Гипнопедия. Гипнопедия: значение и история явления

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

греч. hypnos - сон и paideia-обучение, воспитание) - методика преподавания (обучения) в состоянии естественного сна путем подсознательного восприятия спящими людьми воспроизводимых записей лекций, учебных материалов, текстов; практиковалась в нашей стране в 60-е и 70-е гг.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гипнопедия

гр. – сон и обучение) – система научно-практического знания об обучении человека во время сна, а также под гипнозом. На сегодня считается доказанным, что это возможно, особенно при изучении иностранного языка, математических формул, химической символики. Методы гипнопедии: внушения, тихий голос, магнитофонные записи, фоновая музыка. Сущность гипнопедии в усилении восприятия внушаемого материала и снятии конкурирующего воздействия посторонних раздражителей. Истоки гипнопедии лежат в древневосточном монастырском опыте (буддизм, факиры, йоги). Как научная дисциплина начала складываться в 30-е годы нашего столетия. В России впервые применена в 1936 году, после чего была надолго запрещена. Гипнопедическое обучение требует специальной технологии, учитывающей возраст обучающегося, степень его умственного и физического утомления, тип и вид памяти, интонации речи педагога и многое другое. На современном уровне развития гипнопедии обучение под гипнозом запрещено как мало изученный акт, очень редко используется также обучение в естественном сне. В быту элементы гипнопедии использовались всегда: например, клали книгу под голову на ночь, предварительно ее прочитав, включали на ночь магнитофонные записи с иностранной речью и др. Гипнопедические приемы заучивания используются в автодидактике.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Гипнопедия - методика обучения во время естественного сна, заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи. Выводы некоторых ранних исследований дискредитировали эффективность методики, в то время как другие обнаруживали, что мозг действительно реагирует на раздражители и обрабатывает их, пока мы спим.

Обычно «сонную педагогику» (научное название — гипнопедия) применяют не только для изучения тех предметов, которые тяжело даются, но и для курса быстрого обучения.

По всей вероятности, во время медленного сна происходит консолидация следов, т. е. перевод их в долговременную память, а также освобождение емкостей оперативной памяти, во время быстрого сна «отреагирование» переживаний.

Гипнопедия (Обучение во сне). Вариант 1. Садятся у изголовья спящего. Прикасаются к его пальцу и слегка удерживают последний так, чтобы не разбудить спящего (при этом все же глубина сонного торможения у спящего уменьшается). Далее в течение 2-3 минут тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова «Спи-те глуб же, спи-те глуб-же», затем начинают то несколько замедлять ритм слов, то несколько ускорять его. Если при этом ритм дыхания спящего также начнет соответственно то ускоряться, то замедляться, контакт установлен и можно переходить к лечебным внушениям. До их производства целесообразно сказать спящему «Мой голос вас не будит, не пробуждает, .спите все глубже, глубже и глубже…». В случае, если при попытке установления раппорта спящий проснется, можно прибегнуть к описываемой ниже обычной технике гипнотизации -лучше всего легкими пассами и внушением наступления сна при помощи речи. Просить больного открыть глаза и фиксировать взглядом какой-нибудь предмет нецелесообразно, так как это может привести к рассеиванию просоночного состояния, если пробуждение от сна было неполным. Ориентировочная реакция проснувшегося и его недоумение по поводу происходящего делают погружение в гипнотический сон взрослых людей, заранее не предупрежденных об этом, весьма затруднительными.

Гипнопедия. Вариант 2. Больному днем разъясняют лечение внушением во время сна. Текст внушения записывают на ленту магнитофона и начало его (первые 1-2 минуты) дают прослушать в бодрствующем состоянии, чтобы в дальнейшем ослабить ориентировочную реакцию (если больной настаивает, разрешают прослушать весь текст). Предлагается поставить на ночь магнитофон или динамик от него недалеко от изголовья спящего и включить, когда тот будет лежать в постели и захочет спать. Больной должен заснуть под звуки передачи (после ее окончания магнитофон отключается либо автоматически, либо лицом, проводящим лечение).

На ленте записывается текст примерно следующего содержания, во многом напоминающий формулы гипнотизации: «Засыпайте спокойным сном. Ни о чем постороннем не думайте. По счету 30 будете спать. Раз… два… три…» и т. д. считают до 30 медленным, монотонным голосом - полушепотом, с паузами в 3-4 секунды между словами. «Спите спокойно, не просыпайтесь… С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше…» и далее следуют формулы лечебного внушения. Они произносятся тихим голосом, но внушающим тоном. Формулы повторяются с паузами в 3-4 секунды 5-6 раз. После этого следуют слова: «Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше», далее вновь идет серия внушений и так 5-10 раз. В заключение говорится: «Спите спокойным глубоким сном. Наутро будете себя чувствовать бодрым, хорошо выспавшимся». Сеансы обучения во сне повторяются ряд ночей подряд.

Внушение может проводиться и непосредственно врачом без применения магнитофона или он может включаться и выключаться помощником врача. Наступающий естественный сон сочетается с элементами сна гипнотического. Поддерживаемый речевой контакт при засыпании облегчает восприятие речи.

Да что там 1971 год! Тот факт, что спящий человек лучше усваивает и запоминает информацию, был подмечен еще в античные времена. Не очень способных учеников в древней Греции обучали специальным способом. Нет, не держали над пропастью, пока те назубок не выучат уроки, им просто предлагали прилечь отдохнуть, и за время сна учителя пытались «вложить» в их головы максимум необходимого учебного материала, который древнегреческие двоечники не могли запомнить во время занятий.

Выучить за 5 минут во сне, конечно, удавалось немного, но за часок – другой полудремы невыученный материал можно было наверстать.

Гипнопедия не может рассматриваться как замена другим методикам обучения, так как подходит для закрепления в памяти лишь некоторых типов информации (например, числовых таблиц, формул, иностранных слов, а также телеграфной азбуки, шифрованных кодов и другой узкоспециализированной информации). Успешность применения гипнопедии зависит от слишком большого количества факторов (типа информации, особенностей памяти и возраста обучаемого), чтобы говорить о массовом применении. В целях повышения эффективности варьируется количество и продолжительность сеансов обучения, интонация речи.

Для обучения в состоянии гипноза, а также искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), термин «гипнопедия» не применяется, так как в этом случае происходит гипнотическое или постгипнотическое внушение, имеющее другой механизм.

Гипнопедия - это наука об обучении или, более строго, о вводе и закреплении информации в памяти человека во время сна .

Сочетание слов «спать на уроке», «проспать лекцию» настраивает поначалу на легкомысленный лад. Быть может, поэтому многие откосятся к гипнопедии скептически. Другие (в основном энтузиасты юного возраста), напротив, уверовав во всесильность гипнопедии, полагают, будто заниматься теперь можно только по ночам, без отрыва от подушки, а днем играть в футбол или ходить в кино. Это крайние точки зрения. Истина в данном случае даже не посредине, а в стороне. Какова же она?

Если верить древним рукописям, приоритет в открытии гипнопедии принадлежит то ли египетским и греческим жрецам, то ли буддийским монахам: под их ночную диктовку спящие ученики будто бы заучивали священные тексты. В дальнейшем, по-видимому, секрет жрецов и монахов был утерян, поэтому в последующие столетия дело с гипнопедией застопорилось - до 1936 года, когда в Санкт-Петербургском институте охраны здоровья детей и подростков (ОЗДиП) появился молодой врач А. М. Свядощ.

Свядощ выбрал для кандидатской диссертации неожиданную для его коллег тему «Восприятие речи во время естественного сна».

Пять лет опытов в ОЗДиП и ряде других институтов и клиник над сотнями пациентов различного возраста, пола, психического склада подтвердили его убеждение в том, что во время естественного сна в некоторых случаях возможно восприятие речи - лекций, рассказов, глав из книг беллетристического, философского, технического и прочего содержания, а также слов иностранного языка, исходящих как от знакомых или незнакомых лиц, так и переданных в звукозаписи. Воспринятая речь при этом усваивается, не подвергается искажению и может быть воспроизведена после пробуждения. В отличие от сновидений , которые скоро забываются, она сохраняется в памяти не хуже, чем речь, воспринятая в состоянии бодрствования. Отсюда принципиальная возможность приобретения знаний во время естественного сна. Слова эти взяты из диссертации, которую А. М. Свядощ защитил в 1940 году.

Общеизвестен факт, что и во время сна мы воспринимаем ряд внешних раздражителей - яркий свет, звуки, запахи, прикосновения, тепло и холод (нередко они проникают и в наши сновидения - это знакомо почти каждому).

«Сторожевой пункт» - этим термином именуют теперь выработанное в процессе эволюции свойство мозга воспринимать во время сна внешние раздражители, причем - что очень важно - воспринимать избирательно, выделяя существенные. А какие именно существенны в данный момент - это зависит, как говорят психологи, от «предварительной установки».

Вы безмятежно спите под шум проезжающих по улице машин, трамваев, под скрип и хлопанье дверей, звяканье посуды, но просыпаетесь от слабого звонка будильника. Установка!

Мгновенно вскакивают по сигналу тревоги солдаты, за доли секунды до этого спавшие мертвым сном под грохот канонады.

Как бы ни был глубок сон матери, она сразу просыпается от плача своего ребенка.

Был проделан интересный опыт: ночью ребенка подменили. Когда чужой младенец заплакал, мать не проснулась. Малыш не успокаивался, и через несколько минут встал и подошел к кроватке отец: оказывается, по отношению к данному раздражителю (плач ребенка) его «сторожевой пункт» менее избирателен, чем у матери…

В опытах А. М. Свядоща неожиданной оказалась не сама способность мозга настраиваться во сне, словно радиоприемник на нужную «волну», на строго определенный раздражитель, а вид раздражителя. Ведь одно дело - настроить «сторожевой пункт» на сравнительно простое сочетание звуков, служащее к тому же всего лишь сигналом побудки, и совсем другое - настроить его так, чтобы человек воспринимал во сне несравненно более сложную последовательность звуков - слова, речь, с присущим им принципиально новым качеством, смыслом. И не только воспринимал, но и прочно запоминал! Оказалось, что такую способность испытуемые могут выработать у себя с помощью так называемой аутогенной тренировки.

Тренировка в опытах Свядоща занимала до трех месяцев и далеко не всегда давала желаемый результат. Но полученный громадный экспериментальный материал оказался трамплином для дальнейших работ в этой области…

В 50-е годы, когда исследования по обучению во сне возобновились у нас и начались за рубежом, гипнопедия оказалась на распутье: индивидуальное или массовое обучение? На Западе энтузиасты гипнопедии избрали путь индивидуального обучения.

Киевский ученый, кандидат филологических наук Леонид Андреевич Близниченко, отнюдь не умаляя некоторых достоинств индивидуального метода (позволяющего, например, вводить информацию спящему в домашних условиях), считал тем не менее необходимым добиться эффективного запоминания материала при массовом обучении во время естественного сна. Для этого следовало отказаться от индивидуального подхода к каждому обучаемому в отдельности и создать методику настройки «сторожевого пункта» одновременно у большой группы людей. Многим эта задача казалась принципиально невыполнимой - ведь даже в бодрствующем состоянии люди воспринимают и запоминают услышанное далеко не одинаково!

То, что полнейшая неудача первых опытов не обескуражила Близниченко, объясняется крайне важным обстоятельством, на которое я прошу читателя обратить особое внимание: он специалист по фонетике - науке о законах произнесения и восприятия звуковой речи. Только фонетист мог оценить в должной мере, какой это твердый орешек, и Л. А. Близниченко не очень-то рассчитывал разгрызть его «с налету». И только фонетист мог разработать стратегию и тактику правильной осады этой проблемы, а не действовать наобум.

Итак, в руководимой Леонидом Андреевичем лаборатории экспериментальной фонетики Института языкознания АН УССР уже много лет стараются ответить на старый как мир вопрос: чем отличаются звуки речи от всех других звуков на свете? С помощью электронной аппаратуры «ловят» произнесенные вслух слова и фразы и анатомируют их, определяя акустические характеристики речи - интенсивность, высоту, частотный состав, выявляют закономерности их изменения во времени. Снимаются тысячи кривых, составляются десятки тысяч таблиц… Как отдельные звуки складываются в слова, а слова - во фразы?

Каким образом эта последовательность воздушных колебаний несет в себе смысл? Как через логико-синтаксические связи речи взаимодействуют между собой язык и мышление? Вот на что должны пролить свет эти исследования. Одновременно изучается и физиология восприятия речи: при каких условиях люди лучше слышат, понимают и запоминают услышанное…

Фраза, сказанная голосом любого тембра, высоким или низким, быстро или медленно, шепотом или «криком», с акцентом, даже с речевым дефектом, выражает одну и ту же мысль. Интонация же может совершенно изменить смысл фразы. Для детей в доречевой период (так же, как для животных) интонация, по-видимому, вообще несет основную смысловую нагрузку (В. Мухина в своей книге «Близнецы» приводит тому убедительный пример: она спрашивала малыша «толстым» голосом «Где зайчик?» - он показывал на рисунок волка, «тонким» голосом «Где волк?» - на зайца).

Это - в бодрствовании. А во сне - когда речь, минуя сознание, проходит, по-видимому, в таинственную подкорку и фиксируется где-то там (где именно?), в древних, глубинных структурах мозга? Собственно, и задача спящего (если можно так выразиться) здесь совсем другая: не улавливать смысл слов и настроение говорящего, а «просто» запомнить слова и целые фразы так, чтобы они потом сами выскакивали из памяти в нужный момент.

«Направленность гипнопедической речи и ее интонационного оформления - запоминание информации, - пишет Л. А. Близниченко. Следовательно, коммуникативная функция ее - способствовать запоминанию материала».

А что может этому способствовать? Должна ли гипнопедическая речь существенно отличаться от обычной, и если должна, то чем - громкостью, тембром, темпом, интонацией? Несколько лет исследований понадобилось для того, чтобы установить: да, должна отличаться - и первым, и вторым, и третьим, и в особенности четвертым.

Не останавливаясь подробно на специфике гипнопедической речи (это слишком далеко бы нас увело), ограничусь лишь самой общей и сугубо качественной ее характеристикой: в сравнении с обычной она должна быть во всех отношениях «сглажена» - без интонационных «взлетов и падений», без резкого убыстрения и замедления темпа, без значительных перепадов громкости (в пределах одного сеанса; как мы увидим, от сеанса к сеансу громкость меняется). Полоса частот гипнопедической речи намного уже, чем обычной (всего лишь 120-150 герц), артикуляция более четкая, в связи с чем фразы произносятся дольше на 10-15 процентов по сравнению с нормальной, «дневной» длительностью их звучания. Словом, это почти та излюбленная иными лекторами монотонная речь, от которой слушатели непременно засыпают, стихийно приобщаясь к гипнопедии…

Для перехода непосредственно к гипнопедическим экспериментам подготовка фонетического плацдарма была условием необходимым, но недостаточным: ввод информации во время сна имеет помимо фонетической стороны еще и психологическую, и физиологическую.

Психологическая подготовка группы обучаемых - выработка у них предварительной установки на восприятие ночью речи (или, как мы называли ее выше, настройка «сторожевого пункта») по методике Близниченко стала значительно проще, чем у А. М. Свядоща, и занимает всего 2-3 сеанса. Физиологическая сторона предполагала определение фазы сна, при которой материал запоминается наиболее прочно.

Сон имеет «блочную» структуру: он состоит из повторяющихся циклов, каждый цикл длится примерно полтора часа и делится, в свою очередь, на пять фаз (стадий): дремотное состояние, легкий или поверхностный сон, сон средней глубины, глубокий и очень глубокий сон. Каждая фаза имеет свои особенности и свой характер электрической активности мозга, что позволяет физиологам опознать ту или иную фазу по электроэнцефалограмме

С 1961 года московские ученые доктор медицинских наук В. П. Зухарь, кандидат биологических наук И. П. Пушкина, И. П. Трикина, Е. Я. Каплан и кандидат медицинских наук Ю. А. Максимов проводят широки: психофизиологические исследования сна людей, которым вводится ночью самая различная информация, изучают их электроэнцефалограммы.

Работы этой группы (вскоре она «скооперировалась» с группой Близниченко, что пошло на пользу обеим сторонам и гипнопедии в целом) подтвердили, что выбор киевским ученым для ввода информации первых двух фаз сна оказался правильным.

Перейдем, однако, к результатам. Со времени первых массовых гипнопедических экспериментов по методике Л. А. Близниченко, проведенных зимой в 1963-1964 годах в Киевском высшем инженерном радиотехническом училище (КВИРТУ), прошло семь лет. За истекшие годы изучение иностранных языков с применением этой методики было организовано во многих городах (даже в Норильске, в тамошнем Индустриальном институте). По ней занимались преподаватели и студенты вузов и техникумов, научные работники, аспиранты и соискатели ученой степени (для сдачи кандидатского минимума по языку; я присутствовал на одном таком экзамене - 9 пятерок, 4 четверки), слушатели военных академий, инженеры.

В Днепропетровске и в Кривом Роге, в новых больших общежитиях для студентов техникумов, два этажа оборудованы спальнями-классами для гипнопедических занятий по методике Близниченко. Возможно, некоторые из вас помнят и об эксперименте, поставленном в городе физиков Дубне, где и гипнопедические сеансы, и дневные «аудиторные» занятия английским языком проводились через местный радиоузел. Аудитория была широкой - три тысячи человек. Результаты весьма обнадеживающие.

Я расскажу кратко о методике на примере занятий в Лаборатории иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, именуемой в просторечии ночной школой (что и короче, и точнее).

Результаты работы этой лаборатории мне лично кажутся наиболее впечатляющими. В «ночной школе» обучались разговорной речи (немецкой и английской) студенты-первокурсники Московского химического политехникума. Курсы различной длительности: одно-, двух-, трех- и пятимесячные. Я был свидетелем занятий немецким языком с первой экспериментальной группой из 13 учащихся (возраст 15-18 лет, образование 8 классов), о них и расскажу.

Курс немецкого языка применительно к методике Близниченко разработала методист Лидия Яковлевна Гарбуз. Она же начитала на пленку «ночные тексты», она же проводила и вечерние занятия. Перед началом курса ребятам подробно объяснили сущность нового метода, сняли с него «покровы таинственности» (психологическая подготовка). Затем в течение трех ночей они привыкали к спальням-классам, к новому режиму сна, после чего начались собственно занятия. От без четверти девять до половины десятого - вечерний урок, 15 минут на умывание, чистку зубов и - в постель. У изголовья кровати - тумбочка, на ней - динамик.

Ровно в 21.45 он оживает - звучит «предсонная» программа: голос Лидии Яковлевны ровно, без эмоций, но громко и отчетливо произносит новые слова, словосочетания и так называемые базисные модели. Их от 35 до 70 (а один из уроков содержал их даже 192!). Ребята слушают - работает слуховая память. Повторяют за динамиком - работает моторная память. В руках у них листки с текстом, в нем те же слова, словосочетания и базисные модели - работает зрительная память.

22 часа: листки отложены, свет выключается, программа продолжает звучать. Текст тот же. 22.05 - уровень звучания снижается. Все засыпают - одновременно, как по команде.

С 22.15 до 22.35 громкость постепенно снижается до еле слышимой и на этом уровне голос Л. Я. Гарбуз вновь и вновь повторяет новый материал. Без пяти одиннадцать программа выключается.

В шесть утра она опять начинает звучать - еле слышно, в 6.10 звучит громче, в 6.20 - совсем громко. В 6.25 включается свет.

Таких занятий у экспериментальной группы было поначалу 39, продолжались они в общей сложности два месяца. За это время учащиеся усвоили 1600 слов, устойчивых словосочетаний и идиоматических выражений (то, что они усваиваются в основном ночью, а не во время «предсонной» программы, доказано было еще раньше опытами в КВИРТУ, где перед сном давали среди прочих контрольные «слова-ловушки», которые ночью не повторялись).

Обычный курс немецкого языка для техникумов, рассчитанный на два года (160 часов), дает лексический запас в 900-1000 слов.

Но разница не только и не столько количественная. Выставленные экзаменационной комиссией оценки (12 пятерок, 1 четверка) дают весьма слабое представление о знании языка ребятами, прошедшими курс «ночного обучения». «Высокая техника чтения текста, хорошее произношение, беглый перевод, умение говорить быстро и употреблять заученные лексические единицы в новой ситуации», - констатировала комиссия, особо отметив умение учащихся «инициативно начать и продолжить разговор». Это, кстати, первое, что поражает посетителя «ночной школы».

На уроках я обратил внимание на огромное число даваемых ребятам идиом («Он не в духе», «Это уж слишком!», «Шутки в сторону!», «Он может часами висеть на телефоне и переливать из пустого в порожнее» и т. д. и т. п.) - слишком большая роскошь при традиционных методах обучения иностранному языку, ибо там «не до жиру».

С такой лексикой можно читать не только худосочные, препарированные тексты из хрестоматий, но и художественную литературу - настоящую, неадаптированную, в подлиннике, с такой лексикой можно понять живую разговорную речь - на улице, на сцене, на экране. И все это - за два месяца!

«Признайтесь, - увещевал я, - вы зачислили в экспериментальную группу «отборных», особо одаренных к языкам?» - «Нет, самые обычные первокурсники». В чем же дело? Неужели в одних лишь ночных сеансах, где «вкладываются» в головы - неведомо как - бесчисленные слова и обороты? Нет, конечно: «знать слова» и «знать язык» - далеко не одно и то же. Можно вызубрить словарь в 60 тысяч слов и не уметь двух слов связать (об этом, увы, часто забывают). Владение словарным запасом должно быть АКТИВНЫМ! Но «чтобы говорить, нужно говорить» - нестареющая мудрость древних римлян. На вечерних уроках в «ночной школе» почти не закрывают рта: слова, словосочетания, фразы - короткие и длиннющие - сменяют друг друга в умопомрачительном темпе. Преподаватель не дает передышки ни себе, ни учащимся.

Таким образом, гипнопедия, этот инструмент механического запоминания большого объема информации, играя в учебном процессе (пока, во всяком случае) роль подсобную, вспомогательную, дает мощный эффект лишь в сочетании с методикой активного освоения этой информации в бодрствующем состоянии.

Применительно же к обучению иностранному языку гипнопедия, не гарантируя сама по себе овладения им, избавляет от нудной, иссушающей душу зубрежки, особенно нетерпимой в юности, экономит время и силы, позволяя тем самым отработать навык устной речи в очень сжатые сроки.

Это принципиально важно, и вот почему: если при выработке какого-либо навыка (не только языкового) ощутимый успех не достигается длительное время, обучаемые, как правило, теряют веру в то, что успех вообще когда-нибудь достижим, - навык становится для них «журавлем в небе». Напротив, если начинает «что-то получаться» - пусть немного, но быстро, обязательно быстро! - обучаемый чувствует эмоциональный подъем - мощный союзник дальнейшего закрепления, совершенствования и окончательной отработки навыка. Стратегия длительной осады, на мой взгляд, противопоказана выработке любого навыка - несравненно эффективнее здесь стратегия штурма или, если хотите, массированного удара (когда грамоте обучали по складам в течение нескольких лет, многие так и не могли осилить эту премудрость - она начинала казаться уделом избранных). Я бы назвал это психологическим эффектом быстрого результата.

В «ночной школе» эффект этот работает в полную силу: атмосфера на уроках приподнятая, радостная, ребята словно участвуют в захватывающей игре, да оно и понятно - почувствовали себя в языке, как рыба в воде, а мальчишку или девчонку, только что научившихся плавать, из воды не вытащишь, дай им волю и целыми днями будут резвиться в волнах…

Ну, а какова прочность усвоения? Не улетучивается ли впоследствии из памяти материал, введенный во сне? Через восемь месяцев после экзамена была проведена повторная проверка. Процент воспроизведенных лексических единиц от 98,1 до 100 - это намного стабильнее, чем при традиционных методах обучения языку!

Привлеченная в арсенал педагогики как средство ввода в память информации, гипнопедия преподнесла в качестве «бесплатного приложения» неожиданный и очень ценный подарок.

Еще во время первых массовых экспериментов в КВИРТУ, «гоняя» утром взад и вперед по тексту своих соседей по спальне-классу с целью проверить, как они усвоили ночную программу, я обратил внимание на загадочный факт: те же самые люди, которые еще накануне вечером, повторяя вслед за диктором английские слова и фразы, коробили слух ужасающим произношением (это была группа начинающих), утром щеголяли артикуляцией заправских англичан…

Артикуляция… Слово это существительное, а не глагол, но преподавателями иностранных языков оно воспринимается в страдательном залоге. Язык, как известно, без костей -попробуйте установить его по координатам, указанным преподавателем! Хорошо еще, если они более или менее определенные… («Прикусите кончик языка… нет, нет, не высовывайте, вы не у врача,- самый кончик, ват так. Повторяйте за мной: «the»… да не «ды», а «thе»… ну вот, теперь у вас «зы» получается… ну-ка, еще раз: «the»… боже мой, кошмар какой-то!») Ох уж эта артикуляция!

Единственное наглядное пособие здесь - губы, зубы и язык преподавателя, поскольку заглядывать ему в рот как-то неудобно, а гортань, при всем желании, он не сумеет показать. Единственное средство контроля - собственные уши и, что гораздо вернее, - уши преподавателя, ибо свой голос мы слышим далеко не таким, каков он на самом деле. Единственная возможная система организации работы - труд до седьмого пота, труд в сущности вслепую, методом проб и ошибок, методом последовательного приближения - пока не получится…

И вдруг - нате вам: после ночного прослушивания (или во время?) правильная артикуляция получается как бы сама собой! Каким-то непостижимым пока образом мозг во сне осуществляет, минуя сознание, коррекцию фантастического по сложности речевого аппарата, подгоняя под артикуляционный образец диктора.

«Автокоррекция» речевого аппарата во время сна по артикуляционному образцу «ночного диктора» не могла, естественно, не заинтересовать и логопедов. Сейчас группа Близниченко разрабатывает совместно с логопедами курс исправления дефектов речи (в том числе заикания).

Хочу остановиться теперь на «щекотливом» вопросе, с которого, быть может, следовало бы начать статью: последствия гипнопедического метода для здоровья обучаемых.

В «ночной школе» неусыпный медицинский контроль над учащимися осуществляют психиатр доктор медицинских наук Владимир Петрович Зухарь, психолог кандидат биологических наук Ирина Павловна Пушкина, нейрофизиолог кандидат медицинских наук Юрий Анатольевич Максимов. На каждого из ребят заведена «Карта динамического психофизиологического обследования».

Проверяется общее состояние нервной системы, характер сна, работоспособность, внимание, утомляемость, память, сообразительность, способность к выработке и перестройке психомоторных навыков. Данные наблюдений еще раз свидетельствуют: обучение иностранному языку с использованием гипнопедического метода абсолютно безвредно для здоровья.

Учащиеся засыпают быстрее, чем обычно, и сон их спокойнее. Усталости нет и в помине, днем они чувствуют себя бодрыми и трудоспособными. Память улучшается - лучше запоминается информация, воспринятая и в бодрствующем состоянии.

Где еще может применяться гипнопедия? Что, помимо слов иностранного языка и - об этом уже писали - телеграфного кода, можно без зубрежки «вкладывать» в голову с ее помощью? Да все, что требует механического запоминания: формулы (математические, химические и т. д.), таблицы, хронологические даты, технические, медицинские, юридические и тому подобные термины…

Группа В. П. Зухаря провела много опытов по вводу во сне информации самого разнообразного характера, все они дали отличные результаты. Испытуемые, например, за четыре ночи заучивали таблицу Менделеева. Давались названия каждого элемента по-русски и по-латыни и атомный вес, скажем: кислород - оксигениум - шестнадцать. (Текст, между прочим, начитывал Юрий Борисович Левитан).

В другом опыте спящим диктовали подборку из двадцати неизвестных им фармакологических названий - пипальфен, солутан, папаверин, диаскарб и т. п. (они не могут избавиться от этих слов до сих пор).

В третьем опыте испытуемым (отнюдь не историкам) сообщали во сне экзотические сведения типа: жена Сократа - Ксантиппа, отец Аристотеля - Никомах, дедушка Улугбека - Тимур. Спустя две недели участники опыта выпаливали эти семейные подробности без запинки, хотя некоторые из них понятия не имели, кто такой Улугбек.

Хорошо запоминались и стихи.

Одновременно точно такая же информация давалась контрольным испытуемым - для заучивания обычным способом. Оказалось, что гипнопедический метод сокращает время на заучивание в пять раз, причем запоминание более прочное и длительное. Вероятно, помимо собственно обучения его целесообразно применять везде, где требуется точная передача материала (лекции, доклады, сцена - заучивание роли и т. п.).

Методика Л. А. Близниченко в ее варианте для массового обучения может быть использована, очевидно, там, где есть возможность оборудовать спальни-классы и студию для воспроизведения ночной программы: студенческие и иные общежития, школы-интернаты, военные училища и академии. Но и туда, где нет подходящих условий, путь гипнопедии не заказан. Это ведь (помните определение?) наука о вводе и закреплении информации в памяти человека во время сна. Естественный сон, о котором говорилось в этой статье, не единственный вид сна. Есть еще, например, сон гипнотический - его гипнопедия тоже вовлекла в свою орбиту. Но это уже тема отдельного разговора…

- Ж. Константиновский

Искусственные методы, расширяющие возможности памяти (гипнопедия, фармакологические средства)

В данном разделе не ставиться цель дать какие-либо рекомендации по применению описываемых методов, так как они достаточно сложны, а кроме того непосредственно касаются соматической составляющей человека, а потому при неправильном использовании могут навредить здоровью. Так что приведенная ниже информация носит исключительно ознакомительный характер, а более детальная информация об описываемых техниках может быть найдена в специальной литературе.

Гипнопедия

Гипнопедия (от греч. ‘ύπνος – сон и παιδέα – обучение) – метод обучения во время естественного сна. Предполагается, что он использовался еще в храмах Древней Индии, когда буддийские монахи нашептывали тексты старинных священных книг своим ученикам. Возрождение метода произошло в первой половине ХХ века. В 1936 году советский ученый А. М. Свядош доказал, что во время сна человек может воспринимать и запоминать информацию, а она при этом не искажается и, что важнее всего, может быть воспроизведена после пробуждения. Большой вклад в возрождение метода внес профессор Л. А. Близниченко, который провел большое количество опытов по изучению особенностей гипнопедической речи. Гипнопедию используют, главным образом, при обучении иностранным языкам, хотя это не единственная область ее применения.

Приведем основные принципы гипнопедического метода:

2. Громкость речи. Обычная разговорная речь не подходит, гораздо лучше шепот. Перед засыпанием речь должна быть громкой, затем через пять минут после засыпания громкость снижается и речь едва слышна, а перед прекращением сеанса громкость увеличивается (мы, вероятно, еще помним одно из положений по организации процесса запоминания о том, что на начало и конец должно приходиться большее число повторений, чем на середину; здесь число повторений заменяется увеличением громкости звука).

3. Скорость речи. Скорость произношения запоминаемого материала должна быть увеличена на 10-15% по сравнению с обычной скоростью речи, то есть скорость речи должна быть около 160-170 слов в минуту.

Что нужно для обучения?

1. Рабочее место, оснащенное специальной аппаратурой. Помещение должно быть изолированно от внешних шумов и иметь благоприятные условия для сна (кровать). Под аппаратурой подразумеваются приборы для контроля сна и устройство для воспроизведения звука.

2. Программированные материалы, то есть правильная запись учебного материала на магнитофон. Учебные материалы должным быть в двух вариантах: печатном и звучащем, между которыми не должно быть расхождений. Материал записывается на кольцевую ленту и, таким образом, будет постоянно повторяться.

3. Контроль за усвоением материала после занятий (утром).

4. Врачебный контроль за состоянием обучающегося до и после практики.

Днем происходит первичное осмысление материала, создается впечатление о нем, ночью происходит запоминание. Обучение во сне имеет четыре фазы:

Фаза I. Студент не спит, работает зрительная, слуховая, моторная память (читает, слышит, повторяет вслух). Длительность – 15 минут (кольцевая лента проходит 3-4 раза).

Фаза II. Студент только слышит материал, засыпает. Длительность – 45 минут (лента повторяется 7-8 раз).

Фаза III. Студент спит. Речь в динамике едва слышна (длительность – 15 минут (повторение ленты – 3-4 раза), затем магнитофон выключается и идет обычный ночной сон.

Фаза IV. Магнитофон включается за 30 минут до пробуждения. Сначала речь почти не слышна (5 минут), затем громкость постепенно увеличивается (лента повторяется 3-4 раза).

При правильном применении метода достигаются достаточно высокие результаты. Например, в течение семестра студенты, изучавшие иностранные языки при помощи описываемого метода в одном из московских ВУЗов, выучили на 30% больше иностранных слов, чем их однокурсники, не пользовавшиеся гипнопедией. Гипнопедия доказала свою эффективность. Однако некоторые ученые ставят под сомнение естественность сна, которым спит обучающийся во время сеанса. Они считают, что это скорее гипноз, а потому предостерегают от возможных пагубных последствий этого не до конца изученного феномена.

Фармакологические методы улучшения памяти

Все описанные выше методы требуют определенных усилий, фармакологические же методы усилий не требуют, именно поэтому так активно ведутся поиски «таблетки памяти» (кстати, одна такая недавно якобы была найдена в Индии. Ее производят из одного из местных растений. Она облегчает состояние даже у людей с болезнью Альцгеймера). Как правило, вещества, улучшающие память это некоторые химические соединения, стимулирующие активность нервных клеток. Среди таких средств можно назвать камфакинам – вещество, повышающее чувствительность нервных клеток к электрическим импульсам. По итогам исследования было отмечено улучшение кратковременной памяти (быстрота счета у молодых людей увеличивалась на 20%, а у пожилых – до 50%).

Отметим, кроме того, положительное влияние алкалоидов (таких как кофеин (в кофе) и теофилин (в чае)) на память. Они препятствуют преждевременному разрушению естественных источников клеточной энергии (молекул циклического аденозинмонофосфата (АМФ)), тем самым сохраняя клеткам энергию для активной работы. Кроме того, увеличивается количество всех медиаторов; за счет некоторых из них повышается настроение, что создает благоприятный фон для восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации.

С химической точки зрения, важным фактором хорошей памяти является сбалансированное питание. Пища должна содержать в достаточных количествах: белки, витамины, магний, кальций, глютаминовую кислоту (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы).

Скажем также несколько слов о веществах, ухудшающих память. Ухудшают память так называемые холинолитические (антихолиноергические) средства. Они уменьшают количество важнейшего медиатора – ацетилхолина. К данной группе средств относятся атропин, сколопамин, метамизил и др. Они проявляют в виде ухудшения долговременной памяти. Также ухудшают память алкогольные напитки и курение.

Вообще с разного рода химическими веществами, могущими изменить метаболизм, нужно быть крайне осторожными. Мозг сам по себе является огромной химической лабораторией, вырабатывающей сотни различных веществ и всегда это происходит в самый подходящий момент. Это процессы, заложенные в человеке генетически и выверенные тысячелетиями филогенеза, и потому наверное не стоит вклиниваться в столь совершенную систему. С помощью различных химических средств «мы можем усилить пламя, но не можем добавить в костер топлива».

В предыдущих девятнадцати разделах мы попытались указать на различные способы з

В фильме "Большая перемена" Леонов во сне "записал на корочку" урок истории… Как сейчас помню: "В середине 19 века, Германия оставалась преимущественно аграрной страной…" Записал Леонов на корочку не совсем то, что следовало, метод был объявлен сомнительным, практиковать его не стали. И напрасно...

Мое первое знакомство с обучением во сне

Лет двенадцать назад читал я Агату Кристи со словарем. Незнакомые слова выписывал в тетрадку. Потом надиктовывал их на магнитофон таким образом: слово на английском, его перевод, повтор на английском. Затем следующие слово-перевод-слово и так далее...

Потом свою запись я прослушивал по несколько раз. Обнаружилось, во-первых, что заучивать слова таким способом можно сотнями. Во-вторых, что состояние дремоты при прослушивании напрашивается само собой. Приятной дремоты, сродни той, что возникает при аутогенной тренировке.

Итак, можно дремать и слушать сквозь полусон и сквозь сон. Кому-то под музыку и радиопередачи спится даже лучше, чем под тишину. У тех же, у кого со сном все слишком хорошо, кто привычно с первых минут в сон проваливается, метод может по началу не пойти.

Почему это возможно

Это не правда, что во сне мы ничего не слышим. Мы все слышим, но мало чего осознаем - входящая информация анализируется бессознательно. Именно поэтому возможно пробуждение по условному сигналу, возможен гипноз, возможно обучение во сне. Возможен также и разговор со спящим, находящимся в осознанном сновидении - но это уже о другом…

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт, потому человек может поддерживать контакт (раппорт) с окружающим миром. Сон со сторожевым пунктом будет частичным. Но дело в том, что всякий сон частичен, во всяком сне мозг работает, как работают сердце, легкие и другие органы, управляемые тем же мозгом.

Почему гипнопедия обычно не утомляет

Итак, простая работа, запоминание слов, к примеру, во время сна происходит сама собой, не требуя контроля со стороны сознания. При этом мы не только не устаем во время работы, но отдыхаем, высыпаемся... Неутомимость - это не особенность обучения во сне. Это особенность правильного выполнения любой рутинной работы. Правильно организованная работа не утомляет, а приносит отдых. Во время сна труднее заниматься неправильно, то есть бороться против собственной природы, потому утомление во сне менее вероятно. Оно возможно, если человек все-таки берет с собой в сон неправильные подходы.

Хотя утомление не возникает, все же с какого-то момента, мы чувствуем, что с уроками достаточно. То же мы чувствуем и наяву при правильной работе (а при неправильной мы это чувствуем еще до начала работы). Возникает чувство заполненности информацией, которой надо дать время уложиться… Начинающему может хватить 15 минут. Опытный может заниматься сколько угодно…

Двойная скорость

Я работал с магнитофоном, умеющим копировать записи с двойной скоростью (и воспроизводить на двойной скорости, стало быть).

Слова, воспроизведенные с двойной скоростью, чуть труднее воспринимаются на слух, особенно первое время. Вообще же двойная скорость очень скоро перестает восприниматься, как двойная. Соответственно скорость заучивания возрастает в 2 раза и более. Почему более? Потому что паузы, во время которых происходит забывание материала, сокращаются.

Материал, записанный со спешкой, воспринимается как слишком быстрый, и работа с ним утомляет. Материал, записанный неторопливо, неторопливым воспринимается и на двойной скорости - двойная скорость просто не замечается. Видимо, субъективная скорость зависит не столько от реальной скорости, сколько от соотношений пауз и проговоров, отрывистости речи и других аналогичных моментов.

Карточки, двойная ротация и обучение во сне

Почему я со временем отказался от заучивания слов по такой системе? Потому, что работа с карточками в двойной ротации оказалась эффективней.

Можно ли совместить заучивание во сне с двойной ротацией? Можно, но на надиктовку уйдет как раз столько времени, сколько потребуется для заучивания. То есть, это имеет смысл лишь в том случае, если надиктованным материалом пользуются много пользователей, а не только тот, кто надиктовал. Или же, если "карточки" перебирает и читает вслух компьютерная программа…

Компьютерные программы можно найти у нас на сайте в разделе Обучалок. Минисловарик выписывает незнакомые слова из текста в автоматическом режиме. Перетащил файл на словарик - готов словарь всех слов или только новых для вас слов. Загрузил словарь в Мнемокарточки - учишь себе во сне в режиме двойной ротации…

Я стараюсь не засыпать, при заучивании слов: я ловлю слова не только на слух, но и отслеживаю их написание. Делаю это вполне естественно в полудреме, время от времени открывая глаза. Как-то я заснул и, когда проснулся, подумал, что все забылось, что связь была потеряна… Но, когда вернулся к словам, распознал их к своему удивлению как уже знакомые.

Заучивание слов во время сна - трюк не простой. Но слушать радиопередачи сам бог велел.

Прослушивание радиопередач

Но оставим заучивание слов. Прослушание во сне радиопередач - прекрасная языковая практика. Не обязательно во сне - в полудреме можно (и даже в бодрствовании). Метод подходит тем, кто уже может читать без словаря, и при чтении понимает, о чем идет речь, пусть незнакомые слова встречаются достаточно часто.

BBC транслируется 24 часа в сутки и всё на английском. На другой частоте ВВС часть времени транслируется на русском. NPR - 24 часа в сутки американского английского…

Передачи повторяются время от времени, постепенно заменяясь новыми - прямо двойная ротация, оптимальный вариант для обучения. Всегда современно, интересно.

Качество приема должно быть хорошим. У меня стоит спутниковая тарелка. Телепередачи я не смотрю, но радиопередачи слушаю. По ночам в наушниках. На худой конец в приделах Москвы можно обойтись и обычным радио с хорошим приемом на средних волнах, но уже в Подмосковье качество приема снижается очень заметно. Наушники должны быть самого высокого качества - тут недопустимы никакие компромиссы.

Во сне у меня сохраняется восприятие на уровне звуков, слов, словосочетаний, предложений. Иногда английская речь встраивается в сновидения. Тогда снится человек, говорящий на уверенном английском, и я чувствую, что вроде понимаю его, но, о чем он говорит, понять не могу… То есть, полное понимание еще не присутствует. Иногда сновидение рисует картины по мотивам тех текстов, которые прослушиваются.

Если я чувствую, что достаточно наслушался - отключаю, не насилую свою психику.

Засыпается под радио хорошо. Для кого-то гипнопедия может быть средством от бессонницы. Под радио многие и засыпают, но чаще всего под свое, под родное.

Чуток преувеличивая, скажем: чтобы освоить иностранный, нужно пропустить через себя гигабайт "распознанного" текста (тысячу толстых книжек). Благо English - язык динамичный, стремительный - раза в два быстрее русского. Без слушания (аудирования) не обойтись. Почему бы ни делать этого во сне?

Продвижение в языке

И, конечно, не следует сводить процесс освоения языка к прослушиванию. Тексты нужно и читать время от времени. Новая лексика, к примеру, усваивается именно в процессе чтения. В процессе чтения мы можем выбрать собственный темп работы с материалом. И тут важно не спешить…

Даже человек, способный читать без словаря, сначала при прослушивании не понимает почти ничего - только отдельные слова. Со временем "распознанные" слова начинают встречаться все чаще и чаще. Потом распознаются отдельные предложения. Потом приходит понимание, о чем идет речь. Потом полное понимание, с затрудненным еще запоминанием. Наконец, полное понимание и запоминание…

Анализатор работает сам собой. Кто понимает, уже не может произвольно отключить понимание (этот трюк доступен только йогинам).

Способность анализатора не возникает вдруг. Развитие анализатора - процесс, требующий времени. Он подобен процессу роста дерева, который можно замедлить, но можно ли искусственно ускорить? Сколько времени требуется, чтобы тексты, понимаемые при чтении, стали хорошо понимаемы и на слух? Быть может год… Пока не могу сказать определенно по причине своего очень постепенного входа в гипнопедическую практику. Определенно могу сказать, что гипнопедия работает.

Уровни понимания

При прослушивании текста можно выделить 4 уровня понимания:

  1. Распознается фонетика
  2. Распознаются лексика и грамматика, но смысл не улавливается
  3. Все понимается, но не запоминается
  4. Все понимается и запоминается

Можно, конечно, сделать уточнения, на каждом уровне выделить подуровни…

Достаточно того, что во сне анализатор практикуется, обеспечивая понимание на уровне лексики и грамматики. Не рассчитывайте, что после прослушивания во сне вы научитесь говорить. Вы научитесь воспринимать на слух - не более того. Но и это умение вам пригодится.

Не во сне, так при засыпании

Даже если связь во время сна теряется совершенно, достаточно того, что засыпая вы слушали. Кто бы что ни говорил, если вы хотите освоить язык, вам рано или поздно предстоит слушать реальные радиопередачи. Перед сном - не плохое для этого время. И в полудреме неплохо, а можно и во сне.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии