Средства выражения синтаксических отношений в русском языке. Московский государственный университет печати

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Способы выражения отношений между словами в словосочетании и в предложении. Сюда относятся:

1) форма слова. При помощи окончания оформляется связь и выражаются отношения между компонентами словосочетания и между членами предложения. Составление плана, преданность долгу, увлечение музыкой, полезная книга, второе поколение, решить задачу, достойный награды;

2) служебные слова:

а) предлоги (вместе с формой с л о в а). Вагон для некурящих, поездка за город, книга с картинками, мечты о будущем;

б) союзы (только в предложении). Карандаш и перо, весной или летом;

3) порядок слов (только в предложен и и)„ Интересная книга (атрибутивные отношения) - книга интересная (предикативные отношения). Десять человек (выражение точного количества) - человек десять (выражение приблизительного количества).

Усталые дети вернулись (определение-прилагательное указывает на признак) - дети вернулись усталые (прилагательное указывает на состояние и составляет часть сказуемого);

4) интонация (только в предложении). Придешь домой, переоденешься (интонация перечисления указывает на отношения однородности). Придешь домой - переоденешься (интонация обусловленности указывает на временные отношения).

  • - учение о принципиально данной или принципиально отрицаемой возможности выражать душевную и духовную жизнь через недушевное...

    Философская энциклопедия

  • - то же самое, что и учение о выражении...

    Философская энциклопедия

  • - в науках, изучающих духовную жизнь народа, взгляд на культуру как на выражение психического склада людей...

    Философская энциклопедия

  • - в ходе исторического развития некоторые синтаксические структуры английского языка получили двойную функцию, причем нередко эти функции прямо противоположены друг другу, т.е. амбивалентны...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - Способы образования форм слова. Синтетический способ Выражение значений в самом слове. Сюда входят; а) аффиксация...

    Словарь лингвистических терминов

  • - 1) Одна из закономерностей, связанная с составлением логичного текста. Лингвистическое условие реализации логичности речи на уровне синтаксиса связного текста...
  • - 1) Один из видов речевых ошибок, нарушающих различные коммуникативные качества речи, в том числе, и логичность речи на уровне связного текста...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) аффиксация – прикрепление к корню служебных морфем: делать - сделать; 2) внутренняя флексия – чередование фонем в корне: избегал – избежал; 3) редупликация – повторение слога, корня или слова: белый - белый-белый...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Выделяют следующие типы синтаксических связей: 1) сочинительная связь между однородными членами словосочетания или предложения, где ни один из членов не зависит от другого; С.с. может быть союзной и бессоюзной...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) атрибутивные; 2) объектные; 3) обстоятельственные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Типы, выделяемые в зависимости от структуры, характера межфразовой связи и семантического типа текстового фрагмента: 1) статические ССЦ, носящие описательный характер, для них характерна параллельная связь,...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - без выраже́ния нареч. качеств.-обстоят. 1. Ничего не выражая. отт. перен. Монотонно. 2. Употребляется как несогласованное определение...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - невыразительно, монотонно, равнодушно,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 6 выбиравший слова говоривший осторожно, обдумывая каждое слово думавший, что говорить следивший за языком фильтровавший базар чесавший по теме...

    Словарь синонимов

  • - Типы, выделяемые в зависимости от структуры, характера межфразовой связи и семантического типа текстового фрагмента: 1) статические ССЦ, носящие описательный характер, для них характерна параллельная связь, наличие...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"способы выражения синтаксических отношений" в книгах

2. Концентрация и способы ее выражения

Из книги Физическая химия: конспект лекций автора Березовчук А В

2. Концентрация и способы ее выражения Концентрация – количество растворенного вещества, содержащееся в определенном количестве раствора или растворителя. При определении концентрации растворов используются различные методы аналитической химии: весовые, объемные, а

6.3. Основные средства и способы выражения грамматических значений

автора Гусева Тамара Ивановна

6.3. Основные средства и способы выражения грамматических значений Для выражения грамматических значений используют различные способы, которые служат грамматическими показателями. К основным способам относят флективный и аффиксальный.Флективный способ выражения

7.15. Сказуемое. Типы сказуемого и способы его выражения

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

7.15. Сказуемое. Типы сказуемого и способы его выражения Сказуемое – это главный член предложения, выражающий признак подлежащего и отвечающий на вопросы: что делает предмет? каков он? кто он такой? что он такое?Сказуемые делятся на глагольные и именные.Глагольным

Смайлики - способы выражения эмоций

Из книги Готовимся к пенсии: осваиваем Интернет автора Ахметзянова Валентина Александровна

Смайлики - способы выражения эмоций Разговаривая с собеседником в чате, не всегда бывает понятно, шутит он или говорит серьезно. Ведь за репликами не видишь человека. Поэтому в чатах весьма популярны так называемые смайлики (от англ. smile, улыбка) - комбинации некоторых

Правовые формы выражения и защиты реальных интересов участников коммерческих отношений

Из книги Избранные труды по гражданскому праву автора Басин Юрий Григорьевич

Правовые формы выражения и защиты реальных интересов участников коммерческих отношений Независимость и равенство участников гражданских правоотношений: баланс интересов Одним из основных принципов гражданского оборота является взаимная независимость его

4. Способы защиты административно-правовых отношений

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

4. Способы защиты административно-правовых отношений Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим

1.6. Способы выражения любви

Из книги Детская йога автора Бокатов Андрей Иванович

1.6. Способы выражения любви Росс Кэмпбелл предлагает следующую классификацию способов выражения любви к ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. К сожалению, многим родителям свойственно выражать свою любовь в основном одним (чаще

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЛЮБВИ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

автора Чепмен Гэри

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЛЮБВИ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Потребность ребенка в любви после того, как родители развелись, не уменьшается. Ему по–преж- нему нужна привязанность. Разница в том, что ребенок пережил серьезную травму и его уверенность в родительской любви поколеблена. Чтобы

Воспитание и способы выражения любви

Из книги Пять путей к сердцу ребенка автора Чепмен Гэри

Воспитание и способы выражения любви Для многих родителей дисциплина - это прежде всего наказания, но есть множество позитивных способов научить ребенка дисциплине. Приведите примеры за последнее время, когда вы воспользовались следующими формами воспитания и это

Обучение и способы выражения любви

Из книги Пять путей к сердцу ребенка автора Чепмен Гэри

Обучение и способы выражения любви Какой самый главный стимул вашего ребенка к учебе? Что мешает ему учиться? Основываясь на этом, как бы вы описали сильные и слабые стороны вашего ребенка, когда речь идет о процессе обучения? Какие факторы из жизни вашего ребенка

Другие способы выражения любви

Из книги Осмельтесь преуспеть автора Кэнфилд Джек

Другие способы выражения любви Существуют и другие не нуждающиеся в каких-либо пояснениях техники и приемы, позволяющие выразить любовь по отношению к окружающим. Например, нам никогда не следует забывать о необходимости:¦ устанавливать зрительный контакт с

Способы выражения презрения

Из книги Узнай лжеца по выражению лица автора Экман Пол

Способы выражения презрения Презрение проявляется на лице через изменение положения сомкнутых губ выражающего отвращение рта. На рис. 25 показаны три варианта выражения презрения. Джон демонстрирует асимметричный презрительный рот со слегка сжатыми губами и

Способы Выражения Принятия или Непринятия Человека в Свой Круг

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Способы Выражения Принятия или Непринятия Человека в Свой Круг Треугольная позиция как открытого, так и закрытого типа может использоваться для выражения принятия или непринятия человека в oвашу компанию.На рис. 138 показана треугольная позиция, при которой два человека

7. Более незрелые способы выражения гнева

Из книги Как справляться с гневом ребенка автора Кэмпбелл Росс

7. Более незрелые способы выражения гнева Хотя пассивная агрессия является самым плохим способом выражения гнева, но есть и другие его формы, которые могут стать причиной трагедии для человека и для его семьи.По мере того как человек взрослеет, способы его обращения с

13.4. Способы улучшения любовных отношений

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

13.4. Способы улучшения любовных отношений Любовь - это теорема, которую нужно каждый день доказывать. Продуктивный выход из всех тупиков семейной жизни только один - попытаться суметь сохранить любовь. Нужны осознанные, целенаправленные усилия, специальные меры, особая

Синтаксической связью называется любая формально-выраженная смысловая связь между лексическими единицами, соединившимися в процессе коммуникации. Выделяют 2 типа синтаксических связей: подчинительный и сочинительной .

Для сочинительной связи характерна равноправность элементов. Это проявляется в том что можно поменять слова местами и смысл высказывания не поменяется.

При сочинительной связи элементы однородны и как правило они не меняют свою грамматическую форму в отличии от подчинительной связи.

При подчинительной связи отношение между элементами неравноправные. Один элемент является главенствующим (определяемым), а другой элемент подчинённым, зависимый, определяющим. При подчинительной связи элементы либо вообще нельзя поменять местами, либо поменять и смысл высказывания изменится. Выражение синтаксических связей и функций с помощью 1.форм слова, т. е. морфологическим путем. Сюда входят:

1) согласование,

2) управление,

3) сочетание согласования и управления,

4) обозначение подчинительной связи в главенствующем слове. Например: пять столов. Числительное управляет существительным и в то же время согласуется с ним.

2.При помощи порядка слов. Порядок слов - это тенденция к закреплению опред. места в предложении за опред.членом предложения. В большинстве языков используется прямой порядок слов. В бессоюзном предложении условно на первое место всегда ставится глагол.

3.При помощи интонации. Интонационное примыкание создается паузой между поставленными рядом словами.

4. При помощи служебных слов (союзы, предлоги, частицы)

5. При помощи синтаксического основосложения. (например каменоломня)

Актуальное членение предложений и средства выражения новой информации.

Синтаксическое и смысловое членение предложений не всегда одинаковое. Смысловое членение предложения называется актуальным. Кроме определенной формально-синтаксической структуры каждое предложение (исключая однословные) характеризуется той или иной линейно-динамической структурой , воплощающей его так называемое актуальное членение . Сущность актуального членения состоит в том, что оно различает то, о чем делается сообщение и что сообщается. То, о чем делается сообщение называется термином данное(вещественное), то, что сообщается называется термином новое или актуальная информация. Основа коммуникации состоит из данного и нового. Актуальная информация передается последовательностью элементов и местом логического ударения. А также использованием грамматических и лексических средств, которые делят предложение на 2 взаимно-составные части: тему и рему.

Тема - это то, что нам известно.

Рема - это что-то новое, неизвестное. В простейших случаях тема может совпадать с подлежащим , а рема со сказуемым . Однако не редко отношение бывает обратным. Иногда, при общение тема может опускаться, и общий смысл от этого не пострадает. Рема не может быть опущена. Бывают случаи, когда рема состоит только из чего-то нового для собеседника: «Секретаря зовут Михаил Семенович»; Существуют предложения, в которых и тема и рема состоят из «нового» (обычно в начале речи), например «Жили-были дед и баба». В связном повествовании, в диалоге и т. д. рема предшествующего предложения обычно становится темой последующего. Такую последовательность разработал чешский языковед В. Матезиус. Он разработал основы теории актуального членения предложения, называл «объективным порядком», при котором «мы движемся от известного к неизвестному, что облегчает слушателю понимание произносимого». Существует и обратный порядок - «субъективный», когда рема выдвигается в начало, что придает ей особую значимость. В этом случае предложение всегда характеризуется особым интонационным контуром, специальным подчеркиванием ремы, а в плане содержания - большей эмоциональностью и экспрессивностью.

Актуальную информацию можно выразить:

1.Интонацией.

2. некоторыми лексическими элементами (усилительно-выделительные частицы, местоимения),

3. специальными синтаксическими конструкциями,

4 .артиклями,

5.залоговыми трансформациями (например, замена актива пассивом и наоборот)

Письмо и типы письма.

Письмом называют систему начертательных знаков, которые используются для фиксации языковой речи.

Письменность - это совокупность рукописных или печатных документов, выполненных при помощи того или иного письма.

Все начертательные знаки составляют инвентарь письма . Каждый знак может рассматриваться как некая абстрактная единица, повторяющаяся в разных текстах. Такая единица называется графема . Конкретные экземпляры графем в текстах называют графами . Обычно графемы имеют варианты, называемые аллографемами . Они могут отличаться друг от друга по начертанию.

Виды аллографем:

Стилистические (печатные и соответствующие рукописные буквы).

Факультативные (несколько видов написание одной и той же буквы).

Позиционные (написание графемы зависит от места положения).

Комбинаторные (например, в арабском письме, где многие буквы имеют до 4 вариантов, используемых в зависимости от наличия или отсутствия справа и слева определенных других букв).

Виды письма:

Пиктография -это передача информации с помощью рисунков. Передает более или менее полное содержание высказывания, но не передает его языковую структуру. Чем абстрактнее содержание, тем труднее его изобразить с помощью рисунка.

Идеография . Знаки такого письма называются идеограммами . Одним из видов идеограмм является логограммы (лексемограммы). Встречаются также морфемограммы , служащие обозначением морфем. Особое место занимают идеограммо-разделители (пробелы между словами, знаки препинания) и идеограммы-классификаторы , выделяющие какой либо класс значащих единиц(напр. прописная буква). Фразограммы - знаки соответствующие фразам (знаки запретов, дорожные знаки)

Фонография (современное письмо). Знаки этого письма называют фонограммы. Фонограммы обозначают звуковые единицы. Среди фонограмм могут быть выделены:

1) фонемограммы , соответствующие отдельным фонемам.

2) силлабограммы , соответствующие слогам или по крайней мере сочетаниям согласной и гласной фонем в рамках слога.

3) знаки для сочетаний фонем , не соотносимых с делением на слоги.

4) знаки для дифференциальных признаков фонем.

5) разного рода просодемограммы , например знаки ударения, применяемые в отдельных случаях в русском письме, знаки тонов в современном вьетнамском письме.

6) знаки удвоения

7) встречаются смешанные типы фонограмм (е [йа], ё[йо])

Алфавит. Графика.

Алфавит - это та часть инвентаря графем фонемографи-ческого письма, которая упорядочена в стандартной последовательности, в определенном «алфавитном порядке».

Сколько звуков в языке столько должно быть и букв, но так как письмо зарождалось исторически не в одном языке такого нет. В мире признаются 2 самых удобных алфавита: латинский и русский. Русский наиболее удобный.

Для передачи все звуков можно: 1. Снабдить букву добавочным знаком, 2. Сочетать буквы.

Буква ю до сих пор не узаконена.Буквы ц, ш, т,г, к,х обсалютно однозначны. Буквы ч, ж, щ, не обладают однозначностью.Буквы п, в,т, д, н, с, з, л обозначаются так твердыми и мягкими. Буквы е, ё, я,ю не однозначны.

Графика- это совокупность особых знаков,котрыми устная речь передается на письме. Правила графики это правила о звуков и букв. Если произношение буквы в слове не совпадают с произношением вне его, то она выступает в своем второстепенном значении. Употребление букв регулируется особыми правилами.

Орфография, ее принципы

Орфография- это система правил, определяющие способ передачи речи на письме. Там, где правила графики указывают на то или иное соответствие как на единственное в известных фонетических условиях, орфография ничего не добавляет к этим правилам. Но там, где правила графики указывают на наличие нескольких параллельных возможностей, не зависящих от различия в фонетических условиях, орфографическое правило обычно выбирает для каждой данной значащей единицы какую-то одну возможность и предписывает только ее, отбрасывая все остальные. Выделим пять орфографических принципов.

1.Фонетический принцип. фонетический принцип выражают формулой «как слышится, так и пишется»

2. морфологический принцип. Суть его состоит встремлении подчеркнуть единство морфемы, несколько сгладив на письме (в пределах допускаемых графикой) реальное варьирование ее экспонента. Чаще всего морфематический принцип проявляется в игнорировании, неотражении живых чередований фонем.

3. Грамматический принцип. Суть его состоит в стремлении обозначить единым письменным знаком граммему, т. е. член грамматической категории, распространить этот письменный знак и на формы, реальное звучание которых не дает для этого оснований.

4. Дифференцированный принцип. Он состоит в стремлении разграничить на письме лексические омонимы, закрепив за каждым из них разные написания.

5. Традиционный принцип. Это принцип сохранения написания, установившегося и ставшего привычным, но не отвечающего ни реальному произношению, ни морфологическим отношениям в современном языке.

Типы синтаксической связи и способы их выражения

Значительнее место в синтаксисе отводится типам синтаксической связи слов и способам формального выражения синтаксических функций.

Обычно говорят о двух важнейших типах синтаксической связи: о сочинении и о подчинении . Для сочинительной связи характерны равноправность элементов, что внешне выражается в возможности перестановки без изменения смысла: жена и я / я и жена . При сочинении связанные элементы однородны, функционально близки. Примеры: стол и стул / я или ты / строг, но справедлив . Подчинительная связь: ножка стола / подушка из пуха / пуховая подушка / читаю книгу . Здесь отношения неравноправные: один элемент является главенствующим (ножка, подушка, читаю), другой – подчиненным (… стола. …. из пуха, пуховая …., …. книгу ).

Среди способов формального выражения синтаксических связей принято выделять:

1)согласование; 2) управление; 3) примыкание; 4)союзное и бессоюзное сочинение; 5) союзное и бессоюзное подчинение;

Первый и второй способы пользуются морфологическими формами, третий – неморфологическими формами (порядок слов, интонация). Союзное сочинение и подчинение пользуются служебными словами (союзами). Бессоюзное сочинение и подчинение – порядком слов, интонацией.

Морфологический способ выражения синтаксических связей включает:

1) Согласование состоит в повторении одного, нескольких или всех граммем одного слова в другом, связанном с ним слове, например, согласование сказуемого с подлежащим в русском языке: я читаю / она поет / мы работаем (граммемы лица, числа). Согласование используется как средство выражения подчинительных связей между определением и определяемым, при этом граммемы определяемого повторяются в определяющем: новая книга, новую книгу, новые книги (род, число, падеж).

2) Управление состоит в том, что одно слово вызывает в связанном с ним другом слове появление определенных граммем, не повторяющих однако граммем первого слова. Управление широко используется как средство выражения подчинительной связи, например: в русском языке переходный глагол требует дополнения в винительном падеже: читаю книгу. Другие глаголы: радуюсь весне (дат. падеж); добиваюсь результатов (род. падеж).

Постановки зависимых от них слов в определенных падежах требуют также: 1) существительные: любитель балета (род. падеж); жажда знаний (род. падеж); 2) прилагательные: полный сил (род. падеж); довольный покупкой (тв. падеж); 3) наречия: наравне со мной (тв. падеж).

Неморфологический способ выражения синтаксических связей включает:

    Порядок слов

а) позиционное примыкание, то есть обозначение связи слов путем их простого соположения, постановки рядом, например:

1) Он громко спорил, долго не соглашался, но наконец уступил .

2) An English book – английская книга; a sweet smell – сладкий запах (примыкание прилагательного-определения к существительному).

2) Препозиция и постпозиция:

в русском языке постпозиция числительного в противопоставлении его препозиции служит выражению оттенка приблизительности:

два килограмма / килограмма два .

Во французском языке прилагательное употребляется в постпозиции – drapeau rouge , в русском языке – в препозиции: красный флаг .

В английском языке в сочетаниях типа stone wall – «каменная стена» существительное в препозиции к другому существительному выполняет функцию определения к нему и не отличается таким образом от прилагательного.

3) Тенденция к закреплению определенных мест в предложении за определенными членами предложения:

при совпадении (омонимии) именительного и винительного падежей у существительных, использованных в предложении в качестве подлежащего и дополнения:

    Мать любит дочь (Дочь любит мать?) .

    Весло задело платье .

    Бытие определяет сознание .

    Мотоцикл обгоняет грузовик .

В данных примерах только порядок следования слов заставляет понимать первое существительное как подлежащее, а второе – как прямое дополнение. В языках без падежной системы характерен фиксированный порядок слов:

англ. язык: The father loves the son / Отец любит сына;

франц. язык: Le père aime le fils / Отец любит сына .

Инверсия с сохранением смысла всего предложения невозможна.

4) Порядок слов может разграничивать типы предложений , например:

а) повествовательное предложение / общевопросительное предложение:

рус.: Ты хотел этого / Хотел ты этого ?; англ.: The house has a garden / Has the house a garden ?

При этом инверсия сопровождается вопросительной интонацией.

Интонация как средство выражения синтаксических связей занимает важное место в синтаксисе. Прежде всего интонация разграничивает типы предложений – вопросительное, побудительное, повествовательное. Интонация осуществляет актуальное членение предложения, обособление и логическое, или эмоциональное, выделение отдельных членов предложения. Примеры:

    Вчера я был в театре (завершающая, повествовательная интонация).

    Ты вчера был с ним в театре? (повышение тона на слове «был» - вопросительная интонация).

    Петров – отличный специалист! (выделительная, разделительная интонация, где основную роль играет пауза, создающая двучленность предложения); Вечно нахмуренная свекровь / портила ей настроение (интонационное примыкание).

Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц

Для построения синтаксических единиц употребляются лексические, фонетические, морфологические, синтаксические средства. Они служат также и для оформления синтаксических связей и отношений.

Морфологические средства – это словоформы и их элементы, окончания и предлоги. Основной функцией окончания является выражение син­таксических связей и отношений между словоформами в составе сло­восочетаний и предложений. Особенно важна роль окончаний при оформлении под­чинительной связи: при согласовании и управлении:

Читал книгу – оконч в. п. – связь подчинительная.

В состав словоформ входят предлоги, которые дополняют, усили­вают, кон­кретизируют семантику словоформ, в состав которых входят: у дома около дома, напротив дома, позади дома, мимо дома, вокруг дома, вдоль дома и т. д.

Важную роль в построении синтаксических конструкций играют лексические средства языка, которые получили название типизи­рованные. К ним относятся местоименные слова: вопроситель­ные и относительные (кто, что, который, где, куда и т. д.), указатель­ные (это, тот, такой и др. в разных формах; там, туда, поэтому и под.); лексико-семантические группировки слов других знаменатель­ных частей речи (они могут быть объединены тематически, а также си­нонимическими или антонимическими связями). Так, вопросительные местоименные слова являются одним из средств оформления вопроси­тельных предложений, лексико-грамматическая группа безличных гла­голов (светает, морозит и под.) образует структурный центр односос­тавных безличных предложений; тематическая группа глаголов со значением речи (говорить, сказать и под.) – компонент предложений с прямой речью и т. д. Например, глаголы речи, мысли – сказал, что – это сигнал к изъяснительной конструкции; группа слов категории состояния, например, составляет группу безличных предложений.

Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоцио­нально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является интонация, составные элементы которой – мелодика речи (повыше­ние и понижение голоса при произнесении предложений), ритм, темп и тембр речи, а также логическое ударение, выделяющее в предложе­нии информативный центр.

Интонация включается в число существенных признаков предло­жения, так как она является одним из показателей завершенности, целостности предложения в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отно­шения между членами предложений и т. д. Интонация очень важна и при выражении речевого смысла предложения: она может положитель­ную оценку превратить в отрицательную и т. д. Интонационная харак­теристика синтаксических единиц в письменной речи (в языке худо­жественной литературы) часто дается с помощью лексико-семантических групп слов, выполняющих функции обстоятельств образа дейст­вия, при глаголах речи: с упреком, с укором...; сердито, радостно...; быстро, медленно...; тихо, громко...; с ударением на... и т. п.

Синтаксические средства:

1) служебные слова;

2) порядок слов.

I. Союзы , связывая между собой однородные члены предложения, части сложных предложений и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические значения. Например, подчи­нительные союзы когда, прежде чем, после того как и др. выражают значение времени, потому что, так как, ибо и др. – значение причи­ны, так что – значение следствия.

Частицы и их сочетания могут образовывать:

а) нечленимые пред­ложения (Да. Нет. А как же! Ну и что же! Еще бы! и т. д.),

б) выступать как семантические конкретизаторы, самостоятельно вы­полнять функции средств связи синтаксических единиц, выделять смысловой центр высказываний и т. д.: Вот все , что перед собой вижу.

II. Для строения синтаксических единиц очень важен порядок их компонентов, который определяется семантическими и структурными факторами. Порядок слов в предложении выполняет следующие функции:

а) коммуникативную – выделяет важное сообщение;

б) грамматическую – разграничивает гл. и второстеп. члены предложения: Жизнь – это гармония. Гармония – это жизнь.

в) собственно-смысловую функцию – изменение оттенков смысла: Человек тридцать мальчиков и девочек сидели в классе. – выражается приблизительное число.

г) стилистическую функцию: Беру желтеющие пряди.

Для выражения синтаксических связей язык располагает разнообразными средствами, различными на уровне связей в словосочетании и простом предложении и на уровне связей в сложном предложении.

1. Словоформы как минимальные элементы синтаксических построений своими лексико-грамматическими свойствами обслуживают смысловую сторону синтаксических построений, а элементами словоформ, имеющими синтаксическое значение, являются окончания и предлоги.

2. Основной функцией окончания является выражение синтаксических связей и отношений между словоформами в составе словосочетаний и предложений. Поэтому окончание называют служебной морфемой. Особенно важна роль окончаний при оформлении подчинительной связи: при согласовании и управлении.

3. В состав словоформ входят предлоги, дополняющие и усиливающие служебную роль окончаний. Предлоги служат для выражения синтаксических связей форм косвенных падежей имен существительных: верить в победу, войти в дом, наедине с собой.

4. Синтаксические связи на уровне связи в сложном предложении, а также некоторые виды связи между формами слов в словосочетании и простом предложении выражают союзы, а также их функциональные заместители из других разрядов слов, в частности относительные местоимения (союзные слова).

Союзы, связывая между собой однородные члены предложения, части сложных предложений и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические значения. Например, подчинительные союзы когда, прежде чем, после того как и др. выражают значение времени, потому что, так как, ибо и др. – значение причины, так что – значение следствия.

Менее яркими сигнализаторами грамматических значений являются сочинительные союзы, но и они выражают смысловые отношения между сочиняемыми компонентами.

5. Частицы и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения (Да. Нет. А как же! Ну и что же! Еще бы! И т. д.), оформлять синтаксические значения предложений, членов предложения, выступать как семантические конкретизаторы, самостоятельно выполнять функции средств связи синтаксических единиц, выделять смысловой центр высказываний и т. д.

6. Важную роль в построении синтаксических конструкций играют лексические средства языка, которые получили название типизированных. К ним относятся местоименные слова: вопросительные и относительные (кто, что, который, где, куда и т. д.), указательные (это, тот, такой и др. в разных формах; там, туда, поэтому и под.); лексико-семантические группировки слов других знаменательных частей речи (они могут быть объединены тематически, а также синонимическими или антонимическими связями и т. д.).

Типизированные лексические средства принимают участие в образовании (построении) простых предложений. Так, вопросительные местоименные слова являются одним из средств оформления вопросительных предложений, лексико-грамматическая группа безличных глаголов (светает, морозит ) образует структурный центр односоставных безличных предложений; тематическая группа глаголов со значением речи (говорить, сказать ) – компонент предложений с прямой речью.

7. Для строения синтаксических единиц очень важен порядок слов, который определяется семантическими и структурными факторами. В немецком языке порядок компонентов синтаксических единиц имеет прямой тип, в русском же языке есть два типа порядка слов: прямой (фиксированный) и инверсированный (свободный). При прямом порядке каждый компонент синтаксических построений занимает определенное место, при свободном – компоненты могут изменять свое место.

8. Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является интонация, составные элементы которой – мелодика речи (повышение и понижение голоса при произнесении предложений), ритм, темп и тембр речи, а также логическое ударение, выделяющее и в предложении информативный центр.

Интонационные средства делят синтаксические конструкции звучащей речи на синтагмы обычно в соответствии с синтаксическими связями. Иногда такое деление становится единственным показателем связи.

Интонация является одним из показателей завершенности, целостности предложения в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения.

Виды синтаксических связей.

Основные виды синтаксической связи – сочинение и подчинение. При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении – синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой – как зависимый. Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, а также части сложноподчиненных предложений.

Виды синтаксической связи в словосочетании.

Подчинительная синтаксическая связь на уровне словосочетания носит субординативный характер. Субординативная связь – это связь прямая и односторонне направленная, связь подчиняющего и подчиненного. Такая связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием.

1. Согласование – это вид подчинительной связи, при котором формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа слова подчиняющего. В согласовании всегда устанавливаются определенные отношения.

Согласование может быть полным и неполным. Полное согласование – это связь, при котором влияние главного компонента на зависимый распространяется на все их одноименные грамматические формы. Пример: зеленая трава, маленький мальчик, деревянное изделие (согласование в роде, числе и падеже). Неполное согласование – это такая связь, при которой при которой зависимый компонент соотносится с главным не во всех одноименных формах.

Есть два случая неполного согласования. Первый случай – отсутствие соотнесенности в падеже (при уподоблении зависимого компонента главному в числе и роде). В предложении Аня не могла есть и вставала из-за стола голодной (Чехов) словоформа голодной зависит от словоформы вставала , что выражается формой падежа, и от словоформы Аня , что выражается соотнесенностью форм числа и рода.

Второй случай – отсутствие уподобления в роде. Это наблюдается в сочетаниях прилагательных с существительными мужского рода, называющими профессии или должности, когда такие существительные употребляются применительно к женщинам: наша врач, новая секретарь.

2. Управление – это такой вид подчинительной связи, при котором подчиненное слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматических возможностей господствующего слова и выражаемого им значения. При управлении устанавливаются отношения объектные (писать письмо ), субъектные (приезд брата ), комплетивные (ножка стула ). Словосочетания, построенные по типу управления, выражают соотношение с предметом. В качестве управляемого слова всегда бывает существительное или его эквивалент: подошел к соседу, подошел к отъезжающему . В качестве господствующего слова при управлении может выступать глагол, имя и наречие; по этому признаку различается управление приглагольное – купить книгу , приименное – стакан молока , принаречное – наедине с братом . В зависимости от наличия или отсутствия предлога в управляемой форме может быть управление предложное – любовь к родине и беспредложное – послать письмо .

Управление может быть сильным и слабым. Сильное управление – это такая зависимость существительного или предлога с существительным от глагола, при которой между данным падежом или данным предлогом с данным падежом, с одной стороны, и словарной или грамматической стороной глагола, с другой стороны, есть необходимая связь. Такой связи требуют переходные глаголы, а также некоторые существительные, прилагательные, числительные, например: послать письмо, девять дней, верен долгу .

Слабое управление определяется как связь не необходимая, то есть такая, при которой зависимый косвенный падеж не является обязательным и не предсказывается словарными (лексическими) или грамматическими свойствами управляющего слова. Сравним: поливать цветы – сильное управление, поливать из лейки – слабое управление.

3. Примыкание – это такой вид подчинительной связи, при котором подчиненное слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает лексически. В словосочетаниях со связью примыкания выражаются обстоятельственные и реже атрибутивные отношения.

Примыкание неоднородно и по грамматическим свойствам зависимой формы. На этом основании выделяются следующие виды примыкания: примыкание инфинитива, примыкание деепричастия, примыкание наречия, примыкание неизменяемого прилагательного, примыкание несогласуемой формы существительного.

Виды синтаксической связи в предложении.

Виды синтаксической связи в предложении, сравнительно с видами синтаксической связи в словосочетании, значительно шире и разнообразнее.

1. Присловная связь. Присловная придаточная часть представляет собой обязательный или необязательный распространитель опорного слова, как правило, находящийся в альтернативной позиции с аналогичным распространителем – формой слова.

Характер присловной придаточной части определяется свойствами опорного слова. При образовании сложноподчиненных предложений с присловными придаточными существенными являются следующие свойства опорных слов: 1) принадлежность к определенному грамматическому классу – части речи, обладающей способностью распространяться придаточной частью определенного строения, и 2) принадлежность к определенному лексическому классу – семантической группе, также характеризующейся способностью распространяться придаточной частью определенного строения. Сравним: Мысль, которую высказал собеседник, увлекла меня; Мысль, что мы завтра уезжаем, увлекла меня . В первом предложении характер распространения опорного слова мысль определяется тем, что оно существительное, именно поэтому оно способно присоединять к себе присубстантивную придаточную часть; во втором – тем, что оно входит в семантико-синтаксическую группу слов, выступающих в качестве опорных в изъяснительных предложениях.

Средствами выражения присловной подчинительной связи служат асемантичные союзы и союзные слова, то есть такие средства, союзная роль которых состоит в выражении зависимости от опорного слова.

2. Детерминантная связь. Связь детерминанта, второстепенного члена предложения, выраженного словоформой, связанной не со словом, а со всем предложением. Эта отнесенность к предложению обозначается порядком слов: детерминант располагается в начале предложения. Например: В юности все люди – мечтатели , В этой стране говорят на испанском языке.

3. Корреляционная связь. В основе этой связи лежит совпадение элементов смысловой организации предикативных единиц, объединяемых в сложное предложение, поэтому в выражении этой связи всегда участвуют анафорические элементы. Анафорические элементы главной части – это соотносительные слова (указательные местоимения и их заместители), содержание которых соотнесено с содержанием придаточной части и с которыми взаимодействуют, выражая данный тип связи, союзные слова и те союзы, которые используются при данном типе связи (что, чтобы ).

4. Тяготение – это такая связь, при которой именная часть сказуемого соотносится с подлежащим через посредство третьего компонента. Например: Он считался героем.

5. Сочинительная связь. Словоформы могут занимать в предложении одинаковые синтаксические позиции, то есть выстраиваться в однородные ряды.

6. Предикативная связь – это связь словоформ, представляющих компоненты, которые находятся в предикативном отношении, то есть подлежащее и сказуемое. Особенность этой связи состоит в том, что два компонента (подлежащее и сказуемое) взаимно друг друга определяют и подчиняют. Например: Ветер стих, Буря стихла, Голоса стихли. С одной стороны, здесь проявляется согласование формы сказуемого с формой подлежащего в числе и роде. С другой стороны, сказуемое определяет форму подлежащего – только именительный падеж. Частная разновидность предикативной связи – так называемая координация (термин В.В. Виноградова), это связь между подлежащим – личным местоимением в форме 1 и 2 лица и сказуемым – глаголом в соответствующей форме: Я читаю, Ты читаешь. В этом случае нельзя установить, что от чего зависит, так как и личное местоимение, и глагол имеют самостоятельную форму лица.

Связь синтаксиса с другими уровнями языка.

В современных исследованиях язык рассматривается как система систем, в которых выделяются подсистемы (ярусы, уровни). Низшим ярусом (уровнем) считается фонология, высшим – синтаксис.

Рассмотрим эту связь синтаксиса с другими уровнями языка исходя из иерархии языковых уровней: фонетика, словообразование, лексика, морфология.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии