Толстой я отрекся от жизни нашего круга. Новые люди, новые встречи. Софья Андреевна в Ясной Поляне на долгие годы становится ключницей-экономкой, секретарём своего мужа, воспитателем детей и хранительницей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


XIII

Отношение мое к вере теперь и тогда было совершенно различное. Прежде сама жизнь казалась мне исполненной смысла, и вера представлялась произвольным утверждением каких-то совершенно ненужных мне, неразумных и не связанных с жизнью положений. Я спросил себя тогда, какой смысл имеют эти положения, и, убедившись, что они не имеют его, откинул их. Теперь же, напротив, я твердо знал, что жизнь моя не имеет и не может иметь никакого смысла, и положения веры не только не представлялись мне ненужными, но я несомненным опытом был приведен к убеждению, что только эти положения веры дают смысл жизни. Прежде я смотрел на них как на совершенно ненужную тарабарскую грамоту, теперь же, если я не понимал их, то знал, что в них смысл, и говорил себе, что надо учиться понимать их.

Я делал следующее рассуждение. Я говорил себе: знание веры вытекает, как и все человечество с его разумом, из таинственного начала. Это начало есть Бог, начало и тела человеческого, и его разума. Как преемственно от Бога дошло до меня мое тело, так дошли до меня мой разум и мое постигновение жизни, и потому все те ступени развития этого постигновения жизни не могут быть ложны. Все то, во что истинно верят люди, должно быть истина; она может быть различно выражаема, но ложью она не может быть, и потому если она мне представляется ложью, то это значит только то, что я не понимаю ее. Кроме того, я говорил себе: сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью. Естественно, что для того, чтобы вера могла отвечать на вопрос умирающего в роскоши царя, замученного работой старика раба, несмышленого ребенка, мудрого старца, полоумной старухи, молодой счастливой женщины, мятущегося страстями юноши, всех людей при самых разнообразных условиях жизни и образования, – естественно, если есть один ответ, отвечающий на вечный один вопрос жизни: "зачем я живу, что выйдет из моей жизни?" – то ответ этот, хотя единый по существу своему, должен быть бесконечно разнообразен в своих проявлениях; и чем единее, чем истиннее, глубже этот ответ, тем, естественно, страннее и уродливее он должен являться в своих попытках выражения, сообразно образованию и положению каждого. Но рассуждения эти, оправдывающие для меня странность обрядовой стороны веры, были все-таки недостаточны для того, чтобы я сам, в том единственном для меня деле жизни, в вере, позволил бы себе делать поступки, в которых бы я сомневался. Я желал всеми силами души быть в состоянии слиться с народом, исполняя обрядовую сторону его веры; но я не мог этого сделать. Я чувствовал, что я лгал бы перед собой, насмеялся бы над тем, что для меня свято, если бы я делал это. Но тут мне на помощь явились новые, наши русские богословские сочинения.

По объяснению этих богословов основной догмат веры есть непогрешимая церковь. Из признания этого догмата вытекает, как необходимое последствие, истинность всего исповедуемого церковью. Церковь, как собрание верующих, соединенных любовью и потому имеющих истинное знание, сделалась основой моей веры. Я говорил себе, что божеская истина не может быть доступна одному человеку, она открывается только всей совокупности людей, соединенных любовью. Для того чтобы постигнуть истину, надо не разделяться; а для того чтобы не разделяться, надо любить и примиряться с тем, с чем не согласен. Истина откроется любви, и потому, если ты не подчиняешься обрядам церкви, ты нарушаешь любовь; а нарушая любовь, ты лишаешься возможности познать истину. Я не видал тогда софизма, находящегося в этом рассуждении. Я не видал тогда того, что единение в любви может дать величайшую любовь, но никак не богословскую истину, выраженную определенными словами в Никейском Символе, не видал и того, что любовь никак не может сделать известное выражение истины обязательным для единения. Я не видал тогда ошибки этого рассуждения и благодаря ему получил возможность принять и исполнять все обряды православной церкви, не понимая большую часть их. Я старался тогда всеми силами души избегать всяких рассуждении, противоречий и пытался объяснить, сколько возможно разумно, те положения церковные, с которыми я сталкивался.

Исполняя обряды церкви, я смирял свой разум и подчинял себя тому преданию, которое имело все человечество. Я соединялся с предками моими, с любимыми мною – отцом, матерью, дедами, бабками. Они и все прежние верили и жили, и меня произвели. Я соединялся и со всеми миллионами уважаемых мною людей из народа. Кроме того, самые действия эти не имели в себе ничего дурного (дурным я считал потворство похотям). Вставая рано к церковной службе, я знал, что делал хорошо уже только потому, что для смирения своей гордости ума, для сближения с моими предками и современниками, для того чтобы, во имя искания смысла жизни, я жертвовал своим телесным спокойствием. То же было при говении, при ежедневном чтении молитв с поклонами, то же при соблюдении всех постов. Как ни ничтожны были эти жертвы, это были жертвы во имя хорошего. Я говел, постился, соблюдал временные молитвы дома и в церкви. В слушании служб церковных я вникал в каждое слово и придавал им смысл, когда мог. В обедне самые важные слова для меня были: "возлюбим друг друга да единомыслием..." Дальнейшие слова: "едино исповедуем Отца и Сына и Святого Духа" – я пропускал, потому что не мог понять их.

Другие новости по теме:

  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV. БЕССМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ Что жизнь, как она
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VI. ОПРАВДАНИЕ ВЕРЫ Но, конечно, и этого
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VIII. О ДУХОВНОМ И МИРСКОМ ДЕЛАНИИ Но
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VII. ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНИ Искание смысла жизни есть,
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ V. САМООЧЕВИДНОСТЬ ИСТИННОГО БЫТИЯ Раз поставив этот
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ III. УСЛОВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ СМЫСЛА ЖИЗНИ Постараемся прежде
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ II. ЧТО ДЕЛАТЬ Издавна 150 свидетельство тому
  • С. Л. Франк. СМЫСЛ ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие Предлагаемая книжка, уже давно задуманная,образует как
  • Л. Толстой. О ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXIX Страх смерти происходит от того,
  • Л. Толстой. О ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXVI Старания людей, направленные на невозможноеулучшение
  • Л. Толстой. О ЖИЗНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXV Любовь есть единая и полная
  • УРОК 1

    ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910). СТРАНИЦЫ ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ

    Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,

    биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять

    начинать, и опять бросать, и вечно бороться и

    лишаться, а спокойствие – душевная подлость.

    Лев Толстой

    I. Родовое гнездо (1828 -1837)

    1. Предки

    Андрей Харитонович Толстой (глава Тайной правительственной канцелярии при Петре I) Петр Андреевич Толстой (посланник в Константинополе) Илья Андреевич Толстой (губернатор в Казани)Николай Ильич Толстой (помещик в Ясной Поляне)

    Михаил Черниговский Иван Юрьевич Волконский Фёдор Иванович Волконский (геройски погиб на Куликовом поле) Сергей Фёдорович Волконский (генерал-майор) Николай Сергеевич Волконский (приближённый Екатерины II, воевода в Архангельске) Мария Николаевна Волконская

    1. Толстые:

    1823 г.- Николай, 1826 г. – Сергей, 1827 г. – Дмитрий, 1828 г. – Лев, 1830 г. – Мария

    1. Детство (1830 г. – смерть матери)

    - Ясная Поляна – чувство красоты, сердечности, Родины;

    Тетушка Татьяна Александровна Ергольская;

    Игра в «муравейных братьев»;

    Тёплая, любовная атмосфера;

    II. Отрочество(1837 - 1841)

    1. 1837 г. – смерть отца, переезд в Москву;
    2. 1838 г. – смерть бабушки;
    3. Разлучённые;
    4. 1841 г. – смерть тётушки Александры Ильиничны;
    5. Отъезд в Казань к П.И. Юшковой –последней родной тётке.

    III. Юность (1841 – 1849)

    1. 1841 – 1844 гг. – подготовка в университет;
    2. 1844 г. –поступление в Казанский университет на факультет восточных языков, затем на юридический;
    3. идеалы «комильфо», провал на экзаменах за 1 курс;
    4. 1847 г. – покидает Казань и уезжает в Ясную Поляну; увлечение Руссо (идея исправления мира через самоусовершенствование); ведение дневника;
    5. Неудача в хозяйственных преобразованиях.

    IV. Молодость на Кавказе (1850 – 1853)

    1. 1850 г. – определяется на службу в канцелярию тульского губернского правления;
    2. 1851 г. – отъезд с братом Николаем на Кавказ;
    3. казачья станица, дружба с Епишкой, настороженность казаков (впоследствии рассказал об этом в повести «Казаки»).

    V. «Детство (1852), «Отрочество» (1854), «Юность (1857)

    1. шумный успех трилогии;

    2. изображение внутреннего мира человека (Николенька Иртеньев);

    3. опыт неповторимого детского отношения к миру (ключевая роль в развитии человека отводится детству);

    4. чрезвычайно болезненный этап – отрочество;

    5. юность – своеобразное возвращение к детству, только более зрелое.

    VI. Толстой – участник Крымской войны (1853 – 1855)

    1. 1853 г. – начало русско-турецкой войны;
    2. 1854 г. – перевод в Дунайскую армию, прапорщик;
    3. мечты о подвиге, о славе;
    4. в осажденном Севастополе;
    5. 1855 г. – Четвёртый бастион Севастополя, «скрытая теплота патриотизма».
    6. 1856 г. – Чернышевский о «диалектике души» Толстого.

    VII. Писатель, общественный деятель, педагог (1855-1870)

    1. 1861 г. – «мировой посредник» во время крестьянской реформы;
    2. увлечение педагогикой, поездки в Западную Европу дляизучение опыта постановки народного образования, заводит народные школы в Ясной Поляне и её окрестностях, издаёт специальный педагогический журнал;
    3. 1862 г. – женитьба на С.А. Берс;
    4. 1863 – 1868 гг. – работа над романом «Война и мир».

    VIII. «Я отрекся от жизни нашего круга» (1870-1890)

    Лев Николаевич Толстой Я был природа … Лев Толстой Лев Толстой «Первые воспоминания» Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература М.Горький М.Горький


    «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».


    Вехи биографии Родовое гнездо. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Род Толстых существовал в России шестьсот лет. По преданию, и фамилию свою они получили от великого князя Василия Васильевича Темного, давшего одному из предков писателя Андрею Харитоновичу прозвище Толстой. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Род Толстых существовал в России шестьсот лет. По преданию, и фамилию свою они получили от великого князя Василия Васильевича Темного, давшего одному из предков писателя Андрею Харитоновичу прозвище Толстой.


    1830 – смерть матери 1836 – переезд семьи в Москву 1837 – смерть отца 1841 – переезд в Казань 1844 – 47 – учеба в Казанском университете, восточное отделение философского факультета, потом юридический факультет 1847 – начало ведения дневника Толстой – студент Казанского университета Детство. Отрочество. Юность (1828 – 1849)


    Дневниковые записи 1847 год (Толстому 19 лет) 17 марта… Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души» 17 апреля… Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной год 1.Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего. 2.Довольствоваться настоящим. 3.Искать случаи делать добро. Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминай и записывай все полезные сведения и мысли… Не верить мыслям, родящимся в споре…Не повторять чужих мыслей…


    Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил! Программа жизни (1849 год): 1.Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете 2. Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3.Изучить язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латынь. 4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5. Изучить историю, географию и статистику. 6.Изучить математику, гимназический курс. 7. Написать диссертацию. 8.Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9.Написать правила. 10. Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать. Дагерротипный портрет,


    Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни (1849 – 1851) Сельское хозяйство Сельское хозяйство Самообразование Самообразование «Как я ни старался найти в своей «Как я ни старался найти в своей душе хоть какие- нибудь оправдания нашей жизни, я не мог без раздражения видеть ни своей, душе хоть какие- нибудь оправдания нашей жизни, я не мог без раздражения видеть ни своей, ни чужой гостиной, ни чисто, барски накрытого стола, ни экипажа, ни чужой гостиной, ни чисто, барски накрытого стола, ни экипажа, сытого кучера и лошадей, ни магазинов, сытого кучера и лошадей, ни магазинов, театров, собраний. Я не мог не театров, собраний. Я не мог не видеть рядом с этим голодных, холо дных и униженных…Я не мог отделаться от мысли, что эти две вещи связаны, видеть рядом с этим голодных, холо дных и униженных…Я не мог отделаться от мысли, что эти две вещи связаны, что одно происходит от другого». Дагерротипный портрет


    Военная служба. На пути к «Войне и миру» (1851 – 1855) 1851 – Кавказ, война с горцами 1852 – «Современник», повесть «Детство» 1852 – 63 – «Казаки» 1854 – Дунайская армия, Севастополь, оборона знаменитого 4 бастиона, «Отрочество» 1954 – 55 – «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстой. Фото С. Л. Левицкого


    Писатель, общественный деятель, педагог (1860 – 1870) 1857 – «Юность», путешествия по Франции, Швейцарии, Италии, Германии 1857 – 59 – увлечение «чистым искусством» 1858 – окончание сотрудничества с «Современником» 1859 – 1862 – увлечение педагогической деятельностью (журнал «Ясная Поляна») 1863 – свадьба с Софьей Андреевной Берс 1863 – 69 – работа над романом «Война и мир»


    «Я отрекся от жизни нашего круга…» (1880 – 1890) 1870 – 77 – «Анна Каренина» 1879 – 82 – «Исповедь». Перелом в мировоззрении Толстого – религиозно- философские сочинения «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Соединение и перевод четырех Евангелий» 1887 – 89 – повесть «Крейцерова соната» Крамской. Портрет Толстого., 1873 г.


    Во что же я верю? – спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это я верю всем существом…


    Люди и встречи. Исход (1900 – 1910) 1901 – «Определение Святейшего Синода» об отлучении от церкви» (газета «Церковные ведомости» 1901 – 02 – Крым, болезнь 1903 – «Мысли мудрых людей на каждый день», «После бала» 1904 – «Одумайтесь!» (о русско-японской войне) 1908 – работа над книгой «Учение Христа, изложенное для детей», ст. «Не могу молчать!» (против смертной казни) 28 октября 1910 – уход из дома 7 ноября 1910 – смерть на ст. Астапово Рязанско-Уральской железной дороги Толстой и Чехов. Крым Толстой в Ясной Поляне


    27 октября 1910 года. В тот вечер он лег в 12 часов. В три часа проснулся оттого, что в кабинете был свет. Он понял – ищут завещание. «И днем, и ночью все люди, движения, слова должны быть известны… быть под контролем. Отвращение, возмущение… растет, задыхаюсь. Не могу лежать и вдруг принимаю окончательное желание уехать… В тот вечер он лег в 12 часов. В три часа проснулся оттого, что в кабинете был свет. Он понял – ищут завещание. «И днем, и ночью все люди, движения, слова должны быть известны… быть под контролем. Отвращение, возмущение… растет, задыхаюсь. Не могу лежать и вдруг принимаю окончательное желание уехать… Пишу ей письмо: «Отъезд мой огорчит тебя… Пойми и поверь, я не могу поступить иначе… Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил». Пишу ей письмо: «Отъезд мой огорчит тебя… Пойми и поверь, я не могу поступить иначе… Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил». …Закончил письмо… Спустился, разбудил своего домашнего врача, уложил вещи. Лев Николаевич сам пошел в конюшню, велел закладывать. Ночь хоть глаза выколи, сначала заблудился, потерял где-то в кустах шапку и вернулся с непокрытой головой, взял электрический фонарь. Торопился, помогал кучеру запрягать лошадей. У кучера дрожали руки и пот катился с лица. В половине шестого пролетка выехала на станцию Ясенки. Спешили, боялись погони… …Закончил письмо… Спустился, разбудил своего домашнего врача, уложил вещи. Лев Николаевич сам пошел в конюшню, велел закладывать. Ночь хоть глаза выколи, сначала заблудился, потерял где-то в кустах шапку и вернулся с непокрытой головой, взял электрический фонарь. Торопился, помогал кучеру запрягать лошадей. У кучера дрожали руки и пот катился с лица. В половине шестого пролетка выехала на станцию Ясенки. Спешили, боялись погони…


    Диалектика души Теория «непротивления зла насилию» «Чем бы люди не пытались освободиться от насилия, одним только нельзя освободиться от него: насилием» Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, осознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого. (1907, Дневник) (1907, Дневник)

    РОДОСЛОВНАЯПрадед Андрей Иванович служил президентом Главного
    Московского магистрата.
    Его два сына служили Отечеству: Пётр Андреевич – сподвижник
    Петра I, Илья Андреевич – офицер Преображенского полка. Он
    женился на дочери военного министра Пелагее Николаевне
    Горчаковой.

    Сын Ильи Андреевича, Николай
    Ильич Толстой, участник Войны
    1812 года, в 1820 году женился на
    Марии Николаевне Волконской,
    дочери генерала в отставке,
    приближённого Екатерины II. В
    семье родились дети
    Николай,
    Сергей,
    Дмитрий,
    Лев (28 августа 1828 года) и
    Мария

    ДЕТСТВО

    Лев Николаевич
    Толстой родился в
    Ясной Поляне
    28.08.1828. Когда
    Лёвушке было 2 года,
    умерла мать. Самым
    близким человеком
    стала дальняя
    родственница
    бабушки Пелагеи
    Николаевны, Татьяна
    Александровна
    Ергольская.
    ДЕТСТВО

    УЧЁБА

    Переезд в Казань в 1841
    году.
    Здесь в 1844 году
    Л.толстой поступает в
    Казанский Университет. Год
    он посещает занятия на
    философском факультете
    (отделение арабско-турецкой
    словесности) и два года на
    юридическом.
    В 1847 году Л.Н.толстой
    оставил Университет

    КАВКАЗ И КРЫМСКАЯ ВОЙНА

    В 1851 году вместе со старшим
    братом Николаем Л.Толстой
    уезжает на Кавказ в
    действующую армию, где служит
    сначала добровольцем, а потом
    младшим артиллерийским
    офицером.

    С началом русскотурецкой войны Л.Толстой
    подаёт докладную записку
    о переводе его в
    Дунайскую армию. В
    качестве артиллерийского
    офицера четвёртого
    бастиона участвовал в
    обороне Севастополя.
    Домой вернулся в конце
    1855 года с орденом святой
    Анны «За храбрость» и
    медалями «За защиту
    Севастополя».

    Литературная деятельность первой половины 1850-х гг.

    1852 год – повесть
    «Детство», напечатана в
    «Современнике»,
    позднее в нём
    опубликованы
    «Отрочество» (1854) и
    «Юность»(1856).
    В 1855 году Л.Толстой
    закончил работу над
    «Севастопольскими
    рассказами»

    10. Литературная деятельность второй половины 50-х гг.

    Вернувшись из Севастополя,
    Л.Н.Толстой окунулся в
    литературную среду Петербурга.
    В 1857 и 1860-61 годах
    Л.Н.Толстой совершил
    заграничные путешествия по
    странам Европы. Однако здесь не
    нашёл сердечного успокоения.
    1857 год – повести «Альберт»,
    «Из записок князя Нехлюдова»,
    рассказ «Люцерн»
    1859 год – рассказ «Три смерти»

    11. Педагогическая деятельность

    Ещё в 1849 году
    Л.Н.Толстой начал
    занятия с крестьянскими
    детьми.
    В 1859 году открыл в
    Ясной Поляне школу.
    В 1872 году Л.Толстой
    написал «Азбуку», которая
    при жизни писателя
    издавалась 28 раз.

    12. Жизненная и творческая зрелость (1860-1870-е годы)

    1863-69 годы – «Война и
    мир»
    1873-77 – «Анна Каренина».
    По словам писателя, в
    первом произведении ему
    была дорога «мысль
    народная», во втором –
    «мысль семейная».
    Вскоре после публикации
    оба романа переведены на
    иностранные языки.

    13. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС

    1882 год. Закончена
    автобиографический труд
    «Исповедь»: «Я отрёкся от
    жизни нашего круга…»
    В 1880-1890 годах
    Л.Н.Толстой создал ряд
    религиозных трудов, в
    которых изложил своё
    понимание христианского
    вероучения.
    В 1901 году Святейший
    Синод отлучил
    Л.Н.Толстого от церкви.

    14. Литературная деятельность 1880-1890 годов

    В начале 1889-х годов
    взгляды Л.Н.Толстого на
    искусство существенно
    изменились. Он пришёл к
    выводу, что должен писать не
    «для господ», а для «Игнатов и
    их детей»
    1889-1899 – «Воскресение»
    1886 – «Смерть Ивана Ильича»
    1887-89 «Крейцерова соната»
    1896 1904 - «Хаджи-Мурат»
    1903 – «После бала»

    15. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

    В 1862 году
    Лев Николаевич
    женится на дочери
    московского врача
    Софье Андреевне
    Берс. После
    свадьбы молодые
    сразу же уезжают
    в Ясную Поляну.

    16. Софья Андреевна в Ясной Поляне на долгие годы становится ключницей-экономкой, секретарём своего мужа, воспитателем детей и хранительницей

    очага.

    17.

    Из 13-ти детей в живых остались семеро. (На фото:
    Михаил, Лев Николаевич, Ванечка, Лев, Саша, Андрей,
    Татьяна, Софья Андреевна, Мария)Две утрата были
    особенно ощутимы: смерть последнего ребёнка
    Ванечки (1895) и любимой дочери писателя Марии
    (1906).

    18. Последние годы.

    Отношения с женой и
    детьми были
    напряжёнными.
    Окончательно
    испортились после тайно
    написанного завещания,
    по которому семья
    лишалась права на
    литературное наследие
    писателя.

    19.

    В ночь с 27 на 28
    октября 1910 года Лев
    Толстой тайно покинул
    родной дом и
    отправился на юг
    России, где предполагал
    остановиться у
    знакомых крестьян.
    Умер в доме
    начальника станции
    Астапово
    7 ноября
    1910 года в 6часов 5
    минут утра.

    Мне так необходимо было тогда верить, чтобы жить, что я бессознательно скрывал от себя противоречия и неясности вероучения. Но это осмысливание обрядов имело предел. Если ектения все яснее и яснее становилась для меня в главных своих словах, если я объяснял себе кое-как слова: «и Владычицу нашу Пресвятую Богородицу и всех святых, помянувши, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», - если я объяснял частое повторение молитв о царе и его родных тем, что они более подлежат искушению, чем другие, и потому более требуют молитв, то молитвы о покорении под нози врага и супостата, если я их объяснял тем, что враг есть зло, - молитвы эти и другие, как херувимская и все таинство проскомидии или «взбранной воеводе» и т.п., почти две трети всех служб, - или вовсе не имели объяснений, или я чувствовал, что я, подводя им объяснения, лгу и тем совсем разрушаю свое отношение к Богу, теряя совершенно всякую возможность веры.
    То же я испытывал при праздновании главных праздников. Помнить день субботний, т.е. посвятить один день на обращение к Богу, мне было понятно. Но главный праздник был воспоминание о событии воскресения, действительность которого я не мог себе представить и понять. И этим именем воскресенья назывался еженедельно празднуемый день. И в эти дни совершалось таинство евхаристии, которое было мне совершенно непонятно. Остальные все двенадцать праздников, кроме Рождества, были воспоминания о чудесах, о том, о чем я старался не думать, чтобы не отрицать: Вознесение, Пятидесятница, Богоявление, Покров и т.д. При праздновании этих праздников, чувствуя, что приписывается важность тому самому, что для меня составляет самую обратную важность, я или придумывал успокоивавшие меня объяснения, или закрывал глаза, чтобы не видать того, что соблазняет меня.
    Сильнее всего это происходило со мною при участии в самых обычных таинствах, считаемых самыми важными: крещении и причастии. Тут не только я сталкивался с не то что непонятными, но вполне понятными действиями: действия эти казались мне соблазнительными, и я был поставляем в дилемму - или лгать, или отбросить.
    Никогда не забуду мучительного чувства, испытанного мною в тот день, когда я причащался в первый раз после многих лет. Службы, исповедь, правила - все это было мне понятно и производило во мне радостное сознание того, что смысл жизни открывается мне. Самое причастие я объяснял себе как действие, совершаемое в воспоминание Христа и означающее очищение от греха и полное восприятие учения Христа. Если это объяснение и было искусственно, то я не замечал его искусственности. Мне так радостно было, унижаясь и смиряясь перед духовником, простым робким священником, выворачивать всю грязь своей души, каясь в своих пороках, так радостно было сливаться мыслями с стремлениями отцов, писавших молитвы правил, так радостно было единение со всеми веровавшими и верующими, что я и не чувствовал искусственности моего объяснения. Но когда я подошел к царским дверям и священник заставил меня повторить то, что я верю, что то, что я буду глотать, есть истинное тело и кровь, меня резнуло по сердцу; это мало что фальшивая нота, это - жестокое требование кого-то такого, который, очевидно, никогда и не знал, что такое вера.
    Но я теперь позволяю себе говорить, что это было жестокое требование, тогда же я и не подумал этого, - мне только было невыразимо больно. Я уже не был в том положении, в каком я был в молодости, думая, что все в жизни ясно; я пришел ведь к вере потому, что, помимо веры, я ничего, наверное ничего, не нашел, кроме погибели, поэтому откидывать эту веру нельзя было, и я покорился. И я нашел в своей душе чувство, которое помогло мне перенести это. Это было чувство самоунижения и смирения. Я смирился, проглотил эту кровь и тело без кощунственного чувства, с желанием поверить, но удар уже был нанесен. И, зная вперед, что ожидает меня, я уже не мог идти в другой раз.
    Я продолжал точно так же исполнять обряды церкви и все еще верил, что в том вероучении, которому я следовал, была истина, и со мною происходило то, что теперь мне ясно, но тогда казалось странным.
    Слушал я разговор безграмотного мужика-странника о Боге, о вере, о жизни, о спасении, и знание веры открылось мне. Сближался я с народом, слушая его суждения о жизни, о вере, и я все больше и больше понимал истину. То же было со мной при чтении Четьи-Минеи и Прологов; это стало любимым моим чтением. Исключая чудеса, смотря на них как на фабулу, выражающую мысль, чтение это открывало мне смысл жизни. Там были жития Макария Великого, Иоасафа-царевича (история Будды), там были слова Иоанна Златоуста, слова о путнике в колодце, о монахе, нашедшем золото, о Петре-мытаре; там - история мучеников, всех заявлявших одно, что смерть не исключает жизни; там - история и спасшихся безграмотных, глупых и не знающих ничего об учениях церкви.
    Но стоило мне сойтись с учеными верующими или взять их книги, как какое-то сомнение в себе, недовольство, озлобление спора возникали во мне, и я чувствовал, что я, чем больше вникаю в их речи, тем больше отдаляюсь от истины и иду к пропасти.

    XV

    Сколько раз я завидовал мужикам за их безграмотность и неученость. Из тех положений веры, из которых для меня выходили явные бессмыслицы, для них не выходило ничего ложного; они могли принимать их и могли верить в истину, в ту истину, в которую и я верил. Только для меня, несчастного, ясно было, что истина тончайшими нитями переплетена с ложью и что я не могу принять ее в таком виде.
    Так я жил года три, и первое время, когда я как оглашенный только понемногу приобщался к истине, только руководимый чутьем шел туда, где мне казалось светлее, эти столкновения менее поражали меня. Когда я не понимал чего-нибудь, я говорил себе: «Я виноват, я дурен». Но чем больше я стал проникаться теми истинами, которым я учился, чем более они становились основой жизни, тем тяжелее, разительнее стали эти столкновения и тем резче становилась та черта, которая есть между тем, чего я не понимаю, потому что не умею понимать, и тем, чего нельзя понять иначе, как солгав перед самим собою.
    Несмотря на эти сомнения и страдания, я еще держался православия. Но явились вопросы жизни, которые надо было разрешить, и тут разрешение этих вопросов церковью противное самым основам той веры, которою я жил, окончательно заставило меня отречься от возможности общения с православием. Вопросы эти были, во-первых, отношение церкви православной к другим церквам - к католичеству и к так называемым раскольникам. В это время, вследствие моего интереса к вере, я сближался с верующими разных исповеданий: католиками, протестантами, старообрядцами, молоканами и др. И много я встречал из них людей нравственно высоких и истинно верующих. Я желал быть братом этих людей. И что же? - То учение, которое обещало мне соединить всех единою верою и любовью, это самое учение в лице своих лучших представителей сказало мне, что это все люди, находящиеся во лжи, что то, что дает им силу жизни, есть искушение дьявола и что мы одни в обладании единой возможной истины. И я увидал, что всех, не исповедующих одинаково с нами веру, православные считают еретиками, точь-в-точь так же, как католики и другие считают православие еретичеством; я увидал, что ко всем, не исповедующим внешними символами и словами свою веру так же, как православие, - православие, хотя и пытается скрыть это, относится враждебно, как оно и должно быть, во-первых, потому, что утверждение о том, что ты во лжи, а я в истине, есть самое жестокое слово, которое может сказать один человек другому, и, во-вторых, потому, что человек, любящий детей и братьев своих, не может не относиться враждебно к людям, желающим обратить его детей и братьев в веру ложную. И враждебность эта усиливается по мере большего знания вероучения. И мне, полагавшему истину в единении любви, невольно бросилось в глаза то, что самое вероучение разрушает то, что оно должно произвести.
    Соблазн этот до такой степени очевиден, до такой степени нам, образованным людям, живавшим в странах, где исповедуются разные веры, и видавшим то презрительное, самоуверенное, непоколебимое отрицание, с которым относится католик к православному и протестанту, православный к католику и протестанту и протестант к обоим, и такое же отношение старообрядца, пашковца, шекера и всех вер, что самая очевидность соблазна в первое время озадачивает. Говоришь себе: да не может же быть, чтобы это было так просто, и все-таки люди не видали бы того, что если два утверждения друг друга отрицают, то ни в том, ни в другом нет той единой истины, какою должна быть вера. Что-нибудь тут есть. Есть какое-нибудь объяснение, - и я думал, что есть, и отыскивал это объяснение, и читал все, что мог, по этому предмету, и советовался со всеми, с кем мог. И не получал никакого объяснения, кроме того же самого, по которому сумские гусары считают, что первый полк в мире Сумский гусарский, а желтые уланы считают, что первый полк в мире - это желтые уланы. Духовные лица всех разных исповеданий, лучшие представители из них, ничего не сказали мне, как только то, что они верят, что они в истине, а те в заблуждении, и что все, что они могут, это молиться о них. Я ездил к архимандритам, архиереям, старцам, схимникам и спрашивал, и никто никакой попытки не сделал объяснить мне этот соблазн. Один только из них разъяснил мне все, но разъяснил так, что я уж больше ни у кого не спрашивал.
    Я говорил о том, что для всякого неверующего, обращающегося к вере (а подлежит этому обращению все наше молодое поколение), этот вопрос представляется первым: почему истина не в лютеранстве, не в католицизме, а в православии? Его учат в гимназии, и ему нельзя не знать, - как этого не знает мужик, - что протестант, католик так же точно утверждают единую истинность своей веры. Исторические доказательства, подгибаемые каждым исповеданием в свою сторону, недостаточны. Нельзя ли, - говорил я, - выше понимать учение, так, чтобы с высоты учения исчезали бы различия, как они исчезают для истинно верующего? Нельзя ли идти дальше по тому пути, по которому мы идем с старообрядцами? Они утверждали, что крест, аллилуйя и хождение вокруг алтаря у нас другие. Мы сказали: вы верите в Никейский Символ, в семь таинств, и мы верим. Давайте же держаться этого, а в остальном делайте, как хотите. Мы соединились с ними тем, что поставили существенное в вере выше несущественного. Теперь с католиками нельзя ли сказать: вы верите в то-то и то-то, в главное, а по отношению к filioque и папе делайте, как хотите. Нельзя ли того же сказать и протестантам, соединившись с ними на главном? Собеседник мой согласился с моей мыслью, но сказал мне, что такие уступки произведут нарекания на духовную власть в том, что она отступает от веры предков, и произведут раскол, а призвание духовной власти - блюсти во всей чистоте греко-российскую православную веру, переданную ей от предков.
    И я все понял. Я ищу веры, силы жизни, а они ищут наилучшего средства исполнения перед людьми известных человеческих обязанностей. И, исполняя эти человеческие дела, они и исполняют их по-человечески. Сколько бы ни говорили они о своем сожалении о заблудших братьях, о молитвах о них, возносимых у престола Всевышнего, - для исполнения человеческих дел нужно насилие, и оно всегда прилагалось, прилагается и будет прилагаться. Если два исповедания считают себя в истине, а друг друга во лжи, то, желая привлечь братьев к истине, они будут проповедовать свое учение. А если ложное учение проповедуется неопытным сынам церкви, находящейся в истине, то церковь эта не может не сжечь книги, не удалить человека, соблазняющего сынов ее. Что же делать с тем, горящим огнем ложной, по мнению православия, веры сектантом, который в самом важном деле жизни, в вере, соблазняет сынов церкви? Что же с ним делать, как не отрубить ему голову или не запереть его? При Алексее Михайловиче сжигали на костре, т.е. по времени прилагали высшую меру наказания; в наше время прилагают тоже высшую меру - запирают в одиночное заключение. И я обратил внимание на то, что делается во имя вероисповедания, и ужаснулся, и уже почти совсем отрекся от православия.
    Второе отношение церкви к жизненным вопросам было отношение ее к войне и казням.
    В это время случилась война в России. И русские стали во имя христианской любви убивать своих братьев. Не думать об этом нельзя было. Не видеть, что убийство есть зло, противное самым первым основам всякой веры, нельзя было. А вместе с тем в церквах молились об успехе нашего оружия, и учители веры признавали это убийство делом, вытекающим из веры. И не только эти убийства на войне, но во время тех смут, которые последовали за войной, я видел членов церкви, учителей ее, монахов, схимников, которые одобряли убийство заблудших беспомощных юношей. И я обратил внимание на все то, что делается людьми, исповедующими христианство, и ужаснулся.

    XVI

    И я перестал сомневаться, а убедился вполне, что в том знании веры, к которому я присоединился, не все истина. Прежде я бы сказал, что все вероучение ложно; но теперь нельзя было этого сказать. Весь народ имел знание истины, это было несомненно, потому что иначе он бы не жил. Кроме того, это знание истины уже мне было доступно, я уже жил им и чувствовал всю его правду; но в этом же знании была и ложь. И в этом я не мог сомневаться. И все то, что прежде отталкивало меня, теперь живо предстало передо мною. Хотя я и видел то, что во всем народе меньше было той примеси оттолкнувшей меня лжи, чем в представителях церкви, - я все-таки видел, что и в верованиях народа ложь примешана была к истине.
    Но откуда взялась ложь и откуда взялась истина? И ложь и истина переданы тем, что называют церковью. И ложь и истина заключаются в предании, в так называемом Священном Предании и Писании.
    И волей-неволей я приведен к изучению, исследованию этого писания и предания, - исследованию, которого я так боялся до сих пор.
    И я обратился к изучению того самого богословия, которое я когда-то с таким презрением откинул как ненужное. Тогда оно казалось мне рядом ненужных бессмыслиц, тогда со всех сторон окружали меня явления жизни, казавшиеся мне ясными и исполненными смысла; теперь же я бы и рад откинуть то, что не лезет в здоровую голову, но деваться некуда. На этом вероучении зиждется, или, по крайней мере, неразрывно связано с ним, то единое знание смысла жизни, которое открылось мне. Как ни кажется оно мне дико на мой старый твердый ум, это - одна надежда спасения. Надо осторожно, внимательно рассмотреть его, для того чтобы понять его, даже и не то, что понять, как я понимаю положение науки. Я этого не ищу и не могу искать, зная особенность знания веры. Я не буду искать объяснения всего. Я знаю, что объяснение всего должно скрываться, как начало всего, в бесконечности. Но я хочу понять так, чтобы быть приведенным к неизбежно необъяснимому: я хочу, чтобы все то, что необъяснимо, было таково не потому, что требования моего ума неправильны (они правильны, и вне их я ничего понять не могу), но потому, что я вижу пределы своего ума. Я хочу понять так, чтобы всякое необъяснимое положение представлялось мне как необходимость разума же, а не как обязательство поверить.
    Что в учении есть истина, это мне несомненно; но несомненно и то, что в нем есть ложь, и я должен найти истину и ложь и отделить одно от другого. И вот я приступил к этому. Что я нашел в этом учении ложного, что я нашел истинного и к каким выводам я пришел, составляет следующие части сочинения, которое, если оно того стоит и нужно кому-нибудь, вероятно, будет когда-нибудь и где-нибудь напечатано.
    1879 г.
    * * *
    Это было написано мною три года тому назад. Эти части будут напечатаны.
    Теперь, пересматривая это и возвращаясь к тому ходу мысли и к тем чувствам, которые были во мне, когда я все это переживал, я на днях увидал сон. Сон этот выразил для меня в сжатом образе все то, что я пережил и описал, и потому думаю, что и для тех, которые поняли меня, описание этого сна освежит, уяснит и соберет в одно все то, что так длинно рассказано на этих страницах. Вот этот сон:
    Вижу я, что лежу на постели. И мне ни хорошо, ни дурно, я лежу на спине. Но я начинаю думать о том, хорошо ли мне лежать; и что-то, мне кажется, неловко ногам: коротко ли, неровно ли, но неловко что-то; я пошевеливаю ногами и вместе с тем начинаю обдумывать, как и на чем я лежу, чего мне до тех пор не приходило в голову. И, наблюдая свою постель, я вижу, что лежу на плетеных веревочных помочах, прикрепленных к бочинам кровати. Ступни мои лежат на одной такой помочи, голени - на другой, ногам неловко. Я почему-то знаю, что помочи эти можно передвигать. И движением ног отталкиваю крайнюю помочу под ногами. Мне кажется, что так будет покойнее. Но я оттолкнул ее слишком далеко, хочу захватить ее ногами, но с этим движеньем выскальзывает из-под голеней и другая помоча, и ноги мои свешиваются. Я делаю движение всем телом, чтобы справиться, вполне уверенный, что я сейчас устроюсь; но с этим движением выскальзывают и перемещаются подо мной еще и другие помочи, и я вижу, что дело совсем портится: весь низ моего тела спускается и висит, ноги не достают до земли. Я держусь только верхом спины, и мне становится не только неловко, но отчего-то жутко. Тут только я спрашиваю себя то, чего мне прежде и не приходило в голову. Я спрашиваю себя: где я и на чем я лежу? И начинаю оглядываться и прежде всего гляжу вниз, туда, куда свисло мое тело и куда, я чувствую, что должен упасть сейчас. Я гляжу вниз и не верю своим глазам. Не то что я на высоте, подобной высоте высочайшей башни или горы, а я на такой высоте, какую я не мог никогда вообразить себе.
    Я не могу даже разобрать - вижу ли я что-нибудь там, внизу, в той бездонной пропасти, над которой я вишу и куда меня тянет. Сердце сжимается, и я испытываю ужас. Смотреть туда ужасно. Если я буду смотреть туда, я чувствую, что я сейчас соскользну с последних помочей и погибну. Я не смотрю, но не смотреть еще хуже, потому что я думаю о том, что будет со мной сейчас, когда я сорвусь с последних помочей. И я чувствую, что от ужаса я теряю последнюю державу и медленно скольжу по спине ниже и ниже. Еще мгновенье, и я оторвусь. И тогда приходит мне мысль: не может это быть правда. Это сон. Проснись. Я пытаюсь проснуться и не могу. Что же делать, что же делать? спрашиваю я себя и взглядываю вверх. Вверху тоже бездна. Я смотрю в эту бездну неба и стараюсь забыть о бездне внизу, и, действительно, я забываю. Бесконечность внизу отталкивает и ужасает меня; бесконечность вверху притягивает и утверждает меня. Я так же вишу на последних, не выскочивших еще из-под меня помочах над пропастью; я знаю, что вишу, но я смотрю только вверх, и страх мой проходит. Как это бывает во сне, какой-то голос говорит: «Заметь это, это оно!» - и я гляжу все дальше и дальше в бесконечность вверху и чувствую, что я успокаиваюсь, помню все, что было, и вспоминаю, как это все случилось: как я шевелил ногами, как я повис, как я ужаснулся и как спасся от ужаса тем, что стал глядеть вверх. И я спрашиваю себя: ну, а теперь что же, я вишу все так же? И я не столько оглядываюсь, сколько всем телом своим испытываю ту точку опоры, на которой я держусь. И вижу, что я уж не вишу и не падаю, а держусь крепко. Я спрашиваю себя, как я держусь, ощупываюсь, оглядываюсь и вижу, что подо мной, под серединой моего тела, одна помоча, и что, глядя вверх, я лежу на ней в самом устойчивом равновесии, что она одна и держала прежде. И тут, как это бывает во сне, мне представляется тот механизм, посредством которого я держусь, очень естественным, понятным и несомненным, несмотря на то, что наяву этот механизм не имеет никакого смысла. Я во сне даже удивляюсь, как я не понимал этого раньше. Оказывается, что в головах у меня стоит столб, и твердость этого столба не подлежит никакому сомнению, несмотря на то, что стоять этому тонкому столбу не на чем. Потом от столба проведена петля как-то очень хитро и вместе просто, и если лежишь на этой петле серединой тела и смотришь вверх, то даже и вопроса не может быть о падении. Все это мне было ясно, и я был рад и спокоен. И как будто кто-то мне говорит: смотри же, запомни.
    И я проснулся.
    1882 г.



  • Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций