Проверочные работы по географии. Что изучает физическая география как наука

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX века. Начало НТР относится к середине 40-х гг. XX в. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция – длительный процесс, который имеет две главные предпосылки – научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – в начале XX вв., в результате которых произошел коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Были открыты электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относительности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Последние три десятилетия XX века ознаменовались новыми радикальными научными достижениями. Эти достижения можно характеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой формировалась постнеклассическая наука. Сменивший прежнюю неклассическую науку первой половины XX века, этот новейший период в развитии естествознания, образующий естественнонаучную составляющую второго этапа научно-технической революции, о характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, это – ориентация постнеклассической науки на исследование весьма сложных, исторически развивающихся систем (среди них особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек). Представления об эволюции подобных систем вводятся в картину физической реальности через новейшие идеи современной космологии (концепция «Большого взрыва» и др.), через изучение «человекоразмерных комплексов» (объекты экологии, включая биосферу в целом, системы «человек - машина» в виде сложных информационных комплексов и т.д.), и, наконец, через разработку идей термодинамических неравновесных процессов, приведших к возникновению синергетики.

Во-вторых, важное направление исследований постнеклассической науки составляют объекты биотехнологии, и в первую очередь, генетической инженерии. Успехи последней на рубеже XX - XXI вв. определяются новейшими достижениями биологии – в плане расшифровки генома человека, постановки и решения проблем клонирования высших млекопитающих (эти проблемы, заметим, включают не только естественнонаучный, но и социально-этический аспекты).

В-третьих, для постнеклассической науки характерен новый уровень интеграции научных исследований, нашедший выражение в комплексных исследовательских программах, реализация которых требует участия специалистов различных областей знания.

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности является разделенность науки на относительно обособленные друг от друга дисциплины. Это имеет свою положительную сторону, поскольку даст возможность деталь но изучить отдельные фрагменты реальности, но при этом упускается из виду связи между ними, а в природе все между собой взаимосвязано и взаимообусловлено. Разобщенность наук особенно мешает сейчас, когда выявилась необходимость комплексных интегративных исследований окружающей среды. Природа едина. Единой должна быть и наука, которая изучает все явления природы.

Еще одна фундаментальная черта науки - стремление абстрагироваться от человека, стать максимально обезличен ной. Эта в свое время положительная особенность науки де лает ее ныне неадекватной реальности и ответственной за экологические трудности, поскольку человек является самым мощным фактором изменения действительности.

В дополнение к отмеченному выше можно добавить упрек в том, что наука и техника способствуют социальному угнетению, в связи с этим раздаются призывы об отделении науки от государства.


К парадоксам развития науки относится то, что наука, с одной стороны, сообщает объективную информацию о мире и в то же время уничтожает ее (при различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (виды жизни, невоспроизводимые ресурсы).

Но главное, наука теряет надежду сделать людей счастливыми и дать им истину. Наука не только изучает развитие мира, но и сама является процессом, фактором и результатом эволюции, при этом она должна находиться в гармонии с эволюцией мира. Должен образоваться контур обратной связи между наукой и другими сторонами жизни, который регулировал бы развитие науки. Увеличение разнообразия науки должно сопровождаться интеграцией и ростом упорядоченности, а это и называется становлением науки на уровень целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы.

В современном мировоззрении сформировались две ориентации на отношение к науке и научно-технической революции:

Первая ориентация, которая получила название сциентизма (от лат. scientia - наука).Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм, связанный с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности. Эта научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая и бессмертие. В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области.

В противоположность этому направлению также громко заявил о себе во второй половине XX в. антисциентизм, который обрекает науку либо на вымирание, либо на вечное противопоставление природе. Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных-человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Она утверждает, что хотя наука и повышает благосостояние на селения, но она же увеличивает опасность гибели человече ства и Земли от ядерного оружия и загрязнения природной среды.

Процессы, происходящие в современной науке

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации

Т.е. отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математики с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук (биохимия, биофизика, химическая физика и т.д.).
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора - иногда до «профессионального кретинизма»).

Процесс интеграции

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции- объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика (одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре) и др., строятся такие интегративные картины мира как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический (наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления:

1) единство и борьба противоположностей;

2) переход количественных изменений в качественные;

3) отрицание отрицания.

4) процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.



Комплекс гуманитарных наук, изучающих историю человечества.
Её объект (прошлое человечества во всём его многообразии) недоступен для непосредственного восприятия исследователем. В этом состоит основное отличие исторической науки от естественных наук, объект которых всегда доступен наблюдению, стабилен и независим от исследователя. Научное (т. е. достоверное и систематизированное) знание о прошлом историк может получить только путём специальных исследовательских операций с историческими источниками.
Исторический источник - любой продукт человеческой культуры, содержащий информацию о прошлом человечества. Как результат сознательной деятельности человека исторический источник отражает замысел, навыки и умения своего создателя. В то же время источник становится таковым только после обращения к нему специалиста-историка.
Этапы работы историка: выбор темы исследования; поиск и определение круга источников, пригодных для решения поставленной задачи (эвристика); проверка подлинности найденных источников (внешняя критика); сопоставление информации в рамках комплекса источников и проверка её достоверности (внутренняя критика); анализ информации, содержащейся в исторических источниках, методами исторической науки (интерпретация фактов, синтез); написание исследования (изложение результатов).

Историческая наука. Беда Достопочтенный.

Составные части (отрасли) исторической науки - источниковедение (теория использования исторических источников), историография (история исторической науки).
К специальным историческим дисциплинам относятся археология (изучает прошлое по материальным остаткам деятельности людей) и этнография (изучает происхождение, расселение, быт и культуру различных народов).
Историческая наука пользуется методиками вспомогательных исторических дисциплин. В их числе археография (собирание, изучение и издание письменных источников), архивоведение (история архивов, методика поисков архивных документов), генеалогия (история родов и семей), геральдика (изучение гербов и знаков отличия), дипломатика (изучение исторических актов), историческая география (география определённой территории в прошлом), историческая метрология (единицы измерения в прошлом), кодикология (история рукописной книги), нумизматика (история монет и денежного обращения), палеография (методы датировки памятников письменности), папирология (изучение документов на папирусе), сфрагистика (история печатей), хронология (история календаря у разных народов), филигранология (датировка документов по бумаге), эпиграфика (изучение надписей на твёрдых поверхностях). При работе с письменными источниками историки обращаются к методикам вспомогательной филологической дисциплины - текстологии (изучение истории текста, выявление позднейших вставок, установление авторства).

Историческая наука. Сыма Цань.

Историческая наука зародилась в 5 в. до н. э. в Греции Древней. Её корни лежат в ионийской философии (с 6 в. до н. э.), утверждавшей, что Вселенная в целом познаваема и человек-исследователь может открыть её универсальные законы. «Отцом истории» считается Геродот. Значимые античные историки: греки Фукидид (5 в. до н. э.), Ксенофонт (5-4 вв. до н. э.), Полибий (2 в. до н. э.), Плутарх (1-2 вв. н. э.); римляне Саллюстий, Варрон (оба - 1 в. до н. э.), Ливии Тит, Тацит, Светоний (1-2 вв. н. э.).
Античные историки предпочитали описывать события, произошедшие при их жизни или незадолго до них, поэтому полагались на собственные впечатления и свидетельства очевидцев. При описании более ранних событий использовались исторические сочинения предшественников. Документы служили лишь вспомогательным источником информации. Достойными внимания считались войны, политика, законодательная деятельность и биографии по¬литических лидеров. Для античных историков характерен и особый интерес к религии, обычаям соседних народов, происхождению имён, названий. Господствующей концепцией исторического процесса была циклическая теория.
В 4-15 вв. определяющее влияние на историков оказывало христианство, а основное внимание уделялось истории Церкви. Наибольший вклад внесли Евсевий Кесарийский (3-4 вв.), Павел Орозий, святой Августин Блаженный (оба 4-5 вв.), Иордан, Беда Достопочтенный, Павел Диакон (оба 8 в.), Эйнгард (8-9 вв.). Возросло значение письменных источников в историческом исследовании. Преобладала линейная концепция истории (от Сотворения мира до Страшного суда) и провиденциализм. Традиции античной исторической мысли нашли продолжение в сочинениях византийских авторов: Прокопия Кесарийского (6 в.), Константина Багрянородного (10 в.), Михаила Пселла (11 в.) и Георгия Акрополита (13 в.).
Историческая наука развивалась и в рамках других цивилизаций. В Китае, где первые исторические сочинения восходят к 3 в. до н. э., считалось, что история должна служить руководством для политических деятелей. Самые известные китайские историки: Сыма Цянь (2-1 вв. до н. э.), Лю Чжицзи (661-721) и Сыма Гуан (1019-86). Крупнейшим исламским историком считается Ибн Хальдун (1332-1406).
В эпоху Ренессанса у европейских историков вновь возникает интерес к политической истории: труды Л. Бруни (1374-1444), Н. Макиавелли (1469-1527) и др. Работы Лоренцо Баллы (1407-57) заложили основы текстологической критики средневекового документа. В 16 в. в условиях жёсткой полемики между католиками и протестантами (см. ст. Реформация) обязательными для научных трудов стали точные ссылки на источники и обильное их цитирование.
В 16-17 вв. осуществлялись масштабные публикации новых источников, разрабатывались методики их критики. Так, основатель дипломатики и палеографии Ж. Мабильон (1632-1707) сформулировал общие правила определения аутентичности средневековых документов и настаивал на комплексном анализе всех их черт для проверки идентичности.

Историческая наука. Э. Гиббон.

В 18 в. тон развитию исторической науки задавала философия. Философы-просветители рассматривали историю как единый всеобщий процесс, базирующийся на универсальных законах. Возник интерес к истории неевропейских цивилизаций. Крупнейшим представителем т. н. философской историографии стал Э. Гиббон (1737-94). Философ-просветитель И. Г. Гердер (1744-1803) считал, что развитие общества - естественный результат совокупного действия его национальных особенностей, природных условий и культурных традиций. Дух народа выражается в искусстве и народной поэзии. Их Гердер считал возможным рассматривать только в развитии-(сформулировал принцип историзма).
В 19 в. история превращается в самостоятельную научную дисциплину со своим объектом и методами исследования. Последние в значительной степени основываются на достижениях нем. классической философии: учениях И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831). Письменные источники прочно заняли место основных материалов для историка. Ведущим институтом по обучению методикам исследования средневековых документов стала Школа хартий (Франция, с 1821 г.). Теоретические основы совр. исторической науки заложены в трудах Л. Ранке (1795-1886). Он был убеждён в том, что истина содержится в архивных материалах, настаивал на объективности историка и сделал скрупулезное исследование источников основой исследовательской работы историка.
Формирование методик работы с историческими источниками напрямую связано с позитивизмом. Позитивисты полагали, что историческая наука должна отвечать только на вопрос о том, как (а не почему) происходят события. Прогресс - непреложный закон общественного развития. Историку следует лишь профессионально извлекать из источников достоверные факты и, систематизируя их, описывать изучаемые процессы. Классической работой, содержащей исчерпывающий обзор методов исторической науки, считается «Введение в изучение истории» Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса (1898).
К крупнейшим историкам 19 в. относятся Ф. Гизо (1787-1874 гг., один из предшественников классовой теории исторического развития), Ж. Мишле (1798-1874), Ф. де Куланж (1830-89), С. Р. Гардинер (1827-1902), Т. Моммзен (1817-1903), В. Дильтей (1833-1911), Ф. Мейнеке (1862-1954) и др.
В 19 в. произошло становление специальных исторических дисциплин. Основатель египтологии Ж. Шампольон (1790-1832) разработал основные принципы дешифровки иероглифического письма. Археолог Г. Шлиман (1822-90) нашёл гомеровскую Трою, вёл успешные раскопки в Микенах, Орхомене и Тиринфе. Шлиман стал одним из создателей теории стратиграфии (сравнительного изучения культурных слоёв). Его исследования продолжили В. Дерпфельд (1853-1940) и А. Эванс (1851-1941). Последний открыл на Крите Кносский дворец и детально описал минойскую культуру 3-2 тыс. до н. э.
В 20 в. увеличивается специализация историков (сосредоточенность на занятии строго ограниченной областью науки). Масштабы исследования расширяются географически (распространяются на все цивилизации) и хронологически (от первобытного до постиндустриального общества). Эти процессы происходили на фоне распространения и конкуренции разных философских учений (исторический материализм, неокантианство, феноменология, философия жизни, структурализм, неопозитивизм, экзистенциализм и др.), становившихся методологической основой исторического исследования.
Приверженцы исторического материализма (основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) полагали, что материальные условия жизни определяют мировоззрение человека и социальных групп, и рассматривали историю как единый для любой цивилизации процесс закономерной смены общественно-экономических формаций (формационная теория исторического процесса).

Историческая наука. Ф. Гизо.

Неокантианцы видели в истории науку о духе, занимающуюся индивидуальными явлениями. Социолог и историк М. Вебер (1864-1920) считал, что учёные сначала создают абстрактные мысленные конструкции исторического процесса (т. н. идеальные типы: капитализм, христианство и др.), а затем наполняют их эмпирическим материалом.
Представитель философии жизни О. Шпенглер (1880-1936) отрицал наличие единой общечеловеческой культуры и прогресса человечества: каждая культура - отдельный организм, выражающий душу народа. В мировой истории Шпенглер насчитывал 8 культур. Культура рождается, развивается и умирает, превращаясь в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает прекращение творческого процесса и окостенение всех форм жизни общества.
На основе этого учения А. Д. Тойнби (1889-1975) создал цивилизационную теорию исторического процесса. Единой истории человечества не существует. Есть разрозненные истории замкнутых цивилизаций, каждая из которых со временем погибает. Учёный насчитывал 13 цивилизаций, сумевших полностью раскрыть свой потенциал. Социальные процессы, последовательно происходящие в цивилизациях, аналогичны друг другу и потому доступны сравнительному изучению на основании эмпирических законов. Прогресс человечества заключается в его духовном совершенствовании, в стремлении создать единую синкретическую религию.
Цивилизационная теория господствует в совр. исторической науке. Одно из наиболее быстро развивающихся направлений - историческая компаративистика (сопоставление различных цивилизаций). Видный представитель этого направления Ш. Н. Эйзенштадт (род. в 1923) известен своими трудами по теории модернизации, цивилизации и революции.
В 1920-х гг. оформился структурализм - направление в гуманитарном знании, рассматривающее культуру как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Расцвет структурализма пришёлся на 1960-е гг. (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Дер-рида, Л. Гольдман), особые успехи были достигнуты в изучении истории первобытного общества, этнографии, истории культуры.
В 1929 г. вышел первый номер журнала «Анналы экономической и социальной истории» (ныне «Анналы. История, социальные науки»), основателями и редакторами которого были М. Блок (1886-1944) и Л. Февр (1878-1956), а в 1956-69 гг. - Ф. Бродель (1902-85). Журнал объединил вокруг себя группу учёных (школа «Анналов»). Приверженцы этого направления, занимая разные философские позиции, полагают, что предмет исторической науки - жизнь общества во всех (без исключения) её проявлениях; обращаться следует преимущественно к массовым явлениям.
Важные наблюдения были сделаны, например, в такой области, как влияние природной среды на социальные процессы. Родоначальники «Анналов» считали, что необходимо преодолеть недостатки узкой специализации исследователей, вернуться к постановке проблем всеобщего характера (концепция «глобальной истории»), шире использовать методы других наук. С нач. 1970-х гг. новое поколение школы «Анналов» (Э. Леруа Ладюри, Ж. Ле Гофф, Ф. Фюре, П. Шоню, М. Ферро, К. Клапиш, А. Фарди и др.) вернулось к более локальной проблематике.
На основании разработанных Ф. Броделем принципов комплексного исторического анализа И. Валлерстайн (род. в 1930) создал мир-системную теорию исторического процесса. История - развитие региональных мир-систем, представляющих собой сочетание мир-экономик (систем международных связей, основанных на торговле) и мир-империй (групп стран, объединённых политически, а не экономически). Развитие мир-экономик подчинено законам циклической теории рус. экономиста Н. Д. Кондратьева (1892-1938). После длительной конкуренции западноевропейская мир-экономика одержала победу над всеми прочими, превратившись в единственную мир-систему. Теория Валлерстайна хорошо объясняет процесс глобализации. Во 2-й пол. 20 в. грань между исторической и т. н. социальными науками (социологией, психологией, антропологией, экономикой) практически стёрлась, широко распространились междисциплинарные исследования. Новым направлением исторической науки стала контрфактическая (виртуальная) история, изучающая альтернативы исторических событий и социально-экономических процессов (Р. Фогель, Н. Фергюсон). Основной приём контрфактического моделирования - реконструкция определённого процесса, проходящего в иных, изменённых исследователем условиях (как развивалась бы экономика США в 19 в., если бы железные дороги не получили распространения и т. п.).

Чтобы научиться отличать Австрию от Австралии, север от юга, дюну от бархана - следует хорошо учить географию. Определение слова и его значение вы найдете в этой статье. Кроме того, вы узнаете, что изучает одна из древнейших наук, и каковы ее главные особенности.

Что такое география: определение и значение термина

География - древнейшая из ныне существующих научных дисциплин. Ее основы были заложены еще в эпоху эллинизма. В сфере ее интересов - моря и океаны, горы и равнины, а также общество. Точнее, особенности взаимодействия человека с окружающей природой.

Определение понятия «география» невозможно без трактовки самого слова. Оно имеет древнегреческое происхождение и переводится как «землеописание». Термин состоит из двух греческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).

В третьем веке до нашей эры (когда география зарождалась как наука) данный термин вполне соответствовал сущности. Древнегреческие мыслители и вправду занимались «землеописанием», не сильно вдаваясь в тонкости природных процессов и явлений. Однако нынешнее определение географии нельзя сводить к такой, столь узкой трактовке.

Чем же занимается наука на современном этапе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с тем, что такое география. Определение данной научной дисциплины вы найдете далее в нашей статье.

Ранняя история географической науки

Итак, как мы уже разобрались, термин «география» придумали древние греки. Ими же были созданы первые детальные карты местности. Собственно, и основы этой науки были заложены именно в эллинскую эпоху. Позднее центр ее развития плавно переместился в арабский мир. Исламские географы не только исследовали и нанесли на карты массу новых земель, но и совершили немало важных новаторских открытий.

Развитию географической науки сильно поспособствовала также китайская цивилизация. В частности, инструментально. Именно китайцы разработали такую полезную вещицу, как компас, которой активно пользуются и в XXI веке.

Самые известные представители раннего периода в истории географической науки:

  • Эратосфен («отец географии»).
  • Клавдий Птолемей.
  • Страбон.
  • Мухаммад-аль-Идриси.
  • Ибн Баттута.

Развитие географии в XVI-XX веках

В эпоху европейского Возрождения громадное эмпирическое наследие, накопленное географами предыдущих поколений и культур, было систематизировано и переосмыслено. Так называемый период Великих Географических открытий поставил перед «наукой землеописания» совершенно новые задачи и цели, а в обществе возник свежий и неподдельный интерес к профессии географа.

В XVIII веке данную науку начинают изучать в университетах как отдельную дисциплину. В первой половине XIX столетия Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером был заложен фундамент современной академической географии - такой, какой мы знаем ее сегодня. В наши дни, благодаря спутниковым технологиям и новейшим геоинформационным системам, география входит в совершенно новый этап своего развития.

Ученые, внесшие существенный вклад в развитие европейской географической науки:

  • Герхард Меркатор.
  • Александр фон Гумбольдт.
  • Карл Риттер.
  • Вальтер Кристаллер.
  • Василий Докучаев.

Определение географии как науки

«Линейное изображение всей известной части Земли, со всем тем, что на ней расположено - заливами, крупными городами, народами, значительными реками». Такое определение географии дал Клавдий Птолемей еще во втором веке. Благодаря этой науке, как говорил известный древнегреческий астроном, мы получаем уникальную возможность «обозреть всю Землю в одной картинке».

В начале XIX века немецкий географ Карл Риттер предложил заменить «землеописание» термином «землеведение». Кстати, именно он впервые разделил географию на две самостоятельные ветки: физическую и общественную (политическую). «Территория влияет на жителей, а жители - на территорию» - эту справедливую мысль Риттер высказал еще в 1804 году.

Другой немецкий ученый Герман Вагнер он дал следующее определение географии: это наука о могуществе пространства, которое проявляется в местных различиях его вещественного заполнения. Вагнер был довольно близок по своим научным воззрениям к Карлу Риттеру.

Интересное определение географии дал известный советский почвовед Арсений Ярилов. По его утверждению, это та наука, которая должна ориентировать человека в пределах отведенного ему природой жилища.

Существует немало других любопытных трактовок данной научной дисциплины. Чтобы подытожить все вышесказанное, следует привести современное определение: география - это наука, изучающая так называемую географическую оболочку Земли, во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. О том, что это такое, мы более подробно расскажем в следующем разделе.

Географическая оболочка - это…

Под географической оболочкой подразумевают оболочку планеты Земля, состоящей из четырех структурных слоев:

  • Тропосферы.
  • Земной коры.
  • Гидросферы.
  • Биосферы.

При этом все эти «сферы» пребывают в теснейшем взаимодействии, пересекаясь и проникая друг в друга. Сущность понятия о географической оболочке Земли впервые описал еще в 1910 году русский ученый П. И. Броунов.

В пределах географической оболочки происходит постоянный и непрерывный процесс перемещения вещества и энергии. Так, вода из рек и озер постоянно поступает в нижние слои атмосферы, а также в земную кору (через трещины и поры). В свою очередь, в водоемы попадают газы и твердые частицы из тропосферы.

Границы географической оболочки определяются нечетко. Чаще всего нижнюю ее черту проводят по подошве земной коры, верхнюю - на высоте 20-25 километров. Таким образом, средняя мощность географической оболочки Земли составляет примерно 30 км. По сравнению с параметрами нашей планеты - это мизер. Но именно эта тонкая «пленка» как раз и является главным объектом изучения для географической науки.

Структура географической науки

Современная география - комплексная и очень объемная наука, включающая в себя десятки частных дисциплин. Как правило, ее делят на два крупных блока - физическую и общественную (или социально-экономическую). Первая изучает общие закономерности развития и существования географической оболочки и ее отдельных частей, а вторая - занимается исследованием процессов взаимодействия общества с природной средой.

Среди физико-географических дисциплин выделяются следующие:

  • Геодезия.
  • Геоморфология.
  • Гидрология.
  • Океанология.
  • Ландшафтоведение.
  • Почвоведение.
  • Палеогеография.
  • Климатология.
  • Гляциология и пр.

В числе общественно-географических наук принято выделять такие дисциплины:

  • Демография.
  • Экономическая география.
  • Геополитика.
  • География культуры.
  • Медицинская география.
  • Геоурбанистика.
  • Политическая география.
  • Страноведение и др.

Основные проблемы и дискуссии современной географии

Как ни странно, вопрос «что такое география?» остается одним из самых сложных и дискуссионных среди представителей данной науки. Что должна изучать география, какие цели она обязана ставить перед собой - эти проблемы до сих пор не могут решить умы нынешнего поколения ученых-географов.

Помимо этого, теоретическая география пытается сегодня решить и ряд других актуальных проблем. К самым основным можно отнести следующие:

  • Проблема утраты в обществе интереса к географии.
  • Проблема «отмирания» таких чисто практических дисциплин, как мелиорация, землеустройство, почвоведение.
  • Проблема общей классификации географической науки.
  • Определение ряда ключевых понятий: «географическая оболочка», «ландшафт», «геосистема» и т. п.

В последнее время набирает популярность такое свежее направление, как «конструктивная география». Прежде всего, в силу стратегического характера своих исследований. Данная дисциплина может преобразовать традиционно описательную и теоретическую географию - в практичную и полезную.

В заключение

География входит в число древнейших наук. Она зародилась еще в III веке до нашей эры. Сегодня география является самостоятельной научной отраслью, которая занимается глубоким и комплексным изучением географической оболочки Земли, начиная от процессов в толще земной коры и заканчивая производственной деятельностью человека.

Первые представления о земной поверхности имелись у первобытных охотников и собирателей. Передавая будущим поколениям сведения об окружающем мире, древние люди оставляли рисунки на камне и кости, на коре деревьев и шкурах животных. Так были заложены начальные основы географических знаний.

Рождение науки о Земле

География - одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов: geo - Земля, grapho - пишу (описание). Возникнув в глубокой древности, география сначала действительно имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы брали с собой учёных, чтобы те составляли описания новых земель и народов. Греческий учёный Эратосфен более 2200 лет назад впервые собрал эти описания в научный труд о природе Земли и назвал его «География».

Около 500 лет назад - в эпоху Великих географических открытий - география в течение двух столетий была королевой наук. Монархи и богатые купцы лично обсуждали с географами планы будущих экспедиций и щедро финансировали их путешествия в надежде получить несметные сокровища. За короткий исторический период па карте мира появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель. В это время география представляла собой свод самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы «что это?» и «где это расположено?», указывая местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Однако белыми пятками на картах даже в 18 веке оставались Арктика, Австралия, многие внутренние районы материков.

Но мере развития географии её главной задачей стало изучение законов, но которым живёт и развивается наша планета. География начала превращаться из описательной дисциплины в науку, отвечающую на вопрос «почему?». Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы.

Географические науки

Современная география - это сложная разветвлённая система, или «древо» наук. География - единственная наука, которая объединяет разнообразные (знания о природе и людях. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает физическая география. Население и созданные деятельностью людей объекты изучает общественная география. Одна из важнейших задач современной географической науки в целом - исследование многообразного взаимодействия природы и общества для решения стоящих перед человечеством глобальных (мировых) проблем, например, проблемы обеспечения населения продовольствием, природными богатствами, в том числе топливом и водой. Очень важны задачи исследования Мирового океана и космоса. Особое место среди географических наук занимает картография - наука о географических картах. Тесно связана с географией родственная ей наука геология.

Географы сегодня - это специалисты многих профессий. Воды суши исследует гидролог, льды - гляциолог, неровности поверхности Земли - , животный и растительный мир планеты - биотеограф. Геоэкологи предсказывают последствия воздействия человека на природу. В систему географических наук входят и дисциплины практического характера, например медицинская и военная география.

1.1 Понятие, объект и предмет истории.

1.2 Исторические источники и факты.

1.3 Методы и принципы исторического исследования.

1.4 Функции истории.

1.5 Подходы к изучению истории.

1.1 Понятие, объект и предмет истории

В переводе с древнегреческого «история» – рассказ о прошедшем, об узнанном. Существует несколько значений понятия история . Основными являются следующие: 1) история – рассказ, повествование; 2) история – это процесс развития природы и общества во времени; 3) история – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Объектом исторической науки (т.е. что она изучает) является вся совокупность фактов, событий, явлений, характеризующих жизнь общества в прошлом. Поскольку прошлое человечества очень многообразно, его изучают не только историки. Чтобы определить границы исследования для различных общественных наук, существует предмет науки. Предметом исторической науки являются закономерности развития человеческого общества. Таким образом, главной целью истории становится познание законов общественного развития в прошлом для того,чтобы объяснить настоящее.

История включает в себя историю мира в целом (всеобщая история), историю какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика и т.д.) и историю отдельных стран, народов, цивилизаций (отечественная история, славяноведение и др.).

Историческая наука хронологически делит прошлое на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю и новейшую историю.

Историческая наука имеет много отраслей: истории экономическая, политическая, социальная, военная, религии, культуры, историческая география, историография ит.д.

История – это комплекс наук, куда относятся специальные исторические науки археология (изучает историю происхождения человека и общества по вещественным источникам древности) и этнография (изучает быт и нравы народов).

1.2 Исторические источники и факты

Для установления закономерностей исторического развития необходимо исследовать множество фактов, событий и процессов на основе всестороннего изучения исторических источников. Исторический источник – это свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследователя, которое используется как основание для какого-либо утверждения о прошлом.

Выделяют следующие виды источников:

а) письменные (летописи, законы, указы и т.д.);

б) вещественные (орудия труда, одежда, жилища и т.д.);

в) этнографические (традиции различных народов мира);

г) лингвистические;

д) устные;

е) аудиовизуальные (фото-, кино-, видеодокументы, звукозаписи).

Изучением различного рода источников занимаются источниковедение (отдельная отрасль исторической науки) и ряд вспомогательных исторических дисциплин, предметом которых является всестороннее исследование какого-либо одного источника или отдельныхего сторон, например:

Нумизматика (наука о монетах).

Генеалогия (наука о происхождении и родственных связях людей).

Геральдика (наука о гербах).

Историческая метрология (наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом системы мер и весов).

Палеография (наука, изучающая различные системы письма в их развитии).

Сфрагистика (наука о печатях).

Хронология (наука, изучающая системы летосчисления и календари разных народов) и др.

Из исторических источников извлекаются исторические факты – утверждения о прошлом, которые вводятся в научный оборот.

Выделяют следующие виды фактов:

а) абсолютные, т.е. утверждения о действительно происходивших событиях. Например: «22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война».

б) вероятностные, т.е. утверждения о предполагаемых событиях, действительность которых не установлена, но и сама возможность их полностью не опровергнута. Например: «Александр I закончил свою жизнь в Сибири под именем старца Федора Кузьмича в 1846 г.».

в) ложные, т.е. утверждения о событиях, никогда не происходивших. Подобные примеры можно без труда найти в массовой печати. Например: «При И.В. Сталине было репрессировано 40 млн. человек».

От фактов необходимо отличать интерпретацию (т.е. толкование) фактов. Одни и те же факты даже историки-профессионалы могут оценить по-разному. Можно по-разному представлять и оценивать историческую ситуацию, но это не отменит случившихся событий.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии