Церковные богослужения на рождество. Русская православная церковь празднует рождество христово Когда нужно ехать в церковь на рождество

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1

С Рождеством связано множество примет и обычаев — им уделяли особое внимание. Считалось, что как пройдет Рождество — таким и год будет.

Рождество Христово в жизни многих людей занимает важное место, это праздник любви, тепла, веры, добра и счастья.

7 января лучше всего ходить в гости и принимать гостей. Немаловажно, что общаться надо на Рождество лучше только с теми людьми, которые могут принести счастье вам — счастливые семьи, или те семьи у которых ожидается прибавление, или уже родился новый член семьи. Как правило, в Рождество преподносят съестные подарки. Обязательно несут кутью, конфеты, варенье и соленья. Можно подарить и игрушку, если это ребенок, или какой-либо зимний аксессуар.

В наше время, конечно, можно обойтись телефонным звонком, главное – дать понять небезразличным тебе людям, что ты их помнишь и желаешь им самого доброго. Обязательно поздравьте всех друзей и близких с этим праздником, рождественские поздравления, наполненные радостью и…

Христианский праздник Рождества с благоговением отмечают как в семьях православной, так и католической веры. Истоки уходят более чем на два тысячелетия назад, в далекие века, когда Пречистая дева Мария подарила миру сына своего, Иисуса Христа. Католики отмечают событие в декабре, православные же делают это в ночь с 6 на 7 января. Но Россия (в большинстве) - православная страна, поэтому русских людей интересует вопрос, что делают на Рождество в православных семьях? Крещеная Русь всегда весело отмечала этот праздник. Даже наряжала рождественскую елку, вплоть до революционных событий, которые на время лишили страну святых праздников. К великой радости русских людей, чуть позже, ее стали наряжать вновь.

Значение праздника

Что делают на Рождество? С 6 на 7 января во всех все церквях России проводят ночную службу, посвященную рождению Иисуса Христа. В былые времена люди не садились за столы с яствами до появления на небосводе первой звезды. В настоящее время эту…

Весь день 7 января лучше всего ходить в гости и принимать гостей. Немаловажно, что общаться надо на Рождество только с теми людьми, которые могут принести вам счастье.

Если вы приглашаете гостей на Рождество, посмотрите, кто первым войдет в ваш дом. Если первой войдет женщина, то весь год женщины вашей семьи будут болеть.

На Рождество принято зажигать большое количество свечей, огней, камин – если есть. Свечи привлекут в ваш дом тепло и богатство.

Обязательно надо зажечь особую свечу в честь усопших родственников – тогда они вам обязательно помогут в наступающем году, привлекут в дом удачу и достаток.

Если у вас есть домашние животные, на Рождество их надо обильно накормить – тогда год будет сытным, удачным в финансовом плане.

Также в Рождество нельзя убирать дом, всячески хозяйствовать и шить.

По большим праздникам, так называемым двунадесятым, каждый православный христианин старается побывать в храме и принять участие в торжественном богослужении.

Долгие ли службы в православных храмах?

В праздничные дни даже самые маленькие храмы и часовни открывают свои двери для верующих. Службы, с небольшими перерывами, идут одна за другой. Начинаются они подчас совсем рано, ещё до семи утра, а заканчиваются заполночь. Людей полным-полно. Непривычному человеку провести в церкви целый день очень тяжело. Даже воцерковленные, и те не всегда отстаивают все службы. А ведь византийская традиция предполагала круглосуточное служение Богу, без перерывов. Долгое время на Руси сохранялись чины литургий, длившиеся по 8-10 часов. Постепенно чтения молитв, канонов и Священного Писания значительно сократились, теперь даже самая длинная служба не длится дольше трёх-пяти часов. После неё делается перерыв, за которым следует очередная, положенная по правилу.

Как всё…

Рождество Христово 2015: что нельзя делать, гадания,колядки, традиции и невероятные обычаи праздника. Рождество Христово наступает в ночь с 6 на 7 января. Это один из самых важнейших праздников для всех православных. В ночь с 6 на 7 января пройдут традиционные богослужения, а уже 7 января многие семьи соберутся за праздничными столами, отмечая этот светлый праздник.

Кстати, в меню рождественского стола обязательно должны присутствовать 12 постных блюд, в рождественскую ночь никак не обойтись без святочных гаданий, а 7 января - без традиционного колядования. Рождество Христово 2015: что нельзя делать, гадания,колядки, традиции и невероятные обычаи праздника.

Когда и как принято встречать Рождество

Весь православный мир Рождество Христово 2015 отметит 7 января. Праздник этот семейный, поэтому встречать его принято в семейном кругу, в окружении родных и близких людей.

Рождеству предшествует Сочельник, этот день считается самым строгим днем Рождественского…

7 января вся Украина отмечает Рождество Христово – в этот день появился на свет Иисус Христос. Приметам в Рождество отводили особое значение, ведь как Рождество пройдет, так и год задастся. В нынешней жизни мало кого интересует урожай гороха, но некоторые приметы и обычаи вполне современны.

Праздничный ужин на Рождество следует начинать только с появлением первой звезды на небе. Помните – «до первой звезды нельзя!» Ну а дальше надо глядеть во все глаза, чтобы не пропустить ни одной рождественской приметы! Весь день 7 января лучше всего ходить в гости и принимать гостей. Немаловажно, что общаться надо на Рождество только с теми людьми, которые могут принести вам счастье. Рождество – отличное время для покупок, больших и маленьких. Купить что-то хорошее на Рождество – отличная примета и знак того, что покупка прослужит вам верой и правдой. На Рождество принято зажигать большое количество свечей, огней, камин – если есть….

VGorode разбирался, что можно и нельзя делать с 6 на 7 января? Как гадали в эти дни и каким приметам верили наши предки?

______________________

Гадание на Рождество

______________________

Если послушать старых людей, то многие варианты гаданий давно устарели (например, связанные с соломой или с печной трубой), хотя некоторые «оправдывают» себя и сегодня.

Каждая девушка и незамужняя женщина не против узнать о будущем муже. А в такие дни многое сбывается, так почему бы тогда не попробовать?

— Утром завяжи на талии пояс и ходи с ним весь день. Вечером, ложась спать, сними и положи под подушку со словами: «Пояс, пояс, покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с которым повенчаться». — Будущий жених обычно появляется во сне. — Выкинь за порог свой сапожок. В какую-сторону носком упадет, оттуда и жди жениха. А если носком на тебя - оставаться в девках еще год! — Положи под подушку…

Рождественские приметы для удачи и достатка

7 января вся Россия отмечает Рождество Христово - в этот день появился на свет Иисус Христос. Праздник этот древний и до революции считался гораздо важнее Нового Года – поэтому и отмечали его с размахом, и на приметы в Рождество смотрели в оба. Приметам в Рождество отводили особое значение, ведь как Рождество пройдет, так и год задастся. В нынешней жизни мало кого интересует урожай гороха, но некоторые приметы и обычаи вполне современны. Женский сайт sympaty.net расскажет вам о таких приметах.

Что надо делать на Рождество для удачи и достатка

Праздничный ужин на Рождество следует начинать только с появлением первой звезды на небе. Помните – «до первой звезды нельзя!» Ну, а дальше надо глядеть во все глаза, чтобы не пропустить ни одной рождественской приметы!

Весь день 7 января лучше всего ходить в гости и принимать гостей. Немаловажно, что общаться надо на Рождество только с теми людьми, которые могут…

А что если постараться сказать себе об этом правду?

Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной.

Ты - крещеный человек. Слава Богу. Но если крещеный, это не значит, что место в раю тебе обеспечено. Такой взгляд — не православный, еретический. Ведь важно еще, как живешь, ходишь ли в храм, какие мысли тебя отводят от Церкви…

А ведь отводят именно мысли.

Это только кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Вот именно — мысль пришла! Только вот - откуда? Есть мысли от Бога и есть мысли от лукавого. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».

Вот набор самых распространенных мыслей, преграждающих нам путь к Богу, в церковь.

«Но я же посещаю храм…»

Так зачастую, оправдывая себя, говорят люди, которые заходят в церковь время от времени — освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах. Проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И они искренне считают, что в церковь ходят.

Но сама Церковь так не считает.

Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу.


День седьмой - это воскресенье.

Воскресение Христово - основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.

А знаешь ли ты, брат, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает.

Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в миру с его целями и ценностями, порой чуждыми делу твоего спасения.

Всё живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем.

На работу мы идем, не задумываясь: идти? не идти? Как рабочий день - так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это всё - в основном для тела. Но человек - это, прежде всего, его душа.

Или, если бы школьники лишь время от времени заходили в школу, чему бы они научились?

Церковь - это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк.


«У меня Бог в душе».

А следовательно, в церковь ходить не обязательно. Он, мол, и так в душе.

Но ведь это же неправда.

Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где всё говорит о Боге, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое присутствие, Его благодать. Тогда бы мы старались жить так, как Бог велит. А это Его воля - чтобы мы ходили в храм.

Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви.

Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил:

Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается - не мню.

Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Ведь мы же регулярно моемся - очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.


«Я еще не созрел»

«Зрей! - говорит дьявол. - Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни.

Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию. «Я еще не пришел к этому».

Чтобы прийти, нужно идти. Ну, так иди.

А куда идти?

Конечно, в храм.

«Не хожу в церковь, потому что это стало просто модой»

Не так давно одна молодая женщина, юрист по профессии, сказала:

Я не хочу креститься, потому что это мода такая.

А почему же вы в узких брюках? Разве это не стало модным в последнее время? - пришлось спросить у нее. - А то, что делали люди у нас на Руси тысячу с лишним лет, вы считаете чем-то мимолетным и изменчивым?

Вы - юрист, ваша профессия построена на логике. И вот видите, она перестает действовать в духовных вопросах. Почему? Потому что в жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу.

Было бы просто прекрасно, если бы модным было верить в Бога, честно трудиться, уважать старших, защищать Родину, хранить семейную верность… Еще лучше - если бы эта мода не менялась от сезона к сезону. Что плохого в такой моде?

«В церковь стало ходить много людей напоказ: политики стоят со свечками в руках, бандиты, я не хочу им уподобляться»

Правильно, не уподобляйся. Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей - они ведь ходили в церковь. Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу, проливая невидимые миру слезы (как писал Гоголь, который ходил в церковь) за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога, без молитвы народ.


«Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мировоззрение»

Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело, и мы увидим совершенно точно, что всё, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мир, мир ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще всё изменить и спасти свою душу. В будущей — будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно.

Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа - и получил от Него прощение и вечное спасение.


«Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?»

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!) Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста...» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся - и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко - не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.

Набирайся духовного опыта: любимый бесовской прием - делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел), - а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни - и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?


«Я не такой уж сильно верующий»

Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все - в пути.

Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять.

«С кем поведешься, от того и наберешься», — говорит народ.

Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой, — станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее

Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помози моему неверию (Мк.9,24).

Господь поможет, Господь даст.

А верующему - всё возможно. Это тоже евангельская истина.

«На Бога надейся, а сам не плошай»

Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела... У христианина, который надеется на Бога, дел - невпроворот. И прежде всего - с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями - болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием… Только поворачивайся!

И, конечно, занимайся своими обычными делами - перекрестившись, помолившись.

Если Господь благословит твои труды, всё будет спориться, всё успеешь, и всё пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно.

А если год?

А если жизнь?

Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия - не задумываться.

Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его.


«А что в церкви делать?»

У каждого православного в церкви дел очень много.

Входя в храм (лучше - до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие - перед иконами и за упокой - на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан - о здравии, о упокоении.

Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли.

С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом. Не так давно почивший старец протоиерей Николай Гурьянов говорил:

Какие вы счастливые, что вы верующие… Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве.

Старайся ни с кем не беседовать - вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся - от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.

Можно молиться и своими словами - о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы.

О чем мы говорим с Богом?

Прежде всего, мы Бога благодарим.

Вот для чего мы ходим в церковь - в первую очередь.

А что касается болезней и всяких бед, которые тоже совершаются в жизни, то это - не от Бога, это от нашей греховности и от дьявола.

Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мир бы захлебнулся в нем.

Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога.

Никакое добро не бывает «само собой разумеющимся». Это всё - победа над злом в главной битве, которая и есть - жизнь.

«Слава Богу за всё», — сказал в конце своей жизни, среди скорбей, великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.

Вторая наша просьба к Богу - о прощении грехов.

Все мы - грешные. И только Господь может нам прощать грехи, очищать наши души.

Третья просьба - о помощи Божией.

Все наши вопросы решаются прежде всего в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные...

Генералиссимус А.В. Суворов учил своих солдат: «Молись Богу - от Него победа!»

У него не было ни одного поражения.

Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Как и живем и всё делаем не только для себя, и не только своими силами. Мы молимся в церкви со всеми вместе о мире всего мира. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе, и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах.

«Я такой грешный, куда мне еще в церковь?»

Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?»

А куда же тебе еще?

Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Нагрешили с три короба - пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом, учиться, как это делать. Церковь - школа борьбы с грехом. А хуже греха ничего нет. От него все беды, все слезы. Грех хуже смерти. Смерти никому из нас не избежать, а вот умирать с нераскаянными грехами - не приведи Господь. Уж больно тяжко будет потом. Пока есть возможность, пока еще не поздно - надо бежать в церковь, не откладывать ни дня.

Вот тут и подстерегает еще один прием.


«У меня нет времени. Мне некогда»

Если перевести эти слова на язык честный, то получится: «Я считаю, что у меня есть дела поважнее».

Но это не так. Более важного дела, чем спасение души, у нас нет.

Если же быть еще честнее, то придется признать, что мы, к сожалению, предпочитаем хождению в церковь не только дела, но даже их отсутствие.

Разве мы не уделяем часы и дни телевизору, интернету, чтению газет, телефонным разговорам? Мы ведь не отказываемся от этого, потому что на это нет времени. А это, может, и не приносит никакой пользы.

Сколько у нас ежедневных не только бесполезных, но даже вредных занятий: мы осуждаем, обсуждаем других людей, перемываем косточки начальству, от чего оно нисколько не становится лучше, и нам не прибавляется. Более того, мы духовно беднеем: набираем себе грехов, делаем более строгим к нам Суд Божий. Ведь Господь сказал: Не судите, да не судими будете (Мф.7,2).

А есть занятие, которое всегда меняет и жизнь, и нас самих к лучшему - это молитва.

«Я не понимаю, что в церкви говорят»

Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!» — собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником».

В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень. (Вот еще что маскируется под всеми этими вескими якобы «причинами»).

Изучать английский язык мы не бросаем, сказав: «Слишком много непонятных слов».

Так же и здесь. Начни ходить в церковь - с каждый разом будет понятнее.

Да ведь уже многое понятно. Господи, помилуй - понятно. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу - понятно. Пресвятая Богородице, спаси нас - понятно. В молитве Отче наш… всё понятно. А ведь это - главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, всё больше и больше.

Язык Богослужения - церковно-славянский язык - это особый язык. На нем легче всего говорить с Богом. Это великое наше сокровище. Полностью он непереводим, незаменим русским языком.

Богослужение воспринимается не только разумом. Богослужение - это благодать. Это особая красота. Богослужение обращено ко всей душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Всё это вместе питает душу человека, и душа меняется, очищается, возвышается, хотя разум и не понимает, что с ней происходит.

Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел.

Купи Евангелие, читай дома. На современном русском языке, современным русским шрифтом. Всё это сегодня, слава Богу, доступно.

Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.

Батюшка спросил его:

А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?

Нет, — чистосердечно признался молодой человек.

Ну, тогда пока не поймешь, не ешь, — посоветовал ему батюшка.

Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной.

Набор самых распространенных мыслей, преграждающих нам путь к Богу, в церковь

Совершенно верно. И это тоже говорит о том, что дело это нужное. Это не развлечение, которое бывает легким. Мы видим в жизни: всё настоящее, всё полезное связано с трудом, с усилием. Вырастить хлеб, приготовить вкусный обед, родить и воспитать ребенка, построить дом, получить образование - разве это не требует труда? Но мы идем на это, потому что хотим видеть результат. Результаты всякого духовного труда: чтения Слова Божия, молитвы, хождения в храм, поста, участия в таинствах Церкви, борьбы с грехом (своим! это труднее всего), — самые великие. Результаты эти — любовь, терпение, чистая совесть, мир в душе и мир с людьми - уже здесь. А там, в будущей жизни, — вечная радость с Господом. Никакие наши обычные труды таких великих результатов не дают.

О том, как спасти свою бессмертную душу для жизни вечной, как нам жить по любви, без которой жизнь не имеет смысла, и написана книга Евангелие.

«Но мы же светские люди, мы же не монахи»

Конечно, не монахи. У нас совершенно иные, светские нормы жизни, в том числе и духовной, церковной. Мы можем жениться и выходить замуж, создавать православную семью - малую церковь. Можем есть мясо в те дни, когда церковный устав нам позволяет. Можем ходить, ездить, куда нам вздумается. Монахи всего этого не могут. У монахов — полное послушание игумену (игуменье). У них - свое церковное, келейное молитвенное правило, положенные им ежедневные молитвы, поклоны, а у мирян - свое.


«Можно и дома молиться»

Не только можно, но и нужно.

Дома мы молимся каждый день по «Молитвослову», читаем прежде всего утренние и вечерние молитвы. Это наше домашнее молитвенное правило. А в субботу вечером, в воскресенье утром, в праздники и накануне их вечером, в любой день, когда душа пожелает, когда почувствует, что ей нужна помощь Божия, идем в храм. Церковная молитва сильнее, чем домашняя. Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница советского времени, говорила:

Дома-то нужно триста раз поклониться, а в церкви-то - три раза.

Дома мы молимся сами, а в церкви - сообща, и эта молитва особенно угодна Богу. В церкви с нами - Сам Господь.

Литургия в переводе на русский язык значит «общее дело».


«Все так живут»

Но даже если бы действительно случилось такое, что все люди на свете вдруг совершили какой-то грех, то все равно он бы остался грехом. Отвечать же будет каждый за себя.

И если мы оправдываем себя тем, что что-то сделали из-за кого-то, из-за чего-то: или время было такое, или еще какие-то были обстоятельства, — то это не перестает быть грехом. Грешили-то мы.

Если будем смотреть на тех, кто лучше нас, станем сами лучше. А если будем смотреть на наших современников, погрязших в грехах, то так и застрянем в них тоже.

Смысл нашей жизни здесь в том, чтобы, несмотря ни на что, ни на кого, стать лучше. И если это будет вопреки обстоятельствам, то перед Богом это будет еще выше.


«Но если начинать ходить в церковь, тогда ведь надо будет жить по-другому»

«Если я покрещусь, обвенчаюсь, тогда грешить уже будет нельзя, жене изменять…»

Да этого и сейчас делать нельзя! В грехе и сейчас нет ничего хорошего. Последствия его и сейчас нисколько не лучше.

«Нельзя» — это не значит, что всё зло греха в нарушении правил церковных. Главное зло - в самом грехе, в том, что он губит нас, наши души. В прибавлении зла в мире, от которого мы все страдаем.

Дьявол предлагает свои способы успокоения: «Волнуешься - закури. Плохое настроение - выпей. Следуй своим желаниям, даже блудным, низким. Живи легче!»

Живешь вот так, легко - а тебе становится всё тяжелее и тяжелее. А потом приходит и настоящая скорбь - то, чего вовсе не хотел.

У Бога - наоборот. Он говорит: «Потрудись. Помолись. Потерпи. Покайся. Попостись. Сходи в храм». А становится всё легче и легче.

У Бога - бремя, но оно - легкое.

А у дьявола - всё вроде бы легко, но эта его «легкость» — тяжкая.

Сколько слез-то в миру!

И все равно рано или поздно люди приходят со своими скорбями в церковь, не могут с ними сами справиться.


«Как я могу совершенно незнакомому человеку открывать свою душу?»

Вообще-то незнакомому человеку открывать душу как раз легче, чем знакомому. Так бывает в поезде: люди видят друг друга первый раз и бывают совершенно откровенны.

Ну, а когда приходишь к незнакомому врачу? Разве не открываешь ему свое тело? Хотя видишь его, может быть, первый раз. Ты же не скажешь: «Пусть через одежду меня слушает. Пусть с закрытым ртом мне зубы лечит».

Но так же и душу нужно полностью открыть Богу. Ни в чем не лукавя, не оставляя никаких темных закоулков, о которых бы нам не хотелось и самим думать. Иначе душа не исцелится.

Страшно, может быть, идти на исповедь. Но еще страшнее - жить с грехами на совести.

Когда душа покидает тело, человек умирает. Тело без души - это труп. Следовательно, душа важнее, чем тело. И болезни у нее серьезнее, потому что смерть души - вечная.

Церковь - это врачебница. В ней врачуются и душа, и тело, страдающее от недугов души.

На исповеди мы стоим прежде всего перед Богом. Мы Его не видим, но Он видит нас насквозь - как на рентгене. А батюшка - только свидетель того, в чем мы каемся Богу.

У монахов есть ежедневное откровение помыслов. А ну-ка, скажи, о чем греховном думал сегодня? И это - великая помощь человеку. Когда мы выносим наружу, на свет свои дурные помыслы, нам легче их побеждать

Когда мы живем от исповеди к исповеди, то начинаем жить перед Богом с прозрачной душой. Начинаем сами себя лучше видеть. Становимся более искренними, более честными перед своей совестью, перед Богом и людьми. Ведь нет никакого смысла прятать что-либо от Бога: Он всё равно всё знает, от Него ни одна мысль наша не ускользнет. (Поэтому мы не можем думать, что Он каких-то наших молитв не слышит).

Так же, как ни врачей, ни медсестер не удивят наши болезни, так же и священника не удивят наши грехи. Если у больного какой-то серьезный недуг, то это вызывает лишь большее сочувствие врачей, заставляет их быть к нему внимательнее.

Господь говорит каждому из нас: «Покайся. Постарайся больше этого не делать. Я любой грех прощу. А если забыл что-то, не заметил, — прощу в таинстве соборования».

Такова милость Божия к роду человеческому.

Соборуемся мы обычно раз в год, Великим постом. Соборование - это таинство Церкви для больных душой и телом, при котором священники помазывают их с молитвой освященным маслом.

То, что установлено Богом - врачом душ и телес наших — всегда нам на пользу. Так же, как всякое отступление от Бога - всякий грех - это рана. Так учат нас наши проповедники.

Грех - это рана, как всякая рана на здоровом теле человека. Как ее ни припудривай. Эта рана может даже и не болеть. Но врачи знают, что это еще опаснее.

Любой грех вреден и для души, и для тела.

Понятие греха очень нужно нам в жизни. Особенно - в воспитании детей. Оно ясно говорит, что хорошо, а что плохо и чего не должно быть в жизни. Оно всё ставит на свои места.


«Есть и недостойные священники. А вдруг к такому попадешь?»

Есть. Да, это горькая правда. Про одного из них могу точно сказать - это пишущий эти строки. Уж очень высокое у нас служение. Очень трудно быть его достойным. Помолитесь за нас. И лучше всего - в церкви.

Но то, что мы недостойны, не значит, что лучше в церковь не ходить. Без Церкви не спасешься.

Все священники, архиереи, даже сам Патриарх - люди грешные. И даже святые, которым мы молимся, были людьми грешными. Мы знаем из их житий, что некоторые великие святые когда-то совершили тяжкие, смертные грехи. Но Господь принял их покаянную жизнь. Один Господь только без греха.

Для того Господь и основал на земле Свою Церковь, чтобы мы, люди грешные, с Божьей помощью, благодатью Святого Духа, которая изливается на нас в церкви, очищались от грехов и спасались.

В бане могут быть и не очень благочестивые банщики. Но что же нам, не мыться?

Даже и через недостойного священника на нас изливается благодать Божия.

Кто еще, кроме священника, отпустит нам грехи? Именно священнику дана от Бога такая власть. А с грехами, без покаяния, как нам, грешным людям, спастись?

Священнику еще дана от Бога власть причащать верующих, крестить, помазывать святым миром, венчать супругов, соборовать больных, освящать воду, иконы, нательные кресты, жилища, автомобили, самолеты; служить молебны, панихиды, отпевать умерших…

«Священство есть спасение для мира», — говорят святые отцы.

«А что люди скажут?»

А что Бог скажет?

Это поважнее.

Мы ведь перед Ним одним будем отвечать за всю нашу жизнь. Все: и верующие, и неверующие, и сомневающиеся, ищущие, за что бы ухватиться, чтобы сохранить «свою постылую свободу», как признавался пушкинский Евгений Онегин.

Николай Васильевич Гоголь советовал:

«Да погибнет у нас такая философия: соизмеряться с тем, что скажут люди, а не Бог. С ней и Богу не угодишь, и людям не угодишь».

Богу угодишь - точно польза будет. А людям, как известно, угодить невозможно. Сам Господь очень многим не угодил. Потому что мы грешные. Но совершил дело нашего спасения.


«Главное - быть хорошим человеком и делать добрые дела»

Если бы это было так просто - быть хорошим человеком…

Все как один хотят быть хорошими людьми, все собираются быть счастливыми и приносить счастье другим, никто не планирует быть несчастным. А что происходит в жизни, мы видим.

Почему?

Наш главный враг - гордыня. Она нам больше всего мешает быть хорошими людьми: любящими, добрыми, скромными, чуткими, отзывчивыми, верующими… Это она нам и говорит: «Ты сам, без Бога, без Церкви можешь быть хорошим человеком. И добрые дела ты ведь делаешь. Да ты уже лучше многих - даже тех, кто в церковь ходят».

Однако, добрые внешне дела, которые мы делаем без Бога, — уже не добрые, потому что мы приписываем их себе, питая тем самым нашу гордыню.Преподобный Серафим Саровский говорил, что только те добрые дела приносят пользу, которые мы делаем ради Христа.


«Я ходил в церковь, молился, ставил свечи, а все равно ничего не изменилось. Бог меня не услышал»

Это так кажется - что ничего не изменилось. Если бы мы не молились, было бы еще хуже. Господь, может быть, сохранил нас от каких-то бед. Ни одна молитва не бывает без последствий - мы просто можем их не видеть.

Когда мы обращаемся к Богу, когда мы общаемся с Ним, мы уже меняемся. А это - главное изменение, которого хочет Господь, самое нужное для нас.

Мы хотим, чтобы менялись обстоятельства вокруг нас. А Господь хочет, чтобы менялись мы. Для Него главное обстоятельство - это сам человек, его душа.

Господь иногда медлит исполнять наши просьбы не потому, что к нам равнодушен, а потому что мы не того просим, что нам действительно нужно. Или потому что хочет укрепить нас в молитве, в терпении, в постоянстве веры в Него. Или потому, что ждет нашего покаяния, хочет, чтобы мы почувствовали свою вину за те скорби, которые с нами случаются, наше недостоинство получить от Него новые милости, чтобы мы ощутили ценность добра.

В любом случае от Бога может исходить одно только благо.

Когда мы обращаемся к Богу, мы хотим, чтобы Он тут же исполнил все наши просьбы. А ведь сами мы так не делаем.

Господь дал нам заповеди, дал Евангелие, дал церковный Устав, дал наставления святых отцов, дал проповедников Его истины - всё для нашего блага. Он доказал нам Свою безмерную Любовь, пострадав за нас на Кресте. Это мы Его не слушаем.

Заболит тело — обратимся к врачу, специалисту, желательно к профессору. А душа наша гораздо сложнее и гораздо ответственнее.

Все духовные вопросы нужно решать только в Православной Церкви, с православным священником.

А если ошибались - двери храма всегда открыты, как бы мы далеко ни отходили от Матери-Церкви, от Бога, Он по Своей безмерной любви всегда нас примет, если покаемся, если вернемся к Нему. Святые отцы говорят: «Нет греха непрощаемого, кроме нераскаянного».

«А кто знает, что все это - правда? Я не могу верить на слово. Если бы я сам увидел какое-то чудо…»

Безбожники в ХХ веке в России пытались полностью покончить с верой, с Церковью. Убивали священнослужителей, верующих, изымали малейшее упоминание о Боге из всех книг, изо всей жизни, воспитывали детей в полном безбожии с детского сада, разрушили, кажется, всё религиозное, что можно было разрушить. Казалось, вера, Церковь - всё это уже в прошлом. Но, с Божьей помощью, всё воскресло в еще большей красе: и монастыри, совершенно разоренные, и храмы, и книг стало выходить православных еще больше, чем прежде, и фильмы появились, и радио-, телепередачи…

И вера в народе живет, и в Церковь приходят всё новые и новые люди. Разве это - не великое чудо Божие?

«Но ведь и у тех, кто в церковь ходит, бывают и несчастья, и болезни»

Бывают. А сколько бывает исцелений - по горячим молитвам верующих!

Один из списков с иконы Божией Матери «Всецарица» находится в московском Ново-Спасском монастыре, возле метро «Пролетарская». Перед этой иконой особенно много молятся о раковых больных. И весь образ увешан золотыми крестами. Люди принесли их в благодарность Матери Божией за исцеления. Они бывали и в таких случаях, которые врачи признавали безнадежными. Врачи иногда так сами и говорят: «Это чудо. Мы не надеялись на выздоровление».

А рядом - монастырь Покрова Божией Матери, в котором находится рака со святыми мощами блаженной Матроны Московской. И на ее иконе - тоже множество пожертвованных крестов. Люди часами стоят в очереди, чтобы приложиться к ее святым мощам, попросить помощи в скорбях и болезнях. И половина пришедших стоит с букетами цветов в руках: в благодарность за полученную помощь.

Господь не избавляет нас от всех трудностей, от всех болезней, даже от смерти. Церковь Божия помогает человеку избавиться от главной беды - от вечной гибели души. Со смертью жизнь наша не кончается, а начинается главная наша жизнь - вечная. И только в Церкви возможно вечное спасение.

«Пока живем, надо жить, а не думать о смерти»

Для верующего человека смерть тела - это не конец жизни. Душа продолжает жить и по разлучении с телом. Она переходит в другую жизнь, жизнь безсмертную. Значит, только жизнь в Церкви и может дать нам настоящую, нескончаемую, вечную жизнь, семена которой мы сеем здесь, на земле, во время этой нашей быстро летящей временной жизни.

А мы считаем, что суета, которая наполняет нашу нынешнюю жизнь, и есть ее смысл, и есть вся наша жизнь. Всё куда-то несемся… Куда?..

В будущей жизни уже не будем ни о чем об этом думать, переживать. Не будем жить по своей воле.

Если, не приведи Господь, в ад попадем, там нас точно никто не будет спрашивать, чего мы хотим.

Одна раба Божия, прожив эту жизнь и оглянувшись на всё прошедшее, сказала:

Только и нужно было - ходить в церковь да делать добрые дела.

Еще ни один человек не избежал смерти оттого, что старался о ней не думать.

Нужно готовиться к будущей жизни. Нужно здесь так соединиться со Христом, чтобы не расстаться с Ним никогда.

Нынешняя жизнь тогда и станет жизнью истинной, исполненной великого смысла и наибольшей - пасхальной - радости.

Потому мы и празднуем так торжественно наш главный и любимый русский праздник - ПАСХУ ХРИСТОВУ.

Как должен выглядеть праздничный стол? Можно ли пить спиртное во время Рождества? Обязательно ли в этот день идти в церковь? На эти и другие вопросы читателей ответил протоиерей, доцент Минской духовной академии, пресс-секретарь Минского епархиального управления Сергий Лепин.

- Расскажите, пожалуйста, как правильно встретить светлый праздник?

Рождество - это один из самых больших праздников в христианском календаре, и верующие начинают к нему готовиться задолго до 7 января. Рождеству предшествует 40-дневный пост, во время которого христиане стараются очистить свою душу покаянием, молитвой, чтением Священного Писания. Конечно, на Рождество нужно посетить богослужение. Не стоит забывать, что Рождество - это не наш день рождения, а Христа, поэтому Его Богочеловечество должно явиться основной темой нашего размышления в этот день. Время праздников - время сугубого доброделания, поэтому правильно поступит тот, кто найдет возможность поздравить своих близких, посетить больных, заключенных, подаст милостыню или сотворит любое другое дело милосердия.

- Отец Сергий, можно ли отмечать этот праздник за накрытыми столами?

Они не только не запрещены, но и похвальны. Правда, во всем нужно знать меру. Святость Рождества не извиняет обжорства и пьянства, застольных сплетен и пересудов.

- А что нужно ставить на стол? Есть какие-то рекомендации церкви?

Главное - помнить, что празднование Рождества не должно затмевать идею самого праздника и святости данного дня. В этот день нужно думать больше о Христе, а не о салатах. Нет никаких рекомендаций, что должно быть на столе. Все, что мы любим и можем себе позволить. В день Рождества разрешаются любые продукты. Главное, чтоб без излишеств и суеверий.

- Можно ли во время Рождества пить спиртное? Если да, то какое?

С точки зрения церковного устава, спиртные напитки - это обыкновенный пищевой продукт, к которому нужно правильно относиться и уметь правильно употреблять. В Рождество не запрещено употреблять спиртное в принципе, но есть люди, которым стоит рекомендовать воздерживаться от алкоголя в частном порядке. Для зависимых людей в этот праздник лучше вообще не пить, чтобы не оскорблять родившегося Иисуса своим безобразным видом и скандалами.

Во время поста пенсионерам нельзя ругаться с невестками и зятьями

Во время Нового года я не удержалась и съела салат и копчености. Это очень большой грех - нарушить пост? Объясните, почему пост затрагивает новогоднюю ночь, когда соблазн так велик?

Новогодняя ночь припадает на пост лишь потому, что когда-то наше государство перешло на новый стиль. Если бы мы сейчас жили по старому стилю, то Новый год еще не наступил бы и первым мы бы праздновали Рождество, поэтому сейчас мы и вынуждены бороться с искушениями. То, что вы не удержались и нарушили пост - это грех. Не будем разглагольствовать про то, насколько он велик либо мал. В нарушении постов нужно каяться и стараться все же держать себя в руках. Пост продолжается - постимся дальше! Если вы празднуете Новый год, то готовьте для стола постные блюда.

Моей бабушке 85 лет, она соблюдает пост, но я вижу, что ей очень трудно ограничивать себя в еде. Отец Сергий, пост должны соблюдать все верующие или есть какие-то исключения?

Иногда возраст и болезни требуют пересмотра постного рациона. Его необходимо согласовывать не только со священником, но и врачом. Думаю, что строго соблюдать физический пост в таком преклонном возрасте не совсем правильно. Одно дело, если бабушка живет в обеспеченной семье и может под присмотром врачей компенсировать нехватку кальция другими продуктами, например морепродуктами. Но совсем иначе выглядит ситуация, если пожилой человек не ест, например, молочные продукты и при этом у него букет хронических заболеваний, связанных с пищеварением, кровообращением и сердечной деятельностью, остеопорозом и пр. От этих людей неправильно артикулировать идею поста именно с гастрономической стороны. Думаю, таким людям вернее было бы больше обратить внимание на духовную сторону, к примеру, больше молиться, меньше осуждать, высказывать недовольство жизнью, ругаться с зятьями и невестками и так далее. Пост должны соблюдать все, но сводить пост только к еде ни в коем случае нельзя! В подобных ситуациях нужно обращаться к приходскому священнику за конкретными рекомендациями исходя из знания индивидуальной ситуации.

Накануне Рождества ребенку лучше отказаться от конфет и мультфильмов

- Отец Сергий, что такое сочельник?

Рождественский сочельник - день накануне Рождества. Он происходит от слова «сочиво» - это блюдо, приготовленное из пшеницы или риса, в которое добавляют мед, изюм и грецкие орехи. Сочельник - это день строгого поста, раньше было принято не употреблять пищу до первой звезды, она является прообразом Вифлеемской звезды, которая привела волхвов к яслям Иисуса Христа. Однако если возраст, здоровье и навыки поста не позволяют воздерживаться от пищи долго, то можно поесть немного фруктов или овощей. Сочельник - это день не только строгого физического поста, но и особых духовных приготовлений и молитв. Нельзя 6 января ходить на увеселительные мероприятия, устраивать застолья.

- У нас в семье маленький ребенок. Он тоже должен соблюдать пост?

Вы сами вправе решить, как кормить малыша. Думаю, что лет до семи к идее поста ребенка нужно приучать, но лишь эпизодически, без фанатизма. Думаю, что лучше рекомендовать детям частично либо полностью отказаться от сладостей, компьютерных игр, мультфильмов, чем от здорового для их возраста питания. Хорошо в постное время сартикулировать внимание детей на духовном чтении.

Вот уже несколько лет мы с подружками гадаем в рождественскую ночь. Для нас это просто развлечение, но моя бабушка говорит, что это грех. Скажите, что в этом плохого?

Церковь всегда относилась к гаданию как греху. Этим мы не прославляем Иисуса Христа, а лишь оскорбляем. Гадание - наследие с языческих времен и никакого отношения к христианству не имеет. Священное Писание исключает ворожбу, гадание, колдовство, считая все это атрибутами идолопоклонства и, стало быть, нарушением первой и второй Божьей заповеди. Ворожба есть измена чистоте и святости христианского вероучения, она есть хула на Христа.

Супругам нужно воздерживаться от интимной близости 40 дней

- Можно ли во время Рождества молиться за усопших?

Конечно, ничто нам не запрещает молиться в праздничные дни за родных, ушедших в мир иной. В Рождество особенно чувствуется, как нам не хватает тех людей, которых мы любим и которые уже отошли в мир иной. Другое дело, что в этот день не совершается панихида по умершим, но церковь всегда во время литургии поминает усопших.

Мы с мужем постоянно обсуждаем один и тот же вопрос: можно ли заниматься сексом накануне Рождества? Как церковь к этому относится?

Накануне светлого праздника, а также во время 40-дневного поста нельзя вступать в интимную близость. Идея поста включает в себя ограничения, касающиеся не только еды, внешнего образа жизни, молитвы и так далее. К ней относятся и те ограничения, которые связаны с физическими удовольствиями. Супругам рекомендуется воздерживаться от интимной близости во время постов, а также накануне воскресных и праздничных дней.

Это очень индивидуальный вопрос, и вам нужно обратиться к местному священнику, чтобы получить личные рекомендации. Если же говорить обще… Апостол Павел пишет, что мы даже для поста и молитвы не должны уклоняться друг от друга, без взаимного согласия, чтобы не искушал нас сатана. Муж и жена должны уметь договариваться, идти на компромиссы. Однако эти уступки не должны быть «игрой в одни ворота». Есть время для уступок со стороны жены, но должно быть и время для уступок со стороны мужа! Муж должен быть внимательным к религиозным потребностям своей супруги.

Не стоит дарить открытки с ликом Иисуса

7 января моему отцу исполняется 50 лет. Мы хотели бы отметить юбилей, но раз день рождения приходится на светлый праздник, то не знаем, можно ли шумно отмечать юбилей или лучше празднование перенести на другой день?

Празднование дня рождения лучше перенести на другой день. Даже в церковной традиции иногда память того или иного святого может быть перенесена на другой день, если совпадает с великим праздником. Это же касается и простых людей. Не надо Рождество Христово смешивать с личным праздником. У вас будет замечательный повод собраться в другой день.

- Отец Сергий, посоветуйте, пожалуйста, что подарить близким на Рождество.

Главное, чтобы этот подарок принес радость вашим родным. Но лично я бы не советовал дарить какие-то рождественские сувениры или открытки, которые имеют сиюминутную значимость, но содержат в себе священные образы. Не раз приходилось видеть, как их небрежно выбрасывали, а ведь на них изображен Христос, Дева Мария, святые ангелы… К священным образам и символам нужно относиться благоговейно! Вообще тема коммерциализации Рождества - это особая тема! Уклоняйтесь от пустых, никому не нужных покупок, не поддавайтесь на истерию распродаж. Христос говорит: все, что мы пожертвовали нищим, это мы пожертвовали ему. Было бы здорово, если бы идея Рождества подвигала людей делать не просто бессмысленные покупки, а творить добрые дела.

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что можно и нужно делать в это время, а от чего стоит воздержаться, узнайте из этой статьи.

Празднование Рождества Христова уходит своими корнями в древность. 7 января православные христиане традиционно посещают церковь и молятся о здравии всех родственников и близких людей. В этот светлый день следует отдать предпочтение занятиям, развивающим личность духовно.

Что можно делать на Рождество

В праздник Рождества Христова следует возносить молитвы Высшим силам , прося у них благосклонности и милости ко всем людям. По возможности стоит посетить церковь и поприсутствовать на Божественной литургии. Поставить свечу и вознести слова благодарности можно и дома перед своими иконами.

В Рождество можно мыться и заниматься повседневными делами, если они нацелены на удовлетворение собственных нужд, а не на развлечение. Работа также не считается греховной, если силы направлены на заработок для пропитания и самого необходимого. Стирать одежду нужно только по мере необходимости, если дело безотлагательное.

Кропотливый труд, такой как вязание, вышивание и шитье, также приветствуются. Труд всегда был в почете. Если это не развлечение и досуг, а работа или подарок близкому человеку, дело считается Богоугодным и разрешено в любые церковные праздники.

Традиционные Рождественские гадания также имеют место быть в эту загадочную пору, однако церковь не одобряет оккультизм и не советует увлекаться тайными знаниями и заглядывать в будущее. На все есть воля Божья, и по его заветам стоит строить свой жизненный путь.

Близкие отношения между супругами также не возбраняются, если у них есть стремление продолжить свой род и обзавестись долгожданным потомством.

Народная примета гласит, что люди, совершающие в этот день покупки и походы по магазинам и рынкам, привлекают в свою жизнь достаток и финансовое благополучие. Можно также оставить несколько монет просящим, чтобы они помолились о вашем здравии.

От чего стоит воздержаться на Рождество

В великий церковный праздник нельзя браниться и вступать в конфликты и ссоры. Ваши негативные мысли вполне могут стать жизненными установками, и вы невольно запрограммируете себя на неудачи и невезение. Духовный рост и возвышение над негативом поможет избежать жизненных неприятностей и заручиться поддержкой Высших сил.

Считается, что в светлый праздник рождения Христа не следует надевать черные вещи, так как они символизируют траурные одеяния. Лучшим выбором будут нарядные вещи светлых тонов.

Под запретом находятся увеселительные мероприятия, направленные на достижение собственного удовольствия, а также распитие спиртных напитков в больших количествах. Этот день предназначен для работы во благо семьи и молитвам о спасении души и наставлении на путь истинный.

Постящимся не следует отступать от воздержания и потакать своим слабостям. Например, в рождественский сочельник принято не вкушать пищу до первой звезды и быть сдержанным в проявлениях эмоций.

Поход на кладбище и поминовение в этот день усопших также следует отложить. Церкви повсеместно молятся о здравии и славят Господа Иисуса Христа и Богородицу. На следующий после Рождества день поход на кладбище не возбраняется, и в церквях и храмах возобновляются молитвы о почивших.

Сила молитвы совершает чудеса и привносит в жизнь гармонию и благополучие. Следуйте за светом своей души и старайтесь подавить негативные проявления со стороны окружающих. Всего вам самого светлого, и не забывайте нажимать на кнопки и

05.01.2017 03:02

В православии есть множество важных праздников, одним из которых является Сретение Господне. Этот день наполнен...

Иногда людям свойственно совершать не свойственные им поступки. Например, ночью большая часть людей обычно спит. Но есть два дня в году, которые многие предпочитают проводить не в уюте домашней спальни, а в совершенно другом месте. Это Рождество Христово и Светлое Христово Воскресение, Пасха. И именно в эти дни случается так, что в храм приходят люди, которые в другое время сюда не ходят или ходят, но довольно редко. Что или, лучше сказать, Кто заставляет нас стремиться под церковные своды в рождественскую ночь? Ответ, наверное, прост...

Пастухи и волхвы

Здесь нужно отметить одну важную деталь, о которой задумывается не каждый. В рождест-венскую ночь человек, поставивший целью посетить богослужение, становится… волхвом или пастухом: Пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2 , 1-2); Пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях (Лк. 2 , 15-16).

Волхвы (ученые люди, наблюдавшие за звездами) проделали долгий путь, ведомые звездой, пастухи оставили свои стада, чтобы увидеть родившегося Богомладенца. Родившийся Спаситель мира объединил всех — и ученых мудрецов, и простых пастухов. И сейчас рождественское богослужение объединяет разных людей, делая их единым целым в желании поклониться Родившемуся, прославить Бога. И ученые волхвы, и простые пастухи шли с чистым сердцем, в котором жило лишь желание увидеть Того, ради Которого можно пожертвовать чем-то личным, претерпеть трудности пути или оставить без присмотра стада в поле. Христос рождается, чтобы пожертвовать Собой на Кресте. Человек в ответ на это должен учиться жертвовать самим собой.

Тем временем в храме…

Что же мы увидим в храме? По традиции, в центре ставится вертеп из еловых веток с иконой Рождества внутри. Но, наверное, в этот день весь храм можно назвать рождественским вертепом, в который люди приходят увидеть и прославить Младенца-Христа.

Как же Церковь прославляет родившегося Спасителя? Конечно, богослужением. Для большей ясности поясню, что любой церковный праздник — будь то Рождество Христово или память кого-то из святых — всегда начинается накануне вечером. Поэтому вечером 6 января во многих храмах совершается всенощное бдение. В древности это богослужение в полном смысле слова совершалось всю ночь — от захода солнца и до появления первых солнечных лучей ранним утром. В современной практике бдение служится накануне вечером. Всенощное бдение под Рождество особенное. Чтобы не перегружать читателя специальными терминами, просто скажем: рождественское всенощное бдение начинается с длительного чтения псалмов — древних гимнов, входящих в состав Библии. Чтение совершается при выключенных светильниках, храм освещается только свечами и лампадами. Но несколько раз чтение прерывается торжественным пением, царские врата (центральные двери главной части храма) открываются, а полумрак храма озаряется светом.

Сначала идет пение фрагментов древнего пророчества Исаии: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог! (Ис. 8 , 10). Святого пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом, потому что он больше и яснее других пророков возвещал о грядущем Спасителе. Слова с нами Бог — выражение духовной радости, радости осознания присутствия Бога среди людей.

Следующий момент — торжественное исполнение хором главного праздничного песнопения, то есть тропаря: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе!» (русс. пер.: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклониться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!» ). Этими словами Церковь прославляет Рождество Христа, через которое весь мир был озарен светом знания (разума, разумения) истинного Бога и Спасителя. Христос именуется Солнцем Правды — как солнце освещает все своими лучами, так и Христос призывает каждого человека просветиться светом Божественной истины. Затем снова продолжится чтение. В этом в очередной раз можно увидеть евангельскую символику: размеренная тишина ночи нарушается явлением славословящих Бога ангельских воинств, возвестивших пастухам Рождение Спасителя.

Это происходит на первой части всенощного бдения. Вторая его часть совершается уже при полном освящении: духовенство выходит на центр храма, совершается каждение вертепа с иконой, чтение Евангелия от Матфея, повествующее о Рождестве, а затем можно услышать важную составляющую бдения, которая называется каноном. Канон — это пение хором и чтение чтецом коротких молитвословий, раскрывающих смысл и значение праздника. Канон Рождества начинается пением хора: «Христос раждается — славите, Христос с Небес — срящите (русс. пер.: встречайте). Христос на земли — возноситеся (русс. пер.: воспряньте). Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославия» . Мы слышим призыв прославить Рождение Христа, воспрянуть в этой радости, с веселием петь прославившемуся Богу. Хору вторит чтец: «Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель, яко прославися» (русс. пер.: Того, кто создан был по образу Божию, истлел от преступления, весь подвергся тлению и лишился лучшей, Божественной жизни вновь восстанавливает мудрый Создатель, ибо Он прославился ). Эти слова являются ответом на вопрос: для чего рождается Христос? Для того, чтобы обновить и воссоздать падшего в грех Адама и всех его потомков, вернуть человеку то, чего он лишился грехопадением.

Нужно сказать и о том, что существует еще одна традиция совершения всенощного бдения накануне Рождества Христова: служба начинается поздним вечером, практически соединяясь с Литургией. Верующие молятся почти всю ночь, точно так же, как это было в древнехристианские времена.

Литургия

Божественная литургия — это самое главное церковное бого-служение, ведь ее кульминацией является Таинство Причащения, когда вся церковная община приобщается Святых Тела и Крови Христовых. На Рождество Литургия обычно начинается в полночь. Она также состоит из нескольких частей.

Особенность рождественской Литургии заключается в том, что во время ее первой части мы постоянно слышим песнопения, прославляющие родившегося Бога и Спасителя. Пение фрагментов специально выбранных для этой Литургии псалмов чередуется с молитвенными обращениями ко Христу: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» и «Спаси ны, Сыне Божий, от Девы рождейся, поющия Ти: аллилуия» (русс. пер.: Спаси нас, Сын Божий, рожденный от Девы, поющих Тебе: аллилуиа ). Богородица — главная участница Рождества, от Нее рождается Сын Божий. Поэтому верующие молят Господа о спасении по молитвам и заступничеству Его Пречистой Матери.

Затем на Литургии мы услышим чтение фрагмента из послания (письма) святого апостола Павла к Галатам о том, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4 , 4-5). И Евангелие от Матфея о поклонении Христу волхвов.

У рождественской Литургии есть еще одна особенность — чтение Рождественских посланий. Одно из них — послание Патриарха Московского и всея Руси, а другое — правящего епархиального архиерея. Оба послания оглашаются во всех храмах епархии. Рождественское послание — это одновременно и проповедь, раскрывающая смысл и значение Рождества Христова, и поздравление верующих — священнослужителей и мирян — с этим светлым и радостным праздником, а также и краткое подведение итогов уходящего года. Традиция подобных праздничных посланий, по крайней мере в России, получила широкое распространение в послевоенное время. Тогда, в условиях «запрета на религию», когда не было церковной прессы, а Патриарх и архиереи не могли обратиться к верующим через светские средства массовой информации, такие послания были практически единственным способом донести до паствы какие-то важные факты церковной жизни.

Времена гонений и запретов прошли. Но традиция праздничных посланий остается. Для чего это нужно сейчас? Это еще один знак единства верующих. Мы ходим в разные храмы, не у всех есть возможность попасть на архиерейское богослужение (да и при всем желании главный храм епархии, в котором совершаются архиерейские службы, не сможет вместить всех верующих). Но обращение епископа ко всей своей пастве через праздничное послание показывает каждому из нас целостность церковной общины.

Во время богослужения верующие молятся о Патриархе, правящем архиерее и служащем духовенстве. Патриарх, архиерей и духовенство обращаются с праздничным поздравительным словом ко всем верующим и одновременно к каждому из нас конкретно. Христос родился для всех нас. Поэтому и празднуем мы все вместе.

История или живая реальность?

Рождество — это не просто воспоминание о дне рождения Спасителя для земной жизни. Рождество — это не история, а живая реальность духовной жизни. Рождество Христово актуально для каждого из нас — здесь и сейчас. Потому что Спаситель для каждого из нас рождается и за каждого из нас умирает. Да, Он родился в Вифлееме, но родился ли Он в наших душах и сердцах? Этот вопрос ставит перед нами Рождество.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 24 (500)



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии