Повесть и рассказ чем отличаются. Чем отличается рассказ от повести. История развития повести как жанра

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Существуют различные прозаические жанры: рассказ, новелла, повесть, роман. Чем отличается один жанр от другого? Что такое повесть и чем отличается она от рассказа или романа?

Повестью называется один из жанров прозы. По своему объему повесть занимает промежуточное положение между рассказом и романом. Сюжет повести обычно воспроизводит естественные отрезки жизни и лишен интриги. Он сосредоточен на главном герое и на характере его личности. В повести обычно есть только одна сюжетная линия, в которой изображается всего несколько эпизодов из жизни главного героя.

Чем повесть отличается от рассказа

Повесть отличается от рассказа своим большим объемом. Так, если объем рассказа измеряется десятком страниц, то объем повести может составлять одну или несколько сотен страниц печатного текста. Помимо этого, рассказ представляет собой повествование об одном-двух эпизодах жизни главного героя, в то время как в повести может рассказываться о большем отрезке его жизни. В отличие от рассказа, в повести больше действующих лиц, а также событий.

Чем отличается сказка от повести

Прежде чем объяснить, чем отличается сказка от повести, расскажем о том, что между ними общего. Прежде всего, они относятся к прозе. Помимо этого, и сказка, и повесть рассказывают об определенном периоде из жизни главного героя. Но повесть строится на описании событий, которые происходили или могли бы происходить в обычной жизни, а сюжет сказки строится на вымысле. Таким образом, построение сюжетной линии повести базируется на принципе правдоподобия, что полностью исключено при создании сказки. Большинство сказок (кроме вторских) относится к фольклорному жанру, то есть, такие сказки не имеют конкретного автора.

Чему учит повесть

Как и любое произведение литературы, повесть таит в себе определенные уроки, которые читатели должны понять.

Давайте, например, разберемся, чему учит повесть «Старик и море». Вроде бы такое небольшое литературное произведение, но как много оно дает нам! Мы читаем эту повесть Хемингуэя и учимся настойчивости и преданности, борьбе за выживание и уверенности в том, что будущее будет лучше настоящего. Помимо этого, повесть учит кротости и покорности, надежде и смирению.

А вот повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» учит умению преодолевать любые жизненные трудности и стремиться жить полноценной жизнью, помогать людям и при этом быть скромным человеком.

В чем смысл финала повести

Любая повесть имеет свой смысл, который чаще всего выражается в ее финале. Давайте проанализируем, в чем смысл финала повести Хемингуэя «Старик и море». Старик Сантьяго не чуждается людей, он не уходит от жизни, не замыкается в себе. Фактически остается открытой и перспектива дальнейшей деятельности, что можно рассматривать как веру автора в творческую и созидательную силу человека. В финале этой повести затрагивается также и тема непонимания между людьми, неумения ими слушать друг друга. Ведь группу туристов интересует только огромный скелет рыбы, и они не слышат рассказа о трагедии старика.

РАССКАЗ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Жанр имеет две исторически сложившиеся разновидности: рассказ (в более узком значении) и новелла. С конца 1940-х в русской литературе рассказ осознается как особый жанр и по отношению к краткой повести, и в сравнении с «физиологическим очерком». В очерке преобладает прямое описание, исследование, он всегда публицистичен. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. Предельная краткость повествования требует особого внимания к деталям. Порой одна-две мастерски найденных детали заменяют пространную характеристику героя.

Рассказ, по своей жанровой природе, должен усваиваться сразу и целиком, как бы «в один глоток»; тоже и весь «частный» образный материал рассказа. Это предъявляет к деталям в рассказе особые требования. Они должны быть расставлены так, чтобы мгновенно, «с быстротой чтения», слагаться в образ, рождать у читателя живое, картинное представление…». Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой

Рассказ остается продуктивным жанром и в настоящее время. Успешно развиваются все его разновидности: рассказ бытовой, психологический, философский, сатирический, фантастический (научная фантастика и фэнтези), близкий к новелле и практически бессюжетный.

ПОВЕСТЬ. Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком. Важным источником таких «повестей» являются летописи (Повесть временных лет и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо событиях (Повесть о нашествии Батыя на Рязань, Повесть о Калкской битве, Повесть о Петре и Февронии и др.».

Современное литературоведение определяет «повесть» как эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой – с другой. Однако объем сам по себе еще не может указывать на жанр. Романы Тургенева Дворянское гнездо и Накануне меньше некоторых повестей, например, Поединка Куприна. Капитанская дочка Пушкина не велика по объему, но все, что происходит с главными героями, тесно связано с крупнейшим историческим событием 18 в. – Пугачевским бунтом. Очевидно, именно поэтому сам Пушкин называл Капитанскую дочку не повестью, а романом. (Авторское определение жанра очень важно). Дело не столько в объеме, сколько в содержании произведения: охват событий, временные рамки, сюжет, композиция, система образов и т.д. Так, утверждается, что рассказ обычно изображает одно событие из жизни героя, роман – целую жизнь, а повесть – ряд событий. Но и это правило не абсолютное, границы между романом и повестью, а также между повестью и рассказом – зыбки. Иногда одно и то же произведение называется то повестью, то романом. Так, Тургенев сначала называл Рудина повестью, а потом романом.

В силу своей многогранности жанр повести с трудом поддается однозначному определению. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».

В большинстве европейских литератур повесть не выделяется в отдельный жанр. Иное дело – литература русская. В каждую литературную эпоху создавались повести, оставшиеся в истории литературы. В начале 20 в. создаются такие повести, как Жизнь Василия Фивейского и Уездное Е.Замятина, напоминающие о древнем жанре жития святых, – подтверждая тем самым тезис М.Бахтина: жанр – «память литературы».

В современной литературе повесть, наряду с рассказом, существует во всех своих разновидностях: от социально-психологической до фантастической и детективной.

Повесть – вид эпического произведения средней формы, построенного в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. Граница между повестью и романом не в объеме, а в композиции. В повести материал излагается хроникально. В древнерусской лит-ре повесть – всякое повествование о каких-либо событиях («Повесть временных лет», «Повесть о Горе-Злосчастии»). Постепенно значение термина сузилось до настоящего. Единого сюжета с причинно-следственной связью в повести не существует. Есть отдельные эпизоды, которые соединены друг другом по принципу хроники.

Рассказ – малая эпическая прозаическая форма. Это небольшое произведение с ограниченным числом персонажей (1-2). В рассказе обычно сужены время и место действия. Рассказ характеризуется однопроблемностью и однособытийностью. Среди рассказов различают произведения очеркового (описательно-повествовательного) и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типов. Рассказ с остро развивающимся сюжетом и неожиданной концовкой называют новеллой. Новелла – это правдоподобный рассказ о неслыханном и занимательном событии. Новелла в отличие от рассказа не несет в себе глубокой психологической разработки образа, герой раскрывается в моральной сущности. Очерк – разновидность малой формы, отличающаяся от рассказа отсутствием единого и остро развивающегося конфликта. Условно очерки можно разделить на художественны и худ-документальные. В первых изобр-ся вымышленные лица и события, а во вторых – подлинные лица и факты жизни с точным обозначением мест, дат, имен.

Малые жанры тяготеют к циклизации.

Чем отличается рассказ от повести?

    Объемом. Рассказ это обычно какой-то отрезок из жизни, он занимает мало страниц, самое краткое повествование. Повесть по объему занимает место между романом и рассказом. Здесь обычно мало действующих лиц, идет повествование о некоторых событиях. Граница между ними может быть размыта.

    Повесть, в каком-то смысле - это более серьезное произведение, более глубокое, чем рассказ. Хотя четких отличий все же нет. Но есть характеристики все же, по которым в целом можно отличить повесть от рассказа . Повесть обычно больше по объему, чем рассказ (обычно, но не обязательно), более глубоко раскрывает характер героев, настроение, природу, чем в рассказе. Кстати и героев в повести тоже обычно больше. В основе повести лежать реальные события, рассказ же может быть как правдой, так и выдумкой. То есть сказка - это тоже своего рода рассказ, но сказка не является повестью.

    Повесть от рассказа отличается большим объмом, большим количеством персонажей, большим количеством сюжетных линий. Повесть может разбиваться автором на отдельные части - главы, для рассказа такое явление - редкость. Понятия повесть нет в западной литературе, этот жанр характерен для русской литературы.

    Повесть и рассказ похожи содержанием, различаются объемом страниц.

    Рассказ повествует об одном событии одного главного героя.

    В повести события из жизни главных героев переплетаются, читатель узнает факты, произошедших в разное время с разными людьми. Рассказы пишут для маленьких читателей, повесть более серьезное художественное произведение.

    Рассказ и повесть - это разные жанры, но это проза.

    В рассказе идет речь об одном событии. В повести - о нескольких событиях,происходящих в жизни нескольких персонажей.

    Зачастую в литературе очень сложно отличить рассказ от повести, поскольку каких-либо четких параметров, по которым можно отличить эти литературные формы просто не существует.

    Рассказ более короткое повествовательное произведение, чем повесть, но насколько он должен быть меньше повести, чтобы считаться рассказом?

    Можно считать, что с ростом объема произведения рассказ становится повестью, усложняется, обрастает деталями повествования, иногда увеличивается число героев, но не обязательно. Но определить, повесть это или рассказ обычно доверяют самому автору. Мне встречались рассказы объемом под 100 страниц и больше, и повести, в которых было 70-80 страниц.

    Считается, что рассказ - это повествование про отдельное событие, а повесть охватывает более широкий период времени, но и это не всегда верно. Мне встречались повести, которые описывают один день жизни и рассказы, действие которых проходит в течении долгого срока и в разных местах.

    Рассказ обычно рассказывает о конкретном явлении, персонаже т.е. о чем то конкретном. Повесть охватывает более обширную картину действий - в повести речь идет о многих персонажей связанный главным действующим лицом.

    Основное отличие рассказа от повести -это конечно объем текста. Рассказ-это небольшое повествовательное произведение в прозе. Повесть-это эпический жанр в прозе, гораздо большего объема,чем рассказ. Ближе к роману.

    Повесть отличается от рассказа конечно же объемом произведения. Рассказ более короткий, чем повесть. В повести происходит больше событий, сюжетных поворотов и больше персонажей. Как правило. повесть основана на реальных событиях, а вот в рассказе чаще вымышленный сюжет.

    Рассказ и повесть имеют разные жанровые и формальные литературные признаки. Этим и отличаются друг от друга.

    Рассказ .

    Это небольшое по объму (относительно повести) прозаическое литературное произведение, которое повествует, как правило, об одном событии одного или двух из персонажей. Остальные герои автоматически становятся второстепенными фигурами. Сюжет рассказа, в большинстве случаев, одноплановый. События не переплетены.

    Рассказ прочитывается приблизительно за час или меньше.

    Однако, некоторые рассказы повествуют о всей жизни героя. Но вс равно в очень сжатой форме.

    Повесть .

    Это средняя по объму форма эпоса. Она тоже повествует. Но, соответственно размерам, в ней может быть побольше персонажей, событий, хитросплетений. Для знакомства с повестью требуется больше часа.

    Различия между рассказом и повестью вс же относительны. Есть и междужанровые, промежуточные произведения. Которые в разных источниках могут именоваться то повестью, то рассказом.

  • Чем отличается повесть от рассказа?

    В литературе очень часто встречается и то, и другое.

    Итак, отличия:

    1. Объем. У рассказа объем намного меньше, чем у повести.
    2. В рассказе отражается какой-то определенный момент, эпизод из жизни. В повести могут быть события разных времен и разных людей.
    3. Рассказ более сжатый, чем повесть.
    4. Повесть, как правило, основана на каких-то реальных моментах и событиях. Есть и историческая повесть, и военная. А рассказу можно верить, а можно и не верить.
    5. Повесть насыщенна эмоционально, могут быть отступления от основного сюжета, описание местности, зарисовки пейзажей. В рассказе другая цель - донести до читателя основную мысль.

Вопрос о жанровых отличиях рассказа и повести не имеет однозначного ответа. Это связано с тем, что до середины XIX века повестью назвали все прозаические произведения, в которых описывались исторические события или отдельные эпизоды из жизни реальных или вымышленных героев. Примером могут служить «Повесть временных лет», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.
В современной литературе жанр рассказа определяется по критериям, отражающим объем повествования, его фактичность, подчеркнуто напряженную кульминацию, отсутствие дополнительных сюжетных линий и выразительность художественных деталей. Это значит, что рассказ представляет собой сравнительно небольшое, отличающееся композиционной строгостью прозаическое произведение, в котором вымышленное событие раскрывает характер героя или служит своеобразным фокусом, проявляющим мотивы его поступков. Эффект достоверности достигается благодаря ограниченному по времени, но подчеркнуто важному развитию действия и весомости каждого фрагмента повествования. В рассказе не бывает большого количества действующих лиц: в центре внимания находится только один, главный персонаж, остальным отводится эпизодическая роль.
Повесть относится к средним эпическим жанрам, в которых отображается не одно, а несколько важных эпизодов из жизни героя, свидетельствующих о его причастности к жизни общества, судьбам других людей, значимым историческим событиям. В отличие от рассказа, повесть может иметь разветвленный сюжет с развитием действия в разных временных срезах. В композицию повести часто входят авторские отступления, пейзажные зарисовки, портретные характеристики персонажей: их использование в тексте произведения помогает достичь глубины содержания и в полной мере отразить идею произведения.
Содержание повести может быть основано на фактическом материале или необычной истории из жизни людей, научной гипотезе, фантастическом вымысле. Отсюда – разнообразие жанра: историческая и военная повесть, социально-бытовая, приключенческая, фантастическая повесть и даже повесть-сказка.
Жанру рассказа такое разнообразие не свойственно. По стилю он бывает близок к новелле или очерку – в зависимости от динамики повествования: описательного или построенного на остром конфликте.

TheDifference.ru определил, что отличие рассказа от повести заключается в следующем:

Рассказ отражает один важный эпизод или событие из жизни героя, в то время в повести прослеживается несколько значимых для развития действия событий.
Сюжетная линия рассказа, как правило, не имеет композиционных параллелей. В повести сюжет может иметь основную и дополнительные линии.
В рассказе повествование стремится к сжатости формы и динамичности развития сюжета. В повести используются приемы, замедляющие действие и переключающие внимание читателя с событийной стороны на содержательную: например, авторские отступления и пейзажные зарисовки.
В отличие от повести, которая чаще всего претендует на историческую или фактическую достоверность, содержание рассказа является лишь правдоподобным вымыслом.

Рассказ и повесть наряду с романом относятся к основным прозаическим жанрам художественной литературы. Они имеют как общие жанровые особенности, так и определенные отличительные черты. Все же часто границы между жанрами повести и рассказа нечеткие, поэтому нередко возникают трудности с определением жанра. И даже опытные литературоведы не всегда сразу справляются с этой задачей.

История развития повести как жанра

Этот жанр проистекает из древнерусской летописи и литературы. Слово «повесть» употреблялось в значении «весть о некотором событии». Этим словом обозначались произведения, написанные в прозаической, а не в стихотворной форме. Они рассказывали о событиях, имевших место в то время. Это были летописи, жития, хроники, воинские повести. Об этом красноречиво говорят названия произведений древнерусской прозы: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань».

Позже, с семнадцатого века, отвечая потребностям времени, появились повествования о жизни обыкновенных людей, мирян, — светские повести.

Именно светская повесть явилась первоосновой жанра повести, получившего развитие в литературе 19-20 века и в современной прозе. Она описывает естественное течение жизни, часто суровую действительность времени, в центре которых судьба главного героя.

В девятнадцатом веке повесть становится любимым жанром известных русских писателей. К ней обращаются А. Пушкин («Станционный смотритель»), Н.Гоголь («Шинель»). Позже жанр повести развивают писатели реалистического направления: Ф.Достоевский, Н.Тургенев, А.Чехов, Л.Толстой, И.Бунин. Позднее, в советское время, жанр получает развитие в творчестве Р. Погодина, А.Гайдара, В. Астафьева. Интересно, что повесть – достояние именно русской литературы. В зарубежной литературе развиваются жанры новеллы и романа, а повесть как жанр отсутствует.

История развития рассказа как жанра

Истоки жанра рассказа проистекают из произведений фольклора – притч, сказок, устных пересказов. Рассказ, как краткое произведение об отдельном событии, эпизоде из жизни героя, сформировался значительно позже повести, пройдя определенные этапы и развиваясь параллельно с другими повествовательными жанрами.

В процессе становления прослеживается отсутствие четкости в разграничении жанров повести и рассказа. Так, А. Пушкин и Н. Гоголь отдавали предпочтение названию «повесть» для тех своих произведений, которые мы могли бы определить как рассказ.

Начиная с пятидесятых годов 19 столетия в обозначении жанра рассказа видна большая точность. У Л. Толстого «Записки маркера» названы автором повестью, а «Метель» — рассказом, что полностью соответствует определению жанра. В литературе 19 – 20 века повесть уступает первенство рассказу, который получает наибольшее распространение.

Характеристика повести как эпического жанра

Повесть является прозаическим литературным жанром. Она не имеет устойчивого объёма. Её объём больше, чем у рассказа, но существенно меньше объёма романа. Повествование сосредоточено вокруг нескольких важных эпизодов в жизни основного персонажа. Обязательно присутствие второстепенных действующих лиц.

В композиции нередко использование всевозможных описаний (интерьер, пейзаж), авторских отступлений, портретных характеристик. Возможен разветвленный сюжет, содержащий дополнительные сюжетные линии. Содержание повести основывается на историческом материале, интересных событиях человеческой жизни, реже вымысле, фантазии.

Характеристика рассказа как эпического жанра

Рассказ – небольшое по размеру эпическое произведение. Повествование динамичное, посвящено важному интересному событию из жизни автора или вымышленного героя. Композиция напряженная. В рассказе единственная сюжетная линия, дополнительные сюжетные линии отсутствуют.

При сравнительно малом объеме ограничено использование автором художественных средств. Поэтому большая роль придается выразительной художественной детали. Повествование о событиях зачастую представлено как рассказ от первого лица. Это может быть или главный герой, или сам автор.

Что общего у повести и рассказа

  • Оба жанра – это проза.
  • В сравнении с романом имеют небольшой объем.
  • Присутствует основной персонаж, возле которого сосредоточено действие.
  • И повесть, и рассказ могут быть бытовыми, фантастическими, историческими, авантюрными.

Различие между повестью и рассказом

  • Размер объема повести непостоянен и может достигать нескольких сотен страниц, а рассказа – десятки страниц.
  • Повесть характеризуется отсутствием интриги. В ее содержании раскрываются достоверные периоды жизни героя. А в рассказе описывается один или несколько случаев из жизни основного персонажа.
  • Четкий, динамичный сюжет характерен для рассказа. Неторопливое, плавное повествование – особенность повести.
  • Дополнительные сюжетные линии, переплетающиеся с основной, – особенность повести. В рассказе сюжетная линия одна.
  • Автор повести стремится к исторической и фактической правдивости. Рассказ – это достоверный вымысел.
  • Повести присущи приемы, замедляющие действие: описания, портретные зарисовки, лирические отступления. В рассказе это отсутствует и играет роль художественная деталь.
  • В отличие от повести в рассказе один герой, нет предыстории, которая позволяет проследить развитие характера.
  • Аналогии повести в других литературах нет, рассказ имеет такие аналогии.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций