Рыцари XI и XII веков. Подборка современных изображений (6 фото). Рыцари - мир средневековья

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Европейские рыцари XII-XIV вв. выработали своеобразные нормы поведения, «правила чести», которым должен был следовать любой настоящий рыцарь. Этим правилам подчинялись не только на низших ступенях феодальной лестницы. Графы, герцоги, короли тоже считали себя рыцарями, а значит готовы были соблюдать кодекс рыцарской чести. Создав особые правила поведения, сеньоры как бы стремились отгородиться от простолюдинов, подчеркнуть свое отличие от «мужланов».

Рыцарь должен соблюдать верность сеньору, а тот обязан всячески защищать своего вассала и щедро его одаривать. Рыцарь - защитник обиженных и слабых, борец за христианскую веру. Он не может позволить себе коварство, хитрость в бою с противником. Да и уклониться от честного поединка - позор. Даже поверженный противник, если он тоже рыцарь, заслуживает всяческого уважения. Без ущерба для своего достоинства рыцарь не мог встретиться в поединке с тем, кто много ниже его по общественному положению. Обнажить рыцарский меч против черни считалось позором. Скупость - качество, недостойное рыцаря. На самом деле, конечно, далеко не все рыцари и отнюдь не всегда следовали правилам столь «благородного» поведения. Тем не менее возвышенного рыцарского идеала старались придерживаться, по крайней мере внешне, особенно при дворе.

Культ прекрасной дамы

Со временем стали считать, что настоящему рыцарю обязательно положено быть влюбленным. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы ее прославить и добиться ее расположения. Свое сердечное отношение к даме рыцарь часто выражал в словах, относящихся к процедуре получения феода. Он называл свою даму сеньором, считал себя либо пленником ее, либо вассалом, обязанным нести в честь возлюбленной тяжелую службу, постоянно рискуя жизнью. В служении прекрасной даме часто было куда меньше подлинного чувства, чем изящной придворной игры, обычая, которому полагалось следовать как «настоящему» рыцарю, так и «благородной» даме. Истинный рыцарь должен был обладать важным качеством - куртуазностью (от слова court - двор). Это - светскость, умение вести себя в обществе, изысканно ухаживать за своей дамой... Заслужить упрек в некуртуазности было для рыцаря опасно - он мог лишиться всеобщего уважения.

Турниры

Соревнования, в том числе и поединки, были излюбленными развлечениями в средние века. Рыцари делали из них красочные, роскошные зрелища, становившиеся настоящими празднествами. На соревнование рыцарей в силе и мастерстве - турнир собирались толпы народа. Претенденты на победу съезжались порой из разных стран. Турнир мог почтить своим присутствием и даже участием король. Разумеется, знатные дамы были на самых почетных зрительских местах. Победа в турнире сулила счастливцу расположение его дамы. Он был бы безмерно счастлив уже от одной ее благосклонной улыбки...

Главным событием турнира был поединок пар конных рыцарей в полном вооружении. Чаще всего нужно было выбить противника из седла ударом затупленного копья. Но порой схватка становилась более разнообразной и опасной. Тяжелые железные латы, шлем с забралом и щит хорошо защищали рыцарей от серьезных травм не только на турнирах, но и в настоящем бою - потери рыцарского войска в сражениях были невелики. Но бывало, что и на турнирах происходили несчастные случаи. Так, в XVI в. французский король Генрих II на турнире во время свадьбы своей дочери получил жестокую рану, от которой вскоре и умер. Копье противника сломалось, ударившись в шлем короля, и осколки его сквозь щели в забрале пронзили глаз и лоб Генриха.

Гербы

Распорядителями и судьями на турнирах были герольды. Одна из их многочисленных обязанностей состояла в умении разбираться в гербах рыцарей. Каждый сеньор стремился выбрать себе особый знак, который украшал бы его боевой щит, знамя, ворота замка, печать... Сначала гербы были простыми, но со временем на них появлялось все больше сложных фигур. Герб получали за заслуги от короля или по наследству. Постепенно сложилась целая наука составления и чтения гербов - геральдика. Прочитать по гербу можно порой очень много: узнать не только, кто хозяин, но и чем были известны его предки, с какими знатными семействами он в родстве. Со временем гербы стали заводить себе и духовные лица, и города, и отдельные горожане. Появились также гербы государств.

Замок

На первых порах рыцари жили в укрепленных домах, не слишком отличавшихся от жилищ их крестьян. Затем они стали строить крепкие каменные замки - обычно на какой-нибудь возвышенности, куда не так-то легко было добраться возможному врагу. Такие каменные замки покрыли всю Западную Европу. Только во Франции их было около 40 тысяч. К обороне эти твердыни были приспособлены неплохо: здесь были рвы, подъемные мосты, по нескольку колец укреплений, множество прочих неприятных сюрпризов для нападающих. Поэтому, как правило, взять замки можно было либо напав врасплох, либо хитростью, либо изнурительной осадой, либо из-за измены.

Но для уютной жизни замки годились плохо, особенно зимой. Обычно отапливалось камином только одно помещение, окна заделывались деревянными ставнями, так что обитателям замка приходилось выбирать между теплом и освещением. Редко когда удавалось сделать достаточно глубокие колодцы - ведь замки строились в основном на высоких холмах. Приходилось либо довольствоваться цистернами с дождевой водой, либо возить воду снизу. Снизу приходилось доставлять и продовольствие, а это не всегда удавалось, особенно при приближении неприятеля. Так что порой в замке жили впроголодь. Не случайно к концу средневековья сеньоры вновь стали переселяться в деревенские усадьбы, а замки использовать только в случае опасности.

Не для того ли, чтобы разогнать тоску, в сырых и темных каменных громадах, где в долгие зимние ночи не могли рассеять мрак ни отсветы огня в камине, ни пламя факелов, были придуманы изящные обычаи придворной жизни?

Едва ли не самым важным из придворных праздников было принятие юношей в рыцарское сословие. Успешно прошедшие трудные испытания и показавшие себя достойными получали меч из рук короля или другого знатного сеньора. Часто король слегка ударял мечом плашмя по плечу юноши - это было знаком возведения его в рыцари.

Певцы доблести и любви

На всех придворных празднествах желанными гостями были певцы и поэты. Среди них встречались простолюдины - шпильманы и жонглёры (последние не имели ничего общего с современными цирковыми жонглерами), но нередко встречались и знатные рыцари. Особенно знаменитыми поэтами были многие сеньоры из южнофранцузской области Прованс. Их обычно называли трубадурами (очень приблизительный перевод - слагающие стихи). Трубадуры - авторы великолепных стихов, посвященных рыцарским доблестям, но еще больше, конечно же, любви. Любовь трубадура, как правило, неразделенная. Трубадур страдает, испытывая мучения, на которые его обрекает суровая красавица. Но он верен ей до последнего вздоха. Стихи в Провансе сочиняли и знатные женщины. Самая известная из провансальских поэтесс - герцогиня Аквитанская Альенора, уже известная нам супруга сначала Людовика VII, а затем Генриха II.

Традиции провансальской лирики подхватили немецкие поэты - миннезингеры («певцы любви»), самого знаменитого из которых звали Вальтер фон дер Фогельвейде.

Героические песни

На придворных празднествах в замках крупных сеньоров звучали не только страстные песни влюбленных трубадуров и миннезингеров. Жадно слушали гости и хозяева длинные величественные поэмы о старинных героях. Часто в основе сюжета лежал действительный факт. Но многие поколения сказителей так разукрасили свои песни поэтическими грезами, что разглядеть за ними подлинное событие стало почти невозможно.

Очень любили в XII-XIII вв. уже известную нам «Песнь о Роланде».

В немецких землях возникла «Песнь о Нибелунгах». В ней слышен отзвук битв эпохи Великого переселения народов, когда полчища гуннов разгромили одно из небольших германских королевств на верхнем и среднем Рейне. Но узнать этот исторический эпизод в «Песни о Нибелунгах» очень трудно.

Герой Зигфрид, совершивший множество подвигов, был предательски убит ударом в спину. Его вдова Кримхильда поклялась отомстить за это предательство, хотя в заговоре против Зигфрида участвовал ее брат. Она вторично вышла замуж за могущественного короля гуннов Этцеля (Аттилу) и спустя какое-то время пригласила в гости в страну гуннов всех своих родственников и бывших вассалов. Королева гуннов устроила ссору, переросшую в страшную битву героев. Ценой жизни множества гуннских воинов кровавая месть Кримхильды свершилась, и никто из ее гостей не избежал смерти. Но в конце гибнет и сама Кримхильда...

Романы

Не меньше, чем мрачный трагизм героических песен, увлекали современников причудливые и изящные сюжеты знаменитых рыцарских романов. В них уже все было выдумкой: сказочные рыцари разили драконов, побеждали колдунов и немыслимыми подвигами завоевывали сердца прекрасных дам.

Излюбленными темами рыцарских романов были переработки кельтских легенд о короле Apmуpe. Двор сказочного короля и его супруги Джиневры служил образцом рыцарственности и куртуазности для целого света. Среди рыцарей Артура особенно выделялись своими подвигами двенадцать. Они были самыми храбрыми и благородными из его вассалов и заседали с королем за круглым столом в перерывах между бесконечными странствованиями ради наказания зла и утверждения справедливости. Среди рыцарей Круглого стола особенно известны были Парсифаль (Персиваль) и красавец Ланселот. Творил чудеса при дворе короля Артура волшебник Мерлин. Легенды артуровского цикла пересказывали в Европе многие авторы, но больше всех известен, пожалуй, француз Кретьен де Труа (XII в.).

С британских островов пришел на материк и сюжет о трагической любви Тристана и Изольды.

Славный королевич Тристан верой и правдой служил своему дяде, королю Корнуэлла Марку. Тристан совершил множество подвигов и сумел сначала победить давних врагов Корнуэлла - ирландцев, а затем и помирить обе враждующие много лет стороны. Король Марк повелел Тристану привезти ему ирландскую принцессу белокурую Изольду, о несравненной красоте которой Тристан много ему рассказывал. Ирландцы отдали Изольду в Корнуэлл, Тристан и Изольда случайно выпили вместе приворотного зелья и воспылали друг к другу неслыханной страстью. Тем не менее Изольда обвенчалась с королем Марком, после чего началась жизнь, мучительная для всех троих. Страсть боролась в душах Тристана и Изольды с чувством долга - верной супруги и верного вассала. Король Марк мучился подозрениями, но тоже любил Изольду и глубоко уважал доблестного рыцаря - своего племянника. После множества бед и мытарств, отчаянных безумств и кровопролития Тристан и Изольда погибли. Их похоронили рядом. «И из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст, зеленый и пышнолиственный, и, перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды... Трижды приказывал король срезать этот куст, но всякий раз на следующий день он являлся столь же прекрасным, как и прежде».

Из песен провансальских трубадуров. Гильом IХ, герцог Аквитанский, граф Пуатье (1071-1127)

(Cогласно легенде, стихотворение сложено герцогом во время тяжелой болезни. )

Желаньем петь я вдохновен О том, как горем я согбен: Не к милым доннам в Лимузен - В изгнанье мне пора уйти! Уйду, а сыну суждена - Как знать! - с соседями война. Рука уже занесена, Неотвратимая почти... Феод свой вновь не обрету, Но родичем тебя я чту, Фолькон Анжерский - Пуату, А с ним и сына защитит! Коли фолькон не защитит Или король не охранит, - Анжу с Гасконью налетит, У этих верность не в чести! Тогда от сына самого - Ума и доблести его - Зависеть будет, кто - кого! Мужай, дитя мое, расти! А я в содеянных грехах Пред всеми каюсь.Жалкий прах, В молитвах и в простых словах Взываю ко Христу: прости! Я ради наслаждений жил, Но Бог предел мне положил, А груз грехов, что я свершил, Мне тяжек стал к концу пути. Забыв и рыцарство и власть - Все, что вкушал и прежде всласть, Готов к стопам Творца припасть: Лица, Господь, не отврати! Прошу я каждого из тех, Кто помнит мой веселый смех, Роскошества моих утех: Когда умру, мой прах почти! Отныне мне не даст утех Ни беличий, ни куний мех. Мой графский горностай, прости! Из песен провансальских трубадуров. Гильом де Кабестань (конец XII в.) Когда впервые вас я увидал, То, благосклонным взглядом награжден, Я больше ничего не пожелал, Как вам служить - прекраснейшей из донн. Вы, Донна, мне одна желанной стали. Ваш милый смех и глаз лучистый свет Меня забыть заставили весь свет. И голосом, звенящим, как кристалл, И прелестью бесед обворожен, С тех самых пор я ваш навеки стал, И ваша воля - для меня закон. Чтоб вам почет повсюду воздавали, Лишь вы одна - похвал моих предмет. Моей любви верней и глубже нет. Я к вам такой любовью воспылал, Что навсегда возможности лишен Любить других. Я их порой искал, Чтоб заглушить своей печали стон. Едва, однако, в памяти вы встали, И я в разгар веселья и бесед Смолкаю, думой нежною согрет. Не позабуду, как я отдавал Перед разлукой низкий вам поклон, Одно словцо от вас я услыхал - И в горе был надеждой окрылен. И вот, когда доймут меня печали, Порою радость им идет вослед. Ужели ей положите запрет? Снося обиду, я не унывал, А веровал, любовью умудрен: Чем больше я страдал и тосковал, Тем больше буду вами награжден. Да, есть отрада и в самой печали.. Когда, бывает, долго счастья нет, Уменье ждать - вот весь его секрет. Ах, если б другом вы меня назвали! Так затрепещет сердце вам в ответ, Что вмиг исчезнет всех страданий след.

(Согласно легенде, в Гильома де Кабестань была влюблена жена его сеньора. Сеньор, догадавшись о любви своей супруги к поэту, воспевавшему ее в стихах, убил Гильома и приказал подать жене за обедом его зажаренное сердце. Узнав, чем ее накормили, несчастная покончила с собой. )

Из стихов немецких миннезингеров. Генрих фон Фельдеке (XII в.) Дни весенние настали, Я весною весела Я не ведаю печали, - Госпожа произнесла. - Всегда была мне жизнь мила. Вновь птицы мне защебетали. Пока душа не знает зла, Тоска меня смутит едва ли. Он мне понравился сначала. Мне служить он дал обет. Его я очень отличала. Теперь ему скажу я: «Нет!» Ему во вред был мой привет. Ему моих поблажек мало. Осрамит на целый свет! Пора мне проучить нахала! Он хуже глупого дитяти. Он приличий не постиг. Он вдруг разнежился некстати И домогался напрямик, Как неотесанный мужик,- Легко сказать! - моих объятий. Он в обхожденье груб, он дик. Обычных он лишен понятий. Ну, был бы он любезней малость! Вожусь я долго с ним, и что ж! Напрасна вся моя усталость! Когда бы только был похож. Мой рыцарь на других вельмож! Другим к лицу любая шалость. И все-таки, как он хорош! Он простоват... Какая жалость! К порочной он склонял усладе Меня сегодня и вчера. Он тщетно молит о награде. Столь безрассудная игра Не доведет нас до добра. Остался рыцарь мой внакладе. Одуматься ему пора. Он душу губит шутки ради. Из стихов немецких миннезингеров. Вальтер фон дер Фогельвейде (ок. 1170-1230) «О, госпожа, сердиться не надо. Верьте, учтив и приятен мой слог. А для меня и честь и награда - Если б я вам понравиться мог. Я женщин красивее вас не видал, Если же вы красоту с добротою Соединили в себе - я не скрою: Вы достойны высших похвал». «Что же, хвалите, если угодно, Видите, я уже не дитя. Тот, кто воспитан, может свободно Все мне сказать - и всерьез и шутя. Мне говорили, что я хороша, Но я бы хотела еще и другого: Быть женщиной в лучшем значении слова. При красоте важна и душа». «Я вам открою, что делать должны вы, Чем, как женщина, славиться впредь: Вы должны быть с достойным учтивы, Ни на кого свысока не смотреть. И, одного безраздельно любя, Принадлежа одному всецело, Взять в обмен его душу и тело, Я вам дарю их, - дарю вам себя». «Если не всех встречала приветом, Если была неучтива, горда, Я бы охотно исправилась в этом. Вы-то со мной любезны всегда! Да, вы мой рыцарь, и вот ваша роль: Я бы вас другом видеть хотела. А отнимать у кого-нибудь тело Я не хочу - это страшная боль». «О, госпожа, я готов попытаться, Мне приходилось терпеть и не то. Ну, а чего же вам-то бояться? Если умру, то счастливым зато». «Пусть умереть вам охота приспела, Значит, и мне - на смертное ложе? Я не хочу умирать, так чего же С вами меняться на душу и тело?» 

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Битва за историю не останавливается не на секунду. Но, в отличии от выдуманного Индианы Джонса, настоящие историки похожи скорее на экспертов из детективных сериалов.

Не в том смысле что сексуальные и постоянно пьют кофе, а в том что постоянно возятся со всяким мусором. Источники сложные. Вот пример описания 1170-х годов, оставленного Арно Гиламом де Марсаном:

«У рыцаря должна быть хорошая лошадь. Она должна уметь быстро передвигаться и выдерживать вес всадника вместе с доспехами и оружием – кольчугой, копьем и мечом. Седло, уздечка и нагрудная перевязь должны быть ей впору. Накидка не седле должна иметь ту же эмблему, что и само седло, и быть того цвета. Флажок на копье должен быть одного цвета с эмблемой на седле и накидке. У рыцаря всегда должна быть наготове вьючная лошадь для перевозки вооружения и доспехов. Оруженосцы, готовые оказать необходимую помощь, должны находиться неподалеку».
Остальные – изображения, орнаменты, статуэткм – часто не блещут правдоподобностью, и детальностью. Вся надежда на археологические находки. К счастью они есть. Ну а теперь короткая выжимка из десятков лет кропотливого труда:

1 Германский рыцарь XI века На рыцаре кольчуга старого образца с разрезами по бокам. Такие кольчуги носили в Германии более двух веков подряд. Кавалеристы носили кольчуги с разрезами спереди и сзади, а этот рыцарь – пехотинец. На голове у рыцаря шлем старого образца (так называемый, «шпенгельхельм»), у которого пластины приклепаны к рамке из железных полос. Назальная пластина у шлема отсутствует. Низ кольчужной шапочки не защищает шею спереди. Щит скопирован с рисунков того времени. Считается, что именно такие щиты были у германских рыцарей XI века, хотя археологам не удалось найти ни одного сохранившегося экземпляра.

2 Богемский пехотинец XI века Пехотинцы многих европейских стран отличались от рыцарей и наемников тем, что не носили почти никаких доспехов. Однако, у этого пехотинца мы видим шлем с назальной пластиной, защищающей от рубящего удара меча. Он отлит из единого куска металла. Заклепки по краю щлема предназначены для прикрепления кожаного или холщевого ободка на мягкой подкладке. Щит-«коршун», который мы видим у воина, вошел в употребление в XI веке, как у пехотинцев, так и у кавалеристов.

3 Польский тяжелый кавалерист XI века Поляки много раз сталкивались с германцами, так как находились под постоянной угрозой агрессивной политики императоров. На этом воине мы видим железные чешуйчатые доспехи. В руках у него щит, покрытый кусками кожи. Его позолоченный шлем спереди украшен декоративными пластинками. К седлу привязан короткий топор.

1. Германский рыцарь первой половины XII века Шлем рыцаря имеет заостренную и загнутую вперед верхушку типичную для того времени. Рукава кольчуги доходят до запястья. Однако, в отличие от большинства своих современников, у этого воина нет ножных доспехов. Пояс для ношения меча закрепляли на талии следующим образом: его раздвоенный конец просовывали в прорези на противоположном конце и завязывали на узел. Это способ ношения пояса был распространен в Германии повсеместно как в XII, так и в XIII веке.

2 Пехотинец из Лотарингии, первая половина XII века На воине надета короткая кольчуга с рукавами, доходящими лишь до локтя. В руках у воина круглый щит, на котором перекрещивающиеся ремни заменили металлическую планку для захвата, характерную для предыдущих образцов. Несмотря на повсеместное распространение щита-«коршуна», у пехотинцев тоже часто можно было видеть круглый щит.

3. Пехотинец из Вероны, 1139 год Этот городской пехотинец одет в кольчугу. Его облачение имеет некоторые черты итальянского стиля: верхушка шлема наклонена вперед, нижняя часть шлема вытянута для лучшей защиты затылка. Щит воина достаточно длинный, нижний конец имеет прямоугольную форму. Это одна из разновидностей итальянского щита, которую помимо итальянцев использовали лишь некоторые воины-мусульмане. Облачение этого воина качеством не хуже рыцарского. Лишь кольчужные поножи, надетые только на левую ногу, говорят о том, что перед нами тяжелый пехотинец, который во время боя поворачивался к противнику именно левой стороной.

1. Рыцарь-«министериал» Вольфрам фон Эшенбах Рыцарь Вольфрам фон Эшенбах происходил из семьи баварских рыцарей-«министериалов». Расширенные висячие рукава и «V»-образный вырез его сюрко можно встретить на многих изображениях того времени. Германские мастера часто делали на детали вертикальные желобки, укреплявшие металлическую конструкцию. Делали они это сознательно или выдавливали выемки просто для украшения, нам неизвестно. Лицо рыцаря полностью закрывает маска, приклепанная к надлобному краю шлема. Наверху шлема мы видим украшение в виде флажка с родовым гербом Эшенбахов. Исследователи не смогли точно установить, что было изображено на этом гербе: топор или цветочный горшок. Тело лошади защищает стеганая попона. Точки в углах стеганых ромбов, вероятно, являются заклепками.

2. Германский рыцарь 1200 года Изображение этого рыцаря скопировано с рисунка в рукописи «Энеида». Рукав кольчуги настолько длинный, что закрывает руку, образуя нечто вроде варежки. Ко внутренней части рукава, прилегающей к ладони, пришивали кусок ткани или кожи для облегчения захвата. На голове у рыцаря необычной формы кольчужный капюшон с прорезями для глаз, по-видимому, являющийся частью кольчуги, надеваемой под сюрко. В рукописи нет описания того, каким образом одевали подобное облачение. Возможно, кольчуга имела спереди удлиненный клапан, но он обычно закрывал лишь рот. Кажется, некоторые из таких клапанов привязывались шнурками у висков. Именно такой вариант показан на этом рисунке. В руках у воина широкий щит, распространенный среди германских рыцарей. На сюрко находится такое же изображение герба, как и на щите. Меч свисает с перевязи на запястье. Это достаточно редкий способ ношения меча. Чаще так носили булаву.

3. Лучник из Тюрингии, 1200 год У лучника нет никаких доспехов, кроме шляпы в виде котелка. Его оружие по размерам близко к большому луку. Колчан для стрел в форме колпака напоминает колчаны конных лучников- мусульман, а также колчаны восточно-европейских воинов. Головки стрел полукруглой формы. Вероятно, на лучниках Тюрингии сказывалась близость славянских границ и оказывали влияние военные традиции славян.

1. Савойский рыцарь, 1225 год Воин из королевства Арле, являвшегося частью империи Германии. В руках у воина одна из ранних моделей шлема с маской для лица. Этот шлем надевали поверх шапочки на мягкой подкладке и кольчужного капюшона и завязывали ремешками под подбородок. В наколенниках из твердой кожи делали дырочки по краям и пришивали к рейтузам. В руках у рыцаря типичный для германского воина щит, по форме близкий к треугольному.

2. Пехотинец из Арле, 1220 год На этом воине надета длинная кольчуга. На голове у него отдельная кольчужная шапочка с прямоугольной нагрудной частью. Такая форма отлетного клапана кольчужной шапочки была типичной для германских воинов. Она свидетельствует о германском влиянии, имевшем место на территории, все больше подпадавшей под власть Франции. Ношение шапочки отдельно от кольчуги было нехарактерно для того времени. Шлем воина состоит, вероятно, из двух половинок, а декоративная полоска посередине закрывает место из соединения. Однако, это лишь предположение. Шлем также мог быть изготовлен из одного куска металла. В руках у воина щит-«коршун» старого образца.

3. Граф Людовик Луз, 1216 год Рисунок скопирован с изображения на графской печати, где граф изображен в сюрко с жесткой плечевой вставкой. Чередующиеся красные и желтые полосы на сюрко и лошадиной попоне являются цветами родового герба. В данном случае попона закрывает лишь голову и переднюю часть туловища лошади. Такие «половинчатые» попоны встречались нечасто. На подлинной печати шлем изображен с украшением наверху. Но из-за порчи оригинала форма украшения не сохранилась.

1. Вальтер фон Герольдсек, епископ Страсбурга, 1262 год На этом рисунке епископ изображен в том виде, какой он, вероятно, имел, когда вел свое войско в бой. Поверх шлема вместо украшения надета митра, сзади которой видна накидка, хотя в то время чаще можно было увидеть шарф, повязанный вокруг шлема. Его сюрко имеет подкладку из трех рядов вертикальных пластин. На лицевой стороне видны головки заклепок, которыми пластины прикреплены к ткани сюрко. В руках у епископа одна из ранних разновидностей булавы с ребрами. Она изготовлена таким образом, что вся сила удара приходилась на малую площадь ребра. Несмотря на предсказание, что поднявший меч, от меча и погибнет», епископ вооружен мечом. Воины-прелаты, вооруженные мечами и копьями (реже булавами), часто изображались на рисунках летописей, а также в «Песне Роланда» архиепископа Турпина. На лошади мы видим кольчужную попону, накинутую поверх мягкой подкладки. Поводьями служит железная цепочка, которую труднее разорвать во время боя, чем кожаные поводья.

2. Германский пехотинец-горожанин второй половины XIII века Этот воин носит акетон на мягкой подкладке со стоячим воротником и длинными рукавами, доходящими до запястья, в районе которого они сужаются, образуя плотно прилегающие к руке манжеты. На голове у пехотинца простой формы шлем, под которым надета шапочка на мягкой подкладке. Топор с большим лезвием держали обеими руками, нанося удар во время боя. Другие воины из горожан имели на вооружении копья, мечи и щиты.

3. Конный арбалетчик второй половины XIII века У этого воина, как и у многих других, мы видим кольчугу, надетую под сюрко. Однако, на ногах у него нет никаких доспехов. Для удобства зарядки арбалета, рукава кольчуги доходят лишь до запястья. Во время перезарядки своего оружия арбалетчик слезал с коня.

4. Пехотинец из Нидерландов, вторая половина XIII века Один из многочисленных солдат-пехотинцев, служащих в качестве наемника или феодального воина. На пехотинце мы видим чешуйчатые доспехи. Такие доспехи в виде длинной рубашки с короткими рукавами без капюшона, состоящей из роговых, железных и медных чешуек, время от времени можно было видеть у воинов второй половины XIII века.

Рыцарь - тяжеловооружённый конный воин, носитель дворянской рыцарской традиции, восходящей ко временам андальского вторжения в Вестерос и тесно переплетённой с верой в Семерых . Рыцари занимают важное место в феодальном обществе и культуре Вестероса , стоя ниже лордов, но выше простонародья. Тяжёлая рыцарская конница является главным аргументом в любой войне Семи королевств , а подвигам и приключениям знаменитых рыцарей посвящены многие песни и книги. Рыцарь обязан служить образцом чести, отваги и благородства, служить королю и державе и защищать слабых - увы, далеко не все рыцари соответствуют этому идеальному образу.

К рыцарям обращаются «сир » (англ. ser ) . Звание рыцаря не является наследственным и не означает потомственного дворянства само по себе; законные дети рыцаря наследуют его фамилию, а в том случае, если сын рыцаря сам становится рыцарем, - и герб . Любой рыцарь может посвятить в рыцари любого человека, даже простолюдина, однако звание рыцаря требует немалых расходов - рыцарь обязан владеть дорогостоящим оружием, доспехами, несколькими лошадьми, вести соответствующий рыцарскому званию образ жизни, обычно связанный с военной службой и, в мирное время, турнирами .

В средневековой культуре рыцарство - не просто знак почести, как в нашем мире, когда королева Елизавета посвящает в рыцари Элтона Джона. Это род занятий, воинская профессия. Чтобы быть рыцарем, нужно богатство - как минимум, чтобы купить себе доспехи и лошадь, и у рыцаря есть обязанности. Рыцарь должен участвовать в сражениях, являться по призыву лорда, обучать и вооружать отряд латников. Некоторые люди физически не способны заниматься всем этим (Уиллас Тирелл , Сэмвелл Тарли), и они предпочитают карьеру септона , мейстера или просто лорда в своём поместье. Другим жизнь рыцаря просто неинтересна. Рыцарство также связано с религией, и по этой причине последователи Старых Богов не становятся рыцарями, даже если годятся в рыцари по всем остальным параметрам. Так сказал Мартин

История и распространение рыцарства

Рыцарь в латном доспехе и шлеме-бацинете. Иллюстрация Ruisma

Рыцарская традиция появилась во времена завоевания Вестероса андалами . Согласно летописям Долины Аррен - первой области Вестероса, завоеванной андалами, тяжёлая кавалерия, облачённая в доспехи, у андалов уже была, и андальские герои - например, Артис Аррен - носят в преданиях титул «сир». Серебряные доспехи и крылатый шлем Артиса Аррена делали его легко узнаваемым среди андальских воинов .

За пределами Вестероса рыцарство ассоциируется с выходцами из Семи королевств, сохранившими рыцарские традиции и веру в Семерых . На землях Вольных городов рыцари - эмигранты и потомки эмигрантов, бежавших за море по разным мотивам, - занимаются в основном наёмничеством, воююя то за один Вольный город, то за другой: так, Джорах Мормонт воевал на войне с браавосцами, а потом поступил на службу к Визерису Таргариену , а Осмунд Кеттлблэк служил в отряде Славных Кавалеров , воюя то за Лис , то за Тирош . В наёмном отряде Золотых Мечей служило пятьсот рыцарей .

Качества рыцаря

Рыцарь. Иллюстрация Jason Engle

Даваемые при посвящении в рыцари обеты, книги, песни, предания о знаменитых рыцарях создали в сознании вестеросцев идеальный образ благородного воина. На самом деле светлому образу «истинного рыцаря» соответствуют очень немногие носящие рыцарское звание. Проявление высоких рыцарских качеств вызывает у окружающих восторг и уважение, тогда как «ложные» рыцари, запятнавшие себя нерыцарскими поступками, пользуются дурной славой.

Рыцарь должен:

В песнях рыцари никогда не убивали волшебных зверей, таких, как, например, белые олени - только подходили и гладили .

Для рыцаря достойно добиваться славы и почестей, хотя бы и рискуя своей жизнью. Умереть, сражаясь за своего короля - славная смерть для рыцаря .

Рыцарь должен беречь свою честь. Недостойно обижать слабых и невинных; убеждение о том, что «истинные рыцари не причинят зла женщинам и детям» было не столь уж редким в Вестеросе . Считается, что ни один настоящий рыцарь не даст согласия на убийство женщин . Существуют рассказы о рыцарях и дамах, которые спали в одной постели, положив между собой меч - рыцарь таким образом демонстрировал, что не посягает на честь дамы . Рыцарь не должен целовать даму без её разрешения .

Клятва своей рыцарской честью священна , слово рыцаря многого стоит . Хороший рыцарь честен во всем и всегда говорит только правду, даже врагам . Запятнавший себя разбоем и насилием рыцарь может быть лишён рыцарского звания и предан смерти как обычный преступник

Если против конного рыцаря на поединок один на один выходит пеший противник, достойно спешиться . Позорно побеждать в поединке нечестным образом, например, убив под соперником лошадь ; намеренный проигрыш более высокородному и богатому противнику не считается достойным поступком, хотя и не приносит проигравшему позора . Бесчестно проиграть на турнире оружие и доспехи и не отдать их победителю, даже если это угрожает побеждённому потерей рыцарского звания . Пользование услугами шпионов и доносчиков позорит рыцаря .

Поскольку рыцари обычно сражаются верхом на коне, шпоры служат знаком рыцаря: о посвящении в рыцари говорят «получить шпоры» . Богатые рыцари и лорды могут носить золотые шпоры .

Пажи и оруженосцы

Оруженосец. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin

Подготовка будущего рыцаря начинается с раннего возраста. Начиная с возраста восьми лет и старше мальчиков отдают на воспитание в другую семью - дом лорда или родовитого рыцаря, желательно, прославленного воина. Эта практика совмещается с традицией брать воспитанников и заложников из других домов. Маленькие дети часто прислуживают взрослым как пажи (англ. page ) и виночерпии (англ. cup-bearer ), и это занятие считается почётным и достойным даже для выходцев из благородных домов. Например, Аддам Марбранд в детстве служил пажом в Утёсе Кастерли , а Мерретт Фрей - в замке Крейкхоллов . Уже в этом возрасте детей начинают обучать военному делу - сражаться деревянными мечами, обмотанными тканью , ездить верхом, упражняться с чучелами, кинтанами и кольцами.

Когда мальчик подрастает достаточно, чтобы брать его на войну - к возрасту двенадцати и иногда даже десяти лет - он становится оруженосцем (англ. squire ) того или иного рыцаря. Оруженосцы обязаны в походе ухаживать за оружием, доспехами и лошадями рыцаря, готовить пищу, следить за здоровьем рыцаря, одевать его в доспехи перед боем и тому подобное. Под началом рыцаря оруженосец должен получить представление о началах рыцарства, основах рыцарской чести, долга и верности; обучиться фехтованию, верховой езде и куртуазному этикету. В реальности всё зависит от того, какому рыцарю служит оруженосец. Так, Подрика Пейна его первые хозяева-рыцари научили чистить лошадь, выбирать камешки из подков и воровать еду, но владеть мечом не учили совсем . Напротив, Арлан Пеннитри , даже будучи нищим межевым рыцарем, обучал своего оруженосца Дунка держать меч и копьё, ездить на боевом коне, натаскивал его в геральдике и внушал максимы вроде «Истинный рыцарь должен быть чист и телом и душой» и «Всегда делай больше того, что от тебя ожидают, и никогда - меньше» .

Проявивший себя оруженосец может быть посвящён в рыцари к совершеннолетию , хотя некоторые, особо отметившиеся оруженосцы удостаиваются этой чести и раньше - Джейме Ланнистер , например, стал рыцарем на пятнадцатом году жизни .

Наличие оруженосца является для рыцарей вопросом престижа, и бедные рыцари, как Арлан Пеннитри , могут брать себе в оруженосцы бездомных мальчишек, обещав кормить, учить и в неопределённом будущем - посвятить в рыцари . Напротив, у богатых и влиятельных рыцарей и лордов может быть сразу несколько оруженосцев из благородных домов - например, у Самнера Крейкхолла было не менее четырёх оруженосцев, включая Джейме Ланнистера и Мерретта Фрея , а сам Джейме Ланнистер позже взял в качестве оруженосцев сразу троих подростков знатного рода - Льюиса Пайпера , Гаррета Пэга и Джосмина Пеклдона . Дружба между рыцарем и его оруженосцем и оруженосцами одного рыцаря завязывается на всю жизнь; иногда - как в случае Ренли Баратеона и Лораса Тирелла - она обращается в гомосексуальную связь .

Оруженосец вовсе не обязательно должен быть подростком. У Мандерли были оруженосцы в возрасте до сорока лет , и на трапезе для оруженосцев во дворе Белостенного преобладали старые бывалые воины . Такие люди не становятся рыцарями никогда - часто у них просто не хватает денег на собственные оружие, доспехи и лошадь, иногда они просто не испытывают желания стать рыцарями, предпочитая верой и правдой служить другим .

…как армейский сержант, который не испытывает желания становиться лейтенантом, а тем более генералом. Так сказал Мартин

Посвящение в рыцари

Помазанный рыцарь. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin

Любой рыцарь может посвятить любого другого человека в рыцари . Король может посвятить в рыцари любого своего подданного; не всякий лорд может посвятить кого-либо в рыцари, а только такой лорд, который сам является рыцарем. Иными словами, Бейлор Благословенный , будучи королём, мог посвящать людей в рыцари, а Эддард Старк , будучи лордом, но не будучи рыцарем - нет .

Обычный способ стать рыцарем - с детства и до шестнадцати-восемнадцати лет служить другому рыцарю в качестве оруженосца, проявив себя и доказав свое право стать рыцарем. Доблесть, проявленная в военной кампании, или успешное выступление на турнире для оруженосцев могут стать основанием для посвящения в рыцари. Это верно даже для людей, никогда не бывших оруженосцами, но проявивших себя на войне и вознаграждённых за это рыцарством: так, северянин Джорах Мормонт был посвящён в рыцари в качестве отличия за отвагу во время штурма Пайка в конце восстания Бейлона Грейджоя . Бывший контрабандист Давос Сиворт получил рыцарское звание в благодарность «за лук» - во время осады Штормового Предела он тайком провез в замок груз лука и рыбы и тем самым спас Станниса Баратеона и его людей от голодной смерти .

Отцы, дядья или старшие братья, будучи рыцарями, могут посвятить в рыцари младших членов семьи, рыцарь может посвятить в рыцари своего оруженосца, однако чаще это делает другой рыцарь - как можно более прославленный и известный, какого только удавалось найти, лучше всего рыцарь Королевской Гвардии , принц или сам король. Так, Джейме Ланнистер служил оруженосцем Самнеру Крейкхоллу , но посвящение принял от знаменитого рыцаря Королевской Гвардии Эртура Дейна ; Барристан Селми служил оруженосцем у Манфреда Сванна и был посвящён в рыцари королём Эйгоном V Таргариеном . Григора Клигана посвятил в рыцари принц Рейгар Таргариен . Все заслужившие рыцарство в битве на Черноводной - больше шестисот человек - были посвящены всего тремя рыцарями Королевской Гвардии : Бейлоном Сванном , Меррином Трантом и Осмундом Кеттлблэком , хотя в столице в этот момент находились многие тысячи менее знаменитых рыцарей .

Мартин сравнивает посвящение с получением диплома о высшем образовании в нашем мире:

Почему люди стремятся попасть в Гарвард, а не обходятся дипломом колледжа в родном городке? Очень престижно быть посвящённым в рыцари королём, принцем, одним из рыцарей Королевской Гвардии или какой-нибудь ещё знаменитостью. Получить посвящение в рыцари от брата - это как поцеловать сестру (Джейме Ланнистера и Таргариенов это сравнение не касается), а получить посвящение от уездного межевого рыцаря - это как парикмахерское училище закончить. «Корочки»-то вы получите, но на университетскую аспирантуру после этого замахиваться не стоит. Так сказал Мартин

Никто не запрещает рыцарю произвести в рыцари простолюдина или даже бастарда . Тем не менее, социальное давление обычно не дает корыстолюбивым рыцарям возможности посвящать в рыцари за деньги всех, кого им вздумается: рыцарская честь и высокий статус рыцарского звания имеют большое значение в обществе Вестероса, и запятнавший себя таким поступком рыцарь, а равно и те, кого он посвятил, легко могут оказаться изгоями . Тем не менее, такие прецеденты были: Дункан Высокий слышал истории о том, как рыцарства добивались взятками или угрозами, а рыцарское звание Глендона Флауэрса было куплено девственностью его сестры - безденежный рыцарь согласился посвятить юношу в рыцари в обмен на возможность переспать с девственницей . Однако Берик Дондаррион , руководствуясь своими идеалистическими воззрениями, посвятил в рыцари весь свой партизанский отряд - Братство без Знамён - от мала до велика и вне зависимости от наличия оружия и доспехов .

Помазание рыцаря. Иллюстрация Николь Кардифф (Nicole Cardiff)

Перед посвящением в рыцари посвящаемый обязан выстоять всенощную молитву в септе, от заката до рассвета. Небесным покровителем рыцарей является одна из семи ипостасей Бога - Воин, и будущие рыцари молятся ему, сложив меч и доспехи у изображения Воина и оставаясь в одной белой рубахе из некрашеной шерсти, символизирующей чистоту и смирение. В столице для этого может использоваться Великая Септа Бейлора , в походах посвящаемые могут провести ночь в ближайшей деревенской септе, какую только удалось найти .

Наутро посвящаемый обязан исповедаться септону и быть помазан, согласно обряду Семерых , семью елеями. В наилучшем случае исповедь и помазание принимает сам верховный септон , что придает посвящению особый престиж; так, например, сир Джорах Мормонт принял помазание от верховного септона . Прошедшие через этот обряд называются помазанными рыцарями .

В той же самой рубахе, босой посвящаемый проходит к месту посвящения, где в присутствии свидетелей становится на колени перед посвящающим рыцарем. Рыцарь обнажённым мечом, повернутым плашмя, легко ударяет по плечам посвящаемого, попеременно по правому плечу и по левому, произнося формулы обетов именем Семерых . Посвящаемый должен поклясться исполнять эти обеты .

- Раймун из дома Фоссовеев, - начал он торжественно, коснувшись клинком правого плеча оруженосца, - именем Воителя обязую тебя быть храбрым. - Меч лёг на левое плечо. - Именем Отца обязую тебя быть справедливым. - Снова на правое. - Именем Матери обязую тебя защищать юных и невинных. - Левое плечо. - Именем Девы обязую тебя защищать всех женщин… Межевой рыцарь

Полный текст рыцарских обетов в книгах не приводится, известно только общее содержание: «…быть истинным рыцарем, чтить семерых богов, защищать слабых и невинных, преданно служить моему господину и сражаться за свою страну» . Очевидно, в список обетов входят также какие-то обеты во имя Старицы, олицетворяющей мудрость и прозорливость, и Кузнеца, олицетворяющего здоровье, силу и стойкость, и - с куда меньшей вероятностью - обет во имя седьмого божьего лика - Неведомого. Неведомый олицетворяет смерть, и верующие в Семерых избегают упоминать его всуе.

Разумеется, многие посвящения совершаются вдали от септ, без свидетелей, в условиях нехватки времени, даже прямо на поле боя, поэтому посвящение сводится к ударам мечом по плечам коленопреклонённого посвящаемого и произнесению рыцарских обетов. Именно так рыцарское звание получили

Действие легенды о короле Артуре разворачивается в 6 веке нашей эры. Британия, тогда еще не ставшая Англией, раздираема гражданской войной. Бритты, сами когда-то захватившие острова, подвергаются набегам племен англов и саксов. Рекой льется кровь... И все ждут героя, который объединит королевство, утешит обездоленных и защитит слабых. Такими героями становятся король Артур и рыцари Круглого стола. История воцарения Артура хорошо известна - только ему удалось извлечь заколдованный меч из наковальни (в некоторых вариантах легенды - из камня), которую сотворил волшебник Мерлин.

Круглый стол

Став королем, молодой Артур влюбился в прекрасную Гвиневру, дочь короля Камелиарда. В приданое дочери король дал Артуру круглый стол из темного дерева. За круглым столом не мог появиться спор о почетности места. А эти споры постоянно вспыхивали при королевских дворах и провоцировали взаимные обиды. Аристократы кичились своей знатностью и претендовали на то, чтобы сидеть ближе всех к хозяину дома. За круглым столом все формально были равны, и Артур решил собрать за ним самых достойных рыцарей Европы. Волшебник Мерлин сделал так, что над каждым стулом загоралось имя того рыцаря, кто был достоин занять его. Только одно место должно было до времени оставаться незанятым - "Гибельное сиденье". Оно предназначалось для избранника, рыцаря, чистого душой и неподвластного земным порокам. Именно этот рыцарь впоследствии должен был добыть Святой Грааль. Любой другой не смог бы противостоять проклятию и невольно начинал приносить гибель окружающим, как это случилось с несчастным рыцарем Балином. Девизом всех рыцарей Круглого стола было: «Сила еще не есть справедливость, справедливость и есть сила». Главной целью сидевших за круглым столом было не повседневное совершение подвигов. Рыцари круглого стола имели другую главную цель - отыскание Святого Грааля.

Сколько всего было рыцарей?

Рыцари круглого стола были лучшими из лучших. Но сколько их было? Легенды и баллады о короле Артуре называют самое разное число - от 12 до 1600 человек. Томас Мелори, в 15 веке объединивший сказания о короле Артуре в 8 книг и создавший фактически энциклопедию Артуровских времен, говорит о количестве в 150 человек. Но какого же размера был в таком случае стол?

Если на одного рыцаря выделять метр поверхности стола, то путем нехитрых подсчетов обнаружится, что его диаметр должен составлять почти 48 метров. Комфортно ли разговаривать на расстоянии 50 метров? Артур и рыцари круглого стола должны были обладать очень громким голосом, чтобы докричаться до человека, сидящего напротив. К тому же непонятно, где можно было поместить предмет мебели такого размера. Но, поскольку это легенда, никто не задается вопросом правдоподобности. Вероятно, тех, кого называют «рыцари Круглого стола», было все же либо 12, либо 16 - согласно Вальтеру Скотту - либо 24, но не больше.

Рыцари

Из легенды в легенду повторяются имена лишь 12 рыцарей. Рыцари Круглого стола далеко не всегда вели себя идеально, как предписывали правила рыцарского этикета. Непобедимый Ланселот Озерный, воспитанник девы Озера, влюбленный в королеву Гвиневру, в конечном итоге стал косвенным виновником гибели Артура и всего королевства. Сэр Кей, молочный брат Артура - хвастун и задира. Мордред, племянник, а по некоторым легендам и сын Артура, убивает короля, хотя при этом и сам погибает. Но есть и другие рыцари Круглого стола, например братья Аргавейн, Гарет, Гахерис и Гавейн, безупречные во всем. Или сэр Галахад, сын Ланселота, нашедший Святой Грааль и вознесенный на небо.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии