Тесты по русскому языку и культуре речи. Тестовые задания для проведения контроля знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи» тест по русскому языку (11 класс) на тему Тестовые задания по культуре речи

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тестовые задания для проведения контроля знаний

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1. Литературная норма – это…

  1. установленные правила использования речевых средств;
  2. определенный период развития литературного языка;
  3. ограничение в употреблении многозначных слов;
  4. ограничение в употреблении синонимов.

2. Высшей формой существования национального языка является

  1. литературный язык;
  2. просторечие;

3. Разновидность лексики ограниченного употребления, бытующая внутри определенной социальной группы – это

  1. литературный язык;
  2. просторечие;
  3. территориальные диалекты (народные говоры);
  4. социальные диалекты (жаргоны).

4. Разновидность лексики ограниченного употребления, характерная речи малообразованных людей – это

  1. литературный язык;
  2. просторечие;
  3. территориальные диалекты (народные говоры);
  4. социальные диалекты (жаргоны).

5. Отметьте качество, которое не относится к коммуникативным качествам культуры речи

  1. богатство;
  2. точность;
  3. логичность;
  4. напевность.

6. Происхождение слова разъясняется в _______ словаре.

  1. этимологическом;
  2. толковом;
  3. орфографическом;
  4. фразеологическом.

7. Какие правила отражают орфоэпические нормы русского языка?

  1. правила написания слов;
  2. правила постановки знаков препинания;
  3. правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов.

8. Какие правила отражают лексические нормы русского языка?

  1. правила произношения и постановки ударения;
  2. правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов;
  3. правила употребления слов в соответствии с их стилистическими характеристиками;
  4. правила образования слов и формы слова, а также правила построения словосочетаний и предложений.

9. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

  1. экзамен;
  2. подвиг;
  3. сквозняк;
  4. смеяться.

10. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?

  1. просьба;
  2. резьба;
  3. гвоздь;
  4. поиск.

11. В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. якорь;
  2. земля;
  3. уголь;
  4. пояс.

12. Укажите правильный вариант постановки ударения.

  1. бАловать;
  2. премИровать;
  3. звонИшь;
  4. углУбить.

13. В каком слове буква Е после согласного произносится мягко?

  1. экстерн;
  2. тенденция;
  3. бактерия;
  4. термин.

14. Укажите слово, в котором сочетание ЧН произносится как [шн].

  1. дачный;
  2. вечный;
  3. скучно;
  4. точный.

15. В каком слове произносится звук [ з ] ?

  1. рассказ;
  2. сбоку;
  3. резкий;
  4. слово.

16. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. похвальба;
  2. похвала;
  3. хвала;

4) одобрение.

17. Укажите предложение с фразеологизмом.

  1. Спектакль всем очень понравился.
  2. Зрители приняли спектакль восторженно.
  3. Спектакль вызвал восторг у публики.
  4. Мы пришли в восторг от спектакля.

18. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?

  1. архаизм;
  2. фразеологизм;
  3. неологизм;
  4. диалектизм.

19. Значение какого слова определено неверно?

  1. регламентировать – упорядочивать, подчинять определенным правилам;
  2. шокировать – поражать, приводя в восторг;
  3. конфликт – столкновение, серьезное разногласие;
  4. опрометчивый – необдуманный, слишком поспешный.

20. Укажите средство художественной выразительности, которым пользуется автор.
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
(В. Маяковский)

  1. сравнение;
  2. гипербола;
  3. метафора;
  4. антитеза.

21. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Переходя улицу,

  1. можно только на зеленый свет.
  2. часто нарушаются правила.
  3. меня оштрафовал милиционер.
  4. не нарушайте правила движения.

22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. к две тысячи третьему году;
  2. положьте на полку;
  3. много вишен;
  4. опытные шофёры.

23. Укажите пару слов, в которой нет ошибок в образовании форм глагола.

  1. беречь – бережешь;
  2. стеречь – стерегёшь;
  3. брезговать – брезговает;
  4. бриться – броешься.

24. Стилевыми чертами научного стиля являются…

1) точность, стандартизованность;

2) призывность, экспрессивность;

3) логичность, абстрактность;

4) образность, эмоциональность.

25. Прочитайте текст.

Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям. (И. А. Бунин).

Укажите стиль текста.

1) художественный;

2) научный;

3) публицистический;

4) разговорный.


2. Территориальная разновидность языка называется: диалектом

3. Ударение падает на первый слог в слове: понял

4. Антонимом фразеологизма «Вавилонское столпотворение» является: порядок

5. Ударение не падает на – ать в слове: бронировать билеты

6. Правильным согласованием подлежащего и сказуемого является: МИД России выступил с протестом

7. «Лишним» словом в синонимическом ряду является: Смешной

8. Образцовым вариантом общенародного языка является: литературный язык

9. На последний слог не падает ударение в слове/на первый слог ударение падает в слове: Туфля

10. Ошибку в образовании формы слова содержит выражение: правый туфель

11. Правильным согласованием подлежащего и сказуемого является: ООН санкционировала войну

12. Речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов называется: чистой

13. Ударение падает на –ение в слове: захоронение

14. Основным свойством литературного языка является: нормированность

15. Антонимом фразеологизма «Рукой подать» является: далеко

16. Высказывание «У него большие руки, мировоззрение, светлые широкие брови, золотящиеся ресницы» нарушает: логику изложения

17. Ударение не падает на –овый в слове: сливовый

18. Выражение типа «по истечении срока, ввиду отсутствия» присущи: официально-деловому стилю

19. Ударение падает на –лог в слове: некролог

20. Ударение не падает на –вод в слове: электропровод(электрический шнур)

21. Ошибку в образовании формы слова содержит выражение: Не ложите сюда тетради

22. Синонимом фразеологизма «Как с гуся вода» является: нипочем

23. Ударение падает на окончание в слове: Гербы

24. Смешения разнодиалектной речи в условиях города обусловили появление: Просторечия

25. Антонимом фразеологизма «Капля в море» является: много

26. Ударение не падает на –ить в слове: Закупорить

27. Употребление в речи бранных слов разрушает её: чистоту

28. Точность формулировок (которые исключают неоднозначность понимания),некоторая безличность и сухость изложения, высокая степень стандартности, отражающая определенный порядок и регламентированность деловых отношений присущи: Официально-деловому стилю

29. Предложение «Пойду отдам статью Ивановой» свидетельствует о: неоднозначности высказывания.

30. Предложение «Необходимо выяснить, имеется ли сырость, водопровод, канализация и другие условия для проживания» свидетельствует о: противоречивости высказывания

31. Правильной называется речь: в которой строго соблюдаются современные требования литературного языка.

32. Непротиворечивость речи — это её: логичность.

33. Ошибку в образовании формы слова содержит выражение: пара носков

34. Ошибку в образовании формы слова содержит выражение: бежи

35. Лексическое значение слова «паритет»: равенство

36. На последний слог не падает ударение в слове: домовая

37. Синонимом фразеологизма « Куры не клюют» является: Много

38. Территориальная разновидность языка называется: диалектом

39. Особенности структуры речи, кот. поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя называются: Выразительностью речи

40. На последний слог падает ударение в слове: Духовник

41. Отвлеченностью, строгой логичностью изложения, значительным числом специальных терминов, преобладанием сложных предложений с разветвлёнными синтаксическими связями отличается: Научный стиль.

42. На –мия ударение падает в слове: Анемия

43. Ударение падает на –лог в слове: каталог

44. К разговорному стилю относится: ребятня

45. Высказывание «Моя семья никакого отношения к искусству не имела. Я родился в нормальной семье» нарушает: точность.

46. Ударение падает на окончание в слове: в аэропорту

47. Строгое соответствие употребления слов их значениям называется: точностью речи.

48. Речь людей, которых объединяет общая профессия, называется: жаргоном

49. Синонимом фразеологизма «Бить баклуши» является: бездельничать

50. Ударение падает на второй слог в слове: начали

51. Ударение падает на второй слог в слове: ходатайствовать

52. На последний слог не падает ударение слове: арахис

53. Антонимом « Повесить нос» является: радоваться

54. Ударение падает на на –лог в слове: некролог

55. Употребление в речи бранных слов разрушает её: чистоту

56. Ошибку в образовании формы слова содержит выражение: не ложите сюда тетради (и ещё может быть аналогичное заедание там будет: не ложи сюда книгу)

МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №2 – Базовая школа»

4) Хорошо идти по земле ранним утром.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) У ней получаются очень вкусные пирожки.

2) Я часто гулял с их собакой.

3) Света смогла показать себя с лучшей стороны.

4) Мама собирала ягоды, а дети бегали вокруг неё.

9. Укажи предложение, в котором допущена лексическая ошибка.

1) Художник написал репродукцию.

2) Наступила дождливая, темная осень.

3) После теплой, ясной погоды внезапно пришли заморозки.

4) Новые рекорды были установлены по прыжкам в длину.

10. Укажите предложения с грамматической ошибкой.

1) Я люблю мороженое и экзотические фрукты.

2) Артем любил смотреть на ихние игры.

3) Дрова у него всегда горели лучше, чем у нас.

4) Мы взялись с Аленкой за руки и побежали в большой магазин.

Ключ

1-1, 2-3, 3-4, 4-2, 5-4, 6-3, 7-2, 8-1, 9-1,

I вариант

3. дОговор

А2. Отметьте слово со звукосочетанием [шн]

1. гречневый

2. скучный

3. облачный

1. два шагА

2. два шАга

А4. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

1. Загрязнение воздуха - актуальная проблема нашего века.

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

3. Николай всегда был лидером нашего дружного коллектива .

4. Недалеко от парка возвышался дворец.

1. У Пушкина в Михайловском была хорошая библиотека.

2. Мне бы хотелось совершить подвиг.

3. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

2. По околоземной орбите двигаются бесчисленные космические летательные аппараты – ИСКУССТВЕННЫЕ спутники.

3. Комнату украшали ИСКУССТВЕННЫЕ цветы в высоких вазонах.

4. Слушателей поразило ИСКУССТВЕННОЕ исполнение романса.

1. пара носок

2. трое партизан

3. пять пар чулок

4. шесть помидоров

В2. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота

1. Метель, усиливаясь с каждой минутой, то завывала, то страшно гудела.

2. Не размышляя над ошибками, экзамены были сданы.

3. Раскинув крылья, ястребы парили в воздухе.

4. Сверкнув в вышине, молния рассекла майское небо.

1. обращать внимание на вопросы

2. оплатить за проезд

3. удивляться произошедшему

4. платить штраф

Тест по теме «Культура речи». 7 класс

II вариант

А1. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

1. звОнишь

2. экспЕрт

4. ходАтайствовать

А2. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

А3. Выберите правильный вариант

1. два рядА

2. два рЯда

А4. Отметьте слова со звукосочетанием [шн]

1. облачный

2. конечный

3. обычный

4. пустячный

Б1. Найдите предложение с нарушением лексической нормы

1. Мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.

2. Мои коллеги по профессии любят поспорить.

3. Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.

4. Чистое помещение новой школы производило приятное впечатление.

Б2. Найдите предложение с нарушением лексической нормы

1. Мы пили чай с сахаром и булочкой.

2. Вокруг этого населённого пункта расположился вражеский полк.

3. Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

4. Оля была капризной девочкой.

Б3. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ надо употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1. В музее были представлены орудия каменного века.

2. Архитектор получил заказ на гигантский каменный мост.

3. Каменистый берег залива покрывал нетронутый сосновый бор.

4. Ухватившись рукой за каменный выступ, я осторожно приподнял другую руку.

В1. Укажите пример с ошибкой в образовании слова.

1. с обоими подругами

2. пара носков

3. полк гусар

4. три килограмма яблок

В2. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота

1. Он был рассеян и, отвечая невпопад, рисковал хорошей репутацией.

2. Однажды, выезжая из деревни, нашу машину остановили.

3. Не сообщив о происшествии людям, я не мог тронуться дальше.

4. Закончите таблицу дома, используя цитаты из текста.

В3. Найдите ошибку в словосочетаниях

1. заплатить деньги

2. уплатить проезд

3. заплатить за работу

4. обидеться на приятеля

Ключ

А1 – 3 Б1 – 2 В1 - 1

А2 -2 Б2 – 3 В2 - 2

А3 – 1 Б3 – 4 В3 - 2

II вариант

А1 – 1 Б1 – 2 В1 - 1

А2 - 4 Б2 – 3 В2 - 2

Тестовые задания по предмету «Русский язык и культура речи»

Темы: формы языка, словари, культура речи и речевой этикет, качества речи.

Вопрос 1 . В каких формах существует русский литературный язык?

    в устной

    в письменной

    все перечисленное

Вопрос 2. Какая лексика характерна для письменной формы русского литературного языка?

    разговорно-бытовая

    книжная

    все перечисленное

Вопрос 3 . Какая лексика характерна для устной формы русского литературного языка?

    разговорно-бытовая

    книжная

    все перечисленное

Вопрос 5 . Где имеет место устная форма русского литературного языка?

    в разговоре

    в беседе

    все перечисленное

Вопрос 6 . Где имеет место письменная форма русского литературного языка?

    в произведениях науки и искусства

    в официально-деловых документах

    все перечисленное

Вопрос 7. Сколько типов словарей существует?

    два

    три

    пять

Вопрос 8 . В энциклопедических словарях:

    объясняются реалии (предметы, явления)

    сообщаются сведения о различных событиях

    все перечисленное

Вопрос 9 . Лингвистические словари бывают:

    двуязычные

    одноязычные

    все перечисленное

Вопрос 10 Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: типовой – типичный – типический?

    этимологическим словарем

    словарем омонимов

    словарем синонимов

    словарем паронимов

Вопрос 11 Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значение слов: дилижанс, эксклюзивный?

    словарем паронимов

    словарем иностранных слов

    орфоэпическим словарем

    орфографическим словарем

Вопрос 12 Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: пускать туман в глаза или пустить туман в глаза?

    толковым словарем русского языка

    орфоэпическим словарем

    словарем иностранных слов

    фразеологическим словарем

Вопрос 13 Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе варианта: почтенный – почтительный Фл[о]бер или Фл[а]бер космонавт – астронавт позвонИт или позвОнит

    словарем паронимов

    орфоэпическим словарем

    словарем синонимов

    этимологическим словарем

Вопрос 14 Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов: атташе, апокриф?

    словарем паронимов

    словарем иностранных слов

    орфографическим словарем

    орфоэпическим словарем

Вопрос 15 Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значение словосочетаний: белая кость, жить своим умом?

    словарем иностранных слов

    орфографическим словарем

    фразеологическим словарем

    орфоэпическим словарем

Вопрос 16 . Крыша. Вост.-слав. Образовано открыти с помощью суффикса –ша.

Данная словарная статья может быть помещена в _____________словаре:

    фразеологическом;

    этимологическом;

    толковом;

    орфоэпическом;

Вопрос 17 Диалекты – это…

    употребление слов языка с неправильным ударением

    местные разновидности русского языка

    речь малообразованных людей

    речь, используемая различными социальными группами людей

Вопрос 18 Слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного каким-либо одним родом трудовой деятельности, называются…

    просторечием

    клише и штампами

    профессионализмами

    тропами

Вопрос 19 Принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств – это…

    разговорная речь

    язык научного стиля

    язык художественной литературы

    литературная норма

Вопрос 20 Просторечие – это…

    устная речь

    устная речь необразованных людей

    условный язык обособленной группы

    местный народный говор

Вопрос 21 .К какой форме существования языка относятся следующие лексические единицы?

Вовзят; надысь; серники; кубыть;

    жаргон

    просторечие

    литературный язык

    диалект

Вопрос 22 Высшей формой национального языка является…

    территориальный диалект

    литературный язык

    общенародный язык

    социальный диалект

Вопрос 23 . В понятие «невербальные» средства общения входит (ят) …

1. только позы
2. только жесты
3. мимика, жесты и позы
4.только мимика

Вопрос 24 . Под речевым этикетом понимаются …

Укажите не менее двух вариантов ответов

    система правил, устойчивых формул общения

    правила делового этикета

    система речевых формул общения

    особенности обращения

Вопрос 25 . При прощании используются определенные этикетные формулы.

Определите, какая из них может быть использована в официальной обстановке.

    Счастливо!

    До встречи

    Разрешите попрощаться

    Всего хорошего

Вопрос 26 . Какой троп использован в приведенном отрывке?

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели,

Молчали желтые и синие,

В зеленых плакали и пели

    метафора

    сравнение

    метонимия

    аллегория

Терминологический диктант

Раздел языкознания, занимающийся вопросами составления и изучения словарей - ________________

Условное обозначение чего-либо, о чем условились, договорились - ______________

Наука о языке - __________________

Устойчивое словосочетание -__________________________

Знаковая система, служащая для передачи информации и межличностной коммуникаии -___________________

Высшая форма существования языка____________

Совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации -____________________

Определенные слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для разговора с другим человеком в определенной ситуации -_____________________.

Правила поведения в обществе -_______________

Оборот речи, в котором слова и выражения употребляются в переносном значении -____________________

Троп, состоящий в соединении несоединимого -______________

Троп, состоящий в преуменьшении изображаемого предмета -_______________

1. Подберите синоним к термину «интервербальный»:

Интерлингвистический;

Интерсемиотический;

Интеравербальный;

Социолингвистический;

2. Укажите, что означает термин «античный» с латыни по отношению к теории перевода:

Недалекий;

Классический;

3. Укажите, какое понятие обозначает термин «имплицитный смысл (информация)»:

Глубинный смысл;

Скрытый смысл;

Фоновая информация;

Поверхностная, известная информация.

4. Укажите, какой стиль речи имеет следующие подстили – законодательный, дипломатический, юридический, административно-канцелярский:

Разговорный;

Художественный;

Официально-деловой.

5. Укажите, какой стиль ассоциируется с организацией управленческой деятельности:

Публицистический;

Ораторский;

Разговорный;

Официально-деловой.

6. К какому времени относится окончательное укрепление христианства и организация христианской церкви на Руси?

До первой половины Х века;

До конца Х века;

До второй половины XI века.

До первой половины XII века.

7. С чьим именем было связано христианство для людей Руси XI века?

С именем Владимира;

С именем Ярослава;

С именем Путяты;

С именем Олега.

8. Сколько восточнославянских племен называет летописец «Повести временных лет»?

Тринадцать;

Одиннадцать;

Пятнадцать.

9. Царь, который получил образование в Константинополе и стал величайшим из болгарских правителей?

10. Укажите, в каком случае форма родительного падежа существительного образована неверно:

пара чулок;

среди грузин;

несколько кочерег;

После заморозки.

11. Укажите, в каком случае множественное число существительных образовано неверно:

инженеры;

12. Укажите, какое из приведенных ниже слов нужно вставить во фразу «Традиционно понятие « … » определяется как краткое изложение любого вопроса» на место пропуска:

аннотация;

Реферат.

13. Укажите, какой может быть аннотация.

Описательной или специализированной;

общей или конкретной;

точной или популярной;

обобщенной или выборочной

14. Укажите, в чем состоит основная разница между аннотацией и статьей или книгой:

в объеме страниц;

В характеристике оригинала;

в стиле изложения информации;

в композиционном оформлении текста.

15. Укажите, во сколько раз обычно реферативный перевод бывает короче, чем оригинал.

примерно вдвое;

примерно втрое;

Примерно в пять раз;

примерно в десять раз.

16. Укажите, кто является профессиональным коммуникатором в сфере деловых отношений.

Референт;

секретарь;

переводчик;

делопроизводитель.

17. Укажите, какие существуют основные разновидности осмотра:

библиографический, реферативный и тезисное;

Библиографический, реферативный и аналитический;

библиографический, реферативный и аннотационный;

библиографический, систематический и аналитический.

18. Укажите, какие обзоры считаются наиболее сложными (синтетический вид информации) :

реферативные обзоры литературы;

библиографические обзоры литературы;

резюмуючі обзоры литературы;

Аналитические обзоры литературы.

19. Укажите, каким композиционным элементом должен заканчиваться реферативный обзор:

Список использованных источников;

списком сокращений.

20. Укажите, какую науку называют ортологией:

стилистику;

Науку о правильности речи;

науку о построении ораторской речи;

21. Укажите, какими бывают коммуникативные свойства речи:

постоянными и переменными;

регулярными и спонтанными;

Структурными и функциональными;

функциональными и регулярными.

22. Укажите пример с ошибками в построении грамматических форм:

семьюдесятью шестью тысячами тремястами девяноста четырьмя;

Перед тридцатым августа, к первому январю;

пять работниц завода, два красивых коня;

плещет, колышет, мурлычет, сыплет, щиплет.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций