Психотерапия не помогает. Почему психотерапия помогает

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Весь день перевариваю свежую (это сарказм) мысль о том, что психотерапия помогает не всем.

« Как же так, мне же она помогла».

Терапия начинается, когда« вот так жить дальше» становится болезненней, чем меняться. А меняться очень больно, поэтому нормальные люди предпочитают это лишний раз не делать.« Прежде чем будет достигнут терапевтический эффект, напряжение, вызванное конфликтом, должно быть болезненнее для индивида, нежели стресс от попытки разрешить этот конфликт», - пишет Карл Роджерс.

А потом всегда есть шанс сбежать и вернуть все« как было», тем более, что окружение в целом готово поддержать тебя в том, чтобы ты не менялся и оставался привычным.

Это напоминает анекдот про« Сколько психотерапевтов надо, чтобы заменить лампочку?». Естественно,« один, если лампочка готова меняться».

Некоторые психотерапевты до сих пор допускают три популярные ошибки.

(Ну, вы понимаете, что я настолько велик, что сейчас буду разоблачать мифы о психотерапии не у клиентов, а у самих терапевтов).

Первая - что терапия приносит облегчение, и в этом ее задача.

« Можно долго ходить к психотерапевтам? Ну, вообще всю жизнь. Мы же всю жизнь чистим зубы. Каждый день. Каждый день моем полы. Подавленные эмоции - это экскременты души. Душе нужно постоянно проходить катарсис, очищаться. Это нормально», - из интервью одного психолога.

Когда я начал консультировать и осваивать психотерапию, я был уверен, что владею средством исцеления, и чувствовал собственную силу, когда помогал клиентам погрузиться в их чувства. Несмотря на мои злоключения с рядовым первого класса Джонсом, а также на многие другие, я поверил в то, что катарсис - это ключ к эмоциональному и ментальному здоровью. Мне казалось очевидным, что задача психотерапии состоит в том, чтобы добраться до подавленных эмоций и вызвать их разрядку.

Все-таки, это лишь часть правды обо всех нас, но, чтобы понять насколько ограничена эта правда, мне понадобилось еще десять лет...

Как я теперь понимаю, эмоции открывают очевидный доступный путь к субъективному. Наши чувства, очевидно, возникают на такой глубине, на которую не так легко проникнуть рациональности, объективным измерениям или сознательным намерениям. Они свидетельствуют о наличии коллизий и устремлений, которые мы даже для самих себя можем вербализовать или объяснить лишь частично. Так что такой знакомый, стереотипный вопрос психотерапевта« Что вы чувствуете?», конечно же, направлен туда, куда надо. Трудность состоит в том, что его используют не в меру, и те, кто его задает, иногда принимают дверь за целый мир, который лежит за ней.

Что это за мир? В этой книге я по-разному пытался назвать его, определить, прикоснуться к нему. Выглядит это так, как будто я вынужден указывать на него не прямо пальцем, а левым локтем или даже правой ягодицей.

Субъективность, неосознаваемое, наш глубочайший центр - вот некоторые из ориентиров в этом мире, но то, к чему они ведут, исчезает где-то вдалеке.« Палец, указывающий на луну, - еще не луна». Все же существует достаточно много общего
между этими понятиями и другими терминами и концепциями, и я чувствую, что теперь я лучше понимаю, что ищу.

Дж. Бьюдженталь« Искусство психотерапевта»

Вторая - кто инсайт это круто, и инсайт меняет все. Этим болеют как фрейдисты, так и гештальтисты. Особенно гештальтисты, конечно, они очень любят фокусы, когда человек« все понимает» в течение пары минут.

Ну и мой любимый фрейдист от меня постоянно ждал инсайтов. (Так и не дождался!). Вернее, у нас были небольшие разногласия по этому вопросу - насколько они вообще возможны. Моей стратегией было« ну ок, в общих чертах понятно, давайте проверим на жизни и посмотрим, что поменяется», а не« я все понял, теперь это понимание точно все поменяет!».

Такое« причинное мышление» восходит, по крайней мере, к Фрейду, хотя сам Фрейд в свое время пришел к пониманию того, что« одного инсайта недостаточно». Но все же, к великому огорчению, эти размышления неявно содержатся во множестве психотерапевтических трудов и в практике многих психотерапевтов - они представляют широко распространенный ложный взгляд на психотерапию. Те, кто работал с пациентами глубоко и достаточно долго, как правило, осознают: самого по себе знания о том, что положило начало паттерну поведения, недостаточно, чтобы вызвать психотерапевтическое изменение, - точно так же как знания о том, что столкнуло с горы камень, недостаточно для того, чтобы остановить его падение (использовать объективный образ в разговоре о столь субъективном предмете!).

Я несколько раз персонально наблюдал случаи, когда человек« все понимал». И не однократно! Некоторые люди могут годами« все понимать» и каждый раз новое.

Третья - проблема с наименованием и интерпретацией.

Применение интеллектуальной интерпретации составляет важнейшую часть классического психоанализа... Только совсем недавно основное внимание было переведено на другую часть уравнения: не имеет значения, насколько точна интерпретация, важно лишь, в какой степени она принимается и ассимилируется клиентом.

Проследить симптомы до причин, до их зарождения в детском возрасте или осознать те пути, посредством которых симптомы упрощают невыносимые жизненные ситуации, может оказаться либо вообще безрезультатным, либо повлечь за собой отрицательный результат, если клиент не может принять такую интерпретацию. Таким образом, и в работе с детьми, и в психоанализе, и в консультировании все меньше внимания уделяется словесной, интеллектуальной интерпретации возможных причин или смысла человеческого поведения. Пришло время осознать, что мы не меняем с должной эффективностью поведение человека, предлагая ему интеллектуальную картину его паттернов, независимо от ее точности.

Карл Роджерс

Вот, скажем, Катя недавно вернулась от психотерапевта и гордо сообщила, что у нее мания величия и комплекс неполноценности одновременно ! На что я только тяжело вздохнул.

Естественно, ей понравилась такая интерпретация - она вся такая противоречивая, загадочная вся! К тому же совершенно понятно, как« лечится» мания величия: надо выкинуть треуголку. Ну то есть« никак».

Истинно говорю вам: пока это будет называться« мания величия» и« комплекс неполноценности» - это неизлечимо.

Если все это сложить, то картина получается примерно такая:

Человек понимает, что дальше так жить нельзя и готов на все . Он приходит к терапевту. Терапевт ничего не делает, а только создает обстановку, в которой человек может относительно безопасно исследовать себя. В процессе исследования, естественно, случаются инсайты, разные облегчения и человек« все понимает». Это все есть. Но это - не главное.

А главное состоит в том, что надо пробовать жить по-новому, с учетом того, что ты знаешь.

Вот тут терапия и перестает работать. Вернее, тут наконец-то есть финальный шанс с нее« соскочить», которым почти все и пользуются.

Ну потому что поговорить, получить облегчение и инсайты - это одно, а вот работать... Простите! Тем более, что есть теперь много полезной информации, полученной в ходе терапии, которую можно плодотворно использовать.« Я не могу это сделать, потому что у меня комплекс неполноценности». Или« у меня слабый Меркурий, ничего не поделаешь».

Информация, полученная в ходе консультации, может прекрасно использоваться для индульгирования. Еще бы, у меня теперь есть объяснение, почему я такое гавно. Более того, я это говно« принял в себе» (вот теперь заживем!).

Тренинги, кстати, настолько любимы народом потому, что дают в концентрированном виде все эти прекрасные моменты терапии. Вот, например, реальный отзыв об очередном тренинге:

« Светланочка, золотой человечек! Спасибо Тебе за Твою деятельность! Даришь Свет! Недаром имя у Тебя такое;-). Время сложное на дворе, и живя в городе, часто теряется ниточка с Силами Вселенной...(((Ты даешь прямую возможность прикоснуться к Волшебству! И так все понятно-понятно и ясно-ясно становится, что все возможно в этом мире! Светлана дает пошаговую инструкцию как определять главную цель, правильно ее формулировать, смотреть„ твое или не твое“ эта цель и добиваться ее. Мне помогло. Осталось теперь начать работать в нужном направлении».

Стало« все понятно» и осталось теперь начать работать, да.

« Работа» стоит отдельного упоминания, но тут все очевидно: если вы хотите, скажем, здоровое тело, то надо всего-то тратить 20 минут каждый день на упражнения . Нет, потратить неделю,« похудеть к морьку» и потом всю жизнь оставаться прекрасным не выйдет .

Таким образом, терапия проваливается ровно по тем же причинам, по каким вокруг так много толстых и некрасивых людей. Все понимают (то есть, дело вовсе не в информированности), что гавно жрать вредно, но ведь оно такое вкусное!

А еще можно« ходить в зал» и не добиваться никаких улучшений.

Я вот, например, не могу ежедневно выделить 20 минут на медитацию. При этом лишние 20 минут у меня есть. И медитация помогает. Но однако же.

Чем сложнее экономическая ситуация и неоднозначнее ближайшее будущее, тем труднее справляться со стрессом. К сожалению, в уныние вгоняет не только курс доллара и неясность перспектив. Незалеченные детские травмы, проблемы в отношениях с близкими, болезненные разводы, эмоциональное давление, обиды и утраты трудно переживать без помощи специалиста. К счастью, сейчас в России появилось достаточно подготовленных психотерапевтов, способных лечить душевную боль.

Существует миф, будто психотерапия не помогает и человек должен уметь самостоятельно справляться со своими проблемами. Но это, конечно, совсем не так: ничего он не должен и не умеет. Многим из нас только кажется, будто мы в норме, раз уж мы не устраиваем истерик на людях и способны взять себя в руки и не унывать.

Пока мы держим себя в этих самых руках, стресс только усиливается, не срываться становится все труднее, и никто не знает, каким взрывом это все закончится.

Добавьте сюда еще и нашу традицию изливаться друг другу за бутылкой (еще один рецепт от всех бед, который любят рекомендовать противники психотерапии) — и к депрессии прибавится алкоголизм и связанные с ним болезни. Все это заставляет задуматься: так ли уж страшны или бесполезны психотерапевты? Ведь это такие же врачи, как нефрологи, гастроэнтерологи или кардиологи. Первые лечат почки, вторые — ЖКТ, третьи — сердце. А психотерапевты лечат душу.

Как любые специалисты, психотерапевты бывают хорошими, посредственными и плохими. С последними лучше вообще никогда не иметь дела: такой специалист не просто не поможет, а еще и откровенно навредит, нанеся вам дополнительную травму, от которой ваше состояние только ухудшится. Как понять, что перед вами типичный троечник, которому стоило бы выбрать другую профессию? Есть несколько причин насторожиться и поискать другого специалиста.

1. Врач ведет себя непрофессионально

Есть несколько очень простых вещей, которые не должен делать ни один психотерапевт. Ему нельзя говорить о других людях, которые проходят у него терапию, — исключением могут быть истории, которые помогут вам, но и в этом случае врач не должен упоминать имена и детали. Нельзя брать трубку или — тем более — есть во время сессии. Нельзя вообще отвлекаться.

Кроме того, плохо, если он дает советы и навязывает вам решение, слишком много говорит о себе, совсем ничего не говорит, высмеивает других врачей и не позволяет вам уйти и обратиться к кому-нибудь другому, даже если вам хочется. Все это — признаки того, что вы имеете дело с плохо подготовленным человеком, который не знает и не умеет делать элементарных вещей.

IMDb Кадр из фильма «Мой лучший любовник»

2. Врач не соблюдает границы

Вообще-то границы в отношениях врача и пациента могут нарушаться с обеих сторон. Но контролировать их может и должен именно доктор. Итак: если он позволяет вам звонить в любое время суток и задерживаться после окончания сессии — это неправильно. Дело в том, что четкие рамки создают у пациента ощущение стабильности, без которого не появляется доверия к терапевту (а без доверия терапия не будет эффективной).

Совсем плохо, конечно, если границы нарушает сам врач: флирт с пациентом — вопиющий случай, но и такое бывает.

Встречаться с пациентами и флиртовать с ними врачам категорически запрещено: если возникнут какие-то чувства, терапевт должен будет передать вас другому специалисту. Врачам вообще нельзя вступать с пациентами в какие-либо отношения, кроме «врач - пациент»: вы не можете ходить вместе на фитнес или участвовать в любительских театральных постановках. Встречаться можно только в кабинете врача.

IMDb Кадр из фильма «Цвет ночи»

3. Вы не можете дождаться очередной встречи с терапевтом

Если вы живете от одной психотерапевтической сессии до другой, если жизнь замирает, пока вы не прибегаете к терапевту и не делитесь с ним новой порцией своих переживаний, в этом есть что-то не то. Как говорит Кимберли Ки, бывший президент Американской ассоциации консультантов и автор книги «Десять способов остаться на высоте в борьбе за власть», «замечательно, что есть человек, который делит с вами всю боль, которую приносит жизнь, но психотерапевт не должен быть тем солнышком, вокруг которого проходит ваша орбита».

В процессе работы он должен помогать находить свои сильные стороны, стать более уверенным в себе, более счастливым человеком.

Если этого не происходит и единственное место, где вы чувствуете себя хорошо, — это кабинет врача, значит, либо он намеренно пытается заставить вас впасть в зависимость от него, либо просто не умеет помогать людям.

IMDb Кадр из сериала «In Treatment»

4. Вы не чувствуете серьезной работы

Нужно понимать: терапия — это не всегда приятно. У каждого из нас есть темы, которые нам больно обсуждать, неприятные воспоминания, события, о которых мы предпочли бы забыть, чувства, которых больше никогда не хочется испытывать. Если терапевт старательно избегает обсуждения этих тем, значит, он вам не поможет. Терапия — это не приятная светская беседа, после которой у вас останется ощущение, будто вы прекрасно провели время, да и только.

Терапия — это трудная работа, во время которой придется бродить по темным закоулкам своей души и вытаскивать скелеты из стоящих там шкафов. Врач в этом процессе должен выполнять функцию провожатого — поддерживать, сопереживать, помогать найти выход.

Но не избегать проблем: он нужен вам, чтобы вычистить эту гадость. Впрочем, если после посещения терапевта вам становится еще хуже, это уж совсем плохо: скорее всего, это означает, что терапевт концентрируется на плохом и не помогает вам переключиться на хорошее, то есть попросту ковыряет раны, не залечивая их.

IMDb Кадр из фильма «Принц приливов»

5. Вам кажется, что врач осуждает вас

То, что вы совершенно точно не должны чувствовать на приеме у психотерапевта, — это чувство стыда. Если вы чувствуете, будто врач осуждает вас, если вы стесняетесь говорить о чем-то и думаете, прежде чем сказать то, что покажет вас в невыгодном свете, бегите от такого терапевта: вы впустую тратите деньги.

Врач ни в коем случае не должен осуждать вас, критиковать (да и вообще как-то оценивать) ваши поступки и чувства, обвинять вас, ваших близких и друзей в чем-то.

Вы приходите к психотерапевту, чтобы вас выслушали — и помогли. А осуждения и обвинений в нашей жизни и так достаточно: для этого у нас есть родители, партнеры, начальство и мы сами.

Ну и последнее: если вам кажется, что терапевт глуп или неопрятен, если он вам просто не нравится, его привычки раздражают, а в кабинете его неприятно пахнет — ищите другого психотерапевта. Пусть ваш доктор вам нравится!

IMDb Кадр из фильма «Антихрист»

ПОЧЕМУ ПСИХОЛОГИ НЕ ПОМОГАЮТ?

Я не часто, но регулярно сталкиваюсь с мнением о том, что психологи не помогают. Некоторые говорят, что либо они ничего не делают, либо непонятно что они делают. На мой взгляд, существует ряд фактов, которые дали жизнь этим суждениям.

Часть I.
Реальность и мифы.

1.Объективный непрофессионализм.
Начнём сразу с того, что непрофессионализм в условиях только встающего на ноги российского института психологии и психотерапии не редкость. Естественно, есть психологи уровень профессионализма которых оставляет желать лучшего. И, как известно: о хорошем не говорят (или говорят единожды), а о плохом часто и много. Так и ширится мнение о бесполезности психологического знания. И в этом случае мнение о «не помощи» имеет объективную почву.

2. Подмена понятий.
Далее необходимо заметить тот факт, что психологию и психотерапию путают с вещами, не имеющими к ней ни какого отношения. К ним нередко относят и экстросенсорику, парапсихологию и прочие метафизические и эзотерические расклады. Я не стремлюсь умалить области этих знаний, но, как правило, в этих случаях мы сталкиваемся с подменой понятий. Получается ситуация, когда мы ходим к костоправу и на основании результатов его деятельности ругаем хирургов.

3. Профессиональное сообщество.
Сверхпопулярное, на мой взгляд, утверждение с помощью которого обесценивают психологическую работу звучит следующим образом: психолог - такой же человек с такими же проблемами и заботами, и, следовательно помочь ни чем не может.

На это у меня есть два возражения: поэтическое, и профессиональное. Первое: психолог без проблем не психолог, ибо сытый голодного не разумеет. Второе: раскрою Вам небольшой секрет, что психологи не работают в одиночку, если случай вызывает затруднение, он выносится на супервизию к более опытным коллегам (естественно с соблюдением рамок конфиденциальности). Супервизия - это что-то вроде консилиума врачей по сложным случаям. Работая с одним психологом, знайте, что на Вас работает целое психологическое сообщество.

Часть II.
Особенности психологического консультирования/психотерапии.

Далее я бы хотел привести ряд требований, которые психологи предъявляют своим клиентам. В странах Европы, где психология и психотерапия вошли в повседневную жизнь, и выведены на уровень гос.медицинского страхования (в Германии, например), без соблюдения этих требований клиент может даже не начинать предъявлять претензии по работе психотерапевта.

Возможно ли предъявлять такие требования в нашей стране? - это вопрос очень неоднозначный. История нашего государства наполнена массой событий, которые имели огромную разрушающую силу в отношении личности, попирались важнейшие человеческие потребности в свободе и безопасности и т.д.

Итак, вот требования, которые предъявляются психотерапевтами клиентам в странах Европы.

1. Оплата/Гонорар.

В идеале:
Не мудрствуя лукаво, первый факт - это факт оплаты, даже не материального состояния, а того, что вы принимаете внутреннее решение раз в неделю вкладывать определенные суммы в терапию; делать усилия, для того чтобы зарабатывать эти средства, и выделять время на зарабатывание этих средств. Оплата - это фундамент Вашей работы, так как бесплатная терапия малоэффективна.

Старик Фрейд вообще говорил, что терапия должна оплачиваться из своего кармана, и, только в этом случае она эффективна.

Мое мнение: деньги, вложенные в себя, вернутся в большем количестве.

Ибо при эффективной работе над собой не надо будет больше заглушать тревогу покупкой дорогостоящих шмоток и прочих мат.предметов, пьянством и прочими затратными забавами, которые дают спокойствие только на непродолжительное время - вы будете спокойны и уверены изначально.

Не надо будет работать на ненавистной работе за символичную оплату - проработанный человек с лёгкостью найдёт сферу приятной ему деятельности с необходимым ему доходом.

Как есть:
Не жили богато - не хрен начинать! Такая пословица действует в нашей стране. Свыше 70 лет страна жила в условиях чисто символичных средств, в условиях административной экономики. Были деньги и стабильные зарплаты. Доходы были гарантированы для всех, только вот на них купить ничего было нельзя. В результате большая часть страны вообще разучилась зарабатывать деньги.

Данный навык, вообще, не входил в общую социальную структуру, этому нигде не учили (да и сейчас особо нигде не учат).

Что явилось результатом? Работать умеют многие, а вот зарабатывают не все. И многие так и не научились зарабатывать. Времена круто поменялись, а люди нет… вернее не все… вернее большая часть не поменялась. Кто-то оказался просто без знаний о добыче самого ликвидного и востребованного ресурса.

И пока человек копошится и решает проблемы: на что прожить до зарплаты, и как бы заплатить за квартиру, ни о какой терапии речи быть не может.

Ещё не мало тех кто норовит, как бы так бесплатно… Вообще у нас большая сложность с оплатой нематериальных ценностей, уж каковы причины данного соц.феномена - это тема отдельного эссе. Но такая проблема очевидна.

И не редко приходится не заниматься терапией, а объяснять почему за работу нужно платить, что вообще за работу нужно платить денежки (на формальном уровне это понимают все, но вот на уровне внутреннего принятия - для некоторых это звучит как откровение - есть и такие), Другими словами, сначала занимаемся терапией причин, которые мешают человеку жить, получая необходимое количество материальных ресурсов, в том числе для работы над собой. Опять же, терапия «денежных проблем» не всегда оперативна и быстра, так как в большинстве случаев требует глубинной проработки, но бесплатно заниматься этим никто не будет.

В западных странах с этим попроще - материальные взаимоотношения являются неотъемлемой частью менталитета, а у нас это скорее исключения. И вообще, у нас стыдно жить в достатке, стыдно реализовывать свои желания. Жизнь без денег - это даже не абсурд. В этом есть своя логика, если человек сам всю жизнь прожил без денег, то он искренне верит что и другие должны обходиться без них. И его, как правило, окружают такие же люди, которые с радостью подтверждают его жизненную позицию.

2. Время/длительность.

В идеале:
Скажем, если человека в возрасте 20-и лет посетила мысль что, его жизнь идет «с натугой» и над этим надо подумать и поразбираться, то на работу с терапевтом у него уйдет 2-а года.

Современное психологическое знание в среднем отводит по году на анализ одного десятилетия жизни, плюс-минус полгода в зависимости от подвижности психики клиента и степени травматизации: если 30 лет - то 3 года, если 50 - пять лет.

И после этих сроков можно говорить о том, что работа результативна. Одна, две встречи ничего, по сути, не решат. Терапия вещь длительная и после длительной работы мы можем говорить о каких-либо результатах или предъявлять претензии по поводу их отсутствия.

Как есть:
В нашей с Вами родной стране люди продолжают наивно полагать, что 20-30 лет мы жили в одних установках и системах ценностей, которые формировались годами, а здесь, за пару встреч сразу все изменится.

Теоретически человек может принять чуждый ему сценарий поведения, оперативно и в кратчайшие сроки поменять свое поведение, но то, на сколько он будет соответствовать его жизненному опыту и насколько себя человек будет комфортно чувствовать, живя по навязанным установкам - большой вопрос.

Есть и специалисты, которые охотно идут этому навстречу. Хочешь быть лидером - «щас» научим, два занятия и вы лидер. Хочешь много денег - и этому научим. Научим всему! Хоть мысли читать. Хоть, что…

И действительно дают кучу установок, которые реально списаны с реальных людей, успешных, великих и т.д. «На! Делай так и все будет ОК!»

Человек начинает делать, только не у всех получается. А почему? Да потому, что у «тех успешных» совсем другая личностная структура, другой ранний опыт, другая семья, другие ценности, и эти вещи родные для них, но ни для кого другого.

…У кого-то в принципе, нет опыта принятия решений, у кого-то проблемы с коммуникабельностью, у кого-то панический страх публичного выступления. А человеку говорят: «Иди и делай!»

Как он это будет делать, если ни семья, ни общество не ставили его в те ситуации, в которых он бы мог этому научиться. Причем речь даже не просто об опыте, а об опыте психическом, опыте реагирования и подсознательного знания того, что ситуация в которую его толкают нормальная и естественная, а не из ряда вон.

«Так мы ж тебе сказали что делать! Ты не сделал! Какие к нам претензии». Ещё хуже, когда человек начнёт жить по навязанным рекомендациям. Что-то вроде носить тяжести, будучи к этому физически неготовым…, и грыжа, и геморрой и многое другое обеспечено.

В переложении на психологическую тематику это проявится массой необъяснимых тревог, беспокойных беспричинных состояний, психосоматическими проявлениями и т.д. Ну…, у кого-то с большей интенсивностью, у кого-то с меньшей.

Пример:
Если человека в младенчестве мать брала на руки и они у неё при этом тряслись, не удивляйтесь, что сейчас у него большой уровень личностной тревоги, что-то с уверенностью в себе. И лишь докопавшись до этого, проработав это, можно устранить эту тревогу. И только после этого действие возымеют конкретные рекомендации по уверенному поведению, а упражнения, вступающие в противоречия с ранним опытом малоэффективны.

Но такие вещи быстро не выявляются, и не прорабатываются за пару сеансов/сессий.

3. Рефлексия/самосознание.

В идеале :
Говорить откровенно и честно. Говорить о своих чувствах, а именно Страх, Радость, Вина, Обида Злость.

Как есть:
Рефлексия это одно из умений - работать с собой, отражать свои внутренние содержания. Отражать свои теневые и явные содержания сознания.

Данные умения закладываются глубоко в раннем детстве (по Н.Мак-Вильмс, «Психоаналитическая диагностика»). И зависит, опять же, от состояния матери, от особенностей взаимодействия с ребенком на определённых возрастных этапах.

Но у нас все опять же многим сложнее, много неполных семей, с различной социальной и личностной проблематикой. С отражением внутреннего состоянии и осознаванием своих внутренних процессов в нашей стране плохо..
Получается, что вместо психотерапии мы начинаем обучать человека общаться со своим внутренним миром, так как без этого не может быть речи о дальнейшей работе - это тоже терапия, но в нашей действительности, я считаю это обязательным и первостепенным элементом психотерапевтической работы с клиентами.

Пример:
Терапевт выполняет роль материнской фигуры и вместе с клиентом проходит этапы развития необходимые для формирования рефлексивных функций сознания, которые тот когда-то не прошел.

И после того как мы научились отражать себя, мы можем переходить к работе с другими проблемами.

В этой связи я бы упомянул ещё один социальный феномен. Очень популярны психологические тесты, различные самостоятельные системы так или иначе объясняющие поведение людей, характеризующие их особенности и свойства. А ещё, например, «Хочешь узнать все про себя? ИМЯ на номер 0881 и пришлем тебе кто ты».

Для тех, кто интересуется глубже: Человек с «синдромом диффузной идентичности» плохо знает кто он сам, он не может ответить на вопрос «кто Я?» и посредством внешней информации добирает недостаток. В нашей стране таких людей много, некоторые говорят: большинство.

Все эти тесты - это компенсационный механизм общества, который призван восполнить недостаток информации о себе, так как функции рефлексии слаборазвиты.

Есть люди, которые самостоятельно начинают понимать, что причина жизненных злоключений в слабом, либо искаженном осознании себя и своих внутренних процессов. Они принимают внутреннее решение поработать над этим и увеличить уровень осознанности/рефлексии. Хорошо! Как вы будете это делать? Если раньше у Вас не было опыта осознавания себя и вокруг такие же малосознающие люди. У кого Вы этому будете учиться? И откуда Вы узнаете, что другие демонстрируют осознание, а не патологичные проявления, манипуляции, истерии, игры?

К.Г.Юнг определял интеграцию сознания и подсознания как главную психическую задачу, которую человек решает на протяжении всей жизни, где решение каждого уникально. И в окончании оной его ожидает либо полная осознанность (доступность подсознательных содержаний, возможность проговаривать их и передавать окружающим), либо полный "распад", маразм и т.д.

В этот пункт упирается вообще многое, и естественно тема идентичности и самосознания заслуживает отдельного очерка.

4. Отрицательный терапевтический эффект.

В идеале:
Пример: есть случаи, когда клиенты просто уходят, выражая свой гнев и злость, обесценивают и ругают терапевта; это так же считается результатом, в том случае, если человек, вообще, не мог выразить свой гнев агрессию и злобу. Не мог говорить о своем недовольстве по поводу чего-либо.

Целью психолога является создать ситуацию, в которой человек может проявить содержания своего сознания и понять, что они ему доступны, что он может их выразить/прожить и не чего с ним ни случится. И это будет весьма и весьма положительным фактом для человека не проявляющего своих чувств, но если для этого потребуется спровоцировать клиента на агрессию, то любой терапевт сделает это, правда, в том случае если нет иного пути подвигнуть человека на проявление внутренних содержаний сознания.

Как показывает практика, большая часть клиентов, некоторое время спустя, сознают происходящее. Они понимают, что недавно позволили себе то, что не позволяли на протяжении всей жизни - это достаточное достижение.

Как есть:
Ну, если человека начать провоцировать на агрессию, до того как он овладеет рефлексией, то вряд ли он отразит что сделал нечто такое, чего не делал доселе.

Исключения составляют случаи, когда у человека наблюдается аффективный заряд (назревающая истерика, суицидальные мотивы и т.д.), который явно может выйти ему боком. Поэтому лучше пусть проревётся, проорётся в присутствии специалиста. Об осознании здесь уже речи не идёт. Еще один нюанс: использовать эту технику можно только после установки прочного эмоционального контакта - доверия, длительного диалога и т.д.

Применять эту технику следует с большой осторожностью, и те, кто этим часто и неумело пользуются, дали психологам дурную славу.

5. Интенсивность переживаний.

В идеале:
Делать усилия и говорить о том, что Вам причиняет боль.

Есть масса случаев, когда человек сталкивается с психическими содержаниями, волнующими его на столько, что он не может продолжать работу над собой. В этом случае так же есть ответственность специалиста, а именно создать ситуацию, в которой человек бы прожил то, что так долго от себя отталкивал, но здесь требуются и усилия клиента. И если последний отказывается взглянуть в лицо своим сложностям … - это его выбор и его ответственность.

Если Вы вступаете на путь работы над собой, то будьте готовы к тому, что будет сложно, что придётся разбираться и думать над событиями, которые давно уже прошли, которых, казалось, уже нет…

Как есть:
Естественно, опять же, переходить к работе с содержаниями, которые волнуют очень сильно, следует после того, как человек продемонстрирует достаточный уровень самосознания. Страх о чём-то вспомнить иногда настолько силен что, требуется масса времени и усилий, для того чтобы человек осознал связь между травматическим событиями, псих.защитами, которые явились следствием этих событий, и актуальными проблемами личности.

Интервенции и интерпретации "с кандачка" не всегда проходят, вернее большей частью не пройдут, возможно, вызовут реакцию противоположную осознанию, укрепление защит.

Зачастую диагностика проблемы занимает значительно меньше времени, чем сопровождение клиента до момента осознания проблемы, её структуры, и причин.

6.Отвественность за себя.

В идеале:
Вы принимаете утверждение о том, что человек сам ответственен за свою судьбу и в состоянии повлиять на неё.

Как есть:
Как говорить об этом, я даже не знаю, страна, где люди жили по велению царя батюшки (или иной указующей персоны), где выбор личности считался чем-то странным…

Здесь мне вспоминается высказывания одного нашего политического деятеля «Предлагаю отменить выборы, и установить конституционную монархию! Такая форма организации гос.аппарата - дешевле, ибо мы избавляемся от необходимости постоянно тратиться на организацию выборов».

Для страны, где все ждут, что за тебя выберут и что-то решат, когда же примут закон, дающий всеобщее благо - это подходящая форма организации государства. Свобода выбора воспринимается ещё некоторыми как феномен.

Скажу иначе. Большая удача работать с тем, кто принимает ответственность за свою судьбу на себя, остальных же остаётся медленно подводить к этой идее. Ведь, иногда не все в состоянии вынести столько ответственности…

Эпилог .

Вообще, работа в нашей стране часто ставит в ситуации, когда проблема не может быть разрешена с помощью готовых алгоритмов действий. Подавляющее большинство случаев требует создания и изобретения нового. Не все устоявшиеся психологические парадигмы подходят для работы в условиях российской действительности, иногда приходится прибегать к эклектическим подходам.

Здесь я описал ряд особенностей свойственных нашей действительности. Я думаю, без учета этих особенностей психолог/психотерапевт вряд ли сможет прийти к положительным подвижкам в работе с клиентом, если не наоборот.

Что же касается клиента то, для эфективной работы с психологом/психотерапевтом ему следует выполнить следующие условия:

1. Оплачиваете терапию регулярно.

2. Уделяете достаточно времени на анализ всех значимых событий жизни.

3. Стремитесь к самосознанию и хотите этому учиться.

4. Принимаете утверждение что это работа, а не праздник и веселы метаморфозы, и как правило она будет сопровождаться не только положительными эмоциями.

5. Говорите с терапевтом о неприятных Вам вещах и готовы испытывать негативыные чувства.

6. Если при прочтении фразы "Человек сам ответственен за свою судьбу" Вы не подпрыгиваете на стуле от злости и не начинаете ругать государство, окружающуюю действительность и т.д.

Эта статья наполнена словами об усилиях, страхах и сложностях. Поход к хирургу тоже занятие не из приятных, но в некоторых случаях это просто необходимо. Операции вещь болезненная, но в результате Вы становитесь здоровее.

Как гласит древне-китайская мудрость:
«Каждая сложность это дар, поднимающий нас на более высокую ступень развития».

«Помните, что самое холодное и темное время бывает перед рассветом…»

Что такое психотерапия?

Психотерапия - это воздействие личности на личность в терапевтических целях. Клиент приходит к психотерапевту с проблемой или вопросом.

Если у человека есть проблема, это значит, что он таким образом устраивает свою жизнь и отношения с миром, что в итоге приходит к неудовлетворительному для себя результату. Но как именно он это делает, ему сложно увидеть, потому, что он сам находится внутри ситуации. Это все равно, что плыть в подводной лодке и одновременно пытаться увидеть ее со стороны. Для того, чтобы получить информацию о наружном состоянии подводной лодки нужен водолаз. Так вот, психотерапевт - это водолаз, который дает капитану нужную информацию о том, что происходит с подводной лодкой снаружи. А капитан подлодки (клиент в терапии) анализирует информацию и принимает решение что дальше делать.

Еще бывают ситуации, что у человека мало знаний и опыта для того, чтобы разрешить какие-то ситуации. Тогда терапевт может помочь ему получить эти знания и реализует обучающую функцию.

Сборник текстов Аглаи Датешидзе "Близость, пространство между" бесплатно:

Регистрация на годовой онлайн-курс " Взросление взрослого" :



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии