Что происходит в головном мозге при тревоге? Отдаленные исходы кровоизлияния. Видео: кровоснабжение мозга и последствия инсульта

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Не секрет, что благодаря интенсивному кровоснабжению львиная доля выпитого алкоголя попадает в мозг. Вот почему после распития спиртного действие алкоголя быстро становится очевидным. Что же происходит при воздействии алкоголя в головном мозге?

Опьянение легко почувствовать. Тем не менее не все эффекты воздействия алкоголя доступны нашему взору. Несмотря на то, что вес мозга составляет около 2,5% от массы тела, 40% алкоголя концентрируется именно там.

После опрокидывания рюмочки спиртного алкоголь запускает активность тормозных путей головного мозга через систему медиаторов ГАМК. Это приводит к расслаблению мышц и психики, успокоению или даже эйфории. Говоря простым языком, это и есть опьянение.

При частом употреблении алкоголя системы медиаторов ГАМК, серотонина и другие адаптируются, что приводит к увеличению дозы алкоголя и формированию зависимости. В этом случае врачи рекомендуют лечение алкоголизма. В последующем постоянное воздействие спиртного на системы медиаторов может сопровождаться похмельем (абстинентным синдромом).

Отравление мозга алкоголем напоминает фильм-катастрофу, когда вдруг всё начинает рушиться. Хотя обычно в фильмах всё заканчивается хорошо, и горстке главных героев удаётся спастись, в случае с алкоголем всё не так.

Токсическое действие алкоголя необратимо

Спиртное приводит к повреждению мозга, которое не знает обратной дороги. Говоря научным языком, алкоголь и его метаболит ацетальдегид обладают необратимым нейротоксическим действием.

Вот почему 40 лет назад в официальном ГОСТе 18300-72 этиловый спирт характеризовался, как «легко воспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, которая относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы».

Конечно, за эти 40 лет свойства спирта не изменились. Видимо, люди просто стали смотреть на них более оптимистично.

Что же происходит с мозгом?

Алкоголь и ацетальдегид играют ключевую роль в уничтожении мозга. Используя такие средства, как повышение активности глутаматной системы (эксайтотоксичность), оксидативный стресс, а также активацию механизмов самоубийства нейронов (апоптоза), они быстро разрушают нейроны.

Алкоголь снижает уровень так называемого фактора роста мозга, благодаря которому контролируется развитие, созревание, выживание нейронов, формирование нейронной сети и синапсов.

В мозговой ткани алкоголь задерживается дольше всего, и покидает её позже, чем другие органы и системы. В среднем, согласно исследованиям, алкоголь обезвреживается в организме через две недели.

Не секрет, что благодаря интенсивному кровоснабжению львиная доля выпитого алкоголя попадает в мозг. Фото: tookapic/pixabay/CC0 Public Domain

Поэтому, если выпивать даже два раза в месяц, алкоголь всё время будет в головном мозге. После приёма умеренных доз (25-40 грамм абсолютного алкоголя) высшие функции мозга восстанавливаются лишь через 12-20 дней.

Кроме того, состояние мозга тесно зависит от печени, её дезинтоксикационной функции. Ведь некоторые нейротоксины могут проникать в мозг. При алкогольном циррозе печени вследствие гибели клеток печени в мозг попадает неочищенная кровь.

Нейротоксические субстанции вроде аммиака и марганца приводят к печёночной энцефалопатии. Появляются расстройства сна, тревога, депрессия, когнитивные нарушения, то есть слабоумие.

Фетровая шляпа

Кульминацией алкогольной феерии становится слипание эритроцитов. Достаточно даже половины кружки пива, чтобы произошла коагуляция красных клеток крови, и эритроциты закупорили мельчайшие капилляры в головном мозге. Результат - ишемия, то есть голодание участков мозга, питающихся кровью от этого капилляра.

Если ваши попытки выглядеть стройнее не приносят плодов, то может дело в спиртном? Фото: pexels/CC0 Public Domain

При кислородном голодании в течение 3-7 минут клетки мозга погибают. Через две недели погибшие клетки рассасываются и выводятся из организма с мочой. Вот почему мозг алкоголика в разрезе напоминает мозаику.

Согласно результатам десятилетнего исследования, проведённого среди жителей Японии, установлено, что употребление алкоголя является главной причиной геморрагических инсультов. Причём у 70% людей инсульты развиваются в возрасте до 50 лет.

Клетки головного мозга расположены слоями. У людей, употребляющих спиртное, структура мозга нарушается. Ткань мозга начинает напоминать фетровую шляпу.

Способности к анализу, синтезу, систематизации нарушаются из-за разрыва связей. После десятков лет употребления спиртного атрофия мозга достигает таких масштабов, что количество нейронов может сократиться более чем на 20%.

Как вы поняли, алкоголь и мозг плохо сочетаются друг с другом. Поэтому, чем реже они будут встречаться, тем лучше.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

В течение долгого времени считалось, что аура во время мигрени вызвана спазмом сосудов в зрительном отделе головного мозга, а головная боль - это следствие переполнение кровью сосудов головного мозга. Конечно, это самое простое описание тех процессов, которые происходят в головном мозге во время мигренозного приступа. Всё намного сложней – во время мигрени в организме происходит изменения целого ряда химических процессов.

Сильное воздействие на состояние кровеносных сосудов оказывает серотонин. Именно он, как утверждают современные учёные, в большой мере ответственен за головную боль. В конце приступа мигрени уровень серотонина приходит в норму, и головная боль идёт на убыль.

Что такое серотонин?

Серотонин может заставить кровеносные сосуды расширяться или сужаться в зависимости от их месторасположение в организме и размера. Серотонин также обеспечивает свёртываемость крови. Примерно 90% серотонина сконцентрировано в кишечнике, около 10% в тромбоцитах и 1 – 2% в головном мозге. Серотонин это нейромедиатор который помогает передавать нервные импульсы по всему организму. Серотонин и другие нейромедиаторы могут привести к многочисленным изменениям в работе головного мозга и всего организма. Изменения могут быть самыми различными: от простых перемен настроение и внезапного желания поесть до более сложных изменений в ритмах сна и бодрствования или менструального цикла у женщин.

Исследования подтверждают большую роль серотонина в развитии мигрени. Приступы мигрени могут быть спровоцированы инъекцией резерпина. Под его влиянием в организме происходит выброс серотонина, что у более восприимчивых людей вызывает мигреневые головные боли.

Ещё одним свидетельством, что серотонин играет важную роль в развитии головной боли, является тот факт, что внутривенное вливание серотонина, сделанное непосредственно во время приступа мигрени, может облегчить симптомы, хотя точный механизм этого действия ещё не ясен. К сожалению использования серотонина как метода лечения головной боли сопутствует многими побочными эффектами: отдышка, тошнота, общий спазм кровеносных сосудов, потеря чувствительности в конечностях.

Приступы мигрени – это больше чем просто головная боль. Сопутствующие симптомы, такие как рвота, перемена настроения, непереносимость света, звука являются результатом изменения концентрации нейромедиаторов и особенно серотонина в головном мозге. Изменение этих химических соединений лекарственными препаратами может помочь купировать приступы мигрени.

Дополнительные статьи с полезной информацией
Дополнительные способы самостоятельной борьбы с мигренью

Мигрень учёные изучают давно и установлено что есть много факторов стимулирующих данные приступы и по этой причине можно разными способами уменьшать вероятность мигрени.

Факторы провоцирующие приступ мигрени

Есть большое количество внешних причин стимулирующих мигрень. В этом вопросе прежде всего надо помнить о том, что у разных людей эти факторы разные и чаще всего они меняются с возрастом.

Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему Кругляк Лев

Что происходит в головном мозге

Мы заранее предупреждаем наших читателей, что намерены подробно рассказать о тех глубоких процессах, которые происходят в головном мозге детей при развитии серьезных отклонений в поведении. И делаем это целенаправленно, ибо еще бытует мнение, что такие «дефекты воспитания» можно исправить то ли криком, то ли примером, то ли наказанием. Если вы внимательно прочтете, возможно, несколько сложную главу, то поймете, что СДВГ развивается на фоне специфических нейрофизиологических и биохимических процессов. В определенной мере эта информация будет способствовать формированию представления о болезни и необходимости квалифицированного лечения.

Довольно часто родители слышат от окружающих, что они плохо воспитали детей. В этом нет ничего удивительного, ибо подвижный ребенок всегда создает в обществе дополнительную суету и «мешает» людям. Многие родители, не имея возможности уделять ребенку достаточно времени, соглашаются с этим утверждением, сокрушаясь о создавшейся, как они считают, безвыходной ситуации. В то же время подобная «ошибка воспитания» легко поддается опровержению современными исследованиями. Надо сразу оговориться, что окончательно доказанных причин данного заболевания не выявлено. Существует множество тео-рий и научных предположений. Но есть некоторые моменты, которые определенно встречаются почти у всех детей с проблемами поведения.

Современные исследования все больше устремлены на изучение анатомических и физиологических особенностей головного мозга, так как ученые исходят из того, что при СДВГ происходит нарушение функций определенных отделов головного мозга, отвечающих за решение организационных задач, планирование и контроль импульсов. Выявлено, что у таких пациентов в этих участках мозга перераспределение информации происходит неравномерно. Ответственными за эту работу являются медиаторы, которые отвечают за переработку информации, поступающей от различных раздражителей, которые потом выливаются в невнимательное, импульсивное и гиперактивное поведение.

Нейрофизиологические аспекты. В последние двадцать лет многими учеными отмечено стремительное изменение мозга человека, что, безусловно, оказало свое воздействие и на его психическую деятельность. Особенно это заметно на отклонениях от общепринятых норм в психике детей. Все больше появляется детей с дисгармоничным развитием, что является следствием влияния нашей цивилизации и воздействия неблагоприятной окружающей среды. Кроме того, нельзя не учитывать все ухудшающееся здоровье населения планеты, что напрямую сказывается на течении беременности. Все чаще встречается патологическое развитие беременности и родов, в результате чего у плода возникает кислородное голодание мозга. Согласно данным современных исследований, у 70 % детей с дисгармоничным развитием наблюдается асимметрия лобных долей мозга (рис. 1), более или менее выраженные изменения электроэнцефалограммы (запись биотоков мозга). Как правило, у них отмечается повышенное внутричерепное давление, кисты в различных отделах мозга, страдают корковые и подкорковые функции, т. е. выявляются нарушения структуры мозговой ткани, реализации ее функций или же структуры определенных субстанций в головном мозге.

Рис. 1. Головной мозг (вид сбоку – разделение на доли)

Так, например, известно, что кора лобных долей, управляющая импульсами и эмоциями, является источником представления о самом себе. У большинства гиперактивных детей именно эта зона развита слабо. Нейрофизиологические и нейропсихологические исследования выявляют также синдромы функциональной недостаточности стволовых и подкорковых структур мозга (рис. 2).

Рис. 2. Головной мозг и ствол мозга в продольном разрезе

При обследовании пациентов с СДВГ на первый план выходили нарушения, связанные с недостаточностью активирующих влияний подкорковых структур на кору мозга. Именно поэтому у таких детей отмечается истощаемость, неустойчивость внимания, снижение работоспособности. Вероятно, функциональной незрелостью подкорковых образований обусловлены и такие особенности, как нарушения сна, сниженный иммунитет, эмоциональная неустойчивость.

При благоприятных условиях недостаточность подкорковых структур может практически полностью компенсироваться к школьному возрасту. Однако в условиях эмоционального напряжения, повышенных нагрузок в школе, в пубертатном возрасте (периоде полового созревания) признаки недостаточности подкорковых структур вновь начинают проявляться. А в случае слабости компенсаторных механизмов функциональная незрелость подкорковых структур становится определяющим фактором для развития мозга, вследствие чего появляется множество вторичных дефектов в виде недостаточности височных, теменно-затылочных и других зон мозга.

Постепенно на первый план выходит недоразвитие лобных структур с вытекающим отсюда аномальным поведением. Однако анализ анамнеза (истории заболевания), данные электроэнцефалографии и клиническая картина говорят о том, что за этим фасадом скрывается первичный дефект – нарушение активирующей функции ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, дисфункции лобных долей, подкорковых ядер и проводящих путей с вторичным нарушением нейромедиаторного обмена, о котором речь пойдет ниже.

Биохимические аспекты. Уже было отмечено, что одной из важных причин СДВГ является нейротрансмиссионный дисбаланс. Мы прекрасно осознаем всю сложность темы и специально очень подробно останавливаемся на, казалось бы, теоретических моментах, но, дочитав до конца эту главу, вы поймете, какую цель преследовали авторы. Дело в том, что формальное назначение лекарственной терапии, безусловно, достигает определенного эффекта, но вы добьетесь значительно лучшего результата, когда узнаете некоторые нюансы об участии в обменных процессах в мозге витаминов, минералов и микроэлементов. Мы не стали полностью выносить в главу о лечении эти данные, чтобы практические советы хорошо были увязаны с теоретическими выкладками, что поможет вам активно их использовать. Кроме того, опыт показывает, что родители не всегда могут получить подобные данные у специалистов, задачей которых является стабилизация поведения ребенка.

Итак, нейротрансмиттеры – это вещества, которые переносят различную информацию, регулирующую обменные, трофические, иммунные и другие процессы в нейроне (нервной клетке). Возьмем дофамин (допамин), который содержится в лобных долях и некоторых других структурах мозга. Он улучшает настроение, влияет на функцию желудочно-кишечного тракта, облегчает работу мозга, связан с ощущением удовольствия. При снижении уровня дофамина, что характерно для описываемых детей, меняется поведение, дети становятся возбужденными, резко снижается самоконтроль, выражена неуправляемость, что часто выражается плохим поведением. Заметим, что девочки-подростки склонны к снижению дофамина. Они несговорчивы, вспыльчивы, противоречивы. У мальчиков-подростков при снижении дофамина возникает неразумное, нелогичное поведение. При снижении дофамина нужны витамины группы В (особенно В6) и минералы цинк и магний. Кроме того, дофамин ответственен за ощущения компенсации, награды. Не забудьте! Это важно! Учитывая особенность психики таких детей, связанной также с описанными биохимическими изменениями в мозге, их надо чаще хвалить. Ребенку надо чаще говорить, что он хороший, умный. Это способствует повышению уровня дофамина, и ребенок испытывает при этом удовольствие, у него возникает побуждение к действию.

На поведение ребенка заметно влияет (заметим, что у взрослого человека эти процессы протекают так же) дефицит серотонина, который управляет поведением, регулирует сон, настроение, определяет чувствительность к боли. Уже давно его называют «гормоном счастья», поэтому при снижении его уровня возникает подавленное настроение, нарушение сна, повышенный аппетит, агрессия. Отмечено, что для синтеза серотонина нужны витамины В6, В12, фолиевая кислота, кислород.

Для пациентов с СДВГ очень важным является химическое вещество норадреналин, которое находится в коре и ряде других важнейших отделов головного мозга. Он принимает участие в формировании важных для организма вегетативных структур мозга, управляет примитивными рефлексами. Благодаря ему человек в состоянии поддерживать сосредоточенность. Норадреналин важен для работы центра удовольствия, контролирует тот отдел мозга, который отвечает за проявления беспокойства, ярости, агрессии. Его уровень отчетливо влияет на поведение. Если он избыточен, то это выражается чрезмерной активностью, трудностью засыпания, тревогой, агрессией. Такие люди обычно всегда всем недовольны. Совершенно иная картина при дефиците норадреналина. Ребенок ничего не хочет делать, ко всему безразличен, к тому же у него нарушается память. Наблюдение за детьми с СДВГ показали, что изменение уровня этого вещества связано с нарушением его обмена, но в любом случае для ребенка это длительный стресс. Совершенно очевидно, что мы можем помочь ребенку, рекомендуя принимать вещества, активно способствующие улучшению обмена норадреналина. Это витамины группы В (особенно В1 и В6), цинк, магний, селен, железо, витамин С. Кстати, давно установлено, что дефицит витамина В1, цинка и магния есть сейчас практически у каждого человека. Итак, напоминаем, что пусковым механизмом агрессии может служить снижение норадреналина и серотонина.

Чтобы приблизить вас к полной картине сложных процессов в головном мозге у ребенка, страдающего СДВГ, давайте познакомимся еще с одним важным веществом – нейромедиатором. Это ацетилхолин, который также необходим для хорошей работы мозга. Его недостаточность, которая характерна для наших пациентов, проявляется расторможенностью, плохой памятью, нарушением процесса обучения, спутанностью сознания. Мы сознательно уже сейчас останавливаемся на некоторых конкретных рекомендациях, чтобы они хорошо усваивались нашими уважаемыми читателями. Некоторые ученые пришли к выводу, что помочь таким детям можно, исключая из меню продукты, содержащие вещества, задерживающие выработку ацетилхолина. К ним относятся, например, помидоры и картофель. А вот избежать потери ацетилхолина можно, рекомендуя продукты, содержащие холин, среди которых рыба и яйца.

Мы довольно поверхностно остановились на механизме функционирования основных нейротрансмиттеров, уровни которых достоверно изменены в организме детей с СДВГ. Сейчас известно около 30 таких веществ. Все они работают совместно, формируя наши мысли, ощущения, решения и действия, а мозговые центры образуют систему контроля и сопоставления информации, при этом организационные функции приписывают серотонину.

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Пути передачи информации в головном мозге Третий элемент мозаики – это устойчивые пути передачи информации в головном мозге, которые формируются у детей на основе определенного рисунка распределения нейромедиаторов, которые возбуждают или тормозят те или иные клетки.

Из книги Ваш малыш неделя за неделей. От рождения до 6 месяцев автора Кейв Симона

Механизмы вознаграждения в мозге интроверта и экстраверта Узнать человека – значит обнаружить его истинный характер и отличить его от всех остальных. Герман Гессе Давайте поближе познакомимся с ацетилхолином – нейромедиатором, доминирующим у интровертов.

Из книги Право на лень автора Лафарг Поль

Что происходит с мамой Кровотечение после родов – это нормально, и оно будет обильнее, чем во время обычных месячных. Используйте гигиенические прокладки, а не тампоны, чтобы свести к минимуму риск инфекции. Если на прокладке вы заметите сгусток диаметром больше 3 см,

Из книги До трех еще рано автора Биддалф Стив

Что происходит с мамой Есть вероятность, что вы можете неожиданно описаться. Не беспокойтесь: это случается со многими женщинами и должно пройти к шестой неделе. Недержание мочи при кашле или смехе тоже распространено, но может продолжаться до года. Роды ослабляют мышцы

Из книги автора

Что происходит с мамой Если у вас до сих пор есть выделения, то на этой неделе они должны быть уже незначительными. Если это не так, поговорите с вашим врачом.У многих женщин после родов, особенно после кесарева сечения, развивается анемия. Ее признаки – крайняя усталость и

Из книги автора

Что происходит с мамой Во время беременности мышцы живота у вас могли разойтись в середине, чтобы оставить место для ребенка. Это случается более чем у двух третей женщин. После родов эти мышцы остаются в таком же состоянии. Вы даже можете нащупать щель между ними, нажимая

Из книги автора

Что происходит с мамой Сейчас вы перестанете быстро сбрасывать вес. Теперь, чтобы продолжать терять килограммы, вам придется выработать режим питания и физических упражнений, но если вы кормите грудью, то не худейте больше чем на 500 г в неделю, иначе это плохо скажется на

Из книги автора

Что происходит с мамой Если у вас нет никаких осложнений, то в шесть недель вы пройдете последний послеродовый осмотр у гинеколога. Доктор обследует ваш живот, чтобы убедиться, что матка возвращается к своему нормальному состоянию. Также у вас возьмут анализ мочи и

Из книги автора

Что происходит с мамой Если вы кормите грудью, то заметите, что сейчас молоко стало меньше подтекать, а грудь сделалась мягче. Вам может показаться, что выработка молока сократилась, но это не так. На самом деле она подстроилась под запросы ребенка.Матка вернулась к своим

Из книги автора

Что происходит с мамой Очень сложные роды могли сильно травмировать вас душевно, и, возможно, вы ловите себя на том, что до сих пор рассказываете всем о них, переживая ужасные подробности снова и снова, и клянетесь, что больше никогда не будете иметь детей, потому что не

Из книги автора

Что происходит с мамой Во время беременности кальций из вашего организма пошел на формирование костей и зубов ребенка, и вы можете продолжать терять кальций, если кормите грудью. Поэтому обязательно употребляйте продукты, в которых он содержится. Дневную дозу кальция

Из книги автора

Что происходит с мамой Сейчас мышцы вашего живота снова срастаются и становятся крепче. Это первый шаг на пути к плоскому животу. Вы можете ускорить процесс, выполняя легкую гимнастику, но не стоит начинать ее, если разрыв между мышцами все еще больше, чем два пальца. Чтобы

Из книги автора

Что происходит с мамой Теперь ваше тело вернулось к норме, и вы можете приступать к активным тренировкам. Начинайте медленно и увеличивайте нагрузку постепенно, так как может понадобиться до пяти месяцев, чтобы ваши связки полностью вернулись к тому состоянию, в котором

Из книги автора

Что происходит с мамой Если вы кормите грудью, то, возможно, на этой неделе перестанете чувствовать болезненный приход молока. Это совершенно нормально и не означает, что его у вас стало меньше. Вы также заметите, что уже не волнуетесь о том, как давать грудь: теперь вы

Из книги автора

III. Что происходит от перепроизводства Греческий поэт Антипатр, современник Цицерона, воспел изобретение водяной мельницы для размола зерна. По его мнению, она должна была освободить рабынь и восстановить золотой век: «Поберегите ваши руки, мельничихи, и спите

Мы заранее предупреждаем наших читателей, что намерены подробно рассказать о тех глубоких процессах, которые происходят в головном мозге детей при развитии серьезных отклонений в поведении. И делаем это целенаправленно, ибо еще бытует мнение, что такие «дефекты воспитания» можно исправить то ли криком, то ли примером, то ли наказанием. Если вы внимательно прочтете, возможно, несколько сложную главу, то поймете, что СДВГ развивается на фоне специфических нейрофизиологических и биохимических процессов. В определенной мере эта информация будет способствовать формированию представления о болезни и необходимости квалифицированного лечения.

Довольно часто родители слышат от окружающих, что они плохо воспитали детей. В этом нет ничего удивительного, ибо подвижный ребенок всегда создает в обществе дополнительную суету и «мешает» людям. Многие родители, не имея возможности уделять ребенку достаточно времени, соглашаются с этим утверждением, сокрушаясь о создавшейся, как они считают, безвыходной ситуации. В то же время подобная «ошибка воспитания» легко поддается опровержению современными исследованиями. Надо сразу оговориться, что окончательно доказанных причин данного заболевания не выявлено. Существует множество тео-рий и научных предположений. Но есть некоторые моменты, которые определенно встречаются почти у всех детей с проблемами поведения.

Современные исследования все больше устремлены на изучение анатомических и физиологических особенностей головного мозга, так как ученые исходят из того, что при СДВГ происходит нарушение функций определенных отделов головного мозга, отвечающих за решение организационных задач, планирование и контроль импульсов. Выявлено, что у таких пациентов в этих участках мозга перераспределение информации происходит неравномерно. Ответственными за эту работу являются медиаторы, которые отвечают за переработку информации, поступающей от различных раздражителей, которые потом выливаются в невнимательное, импульсивное и гиперактивное поведение.

Нейрофизиологические аспекты. В последние двадцать лет многими учеными отмечено стремительное изменение мозга человека, что, безусловно, оказало свое воздействие и на его психическую деятельность. Особенно это заметно на отклонениях от общепринятых норм в психике детей. Все больше появляется детей с дисгармоничным развитием, что является следствием влияния нашей цивилизации и воздействия неблагоприятной окружающей среды. Кроме того, нельзя не учитывать все ухудшающееся здоровье населения планеты, что напрямую сказывается на течении беременности. Все чаще встречается патологическое развитие беременности и родов, в результате чего у плода возникает кислородное голодание мозга. Согласно данным современных исследований, у 70% детей с дисгармоничным развитием наблюдается асимметрия лобных долей мозга (рис. 1), более или менее выраженные изменения электроэнцефалограммы (запись биотоков мозга). Как правило, у них отмечается повышенное внутричерепное давление, кисты в различных отделах мозга, страдают корковые и подкорковые функции, т. е. выявляются нарушения структуры мозговой ткани, реализации ее функций или же структуры определенных субстанций в головном мозге.

Рис. 1. Головной мозг (вид сбоку – разделение на доли)

Так, например, известно, что кора лобных долей, управляющая импульсами и эмоциями, является источником представления о самом себе. У большинства гиперактивных детей именно эта зона развита слабо. Нейрофизиологические и нейропсихологические исследования выявляют также синдромы функциональной недостаточности стволовых и подкорковых структур мозга (рис. 2).

Рис. 2. Головной мозг и ствол мозга в продольном разрезе

При обследовании пациентов с СДВГ на первый план выходили нарушения, связанные с недостаточностью активирующих влияний подкорковых структур на кору мозга. Именно поэтому у таких детей отмечается истощаемость, неустойчивость внимания, снижение работоспособности. Вероятно, функциональной незрелостью подкорковых образований обусловлены и такие особенности, как нарушения сна, сниженный иммунитет, эмоциональная неустойчивость.

При благоприятных условиях недостаточность подкорковых структур может практически полностью компенсироваться к школьному возрасту. Однако в условиях эмоционального напряжения, повышенных нагрузок в школе, в пубертатном возрасте (периоде полового созревания) признаки недостаточности подкорковых структур вновь начинают проявляться. А в случае слабости компенсаторных механизмов функциональная незрелость подкорковых структур становится определяющим фактором для развития мозга, вследствие чего появляется множество вторичных дефектов в виде недостаточности височных, теменно-затылочных и других зон мозга.

Постепенно на первый план выходит недоразвитие лобных структур с вытекающим отсюда аномальным поведением. Однако анализ анамнеза (истории заболевания), данные электроэнцефалографии и клиническая картина говорят о том, что за этим фасадом скрывается первичный дефект – нарушение активирующей функции ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, дисфункции лобных долей, подкорковых ядер и проводящих путей с вторичным нарушением нейромедиаторного обмена, о котором речь пойдет ниже.

Биохимические аспекты. Уже было отмечено, что одной из важных причин СДВГ является нейротрансмиссионный дисбаланс. Мы прекрасно осознаем всю сложность темы и специально очень подробно останавливаемся на, казалось бы, теоретических моментах, но, дочитав до конца эту главу, вы поймете, какую цель преследовали авторы. Дело в том, что формальное назначение лекарственной терапии, безусловно, достигает определенного эффекта, но вы добьетесь значительно лучшего результата, когда узнаете некоторые нюансы об участии в обменных процессах в мозге витаминов, минералов и микроэлементов. Мы не стали полностью выносить в главу о лечении эти данные, чтобы практические советы хорошо были увязаны с теоретическими выкладками, что поможет вам активно их использовать. Кроме того, опыт показывает, что родители не всегда могут получить подобные данные у специалистов, задачей которых является стабилизация поведения ребенка.

Итак, нейротрансмиттеры – это вещества, которые переносят различную информацию, регулирующую обменные, трофические, иммунные и другие процессы в нейроне (нервной клетке). Возьмем дофамин (допамин), который содержится в лобных долях и некоторых других структурах мозга. Он улучшает настроение, влияет на функцию желудочно-кишечного тракта, облегчает работу мозга, связан с ощущением удовольствия. При снижении уровня дофамина, что характерно для описываемых детей, меняется поведение, дети становятся возбужденными, резко снижается самоконтроль, выражена неуправляемость, что часто выражается плохим поведением. Заметим, что девочки-подростки склонны к снижению дофамина. Они несговорчивы, вспыльчивы, противоречивы. У мальчиков-подростков при снижении дофамина возникает неразумное, нелогичное поведение. При снижении дофамина нужны витамины группы В (особенно В6) и минералы цинк и магний. Кроме того, дофамин ответственен за ощущения компенсации, награды. Не забудьте! Это важно! Учитывая особенность психики таких детей, связанной также с описанными биохимическими изменениями в мозге, их надо чаще хвалить. Ребенку надо чаще говорить, что он хороший, умный. Это способствует повышению уровня дофамина, и ребенок испытывает при этом удовольствие, у него возникает побуждение к действию.

На поведение ребенка заметно влияет (заметим, что у взрослого человека эти процессы протекают так же) дефицит серотонина, который управляет поведением, регулирует сон, настроение, определяет чувствительность к боли. Уже давно его называют «гормоном счастья», поэтому при снижении его уровня возникает подавленное настроение, нарушение сна, повышенный аппетит, агрессия. Отмечено, что для синтеза серотонина нужны витамины В6, В12, фолиевая кислота, кислород.

Для пациентов с СДВГ очень важным является химическое вещество норадреналин, которое находится в коре и ряде других важнейших отделов головного мозга. Он принимает участие в формировании важных для организма вегетативных структур мозга, управляет примитивными рефлексами. Благодаря ему человек в состоянии поддерживать сосредоточенность. Норадреналин важен для работы центра удовольствия, контролирует тот отдел мозга, который отвечает за проявления беспокойства, ярости, агрессии. Его уровень отчетливо влияет на поведение. Если он избыточен, то это выражается чрезмерной активностью, трудностью засыпания, тревогой, агрессией. Такие люди обычно всегда всем недовольны. Совершенно иная картина при дефиците норадреналина. Ребенок ничего не хочет делать, ко всему безразличен, к тому же у него нарушается память. Наблюдение за детьми с СДВГ показали, что изменение уровня этого вещества связано с нарушением его обмена, но в любом случае для ребенка это длительный стресс. Совершенно очевидно, что мы можем помочь ребенку, рекомендуя принимать вещества, активно способствующие улучшению обмена норадреналина. Это витамины группы В (особенно В1 и В6), цинк, магний, селен, железо, витамин С. Кстати, давно установлено, что дефицит витамина В1, цинка и магния есть сейчас практически у каждого человека. Итак, напоминаем, что пусковым механизмом агрессии может служить снижение норадреналина и серотонина.

Чтобы приблизить вас к полной картине сложных процессов в головном мозге у ребенка, страдающего СДВГ, давайте познакомимся еще с одним важным веществом – нейромедиатором. Это ацетилхолин, который также необходим для хорошей работы мозга. Его недостаточность, которая характерна для наших пациентов, проявляется расторможенностью, плохой памятью, нарушением процесса обучения, спутанностью сознания. Мы сознательно уже сейчас останавливаемся на некоторых конкретных рекомендациях, чтобы они хорошо усваивались нашими уважаемыми читателями. Некоторые ученые пришли к выводу, что помочь таким детям можно, исключая из меню продукты, содержащие вещества, задерживающие выработку ацетилхолина. К ним относятся, например, помидоры и картофель. А вот избежать потери ацетилхолина можно, рекомендуя продукты, содержащие холин, среди которых рыба и яйца.

Все люди периодически испытывают ощущение тревоги. Какие же процессы происходят в это время в головном мозге? Ученые Университета Вашингтона (Washington University), Сент-Луис, США, в ходе нового исследования смогли ответить на этот вопрос. В экспериментах на лабораторных животных они выявили специ­фические клетки, активность которых значительно повышается в ответ на тревожность. Результаты работы опубликованы в журнале «Nature Communications».

Тревожность - это ощущение беспокойства, нервозности или страха перед событием или ситуацией, которые могут привести к неприятным результатам, например перед собеседованием или экзаменом. В большинстве случаев эти переживания быстро утихают, но иногда они могут сохраняться в течение длительного времени и приводить к развитию тревожных расстройств, выраженность которых прогрессирует. По данным специалистов Американской ассоциации тревоги и депрессии (Anxiety and Depression Association of America), только в США тревожное расстройство отмечают у 40 млн человек.

Неопределенность вызывает специфическую активность мозга

В ходе данной работы ученые под руководством доктора Ильи Моносова (Ilya Monosov) изучали головной мозг макак-резус, у которых многие мозговые структуры сходны с человеческими. Особое внимание исследователи уделяли передней части поясной извилины (ППИ) коры головного мозга, региону, который, согласно результатам предыдущих работ, играет важную роль в формировании поведения, связанного с неопределенностью - основным фактором, приводящим к возникновению чувства тревоги.

Для работы ученые обучили двух лабораторных обезьян связывать три геометрических узора с различными результатами. Один узор был ассоциирован с возникновением потока воздуха, направленного на переднюю часть головы во всех случаях, выбор второго узора только в половине случаев приводил к появлению потока воздуха (неопределенный исход), а третий узор не был связан ни с каким результатом. Когда животные делали какой-либо выбор, ученые определяли у них активность нейронов в области ППИ с помощью магнитно-резонансного сканирования.

Исследователи определили, что активность нейронов ППИ повышалась в те моменты, когда животные выбирали второй вариант узора, связанный с неопределенностью. Если же обезьяны выбирали первый или третий вариант, то активность этих нейронов не изменялась.

Новые терапевтические возможности

В ходе другого эксперимента ученые под руководством доктора И. Моносова обучили обезьян различать два геометрических узора, ассоциированных с возможностью получения фруктового сока. Результаты были подобны полученным в первом эксперименте: когда животные не были уверены в результате своего действия, у них активизировались нейроны в ППИ.

По словам исследователей, сделанные ими выводы не только помогут в изучении биологических механизмов, происходящих в головном мозге при повышенной тревожности, но и будут способствовать разработке новых методов лечения поведенческих расстройств. Авторы работы подчеркнули, что теперь стало известно, какие клетки активны в головном мозге животных, если они сталкиваются с ситуациями с неопределенным исходом. Воздействие на эти клетки может быть эффективным методом терапии при тревожном расстройстве и депрессии.

  • Monosov I.E. (2017) Anterior cingulate is a source of valence-specific information about value and uncertainty. Nature Commun., July 26 .
  • Whiteman H. (2017) What happens in the brain during anxiety? Study sheds light. Medical News Today, July 27 (http://www.medicalnewstoday.com/articles/318667.php).

Юлия Котикович



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций