Физическая культура физкультура. Физическая культура и здоровье. Ходьба в течение минуты

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В современности физическая культура и здоровый образ жизни являются типом человеческой жизнедеятельности. Физическое воспитание осуществляет прямое воздействие на человеческие взаимоотношения в пределах общества, формирует человека как личность. Воспитание, имеющее направленность физического типа, а также спортивные занятия, считаются средствами здорового образа жизни. Они осуществляют развитие всесторонних и гармоничных качественных характеристик личности.

Воспитание физической направленности является педагогическим процессом, который нацелен на формирование общества, обладающего крепким здоровьем, совершенными физическими данными, а также социальной активностью.

Изучение физической культуры необходимо всем людям, так как нынешние условия жизнедеятельности стремительно ведут к снижению уровня человеческой двигательной активности. Такой дефицит влечет за собой падение уровня человеческой трудоспособности к умственной и физической деятельности, уменьшает способность организма к борьбе с заболеваниями.

Взаимосвязь, основу которой составляют ЗОЖ и физическое воспитание создают возможности для всестороннего развития личности в перечисленных ниже областях. Стоит учесть, что развитие личности этими средствами является специфичным процессом, который невозможно заменить иными методами.

  1. Моральное воспитание. Во время спортивных тренировок человек испытывает повышенные физические нагрузки. Они играют огромную роль в обеспечении получения человеком таких характеристик, как сила воли, дисциплинированность, решительность, выдержка, самообладание, смелость, уверенность. Соревнования в спортивной среде раскрывают многие моральные качества, например, уважение, честность;
  2. Умственное. Регулярные занятия спортом повышают умственную работоспособность. В период активной умственной работы необходимо проведение регулярных спортивных занятий. Однако подбирать систему упражнений требуется в соответствии с индивидуальными особенностями человека и его уровнем здоровья;
  3. Эстетическое. Средствами физических упражнений тело человека гармонично развивается не только с визуальной стороны, но и с внутренней, заключающейся в приобретении утонченных выразительных движений, энергичной активности. После тренировки человек испытывает эстетическое удовольствие, созданное собственными силами. Этот факт повышает значимость здорового образа жизни, заставляя человека соблюдать все его элементы с целью достижения максимального результата;
  4. Трудовое. Физическое воспитание наделяет человека качествами, которые подготавливают его организм к выполнению полезного обществу труда или работы. Этот тип развивает целенаправленность, трудолюбие, сознательную ответственность за свой труд.

Принципы физической культуры

Базу культуры физического типа составляют следующие основные принципы:

  • всестороннего и гармоничного личностного развития;
  • взаимосвязи физического воспитания и практической жизни;
  • оздоровительного действия.

Ведение здорового образа жизни и изучение культуры физического типа вместе представляют собой средство, занимающее первое место в обеспечении развития человека как личности. Эти факторы способны не только произвести положительные изменения биологического характера, но и выработать нравственные убеждения, привычки, развить внутренний духовный мир человека. Именно поэтому каждый человек обязан знать о здоровом образе жизни и соблюдать его основные элементы, регулярно давать своему организму физические нагрузки.

О здоровом образе жизни

Укрепление уровня собственного здоровья является долгом всех людей, населяющих нашу планету. ЗОЖ представляет собой активную трудовую, семейную, бытовую, а также деятельность человека, направленную на обеспечение досуга и общественные нужды.

Базовые элементы

Здоровый образ жизни образуют некоторые элементы, среди которых требуется выделить:

  • развитие тяги к здоровым привычкам и навыкам с детства;
  • поддержание благоприятной среды обитания, характеризующейся безопасностью, а также получение знаний о воздействии окружающих предметов и явлений на человеческое здоровье;
  • исключение вредных привычек;
  • формирование и регулярное выполнение принципов правильного питания;
  • ведение физически активной жизнедеятельности, выполняя упражнения, характерные возрастным особенностям, а также учитывающие индивидуальную физиологию;
  • соблюдение гигиенических процедур, а также знание техники оказания первой помощи;
  • регулярное закаливание;
  • в отдельный пункт помимо базовых элементов принято выделять самочувствие: духовное, интеллектуальное, эмоциональное.

Питание

Существует два закона правильного питания, которые должны соблюдаться каждым человеком.

  1. Получаемая и расходуемая энергия должна быть уравновешена. При получении излишка энергии (пищи) человек начинает полнеть. Доказано, что этой проблеме в настоящий момент подвержено более 33% людей в нашей стране. Полнота провоцирует развитие атеросклероза, сахарного диабета, появление сердечных болезней, гипертонии, а также других заболеваний.
  2. Рацион человека должен представлять собой разнообразное меню, которое может реализовать потребности организма в необходимых пищевых волокнах, белках, жирах, углеводах, минералах, а также в витаминах. Большинство поступающих с пищей веществ самостоятельно не вырабатываются внутренними органами организма, а их отсутствие грозит развитием опасных болезней, а в некоторых случаях и летальным исходом.

Каждому нужно знать основные правила рационального питания, которые помогут в обеспечении здорового образа жизни:

  • получение организмом пищи должно осуществляться исключительно при ощущении голода;
  • человеку следует отказываться от еды при наличии болей, лихорадки, повышения температуры, а также во время умственного или физического недомогания;
  • перед сном необходимо воздерживаться от пищи;
  • не стоит есть до и после трудной работы, физической и умственной активности.

Полезный режим питания имеет 4 ступени:

  1. первый завтрак составляет 25% рациона;
  2. второй завтрак составляет 15%;
  3. обед образует 40%;
  4. ужин – 20%.

Человеку необходимо ужинать не позднее, чем за полтора часа до сна. Все приемы пищи рекомендуется осуществлять в одно и то же время, чтобы организм выработал условный рефлекс. Ни в коем случае после еды нельзя выполнять физические упражнения, необходимо оставлять время для переваривания еды. Питание, организованное по всем перечисленным принципам, обеспечивает правильное формирование организма, сохраняет здоровье человека, повышает работоспособность и продлевает жизнь.

Процедуры закаливания являются мощнейшим оздоровительным средством, которое помогает избежать развития многих заболеваний, улучшить кровообращение, нормализовать обмен веществ, повысить работоспособность человека, а также продлить ему жизнь.

Существует огромное разнообразие видов закаливания, каждый из которых несет пользу человеческому организму. Наибольшую эффективность от закаливания можно получить во время проведения специальных процедур, основанных на температурном воздействии. Во время закаливания, требуется соблюдать принципы процедуры, чтобы извлечь из нее максимальную пользу:

  • закаливание должно иметь систематический и последовательный характер;
  • при выборе процедур требуется учитывать индивидуальные особенности человека, его уровень здоровья и общее состояние эмоционального фона.

Одной из эффективных процедур закаливания считается контрастный душ, принятый по окончанию физической нагрузки. Такой вид закаливания укрепляет нервную систему, сосуды эпителия и подкожной клетчатки, развивает способность к терморегуляции, стимулирует нервные механизмы. Контрастный душ благотворно влияет не только на взрослых, но и на детей.

Тренировки

Важнейшим условием ЗОЖ является активный двигательный режим, который основан на регулярных тренировках. Занятие спортом позволяет укрепить и сохранить здоровье, развить физические качества человека, сыграть огромную роль в обеспечении профилактики изменений возрастного характера.

Физическое развитие характеризуется следующими качествами:

  • увеличение уровня силового критерия;
  • развитие выносливости и быстроты;
  • работа над улучшением ловкости;
  • работа над гибкостью человеческого тела.

Работа над каждым из них укрепляет здоровье. Однако не каждое качество будет повышать уровень здоровья в том же объеме, как и другие. Чтобы произошло формирование устойчивости к болезням, требуется развивать выносливость, являющееся самым ценным качеством. Желательно, чтобы выносливость развивалась в тесной взаимосвязи с закаливанием и другими элементами здорового образа жизни.

О физической нагрузке

Постоянные физические упражнения, входящие в основу жизнедеятельности человека, являются главным способом его стремления к гармонии. Стоит учесть, что многая двигательная активность, совершаемая в результате какой-либо работы, не являет собой физические упражнения. Ими можно считать исключительно индивидуально подобранную систему движений, имеющую целенаправленное действие на органы и системы, и отвечающую за формирование качеств физического плана, а также за коррекцию дефектов телосложения.

Физическое воспитание требуется прививать человеку с детства, так как оно позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему, развить костный и мышечный скелет.

Физические нагрузки дадут положительный результат при соблюдении трех важных правил:

  • требуется тщательно подбирать систему упражнений в зависимости от уровня здоровья человека;
  • нельзя заниматься спортом во время болезни или в первые дни после излечения;
  • не следует выполнять упражнения за час до или в течение 2 часов после приема пищи.

Во время спортивных занятий человеческий организм отвечает на него встречной реакцией, активизируя все внутренние органы и системы. Из-за этого происходит расход энергии и улучшение костного и мышечного скелета спортсмена, а также растет подвижность нервных процессов.

Именно благодаря регулярным спортивным тренировкам достигается эффективный рост уровня физической подготовленности человека. С целью достижения максимального оздоровления и улучшения телосложения многие люди придерживаются принципов здорового образа жизни. Это способствует повышению тяги к соблюдению режима занятий спортом, а также ускоряет появление желаемого результата.

Гигиена спорта

Здоровый образ жизни подразумевает под собой обеспечение безопасной среды, которая окружает человека. На спортивных тренировках также следует проявлять активность в обеспечении оптимальных условий для занятий. В гигиену спорта входит создание мероприятий гигиенического характера, которые будут способствовать укреплению иммунитета, росту работоспособности, выносливости, а также скорейшему достижению результатов.

Так как выполненные упражнения способствуют не только росту мышечной массы, но и создают воздействие на все органы и системы организма, следует обращать особое внимание на гигиену окружающей среды.

  1. В условиях тренировки на природе происходит повышение общего оздоровления, так как наряду с упражнениями проводится закаливание и обогащение организма кислородом. Также происходит увеличение емкости легких.
  2. В условиях пониженных температур:
    • наблюдается усовершенствование функции организма, отвечающей за теплорегуляцию;
    • происходит понижение чувствительности к низким температурам;
    • проводится профилактика простудных заболеваний.

Стоит отметить и получение повышенного эффекта от тренировки, что обусловлено увеличением интенсивности и плотности занятия.

Гимнастика

Основным элементом физического воспитания выделяют гимнастику. Гимнастика являет собой систему, которую образуют специально разработанные физические упражнения, осуществляемые посредством методических приемов. Ее функцией считается общее физическое развитие, а также усовершенствование двигательных навыков и оздоровление.

Существует несколько разновидностей гимнастики:

  • утренняя зарядка – это система физических упражнений, выполняемая после пробуждения на протяжении четверти часа. Зарядка необходима для быстрого перевода человека из пассивного состояния в активное, а также она заряжает бодростью;
  • производственная гимнастика выполняется на протяжении 10 минут средствами простейших упражнений, которые способны настроить человеческий организм на рабочий лад. Во время рабочего процесса такую зарядку следует делать несколько раз, чтобы снять усталость, и повысить работоспособность. Этот вид гимнастики подбирается специально для каждой профессии;
  • профессиональная гимнастика, имеющая прикладной характер, подразумевает под собой регулярное выполнение упражнений, которые развивают только необходимые группы мышц. Обычно этот вид занятий используется для того, чтобы помочь человеку в максимальной мере овладеть трудовым мастерством профессии;
  • основная гимнастика обучает человека прикладным двигательным навыкам (например, бег, ходьба, метания и другие), упражнениям гимнастического и акробатического характера;
  • вспомогательная спортивная гимнастика необходима для развития определенных физических качеств, характерных для разных видов спорта;
  • прикладная военная гимнастика обеспечивает формирование физических навыков к быстрым действиям, учитывая специфику военных специальностей;
  • атлетический тип гимнастической тренировки состоит из системы упражнений с использованием отягощений и без них. Необходима для обретения стройной фигуры и рельефной мускулатуры;
  • лечебную гимнастику используют для восстановления подвижности при повреждении каких-либо частей тела, а также для устранения недостатков телосложения при ранениях, травмах, болезнях.

Базовые упражнения

Физическое воспитание достигается необязательно спортивными тренировками, оно может основываться и на регулярном выполнении любого типа зарядки. Для достижения большей эффективности от здорового образа жизни необходимо хотя бы по утрам выполнять зарядку, основой которой являются некоторые упражнения.

Ходьба в течение минуты

Во время выполнения дыхание должно иметь ровный характер, спина должна быть выпрямлена.

Разминание мышц шеи

Для этого необходимо поставить ноги на ширину плеч, а руки расположить на поясе. Головой следует выполнять круговые движения сначала в правую сторону, а потом в левую (по 5). Такие упражнения следует выполнять плавно и медленно.

Разминание рук

Для этого требуется поднимать руки, соблюдая последовательность:

  • вверх;
  • за область головы;
  • одна рука направлена вверх, вторая в сторону и наоборот.

Повторять цикл действий нужно с первого пункта 6 раз.

Разминание предплечья

Необходимо встать так, чтобы ноги были на ширине плеч. Кисти должны быть сжаты в кулак. Предплечьями следует осуществлять круговые движения по 5 раз в каждую сторону.

Базовое положение: верхние конечности согнуты в области локтей, а сами локти разведены в стороны на уровне грудной клетки. Выполняются движения в стороны, распрямляя руки, а назад – обратно сгибая их в локтях. На разведении рук следует сделать вдох, на сведении – выдох. Необходимо осуществить 6 повторов. Руки должны быть на одном уровне на протяжении всего упражнения.

Исходное положение: одна рука направлена вверх, другая – вниз. Энергично, но плавно следует менять положения рук 6 раз. При выполнении требуется следить за ритмичностью дыхания.

Расположив ноги на ширине плеч, нужно направить руки вперед и выполнять туловищем наклоны в направлениях:

  • к левой нижней конечности;
  • вперед;
  • к правой нижней конечности.

Выполнить необходимо 6 циклов наклонов, при этом следует стремиться достать пальцами до пола.

Упражнение на пресс

Из положения «лежа» необходимо перевести тело в положение «сидя». Руки должны быть убраны за голову. При выполнении следует следить за дыханием: лежа – вдох, сидя – выдох. Повторить задание нужно 20 раз.

Приседания

Ноги на ширине плеч, руки расположить на талии. Во время приседания руки вытягиваются вперед, стопы не отрываются от пола. Делать задание нужно 20 раз.

Следует присесть и расставить ноги как можно шире. Руки сжать в замок и начать переносить вес то на левую ногу, то на правую, выполняя присест. Сделать нужно по 10 раз на каждую ногу.

Необходимо выпрямить спину и ровно встать. Осуществлять следует простой перекат с пятки на носок 15 раз. Делать это упражнение необходимо в медленном темпе.

Прыжки

Осуществлять прыжки необходимо 15 раз, меняя положение рук и ног: при выдвигании левой ноги вперед, руки необходимо поднять, а при правой вперед – опустить.

Прыжки: ноги в стороны, рука одна вперед, другая назад; ноги вместе – обратное положение рук.

Отжимания

Необходимо принять упор «лежа», расставив широко руки. Следует согнуть руки в области локтей, чтобы опустилось туловище, а затем вернуться в исходное положение.

Восстановление сердечного ритма и расслабление мышц: ходьба с замедлением в течение двух минут.

Итог

Физическая культура представляет собой элемент общей человеческой культуры, а также неотъемлемую часть здорового образа жизни. ЗОЖ помогает не только в обеспечении укрепления здоровья, но и способен избавить от врожденных и приобретенных болезней. Ведение здорового образа жизни и занятия спортом необходимы для активизации умственного и физического труда. Особенно в таком физическом воспитании нуждаются дети, чтобы образовался фундамент для их физического развития и здоровья.

Научно-технический-прогресс, в том числе научно-техническая революция, предъявляет повышен­ные требования к организму человека, а это понижает сопротивляемость некоторым видам заболева­ний. В профилактике и лечении функциональных расстройств, неврозов или нарушений деятельности системы кровообращения, т.е. тех заболеваний, ко­торые нередко встречаются в настоящее время, значительную роль играют занятия спортом. Производительность труда и физкультура. Как по­казывает практика, физкультура является ценным средством повышения производительности труда. Улучшение физического состояния содействует по­вышению выносливости, уменьшает подвержен­ность травмам.

Спорт и возраст. Способность организма к трени­ровке неодинакова в разные периоды жизни. Но в каждом периоде занятия спортом могут оказы­вать положительное влияние на организм.

Спорт в детском и подростковом возрасте. Физиче­ское воспитание, проводимое в виде регулярной спортивной тренировки, является одним из ос­новных средств, способствующих оптимальному физическому развитию. Вырабатывая определенные формы поведения, оно играет решающую роль в формировании личности.

Способность к восприятию физических нагрузок у детей и подростков раньше зачастую недооцени­валась. Юный организм очень пластичен и обла­дает способностями к приспособлению, и для его оптимального развития необходимы довольно сильные двигательные раздражители. Вызванная с помощью физического воспитания приспособляе­мость и моторные процессы могут сыграть боль­шую роль в жизни подростка. Этим объясняются хорошие спортивные достижения юных гимнастов, прыгунов в воду и фигуристов. Само собой ра­зумеется, сложные движения могут быть освоены только при наличии соответствующей общей физи­ческой подготовленности. Желательна по возмож­ности разносторонняя физическая подготовка юных спортсменов.

Профилактические мероприятия направлены в первую очередь на придание правильной осанки и на опорный аппарат, который необходимо пред­охранять от чрезмерных нагрузок.

Возраст и высокие спортивные результаты. Высокие спортивные результаты зависят от вида спорта и достигаются в диапазоне от 16 до 30 лет. В фи­гурном катании, плавании и спортивной гимнасти­ке подростки зачастую добиваются выдающихся спортивных достижений. В видах спорта, требую­щих максимального общего физического развития (например, тяжелая атлетика, бег на длинные ди­станции), высокие результаты достигаются в возра­сте 20-30 лет. В видах спорта, требующих длитель­ной выносливости (марафонский бег, лыжные гон­ки, шоссейные велосипедные гонки), средний воз­раст особенно высок: здесь нередко возраст веду­щих спортсменов составляет 35 лет. Наибольшее возрастное расхождение наблюдается в технических видах спорта.

Снижение работоспособности происходит по-разному в отдельных органах. Так же и для всего организма в целом снижение работоспособности происходит индивидуально и в зависимости от требований, предъявляемых в данный момент. Сначала сниже­ние работоспособности как таковой не ощущается. Первый настоящий спад спортивных результатов (работоспособности) проявляется между 30 и 35 го­дами. Дальнейшими «вехами» является примерно возраст между 45 и 65 годами. В этом возрасте спортивная нагрузка должна соответствовать рабо­тоспособности организма и его биологическим воз­можностям. Именно с увеличением возраста очень большую роль для оптимального функционирова­ния организма играют двигательные раздражители. Необходимо стремиться к разносторонней трениовке, в которой основное внимание уделяется ком­понентам выносливости. Высокая интенсивность не рекомендуется, но в то же время «прогулки» являются малоэффективными раздражителями для организма.

С помощью физических упражнений можно за­медлить старение организма и продлить его актив­ность.

Спорт и организм женщины. Специфические особен­ности организма женщины должны учитываться при занятиях спортом. Исследования показали, что женщины, занимающиеся спортом, легче переносят менструации, беременность и даже климактериче­ский период. Анатомические и биологические ха­рактеристики женщины позволяют ей добиться в среднем 60-90% работоспособности мужчины в зависимости от требований вида спорта, которым она занимается.

Женщина, которая в среднем меньше мужчины и легче его, обладает в целом относительно боль­шим объемом тела при одновременно меньшей мы­шечной массе. Ее жировые отложения больше, чем у мужчины. Процентное соотношение мышц жен­щины к массе ее тела составляет у нетренирован­ной женщины 30%, а у нетренированного мужчины 40%. Также отмечается и качественная разница в мускулатуре. Сопоставление поперечного сечения мышцы женщины и мужчины показывает, что ра­ботоспособность мужской мышцы выше. Эта разница в работоспособности объясняется главным образом гормональными причинами. Объем туло­вища по отношению к длине тела у женщины боль­ше, чем у мужчины, таз у женщины шире, конечно­сти короче, хрящевое покрытие коленных суставов и межпозвоночные диски чувствительнее. Удельный вес женщины меньше, чем мужчины. В период по­лового созревания организм девочек отличается не­устойчивостью, в особенности это касается сердца и кровообращения. Нарушения кровообращения, головокружения, обморочные состояния и го­ловные боли ни в коем случае не должны служить основанием для запрета на занятия спортом. На­оборот, дозированные физические упражнения оказывают положительное влияние на половое со­зревание. Беременность протекает у спортсменок без осложнений благодаря большей стабильности их организма и его способности лучше приспосаб­ливаться к физическим нагрузкам.

Процесс родов, в особенности период выхода ре­бенка, зачастую короче у спортсменок благодаря тому, что у них более сильные мышцы живота. Бы­вает и так, что вследствие более сильных мышц дна таза процесс родов иногда замедляется.

Естественно, начиная примерно с четвертого ме­сяца беременности, следует отказываться от уча­стия в соревнованиях, а также от повышенных фи­зических нагрузок. Тренировку умеренной интен­сивности можно проводить до шестого месяца беременности. В течение последних трех месяцев беременности следует выполнять специальные гим­настические упражнения для беременных. В период кормления следует избегать значительных физиче­ских нагрузок.

Гимнастика, проводимая в послеродовом перио­де, представляет собой особую форму физических упражнений, сочетающих бережное отношение к организму и тренировку, приспособленную к со­стоянию восстановления здоровой роженицы. Упражнения для мышц живота способствуют вос­становлению растянутых брюшных стенок. Их за­дача заключается в том, чтобы восстановить силу напряжения мышц, помогая при этом кровообра­щению и дыханию, и предотвратить образование тромбозов в венах и таким образом ускорить пере­ход организма женщины к нормальному функцио­нальному состоянию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

Раздел 1. Здоровый образ жизни

1.1 Резервы организма

1.2 Основные элементы здорового образа жизни

1.3 Рациональное питание

1.4 Закаливание

Раздел 2. Физкультура и здоровье

2.1 Физические упражнения

2.2. Гигиена физических упражнений

2.3 Гимнастика

2.4 Утренняя гимнастика

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Раздел 1. Здоровый образ жизни

1.1 Резервы организма

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4).

Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3. Психические резервы.

1.2 Основные элементы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

1.3 Рациональное питание

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

Прием пищи только при ощущениях голода.

Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела.

Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Наиболее полезен для детей и подростков школьного возраста четырехразовый режим питания:

1 завтрак -- 25% суточного рациона

II завтрак --15% суточного рациона

обед --40% суточного рациона

ужин --20% суточного рациона

Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 1,5 ч до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни.

Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.

При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере.

Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения.

Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

1.4 Закаливание

В России закаливание издавна было массовым. Польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.

Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру. Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Раздел 2. Физическая культура и здоровье

2.1 Физические упражнения

Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. (Жизненная емкость легких -- наибольший объем выдохнутого воздуха после наиболее глубокого вдоха.) Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно -- 62,3 и 52,8 кг. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.

2.2 Гигиена физических упражнений

На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.

2.3 Гимнастика

В Древней Греции долгое время атлеты выступали на соревнованиях в одних легких плащах. Однажды один из победителей состязаний во время бега потерял плащ, и все решили, что без плаща ему было легче бежать. С той поры все участники соревнований стали выходить на арену обнаженными. По-гречески “обнаженный” -- “гимнос”; отсюда появилось слово “гимнастика”, к которой в древности относили все виды физических упражнений.

В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления.

Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с зарядки.

“Лучшего средства от хвори нет -- делай зарядку до старости лет”, -- гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 10--15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику, выполняемую после сна. Она помогает организму быстрее перейти от пассивного состояния к активному, необходимому для работы, создает хорошее настроение и дает заряд бодрости. Поэтому гимнастические упражнения полезно выполнять не только утром, но и днем, для чего на многих предприятиях введена производственная гимнастика. Перед началом работы в течение 7--10 мин выполняется комплекс простейших упражнений, подготавливающих организм к предстоящему труду (вводная гимнастика), а затем два раза (до и после обеда) на предприятиях раздается звонок, останавливается производство и начинается 5--7-минутная физкультурная пауза: рабочие и служащие выполняют специально подобранные для каждой профессии гимнастические упражнения. Давая отдых нервной системе, эти упражнения снимают утомляемость и способствуют высокой работоспособности.

Судите по себе: когда, занимаясь домашними уроками, вам приходится долго сидеть за столом, то со временем появляется желание потянуться (а такое движение -- гимнастика) или пройтись по комнате. Так и у рабочих со временем возникает потребность изменить положение тела, “размять косточки” и хотя бы минутку передохнуть. Для них физкультурная пауза -- большое подспорье, и рабочие многих профессий в течение смены выполняют по 3--5 индивидуальных физкультминуток.

Совсем иное дело -- профессионально-прикладная гимнастика: регулярные занятия специально подобранными упражнениями предусматривают преимущественно развитие тех групп мышц и двигательных. Навыков, которые необходимы для более быстрого овладения трудовым мастерством в определенных профессиях.

А во всех школах и учебных заведениях есть обязательный предмет -- основная гимнастика. В ее программе -- обучение прикладным двигательным навыкам (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метания, преодоление различных препятствий, равновесия, переноска груза), а также несложным гимнастическим и акробатическим упражнениям. К основной гимнастике относится и так называемая оздоровительная гимнастика (та, что передается по телевидению), предназначенная для самостоятельных занятий на досуге. Она необходима тем, кто не может почему-либо посещать занятия группы здоровья.

В тренировку каждого спортсмена непременно включаются занятия спортивно-вспомогательной гимнастикой, развивающей определенные физические качества, необходимые для разных видов спорта.

Составной частью физической подготовки в Вооруженных Силах является военно-прикладная гимнастика. Ее задача -- всестороннее развитие физических способностей к быстрым действиям в военной обстановке с учетом специфики военных специальностей.

А кто хочет обрести стройную фигуру с красивой, рельефно выделяющейся мускулатурой, тот занимается атлетической гимнастикой. Она состоит из общеразвивающих упражнений с предметами -- отягощениями (металлические палки, гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры, гири, блочные устройства и др.) и без предметов. Вместе с тем предусматриваются занятия различными видами спорта, дающими разностороннюю физическую подготовку.

Наконец, лечебная гимнастика призвана восстанавливать подвижность поврежденных частей тела и устранять недостатки телосложения, появившиеся в результате ранений, травм или болезней.

В следующем подразделе мы подробнее рассмотрим утреннюю гимнастику.

2.4 Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.

Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств. Для занятий утренней зарядкой удобно пользоваться следующим комплексом упражнений:

Таблица 1

Описание упражнения

Дозировка

Методические указания

В среднем темпе

Ходьба (можно на месте)

Дыхание ровное, спина прямая, голову не наклонять

Медленно

И.П. Ноги на ширене плеч, руки на поясе.

Круговые движения головы влево и вправо

5-влево 5-впаво

Упражнение выполняется плавно без рывков

Медленно

Потягивание.

Поднять руки в следующей последовательности:

за голову;

одну руку вверх, другую в сторону затем наоборот;

вернуться в исходное положение

Нужно отвести назад плечи и голову и напрячь все мышцы тела; если одна или две руки вверху, посмотреть на их кисти.

В среднем темпе

Исходное положение тоже.

Кисти сжаты в кулак, круговые движения предплечьями

5 раз в одну и 5 раз в другую сторону

Следить за осанкой.

Энергичные движения рук.

Руки согнуты, кисти на уровне груди. Движения согнутыми и прямыми руками:

в стороны - прямыми

назад - согнутыми

5-7 повторов

Руки не опускать, держать на одной линии

В среднем темпе

Круговые движения руками вперёд и назад

По5 раз в каждую сторону

Голову не наклонять, спина прямая.

Из положения “одна рука вверх” движения руками назад со сменой положения рук:

правая вверх, левая вниз

наоборот

Энергичные движения рук.

Ноги на ширене плеч, руки вперёд. Наклоны туловища:

К левой ноге

Дата создания: 2013/11/26

По данным Министерства РФ за 2009 год до 70 % учащихся к выпускному классу школы имеют нарушенную остроту зрения, 40 % - хронические заболевания, более 60 % - нарушенную осанку. Я выбрала тему: «Влияние физических упражнений на здоровье человека» так как считаю, что в настоящее время этот вопрос актуален не только для детей, но и для взрослых. Люди мало времени уделяют своему здоровью. Ведется малоподвижный образ жизни. К сожалению, у многих сложилось твердое убеждение, что вопрос здоровья или не здоровья целиком и полностью зависит от врачей. Другими словами дети и взрослые считают, что если врач будет лечить хорошо, мы будем здоровы. Однако в последнее время ученые доказали обратное. «Здоровье человека только на 10 % зависит от системы здравоохранения, на 20 % от наследственности, на 50 % от образа жизни и на 20 % от окружающей среды».

Не все современные люди имеют необходимые знания для сбережения своего здоровья.

Состояние физической культуры в РФ

В настоящее время физической культурой и спортом в РФ занимается 10 % населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 %. Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 70 %. Детский врач Леонид Рошаль, глава Общественной палаты РФ по здравоохранению, утверждает: « Здоровье российских школьников было хуже только во время войны и революции. Основные причины этого: питание, физкультура в школе, экология… Я не говорю о спорте, я говорю о физической культуре. Спорт сам по себе, это не здоровье, а правильно поставленная физкультура, выполнение различных физических упражнений - это здоровье». В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых и производственных коллективах. Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступным учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для многих миллионов трудящихся. Негативные процессы начались с 1991 года. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказывались от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывали, продавали, передавали их другим собственникам или использовали не по назначению. Радует что в последние 3 - 4 года развитие физической культуры и спорта стало важной составной частью государственной социально-экономической политики. В Лянторской СОШ № 1 в основном имеется все необходимое для занятий физической культурой. Однако уроки физкультуры, как и в других школах России, воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к таким, как математика, физика, история, литература, русский и др. Поддавшись сложившемуся в педагогической среде отношению учителей - предметников к урокам физкультуры как к чему-то необязательному, ученики часто пренебрегают ими. Да и родители, порой, не имея на то достаточно серьезных оснований, стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры. «Настало время переосмыслить роль уроков физкультуры…»

Движение и его роль

Движение - это самый мощный стимулятор всех процессов происходящих в организме.

Ребенок никогда бы не вырос во взрослого человека, не совершая огромного количества движений. Вообще, в процессе эволюции наш организм создавался максимально приспособленным к движению и полноценно мог существовать только подвергнутый различным вибрациям, встряскам, сжатиям, растяжениям и другим, физическим и гравитационным воздействием.

И это неудивительно, если знать, что наш организм представляет собой громадных размеров поверхность, заключенную (сжатую) в сравнительно небольшой объем.

35 литров жидкости нашего организма должны постоянно циркулировать доставляя все необходимое клеткам и удаляя все ненужное. В свою очередь, "обслуживающий персонал" клеток: печень, легкие, кожа, почки и кишечник - должны быть чистыми и здоровыми, чтобы вовремя удалять токсины усталости.

И вот тут-то движение: ходьба, бег, физические упражнения и так далее - позволяют многократно увеличивать циркуляцию жидкостей в организме. Во время движения мышцы сокращаются, выдавливая жидкость в кровеносное русло, помогают продвижению венозной крови к сердцу. Сильно возросшая циркуляция крови способствует вымыванию и выбрасыванию токсинов. В результате весь человеческий организм может функционировать на более высоком уровне, - повышается качество жизни.

Виды движения

Ходьба

Ходьба - наиболее простое и доступное средство, приемлемое для людей всех возрастов. Процент травм во время ходьбы наименьший по сравнению с более интенсивными видами движений, а удовольствие не меньше. Ходить надо интенсивно, но по самочувствию.

Добиваться легкой испарины и поддерживать её в процессе ходьбы. Возросший кругооборот жидкости и дыхание позволят эффективно удалять шлаки усталости из организма, оздоравливать внеклеточную среду. На движение крови по венам эффективно влияет подсос, возникающий при движении диафрагмы ("венозного сердца") во время дыхания. Но этого оказывается весьма мало для того, чтобы поднимать кровь вверх против силы тяжести.

Поэтому природа создала на внутренних поверхностях вен от пальцев рук до плеча и от пальцев ног до бедра, через промежутки около 4 см, особые клапаны - карманы. Эти клапаны позволяют пропускать кровь только в одном направлении - вверх, к сердцу. Их 22 на венах ног и 17 на руках.

При каждом сокращении мышц ног или рук, возникающем при ходьбе, вены сжимаются от мышечного сокращения, и кровь проталкивается вверх. При расслаблении кровь под действием силы тяжести устремляется вниз, но клапаны - карманы закрываются и не дают ей течь вниз. Вот так действует мышечный насос, проталкивающий кровь к сердцу и помогающий второму венозному сердцу - диафрагме.

Роль инерционных усилий хорошо иллюстрируется открыванием бутылки - пробку можно выбить ударом днища бутылки о землю. Это происходит и при ходьбе (ещё сильнее при беге) с венозной кровью. Эти же инерционные усилия позволяют взбалтывать пищу в желудке и кишечнике, желчь - в желчном пузыре, не давая ей сгущаться и выпадать в осадок.

Ритмическое надавливание пищевых и каловых масс на стенки кишечника рефлекторно возбуждает их и вызывает сокращение, в результате которого продвижение их идет нормально. Внутренние органы: печень, почки, мочевой пузырь, желчный пузырь, поджелудочная железа - все содержимое брюшной полости во время интенсивной ходьбы встряхивается, дребезжит, промывается кровью и насыщается энергией.

"Токсины усталости" активно удаляются, и человек после хорошей прогулки ощущает здоровье и умиротворение во всем теле. Инерционные усилия играют громадную роль в массаже межпозвоночных дисков, связок и всей соединительной ткани. Никакой массаж не оздоравливает так межпозвоночные диски, как ходьба и бег. Ритмическое сжатие и расслабление позволяет питать пульпозное ядро, хрящевую ткань и сухожильные связки позвоночника.

Ведь недостаток движения приводит к тому, что нет достаточного массажа вышеперечисленным тканям организма. Поэтому они от зашлакованности и плохого питания постепенно, но верно, деревенеют, перестают полноценно осуществлять свои функции, сжимаются, стягиваются.

Обыкновенный бег оказывает ещё большее влияние на организм, нежели ходьба. Намного возрастает кровоток - отсюда и энергонабор из окружающей среды; дыхание - отсюда удаление шлаков, капитально промывается все тело чистой кровью, а инерционные усилия достигают гораздо больших величин, чем при ходьбе.

Если бег достаточно длителен, то возникает дыхательный ацидоз, - поэтому улучшается биосинтез в клетках. Многократно возрастает оздоровительный эффект. Влияние бега на эндокринную и нервную систему очевидно. Бег позволяет наладить ритмическую работу указанных систем. Чтобы дать нагрузку на эти системы, необходима длительная циклическая антигравитационная работа.

Длительный неторопливый бег идеально подходит для этого. Большинство кровеносных сосудов в теле расположено вертикально, а капиллярный кровоток в покое на 1 кв. мм поперечного сечения мышцы открыт приблизительно на 30-80 капилляров. Во время бега, когда человек постоянно преодолевает земную гравитацию, подскакивая и опускаясь в вертикальном положении, кровоток в сосудах также "раскачивается", входит в резонанс с бегом.

При этом постепенно открываются ранние "спавшие" капилляры. Такая микроциркуляция активизирует деятельность органов внутренней секреции. Поток гормонов возрастает и теперь уже способен доходить до самых отдаленных клеточек и налаживать их работу, координировать деятельность систем. В итоге это приводит к тому, что деятельность всех систем организма становится более слаженной и сбалансированной.

Как правило, после длительного бега (30 и более минут) возникает ощущение эйфории. Это результат усиленной работы гипофиза, который вырабатывает особые гормоны - эндорфины. При разных дозах они в 200 раз эффективнее морфия! Эндорфины вызывают естественное ощущение блаженства, оказывают противоболевой эффект и продолжают свое действие в течение 0,5-1 часа после бега.

В процессе беговых тренировок уменьшается количество сердечных сокращений, сердце становится мощнее и работает более экономно. Гормоны надпочечников, вырабатывающиеся в процессе физической нагрузки, благотворно действуют на сердце. В результате человек с редким пульсом гораздо легче контролирует свои эмоции, и повышенные порции адреналина не оказывают вредных влияний на его организм, как это происходит у малоподвижных людей.

В связи с тем, что при длительном ритмическом беге пульс становится 120-130 ударов в минуту, и периферические кровеносные сосуды расширяются, снижается их сопротивление, что ведет к понижению кровяного давлению. При пониженном оно, наоборот, - поднимается. Также бег способствует нормализации кислотности желудочного сока. Если кратко суммировать целебные воздействия бега, то он особенно эффективен при гипертонии и гипотонии, вегетососудистой дистонии, стенокардии, ишемической болезни сердца, ревматизме, недостаточности митрального клапана сердца, остеохондрозе, язвенной болезни желудка.

Помимо этого, бег тормозит процессы старения, ибо активирует внутриклеточный биосинтез, нормализует деятельность центральной нервной системы, активизирует и регулирует деятельность эндокринных желез, укрепляет иммунную систему - повышает защитные силы организма, заражает организм энергией и прекрасно помогает бороться против чрезмерного и неконтролируемого употребления пищи.

Гимнастика и культуризм

Комплексы специально подобранных упражнений позволяют объединить полезное воздействие от упражнений циклического характера на выносливость с упражнениями на гибкость, координацию и силу. Влияние музыкального ритма, эмоций делает такую тренировку еще более увлекательной и человек получает прекрасную нагрузку как бы, между прочим.

Гимнастические упражнения воздействуют поочередно на различные мышечные группы, происходит промывание кровью всего тела. В этих упражнениях реализуются эффекты промывания кровью организма, инерционные усилия, развитие гибкости, высокая эмоциональная насыщенность. Различные упражнения, выполняемые с внешним отягощением, носят название атлетической тренировки. При сильных мышечных напряжениях происходит разрушение протоплазмы клеток, расход внутриклеточных материалов, что в итоге сильно активизирует биосинтетические процессы.

При мышечном сокращении с достаточно сильным усилием происходит лучший обмен внеклеточной жидкости с кровью, очень сильно возрастает кровоток в работающих мышцах, что позволяет быстро восстанавливать травмированные связки, мышцы. Особенно следует подчеркнуть, что никакие другие методы не могут сравниться с увеличением кровотока при работе с отягощениями. Причем мощный кровоток можно создавать изолированно в различных мышечных группах, добиваясь целенаправленного воздействия.

Длительная и достаточно интенсивная тренировка с отягощениями также способствует выработке эндорфинов, что подчеркивают многие ведущие культуристы. Недостаток этих тренировок в том, что они дают мало инерционных усилий, в результате чего нет вибрационного воздействия на организм. В целом это очень сильное средство для восстановления здоровья, улучшения биосинтеза и повышения энергетики. Существует другая разновидность атлетической тренировки - произвольное напряжение мышц, в результате которого не происходит никакого внешнего движения. Это называется статистическим или изометрическим усилием. Такие тренировки также прекрасно воздействуют на организм человека и позволяют совершенствовать нервно-мышечный организм, в результате которого человек, не имея гипертрофируемых мышц, имеет громадную силу.

Велико значение физических упражнений. Профилактический эффект можно объяснить улучшением общей циркуляции жидкостей, нормализацией кислородного режима, подвода к клеткам биорегуляторов - гормонов. Все это способствует нормальному течению клеточной жизни и тем самым препятствует возникновению различных заболеваний.

Для того, чтобы человек не болел, чтобы организм хорошо усваивал энергию из окружающей среды и хорошо включался биосинтез клеток, надо много двигаться. По гипотезе профессора Андриевского, в организме кровь образуется лишь во время напряженного физического усилия. Именно в движении, при беге, интенсивной работе на свежем воздухе идут мощные окислительно-восстановительные реакции, и образуется сильная, молодая кровь высокого качества.

К сожалению, сегодняшнее поколение ведет малоподвижный образ жизни. Это сказывается на здоровье. Учащиеся нашего класса, посещающие спортивные секции, не пропускают занятия в школе по болезни. Группа «Ветеранов спорта» находится в хорошей физической форме. Все они пред - пенсионного и пенсионного возраста. Помогают этому ежедневные занятия физическими упражнениями. Предпочтение отдают бегу и лыжным гонкам. Занимаются в любую погоду.

Как вы видите еще в древности, мудрецы понимали, что здоровье зависит от его образа жизни. В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Поддержание высокой физической активности задача каждодневная. Нужно заставлять себя регулярно заниматься физическими упражнениями. При сидячей работе, во время учебы в школе следует в перерывы каждый час делать наклоны, приседания, почаще глубоко дышать. После работы, учебы в школе желательно идти пешком домой, хотя бы часть пути. Это способствует укреплению сердечнососудистой системы. Занятия физическими упражнениями доступны каждому человеку и не требуют особых материальных затрат. Являются эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие либо заболевания.

Введение

физический тренировка занятие гиподинамия

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил и ведении здорового образа жизни есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки на работе и дома и других причин у большинства отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей.

Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя.

Малоподвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Организм человека - целостный механизм, в котором все органы тесно связаны друг с другом и находятся в сложном взаимодействии, представляющий собой саморегулирующую систему, поддерживающую себя, восстанавливающуюся, коррегирующуюся и даже самоусовершенствующуюся (И.П. Павлов)


Физические тренировки - эффективный способ борьбы с гипокинезией, гиподинамией и их последствиями


Одна из доминирующих черт XXI века - ограничение двигательной активности современного человека. 100 лет назад 96% трудовых операций выполнялись за счёт мышечных усилий. В настоящее время - 99% с помощью различных механизмов. Наступило своеобразное противоречие с условиями окружающей среды: в то время, как всё эволюционное формирование человека проходило под знаком высокой физической активности, иначе наступает состояние, при котором многие функции, органы и системы человеческого организма утрачивают свои качества. Наступают расстройство, дисгармония сложной системы организма человека. Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной стороны, и недостаточное развитие массовых форм физической культуры среди населения, с другой стороны, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека необходима достаточная активность скелетных мышц. Работа мышечного аппарата способствует развитию мозга и установлению межцентральных и межсенсорных взаимосвязей. Двигательная деятельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улучшает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний - гипокинезии и гиподинамии.

Гипокинезия - это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и др. причинами. В некоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее.

Гипокинезия - состояние организма, обусловленное недостаточной двигательной активностью. Гиподинамия - совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме человека вследствие гипокинезии.

Гиподинамия - это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случаях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма.

Недостаточная двигательная активность создаёт особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. В этих условиях задерживается развитие молодого поколения и ускоряется старение пожилых людей.

При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движений происходят нежелательные и существенные изменения функционального состояния мозга и сенсорных систем. Наряду с изменениями в деятельности высших отделов головного мозга снижается уровень функционирования и подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесия, вкус и т.д.). Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний.

Наиболее двойственной альтернативой гипокинезии и гиподинамии в современных условиях могут выступать физические упражнения.

Систематическая физическая тренировка, занятия физическими упражнениями в условиях напряжённой учебной деятельности имеют важное значение как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья. Разрядка повышенной нервной активности через движение является наиболее эффективной.

Многочисленными исследованиями уже давно доказана взаимосвязь между умственным трудом и физическими нагрузками, физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдыха, но и как средство сохранения здоровья и работоспособности.

Физические упражнения оказывают существенное влияние на формирование скелета (исправляются искривления позвоночника, распрямляется грудная клетка, улучшается осанка). Повышаются обменные процессы, в частности, обмен кальция, содержание которого определяет прочность костей. Скелет, выполняя опорную и защитную (череп, грудная клетка, кости таза и др.) функции, чрезвычайно прочен. Отдельные кости выдерживают нагрузку до 2 тонн. Непрерывное (кости черепа и др.) и суставное соединения костей дают возможность составлять отдельные звенья, кинематические системы большой степенью свободы, дающие возможность звеньям перемещаться по сложным траекториям.

Сложный комплекс связанных друг другом реакций расщепления (диссимиляции) и синтеза (ассимиляции) органических веществ - основа развития организма человека.

Организм человека развивается под влиянием генотипа (наследственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды.

Движение - важнейшее свойство организма человека. Благодаря наличию скелетных мышц человек может передвигаться, выполнять движения отдельными частями тела. Постоянные движения происходят и во внутренних органах, также имеющих мышечную ткань в виде особых «гладких» мышц (пристальтика кишечника, поддержание тонуса артериальных кровеносных сосудов и т.д.). Сложное строение имеет сердечная мышца, которая непрерывно, на протяжении всей жизни человека, работает в качестве насоса, обеспечивая передвижение крови по кровеносным сосудам.

Последствия гиподинамии

Еще в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведет к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Все это происходит вследствие нарушения обмена веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевого обмена в организме. Вследствие этого в костях происходят глубокие изменения. Прежде всего, они начинают терять кальций. Это приводит к тому, что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов, они склерозируются, т. е. пропитываются кальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови к свертыванию резко возрастает. Возникает угроза образования кровяных сгустков (тромбов) в сосудах. Содержание большого количества кальция в крови способствует образованию камней в почках.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечной мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретенные ранее навыки, не образуются новые. Все это самым отрицательным образом отражается на здоровье. Следует учесть также следующее. Сидячий образ жизни приводит к тому, что хрящ постепенно становится менее эластичным, теряет гибкость. Это может повлечь снижение амплитуды дыхательных движений и потерю гибкости тела. Но особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдают суставы.

Характер движения в суставе определен его строением. В коленном суставе ногу можно только сгибать и разгибать, а в тазобедренном суставе движения могут совершаться во всех направлениях. Однако амплитуда движений зависит от тренировки. При недостаточной подвижности связки теряют эластичность. В полость сустава при движении выделяется недостаточное количество суставной жидкости, играющей роль смазки. Все это затрудняет работу сустава.

Недостаточная нагрузка влияет и на кровообращение в суставе. В результате питание костной ткани нарушается, формирование суставного хряща, покрывающего головку и суставную впадину сочленяющихся костей, да и самой кости идет неправильно, что приводит к различным заболеваниям. Но дело не ограничивается только этим. Нарушение кровообращения может привести к неравномерному росту костной ткани, вследствие чего возникает разрыхление одних участков и уплотнение других. Форма костей в результате этого может стать неправильной, а сустав потерять подвижность.

Гиподинамия - одна из причин, вызывающая нарушения в скелете.

Нормальное функционирование сердечнососудистой, дыхательной, гормональной и других систем организма тысячелетиями развертывалось в условиях активной двигательной деятельности, и вдруг на последнем 100-50-летнем отрезке эволюции условия жизни предлагают организму совершенно необычную при недостатке движений форму реализации сложившихся способов жизнедеятельности его органов и систем. Природа человека не прощает этого: появляются болезни гипокинезии. Их развитие связано с глубокими функциональными и структурными изменениями на уровне воспроизводства клеточных структур в цепи ДНК - РНК - белок.


Повышение обменных процессов в организме человека - результат активного занятия физической культурой и спортом


Обмен веществ и энергии в организме человека характеризуется сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей, расщепляются в органах пищеварения. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из воздуха через лёгкие в кровь, принимает участие в процессах окисления, происходящих в клетках. Вещества, образующиеся в результате биохимических реакций обмена веществ (двулкись углерода, вода и др.), удаляются из организма через лёгкие, почки, кожу.

Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ содержащаяся в них потенциальная химическая энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, механическую, тепловую и др.).

Интенсивность протекания процесса обмена веществ в организме человека очень велика. Каждую секунду в организме разрушается огромное количество молекул различных веществ и одновременно образуются новые вещества, необходимые организму. За три месяца половина всех тканей тела человека обновляется. Рост волос, ногтей, шелушение кожи - всё это результат процесса обмена веществ.

Человек, ведущий активный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма.

Каждую клетку организма необходимо снабдить питательными веществами и кислородом, вывести из неё продукты распада после биохимических реакций жизнедеятельности, а также обеспечить регуляцию протекающих в ней процессов. Для этого к каждой клетке подходят кровеносный сосуд - капилляр и нервное волокно.

Единство организма человека с внешней средой проявляется прежде всего в непрекращающемся обмене веществ и энергии. Под обменом веществ (метаболизмом) принято понимать сложный постоянно протекающий, самосовершающийся и саморегулирующийся биохимический и энергетический процесс, связанный с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных веществ, обеспечивающих постоянство химического состава и внутренних параметров организма, его жизнедеятельность, развитие и рост, размножение, способность к движению и адаптацию к изменяющимся условиям внешней окружающей среды.

Обмен веществ - это два взаимосвязанных противоположных процессов, протекающих одновременно, в результате которых происходит усвоение веществ, поступающих из окружающей среды и их биологическое превращение в потенциальную энергию (ассимиляция), а второй процесс, связанный с постоянным распадом веществ и выведение из организма продуктов распада (диссимиляция).

Эти процессы согласованы между собой и образуют целостную систему, обеспечивающую нормальную функциональную жизнедеятельность организма человека.

Процесс обмена веществ регулируется нервно-гуморальным (жидкостным) путем, то есть системой и железами внутренней секреции, усиливая или тормозя гормонообразование и поступление гормонов в кровь.

В обменных процессах участвуют белки, углеводы, жиры, вода и минеральные соли. Важная роль в этих процессах принадлежит также витаминам, которые являются катализаторами обменных процессов. Так, например, на белковый обмен существенное влияние оказывает гормон щитовидной железы - тироксин; на углеводный обмен оказывает влияние гормон надпочечников - адреналин и гормон поджелудочной железы - инсулин; на жировой обмен влияют гормоны поджелудочной железы и щитовидной железы и др.

Общая интенсивность обменных процессов, в течение жизни меняется. Сразу после рождения человека скорость поступления в организм питательных веществ превышает скорость их распада. Это обеспечивает рост организма. К 17-19 годам различия в скорости процессов ассимиляции и диссимиляции постепенно сглаживаются, в организме к этому времени устанавливается динамическое равновесие между этими сторонами обменных процессов. С этого времени рост организма, по существу прекращается, но процесс ассимиляции все же преобладает. В возрасте от 25 до 60 лет в процессе обмена веществ наблюдается равновесие, при котором интенсивность процессов примерно равна. К старости в обменных процессах начинает преобладать диссимиляция, что приводит к снижению биосинтеза многих важнейших для жизнедеятельности организма веществ: ферментов, структурных белков, легко доступных для использования источников энергии. Происходит снижение функциональных возможностей различных тканей: дистрофия мышц и снижение их силы, ухудшаются и качество нервной регуляции длительности органов и систем организма.

Мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов , тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме процесс обмена веществ и энергии.


Физическая натренированность тела - удачное решение задач взаимодействия организма с проблемной в экологическом плане окружающей средой


Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных, функций с различными условиями окружающей среды.

Многие функциональные системы в значительной степени обеспечивают двигательную деятельность человека. К ним относятся: кровеносная система, система органов дыхания, опорно-двигательная и пищеварительная системы, а также органы выделения, железы внутренней секреции, сенсорные системы, нервная система и др. Медицинская наука рассматривает человеческий организм в единстве с внешней природной и социальной средой. Внешняя среда в общем виде может быть представлена моделью, состоящей из трёх взаимодействующих элементов:

·физическая окружающая среда (атмосфера, вода, почва, солнечная энергия);

·биологическая окружающая среда (животный и растительный мир);

·социальная среда (человек и человеческое общество).

Влияние внешней среды на организм человека весьма многогранно. Внешняя природная среда и социальная среда могут оказывать на организм как полезные, так и вредные воздействия. Из внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности и развития вещества, вместе с тем он получает многочисленный поток раздражений (температура, влажность, солнечная радиация, производственные, профессионально вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма.

Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействие внешней среды соответствующими приспособительными реакциями и сохраняет постоянство своей внутренней среды.

В современном мире проблемы экологии - взаимодействия организма с окружающей средой - серьёзно обострились.

Экологические проблемы оказывают прямое или косвенное влияние на физическое и нравственное состояние человека.

По данным Всемирной организации здравоохранении, 80% болезней человека возникают по причинам, связанным с ухудшением экологической ситуации.

Отличительной особенностью человека является то, что он может сознательно и активно изменять как внешние, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения трудоспособности и продления жизни. Несомненно, что взаимоотношения общества с окружающей средой необходимо поставить под более строгий контроль.

Соответствующим изменением внешних условий человек может воздействовать и на собственно состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность, на умственную и физическую работоспособность.


Заключение


Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

Здоровье - великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет человеку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.


Список используемой литературы


1.Конспект лекций по дисциплине «Физическая культура». Ставропольский институт управления; сост. В.Е. Богданов. - Ставрополь, 2006. - 156 с.

Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Высшая школа, 1985, 384 с.

Солодков А.С., Сологуб Е.Г. Физиология человека общая, спортивная, возрастная. - М.: Тера-спорт, 2001, 520 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии