В чем смысл жизни? Смысл жизни. В чем он заключается

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Итак. В чём же заключается смысл жизни, в чём её назначение? Ради чего мы все живём, если всё равно когда-нибудь умрём? Ради чего вообще стоит жить? Сложно ответить на эти вопросы. При ответах не избежать субъективной оценки. И в условиях свободомыслия каждая точка зрения, позиция имеет право на существование. Поэтому «рубить с плеча» не стоит. Необходимо умение логически рассуждать, анализировать. Где диалог, спор — там, в обязательном порядке, прородятся ростки истины, может быть решение многих насущных проблем.

Первое, что приходит в голову, — что смысл жизни заключается прежде всего в том, чтобы делать людям добро. Понятно почему, ведь без добра и человечности общество деградирует, превращается в животное сообщество. И тут нельзя не согласиться с французским мыслителем Вовенаргом, который как-то сказал следующее:

«Человек, будучи несовершенным, не может существовать в одиночестве. Отсюда — необходимость жить сообща. Под словом „общество“ мы всегда разумеем некое объединение отдельных лиц, в котором интересы каждого сливаются с общим интересом: такова основа нравственности»…

Надо отметить, основа не только нравственности. О человеке судят по его делам. Память сильна в народе о тех, кто всю свою жизнь живёт, работает не для себя, а для других. Пример тому многие канонизированные священники, царские особы, простые миряне…

Конечно, трудно жить, работать для других. Никто не спорит. Своя рубашка, как говорится, ближе к телу. Опять же, что из того, что жить только для собственного удовольствия? Ну, обманули сотню-другую, нахапали, нажили барахло… И что? А ничто! Ни у кого ведь нет гарантии, что завтра с ним что-то не случится. Пусть простая смерть, пуля у подъезда… — неважно. Был человек — и нет человека. Пшик. Ладно ещё, если найдутся добрые люди, кто по-человечески похоронит там, где положено покоиться бренному телу…

Это я опять о сильных мира сего. Не понимаю их. Живут только сегодняшним и завтрашним днём. А что будет послезавтра — уже наплевать. Всё во имя наживы и удовлетворения собственных прихотей, алчности. Этому подчинены все их действия, в этом они видят смысл жизни. Скажете: а благотворительность, кто её чаще всего проводит… Правильно, богатые. Но, думаю, мало кто станет оспаривать утверждение, что милосердие сильных мира сего «чаще всего лишь хитрая политика, цель которой — завоевать любовь народа» (Ф. Ларошфуко). Не проявляй они той же благотворительности — не ужиться им в обществе, основная масса бесправного люда за раз разорвёт на части. Вспомним романы Э. Золя или наш большевистский переворот в 17-м году прошлого столетия… То-то. Великие мыслители — не чета всё ж нам, редко лгут.

Если обратиться к богословским учениям, то точка зрения в определении смысла жизни будет одна: жизнь на Земле — просто этап подготовки к вечной загробной жизни. Человек должен прожить эту самую жизнь таким образом, чтобы обеспечить себе достойное место в иной жизни. А вот идеологи социализма-коммунизма, так называемые атеисты, на протяжении семи десятков лет пытались внушить, вдолбить массе, что смысл человеческой жизни в самой жизни…

Что же это получается? Просто жить, то есть удовлетворять свои потребности, обеспечивать биологическое и духовное существование и при этом ещё радоваться? Мол, если перестать это делать, то не будет тебе ни переживаний, ни страстей…

Проще говоря, не будет ничего. Понятно, что подобная позиция не может не ориентировать человека на самоценность его жизни. Хотя в ней очень, по-моему, слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Русская земля ещё богата примерами, когда кому-нибудь мало просто жить, а потому таким людям, как правило, хочется жить для кого-то и во имя чего-то. Отсюда и необходимость, желание глубоко и серьёзно задуматься о своём месте в мире, в обществе, среди людей, признание самоценности и самоцельности человеческой жизни, утверждение общественной значимости повседневного бытия. Всё хорошее, доброе, нравственное, что нами создаётся, остаётся другим и в этой жизни обязательно не пропадёт. Известно ведь, что старики продолжают жить в своих детях и внуках. Это закон жизни. И правильно сказал кто-то (кто именно — точно уже не припомню, из университетской программы), что «человек как личность, реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжает жить в жизни человечества».

Лично для меня смысл жизни заключается в неудовлетворённости. Пока есть неудовлетворённость в чём-либо — собой, жизнью, в том, что делаешь… — о бессмысленном существовании уже не может идти речь. Неудовлетворённость, как мне видится, — когда человек обречён на ежедневное действие, ему некогда сидеть на одном только месте, ничего не делая, сложа руки.

Конечно, в разумных пределах. Ведь от неудовлетворённости до «самопоедания» — один шаг. Второе — хандра, депрессия, одиночество, замыкание в себе, неверие в себя, в свои способности и в людей, нежелание продолжать бессмысленное существование. Итог в этом случае печален. Дело доходит даже до самоубийства. Перспектива, надо сказать, не радужная. Нет будущего.

Составными (если можно так выразиться) смысла жизни являются также интересная работа, единомышленники, друзья, самый любимый человек… Когда рядом друзья, единомышленники — любое дело спорится. А когда влюблён… — это вообще, за спиной крылья вырастают. Не зря же говорится, что влюблённый человек готов горы свернуть.

О любви можно много писать, у темы этой нет конца.

Таким образом, смысл жизни — сам человек и всё то, что его окружает. Главное, какие факторы — зло или добро, фальшивое или настоящее, во имя себя или во имя других, чёрство души или песня души… Конечно, запросто можно прожить всю жизнь только лишь для себя и во имя себя, но тогда, когда настанет миг расставания с этим миром, после тебя ничего не останется… Даже памяти. Жить — что не жить. Кому это хочется? Почему-то кажется, что никому. Ведь, несмотря ни на что, человек рождён для счастья. Жизнь сложна, сурова. Но всё в этом мире не стоит на месте, изменяется, движется. Поэтому не покидает надежда, что завтра, послезавтра что-то обязательно образуется, наладится…

Словом, жизнь продолжается.

С научной и философской точек зрения, определение и понятие смысла жизни подразумевают наличие определенных целей существования, индивидуального и общего предназначения человека.

Смысл бытия является основой мировоззрения, которое определяет весь путь развития морально-нравственного облика людей.

В философии

В большинстве случаев, воспринимается и позиционируется смысл жизни как философская проблема. Философы античности писали о том, что тайна существования человека заключается в нем самом, и, стараясь знать себя, он узнает окружающее пространство. Существует несколько исторически признанных точек зрения на проблему смысла:

  1. Последователи и приемники Сократа говорили: «стыдно умереть, не осознав сил своих духовных и телесных». Эпикур, исследуя тему человеческой смерти, призывал не бояться ее, ведь страх смерти по своей сути иррационален: когда наступает смерть, человека уже нет. Однако, как ни странно, отношение к смерти существенно влияет на отношение к жизни и определяет его.

  1. Проблема смысла жизни также активно обсуждалась в философии Канта. По его мнению, человек сам по себе является целью и наивысшей ценностью, он личность и единственное существо на планете, способное самостоятельно распоряжаться своей жизнью, преследовать любые цели и достигать их. Великий философ говорил, что смысл жизни человека не снаружи, а в внутри него самого: при этом, определяющим фактором есть идея, выраженная посредством нравственных законов и долгов. Кант также пытался описать, что такое «смысл». По его мнению, смысл не может существовать самостоятельно, как некий предмет реальности, он - в сознании людей и он же определяет их поведение, заставляя добровольно подчиняться законам нравственности и тем самым ставя человека на ступень выше остальных живых существ на планете. Т.е, с точки зрения Канта, предназначение человека выражается в наличии определенного мировоззрения, или религии. При этом, религию, как объяснение возникновения нашего мира, Кант отрицает – ее значимость именно в том, что она является основанием для развития человеческой нравственности.
  2. Философия Канта получила дальнейшее развитие и у других немецких классиков. По мнению Фихте, поиск смысла человеческой жизни на земле является основной задачей любого философского учения. Постижение смысла – это полное согласие личности с самим собой, которое выражается в свободе человека, разумной деятельности, развитии. Развиваясь и становясь свободной и разумной личностью, человек изменяет и совершенствует окружающую действительность.

На протяжении всей истории философии и религии предпринимались попытки найти универсальный, подходящий для каждого, смысл человеческого бытия.

Религия призывает человека готовить себя к «жизни после смерти», ведь именно за пределами «биологического» существования и начинается настоящая жизнь. С позиции добродетели, ответ на вопрос: «зачем мы живем?» очевиден: чтобы делать добрые дела и служить истине. Помимо религиозных представлений, широкое распространение имеет точка зрения, которая видит цель и смысл жизни человека в получении физических и моральных наслаждений и противоположная, которая преподносит страдания и смерть целью рождения.

В психологии

Психология также не обошла своим вниманием извечно актуальную дилемму – зачем человек живет на земле. Поиском решения проблемы «в чем смысл жизни человека» активно занимаются как минимум два направления в психологии:

  • Небезызвестный психолог и философ Виктор Франкл долгое время работал над созданием собственной школы, ориентированной на исследование человека, занимающегося поиском того, ради чего стоит жить. По мнению Франкла, цели по достижению истинного предназначения облагораживают человека, делают его более осознанным, разумным и морально здоровым. В результате своих исследований, психолог написал книгу: «Человек в поисках смысла жизни». Эта работа содержит ответы на наиболее распространенные вопросы о поиске смысла, подробно раскрывает эту тему и предлагает три пути его достижения. Первый путь направлен на постижение цели существования посредством трудовой деятельности и доведения ее до идеала; второй путь – это переживание чувств и эмоций, которые сами по себе являются смыслом; основа третьего - состоит в приобретении опыта через прохождение на жизненном пути страданий, боли, тревог и борьба с земными невзгодами.
  • Психология так же активно занималась и занимается исследованием смысла человеческой жизни в экзистенциальном направлении или логотерапии. Это направление называет человека существом, не знающим, зачем и для чего он пришел в этот мир и его цель – найти это знание. Поэтому центром логотерапии является психологический аспект этого процесса. И у людей есть всего два пути – либо, невзирая на возможные неудачи и разочарования, искать свое призвание, отвечать за свои поступки, пробовать, экспериментировать; либо – сдаться в самом начале своего пути и его жизнь пройдет, так и не прикоснувшись к осознанности.

Формы

Цели и смысл человеческого существования редко являются универсальными на всю жизнь или заключаются в одном и том же. Чаще всего, они меняются с возрастом, внутренними изменениями личности; или под воздействием внешних обстоятельств. К примеру, в подростковом и юношеском возрасте, решением задачи – в чем заключается смысл жизни ­­­­– будет являться: получение образования и необходимых навыков для старта трудовой деятельности; после 25-ти лет наиболее распространенные ответы – создание семьи, построение карьеры, улучшение материальных условий существования. Ближе к пенсионному возрасту, когда жизнь становится более осмысленной, люди озадачиваются вопросами духовного развития и религии. Для некоторых людей проблема смысла решается посредством хобби, в котором человек реализуется параллельно с перечисленными выше целями. В последнем случае, жизнь таких людей бывает более наполненной и яркой, ведь параллельно они достигают несколько целей и не бывают сильно зависимы от одной, а значит, проще переживают возможные разочарования и преграды, способны осмысливать их и двигаться дальше.

Рождение и воспитание детей является одним из наиболее распространенных видов жизненных целей и смысла жизни.

Рождение ребенка приводит к тому, что большая часть внимания родителей сосредоточена на нем: они зарабатывают, чтобы обеспечить свое чадо самым лучшим, стараются дать хорошее образование, помогают в трудные периоды, прививают правильный образ жизни. Большинство мам и пап стараются воспитать своих детей должным образом, привить им стремление жить по принципам справедливости и высокой морали. И если это удается – родители считают, что жизненный путь пройден не зря, он имел смысл в том, чтобы оставить на земле свое достойное продолжение .

Оставить след на земле – уже более редкий вариант обретения смысла. Чаще всего, на это способны люди, обладающие каким-либо редким талантом. Это великие ученые, деятели искусства, представители королевских, дворянских и др. родов, знаменитые управленцы и т.п. Однако, не все так печально.

Оставить свой след на земле может и человек, не обладающий очень ярким талантом, однако трудолюбивый, настойчивый и целеустремленный, который живет, понимая и представляя, каким может быть смысл его жизни.

Например, это воспитатель, вкладывающий душу в своих подопечных, или врач, излечивший много людей, плотник, посредством своих работ улучшающий быт людей, спортсмен, возможно не обладающий яркими способностями, но достигающий с каждым днем все лучшего результата и т.п.

Проблема достижения смысла в обществе высоких технологий

В современном мире, человечество живет в ускоренном темпе и тратит много эмоциональных и физических ресурсов на поддержание уровня жизни. Нам редко удается остановиться и подумать, в чем смысл человеческой жизни. Общество и прогресс требуют соответствовать моде, определенным нормам, формату взаимоотношений между людьми. Человек уподобляется белке в колесе, совершающей тысячи однообразных, доведенных до автоматизма движений; он не успевает задуматься над тем, чего же хочет он сам и для чего живет.

Современность характеризуется каждодневной погоней за иллюзией, фальшивыми идеалами. Культура потребления не позволяет развиваться духовно, моральная сторона современного человека становится менее развитой, приземленной и примитивной; чудо жизни превращается в обычное существование.

Естественно, люди стали чаще подвержены заболеваниям нервной системы, депрессиям, истериям и хронической усталости. Количество самоубийств за последние десятилетия выросло в несколько раз. Человеческий смысл стал дорогой роскошью.

Однако, для людей сильных духом, настойчивых и устойчивых к социальному влиянию, способных задумываться – прогресс открывает новые возможности для саморазвития и усовершенствования мира. Сейчас гораздо проще получить знания, способствующие поиску целей и смысла; проще продвигать свои собственные идеи: за них не поведут на виселицу и не сожгут на костре; технологические возможности позволяют создавать и строить новые объекты и предметы. Мы живем в относительно спокойный период и желания сохранять мирные взаимоотношения, бережно относиться к природе, находить компромиссы и духовно расти и есть цель и смысл человеческой жизни.

Вопрос:

Здравствуйте! Меня в последнее время мучает вопрос «В чём смысл жизни? », «Для чего человек живёт? » «Мои мысли не дают мне жить. Я постоянно думаю. Я словно клубок противоречий. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Заранее большое спасибо.»

Людмила, 19 лет .

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров) :

О смысле и назначении жизни человек задумывался с древности. У греков был миф о Сизифе, царе Эфира (Коринфа), который в подземном царстве в наказание за хитрость должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва он достигал вершины, как невидимая сила устремляла камень вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Это – впечатляющий пример бессмысленности жизни.

В 20-м столетии писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, считая абсурд главной чертой его существования: «В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень» (А.Камю. Миф о Сизифе).

Вывод, к которому он пришел, неизбежен для него и для миллионов людей, живших и живущих в неверии. Разница лишь в том, что А.Камю стремился быть логичным до конца и смог остро осознать, что жизнь человека, заключенного в рамки только земного бытия, напоминает сизифов труд. Большинство же людей пытается жить иллюзиями и найти смысл в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно.

Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, т.е. предел ее равен нулю. Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Одни уверяют, что они ценят жизнь с ее радостями, и этим вполне удовлетворены. Но ведь земная жизнь уходит, как вода в песок, и от радостей ничего не остается. А если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл. Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами своими оставить на земле след. Обычно такие объяснения приходится слышать от людей, которые к серьезному творчеству не причастны и реального следа не оставляют. Сами же выдающиеся творцы, при всей увлеченности своим занятием, хорошо понимали и понимают неполноту и пределы этой деятельности.

Великий математик и физик Блез Паскаль (1623–1662) за два года до смерти писал математику П.Ферма, что видит в математике не более чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо – пребывать в Нем и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно неправы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти. Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям» (Мысли о религии).

В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, воспринять это как главную цель жизни не могут. Приведу пример. Академик Сергей Павлович Королёв (1906–1966), будучи генеральным руководителем нашей космической программы, не мог быть этим удовлетворен, а думал о спасении, т.е. видел смысл своей жизни за пределами земной жизни. В те годы, когда вера подвергалась гонениям, он находил возможность иметь духовника, ездить на богомолье в Пюхтицкий Успенский монастырь, проявлять щедрую благотворительность. Сохранились рассказы об этом замечательном человеке монахини Силуаны (Надежды Андреевны Соболевой): «Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнату. Поговорила с ним ласково, принесла поесть – все той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю – все больше изумляется. Наконец, разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты… «Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается. Когда увидел, как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом – нужно опять на работу и не знаю, смогу ли скоро приехать к вам». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, что если буду в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите. Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игуменьи. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: «Вы к кому?» Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: «Вас ждут». Я иду и все больше удивляюсь. В глубине двора – особняк. Звоню – открыл хозяин – тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том Добротолюбия, в углу шкаф – с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она все приготовила. В комнате у сестры – киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: «Здесь пять». Я думала, что 500 рублей, а оказалось, что 5 тысяч рублей. Какая это была для нас помощь! Прошло много времени, и вот снова приезжает мой знакомый – а это был академик Королёв – сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: «Вы знаете, я благодаря Вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором Вы говорили» (Три встречи, М., 1997, 83 -85).

Я подробно привел этот рассказ, чтобы показать, что обращение к православию не было для академика С.П.Королева каким-то эпизодом. Он жил в нем и ради удовлетворения духовных потребностей рисковал своим высоким положением. При колоссальной занятости руководитель космической программы находил время для чтения Добротолюбия – творений святых отцов сугубо аскетического направления.

Не только наука, но и художественное творчество не может составлять смысл человеческой жизни . А.С.Пушкин, уже входивший во славу первого поэта России, написал в 1827 году Три ключа – стихотворение, в котором выразилось мучительное чувство душевной жажды:

В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ – холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.

Душа 28-летнего поэта не находит полноты удовлетворения в радостях жизни, которая кипит, бежит, сверкая и журча. Кастальский источник (родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции) – символ поэтического и музыкального вдохновения. Вода из этого источника тоже не может напоить жаждущую душу. Для поэта, который в это время только начинал постигать жизненную значимость и духовную красоту христианства, слаще всего была вода из холодного ключа забвенья скорбей, печалей, мирской суеты и попечений. За несколько месяцев до смерти, А.С.Пушкин напишет: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает в себе уже ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие» (ПСС, Л., 1978, т.7, с.322).

Мы подошли к ответу на поставленный вопрос. Учение о смысле жизни содержится в святом Евангелии. Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи (), сохранение ее важнее субботы (). Сын Божий обладает Жизнью от вечности (). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни (). Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (). Вхождение это начинается еще на земле. , как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть путь и истина и жизнь (). Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни.

Дорогая Людмила! Вам надо войти в тысячелетнюю традицию христианской жизни. Нужно не только веровать во Христа, но и доверится ему во всем. Тогда пройдут сомнения и сами собой начнут разрешаться мучительные вопросы о назначении человека.

Возможен ли четкий, окончательный ответ на вопрос о смысле жизни? И да, и нет. Ведь с одной стороны смысл жизни (смысл бытия) находится в нише вечных философских проблем. Вечных, а значит, никогда еще ни один из древних философов и никто из современных величайших умов не смог дать такой ответ, который не заставил бы сомневаться и попытаться этому возразить. А ведь варианты ответов абсолютно разные.

От смысла жизни, который заключается исключительно в устремлении человека к добродетели (ведь добродетель и есть счастье), через известный лозунг эпикурейцев: «ешь, пей, веселись», что означает «довольствуйся внешними сторонами жизни», к полному отрицанию, любого проявления смысла жизни.

«Жизнь человека – лишь проявление некой мировой воли» (А. Шопенгауэр).


Погоня же за наслаждениями, или стремление к добродетелям – все в конечном итоге приведёт к разочарованию, пресыщению и скуке. Ищи не ищи, нет его… смысла жизни. А может тогда стоит его выдумать? Быть может в этой выдумке и есть истинный смысл?

«Жизнь до того, как мы её проживем, – ничто, но это от вас зависит придать ей смысл» (Жан-Поль Сартр).


Да… возможно очень мудро и философично. Но все же не избавляет от мучительного поиска на вопрос о собственном смысле жизни, особенно в период безнадежной апатии и разочарования.

Смысл жизни человека с точки зрения религии

Итак, смысл жизни – есть вечный вопрос философии, но что интересно, наряду с этим, вопрос о смысле жизни всегда имеет четкий и фундаментальный ответ в религии. Религий, конечно, существует много, но в современном мире, в эффекте глобализации, мы все чаще ограничиваемся тремя мировыми религиями: христианством, исламом и буддизмом. Так может, стоит покопаться в религиозном ответе о смысле жизни? Хотя бы учитывая то обстоятельство что, не смотря на столь разноплановый характер мировых религий, все они смотрят в одну сторону, отвечая на этот самый главный в жизни человека вопрос.

Раскрывая вопрос о смысле жизни с точки зрения религии, мы непременно заглядываем в область трансцендентного. Иначе говоря, постигнуть смысл жизни мы можем лишь «перешагнув», «выйдя за пределы», «переступив» границы самой жизни. Но это совсем не означает, что нужно умереть для того, чтобы узнать истинный смысл жизни. Хотя, с точки зрения религии, тут уж тайный смысл вечного вопроса откроется нам во всей его полноте. Но, к счастью, мы и до этой критической точки в состоянии постичь главную цель жизни человека.

Как ни странно, но почти все религии усматривают в человеческой жизни глубокий смысл, святое (или лучше сказать правильное) назначение и важную цель. Цель эта в сущности своей едина для всех религий и направлена она в конечном итоге на человека, и служит человеку. Так, в христианстве, где следуя догматическому богословию, смысл и цель человеческой жизни заключаются в уподоблении Богу, наследовании такой жизни с Богом, которая была бы вечной и блаженной, а значит и в необходимости непрерывного познания .


В исламе смысл жизни заключается в поклонении Аллаху, вручении себя Всевышнему, покорности Богу. В буддизме, учитывая отрицания в этой религии идеи первопричины или Бога-творца, смысл и главная цель жизни заключается в окончании страданий. На первый взгляд, смысл жизни в христианстве и в исламе кажутся схожими. И вместе с этим, они так же кажутся как то очень уж отдаленными от того, что может быть направлено на человека и служить для него, быть для него благом, а значит тем, в чем он усматривает свое собственное счастье. Ведь наследование или покорность Богу и собственное счастье выглядят диаметрально противоположными явлениями. А вот в буддизме, кажется, действительно все сходится. Здесь главным смыслом является избавление от страданий, а значит – обретение некого блаженного состояния отсутствия страданий и желаний (нирвана).

Но если не останавливаться на уровне так называемого «первого взгляда», а все же начать «копать» всё глубже, то становится ясно, что все религии (и даже те, которые не входят в число мировых), стремятся, прежде всего, к благу для человека, к его собственному счастью и покою. Наследование Бога в христианстве и покорность Аллаху в исламе это лишь указание путей избавления от страданий, которые уже выносятся буддизмом как непосредственно смысл жизни. Суть религиозного смысла жизни заключается в стремлении к благу для человека, избавлении его от страданий, в его собственном счастье. Необходимо лишь постичь взаимосвязь между этим счастьем и путем к его достижению, а далее – согласится пройти этот путь.

В чём заключается смысл жизни? (современный взгляд)

Авторы Интернет-журнала сайт прекрасно понимают, что сегодня уже не все так ясно понимают религиозные и философские высказывания, поэтому мы также дадим ответ на этот сложный вопрос, несколько иными словами на примера. Итак, в чём может быть смысл вашей жизни:
  • Насладиться красотой земных благ;

  • Подарить жизнь другому человеку (родить и воспитать ребенка);

  • Сделать для будущего человечества, что-то нужное и полезное;

  • Прочувствовать человеческие эмоции (любовь, страх, ненависть, счастье, радость, гордость и т.п.).

  • Помочь другим людям.

Другими словами, у каждого из нас есть призвание, которое нужно выполнить. Следует помнить, что ничего на Земле не происходит просто так, у всего есть свой сокровенный замысел. Поэтому любыми событиями следует уметь наслаждаться и относиться снисходительно, причём даже плохим.


Только когда вы осознаете, что живёте здесь и сейчас, и только один раз, только тогда взглянете на своё существование диаметрально противоположным взглядом.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии