Физическая культура и здоровый образ жизни. Физкультура - это залог успеха и здоровой жизни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Следует выделить два главных направления физических упражнений: 1) повышение резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем; 2) поддержать на некотором уровне функцию мышц и суставов. Значимость обоих направлений различна в зависимости от условий жизни, характера работы и возраста, а также устремлений человека.
Николай Амосов

С течением времени взгляды медиков стали меняться. Сегодня уже разрешают бегать после инфаркта, говорят, что пульс после нагрузки должен достигать 120 ударов в минуту. И в самом деле: если вспомнить, сколько килограммометров выдавал пахарь за плугом, или землекоп, или охотник, то что стоят наши 20-30 минут занятий гимнастикой? Или даже бег? Нет, для здоровья необходимы достаточные нагрузки. Иначе они не нужны совсем.

Думаю, что после всего сказанного о тренировке излишне защищать необходимость физкультуры вообще. Могу повторить лишь трафаретные обоснования: физкультура укрепляет мышцы, сохраняет подвижность суставов и прочность связок, улучшает фигуру. Повышает минутный выброс крови и увеличивает дыхательный объем легких. Стимулирует обмен веществ. Уменьшает массу тела. Благотворно действует на органы пищеварения. Успокаивает нервную систему. Повышает сопротивляемость простудным заболеваниям.

После таких убедительных доказательств, которые всем известны, почему бы людям не заниматься физкультурой ?

А они не занимаются. Порой и врачи портят дело своими догмами, формулой: "Не навреди". Врачи боятся физкультуры. Умрет больной со стенокардией дома, в постели - все нормально. "Организм не справился", все делалось как нужно. Представьте, прописал бы ему врач бег трусцой, а больной возьми и помри на дорожке? Что бы сказали родственники, да и коллеги-врачи? "Навредил". А кто же может утверждать, что лекарства никогда не вредят?

Вот что теперь нужно для физкультуры: узаконить правомочность ее как метода профилактики и лечения.

Начнем с некоторых общих идей. Тренировочный эффект любого упражнения, любой функции пропорционален продолжительности и степени тяжести упражнения. Превышение нагрузок, приближение их к предельным сопряжено с опасностями, перетренировка - это уже болезнь. Мощность и длительность тренировки действуют по-разному и должны учитываться отдельно: тренировка на силу и на длительность функции. Важнейшее правило тренировки - постепенность наращивания величины и длительности нагрузок. Поэтому темп наращивания того и другого должен выбираться "с перестраховкой", чтобы ориентироваться на самые "медленные" органы. Кривая увеличения нагрузок должна приближаться к S-образной. При низкой исходной тренированности добавочные упражнения должны составлять 3-5% в день к достигнутому уровню. Верхних пределов возможностей достигать не нужно: уверен, что они вредны для здоровья.

Тренировка может преследовать различные цели. Для одного в центре внимания - разработка сустава после операции или тренировка мышц после паралича, для другого - лечение астмы задержкой дыхания по К. П. Бутейко, третьему нужно согнать лишний жир. Большинству, однако, необходимо тренировать сердечно-сосудистую систему, чтобы противостоять "болезням цивилизации" - общей детренированности. Сердце тренируется при любых занятиях физкультурой, об этом никогда нельзя забывать.

Первый пункт: нужен ли врач? Большинство популярных брошюр о физкультуре говорит, что нужен. Но я такого совета давать не буду. Причина самая простая: нет практической возможности попасть к врачу, понимающему физкультуру.

Единственный орган, который действительно подвергается опасности при физических нагрузках у детренированного человека, - сердце. Однако при соблюдении самых элементарных правил и эта опасность минимальна, если человек не страдает заболеваниями сердечно-сосудистой системы. А если страдает? Тогда уже никуда не денешься, нужно идти к врачу-кардиологу: пусть он посмотрит и "даст добро". Но вся беда в том, что в большинстве случаев он скажет: "Все-таки это небезопасно. Лучше воздержитесь".

И все же обязательно нужна консультация людям с пороками сердца, перенесшим инфаркты, тяжелым гипертоникам со стойко высоким давлением (выше 180 максимальным и выше 100 минимальным), больным со стенокардией, требующей постоянного лечения.

Главная предосторожность - постепенное прибавление нагрузок . Ни в коем случае не спешите скорее стать здоровым! Не случайно говорят о "беге к инфаркту".

Второй пункт: проверка исходной тренированности. Она определяется по уровню работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Прежде всего нужно знать свой пульс в покое. По пульсу в положении сидя уже можно приблизительно оценить сердце. Если у мужчины он реже 50 ударов в минуту - отлично, реже 65 - хорошо, 65-75 - посредственно, выше 75 - плохо. Для женщин и юношей этот показатель примерно на 5 ударов в минуту больше.

Потом спокойно поднимитесь на четвертый этаж и сосчитайте пульс. Если он ниже 100 ударов в минуту - отлично, ниже 120 - хорошо, ниже 140 - посредственно. Выше 140 ударов в минуту - плохо, никаких дальнейших испытаний проводить нельзя и нужно начинать тренировку практически с нуля.

Следующее испытание - подъем на шестой этаж, но уже в течение определенного времени. Сначала поднимитесь за 2 минуты - это как раз нормальный темп. И снова - подсчет пульса. Тем, у кого пульс выше 140 ударов в минуту, больше пробовать нельзя, нужно тренироваться.

Настоящие тесты предусматривают расчет потребления кислорода в кубических сантиметрах за минуту на 1 кг массы тела или работу в килограммометрах в минуту на 1 кг массы тела за 4 минуты максимальной нагрузки. Соотношение между кубическими сантиметрами потребляемого кислорода и килограммометрами такое: 1 кгм - 2,33 см з О 2 .

Строго научное определение максимальной работы или потребления кислорода проводят в специальных лабораториях на аппарате велоэргометре, который представляет собой велосипед, закрепленный на станине, с тормозом, позволяющим создавать сопротивление. С помощью электрокардиографа у испытуемого постоянно регистрируют ЭКГ. Есть указатель частоты пульса. Чаще всего потребление кислорода высчитывают по эквивалентам работы, а мощность выражают в ваттах.

Самый простой и безопасный способ - подъем и спуск по лестнице . Спуск учитывают за 30% подъема, так что три этажа со спуском нужно считать за четыре. Суть исследования состоит в том, чтобы "работать" 4 минуты, поднимаясь на 1-2 этажа и снова спускаясь. Потом следует остановиться и сосчитать пульс. Разница в том, сколько этажей вы прошли за эти 4 минуты: пять или, например, двадцать. Высоту этажей можно принять в среднем за 3,5 м. Расчет килограммометров в минуту после этого не представляет труда. Спуски учитывают умножением на 4/5.

Начинать нужно с медленного темпа: приблизительно 60 ступенек за минуту. За 4 минуты поднимитесь и спуститесь приблизительно на 9 этажей. Если пульс достигает 150 в минуту, то это и есть ваш предел - 10,7 кгм/мин или 25 см з /мин/кг.

Существует масса всевозможных проб для определения тренированности сердца. Они отличаются не только величиной нагрузки, но и длительностью, поэтому их результаты трудно сравнивать. Вот две короткие пробы, приведенные в брошюре Е. Янкелевича "Берегите сердце".

Проба с приседаниями. Встаньте в основную стойку, поставив ноги вместе (сомкнув пятки и разведя носки), сосчитайте пульс. В медленном темпе сделайте 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя корпус прямым и широко разводя колени в стороны. Пожилым и слабым людям, приседая, можно держаться руками за спинку стула или край стола. После приседаний снова сосчитайте пульс. Превышение числа ударов пульса после нагрузки на 25% и менее - отличный результат. От 25 до 50% - хороший, 50-75% - удовлетворительный и свыше 75% - плохой. Увеличение количества ударов пульса вдвое и более указывает на чрезмерную детренированность сердца, его очень высокую возбудимость или на заболевание.

Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встаньте в основную стойку, поставив руки на пояс. В течение 30 секунд сделайте 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5-6 см. Затем снова сосчитайте пульс. Результаты оценивают так же, как и в пробе с приседаниями. Проба с подскоками рекомендуется для молодых людей, работников физического труда и спортсменов.

Для этих проб никаких врачей не нужно. Правда, я бы сделал одно примечание: людям с явно нездоровым сердцем нужно сначала попробовать половинную нагрузку - 10 приседаний или 30 подскоков и, если пульс участился не более чем на 50% по сравнению с покоем, пробовать полный тест.

Следует выделить два главных направления физических упражнений . Первое и важнейшее: повышение резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Второе: поддержать на некотором уровне функцию мышц и суставов. Значимость обоих направлений различна в зависимости от условий жизни, характера работы и возраста, а также устремлений человека.

Скромная цель и доступные средства - вот что нужно для начала. Однако цель не должна быть чересчур легкой. Не слушайте рекомендации, в которых пишут, что здоровье можно обрести, сделав 5-10 упражнений по 5-6 движений руками или ногами, или что достаточно пройти в день километр за 20 минут. Это практически бесполезно. Есть некоторый минимум нагрузок, ниже которого идти нельзя. Если уж и их не осилите, то больше и не пробуйте.

Николай Амосов. Моя система здоровья

Похожие материалы:

Цель: Консолидация усилий семьи, общества и государства для решения проблем нравственного, интеллектуального, физического и социального здоровья подрастающего поколения.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. “Здоровому каждый день - праздник”, гласит одна из восточных пословиц. Ребёнок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Бытует мнение, что здоровье - это только медицинская категория. Но медицинская категория - это болезнь. Здоровье же - категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это уже область педагогики. Следовательно, здоровье - категория педагогическая. В этом и состоит суть проблемы. Здоровье должно либо укрепляться, либо утрачиваться в процессе воспитания человека в семье и школе. На сегодняшний день ситуация следующая: за период обучения в школе здоровье детей ухудшается, количество патологий возрастает.

Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.), не обходят стороной и старшеклассников. Печальная статистика говорит о том, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривалась в логике сохранения благополучия нации и государства.

Со времён появления на земле, человек привык прежде всего трудиться физически. Борьба со стихией, защита от диких зверей, враждебных племён, добыча питания - помогали мобилизовать ресурсы организма, чтобы выжить в борьбе за существование. Человек ежедневно проявлял возможности физической силы, быстроты, выносливости, ловкости. С тех пор прошло много времени, тем не менее, в организме человека произошли небольшие эволюционные изменения. Поэтому у любого современного человека в любом цивилизованном мире остаётся потребность физически трудиться, двигаться, упражняться как прежде.

Кроме того, известно, что человек познает мир через движения, физические действия. Смотрите на младенца, как он радуется первым своим шагам по земле! Невозможно этого человека воспитать только через нравоучения, книги, науку. Он многие явления, вещи должен сам испытать, потрогать, попробовать. К примеру, разве вы найдёте человека в мире, который не испытал силу огня физически?

Родители, которые своего ребёнка с малых лет воспитывают только через музыкальные занятия, науку, лишая человека радости движения, лишают детства. К счастью, у нас немало семейных примеров, где ребёнка буквально с пелёнок воспитывают через физическую культуру, закалку. Во многих зарубежных странах, например, на Кубе, в ГДР в дошкольных и школьных учреждениях самое пристальное внимание обращают сначала физическому и трудовому воспитанию, потом только умственному.

В суровых климатических условиях Севера жить и трудиться намного сложнее, чем в других регионах страны. Прежде всего, Север требует от жителей закалённого организма и крепкого здоровья. Однако, для того, чтобы стать северянином, никто и нигде не проходит специального отбора или целенаправленной физической подготовки.

Поэтому здоровье приходиться создавать самим. Весьма надёжным средством для этого является занятие физической культурой.

Как известно, научно-технический прогресс оказывает глобальное влияние на все виды трудовой и иной деятельности человека, на характер его отдыха. Досуга и развлечений.

Итак, физическая работа, движение, занятие физической культурой являются естественной потребностью организма. Нормальная жизнедеятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной систем, тканей организма возможно лишь при определённой организации разнообразной мышечной нагрузки, она необходима для здоровья человека постоянно. Работа мышц приводит к расширению кровеносных сосудов и снижению артериального давления, что уменьшает нагрузку на сердце. Импульсы, возникающие в нервных окончаниях, расположенных в мышцах, вызывает ощущение “мышечной радости”, которое подавляет неприятное чувство нервного напряжения, характерное для отрицательных эмоций. Образующие в работающих мышцах вещества способствуют понижению возбудимости центральной нервной системы, усиливают процесс торможения, снимая таким образом обострённые реакции, характерные для отрицательных эмоций.

Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся учёный, врач Авиценна. Он писал: “….. самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна”.

Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. А так как в нем все взаимосвязано, то положительное влияние на нервные процессы содействует более полному раскрытию способностей каждого человека, повышению его умственной и физической работоспособности.

Регулярные физические нагрузки улучшают работу сердца, лёгких, повышают обмен веществ, укрепляют костно-мышечную систему. Однако при больших нагрузках сердце тренированного человека может сокращаться чаще и выбрасывать за одно сокращение больше крови.

Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную ёмкость лёгких, подвижность (экскурсию) грудной клетки. За одно и тоже время работы организм юного спортсмена получает и усваивает больше кислорода за счёт более глубокого дыхания и лучшей доставки питательных веществ к мышцам. Вместе с тем более тренированные люди способны лучше выполнять работу и в тех случаях, когда в организме возникает недостаток кислорода - так называемая гипоксия.

Регулярные занятия физическими упражнениями улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. Немаловажно и то, что у тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели. Занимаясь физической культурой, каждый из вас лучше познаёт свои возможности и научится их совершенствовать.

В наше время существенным образом изменились условия труда. Увеличилось количество профессий, связанных с операторским трудом, использованием компьютеров, требующих от человека большего внимания, умения выполнить сложные и точные движения, быстро ориентироваться и переключаться от одних двигательных действий к другим. Иначе говоря, в сфере трудовой деятельности увеличилось значение координационно-двигательных (психомоторных) способностей.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как природа добра к вашему ребенку? Ведь несмотря на то, что многие родители не дают своим детям правильного физического воспитания из-за незнания азов физической культуры или просто лени, матушка Природа не позволяет угаснуть слабому огоньку под ураганным ветром болезнетворной микробной флоры. Но ведь, согласитесь, мало ребенку просто жить. Надо полнокровно жить! А для этого надо быть здоровым. По-детски удивляться всему-всему на свете, покорять сердца друзей неутомимостью в играх и забавах, а сердца учителей и родителей - яркими успехами в учебе. А как достичь этого, если за плечами непомерный груз всякого рода болячек?

Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Если вы наблюдательны, то, наверное, заметили, как просыпаются домашние животные, птицы, звери. У них в той или иной степени имеются буквально комплексы утренней гимнастики после пробуждения: одни потягиваются, другие выделывают какие-то замысловатые движения, третьи как бы выполняют пробежки, резвятся, играют. Вот таковы чисто естественные потребности животного мира. Зачем нужна утренняя гимнастика для человека? Во-первых, в сонном состоянии все системы человека замедляют свою деятельность. После пробуждения в нормальное рабочее состояние организм человека приходит постепенно, достаточно медленно, через 1,5–2 часа. Для того, чтобы ускорить указанный процесс, чтобы с самого утра трудиться продуктивно, необходимо регулярно после сна проделывать так называемую “зарядку” организма.

При составлении индивидуального комплекса следует позаботиться, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:

  • упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, состоянию здоровья, возрасту, полу;
  • выполнять определенной последовательности;
  • охватывать основные мышечные группы и воздействовать на силу, растягивание, расслабление, обеспечивать улучшение общей подвижности;
  • носить преимущественно динамический характер, выполняться без значительных усилий и задержки дыхания;
  • нагрузка должна постепенно возрастать с некоторыми снижением к концу зарядки;
  • комплекс следует периодически обновлять, т.к. привычность упражнения снижает его эффективность.

1. Упражнения, способствующие постепенному переходу организма из заторможенного состояния в рабочее (ходьба, бег, выполняемые в спокойном темпе, потягивания). Одновременно надо проделать несколько дыхательных упражнений.

2. Упражнения, укрепляющие мышцы туловища, увеличивающие гибкость позвоночника, тренирующие дыхание, улучшающие мозговое кровообращение.

3. Упражнения, воздействующие на мышцы рук, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы.

4. Упражнения силового характера.

5. Прыжковые и танцевальные упражнения.

6. Завершают утреннюю гимнастику упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Чтобы успеть сделать заданные на дом уроки, помочь в работе по дому, почитать, погулять, самостоятельно позаниматься физическими упражнениями или любимым видом спорта в секции, нужно уметь правильно распределить время. Режим дня, конечно, не может быть одинаковым для всех, но принцип чередования в течение дня умственного труда с физической работой и отдыхом должен учитывать при распределении времени каждый из ребят.

Технический прогресс вызвал и возникновение новых факторов вредного воздействия на человека. Эти факторы хорошо известны: нервные перегрузки, загрязнение окружающей среды, неправильное питание, малая подвижность, алкоголизм, курение и другие. Кроме того, в ряде развитых стран около четверти всех заболеваний вызвано неправильным приемом медикаментов.

В связи с увеличением средней продолжительности жизни выступили на первый план болезни старения.

Узнав главных своих врагов, мы поняли, что надо совершенствовать условия труда и быта, развивать медицину, охранять окружающую среду, рационально питаться. Существует всего одно универсальное средство борьбы с болезнями - физическая культура. Так, физическая нагрузка нормализует эмоциональный тонус, повышает расход энергии, компенсируя расход питания, улучшает обмен холестерина, снижая, таким образом, риск заболевания атеросклерозом, а с ним гипертонической болезни и ишемической болезни сердца.

Другие средства борьбы с неблагоприятными факторами тоже нельзя сбрасывать со счетов, и все же их эффективность без использования физических упражнений подобна ношению воды решетом. Кроме оздоровительного, физические упражнения дают тренирующий эффект (повышается умственная и физическая работоспособность), а также формируют и совершенствуют физические качества и жизненно важные умения и навыки (силу, ловкость, гибкость, быстроту, плавание и ходьбу на лыжах). Все это – здоровье, выносливость и двигательные умения - в большой мере обеспечивает потребности общества.

Для решения основных задач физического воспитания, укрепления здоровья и улучшения физического развития детей и подростков, необходимо:

  • Повышение уровня физкультурного образования, обеспечение равных возможностей для занятия физической культурой и спортом, включением в занятия физической культурой большинства учащихся, родителей и педагогов.
  • Развитие системы обязательных внутришкольных соревнований по принципу круглогодичной спартакиады.
  • Организация физкультурно-спортивной работы с дифференцированным подходом к каждому ребёнку на основе его функционального состояния.
  • Обеспечение в школах организации и проведения занятий физической культурой для детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья.
  • Использование различных форм физического воспитания: гимнастики до начала занятий, физкультурных минуток на уроках, игр и физических упражнений на переменах и в режиме продлённого дня.
  • Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений для занятий физической культурой и спортом.

Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии - охраны и укрепления здоровья детей.

Система работы:

  1. Профилактика заболеваемости, сохранение и укрепление физического, психического и интеллектуального здоровья детей.
  2. Сформировать представления о здоровом образе жизни через приобщение к общечеловеческим ценностям, научить уч-ся быть грамотными созидателями своего здоровья.
  3. Развить физические качества и обеспечить адекватный уровень физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка через систему спортивно-оздоровительных мероприятий.
  4. Создать условия для реализации двигательной активности детей.

Направления работы:

  1. Диагностика физического и нервно-психического развития детей.
  2. Паспортизация здоровья.

  3. Создание организационно-педагогических условий для двигательной активности учащихся.
  4. Лечебно-профилактическая работа. Закаливание.
  5. Воспитание потребности здоровом образе жизни через систему оздоровительных занятий.
  6. Создание условий для оздоровительных режимов. Использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
  7. Комплекс психопрофилактических и психогигиенических средств и методов для коррекции здоровья.
  8. Совместная работа с семьями, родителями по воспитанию здорового ребёнка.
  9. Валеологическое образование коллектива учителей.

Валеология. К ней можно относиться по-разному: как к очередной кампании в образовании, которая по прошествии времени будет объявлена ошибочной и подвергнется критике, или как реальному пути сохранения детского здоровья за годы, проведённые в школе. Ведь проблемы, поднятые валеологией, возникли не сегодня. И, вчитываясь в тревожные сводки о состоянии здоровья современного подрастающего поколения, мы все понимаем, как много зависит от школы.

Если ребёнок весел, с удовольствием идёт в школу, если процесс учения доставляет ему радость, если у него есть возможность реализовать себя и он чувствует себя в школе комфортно, мы, пожалуй, можем быть спокойны за его здоровье. И, может быть, придет время, когда о школе будут судить по лицам её учеников, а не по их академическим успехам.

Весь образовательный процесс должен быть направлен на сбережение здоровья и формирование основ здорового образа жизни.

  • Организация здоровьесберегающего образовательного процесса.
  • Медико-профилактическая работа.
  • Образовательная деятельность в области формирования здорового образа жизни через предмет валеология.
  • Формирование единого валеологического поля (дети - родители - учителя)

Организация здоровьесберегающего процесса:

  • Создание психологического комфорта;
  • Обеспечение развития личности согласно её индивидуальности;
  • Рациональный, с точки зрения сохранения здоровья ученика, режим школы;
  • Организацию образовательного процесса на основе творчества.

В этом мире всё преходящее, всё обесценивается, всё меняется. Только здоровье есть ценность, которая остаётся таковою при любой политике, при всякой экономике и власти. Здоровье нации - это политика, в которую заложено будущее. А будущее - это наши дети, чье здоровье формируется с самого раннего детства.

Статистические данные по России свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз, именно в школе ученик получает то или иное заболевание. По данным министерства здравоохранения и образования республики, из общеобразовательной школы выходит здоровыми только 10% выпускников. Причинами этого являются многие факторы, главными из которых, несомненно, являются социально-экономические условия, в которых мы живём, и, тем менее, по свидетельству специалистов, 80% заболеваний школьников - заболевания дидактогенного происхождения. А это - индикатор состояния современной педагогики.

В последние годы отмечается рост заболеваемости детей практически по всем группам болезней, ухудшилась структура питания. Появились проблемы ранней трудовой занятости, увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска.

Снижен возрастной порог начала табакокурения, наблюдается увеличение числа подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества. Недостаточно широко проводится работа по пропаганде здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта средствами массовой информации, особенно на телевидении и радио.

Результаты различных исследований показывают, что хронические заболевания детей обостряются в том числе и за счёт угнетения их образовательным процессом и коммуникативными связями в период начального образования и усугубляется в классах третьей ступени. Поэтому необходимо на первое место на первоначальном этапе становления миропонимания ребёнка в общей системе ставить всё-таки валеологическое образование ребёнка.

Практики предлагают две возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребёнка.

  1. Изменения “образовательного поля” ребёнка на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом, что, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию и его и сохранение здоровья ребёнка, а также новое сознание учителя, его отношение к ребёнку: не ценность знаний, а ценность здоровья.
  2. Новое сознание, связанное с новым, валеологическим, образованием и ученика, и учителя, так как именно оно не только позволяет понять проблемы внутреннего мира ребёнка, но и показывает пути их решения.

В свою очередь, валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребёнка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характера, поступков.

Именно от педагогов, родителей и общественности зависит здоровье школьников, поэтому возникает необходимость создания здоровьесберегающего образовательного пространства.

Успех в обучении во многом зависит от состояния здоровья педагогов. Согласитесь, что только здоровый телом и духом педагог способен дать своему воспитаннику, наряду со специальным образованием, духовное воспитание. Каждый уважающий себя педагог обязан следить за своим здоровьем и поддерживать его по возможности не силами медиков, а своими собственными, природными, обязан пополнять свои знания в этой области и передавать своим воспитанникам.

Важно заметить, что существенное изменение психического и соматического здоровья приходится на самый продуктивный для работы учителя период (15–20 лет работы в школе).

У многих учителей в это время заметно истощается резерв социальной адаптации, в результате снижается профессиональная активность, возникают так называемые “педагогические кризис”. Чаще всего это связано с неумением управлять негативными эмоциями. Как известно, педагогическая деятельность относится к числу самых напряженных в эмоциональном плане видов труда. Учитель испытывает в школе состояние устойчивого стресса.

Среди факторов, провоцирующих профессионально-невротические реакции учителей, а также профессиональные сердечно-сосудистые заболевания, выделены находящиеся в поле административной деятельности.

Вполне очевидна связь между здоровьем поведением человека. Поведенческого навыки здорового образа жизни - неотъемлемая часть бытия, формирующая в детстве. На формирование здоровых поведенческих навыков влияют различные факторы: пример родителей, друзья, школа, средства информации. Поведение формируется благодаря тому, что ребёнок слышит, видит и чувствует вокруг себя в повседневной жизни, но оно и изменяется в результате сознательного обучения.

К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остаётся очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели - формированию здорового психически, физически развитого, социально-адаптированного человека, к созданию в школе здоровьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения.

Здоровье современного человека неразрывно связано со спортом и физкультурой , которые позволяют повысить защитные функции организма, чтобы он мог противостоять пагубному воздействуют агрессивных микроорганизмов, неблагоприятной экологической обстановке и прочим негативным факторам окружающей среды. Достигается это не только за счет выполнения различных тренингов и упражнений в тренажерном зале и в домашних условиях, но и сбалансированным правильным питанием. Это сочетание позволяет противостоять развитию многих заболеваний, укрепить иммунную систему, повысить ее сопротивляемость к различному отрицательному воздействию .

Технический прогресс затронул все сферы деятельности. Появление смартфонов, компьютеров и других устройств оказало существенное влияние на образ жизни. Трудиться и заниматься повседневными делами стало гораздо проще и легче. Это не могло не повлиять на физическую активность человека, которая резко снизилась.

Эта ситуация отрицательно сказывается на функциональных способностях, ослабляет скелетно-мышечный аппарат человека. Внутренние органы начинают работать несколько иначе, но, к сожалению, изменения происходят в худшую, а не в лучшую сторону. И поскольку движения сведены к минимуму, резко падающий уровень энергозатрат влечет за собой сбои в мышечной, сердечной, сосудистой и дыхательной системах. Все это отражается на организме и на здоровье, становится причиной развития многих болезней.

Спорт позволяет компенсировать недостаток движения, повысить энергетические затраты. Кроме того, в реалиях современности, именно занятия спортом и физкультурой становятся единственными доступными способами проявления активности, позволяющими восполнить естественную потребность каждого человека в определенном количестве нагрузок и движения.

Зависимость систем и органов от спорта

Активная физическая деятельность, которая характерна абсолютно для любого вида спорта, имеет положительное влияние на здоровье людей. Этому неоспоримому доводу посвящено бесчисленное количество исследований, научных работ, диссертаций, статей. Если излагать их суть кратко и, по существу, то положительное влияние спорта на здоровье сводится к следующим конкретным пунктам:

Укреплению опорно-двигательного аппарата

Кости становятся устойчивыми к нагрузкам, а мышцы, увеличиваясь в объеме, обретают большую силу. Во время пробежек, плавания, занятий в спортзале происходит улучшение транспортировки кислорода к мышцам, что приводит в действие находящиеся до этого в покое кровеносные капилляры и к последующему образованию новых сосудов. Поступление большого количества кислорода изменяет химических состав мышечной ткани - увеличивается концентрация энергетических веществ, а обменные процессы, включая синтез протеина, начинают протекать быстрее, образовываются новые клетки мускул. Укрепление опорно-двигательного аппарата снижает риск развития остеохондроза, остеопороза, атеросклероза, артроза, грыжи межпозвоночных дисков.

Укреплению и развитию нервной системы

Этому способствует увеличение быстроты и ловкости, улучшение координации. Происходит беспрестанное формирование новых условных рефлексов, закрепляющихся и складывающихся в определенную последовательность. Организм начинает приспосабливаться к возрастающим нагрузкам, выполнять упражнения становится гораздо проще и эффективнее, а усилий прилагается меньше. Возрастание скорости нервных процессов приводит к тому, что мозг быстрее реагирует на внешние раздражители и принимает верные решения.

Улучшению функции сосудов и сердца

Кровеносные сосуды и сердечная мышца становятся выносливее. Во время тренировок органы функционируют в более интенсивном режиме, а мускулатура под воздействием нагрузок требует повышенного кровоснабжения. Сосуды и сердце начинают перекачивать больше насыщенной кислородом крови, объем которой за минуту повышается до 10-20 литров, вместо 5 литров. Сердечно-кровеносная система у ведущих активный образ жизни людей быстрее адаптируется к нагрузкам и восстанавливается после каждой тренировки.

Улучшению работы органов дыхательной системы

Достигается в результате возрастающей потребности органов и тканей в кислороде. Благодаря этому, увеличивается глубина и интенсивность дыхания. На фоне отсутствия нагрузок объем кислорода, проходящий через органы дыхания за 60 секунд, составляет 8 литров, а во время плавания, бега, занятий в спортзале возрастает до 100 литров, то есть увеличивается жизненная емкость легких.

Повышению защитных функций иммунитета и качественному изменению состава крови

Число эритроцитов, содержащихся в кубическом миллиметре, у тренирующихся на постоянной основе людей повышается с 5 до 6 миллионов. Возрастает уровень белых кровяных телец - лимфоцитов, нейтрализующих вредоносные факторы. Общее укрепление иммунной системы - прямое доказательство положительного воздействия физкультуры. Люди, постоянно занимающиеся каким-либо видом спорта или посещающие тренажерный зал, гораздо реже болеют, быстрее выздоравливают.

Улучшению метаболизма

В натренированном организме гораздо лучше происходит процесс регулирования содержания в крови сахара и прочих веществ.

Изменению отношения к жизни

Ведущие активный образ жизни люди в меньшей степени подвержены перепадам настроения, неврозам, депрессии, менее раздражительны и более жизнерадостны.

Как спорт влияет на молодой организм?

Согласно статистическим данным, семьдесят процентов из общего числа часто подверженных различным болезням детей и подростков пропускает или вовсе не посещает физкультуру, не занимается никаким спортом. Проводимое за телевизором или компьютером время, умственные нагрузки во время уроков или выполнения домашнего задания не могут компенсировать отсутствия физической разрядки.

Малоактивный образ жизни «старит» растущий организм, делает его уязвимым. И если раньше патологии костной ткани, сосудистые и сердечные болезни диагностировались у представителей старшего поколения, сегодня эти недуги поражают и детей, и подростков. Чтобы избежать подобных неблагоприятных последствий, укрепить организм и иммунитет, нельзя пренебрегать спортом и физкультурой.

Проблема популяризации физкультуры и спорта

Благотворное влияние физической активности на организм человека подтверждено исследованиями, практическими наблюдениями, нашло отражение в многочисленных пословицах у разных народов мира.

И педагоги, и медики прилагают много усилий к тому, чтобы в обществе сложилось положительное отношение к спорту. В учебных заведениях выдают бесплатные абонементы на посещение тренажерных залов, бассейнов. Эти старания, конечно, приносят свои плоды, но количество игнорирующих спорт и физкультуру достаточно велико.

Занятия спортом, конечно, важны и необходимы каждому. Главное, соблюдать умеренность и не допускаться перегрузок. Не следует забывать и о травмах, которые можно получить, если пренебрегать мерами безопасности.

Дата создания: 2013/11/26

По данным Министерства РФ за 2009 год до 70 % учащихся к выпускному классу школы имеют нарушенную остроту зрения, 40 % - хронические заболевания, более 60 % - нарушенную осанку. Я выбрала тему: «Влияние физических упражнений на здоровье человека» так как считаю, что в настоящее время этот вопрос актуален не только для детей, но и для взрослых. Люди мало времени уделяют своему здоровью. Ведется малоподвижный образ жизни. К сожалению, у многих сложилось твердое убеждение, что вопрос здоровья или не здоровья целиком и полностью зависит от врачей. Другими словами дети и взрослые считают, что если врач будет лечить хорошо, мы будем здоровы. Однако в последнее время ученые доказали обратное. «Здоровье человека только на 10 % зависит от системы здравоохранения, на 20 % от наследственности, на 50 % от образа жизни и на 20 % от окружающей среды».

Не все современные люди имеют необходимые знания для сбережения своего здоровья.

Состояние физической культуры в РФ

В настоящее время физической культурой и спортом в РФ занимается 10 % населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 %. Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 70 %. Детский врач Леонид Рошаль, глава Общественной палаты РФ по здравоохранению, утверждает: « Здоровье российских школьников было хуже только во время войны и революции. Основные причины этого: питание, физкультура в школе, экология… Я не говорю о спорте, я говорю о физической культуре. Спорт сам по себе, это не здоровье, а правильно поставленная физкультура, выполнение различных физических упражнений - это здоровье». В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых и производственных коллективах. Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступным учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для многих миллионов трудящихся. Негативные процессы начались с 1991 года. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказывались от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывали, продавали, передавали их другим собственникам или использовали не по назначению. Радует что в последние 3 - 4 года развитие физической культуры и спорта стало важной составной частью государственной социально-экономической политики. В Лянторской СОШ № 1 в основном имеется все необходимое для занятий физической культурой. Однако уроки физкультуры, как и в других школах России, воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к таким, как математика, физика, история, литература, русский и др. Поддавшись сложившемуся в педагогической среде отношению учителей - предметников к урокам физкультуры как к чему-то необязательному, ученики часто пренебрегают ими. Да и родители, порой, не имея на то достаточно серьезных оснований, стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры. «Настало время переосмыслить роль уроков физкультуры…»

Движение и его роль

Движение - это самый мощный стимулятор всех процессов происходящих в организме.

Ребенок никогда бы не вырос во взрослого человека, не совершая огромного количества движений. Вообще, в процессе эволюции наш организм создавался максимально приспособленным к движению и полноценно мог существовать только подвергнутый различным вибрациям, встряскам, сжатиям, растяжениям и другим, физическим и гравитационным воздействием.

И это неудивительно, если знать, что наш организм представляет собой громадных размеров поверхность, заключенную (сжатую) в сравнительно небольшой объем.

35 литров жидкости нашего организма должны постоянно циркулировать доставляя все необходимое клеткам и удаляя все ненужное. В свою очередь, "обслуживающий персонал" клеток: печень, легкие, кожа, почки и кишечник - должны быть чистыми и здоровыми, чтобы вовремя удалять токсины усталости.

И вот тут-то движение: ходьба, бег, физические упражнения и так далее - позволяют многократно увеличивать циркуляцию жидкостей в организме. Во время движения мышцы сокращаются, выдавливая жидкость в кровеносное русло, помогают продвижению венозной крови к сердцу. Сильно возросшая циркуляция крови способствует вымыванию и выбрасыванию токсинов. В результате весь человеческий организм может функционировать на более высоком уровне, - повышается качество жизни.

Виды движения

Ходьба

Ходьба - наиболее простое и доступное средство, приемлемое для людей всех возрастов. Процент травм во время ходьбы наименьший по сравнению с более интенсивными видами движений, а удовольствие не меньше. Ходить надо интенсивно, но по самочувствию.

Добиваться легкой испарины и поддерживать её в процессе ходьбы. Возросший кругооборот жидкости и дыхание позволят эффективно удалять шлаки усталости из организма, оздоравливать внеклеточную среду. На движение крови по венам эффективно влияет подсос, возникающий при движении диафрагмы ("венозного сердца") во время дыхания. Но этого оказывается весьма мало для того, чтобы поднимать кровь вверх против силы тяжести.

Поэтому природа создала на внутренних поверхностях вен от пальцев рук до плеча и от пальцев ног до бедра, через промежутки около 4 см, особые клапаны - карманы. Эти клапаны позволяют пропускать кровь только в одном направлении - вверх, к сердцу. Их 22 на венах ног и 17 на руках.

При каждом сокращении мышц ног или рук, возникающем при ходьбе, вены сжимаются от мышечного сокращения, и кровь проталкивается вверх. При расслаблении кровь под действием силы тяжести устремляется вниз, но клапаны - карманы закрываются и не дают ей течь вниз. Вот так действует мышечный насос, проталкивающий кровь к сердцу и помогающий второму венозному сердцу - диафрагме.

Роль инерционных усилий хорошо иллюстрируется открыванием бутылки - пробку можно выбить ударом днища бутылки о землю. Это происходит и при ходьбе (ещё сильнее при беге) с венозной кровью. Эти же инерционные усилия позволяют взбалтывать пищу в желудке и кишечнике, желчь - в желчном пузыре, не давая ей сгущаться и выпадать в осадок.

Ритмическое надавливание пищевых и каловых масс на стенки кишечника рефлекторно возбуждает их и вызывает сокращение, в результате которого продвижение их идет нормально. Внутренние органы: печень, почки, мочевой пузырь, желчный пузырь, поджелудочная железа - все содержимое брюшной полости во время интенсивной ходьбы встряхивается, дребезжит, промывается кровью и насыщается энергией.

"Токсины усталости" активно удаляются, и человек после хорошей прогулки ощущает здоровье и умиротворение во всем теле. Инерционные усилия играют громадную роль в массаже межпозвоночных дисков, связок и всей соединительной ткани. Никакой массаж не оздоравливает так межпозвоночные диски, как ходьба и бег. Ритмическое сжатие и расслабление позволяет питать пульпозное ядро, хрящевую ткань и сухожильные связки позвоночника.

Ведь недостаток движения приводит к тому, что нет достаточного массажа вышеперечисленным тканям организма. Поэтому они от зашлакованности и плохого питания постепенно, но верно, деревенеют, перестают полноценно осуществлять свои функции, сжимаются, стягиваются.

Обыкновенный бег оказывает ещё большее влияние на организм, нежели ходьба. Намного возрастает кровоток - отсюда и энергонабор из окружающей среды; дыхание - отсюда удаление шлаков, капитально промывается все тело чистой кровью, а инерционные усилия достигают гораздо больших величин, чем при ходьбе.

Если бег достаточно длителен, то возникает дыхательный ацидоз, - поэтому улучшается биосинтез в клетках. Многократно возрастает оздоровительный эффект. Влияние бега на эндокринную и нервную систему очевидно. Бег позволяет наладить ритмическую работу указанных систем. Чтобы дать нагрузку на эти системы, необходима длительная циклическая антигравитационная работа.

Длительный неторопливый бег идеально подходит для этого. Большинство кровеносных сосудов в теле расположено вертикально, а капиллярный кровоток в покое на 1 кв. мм поперечного сечения мышцы открыт приблизительно на 30-80 капилляров. Во время бега, когда человек постоянно преодолевает земную гравитацию, подскакивая и опускаясь в вертикальном положении, кровоток в сосудах также "раскачивается", входит в резонанс с бегом.

При этом постепенно открываются ранние "спавшие" капилляры. Такая микроциркуляция активизирует деятельность органов внутренней секреции. Поток гормонов возрастает и теперь уже способен доходить до самых отдаленных клеточек и налаживать их работу, координировать деятельность систем. В итоге это приводит к тому, что деятельность всех систем организма становится более слаженной и сбалансированной.

Как правило, после длительного бега (30 и более минут) возникает ощущение эйфории. Это результат усиленной работы гипофиза, который вырабатывает особые гормоны - эндорфины. При разных дозах они в 200 раз эффективнее морфия! Эндорфины вызывают естественное ощущение блаженства, оказывают противоболевой эффект и продолжают свое действие в течение 0,5-1 часа после бега.

В процессе беговых тренировок уменьшается количество сердечных сокращений, сердце становится мощнее и работает более экономно. Гормоны надпочечников, вырабатывающиеся в процессе физической нагрузки, благотворно действуют на сердце. В результате человек с редким пульсом гораздо легче контролирует свои эмоции, и повышенные порции адреналина не оказывают вредных влияний на его организм, как это происходит у малоподвижных людей.

В связи с тем, что при длительном ритмическом беге пульс становится 120-130 ударов в минуту, и периферические кровеносные сосуды расширяются, снижается их сопротивление, что ведет к понижению кровяного давлению. При пониженном оно, наоборот, - поднимается. Также бег способствует нормализации кислотности желудочного сока. Если кратко суммировать целебные воздействия бега, то он особенно эффективен при гипертонии и гипотонии, вегетососудистой дистонии, стенокардии, ишемической болезни сердца, ревматизме, недостаточности митрального клапана сердца, остеохондрозе, язвенной болезни желудка.

Помимо этого, бег тормозит процессы старения, ибо активирует внутриклеточный биосинтез, нормализует деятельность центральной нервной системы, активизирует и регулирует деятельность эндокринных желез, укрепляет иммунную систему - повышает защитные силы организма, заражает организм энергией и прекрасно помогает бороться против чрезмерного и неконтролируемого употребления пищи.

Гимнастика и культуризм

Комплексы специально подобранных упражнений позволяют объединить полезное воздействие от упражнений циклического характера на выносливость с упражнениями на гибкость, координацию и силу. Влияние музыкального ритма, эмоций делает такую тренировку еще более увлекательной и человек получает прекрасную нагрузку как бы, между прочим.

Гимнастические упражнения воздействуют поочередно на различные мышечные группы, происходит промывание кровью всего тела. В этих упражнениях реализуются эффекты промывания кровью организма, инерционные усилия, развитие гибкости, высокая эмоциональная насыщенность. Различные упражнения, выполняемые с внешним отягощением, носят название атлетической тренировки. При сильных мышечных напряжениях происходит разрушение протоплазмы клеток, расход внутриклеточных материалов, что в итоге сильно активизирует биосинтетические процессы.

При мышечном сокращении с достаточно сильным усилием происходит лучший обмен внеклеточной жидкости с кровью, очень сильно возрастает кровоток в работающих мышцах, что позволяет быстро восстанавливать травмированные связки, мышцы. Особенно следует подчеркнуть, что никакие другие методы не могут сравниться с увеличением кровотока при работе с отягощениями. Причем мощный кровоток можно создавать изолированно в различных мышечных группах, добиваясь целенаправленного воздействия.

Длительная и достаточно интенсивная тренировка с отягощениями также способствует выработке эндорфинов, что подчеркивают многие ведущие культуристы. Недостаток этих тренировок в том, что они дают мало инерционных усилий, в результате чего нет вибрационного воздействия на организм. В целом это очень сильное средство для восстановления здоровья, улучшения биосинтеза и повышения энергетики. Существует другая разновидность атлетической тренировки - произвольное напряжение мышц, в результате которого не происходит никакого внешнего движения. Это называется статистическим или изометрическим усилием. Такие тренировки также прекрасно воздействуют на организм человека и позволяют совершенствовать нервно-мышечный организм, в результате которого человек, не имея гипертрофируемых мышц, имеет громадную силу.

Велико значение физических упражнений. Профилактический эффект можно объяснить улучшением общей циркуляции жидкостей, нормализацией кислородного режима, подвода к клеткам биорегуляторов - гормонов. Все это способствует нормальному течению клеточной жизни и тем самым препятствует возникновению различных заболеваний.

Для того, чтобы человек не болел, чтобы организм хорошо усваивал энергию из окружающей среды и хорошо включался биосинтез клеток, надо много двигаться. По гипотезе профессора Андриевского, в организме кровь образуется лишь во время напряженного физического усилия. Именно в движении, при беге, интенсивной работе на свежем воздухе идут мощные окислительно-восстановительные реакции, и образуется сильная, молодая кровь высокого качества.

К сожалению, сегодняшнее поколение ведет малоподвижный образ жизни. Это сказывается на здоровье. Учащиеся нашего класса, посещающие спортивные секции, не пропускают занятия в школе по болезни. Группа «Ветеранов спорта» находится в хорошей физической форме. Все они пред - пенсионного и пенсионного возраста. Помогают этому ежедневные занятия физическими упражнениями. Предпочтение отдают бегу и лыжным гонкам. Занимаются в любую погоду.

Как вы видите еще в древности, мудрецы понимали, что здоровье зависит от его образа жизни. В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Поддержание высокой физической активности задача каждодневная. Нужно заставлять себя регулярно заниматься физическими упражнениями. При сидячей работе, во время учебы в школе следует в перерывы каждый час делать наклоны, приседания, почаще глубоко дышать. После работы, учебы в школе желательно идти пешком домой, хотя бы часть пути. Это способствует укреплению сердечнососудистой системы. Занятия физическими упражнениями доступны каждому человеку и не требуют особых материальных затрат. Являются эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие либо заболевания.

Введение

физический тренировка занятие гиподинамия

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил и ведении здорового образа жизни есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки на работе и дома и других причин у большинства отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей.

Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя.

Малоподвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Организм человека - целостный механизм, в котором все органы тесно связаны друг с другом и находятся в сложном взаимодействии, представляющий собой саморегулирующую систему, поддерживающую себя, восстанавливающуюся, коррегирующуюся и даже самоусовершенствующуюся (И.П. Павлов)


Физические тренировки - эффективный способ борьбы с гипокинезией, гиподинамией и их последствиями


Одна из доминирующих черт XXI века - ограничение двигательной активности современного человека. 100 лет назад 96% трудовых операций выполнялись за счёт мышечных усилий. В настоящее время - 99% с помощью различных механизмов. Наступило своеобразное противоречие с условиями окружающей среды: в то время, как всё эволюционное формирование человека проходило под знаком высокой физической активности, иначе наступает состояние, при котором многие функции, органы и системы человеческого организма утрачивают свои качества. Наступают расстройство, дисгармония сложной системы организма человека. Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной стороны, и недостаточное развитие массовых форм физической культуры среди населения, с другой стороны, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека необходима достаточная активность скелетных мышц. Работа мышечного аппарата способствует развитию мозга и установлению межцентральных и межсенсорных взаимосвязей. Двигательная деятельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улучшает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний - гипокинезии и гиподинамии.

Гипокинезия - это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и др. причинами. В некоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее.

Гипокинезия - состояние организма, обусловленное недостаточной двигательной активностью. Гиподинамия - совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме человека вследствие гипокинезии.

Гиподинамия - это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случаях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма.

Недостаточная двигательная активность создаёт особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. В этих условиях задерживается развитие молодого поколения и ускоряется старение пожилых людей.

При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движений происходят нежелательные и существенные изменения функционального состояния мозга и сенсорных систем. Наряду с изменениями в деятельности высших отделов головного мозга снижается уровень функционирования и подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесия, вкус и т.д.). Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний.

Наиболее двойственной альтернативой гипокинезии и гиподинамии в современных условиях могут выступать физические упражнения.

Систематическая физическая тренировка, занятия физическими упражнениями в условиях напряжённой учебной деятельности имеют важное значение как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья. Разрядка повышенной нервной активности через движение является наиболее эффективной.

Многочисленными исследованиями уже давно доказана взаимосвязь между умственным трудом и физическими нагрузками, физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдыха, но и как средство сохранения здоровья и работоспособности.

Физические упражнения оказывают существенное влияние на формирование скелета (исправляются искривления позвоночника, распрямляется грудная клетка, улучшается осанка). Повышаются обменные процессы, в частности, обмен кальция, содержание которого определяет прочность костей. Скелет, выполняя опорную и защитную (череп, грудная клетка, кости таза и др.) функции, чрезвычайно прочен. Отдельные кости выдерживают нагрузку до 2 тонн. Непрерывное (кости черепа и др.) и суставное соединения костей дают возможность составлять отдельные звенья, кинематические системы большой степенью свободы, дающие возможность звеньям перемещаться по сложным траекториям.

Сложный комплекс связанных друг другом реакций расщепления (диссимиляции) и синтеза (ассимиляции) органических веществ - основа развития организма человека.

Организм человека развивается под влиянием генотипа (наследственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды.

Движение - важнейшее свойство организма человека. Благодаря наличию скелетных мышц человек может передвигаться, выполнять движения отдельными частями тела. Постоянные движения происходят и во внутренних органах, также имеющих мышечную ткань в виде особых «гладких» мышц (пристальтика кишечника, поддержание тонуса артериальных кровеносных сосудов и т.д.). Сложное строение имеет сердечная мышца, которая непрерывно, на протяжении всей жизни человека, работает в качестве насоса, обеспечивая передвижение крови по кровеносным сосудам.

Последствия гиподинамии

Еще в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведет к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Все это происходит вследствие нарушения обмена веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевого обмена в организме. Вследствие этого в костях происходят глубокие изменения. Прежде всего, они начинают терять кальций. Это приводит к тому, что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов, они склерозируются, т. е. пропитываются кальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови к свертыванию резко возрастает. Возникает угроза образования кровяных сгустков (тромбов) в сосудах. Содержание большого количества кальция в крови способствует образованию камней в почках.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечной мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретенные ранее навыки, не образуются новые. Все это самым отрицательным образом отражается на здоровье. Следует учесть также следующее. Сидячий образ жизни приводит к тому, что хрящ постепенно становится менее эластичным, теряет гибкость. Это может повлечь снижение амплитуды дыхательных движений и потерю гибкости тела. Но особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдают суставы.

Характер движения в суставе определен его строением. В коленном суставе ногу можно только сгибать и разгибать, а в тазобедренном суставе движения могут совершаться во всех направлениях. Однако амплитуда движений зависит от тренировки. При недостаточной подвижности связки теряют эластичность. В полость сустава при движении выделяется недостаточное количество суставной жидкости, играющей роль смазки. Все это затрудняет работу сустава.

Недостаточная нагрузка влияет и на кровообращение в суставе. В результате питание костной ткани нарушается, формирование суставного хряща, покрывающего головку и суставную впадину сочленяющихся костей, да и самой кости идет неправильно, что приводит к различным заболеваниям. Но дело не ограничивается только этим. Нарушение кровообращения может привести к неравномерному росту костной ткани, вследствие чего возникает разрыхление одних участков и уплотнение других. Форма костей в результате этого может стать неправильной, а сустав потерять подвижность.

Гиподинамия - одна из причин, вызывающая нарушения в скелете.

Нормальное функционирование сердечнососудистой, дыхательной, гормональной и других систем организма тысячелетиями развертывалось в условиях активной двигательной деятельности, и вдруг на последнем 100-50-летнем отрезке эволюции условия жизни предлагают организму совершенно необычную при недостатке движений форму реализации сложившихся способов жизнедеятельности его органов и систем. Природа человека не прощает этого: появляются болезни гипокинезии. Их развитие связано с глубокими функциональными и структурными изменениями на уровне воспроизводства клеточных структур в цепи ДНК - РНК - белок.


Повышение обменных процессов в организме человека - результат активного занятия физической культурой и спортом


Обмен веществ и энергии в организме человека характеризуется сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей, расщепляются в органах пищеварения. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из воздуха через лёгкие в кровь, принимает участие в процессах окисления, происходящих в клетках. Вещества, образующиеся в результате биохимических реакций обмена веществ (двулкись углерода, вода и др.), удаляются из организма через лёгкие, почки, кожу.

Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ содержащаяся в них потенциальная химическая энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, механическую, тепловую и др.).

Интенсивность протекания процесса обмена веществ в организме человека очень велика. Каждую секунду в организме разрушается огромное количество молекул различных веществ и одновременно образуются новые вещества, необходимые организму. За три месяца половина всех тканей тела человека обновляется. Рост волос, ногтей, шелушение кожи - всё это результат процесса обмена веществ.

Человек, ведущий активный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма.

Каждую клетку организма необходимо снабдить питательными веществами и кислородом, вывести из неё продукты распада после биохимических реакций жизнедеятельности, а также обеспечить регуляцию протекающих в ней процессов. Для этого к каждой клетке подходят кровеносный сосуд - капилляр и нервное волокно.

Единство организма человека с внешней средой проявляется прежде всего в непрекращающемся обмене веществ и энергии. Под обменом веществ (метаболизмом) принято понимать сложный постоянно протекающий, самосовершающийся и саморегулирующийся биохимический и энергетический процесс, связанный с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных веществ, обеспечивающих постоянство химического состава и внутренних параметров организма, его жизнедеятельность, развитие и рост, размножение, способность к движению и адаптацию к изменяющимся условиям внешней окружающей среды.

Обмен веществ - это два взаимосвязанных противоположных процессов, протекающих одновременно, в результате которых происходит усвоение веществ, поступающих из окружающей среды и их биологическое превращение в потенциальную энергию (ассимиляция), а второй процесс, связанный с постоянным распадом веществ и выведение из организма продуктов распада (диссимиляция).

Эти процессы согласованы между собой и образуют целостную систему, обеспечивающую нормальную функциональную жизнедеятельность организма человека.

Процесс обмена веществ регулируется нервно-гуморальным (жидкостным) путем, то есть системой и железами внутренней секреции, усиливая или тормозя гормонообразование и поступление гормонов в кровь.

В обменных процессах участвуют белки, углеводы, жиры, вода и минеральные соли. Важная роль в этих процессах принадлежит также витаминам, которые являются катализаторами обменных процессов. Так, например, на белковый обмен существенное влияние оказывает гормон щитовидной железы - тироксин; на углеводный обмен оказывает влияние гормон надпочечников - адреналин и гормон поджелудочной железы - инсулин; на жировой обмен влияют гормоны поджелудочной железы и щитовидной железы и др.

Общая интенсивность обменных процессов, в течение жизни меняется. Сразу после рождения человека скорость поступления в организм питательных веществ превышает скорость их распада. Это обеспечивает рост организма. К 17-19 годам различия в скорости процессов ассимиляции и диссимиляции постепенно сглаживаются, в организме к этому времени устанавливается динамическое равновесие между этими сторонами обменных процессов. С этого времени рост организма, по существу прекращается, но процесс ассимиляции все же преобладает. В возрасте от 25 до 60 лет в процессе обмена веществ наблюдается равновесие, при котором интенсивность процессов примерно равна. К старости в обменных процессах начинает преобладать диссимиляция, что приводит к снижению биосинтеза многих важнейших для жизнедеятельности организма веществ: ферментов, структурных белков, легко доступных для использования источников энергии. Происходит снижение функциональных возможностей различных тканей: дистрофия мышц и снижение их силы, ухудшаются и качество нервной регуляции длительности органов и систем организма.

Мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов , тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме процесс обмена веществ и энергии.


Физическая натренированность тела - удачное решение задач взаимодействия организма с проблемной в экологическом плане окружающей средой


Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных, функций с различными условиями окружающей среды.

Многие функциональные системы в значительной степени обеспечивают двигательную деятельность человека. К ним относятся: кровеносная система, система органов дыхания, опорно-двигательная и пищеварительная системы, а также органы выделения, железы внутренней секреции, сенсорные системы, нервная система и др. Медицинская наука рассматривает человеческий организм в единстве с внешней природной и социальной средой. Внешняя среда в общем виде может быть представлена моделью, состоящей из трёх взаимодействующих элементов:

·физическая окружающая среда (атмосфера, вода, почва, солнечная энергия);

·биологическая окружающая среда (животный и растительный мир);

·социальная среда (человек и человеческое общество).

Влияние внешней среды на организм человека весьма многогранно. Внешняя природная среда и социальная среда могут оказывать на организм как полезные, так и вредные воздействия. Из внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности и развития вещества, вместе с тем он получает многочисленный поток раздражений (температура, влажность, солнечная радиация, производственные, профессионально вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма.

Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействие внешней среды соответствующими приспособительными реакциями и сохраняет постоянство своей внутренней среды.

В современном мире проблемы экологии - взаимодействия организма с окружающей средой - серьёзно обострились.

Экологические проблемы оказывают прямое или косвенное влияние на физическое и нравственное состояние человека.

По данным Всемирной организации здравоохранении, 80% болезней человека возникают по причинам, связанным с ухудшением экологической ситуации.

Отличительной особенностью человека является то, что он может сознательно и активно изменять как внешние, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения трудоспособности и продления жизни. Несомненно, что взаимоотношения общества с окружающей средой необходимо поставить под более строгий контроль.

Соответствующим изменением внешних условий человек может воздействовать и на собственно состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность, на умственную и физическую работоспособность.


Заключение


Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

Здоровье - великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет человеку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.


Список используемой литературы


1.Конспект лекций по дисциплине «Физическая культура». Ставропольский институт управления; сост. В.Е. Богданов. - Ставрополь, 2006. - 156 с.

Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Высшая школа, 1985, 384 с.

Солодков А.С., Сологуб Е.Г. Физиология человека общая, спортивная, возрастная. - М.: Тера-спорт, 2001, 520 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций