Что такое резонёрство. Бесплодное мудрствование

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Резонерство мышления - утрата целенаправленности ассоциативно­го процесса (мышления). Для того чтобы выявить данный симптом, нужно, задав вопрос, не прерывать ответ больного, а позволить ему высказаться. Нередко, начав ответ в плане вопроса, больной постепенно отвлекается от его содержания и начинает «рассуждать» на абсолютно отвлечённые, не имеющие отношения к вопросу темы.

Например, на вопрос «Где Вы родились?», больной с резонерством мышления отве­чает следующим «монологом»:

Я родился в деревне К. Это недалеко от Рязани. Рязань, конечно, крупный город, но далеко не самый большой в Рос­сии. Да и Россия, хоть большая страна, но меньше Китая. Если бы все страны были такими большими, как Китай, людям дав­но бы негде было жить. Пришлось бы активнее осваивать кос­мос. Может быть, нужно было бы вести войны с инопланетяна­ми, но тогда неизвестно, кто бы победил. Конечно, у нас есть атомная бомба, но ведь и у инопланетян она может быть. Ис­ход межзвёздной войны вообще трудно предсказать…

Если, позволив больному высказаться, затем уточнить «А о чём я Вас спрашивал?», он нередко не может вспомнить вопроса. Резонерство, таким образом, это «цепь соскальзыва­ний» с темы беседы.

Резонёрство мышления, как психопатологический симптом, необхо­димо отличать от целенаправленного «ухода» от темы беседы здоровыми людьми (например, политическими деятелями при обсуждении нежелательных для них тем: политикам, как известно, «язык дан, чтобы скрывать мысли»).

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Видео:

Полезно:

Статьи по теме:

  1. Разноплановость мышления - одновременная оценка фактов (событий, явлений) с двух и больше взаимоисключаю­щих позиций. В...
  2. Разорванность мышления - потеря смысловой направленности речи при сохраненном её грамматическом строе....
  3. Мышление включает в себя способность познавать предмет не только в процессе реального взаимодействия, но и...
  4. Экспериментально-психологическое исследование занимает особое место среди дополнительных методов, т. к. прямо на­правлено на изучение психической...
  5. Ранее уже была установлена связь между дисфункцией митохондрий и болезнью Паркинсона, однако новое исследование под...
  6. Невролог — это врач, который занимается лечением именно нервных нарушений, но в отдельных случаях заболевания...

Еще более четко выступает роль измененного личностного отношения в структуре того вида патологии мышления, который обозначается в психиатрической клинике как резонерство.

Это расстройство мышления определяется клиницистами как "склонность к бесплодному мудрствованию", как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Иначе говоря, резонерство выступает для психиатров как само нарушение мышления. В действительности же это лишь феноменологическое описание. Наши исследования показали, что механизмом "резонерства" являются не столько нарушения интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное, явление под какую-то "концепцию".

Нередко неадекватные суждения отмечаются даже у больных, у которых вообще эксперимент не выявляет нарушений познавательных процессов. Так, больной психопатией, который в опыте на пиктограмму подбирает адекватные связи для запоминания слова "развитие", рисует двух людей, расходящихся в разные стороны, объясняя: "Это разлука, разлука приводит к усовершенствованию, ведь разлука – это печаль, а чувство печали облагораживает человека, снимает мещанскую шелуху самодовольства". Другая больная при предъявлении пословицы "Не все то золото, что блестит" говорит: "Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание", и тут же добавляет: "Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обратить внимание и на внешность".

Психологическая характеристика симптома резонерства была предметом специального исследования Т. И. Тепеницыной . Как показали результаты ее исследования, неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к "оценочным суждениям". Т. И. Тепеницына пишет, что "резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению но отношению к мелкому объекту суждений" .

Для иллюстрации приводим данные истории болезни и протоколов больной В. П.

Больная В. П., 1940 г. рождения. Образование среднее. Диагноз: шизофрения, параноидная форма.

Раннее развитие больной протекало без особенностей. В школу пошла с 7 лет. Училась хорошо. Росла упрямой, резкой девочкой. Была "заводилой" среди детей. Стремилась во всем быть первой.

После окончания школы поступила в торговый техникум, который успешно окончила. В 1959–1960 гг. стала чрезмерно "деятельной", настроение было всегда "восторженное", легко знакомилась с людьми.

В 1961 г. поступила в вуз. Много занималась. Впервые появилась несвойственная ранее больной подозрительность.

Стала злобной, грубой. Начала подозревать своего мужа в "плохих поступках". Привела его в милицию. Там была осмотрена психиатром и стационирована в психиатрическую больницу. При поступлении в больницу была малодоступной, злобной, возбужденной. Считала, что "враги" в сговоре с мужем, связаны с враждебными людьми. В больнице пробыла 24 дня. Лечилась аминазином и инсулином. Выписана в хорошем состоянии. Дома чувствовала себя хорошо. Успешно сдала зачеты. Вскоре состояние опять ухудшилось. Нарушился сон. Опять появилась подозрительность, выгоняла мужа из дома. Появились страхи.

В ноябре 1963 г. была стационирована повторно. При поступлении манерна, дурашлива, па лице неадекватная улыбка. Заявила, что слышит "голоса из космоса", испытывает на себе постороннее воздействие. Кто-то "действует на ее мысли", "ощущает, что в разных частях тела что-то дергается". Временами возбуждена, стремится куда-то бежать, то плачет, то смеется. Проявляет агрессию по отношению к больным. В период лечения стелазином состояние улучшилось. Стала спокойнее, правильнее себя вести. Со стороны внутренних органов и центральной нервной системы патологии не выявлено.

Данные общего экспериментально-психологического исследования (данные Т. И. Тепеницыной). Во время исследования настроение больной приподнятое, довольна. Тон высказываний – пуэрильно-восторженный. Много и беспричинно смеется. Манерна, многоречива. Обнаружила хорошую память, из 10 слов сразу же воспроизводила 10, почти в том же порядке, могла дословно повторить сложные тексты.

Приводим в качестве иллюстрации протоколы выполнения больной экспериментальных заданий: при выполнении классификации особенно отчетливо выступает склонность к "претенциозным высказываниям". Так, объединяя в группу предметы: "пилу, стакан, бутылку, куртку", больная объясняет: "Предметы домашнего обихода и инструменты"; "петуха, моряка, женщину" – "Петух гордый, моряк стройный, а женщина красивая"; "дерево, жука" – "Дерево можно к жуку, потому что никто не знает, откуда произошли деревья, и никто не знает, откуда произошли жуки"; "велосипед, кровать, стол" – "Техника, так как там затрачен труд такой же, как для того, чтобы сделать велосипед... Стол сюда же, тоже затрачен конкретный труд"; "птицу и собаку" – "Птичка и собачка к животным: они дышат. Можно сюда и моряка и женщину, потому что они произошли от обезьяны"; "стакан, петух" (перекладывает картины из первой группы) – "Общее – это жизнь! Потому что, если бы не было петуха, не было бы и курицы; если бы нс было курицы, не было бы и яйца! Выдуть яйцо – будет скорлупа, будет стакан, в него можно налить!"; "часы, пароход" – "Это тоже техника, во-первых; во-вторых, пароход работает по московскому времени. Московское время работает по Ому, по Архимеду, по Плутарху. Этот корабль не утонет, если будет работать по часам".

Попытки экспериментатора вмешаться, помочь больной, направить работу по нужному руслу ни к чему не приводят. Классификация предметов остается незавершенной.

Аналогичные результаты выявляются при определении слов: "дружба", больная определяет: "Дружба! Это такое чувство!.. Это большое, большое чувство, которое толкает людей на хорошие поступки... Это люди оказывают друг другу помощь в трудную минуту, это даже чувство любви в какой-то степени. Дружить можно не только... Дружба может быть не только среди людей, дружба бывает и среди животных. Дружба – это хорошо! Дружба – это хорошее чувство, которое испытывают люди и животные, которое позволяет людям делать друг другу хорошее..."; "голова" – "Голова – это та часть тела, без которой жить невозможно. Не-воз-мож-но! Это, как говорит Маяковский, “мозг класса, сила класса”. В голове расположен мозг – мозг тела, сила тела – вот что такое голова. Без руки жить можно, без ноги – можно, а без головы не рекомендуется".

Приводим примеры сравнения понятий. Больная должна сравнить понятия "часы и термометр"; она отвечает: "Это жизнь! Градусник – это жизнь! И часы – это жизнь! Ибо градусник нужен, чтобы измерять температуру людей, а время измеряют часы. Не было бы жизни, если не было бы часов и не было бы градусника, а нс было бы градусника, больным бы не мерили температуру и не мерили бы температуру воздуха; не мерили бы температуру воздуха – не могли бы предсказывать погоду, прогноза не могло быть, а если бы не было часов, то люди были бы как стадо: они не всегда выходили бы па работу, только по солнцу, а солнце не всегда видно – зимой его нет"; "птица и самолет" – "Сходство – крылья. Потому что рожденный ползать летать не может. Человек тоже летает, у него есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает. Он дышит. Рожденный ползать летать не может!"

Т. И. Тепеницына отмечает, что эффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское; так, суждения, звучащие в громкой речи как типично резонерские, при письменной записи вместе с потерей интонаций теряют и свой резонерский оттенок.

Грамматический строй речи этой категории больных отражает эмоциональные особенности "резонерства". Своеобразен синтаксис, своеобразна лексика резонерских высказываний. Больные часто используют инверсии, вводные слова.

Разноплановость и резонерство больных находят свое выражение и в речи, которая приобретает, по выражению клиницистов, характер "разорванности". По существу же это тоже симптом нарушения речи как функции общения.

Приведем пример речи больного Ч-на.

Экспериментатор: Ю. С., а часы Вы мне думаете отдать?

Больной: Не, не, не.

Э:. Это ведь чужая вещь.

Б.: Вещь, не вещь, человек, не человек (затем на ряд вопросов больной отвечает только неадекватной мимикой и жестами).

Э.: Зачем Вы губами шевелите?

Б.: Губы у меня всегда одинаковые.

Э .: Одинаковые?

Б.: Да. А зубы у меня растут откуда или нет? Вот вы мне говорите...

Э .: Зубы растут?

Б.: Зубы есть, но не могу с Вами играть.

Э .: Зубами?

Б.: Нет, Вы не смейтесь, Ваше величество... Вот я продал флаг, потом продам орудие и на оружиях этих... (неразборчиво, тихо).

Э .: Что? Я не расслышал.

Б.: Ничего больше... А свет есть свет. Ну, что ли, тьма... Да, значит, вы хотите сказать, что дальше нас нельзя найти.

Э .: Почему?

Б.: Вот, к примеру, человек зависит от человечества. В общем, так, пускай. Спит человечество, он говорит только с ним. У моего отца есть, а вот этого – нет.

Э .: Чего нет?

Б.: Ну, чего обещались. Ну, все-таки просто народы до народности было.

Э .: До народности было?

Б.: Вы, Ваше величество, не смотрите, только не указывая, так, красное, бледное, бело. Все это не... (неразборчиво).

Э .; Не понимаю, что вы говорите.

Б.: А вот – не продаете. Вы скажите, как я думаю? Вот-вот, ну, жандарм. Вам психология надобна?

Э .: Разве я жандарм?

Б.: То есть в каком смысле? Что его съедят... Ну, нехорошо... с отрицательной осадкой. Посмотрите на них, кто такая (неразборчиво)... Вы хотели меня обидеть... и я мог бы, но деньги мои тают.

Э .: Это метафора?

Б.: Да эго неважно... (пропуск). Вы сегодня не выходите из кабинета, а в кабинет никого не пускаете. Там я... всегда готов.

Э .: К чему готов?

Б.: Да это неважно... Сына народного (неразборчиво).

Э .: Что же важно, я не понимаю.

Б. , Да я сам тоже не знаю (смеется)... Дайте я покурю, а вы больше не толкайте меня сюда...

Э .: Вы сами пришли.

Б.: Я человек был честный, я хотел на кухню смотреть. У меня есть часы, на которых есть поверенный. А вот у меня братишка – простой мастеровой. И если бы каждый вот так думал за себя, все бы (неразборчиво)...

Э .: Вы отдадите мне часы?

Б.: Часы я только что скушал. По если я так буду кушать, то и вообще (говорит неразборчиво, тихо)...

Э .: То что?

Б:, У меня нет нуля. И это мне нехорошо. Я экономлю... Все человечество экономит... а я хочу сделать его честь.

Э.: Зачем, Ю. С.?

Б.: Вы, папа, не смейтесь... Я так, просто говорю...

Э.: Зачем, с какой целью?

Б.: Папа, покушай вот эту вещь (дает пепельницу).

Э.: Разве она съедобна?

Б.: А сколько раз тебя сломали (неразборчиво)... Сломано, посмотри, папа, сломано.

Э .: Она же не съедобна.

Б.: Да, она-то не съедобна.

Э.: Значит, ее нельзя есть.

Б.: Если он возьмет его – купите, а сами, он продаст его, – не пейте (показывает на графин с водой).

Нередко подобные больные говорят независимо от присутствия собеседника (симптом монолога). Приведем пример монологической речи больного Н. (шизофрения, состояние дефекта). При внешне упорядоченном поведении и правильной ориентировке в обстановке монотонным, спокойным голосом больной часами произносит монологи, не проявляя при этом никакой заинтересованности во внимании собеседников.

Почему, я вот почему, мне, конечно, никто не сказал об этом, и где я не вычитал это, это и нигде не показано. Я думаю и твердо, конечно, знаю, что эта материя движения, весь земной шар (непонятно). Да, я думаю, долго я думал об этом деле, но вижу, что, значит, это – живая материя, она, находясь, вот, значит, живая материя, вот я думаю, что потом я думаю, раньше я учился, сколько я не учился, все же учился, воздух – не живой, ну, кислород, водород, все это мертвые вещества, а мне теперь представляется, что вся населяющая окружающую атмосферу зелень окутывает; ну, живое существо, совершенно живое существо, совершенно живое существо, совершенно живое вот, и оно состоит, цветя, его представляю, как этот дым, только не сразу, как он появляется, вот как уже разошелся, чуть-чуть заметно и состоит из таких мельчайших существ, просто трудно различить, вот, и они имеют страшную силу, конечно, они вселятся куда хотите, через поры любого вещества, вот. Все это двигает в то же время, вот я считаю, что и зарождалось то. Почему женщина, вот эта материя, по-моему, весь род на земле происходит.

Анализ приведенных образцов "разорванной" речи приводит к следующим выводам.

Во-первых, в довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; больные произносят ряд фраз, но не сообщают в них никакой содержательной мысли, не устанавливают никаких, хотя бы ложных, связей между предметами и явлениями.

По внешней форме первый отрывок напоминает разговор двух людей: в некоторых ответах больного даже содержится какой-то отклик на вопрос экспериментатора. По существу же представленная даже в диалогической форме речь больного нс служит функции общения: больной ничего нс сообщает экспериментатору, ни о чем не пытается у него узнать. Называя экспериментатора то жандармом, то папой, больной не обнаруживает намека на соответствующее этому отношение к нему. Попытка экспериментатора направить речь больного на какую-нибудь тему не удается; если больной и реагирует на вопрос экспериментатора, то только как па раздражитель, который дает начало новому непонятному потоку слов. Как подчеркивает В. А. Артемов, направленность на содержание является одной из характерных особенностей восприятия речи. У наших больных эта особенность утеряна.

Во-вторых, в речи больных нельзя обнаружить определенного объекта мысли. Так, больной называет ряд предметов – воздух, материю, художника, происхождение человека, красные кровяные шарики, но в его высказывании нет смыслового объекта, нет логического подлежащего. Приведенные отрывки нельзя изложить другими словами.

В-третьих, больные не заинтересованы во внимании собеседника, они не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. "Разорванная" речь этих больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков, она не является ни орудием мысли, ни средством общения с другими людьми.

Эта особенность речи больных, отсутствие функции общения, в сочетании с ее другой особенностью, с ее непонятностью для окружающих, делает ее схожей с так называемой эгоцентрической речью ребенка.

Резонерство — тип мышления, характеризующийся склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. Она проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. При этом цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к «рассуждательству». Психологическая структура резонерского мышления раскрыта Т. И. Тепеницыной (1965, 1968, 1979). Автор обнаружила, что резонерство не связано с каким-либо определенным видом ошибок в осуществлении собственно мыслительных операций. Оно обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных. Этот вариант личностной позиции больного определяется как чрезмерная потребность в «самовыражении» и «самоутверждении». Этим объясняются такие типичные черты резонерского мышления, как утрированная претенциозно-оценочная позиция больного, аффективная неадекватность выбора предмета обсуждения, несоответствие последнего способам доказательств и рассуждений, тенденция к «сверхобобщениям» по пустячному поводу, недостаточная самокритичность, своеобразная манера речи (витиеватость, склонность к многозначительным интонациям, употребление в избытке зачастую совершенно не подходящих к предмету обсуждения понятий, многоречивость). Резонерство в мышлении наблюдается не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей. Отличие резонерства у психически больных Т. И. Тепеницына (1979) видит в степени искажения мотивационного плана мыслительной деятельности и в аффективной неадекватности мотивации, которые при психических заболеваниях еще отягощаются присоединением грубых расстройств мыслительной деятельности. Резонерское мышление наблюдается при шизофрении, эпилепсии, олигофрениях и ряде органических поражений головного мозга. Об отличии эпилептического резонерства от шизофренического речь будет идти в соответствующем разделе книги. Однако и при шизофрении возможны различные варианты резонерского мышления. Э. А. Евлахова (1936) различала у больных шизофренией вычурный, манерно-резонерский и педантичный типы резонерства. Первый характеризуется преобладанием аутистической позиции и своеобразной личностной пропорцией — тонкость, гиперестетичность, наблюдательность при наличии эмоционального уплощения. Манерно-резонерское мышление характеризуется преобладанием «рассуждательства», переоценкой формальной стороны предмета обсуждения, малой содержательностью рассуждений, банальностью, трафаретностью, склонностью к стереотипиям. Педантичное резонерство отличается достаточной контактностью и большей живостью интеллекта, склонностью к шуткам и плоскому остроумию при непонимании юмора, иронии, при утере чувства такта, чрезмерной патетичностью, с которой произносятся достаточно банальные суждения. Выделенные типы шизофренического резонерства Э. А. Евлахова не соотносила с особенностями течения болезни. Т. И. Тепеницына (1979) отмечает, что при выраженном дефектном состоянии шизофреническое резонерство меняется — на первый план выступает не столько искажение, сколько обеднение и уплощение эмоциональной сферы, резонерские рассуждения приобретают характер штампов-автоматизмов, утративших смысловую содержательную сторону. Эти наблюдения совпадают и с нашими (В. М. Блейхер, 1980)—резонерство при небольшой давности заболевания отличается сравнительно большей информативной насыщенностью и в известной мере сближается с синдромом философической (метафизической) интоксикации, описанной Th. Zihen (1924), тогда как при наличии выраженного психического дефекта оно носит более выхолощенный в смысловом отношении характер. Резонерство выявляется при клиническом исследовании и особенно в патопсихологическом эксперименте. Количество резонерских суждений возрастает при такой направленности беседы с больным, когда акцентируется, усиливается его личностно-оценочная позиция. Так, при выяснении понимания пословиц и поговорок наряду с обычной инструкцией (Как вы понимаете смысл пословицы?) вопрос задается и в несколько иной форме (Как вы относитесь к этой пословице?). Часто одного такого изменения инструкции оказывается достаточно, чтобы спровоцировать резонерство. Этот прием отражает специфику выявления резонерского характера мышления патопсихологом в эксперименте и должен быть взят на вооружение психиатрами. Резонерское мышление особенно ясно выступает там, где выполнение задания требует словесных определений, формулировок, сравнения понятий. Так, на предложение дать определение понятия «корова» б ьной шизофренией говорит: «Это предмет домашнего быта, предмет одушевленный, необходимый в практике роста и воспитания детей, а также и больных, вообще для обеспечения полноценного питания и помощи в состоянии здоровья». Другой больной определяет пальто, как «предмет элегантности, которая подчеркивает вкус носящего. Кроме того, иногда пальто защищает от холода и атмосферных влияний». Приводим пример резонерского объяснения пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает» — «Яблоко, как и все в природе, подчиняется закону Ньютона о всемирном притяжении». Словесные ссылки на высоконаучные методы (например, при исследовании особенностей восприятия цифр больной пытается установить аналогии с законами математической логики, методами экстра- и интерполяции), банальные сентенции, патетичность тона на фоне повышенной самооценки и неадекватных притязаний вытесняют полноценные доказательства. Отсюда вытекает порочность резонерского мышления — его непродуктивность. За мнимой логичностью часто схематизированных мыслительных построений у резонерствующего больного шизофренией стоят скупость, пустота, банальность мышления.

Случалось ли вам наблюдать за человеком, который часами может бесцельно рассуждать на различные темы, употребляя витиеватые фразы, абстрактные понятия и бессмысленные высказывания? Подобное многословие называется резонерством и чаще всего свидетельствует о расстройстве психики. Хотя иногда вполне здоровые и высокоинтеллектуальные люди сознательно применяют манеру резонерствовать в пропагандистских либо проповеднических целях. С точки зрения психологии, резонерство характеризуется бесплодным, бесцельным, основанным на нарушении мышления мудрствованием.

Мышление резонера

Кто же такой резонер? Это человек, склонный долго, но поверхностно рассуждать на любые темы, бросаться банальными фразами, пустыми выражениями, которые вообще не соотносимы с реальной ситуацией. Когда слушаешь такого человека, начинаешь понемногу теряться в сути излагаемого. Он так много говорит, а смысл его речей непонятен. Кажется, что цель мыслительного процесса для него вообще не имеет значения, а важно непосредственно стремление к словесному блуду. Следует понимать, что такое бесцельное многословие резонера часто является результатом нарушения мыслительных процессов, что выходит за рамки психической нормы. Хотя и здоровые люди могут использовать резонерскую манеру речи для каких-то им одним известных целей. Резонерское мышление обусловлено ошибками мотивационной сферы личности. У больного через бесплодное мудрствование, многозначительные интонации, витиеватые фразы и другие речевые приемы проявляется повышенная потребность к самовыражению. При наличии серьезной психической патологии мотивационный план еще больше искажается. Кроме этого, присоединяются неадекватные аффективные реакции и более грубые расстройства мышления.

Признаки резонерства

Как же распознать резонера? Как отличить его от просто высокоинтеллектуального и словоохотливого человека? Одним из главных признаков является отсутствие интереса к собеседнику. Для резонеров вообще не имеет значение, слушает их кто-то или нет. Рассуждать они могут часами на темы, которые в действительности не представляют никакой значимости. Резонеры используют речь не для того, чтобы донести информацию, как это делают здоровые люди, а лишь для того чтобы выразить самих себя. Поэтому они употребляют массу неадекватных эпитетов, торжественные и вычурные фразы, утрированные выражения. Речь в итоге получается разорванной, тема обсуждения не всегда понятна, а длинные предложения лишены всякого смысла. На простые вопросы резонеры могут отвечать очень долгими рассуждениями. Они нередко применяют терминологию не по теме, обсуждают предметы, не относящиеся к ситуации, употребляют множество вступительных слов, сложных речевых конструкций. Речь их наполнена оценками, нелогичными выводами, обобщениями. Резонеры не склонны к самокритичности, они всегда уверены, что высказывают нечто значительное, важное. Чем глубже психическая патология, тем больше в речи бессодержательных фраз, штампов и автоматизмов.

Классификация по типу психопатологии

Причины резонерского мышления могут быть связаны с психическими болезнями, органическим поражением мозга, определенными личностными качествами (чрезмерной потребностью в самоутверждении, гордыней), шизоидным либо истероидным расстройством личности, изменениями в сфере мотивации. Резонерство на фоне психических заболеваний сопровождается глубоким нарушением мышления, аффективными расстройствами, искажением ценностей. По виду психопатологии различают следующие типы резонерства:

  • Органическое – проявляется при олигофрении и поражении тканей головного мозга, главным образом правого и передних областей левого полушария. Отличается комментирующим характером высказываний, ближе всего к резонерской манере психически здоровых людей.
  • Шизофреническое – характерно для людей, страдающих различными видами шизофрении. Отличается пафосными, эмоциональными речами, склонностью к претензии, оценке, абстракции, повышенным вниманием к несущественным темам.
  • Эпилептическое – развивается при эпилепсии, проявляется в диалоге. Резонерство эпилептика отличается склонностью к нравоучениям, рассуждениям на тему морали, ярким эмоциональным высказываниям.

Типы шизофренического резонерства

Проявление резонерского мышления при шизофрении может отличаться по характеру, на что непосредственно влияют особенности личности больного. На основании клинических исследований можно выделить такие варианты шизофренического резонерства, как:

  • Педантичный, с показным остроумием, большим количеством глупых шуток, неумением понимать иронию и юмор окружающих. Такие люди легко идут на контакт, обладают достаточно живым интеллектом, но не отличаются особой тактичностью. Они могут глупые и банальные выражения употреблять с патетичными интонациями.
  • Вычурный, сочетающий в себе тонкое восприятие, аутистичность суждений, наблюдательность, гиперестетичность и уплощение аффекта.
  • Манерно-резонерский, при котором у человека наблюдается склонность к шаблонным, стереотипным фразам, иррациональным, бессмысленным высказываниям. Больные чаще обсуждают различные темы лишь с формальной стороны.

Диагностика и коррекция

Выявить резонерство может врач-психиатр либо практикующий психолог в беседе с пациентом. Для этого применяют специальные вопросы и психологические задания, подобранные с учетом личностных особенностей больного. В процессе патопсихологического эксперимента врач старается повести беседу в таком направлении, чтобы усилить акцент на личностно-оценочной позиции пациента. Нередко больного спрашивают о смысле всем известных пословиц, причем патопсихолог пытается спровоцировать его на высказывания именно личного мнения о конкретной поговорке. Иногда одного такого приема достаточно, чтобы выявить резонерскую направленность мышления. Важно в заданиях выводить пациента на словесную оценку различных понятий, формулировок. Например, если попросить больного шизофренией определить значение слова “собака”, он может сказать нечто вроде: “Это одушевленный предмет домашнего быта, предназначенный для охраны жилых помещений, а также применяется для воспитания детей и поднятия настроения”.

При выражении своей позиции у резонеров отсутствуют логичные и обоснованные доводы. Непродуктивность мышления они пытаются спрятать под завышенной самооценкой, набором высокопарных фраз и пафосных интонаций. На самом деле, мышление таких людей характеризуется банальностью, скудностью и пустотой. Какое-то особое лечение к резонерам не применяется. Коррекция мышления проводится наряду с лечением первичного заболевания и может включать различные медикаментозные и психотерапевтические методы.

РЕЗОНЕР

РЕЗОНЁР

[фр. raisonneur raisonner - рассуждать] - 1) лит. в драматургии: персонаж пьесы, прямо выражающий идеи, морально-этические взгляды автора; 2) человек, который любит рассуждать о нравственности, поучать, наставлять.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

РЕЗОНЕР

(фр., от raison - причина). Любящий рассуждать, говорить в нравоучительном тоне, человек, утомляющий длинными рассуждениями и глупыми противоречиями. Одна из ролей сценического искусства.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

РЕЗОНЕР

ведущий длинные нравоучительные рассуждения, имеющий пристрастие к бесполезным объяснениям и ни к чему не ведущим спорам; так называется одно из подразделений (амплуа) из общей совокупности сценических ролей.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

РЕЗОНЕР

любящий вести рассуждения нравоучительного характера.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

РЕЗОНЕР

франц. raisonneur , от raison , причина. Любящий рассуждать.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Резонёр

(фр. raisonneur raisonner рассуждать)

1) персонаж литературы 17-18 вв. (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций;

2) амплуа актеров, игравших роли таких персонажей;

3) человек, склонный к пространным рассуждениям нравоучительного характера.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Резонёр

резонёра, м. [фр. raisonneur ] (книжн.). 1. Человек, любящий вести пространные рассуждения, преимущ. нравоучительного характера. Нудный резонёр. 2. Традиционное действующее лицо в старой комедии, устами к-рого автор высказывает свои взгляды, нравоучения (лит.). 3. Название соответствующего актерского амплуа.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Резонёр

а, м. , одуш. (фр. raisonneur raisonner рассуждать).
1. Человек, который любит вести длинные рассуждения нравоучительного характера.
Резонёрство - склонность к такого рода рассуждениям.
Резонёрский - характеризующий поведение резонёра.
2. Действующее лицо пьесы, романа, обычно выражающее отношение автора к описываемым событиям.
| В литературе 17-18 вв., особенно комедиях, р. - почти непременный персонаж, не принимающий активного участия в действии и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с позиций автора.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "РЕЗОНЕР" в других словарях:

    Традиционное действующее лицо в старой комедии, устами которого автор высказывает свои взгляды, нравоучения (Ушаков) См. болтливый... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.… … Словарь синонимов

    Персонаж пьесы (или романа), не принимающий активного участия в действии, являющийся только свидетелем, дающим моральные оценки всему происходящему. Персонаж Р. (в более широком смысле) встречается и в средневековом, и в возрожденческом, и в… … Литературная энциклопедия

    - (франц. raisonneur) (устаревшее выражение) сценическое амплуа; актер, исполняющий роли рассудочных людей, склонных к назидательным рассуждениям … Большой Энциклопедический словарь

    Театральный термин: в старой комедии лицо, представляющее в противоположность увлечениям одних, испорченности других разум.здравый смысл, умеренность, нравственность. Таковы например Клеонт в Тартюфе, Стародум в Недоросле. Современная драма… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Род. п. а. Из франц. raisonneur, возм., через нем. Räsoneur … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Театральный термин: в старой комедии лицо, представляющее в противоположность увлечениям одних, испорченности других разум, здравый смысл, умеренность, нравственность. Таковы, например, Клеонт в Тартюфе, Стародум в Недоросле. Современная драма… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Резонёр I м. Персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные с точки зрения автора суждения. II м. Тот … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    резонер - Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где raisonneur суф. производное от raison «разумное объяснение» < лат. ratio «разум». См. рациональный … Этимологический словарь русского языка



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии