Состояние психической напряженности. Психическая напряженность

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Психическая напряженность

психическое состояние, возникающее в сложных условиях социально-профессиональной деятельности и обусловленное ожиданием неблагоприятного для личности развития событий и ситуаций социального и бытового характера. Такое психическое состояние сопровождается чувством общего дискомфорта (психического и соматического), переживанием тревоги, иногда страха. В отличии от собственно тревоги, П.с. в большей степени повышает готовность человека к активным и адекватным действиям, активирует механизмы психологической защиты, побуждает его к принятию адекватных решений и поиску выхода из сложившейся ситуации. Выраженность П.с. зависит от многих факторов, но наиболее значимыми среди них являются: сила мотивационных процессов (мотивации), значимость для личности возникающих событий и явлений, умение действовать, социально-нравственные установки и нормы, предшествующий опыт подобных переживаний, подвижность функциональных систем организма и личности, вовлеченных в тот или иной вид деятельности. Важную роль в развитии П.н. играют объективно или субъективно непреодолимые трудности, переживание неудач, чрезвычайных ситуаций, конфликты, смерть близких, тяжелое заболевание, смена социальной обстановки или изменения социального статуса. По характеру влияния на деятельность и на ее эффективность выделяют состояния операциональной и эмоциональной П.н.. Операциональная оказывает мобилизирующее влияние на человека и способствует сохранению высокого уровня работоспособности. Эмоциональная, сопровождаясь негативной эмоциональной окраской, изменениями мотивационной структуры деятельности, ведет к снижению ее эффективности и к дезорганизации поведения.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Психическая напряженность" в других словарях:

    ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ - психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи …

    Психическая напряженность - Внутренняя, психологическая жизнь человека системна и целостна. В ней все взаимосвязано и влияет друг на друга. Невозможно, чтобы в каком то компоненте психики что то происходило совершенно независимо от того, что делается в других. Реагирует… … Энциклопедия современной юридической психологии

    напряженность психическая - психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. Н. п. сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть… …

    НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности факторами и предвосхищением связанных с ними неблагоприятных для нее ситуаций. Н. п. сопровождается ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Авторитарная педагогика… … Педагогический словарь

    НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - – специфическая реакция личности на трудную ситуацию; психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. С помощью Н. п. осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более… …

    Напряженность психическая - одна из характеристик состояния человека. Обусловлена предвосхищением возможного неблагоприятного для субъекта развития событий. Показатели напряженности уровень и стабильность (устойчивость) определяются наличием возможностей для наилучшей… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - особое психическое состояние человека, характеризующееся высокой интенсивностью физиологических и психических процессов в результате воздействия стресса … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    фактор риска - психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни. Ф. р. оказывает существенное влияние на переживание человеком экстремальной ситуации. На этапе стартового психического напряжения… … Большая психологическая энциклопедия

    Фактор риска - – в медицине фактор, существенно увеличивающий вероятность развития заболевания, но не являющийся единственной или основной его причиной. Например, это роль конституционального фактора в развитии болезней предрасположения, к которым относятся… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА - – положительное влияние конфликта на социальные и психологические процессы в системе, где произошел конфликт.к. ф. к. по отношению к основным участникам выражаются в следующем. 1. Устраняются противоречия (в 65 % случаев) в организации… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Состояние психической напряженности возникает в усложненных условиях деятельности, к которым относятся: ограничение времени на выполнение какой-либо работы, ситуации повышенной ответственности - экзамены, соревнования, необходимость действовать в присутствии начальства, а также недостаток информации.

Состояние психической напряженности зависит от условий деятельности и в то же время само влияет на ее эффективность. Умеренное психическое напряжение характеризуется повышенной активностью, хорошим самочувствием, мотивированностью на достижение высоких результатов. Повышенное напряжение сопровождается чувством дискомфорта, растерянности и обычно приводит к срывам деятельности.

Существует определенная закономерность между успешностью деятельности и уровнем психической напряженности. Впервые она была обнаружена в экспериментах Йеркса и Додсона в 1908 г. В этих экспериментах изучалась зависимость скорости научения от силы мотивации. Мотивация, особенно мотив избегания наказания, является одной из причин возникновения состояния напряженности. Оказалось, что наиболее успешное научение происходит при умеренной мотивации. Слабая и слишком сильная мотивация увеличивают время научения. Эта закономерность справедлива как для крыс, цыплят и кошек, так и для человека. Оптимум мотивации различается для заданий разного уровня сложности. Для более сложных задач этот оптимум обычно ниже.

Современные исследования отечественных психологов (В.Л. Марищук, Е.А. Милерян, К.К. Платонов и др.) показали, что кроме общих закономерностей влияния напряженности на поведение и эффективность деятельности существуют и индивидуальные различия в реагировании. Наиболее часто выделяют четыре формы поведения в экстремальных условиях:

  • 1. Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, скованности, напряженности и импульсивности действий и движений. Люди с таким типом поведения в стрессовых условиях (экзамен, ожидание важных результатов, отказа в работе приборов) кусают губы, их внимание приковано к случайным объектам, на неожиданные или эмоционально значимые факторы они реагируют сильно и импульсивно, действуют лихорадочно и хаотично.
  • 2. Тормозной тип поведения характеризуется почти полной заторможенностью действий в неожиданных, ответственных или эмоциональных ситуациях.
  • 3. Трусливый тип поведения заключается в том, что человек в ответственных ситуациях отказывается от выполнения своих функций. Наблюдаются апатия, пассивность, стремление уклониться от всякого вмешательства в ход событий.
  • 4. Прогрессивный тип поведения. Существует такая категория людей, которые в экстремальных условиях достигают наибольшей эффективности деятельности. Эти люди как бы сами ищут опасности. Сложности их воодушевляют, прибавляют оптимизма, повышают работоспособность, мобилизуют физические и психические силы.

Психологи видят три основные способа профилактики повышения психической напряженности:

  • - психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях;
  • - воспитание эмоциональных, моральных и волевых качеств личности, которые способствуют возможности управления психическими состояниями;
  • - создание благоприятного психологического климата и оптимизация условий деятельности.

Термином «психическая напряженность» обозначаются состояния человека, возникающие в усложненных условиях деятельности. Классификация психических состояний по уровню напряженности отражает взаимоотношения между условиями деятельности и психическими состояниями, с одной стороны, и психическими состояниями и успешностью деятельности - с другой.

Умеренная психическая напряженность соответствует комфортным условиям деятельности, работе в оптимальном режиме. Обычно в этом случае имеет место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых ошибок, срывов и других аномалий. Со стороны психики умеренное психическое напряжение характеризуется повышенной активностью, хорошим самочувствием, мотивированностью на достижение высоких результатов. Повышенная психическая напряженность сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных, стрессогенных

условиях.

Исследования советских психологов (В. Л. Марищука, Е. А. Ми-леряна, К- К. Платонова, В. В. Суворовой и др.) позволили установить, что психическая напряженность по-разному влияет на поведение человека. Наиболее часто выделяются четыре формы; поведения в экстремальных условиях деятельности:

1. Напряженный тип поведения. Он проявляется общей затор
моженностью, скованностью, напряженностью и импульсивностью
движений. На соревнованиях спортсмены с таким типом поведения
судорожно сжимают спортивные снаряды, кусают губы, их вни
мание приковано к табло или индикаторам, на неожиданные или
эмоционально значимые факторы реагируют сильно и чрезвычай
но импульсивно.

2. Тормозный тип поведения. Характеризуется почти полной
заторможенностью действий, возникающих под влиянием необыч
ных, ответственных и эмоциональных ситуаций.

3. «Трусливый» тип поведения. Психическая напряженность


Может так отразиться в сознании человека, что вынудит его отка-3 заться от выполнения своих функций. Чаще всего в этих случаях! наблюдаются апатия, пассивность, стремление оградить себя от: всякого вмешательства в ход событий. Спортсмен на соревнова-" ниях испытывает затруднения в организации своего поведения, подоЛгу находится в застывшей позе, пытается оттянуть время." В таком поведении проявляют себя эмоции страха, в результате" чего доминирует инстинкт самосохранения.



4. Прогрессивный тип поведения. Воздействие экстремальных обстоятельств далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность деятельности. Существует такая категория людей, которая в экстремальных условиях достигает наибольшей, эффективности деятельности. Такой тип поведения называется прогрессивным. Он характеризуется оптимизмом, боевым задором, повышенной работоспособностью, мобилизацией физических и психических сил организма.

В связи с тем, что всякая деятельность в стрессогенной ситуа-j ции обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, длительная психическая напряженность может иметь неблагоприятные последствия. Существуют типичные болезни «стрессовой этиологии» - сердечно-сосудистые заболевания, язва желудка, астма и др.

В серии исследований М. Фридмана и Р. Розенмана (1974) выделены два основных типа людей, различающихся по степени устойчивости к стрессу.

Тип Л объдиняет людей, подверженных стрессу. Они отличаются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим весь стиль поведения и жизни. У них чаще наблюдается выраженная склонность к соревнованию, стремление к высоким достижениям, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство хронической нехватки времени и повышенная деятельность.

Тип Б объединяет лиц, устойчивых к стрессовым воздействиям, обладающих противоположными личностными качествами.

Таким образом, психическая напряженность сказывается не только на продуктивности деятельности, но и на состоянии здо-. ровья. Так, лица, подверженные воздействию стресса (тип А) болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями в 7 раз чаще, чем устойчивые к стрессу (тип Б). Поэтому снижение психической напряженности, исключение или ограничение причин возникновения стресса является важной психогигиенической задачей.

Психологи видят три основных пути профилактики психической напряженности: 1) научно обоснованный психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях; 2) воспитание эмоциональных, моральных и волевых качеств личности, которые позволили бы произвольно управлять психическими состояниями в процессе напряженной деятельности; 3) создание благоприятного психологического климата и оптимизация условий деятельности.

Функциональные состояния определяются множеством факторов. Поэтому состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний:

– состояния нормальной жизнедеятельности;

– патологические состояния;

– пограничные состояния.

За ними следует рассогласование трудовой деятельности. Восстановление оптимального уровня работоспособности требует прекратить вызвавшую утомление деятельность на такой период времени, который необходим как для пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.

1.Состояние психологической напряжённости.

Психическая напряженность - психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. Психическая напряженность сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом.

Степень психической напряженности определяется многими факторами, важнейшими из которых являются сила мотивации, значимость ситуации, наличие опыта подобных переживаний, ригидность (негибкость) психических функциональных структур, вовлеченных в тот или иной вид деятельности. Среди факторов, порождающих психическую напряженность, наибольшее значение имеют фрустрации и конфликты в сфере значимых отношений личности и ее социального окружения. Когда психическая напряженность не может быть разрешена в реальной деятельности, она активизирует механизмы психологической защиты. В ряде интерпретаций психическая напряженность совпадает с понятием психологического стресса.

Степень напряженности деятельности так же определяется структурой процесса труда, в частности содержанием рабочей нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т. д.

Состояния напряженности : 1) специфическое - определяет динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и

2)неспецифическое - характеризует общие психофизиологические ресурсы человека и в целом обеспечивающей уровень выполнения деятельности.

Не все проблемы, связанные с утомлением, возможно решить отдыхом в разных его видах. Большое значение имеет сама организация труда и организация рабочего места персонала.

В.П. Зинченко и В.М. Мунипов указывают, что при организации рабочего места должны быть соблюдены следующие условия:

– достаточное рабочее пространство для работника, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования;

– необходимо естественное и искусственное освещение для выполнения оперативных задач;

– допустимый уровень акустического шума, вибраций и других факторов производственной среды, создаваемых оборудованием рабочего места или другими источниками;

– наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков, предостерегающих об опасностях, которые могут возникнуть при работе, и указывающих на необходимые меры предосторожности;

– конструкция рабочего места должна обеспечивать быстроту, безотказность и экономичность технического обслуживания и ремонта в нормальных и аварийных условиях.

Б.Ф. Ломов выделил следующие признаки оптимальных условий для протекания трудовой деятельности:

1. Наиболее высокое проявление функций работающей системы (двигательной, сенсорной и др.), например, наибольшая точность различения, наибольшая скорость реакции и т. д.

2. Длительное сохранение работоспособности системы, т. е. выносливость. При этом имеется в виду функционирование на высшем уровне. Так, если определяется, например, темп подачи информации оператору, то можно обнаружить, что при очень низком или слишком высоком темпе длительность сохранения работоспособности у человека сравнительно невелика. Но можно найти и такой темп передачи информации, при котором человек будет продуктивно работать в течение длительного времени.

3. Для оптимальных условий работы характерен наиболее короткий (по сравнению с другими) период врабатываемости, т. е. период перехода вклю чаемой в работу системы человека от состояния по коя к состоянию высокой работоспособности.

4. Наибольшая стабильность проявления функции, т. е. наименьшая вариативность результатов работы системы. Так, человек может наиболее точно по амплитуде или времени многократно воспроизводить то или иное движение при работе в оптимальном темпе. С отступлением от этого темпа вариативность движений возрастает.

5. Соответствие реакций работающей системы человека внешним воздействиям. Если условия, в которых находится система, не оптимальны, то ее реакции могут не соответствовать воздействиям (например, сильный сигнал вызывает слабую, т. е. парадоксальную реакцию, и наоборот). При оптимальных же условиях система проявляет высокую при-способительность и вместе с тем устойчивость, благодаря чему ее реакции в любой данный момент, оказываются соответствующими условиям.

6. При оптимальных условиях наблюдается наибольшая согласованность (например, синхронность) в работе компонентов системы.

Толочек.

Профессиональный стресс

Стресс - термин, обозначающий большой круг состояний физического и психического напряжения, возникающих у человека в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (неблагоприятные, значительные по силе, продолжительные, неожиданные и пр.).

Стрессорами могут быть как внутренние, так и внешние причины: сильные физические и психические травмы, инфекция, психические (сенсорные, эмоциональные, когнитивные), мышечные перегрузки, резкие изменения температуры и т. д.

Феномен стресса был открыт канадским физиологом Гансом Селье в 1936 г. для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

Стадии стресса:

1.Тревога – мобилизация адаптационных возможностей организма, сопротивляемость стрессу падает ниже нормы.

2.Сопротивление – признаки тревоги исчезают, уровень сопротивляемости повышается.

3.Истощение – запасы адаптационной энергии истощаются, возникает тревога и может наступить смерть.

В зависимости от вида стрессора различают стресс физиологический и психологический.

Психологический стресс : 1) эмоциональный (появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т. д.)

2)информационный (возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе, при высокой ответственности за последствия решений).

Психология во второй половине XX в. активно искала решение проблемы профессионального

Оптимизация поведения работника в экстремальных и особых условиях предполагает решение нескольких стандартных научно-практических задач:

♦ изучение феноменологии психических состояний человека в особых и экстремальных условиях, механизмов их возникновения и развития

♦разработка методов диагностики функциональных состояний на различных уровнях: психофизиологическом, психологическом, нозологическом;

♦ разработка методов и средств управления и самоуправления функциональным состоянием;

♦ моделирование «трудных» психологических состояний человека;

♦ изучение возможностей человека адаптироваться к деятельности в особых и экстремальных условиях, его психической стрессоустойчивости.

В практическом плане выделяют четыре субсиндрома стресса.

Когнитивный - проявляется в виде изменения восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, который находится в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления и т. д.

Эмоционально-поведенческий - состоит в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и т. д.

Социально-психологический - проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессогенных ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т. п. Однако могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т. п.

Вегетативный - проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса.

Психическая напряженность

В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин выделяют такое психиче­ское состояние человека, как психическая напряженность (ПН), когда в сложной ситуации человек говорит о том, что в этот пе­риод он находился в стрессовом состоянии. В формулировке указанных авторов психическая напряженность - это состоя­ние, возникающее у человека в экстремальной (необычной, но­вой или угрожающей) ситуации. Его влияние на психическую деятельность неоднозначно и зависит от особенностей стрессогенной ситуации и индивидуально-психологических качеств че­ловека. На одних людей ПН действует мобилизующе, другие, наоборот, ощущают на себе ее дезорганизующее влияние (по­скольку ПН может вызывать нарушения уровня восприятия, мышления и двигательной активности).

Психическая напряженность может быть обусловлена стрессогенными факторами внешнего и внутреннего порядка. К внешним факторам следует отнести: степень неожиданности воз­действия; интенсивность воздействия, превышающую индивиду­альные психологические возможности человека; дефицит време­ни на оценку ситуации и принятие решения о его реализации;

неопределенность ситуации. Внутренние факторы включают:

субъективную оценку воздействия как опасного, угрожающего здоровью, жизни, социальному статусу, ведущим мотивам пове­дения в системе ценностей человека; субъективную чувствитель­ность человека к самому стрессогенному фактору, или, иными словами, личностную значимость воздействия; близость дейст­вия агрессора к крайним точкам субъективной шкалы «приятно - неприятно»; продолжительность воздействия стрессора при со­хранении его личностной значимости; конфликтный выбор ме­жду противоположными мотивами поведения. Очевидно, что едва ли не все факторы, обусловливающие возникновение со­стояния ПН, совпадают с теми, что вызывают аффект. Это сви­детельствует, что аффектогенный характер криминальной ситуации может порождать не только аффект, но и другие экстре­мальные состояния.

В чем же заключается специфика состояния психической напряженности, отличающая его от аффекта? Прежде всего в динамике возникновения. Если аффект имеет «взрывную» дина­мику и кратковременность протекания, то нарастание ПН может быть относительно длительным, а спад не столь стремительным. Само состояние ПН также может быть не столь кратковремен­ным, как аффект. Далее, если аффект однозначно вызывает зна­чительную дезорганизацию психической деятельности, то, как отмечалось выше, ПН может не только разрушительно влиять на психическую деятельность, но и улучшать ее качество, т. е. воз­можна адаптация к негативным влияниям (однако следует заме­тить, что возможности адаптационного синдрома не безгранич­ны, и рано или поздно последует дезорганизация психической деятельности).

Если рассмотреть, в чем выражается отрицательное влияние ПН на деятельность и сознание человека, то необходимо отме­тить следующее. Это снижение процессов восприятия, внима­ния, памяти. Затем следуют снижение активности мыслительных процессов, утрата гибкости мышления, преобладание эмоцио­нальных компонентов в сознании над рациональными, трудно­сти в принятии решений при фиксации сознания на стрессовом характере ситуации.

На поведенческом уровне это выражается в неадекватной ре­акции на раздражители, импульсивности, непоследовательности, негибкости поведения, в возможности появления как активных (в том числе в виде физической агрессии), так и пассивных форм реагирования и т. д., т.е. как правило, дезорганизация психической деятельности в состоянии психической напряжен­ности достигает уровня, наблюдаемого при аффекте. Вместе с тем нельзя не учитывать влияния этого состояния на поведение человека в криминальной ситуации при оценке противоправ­ного деяния.

Эмоциональное возбуждение, оказывающее существенное влия­ние на сознание и поведение. Обычно на первой стадии происхо­дит накопление эмоционального напряжения, которое в силу личностных особенностей и особенностей ситуации не находит выхода. Такой ситуацией может быть, например, длительная во­енная служба, когда невозможно адекватно реагировать на си­туацию из-за строго регламентированных условий. Механизм переживания преимущественно заключается в «терпении», в результате эмоциональное напряжение достигает даже более высо­кого уровня, чем при кумулятивном аффекте. На этом фоне да­же незначительные воздействия могут вызвать пик эмоциональ­ного возбуждения, нарастание которого обычно более сглажено, чем у взрыва при физиологическом или кумулятивном аффекте, но на высоте пика возбуждения происходит типичное сужение сознания и нарушение регуляции поведения. Третья фаза харак­теризуется психической и физической астенией.

Эмоциональное напряжение, оказывающее существенное влия­ние на сознание и поведение. Первая стадия протекает аналогич­но первой стадии эмоционального возбуждения - накопление эмоционального напряжения, но после каждого фрустрирующего воздействия эмоциональное напряжение не сбрасывается, а переходит во вторую стадию. Она не носит взрывного характе­ра, а представляет собой базу интенсивного эмоционального на­пряжения. Стадия сопротивления организма - первая стадия - сменяется стадией истощения адаптационных возможностей или фазой «отрицательной эмоции», которая может сопровождаться угнетением интеллектуальных функций при сохранении или да­же повышении энергетических ресурсов.

Обычно эти состояния характеризуются меньшей интенсив­ностью и силой переживаний, чем эмоциональное возбуждение, но при определенных условиях эмоциональное напряжение мо­жет достигать такого уровня, когда нарушается процесс выбора целей действия, высвобождаются стереотипные автоматизмы движения, происходят ошибки в восприятии окружающей дей­ствительности (частичное сужение сознания, снижение контроля и регуляции поведения). Происходит доминирование аффекто-генной мотивации, носящее сверхзначимый, сверхценный ха­рактер и обусловливающий затруднение в осмыслении и пони­мании окружающего. Третья фаза характерна для всех аналогич­ных состояний и выражается в психическом и физическом ис­тощении.

Фрустрация

В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин выделяют такое психиче­ское состояние человека, как состояние фрустрации. Оно характеризуетсяся наличием стимулированной потребности, не на­шедшей своего удовлетворения. Причинами возникновения фрустрации являются помехи, исключающие возможность дос­тижения цели; унижение, оскорбление при восприятии невозможности (реальной или субъективной) действовать соответственно мотивам; фиаско, адекватность, разочарование в себе. Необходи­мым условием для возникновения фрустрации является сильная мотивированность к достижению цели.



Субъективные переживания в состоянии фрустрации, как и при аффекте, прежде всего связаны с эмоцией гнева. Гнев вы­зывает сильное напряжение, повышение уверенности в себе, а также готовность к агрессии, направленной на источник фруст­рации. При этом гнев ускоряет агрессию, поскольку сила пере­живания не напрямую связана с величиной потребности в физи­ческом действии. В состоянии фрустрации переживаются также эмоции отвращения и презрения.

Фрустрация вызывает существенную дезорганизацию психи­ческой деятельности. Это выражается в фиксации сознания на факте наличия препятствия на пути к достижению цели, в ошибках восприятия, в переоценке угрозы извне. В состоянии фрустрации отмечаются резкое увеличение уровня активации (вплоть до нервозности), эмоциональное возбуждение. Поведе­ние носит агрессивный характер, усиливается его импульсив­ность, снижается волевой контроль (при наличии у человека уверенности в себе, ощущении силы), что значительно повыша­ет готовность к нападению или к двигательной активности.

Фрустрационное поведение отличается как от аффективного, так и от стрессового (обусловленного психической напряженно­стью). Если аффект всегда обусловливает агрессию и деструк­цию, направленные на источник психотравмирующего воздейст­вия, то фрустрация может вызывать большую вариабельность поведения. Помимо названных агрессии и деструкции, в состоя­нии фрустрации могут отмечаться бесцельное двигательное воз­буждение или, напротив, апатия; могут проявиться стереотипия и регрессия (примитивизация поведенческих реакций, снижение качества деятельности). Однако есть и сходство с аффектом: од­нозначно негативное влияние фрустрации на психическую дея­тельность. Именно этот момент и отличает фрустрацию от пси­хической напряженности.

Фрустрация отличается от аффекта и своей динамикой. Как и состояние психической напряженности, фрустрация может развиваться и оказывать дезорганизующее влияние на психиче­скую деятельность в более длительный период, нежели физио­логический аффект. Фрустрация также, как правило, не достига­ет того уровня дезорганизации сознания и психики, какой на­блюдается в состоянии аффекта.

Рассмотрим вопросы, касающиеся экстремальных психиче­ских состояний, на которые в состоянии ответить судебно-психологическая экспертиза.

1. Находился ли испытуемый в момент совершения инкримини­руемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?

2. Находился ли испытуемый в момент совершения инкримини­руемого ему деяния в эмоциональном состоянии (психическая на­пряженность, фрустрация, растерянность), которое могло суще­ственно повлиять на его сознание и психическую деятельность? Если да, то каким образом?

3. Учитывая психическое состояние испытуемого, его индиви­дуально-психологические особенности, а также обстоятельства дела, мог ли он точно соотносить свои оборонительные действия с объективными требованиями ситуации?

Хотелось бы остановиться на существенном моменте, свя­занном с третьим вопросом. В ряде случаев практические работ­ники неправильно интерпретируют отрицательный ответ экс­перта на данный вопрос. Вывод о том, что человек не был спо­собен точно соотносить свои оборонительные действия с объек­тивными требованиями ситуации при наличии у него экстре­мального психического состояния, некоторыми следователями истолковывается как противоречащий, например, заключению судебно-психиатрической экспертизы о способности испытуе­мого отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. При этом они упускают из виду то обстоятельство, что экстре­мальные психические состояния, (в том числе физиологический аффект) не лишают человека способности отдавать себе отчет в собственных действиях и руководить ими, а лишь существенно ее ограничивают.

Экстремальное состояние вследствие дезорганизации психи­ческой деятельности на фоне дефицита времени, а также психо­травмирующего характера ситуации вызывает утрату гибкости поведения, снижает способность объективной оценки обстоя­тельств, ограничивает свободу выбора адекватных форм реагиро­вания и снижает самоконтроль. Короче говоря, человек не имеет времени и возможности для всестороннего анализа и оценки ситуации, поиска адекватного ситуации способа разрешения конфликта. Совершенно очевидно, что снижение уровня психи­ческой деятельности не тождественно утрате способности осоз­навать значение своих действий и руководить ими.

4. Какие индивидуально-психологические особенности испытуе­мого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой

ситуации?

Патологический аффект - это эмоциональный взрыв, при ко­тором человек не в состоянии управлять своими действиями и давать себе отчет в своих поступках вследствие того, что его соз­нанием овладевает какая-нибудь одна сильно эмоционально ок­рашенная идея (например, невыносимая обида, непоправимое горе). В таком случае конечная двигательная реакция определяет­ся только этой идеей, а не является результатом всего содержания сознания. При патологическом аффекте наступает помрачение сознания с последующей амнезией всего, что имело место.

Физиологическим аффектом на патологической почве является аффект, возникающий у лиц с отклонениями от нормы в психи­ческом развитии, например у психопатов, неврастеников.

Ф.С. Сафуанов, анализируя выделение таких понятий, как «аффект на патологической почве» и «аффект, возникший на фоне алкогольного опьянения», говорит о расширении списка психических отклонений, на почве которых может развиваться аффективное состояние - например, «аффект на органически неполноценной почве». Однако данные категории не имеют юридического значения.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии