Роспись по дереву: виды, советы и мастер-класс. Стили русской росписи (20 фото)

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Еще с давних времен изделия из дерева были не только предметом быта, но и оберегом для каждой семьи. Его ели, на нем спали, его вешали на деревянную дверь в виде защиты от злых духов. Сейчас роль деревянных изделий заключается в том, чтобы служить предметом мебели. Но не нужно забывать, что они могут стать отличным украшением вашего дома и наполнить его уютом, если правильно его использовать. Не многие знают, что деревянные вещи могут служить прекрасным материалом для росписи .

В этой статье мы расскажем вам, как самим можно наполнить свой дом прекрасными деревянными вещицами без услуг мастеров.

Для того, чтобы расписывать дерево нам понадобятся заготовленные деревянные изделия или деревянные вещи, в которые вы хотите вдохнуть вторую жизнь.

Как и у всех многошаговых действий у этого дела есть свой алгоритм:

  • Сначала делается деревянная заготовка.
  • Затем очищаем поверхность дерева от посторонних предметов при помощи щетки.
  • Шлифуем дерево наждачной бумагой, чтобы не было заноз.
  • Покрываем дерево грунтовкой, чтобы краска не впитывалась.
  • После того как заготовка высохнет можно наносить рисунок. Узор может быть самым разнообразным, от старинных орнаментов, до ультрамодных графических картинок.
  • После того, как краска высохла мы покрываем изделия лаком.

Перед тем как начать выполнять этот алгоритм мы должны подготовить необходимые материалы для росписи.

Материалы для росписи:

  • Деревянная заготовка. Ею может послужить любая не приглядная по вашему мнению деревянная вещица (посуда, доска, шкатулка).
  • Наждачная бумага.
  • Кисти разной толщины, в зависимости от рисунка.
  • Грунтовка.
  • Краски: Темпера, акриловые или гуашь (при использовании этого вида краски к ней нужно добавлять клей ПВА).
  • Лаки: нитрацелюлозный и художественный масляный.
  • Карандаш.
  • Палитра.

Также, мы научим вас расписывать самую обычную деревянную шкатулку.

Расписываем шкатулку.

  1. Берем шкатулку и шлифуем ее наждачной бумагой до тех пор, пока ее поверхность не станет гладкой.
  2. Покрываем нашу шкатулку грунтовкой для акриловых красок
  3. Пока наш грунт сохнет мы можем представить себе какой именно узор мы видим на шкатулке. Сразу лучше нарисовать рисунок на листе А4.Ели вы новичок в этом деле, вы можете взять уже чей-то готовый рисунок.
  4. Подбираем краски . Основную - в которую мы покрасим всю нашу шкатулку и краски для узоров.
  5. Когда вы убедились, что грунт высох, покрасьте шкатулку в краску, которую вы выбрали для основы. Подождите пока краска высохнет.
  6. Когда краска высохла начинайте наносить рисунок карандашом. Если вы новичок, не бойтесь показаться банальным, не нужно сразу же пускать в ход самые сложные элементы любой росписи. Начните с узоров попроще. Поверьте, круги и ромбики тоже могут прекрасно смотреться на этом изделии.
  7. После того как контуры нанесены вы можете наносить цветные краски, которые вы выбрали. Лучше всего здесь подойдут акриловые краски. Если за основу вы взяли темный насыщенный цвет, то для росписи лучше взять светлые, яркие краски. Используйте кисти разной толщины, в зависимости от формы и размера элемента.
  8. Чтобы предать шкатулке старинности вы можете использовать лак для кракелюра, который можно купить в любом художественном магазине. Его можно наносить только на боковые части шкатулки, где нет узора или рисунка, предварительно покрыв это место краской другого цвета.
  9. Чтобы создать эффект потертости вы также можете использовать остатки краски, наносить их следует на уже высохшую краску сухой кистью.
  10. В конце шкатулку можно покрыть лаками указанными ранее, так ее цвет сохранится дольше.

Когда лак высох - шкатулка готова. Она может служить отличным подарком или просто элементом декора вашей квартиры.


Казалось бы, художественной росписи уже не осталось места в прагматичном 21 веке, и ею можно любоваться теперь только в музеях. Однако до сих пор в России можно найти процветающие мастерские, которые сохранили древние традиции разнообразной художественной росписи и продолжают удивлять современных обывателей своим умением.

Жостово




Истоки жостовской росписи восходят к началу 19 века. В то время в нескольких соседних деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) возникали ремесленные мастерские, которые занимались изготовлением расписных декоративных изделий из папье-маше, покрытых лаком. Художники расписывали шкатулки, портсигары, сахарницы и металлические подносы. Постепенно количество производимых подносов увеличивалось, тем самым вытесняя прочие изделия.
Основными мотивами росписи являются цветочные букеты. В начале 20 века с приходом советской власти деревни объединили в артель «Металлоподнос», а мастерам пришлось туго, когда им навязывались новые сюжеты для рисования, диктуемые тогдашними тенденциями реализма. Однако художникам удалось сохранить свою самобытность, а жостовские подносы перешли их разряда бытовых предметов в декоративные панно, которые ценятся не только в России, но и за рубежом.

Хохлома





Хохлома зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Название промысла пошло от деревни Хохлома, куда свозили готовые изделия с близлежащих деревень. Основоположниками этой росписи по дереву называют старообрядцев, бежавших от нового церковного уклада. Именно они владели секретами «золотой» росписи по посуде.
Кстати в основе росписи находится не золотистый, а серебристый оловянный порошок. Сверху него наносят специальный состав, затем подвергают тепловой обработке, и только потом начинают расписывать. Основные мотивы хохломы – это грозди рябины, ягоды, листочки и цветы.

Гжель




Гжель называют визитной карточкой России в сфере прикладных ремесел. Считается, что гжель берет свое начало еще с 14 века. Одни утверждают, что название произошло от реки Гжелька (Гжолка), на которой стояла деревня, где проживали мастера. Другие считают, что «гжель» - это перефразированное слово «жгель», т. е. обжиг керамики. В 60 км от Москвы есть «Гжельский куст», который состоит из 27 деревень, где занимаются обжигом и росписью керамических изделий. Их расписывали синим кобальтом в два способа: надглазурный и подглазурный. Сначала рисунок наносился на влажную глину, а потом еще раз на глазурь. Промысел гжельской посуды процветал, т. к. богачи пользовались столовым серебром, а простой люд разнокалиберной грубой глиняной посудой. Со временем гжель стала доступной для всех слоев населения, но красоты и востребованности при этом не утратила.

Федоскино




Росписью лаками славится деревня Федоскино (Московская область). В 18 веке рядом с деревней находилась Лукутинская фабрика по производству лаковых козырьков для головных уборов. Затем она сменила направление, и 80 вольнонаемных рабочих занялись росписью изделий из папье-маше и дерева лаком. Удивительного свечения и блеска шкатулок и прочих миниатюр добивались путем «письма по сквозному». Так называлась техника, когда перед непосредственно самим рисованием на поверхность наносили тонкий слой сусального золота, перламутра. Самые популярные сюжеты для рисования связаны с жизнью простого народа.

Мезенская роспись





Как и многие другие народные промыслы, Мезенская роспись получила свое название от местности, в которой развивалась – в этом случае от названия реки Мезень, расположенной в Архангельской области. Техника, в которой работают мастера, восходит еще к древним славянским племенам. Основными орнаментами являются ромбы, крестики, солярные диски, повторяющиеся в определенной последовательности.
В мезенской росписи по дереву доминируют всего лишь два цвета – черный (сажа) и красноватый (охра). В основном наносят орнаменты на предметы быта: короба, прялки, ковшики. После разрисовывания утвари на нее наносят олифу, которая предохраняет рисунок от стирания и придает ей дополнительный блеск.
Многие современные художники продолжают заниматься старинными промыслами, привнося при этом нечто свое. Так художница из Ижевска

Деревянная посуда появилась в обиходе позже глиняной. Чашки, миски, черпаки с диковинными изгибами ручек, имитирующих шеи птиц, расписные ложки, туески для хранения ягод, лари, короба и остальные деревянные предметы быта в русской избе имели орнаменты, рисунки или резьбу. Для каждого уезда, губернии есть характерные черты рисунков, выделяющих их из многих других. Роспись по дереву можно схематически поделить на две основные категории – цветочные орнаменты и лубочные картинки (пейзажи и сюжеты народного быта).

Роспись по дереву можно схематически поделить на две основные категории – цветочные орнаменты и лубочные картинки

Не мудрствуя лукаво, мастера давали имя росписи по названию города, вблизи которого зародился этот стиль . Основными тонами росписи в русских селениях были чёрный, красный, жёлтый. Они характерны для техник орнаментов, появившихся раньше тех, в которых используется больше основных цветов и их оттенков.

Особенности мезенской росписи

Для мезенской росписи характерны изображения оленей и лошадей . Они прорисовываются тщательно, а изображение человека наносится чисто схематически. Каждый знак узора имеет в этой росписи своё толкование. Чтобы правильно составить рисунок изделия, необходимо знать, что значит то или иное изображение. Не все они могут органично сочетаться в одном рисунке.

Для мезенской росписи характерны изображения оленей и лошадей

  1. Движение солнца по небосводу олицетворяют красные кони.
  2. Небесные роженицы, дарящие жизнь всему на земле изображались в виде олених.
  3. Лебеди, утки, гуси символизируют души усопших родственников, охраняющих и предостерегающих членов семьи от скверны, помогающих в трудные моменты.
  4. Ёлки – символ мужской силы.
  5. Дерево жизни изображалось с корнями, спиралями, уходящими в подземный мир. Посчитав ромбы на стволе можно судить, сколько родов объединяет семья. Верхушку родового древа венчает знак небесного мира.

Эта роспись зародилась до крещения Руси, что явно прослеживается по языческой символике. Прялки с мезенской многослойной росписью можно увидеть в краеведческих музеях.

Галерея: роспись по дереву (25 фото)





















Северодвинская роспись: её особенности

Северодвинскую роспись можно назвать международной. К её северным корням со временем примешивались мотивы, привносимые перекочевавшими на север старообрядцами, поляками, торговым людом и ищущими лучшей доли крестьянами из других районов.

Северодвинскую роспись можно назвать международной

Распознать северодвинскую роспись можно, несмотря на использование в рисунке красного, жёлтого и чёрного цветов, по следующим характерным признакам:

  • Древо жизни, напоминающее диковинный цветок, где на венчающей его полусфере сидят два голубка. Подарок из древесины с таким мотивом преподносился молодожёнам в день свадьбы. Это древо имело на один лист больше, чем у родителей новоиспечённого супруга.
  • На рисунках могут присутствовать мифические существа – птица Сирин, русалки, грифоны.
  • Из животных северодвинцы изображали льва и медведя.
  • Рисунок делится на три части. В соответствии с представлениями о строении мира, он делился на изображения подземного мира, земли, и небесных сфер.

По многим параметрам северодвинская роспись сходна с пермогорской, ракульской, борецкой.

Роспись без религиозного подтекста

Матрёшки, деревянная посуда чаще украшаются в стиле полхово-майданской росписи. Она заключается в нанесении на древесину незамысловатого цветочного орнамента. В этой росписи нет определённых правил в сочетании цветовой гаммы. Единственное, что требуется – это получить яркую, дарящую радость, игрушку.

Подойдёт для украшения деревянных объёмных болванок и плоских поверхностей.

Петриховская роспись состоит из листьев, лепестков, ягод. Этот вид народного промысла радует яркостью красок.


Элементы полховской росписи сходны по технике нанесения с хохломской. Только строгих правил в подборе цветов и элементов рисунка в этом художественном промысле нет.

Хохломская роспись подчиняется общепринятым правилам русских народных ремёсел – используются жёлтый, чёрный, красный цвета. Один из них является фоном для рисунка, наносимого двумя другими цветами.

Хохломская роспись – это классика. В ней используются только три цвета, один из которых является фоном рисунка. Это может быть любой из используемых в русской традиционной росписи цветов. Они все контрастны друг к другу, что позволяет с наименьшими усилиями создать эффект 3D-эффекта. В этой росписи нет полутонов, только яркие насыщенные цвета.

Используя ту же технику мазкового нанесения, с разной степенью прижатия кисти к раскрашиваемой поверхности, можно воссоздать роспись гжель . Этот вид росписи отличается от хохломы и петриковской тем, что синий рисунок наносится на белую поверхность. Пожалуй, для новичка выбор одной из этих трёх росписей для начала своего творческого пути наиболее прост.

Как сделать точечную роспись шкатулки (видео)

Краски для классической росписи по дереву

Классические расписные доски, шкатулки, предметы быта при правильном подборе и обработке не меняют цвета под воздействием солнечных лучей, воздействия воды. С древних времён мастера использовали в работе темперную краску. Самый древний рецепт составления краски используется и современными профессиональными мастерами росписи по дереву. Особенность состава заключается в том, что краситель растирается на яичном желтке. Этот компонент является основой.

С древних времён мастера использовали в работе темперную краску

На некоторое время в производстве темперу пробовали заменять на более простые в обращении и дешёвые масляные краски. От этого опыта отказались очень быстро, что связано с такими характеристиками, как изменение цвета под воздействием солнца. Радикальный чёрный цвет, который должен быть угольного оттенка, изменялся под воздействие ультрафиолета. Приобретал зелёный, а порою жёлтый тон. Светлые краски наоборот темнеют. Вторым недостатком масляных красителей является их способность растрескиваться, отслаиваться. В народный промысел вновь вернулась темпера.

Виды темперной краски

Характеристики качественной темперы:

  • При работе она легко растворяется в воде;
  • Она однородная;
  • Даёт 100-процентное покрытие (рисунок не прозрачный);
  • После высыхания, размыть её водой не возможно;
  • Застывший слой не трескается, в отличие от масляных и акварельных красок;
  • При хранении в закрытой таре на ней не появится плесени, она не загустеет и не будет расслаиваться.

Состав темперы очень прост, всего два ингредиента – эмульсия (основа) и краситель. Процесс изготовления краски довольно трудоёмкий. Изготавливают темперу вручную, основа выкладывается на гранитную или мраморную поверхность, где и происходит её соединение с пигментом. Втирается сухой колер в клеевую или яичную основу курантом – хрустальным пестиком. Процесс длится до того момента, пока краситель не станет однородным по цвету и текстуре.

Внимание! Вместо хрустального куранта можно использовать аналогичный предмет, изготовленный их твёрдой древесины, камня. Противопоказано ингредиентам краски взаимодействие с металлами.

Готовые темперные краски

Название современной темперы созвучно с основой, на которой она изготовлена:

  • Яичная – в основе, изготовленной в промышленных условиях краски, используется искусственная эмульсия. Она состоит из яйца, растительного масла, лака на основе масла или скипидара.
  • Казеиновая краска изготавливается на основе сложного белка, добываемого преимущественно из молока животных. В состав казеиновой эмульсии входят масло и смолы. Качество этой темперы выше, чем у яичной.
  • Гуммиарабиковая названа по одному видов клеевой основы, используемой в изготовлении насыщенной цветом краски. Этот ингредиент может быть заменён на клей изготовленный их смол других плодовых деревьев. В наших широтах чаще используется вишнёвый клей.

Справка: Декстрин, полисахарид изготавливается из картофельного крахмала, является промежуточной стадией между крахмалом и глюкозой. Гаммиарабик означает камедь аравийская – это затвердевшая на воздухе смола акаций. Добывается из растений южных широт.

Название современной темперы созвучно с основой, на которой она изготовлена

Искусственные эмульсии красок для начинающих художников делятся на три основных категории ПВА, воскомасляная, акриловая.

Какие акриловые краски лучше выбрать для росписи по дереву

Наносить акриловую краску на увлажнённую древесину лучше в технике «Импасто», если необходимо раскрасить большой элемент рисунка. Но неразбавленным акрилом трудно сделать завитки и удлинённые листья в одно касание, как того требует народный промысел. От степени прилегания кисти на разных участках раскрашиваемой поверхности, зависит эффект лёгкости и воздушности цветочного мотива.

Матовая эмульсия служит основой краски, цвет ей придают пигменты. Для раскрашивания рисунков в народном стиле, потребуется акрил с высокой плотностью покрытия. При высыхании он не должен стать прозрачным. Из этого следует, что специализированная краска для нанесения рисунка на стекло не подходит. Равно как и краска для слоёного теста и росписи по матерчатой основе. Единственно верный вариант выбора – это приобретение краски для рисования по дереву.

Сколько сохнет роспись

Самый длительный срок высыхания у краски, которая используется в работе для создания основного фона. Это объясняется тем, что она должна создать идеально ровный тон, то есть накладывается более толстым слоем, чем сам рисунок. На высыхание акриловой основы, нанесённой на увлажнённую водой поверхность, уйдёт не более часа. Примерно столько же проходит и при нанесении темперы.

Небольшие элементы, нанесённые тонким слоем, высохнут почти моментально, более основательные мазки в течение 15-20 минут. Но это не относится к краске, которую пришлось разбавлять водой. Особенность акрила заключается в том, что вода заставляет сохнуть краску значительно быстрее.

Работать акрилом, вступившим в контакт с водой, необходимо очень быстро. Чем больше воды использовано для разбавления краски, тем стремительнее будет её высыхание.

Как раскрасить деревянную заготовку для разделочной доски: мастер-класс для начинающих

Подготовка доски заключается в пропитывании её картофельным крахмалом. Он скроет все небольшие дефекты доски и даст тонкий грунтовочный слой. Этот процесс можно упростить, покрыв доску олифой. При выборе в качестве орнамента северные мотивы, в которых тон не используется, можно применить в качестве грунта морилку светлого тона.

Раскрасить деревянную болванку можно гуашью. Эта техника доступна и для детей.

  1. Взяв лист бумаги для рисования, выделив на нём участок, соответствующий по размеру тому, который необходимо покрыть рисунком на древесине, нужно разметить участки самых крупных элементов декора. Очертив место их расположения, как это показано на рисунке.
  2. На втором этапе производится детализация изображения – прорисовка контуров.
  3. При помощи переводной бумаги, изображение переносится на подготовленную, обезжиренную, пропитанную картофельным крахмалом доску.
  4. Чтобы разные цвета не смешивались, можно взять выжигальный аппарат, сделать небольшие углубления по контурам. Такой контур будет препятствовать смешиванию краски. При работе оформительскими акриловыми красками можно заменить процесс выжигания нанесением контура и тонких элементов непосредственно через тонкий распределитель тюбика.
  5. После высыхания возвышающегося над поверхностью контура, его необходимо заполнить цветом.
  6. Завершающим этапом работы будет покрытие расписной доски лаком. Он наносится в 2-3 этапа. Каждый последующий слой ложится на тщательно просушенный предыдущий.

Внимание! Второй слой лака будет сохнуть в два раза дольше первого, так как он растворит ранее нанесённое покрытие. В результате получится монолитный, очень прочный лаковый слой.

Простые узоры для начинающих

Роспись по дереву не терпит мелких деталей и извилистых линий. Неровности краёв элементов воспроизводятся за счёт мазков полусухой кистью по увлажнённой поверхности.

Самыми простыми, но довольно эффектными можно назвать рисунки гроздьев рябины, цветы с незамысловатыми формами листьев.

Роспись по дереву не терпит мелких деталей и извилистых линий

Простейшие для рисования лепестки приобретут объём при затемнении их у серединки. Для этого достаточно сделать несколько штрихов-лучиков. Ягоды вообще рисовать просто. Трёхмерность рябиновым гроздьям придают чёрные точки завязи, произвольно расположенные на изображении ягод. Этот приём при создании серединки цветка делает рисунок «выпуклым».

Так же просто рисуются мелкие цветы, они схематически составляются из примерно равных точек. Располагаются мелкие элементы поверх крупных, это придаёт рисунку объём. Симметричность их расположения не важна. Больше внимания необходимо уделить расстоянию между параллельно расположенных длинных листьев.

Начинать свой творческий путь лучше с расписывания разделочных досок. Позже можно будет перейти и на изготовление расписных журнальных или детских столиков, что будет не просто ошеломляющим подарком, но и необходимым элементом интерьера.

Роспись дощечки гуашью: мастер-класс (видео)

Одним из старейших видов творчества и рисунка считается роспись по дереву. Данный способ декорирования был широко распространен на Руси, с помощью красок расписывали деревянные доски, оформляли панно, подносы и шкатулки. Чтобы научиться самостоятельно декорировать деревянные предметы, нужно лишь изучить основные техники росписи.

Данный вид декоративно-прикладного искусства передавался из поколения в поколение. Взрослые вместе с детьми изображали оригинальные узоры по народным мотивам, которые позже обрамлялись в рамы. Популярным считалось декорирование с помощью росписи различных предметов интерьера. В таком виде дошло данное искусство до сегодняшних дней, когда декоративной росписью по дереву украшают мебель, посуду, игрушки, музыкальные инструменты.

В качестве материала для работы мастера используют красящие составы разного назначения. По дереву можно рисовать гуашью, акрилом, акварелью и даже маслом. Изготовить самостоятельно красивую расписную доску для нарезки продуктов не составит труда даже ребенку: весь процесс состоит из подбора рисунка, его перевода на поверхность, постепенного разукрашивания. Немаловажным считается достигнуть правильного сочетания цветов, чтобы досочки выглядели гармонично.

Техники росписи бывают трех видов:

  • Хохлома – характеризуется черным фоном, а также желтым и красным цветами, где изображаются причудливые цветы.

  • – основные мотивы составляют рисунки, посвященные городским сценкам, былинам и цветочным композициям.

  • – вид рисования по дереву, основными сюжетами которого являются орнаменты и кони.

Чтобы научиться выполнять роспись по дереву, необходимо ознакомиться с основными приемами, о которых можно узнать в следующих разделах.

Как расписать кухонную доску акриловыми красками?

Самым удобным материалом для знакомства с народным творчеством и освоения техники являются акриловые краски. Они обладают достаточной густотой, их можно смешивать для достижения эффектного изображения. После росписи деревянной доски такими красками покрывать поверхность лаком необязательно, потому как акрил создает прочную защитную пленку.

Для работы потребуется:

  • разделочная кухонная доска с гладкой плоскостью;
  • указанные краски необходимых цветов;
  • кисточки;
  • трафареты для росписи.

Выбирайте качественные художественные акриловые краски, которые имеют достаточную густоту – именно так рисунок будет насыщенным.

Поверхность доски должна быть ровной, если на ней имеются выступы – рекомендуется применить наждачную бумагу и зашлифовать плоскость дерева . После этого мастера рекомендуют пропитать основу белым акрилом для того, чтобы последующие эскизы ровно легли на доску. Пока заготовка будет сохнуть, необходимо перевести рисунок на дерево, как это сделать можно узнать в последнем разделе данного материала.

Особенность полученных после росписи изделий в том, что они обладают ярким и насыщенным цветом. Начинать расписывать доску необходимо с крупных элементов рисунка, постепенно переходя к более мелким деталям. Чтобы выделить отдельные детали изображения, раскрасим их тонкой кистью черным или белым цветом.

После рисования по дереву акриловыми красками изделие необходимо тщательно просушить. Следующим этапом станет лакировка доски, если предполагается дальнейшее применение изделия по назначению. Если готовый результат будет выполнять только декоративную функцию, то покрывать лаком доску не нужно — роспись акриловыми красками будет самостоятельно держаться на дереве.

На видео: роспись разделочной доски акриловыми красками.

Роспись дерева акварелью и ее особенности

Технология росписи деревянных оснований акварелью подразумевает быстрое нанесение краски на поверхность. Некоторые утверждают, что акварель совсем непригодная для таких покрытий, потому как обильное намокание дерева приводит к его порче. Исправить ситуацию и научиться правильно делать роспись по дереву акварелью можно – необходимо всего лишь подобрать грамотную технику.

Для начинающих роспись акварельными красками не должна быть сложной процедурой, потренироваться можно на деревянных заготовках в виде матрешек. После перевода рисунка необходимо провести 1 раз мокрой кистью по тому участку заготовки, который нужно разукрасить. Делается это для лучшего сцепления краски. Поэтапно сначала разрисовывают большие участки, после чего придают цвета деталям.

Использование акварели по дереву имеет ряд особенностей:

  • способность создавать легкие и воздушные изображения, оснащая их тенями и цветовыми переходами;
  • отсутствие рельефности мазка, чего не скажешь про раскрашивание деревянных оснований акрилом или масляными красками;
  • нарисованное на дереве акварелью лицо наиболее точно правдиво передает оттенки;
  • возможность смешивания акварели с другими видами красок для росписи по дереву.

Готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком. Акварелью также украшают фоны на панно, ведь данная краска – пигмент, разбавленный водой, который наиболее оптимально подходит для больших участков.

Гуашь для росписи как альтернатива

Разделочная досточка для кухни – один из практичных предметов регулярного обихода. Чтобы данная принадлежность ежедневно радовала глаз, ее рекомендуется расписать, сделать это можно гуашевыми красками по дереву. Такой красящий материал имеет схожесть с акрилом, однако по насыщенности немного проигрывает.

Роспись по дереву гуашью состоит из таких этапов:

  1. Шлифовка доски. Если поверхность изделия была недостаточно ровной, ее необходимо отполировать наждачной бумагой.
  2. Защита структуры. Если доска не имеет лакового покрытия, ее необходимо обработать морилкой.
  3. Грунт. Для этого используется акрил любого подходящего цвета. Деревянную доску стоит аккуратно покрыть краской без пробелов. Это будет способствовать легкому и быстрому раскрашиванию.
  4. Рисунок. После перевода изображения или самостоятельного рисования необходимо приступать к росписи на доске. Для начинающих лучше выбирать простые орнаменты или цветочные мотивы. Прежде чем раскрашивать дерево гуашью, можно добавить в баночку немного клея ПВА для лучшего сцепления.
  5. Лакировка. После окончания процесса, рекомендуется вскрыть изделие лаком. Можно использовать любой состав, которые есть дома, однако наиболее подходящим считается акриловый лак без запаха.

Мастер-класс, представленный ниже на фото, рассчитан на людей, не имеющих навыки в росписи кухонных досок. Роспись по дереву приносит удовольствие, а полученный результат приводит в восторг всех окружающих.

Наносить лак на готовое изделие необходимо в несколько слоев, но после полного высыхания предыдущего слоя. Кухня – место, где постоянно воздействует влага, поэтому данный этап считается обязательным.

Методы перевода рисунка на основу

Некоторые любители рисовать по дереву только с опытом начинают самостоятельно изображать картинки на дереве. Начинающим такое занятие не под силу, поэтому встает вопрос, какие существуют способы перевести картинку на деревянную основу? О них подробнее можно узнать ниже:

  • Копирка. Данный метод считается самым простым – для него необходимо наличие обычной темной или (в случае черной основы) белой копирки. Распечатанный лист накладывается на копирку, под которой размещена заготовка из дерева. С помощью ручки, рисунок обводят по контуру полностью. В итоге на заготовке образуется изображение, которое можно разрисовать. Полученное расписанное изделие отличается аккуратностью.

  • Калька. Чтобы роспись имела красивые границы, можно воспользоваться калькой. Для этого ее накладывают на подготовленный рисунок и обводят его по контурам. Далее лист переворачивают и обильно натирают графитом. После этого кальку накладывают на дерево и острым предметом обводят изображение. С помощью такого метода реально нарисовать даже самые сложные узоры.

  • Мыло. Способ аналогичен предыдущему, однако хорош, когда шаблоны для росписи переводятся на черную поверхность. Необходимо повторить те же операции, только натереть кальку не графитом, а мылом.

Для оттачивания мастерства специалисты рекомендуют использовать разные техники росписи на дереве. Неплохо рисовать и на бывшей деревянной основе под поднос, на шкатулке или других вещах. Полученные изделия можно дарить в подарок или украшать ими дом.

Мастер-классы по росписи дерева (2 видео)

Разные варианты и идеи (30 фото)




































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Корсаковская средняя общеобразовательная школа

Корсаковского района Орловской области

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Художественная роспись по дереву

«Городец»

Работу выполнила:

ученица 9 класса

Данилина Светлана.

Руководитель проекта:

учитель технологии

Т.И. Воронина

Корсаково 2015-11-20

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1.История росписи дерева …………………………………………………..............5

2.Виды росписи ……………………………………………………….......................8

3. Цветовой круг…………………………………………………………………….13

4.Банк идей и предложений………………………………………………………...14

5.Дизайн – анализ…………………………………………………………………...16

6. Выбор материалов, инструментов и приспособлений………………………..16

7. Технология росписи………………………..……………………………………19

8.Экологическое обоснование………………………………………………...........20

9.Экономическое обоснование…………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….....23

Список используемой литературы……………………………………………..….24

Введение

Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.

Во многих местах сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а, нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» - работа в помещичьих мастерских (например, мстерская белая гладь). Иные родились из городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий.

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства следует считать роспись. Вполне понятно желание украсить росписью немудреную деревянную посуду. Роспись не только украшала посуду, но и предохраняла ее от вредных действий влаги. Роспись естественными природными красками была дешева, доступна и красочна.
Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции.

От древних ремесел унаследованы классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило её рисунками растительных мотивов и приёмами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники окраски изделий, каждому центру народных промыслов присуща своя цветовая гамма и стиль орнамента.

Проблема: Низкая популярность и забывание народных промыслов как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства.

Цель проекта: изучить виды художественной росписи по дереву и выполнить изделие в подарок.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

    Изучить виды художественной росписи;

    Подготовить деревянную заготовку (разделочная доска);

    Расписать заготовку в технике «Городецкая роспись».

История росписи дерева

История развития традиционной росписи уходит далеко в прошлое. Первые пещерные рисунки появились на заре человеческой истории. Как предполагают ученые, они играли роль мишеней в тренировках охотников, были предметами бытовой магии, культа или рассказами.

Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности. Уже в те времена, когда человек пользовался каменными орудиями, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных, передавая тем самым свои представления о мире.

К той же эпохе, отдаленной от нас тысячелетиями, относится и зарождение искусства живописи. Весь мир поразили открытые в свое время рисунки первобытного человека, найденные в глубинах темных труднодоступных пещер. Эти рисунки были выбиты примитивным каменным орудием в толще твердых скал при свете факелов или жировых светильников.

Силуэтные изображения животных, сцены охоты были исполнены выразительно, реалистично, с тонко схваченными деталями. Выразительность этих рисунков настолько велика, что и после открытия наскальной живописи наши современники долго отказывались верить в то, что первобытный человек так чувствовал форму, объем и колорит.

Образцы наскального изобразительного искусства были найдены в пещерах Альтамиры в Испании, в Пиренеях во Франции, в горах Тассиля пустыни Сахары. В нашей стране подобные произведения первобытного искусства открыты в Карелии, в Средней Азии, на Урале и на Кавказе.

На протяжении многих веков искусство живописи продолжало развиваться и совершенствоваться, так как каждое новое поколение художников, перенимая его от отцов, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, добавляло что-то новое, свое.

По законам целесообразности и красоты издавна создают народные мастера вещи, окружающие человека: гончарную, деревянную - резную и расписную посуду, прялки, которые в течение столетий были постоянной принадлежностью женского труда; ткацкие станы, трепала для льна и т. д. Подлинной художественностью обладают конструкции и декор жилых и хозяйственных построек, мебель и оформление интерьера.

Во всем, что выходило из рук народного мастера, в сделанном для своей семьи, для подарка или на продажу, нашел замечательное выражение опыт многих поколений в обработке различных материалов: дерева, глины, шерсти, металла и др. У разных народов вещи приобретали разные формы, отражая местные особенности жизни и природных условий, а в связи с этим - эстетические представления.

Со временем значение расписанных вещей, как предметов бытовой магии, утрачивается, и возрастает их эстетическая роль. Развиваются промыслы, каждый из которых отличается особыми приемами и мотивами. Наиболее благоприятными условиями для развития промысла, являются близость к торговым путям, оседлый образ жизни и стабильность.

Вместе с тем показательно, что у разных народов содержание художественных предметов, восходящее к глубокой старине, имеет много общего, так как выражает добрые пожелания молодой семье, оберег от враждебных сил, добрую магию, связанную с ведением хозяйства.

Красота в народном искусстве неразрывно связана с добром. Эстетическое и этическое содержание вещи живут вместе, наполняя ее особой человеческой значительностью, несмотря на примитивные подчас формы. Возникли разные виды народного искусства в различное время. И каждый создал свою традицию, постоянно отбирая и отшлифовывая лучшее в творчестве мастеров, передавая его новым поколениям.

Направления росписи по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую (живописную). Традиционная развивалась в основном в деревнях на своей исторической родине. Ёе отличает простота, лаконичность, близость к народным корням.

К современным художественным промыслам росписи по дереву относятся: хохломская, городецкая, полхов-майданская, мезенская, загорская роспись, изготовление токарных игрушек с росписью.

Виды росписи

Роспись следует считать - одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Вот некоторые из них.

Мезенская роспись

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба, сундуки и ковши широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

В Архангельском крае, долгими зимними вечерами русские люди претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования. Прежде всего, мезенская роспись - это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки - это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Городецкая роспись

Один из традиционных декоративных промыслов - городецкая роспись - сложился с середины 19 века в окрестностях Городца, основанного еще в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области. Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Сложился и свой прием росписи - сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалевок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» - когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.

В процессе того, как промысел набирал обороты (а к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители из почти десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами: появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» за самоваром и «гуляния».

В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику «Городецкая роспись». Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами.

Хохлома

Хохлома - старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошёл от иконописи. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла – олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растёртого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. В
последствии, с появлением более дешёвого олова, этот способ перешёл и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.

Цветовая гамма хохломской росписи:

Основные цвета: красный, черный, золотой;

Вспомогательные цвета: зеленый, желтый.

Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» (красным и черным цветом на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». «Травка» - это роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись «под листок» состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись «под фон» строится на крупном золотистом рисунке, на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи «под фон» является роспись «кудрина» - пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась «верховая» роспись, так как роспись «под фон» более сложная. Эта роспись («под фон») стала популярной во второй половине XIX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее ее использовали в основном на дорогих подарочных изделиях.

Полхов-майданская роспись

Полхов-майданская роспись возникла в недавние времена в
южном Вознесенском районе, где в 1920-1930 годы было налажено
производство расписных выточенных на токарных станках игрушек -
свистулек, матрешек, бочат, яиц, балалаек, грибов, самоварчиков, которые были названы весело и ласково "тарарушками".

Село Полховский Майдан, ставшее в 50-е годы центром нового промысла, получило широкую известность. Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим базарам России. Они сразу же полюбились детям своим заразительным наивом и свежим восприятием мира, где бегут по небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют радостные птицы.

Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.

Цветовой круг

Знание того, как составлять и использовать цвета, является решающим для успешной работы. Одним из важных инструментов художника является цветовой круг. Он представляет собой упрощенную версию спектра, замкнутого в круг. Он систематизирует основные первичные цвета - красный, желтый и синий и вторичные цвета - оранжевый, зеленый и фиолетовый, из которых составляются все другие, включая серые и коричневые.
Основные цвета являются равноотстоящими на цветовом круге. Основной цвет - это цвет, который не может быть составлен из других цветов.
Вторичный цвет получается смешиванием двух основных. Так, синий и желтый дают зеленый, красный и желтый дают оранжевый, а красный и синий дают фиолетовый.
Производный цвет получают смешиванием основного с расположенным рядом с ним на цветовом круге вторичным цветом.

Теоретически, смешивая основные цвета в различных пропорциях, вы можете получить все другие цвета. На практике все не так просто, потому что в красках используются пигменты, не такие чистые, как свет. Согласно упрощенной теории цвета, синий и желтый дают зеленый, однако, смешивая первые попавшиеся желтые и синие можно получить совершенно разные результаты. Например, ультрамарин синий имеет красноватый оттенок, а лимонный желтый имеет зеленоватый оттенок - в комбинации они дают грязный зеленый. Для составления чистого зеленого важно выбрать цвета, чтобы получить конкретный оттенок.

Банк идей и предложений

Из всего многообразия различных техник росписи по дереву можно выделить несколько вариантов росписи разделочных досок.

Вариант № 1 Вариант № 2

Вариант № 3 Вариант № 4


Вариант № 5 Вариант №6

Вариант №7


Дизайн-анализ

Анализ идей

Критерии отбора

1

2

3

4

5

6

7

1. Оригинальность

2. C ложность темы

3. Творчество

4. Актуальность

5. Потребительский спрос

6. Интерес

Всего

Из проведенного дизайн – анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний момент наиболее интересна Городецкая роспись и роспись в технике Хохлома.

Вариант №1 (городец) Вариант №2 (хохлома)

Выбор материалов, инструментов и приспособлений

Для того чтобы выполнить любой вид росписи нам потребуется:

Деревянные заготовки (в кругах художников по дереву они называются - «бельё» - от слова белый, чистый).

Заготовок великое множество, это: доски, яйца, посуда (миски, тарелки, кружки, ложки, супницы и т.д.), матрёшки, шкатулки, заколки и браслеты, оклады для икон, предметы мебели. Всё, что душе угодно.

О
сновной материал для росписи - краски . При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для городецкой росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.

Инструменты

Основной инструмент мастера росписи - кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров.

В Городецкой росписи нам, как минимум, понадобятся такие кисти:

· круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской).

· круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски.
· плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.

Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внешнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий - он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве “тычка”, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.

Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.

Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы - олифа, лак, мастика - придают изделию дополнительный декоративный эффект.

Обработка изделия лаком - тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий!

Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Это лак прозрачный, достаточно светлый, но придает росписи некоторую желтизну. Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в горячей духовке - лак вздуется. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.

При нанесении лака, как тампоном, так и кистью на поверхности образуются маленькие пузырьки из-за того, что из пор древесины выходит воздух. По мере высыхания часть из них исчезает, а некоторые остаются. Их особенно трудно ошлифовывать. Чем более разбавленным будет лак, тем меньше будет пузырьков. По мере увеличения слоев лака, каждый последующий слой должен быть тоньше предыдущего.

Технология росписи

1.Деревянные заготовки шлифуют наждачной бумагой. Это делается для того, чтобы краска легла ровным слоем. Заготовки: разделочные доски, солонки, чашечки выбираются без сучков, ровной гладкой поверхности.

2. Гуашь для росписи покупать лучше отечественных фирм «Гамма», «Луч». Для росписи используют 6 основных цветов + белая и чёрная краска.

3. Кисти для росписи № 1-2 и № 6-8.

4. Лак для покрытия работы.

Этапы росписи.

Прежде чем расписать любое деревянное изделие, нужно пройти несколько этапов ее выполнения.

Первый этап : подобрать разделочную доску.

Второй этап : Рисуем эскиз карандашом на альбомном листе, не забывая о традициях в городецкой росписи.

Третий этап : По готовому рисунку выполняем подмалевок гуашевыми красками.
Четвертый этап : Наносим на подмалевок «тенёвку» более темными цветами.
Пятый этап : Последний этап при выполнении эскиза “оживка”. Наносим белым цветом приписки, оживляем работу.

Шестой этап : Точно при такой же последовательности наносим рисунок на изделия, затем начинаем его расписывать гуашевыми красками. Завершаем работу, покрываем лаком.

Техника безопасности при выполнении работ

    При росписи изделия следить, чтобы краски не касались поверхности кожи;

    При выполнении лакокрасочных работ необходимо одеть спецодежду;

    Работы проводить в хорошо проветриваемом помещении;

    По окончании работы убрать рабочее место.

Санитарно- гигиенические требования

1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Каждые 1–1,5 ч глазам необходим 30-минутный отдых.

4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.

Экологическое обоснование

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы.

Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса.

В работе использовались краски акриловые, кисти из натуральных волокон, деревянные разделочные доски, шкатулки, тарелки, лак. В работе учитывались экологические вопросы, т.е. выполнялись работы из экологически чистых (натуральных) материалов, не причинив никакого вреда природе.

Экономическое обоснование

Используемые материалы

Цена

(руб)

Расход

Набор кистей

1 шт

Краски гаушевые

1 шт

Лак

1 шт

Деревянные заготовки (доска)

1 шт.

Всего:

426 руб.

Затраты на оплату труда:

30% от затрат на материалы = 127,8

Затраты на электроэнергию =0, т.к. работа выполнялась в дневное время.

Себестоимость = сумма всех затрат = 553,8

На рынке такая работа стоит около 1300 рублей, таким образом, выгоднее будет сделать самой. Разделочные доски и все изделия, расписанные своими руками, очень ценятся на рынке. Их можно использовать в качестве подарка к любому празднику.

Разделочная доска удобная, доступная и необходимая вещь для каждой кухни! Готовьте с удовольствием!

Заключение

Роспись по дереву - это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву возрождается.

Украсить росписью по дереву можно практически все. Это может быть посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни, браслеты, бусы, серьги, игрушки. Расписывать также можно деревянную мебель, деревянные скульптуры.

Роспись по дереву - это очень интересное и увлекательное хобби.

Приобретенные знания помогут в будущем.

Список используемой литературы

1.Аверина В.И. Городецкая резьба и роспись. - Нижний Новгород, 2006

2.Маврина Т.А. Городецкая живопись. - СПб., 2001

3.Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. - М., 1999

4.Энциклопедический словарь. Т.1. - С. 351-359

5.Емельянова Т.И. Хохлома. -- Л.: Аврора, 2004.

6.Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. -- М.: Высшая школа, 2007.

7.Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. -- М.: Легкая и пищевая промышленность, 2007.

8.Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. -- Л.: Лениздат, 2008.

9.Махмутова Х.И Роспись по дереву. -- М.: Просвещение, 2004.

10.Рогов А.П. Кладовая радости. -- М.: Просвещение, 2007.

11.Осетров Е.И. Живая древняя Русь. -- М.: Просвещение, 2006.

12.БСЭ. Изд. 3-е. -- М.: СЭ, 1970-1978.

13.Города России: энциклопедия. -- М.: БРЭ, 2008.

14.Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М., 2007.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии