Строение головного черепа. Основание черепа. Какие кости образуют основание черепа

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Перед тем как приступить к рисованию головы человека, необходимо познакомиться с ее анатомическим строением на основе черепа. Ведь характер формы головы обусловлен особенностями строения черепа.

Вам нужно познать строение формы черепа с чисто пластической стороны. Пластической анатомией называют тесно связанную с изобразительным искусством науку, которая изучает внутреннее строение тела человека и животных для определения его внешней формы.

Две генетические части составляют череп. Одна носит название мозговой, в нее входят лобная и затылочная, височные, теменные кости. Другая именуется лицевой частью черепа, и к ней относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости, скуловые отростки и т.д.

Итак, вас должна интересовать исключительно пластическая анатомия головы человека. Значение изучения черепа в этом смысле большое, и чем больше рисовальщик знает, тем вернее он рисует.

К мозговой части черепа человека относятся восемь костей. Вам надо знать те, которые играют роль для рисования.

Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа - так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости - надбровные дуги. Между ними пролегает углубление - надпереносье.

В нижней части лобная кость завершается острым по форме переходом в глазницу - впадину для глаза - и называется надглазничным краем. Кнаружи лобная кость, продолжая надглазничный край, переходит в скуловой отросток, соединяющий ее со скуловой костью. Справа и слева лобная кость переходит в поверхности височных и клиновидных костей, и на границах этих переходов имеется гребень, или, как его еще называют, височная линия. Эта линия ограничивает лежащую выше скуловой дуги височную впадину. 

Лобная кость - непарная, хотя у человеческого зародыша она закладывается из правой и левой половин. Затем обе половины срастаются, и почти у каждого черепа в этом месте едва разливается небольшое возвышение, находящееся в вертикальном направлении. В рисовании головы человека лобная кость, форму которой следует изучить, играет в передаче пластики лица важную роль (рис. 43).

Рис. 43

Теменная кость - парная, находится между лобной и затылочной костями. Эта кость также имеет свой бугор - выступ, очень заметный. По форме кость напоминает трапецию, имея четыре края. С соседними она соединяется при помощи швов - венечным с лобной и лямбдовидным с затылочной. Обе теменные кости занимают значительную площадь мозговой части черепа, соединись в ее середине так называемым стреловидным швом. И еще одна особенность характеризует поверхность теменной кости. Вы уже знаете, что такое височная линия. Вот она-то продолжается, правда, раздваиваясь на идущие параллельно верхнюю и нижнюю линии (рис. 44) на теменной кости.


Рис. 44

Непарная затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, необходимое для позвоночного канала, через который головной мозг сообщается со спинным. Наиболее выступает у затылочной кости наружное затылочное возвышение. От этого возвышения вправо и влево направлены выйные линии - места прикрепления мышц шеи. У некоторых людей на затылочной кости встречается еще один выступ, располагающийся на границе лямбдовидного шва. Знать внешние анатомические свойства затылочной кости необходимо потому, что она входит составной частью в пластическую форму черепа человека (рис. 45).

Рис. 45

Нижнебоковые стенки мозговой части черепа - это височные кости (рис. 46). Височная кость сзади примыкает к затылочной, а сверху соединяется с теменной при помощи чешуйчатого шва. Эта кость образована так, что в ней есть слуховой проход. Позади слухового прохода расположен сосцевидный отросток, а спереди - тянущийся вперед скуловой отросток, имеющий у слухового прохода углубление - нижнечелюстную ямку, служащую для сочленения с головкой кости нижней челюсти. Заканчивается скуловой отросток в месте соединения со скуловой костью.

Рис. 46

Другая часть черепа - лицевая - образована четырнадцатью костями. Более крупными среди этих костей являются две верхнечелюстные, две скуловые и одна нижнечелюстная.

Верхняя челюсть - парная - имеет трехгранную форму и четыре отростка. Это кость, служащая прочной основой поверхности человеческого лица, расположена начиная от глазных впадин, вниз - до верхних зубов. В верхней части поверхность челюсти загибается внутрь глазницы, а ее так называемый лобный отросток у переносицы срастается с лобной костью. Оба лобных отростка служат опорой для двух парных носовых косточек, срастающихся по средней линии друг с другом и образующих таким образом неподвижную костную часть носа. Внутренние края правой и левой верхнечелюстных костей образуют границы грушевидного носового отверстия и внизу срастаются по средней линии, формируя выступ - переднюю носовую ость. Передняя поверхность кости имеет под глазными впадинами ярко выраженное углубление, которое называется клыковой или собачьей ямкой. В нижней части верхнечелюстная кость образует еще один отросток - луночковый. Его называют также альвеолярным (по ее дуге расположены луночки, в которых помещаются корни зубов). Альвеол, т.е. зубных ячеек, лунок, насчитывается по восемь у каждой верхнечелюстной кости. Четвертый отросток носит название нёбного.

Общая форма сросшихся верхнечелюстных костей - подковообразная (рис. 47).

Нижнечелюстная кость наряду с лобной играет большую роль в пластическом устройстве лица. Непарная, она имеет тело подковообразной формы, на передней поверхности которого посередине есть подбородочное возвышение, несколько ниже которого по обе стороны располагаются подбородочные бугорки.

Верхние боковые отростки нижней челюсти - передние венечные и задние суставные - служат соответственно сочленению с височными костями и прикреплению височных мышц. Нижняя челюсть перегибается в двух местах, где образуются углы, от которых отходят вверх ветви кости с уже упоминавшимися парными отростками. Справа и слева от подбородочного возвышения лежат подбородочные отверстия. Нижнечелюстная кость в своем верхнем отделе имеет луночковую (для корней нижних зубов) часть.

Нижнечелюстная кость (рис. 48) завершает череп в его нижней части. Ее форма и размер существенно влияют на единый, пластически совершенный объем головы человека.

Рис. 47

Рис. 48

Свою роль в пластике лица человека играет парная скуловая кость, влияющая в значительной мере на поперечный размер головы. Сращенная вверху с лобной, а на передней поверхности с верхнечелюстной костями, скуловая образует наружную стенку глазной впадины (рис. 49). Сзади скуловая кость сращена с клиновидной и височной и участвует в образовании скуловой дуги.

Глазные впадины - глазницы - парные углубления, имеющие форму сглаженной четырехгранной пирамиды, предназначены природой для глазных яблок. Костные стенки глазной впадины имеют несколько отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды зрительного органа.

Рис. 49

Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, остальные - соответственно верхнечелюстной (нижняя), скуловой и клиновидной (наружная), а в образовании внутренней самое определяющее участие принимает решетчатая кость (рис. 50).

Вы узнали о двух частях черепа человека, познакомились с самыми основными костями, играющими роль в пластической трактовке головы человека, и впереди предстоит практическое рисование черепа, необходимое для углубления знаний при переходе к изображению головы.

Но что собой представляет череп, почему его нужно обязательно рисовать?

Рис. 50

Начнем с того, что авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию. Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно. Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знанием анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.

Леонардо да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков.

В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.

Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста. Вот какое значение для тогдашних учеников имело знание анатомии!

Знакомясь с основными костями черепа, вы можете прибегнуть к осязанию своей головы. Для этого приложите руки ладонями к шее и пытайтесь что-либо ощутить: одни мышечные массы, а под ними глубоко что-то потверже. Но вот пальцами начинаете ощупывать нижнюю часть головы сзади, поднимая их выше, и через некоторое время ощутите под кожей кость затылка. Осязайте ее тщательно и вспоминайте, как называется эта кость, какие она имеет возвышения и т.п. Найдите на себе скуловые и другие, имеющие внешнее пластическое выявление кости. Хорошо прощупываются края глазниц, вся нижняя челюсть, лобная и теменные кости.

Подобный эксперимент на себе очень полезен, так как осязание способствует прочному запоминанию всех доступных выступов и углублений. Такой же эксперимент с собой вы можете провести с осязанием основных мышц, когда ознакомитесь с их названием и расположением.

Повторяем, рисование с натуры развивает точность глаза, его способность безошибочно «читать» конструкцию головы человека, сложную и основательно скрытую мышечно-кожным покровом, развивает зрительную память и восприятие формы головы в пространственных проекциях и ракурсах.

Рисование с натуры на базе пластической анатомии есть не что иное, как собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры головы человека - единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия для изучающих основы изобразительной грамоты - своеобразный строительный материал в рисовании человека.

Познакомившись со строением костей черепной коробки и лицевой части черепа, постарайтесь в рисунке с натуры тесно связать теорию с практикой.

Тоновой рисунок черепа человека

Изображение черепа имеет свои особенности. С одной стороны, натура сама по себе малопривлекательна по известной причине, и удерживает у нее лишь сознание того, что это нужно. С другой стороны, это не натурная искусственная модель из пластмассы или папье-маше, имеющая хоть и соответствующие подлинной натуре формы, но все же в какой-то степени облагороженные, а если сказать вернее, сглаженные, и окраска поверхности светло-серая. Здесь же перед вами подлинный череп, имеющий особенную окраску неприятного оттенка, с пятнами, разрушающими и без того сложную форму.

Многое подскажет личная практика каждого из вас. Например, пятно или группа пятен, влияющих на нарушение зрительного восприятия отдельных частей общей формы, должны вами проигнорироваться. Надо учиться высматривать основное, видеть большую форму и подчинять ей подробности. Нужно видеть основные пропорции, пропорциональное отношение массы черепной коробки к массе лицевой части, всю форму лобной части, скул и челюстей и т.д. Конечно, это трудное дело дается не сразу.

При натурном рисовании надо ставить себе определенную конкретную задачу, например построение пропорции. Поскольку рисование с натуры во время учебы - занятие тренировочное, постольку так и надо к этому относиться. Здесь несовместимы с учебным рисунком фантазерство, формотворчество от себя, так же как и преждевременное увлечение сложными задачами.

Вы уже знаете, что в работе с натуры нет смысла сразу же браться за длительный подробный рисунок. Здесь каждый раз требуется втянуться в процесс рисования. Как у спортсмена перед стартом обязательно нужны разбег, разминка или у музыканта перед концертом - настрой, так и у вас перед длительной работой обязательны предварительные пробы в виде компоновочной зарисовки или выполнения карандашного этюда, в котором можно оперировать крупными, обобщенными массами, характерными для изображения черепа. Повторяем, что способность полного восприятия натуры вступает в силу позднее того момента, когда вы приступили к основной работе. Предварительная проба компоновки рисунка, зарисовка, ставящая целью найти общие пропорции, модуляцию крупных форм с помощью светотени, обостряют зрительное восприятие и внимание рисовальщика, после чего легко перейти к основному рисунку.

Есть еще одна особенность в рисовании с натуры. Дело в том, что в процессе работы перед завершением изображения у вас, как еще неопытных, наступает угасание сосредоточенности и необходимого восприятия своего рисунка и натуры, причем это происходит несколько раньше, чем почувствуете его. Вы могли сделать что-то на данном этапе работы значительно грамотнее и качественнее, если бы, увлекшись какой-то деталью, не заметили наступившей усталости. Что же делать в таком случае? Переключить свое внимание хотя бы на наброски, например, с той же натуры, но с другой точки зрения, в каком-либо ракурсе. В работе по рисованию черепа усталость вызывается чисто психологически, и вот здесь особо не увлекайтесь.

Рассмотрим работу над рисунком черепа более подробно, в ее последовательности, во взаимосвязанности всех этапов.

Череп нужно рисовать при искусственном освещении. Ввиду того что подлинный череп в условиях дневного света, не направленного, по большей части рассеянного, выглядит не контрастно, очертания его смягчены, для лучшего различения объема и важных деталей избирается направленный свет от электрического источника.

На первом же занятии по рисованию черепа необходимо прежде всего внимательно проанализировать натуру. Анализ проводите с учетом того, с какой точки зрения вам предстоит вести работу. Что такое анализ, вы уже знаете, но напомним вкратце, что это мысленное деление рисуемого объекта на отдельные элементы. Чем сложнее форма, тем больше и серьезнее приходится изучать натуру. К работе во время анализа требуется особый подход: здесь участвует ваше сознание, работает мозг, включается ясное логическое мышление.

При подробном анализе натуры нужны развитое пространственное мышление и образное воображение, чтобы яснее себе представлять и понимать структуру формы видимого предмета. В процессе необходимо рассмотреть череп со всех сторон. Получив представление о натурной модели, определите для себя все этапы предстоящей работы: начало, продолжение и завершение.

Выполните предварительный эскиз или этюд, зарисовку или компоновочный набросок, краткий вступительный рисунок, т.е. подходите к предстоящей работе с обостренным зрительным восприятием и вниманием к натуре. Итак, предварительное упражнение предназначено дать вам необходимый художнический «задел».

Сейчас вы уподобились строителям, закладывающим фундамент сооружения. Лист определенного формата (четверть ватманского размера) вы располагаете перед собой на мольберте в вертикальном положении. Еще раз продумайте компоновку рисунка, постарайтесь «увидеть» его словно бы уже законченным на этом формате.

Легкими линиями наметьте большую форму черепа. Разумеется, формат листа не позволит вам выполнить рисунок черепа в его натуральную величину - он окажется большим, «упрется» в края бумаги. Придерживайтесь неукоснительного соблюдения всех требований к работе, и к вам придет уверенность в том, что натура начала «слушаться» карандаш.

После того как наметили большую форму, переходите к определению основных пропорций черепа и его положения в пространстве - возможного наклона вперед или назад, в зависимости от постановки натуры. Чтобы это было легче сделать, проведите условные вспомогательные линии, одна из которых будет срединная (иначе ее называют профильной), другая - горизонтальная. Вспомогательные линии образуют крестообразную пересекаемость, определяющую положение (в данном случае черепа) натуры в пространстве. Срединная линия делит изображение точно пополам, если по отношению к рисовальщику череп расположен в анфас, т.е. прямо обращен лицевой частью. Но линия продолжает оставаться срединной и для различных положений натуры, так как проходит вертикально через середину лобной части, грушевидного отверстия носа, верхне- и нижнечелюстных костей. Горизонтальная линия в различных положениях натуры тоже условна; она проходит через середину глазных впадин и делит череп на две примерно равные части по высоте. От правильно проведенных вспомогательных линий зависит расположение черепа в формате.

Общие пропорции намечайте с обязательным привлечением геометрических объемов: например, череп можно «поместить» в параллелепипед. Пропорции определяйте на глаз, уточните, если надо, и одновременно переходите к построению перспективных плоскостей, ограничивающих объем черепа (поверхность лицевой, лобной и боковой частей). Всегда ориентируйтесь на вспомогательные срединную и горизонтальную линии. Они хорошо «держат» построение. Уточняйте на основе этих двух ориентиров все составляющие передней части черепа по отношению друг к другу: лобной кости к глазным впадинам, скуловых костей к грушевидному отверстию, верхней челюсти к нижней.

Старайтесь на этом промежутке изображения все время ясно ощущать форму черепа со всеми его выпуклостями и вогнутостями, выступами и впадинами. Постоянно сравнивайте одно с другим. Такое сравнение очень помогает верно определить объемно-конструктивную форму черепа, его основных поверхностей (рис. 51).

Определив пропорциональные соотношения частей черепа и дав объемно-конструктивную характеристику составляющих его элементов, начинайте постепенно переходить к очередному этапу - детальной проработке всех конкретных форм.

Вы хорошо знаете, что данный этап работы самый трудный по причине тщательного исследования натуры. До сих пор вы строили изображение, будучи предельно внимательными к общему, к пропорциональным соотношениям частей, к поискам взаимосвязи всех элементов формы. Сейчас вы переходите к тому отрезку работы, когда нужно при любой степени отработки деталей все время сохранять общее.

Рис. 51

Быстро взглянув на натуру, зафиксируйте свое внимание на двух-трех точках, которые чисто условны, но станут своеобразными «центрами сосредоточения взгляда». Результатом здесь оказывается вдруг обнаружившаяся способность видеть всю конфигурацию черепа. Такое «видение» натуры сразу, целиком, не позволяет переключаться на какую-либо подробность, отвлекающую от общего.

Учитесь в процессе рисования с натуры пользоваться так называемым боковым зрением. И в этом случае рассматриваемая натура воспринимается только в ее общей норме, а деталей как бы не существует. Расплывчатость всех подробностей в предмете изображения не мешает видеть общее, а для рисовальщика это очень важно.

Следовательно, на этапе проработки деталей нужно все время видеть общее, не останавливаться на каком-то одном месте рисунка до полной законченности, а вести моделировку формы тоном постепенно и везде одновременно. Увлекательных мест в рисунке всегда достаточно, чтобы желать одно из них проработать до полного эффекта, но вам должно быть понятно, что в таком случае «частности» разрушают изображение, уводят в сторону от учебных задач, мешают становлению художника. Значит, нужен самоконтроль в процессе рисования, концентрация внимания в первую очередь на общем, минуя частности. Все теоретические сведения, как правило, очень быстро исчезают из памяти, забываются, если их не подкрепляют практическими упражнениями, начиная от быстрого рисования и заканчивая длительными изображениями.

Рис. 52

Работая карандашом, не используйте сразу всю его кроющую способность, ведите рисунок в среднюю силу, сохраняя достаточный запас светотеневых градаций для завершения изображения. Разнообразьте штриховку исходя из формы.

На последнем этапе работы над рисунком черепа - обобщающем - нужно еще раз проверить все изображение, отойти, посмотреть на него с некоторого расстояния, а затем приступить к завершению.

Теперь перед вами стоит задача - добиться такого изображения, когда рисунок воспринимается целостным, т.е. в нем правильно определена контрастность, заметна каждая деталь, подчиненная целому.

На завершающем этапе рисования очень важно проследить тональные соотношения и освещенность черепа в целом и его частей по мере их удаления и приближения к источнику света. Уберите излишнюю яркость рефлексов, так как они «спорят» с полутонами, высветлите, «успокойте» возможную перетемненность глазных впадин и грушевидного отверстия, другие теневые места изображения. Все это очень заметно, если отойти от рисунка и посмотреть на него «прищуром» глаз.

Четкость проработки элементов рисунка черепа на переднем плане должна превосходить все остальное (рис. 52).

Подведение итогов проделанной работы связано с проверкой общего состояния рисунка. Общее состояние рисунка должно быть таким, чтобы в изображении все выглядело тождественным (как «одно и то же») тому зрительному образу, который возник во время наблюдения натуры с определенной точки зрения. Понять это можно, если вы посмотрите на какой-либо конкретный предмет в окружении других, но выделив из них именно этот. Остальные предметы хоть и подчинены зрительному центру, но воспринимаются здесь менее детально. Когда конкретный предмет выделен, а остальные обобщены, зрительные объекты, ставшие образными отражениями в изображении, тождественны.

Непременное условие каждого длительного рисунка с натуры - правильность тона изображаемого предмета, выделение более тщательной проработкой самого главного в изображении и обобщение всей формы.

Контрольные вопросы. Практическое задание

1. Из каких двух частей складывается череп головы человека?

2. Назовите внешние кости мозговой части черепа и дайте им краткое объяснение.

3. Как вы думаете, есть ли у черепа подвижные кости?

4. Что такое скулы и какую роль они играют как кости черепа?

5. Вспомните, какие швы соединяют кости?

6. Что такое альвеолярный отросток и к какой кости он относится?

7. Сколько отростков имеет верхнечелюстная кость? Назовите их.

8. Где находится в черепе сосцевидный отросток?

9. Где проходит лямбдовидный шов?

10. Какой кости принадлежит скуловой отросток?

11. Какое значение имеет практическое изучение черепа человека?

12. Выполните несколько набросков черепа с разных точек зрения.

Защитную и опорную функции. Он защищает от механических повреждений головной мозг, органы зрения, слуха, обоняния, служит опорой мягким частям головы и местом прикрепления мимических мышц.

Какие различают отделы в черепе

В различают два отдела: мозговой и лицевой. В мозговом отделе располагается головной мозг. Непарные лобные и затылочные кости и парные теменные и височные кости образуют верхнюю часть мозгового отдела – свод черепа.

Кости, образующие свод черепа, относятся к плоским костям и выполняют преимущественно защитную функцию.

Основание мозгового отдела черепа образовано клиновидной костью и пирамидными отростками височных . В пирамидных отростках находятся рецепторы слуха и вестибулярного аппарата.

Какие кости относятся к лицевому отделу черепа

К лицевому отделу относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые и носовые кости, решетчатая . В решетчатой кости, определяющей форму носовых полостей, расположен орган обоняния.

Все кости мозгового и лицевого отделов черепа, за исключением нижней челюсти, соединены между собой неподвижно. Они не могут перемещаться друг относительно друга, в то время как нижняя челюсть может двигаться вверх-вниз, влево-вправо и вперед-назад. Благодаря этому свойству человек способен членораздельно говорить и пережевывать пищу.

Химический состав костей черепа

Все кости состоят из органических и неорганических веществ: первые отвечают за упругость кости и ее способность изменять свою форму (быть гибкой), вторые – за ее прочность и твердость. Именно сочетание твердого, но хрупкого неорганического вещества и эластичного органического делает кость прочной и упругой одновременно.

С возрастом минерального вещества в костях становится больше, поэтому повышается их хрупкость и подверженность переломам. Детские кости ломаются редко, но они легче деформируются при неравномерной нагрузке на них.

Сколько костей в черепе

Череп человека состоит из 23 костей, не включая слуховые

Головы (картинка 4-7). Подразделяется на мозговой и лицевой (висцеральный) череп. В мозговом черепе имеется полость, внутри которой находится головной мозг.

Лицевой череп представляет собой остов лица, начальных отделов пищеварительной трубки и дыхательных путей. Оба отдела черепа состоят из отдельных костей, соединенных между собой неподвижно, за исключением нижней челюсти, соединенной посредством сустава подвижно с височными костями.

К мозговому черепу относятся лобная, две теменные, затылочная, клиновидная, две височные и частично решетчатая кости. В нем выделяют крышу, или свод, и основание черепа. В составе свода - плоские кости (теменные и лобная и чешуи затылочной и височных костей) с наружной и внутренней пластинками компактного вещества, между которыми находится губчатое костное вещество (диплоэ). Кости крыши черепа соединены швами. В нижней части мозгового черепа - основании черепа - находится большое (затылочное) отверстие, соединяющее полость черепа с позвоночным каналом, и отверстия для прохождения сосудов и нервов. Боковыми частями основания черепа служат пирамиды височных костей, содержащие соответствующие отделы органа и равновесия. Различают наружную и внутреннюю поверхности основания черепа. Внутренняя поверхность делится на переднюю, среднюю и заднюю черепные ямы, в которых располагаются различные отделы головного мозга. Центральную часть средней черепной ямы занимает турецкое седло, в котором лежит гипофиз (см.). На наружной поверхности основания черепа по сторонам от большого затылочного отверстия находятся два мыщелка затылочной кости, участвующие в образовании атлантозатылочного сустава.

Лицевой череп составляет передне-нижний отдел черепа. Большую часть его образуют верхняя и нижняя (см.). Верхняя челюсть является парной костью, внутри которой находится воздухоносная верхнечелюстная (гайморова) пазуха. Нижняя челюсть соединена с височными костями посредством височно-нижнечелюстных суставов. К лицевому черепу также относятся скуловые, носовые, слезные, небные кости, нижние носовые раковины, сошник и частично решетчатая кость. Они образуют стенки глазниц (см.), носовой полости (см. Нос) и твердое (см.). В носовую полость открываются воздухоносные пазухи клиновидной, лобной, верхнечелюстных костей и ячейки решетчатой кости (см. ). На боковой поверхности черепа находятся височная, подвисочная и крыло-небная ямки; последняя сообщается с полостью черепа, глазницей, носовой и ротовой полостями.


Череп человека. Рис. 4. Вид спереди. Рис. 5. Вид сбоку. Рис. 6. Внутренняя поверхность основания черепа. Рис. 7. Наружная поверхность основания черепа: 1 - лобная кость (os frontale); 2 - теменная кость (os parietale); 3 - клиновидная кость (os sphenoidale); 4 - слезная кость (os lacrimale); 5 - скуловая кость (os zygomaticum); 6 - верхняя челюсть (maxilla); 7 - нижняя челюсть (mandibula); 8 - сошник (vomer); 9 - нижняя носовая раковина (concha nasalis inf.); 10 - решетчатая кость (os ethmoidale); 11 - носовая кость (os nasale); 12 - височная кость (os temporale); 13 - затылочная кость (os occipitale); 14 - небная кость (os palatinum).

К моменту рождения процесс окостенения черепа еще не заканчивается, и у новорожденных в местах соединения костей крыши черепа сохраняются участки - роднички. Лицевой череп по сравнению с мозговым развит меньше, чем у взрослого. Старческий череп характеризуется частичной редукцией лицевого черепа в связи с выпадением зубов; кости его более тонки и хрупки, в области мозгового черепа нередко наблюдается зарастание швов. Женский череп несколько меньше по объему, бугры и шероховатости на нем выражены слабее, чем на мужском. Даже у лиц одного возраста и пола череп варьирует по форме, величине и соотношению мозгового и лицевого отделов. Выделяют долихоцефалические (длинноголовые), мезоцефалические (среднеголовые) и брахицефалические (короткоголовые) черепа в зависимости от соотношения длины и ширины черепа (длиннотно-широтный индекс в антропометрии).

Череп (cranium) - костный скелет головы. Череп (цветн. таблица) условно подразделяют на мозговой и лицевой отделы, которые состоят из костей, соединенных между собой неподвижно при помощи швов и синхондрозов, за исключением нижней челюсти, соединенной при помощи сустава подвижно.

Одним из основных отличий черепа ребенка от черепа взрослого является соотношение между величиной мозгового и лицевого отделов: в детском возрасте лицевой череп значительно меньше, чем у взрослого, с возрастом лицевая часть черепа увеличивается преимущественно в высоту. Особенностью черепа новорожденного являются участки перепончатого строения, получившие название родничков; наиболее крупный из них передний, или лобный, зарастает к 2 годам жизни ребенка. Женский череп несколько меньше мужского по размерам; кости тоньше и места прикрепления мышц менее выражены. В мозговом отделе различают крышу, основание и полость черепа, содержащую головной мозг. К костям мозгового отдела черепа относят следующие непарные кости - затылочную (os occipitale), лобную (os frontale), основную, или клиновидную , решетчатую (os ethmoidale); парные - теменную (os parietale) и височную (os temporale). К костям лицевого отдела относят: непарные кости - нижнюю челюсть (mandibula) сошник (vomer), подъязычную кость (os hyoideum) и парные - верхнечелюстную (maxilla), небную (os palatinum), скуловую (os zygomaticum), нижнюю носовую раковину (concha nasalis inf.), слезную (os lacrimale) и носовую (os nasale). Крыша черепа снаружи гладкая, ее внутренняя поверхность имеет ряд борозд - след прилегающих сосудов и венозных пазух твердой мозговой оболочки.

Внутреннее основание черепа разделяется на переднюю, среднюю и заднюю черепные ямы. Границей между передней и средней являются малые крылья (alae minores) клиновидной кости, между средней и задней - спинка турецкого седла (dorsum sellae) и верхний край каменистой части (margo superior partis petrosae) височной кости. Центральную часть передней ямы занимают продырявленная пластинка (lamina cribrosa) и петушиный гребень (crista galli) решетчатой кости. По обеим сторонам пластинки лежат глазничные части (partes orbitales) лобной кости, являющиеся крышей глазниц. Средняя черепная яма симметрично разделяется турецким седлом (sella turcica) на два углубления, дно каждого образуют большое крыло клиновидной кости (ala major), чешуя височной кости (squama temporalis) и передняя поверхность каменистой части (facies anterior partis petrosae). По сторонам тела клиновидной кости проходят борозды внутренних сонных артерий (sulcus caroticus). Кнаружи от борозд залегают три отверстия - остистое, овальное и круглое (foramen spinosum, foramen ovale, foramen rotundum). Между большим и малым крыльями образуется верхняя глазничная щель (fissura orbitalis sup.) и у корня малых крыльев - зрительный канал (canalis opticus), ведущий, как и щель, в полость глазницы. В центре дна задней ямы находится затылочное отверстие (foramen occipitale), у латерального края которого залегает канал подъязычного нерва (canalis п. hypoglossi), а кнаружи от него - яремное отверстие (foramen jugulare); кзади от последнего залегает борозда S-образной пазухи (sulcus sinus sigmoidei) - продолжение борозды поперечной пазухи. По сторонам от затылочного отверстия на наружной поверхности затылочной кости располагаются мыщелки (condyli occipitales), кнаружи от них выступают сосцевидные отростки (processus mastoidei), кпереди от последних - шиловидные отростки (processus styloidei). Между сосцевидным и шиловидным отростками находится шилососцевидное отверстие (foramen stylomastoideum), являющееся наружным отверстием канала лицевого нерва. Кзади от шиловидного отростка расположены яремное отверстие и яма (foramen et fossa jugulares), а кпереди от нее наружное отверстие сонного канала (canalis carotis). В области вершин каменистых частей расположены внутренние отверстия сонных каналов, кпереди от которых направлены книзу крыловидные отростки клиновидной кости (processus pterygoidei). Внутренние пластинки этих отростков ограничивают задние отверстия полости носа - хоаны.

Лицевой отдел черепа представляет собой костный остов начальных отделов пищеварительной и дыхательной систем. Кроме того, в нем залегают периферические отделы зрительного, обонятельного и вкусового анализаторов. Из костей лицевого отдела черепа наиболее крупными являются верхнечелюстные кости и нижняя челюсть. Первые принимают участие в образовании глазниц (orbitae), носовой полости (cavum nasi) и вместе с нижней челюстью - ротовой полости (cavum oris). В теле верхнечелюстной кости находится верхнечелюстная (гайморова) пазуха (sinus maxillaris), сообщающаяся со средним носовым ходом. Носовые кости и носовые вырезки верхнечелюстных костей (incisurae nasales) ограничивают грушевидное отверстие (apertura piriformis), ведущее в полость носа; небные отростки (processus palatini) вместе с горизонтальными пластинками (laminae horizontals) небных костей образуют твердое небо (palatum durum, osseum). Альвеолярные отростки (processus alveolares) верхней и нижней челюстей содержат зубные ячейки (alveolae dentales). В старческом возрасте в связи с выпадением зубов происходит сглаживание альвеолярных отростков, что ведет к некоторому уменьшению размеров лицевого отдела черепа.

Череп человека представляет собой костный каркас головы. Он служит вместилищем для головного мозга, органов чувств, начальных отделов дыхательной и пищеварительной систем, защищает их от повреждений. Также мозг сочленяется с позвоночным столбом, выполняя двигательную функцию.

Череп из 23 костей, а также дополнительно три пары слуховых косточек в полости среднего уха (молоточек, наковальня и стремя) и 32 зуба на верхней и нижней челюсти. В черепе выделяют мозговой череп и лицевой (висцеральный) череп. Мозговой отдел черепа значительно преобладает над лицевым.

Мозговой отдел черепа

Мозговой череп состоит из крыши (свода) черепа, который образован плоскими костями, и основанием, которое образовано смешанными костями. Также различают наружное и внутренне основание черепа.


Мозговой отдел черепа — вид спереди
Мозговой отдел черепа — вид сбоку
Мозговой отдел черепа — вид сзади

Мозговой череп образован восемью костями (две пары костей и четыре отдельные кости), которые образуют вместилище для головного мозга:

  • Пары костей мозгового черепа
    • Теменные кости – пара костей, образующих большую часть верхних и литеральных стенок черепа. Между собой теменные кости соединяются по средней линии, по сагиттальному шву. С лобной костью данные кости соединяются по венечному шву.
    • Височные кости – пара костей, расположенных ниже теменных. Височные кости имеют следующие отростки:
      • сосцевидный отросток представляется собой грубый выступ сзади и ниже шиловидного отростка, расположен сразу сзади ушной раковины;
      • шиловидный отросток (под сосцевидным отростком) – шиловидный выступ, к которому прикрепляются многие мышцы шеи;
      • скуловой отросток – тонкая костная перемычка, соединяется со скуловой костью сразу выше нижней челюсти.
  • Отдельные кости мозгового отдела черепа
    • Лобная кость образует лоб, костные выступы под бровями и верхнюю часть каждой глазной орбиты.
    • Затылочная кость является самой нижней частью черепа, образует основание и заднюю стенку черепа, соединяет теменные кости спереди лямбдовидного шва. В основании данной кости есть большое затылочное отверстие, через него проходит спинной мозг и соединяется с головным мозгом. На каждой стороне большого затылочного отверстия есть затылочные мыщелки, опирающиеся на первый позвонок позвоночного столба (атлант).
    • Клиновидная кость охватывает череп по ширине, является частью основания полости черепа, образует часть глазной орбиты и латеральную часть черепа. Клиновидная кость имеет форму бабочки.
    • Решетчатая кость расположена перед клиновидной костью, ниже лобной кости. Данная кость образует часть носовой перегородки, верхние и средние носовые раковины.

Лицевой (висцеральный) отдел черепа


Лицевой (висцеральный) отдел черепа — вид спереди
Лицевой (висцеральный) отдел черепа — вид сбоку

Лицевой скелет состоит из смешанных костей:

  • Парные кости
    • Носовые кости – две набольшие прямоугольные кости, образующие переносицу.
    • Скуловые кости (скулы) образуют большую часть боковых стенное глазных орбит.
    • Верхняя челюсть – две соединенные верхнечелюстные кости. Из костей верхней челюсти растут верхние зубы.
    • Слезная кость представляет собой небольшую парную кость четырехугольной формы, расположенную в переднем отделе медиальной стенки глазницы позади восходящей ветви верхней челюсти. Данная костью принимает участи в образовании внутренней стенки глазницы и наружной стенки носовой полости.
    • Небная кость изогнутаю под углом пластина, которая находится в заднем отделе носовой полости, образуя часть ее дна (твердое нёбо) и боковую стенку.
    • Нижняя носовая раковина представляет собой тонкую изогнутую костную пластинку и располагается в полости носа, являясь границей нижнего и среднего носовых холлов. Состоит нижняя носовая раковина из тела и трех отростков: слезный, верхнечелюстной и решетчатый.
  • Отдельные кости лицевого скелета
    • Нижняя челюсть является наиболее сильной костью лицевого скелета. Данная кость прикрепляется к височным костям двумя вертикальными дугами кости (ветви) по обе стороны лица, образуя единственный подвижный сустав в черепе. Горизонтальная часть нижней челюсти образует подбородок. Из костей нижней челюсти растут нижние зубы.
    • Сошник представляет собой пластинку трапециевидной формы и располагается в носовой полости, вместе с перпендикулярной пластинкой решетчатой кости образует костную перегородку носа.
    • Подъязычная кость – небольшая кость в форме подковы, которая расположена под мышцей языка. Данная кость состоит из тела, больших и малых рогов.

Соединения костей черепа

Нижняя челюсть соединяется подвижным височно-нижнечелюстным суставом, что делает возможным ее опускание и поднятие, смещение челюсти вправо и влево, движение вперед и назад. Все это используется при жевании и при разговоре. Нижняя челюсть является единственной подвижной костью черепа.

Все остальные кости черепа соединяются малоподвижными фиброзными соединениями (швами):

  • чешуйчатый шов образован на месте соединения чешуи височной кости и нижнего края теменной кости;
  • зубчатые швы:
    • венечный шов образуется на месте соединения теменных костей и лобной кости;
    • сагиттальный шов образуется на месте соединения двух теменных костей;
    • лямбдовидный шов образуется на месте соединения двух теменных костей и затылочной кости.

На пересечении венечного и сагиттального швов у детей образуется большое родничок, на пересечении сагиттального и лямбдовидного швов – малый родничок. Родничком называют место, в котором соединительная ткань еще не перешла в костную ткань.

Развитие черепа

В процессе формирования черепа часть костей проходит временные перепончатую стадию (у новорожденных можно увидеть остатки в виде родничков), хрящевую стадию (как и большинство костей скелета) и костную стадии.

У новорожденных детей мозговой отдел в восемь раз превосходит лицевой, челюсти являются недоразвитыми. Между костями мозгового отдела имеются перепончатые участки (роднички), которые обеспечивают небольшую подвижность костей при рождении ребенка и увеличение объема мозга. После рождения ребенка череп проходит три периода своего развития:

  • период роста в основном в высоту (до 7 лет);
  • период относительного покоя (7-14 лет);
  • период роста в основном лицевого черепа (14-20-25 лет).

Рисунки взяты с сайта http://sportmassag.ru.

В данной статье вы сможете узнать, что такое области головы, как устроена эта часть тела и почему она вообще появилась в ходе эволюции? Начинается статья с самого простого - основных сведений об организации.

Что понимается под скелетом головы или, проще говоря, черепом? Это совокупность множества костей парных или нет, губчатых или смешанных. Череп содержит всего два больших отдела:

  • мозговой (полость, в которой расположен головной мозг);
  • лицевой (именно здесь берут начало некоторые системы, такие как дыхательная или пищеварительная; помимо этого, здесь можно обнаружить большее количество органов чувств).

Что касается мозгового отдела, то стоит упомянуть, что и эта область подразделяется на две:

  • его основание.

Эволюция

Важно знать, что далеко не всегда у позвоночных была такая крупная голова. Окунемся немного в прошлое. Эта часть тела появилась у древних позвоночных в ходе слияния первых трех сегментов позвоночника. До этого явления наблюдалась одинаковая сегментация. Каждый позвонок имел свою пару первого позвонка отвечали за обоняние, второго - за зрение, третьего - за слух. Со временем нагрузка на эти нервы нарастала, требовалось перерабатывать информации все больше и больше, что привело к утолщению этих сегментов, отвечающих за данные органы чувств. Так они слились в головной мозг, а объединение позвонков образовало мозговую капсулу (подобие черепа). Обратите внимание, что голова даже современного человека до сих пор делится на сегменты, из которых она образовалась.

Каковы же средние размеры головы взрослого человека? Длина - 17-22 см, ширина - 14-16 см, высота - 12-16 см, окружность - 54-60 см. Длина головы, как правило, больше ширины, поэтому она не круглая, а эллипсовидная. Очень интересно и то, что цифры (длина, ширина и высота) не постоянны, они то увеличиваются, то уменьшаются. И все это зависит от расположения человека.

Головной мозг

Прежде, чем перейти к изучению областей головы, стоит сказать, что голова не просто так считается самой важной частью тела. Ведь именно здесь расположены:

  • головной мозг;
  • органы зрения;
  • органы слуха;
  • органы обоняния;
  • органы вкуса;
  • носоглотка;
  • язык;
  • жевательный аппарат.

Сейчас мы немного подробнее узнаем о головном мозге. Что это такое и как он устроен? Этот орган образован из нервных волокон. Нейроны (это клетки мозга) способны контролировать работу всего организма человека путем вырабатывания электрического импульса. Всего можно наблюдать двенадцать пар нервов, контролирующих работу органов. Сигналы, подаваемые головным мозгом, доходят до своего адресата через спинной мозг.

Мозг все время находится в жидкости, что предотвращает его контакт с черепной коробкой при движении головы. Вообще у нашего мозга довольно-таки хорошая защита:

  • твердая соединительная ткань;
  • мягкая соединительная ткань;
  • сосудистая оболочка;
  • ликвор.

Жидкость, в которой "плавает" наш головной мозг и называется ликвором. Давление данной жидкости на орган принято считать внутричерепным давлением.

Также немаловажно и то, что работа головного мозга и органов, расположенных на голове, требует больших энергетических затрат. По этой причине мы можем наблюдать интенсивное кровообращение в данной области. Это:

  1. Питание: сонная и позвоночная артерии.
  2. Отток: внутренняя и наружная яремные вены.

Так в состоянии покоя, голова потребляет порядка пятнадцати процентов всего объема крови организма.

Череп и мышцы

Скелет головы (череп) имеет не менее сложное строение. Основная его функция - защита головного мозга от механического повреждения и других внешних воздействий.

Вся черепная коробка человека образована 23 костями. Они все неподвижны за исключением одной - нижней челюсти. Как уже говорилось ранее, здесь можно выделить два отдела:

  • мозговой;
  • лицевой.

Кости, относящиеся к лицевому отделу (всего их 15), могут быть:

  • парными - верхняя челюсть, небная кость, слезная, нижняя носовая раковина;
  • непарными - нижняя челюсть, сошник, подъязычная.

Парные кости мозгового отдела:

  • теменная;
  • височная.

Непарные:

  • затылочная;
  • лобная;
  • клиновидная;
  • решетчатая.

Весь мозговой отдел суммарно состоит из восьми костей.

Шейный отдел, к которому крепится черепная коробка, позволяет голове двигаться. Движение обеспечивается мышцами шеи. Но на самой голове так же имеются мышечные волокна, которые отвечают за мимику, одно исключение - жевательные мышцы, которые считаются самыми сильными в данной области.

Области головы

Вся голова условно делится на 13 областей. Там также отличают парные и непарные. И так, к непарным областям относят шесть из них.

  1. Лобная область головы (на ней заострено внимание в следующем разделе статьи).
  2. Теменная (подробная информация будет представлена вашему вниманию далее).
  3. Затылочная (рассматривается подробнее в отдельном разделе статьи).
  4. Носовая, которая полностью соответствует контуру нашего носа.
  5. Ротовая, так же соответствует контуру рта.
  6. Подбородочная, которая отделена от ротовой при помощи подбородочно-губной борозды.

Теперь переходим к перечислению семи парных областей. Сюда относят:

  1. Щечная область, отделенная от носа и рта при помощи носогубной борозды.
  2. Околоушно-жевательная (контуры околоушной железы и мышцы, отвечающие за жевательный рефлекс).
  3. Височная область головы (контуры чешуи височной кости, находится ниже теменной области).
  4. Глазничная (контур глазниц).
  5. Подглазничная (ниже глазниц).
  6. Скуловая (контур скул).
  7. Сосцевидная (эту кость можно обнаружить за ушной раковиной, которая, как бы, ее укрывает).

Лобная область

Сейчас переходим к подробному рассмотрению лобной области головы. Границы переднего отдела - носолобный шов, надглазничные края, заднего - теменная область, бока - височная область. Данный отдел захватывает даже волосистую часть головы.

Что касается кровоснабжения, то оно осуществляется за счет следующих артерий:

  • надблоковая;
  • надглазничная.

Они отходят от глазной артерии, которая является ветвью сонной. В данной области наблюдается хорошо развитая венозная сеть. Все сосуды этой сети образуют следующие вены:

  • надблоковые;
  • надглазничную.

Последние, в свою очередь, частично вливаются в угловую, а затем в лицевую вены. А другая часть уходит в глазную.

Теперь коротко об иннервации в лобной области. Эти нервы являются ветвями глазного и имеют названия:

  • надблоковые;
  • надглазничный.

Как не сложно догадаться, они проходят с одноименными сосудами вместе. Двигательные нервы - ветви лицевого нерва, имеющие название - височные.

Теменная область

Данная область ограничена контурами костей темени. Вы ее можете представить, если проведете проекционные линии:

  • перед - венечный шов;
  • зад - ламбдовидный шов;
  • бока - височные линии.

Кровоснабжению способствуют артериальные сосуды, являющиеся отростками теменных ветвей височной артерии. Отток - теменная ветвь височной вены.

Иннервация:

  • перед - конечные ветки надглазничного нерва и лобного;
  • бока - ушно-весочный нерв;
  • зад - затылочный нерв.

Затылочная область

Затылочная область головы находится ниже теменной, а ограничивается задней областью шеи. Итак, границы:

  • верх и бока - лабдовидный шов;
  • низ - линия между вершинами сосцевидных отростков.

Кровоснабжению способствуют артерии:

  • затылочная;
  • задняя ушная.

Иннервация осуществляется следующими видами нервов:

  • подзатылочный (двигательный);
  • большой затылочный (чувствительный);
  • малый затылочный (чувствительный).

Нервная система

В статье коротко уже рассказано о некоторых областей головы человека. Из таблицы вы узнаете более подробную информацию. Всего на голове содержится 12 пар нервов, которые отвечают за ощущения, выделение слез и слюны, иннервацию мышц головы и так далее.

Нерв Краткое пояснение
Обонятельный Оказывает влияние на слизистую носа.
Зрительный Он представлен миллионом (примерно) мельчайших нервных волокон, которые являются аксонами нейронов сетчатки глаза.
Глазодвигательный Выступает в виде мышц, двигающих глазное яблоко.
Блоковый Занимается нервированием косой мышцы глаза.
Тройничный

Это самый важный нерв, расположенный на нашей голове. Он выполняет иннервацию:

  • кожи;
  • глазного яблока;
  • конъюнктивы;
  • твердой мозговой оболочки;
  • слизистой носа;
  • слизистой рта;
  • определенной области языка;
  • зубов;
  • десен.
Отводящий Иннервация прямой мышцы глаза.
Лицевой

Иннервация:

  • всех мимических мышц;
  • заднего брюшка двубрюшной мышцы;
  • шилоподъязычной мышцы.
Преддверно-улитковый Является проводником между рецепторами внутреннего уха и головным мозгом.
Языкоглоточный

Занимается иннервацией:

  • мышц глотки;
  • слизистой глотки;
  • миндалин;
  • слуховой трубы;
  • вкусовых волокон языка;
  • парасимпатических волокон околоушной железы.
Блуждающий

Обладает самой обширной областью иннервации. Занимается иннервацией:

  • чувствительности неба и глотки;
  • двигательной способности неба и глотки;
  • гортани;
  • вкусовых рецепторов, расположенных на корне языка;
  • кожи ушей.
Добавочный Двигательная иннервация глотки, гортани, грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышцы.
Подъязычный Благодаря наличию данного нерва, мы можем шевелить языком.

Кровеносная система

Изучая анатомию головы, нельзя пройти мимо такой сложной, но очень важной темы, как кровеносная система. Именно она обеспечивает кровообращение головы, благодаря чему человек может жить (есть, дышать, пить, общаться и так далее).

Для работы нашей головы, а точнее для головного мозга, необходимо очень много энергии, что требует постоянного притока крови. Уже говорилось, что даже в состоянии покоя, наш мозг потребляет пятнадцать процентов всего объема крови и двадцать пять процентов кислорода, который мы получаем при дыхании.

Какие артерии занимаются питанием нашего головного мозга? В основном это:

  • позвоночные;
  • сонные.

Так же должен происходить и ее отток от костей черепной коробки, мышц, мозга и так далее. Это происходит благодаря наличию вен:

  • внутренняя яремная;
  • наружная яремная.

Артерии

Как уже говорилось, питанием головы человека занимаются позвоночные и сонные артерии, которые представлены в виде пар. Сонная артерия при этом является основой данного процесса. Она делится на 2 ветки:

  • наружная (обогащает наружную часть головы);
  • внутренняя (проходит в саму полость черепа и разветвляется, обеспечивая приток крови к глазам и другим отделам мозга).

Приток крови к мышцам осуществляется наружной и внутренней сонной артерией. Порядка 30 % питания мозга осуществляется позвоночными артериями. Базилярная обеспечивает работу:

  • черепных нервов;
  • внутреннего уха;
  • продолговатого мозга;
  • шейный отдел спинного мозга;
  • мозжечок.

Кровоснабжение головного мозга варьируется в зависимости от состояния человека. Умственные или психофизиологические перегрузки повышают данный показатель на 50 %.

Вены

Рассматривая анатомию головы человека, тяжело пройти мимо очень важной темы - венозного строения данной части тела. Начнем с того, что такое венозные синусы. Это крупные вены, которые собирают кровь от следующих частей:

  • кости черепа;
  • мышцы головы;
  • мозговые оболочки;
  • мозг;
  • глазные яблоки;
  • внутреннее ухо.

Также можно встретить и другое их название, а именно - венозные коллекторы, которые располагаются между листами оболочки мозга. Выходя из черепной коробки, они переходят в яремную вену, идущую рядом с сонной артерией. Также можно отличить и наружную яремную вену, которая немного меньше и расположена в подкожной клетчатке. Именно здесь собирается кровь от:

  • глаз;
  • носа;
  • подбородка.

Если говорить обобщенно, то все, что выше перечислено именуется поверхностными образованиями головы и лица.

Мышцы

Если говорить предельно коротко, то все мышцы нашей головы можно разделить на несколько групп:

  • жевательные;
  • мимические;
  • свода черепа;
  • органов чувств;
  • верхней пищеварительной системы.

О выполняемых функциях можно догадаться и по их названиям. Например, жевательные делают возможным процесс пережевывания пищи, а вот мимические отвечают за мимику человека и так далее.

Очень важно знать, что абсолютно все мышцы, независимо от основного их предназначения, участвуют в речи.

Череп

Весь череп, образованный костями головы, делится на два отдела:

  • лицевой;
  • мозговой.

Первый находится между глазницами и подбородком, и образует начальные отделы некоторых систем организма (конкретнее - пищеварительной и дыхательной). Помимо этого, лицевой отдел является местом крепления некоторых групп мышц:

  • жевательных;
  • мимических.

Что расположено в данном отделе:

  • глазницы;
  • носовая полость;
  • ротовая полость;
  • барабанная полость.

Особое внимание стоит уделить скуловой кости, которая является местом крепления основной массы мышц лица. Она расположена ниже глазницы и выполняет важную функцию - защита глаза и носа от механического повреждения.

Важно отметить и челюсть, представленную верхней парной костью и нижней непарной. Нижняя челюсть является единственной подвижной костью, к которой прикреплены сильные жевательные мышцы.

Обратим внимание и на межчелюстную область, которую также называют глубоким отделом лица. Ограничения:

  • наружная часть - ветвь нижней челюсти;
  • внутренняя часть - бугор верхней челюсти;
  • верх - нижняя поверхность большого крыла клиновидной кости.

Коротко о мозговом отделе, который призван защищать мозг и другие структуры, которые с ним связаны. Образован отдел 8 костями, основными являются:

  • затылочная;
  • теменная;
  • лобная;
  • височная.

Важно отметить, что черепная коробка не сплошная, она имеет пазухи и отверстия, позволяющие проникнуть нервам и кровеносным сосудам к мозгу. В основании черепа головы человека расположено затылочное отверстие, соединяющее полость черепа и позвоночный канал.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии