Подруги рак водолей дружеская совместимость. Астрологическая совместимость Водолея и Рака: семья, дружба, работа. Любовь и сексуальная сфера

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Апостолы,(c греческого - посол, посланник) - ученики и последователи Иисуса Христа.В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа, в более широком - также и к 70 ближайшим сподвижникам Его Церкви, называемым также апостолами от семидесяти.Двенадцать апостолов - двенадцать непосредственных учеников Иисуса Христа.

По христианскому учению, за время своей жизни Иисус Христос призвал двенадцать учеников, чтобы они были с ним, возвещали Евангелие и изгоняли бесов и говорили от его имени. В силу власти, которой наделил их Христос («Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня»), после Воскресения Христова и сошествия на них Святого Духа апостолы начинают устройство христианской церкви.

– Андрей (греч. андреас, «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
– Симон (евр. шимон – «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром (Деян. 10:5,18). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой (Мф. 16:18).

– Симон Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос, что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино (Ин. 2:1-11). – Иаков (от евр. глагола акав – «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 – 44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (Деян. 12:2). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.

– Иаков младший, сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте. (Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковом младшим).

– Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан, «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
– Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин. 1:44). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
– Варфоломей (с арам. сын Талмая) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1:47).
– Фома (арам. Тома, в греческом переводе Дидим, что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
– Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.

12 июля Русская Православная Церковь отмечает окончание Петрова поста и день памяти святых славных и всехвальныхпервоверховных апостолов Петра и Павла. «Прихожанин» решил почтить их память рассказом о том, как образы первоверховных апостолов воплощали на своих полотнах великие художники.

В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). И это вполне объяснимо: при всей поразительной несхожести их судеб, происхождения, характеров они были едины в укреплении общего дела – создании Церкви Христовой на земле. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона. Возможно, это так, возможно, нет, так как, к сожалению, достоверных данных о дате их гибели не существует. Многие исследователи полагают, что верные ученики Христа Петр и Павел погибли с разницей в несколько лет. Но, наверное, не это главное. Важно то, что они сумели сделать.

Иконографическое изображение Святых апостолов Петра и Павла следует традиционным православным канонам, а потому на многочисленных иконах их образы отличаются лишь отдельными деталями. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. На большинстве икон святые апостолы Петр и Павел обращены ликом к верующим, на некоторых – они смотрят друг на друга или даже обнимаются.

Статичное изображение святых в православной иконографии традиционно и объясняется тем, что в иконе важно передать образ святого, его взор, обращенный к молящемуся. Потому иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках.

На большинстве икон святой апостол Петр держит в руках ключ (реже два ключа – серебряный и золотой, которые олицетворяют собой светскую и духовную власть), ибо сказал Христос: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Хотя можно увидеть иконы, на которых в руках любимого ученика Христа свиток с евангельским текстом.

В руках у Святого апостола Павла чаще всего на иконах можно увидеть книгу или свиток, реже – меч. Понятно, что книга и свитки отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом, а вот образ меча – это символ слова Божия, ибо в своем Послании к Евреям святой апостол Павел писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

На некоторых иконах святые апостолы Петр и Павел сообща держат в руках церковь как знак того, что они совместным апостольским трудом укрепляли Христову Церковь на земле.

Совсем иначе рисовали образы святых Петра и Павла западноевропейские художники. Как правило, посредством живописи они стремились рассказать о самых значимых – трагических или драматических – моментах в их жизни. Взять, к примеру, знаменитые картины итальянского художника Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра». Или, скажем, «Освобождение святого Петра» Бернардо Строцци и «Куда идешь, Господи?» Аннабеле Карраччи.

Каждое из этих знаменитых полотен напоминает верующим главные эпизоды из жизни святых, как в случае с Савлом, будущим апостолом Павлом, который всячески преследовал и убивал христиан, и однажды на пути к Дамаску «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5).

Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи?» Аннибале Карраччи… 12-й год правления императора Нерона. Страшные гонения на христиан в Риме. Арест святого Петра ожидается со дня на день. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Петр уступает их уговорам, ночью он уходит из города по Старой Аппиевой дороге… и за городскими воротами встречает Христа. «Domine, quovadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обращается Петр к Спасителю. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.

Ее, кстати, показывает нам картина Караваджо «Распятие святого Петра». Поскольку Петр не был римским гражданином, его приговорили к мучительной смерти на кресте. Известно, что апостол попросил своих мучителей распять его вниз головой, так как считал, что недостоин быть распятым, как Христос.

Еще одному очень важному эпизоду из жизни святых апостолов Петра и Павла посвятили свои картины известные западноевропейские мастера. Посмотрите на эти полотна!

Они не только напоминают нам о драматическом споре, который случился между апостолами Петром и Павлом, но и в целом отражают важную веху в истории раннего христианства.

Это сегодня вся Европа, разделившись на два лагеря, гудит и обсуждает ситуацию вокруг мигрантов, которые, подобно цунами, захлестнули европейские страны. А тогда, две тысячи лет назад, в Антиохии между святыми апостолами Петром и Павлом возник спор о том, как следует поступать с язычниками, которые принимают христианство и хотят войти в христианскую общину. Этот спор двух первоверховных апостолов в итоге вылился в Апостольский Собор, который состоялся в Иерусалиме (по одним данным, в 49, а по другим – в 51 году).

Суть спора: должны ли крещеные язычники делать себе обрезание по закону Моисееву, устраивать жертвоприношения в Храме и соблюдать ряд других иудейских обрядов и ритуалов? Столкнулись две точки зрения. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. Как известно, в итоге Собор принял точку зрения апостола Павла и отказался от идеи соблюдения крещеными язычниками иудейских обрядов и ритуалов. Но самому спору между Петром и Павлом уделялось много внимания и их современниками, и позже, на протяжении многих последующих веков. Поэтому знаменитую дискуссию святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, предшествовавшую Иерусалимскому Собору, так часто отражали на своих полотнах великие европейские художники.

И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Именно с его картиной чаще всего возникает ассоциация, когда говорят о святых апостолах Петре и Павле. Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Кстати, имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек». Ибо Доменикос Теотокопулос, взявший себе такой псевдоним, был греком по происхождению, уроженцам острова Крит. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Картина поразительная, во многом напоминающая икону, ибо в ней удивительным образом соединились художественный стиль, присущий эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии. Впрочем, этому парадоксу перестаешь удивляться, когда узнаешь, что Эль Греко, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. Интересно, что, хотя вся семья Эль Греко принадлежала к Римско-Католической Церкви, сам художником свои полотна рисовал в греческой православной стилистике.

Кстати, в 1597 году, спустя 5 лет после завершения первой картины «Апостолы Петр и Павел», художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изобразительном музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, это более слабое полотно.

На ней художник дал апостолу Павлу вместо книги меч и постарался как бы объединить двух самых великих учеников Христа, соединив на картине их руки. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Возможно, его критики считали, что на полотне 1592 года Эль Греко противопоставил друг другу двух святых апостолов и излишне значительно выделил святого апостола Павла.
Так, кстати, считают и многие современные исследователи творчества Эль Греко, полагающие, что на картине 1592 года доминирует именно святой апостол Павел, который как бы пытается убедить в своей точке зрения и святого апостола Петра, и зрителей.

Мне так не кажется. Напротив, я вижу двух одинаково сильных и мудрых учеников Христа. Только святой апостол Петр на картине Эль Греко погружен во внутреннее молитвенное созерцание, тогда как святой апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним. Предполагается, что это Святое Евангелие и 14 Посланий самого апостола Павла.

При таком прочтении картины можно предположить, что Эль Греко, великий греко-испанский живописец, создавший множество картин на евангельские сюжеты, хотел через образы святых апостолов Петра и Павла передать свое видение христианской Церкви – соединение знания, которое черпается из Священного Писания, и молитвы, обращенной к Богу.

Петр Селинов

Изображения апостолов известны с III–IV веков. В ранний период развития существовало несколько типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III – сер. IV в.), и с бородами (гробница Аврелиев, сер. III в., катакомбы Джордани, IV в.); некоторые с ярко выраженными портретными чертами: апостол Петр – с короткими седыми волосами и бородой, апостол Павел – с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III – 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; церковь Сан-Лоренцо в Милане, IV в.), апостол Андрей – с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой (церковь Санта-Пуденциана в Риме, 400 г.; ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494–519 гг.). Облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы которых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях. С VI в. апостолы стали изображаться с нимбами (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520 г.).

В период Средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для каждого из апостолов: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми (мозаики кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550-565 гг.), апостол Иоанн Богослов в евангельских сюжетах – юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником, сщмч. Прохором на острове Патмос, в единоличных иконах – старцем. Как правило, цвета одеяний апостолов традиционны, например, синий хитон и охристый гиматий у апостола Петра, вишневый гиматий у апостола Павла.

Атрибутами апостолов являются свитки как образ христианского учения, у евангелистов – кодексы (иногда у всех апостолов, как в капелле св. Аполлона в Бауите (Египет), VI в.); в ранний период – крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), венок – символ победы (мозаики баптистерия Православных в Равенне, сер. V в., Арианского баптистерия в Равенне, ок. 500 г.), крест и венок (рельеф саркофага «Ринальдо», V в., Равенна). Отличительный атрибут а апостола Петра, согласно евангельскому тексту,– ключи (Мф 16. 19), появился с сер. IV в. (мозаика Санта-Констанца в Риме, IV в.). Известны изображения апостолов с предметами, которые упоминаются в евангельских чудесах, напр., с корзиной хлеба и рыбой (саркофаг, IV в. (Музей Лапидарий. Арль)).

До запрещения символических изображений 82-м правилом Всел. V–VI Собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима (церковь Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг., церковь святых Космы и Дамиана в Риме, 526–530 гг., церковь Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, 549 г., рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.).

Наиболее распространенным сюжетом, восходящим к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., «Плотин с учениками» – рельеф саркофага, 270 г., (Музеи Ватикана)), является композиция Иисус Христос с 12 А. (катакомбы Домитиллы, кон. III – сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сант-Назаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии) – представлено 6 А.). С IV в. эта композиция известна в росписи алтаря (конха апсиды церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV в., церковь Санта-Пуденциана в Риме, 400 г.). Фигуры 12 Апостолов, в частности в рельефах саркофагов, могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой (саркофаг, IV в., Арль), попарно (саркофаг Проба из собора апостола Петра в Риме, 395 г.), группами по 3, 4, 5 (саркофаг из церкви св. Иоанна Студийского в Константинополе, V в.). В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла св. Аполлона в Бауите (Каппадокия), VI в.) и как свидетельство эсхатологического содержания композиции Этимасия (Престол уготованный (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520 г.).

С середины IV в. получает распространение композиция «Даяние Закона», символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа. В центре – стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева – апостол Павел, справа – апостол Петр (мозаика церкви Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)). Иконография может включать изображения 12 Апостолов (саркофаг, ок. 400 г. (церковь Сант-Амброджо в Милане)). Др. вариант представляет Иисуса Христа на престоле передающим свиток апостолу Павлу (саркофаг из церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.). Близким сюжетом является вручение ключей ап. Петру (наряду с «Traditio Legis» представлен в росписи церкви Санта-Констанца в Риме, сер. IV в.).

В кон. V–VI в. изображения 12 Апостолов в медальонах помещались в пространстве алтаря (Архиепископская капелла в Равенне; церковь Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.,– на своде алтарной арки; кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550–565 гг.,– в апсиде; церковь Панагии Канакарии в Литранкоми (Кипр), 2-я четв. VI в.,– на триумфальной арке). В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов» (см. Евхаристия), где также изображены 12 Апостолов.

В послеиконоборческий период в византийском искусстве складывается система храмовой декорации, в которой определенное место занимают изображения Апостолов. Фигуры в рост помещаются в простенках барабана, в парусах – евангелисты (напр., мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.). 12 Апостолов. входили в состав т. н. апостольского деисиса (икона, XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае), а также представлены в композициях «Собор двенадцати апостолов» (икона, XIV в. (ГМИИ.)), «Отослание апостолов на проповедь» (Токаликилисе, 900–950 гг., церковь в Тимотесубани (Грузия), XIII в., клеймо иконы «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV в. (ГММК)). Апостольский ряд представлен в церкви Св. Троицы монастыря Сопочаны (Сербия), ок. 1265 г. На Руси в XV–XVII вв. получил распространение вариант композиции «Собор двенадцати апостолов» в виде лозы, в верхней части которой представлен поясной деисис, а в завитках – полуфигуры Апостолов. (икона-таблетка, XV в. (НГОМЗ), икона, XVI в. (ГРМ), фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями «Древо Иессеево» и «Лоза Христова», вошел в русские иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в.

12 Апостолов., среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к апостолам из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях Успение Богоматери, Страшный Суд, Евхаристия. Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви (Л. А. Успенский.) Состав Апостолов в этих композициях может варьироваться. Помимо 12 Апостолов традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида церкви святых Космы и Дамиана, 526–530 гг., триумфальная арка церкви Сан-Лоренцо фуори ле мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. Сod. 56 F. 10, 586 г.)).

В миниатюрах некоторых рукописей помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из Посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., ГИМ. Син. 275, XII в.; ГИМ. Муз. 3648, XIII в.).

Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII–IX вв. появляются циклы деяний и страданий апостолов. Согласно описанию Николая Месарита (Descr. 1–11, 13, 37–42), еще в VI в. в купольной мозаике церкви Святых апостолов в Константинополе эпохи имп. Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка. В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 апостолов, проповедующие народам. Сцены страданий апостолов имеются в миниатюрах Слов Григория Назианзина (Paris. Gr. 510) в мозаиках собора церкви Сан-Марко в Венеции, после 1200 г.). История апостола Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, ок. 1146–1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла – в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, 40-е гг. XII в., цикл деяний апостолов находится в росписи церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348 г. В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую литературу. Таковы росписи церкви Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355–1360 гг., рус. житийные иконы кон. XV–XVII в. («Св. Иоанн Богослов в житии», кон. XV–XVI в. (ЦМиАР), «Апостолы Петр и Павел с житием», XVI в. (НГОМЗ), «Апостол Матфей в житии», кон. XVII – нач. XVIII в. (ЯХМ)).

В XVII в. под влиянием западноевроп. традиции создаются образы на тему апостольских страданий (икона, XVII в. (ГММК)).

В XVI–XVII вв. в программу храмовой росписи помимо 12 Апостолов включались изображения 70 апостолов, помещавшиеся на склонах арок под сводами (Архангельский собор Московского Кремля, церковь Св. Троицы в Вяземах (Московская обл.), ок. 1600 г., Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669 г.) или на своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского Новоспасского монастыря, 1689). Поверх хитона и гиматия на апостолах от 70 надет омофор – знак их епископского служения. В росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске, 1601 г., представлен Собор 70 апостолов.

Почитание апостолов выразилось в посвящении им многочисленных храмов, как общих соборных (Св. апостолов в Константинополе, VI в., Фессалонике, 1312–1315 гг.), так и тех, где находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы апостола Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII – нач. ХIII в.).

Апостол Андрей Первозванный, самый первый ученик Христа, проповедовавший в том числе и на Руси.

Слово "апостол" в переводе с греческого означает "посланник". Согласно Евангелию, Иисус Христос собрал около себя 12 ближайших учеников, которые должны были стать Его сподвижниками и проповедниками Его Церкви. Иконы апостолов всегда будут напоминать об их каждодневном самопожертвенном подвиге во славу христианской Церкви.

12 апостолов Христа

Различают 12 апостолов Христа (они же апостолы от двенадцати ) и 70 апостолов Христа (апостолы от семидесяти ). Непосредственные ученики Спасителя, вошедшие в число 12 апостолов:

  • Андрей Первозванный - самый первый из призванных для служения Спасителю, до явления Христа на берегу реки Иордан был учеником Иоанна Крестителя.
  • Пётр - брат Андрея Симон. Иисус нарёк его Петром ("камень" в переводе с греч.), сказав Симону: "Ты - Пётр, и на сем камне возведу я Церковь Свою".
  • Иоанн Богослов - евангелист, внук Иосифа Обручника, обручённого мужа Приснодевы Марии. После распятия Спасителя взял на себя заботу о Богоматери.
  • Иаков Старший - старший брат апостола Иоанна, один из трёх самых приближенных учеников Иисуса Христа наряду с Петром и Иоанном Богословом.
  • Матфей - евангелист, до своего призвания работавший мытарем - сборщиком налогов.
  • Филипп - третий из призванных апостолов (после Андрея и Петра Симона), живших в Вифсаиде.
  • Варфоломей - четвёртый из призванных апостолов, близкий друг апостола Филиппа. Иисус высоко оценил Варфоломея, сказав при первой встрече другим апостолам: "Вот подлинный Израильтянин, в коем нет никакого лукавства!"
  • Фома - апостол, прозванный "Близнецом" за внешнюю схожесть с Иисусом Христом. С апостолом Фомой связано распространённое выражение "Фома неверующий", восходящее к сцене уверения апостола в Воскрешении Спасителя.
  • Иаков Алфеев - брат апостола Матфея, также служивший до призвания сборщиком податей - мытарем.
  • Иуда Фаддей - брат апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.
  • Симон Кананит - сводный брат Иисуса Христа по Иосифу Обручнику.
  • Иуда Искариот - апостол, предавший Спасителя за тридцать серебренников.
  • Матфий - тринадцатый апостол. После раскаяния Иуды Искариота и его самоубийства (предатель повесился), апостолы предложили стать новым двенадцатым апостолом Матфию - ученику праведного Симеона Богоприимца, который заменил первосвященника Захарию в Иерусалимском храме после его смерти.

Все апостолы, за исключением Иоанна Богослова и удавившегося Иуды Искариота погибли мученической смертью, совершая многчисленные чудеса и исцеления во Славу Господа и проповедуя учение Христа. Иоанн Богослов, несмотря на то, что был дважды приговорён к смертной казни, сумел выжить до весьма преклонного возраста, и смог написать не только Евангелие, но и Книгу Откровения (Апокалипсис), где рассказывается о судьбах мира.

70 апостолов Христа

В последний год своей земной жизни Иисус берёт в свои ученики ещё 70 апостолов, это так называемые апостолы от семидесяти, среди которых первоверховный апостол Павел , почитаемый как один из столпов Церкви, апостол - евангелист Лука , ставший первым иконописцем, апостол - евангелист Марк - ученик Симона Петра. Апостолы от семидесяти продолжили ту почётную миссию, которую возложил на них Спаситель незадолго до своей земной смерти.

Важно!

Уважаемые посетители, раздел "иконы апостолов " находится в стадии наполнения. Спасибо!

С вопросом идентификации личности апостола Фаддея имеются определённые сложности. Дело в том, что на страницах Нового Завета он упоминается под несколькими различными именами, что вполне соответствует обычаям того времени. Причём если у исследователей не возникает сомнений по поводу того, что его называют Иудой Иаковлевым и Леввеем, то по поводу нескольких иных, возможно, соответствующих ему имён, например Варсавы (Деяния апостолов 15:22), возникают разногласия. Остановимся на этом подробнее.

Перечень апостолов

Прежде всего обратимся к каноническому перечню имён 12 апостолов Христа, ставших Его ближайшими учениками. Их принято называть в следующем порядке:

  1. Андрей, упоминаемый обычно с добавлением титула Первозванный.
  2. Пётр ─ его брат.
  3. Иоанн ─ евангелист, самый молодой из апостолов, любимый ученик Христа, заслуживший титул Богослова.
  4. Иаков Заведеев, брат апостола
  5. Филипп, о котором известно лишь, что он родом из Вифсаиды.
  6. Варфоломей ─ тот самый апостол, которого Иисус назвал «истинным израильтянином, в котором нет лукавства».
  7. Матфей ─ евангелист, бывший мытарь, занимавшийся сбором налогов.
  8. Фома, прозванный Неверующим за его сомнения в воскрешении Иисуса.
  9. Иаков Алфеев ─ брат апостола Фаддея.
  10. Иуда Фаддей ─ апостол, о котором идёт речь в нашей статье. Следует обратить внимание, что в каноническом списке он упомянут сразу под двумя именами.
  11. Симон Кананит, называемый также в Новом Завете
  12. Иуда Искариот ─ предатель, который после своего отступничества и последующего самоубийства был заменён апостолом, носившим имя Матфий (не путать с Матфеем!).

Ученик Христа

В перечне имён 12 апостолов Христа Фаддей традиционно упоминается десятым по счёту с добавлением ещё одной составной части имени ─ важно учесть, например, для правильного понимания эпизода, описанного в Евангелии от Иоанна, когда во время Тайной Вечере один из апостолов, названный Иудой, но с оговоркой, что это был не Искариот, задаёт Иисусу вопрос, касающийся Его предстоящего воскресения. Обратившись к списку имён апостолов, нетрудно догадаться, что речь в данном случае идёт именно об апостоле Фаддее.

В Новом Завете сведения об этом ученике Иисуса Христа, вошедшем в число 12 апостолов, весьма ограничены. Известно лишь, что он являлся сыном Алфея и Клеопы. Несколько более подробную информацию можно получить из Священного Предания, гласящего, что после Вознесения Спасителя апостол Фаддей (он же Иуда) проповедовал слово Божие вначале в Иудее, Идумее, Самарии и Галилеи, а вслед за тем отправился на Аравийский полуостров, побывал в Месопотамии и Сирии, после чего прибыл в Эдессу.

Автор Соборного послания

С этим городом, располагавшимся на юго-востоке современной Турции, связано одно из его наиболее значимых деяний. В Эдессе (по другим источникам, в Персии) апостол написал своё знаменитое Соборное послание, включённое в состав Нового Завета. В нём он кратко, но при этом необычайно ёмко и убедительно изложил целый ряд истин, являющихся составной частью христианского учения. В частности, им был изложен догмат о Святой Троице, о грядущем Страшном Суде, воплощении Спасителя нашего Иисуса Христа, а также об ангелах Божьих и духах тьмы.

Этот его труд имеет не только догматическое, но и большое воспитательное значение, поскольку в нём святой апостол призывает к соблюдению плотской чистоты и целомудрия, добросовестному исполнению своих повседневных трудов и усердию в молитве. Кроме того, он предостерегает членов религиозных общин от возможного влияния различных еретических лжеучений, получивших в тот период весьма широкое распространение. Ставя превыше всего веру во Христа, апостол Иуда (Фаддей) указывает на то, что без добрых дел и реальных проявлений любви к ближним она бывает мертва.

Венец мученичества

Свой земной путь ученик Христов завершил в 80 или 82 году в Армении, где, согласно Священному Писанию, принял мученическую смерть от язычников. Его святые мощи затем предали земле на территории, являющейся сегодня северо-западной частью Ирана. Впоследствии там был учреждён монастырь Святого Фаддея, в который ныне стекаются миллионы паломников со всего мира.

Расположен он в горной местности, на расстоянии 20 км от города Маку. Главный храм монастыря - его фото представлено в статье, - согласно легенде, был возведён в 68 году н. э., то есть ещё при жизни апостола. Известно, что в 1319 году он серьёзно пострадал во время землетрясения, и затем был заново отстроен.

Тем не менее отдельные части здания, в частности алтарный выступ и прилегающие к нему стены, датируются как минимум X веком. Самые древние части храма выложены из чёрного камня, поэтому в народе ему дано название «Кара Келис», что означает «Чёрная церковь».

Апостол армянской церкви

Любопытно отметить, что, несмотря на большое стечение паломников, в храме проводится только одно богослужение в год, а именно в праздник святого апостола, который по местному обычаю отмечается 1 июля. В этот день молитва апостолу Фаддею звучит на армянском языке. Дело в том, что именно этой поместной церкви принадлежит монастырь, и среди иранских армян его почитание наиболее распространено.

В монастыре находится наиболее ранняя икона апостола Фаддея, с которой впоследствии было сделано много списков, разошедшихся по всему православному миру. Фото одного из них представлено в статье. Кроме того, отдельные фрагменты мощей апостола, переданные в Ватикан, хранятся также в соборе Святого Петра. В западноевропейском искусстве непременным атрибутом изображений апостола Фаддея является алебарда, что можно видеть на приведённой в статье репродукции.

Брат Иисуса

Всё изложенное выше является наиболее распространённым вариантом идентификации апостола Фаддея, а между тем, часть исследователей отождествляет его с ещё одним евангельским персонажем ─ Иудой, называемым братом Иисуса Христа, поскольку он являлся сыном Иосифа Обручника от его первого брака. И эта версия также представляет интерес. Прежде чем её изложить, отметим, что данный евангельский персонаж также упоминается под именем Иакова, что не должно никого смущать, поскольку соответствует обычаю употреблять несколько имён, о котором упоминалось выше.

Эта традиция берёт своё начало ещё в Средние века, когда не только в Западной Европе, но и на Руси было принято отождествлять апостола Иуду (Фаддея) с братом Иисуса Христа, о котором говорится в 6-й главе Евангелия от Марка. В связи с этим ему приписывается авторство Послания от Иуды, входящее в состав текстов Нового Завета.

Потомок царей Израилевых

Если остановиться на этой версии, то апостола Фаддея следует признать сыном от первого брака праведного Иосифа Обручника, лишь формально являвшегося мужем Пресвятой Девы Марии. В этом случае святой апостол является прямым потомком израильских царей Давида и Соломона.

Согласно Священному Писанию, у апостола Иуды (Фаддея) было три родных брата ─ Симеон, Иуда и Иосия, а также две сестры, имена которых не указаны. Поскольку все они являлись детьми праведного Иосифа ─ обручника Девы Марии, то вошло в традицию именовать их Сродниками Господними, подчёркивая тем, что, несмотря на отсутствие с ним кровной связи, они, тем не менее, принадлежат к одной семье.

Наследство праведного Иосифа

Упоминая о братьях Иисуса Христа, в число которых, по данной версии, входил и апостол Фаддей, евангелист Иоанн говорит, что вначале они не верили в Его Божественную сущность и не придавали значения словам, произносимых Им проповедей. Так же относились к нему и сёстры.

Более того, как указывает в житие Апостола Фаддея святитель после своего возвращения из Египта праведный Иосиф пожелал разделить между сыновьями принадлежавшую ему землю. Равную со всеми долю он отвёл и Иисусу, несмотря на то, что он был рождён Пречистой Девой Марией не от него, а преестественным образом, по наитию Святого Духа.

Обретение веры

Братья же воспротивились его решению, и один лишь Иуда (Фаддей), поддержав отца, согласился на совместное владение с Иисусом выделенным ему участком земли. Это послужило поводом для того, чтобы именовать его Братом Господним. Поскольку, как указывалось выше, он часто упоминается под именем Иакова, то и в употребление вошло выражение ─ Иаков, брат Господень. Следует иметь в виду, что это одно и то же лицо.

На более позднем этапе земного служения Спасителя Иуда (Фаддей) уверовал в то, что Иисус является именно тем Мессией, которого уже много веков ожидает весь еврейский народ. Обратившись всем сердцем к своему Учителю, он был включён им в число 12-ти апостолов. Тем не менее, помня своё прежнее неверие, и справедливо почитая его тяжким грехом, апостол считал себя недостойным носить звание Божьего брата. Это нашло своё отражение в его соборном послании, где он именует себя лишь братом Иакова.

Две календарные даты

Согласно традиции, установившейся в Русской православной церкви, память святого апостола Фаддея принято отмечать дважды в год. Первый раз это происходит 2 июля, когда по Церковному календарю чествуется брат Господний ─ апостол Иуда Иаковлев. Из приведённого выше текста видно, что он отождествляется с апостолом Фаддеем, величание которому воздаётся как одному из ближайших учеников и последователей Иисуса Христа. Повторно его чествуют 13 июля в праздник, именуемый Собором 12 апостолов, поскольку он входит в их число.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии