Что такое диагностика и зачем она нужна? Ортодонтия

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ФГБОУ ВО «Санкт-петербургский государственный университет» Кафедра челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии

Допускается к защите Заведующий кафедрой

________________профессор Мадай Д.Ю.

(подпись)

«___ »______________ 20___ г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: Функциональная диагностика в ортодонтии

Выполнила студентка

Биртанова Наталия Гаврииловна

521группы

Научный руководитель:

д.м.н., профессор Фадеев Роман Александрович

Санкт – Петербург

Перечень условных обозначений…………………………………….3

Введение ………………………………………………………………3

Глава 1. Обзор литературы……………………………………………6


    1. Этиология и патогенез зубочелюстных аномалий…………...6

    2. Классификация зубочелюстных аномалий…………………..12

    3. Методы диагностики зубочелюстных аномалий……………17

      1. Клинические методы исследования………………………….17
1.3.2. Биометрические методы исследования………………………18

1.3.3. Антропометрические методы исследования ………………..27

1.3.4. Рентгенологические методы исследования……….………….31

1.3.5. Функциональные методы исследования……………………..44

Глава 2. Клинический контингент и методы исследования………57

2.1. Распределение по группам пациентов…………………………58

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения………………66

3.1.1. Результаты исследования по кинезиографии………………..66

3.2.1. Результаты исследования по сонографии……………………73

3.2. Заключение………………………………………………………76

3.2.1. Выводы…………………………………………………………77

Список литературы………………………………………………..….80

Перечень условных обозначений

ВНЧС – височно-нижнечелюстной сустав.

ВОЗ – всемирная организация здравоохранения

ЗЧА – зубочелюстная аномалия

ЧЛО – челюстно – лицевая область

ТЭНС - транскожная электронейростимуляция.

Введение.

Актуальность.

Распространенность зубочелюстных аномалий (ЗЧА) как среди детского, так и взрослого населения России достаточно высока. По различным данным, она составляет от 41,1 % до 95,3 % (В. М. Безруков, 2000). Результаты исследований, проведенные В. Н. Трезубовым, Р. А. Фадеевым, О. В. Барчуковой (2003), свидетельствуют о встречаемости ЗЧА среди лиц 16–25-летнего возраста порядка 79 %. Не менее распространены ЗЧА и за рубежом. Так, в Финляндии, по данным M. L. Tuominen, R. J. Tuominen, 1994, распространенность ЗЧА составляет порядка 47%, по данным U. Varrela, 2008 - 60%; в Дании - 45% (K. R. Burgersdijk et al., 1991); Норвегии - 37% (L. V. Espeland, A. Steenvik, 1991); США - 35% (В. М. Безруков с соавт., 2000). При этом в общей структуре ЗЧА среди европейского населения чаще встречается дистальный прикус - 24,5–37,5%, реже - глубокий прикус - 13,4% (А. С. Щербаков, 1986). Распространенность мезиального прикуса среди европейцев составляет до 12% (Н. Г. Аболмасов, 1982), а открытого прикуса - 10,5% (Ю. Л. Образцов, 1991).

Наряду с традиционными методами диагностики, такими как: расчет диагностических моделей челюстей, анализ телерентгенограмм, оценка ортопантомограмм, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография - современная стоматология использует методы функциональной диагностики.

Основателями функционального направления в стоматологии за рубежом являются A.Rogers (основоположник миогимнастики при зубочелюстных аномалиях), R.R.Jenkelson (родоначальник нейромышечной стоматологии) и A.Gyzi, описавший трансверзальный суставной путь, автор первого индивидуально настраиваемогоартикулятора; в России - И.С.Рубинов

Функциональные методы широко используются в исследовательской работе, но редко применяются в клинической практике.

Цель исследования – изучить диагностические возможности функциональных методов диагностики (кинезиографии и сонографии) в ортодонтии.

Задачи.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:


  1. Оценить функциональное состояние жевательного аппарата у пациентов с различными формами зубочелюстных аномалий с помощью кинезиографии.

  2. Оценить функциональное состояние височно-нижнечелюстного сустава у пациентов с различными формами зубочелюстных аномалий с помощью сонографии.

  3. Оценить функциональное состояние жевательного аппарата после ТЭНС-терапии у пациентов с различными формами зубочелюстных аномалий с помощью кинезиографии.

  4. Оценить функциональное состояние височно-нижнечелюстного после ТЭНС-терапии сустава у пациентов с различными формами зубочелюстных аномалий с помощью сонографии.
Научная новизна работы. ЗЧА распространены во всех группах населения во всех странах мира.Данная работа позволяет изучить функциональные методы диагностики ЗЧА. Выявить применение этих методов диагностики для профилактики и лечения ЗЧА. В данной работе рассмотрены методы функциональной диагностики, такие как кинезиография и сонография, и способы ее использования. Позволяет систематизировать составление плана лечения для пациентов с ЗЧА.

Практическая значимость работы. Функциональная диагностика - это диагностика состояния функции органа или системы организма, степени ее нарушения при патологических процессах и восстановления после лечения. Функциональные методы диагностики в стоматологии основаны на измерении физических свойств исследуемых тканей - электрических, оптических, акустических и т.д. Этими свойствами обладают ткани пульпы зуба, пародонта и другие ткани ЧЛО. Диагностика основана на том, что физические свойства биологических тканей при заболеваниях изменяются. Зная показатели в норме, можно количественно оценить степень нарушений в исследуемых тканях, что позволяет точнее диагностировать тяжесть и стадию патологического процесса.

С помощью функциональных методов диагностики после лечения можно объективно оценить, насколько удалось восстановить состояние исследуемых тканей. Повторно определяя их физические свойства, можно проследить продолжительность лечебного эффекта. Эти методы позволяют выявить резервные возможности исследуемых тканей в норме и степень их утраты при заболеваниях. Это позволяет прогнозировать успех лечения и исход заболевания.

Глава 1. Обзор литературы.


    1. Этиология и патогенез зубочелюстных аномалий.
Развитие челюстно – лицевой области тесно связано с развитием всего организма человека. Формирование начинается на пятой неделе эмбрионального развития, когда закладываются первые зачатки молочных зубов, и продолжается в течение многих лет после рождения, до полного становления постоянного прикуса уже в зрелом возрасте 18-20 лет.

По времени действия этот период можно разделить на 2 части:

Также принято выделять эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы влияния на зубочелюстную систему.

Эндогенные причины делятся на генетические, эндокринные, химические и физические воздействия на плод:


  1. Генетические факторы – ребенок наследует от родителей некоторые особенности строения зубочелюстной системы – форма и размер зубов, анатомию челюстей и мягких тканей, несоответствие размера челюстей размерам зубом может быть обусловлено унаследованием размера челюстей матери и размером зубов отца, что может привести к дефициту места в зубном ряду (несоответствие широких зубов, узкой челюсти). Также наследственные заболевания и пороки развития вызывают нарушения строения лицевого скелета, количественные и анатомические патологии формы зубов и челюстей. К наследственным заболеваниям относят врожденные расщелины верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба; дизостозы, болезнь Шершевского, Крузона – ведущими симптомами которых являются врожденное недоразвитие челюстей; сочетание расщелины неба и свищей нижней губы (синдром Ван-дер-Вуда); синдромы Франческетти, Гольденхара, Робена. Наследственными могут быть изменения эмали и дентина - несовершенный амелогенез и дентиногенез, синдром Стентона-Капедона, аномалии размера челюстей (макрогнатия и микрогнатия), аномалии положения челюстей в черепе (прогнатия и ретрогнатия). Также наследственными могут быть – диастема, короткая уздечка языка и губ, адентия.

  2. Эндокринные факторы – эндокринные железы начинают функционировать в период внутриутробного развития, и именно кора надпочечников – с 8-й недели эмбрионального развития, щитовидная железа с 12 недели, а секреторная деятельность остальных желез внутренней секреции и гипоталамо – гипофизарной системы начинается с 20-26 недели развития плода, следовательно, нарушение их функции может привести к аномалиям зубочелюстной системы. Врожденная дисфункция коры надпочечников приводит к ускоренному развитию костей черепа (появление трем между зубами вследствие усиленного роста челюстей), нарушению сроков прорезывания зубов и смене молочного прикуса. Гипотиреоз приводит к позднему прорезыванию молочных и постоянных зубов (2-3 года), позднему формированию корней, изменению формы и размеров коронок зубов, адентии, множественной гипоплазии эмали, задержке развития челюстей и их деформации. При гипертиреозе происходит задержка роста челюстей в сагиттальном направлении. Наряду с морфологическим изменением строения зубочелюстной системы изменяются функции жевательных, височных и мышц языка, что приводит к нарушению смыкания зубных рядов. Гиперфункция паращитовидных желез повышает сократительную реакцию жевательных и височных мышц. Вследствие нарушения кальциевого обмена происходит деформация челюстных костей, рассасывание межальвеолярны перегородок, истончение кортикального слоя костей скелета.

  3. Химические и физические воздействия на плод. К ним относится пребывание будущих родителей в неблагоприятной экологии (насыщение воздуха и воды химическими и бактериологическими элементами, повышенная радиация, резкие перепады температуры окружающей среды, слишком высокая или слишком низкая температура), прием во время беременности лекарственных средств, особенно в первом триместре. Прием антибиотиков, в частности тетрациклинов до беременности и во время ее приводит к изменению цвета эмали (тетрациклиновые зубы). Заболевания беременной (хронические, инфекционные, эндокринные и другие), повышение температуры тела, нерациональное питание, нехватка витаминов и микроэлементов и многие другие причины могут привести к зубочелюстным изменениям, таким как расщелина губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба, изолированному или сквозному не сращению лицевого скелета и многим другим аномалиям развития плода. (Л.С.Персин, В.М.Елизарова, С.В.Дьякова. 2003)
Экзогенные причины могут оказывать действие внутриутробно (пренатальные) и после рождения ребенка (постнатальные). Делятся на общие и местные.

К пренатальным общим факторам относится неблагоприятная окружающая среда, именно недостаточное ультрафиолетовое облучение, нехватка фтора в питьевой воде, повышенный уровень радиации. Работа до и в период беременности на химическом производстве, в плохо изолированном рентгеновском кабинете, значительная физическая нагрузка, большое количество стрессовых ситуаций, особенно в первые 3-4 месяца. Местные факторымеханическая травма плода. Плод находится в амниотической жидкости, которая предохраняет его от сотрясений и ударов. Её количество в норме меняется в разные периоды развития плода, к 6 месяцам, постепенно увеличиваясь, объем достигает 2 литров, а к концу беременности уменьшается до 1 литра. В связи с увеличением околоплодной жидкости возрастает внутриамниотическое давление, что может привести к нарушению кровоснабжения плода. При несоответствии объема околоплодной жидкости может происходить давление на разные части тела плода, в том числе и челюстно-лицевую область, впоследствии образуются ее деформации. Также излишнее давление одежды матери на живот может привести к патологии развития плода. Неправильное положение, давление амниотической жидкости, амниотические тяжи могут привести к нарушениям зубочелюстной системы. (В.Н.Трезубов, А.С.Щербаков, Л.М.Мишнев 2005)

К постнатальным общим факторам относят рахит, недостаточное ультрафиолетовое облучение ребенка, нарушение кальций-фосфорного обмена, затрудненное носовое дыхание, патология ЛОР - органов, нарушение функции жевательных и мимических мышц, инфекционные болезни детского возраста тоже могут приводить к деформации челюстно-лицевой области, задержке развития челюстей. Местные постнатальные причины возникновения зубочелюстных аномалий следует рассмотреть с начала вскармливания ребенка. У новорожденного маленькая нижняя челюсть относительно верхней (младенческая ретрогения). При естественном вскармливании за первый год жизни происходит ее активный рост. Для получения молока из груди матери младенец выдвигает нижнюю челюсть вперед, захватывая губами сосок. В полости рта возникает отрицательное давление и в результате работы мышц, определяющих движения нижней челюсти ребенок получает молоко из материнской груди. При искусственном вскармливании большую роль играет правильное положение головы, размер соски и отверстия в ней. Обычно в соске делают большое отверстие, значит преобладают глотательные движения над сосательными, следовательно, происходит задержка развития нижней челюсти, так как мышцы челюстно-лицевой область не принимают активного участия в акте сосания. Если голова при кормлении запрокинута, то задерживается рост нижней челюсти и формируется дистальный прикус. Форма и длинна соски нарушает равновесие между мышцами языка и жевательными мышцами. Часто приводит к зубочелюстным аномалиям вскармливание ребенка после трех лет только жидкой и мягкой пищей, так как зубочелюстная система остается без достаточной функциональной нагрузки. На изменения зубочелюстного соотношения влияют вредные привычки ребенка:


  • Длительное пользование соской-пустышкой.

  • Неправильное положение во сне. Сон с запрокинутой головой назад способствует появлению патологии в сагиттальной плоскости, дистальной окклюзии, сильным наклоном головы вперед – мезиальной окклюзии. Сон в постоянном одном положении (на боку, с подложенной под щеку рукой) приводит к несимметричному развитию челюстей.

  • Неправильная осанка, упор подбородком в твердый предмет.

  • Постоянное закусывание каких – либо предметов или прокладывание между зубами языка, щеки.

  • Ротовое дыхание.

  • Сосание пальца.

  • Неправильное жевание (жевание на одной стороне, гипертрофия мышц с этой стороны).
Еще одной из причин является ранняя потеря молочных зубов вследствие травмы, кариеса и его осложнений, которые могут привести не только к зубочелюстным аномалиям, но и другим воспалительным заболеваниям, таким как остеомиелит. При остеомиелите возможна гибель зачатков временных и постоянных зубов, повреждению зоны роста челюстей на стороне поражения, к их ассиметричному росту. К ранней потере временных моляров чаще приводит кариес, впоследствии, смещение первого постоянного моляра на их место. А к ранней потере фронтальной группы зубов почти всегда приводит травма, что способствует преждевременному прорезыванию постоянных зубов, нарушению формы и размеров зубного ряда.

Действие мышц челюстно-лицевой области во время глотания, жевания, дыхания и речи и состояния физиологического покоя является одним из самых важных факторов, влияющих на правильное формирование зубочелюстной системы. Равновесие между мышцами-антагонистами и синергистами создает условия для правильного ее развития. Нарушение миодинамического воздействия между жевательными, височными, щечными мышцами, между мышцами дна полости рта, подбородочной, круговой мышцей рта приводит к различным патологиям. Недостаточность функции круговой мышцы рта приводит к увеличению длинны верхнего зубного ряда (дистальная окклюзия), изменению положения нижней губы, вестибулярному наклону резцов. Нарушение функциональных свойств мышц языка может привести к мезиальному или дистальному прикусу. Макроглоссия – увеличение размеров языка приводит к нарушению роста верхней и нижней челюсти. (Ф.Я.Хорошилкина 2006)

Бородина Евгения Геннадьевнаврач-ортодонт
Опыт работы 12 лет

Ортодонтическая карта-форма №
043-1\у
Утверждена приказом Минздрава
РФ №834н от 15 декабря 2014 г.
1.09.2018г внесены изменения!!!
которые вступили в силу 15.04.18
Обязательна для заполнения
каждого ортодонтического
пациента!
Является юридическим
документом.Заполняется врачом
в письменном виде и хранится в
клинике в оригинальном виде.

1.Правильно поставить диагноз (скелетный и зубо-альвеолярный)
2.Определить причину патологии
3.Оценить тип роста пациента,а значит спрогнозировать ход лечения,выбрать метод лечения и
выбрать оптимальный ретенционный аппарат
4.Определить фазу роста пациента,т.е.понимать насколько мы можем быть эффективны
5.Определить степень выраженности патологии,тем самым понять возможен ли в данном
случае камуфляж или компромиссное лечение
6.Выбрать правильную тактику патогенетически обоснованного лечения (ортодонтия или
комбинированное лечение)
7.Контролировать себя на этапе лечения (особенно следить как меняется угол наклона
нижних резцов и как ротируется нижняя челюсть)
8.Оценивать эффективность проведённого лечения

1-16 пункты заполняются в регистратуре лечебного учреждения

Пункт 17 заполняется врачом-ортодонтом в случае наличия у пациента направления из
другого медицинского учреждения.Само направление вклеивается в карту.
Пункт 18 Жалобы
Эстетические:- неправильное положение зубов
-ассиметрия лица
-недовольство профилем лица
-узкая улыбка
-некрасивая улыбка
-наличие промежутков между зубами
Морфологические-жалобы,связанные с изменением строения зубов или лицевого скелета
(крупные\мелкие зубы,неправильная форма зубов)
Функциональные:-несмыкание губ
-нарушение речи
-затруднение открывания рта
-невозможность откусывания пищи
-вялое жевание
-щелчки в нижнечелюстном суставе
Пункт 19 Анамнез –ставятся галочки по пунктам,дополнения и уточнения

Пункт 20.Осмотр лица. (детальный осмотр лучше проводить при анализе фотографий лица пациента)

Фотография в практике врача-ортодонта-это НЕОБХОДИМЫЙ инструмент диагностики
Преимущества доктора,который фотографирует:
1.детальный осмотр лица пациента в фас и профиль
2.правильное современное планирование лечения
3.грамотное обсуждение плана лечения с пациентом
4.документирование пролеченного случая
5.анализ ошибок на этапе лечения
6.возможность обсудить сложный клинический случай с коллегами
7.преимущество в спорах с пациентами (пятна на эмали,рецессии,сколы и т.д.)
8.приобретённый опыт при анализе своих ошибок
9.репутация и престиж врача и клиники

Фотографии должны быть качественными!

Что нужно для хороших фотографий?

Наиболее частые ошибки при фотографировании
1.Отсутствие необходимого количества фотографий
(необходимо 8 фото лица,9 внутриротовых фото)
2.Искажённые фотографии при слишком близком расстоянии
3.Нечёткие фотографии,мутные
4.Неправильный угол фотографии
5.Плохое освещение
6.Посторонние предметы и лица в кадре
7.Язык в кадре,нос и т.д.
8.Несомкнутые зубные ряды
9.Мокрые поверхности (слюна,пузырьки воздуха и т.д.)
10.Некадрированные фото
11.Неотражённые фото
12.Отсутствие фамилии пациента и даты

Анализ фото лица в фас (Пункт 20.1)
-размеры верхней,средней и нижней трети лица,их соотношение
-состояние носогубных,губно-подбородочных складок,их симметрия
-выраженность подбородка,симметричность лица,смещение подбородка
- смыкание губ,длина верхней губы
- тип лица (узкое,среднее,широкое)

Тип лица (индекс Изара)
Измерить длину лица от точки офрион (расположена на
пересечении средней линии лица с касательной к верхнему
краю надбровных дуг) до точки гнатион (расположена под
подбородком по средней линии)
Измерить ширину лица в наиболее выступающих участках
скуловых дуг.
Oph-gn
zy-zy * 100%
105 и > узкое лицо
97-103 среднее лицо
96 и < широкое лицо

Анализ улыбки
Средняя линия,наклон окклюзионной
плоскости,десневой край премоляров
Симметричность улыбки
ширина улыбки (кол-во зубов
видных при улыбке)
Щёчные коридоры,арка улыбки
(плоская,обратная,параллельная)
Тип улыбки: высокая «десневая»
оптимальная (по шейкам резцов)
низкая

Обнажение зубов при разговоре-проба «Эмма» (дисплей)
Норма экспозиции резцов в дисплее:
верхние
20-30 лет3-3,5мм
30-40 лет1,5мм
40-50 лет1мм
50-60 лет0,5мм
После 60 лет 0мм
нижние
0,5мм
1мм
2мм
2,5мм
3мм


Определяют по форме ломаной линии n-sna-pg
выпуклый
прямой
вогнутый

Анализ профиля лица (Пункт 20.2)
Эстетическая Е-линия
(диагональ Рикетса)
Верх.губа = -2мм
Ниж.губа= -1мм
Носо-губный угол
N=90-120 гр.
Оценка положения губ

Положение верхней и нижней губы (Пункт 20.2.2 и 20.2.3.)
Линия sn-pg
В норме делит красную кайму губы
пополам.Если губы переходит через линию
больше,то определяется выступание губы
Нижняя губа в норме касается этой линии
Эстетическая Е-линия
(диагональ Рикетса)
Верх.губа = -2мм
Ниж.губа= -1мм

Анализ профиля лица
Экспресс-анализ определения типа роста
Вертикальный тип роста
Горизонтальный тип роста

Положение подбородка (Пункт 20.2.4)
Относительно биометрического профильного
поля-между линиями Po (орбитальная
плоскость) и Pn (носовая плоскость),
перпендикулярно Франкфуртской горизонтали.
В норме подбородок расположен между двумя
этими линиями,причём ближе к Орбитальной
плоскости.
Если подбородок смещён вперёд,то прогения
подбородка,если назад,то ретрогения.

Внутриротовые фотографии

Пациент:Стороженко
Светлана
Алексеевна
Дата диагностики: 28.08.15
Ортодонт: Бородина
Евгения
Геннадьевна
г.Ростов-на-Дону
Ул.Журавлёва 166
Тел. (863) 288-96-45

Уздечка верхней и нижней губы (Пункт 21.1.1. и 21.1.2.)
В норме нижний край уздечки находится на расстоянии 5-8 мм от шейки зубов по средней линии.
Если она прикреплена ниже этого расстояния,то уздечка считается короткой.
Уздечка,переходящая в ткань десневого сосочка,считается прикреплённая низко.
Широкой называют уздечку в виде толстого соединительно-тканного тяжа 5мм и больше
Уздечка языка (Пункт 21.1.3)
В норме уздечка языка начинается от середины языка и дугообразно спускается почти до
основания альвеолярного отростка у центральных резцов нижней челюсти.
Широкая если её поперечный размер увеличен до 5 мм и более.

Язык (Пункт 21.1.4)
Признаки макроглоссии:
-затруднённое дыхание
-неправильная речь
-затруднение пережёвывания пищи
-рот чаще открыт,язык выступает из собственно полости рта
-на боковых поверхностях языка отпечатки зубов
Преддверие полости рта (Пункт 21.1.5)
Измеряют расстояние от десневого края до переходной складки.В норме 5-10мм
Если меньше 5мм,то мелкое преддверие полости рта.

Внутриротовые фотографии

(Прикус (Пункт 21.2.1)
Временный прикус-от момента прорезывания первого молочного зуба до момента
прорезывания первого постоянного зуба.
Сменный прикус-
с момента прорезывания первого постоянного зуба до завершения
прорезывания последнего постоянного зуба.При этом не учитывается
прорезывание 8х.
Постоянный прикус-после прорезывания всех вторых моляров,даже если
сохранились
какие то молочные зубы или имеется адентия или ретенция каких то
зубов.

Гигиена полости рта (Пункт 21.2.2)
Упрощённый индекс гигиены полости рта ИГР-У (OHI-S) -1964г.
Обследуют 6 зубов: 1.6 1.1 2.6 3.1 - с вестибулярной стороны
3.6 4.6
-с язычной стороны
Значение индекса зубного налёта:
0-зубного налёта нет
1-налёт не более 1\3 поверхности зуба
2-налёт покрывает до 2\3 поверхности зуба
3-налёт покрывает более 2\3 поверхности зуба
Значение индекса зубного камня:
0-зубного камня нет
1-наддесневой зубной камень не более 1\3 поверхности зуба
2-наддесневой зубной камень не более 2\3 поверхности зуба,при наличии отдельных отложений
зубного камня в пришеечной области
3-наддесневой зубной камень более 2\3 поверхности зуба или значительные отложения вокруг
пришеечной области

ИГР-У определяется сложением индексов зубного налёта и зубного камня
для каждого зуба и делением результата на 6.
Оценочные критерии:
0-1,2-хороший
1,3-3,0-удовлетворительный
3,1-6 -плохой
Пункты 21.2.3 ,21.2.4 заполняются традиционно

Этих позиций нет в карте Персина,но они очень информативны! (их можно добавить)
Индекс Тона
Сумма ширины 4х верхних резцов SI
Сумма ширины 4х нижних резцов si
=1,33 (при ортогнатическом прикусе)
При прямом прикусе Индекс Тона
=1,23 (индекс Герлаха)
При глубоком прикусе Индекс Тона
Анализ Болтона (короткий)
=1,42
Болтон 6= сумма 33-43
сумма 13-23
х 100%
Денто-фациальный индекс
SI
zy-zy х 100% =25%
(индекс Малыгина)
N=77,2% +/- 0,22
Можно сравнивать по таблице
Если > 77,4 то это макродентия нижних 43-33 зубов,либо
микродения 13-23 зубов (смотрим что выгоднее сделатьсепарацию ниж.резцов или реставрация верхних резцов)
Если этот индекс > 25,то это свидетельствует об
индивидуальной макродентии для данного типа лица

Размеры зубных рядов (Пункт 21.3.1)

Метод Коркхауза. (позиции 1,13)
Коркхауз установил,что между суммой ширины постоянных верхних резцов и длиной
переднего отрезка зубной дуги имеется зависимость.
Измерительные ориентиры:
длину переднего отрезка верхней зубной дуги измеряют от контактной точки между
центральными резцами с вестибулярной стороны до точки,расположенной на пересечении
средней линии с линией,проведённой через измерительные точки на премолярах по Пону.
Сумма ширины 4 верхних
резцов,мм
27,0
27,5
28,0
28,5
29,0
29,5
30,0
30,5
31,0
31,5
32,0
32,5
33,0
33,5
34,0
34,5
Длина переднего отрезка
верхнего зубного ряда,мм
16,0
16,3
16,5
16,8
17,0
17,3
17,5
17,8
18,0
18,3
18,5
18,8
19,0
19,3
19,5
19,8
Длина переднего отрезка
нижнего зубного ряда,мм
14,0
14,3
14,5
14,8
15,0
15,3
15,5
15,8
16,0
16,3
16,5
16,8
17,0
17,3
17,5
17,8

Позиции 2,14 определяют ширину зубного ряда в области клыков верхней и нижней челюсти.
Измерения проводят между наиболее выступающими точками с вестибулярной стороны клыков.
Позиции 3,12 показывают ширину зубных рядов в области премоляров. (по методу Пона)
Позиции 5,10 показывают ширину зубного ряда в области моляров (по методу Пону)
Метод Пона-Линдера-Харта
Сумма 4-х резцов х 100
85
= расстояние между первыми премолярами
Сумма 4-х резцов х 100
65
= рассстояние между первыми молярами

Измеряем ширину зубного ряда на
модели и сравниваем с табличной
нормой.
(или считаем нормы по формуле)
И делают заключение о сужении или
расширении зубного ряда в области
премоляров и моляров.
Сумма ширины четырёх
верхних резцов,мм
Ширина в области
первых премоляров,мм
Ширина в области
первых моляров,мм
27,0
32,0
41,5
27,5
32,5
42,3
28,0
33,0
43,0
28,5
33,5
43,8
29,0
34,0
44,5
29,5
34,7
45,3
30,0
35,5
46,0
30,5
36,0
46,8
31,0
36,5
47,5
31,5
37,0
48,5
32,0
37,5
49,0
32,5
38,2
50,0
33,0
39,0
51,0
33,5
39,5
51,5
34,0
40,0
52,5

Позиции 4,11 показывают длину апикальных базисов верхней и нижней челюстей.
На ВЧ измеряют по средней линии от точки,соединяющей шейки центральных резцов (с нёбной

На НЧ –по средней линии от контактной точки между центральными резцами (с вестибулярной
стороны) до линии,соединяющей дистальные поверхности первых моляров.
Позиции 7,8 показывают ширину апикальных базисов верхней и нижней челюстей.
На ВЧ ширина апикального базиса опеределяется в наиболее глубокой точке клыковых ямок справа
и слева.
На НЧ-проводят линию,соединяющую шейки клыков и премоляров слева и справа,затем делят её
пополам и от полученного ориентира отступают вниз 8 мм.Измеряют расстояние между полученными
точками справа и слева.
Можно сопоставить ширину зубных рядов с шириной апикального базиса челюстей.И можно
посчитать норму ширины и длины апикальных базисов по методу Снагиной.

Метод Снагиной Н.Г.
Н.Г.Снагина установила,что имеется зависимость между суммой мезиодисталльных размеров 12
постоянных зубов и следующими величинами:
1-шириной зубной дуги между премолярами и молярами (в точках Пона)
2-шириной апикального базиса
3-длиной апикального базиса
Верхняя челюсть
Ширина зубной дуги между первыми премолярами составляет 39,2% от суммы ширины 12 зубов
Ширина зубной дуги между первыми молярами-50,4%
Нижняя челюсть
Ширина зубной дуги между первыми премолярами составляет 44,3% от суммы ширины 12 зубов
Ширина зубной дуги между первыми молярами-56,2%
Ширина апикального базиса верхнего зубного ряда составляет 44%,а нижнего 43% от суммы
мезиодистальных размеров 12 постоянных зубов
Длина апикального базиса верхнего зубного ряда составляет 30%,а нижнего 40% от суммы
мезиодистальных размеров 12 постоянных зубов.

Позиции 6,9 показывают размер периметра зубного ряда верхней и нижней челюсти
Анализ количества места в зубном ряду.(дефицит или избыток)
Анализ пространства требует сравнения количества имеющегося места для размещения зубов и
количества места,требуемого для их правильной постановки.
Первым этапом является расчёт имеющегося пространства.Это осуществляется посредством
измерения периметра дуги от одного первого моляра до другого по контактным точкам боковых зубов и
режущим краям передних.Существует 2 основных способа измерения:
1)посредством резделения зубной дуги на отрезки,
из которых может быть впоследствии составлена приблизительная
длина развёрнутой дуги
2) прикладыванием проволоки по ходу окклюзионной
линии с последующим измерением выпрямленного
проволочного отрезка.
Имеющееся пространство________мм
Всего требуемого пространства________мм
Дефицит места на ВЧ____________мм
Дефицит места на НЧ____________мм

Пункт 23.1.5.Измерение вертикальной щели между резцами
-при максимальном открывании рта (можно помочь мануально) измеряют расстояние между
режущими краями центральных резцов.
О тугоподвижности ВНЧС (ограничение открывания рта) позволяет говорить значение < 40мм,о
свободном открывании рта- 40-50мм и о гипермобильности ВНЧС –значение более 50мм
В норме пациент может проложить в полость рта 3 своих средних пальца!
-при относительном физиологическом покое в норме вертикальная резцовая дизокклюзия
составляет 2-4мм.В зависимости от вида прикуса и тонуса жевательных мышц это расстояние
может отличаться от нормы.
Пункт 24 Дополнительные методы исследования
Описываете любые методы,необходимые вам для постановки диагноза и составление плана
лечения:
-электромиография
-периотестометрия
-мануальный функциональный анализ
-миотонометрия
-КТ ВНЧС
-кондилография
-аксиография
-КТ ВЧ и НЧ
-диагностика в артикуляторе и т.д…..

25.Клинический диагноз
-Основное заболевание-это то,которое протекает наиболее тяжело,более опасно для здоровья и
трудоспособности.Формулировка диагноза может быть краткой или подробной.
-Сопутствующие заболевания могут быть общесоматическими,а также заболеваниями полости
рта,не связанными с основным.Например-пародонтит,сахарный диабет,частичная вторичная
адентия,красный плоский лишай и т.д.
Диагноз в ортодонтии является описательным и устанавливается в соответствии с классификацией
МКБ-10.
К07. Челюстно-лицевые аномалии
К07.0 Основные аномалии размеров челюстей
К07.00 Макрогнатия ВЧ
К07.01 Макрогнатия НЧ
К07.02 Макрогнатия обеих челюстей
К07.03 Микрогнатия ВЧ
К07.04 Микрогнатия НЧ
К07.05 Микрогнатия обеих челюстей

К07.1 Аномалии челюстно-черепных соотношений
К07.10 Ассиметрии
К07.11 Прогнатия НЧ
К07.12 Прогнатия ВЧ
К07.13 Ретрогнатия НЧ
К07.14 Ретрогнатия ВЧ
К07.2 Аномалии зубных дуг
К07.20 Дистальный прикус
К07.21 Мезиальный прикус
К07.22 Чрезмерно глубокий горизонтальный прикус (горизонтальное перекрытие)
К07.23 Чрезмерно глубокий вертикальный прикус (вертикальное перекрытие)
К07.24 Открытый прикус
К07.25 Перекрёстный прикус (передний,задний)
К07.26 Смещение зубных дуг от средней линии

К07.3 Аномалии положения зубов
К07.30
К07.31
К07.32
К07.33
К07.34
К07.35
зубов
Скученность
Смещение
Поворот
Нарушение межзубных промежутков
Транспозиция
Ретенированные или импактные зубы с неправильным положением их или соседних
К07.5 Аномалии функционального происхождения
К07.51
К07.54
К07.55
К07.56
Нарушение прикуса вследствие нарушения глотания
Нарушение прикуса вследсвие ротового дыхания
Нарушение прикуса вследствии сосания языка,губ или пальца
Другие аномалии функционального происхождения
К07.6 Болезни ВНЧС

Примеры формулирования диагноза в карте (по классификации ВОЗ) :
-Открытый прикус в переднем отделе,вследствие нарушения глотания
К07.24, К07.51
-Дистальный прикус,осложнённый глубоким вертикальным перекрытием,смещением зубов и
наличием межзубных промежутков
К07.20 К07.31 К07.33
-Мезиальный прикус,обусловленный макрогнатией и прогнатией нижней челюсти,осложнённый
аномалией формы верхнего зубного ряда (сужение),аномалиями положения отдельных зубов
(вестибулоположенияе13,23 зубов,тортоположение 34,44 зубов)
К07.21 К07.01 К07.11 К07.31 К07.32
-дистальный прикус,скелетный II класс,ретромикрогнатия нижней челюсти,зубо-альвеолярный
2 класс по Энглю по клыкам и молярам справа бугорковый,слева полный 2 класс,2
подкласс,сужение верхней и нижней челюсти в области премоляров и моляров по Пону,глубокое
резцовое перекрытие,укорочение переднего отрезка верхней челюсти,ретрузия верхних
резцов,протрузия нижних резцов,наклон окклюзионной плоскости,дисфункция ВНЧС,нарушение
эстетики улыбки и жевательной эффективности.
К07.20 К07.04 К07.13 К07.31 К07.6

Пункт 26 План лечения
План лечения-это совокупность последовательных медицинский мероприятий,составляемых
врачом,которые необходимы для выздоровления пациента.
План лечения должен состоять из следующих разделов:
-виды аномалий,исправление которых планируется осуществить
-способы,с помощью которых оно будет проводиться
-описание аппаратов,которые будут применяться в ходе исправления аномалии
-ориентировочные сроки активного лечения
-сроки ретенционного периода и аппараты используемые в ретенции
Пациент должен быть ознакомлен с предложенным планом лечения и подтвердить своё согласие на
его проведение постановкой подписи в карте и в добровольном информированном согласии

9.Пространственный анализ в период смешанного прикуса
Это оценка размеров непрорезавшихся постоянных зубов для расчёта требуемого места в
зубном ряду:
1.измерение зубов на RG
2.Оценка с помощью таблиц и пропорций.Наблюдается довольно чёткое соотношение
между размерами прорезавшихся постоянных резцов и непрорезавшихся клыков и
премоляров.

Анализ ортопантомограммы
1.Анализ количества зубов,соответствие возрасту
2.Степень формирования корней и коронок
3.Степень рассасывания корней временных зубов
4.Симметричность смены зубов
5.Наличие ретенции зубов
6.Наклоны зубов
7.Аномалии корней зубов (в т.ч.резорбции верхушек
8.Средние линии челюстей,зубов
9.Периапикальные проблемы
10.Носовая перегородка (искривление)
11.Величина носовых ходов
12.Соотношение зубов с верхнечелюстной пазухой
13.Расположение головок ВНЧС
14.Переломы челюстей
15.Анализ ретромолярного пространства и прогноз
прорезывания зубов мудрости
16.
Во время ортодонтического лечения ОПТГ 3 раза: до лечения,на этапе переклейки
брекетов и после лечения

Анализ боковой ТРГ
ТОЧКИ:
N-назион,место носо-лобного шва
S-центр гипофизарной ямки клиновидной кости
Po-верхняя точка наружного слухового прохода
Co-верхняя точка суставного отростка
Or-передняя точка орбиты (соответствует кожной)
ANS-передняя носовая ость
PNS-задняя носовая ость
Pg-погонион,передняя точка подородочного выступа
Me-ментон,нижняя точка симфиза
А-самая глубокая точка переднего края ВЧ
В-самая глубокая точка переднего края НЧ
ii-межрезцовая точка
P6-вершина дистального бугра 1го моляра

Анализ боковой ТРГ
Точки построенные:
Go-угол нижней челюсти
Gn-передний край нижней
челюсти

Анализ боковой ТРГ
Плоскости:
NSL-плоскость основания черепа
FH- Франкфуртская горизонталь
NL-плоскость верхней челюсти
ML-плоскость нижней челюсти
OP-окклюзионная плоскость

Анализ боковой ТРГ
Направление роста:
SN-MP=32+-5
Если < то горизонтальный тип роста
Если > то вертикальный
SN-Gn (ось Y)=65+-5
Если > то вертикальный
Если < то горизонтальный тип роста

Анализ боковой ТРГ
Направление роста:
Gonion-угол=130+-3
> вертикальный тип роста
< горизонтальный тип роста
N-Me/ S-Go = 62%-65%
> вертикальный тип роста
< горизонтальный тип роста

Анализ боковой ТРГ

I фаза-все нижние края позвонков прямые,их форма типична,квадратная

Анализ боковой ТРГ
Определение фазы роста по шейному отделу позвоночника
II фаза-формируется вогнутость по нижнему краю II позвонка,остальноебез изменений.До пика роста 8-10 мес
Самое лучшее время для начала лечения

Анализ боковой ТРГ
Определение фазы роста по шейному отделу позвоночника
III фаза-формируется вогнутость по нижнему краю III позвонка.ПИК роста!

Анализ боковой ТРГ
Определение фазы роста по шейному отделу позвоночникаАнализ боковой ТРГ
Е-линия
носо-губный угол
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Кафедра ортопедической стоматологии

Допущена к защите

Заведующий кафедрой

К.м.н., Голинский Ю.Г.

«___»_______2016 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Выполнила:

студентка 522 группы

Шапкун Полина Сергеевна

Научный руководитель:

к.м.н. Медведовская Наталья Михайловна

Санкт-Петербург

2016 год
Оглавление


Введение 2

Глава 1 Обзор литературы. 5

1.1 История 5

1.2 Этиология и патогенез зубочелюстных аномалий 7

1.3 Классификации зубочелюстных аномалий 13

1.4 Методы диагностики 21

Глава 2 Основная часть 44

2.1 Материалы 44

2.2 Методы 45

Глава 3 Собственные результаты 47

3.1 Пациент №1 47

3.2 Пациент №2 56

3.3 Пациент №3 66

Заключение 78

Список условных обозначений 82

Список литературы 83

Приложение 1 86

Приложение 2 87

Приложение 3 89



Введение


Актуальность вопроса.

Значимость темы диагностики в ортодонтии , определяется тем, что для успешного лечения зубочелюстных аномалий необходимо поставить диагноз, для которого важно определить морфологический составляющий фактор и механизм образования аномалии. Начиная с древних времен , и продолжается в наши дни проблема , связанная с различными формами и видами зубочелюстных аномалий, которые ведут за собой функциональные , эстетические, психологические и социальные проблемы всего общества.

Диагностика аномалий зубочелюстной системы является наиболее важной задачей в практике врача-ортодонта , так как она позволяет определить план лечения пациента, подключение смежных специалистов. Современная ортодонтическая практика на данный момент практически не является самостоятельной дисциплиной, а существует в тесной связи с другими направлениями стоматологии и другими медицинскими направлениями. На данный момент качественное проведение ортодонтического лечения невозможно без комплексного подхода к пациенту и привлечения к диагностике и лечению таких узких специалистов как: стоматолог-терапевт, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург, челюстно-лицевой хирург, имплантолог, гнатолог, остеопат.

В процессе становления дисциплины врачами-ортодонтами были создано множество различных методов для обследования челюстно-лицевой области пациента. Были разработаны методы анализа диагностических гипсовых моделей челюстей. Появляются методы оценки диагностических моделей челюстей в трехмерном пространстве. Активно совершенствуются и развиваются рентгенологические методы диагностики - ортопантомография челюстей, телерентгенография головы (ТРГ) в прямой и боковой проекциях (Broadbent и Н. Hofrath , 1931). Современные методы лучевой диагностики , такие как компьютерная томография (Кормак и Хаунсфилд, 1979), и конусно-лучевая компьютерная томография (2006), позволяющие произвести послойное исследование тканей. Для дополнительной функциональности вводят в практику и программное обеспечение, позволяющее визуализировать в 3D и 4D объеме и совершать планирование диагностики и дальнейшего лечения, а также позволяет оценить состояние ВНЧС. Магнитно-резонансная томография, вносит значительный вклад в оценку состояния суставных дисков ВНЧС.


Цель исследования.

Изучение методов диагностики аномалий зубов и зубных рядов, патологий структур височно-нижнечелюстного сустава.

Задачи исследования.

1. Провести обследование пациентов с различными аномалиями окклюзии .

2. Изучить различные методы диагностики для пациентов с ортодонтической патологией.

3. Сравнить методы диагностики в ортодонтии у пациентов разных возрастных категорий.

4. Изучить современные томографические методы диагностики направленные на изучение суставных патологий.

5. Выявить минимальное количество диагностических методов для качественного обследования и постановки диагноза.

Научная новизна исследования.

1. Рассмотрены и оценены существующие классификации в ортодонтии, методы диагностики.

2. Разобран подход к обследованию пациентов разных возрастных групп.

3. П роведены обобщающие результаты обследования и диагностики пациентов.


Практическая ценность исследования.

Подробный разбор существующих методов диагностики существенно позволит правильно определить механизм и этиологию заболевания, что позволит поставить корректный диагноз и, следовательно, составить наиболее полно и корректно план лечения пациента.

Получены результаты диагностики пациентов трех возрастных групп.

Оценены и изучены наиболее используемые методы диагностики пациентов.

Глава 1 Обзор литературы.

1.1 История

Начиная с древних времен, были известны всевозможные аномалии зубочелюстной системы. Об этом говорят те простенькие ортодонтические устройства, которые находили при раскопках, принадлежащие древним и грекам и этрускам. Есть также данные об изготовлении специальных приспособлений, используемых для перемещения зубов
(Уильям Р. Проффит, 2008).

В трудах Гиппократа упоминаются одни из первых попыток исправления положения зубов.

В этап формирования ортодонтии в качестве науки (вторая половина XIX в.), первоначально уделялось внимание для исправления выступающих зубов и изменениям в лицевых пропорциях. Norman Kingsley считается одним из основателей данного периода ортодонтической науки, начавший использовать действия внеротовых сил для коррекции выступающих зубов. Следующим «отцом ортодонтии» можно J. N. Farrar, который разработал разные варианты несъемной аппаратуры, и рекомендовал в течение продолжительного времени применять приложение умеренных сил для перемещения зубов. Э. Энгль в 1889 г. представил 7 разных видов аномалий положения зубов. Он также создал классификацию прикусов и рассмотрел нарушения смыкания бокового отдела зубного ряда.

Необходимость тщательной диагностики доказывает и вся история развития диагностических методов. Э. Энгль предложил для обследования пациентов использовать контрольные диагностические модели, затем ученик Э. Энгля Ч. Твид начинает использовать телерентгенограмму, однако более широкому внедрению методики ТРГ в ортодонтическую практику поспособствовали публикации В.Н. Broadbent и Н. Hofrath , 1931. Paatero в 1958 была разработана панорамная томография для послойного плоскостного изображения сферических контуров челюстно-лицевого скелета. После развивается «золотой век» телеренгенографии. Данные методики позволили появиться «мягкотканной парадигме», которая объединяет накопленные знания и позволяет понять, что любое ортодонтическое лечение влияет не только на зубные ряды, но и отражается на внешнем виде пациента. Присоединяются методы компьютерной томографии и программы, позволяющие планировать и контролировать каждый этап лечения.

Зачем ортодонту нужна подробная диагностика?

Основная цель диагностики – собрать необходимы данные о состоянии пациента, чтобы врач-ортодонт проанализировал их и составил хорошо работающий план лечения. Лечение, начатое без подробного пошагового плана действий для врача и пациента не приведет к желаемому результату. Это, как ехать ночью по лесу без компаса, фонаря и карты.

Брекеты, просто наклеенные на зубы, в лучшем случае - бесполезны, а, скорее всего, ухудшат ситуацию. Чтобы «проложить» пациенту хороший маршрут к его ровной и красивой улыбке ортодонту нужна определенная информация. Ее сбором и занимается диагностика.

Что ждет пациента во время диагностики у ортодонта

Для пациента диагностика перед началом ортодонтического лечения займет 30-40 минут.

Что входит в ортодонтическую диагностику и зачем:

  • Панорамный снимок или ортопантомограмма (ОПТГ) – показывает общий вид челюстей и всех зубов, включая их корни, ретенированные зубы, зубы мудрости, удаленные, зачатки зубов и состояние кости.)
  • Телерентгенограмма (ТРГ) – в боковой проекции и в фас (по показаниям). По этим снимкам врач определяет причину зубочелюстной аномалии, видит соотношение челюстей и делает заключение, можно ли данную проблему прикуса исправить только ортодонтическими методами или нужно комплексное решение проблемы совместно с челостно-лицевыми хирургами.
  • ЗD сканирование или снятие слепков челюстей для расчета их диагностических моделей. Врач должен знать точные размеры челюсти, зубов, их соотношений, чтобы «найти» место для ортодонтического лечения. Здесь кроется ответ на вопрос - нужно ли удалять зубы. На основании 3Д сканирования выполняется компьютерное 3-мерное моделирование челюстей и виртуальное планирование лечения.
  • Фотографирование – портретное (поскольку в процессе ортодонтического лечения происходит изменений внешнего облика пациента), внутриротовое (необходимо для отслеживания динамики лечения).
  • 3D-анализ - компьютерная томография (КТ) по показаниям (в отличие от ОПТГ, которая дает 2-мерное изображение, КТ показывает пространственное положение зубов, их взаимное расположение и положение в челюсти. На таком снимке врач видит наклон зуба, что в некоторых случаях очень важно. Также КТ показано при заболеваниях пародонта для определения состояния околозубных тканей).
  • Видеосъемка для фиксации функциональных нарушений в движении – при жевании, глотании.
  • Лазерная диагностика кариеса аппаратом Диагнокам

После диагностики врач анализирует данные, проводит необходимые расчеты и составляет для пациента подробный план лечения. Нужно понимать, что такой объем работы требует времени и занимает примерно 2 недели.

Как проходит диагностика у ортодонта - видео

Такой план мы оформляем в презентацию, которую ортодонт обсуждает с пациентом, поясняет и согласовывает. Только ПОСЛЕ утверждения плана начинается лечение.

Примеры диагностики у ортодонта наших пациентов

Диагностика у ортодонта

от 6000 руб.

РАЗВЕЯТЬ ВСЕ СТРАХИ И МИФЫ ОБ ОРТОДОНТИИ

ТЕПЕРЬ ПРОСТО КАК 1-2-3

Диагностику проводят молодые и неопытные ортодонты. Опытный врач все и так видит с первого взгляда.

Как не парадоксально, но такой взгляд на диагностику встречается даже в наш век компьютерных технологий, когда, каждый должен понимать разницу между данными, полученными при помощи измерения высокоточными приборами и определенными «на глаз», при участии пресловутого «человеческого фактора».

Почему же некоторые пациенты уверены, что врач «на глазок» увидит и оценит состояние их челюстей на скелетном уровне? Если пояснить буквально, то разница между результатом полной современной диагностики и оценкой «на глазок» такая же, как между заключением экспертов и версией следствия.

Современная ортодонтия в последнее десятилетие приобрела очень широкие возможности, и стала практически точной наукой, но, чтобы их использовать - нужен глубокий анализ клинической ситуации при помощи современного высокоточного оборудования.

Для диагностики нужен панорамный снимок и слепки - все остальное делают просто для «выкачивания» дополнительных денег.

Давайте задумаемся, что нужно знать врачу-ортодонту для такого перемещения зубов пациента, чтобы получился ожидаемый результат? Скорее всего, вы знаете, что с помощью любого ортодонтического аппарата ортодонт сообщает зубу необходимую силу, прикладывая ее в нужной точке и в нужном направлении - в этом и заключается принцип ортодонтического лечения.

А вот как ортодонт узнает, какую силу, как и куда нужно приложить?

Для этого он проводит достаточно сложные геометрические расчеты с учетом биомеханики человеческого тела. Понятно, что для таких расчетов нужно иметь исходные данные - их получают при диагностике. К сожалению, ОПТГ и слепки не дают всей необходимой для расчетов информации. Поэтому, спорить с вашим ортодонтом о том, что часть диагностики бессмысленна - бесполезно - вы ведь хотите, чтобы его расчет для вас был точным и правильным?

Чем быстрее врач сообщил результаты диагностики и план лечения - тем он лучше.

Есть замечательная русская поговорка, которая полностью отражает смысл данной ситуации: «Спешка нужна при ловле блох!». А для интеллектуальной работы - нужно время. Анализируя данные, полученные в ходе диагностики, и создавая план лечения по конкретному клиническому случаю врач, как мы выше уже написали, проводит сложные геометрические и физические расчеты, учитывает массу нюансов и возможных вариантов развития событий. Это сложный интеллектуальный творческий процесс, который требует времени. Качественный, предсказуемый и работающий «как надо» план лечения невозможно придумать за ночь, и не одно ньютоново яблоко тут не поможет.

Очень часто для составления плана лечения требуется консилиум нескольких коллег-ортодонтов - как известно, одна голова - хорошо, а две - лучше. Поэтому, мы очень советуем всем потенциальным пациентам ортодонтов набраться терпения и не торопить своего врача, и, кстати, насторожиться, если, вдруг, ортодонт предложит вам окончательный план сразу после консультации. Так не бывает. Ортодонтическое лечение длительное и финансово затратное, поэтому лучше как следует к нему подготовиться, все выверить, 7 раз отмерить, а затем, идти к результату уверенно и без неприятных сюрпризов.

Успех ортодонтического лечения, в первую очередь зависит от правильной постановки диагноза. Именно на его основе, пациенту будет назначаться лечение.

Для этого применяются самые разнообразные методики, позволяющие точно выявить степень несоответствия аномалий развития зубочелюстного аппарата.

Опрос пациента

Первичным методом исследования является именно опрос пациента. На данных, полученных во время первого осмотра, строится дальнейшая диагностическая работа.

Во время опроса, особое внимание уделяют нескольким аспектам , позволяющим выявить клиническую картину и оценить наличие изменений по всем статьям:

  • Болезненность . Так как, боль является наиболее частой жалобой, то ее выделяют в первую очередь. При этом определяют ее характер, локализацию, выраженность и длительность, а также наличие иррадиации.
  • Качество родов (если проводится обследование ребенка). Одной из основных причин ортодонтических аномалий является травма во время родов или внутричерепное кровоизлияние, которое приводит к нарушению развития зубочелюстной системы.

    Поэтому врач должен выяснить все необходимые детали этого процесса.

  • Вид вскармливания . Определение вида и периода вскармливания позволяет определить первопричину ортодонтической аномалии.

    При искусственном вскармливании, мышцы работают не так как при грудном, что негативно сказывается на развитии челюсти.

  • Соответствие развития ребенка нормам . Каждый параметр, начиная от первого самостоятельного шага, произнесенного слова или прорезавшегося зуба показывает степень развития всех систем ребенка.
  • Заболевания, которые были перенесены в детском возрасте . Некоторое из них приводят к нарушению обменных процессов, что сказывается на росте челюсти и зубов.
  • Наличие дурных привычек , таких как длительное сосание пустышки, регулярное покусывание карандашей и т.д. Очень часто именно эти факторы являются причиной неправильного прикуса.
  • Состояние верхних дыхательных путей пациента . Патологические изменения окклюзии могут быть спровоцированы длительным ротовым дыханием.

Все полученные данные заносятся в историю болезни, где будут отображены и результаты других методов диагностики.

Что относят к клиническому обследованию?

После опроса пациента, назначается клиническое обследование с применением специальных устройств и оборудования. Данные методы позволяют детально изучить аномалию и полностью воссоздать полную картину патологии.

Рентгенологические

Рентгенологическое исследование применяется в стоматологии для изучения структуры и состояния костной ткани челюсти и зубов. Оно позволяет выстроить грамотный план лечения и спрогнозировать его результаты.

Для лучевой диагностики зубочелюстных аномалий применяют следующие рентгенологические методы :

  • Дентальная рентгенография . Относится к внутриротовому методу диагностики, который проводится с помощью специального аппарата в виде тубуса, который подводят на расстояние до 5 см от щеки и производят проекцию под прямым углом.

    С помощью этого аппарата можно выявить аномальное расположение корневой части зубов, изменения в костной и пародонтальной ткани, определить наличие зачатков зубов и стадию их формирования.

    Единственный недостаток методики состоит в ее ограниченной локализации. Аппарат позволяет сделать четкие снимки только 2–3 зубов и не более.

  • Рентгенография небного шва . Необходима для определения степени окостенения и структуры небного шва. Для этого используют аппарат с возможностью близкофокусной съемки.
  • Томография височно-нижнечелюстного сустава . Необходима для определения соотношения данных элементов при лечении неправильного прикуса. Проводится с помощью дентального рентгенологического аппарата.
  • Ортопантомография . Позволяет получить панорамный снимок проблемной челюсти с детальным изображением каждого элемента.

С использованием моделей

Одним из обязательных методов диагностики при ортодонтическом лечении является обследование с помощью диагностических моделей . Данный метод заключается в снятии оттисков с обеих челюстей пациентов и изготовлении по ним контрольных рабочих моделей.

Для придания моделям точной окклюзии, проводится регистрация ее с помощью разогретой восковой пластины. В дальнейшем эту пластину используют для точной моделировки соотношения челюстей.

Какие методы анализа применяются при изучении диагностических моделей, смотрите на видео:

Моделирование позволяет правильно подобрать метод аппаратного лечения. Рассмотрим некоторые из них.

Функциональные

К функциональным методам относятся способы выявления жевательной пробы и определения степени функциональности различных групп мышц .

В ортодонтической практике для этого используют следующие методики:

  • Мастикациография . Позволяет точно определить вид прикуса по степени участия определенных мышц нижней челюсти в смыкании и боковых движениях. Для этого применяют устройство импульсного типа, которое фиксирует получаемые данные в виде кривой.

    По ее отклонению и судят о работе мышц. Аппарат представляет собой эластичный баллон, который прикрепляют к нижней части подбородка.

    Во время открывания и закрывания рта он реагирует на движение и передает импульсы на кимограф.

  • Графический учет . Позволяет определить активность нижнечелюстных мышц во время жевания. Также как и в предыдущем варианте, используется тот же аппарат, который выводит результаты в виде кривой.

    При опускании челюсти, происходит сжатие резинового баллона, за счет чего поднимается писчик. Чем больше участия челюсти в движениях, тем выше уровень кривой.

    При отсутствии давления, писчик уходит вниз. Во время неподвижности, писчик выдает прямую линию. При диагностике обращают внимание на угол перехода волны и ее максимальное значение.

  • Электромиография . Представляет собой изучение возбуждения потенциала мышечных волокон с помощью многоканального электромиографа.

    Аппарат позволяет определить функциональность мышечного аппарата челюсти в состоянии покоя, во время чрезмерного и естественного напряжения.

    Для этого, на обследуемый участок фиксируют электроды, через которые осуществляют воздействие тока на мышцы.

Краниометрические

Если методы, перечисленные выше, представляют собой диагностику, в основном, по морфологическим признакам, то краниометрические позволяют определить неправильный прикус с помощью соотношения пропорций лицевого отдела и верхней части головы к плоскостям челюсти.

Модель-маска

Применяется для точного определения асимметрии лица с учетом трех плоскостей, взаимоперпендикулярных друг к друг у. В качестве плоскостей используется трагус, медиальная линия, проходящая вдоль небного шва и фронтальная плоскость.

Для определения асимметрии изначально был сконструирован стеклянный куб с зафиксированной в нем моделью-маской. Маска изготавливалась согласно стандартам пропорций лица. Во время диагностики горизонтальная плоскость должна совпадать с поверхностью куба.

По несовпадению зубочелюстного аппарата с остальными гранями судят об аномалии, которая локализуется по линии, ассиметричной плоскости.

Гнатостатприбор

Данный прибор, является дальнейшей разработкой модели-маски, которая оказалась очень громоздкой и неудобной для использования. В дальнейшем, куб с маской заменили специальным прибором – гнатоскопом.

С помощью него определяется горизонтальная линия, которая проходит по линии глаз. Срединная локализуется в области небного шва, а фронтальная проходит по центральной части лица. Аппарат состоит из слепочной ложки, металлической штанги и нескольких передвижных стрелок.

Устройство фиксируют с помощью передвижных стрелок, определяя ими основные плоскости.

Отклонение в области серединной плоскости, говорят об асимметрии в трансверзальной плоскости, а отклонение по горизонтальной линии свидетельствует о прогнатии и сагиттальной асимметрии.

Если верхние клыки располагаются впереди или сзади горизонтальной плоскости, то это считается отклонением. Сужение или расширение челюсти определяется по серединной линии. По вертикальной линии выявляется степень смещения окклюзии.

Фотостат

При данном способе диагностика отклонений развития зубочелюстного аппарата выявляется с помощью фотографии . Для этого применяют фотостат Симона, перед которым неподвижно фиксируют голову пациента.

Перед съемкой, отмечаются контрольные точки, в качестве которых выступает орбитальная линия, ушные точки, нижний угол челюсти. Аппарат имеет внутреннюю экранную разметку плоскостей измерения асимметрии, которые совмещаются с отмеченными точками.

С помощью готового снимка определяется возможное отклонение.

Диагностику проводят не только по трем плоскостям, но и по углу челюсти. Отклонение данного показателя в большую или меньшую сторону, является свидетельством наличия прогнатии, либо прогении.

Телерентгенография

Является самым показательным и информационным методом исследования. Представляет собой рентгенологический снимок профиля пациента, который отображает скелет, его структуру и контуры мягких тканей.

Процедура проводится с помощью рентген оборудования, подведенного на расстояние не более 1,5 м до головы. При этом рентгеновская пленка должна быть прижата максимально плотно.

По данным телерентгенографии судят о соотношении оснований верхней и нижней челюсти. Также исследование позволяет выявить наклоны зубов по отношению к основанию черепа и общему ряду.

Заключение

Несмотря на большое количество ортодонтических методов, чаще всего применяется лишь ренгенография и ортопантограмма .

Являясь наиболее точными и современными, они позволяют комплексно выявить все отклонения зубочелюстного аппарата как в области костных, так и мягких тканей.

Остальные способы ортодонтической диагностики в настоящее время применяются в качестве дополнительных, при очень сложных и комбинированных аномалиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии