Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека. Отличительные особенности психической деятельности человека Психическая деятельность человека отличается от психической деятельности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В настоящее время известно, что нейрофизиологические процессы у человека и животных (особенно высших) одинаковы. Основные закономерности ВНД изучались физиологами в опытах на животных. Однако, психическая деятельность - идеальная, субъективно осознава­емая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейро­физиологических процессов. Следовательно, психическая деятель­ность осуществляется с помощью высшей нервной деятельности. Психическая деятельность человека и животных имеет существенные различия.

Одно из важнейших различий касается деятельности и мышления человека. Человек ведетцеленаправленную трудовую деятельность, с помощью которой изменяет окружающий мир в соответствии с потребностями социума. При этом поведение животных не имеет социально-детерминированной направлен­ности, т.к. ориентировано в основном на приспособле­ние к природным условиям.

У человека деятельность связана с образным (конкретным) и абстрактным мыш­лением, а у животных - только с конкретным. Первая сигнальная сис­тема обеспечивает образное мышление и у челове­ка, и у животных, вторая - абстрактное мышление только у че­ловека. И.П. Павлов проводил эксперименты с обезьянами, когда для получения пищи они должны были потушить огонь на плоту. Плот находился на озере, а воду надо было носить из бака, стоявшего на берегу. Обезьяны всякий раз носили воду из бака, в то время как ее можно было набрать с плота в озере. Этот эксперимент подтверждает отсутствие у обезьян абстрактного мышления.

Кроме того, у человека имеются присущие только ему типы психической деятельности. В основе их деления И.П. Павловым положены соотношения между первой и второй сигнальными системами. Преобладание первой сигналь­ной системы над второй характеризует художественный тип, преобладание второй сигналь­ной системы над первой - мыслительный, или логический, тип, при их равенстве наблюдается средний (промежуточный, смешанный) тип. Художественный тип (писатели, художники, музы­канты и др.) характеризуется цельным восприятием действитель­ности. Мыслительный тип (преимущественно философы, матема­тики и др.) воспринимает окружающую действительность через словесные сигналы, т.е. делит ее на части (фрагменты). Средний тип характеризуется определенными свойствами мыслительного и ху­дожественного типов.

К другим особенностям психической деятельности человека относят вторую сиг­нальную систему, латерализацию функций и социально детерми­нированное сознание.

У человека есть первая и вторая сигнальные системы действи­тельности, у животных - только первая.

Первая сигнальная система организма представлена сенсорными систе­мами, которые обеспечивают формирование непосредственного представ­ления об окружающем мире. Ее сигналами являются условные и безусловные раздражители - цвет, запах, форма объектов и предметов и т.д. Например, за­пах может сигнализировать о местонахождении пищи, опасных для организма веществах и существах. К первой сигнальной системе относятся нервные процессы, вызванные действием на органы чувств любых предметов и явлений окружающего мира.

Вторая сигнальная система - это головной мозг человека с входными каналами связи слуховой и зрительной сенсорных сис­тем организма. Она обеспечивает формирование обобщенного представления об окружающем мире. Ее сигналами являются элементы языка человека – слова. Слово – сигнал сигналов, условный знак, обозначающий предмет или явление. Один и тот же предмет в разных языках обозначается разными звуками и написанием, а особенности звукового и видимого обозначения слова не соответствуют его свойствам. Ко второй сигнальной системе относятся нервные процессы, возникающие в ЦНС в результате сигнализации окружающего мира выраженными речевыми сигналами. Язык человека является средством общения людей. Основ­ная форма общения – устная и письменная речь, а также различные формулы и символы, иероглифы, буквы, значки, рисунки, особые жесты, мимика. Речь это средство общения людей друг с другом с помощью устных и письменных сигналов в виде слов. Она является элементом мышления человека.

Первая сигнальная система свойственна животным и челове­ку, но у человека она тесно связана со второй. Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающего мира. При этом сначала возникает ощущение отдельных свойств предметов и явлений – через соответствующи­е рецепторы. Из ощущений складывается восприятие – целостный образ предмета или явления.

У животных имеется свой язык - язык сигналов. Сло­весные сигналы человека отличаются от условных сигналов жи­вотных. Их действие зависит в основном от смысловых особенностей, т.е. имеет первоочередное значение смысловое содержанием слова. Кроме того, язык человека обеспечивает передачу знаний от предков к потомкам, чего нет у животных. Обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом, потому что через первую во вто­рую поступает необходимая информация. Разделение всех процессов ВНД на две сигнальные системы условно, потому что это активность одних и тех же нервных структур, но включенных в разные системные отношения и процессы мозга.

Частая и разнообразная сигнализация словом в антропогенезе около 50 000 лет назад превратили звукоиздающий аппарат человеческого организма в речедвигательный анализатор. В коре большого мозга человека выделились центры словесно-образно-знаковой деятельности (рисунок 6).

Рисунок 6 – Речевые центры в левом, доминантном в отношении речи, полушарии (а) – выделены серым. Соответствующие области в правом (б) полушарии

Основу речевого анализатора представляет речевой аппарат – гортань, язык, рот, связывающие с ЦНС афферентные и эфферентные нервные пути, речедвигательный центр в больших полушариях и ее коре. Речевой аппарат обеспечивает тончайшее различие раздражений, поступающих в мозг при произнесении слов. Центр речевого анализатора образован рядом отделов в коре больших полушарий. К ним относятся:

1) центр Брока – моторный центр, управляющий движениями губ, языка, гортани; находится в задней части нижней лобной извилины (у правшей – в левом полушарии, у левшей – в правом); при поражении собственная речь нарушается, но сохраняется понимание чужой речи;

2) центр Вернике – речезвуковой сенсорный центр, управляющий звуковым анализом устной речи; находится у верхней височной извилины левого полушария (у правшей); при поражении нарушается понимание устной речи.

В речевой деятельности участвуют и другие отделы коры большого мозга, образующие ассоциативное поле речевого анализатора. Компоненты его могут находиться во всех отделах, представляющих центры других анализаторов.

Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей функции слова.

Начальный период (возраст 1,5 - 2 года) связан с сенсомоторной активностью.

Второй период (возраст 2 года - 7 лет) - это период предоперацион­ного мышления, которое определяется развитием языка (ребе­нок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления).

Третий период (возраст 7 - 11 лет) – период развития логического словесного мышления с активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий.

Четвертый период (возраст 11 - 17 лет) – период формирования абстрактного мышления.

К 17 годам в основном завершается формирование психофизиологических ме­ханизмов мыслительной деятельности.

Ведущую роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним во время его бодрствования. Чем раньше начинают разговаривать с ребенком и побуждают его к разговору, тем быстрее и лучше он овладевает речью и тем быст­рее развивается его мышление. Критическим для овладения речью является возраст до 10 лет. Позднее способность к развитию ней­ронных сетей для построения центра речи утрачивается.

Первые слова ребенка относятся не к конкретным предметам, а к ситуации в целом. В возрасте 8-10 месяцев отдельные предметы и объекты внеш­ней среды дети еще не выделяют. Хотя они в этом возрасте иногда уже произ­носят слова «папа», «мама», но платье мамы, ее очки или кро­вать - тоже «мама». При этом свою маму, но в новой одежде или в необычном окружении ребенок может и не узнать и даже испугаться. Ребенок в этом возрасте мо­жет понимать запрет, разрешение, другие простые инструкции.

Однако прежде чем ребенок научится понимать слова взросло­го (сенсорная речь) и тем более научится сам произносить слова (моторная речь), он проходит подготовительный период (разви­тие гуления и лепета), который начинается с конца второго меся­ца. Обычно это свидетельствует о хорошем самочувствии ребенка. Сенсорная речьразвивается у ребенка в 7 - 8 месяцев. К. году он знает названия нескольких десятков действий, понима­ет значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи», имена близ­ких ему людей, названия игрушек. Моторная речьначинает развиваться в возрасте 10 - 12 месяцев. К году словарный запас составляет обычно 10 - 12 слов. Слово ста­новится сильным сигналом и приобретает самостоятельное зна­чение. У девочек моторная речь обычно развивается раньше, чем у мальчиков.

Для развития речи большое значение имеет дви­гательный анализатор. Понимание (сенсорная речь) и артикуляция (моторная речь) это две стороны речевого процесса. Физиологическая основа понимания речи связана с приобретением сигнального значения услышанными словами. При этом различение звуков речи происходит не толь­ко за счет анализа проприоцептивных импульсов с артикулярного (речевого) ап­парата. Установлено, что участие неречевых мышечных групп (напри­мер, мышц рук) также облегчает анализ звуковой речи.

На втором году жизни ребенок начинает образовывать фразы из двух-трех слов. К концу второго года его словарный запас составляет 200 - 400 слов, а к концу третьего - 2000 слов и больше.

Вформировании речи важнейшую роль играет также звуковое подражание. Одновременно устанавливается связь слова со свой­ствами обозначаемого им предмета. Данный процесс более ус­пешен, если произнесение слова подкреплять определенным действием. У детей ясельного возраста быстро развивается обобщающая функция слова. Если в возрасте 1 года слово для ребенка эквивалентно одному кон­кретному предмету («ляля» - только данная кукла), то в 2 года слово эквивалентно предметам («ляля» – это уже все куклы). Ребенок на слово отвечает словом, у него четко сформирована повелительная форма обращения – «иди», «дай». Все это имеет для ребенка важное адаптивное значение. В 3 года ребенок одним словом объединяет несколько разнородных предметов в одну группу. Например, кукла, мяч, кубики - все это игрушки. В 4-5 лет ребенок одним словом объединяет уже несколько разнородных групп предметов (например, игрушки, посуда, ме­бель - все это вещи). Таким образом, период до 3 лет является сензитивным для становления и формирования речи. В литературе описаны случаи, когда потерявшиеся дети воспитывались зверями, а потом были найдены. Полноценного формирования речи после возвращения их в общество людей у них так и не проис­ходило.

В отличие от животных, у человека выражена функциональная асимметрия полушарий – латерализация функций, которая касается как психической, так и физической деятельности. Еще в середине ХХ века английским врачом-психиатром С.Кенникотом проводились эксперименты по одностороннему выключению у психических больных одного из полушарий с помощью электрического тока. Тогда и были сделаны выводы о левополушарных и правополушарных людях. В дальнейшем было доказано, что функции полушарий большого мозга заметно различаются. Было выяснено, что левое полушарие обеспечивает владение письменной и устной речью, даже будучи изолированным от правого. Изолированное правое полушарие речи не обеспечивает, но оно способно к зрительному и тактильному распознаванию форм и к какому-то определенному пониманию речи (больные могли прочесть простые слова, выполнить услышанные команды). Ученые пришли к выводу, что левое полушарие воспринимает и обрабатывает в основном сигналы второй сигнальной системы, чем обеспечивается абстрактное мышление. В то же время правое полушарие в основном обрабатывает сигналы первой сигнальной системы, чем обеспечивается образное (конкретное) мышление. В организме как в целостной саморегулирующейся системе оба полушария работают как единое целое, дополняя друг друга. Когда происходит выработка условного рефлекса, более активно правое полушарие, а когда рефлекс закрепляется – левое. В правом полушарии обработка информации происходит одновременно, синтетически, дедуктивно (от общего к частному), чем обеспечивается лучшее восприятие пространственных и относительных признаков предметов. В левом полушарии обработка информации происходит последовательно, аналитически, индуктивно (от частного к общему), чем обеспечивается лучшее восприятие абсолютных признаков предметов и временных отношений. Правое полушарие обусловливает более древние, отрицательные, эмоции и контролирует проявления сильных эмоций. Левое полушарие обусловливает в основном положительные эмоции и контролирует проявление более слабых эмоций. Леворукость и праворукость тоже свидетельствуют о латерализации функций (большинство людей – правши). При этом следует отметить, что левое полушарие специализировано не только в отношении речи, но и в отношении двигательных актов, потому что левая предцентральная извилина участвует в выработке направления любого движения – безотносительно к выполняющей его стороне тела.

Помимо второй сигнальной системы и латерализации функций, рассмотренных нами выше, к особенностям психической деятельности относится социально детерминированное сознание.

Сознание - идеальное субъективное отражение мозгом реальной действительности. Сознание является высшей функцией мозга и отражает реальную действительность в различ­ных формах психической деятельности человека, которыми явля­ются: ощущение, восприятие, представление, мышление, вни­мание, чувства (эмоции) и воля.

Сознание нематериально (идеально), хотя и являетсяпродуктом деятельности высокоорганизованной материи – мозга. Материя пер­вична, сознание вторично.

Человеческое сознаниеоно не наследуется. По наследству передается лишь возможность появле­ния сознания в процессе индивидуального развития. Эта возможность реализуется только в социуме, который формирует сознание. Т.е., сознание – совокупный продукт мозга и общественной жизни человека. Если ребенок в детстве лишен общества людей, то после определенного срока он утратит способность к развитию человеческого сознания.

Специфическая особенность человеческого сознания проявляет­ся в том, что оно не только отражает действительность, но и позволяет направить действия человека на про­изводство предметов потребления и орудий труда, необходимых для жизнедеятельности не только одного какого-то человека, а общества людей в целом.

С помощью сознания формируются образы предметов и яв­лений, которые в данный момент не действуют на органы чувств: такие образы отражают общее, существенное в явлениях и вещах (представление).

Сознание выражается субъектом для других людей посредством языка (речь, письмо, рисунок и т.д.). С помощью сознания человек может вести мысленный диалог с самим собой, что ведет к появлению самосознания, без которого сложно осуществить оценку собственной деятельности.

Ранимость сознания заключается в том, что длительный избы­точный прием ряда веществ с лечебной или какой-либо другой целью ведет к при­страстию и разрушению личности, что в последние годы тревожит все большее количество людей. Речь идет о таких веществах, как кофеин, алкоголь, сильнодействующие галлюциногены наподобие кокаина, марихуаны.

Физиологическими основами сознания являются многие нервные структуры, но ведущее значение принадлежит коре большого мозга с ближайшей подкоркой и лимбической системе. Важнейшую роль играют восходящие активирующие влияния ретикулярной формации.

Существует предположение, что лобные доли большого мозга имеют главное значение для прояв­ления высших психических функций. Наблюдение за больными в условиях клиники показало, что поражение лобных долей у человека сопровождается психической неустойчивостью, эйфо­рией (беспричинно повышенным настроением), раздражительностью. Такие больные не имеют твердых пла­нов, базирующихся на прогнозировании. Они достаточно легкомысленны, проявляют грубость, осуществляют настойчивые повторяемые действия, конфликтуют с окружающими.

Учебная цель: закрепить полученные знания о физиологических основах речи, асимметрии высших психических функций человека.

Тезаурус: речь, сигнальная деятельность, первая сигнальная система, вторая сигнальная система, мышление, латерализация (асимметрия) высших психических функций.

Вопросы для самоподготовки:

1. Структурно-функциональные отличительные особенности человеческого мозга.

2. Первая, вторая сигнальные системы действительности. Понятие и виды речи.

3. Центральный аппарат речи. Открытие центров речи.

4. Периферический аппарат речи.

5. Восприятие и воспроизведение речи.

6. Функциональная асимметрия мозга (латерализация функций).

Самостоятельная работа дома:

1. Кто разработал теорию о сигнальных системах? Письменно в тетради для практических работ дайте определения, что такое сигнальная деятельность, первая и вторая сигнальные системы, речь? Раскройте функции и виды речи.

2. Письменно в тетради для практических работ ответьте на вопросы:

1) И. П. Павлов называл речь «чрезвычайной при­бавкой к механизмам работы мозга». Объясните вы­сказывание ученого.

2) Многие животные реагируют на человеческую речь. Создается
впечатление, что они способны раз­личать смысл того, что говорит чело­век. Однако это не так. Объясните, чем различаются реакции на слова у животных и человека.

3) Почему животные не могут овладеть речью? Что показали эксперименты по обучению речи обезьян?

4) Что такое мышление? За счет чего у человека существует абстрактное мышление? В чем проявля­ется отличие мышления человека от мышления жи­вотных?

5) Дети, вскормленные живот­ными, были известны еще с Древнего Рима. К настоящему времени таких случаев было зарегистрировано око­ло ста. Все эти дети обладали боль­шой мускульной силой и ловкостью, отлично лазали и прыгали. Однако они не могли ходить на двух ногах и не обладали членораздельной речью. Далеко не все из них даже после продолжительного пребывания в об­ществе людей научились говорить. Как объяснить поведение этих де­тей? Что можно сказать об условиях развития психики у таких детей? Почему попытка научить их говорить оказывалась часто безуспешной?

6) Каковы этапы становления речи у ребенка? Какой возрастной период является сензитивным для развития речи?

3. Рассмотрите рисунок, на котором показана топография корковых центров речи. Какими цифрами обозначены рече-зрительный центр, речеслуховой центр, центр письма, рече-двигательный центр, ассоциативные волокна, связывающие эти центры в единую морфо-функциональную систему речи. Опишите механизм восприятия и воспроизведения речи.

4. Письменно ответьте на вопросы:

1) С какими структурами мозга связана первосигнальная деятельность и с какими свя­занно осуществление второсигнальных реакций?

2) Чем объяснить множественное представительство в коре речевой функции? Благода­ря чему осуществляется взаимодействие отдельных корковых представительств речи?

3) Назовите корковые центры ответственные за организацию членораздельной речи? Выделите моторную часть.

4) При удалении височных зон левого полушария у взрослого больного человека развивается необратимый дефект речи – афазия. Однако подобная операция у детей младенческого возраста не приводит к нарушениям речи. Более того, специальные психологические тесты не выявляют различий в развитии интеллекта между детьми, перенесшими операцию, и их нормальными сверстниками. Объясните этот факт.

5) Как называются нарушения речи? Назовите образования, при поражениях которых наблюдается: алексия, аграфия, сен­сорная афазия, двигательная афазия.

Заполните таблицу.

Ответьте на вопросы:

1) Исходя из функциональной асимметрии, что можно сказать о человеке с доминиро­ванием деятельности левого полушария, и о человеке с доминированием правого полуша­рия мозга? Какие особенности психической деятельности их будут отличать?

2) Какими особенностями структурно-функциональной организации мозга отличают­ся "левши" и "правши"?

3) Фехтовальщик или боксер - левши при прочих равных условиях отвечают на выпад противника на доли секунды быстрее, чем правши. Почему?

Лабораторная работа.

Исследование функциональной асимметрии человека (ФА).

Каждый человек об­ладает уникальным набором асимметрий, которые позволяют ему адаптироваться к широкому кругу обстоятельств, но предполагают наличие некоторого числа избранных, оптимальных для него стра­тегий и некоторой сферы идеальных условий среды (природной и социальной).

Цель работы: Исследовать параметры, отражающие доминирование того или иного полушария. Все параметры характеризуют либо двигательную сферу (асим­метрия рук, ног), либо сенсорную (зрение, слух и т. д.).

Оценка параметров . Далее пред­лагаются основные методы тестирования этих параметров. Все па­раметры измеряются в единой шкале: левый признак = - 1 балл; не­четко выраженный левый = - 0,5 балла; неопределенный = 0; нечет­ко выраженный правый = 0,5 балла; правый признак = 1 баллу.

1. Двигательная (моторная) асимметрия (ДА).

Задание 1. Асимметрия рук (АР).

а) Тест "Замок", предлагается сцепить пальцы рук в замок. До­минирует рука, большой палец которой оказался сверху.

б) Тест "Хлопок". Предлагается похлопать в ладоши (как в цир­ке или в театре).

Рука, которая движется активнее и сверху доминирует.

в) Тест "Поза Наполеона". Предлагается сложить руки на груди. Рука, которая первой захватывает плечо другой, является домини­рующей.

г) Тест "Аннет":

1. "Пишущая рука". Предлагается ответить, какой рукой человек пишет или рисует (если обеими, то какой чаще - эта рука веду­щая).

2. "Ножницы". Какой рукой человек режет ножницами

3. "Спички". Какой рукой чиркает спичкой

4. "Нитки". Какой рукой вдевает нитку в иголку

5. "Карты". Какой рукой раздает карты

6. "Часы". Какой рукой заводит часы

7. "Мяч". Какой рукой ловит и бросает мяч

8. "Ракетка". В какой руке держит теннисную ракетку

9. "Нож". Какой рукой держит нож

10. "Крышка". Какой рукой отвинчивает крышки

11. "Молоток". В какой руке держит молоток

12. "Зубная щетка". В какой руке держит зубную щетку

д) Тест "Центр письма". Предлагается взять в руки ручку (ка­рандаш) и написать любую букву, слово. Если при этом рука загибается крючком внутрь, то центр письма находится колатерально (в противоположном полушарии) центру управления рукой. Соот­ветственно проставляются баллы асимметрии (по сравнению с те­стом "Пишущая рука").

Задание 2. Асимметрия ног (АН).

а) Тест "Закидывание ног". Предлагается сидя закинуть ногу на ногу. Нога, которая оказывается сверху, - ведущая.

б) Тест "Шаг". Предлагается сделать шаг из положения стоя, но­ги вместе. Для более четкого результата шаг должен быть назад. Ведущая - нога, которая делает шаг.

в) Тест "Прыжок". Из того же положения нужно подпрыгнуть на одной ноге. Ведущей является толчковая нога.

2. Сенсорная асимметрия (СА).

Задание 1. Асимметрия зрения (A3).

а) Тест "Память". Предлагается вспомнить любимую книгу, фильм или сказку (в зависимости от возраста и пристрастий обсле­дуемого). При этом экспериментатор смотрит прямо в глаза обсле­дуемому. Доминирующей является сторона, в которую уводят гла­за при "вспоминании".

б) Тест "Прицеливание". Предлагается взять карандаш (ручку) и поместить его (проба Розенбаха) вертикально на вытянутой руке. Затем прицелиться двумя глазами через него на любой маленький объект не ближе 2 м. Далее экспериментатор по очереди закрывает глаза обследуемому (рукой, карточкой и т. д.). Глаз, при закрытии которого объект сдвигается максимально, - ведущий.

Второй вариант - прицеливание через отверстие диаметром 2 см в листе бумаги. Остальное - так же.

Задание 2. Асимметрия слуха (АС).

а) Тест "Часы". Перед обследуемым на стол кладутся механиче­ские часы. Предлагается поднести их к каждому уху и определить, в каком из них звук громче, это ухо - ведущее.

б) Тест "Телефон". Ведущим является ухо, к которому чаще под­носят телефонную трубку при разговоре.

Задание 3. Асимметрия тактильная (AT).

а) Тест "Кисть". Предлагается развернуть перед собой кисти рук ладонями вверх и ощутить их вес. Кисть, которая ощущается тяже­лей (больше), - ведущая.

б) Тест "Щека". Необходима акварельная или косметическая ки­сточка. Этой кисточкой производят легкие касательные движения обеих щек обследуемого (по очереди несколько раз). Щека, кото­рая ощущает касания сильнее, - ведущая.

3. Критерии оценки функциональной асимметрии (ФА)

ФА каждого анализатора подсчитывается по формуле:

А= суммарное количество баллов / число тестов.

В таком виде оценка находится в интервале от -1 (полная левиз­на) до + 1 (полная правизна). Возможна оценка в процентах (Ч100%).

Функциональная асимметрия моторики (ДА) и сенсорики (СА) оценивается по формуле:

ДА=АЗ + АС + AT / ((АР + АН) : СА) = 3.

Общая функциональная асимметрия оценивается так же:

ОА = (ДА + СА) : 2, или в процентах (Ч100%).

Интерпретация результатов строится на основе принципов, из­ложенных в теоретической части. Кроме оценки общей асиммет­рии, также можно оценивать частные, локальные асимметрии и их комбинации.

Можно выделить условные (в процентах) границы основных ти­пов асимметрии:

1) от - 100% до - 50% - полное или почти полное левшество;

2) от - 50% до - 10% - сильное левшество;

3) от - 10% до + 10% - амбидекстр (неопределенный);

4) от 10% до 50% - (выраженное) правшество;

5) от 50% до 100% - сильное (полное) правшество.

Тип 1 отличается склонностью к природе, творческой активно­стью, нестандартным мышлением, чаще невербальным (интуитив­ное, трудное поддающееся вербализации, осознанию). Такие люди с трудом подчиняются жестким социальным нормам, ритмам и при малейшем давлении могут давать невротические реакции; склонны к химической (или другой) компенсации своих проблем (алкоголизм и т. п.). Часто встречается среди хронических боль­ных, особенно среди психических больных в депрессивной форме, среди людей с различными формами инфантилизма и задержек развития, нарушениями речи и координации тонких, точных дви­жений.

Тип 2 - то же, но патологические тенденции выражены значи­тельно слабее, а творческие - ярче. Возможны неврозы, фобии, за­икание и т. д. Степень социальной адаптации умеренная.

Тип 3 может распадаться на две группы:

а) слабо дифференцированные - по всем частным асимметриям значения близки к нулю. Представители этой группы склонны к пассивной адаптации, ведомые, неуверенные, изредка истеричные и эгоистичные. Весьма вероятна задержка развития;

б) разносторонние - по всем частным асимметриям значения большие, но взаимно компенсированные. Такие люди легко адап­тируются в любых условиях и могут демонстрировать различные стратегии поведения (тенденция к сангвинии).

Тип 4 - хорошая социальная адаптация, хорошая речь, логичес­кое мышление, преобладают положительные эмоции, хорошо пла­нируют деятельность и достигают целей.

Тип 5 отличается стремлением к жесткой логике, жесткому по­ведению, доминированию во всем. Стремление к "правде" приво­дит к многочисленным конфликтам с людьми и природой, что вы­ражается в виде неожиданных событий "катастрофического" типа. Работоголики, эмоциональная сфера которых слабо развита, инту­иции не доверяют. При накоплении проблем могут резко перейти в патологию и стать похожими на тип 1.

Более глубокая и дифференцированная интерпретация произво­дится с учетом локальных асимметрий. Каждый блок описывается по вышеприведенной схеме, но с акцентом на его функцию. Напри­мер, "левая" ДА и "правая" СА дадут следующую характеристику: формально-логическое восприятие, склонность к быстрой реак­ции, возможно поверхностное мышление, но движения плохо ско­ординированы, возможны затруднения в общении, сложности в оформлении мыслей; вероятны творческие способности. Тот же принцип можно использовать при интерпретации асимметрии от­дельных анализаторов.

В заключение необходимо отметить, что значение функциональ­ной асимметрии, индивидуального профиля асимметрии не могут являться окончательными критериями для прогноза адаптивнос­ти, профессиональной пригодности или склонности к патологиям, так как конкретные функциональные системы деятельности очень динамичны и включают множество зон мозга в различных комби­нациях. Тем не менее общая "готовность", предрасположенность к различным типам реагирования, эффективность этих типов реаги­рования существенно зависит от функциональной асимметрии, ко­торая является нейропсихологической базой, платформой для раз­вития адаптивных реакций.

Проведите тесты, сделайте вывод о типе асимметрии.

Литература для подготовки к занятиям:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. М.: Издательский центр “Академия”, 2007.

2. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия.2007.

3. Смирнов В.М., Свешников Д.С., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие для медицинских вузов Изд. 5-е, испр. Высшее профессиональное образование. – М.: Академия, 2007.

4. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М.: Аспект пресс, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

5. Алейникова Т.В. и др. Физиология центральной нервной системы. Учебное пособие. Р/н Дону: Феникс, 2006.

6. Артеменков А.А., Останкина Е.Н. Лекции по курсу “Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности”. Череповец: ЧГУ, 2003.

7. Артеменков А.А. Физиология вегетативной нервной системы. Череповец: ЧГУ, 2002.

8. Башкиров А.А., Ветчинкина К.Т. Нормальная физиология человека. - М.: Издательство Университета Дружбы народов, 1987.

9. Глебовский В.Д. Физиология плода и ребенка. Медицина, 1988.

10. Донцов Р.Г.,Урываев Ю.В. Физиология центральной нервной системы: Начала системной интеграции: Практикум: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007.

11. Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка. М.: Владос.2005.

12. Леонтьева Н.Н., Маринова КВ. Анатомия и физиология детского организма. - М.: Просвещение, 1986.

13. Коган А.Б. Физиология человека и животных (общая и эволюционно-экологическая). - М.: Высшая школа, 1984.

14. Кураев Т.А. и др. Физиология центральной нервной системы. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

15. Новикова И.А., Полякова О.Н., Лебедев А.А. Практическое пособие по анатомии и физиологии центральной нервной системы. М.: Речь, 2007.

16. Основы физиологии. /Под редакцией П. Стерки. - М.: Мир, 1984.

17. Правдивцев В.А., Смирнов В.М., Яковлев В.Н.Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Изд. 3-е, испр., доп. Высшее профессиональное образование. – М.: Академия, 2005.

18. Судаков К.В.Основные принципы общей теории функциональных систем. Руководство. М.: Медицина, 1987.

19. Физиология человека. /Под редакцией Г.И. Косицкого - М.: Медицина, 1985.

20. Ноздрачев АД и др. Общий курс физиологии человека и животных -М: Высшая школа, 1991.

21. Физиология человека в 3-х томах. Т.1/ Под ред. Р.Шмидта и Г. Тевса / М.: Мир, 1996.

22. Физиология человека. /Под редакцией Р. Шмидта и М. lii М Мир, 1985. 9. Шеперд Г. Нейробиология. - М: Мир. 1984

23. Хомутов А.Е. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие для вузов Высшее образование. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

24. Шмидт Г. Нейробиология. - М.: Мир, 1987.

25. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Физиология центральной нервной системы для психологов. – СПб.: Питер, 2007.

26. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М.: Просвещение, 1995.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Минский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (Республика Беларусь)

Кафедра Гуманитарных наук

Контрольная работа

по дисциплине «Психология»

Вариант № 4

Студент Аверченков Е.В., 2164Э15, Ми-ЗЭЭ-502

Руководитель Максимчик А.Н

Введение

Психика и организм

Психика, поведение и деятельность

Заключение

Список использованных источников

Введение

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией - вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

1. Психика и организм

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конструкции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражительности, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной опасности, гибели, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция - это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть, субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира - человеческоговосприятия, чувств, памяти и воли.

Ученые давно стремятся к разгадке мозга - этого удивительного феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

2. Психика, поведение и деятельность

Главная отличительная особенность психики человека - наличие сознания, а сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

· отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);

· внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);

· действия, которые имеют определенный смысл;

· поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок - действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:

· верхний уровень - уровень особых видов деятельности;

· уровень действий;

· уровень операций;

· самый низший уровень - уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия:

· сенсорные (действия по восприятию объектов);

· моторные (двигательные действия);

· волевые;

· мнемические (действия памяти);

· внешние предметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира);

· умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) имоторные (двигательные).

Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

· сенсорный момент реакции - процесс восприятия;

· центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

· моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;

· сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представления о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движения с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

психический сенсорный двигательный действие

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Биологической основой психики является нервная система человека. Нервная система выполняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т.е. успешно, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.

Основные функции психики человека следующие: 1) отражение; 2.) регуляция; 3) коммуникация.

Множество исследований психики, ее функций, говорят о том, что тема эта изучена подробно. Все классифицировано, разложено по полочкам. За время существования человечества, функции психики человека практически не изменились. Сам же человек не остался таким, каким был, например, тысячу лет назад. Долгое время темп развития человека оставался примерно одинаковым. Это позволяло психике успешно справляться с проблемами, приспосабливаться к новым условиям жизни, принимать новые явления, усваивать новые понятия. Что происходит в современном мире? Темп развития общества не просто ускорился, а ускорился кардинально. И это стремительное ускорение продолжается. Революционные процессы развития техники настолько сильно и быстро изменяют наш уклад жизни, что психика современного человека не всегда успешно выполняет все свои функции. В результате некоторые люди не успевают адаптироваться к новым условиям, «выпадают» из современной жизни. Наверное, нам нужно понять, как использовать те возможности нашей психики, которые еще не задействованы.

Списки использованных источников

· http://aefremov.ucoz.ru/publ/9-1

· http://www.psyhoterapevt.ru/lekction.htm

· Еникеев, Марат Исхакович Общая и социальная психология: Учебник / Марат Исхакович Еникеев. - 2, перераб. и доп. - Москва: Издательство "НОРМА" ; Москва: Издательский Дом "ИНФРА-М", 2010. - 640 с. . - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://inf.mesi.ru/d.aspx?id=220529

Кравцова, Елена Евгеньевна Педагогика и психология: Учебное пособие / Елена Евгеньевна Кравцова. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2009. - 384 с.. -

Дельгадо Х. Мозг и сознание; Пер. С англ. Л.Я. Белопольского; Под ред. И с предисл. Г.Д. Смирнова М.,Мир 2006

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика психической активности людей в определенных условиях. Основные типы, содержание и формы отражения. Особенности поведения животных и деятельности человека. Виды психических явлений и их взаимосвязь. Изучение особенностей сознания человека.

    презентация , добавлен 28.06.2014

    Активность как деятельное состояние субъекта. Внешние характеристики активности человека. Соотношение деятельности внешней, практической и деятельности внутренней, умственной. Действия, операции и психофизиологические функции. Эмоции и личностный смысл.

    реферат , добавлен 20.09.2012

    Понятие навыка: автоматизация действий и элементы сложной деятельности. Основные группы водительских навыков: сенсорные, двигательные и мыслительные. Упражнения, необходимые для формирования данных навыков, принципы и порядок переноса старых привычек.

    контрольная работа , добавлен 03.07.2013

    Психический потенциал человека как субъекта предметно-практической и общественной деятельности. Имплицитные и эксплицитные функции психики - формы отношений личности с окружающей действительностью; их содержание, социально-психологическая трансформация.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Изучение понятий психики, поведения и деятельности. Определение видов (сенсорный, моторный, волевой, мнемический, внешнепредметный, умственный) и компонент (центральные, моторные) действий. Рассмотрение эволюции психики в филогенезе и онтогенезе.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Физиологические основы психики. Законы функционирования психической деятельности человека. Специфическая и неспецифическая реакция организма. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе. Формирование личности.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Психические явления человека, их классификация. Психическое состояние в функциональном уровне психической активности в зависимости от деятельности человека в данный момент и его особенностей. Законы, характеризующие структуру психических явлений.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2013

    Состояния человека в процессе трудовой деятельности. Понятие функционального состояния. Состояние физиологического покоя. Условия продуктивности умственного труда. Оптимальное рабочее состояние. Психофизиологические компоненты функциональных состояний.

    реферат , добавлен 30.04.2009

    Составляющие психической деятельности человека и исследование сна как естественного процесса пребывания человека в состоянии с минимальным уровнем мозговой активности. Различные подходы к оценке сновидений как процесса субъективного восприятия образов.

    реферат , добавлен 21.10.2011

    Закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или на монотонную суету. Основные виды стресса. Основные признаки психопата.

У позвоночных, находящихся на высших ступенях эволюционного развития, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые могут обозначаться как"интеллектуальная"поведение. Особенностью такой поведут инки является то, что ориентировка в условиях задачи не носит характера проб и ошибок, а начинает предшествовать им. Выделяется особая форма предварительной ориентировочной деятельности, в процессе которой начинает вы роблятися программа дальнейшего решения задачи, в то время как движение становится только исполнительным звеном в этой сложно построенной деятельностильності.

Поведение начинает приобретать сложных видов со сложной структурой, которая содержит: 1) ориентировочную исследовательскую деятельность, что приводит к формированию схемы решения задачи; 2) формирование пластически меняющихся программ поведения, направленных на достижение цели, 3) сопоставление выполненных программ действий с исходным намерением. Характерной особенностью такой деятельности саморегуляция: если действие приводит к дос ягнення цели, то она прекращается, если не приводит, то к мозгу животного поступает соответствующий сигнал и попытки решить задачу повторяютсяя.

Поведение животных на этой стадии развития характеризуется двумя явлениями. Первое - экстраполяционный рефлекс и развитие сложных форм памяти. Некоторые животные не подчиняют своего поведения непосредственно м восприятию объекта, а прослеживают его движение и ориентируются на его ожидаемое перемещение экстраполяционных рефлекс, а особенно предсказуемое поведение, является одним из важных источников формирования"интеллекта альной"поведения животи тварин.

Второе явление - это возрастающая сложность восприятия и устойчивость памяти. Это было доказано в экспериментах с так называемыми отсроченными реакциями: на глазах у животного в ящик клали приманку и через некоторое время животное отпускали. Если след в памяти оставался - животное бежала к ящику. Следует отметить, что устойчивость памяти увеличивается с усложнением строения мозга животного и составляет, например, у крысы - 10-20 сек, обезьяны -16-48 годыодин.

Исследование поведения высших животных было начато. ВКеллером. Он ставил обезьяну сложные условия, когда непосредственное достижение цели было невозможно. Обезьяна должна была использовать или обходной путь, или специальное орудие, чтобы достать приманку. ВКеллер выявил определенные закономерности поведения животного подобной ситуации. Сначала обезьяна пыталась непосредственно достать приманку, но после безрезультатных с проб наступал период, когда она неподвижно сидела и рассматривала ситуацию, пока не возникало правильного решения задачивдання.

Описанная поведение обезьян по-разному объясняется разными учеными. Одни считают это аналогом человеческого интеллекта и проявлением творческого мышления. Другие рассматривают использование орудий как результат переноса попе ереднього опыта. ИППавлов называл интеллектуальной поведение животных"РУНН мышлениемням ".

Таким образом, развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде, и психическое отражение является функцией соответствующих органов, которые формируются в ходе этого приспособления

Интеллектуальная поведение животных является той чертой, за которой начинается качественно новый этап развития психики, а именно - история развития человеческого сознания

34 Различия психики человека и животных

Как было показано выше, развитие жизни приводит к такой изм ины физиологической организации животных и возникновения у них таких органов и систем, которые являются функцией отражения окружающей действительности. Изменения ум языков существования обусловливают изменения строения и деятельности животных, результатом чего является превращение органов и их функций и появление новых форм психического отраженияя.

Между психикой животных и человека существует несколько главных отличий

Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической. Деятельность животные возможна лишь по отношению к предмету, жизненной бы биологической потребности, всегда остается в пределах инстинктивных, биологических отношений к природе. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающего мира также ограничена, ос кильки включает лишь стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому в противовес человеку у животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности. Для животного любой предмет действительности выступает неотделимо от его инстинктивной потребностиреби.

Второе отличие заключается в следующем, отношение животных к себе подобным не отличается от их отношения к другим внешним объектам, что связано с фактом отсутствия у животных общества. Некоторые авто ори считают, что у животных существует разделение труда (пчелы, муравьи). Но в действительности у животных настоящего разделения труда не существует, основой выполнения животными разных функций являются биологические факторы, а не объективные условийви.

Различия между человеком и животными заключаются и в особенностях их"языка"Общение между животными происходит с помощью звуков, которые лишь внешне подобные человеческой речи. Эти процессы отличные по своей оею сути. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как отраженную в языке реальность. Голосовое общение животных видризняет ься от общения людей. Животное отвечает на голос другого животного независимо от того, что отражает данный речевой сигнал: он несет для нее лишь определенный биологический смысл есть общение животных в св оим содержанию и по характеру процессов, с помощью которых оно осуществляется, полностью остается в пределах инстинктивной деятельности діяльності.

Возникновение сознания связано с началом нового, высшего этапа развития психики. В отличие от психического отражения, свойственного животным, сознательное отражение - это отражение предметной действительности те. Хотя сознание и имеет свою предысторию в эволюции животного мира, впервые она возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений. Сознательная деятельность человека имеет три характерные лиц ности, которые отличают ее от поведения животрин.

Первая особенность заключается в том, что сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами. Нередко встречаются ситуации, когда сознательная деятельность человека не только не подчиненной уеться биологическим воздействиям и потребностям, но и входит в конфликт с ними и даже подавляет их (например, героизм).

Второй особенностью сознательной деятельности необязательная ее определенность наглядными впечатлениями от среды. Человек может отражать условия среды гораздо глубже, чем животное. Благодаря абстрагированию лю юдина проникает в глубинные связи и отношения вещей, ориентируясь при этом не на внешние впечатления, а глубинные их закономерноститі.

Третья особенность заключается в том, что подавляющее большинство знаний и умений человека формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в истории общества, который передается в ходе обуче ния. Подавляющее большинство знаний и умений человека не является результатом ее собственного опыта, а приобретаются путем усвоения общественно-исторического опыта поколенийь.

Таким образом, особенности высшей формы жизни, свойственной только человеку, следует искать в социально-исторической форме жизнедеятельности, связанной с общественным трудом, использованием орудий и возникновением языка

Особенности психической деятельности человека и ее морфологический субстрат . Особенно существенные сдвиги в психике возникают с переходом к общественно-историческим формам существования человека, сопровождающимся мощным развитием наиболее сложных отделов коры головного мозга. В условиях общественного существования с употреблением орудий, разделением труда и возникновением языка появляются новые формы психики, которые не имеют непосредственного биологического характера и определяются возникающими в процессе труда и общения сложными социальными потребностями и стимулами. Элементарные инстинктивные формы психики оттесняются на задний план. Ведущее место начинают занимать социально сформированные виды поведения, в основе которых лежат общественные мотивы и которые получают свой смысл только в деятельности всего коллектива (например, изготовление орудий, применяемых другими людьми).

Огромное значение в регуляции психической деятельности приобретает язык, который создает «вторую сигнальную систему действительности» (), позволяя обобщать непосредственно воспринимаемые раздражители, систематизировать их соответственно опыту поколений и передавать этот общечеловеческий опыт отдельным индивидам. Усвоение общечеловеческого опыта, осуществляемого на основе языка, становится мощным фактором развития новых форм психики. Обладая речью, человек оказывается в состоянии не только глубже отражать воздействия внешнего мира, но и вырабатывать и сохранять сложнейшие программы поведения, формулировать намерения, сличать выполняемое действие с исходным намерением, корригировать свои ошибки и осуществлять таким образом сознательное поведение. Вместе с тем возникновение речи существенно изменяет всю психику, создавая основу для наиболее сложных форм осмысленного восприятия, активного внимания, произвольного запоминания и логического мышления, формируя высшие психические функции человека и приводя к развитию наиболее сложных форм эмоциональных переживаний личности (см. Эмоции).

Столь сложное строение сознательных форм психики опирается на работу высокодифференцированных аппаратов коры головного мозга (см.) человека, сохраняющих постоянную связь с ближайшей подкоркой (см. Базальные узлы, Головной мозг, Подкорковые функции). Разные отделы коры играют неодинаковую роль в обеспечении сложных форм поведения. Задние отделы коры, включающие центральные отделы экстероцептивных анализаторов (слухового, зрительного, кожно-кинестетического, вестибулярного), и зоны их перекрытия позволяют получать информацию, доходящую из внешнего мира, анализировать ее и обеспечивать возникновение наиболее сложных форм пространственных и временных синтезов, составляющих необходимую основу познавательной деятельности. В отличие от этого, передние отделы коры головного мозга, надстроенные над корковыми отделами двигательного анализатора, дают возможность учитывать эту информацию, приводить ее в соответствие с потребностями организма и на основе этого обеспечивать динамику психической деятельности - создавать программы необходимых действий, сохранять намерения и сличать реально выполненные действия с исходными задачами, обеспечивая тем самым регуляцию и контроль действия. Особую функцию несут медиобазальные отделы коры, включающие наиболее древние образования гиппокампа и лимбической области и стоящие в особенно тесной связи с гипоталамической областью и ретикулярной формацией. Связывая высшие отделы коры больших полушарий с нижележащими образованиями, эти отделы коры обеспечивают изменения тонуса коры, длительное сохранение следов возбуждения и принимают непосредственное участие в регуляции процессов, лежащих в основе элементарных форм влечений и эмоциональной жизни (см. Мотивации).

Существенное место в учении о психике занимает изучение ощущений и восприятий (см. Анализаторы). Отдельные виды ощущений (зрительные, слуховые, осязательные) редко функционируют изолированно. Обычно они объединяются, и только такая совместная работа анализаторов может обеспечить создание адекватных субъективных образов объективного мира.

Психика не исчерпывается процессами получения, переработки и сохранения информации, поступающей от внешнего мира и составляющей основу познавательной деятельности. Второй ее существенной стороной является регуляция поведения соответственно известным программам. В отличие от животных, психика человека направляется не столько врожденными биологическими влечениями, сколько несравненно более сложными, социальными по своему происхождению, сознательными потребностями и мотивами. Эти потребности и мотивы определяют намерения человека и составляют основу тех программ поведения, которые человек реализует в своей практической деятельности. Во всех этих процессах программирования действия и контроля за его результатами принимает ближайшее участие внешняя и внутренняя речь, формулирующая намерение и облегчающая сличение эффекта действия с исходной программой.

Существенной стороной психики являются процессы эмоциональной жизни. Они имеют свою основу в подкорковых образованиях, связанных с элементарными влечениями, но у человека принимают несравненно более сложный характер.

Все эмоциональные процессы человека, принимающие характер сложных переживаний, настроений и чувств, следует рассматривать в тесной связи с его интеллектуальной, целенаправленной, программированной деятельностью, исходящей из сложных социально сформированных намерений. Как правило, соответствие выполненного действия с исходным намерением вызывает положительные эмоции, несоответствие их - отрицательные эмоции, которые устраняются лишь тогда, когда такое согласование достигается. Сложный характер потребностей и намерений человека, формирующийся в процессе его воспитания, и составляет основу той богатой эмоциональной жизни, которой отличается психическая деятельность человека.

Описанные формы психической деятельности, связанные с работой коры головного мозга, требуют поддержания на соответствующем уровне тонуса коры, который может обеспечить бодрствующее сознание (см.) и избирательное, дифференцированное протекание психических процессов. При снижении тонуса коры такая дифференцированность психической деятельности нарушается, системы избирательных связей распадаются и заменяются неизбирательными, диффузными связями. Есть много оснований полагать, что тонус коры, необходимый для полноценной психической деятельности и снижающийся в описанных состояниях, связан с работой подкорковых образований и, в частности, с ретикулярной формацией (см.).

Сознание человека не всегда может носить черты той высокой организации, которой характеризуется бодрствующее состояние коры. Для состояния сниженного сознания характерны иные особенности, чем для ясного, бодрствующего сознания: ассоциативная деятельность носит здесь менее четкий характер, связи теряют свою избирательность, подвижность, легко возникают побочные связи. Все это характеризует как те психические процессы, которые не включены в систему активного бодрствующего поведения и носят «субсенсорный характер», так и те сновидные состояния, которые проявляются в сновидениях (см. Сон). Нарушение сознательной психики может возникнуть и при некоторых состояниях коры головного мозга, вызванных активным торможением. Примером этого может служить активное торможение травмирующих человека или неприемлемых для него переживаний и связанное с этим вытеснение этих переживаний, составляющих содержание бессознательного. Этот процесс может иметь существенное значение для возникновения неврозов (см.).

Сложные формы психики являются не только результатом филогенетического развития (см. Филогенез). Они формируются и в онтогенезе (см.), в прямой связи с созреванием аппаратов ЦНС (в первую очередь наиболее сложных отделов коры) и развитием высшей нервной деятельности, которая с возрастом принимает все более дифференцированный характер. Однако формирование психики ребенка не сводится к этим факторам. Оно существенно зависит от форм взаимоотношений ребенка с окружающей его средой. Так, в младенчестве поведение в существенном сводится к проявлениям наиболее элементарных инстинктивных форм психической деятельности (акт сосания), характеризуется преобладанием неполного бодрствования и основное место в нем занимает формирование наиболее элементарных рецепторных и двигательных актов. В преддошкольном возрасте формируются ходьба и речь, существенно расширяющие ориентировку ребенка в окружающем мире. В дошкольном возрасте психика еще более усложняется; с развитием речи и отношений ребенка к взрослым решающее значение для развития воображения ребенка и формирования сложных видов регуляции его поведения имеет игра. В школьном возрасте такое ведущее место занимает организованное учение, приводящее к усвоению систематизированного общечеловеческого опыта и играющее существенную роль в формировании отвлеченного мышления и характера ребенка. Формирование психики завершается в юношеском возрасте, когда складывается мировоззрение, развиваются сложные формы трудовой деятельности и возникают новые, более сложные виды эмоциональной жизни, формирующиеся под влиянием взаимоотношений с коллективом и развития сложных познавательных процессов.

Таким образом, если на ранних этапах развития ребенка элементарные формы непосредственной ориентировки в окружающем мире и наглядного отражения внешней среды являются той базой, на которой формируется психика ребенка, то на дальнейших этапах развития личности такая ведущая роль переходит к наиболее сложным функциональным образованиям, в частности к системе внешней и внутренней речи, позволяющей усвоить общечеловеческий опыт и обеспечивающей процессы отвлечения и обобщения. Именно под влиянием сложных форм общения ребенка со взрослыми и развития речи формируются высшие психические функции (смысловое восприятие, произвольное внимание, активное запоминание) и складываются отвлеченное мышление, произвольное волевое поведение и сложные формы эмоциональных переживаний.

В связи с особенностями развития психики и тем, что на тех или иных этапах развития психики ведущую роль играют разные функции, патологические процессы, влияющие на одни и те же мозговые образования, могут в разном возрасте приводить к неодинаковым следствиям и вызывать различные формы нарушений. Так, нарушение процессов наглядного восприятия в раннем детстве может привести к глубокой общей задержке психического развития ребенка, в то время как такое же нарушение в зрелом возрасте приводит лишь к относительно частным дефектам, в известных пределах компенсируемым речью и мышлением. Наоборот, нарушение сложных форм речевой деятельности и ее программирующей роли может не оказывать существенного влияния на поведение ребенка в раннем возрасте, но приводит в зрелом возрасте к глубокому нарушению всех высших психических функций, которые зависят от ее сохранности. Поэтому изучение основных законов развития психики в детском возрасте имеет большое значение для понимания патологии психических процессов и, в частности, для детской психиатрии.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии