В мире звуков. Проверяем слух младенца. Проверка слуха у новорожденных Проверка ушей у новорожденных в роддоме

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Любой родитель очень переживает за здоровье своего ненаглядного крохи. Довольно часто молодые мама и папа волнуются, хорошо ли слышит их малютка, ведь пока малыш не разговаривает, это достаточно сложно понять. В каких случаях стоит бить тревогу?

Развитие слуха во внутриутробном периоде

Развитие органа слуха у плода начинается практически с самого начала внутриутробного периода, а именно с 5-й недели беременности, и продолжается вплоть до появления на свет. Примерно с 16-й недели внутриутробной жизни малыш начинает воспринимать, то есть различать на слух, звуки. К 20-й неделе внутреннее ухо плода развивается до размеров внутреннего уха взрослого человека. С этого момента малютка начинает различать частоту (то есть высоту) и интенсивность (то есть громкость) звука. С 26-27-й недели внутриутробного периода малыш уже начинает реагировать на различные звуки. При ультразвуковом исследовании можно наблюдать, что в ответ на резкий внешний звук кроха вздрагивает, у него может усилиться двигательная активность, увеличиться частота сердечных сокращений.

По мере развития органа слуха малыш учится распознавать источник звука. Оказывается, способность поворачивать головку в сторону источника звука, наблюдающаяся у грудничков, появляется у плода уже после 32-й недели беременности. Полагают, что после этого срока малютка может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет.

"Место жительства" малыша в утробе полно самых разнообразных звуков, что создает отличные условия для тренировки формирующегося органа слуха. Эта "звуковая среда" представлена, в первую очередь, звуками маминого организма. С легким шипением течет по сосудам плаценты кровь, с шумом и стуком сокращается в отдалении материнское сердце, с хлюпаньем и урчанием переливается жидкость в кишечнике, большим насосом неторопливо работают легкие. В эту череду естественных звуков врывается мамин голос. Постепенно кроха учится распознавать его, привыкает к определенному ритму и темпу речи. Вот почему сразу после рождения новорожденный быстро идентифицирует голос матери и выделяет его из всех прочих. Кстати, голоса других людей тоже слышны в утробе, но неразборчиво, общим фоном, примерно как мы слышим голоса из другой комнаты: слышен общий тон речи, но слов не разобрать. Другие звуки внешнего мира кроха также слышит приглушенно — за счет того, что он находится в околоплодных водах и, кроме того, окружен тканями материнского организма.

К моменту рождения периферический орган слуха (он включает в себя ушные раковины, наружный слуховой проход, полость среднего уха, в которой располагаются слуховые косточки, передающие колебания от барабанной перепонки к внутреннему уху, и улитка, орган внутреннего уха, где расположены слуховые нейроны) полностью сформирован. Он мало изменится со временем, зато височные доли головного мозга, ответственные за слух и представляющие собой центральную часть слухового анализатора, будут развиваться еще как минимум до школьного возраста.

Если что-то идет не так...

Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:

  • различные инфекционные осложнения беременности (краснуха , грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз , сифилис и др.);
  • тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
  • использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН , ГЕНТАМИЦИН , АМИКАЦИН , ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН , АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД ), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН , НАПРОКСЕН );
  • курение и употребление наркотиков;
  • контакт с ядовитыми веществами;
  • радиационное воздействие.

Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:

  • тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
  • асфиксия новорожденного (когда первая оценка по менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
  • глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
  • переношенность;
  • поражение в родах ;
  • необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
  • , развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.

Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).

Проверить как слышит ребенок — и успокоиться

Наблюдение за малышом . На что же следует обращать внимание родителям, чтобы убедиться, что со слухом малыша все в порядке, или же вовремя заподозрить неладное? Ведь понятно, что чем раньше диагностировано снижение слуха, тем раньше можно начать соответствующие лечение и реабилитацию и тем больше шансов будет у ребенка минимально отличаться от своих здоровых сверстников.

Показателем могут стать реакции малыша на звук, которые либо соответствуют возрастным, либо отстают от них. Реакции грудничков на звук достаточно четко определены в каждом возрасте и зависят от степени развития многих функций в организме. Так, не стоит ждать от малютки в возрасте 2 недель, что он станет сразу же поворачивать головку на звук . Он еще слишком мал и, хотя и слышит звук, его мышечная система еще не настолько координирована, чтобы обеспечить эту реакцию. Остановимся подробнее на "правильных" возрастных реакциях детей на звуковые раздражители.

Так, в первые 2-3 недели жизни малютка в ответ на громкие звуки вздрагивает, у него может отмечаться — характерное резкое разведение ручек в стороны с возможным последующим "объятием" себя. После 2-3 недель, ближе к месячному возрасту, у новорожденного формируется замирание как реакция на голос.

У малыша в возрасте 1-3 месяцев в ответ на голос матери наблюдается характерный комплекс оживления: он внимательно смотрит, начинает улыбаться, активнее двигать ножками и ручками, пытается агукать. Собственно, формирование гуления в возрасте 2-4 месяцев также является важным критерием . Кроме того, дети в возрасте 1,5-6 месяцев реагируют на резкие звуки широким открыванием глаз.

Примерно после 1-1,5 месяцев младенец, а потом и подросший ребенок беспокоится во сне при резких звуках. В среднем в 3 месяца формируется способность поворачивать голову в сторону звучащей погремушки или голоса. В возрасте 4-5 месяцев гуление должно переходить в лепет (произнесение отдельных слогов). При появлении в поле зрения хорошо знакомых ребенку людей, в первую очередь родителей, лепет становится более эмоциональным, выразительным.

После 8 месяцев в речи малыша появляются новые звуки, а ближе к 1 году он пытается некоторые слова и или их фрагменты. Он поворачивает голову, слыша знакомые звуки, и подает голос в ответ на обращенную к нему речь. Начинает оборачиваться, когда его окликают сзади.

Уже с 8-9 месяцев малютка отчетливо понимает некоторые слова ("мама", "папа", "дай", "возьми", "привет", "пока") и совершенно определенно реагирует на них. В возрасте 1 года, помимо появления в речи отдельных слов, можно заметить, что малыш замирает и прислушивается, если при нем ведется оживленный разговор, поворачивает голову в сторону говорящего. Несоответствие реакций на звуковые раздражители примерным возрастным нормам должно насторожить родителей. Кроме того, часто нарушения слуха "выглядят" как психического и иногда психомоторного развития. Это неудивительно, ведь слух играет важную роль в получении информации об окружающем мире, которая и заставляет нервную систему крохи развиваться и обретать новые способности.

Помощь специалистов . Что касается объективных методов исследования слуха, еще совсем недавно они были значительно затруднены на первом году жизни, ведь малыш не владеет речью и не может сообщить о своих слуховых ощущениях. Но в настоящее время применение нашел простой, быстрый и надежный метод — регистрация вызванной отоакустической эмиссии . Отоакустическая эмиссия — это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые внутренним ухом. Колебания эти вызываются искусственно с целью их последующего анализа (по их характеру специалисты могут судить о наличии или отсутствии патологии в слуховой системе ребенка). Вызванная отоакустическая эмиссия регистрируется в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. Это исследование безопасно и безболезненно. Достаточно ввести улавливающий кончик (так называемый пробник) специального аппарата в наружный слуховой проход, плотно закрыв последний, и нажать кнопку. Результат исследования записывается в память прибора и выводится на маленький экран. Результаты оцениваются специально обученным медицинским работником.

Метод позволяет распознать нарушения слуха и начать лечение как можно раньше. Исследование занимает всего несколько минут и в настоящее время должно применяться как скрининговый метод исследования слуха новорожденных во всех роддомах. Результат его вносится в обменную карту новорожденного, с которой он выписывается из роддома. Срок проведения этого исследования — 3-4-й день жизни, так как в первые двое суток в наружном слуховом проходе могут еще сохраняться остатки околоплодных вод и первородной смазки, что затрудняет проведение исследования и лишает его результаты достоверности. Его также применяют для исследования слуха в первые годы жизни малыша — в основном тем детям, которым не проводилось исследование слуха в роддоме.

В качестве скринингового метода, а также для уточнения характера снижения слуха в дальнейшем применяется метод регистрации вызванных слуховых потенциалов (ВСП) , позволяющий оценить состояние слуховой коры и слухового нерва. Данное исследование проводится с использованием специального наушника, который объединяет датчик звуковых сигналов (в процессе исследования подаются сигналы различной частоты и интенсивности) и электроды, фиксирующие электрические потенциалы головного мозга. В основе метода компьютерной аудиометрии лежит анализ полученной с помощью ВСП информации.

Метод акустической импедансометрии (основан на регистрации сопротивления звукопроводящего аппарата слуховой системы) служит для выявления разрыва цепи слуховых косточек, наличия жидкости в барабанной полости, нарушения функции слуховой трубы.

Учитывая современные возможности диагностики слуха, своевременным считается исследование его в роддоме или хотя бы в течение первых двух месяцев жизни. Первым сроком обследования крохи у ЛОРа считается 3-месячный возраст (перед проведением вакцинации против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита). Но если в том родильном доме, где появился на свет ваш малыш, подобных исследований не проводится, а ребенок входит в "группу риска" хотя бы по каким-то из перечисленных критериев или у вас появилось, пусть даже малейшее, подозрение, немедленно обратитесь к врачу — оториноларингологу, отологу или сурдологу, не дожидаясь положенного срока. Врач владеет методиками первичной оценки слуха и сможет более объективно, чем вы, оценить реакцию ребенка на звуковые раздражители, фиксируя не только внешне заметные реакции, но и изменение ритма дыхания, пульса, зрачковый рефлекс и другие показатели.

Еще раз хочется напомнить: будьте внимательны к своему малышу, но не пытайтесь самостоятельно ставить ему диагноз! Ваша задача — вовремя обратиться к специалисту. Он сможет развеять ваши подозрения, убедив вас, что с малышом все в порядке и повода для тревоги нет, или направит в соответствующее квалифицированное учреждение.

Появившись на свет, ребенок активно начинает познавать свое окружение. Однако некоторые факторы этому могут помешать. Проверка слуха у новорожденных без врачебных вмешательств в домашних условиях вполне реальна и выполнима. Каждый родитель может определить самостоятельно нарушения слуха, в любое удобное время и главное исключить глухоту.

Существует простейший метод как проверить и узнать слух у новорожденного уже в первый месяц жизни. Для этого нужно подготовить нескольку шумящих предметов, которые будут издавать звуки различного характера:

  • игрушка-пищалка;
  • банка с горохом;
  • банка с гречкой;
  • банка с манкой.

Вам необходимо встать неподалеку от малыша и на расстоянии не более 10 см от уха потрясти емкость с манкой. В ответ на это шуршание кроха должен успокоиться или проявить иную реакцию. Затем спустя 30 секунд берете банку с гречкой и выполняете такие же движения, еще через 30 секунд трясете емкость с горохом. Спустя полминуты используете игрушку-пищалку, которая является самым мощным источником звука.

Детский юмор! - Саша, ты хорошо покушала?
- Да. Я съела два пирожка и ещё бабусины съела.
- А бабусины-то зачем?
- Так у неё вкуснее!


На каждое действие ребенок должен отреагировать, тогда проверка слуха новорожденного будет выполнена правильно. Реакция может быть как разной, так и одинаковой. Если даже вы не заметили существенного изменения в поведении ребенка на момент проверки слуха, попробуйте повторить попытку спустя какое-то время.

В копилку родителям! Не нарушайте последовательность методики, так как младенец может попросту реагировать лишь на громкие звуки, а тихие оставит без внимания. На основе этого вы заподозрите нарушение слуха новорожденного, которое может быть не доказано.

Если вы заметили незначительное нарушение, обязательно сообщите своему педиатру об этом. Важно вовремя провести анализ проверки слуха у новорожденного и, если нужно, назначить лечение, которое в таком возрасте в большинстве случаев бывает успешным.

Слух новорожденного проверяют и в роддоме при помощи аппарата . Здесь можно точно определить возможные нормы и отклонения.

Тугоухость у новорожденного: особенности болезни и ее проявления

Тугоухостью считают нарушение слуха у новорожденного, которое может быть врожденным и приобретенным. Частой причиной патологии является наличие инфекции в организме матери в период беременности, в частности – первого триместра. Проверка слуха может показать отрицательные результаты с первых дней жизни.

Посмотрите видео о нарушении слуха у новорожденных.

В родильных домах процедура проверки слуха и тугоухости стала обязательной, а при выявлении положительного результата на заболевание, ребенку дают направление к узкопрофильному специалисту для назначения лечения. Важно вовремя назначить соответствующую терапию, так как промедление может ставить под угрозу общее физическое, умственное развитие ребенка и полноценную речь.

Основной симптом тугоухости у новорожденных заключается в отсутствии реакции на различные звуки, при проверке слуха. Риск тугоухости у грудничков повышается в случае, если беременная принимала токсичные медикаменты: Гентамицин, Фуросимид, Аспирин (Ацетилсалициловая кислота), а также от таких факторов:


С целью быстрого обнаружения потери слуха у новорожденного, необходимо внимательно следить за его поведением и фиксировать изменения.

Мамам на заметку! Причинами нарушения слуха у новорожденного могут стать и другие причины, являющиеся следствием некоторых заболеваний после рождения. Особенно опасной считается отит и психические расстройства.

Лечение тугоухости у новорожденных

Нарушение слуха у новорожденного любого характера выявляют на основании причин, которые повлекли за собой такое последствие. При незначительных отклонениях ограничиваются прочисткой слухового прохода и закапыванием противовоспалительных лекарственных средств.

Говорят дети! Бабушка обещала с наступлением лета взять в гости внука, обещая походы на дачу за ягодами. И вот лето пришло, ребёнок у бабушки. Данил (3 года) не слушается. Бабушка:
- Даня, будешь так себя вести, отправлю тебя одного автобусом к родителям.
Данил, сделав самое невинное лицо:
- Бабуль, а как же ягодка? А машинка?

При отсутствии эффективности лечения прибегают к назначению антибиотиков, а иногда хирургическому вмешательству, если проверка слуха новорожденного дала неутешительный результат. По совместительству с традиционной медициной при нарушении слуха грудного ребенка могут применяться и народные методы лечения. Наиболее эффективными признаны следующие несколько рецептов.

  1. Луковая пропорция. Чтобы ее приготовить, возьмите большую луковицу, аккуратно извлеките из нее серединку и засыпьте туда щепотку семян укропа. После этого запекаем средство в духовке до золотистого оттенка. Помещаем луковицу в марлю и хорошо отжимаем из нее сок. Полученный раствор закапывать новорожденному в больное ухо по девять капель не более четырех раз в день.
  2. Лекарство из орехов кедра. Понадобится один стакан очищенных орехов. Их заливают одним стаканом водки и настаивают в течение 40 дней в теплом, защищенном от света месте. Однако такое средство делается достаточно долго, а в этом деле затягивать нельзя.
  3. Тампон на спирту и масле. Для такого лекарства понадобится 30%-ная настойка из прополиса на спирту и оливковое масло. Смешиваем компоненты в пропорции 1:4, обволакиваем в полученном растворе тампон, слегка отжимаем и помещаем в больное ухо новорожденному на 12 часов.

При правильном подборе медикаментов и народных средств есть вероятность быстрого избавления от потери слуха, возвращения ребенка к прежней жизни и нормальному развитию.

Когда бить тревогу?!

Если при выполнении различных мероприятий на проверку слуха у новорожденных вы выявили отсутствие реакции вздрагивания, испуга, поворота головы на звук, необходимо проконсультироваться со специалистом. Обязательно учитывайте то, что длительное ожидание в лечении патологии может отрицательно повлиять на слух до конца жизни. Поэтому важно вылечить симптомы на ранней стадии, так как в это время возможен быстрый положительный результат.

Посмотрите видео ролик, как проводиться лечение тугоухости у грудничка.

Слух у новорожденных проверяется в родильном доме в первые дни жизни. Своевременно выявленная патология позволит вовремя принять нужные для правильного развития ребенка меры.

Способность слышать звуки мира позволяет человеку вовремя определить опасность, изучать окружающее пространство и общаться с окружающими людьми. Запоздалое определение того, что ребенок плохо слышит, будет виновным в появлении больших проблем. Развившаяся от бездействия родителей глухота, будет иметь последствием немоту – малыш не сможет повторять обращенные к нему слова и говорить.

В прошлом веке несвоевременное определение невозможности ребенка воспринимать звуки нередко влекло за собой постановку диагноза «слабоумие» детям при нормальном уровне интеллекта.

Процедура проверки слуха носит название аудиометрии, ее проводит врач сурдолог. Нарушения слуха в той или иной форме обнаруживают в 1 месяц жизни у 3-5 младенцев из тысячи.

Методы проверки слуха

Для проверки возможности младенца слышать наблюдают за его ответной реакцией на определенный звук. Новорожденный ребенок в 1 месяц будет реагировать на него:

  • активным движением ножек и ручек;
  • замиранием в попытке распознать новый для него раздражитель;
  • широким открыванием глаз;
  • изменением дыхания;
  • пробуждением ото сна.

Такая, внешне несложная процедура, требует подготовки – нужен достаточный опыт, чтобы различить реакцию ребенка на звук от обычного желания подвигаться. Если при проверке слуха у грудничка, он себя плохо чувствует – у него болит животик или ребенок простужен, тест может быть некорректным из-за того, что малыш раздражен из-за дискомфорта.

При нарушении слуха у деток раннее выявление патологии – залог успешной реабилитации ребенка, поэтому диагностирование уровня слуха новорождённых все время усовершенствуется.

Все методы проверки слуха делятся на три группы и их выбор зависит от возраста человека:

  1. компьютерное аудиометрическое обследование;
  2. поведенческое обследование;
  3. игровая аудиометрия.

Компьютерная диагностика нарушения слуха позволяет наиболее точно определить изменения в организме новорожденного ребенка в первый месяц жизни.

Для исследования чуткости слуха у новорожденных деток от нескольких месяцев и до трех лет жизни целесообразной является методика поведенческой аудиометрии.

При использовании игрового метода можно определить качество слуха у детей от 36 месяцев до пяти лет.

Зрение и слух формируются во внутриутробном развитии и совершенствуются в первые годы жизни. Чтобы контролировать развитие и остроту слуха у новорожденных и выявлять отклонения, педиатры настаивают на проверке его уровня специалистами, начиная с первых дней жизни в роддоме, затем при периодических осмотрах.

В домашних условиях родители могут контролировать формирование слуха у новорожденных, применяя хорошо разработанные методики, для которых не нужно использовать специальную аппаратуру.

Аппаратные обследования

Скрининг позволяет достаточно точно определить нарушение возможности недавно появившегося ребенка слышать еще в роддоме. По результатам процедуры врач может определить, где в организме ребенка произошли изменения, мешающие воспринимать звук.

Правильно проведенное обследование, профессионализм врача позволяют точно определить, на каком именно участке слухового отдела возникли изменения, выстроить эффективную и результативную схему лечения.

Первое скрининговое обследование проводят до выписки ребенка из роддома на протяжении первой недели жизни. Это обследование является стандартным и входит в программу обследования новорожденных

Для обследования детей применяют 2 различных способа:

  1. исследование реакции слухового ствола ЦНС (по международной терминологии АВR);
  2. акустической эмиссии (ОАЭ).

Тест, которым проверяют слух у новорожденного, избирается, исходя из методики, применяемой в лечебном учреждении, наличия аппаратуры и уровня профессиональной подготовки врача. Оба способа не травмируют ребенка и являются точными, но различаются по технологии проведения. В некоторых случаях новорожденному необходимо пройти оба теста.

Определение реакции мозга на звук (ABR)

При помощи этого способа определяется уровень развития слуховой системы ребенка, для этого отслеживается уровень реакции ЦНС на звуковые колебания, которые передаются в мозг по слуховому нерву.

Как проверяют слух таким методом? На головке младенца закрепляют электроды и через наушники транслируют специально подобранные звуки.

Установленная на компьютере программа обрабатывает полученную информацию и выводит ее на монитор. Врач может узнать, какой самый тихий звук доступен ребенку.

Контрольным сигналом, который позволяет определить проблемы со слухом у деток, является «щелчок». Это сочетание, которое позволяет одновременно комплексно протестировать весь слуховой аппарат. Если программа прохождения звука фиксирует адекватный ответ – тест считается пройденным успешно. Скрининг занимает по времени до четверти часа.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life

Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком?

Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму

Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин

Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.

Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.

Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.

По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.

Погрешность исследований

Методики имеют некоторое количество ошибочных результатов. ABR дает до 4% ложных результатов, более простой и быстрый ОАЭ – до 21% при проверке в первые три дня после рождения. Причина расхождения – остатки внутриутробных вод в ушах младенца, которые блокируют прохождение звука и создают ложную глухоту. В таком случае назначается повторный тест через неделю.

Если у врача формируются подозрения на то, что ребенок страдает определенными нарушениями слуха, предписывается полное диагностическое обследование. В результате всестороннего обследования даются ответы на вопросы:

  1. есть ли нарушения слуха и тугоухость у младенца;
  2. насколько снижена чувствительность к звуку;
  3. является ли снижение слуха временным или постоянным явлением.

Диагностика проводится по методу ABR с применением большего спектра раздражителей и занимает до часа.

Проверка слуха родителями

Все родители должны знать, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях.

Детки после рождения еще не способны реагировать на тихие низкие звуки и откликаются только на высокие и резкие. В сторону звука ребенок сможет осознанно поворачивать голову только к четырем – пяти месяцам. Если ребенок хорошо слышит, после полугода он окликается на звук и четко поворачивает голову в направлении источника.

Определить, что у малыша развивается нарушение слуха, очень трудно на первых месяцах жизни – кроха может , что дезинформирует неопытных родителей.

К 8-9 месяцам жизни у ребенка появляется возможность осознавать звуки и пытаться воспроизводить самые простые их сочетания, возможность говорить в этом возрасте зависит от слуха.

Рефлекс Моро

Самая простая методика носит название рефлекса Моро, она позволяет определить наличие слуха у младенца и выявить развившиеся нарушения, но не дает представления об уровне восприятия звука.

Для проверки младенца:

  1. укладывают на любую ровную поверхность, распеленывают;
  2. сильно хлопают в ладоши на расстоянии 25-30 сантиметров от правого, затем от левого ушка.

Хорошо слышащий ребенок начинает сильно двигать ручками и ножками или плакать от испуга. Если реакции нет – ребенка необходимо срочно показать врачу

Метод Калмыковой

Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.

С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.

Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.

Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.

Новорожденные не очень хорошо видят сразу после рождения, но у них отлично развит слух. Будучи еще в утробе матери, малыши слышат много разных звуков: стук маминого сердца, тон ее голоса, шумы извне. На многие из звуков окружающего мира они даже реагируют. Например, ребенок в животике может вздрогнуть от резкого звука, а также он поворачивает головку в сторону шума.

Зачем проверять слух ребенку?

Проверка слуха очень важна. Если малыш не слышит, он не сможет усвоить ту информацию, которая идет из внешнего мира. Соответственно, не сможет развиваться речь. Здесь есть смысл говорить о нейропластичности мозга: если какая-то часть коры головного мозга (в том числе, слуховая кора) не получает информацию извне, она начинает выполнять функции тех областей, которые рядом. Со временем она теряет возможность различать звуки, то есть слышать человек может, но различать звуки - нет.

Важно: критический возраст - 3 года. Если до этого возраста при выявлении нарушений слуха у ребенка родители не начинают слуховую реабилитацию, то научить его различать звуки и понимать речь в будущем будет почти невозможно.

Этапы развития слуха у детей до года

При рождении окружающая среда обрушивается на новорожденного множеством звуков. Это активизирует его слуховые функции. С этого момента слух будет во многом определять развитие мозга ребенка, стимулируя такие навыки и умения, как сидение, ползание и переворачивание.

Окончательно слух формируется у новорожденных к концу первого месяца жизни. Вы замечаете, что малыш как-будто прислушивается к вашей речи, замирает, если слышит знакомый звук, некоторые дети уже могут реагировать на собственное имя или какие-то наиболее часто повторяющиеся слова. Если громко хлопнет дверь или что-то упадет на пол, малютка вздрогнет.

В 3 месяца слуховой центр (и речевой тоже) уже достаточно «продвинут», чтобы новорожденный мог отзываться на голос мамы и «отвечать» ей лепетом. Однако не спешите что-то читать малышу - он еще не может сконцентрироваться на вашем чтении. Даже песенки еще не доступны его пониманию. Этот навык появится у него не раньше 5 месяцев, а то и полугода.

В 5-6 месяцев младенцы реагируют на имя, поворачивают головку в сторону источника шума, прислушиваются, что говорят взрослые. Некоторые звуки могут испугать их настолько, что они начнут плакать (например, повышенные тона родителей), а также малыши будут смеяться, если с ними играть.

От 6 месяцев до 1 года карапузы, у которых нет проблем со слуховыми функциями, уже реагируют на шумы разной интенсивности и громкости, легко локализуя их сбоку и снизу. Они слышат голосовые призывы взрослых и реагируют на них. Обратной связью при этом является то, что они сами начинают произносить все больше слов и сопровождать все это жестикуляцией.

Все вышеописанное является нормой в развитии слуха новорожденных. А каковы особенности детей с нарушением этой функции?

Особенности детей с нарушением слуха

Новорожденные с нарушением слуха из всего диапазона частот плохо воспринимают самые высокие звуки. Малыши с этой проблемой прекрасно могут слышать низкочастотный гул подъезжающего грузовика или среднечастотный звук радио, но не услышат трель птиц и шелест листьев. Родителям стоит обратить внимание на то, как новорожденный реагирует (и реагирует ли) на подобные высокие звуки.

Кстати, взрослые сами могут проверить, слышит ли их чадо высокие звуки. Для этой цели нужно насыпать немного манки в пластмассовую коробочку и погреметь ей у головы малыша. Если реакции на такую «погремушку» нет, то стоит показать новорожденного врачу.

Дети с нарушением слуха не слышат высокие звуки - шёпот, шорохи и т.д. Пошумите у ушка крохи чем-нибудь, что издает шуршащий или шелестящий звук - отсутствие реакции укажет на наличие проблемы

К какому врачу обращаться?

К врачу-сурдологу. Дело в том, что в обычных поликлиниках ни у врача-отоларинголога, ни у семейного доктора, ни у педиатра нет таких условий и нет такого оборудования, с помощью которого можно проверить слуховые функции новорожденных. Специальные условия для проверки слуха есть в областных детских больницах и в некоторых роддомах. Надо обращаться в специализированные центры к сурдологу.

Проблемы со слухом

Проблема тугоухости раннего и более позднего возраста во все времена находилась под пристальным вниманием докторов. Примерно у 1-2% новорожденных еще в роддоме врачи выявляют снижение слуха. Хотя на первом году жизни такую патологию по определенным признакам могут заметить и родители.

Признаки, по которым можно выявить нарушение слуха у новорожденного:

  • До 4 месяцев ребенок не обращает внимания на громкие звуки.
  • К 4-6 месяцам не появляется гуление.
  • К 7-9 малыш не может локализовать звуки.
  • К 1-2 годам у него нет словарного запаса.
  • В более взрослом (школьном, подростковом) возрасте дети не реагируют на шёпотную и разговорную речь, которая обращена к ним со спины, не отзываются на свое имя, просят повторить одни и те же слова.

Всего специалисты выделяют 3 вида тугоухости у детей:

  • врожденную,
  • наследственную,
  • приобретенную.

У новорожденного важно выявить наследственную и врожденную тугоухость.

Наследственную тугоухость можно заподозрить, если проблема по снижению слуха есть у родителей либо у одного из них.

Врожденную тугоухость неонатологи проверяют у детей еще в роддоме. Выявляется отрицательный или положительный фактор риска. С отрицательным фактором риска малышей будут проверять более тщательно на специальной аппаратуре в более позднем возрасте.

Приобретенная тугоухость может возникнуть вследствие заболеваний уха, например, отита либо как осложнение после перенесенных инфекций - кори, свинки, краснухи и коклюша. Иногда ее провоцируют и серные пробки. Тем не менее врачи стараются выявлять таких детей и оказывать им квалифицированную помощь на ранних сроках заболевания. В этом им помогает специальная аппаратура.


Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) - метод проверки слуха у новорожденных до года

Особенности проверки слуха детей до 1-го года

Чтобы проверить слуховые реакции малышей до года, используется отоакустическая эмиссия (ОАЭ). С помощью ОАЭ получают акустический ответ внутреннего уха, реагирующего на внешний сигнал-раздражитель.

Данная процедура занимает примерно 5-10 минут при условии, что ребенок спит или находится в состоянии покоя. В противном случае проверка может затянуться до 2-х часов. Такое исследование абсолютно безопасно и безболезненно. Специальный аппарат соединяется с компьютером, на экране которого видны все показатели для оценки состояния слуха.

Малышу вставляется наушник в ухо, и аппарат фиксирует, как улавливают звуковые волны уши ребенка. После чего на экран компьютера выводятся цифровые значения. Эти данные врач может распечатать и подклеить в карточку пациента для дальнейшего наблюдения за динамикой заболевания.


Малышам, у которых наблюдается проблема со слухом, нужно особое внимание и участие родителей. Задача последних - сделать все, чтобы ребенок получил квалифицированную помощь, и в то же время не почувствовал себя неполноценным членом общества

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

Проверка слуха у новорожденных - способ выявления патологий в развитии слухового анализатора. Аудиометрические тесты позволяют оценить качество восприятия звуковых сигналов звукопроводящей и звуковоспринимающей системой органа слуха у детей грудного возраста. Раннее диагностирование патологий в развитии новорожденного увеличивает шансы на устранение проблем со слухом и восстановление нормальной пороговой чувствительности слуховых рецепторов.

Аудиометрия является одним из самых достоверных способов определения слуховой дисфункции в раннем возрасте. По результатам тестирования сурдолог может определить, в каком из отделов слухового анализатора произошли патологические изменения. Точная постановка диагноза влияет на выбор схемы лечения и вероятность достижения желаемых терапевтических результатов.

Цель аудиометрии

Первая проверка слуха у новорожденных в роддоме позволяет определить наличие врожденных патологий у ребенка. Несвоевременное обнаружение и лечение слуховой дисфункции чревато развитием стойкой тугоухости и задержками в речевом развитии. В медицинской практике зарегистрированы случаи, когда детям ставили диагноз «слабоумие» только по причине развития слуховой дисфункции. Врачебные ошибки в большинстве случаев были связаны с несвоевременным диагностированием тугоухости, которые влияли на особенности развития ребенка.

Чтобы предотвратить полную потерю слуха и вовремя определить вид патологии, специалисты рекомендуют проводить аудиометрические исследования с новорожденными уже в первые месяцы жизни. Кроме того, педиатры рекомендуют время от времени проверять остроту слуха в домашних условиях, используя для этого специально разработанные методики, не требующие наличия специальной аппаратуры.

Первая проверка

Согласно статистическим данным, ушные патологии диагностируются примерно у 3-4 новорожденных из 1000 родившихся. Несвоевременное устранение нарушений в работе слухового анализатора ведет к развитию стойкой тугоухости и полной глухоты. Слуховая дисфункция у детей грудного возраста может возникать еще до рождения (пренатально), во время прохождения по родовому пути (перинально) или уже после появления на свет (постнатально).

Первичная аудиометрия проводится еще в роддоме через 4-7 дней после рождения ребенка. Скрининг уха – это стандартизированная процедура, в ходе которой можно объективно оценить остроту слуха и выявить детей с аудиологическими нарушениями. Как проверяют слух у новорожденного в роддоме?

Во время скрининга специалист проделывает следующее:

  • в ухо спящего ребенка вводится наконечник от аудиологического прибора;
  • с помощью аудиометра создается звуковой сигнал, попадающий в наружное ухо новорожденного посредством трубки;
  • прибор регистрирует остроту слуха по данным, полученным от электродов, регистрирующих всплески активности в определенных зонах головного мозга при обработке звуковых сигналов.

Важно! Нельзя проводить скрининг при заложенности носа, поскольку это может отразиться на результатах тестирования.

Показания

При отсутствии патологий на раннем этапе развития ребенка аудиометрию следует проводить не реже 1 раза в несколько месяцев. Врожденная тугоухость, обусловленная генетической предрасположенностью, может проявиться не сразу, а много времени спустя. Несвоевременное обнаружение слуховой дисфункции может привести к необратимой частичной или полной потере слуха.

Перед тем, как проверить слух у грудничка, следует учесть следующие показания к проведению процедуры:

  • развитие гидроцефалии;
  • недоношенность;
  • развитие гнойного отита;
  • родовые травмы головы;
  • перенесение желтухи после рождения;
  • наличие нейросенсорной тугоухости у родителей;
  • инфекционное поражение верхних дыхательных путей.

Наличие некоторых из вышеперечисленных патологий являются прямыми показаниями для проведения аудиометрического обследования у ребенка не реже 1 раза в 6 месяцев.

Важно! Если ребенок в возрасте от 3 месяцев не реагирует на громкие звуки, это может свидетельствовать о развитии ушной патологии.

Рефлекс Моро

Рефлекс Моро – один из самых простых способов определения слуховой восприимчивости у новорожденных. Тест не дает представлений о пороговой слышимости и чувствительности слуховых рецепторов, однако исключает вероятность развития тугоухости 3 и 4 степени. Как проверить слух у новорожденного?

  • положите новорожденного на ровную поверхность;
  • распрямите ноги и руки ребенка;
  • на расстоянии 20 см от одного уха резко хлопнете в ладоши;
  • аналогичным образом проверьте восприимчивость второго уха.

При восприятии резкого звука ребенок, как правило, растопыривает пальцы, размахивает руками или плачет. Подобная реакция сигнализирует об испуге и попытке организма защититься от возможной угрозы. Отсутствие реакции на хлопки возле головы свидетельствует о наличии слуховой дисфункции. Она может быть обусловлена патологиями в звукопроводящей (среднее и наружное ухо) или звуковоспринимающей (внутреннее ухо, слуховой нерв, рецепторы) системе слухового анализатора.

Методика И. В. Калмыковой

Для определения степени восприимчивости слухового анализатора потребуется несколько предметов, создающих звуковые сигналы различной интенсивности. В качестве источников звука можно использовать пластиковые банки, заполненные на 1/3 крупами. По методике И.В. Калмыковой в качестве источников звука целесообразнее использовать банки с такими наполнителями, как:

  • манка;
  • гречка;
  • горох.

Банка с манкой создает самый тихий по интенсивности звук, с гречкой – более громкий, а с горохом – самый громкий.

Как проверить слух у новорожденного в домашних условиях? Для проведения простого аудиометрического исследования нужно проделать следующее:

  1. один человек должен отвлекать внимание новорожденного на себя, держа в руках яркую игрушку;
  2. второй человек на расстоянии 10 см от ушной раковины ребенка создает звуковые сигналы с помощью банок с различными наполнителями;
  3. слуховую чувствительность проверяют для правого и левого уха;
  4. создавать звуковые сигналы желательно с интервалом в 30-40 секунд.

Во время проведения теста желательно обеспечить возрастающую интенсивность звуковых сигналов. Сначала используют банку с манкой, потом – с гречкой и в последнюю очередь – с горохом. В противном случае ребенок отреагирует только на первый звук высокой интенсивности.

По утверждению педиатров, дети в возрасте до 6 месяцев реагируют только на звуки, интенсивность которых составляет минимум 60-70 дБ. Дети постарше должны одинаково реагировать на шумы интенсивностью от 20 дБ.

При отсутствии нормальной реакции тест следует повторить через пару дней.

Если результаты проверки будут неудовлетворительными, лучше пройти обследование у отоларинголога.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии