провокаторы прекращаются, хотя для полного восстановления истощенной психики всегда требуется дополнительное время.

В случае долгого пребывания человека в травмирующей ситуации либо мозговых повреждений, вызванных биохимическим отклонениями (как врожденными, так и спровоцированными приемом лекарственных препаратов, болезнями и другими факторами) острое психотическое расстройство перерастает в хроническое. Затяжное помрачение рассудка крайне опасно для маленького человека. От дисфункции мозговой деятельности страдает интеллектуальное развитие, ребенок не может адаптироваться в социуме, общаться со сверстниками, заниматься любимыми делами.

Медикаментозное лечение и коррекционный психотерапевтический курс при тяжелых формах психических заболеваний обязательны. Особенно опасен острый психоз, когда все симптомы проявляются очень сильно и ярко, а нарастание патологических процессов идет стремительно.

Диагностика заболевания

Детальную диагностику психических отклонений лучше проводить в стационаре под постоянным наблюдением врачей. Для назначения эффективной терапии необходимо четко определить причину возникновения психотической реакции.

В осмотре, помимо психиатра, обязательно принимают участие отоларинголог, невропатолог, психолог, логопед. Кроме общего обследования организма, ребенок также проходит специальное тестирование умственного развития (например, компьютерный или письменный тест на уровень развития мышления в соответствии с возрастной группой, связанность речи, тесты в картинках и т.д.).

Терапия и профилактика психотических расстройств в раннем возрасте

Маленьким пациентам назначается курс медикаментов в сочетании с сеансами психологической коррекции.

Проявляемые симптомы и лечение, назначаемое ребенку, напрямую связаны, так как препараты необходимы лишь в тех случаях, когда болезнь привела к биохимическим нарушениям в организме. «Тяжелые» формы психотропных лекарств, такие как транквилизаторы, назначают только при наличии агрессивных состояний.

В случаях, когда болезнь носит затяжной, а не эпизодический характер, лечить юного больного необходимо под постоянным наблюдением психиатра.

Коррекционный эффект психотерапии особенно заметен, когда эмоциональный срыв произошел в результате пережитого стресса. Тогда при устранении фактора, вызвавшего дебют заболевания, и работая с внутренними установками и реакциями маленького пациента, психолог помогает ему справиться со стрессом и выработать адекватные реакции на негативные события в жизни.
Родителям необходимо помочь сыну или дочке соблюдать правила здоровой жизни.

  1. Ребенку необходим размеренный распорядок дня, отсутствие сильных потрясений и неожиданностей.
  2. Недопустимо проявлять к детям грубость и физическое насилие, а меры поощрения и наказания должны быть им понятны.
  3. Доброжелательная и позитивная атмосфера в семье, любовь и терпение между всеми ее членами помогают больному быстрее вернуться к нормальной жизни.
  4. Если стрессовая ситуация была связана с посещением образовательного учреждения, то есть смысл сменить школу или детский сад.

Всё это крайне важно для окончательного и устойчивого восстановления психики маленького больного.

Возникает вопрос, можно ли детям, перенесшим временное помрачение рассудка, надеяться на полное излечение и полноценную взрослую жизнь? Смогут ли они вырасти в адекватных членов общества, создать свои семьи, иметь детей? К счастью, да. При своевременной медицинской помощи и качественной терапии многие случаи ранней психогении излечиваются полностью.

Детские психозы (childhood psychoses)

Д. п. представляют собой смешанную группу тяжелых расстройств с грубыми отклонениями от ожидаемых соц. и интеллектуальных возрастных норм. Детский аутизм и детская шизофрения - два наиболее распространенных психотических расстройства детского возраста.

Почти каждый аспект проблемы психозов детского возраста - от названий и критериев определения до интерпретации механизмов и тактики лечения - отмечен разногласиями. Несмотря на существующие противоречия, проявления психотических расстройств всеми описываются как «глубокие», «всепроникающие» и «тяжелые». Не подвергается тж сомнению, что эти заболевания длятся на протяжении всей жизни, хотя небольшой процент больных и демонстрирует существенные улучшения. Неблагоприятные исходы болезни связывают с низкими (соотв. умственной отсталости) показателями теста интеллекта, проводимого во время постановки диагноза, отсутствием речевых навыков до 5-летнего возраста, проявлением признаков психоза в возрасте до 10 лет и обнаружением у детей интроверсии, робости и заторможенности еще до появления трудностей.

Симптомы аутизма и детской шизофрении в значительной мере перекрывают друг друга. Группа британских психиатров предложила девять признаков, характеризующих эти и др. формы Д. п.:

1. Серьезные устойчивые нарушения межличностных отношений. Они приобретают форму ухода в себя при аутизме и обсессивной привязанности (часто к матери) при детской шизофрении.

2. Видимое отсутствие сознания личной идентичности, проявляющееся в гротескных позах и нанесении себе увечий.

3. Повышенный интерес к неодушевленным объектам и необычные действия с ними, часто без понимания их обычной функции.

4. Крайнее сопротивление к переменам любого рода и ритуалы, направленные на поддержание однообразия.

5. Патологическое восприятие, приводящее к преувеличенным, дефицитарным или непредсказуемым реакциям на сенсорную стимуляцию. У мн. пациентов имеются нарушения концентрации внимания и отсутствие реакций на окружающую обстановку.

6. Повышенная, острая, неадекватная тревога; в нек-рых случаях - панический страх обычных предметов домашнего обихода.

7. Тяжелые нарушения речи - обычно потеря или задержка развития речевых навыков. Речь нек-рых пациентов неадекватна, напр. они неправильно используют местоимения или не пользуются флексиями.

8. Нарушения моторики, в т. ч. судорожные спазмы, обездвиживание, гиперактивность и манерные стереотипии. Часты попытки аутостимуляции в виде вращения корпуса, хождения на цыпочках, хлопанья в ладоши и раскачивания, в особенности в условиях относительной моторной депривации в мед. учреждениях.

9. Общая задержка развития интеллектуальных навыков. Свыше 50% больных постоянно остаются на сниженном уровне развития. Однако дети с аутизмом иногда демонстрируют нормальное или даже высокое интеллектуальное функционирование в специфических областях, таких, напр., как память, музыка или арифметика - способности, редко наблюдаемые у детей с шизофренией.

Эти девять признаков наблюдаются не исключительно при психозах и не у всех детей с диагнозом психоза. На практике часто трудно отличить психотические расстройства от задержки умственного развития, органического повреждения мозга и симптомов, сопровождающих слепоту или глухоту.

Помимо нарушений соц. приспособления и интеллекта есть и др. ключевые признаки дифференциального разграничения аутизма и детской шизофрении. Симптомы аутизма типично выражены с самого начала жизни, в то время как ребенок с шизофренией обычно выглядит нормальным до определенного момента, к-рый наступает после первых 30 месяцев жизни (вплоть до 12-летнего возраста). Аутичный ребенок прилагает немало усилий, чтобы сохранить сложившийся распорядок жизни, тогда как ребенок, больной шизофренией, иногда совершенно не заинтересован в этом. У ребенка с аутизмом развита моторика, в то время как при шизофрении наблюдаются нарушения координации и равновесия. Ребенок с аутизмом демонстрирует повышенный интерес к механическим объектам, к-рые не вызывают аналогичного отношения у пациентов с шизофренией. Окружающую обстановку больные аутизмом скорее игнорируют, тогда как больные шизофренией обнаруживают спутанность в ее восприятии.

Существует также характерная разница в социальном происхождении больных аутизмом и шизофренией. Дети с аутизмом - выходцы из семей, принадлежащих к относительно высоким слоям общества, в роду у них низкая представленность случаев шизофрении. Дети с шизофренией - преимущественно выходцы из бедных семей и имеют повышенный уровень наследственной отягощенности шизофренией.

Этиология

Этиология этих психотических состояний неизвестна. Однако этиологические теории исходят из предположений о многофакторном генезе этих расстройств. Данные исслед. подтверждают роль физиол. механизмов.

Согласно большинству теорий, детская шизофрения имеет сходство со взрослым вариантом, что предполагает действие одних и тех же этиологических факторов в обоих случаях. Совр. теории подчеркивают роль биохимических отклонений (в особенности, церебрального обмена допамина). В нек-рых случаях решающую роль играет генетический фактор, запускаемый стрессом. Хотя не все пациенты с детской шизофренией имеют признаки повреждений мозга в процессе родов, у них выявляется более высокий процент родовых осложнений и др. признаков патологии нервной системы по сравнению с их сиблингами и здоровой контрольной группой. Все же данные в поддержку наличия специфических дефектов ЦНС являются недостаточно убедительными.

При аутизме - особенно в случаях, где симптомы выражены с младенчества, - исследователи предполагают церебральную патологию вследствие наследственной отягощенности или осложнений при родах. Не все согласны в том, что это за патология, присутствует ли она во всех случаях, вовлечены ли одновременно неск. областей мозга. Тем не менее, есть данные об участии таких факторов, как пренатальные инфекции (например, краснуха), наследственные неврологические расстройства, кровотечения во время беременности и неизвестные генетические расстройства.

Исследователи факторов внешней среды редко различают между собой аутизм и шизофрению в детстве, считая их в принципе одним и тем же расстройством.

Родители психотических детей представляют собой далеко не гомогенную группу. У родителей больных шизофренией часто выявляется патология, включающая психозы, шизоидность и интроверсию. Однако нет очевидного подтверждения того, что расстройства у родителей предшествуют нарушениям у их потомства и провоцируют именно эти нарушения. У родителей детей с аутизмом не выявляются шизофрения и шизофренные симптомы. Имеющиеся у них психол. расстройства, по-видимому, чаще всего вызваны рождением аутичного ребенка или отношением работников здравоохранения, возлагающим вину за болезнь ребенка на родителей.

Авторы, считающие, что это проблема гл. обр. органическая, основываются и на соматическом, и на психопедагогическом лечебных подходах. Гормоны типа тиреоидных, мощная витаминотерапия и др. лекарства могут обеспечить облегчение симптомов, особенно бессонницы, гиперактивности и агрессивности. Программы перевоспитания, часто поведенчески ориентированные, имеют целью развитие навыков копинга и устранение симптомов дезадаптации. Такие высокоструктурированные психопедагогические программы превосходят по эффективности др. формы психосоциальной терапии.

См. также Детский невроз, Наследуемость, Личность, Психоэндокринология, Шизоидная личность, Аномалии половых хромосом

Л. Л. Давидофф

Смотреть что такое "Детские психозы (childhood psychoses)" в других словарях:

    Витамин С (аскорбиновая кислота) наиболее популярный витамин, рекомендуемый сторонниками ортомолекулярной медицины Ортомолекулярная медицина одна из разновидностей комплементарной медицины. Это направление, ка … Википедия



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии