Ценность жизни и здоровья человека. Здоровье как жизненная ценность

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ключевые понятия темы: жизнь, здоровье, здоровый образ

жизни, качество жизни.

ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ КАК СООТНОСИМЫЕ ЦЕННОСТИ

В медицине жизнь всегда представлена как жизнь конкретного индивида, как период от рождения до смерти, как неповторимость, уникальность. Мы выделяем специфику медицинской трактовки понятия «жизнь» потому, что одушевленная материя здесь приобретает вполне конкретные личностные черты, а дуализм души и тела оказывается философским мифом, не имеющим смысла там, где живет, болеет и умирает реальный человек.

Более того, причиной современной экспансии гуманитарного знания в биологические пределы является не его саморазвитие, не потребности ценностной интерпретации новых научных достижений, как это часто полагают, а именно реальный, не разделенный на душу и тело, живой человек. И произошло это потому, что человеческие индивиды стали демонстрировать все более заметные отклонения от биологических и, в частности, физиологических норм. Получается, что понятия «жизнь» и «здоровье» как бы расходятся, здоровая жизнь перестает быть нормой, появляется даже новый термин - «здоровый образ жизни (ЗОЖ)». А это значит, что жизнь все больше становится нездоровой, и нужны специальные меры для поддержания нормы здоровья у каждого человека.

Но что такое здоровый или нездоровый образ жизни? Под образом жизни исследователями понимаются способы жизнедеятельности (в сферах труда, быта, образования, культуры, общественно-политической деятельности) личности, социальной группы, общества и способы удовлетворения потребностей в рамках существующих природных и социальных ограничений. Соответственно здоровый образ жизни представляется как совокупность гигиенических норм и правил, реализуемая в укладе жизни человека. Согласно медицинским подходам, в характеристике здорового образа жизни выделяют 12 блоков (схема 8).

Схема 8. Структура здорового образа жизни

Здоровый образ жизни является значимым для большинства людей и имеет определенную жизненную ценность. И в целом для современного человека характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию. Однако такая ценность является скорее декларируемой. Об этом свидетельствует тот факт, что многие из тех, кто считает, что ведет здоровый образ жизни, в реальности не придерживаются его норм. Недостаточное внимание к собственному физическому и психическому здоровью объективно заключает угрозу для осуществления декларируемых планов и установок.

Одним из основных концептуальных подходов к решению проблемы формирования здорового образа жизни является активность самого человека в утверждении образа жизни, соответствующего требованиям здоровья. В то же время свобода выбора образа жизни часто ограничена социальными условиями, региональной экономической ситуацией, культурной средой, финансовыми возможностями, стрессовыми воздействиями.

Понятие здорового образа жизни следует трактовать как оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья в реальных условиях воздействия на него таких природных и социальных факторов окружающей среды, как выполнение им своего морального долга перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, о чем мы говорили в предыдущей главе.

Таким образом, собственно нравственный смысл отношения к жизни раскрывается в биоэтике в двух взаимосвязанных проблемах: какая жизнь (здоровая или нездоровая) и сколько этой жизни. При этом второй вопрос имплицитно связан с первым и без него не решается. А поскольку ответ на вопрос, какая жизнь, может быть дан только в виде суждений качества, то это однозначно связывает биоэтическую проблематику с ее центральным вопросом - вопросом о качестве жизни.

Качество жизни. Что же такое качество жизни? Основой для формирования современных представлений о качестве жизни в медицине является определение здоровья, под которым понимается состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Термин «качество жизни» (КЖ) не рассматривался как компонент здоровья до 1947 г., когда ВОЗ впервые определила понятие здоровья как состояние физического, психического и социального благополучия. Начальные исследования, касающиеся качества жизни, начались вскоре после этого, хотя непосредственно термин стал самостоятельной категорией Index Medicus лишь немногим более 30 лет назад. Важность оценки качества жизни при различных заболеваниях была осознана лишь в последнее десятилетие XX в., что сделало оценку КЖ одной из основных задач проводимой терапии.

ВОЗ рекомендует определять КЖ как индивидуальное соотношение своего положения в жизни общества, контексте его культуры и системы ценностей с целями данного индивида, его планами, возможностями и степенью неустройства. Если КЖ - субъективное понятие, то оно должно определяться только перспективами конкретного человека. Профессиональные оценки медицинских работников, мнение членов семьи, объективные оценки условий жизни или материального благополучия данного индивида не могут полностью отражать суть этого понятия. Поскольку оно многогранно, то включает оценку ряда величин, на основании которых строится глобальная конструкция КЖ.

Считается, что понятие КЖ объединяет оценку как минимум четырех различных, но коррелирующих друг с другом областей: физической, функциональной, эмоциональной и социальной. Это выглядит, примерно, так:

  • физическое самочувствие (комбинация симптомов здоровья или болезни);
  • функциональные возможности (способность человека к осуществлению деятельности, обусловленной его потребностями, амбициями и социальной ролью);
  • эмоциональное состояние (биполярное понятие - позитивный эффект - wellbeing, негативный эффект - дистресс);
  • социальный статус (уровень общественной и семейной активности, может включать отношение к социальной поддержке, поддержание повседневной активности, работоспособности, семейные обязанности и отношения с членами семьи, сексуальность, коммуникабельность)

В биоэтике используется более простое структурирование параметров КЖ. Оно основано на представлениях о структуре личности и включает три уровня: биологический, психический и социальный. Сбалансированность системы биологических, психических и социальных компонентов в человеке и представляет норму КЖ. Реально она недостижима, поскольку расхождения в темпоральности всех трех составляющих мешает этому балансу. Но стремление к нему и есть работа по улучшению КЖ. Очевидно, что она невозможна без воздействия внешних факторов. К важнейшим из этих факторов относится моральная регуляция.

Качество жизни, непосредственно связанное со здоровьем,- это интегральный

показатель, включающий в себя также три компонента:

  • 1) функциональное состояние, включающее в себя такие характеристики, как работоспособность, толерантность к физической нагрузке, выполнение повседневной работы, независимость, общение, интеллектуальную деятельность, уверенность в принятии решений, эмоциональные проявления и т.д.:
  • 2) симптомы, связанные с основным или сопутствующим заболеванием или его лечением (боль, одышка, побочные эффекты лекарственных средств и т.д.);
  • 3) восприятие и психическое состояние, включающие в себя депрессию или возбуждение, которые могут быть следствием как самого заболевания, так и применения лекарственных веществ, а также социальную активность, половую функцию, удовлетворение медицинской помощью, контактом с врачом т.д.

Чаще всего в силу указанной многофакторности оценивают не качество жизни как таковое, а его компоненты. Наиболее существенными из них являются: удовлетворенность степенью своего физического, психологического, социального и духовного благополучия; социальное благополучие, включающее такие компоненты, как участие в общественной жизни, неформальные контакты и ограничение социальных возможностей по состоянию здоровья; психологическое благополучие (эмоциональное и интеллектуальное); физическое благополучие и нарушение функций (зависящее от ограничения физической активности, подвижности, уменьшения энергетического потенциала, характера заболеваний, диагноза, объективных признаков болезни, жалоб и т.д.).

Пример. Уровень социальной поддержки, образования и психосоциальные особенности индивидов являются факторами, которые влияют на развитие ишемической болезни сердца и уровень летальности от нее. Установлено также, что развитию этой болезни способствуют депрессия, тревожность, одиночество. Нарушение сна, проблемы в семье, финансовые трудности, необходимость принятия сложных решений существенно повышают риск осложнений в течение стенокардии. Снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в свою очередь оказывает неблагоприятное влияние на повседневную активность людей: снижает физическую и сексуальную активность, ухудшает общее состояние, физическую работоспособность. На субъективном уровне это фиксируется как снижение общей удовлетворенности жизнью, а на объективном - позволяет сделать вывод об ухудшении качества их жизни. В целом у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями более выражен уровень психологического стресса, психологической дезадаптации, чаще отмечается социальная изоляция. «Отрицательный взгляд на жизнь», пессимистическая оценка собственного здоровья и перспектив его улучшения увеличивает риск сердечных заболеваний, в частности инфаркта миокарда.

В отличие от естествознания, где объективная истина является высшей ценностью, достижению которой подчинена вся деятельность ученого, в биоэтике получение объективного знания, разумеется, не является самоцелью, но подчинено более значимым ценностям - человеческой жизни, личности, милосердию, сочувствию и т.д. С этим фактом связана специфика регуляторной функции биоэтики, которая имеет моральный смысл. Рассмотренное в данном контексте понятие качества жизни выполняет двоякую роль. С одной стороны, оно способствует объективизации функций биоэтики - благодаря тому, что выражает субъективное, личностное знание через объективные, прежде всего количественные, параметры. С другой стороны, это понятие отражает наметившуюся тенденцию к сближению наук, занимающихся человековедческой проблематикой, что способствует становлению единого, целостного знания о человеке. Коррекция качества жизни позволит решить многие медицинские, социальные, психологические и нравственные проблемы человеческого существования.

В целом КЖ можно определить следующим образом: качество жизни есть адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу.

Отметим, что в таком определении учитываются все три структурных уровня личности - биологический (физиологический), психический и социальный. Далее, такая трактовка помогает преодолеть излишний субъективизм индивидуальных оценок качества жизни, выявив их объективное основание, сблизить позицию пациента и наблюдателя (о чем будет сказано далее). Действительно, нет и не может быть абстрактно-интуитивного отношения к своему физиологическому и психическому состоянию. Это видимость. На самом деле отношение к здоровью задается социальными потребностями личности. С одной стороны, человек занимает то положение в обществе (социальный статус), которого позволяют ему достичь его физические возможности. Это не дискриминация, а естественное генетически-морфологическое разнообразие, на котором и держится выживаемость рода людского.

Так вот, «разрешенный» статус - а он может иметь очень большой диапазон социальных ролей - диктует необходимые параметры для самочувствия, внешнего вида, отношения к медицине и т.п. Социальный статус «задает», казалось бы, чисто субъективное отношение к состоянию своего здоровья. Таким образом, при помощи понятия «социальный статус» удается предельно объективировать процедуру оценки качества жизни, хотя полной алгоритмизации, как и в любых оценочных суждениях, добиться здесь, конечно, нельзя. Если исходить из предложенного нами определения, можно более подробно рассмотреть, как оно «работает» в медицинской (клинической) этике.

План

1)Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

2)Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни

3)Здоровый образ жизни и его состовлюящие

4)Основные требования к организации здорового образа жизни

Введение

Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека. Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия? Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом.
Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия». Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.
В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методики физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.

Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

От чего зависит здоровье.
Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:
наследственность - 20%;
окружающая среда - 20%;
уровень медицинской помощи - 10%;
образ жизни - 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:
человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);
экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);
социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);
медицинский фактор - 10%.


План

Введение

1)Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

2)Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни

3)Здоровый образ жизни и его составляющие

4)Основные требования к организации здорового образа жизни

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека. Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия? Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом.
Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия». Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.
В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методики физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.
Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

    Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
    Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
    Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

От чего зависит здоровье.
Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:
наследственность - 20%;
окружающая среда - 20%;
уровень медицинской помощи - 10%;
образ жизни - 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:
человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);
экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);
социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);
медицинский фактор - 10%.

Структура жизнедеятельности студентов и её отражение в образе жизни

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.
Образ жизни студента есть не что иное; как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше использует свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.
Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Саморегуляция - целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих. Стиль жизни - поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пиши, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.
Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. ЗОЖ - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Образ жизни относят к социально- биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.
Здоровый стиль жизни - определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Основные требования к организации здорового образа жизни

    ПОСТЕПЕННОСТЬ:
Это первый общий закон, относящийся к любым тренировкам организма: развитию мускулатуры и выносливости, воспитанию прямой осанки и закаливанию, усвоению учебного материала и овладению ремеслом. Небрежение этим законом приводит к печальному итогу.
    СИСТЕМАТИЧНОСТЬ:
В старину у силачей была своеобразная тренировка. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался, постепенно день за днем увеличивалась и нагрузка атлета.
Древний мудрец говорил: «познай самого себя». Для третьего закона можно повторить: Познай особенности своего организма, его сильные и слабые стороны, постарайся укрепить своё тело, свою волю. Человек в состоянии сделать сам для себя очень многое, резервы нашего организма удивительны.
и т.д.................

«Будущее принадлежит медицине профилактической», – говорил в XIX веке известный русский врач Матвей Мудров. Сегодня мы можем убедиться в справедливости этих слов

Представители разных областей науки исследуют эффективность традиционных медицинских систем в области профилактики самых разных заболеваний. Большой интерес вызывает опыт аюрведы в этой области.

Индивидуальный подход в традиционной медицинской системе Индии базируется на концепции пяти первоэлементов. Это Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля. Соотношение элементов отличается у разных людей с рождения, что и положено в основу выделения трех типов дош (Ваты, Питты и Капхи). Преобладание дош, в свою очередь, дает возможность описать несколько типов конституции, каждый из которых предрасположен к определенным заболеваниям.

Целый раздел аюрведы – свастхавритта – посвящен профилактике заболеваний и сохранению всех признаков здоровья. Это правила, которые включают: диначарью (распорядок дня), ритучарью (особые правила для определенного сезона), ахаравитхи (основы правильного питания), садвритту – кодекс этического и социального поведения. Соотношение первоэлементов в окружающей среде меняется в течение суток, от сезона к сезону. И следование этим рекомендациям дает возможность эффективно защитить организм от воздействия холода, жара, ветра, сухости, влажности и других факторов.

Также, согласно аюрведе, в профилактике заболеваний большое значение имеет правильное питание. Пища должна содержать все шесть вкусов (кислый, сладкий, горький, соленый, острый и вяжущий). Для разных конституций имеются особые рекомендации, поскольку продукты питания также состоят из первоэлементов, и они способны восстанавливать нарушенное равновесие организма.

Для поддержания здоровья аюрведа уделяет внимание психическому равновесию. Так, считается, что ум человека обладает тремя гунами (атрибутами), такими, как сатва, раджас и тамас. Сатва несет в себе характеристики здорового ума, она отвечает за душевное равновесие, состояние знания, любви, гармонии. Увеличение раджаса сопровождается возникновением гнева, агрессивностью, высокими амбициями. Тамас отвечает за проявление лени, депрессии, апатии, невежества.

Увеличение нездоровых атрибутов ума – раджаса и тамаса – неизменно приводит к нарушению равновесия дош физического тела, давая начало многим заболеваниям.

Аюрведическая психотерапия называется сатваваджайя, что в переводе с санскрита означает «Победа сатвы». Аюрведа предлагает психотерапевтические приемы, направленные на увеличение сатвы, которые могут применяться как для лечения, так и для профилактики болезней.

Человек неотделим от социальной среды, в которой он живет. Это следует из концепции трех ценностей – триварга. Дхарма – социальная обязанность человека, она включает все, что справедливо ожидается от человека другими. Артха – материальное благосостояние. Кама – удовлетворение личных потребностей человека.

Удовлетворение потребностей тела, усилия по обеспечению благосостояния семьи, осуществление долга перед обществом и реализация своего призвания – уравновесить эти составляющие жизни важно для профилактики заболеваний, в особенности связанных со стрессом.

Садавритта – кодекс этического поведения, содержит предписания, помогающие человеку в разрешении противоречий. Понятия этики и здоровья неразрывно связаны в аюрведе.

Ни в бюллетенях ВОЗ, ни в отчетах по генетическим исследованиям мы не найдем положений о связи нравственности и здоровья, не принято говорить об этом и практическим специалистам. Между тем, трактаты древних аюрведических врачей («Чарака-самхита», «Аштанга Хридайя-самхита») и современные авторы учебных курсов аюрведы раскрывают эту связь как естественную.

Среди советов, содержащихся в «Чарака-самхите» и современных учебниках и монографиях специалистов в области аюрведы часто встречаются такие: работать и учиться с радостью, всегда оставаться приветливым и спокойным, избегать плохой компании, не причинять никому страданий.

Профилактика – основное направление аюрведы, ей уделяется 80 процентов внимания. Особое место занимают оздоровительные и лечебные процедуры, среди которых в центре внимания знаменитая Панчакарма (или комплекс из пяти процедур), которая лечит заболевания с помощью очищения организма через природные каналы, повышает способность бороться с болезнями. Отдельные мероприятия сезонной Панчакармы могут успешно применяться для профилактики, что легко объяснимо, ведь в результате смены сезонов доши выходят из равновесия, а это ведет к развитию или обострению заболеваний.

Так, например, осенью, в сезон Ваты, рекомендовано делать васти, лечебные клизмы для снижения Ваты, которая увеличивается при холодном ветре. Летом, в сезон Питты, целесообразно назначение слабительных (виречана) для устранения излишков Питты, вызванных жарой. Весной проводят рвотные процедуры (вамана) и очищение носовых путей (насья), чтобы убрать избыток Капхи, вызванный прохладой и влажностью этого времени года.

Гармоничное состояние трех дош физического тела (Ваты, Питты и Капхи) обеспечивают соматическое здоровье, надлежащее состояние трех атрибутов ума (тамаса, раджаса и сатвы), дарует психическое благополучие, приверженность ценностям триварга (дхарма, артха и кама) позволяет достичь социальной реализации и творческих успехов.

Культура здоровья включает отношение к здоровью как к ценности, не только личной, но и общественной, организацию образа жизни, не оставляющую возможностей для физических заболеваний и ментальных расстройств. Культура здоровья, основанная на тысячелетнем опыте традиционной медицинской системы аюрведы, способна стать новым ориентиром для ученых, ищущих новые пути развития профилактики заболеваний.

Лилия Монасыпова,

врач-психиатр, к.м.н., руководитель медицинского направления Аюрведической российско-индийской ассоциации, Москва

https://www.facebook.com/liliya.monasipova

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), активно укорачивают свою жизнь.

К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие: режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активную мышечную деятельность, закаливание организма, профилактику вредных привычек, знание требований санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культуру межличностного общения и сексуального поведения, психофизическую регуляцию.

Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, косно-мышечный аппарат, на весь организм человека в целом. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии и соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями человека.

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И.П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью. Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей не одинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Самый верный и эффективный путь к высокой работоспособности, творческой активности, физическому совершенству и долголетию - высокая физическая активность. Специальные исследования показали, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, быстро развивается утомление, апатия и безразличие к выполняемой работе, человек становится раздражительным, вспыльчивым. Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать такой же привычной, как умывание по утрам.
Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1 - 1.5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание.

Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. Они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуют артериальное давление, улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35 - 360 С), постепенно переходя к прохладной, а затем к обливаниям. Лето водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться.

Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа не только орган осязания, она защищает тело от вредных воздействий и играет большую роль в теплорегуляции организма, в процессе дыхания. В коже находится большое количество нервных окончаний. Подсчитано, что на 1 см2 поверхности тела приходиться около 100 болевых, 12 - 15 холодовых, 1 - 2 тепловых и около 25 точек, воспринимающих атмосферное давление. Это позволяет коже обеспечивать постоянную информацию организма обо всех действующих на тело раздражителях. Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Кожные заболевания, загрязненность, ослабляют ее деятельность, а это, понятно, неблагоприятно отражается на состоянии здоровья человека.

Здоровый образ жизни человека немыслим без решительного отказа от всего того, что наносит непоправимый ущерб организму. Речь идет в данном случае о привычках, которые исподволь подтачивают здоровье. К самым распространенным относится, прежде всего, употребление алкогольных напитков, курение, наркотики.

Рациональное питание строится на следующих принципах: достижение энергетического баланса (потребляем столько, сколь расходуем); определение качественного состава пищи (правильное соотношение между основными пищевыми веществами: белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и витаминами); ритмичность приема пищи.

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций