Синдром повышенной тревожности у взрослых лечение. Тревожность: почему она возникает и как ее преодолеть? Особенности тревожных расстройств у детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тревожность - это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. С одной стороны, эмоции тревожного ряда являются симптомами стресса. С другой стороны, исходный уровень тревожности определяет индивидуальную чувствительность к стрессу.

Тревога - беспочвенное неопределенное волнение, предчувствие опасности, грозящей катастрофы с ощущением внутреннего напряжения, боязливого ожидания; может осознаваться как беспредметное беспокойство.

Повышенная тревожность

Повышенная тревожность как личностная характеристика часто формируется у людей, которым родители часто что-либо запрещали и пугали последствиями, такой человек мог длительные промежутки времени находиться в состоянии внутреннего конфликта. Например, ребенок в возбуждении предвкушает приключение, а родитель ему: «это – нельзя», «надо так-то», «то-то – опасно». И тогда радость от предстоящей поездки в поход заглушается звучащими в голове запретами и ограничениями, а на выходе мы получаем тревожное состояние.

Такую схему человек переносит во взрослую жизнь, и вот она – повышенная тревожность. Привычка обо всем тревожиться может наследоваться, человек повторяет паттерны поведения беспокойной, обо всем переживающей матери или бабушки и получает «в наследство» соответствующую картину мира. В ней он предстает неудачником, на голову которого непременно должны упасть все возможные кирпичи, а по-другому и быть не может. Такие мысли всегда связаны с сильной неуверенностью в себе, которая начала формироваться еще в родительской семье.

Такого ребенка, скорее всего, отгораживали от деятельности, делали многое за него и не давали получить какой-либо опыт, особенно негативный. Как следствие - формируется инфантильность, постоянно присутствует страх перед ошибкой.

Во взрослой жизни люди редко осознают эту модель, но она продолжает работать и влиять на их жизнь - страх ошибки, неверие в свои силы и способности, недоверие миру порождают постоянное чувство тревоги. Такой человек будет стремиться все контролировать в своей жизни и жизни близких, ведь его воспитали в атмосфере недоверия миру.

Такие установки, как: «мир небезопасен», «постоянно нужно ждать подвоха откуда угодно и от кого угодно» - являлись в его родительской семье определяющими. Это может быть связано с семейной историей, когда родители получали аналогичные послания от своих родителей, переживших, например, войну, предательство, много лишений. И вроде, сейчас уже все хорошо, а память о тяжелых событиях сохраняется на несколько поколений.

В отношении других тревожный человек не верит в их способность сделать что-то самостоятельно хорошо именно потому, что его самого всю жизнь били по рукам и убеждали, что сам он ничего не может. Сформированная в детстве выученная беспомощность проецируется и на других. «Сколько ни старайся, все равно без толку» И тогда - «и на меня кирпич, конечно же, упадет, и мой близкий этого не избежит»

Человек, воспитанный в такой картине мира, постоянно находится в рамках долженствования - ему когда-то внушили, каким он должен быть и что делать, какими должны быть другие люди, иначе его жизнь не будет в безопасности, если все будет идти не «так, как должно». Человек загоняет себя в ловушку: ведь в реальной жизни не может (да и не должно!) все соответствовать когда-то усвоенным представлениями, невозможно все держать под контролем, и человек, чувствуя, что «не справляется», производит все больше тревожных мыслей.

Также на формирование личности, склонной к тревожности, имеют прямое влияние стрессы, психотравмы, ситуация небезопасности, в которой человек находился долгое время, например, физические наказания, отсутствие эмоционального контакта с близкими. Все это формирует недоверие к миру, желание все контролировать, обо всем тревожиться и мыслить негативно.

Повышенная тревожность не дает жить здесь и сейчас, человек постоянно избегает настоящего, находясь в сожалениях, опасениях, беспокойстве о прошлом и будущем. Что можно сделать для себя, помимо работы с психологом, как справиться с тревогой самому, хотя бы в первом приближении?

Причины тревожности

Как и стресс в целом, состояние тревоги не может быть названо однозначно плохим или хорошим. Тревога и беспокойство представляют собой неотъемлемые компоненты нормальной жизни. Иногда тревога является естественной, адекватной, полезной. Каждый человек чувствует тревогу, беспокойство или напряжение в определенных ситуациях, особенно, если он должен сделать что-то необычное или подготовиться к этому. Например, выступление перед аудиторией с речью или сдача экзамена. Человек может испытывать беспокойство, идя по неосвещенной улице ночью или когда он заблудился в чужом городе. Этот вид тревоги нормален и даже полезен, так как побуждает подготовить выступление, изучить материал перед экзаменом, задуматься о том, действительно ли нужно выходить на улицу ночью в полном одиночестве.

В других случаях тревога является неестественной, патологической, неадекватной, вредной. Она становится хронической, постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин. Тогда тревога не только не помогает человеку, но, наоборот, начинает мешать ему в его повседневной деятельности. Тревога действует двояко. Во-первых, она оказывает влияние на психическое состояние, заставляя нас переживать, снижает способность к концентрации внимания, иногда вызывает нарушения сна. Во-вторых, она оказывает эффект и на общее физическое состояние, являясь причиной таких физиологических нарушений, как учащённый пульс, головокружение, дрожь, расстройства пищеварения, потливость, гипервентиляцию лёгких и др. Тревога становится болезнью, когда сила испытываемого беспокойства не соответствует ситуации. Это повышенное беспокойство выделяется в отдельную группу заболеваний, известных как патологические тревожные состояния. Такими заболеваниями в той или иной форме хоть раз в жизни страдают не менее 10% людей.

Расстройства на фоне посттравматического стресса обычны среди ветеранов войн, но страдать ими может любой человек, переживший события, выходящие за рамки обычной жизни. Часто в снах такие события переживаются вновь. Генерализованные расстройства на основе тревожного состояния: в этом случае человек ощущает постоянное чувство тревоги. Часто это становится причиной загадочных физикальных симптомов. Иногда врачи долго не могут разобраться в причинах того или иного заболевания, назначают множество анализов для обнаружения болезней сердца, нервной и пищеварительной систем, хотя на самом деле причина таится в психических нарушениях. Расстройство адаптации. Состояние субъективного дистресса и эмоционального беспокойства, препятствующее нормальной деятельности и возникающее во время адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому событию.

Типы тревожности

Паника

Паника представляет собой неожиданные, периодически повторяющиеся приступы сильного страха и тревоги, часто совершенно беспричинные. Это может сочетаться с агорафобией, когда больной избегает открытых пространств, людей, боясь впасть в панику.

Фобии

Фобии это нелогичные страхи. В эту группу расстройств входят социальные фобии, при которых больной избегает появляться на людях, говорить с людьми, питаться в ресторанах, и простые фобии, когда человек боится змей, пауков, высоты и др.

Навязчивые маниакальные расстройства

Навязчивые маниакальные расстройства - состояние, когда у человека периодически возникают однотипные идеи, мысли и желания. Например, он постоянно моет руки, проверяет, выключено ли электричество, заперты ли двери и др.

Расстройства на фоне посттравматического стресса

Расстройства на фоне посттравматического стресса обычны среди ветеранов войн, но страдать ими может любой человек, переживший события, выходящие за рамки обычной жизни. Часто в снах такие события переживаются вновь.

Генерализованные расстройства на основе тревожного состояния

В этом случае человек ощущает постоянное чувство тревоги. Часто это становится причиной загадочных физикальных симптомов. Иногда врачи долго не могут разобраться в причинах того или иного заболевания, назначают множество анализов для обнаружения болезней сердца, нервной и пищеварительной систем, хотя на самом деле причина таится в психических нарушениях.

Симптомы тревожности

Люди с тревожными расстройствами имеют различные физические симптомы, в дополнение к нефизическим симптомам, которые характеризуют данный тип расстройств: чрезмерная, ненормальная тревожность. Многие из этих симптомов аналогичны тем, которые представлены у лиц, страдающих такими заболеваниями, как: инфаркт миокарда или инсульт, и это ведет к дальнейшему возрастанию тревожности. Ниже приводится список физических симптомов, связанных с тревожностью и беспокойством:

  • дрожь;
  • несварение желудка;
  • тошнота;
  • понос;
  • головная боль;
  • боли в спине;
  • учащенное сердцебиение;
  • онемение или "мурашки" в руках, кистях или ногах;
  • потоотделение;
  • гиперемия;
  • беспокойство;
  • легкая усталость;
  • трудности с концентрацией;
  • раздражительность;
  • мышечное напряжение;
  • частое мочеиспускание;
  • трудности с засыпанием или сон;
  • легко наступающая испуганность.

Лечение тревожности

Тревожные расстройства можно эффективно лечить рациональным убеждением, лекарствами или тем и другим. Поддерживающая психотерапия может помочь человеку разобраться в психологических факторах, которые провоцируют тревожные расстройства, а также научить постепенно с ними справляться. Проявления тревоги иногда уменьшаются с помощью релаксации, биологической обратной связи и медитации. Имеется несколько видов лекарств, позволяющих некоторым больным избавиться от таких мучительных явлений, как чрезмерная суетливость, мышечное напряжение или неспособность уснуть. Приём этих лекарств безопасен и эффективен, если Вы следуете указаниям своего врача. При этом прием алкоголя, кофеина, а также курение сигарет, что может усилить тревогу следует избегать. Если Вы принимаете лекарства по поводу тревожного расстройства, то обратитесь сначала к своему врачу, прежде чем начать употреблять алкогольные напитки или принимать какие бы то ни было иные лекарства.

Не все методы и схемы лечения одинаково хорошо подходят всем больным. Вам и Вашему врачу следует вместе решить, какое сочетание методов лечения лучше всего подойдёт именно для вас. Принимая решение о необходимости лечения, следует иметь в виду, что в большинстве случаев тревожное расстройство не проходит самостоятельно, а трансформируется в хронические заболевания внутренних органов, депрессию или принимает тяжелую генерализованную форму. Язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь, синдром раздраженного кишечника и многие другие заболевания нередко являются следствием запущенного тревожного расстройства. Основу терапии тревожных расстройств составляет психотерапия. Она позволяет выявить истинную причину развития тревожного расстройства, обучить человека способам расслабления и контроля над собственным состоянием.

Специальные методики позволяют снизить чувствительность к провоцирующим факторам. Эффективность лечения во многом зависит от желания больного исправить ситуацию и времени, прошедшего от появления симптомов до начала терапии. Медикаментозное лечение тревожных расстройств включает в себя применение антидепрессантов, транквилизаторов, адреноблокаторов. Бетта-адреноблокаторы применяются для снятия вегетативных симптомов (сердцебиение, повышение артериального давления). Транквилизаторы уменьшают выраженность тревоги, страха, способствуют нормализации сна, снятию мышечного напряжения. Минусом транквилизаторов является способность вызывать привыкание, зависимость и синдром отмены, поэтому их назначают только по строгим показаниям и коротким курсом. Недопустим прием алкоголя на фоне лечения транквилизаторами – возможна остановка дыхания.

С осторожностью следует принимать транквилизаторы при работе, требующей повышенного внимания и сосредоточения: водители, диспетчеры и т.д. В большинстве случаев при лечении тревожных расстройств предпочтение отдается антидепрессантам, которые можно назначать длительным курсом, так как они не вызывают привыкания и зависимости. Особенностью препаратов является постепенное развитие эффекта (в течение нескольких дней и даже недель), связанное с механизмом их действия. Важным результатом в лечении является ослабление тревоги. Кроме того, антидепрессанты повышают порог болевой чувствительности (применяются при хронических болевых синдромах), способствуют снятию вегетативных расстройств.

Вопросы и ответы по теме "Тревожность"

Вопрос: У моего ребенка (14 лет) постоянная тревога. Описать свою тревожность не может, просто постоянное волнение без причины. Какому врачу ее можно показать? Спасибо.

Ответ: Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют "возрастом тревог". Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. Помочь разобраться в причинах поможет психолог или психотерапевт.

Иногда чувство тревожности перестает быть разумным и буквально берет нас в плен. И тогда мы переживаем обо всем: начиная от вероятности внезапной простуды ребенка до начала глобального потепления... сайт - о том, как избавиться от нехороших мыслей и прогнать чувство постоянной тревоги.

"Здравствуйте. Прошу Вас о помощи. Я нахожусь практически в постоянной тревоге за свою девятилетнюю дочь. Я очень боюсь, что с ней вдруг что-нибудь случится.

Чувство тревоги возникает спонтанно в особенно счастливые моменты. Или после прочтения очередных ужасных новостей в интернете (убили, зарезали, подожгли и т. д.). Насилие и агрессия - основные темы СМИ.

Зная, что мысли материальны, я просто схожу с ума: не думать не получается..."

Страх или другие сильные эмоции заставляют человека делать поспешные выводы. Таким образом мы обобщаем совершенно не связанные факты, делаем выводы из единичных случаев, и почему-то примеряем все произошедшее где-то и с кем-то на свою жизнь.

Человек тревожный склонен переживать по самому незначительному поводу и видеть во всем катастрофы и ужасы. Чтобы уменьшить тревожность, такой человек придумывает различные ритуалы.

Например, по 10 раз проверяет, закрыта ли входная дверь, контролирует своих близких, названивая им каждые полчаса, не разрешает детям гулять со сверстниками, представляя ужасные последствия такого общения…

Тревожный человек уверен, что мир очень опасен и полон угроз. Он во всем видит препятствия и ожидает проблем.

Надо сказать, что средства массовой информации весьма способствуют такому восприятию, ежедневно пичкая нас рассказами об ужасах, происходящих в мире.

Вот и получается, что живут тревожные люди, постоянно беспокоясь о будущем и стараясь обезопасить себя и своих близких от возможных неприятностей. На это они тратят очень много сил, времени и эмоций.

К сожалению, в большинстве случаев эти усилия приводят к нервным расстройствам, депрессиям (ведь человек все время думает о плохом) и раздражению близких (ведь их постоянно контролируют).

Получается, что тревожному человеку со всех сторон живется тяжело. Но, несмотря на это, он продолжает беспокоиться, потому что не может иначе.

На ней изображено все, что происходит вокруг и имеет для нас значение, все то, что мы принимаем на веру или ощущаем: это и есть наше восприятие, то, что мы называем опытом или суммой представлений о действительности.

Картина мира создается с детства и на ней подробно расписано, что возможно в этой жизни для нас, а что нет.

Картина ребенка создается на основе картины окружающих его людей - родителей, друзей, учителей и т. д. И с этой картой он идет по жизни.

С течением времени и появлением нового опыта эта карта расширяется, но весь парадокс в том, что все последующие события воспринимаются человеком с точки зрения предыдущего опыта, за границы которого выйти очень сложно.

Мир состоит из мыслей и находится в голове. Любая картина мира «оживает» при частом направлении внимания на нее.

Прокручивать в голове ужастики про себя или своих близких абсолютно бесперспективно, - энергией страха можно только усугубить ситуацию. То, о чем мы думаем, нам чаще всего и встречается в жизни.

Меняя свои мысли, вы начинаете вести себя по-другому и добиваетесь иных результатов.

То, что в вашей власти создавать свои переживания, а не просто реагировать на внешние обстоятельства или воспоминания о прошлом, означает, что у вас есть широкий выбор, возможность управлять своей жизнью и творить собственное будущее.

Поэтому хороший способ избавиться от тревожности - сместить фокус своего внимания в позитивную сторону.

Во-первых, по возможности исключите из своей жизни плохие новости.

Не смотрите и не читайте криминальные сюжеты, сводки о катастрофах и войнах, - ведь вы сами формируете повод для страхов, погружаясь в негатив.

Выключайте телевизор, пропускайте статьи на эту тему. Пользы от этой информации никакой, а вот ваша впечатлительность начинает рисовать страшные картины.

Создайте для себя позитивное информационное поле, сконцентрируйтесь на положительной стороне жизни.

Вычеркиваем негатив из своей жизни

  1. Выгодный обмен

4 способа победить тревожность

Появление страха во многом обеспечивается воображением человека, способностью к ассоциации. Когда вы волнуетесь, воображение рисует картины ужасного будущего.

Картины могут быть огромных размеров и все время стоять перед глазами. А что если неприятную картину заменить приятной?

Представьте ситуацию, которая вызывает у вас приятные воспоминания. Ярко представляя это радостное переживание, определите, как вы себя чувствуете.

Вновь обратите внимание на свои чувства. Изменились ли они? Может, они стали сильнее?

Теперь позвольте воображению отдалиться, сделаться меньшим, более схематичным, слабым, пока оно не сожмется почти до размеров почтовой марки.

Каковы теперь ваши чувства? Определив это, верните изображение в его первоначальное положение.

С большинством людей происходит так: когда позитивное переживание приближается - позитивные чувства усиливаются, а когда оно отдаляется - они значительно ослабевают.

Если же вы желаете более интенсивно переживать позитивные эмоции, попросту приблизьте их к глазам воображения.

Но если вы хотите, чтобы переживания были менее интенсивными, можете их отодвинуть от себя.

Так же вы можете поступить с состоянием тревожности, отодвинув неприятные картины далеко-далеко или превратив их в еле заметную точку.

Можно взять временные системы: какое значение это событие имеет через 5 лет? Через два года? Завтра? Прямо сейчас? В общем, все зависит от конкретной ситуации, и логика здесь необязательна.

  1. Аффирмации

Очень помогают регулировать свое эмоциональное состояние позитивные утверждения, называемые аффирмациями.

Например, как только поймали себя на негативных мыслях, сразу повторяйте фразу «Я и мои близкие всегда и везде в безопасности», - повторяйте столько раз, сколько понадобится, чтобы успокоиться.

Вы можете придумать любые подходящие к вашей ситуации фразы. Главное, чтобы они были позитивными и в настоящем времени.

Если вас что-то беспокоит постоянно, повторяйте аффирмации каждый день в любую свободную минуту, - только так вы сможете достичь положительного эффекта.

Научившись управлять своим состоянием, вы сможете не только избавиться от тревожности, но и открыть свою жизнь для целой радуги положительных эмоций, которые, в свою очередь, привлекут массу приятных ситуаций в вашу жизнь!

Екатерина Горшкова,
психолог

Необъяснимый страх, напряжение, беспокойство без причины периодически возникают у многих людей. Объяснением беспричинной тревоги может быть хроническая усталость, постоянные стрессы, ранее перенесенные или прогрессирующие заболевания. При этом человек чувствует, что в опасности, но ему непонятно, что с ним происходит.

Почему появляется тревога на душе без причины

Ощущение тревоги и опасности не всегда являются патологическими психическими состояниями. Каждый взрослый человек хоть раз испытывал нервное возбуждение и беспокойство в ситуации, когда не удается справиться с возникшей проблемой или в преддверии сложного разговора. После решения таких вопросов чувство тревоги проходит. Но патологический беспричинный страх появляется независимо от внешних раздражителей, он не обусловлен реальными проблемами, а возникает сам по себе.

Тревожное душевное состояние без причины захлестывает, когда человек предоставляет свободу собственному воображению: оно, как правило, рисует самые страшные картины. В данные моменты человек ощущает свою беспомощность, эмоционально и физически истощается, в связи с этим здоровье может пошатнуться, и индивидуум заболеет. В зависимости от симптомов (признаков) различают несколько психических патологий, которым присуща повышенная тревожность.

Паническая атака

Приступ панической атаки, как правило, настигает человека в людном месте (общественном транспорте, здании учреждения, большом магазине). Видимых причин для возникновения данного состояния нет, поскольку в этот момент жизни или здоровью человека ничего не угрожает. Средний возраст страдающих чувством тревоги без причины составляет 20-30 лет. Статистика показывает, что чаще необоснованной панике подвергаются женщины.

Возможной причиной необоснованной тревоги, по мнению врачей, может быть длительное нахождение человека в ситуации психотравмирующего характера, но не исключаются и однократные тяжелые стрессовые ситуации. Большое влияние на предрасположенность к приступам паники оказывает наследственность, темперамент человека, его личностные особенности и баланс гормонов. Кроме того, тревога и страх без причины часто проявляются на фоне заболеваний внутренних органов человека. Особенности возникновения чувства паники:

  1. Спонтанная паника . Возникает внезапно, без вспомогательных обстоятельств.
  2. Ситуационная паника . Появляется на фоне переживаний из-за наступления психотравмирующей ситуации или вследствие ожидания человеком какой-то проблемы.
  3. Условно-ситуационная паника . Проявляется под действием биологического либо химического стимулянта (алкоголь, сбой гормонального фона).

Выделяют следующие самые распространенные признаки панической атаки:

  • тахикардия (учащенное биение сердца);
  • чувство тревоги в груди (распирание, болевые ощущения внутри грудины);
  • «ком в горле»;
  • повышение артериального давления;
  • развитие ;
  • нехватка воздуха;
  • страх смерти;
  • приливы жара/холода;
  • тошнота, рвота;
  • головокружение;
  • дереализация;
  • нарушение зрения или слуха, координации;
  • потеря сознания;
  • самопроизвольное мочеиспускание.

Тревожный невроз

Это расстройство психики и нервной системы, главным признаком которого является тревога. При развитии тревожного невроза диагностируются физиологические симптомы, которые связывают со сбоем работы вегетативной системы. Периодически происходит усиление тревоги иногда в сопровождении панических атак. Тревожное расстройство, как правило, развивается вследствие продолжительных психических перегрузок либо одного сильного стресса. Заболеванию присущи следующие симптомы:

  • чувство тревоги без причины (человек тревожится по мелочам);
  • страх;
  • подавленность;
  • расстройства сна;
  • ипохондрия;
  • головокружение;
  • , проблемы с пищеварением.

Не всегда тревожный синдром проявляется в виде самостоятельной болезни, зачастую он сопутствует депрессии, фобическому неврозу, шизофрении. Данное психическое заболевание быстро перерастает в хронический вид, и симптомы приобретают постоянный характер. Периодически у человека наступают обострения, при которых появляются приступы паники, раздражительность, плаксивость. Постоянное чувство тревоги может переходить в другие формы расстройств – ипохондрию, невроз навязчивых состояний.

Тревога с похмелья

При употреблении алкоголя происходит интоксикация организма, все органы начинают бороться с этим состоянием. Сначала за дело берется нервная система – в это время наступает опьянение, которому характерны перепады настроения. После начинается похмельный синдром, при котором с алкоголем борются все системы человеческого тела. Признаками тревоги с похмелья являются:

  • головокружение;
  • частая смена эмоций;
  • тошнота, дискомфорт в животе;
  • галлюцинации;
  • скачки АД;
  • аритмия;
  • чередование жара и холода;
  • беспричинный страх;
  • отчаяние;
  • провалы в памяти.

Депрессия

Это заболевание может проявиться у человека любой возрастной и социальной группы. Как правило, депрессия развивается после какой-то травмирующей ситуации или стресса. Психическая болезнь может быть спровоцирована тяжелым переживанием неудач. К депрессивному расстройству способны привести эмоциональные потрясения: смерть близкого, развод, тяжелое заболевание. Порой депрессия появляется без причины. Ученые считают, что в таких случаях возбудителем служат нейрохимические процессы – сбой обменного процесса гормонов, влияющих на эмоциональное состояние человека.

Проявления депрессии могут быть разными. Заболевание можно заподозрить при следующих симптомах:

  • частое чувство тревоги без видимой причины;
  • нежелание делать привычную работу (апатия);
  • печаль;
  • хроническая усталость;
  • снижение самооценки;
  • равнодушие к окружающим людям;
  • сложность в концентрации внимания;
  • нежелание общаться;
  • сложность в принятии решений.

Как избавиться от беспокойства и тревоги

Каждый человек периодически испытывает чувство тревоги и страха. Если при этом вам становится тяжело преодолевать данные состояния или они отличаются длительностью, что мешает работе или личной жизни – стоит обратиться к специалисту. Признаки, при которых не стоит оттягивать поход к врачу:

  • у вас иногда возникают приступы паники без причины;
  • вы чувствуете необъяснимый страх;
  • во время тревоги перехватывает дыхание, подскакивает давление, появляется головокружение.

С помощью лекарств от страха и тревоги

Врач для лечения тревоги, избавления от чувства страха, возникающего без причин, может назначить курс медикаментозной терапии. Однако максимально эффективен прием препаратов при комбинировании с психотерапией. Лечиться от тревоги и страха исключительно лекарственными средствами нецелесообразно. По сравнению с людьми, использующими смешанный тип терапии, пациенты, которые лишь принимают таблетки, более подвержены рецидивам.

Начальную стадию психического заболевания лечат, как правило, легкими антидепрессантами. Если врач замечает положительный эффект, следом назначается поддерживающая терапия продолжительностью от полугода до 12 месяцев. Виды препаратов, дозы и время приема (утром или на ночь) назначаются исключительно индивидуально для каждого пациента. При тяжелых случаях заболевания таблетки от тревоги и страха не подходят, поэтому больного помещают в стационар, где инъекционно вводят нейролептики, антидепрессанты и инсулин.

К числу препаратов, которые обладают транквилизирующим действием, но отпускаются в аптеках без рецепта врача, относятся:

  1. « ». Принимают по 1 таблетке трижды за сутки, продолжительность курса лечения беспричинной тревоги назначается врачом.
  2. « ». Принимается ежедневно по 2 таблетки. Курс составляет 2-3 недели.
  3. « » . Пьют по назначению врача по 1-2 таблетки трижды в день. Длительность лечения определяется зависимо от состояния больного и клинической картины.
  4. «Персен». Препарат принимают 2-3 раза за сутки по 2-3 таблетки. Лечение беспричинной тревоги, чувства паники, беспокойства, страха длится не больше 6-8 недель.

С помощью психотерапии тревожных расстройств

Эффективным способом лечения беспричинной тревоги и приступов паники является когнитивно-поведенческая психотерапия. Она направлена на трансформацию нежелательного поведения. Как правило, излечить психическое расстройство удается за 5-20 сеансов со специалистом. Врач, после проведения диагностических тестов и сдачи анализов пациентом, помогает человеку убрать негативные модели мышления, иррациональные убеждения, которые подпитывают возникающее чувство тревоги.

Когнитивный метод психотерапии сосредотачивается на познании и мышлении пациента, а не только на его поведении. В процессе терапии человек борется со своими страхами в контролируемой, безопасной среде. Посредством повторяющихся погружений в ситуацию, которая вызывает страх у пациента, он получает все больший контроль над происходящим. Прямой взгляд на проблему (страх) не причиняет ущерба, напротив, чувства тревоги и беспокойства постепенно нивелируются.

Особенности лечения

Чувство тревоги прекрасно поддается терапии. То же касается и страха без причины, причем добиться положительных результатов удается за короткий срок. К числу самых эффективных техник, способных снять тревожные расстройства, относятся: гипноз, последовательная десенсибилизация, конфронтация, поведенческая психотерапия, физическая реабилитация. Подбор лечения специалист выбирает, исходя из вида и степени тяжести психического расстройства.

Генерализированного тревожного расстройства

Если при фобиях страх связан с определенным объектом, то тревога при генерализованном тревожном расстройстве (ГТР) захватывает все жизненные аспекты. Она не так сильна, как во время приступов паники, но более продолжительна, а потому мучительнее и сложнее переносится. Лечат данное психическое расстройство несколькими способами:

  1. . Эта методика считается максимально эффективной для терапии беспричинного чувства тревоги при ГТР.
  2. Экспозиция и предотвращение реакций . Метод основывается на принципе проживания тревоги, то есть человек полностью поддается страху, не стараясь его побороть. К примеру, пациент склонен нервничать, когда кто-то из родных задерживается, представляя худшее, что могло случиться (близкий попал в аварию, его настиг сердечный приступ). Вместо того чтобы переживать, пациент должен поддаться панике, испытать страх в полной мере. Спустя время симптом станет менее интенсивным или вовсе исчезнет.

Приступов паники и волнения

Лечение тревоги, возникающего без причин страха может проводиться посредством приема медикаментов – транквилизаторов. С их помощью быстро устраняются симптомы, включая нарушение сна, перепады настроения. Однако такие препараты имеют внушительный список побочных эффектов. Есть другая группа лекарств от психических расстройств типа чувства беспричинной тревоги и паники. Эти средства не относятся к сильнодействующим их основу составляют лечебные травы: ромашка, пустырник, листья березы, валериана.

Медикаментозная терапия не является передовой, поскольку более эффективной в борьбе с чувством тревоги признана психотерапия. На приеме у специалиста больной узнает, что конкретно с ним происходит, из-за чего начались проблемы (причины страха, тревожности, паники). После врач подбирает подходящие методики лечения психического расстройства. Как правило, терапия включает средства, устраняющие симптомы приступов паники, волнения (таблетки) и курс психотерапевтического лечения.

Видео: как справиться с необъяснимой тревогой и беспокойством

Спасибо


Тревожные расстройства и паника: причины их возникновения, признаки и симптомы, диагностика и терапия

Под тревожными расстройствами подразумевают состояния, сопровождающиеся чрезмерной возбудимостью нервной системы, а также сильным необоснованным чувством тревоги и признаками, наблюдающимися при наличии некоторых патологий внутренних органов. Возникнуть данного рода расстройства могут на фоне хронического переутомления, стрессового состояния либо перенесенного тяжелого недуга. Подобные состояния нередко называют еще паническими атаками .
К явным признакам данного состояния можно причислить как головокружение , так и необоснованное чувство тревоги, а также болевые ощущения в области живота и груди, страх смерти либо неминуемой катастрофы, затрудненное дыхание, ощущение «кома в горле».
Как диагностикой , так и лечением данного состояния занимается врач-невропатолог .
Терапия тревожных расстройств предусматривает использование успокоительных препаратов, психотерапию , а также многочисленные методы снятия стресса и релаксации.

Тревожные расстройства – что это такое?

Тревожными расстройствами именуют целый ряд патологий центральной нервной системы, которые характеризуются постоянным чувством тревоги, возникающим по непонятным либо малозначимым причинам. При развитии данного состояния больной может жаловаться также на признаки некоторых других недугов внутренних органов. Так, к примеру, у него может отмечаться затрудненное дыхание, болевые ощущения в животе либо груди, кашель , чувство кома в горле и так далее.

Каковы причины развития тревожных расстройств?

К сожалению, до сих пор ученым не удалось установить истинную причину развития тревожных расстройств, однако ее поиски продолжаются до сих пор. Некоторые ученые утверждают, что данное заболевание является следствием нарушения работоспособности отдельных отделов головного мозга . Специалисты психологи пришли к выводу, что данного рода расстройства дают о себе знать из-за психологических травм, на фоне чрезмерного переутомления либо сильного стресса. Именно психологи уверены и в том, что данное состояние может возникнуть и в том случае, если у человека отмечается весьма ошибочное представление о тех или иных вещах, которое вызывает у него постоянное чувство тревоги.

Если брать в учет тот факт, что современное население просто вынуждено вести активный образ жизни, получается, что данное состояние может развиться у каждого из нас. К числу факторов, которые могут спровоцировать развитие данного рода расстройств, можно причислить также психологические травмы, возникшие в результате перенесенного тяжелого недуга.

Каким образом можно отличить «нормальную» тревогу, которая дает нам возможность уцелеть в опасной ситуации, от патологической тревоги, являющейся следствием тревожного расстройства?

1. В самую первую очередь стоит отметить, что бессмысленная тревога не имеет ничего общего с конкретной опасной ситуацией. Она всегда является придуманной, так как больной просто-напросто воображает в своем уме ситуацию, которой на самом деле не существует. Ощущение тревоги в таком случае истощает больного, причем как в физическом, так и в эмоциональном плане. Человек начинает испытывать чувство беспомощности, а также чрезмерную усталость.

2. «Нормальная» тревога всегда связана с реальной ситуацией. Ей не свойственно нарушать работоспособность человека. Как только угроза исчезает, у человека тут же проходит и тревога.

Тревожные расстройства – каковы их признаки и симптомы?

Кроме постоянного чувства тревоги, которое принято считать главным признаком данного рода расстройств, у человека может отмечаться также:

  • Страх перед ситуациями, которых на самом деле не существует, однако сам человек считает, что с ним это может случиться
  • Частая смена настроения, раздражительность, плаксивость
  • Суетливость, пугливость
  • Влажные ладони, приливы жара, потливость
  • Чрезмерная утомляемость
  • Нетерпеливость
  • Ощущение нехватки кислорода, неспособность глубоко вдохнуть либо внезапная потребность глубоко вдохнуть
  • Бессонница , нарушения сна, кошмары
  • Ухудшение памяти, нарушение концентрации внимания, снижение умственных способностей
  • Чувство «комка в горле», затруднения при глотании
  • Чувство постоянного напряжения, которое не дает возможности расслабиться
  • Головокружение, потемнение в глазах, учащенное сердцебиение
  • Болевые ощущения в области спины, поясницы и шеи, ощущение мышечного напряжения
  • Боли в груди, вокруг пупка, в подложечной области, тошнота , диарея


Немаловажно отметить тот факт, что все симптомы, которые были представлены вниманию читателей чуть выше, очень часто напоминают признаки других патологий. В результате, больные обращаются за помощью к огромному количеству специалистов, но только не к невропатологу.

Довольно часто у таких больных отмечаются еще и фобии – боязнь тех или иных предметов либо ситуаций. Самыми распространенными принято считать такие фобии как:

1. Нозофобия – боязнь определенного недуга либо страх заболеть вообще (к примеру, канцерофобия – боязнь заболеть раком ).

2. Агорафобия – боязнь очутиться в толпе людей либо в чрезмерно большом открытом пространстве, страх перед невозможностью выбраться из этого пространства либо толпы.

3. Социальная фобия – боязнь употреблять пищу в общественных местах, страх оказаться в обществе незнакомых людей, страх выступать перед публикой и так далее.

4. Клаустрофобия – страх находиться в замкнутых пространствах. В данном случае человек может бояться оставаться как в запертой комнате, так и в транспорте, в лифте и так далее.

5. Страх перед насекомыми, высотой, змеями и тому подобное.

Стоит отметить, что нормальный страх отличается от патологического, прежде всего, своим парализующим действием. Он возникает беспричинно, при этом полностью изменяя поведение человека.
Еще одним признаком тревожного расстройства принято считать обессивно-компульсивный синдром , представляющий собой постоянно возникающие идеи и мысли, которые провоцируют человека на какие-то одни и те же действия. Так, к примеру, люди, постоянно думающие о микробах, вынуждены чуть ли не каждые пять минут тщательно мыть руки с мылом.
Психическое расстройство – одно из тревожных расстройств, сопровождающееся внезапными повторяющимися приступами паники, возникающими без каких-либо причин. Во время такого приступа у человека отмечается учащенное сердцебиение, одышка , а также страх перед смертью.

Особенности тревожных расстройств у детей

Чувство паники и тревоги у ребенка в большинстве случаев объясняется его фобиями. Как правило, все дети, у которых имеется данное состояние, стараются не общаться со своими сверстниками. Для общения они выбирают бабушек либо родителей, так как среди них они чувствуют себя вне опасности. Довольно часто у таких детей понижена самооценка: ребенок считает себя хуже всех других, а также боится, что его родители перестанут его любить.

Диагностика тревожных расстройств и панических атак

Чуть выше мы уже говорили о том, что при наличии тревожных расстройств у больного отмечаются многочисленные симптомы схожие с признаками заболеваний нервной системы, пищеварительного тракта, зобом, астмой и так далее. Как правило, диагноз данной патологии удается установить только после того, как будут исключены все патологии, сопровождающиеся такими же симптомами. Как диагностика, так и терапия данного заболевания входит в компетенцию врача-невропатолога.

Терапия тревожных состояний

Терапия данного рода состояний предусматривает психотерапию, а также прием лекарственных средств, которым свойственно снижать чувство тревоги. Данными медикаментами являются анксиолитики .
Что касается психотерапии, то данный метод лечения основывается на многочисленных методиках, которые дают возможность больному реально взглянуть на все происходящее, а также помогают его организму расслабиться в момент приступа тревожного состояния. К числу психотерапевтических методик можно отнести как дыхательную гимнастику, так и дыхание в мешок, аутотренинги, а также выработку спокойного отношения к навязчивым мыслям в случае обсессивно-компульсивного синдрома.
Данный метод терапии может использоваться как индивидуально, так и для лечения небольшого количества людей одновременно. Больных учат как нужно себя вести в тех или иных жизненных ситуациях. Такое обучение дает возможность приобрести уверенность в себе, а, следовательно, преодолеть все угрожающие ситуации.
Терапия данной патологии посредством лекарственных препаратов предусматривает применение медикаментов, которые помогают восстановить нормальный обмен веществ в головном мозге. Как правило, в таких случаях больным прописывают анксиолитики, то есть успокоительные препараты. Различают несколько групп таких медикаментов, а именно:

  • Нейролептики (Тиаприд , Сонапакс и другие ) очень часто прописывают больным, дабы избавить их от чрезмерного чувства тревоги. На фоне применения данных медикаментов о себе могут дать знать такие побочные эффекты как: ожирение , снижение артериального давления , отсутствие полового влечения.
  • Бензодиазепиновые препараты (Клоназепам, Диазепам, Альпразолам ) дают возможность забыть о чувстве тревоги за достаточно короткий промежуток времени. При всем при этом они также могут вызвать развитие некоторых побочных эффектов типа расстройства координации движения, снижения внимания, привыкания, сонливости. Курс терапии данными медикаментами не должен превышать четырех недель.

Спасибо

Тревога – это эмоциональное состояние, которое носит негативный характер. Когда человек находится в состоянии тревоги, то он ожидает какого-либо неблагоприятного исхода ситуации, негативных последствий. При этом тревога отличается от страха: если страх носит вполне определенный характер, то тревога – это неопределенное состояние, причины которого не до конца ясны даже самому человеку.

Тревожность – это склонность человека к тому, чтобы испытывать в различных ситуациях тревогу. Для того чтобы подчеркнуть то, что уровень тревожности выше нормального, обычно используют термин повышенная тревожность .

Сама по себе тревожность не является болезнью. Но ее повышение может сопутствовать большому количеству заболеваний.

Почему у некоторых людей отмечается высокая тревожность?

В первую очередь стоит оговориться о том, что высокая тревожность - это достаточно условное понятие. Сложно определить ту грань, за которой заканчивается нормальная тревожность и начинается повышенная. У разных людей она выражена по-разному, и ученым еще до конца не известны причины этого.

Известно, что один из факторов повышенной тревожности – наследственность. Предрасположенность к подобным эмоциональным состояниям отчасти заложена в генах человека. Вторая причина – неправильное воспитание и негативный жизненный опыт.

Если тревожность не является симптомом психического заболевания, то ее лечением занимаются психологи. Разные школы психологии придают разное значение каждой из причин.

Разновидности тревожности

Личностная тревожность – это склонность человека испытывать чрезмерную тревогу в тех ситуациях, в которых ее возникновение в принципе является нормальным, но у других людей она не настолько выражена.

Личностная тревожность, как это следует из ее названия, связана с личностью, характером, темпераментом, генами человека. Например, обычно такие люди более склонны быть замкнутыми в себе, необщительными.

Личностная тревожность – состояние, которое оказывает влияние на все сферы жизни человека: мотивацию, самооценку, общение с другими людьми и пр.

Ситуативная тревожность проявляется только в определенных ситуациях, которые являются стрессовыми для конкретного человека. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, и не испытывать никаких проблем.

К ситуативной тревожности могут приводить следующие факторы:
1. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Политические, экономические неурядицы, природные катастрофы, общественные беспорядки, негативные новости в СМИ - все это ежедневно подрывает душевное равновесие человека. В итоге повышенная тревожность в современном обществе становится все более распространенным явлением.
2. Так как человек – существо социальное, он ежедневно общается со множеством себе подобных. В сложно устроенном социуме не может обойтись без конфликтов и недоразумений. А ведь все они также способны провоцировать состояние повышенной тревоги.
3. Особенно большую роль в жизни каждого из нас играют близкие люди: супруги, дети, родители, другие родственники и близкие друзья. К сожалению, отношения с ними не всегда доставляют только радостные моменты.
4. У каждого человека есть определенный багаж негативного жизненного опыта. Каждый из нас в той или иной степени чего-то боится, чего-то избегает, испытывает собственные психологические комплексы и фобии. В определенных ситуациях они облегчают возникновение состояния повышенной тревожности.

Причины и виды тревожности - видео

Возрастные группы

Тревожность – симптом, который может возникать у любых людей в любых возрастных группах. Даже у новорожденных , у которых она проявляется в повышенном беспокойстве, плаксивости, плохом сне, аппетите. С возрастом усложняется строение нервной системы человека - соответственно, и тревожные состояния становятся более сложными.

Детская тревожность

Дети с повышенной тревожностью намного чаще впадают в состояние тревожности и беспокойства. У них чаще, чем у других детей, встречаются страхи, в том числе и навязчивые (фобии). Например, находясь в детском саду, ребенок может не находить себе места из-за беспокойства о том, "как там мама, вдруг с ней что-то случилось на работе?".

Повышенная тревожность у дошкольников в большинстве случаев сочетается с другими психологическими проблемами. Очень часто такие детишки страдают низким уровнем самооценки. В коллективе сверстников они занимают второстепенные роли, или становятся замкнутыми в себе, и предпочитают играть отдельно от остальных.

Обычно взрослые характеризуют тревожных детей, как скромных, застенчивых, хвалят их за хорошее поведение и ставят в пример остальным, более непоседливым сверстникам. При родителях, педагогах и других людях ребенок с повышенным уровнем тревожности ведет себя скромно и сдержанно, обычно старается не совершать лишних движений и не привлекать к себе внимания, он предпочитает не встречаться взглядом со взрослыми, а смотреть в пол.

При высокой тревожности у дошкольников часто встречаются неврозы , которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове, занимаются онанизмом. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.

Почему у ребенка возникает повышенный уровень тревожности?
Можно выделить две основные группы причин:
1. Состояние самого ребенка. К высокой тревожности предрасполагают такие факторы, как:

  • наследственные особенности нервной системы и характера ребенка: если родители страдают повышенным уровнем тревожности, то ребенок может перенять эту черту;
  • родовые травмы ;
  • инфекции и другие заболевания, которые перенес новорожденный ребенок;
  • болезни, которые мать перенесла во время беременности ;
  • поражения нервной системы плода и ребенка до, во время и после родов .
2. Внешние обстоятельства. Речь идет об атмосфере в семье и способе воспитания ребенка. Повышенная детская тревожность может возникать из-за гиперопеки, когда родители совсем лишают ребенка самостоятельности и свободы выбора, или, напротив, отторжения, когда ребенок является нежеланным и впоследствии чувствует отсутствие заботы и неприятие со стороны родителей.

Повышенная тревожность в детском возрасте является благодатной почвой для развития неврозов: истерического, неврастенического, навязчивых мыслей, движений, страхов (фобий).

Школьная тревожность

Первое посещение школы для ребенка – это, несомненно, стресс . Ведь он попадает в совершенно новую среду с новыми людьми, правилами и нормами поведения, новыми взаимоотношениями (у него появляются учителя, одноклассники). Всякий процесс познания первоначально таит в себе неопределенность, а она является первой причиной появления тревоги у любого человека.

В школе ребенок может испытывать тревогу по поводу того, что он будет плохо учиться, не справится с какими-то предметами, не понравится учителю, сверстникам, не сможет сдержать волнение, находясь возле доски и пр.

Основными причинами, которые приводят к возникновению школьной тревожности, являются:

  • слишком большие нагрузки на учеников, которые вообще очень характерны для современной школы;
  • неспособность ребенка справляться со школьной программой вообще, или с отдельными предметами;
  • неадекватность со стороны родителей, которые заставляют ребенка "стать отличником", считают его "самым лучшим" и постоянно ругаются с другими родителями и педагогами, либо, напротив, считают его "бездарем и разгильдяем" и постоянно бранят;
  • негативное отношение со стороны классных педагогов;
  • неприятие со стороны сверстников, плохие отношения в детском коллективе;
  • частая смена коллектива, учителей;
  • частые контрольные и экзамены, и вообще - частые ситуации, в которых ученика оценивают.
Особенно сильно распространена повышенная тревожность среди младших школьников и учеников подготовитель6ных классов, которые впервые сталкиваются с незнакомой школьной средой.

Высокая школьная тревожность может быть проявлением одного из следующих патологических состояний:

  • Школьный невроз. Это бессознательная тревожность, связанная с посещением школы. Ребенок не осознает. Это может проявляться и в поведении, и в виде таких симптомов, как головные боли , тошнота и рвота перед посещением школы.
  • Школьная фобия. Это разные страхи, которые связаны с посещением школы. Они носят навязчивый, непреодолимый характер, чаще всего нелепы и не связаны ни с какими видимыми причинами.
  • Дидактогенный невроз – такая разновидность невроза, которая связана с отношением ребенка к самому процессу обучения.

Подростковая тревожность

Повышенный уровень тревожности среди подростков – особая проблема, которая требует отдельного рассмотрения и имеет собственную специфику.

Подростковый возраст – переломный, переходный. Пожалуй, это самая большая перестройка, которую испытывает организм человека в процессе жизни, во всех отношениях. И она способствует развитию тревожных состояний.

Подростковая тревожность обычно вызвана следующими факторами:
1. Гормональная, физиологическая перестройка организма. Это стресс для всех органов и систем, в том числе и нервной. Например, в головном мозге юношей и девушек впервые появляются рецепторы, чувствительные к действию половых гормонов. В итоге возникают совершенно новые эмоции и ощущения, которые до этого отсутствовали.
2. Подростковый возраст – это постепенное обретение независимости и необходимость самостоятельно принимать решения, делать выбор. Для вчерашнего ребенка это – настоящее испытание. Обычно чем шире и ответственнее жизненный выбор - тем больше эта ситуация предрасполагает к повышению уровня тревожности.
3. Происходят изменения и в коллективе. Подростки склонны негативно относиться к "белым воронам", в их взаимоотношениях часто имеет место агрессия и резкие оценки.
4. Подростковый идеализм – стремление, которое обуславливает собой очень высокий уровень потребностей и притязаний юношей и девушек. Но в реальной жизни часто все оказывается совсем не так. И это тоже предрасполагает к подростковой тревожности.
5. Для подростков вообще характерны периоды чрезмерной общительности, которые затем сменяются депрессией и замкнутостью, неврозы, эмоциональные перепады.

Тревога в жизни взрослых людей

В жизни взрослого человека постоянно присутствует большое количество факторов, которые способны провоцировать тревожные состояния:
1. Это определенные возрастные периоды. Например, уровень тревожности возрастает во время так называемого кризиса среднего возраста и климакса у женщин.
2. Многие профессии связаны с постоянными стрессами, переутомлением , ненормированным графиком, недосыпанием. Все это провоцирует повышение уровня тревожности и другие психологические проблемы.
3. Взрослые люди, так же как и дети, часто испытывают тревогу при необходимости выступления на публике, в незнакомом обществе, в неоднозначной ситуации.
4. У мужчин нередко стрессы возникают при частой смене сексуальных партнерш, поскольку каждый раз в той или иной степени присутствует страх возможной неудачи, фиаско.
5. Кроме того, в жизни происходят негативные ситуации, связанные с болезнями, разводами, потерей близких людей, работы. Огромное количество стрессов обусловлено экономической нестабильностью и кредитами, которые в последние годы стали так широко распространены среди населения.

Повышенная тревожность может иметь место у человека в течение всей жизни, не приводя к каким-либо более серьезным расстройствам и заболеваниям. Но чаще она выливается в депрессии, различные формы неврозов, фобии, болезни внутренних органов (в первую очередь нервной и сердечнососудистой системы), психические заболевания.

Поэтому, если человек постоянно чувствует внутренний дискомфорт, то с этим состоянием нужно бороться. Правильно это помогут сделать только соответствующие специалисты.

К кому обращаться, если вы заметили у себя признаки повышенной
тревожности?

Высокая тревожность – это состояние, которое нельзя диагностировать просто так, всего лишь один раз пять минут поговорив с человеком. Этого будет недостаточно даже для специалиста. Тем более не сможет установить диагноз человек, который далек от психологии и психиатрии.

Диагностикой и лечением тревожных расстройств занимаются профессионалы, которые этому специально обучены:

  • Психологи . Это люди без медицинского образования. К ним целесообразно обращаться при относительно легкой тревожности. В психологии по сей день не существует каких-либо общих правил и принципов. Каждая школа работает по-своему, и все применяемые методики в какой-то степени являются авторскими. Поэтому для вас может хорошо подойти один психолог, в то время как другой не сможет предоставить никакой реальной помощи.
  • Психотерапевты. Они имеют медицинское образование, но могут заниматься только лечением психологических расстройств, но не психических заболеваний, так как не имеют специализации по психиатрии.
  • Психиатры. Лечат психические расстройства, одним из симптомов которых является повышенная тревожность.

Как проводится диагностика уровня тревожности?

Когда пациент попадает на прием к специалисту, то стоит две задачи:
1. Выявить, есть ли вообще тревожность в этом случае?
2. Если она есть, то насколько сильно выражена?

Уровень тревожности – это не величина артериального давления и не показатель температуры. Нет такого прибора, который мог бы мгновенно измерить этот показатель. Для этого существуют специальные тесты и опросники. Ниже мы рассмотрим самые распространенные и эффективные.

Тесты описаны подробно, и ради интереса и ознакомления вы можете пройти их самостоятельно. Но помните о том, что профессионально оценить ваше состояние сможет только специалист.

Тест Тэммпл-Амен-Дорки

Это популярный тест на тревожность, который был разработан специально для детей. Его создали три автора, но часто он известен только по одному имени. Например, его называют тест на тревожность Амен, тест на тревожность Дорки или тест на тревожность Тэммпл.

В ходе данного теста ребенку предстоит столкнуться с некоторыми жизненными ситуациями, в которых он должен выбрать ту или иную модель поведения.

Для того, чтобы провести тест на тревожность Тэммпл-Амен-Дорки, ребенку показывают 14 картинок с теми или иными сюжетами: на них ребенок (девочка или мальчик, в зависимости от пола испытуемого ребенка). Лицо персонажа на картинке не прорисовано. Прилагается два варианта – радостное и грустное выражение. Ребенку предлагают выбрать то, которое лучше всего подходит к ситуации.

В ходе теста на тревожность Дорки картинки показывают ребенку в строго определенной последовательности:

1. Ребенок играет с малышом младшего возраста. Он в это время веселый или грустный?
2. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет в коляске младенца. Старший брат (сестра) в это время радостный или печальный?
3. Сверстник проявляет по отношению к ребенку агрессию – бежит и пытается его ударить.
4. Ребенок самостоятельно надевает носки и обувь. Доставляет ли это занятие ему положительные эмоции?
5. Ребенок играет с более старшими детьми. Он в это время радостный или грустный?
6. Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок в это время один идет спать. Радость или грусть?
7. Какое лицо будет у ребенка во время умывания? Он умывается сам, без помощи мамы и папы.
8. Какое лицо у ребенка, когда кто-то из родителей за что-то его ругает?
9. Отец играет с младенцем и в это время игнорирует старшего ребенка. Тот веселый или грустный?
10. Сверстник пытается отнять у ребенка игрушку. Это веселая игра или ссора? Грустно или весело?
11. Мать заставляет ребенка собирать разбросанные игрушки. Какие эмоции это вызывает?
12. Сверстники покидают ребенка. Грустно или весело?
13. Семейный портрет: ребенок, мама и папа. Счастливое ли выражение лица у сына (дочки) в этот момент?
14. Ребенок кушает и пьет в одиночестве.

После того, как ребенок прошел тест на уровень тревожности Дорки Амен, его ответы заносят в такую таблицу:

Номер
рисунка
Радость Грусть
1 +
2 +
3 +
4 +
5 +
6 +
7 +
8 +
9 +
10 +
11 +
12 +
13 +
14 +

Это – ориентировочный, один из возможных ответов ребенка. Стандартов в этом тесте нет. Результат оценивают по формуле:

X = (число грустных эмоций / 14) * 100%

То есть высчитывают долю грустных эмоций по отношению к общему количеству ответов. Тест на уровень тревожности Дорки Амен трактуют следующим образом:

  • Х более 50% - повышенный уровень тревожности;
  • Х равен от 20 до 50% - тревожность среднего уровня;
  • Х менее 20% - низкий уровень тревожности.
Во время теста на уровень тревожности Амен нужно учитывать не только общий результат по таблице, но и комментарии, которыми ребенок сопровождает свой выбор.

Тест на уровень школьной тревожности Филлипса

Школьников обычно проверяют на уровень тревожности при помощи популярного теста Филлипса. При помощи него можно определить, насколько высока тревожность каждого школьника, а также другие показатели.

Обычно тест на уровень школьной тревожности проводит психолог, который работает в школе. Тестируют сразу весь класс. То есть проводится как бы своеобразный скрининг, который помогает провести массовую диагностику , выявить наиболее тревожных детей и начать с ними психологическую работу. Конечно же, психолог поделится этой информацией с родителями, и даст им рекомендации по поводу того, как выстраивать взаимоотношения в семье.

В ходе теста на тревожность Филлипса детям предлагают 58 вопросов, просят ответить на них правдиво, предупреждают, что нет "хороших" или "плохих", "правильных" или "неправильных" ответов. Затем проводят анализ и оценивают следующие моменты:
1. Уровень общей школьной тревожности.
2. Сила переживаний стрессовых ситуаций в социуме.
3. Тревожность, связанная с желанием добиваться успехов в школе, хороших оценок.
4. Страхи, связанные с самовыражением.
5. Страх, связанный с проверкой знаний, насколько спокойно или тревожно ребенок относится к контрольным работам, ответам "на оценку".
6. Страх несоответствия ожиданиям со стороны одноклассников, учителей.
7. Способность к сопротивляемости стрессам на физиологическом уровне.
8. Страхи и затруднения, которые возникают в отношениях с учителями.

Факторы Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу
9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с
учителями
2, 6, 11 ,32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -


Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина

Опросник для оценки тревожности Спилберга и Ханина – это относительно простой тест, при помощи которого вы можете самостоятельно оценить свой уровень тревожности, чтобы понять, нужно ли вам обратиться к психологу или психотерапевту. Это - простая диагностика уровня тревожности при помощи 40 вопросов, которые поделены на две группы. Точнее, это даже не вопросы, а высказывания, с которыми можно согласиться или нет.

Первые 20 вопросов теста Спилберга характеризуют реактивную, или ситуативную тревожность. Это уровень тревоги, который вы испытываете на данный момент.

Вопросы с 20 по 40 предназначены для оценки личностной тревожности. Это – черта вашего характера, которая не зависит от ситуации, а просто проявляется при определенных обстоятельствах.

Во время теста вы просто зачеркиваете те высказывания, с которыми согласны. А затем интерпретируете результат следующим образом:

Для реактивной (ситуативной) тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 50 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18.
СУММА2 – это сумма оставшихся зачёркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20).

Для личностной тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 35 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40.
СУММА2 – это сумма оставшихся перечеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Когда у человека имеется повышенный уровень тревожности, то часто это имеет место подсознательно, независимо от нас, и мы это не осознаем. Тест на уровень тревожности Спилберга-Ханина позволяет выявить это самостоятельно, чтобы узнать, имеются ли у вас проблемы.

Бланк для ответов
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершено верно
1 2 3 4 5 6
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничего не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я неврвничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

Бланк для ответов
Фамилия________________________________ Дата________________________
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1 2 3 4 5 6
21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
22 Я очень быстро устаю 1 2 3 4
23 Я легко могу заплакать 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
25 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
26 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Другие опросники и методы для выявления высокой тревожности

Кроме тех, что перечислены выше, существуют и другие опросники и тесты для выявления уровня тревожности у взрослых и детей. Разные психологи и психотерапевты пользуются разными методиками, но в основном их можно свести к следующим:
  • разные наборы вопросов, на которые испытуемый должен ответить;
  • общение с пациентом, расспрос: это очень распространенный способ в психоанализе;
  • наблюдение за пациентом: этим способом часто пользуются, например, детские психологи;
  • рисуночный тест – тоже применяется в основном у детей, но может использоваться и у взрослых;
  • опрос родственников, друзей, коллег по работе.

Тест на тревожность у детей (Тэмпл-Амен-Дорки) - видео

Как преодолеть тревожность?

Иногда избавиться от высокой тревожности у человека получается самостоятельно. Но это случается относительно нечасто и только в тех случаях, если она повышена не очень сильно. В большинстве случаев помочь способен только профессиональный специалист – психолог, психотерапевт или, при наличии психического заболевания - психиатр.

Рассмотрим основные направления лечения повышенной тревожности и тревожных расстройств.

Медикаментозная терапия

Может быть назначена только психотерапевтом или психиатром. Психологи не имеют медицинского образования и не могут назначать лекарства.

При высокой тревожности назначаются следующие лекарственные средства.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии