Последствия для инвалида невыполнения рекомендаций мсэк. Условия и порядок установления инвалидности. Сроки направления на МСЭ

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Причина и группа инвалидности устанавливаются по результатам МСЭ инвалида. Причина и группа инвалидности отражаются в справке об инвалидности, которая выдается на руки инвалиду.
Нарушения функций организма человека многочисленны и включают в себя нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти и др.); нарушения языковых и речевых функций; нарушения зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения двигательных функций отдельных частей тела, координации движений); нарушения отдельных функций организма; нарушения, обусловленные физическим уродством, и другие.
Специалисты бюро МСЭ руководствуются разъяснением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (утв. постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 17) (далее - Разъяснение Минтруда РФ «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности»).
Причины инвалидности могут иметь следующие формулировки:
1) общее заболевание. Такая формулировка является самой распространенной и применяется, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в Разъяснении Минтруда РФ «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности»;
2) инвалид с детства. Определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет. Может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид»;
3) профессиональное заболевание. Определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений) как по прямым последствиям профессионального заболевания, так и по его осложнениям, обусловившим наступление инвалидности. Основанием, как правило, является акт о случае профессионального заболевания;
4) трудовое увечье. Определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве, и устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы;
5) военная травма. Определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Определяется бывшим военнослужащим, к которым относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях пограничной службы РФ, во Внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, Войсках гражданской обороны, органах Федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов РФ, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).
Получение увечья или заболевания в период прохождения военной службы подтверждается военно-медицинскими документами, такими как свидетельство о болезни или справка военно-врачебной комиссии.
В случае определения инвалидности гражданам, имеющим ограничения жизнедеятельности вследствие увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, полученных в период прохождения военных сборов, причину инвалидности федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы устанавливают в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
При отсутствии подтверждающих военно-медицинских документов причина инвалидности определяется формулировкой «общее заболевание» и одновременно оказывается содействие гражданину в поиске необходимых военно-медицинских документов;
6) заболевание получено в период военной службы. Определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы. Инвалидность, наступившая у бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины, в течение трех месяцев со дня увольнения из армии, рассматривается как наступившая в период военной службы, кроме случаев наступления инвалидности вследствие совершения противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью;
7) заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения военного комиссариата, если заболевание, поставленное комиссариатом в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности;
8) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Определяется бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения военного комиссариата, если заболевание, поставленное комиссариатом в связь с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военным комиссариатом;
9) заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС или полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Устанавливается участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения либо выехавшим в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
10) заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк». Определяется гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Подтверждающим документом является удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации;
11) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на Производственном объединении «Маяк». Определяется бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы. Подтверждается удостоверением и заключением межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
12) заболевание связано с последствиями радиационных воздействий. Устанавливается лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, которые связаны с любыми видами ядерных установок;
13) заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Определяется гражданам из подразделений особого риска, таким как непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
В справке об инвалидности указывается только одна причина инвалидности, а если у гражданина одновременно имеются два или три основания для определения причины инвалидности, то по выбору инвалида либо его законного представителя выбирается и указывается та, наличие которой гарантирует гражданину предоставление более широкого круга мер социальной защиты. Так, подростку, не достигшему 18 лет, получившему трудовое увечье, можно выбрать или категорию «ребенок-инвалид», или категорию «трудовое увечье».
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Группы инвалидности устанавливаются с использованием классификаций, которые определяют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами; и критериев, которые определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. № ІОІЗн «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Стойкие нарушения функций организма человека имеют несколько степеней выраженности: 1-я степень - незначительные нарушения, 2-я степень - умеренные нарушения, 3-я степень - выраженные нарушения, 4-я степень - значительно выраженные нарушения.
При классификации основных категорий жизнедеятельности человека учитывается то, что к основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
- способность к самообслуживанию;
- способность к самостоятельному передвижению;
- способность к ориентации;
- способность к общению;
- способность контролировать свое поведение;
- способность к обучению;
- способность к трудовой деятельности.
В частности, способность к трудовой деятельности имеет три степени выраженности:
- 1-я степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
- 2-я степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
- 3-я степень - способность к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность)
ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
К сожалению, какие-либо методические материалы о том, как производить оценку показателей способностей, отсутствуют.
Оценка показателей способностей производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков экспертов, экспертной и врачебной практики.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.
В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).
Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок- инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:
1) не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению к Правилам признания лица инвалидом;
2) не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к Правилам признания лица инвалидом);
3) не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.
Установление группы инвалидности без указания сРока переосвидетельствования (категории «ребенок- инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории ребенок-инвалид») по указанным выше под пунктами 1 и 2 основаниям при отсутствии положительных резуль. татов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направленна на медико-социальную экспертизу, выданном гражда. нину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.
Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно (в случае отказа в направлении на МСЭ организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения), группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему реабилитационных мероприятий.

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомен­дации по трудовому устройству.

Медико-социальная экспертиза производится органами социальной защиты населения, в частности медико-соци­альной экспертной комиссией (МСЭК). МСЭК в своей ра­боте руководствуются Федеральными Законами и другими нормативными документами (см. перечень нормативных документов). В новые Федеральные Законы и Постановле­ния Правительства РФ, внесены дополнения и изменения по вопросам, касающимся детей-инвалидов. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо до дос­тижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то катего­рия «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указан­ного возраста.

Бронхиальная астма относится к числу тех хронических заболеваний, которые оказывают выраженное влияние на ограничение (снижение) жизненных и социальных функ­ций человека.

Число детей, больных бронхиальной астмой, зарегист­рированных в лечебно-профилактических учреждениях, только с 1996 по 2000 гг. увеличилось в 1,7 раза (с 366,3 до 624,3 на 100 000 детей). Эпидемиологические исследо­вания по программе ISAAC, проведенные в России, демон­стрируют еще более высокие цифры распространенности. Особенностью современной ситуации является нараста­ние инвалидизации в связи с ростом заболеваемости и формированием тяжелых форм болезни. Так, в 1999 г. распространенность инвалидности вследствие бронхиаль­ной астмы у мальчиков составляла 9,9, среди девочек - 4,9, а в 2000 г. - соответственно 10,2 и 5,0 на 10 000 детей соответствующего пола. Детальный анализ показывает, что средний возраст получения инвалидности при бронхи­альной астме - 5,5-6 лет.

В целом, от 5 до 10% детей с бронхиальной астмой име­ют неблагоприятный прогноз течения болезни с развитием тяжелых форм. Но даже у детей со средней или иногда легкой формой болезни сохраняется определенная сте­пень риска длительного влияния бронхиальной астмы на их последующую жизнь. Обострения и наличие постоян­ных симптомов болезни, высокая частота временной и стойкой утраты трудоспособности являются тяжелым бре­менем для самого пациента, его семьи и общества в це­лом. Поэтому применительно к бронхиальной астме очень важной является система медицинской регистрации пос­ледствий болезни.

Экспертная оценка бронхиальной астмы основывается на теоретических положениях концепции последствий бо­лезни и ее трех взаимосвязанных видов: нарушений (на уровне органа), ограничений жизнедеятельности (на уров­не организма), социальной недостаточности (на уровне личности). Важно подчеркнуть, что поводом для установ­ления инвалидности является не сама болезнь, а ее пос­ледствия [Руководство по классификации болезней и при­чин инвалидности. Русское издание (пересмотр 1989 г.). М.,1995].

Выявляемая при тяжелых формах болезни социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стой­ким расстройством функций организма, приводящая к ог­раничению жизнедеятельности и необходимости социаль­ной защиты, является основанием для признания ребенка инвалидом. Вопрос о признании гражданина инвалидом решают органы социальной защиты (государственная служба медико-социальной экспертизы). При принятии ре­шения о признании ребенка инвалидом службы медико-­социальной экспертизы руководствуются следующими фе­деральными законами, указами, постановлениями Прави­тельства:

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ (Собрание законода­тельства Российской Федерации, 1995, №48, ст.4563), с изменениями от 27 мая 2000 г. №78-ФЗ (Российская газе­та, №103, 30.05.2000), от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (Рос­сийская газета, №153-154, 12.08.98) (вступил в силу с 6 января 2000 г.); от 4 января 1999 г. №5-ФЗ (Российская га­зета, №4, 13.01.99);

Федеральный закон «О внесении изменений и допол­нений в Федеральный закон «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. №172-ФЗ (Российская газета, №142, 23.07.99);

Федеральный закон №188-ФЗ от 29.12.2001 г. «О вне­сении изменений в Федеральный закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Рос­сийской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»...;

Федеральный закон №123-ФЗ от 8.08.2001 г. «О вне­сении изменений и дополнения в статьи 15 и 16 Федераль­ного закона «О социальной защите инвалидов в Россий­ской Федерации» (Российская газета, №153-154, 10.08.2001);

Федеральный закон №74-ФЗ от 9.06.2001 г. «О внесе­нии изменения в статью 23 Федерального закона «О соци­альной защите инвалидов в Российской Федерации», (Российская газета, №111, 14.06.2001);

Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 г. №1011 «О мерах по обеспечению государственной под­держки инвалидов»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. №965 «О порядке признания граждан ин­валидами»;

Постановление Министерства труда РФ и Министерст­ва здравоохранения РФ от 29.01.1997 г. №1/30 «Об утвер­ждении Классификаций и временных критериев, использу­емых при осуществлении медико-социальной экспертизы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2000 г. №707 «О внесении изменений и призна­нии утратившими силу некоторых Постановлений Прави­тельства Российской Федерации по вопросам, касающим­ся детей-инвалидов»;

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.05.2000 г. №161 «Об отмене приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 04.06.1991 г. №117 «О поряд­ке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет».

Наряду с законодательными и нормативными актами в своей практической деятельности специалисты медико­социальной экспертной комиссии (МСЭК) используют так­же следующие инструктивные и методические документы:

Методические подходы к определению инвалидности у детей и организация медико-социальной экспертизы детей-инвалидов. Методические рекомендации Министерст­ва труда и социального развития РФ от 30.12.1998 г.;

Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилита­ции. Методические рекомендации для работников учреж­дений медико-социальной экспертизы и реабилитации. Утв. Министерством труда и социального развития РФ 24.11.2000 г.;

Ограничение жизнедеятельности у детей вследствие висцеральных и метаболических нарушений. Пособие. СПб: Эксперт, 2001, 110 с.

Учреждение здравоохранения направляет в установлен­ном порядке гражданина на медико-социальную эксперти­зу (МСЭ) после проведения необходимых диагностиче­ских, лечебных и реабилитационных мероприятий при на­личии данных, подтверждающих стойкое нарушение функ­ций организма, обусловленное заболеванием.

В направлении учреждения здравоохранения указыва­ются данные о состоянии здоровья пациента, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также ре­зультаты проведенных реабилитационных мероприятий. Для направления больного на МСЭ учреждением здраво­охранения используется специальная форма - «Направле­ние на ребенка до 18 лет для проведения медико-социаль­ной экспертизы» (форма №080/у-97). При первичном экс­пертном обследовании должны также предъявляться сле­дующие медицинские документы:

«История развития ребенка» (форма 112/у Минздрава России) из лечебно-профилактического медицинского уч­реждения по месту постоянного проживания ребенка;

«Медицинская карта амбулаторного больного» (форма № 025/у-87) и/или «Медицинская карта стационарного больного» (форма 003/у Минздрава России), а также ме­дицинские справки стационаров и других лечебно-оздоро­вительных учреждений, где пациент проходил обследова­ние или получал лечение (если они имеются);

Данные дополнительных обследований и анализов, ин­струментальных методов (если имеются).

Медицинские услуги, необходимые для проведения ме­дико-социальной экспертизы, включены в Программу го­сударственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

В соответствии с принятой международной номенклату­рой нарушений, ограничений жизнедеятельности и соци­альной недостаточности под нарушением понимают нару­шение психологической, физиологической или анатомиче­ской структуры или функции вследствие определенного медицинского состояния. Оно может быть стабильным или нестабильным на момент осуществляемой терапии, с бла­гоприятным прогнозом или без перспективы улучшения в будущем.

Ограничение жизнедеятельности - это индикация об­щего эффекта вредного воздействия на жизнь пациента, объективное выражение нарушения. Степень проявления может быть обусловлена полом, возрастом, образовани­ем, экономическими и социальными факторами среды и т.д. Основные категории ограничения жизнедеятельности у детей с бронхиальной астмой - ограничение способно­сти к обучению, передвижению, игровой и трудовой дея­тельности.

Социальная недостаточность - такой недостаток данно­го индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выпол­нять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни.

По международной номенклатуре нарушений (МНН), имеющей свои разделы и рубрики, нарушения при болез­нях органов дыхания относятся к разделу 6 - висцераль­ным и метаболическим нарушениям, они вписываются в двузначную рубрику 61 - нарушение кардиореспиратор­ной функции и кардиореспираторные аномалии - и вклю­чают категории, обозначенные подрубриками:

61.0 одышка (диспноэ, ортопноэ, дыхательная недоста­точность);

61.1 другие расстройства дыхания (стридор и свистя­щее дыхание);

61.3 боль в груди в результате упражнений;

61.7 кашель и мокрота;

61.8 другое нарушение функции;

61.9 неуточненное нарушение.

Перед направлением ребенка на медико-социальную экспертизу необходимо убедиться в правильности клини­ческого диагноза.

Пациенты, страдающие бронхиальной астмой, часто плохо распознают симптомы и недооценивают тяжесть своего состояния, особенно, если болезнь протекает в тя­желой форме и имеет длительный анамнез. Врач также может неточно оценивать такие симптомы, как диспноэ или наличие сухих хрипов.

Наиболее полное представление о степени нарушений дыхательной функции (наряду с клиническими проявлени­ями) дают функциональные методы. Функциональные ме­тоды не являются способом первичной диагностики при какой-либо нозологической форме, но позволяют оцени­вать отдельные синдромы нарушения ФВД.

Правильная оценка последствий болезни у пациентов с бронхиальной астмой тесно связана с методологией ис­следования ФВД. Оценка функции легких особенно ин­формативна при установлении диагноза бронхиальной ас­тмы у пациентов старше 5 лет и включает определение объема форсированного выдоха в 1-ую секунду (ОФВ1), форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), пико­вой скорости выдоха (ПСВ) и гиперреактивности дыха­тельных путей.

В специализированных центрах могут использоваться стандартизованные провокационные тесты с метахолином или гистамином. Результаты их могут быть представлены в виде концентрации агента, вызывающего падение ОФВ1 на 20% (или РС20). Наличие гиперреактивности подтвер­ждается тогда, когда РС20 меньше 8 мг/мл метахолина или гистамина. В реальной клинической практике в педиатрии используется тест с физической нагрузкой. Тест подтвер­ждает бронхиальную гиперреактивность, если у пациента после нагрузки ОФВ1 снижается на 15% или более от ис­ходного уровня.

У детей в возрасте до 5 лет диагноз бронхиальной астмы и определение степени нарушений/ограничений жизнедея­тельности основываются, главным образом, на результатах клинической оценки симптомов и результатах физикального обследования. Ввиду того, что измерение обструкции и гиперреактивности дыхательных путей у младенцев и детей младшего возраста требует сложного оборудования и явля­ется довольно трудным, эти измерения проводятся, как пра­вило, в крупных научных центрах в исследовательских це­лях. Детей в возрасте 4-5 лет можно научить пользоваться пикфлоуметром и получить достоверные результаты. Одна­ко, несмотря на строгий контроль родителей за тем, как и когда проводятся эти измерения, измерение ПСВ в этом возрасте может быть неадекватным.

Таким образом, тщательные протоколы и максимально точный функциональный диагноз имеют важное значение как для врача, осуществляющего лечение больного, так и для специалиста, осуществляющего экспертную оценку состояния пациента. Очевидна необходимость создания унифицированного специального клинического руководст­ва по оценке нарушений/ограничений жизнедеятельности у пациентов с бронхиальной астмой и другими заболева­ниями органов дыхания для использования медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, экспертных служб, страховых компаний.

Категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться на срок от 6 мес до 2 лет; от 2 до 5 лет и до достижения ре­бенком 18-летнего возраста. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос­сийской Федерации» ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то катего­рия «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указан­ного возраста. Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 г., когда были определены показания для установления инвалидности детям. Это положило начало новому государственному подходу к пониманию проблем детской инвалидности и предоставлению прав на социаль­ную защиту.

Социальная защита - система гарантированных госу­дарством постоянных и (или) долговременных экономиче­ских, социальных и правовых мер, обеспечивающих инва­лидам условия для преодоления, замещения (компенса­ции) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Права детей на социальную защиту в случае наруше­ний/ограничений жизнедеятельности обеспечиваются фе­деральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, а так­же предложениями ВОЗ и других международных докумен­тов. Постановлением Правительства Российской Федера­ции №909 от 09.09.1993 г. была утверждена программа «Дети России», в структуру которой был включен раздел «Дети-инвалиды», а Указом президента РФ №1696 от

18.08.1994 г. ему был придан статус Федеральной програм­мы. Утверждены и другие программы с аналогичными це­лями (например, «О федеральной целевой программе «Со­циальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» в Пос­тановлении Правительства РФ №36 от 14.01.2000 г.).

Дети-инвалиды и их семьи имеют право на пенсионные льготы и социальное обслуживание. В соответствии с За­коном РФ «О государственных пенсиях» от 20.11.1990 г. №340-1, ст. 113,114 социальная пенсия назначается ребенку-инвалиду до 18 лет. Матери инвалида с детства, воспитавшей его до 8-летнего возраста, пенсия устанав­ливается по достижении 50 лет при трудовом стаже 15 лет. Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в тру­довой стаж для назначения пенсии (ст.11). В соответствии с Указом Президента РФ «О повышении размера компен­сационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными граждана­ми» №551 от 17.03.1994 г. и Постановлением Правитель­ства РФ «О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществ­ляющим уход за нетрудоспособными гражданами» №549 от 25.05.1994 г. органом, выплачивающим социальную пенсию ребенку, назначается ежемесячная компенсацион­ная выплата неработающему трудоспособному члену се­мьи, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, в размере 60% минимального размера оплаты труда.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 11 и 28), Постановле­ние Правительства РФ «Об утверждении перечня катего­рий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики» №1Ш от 19.11.1993 г. предусматривают обеспечение детей-инвалидов техническими средствами и приспособлениями для их социальной адаптации.

Право на бесплатное социальное обслуживание гаран­тируется в следующих законодательных документах:

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 17.05.1995 г.;

Федеральный закон «Об основах социального обслу­живания населения в РФ» №195-ФЗ от 15.11.1995 г.;

Постановление Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных ус­луг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и ин­валидам государственными и муниципальными учрежде­ниями социального обслуживания №1151 от 25.11.1995 г.;

Постановление Правительства РФ «О порядке и усло­виях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражда­нам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслужива­ния» №473 от 15.04.1996 г.;

Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных соци­альных услуг государственными социальными службами» №739 от 24.06.1996 г.;

Приказ Минсоцзащиты РФ «О порядке и условиях за­числения на социальное обслуживание на дому» №218 от 15.09.1995 г.

Внеочередное обслуживание на предприятиях торгов­ли, общепита, службы быта, связи, ЖКХ, в учреждениях здравоохранения и других организациях, а также право внеочередного приема должностными лицами регламен­тирует Указ Президента РФ «О дополнительных мерах го­сударственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г.

В Кодексе Законов о Труде РФ от 09.12.1971 г. (ст. 170, 54, 163) определены льготы по трудовой деятельности:

Запрещается отказывать в приеме на работу работни­кам и снижать им заработок по мотивам, связанным с на­личием у них детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.

Запрещается увольнять работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, по инициативе работодателя, кроме слу­чаев ликвидации организации, когда допускается увольне­ние с обязательным трудоустройством. Обязательное тру­доустройство указанных работников осуществляется ра­ботодателем также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период тру­доустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочно­го трудового договора (контракта).

Запрещается привлекать работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, к сверхурочным работам и направлять та­ких работников в командировки без их согласия

Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск ра­ботнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства в возрасте до 18 лет, продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск может быть присое­динен к очередному отпуску или использован отдельно (полностью или по частям).

Право работников, имеющих детей-инвалидов или ин­валидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

В соответствии с КзоТРФ от09.12.1971 г., (ст. 163, ст. 239) и разъяснением Минтруда РФ и Фонда Социального Страхо­вания РФ «О порядке предоставления и оплаты дополни­тельных выходных дней в месяц одному из работающих ро­дителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» №3/02-18/05-2256 от 04.04.2000 г. и не утратившим силу Постановлением ВС СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детст­ва, укреплению семьи» №1420-1 от 10.04.1990 г. (подпункт2 п.8) определяется право женщины, имеющей ребенка-инвалида, на непрерывный трудовой стаж при исчислении раз­мера пособия по временной нетрудоспособности независи­мо от перерыва в работе.

В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвали­дов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 18) и Указом Пре­зидента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г. детям до­школьного возраста предоставляются необходимые реа­билитационные меры и создаются условия для пребыва­ния в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность пребывания в детских дошкольных учрежде­ниях общего типа, создаются специальные детские дошко­льные учреждения. Этими законодательными документа­ми предусматривается первоочередное устройство детей-инвалидов в детские дошкольные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения.

Постановление Верховного Совета РФ «Об упорядоче­нии платы за содержание детей в детских дошкольных уч­реждениях и о финансовой поддержке системы этих учре­ждений» №2464-1 от 06.03.1992 г. предусматривает осво­бождение от платы за пребывание в детском дошкольном учреждении родителей, имеющих детей, у которых выявле­ны недостатки в физическом или психическом развитии.

Условия и порядок установления инвалидности

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из этих признаков не является условием, достаточным при признания лица инвалидом.

Признание лица инвалидом в соответствии с п.2 «Правил…» осуществляется при проведении медико-социальной исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием

На медико-социальную экспертизу гражданина направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь в соответствии с п.16 «Правил…» после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на МСЭ гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих стойкое нарушение функций организма.

В случае, если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь отказала гражданину в направлении на МСЭ, ему выдается справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно (п.19. «Правил….»).

Освидетельствование проводится по письменному заявлению гражданина (его законного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья и других документов, характеризующих социально-бытовой, образовательный, профессионально-трудовой статусы гражданина.

При наличии «Направления на МСЭ ()» гражданин (его законный представитель) заявление принимается и регистрируется в день представления направительных документов в бюро МСЭ.

Медико-социальная экспертиза может проводится заочно (по решению бюро), в стационаре (где гражданин находится на лечении), на дому .

На дому освидетельствование проводится в следующих случаях:
- Если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением ЛПУ.

При освидетельствовании специалисты бюро МСЭ знакомят гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания инвалидом, а также дают разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

В соответствии с п.31 «Правил …» в случаях, требующих проведение необходимого дополнительного обследования, запроса необходимых сведений и других мероприятий составляется программа дополнительного обследования в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается после получения данных, предусмотренных этой программой. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от выполнения программы дополнительного обследования экспертное решение принимается на основании имеющихся данных.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе о признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ.
Экспертное решение объявляется гражданину (его законному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно. Но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков, а также переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена бессрочно, проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния его здоровья. Либо при осуществлении Главным бюро контроля за решением, принятым соответственно филиалом бюро.

Инвалидность I группы устанавливается сроком на 2 года, II и III групп - на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случаях:
не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания. Дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма согласно
не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в Перечне состояний);
при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанных выше;
при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на МСЭ, подтвержденных данными учреждения, оказывающего ему лечебно-профилактическую помощь.
Пенсионный возраст не является основанием для определения группы инвалидности без срока переосвидетельствования.

В случае признания инвалидом гражданину выдаются следующие документы:
1. Справка о группе инвалидности.
2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.
3. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР).

Оформляется выписка из акта освидетельствования, на основании которой производится пенсионирование, и в 3х-дневный срок направляется специалистами бюро МСЭ в пенсионирующую организацию.

В случае отказа в признании инвалидом гражданину выдаются:
1. Справка о результатах МСЭ произвольной формы (по просьбе гражданина - в противном случае решение объявляется в устной форме).
2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.

После определения одной из групп инвалидности медико-реабилитационная экспертная комиссия устанавливает ее причину.

При определении причины инвалидности МРЭК исходят из клинических данных, из медицинской и другой документации. МРЭК устанавливает следующие юридические причины инвалидности:

    общее заболевание,

    профессиональное заболевание,

    трудовое увечье,

    инвалидность с детства,

    инвалидность с детства, вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ (либо с последствиями военных действий),

    инвалидность с детства, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС,

    военная травма,

    заболевания получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (при аварийных ситуациях на других атомных объектах, при испытаниях ядерного оружия),

    заболевание получено в период военной службы,

    заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Определение группы инвалидности

Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Жизнедеятельность – повседневная деятельность, способность организма осуществлять деятельность способом и в рамках обычных для человека.

Ограничение жизнедеятельности – невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и приводит к социальной недостаточности.

Категории (критерии) жизнедеятельности – это способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общению, обучению, выполнению трудовой деятельности:

1. способность к передвижению – способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).

Параметры оценки – характер походки, темп передвижения, расстояние, преодолеваемое больным, способность самостоятельно использовать транспорт, нуждаемость в помощи других лиц при передвижении.

2. способность к самообслуживанию – способность эффективно выполнять повседневную бытовую деятельность и удовлетворять потребности без помощи других лиц.

Параметры оценки – временные интервалы, через которые возникает нуждаемость в помощи: эпизодическая помощь (реже 1 раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю - регулируемая или несколько раз в день – нерегулируемая помощь).

3. способность к ориентации – способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь осведомленность об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух. Способность к ориентации здесь оценивается при условии нормального состояния психической деятельности и речи.

4. способность к общению (коммуникативная способность) – способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать привычные общественные взаимоотношения (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).

Основным средствам коммуникации является устная речь, вспомогательным – чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).

Параметры оценки – характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также нуждаемость в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности.

5. способность контролировать свое поведение – способность вести себя в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами среды обитания.

6. способность к обучению – способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения: способность к профессиональному обучению – способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями конкретной профессии.

Параметры оценки – возможность обучения в обычных или специально созданных условиях (специальное учебной заведение или группа, обучение на дому и другое); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств обучения и привлечения помощи других (кроме руководителя) лиц.

7. способность к трудовой деятельности – совокупность физических и духовных возможностей человека, определяемая состоянием здоровья, позволяющая ему заниматься различного рода трудовой деятельностью. Профессиональная трудоспособность - способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства в соответствии с требованиями к содержанию и объему производственной нагрузки, установленному режиму работы и условиям производственной среды.

8. нарушение профессиональной трудоспособности – самая частая причина социальной недостаточности, может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены или вторично, на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду в конкретной профессии у инвалидов с ограничением других сторон жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично, либо восстановлена мерами профессиональной реабилитации, и они могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.

Попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – обязательная процедура при получении инвалидности. Именно эта комиссия определяет трудоспособность человека, льготы и размер пенсии. Мнения экспертов часто не совпадают с мнениями инвалидов и их близких – есть много заявлений о том, что пациенту присвоили слишком «легкую» группу.

До сих пор специалисты МСЭ руководствовались разрозненными документами для оценки степени нарушений в организме, а также собственными воззрениями на тот или иной случай. С нового года действуют новые стандарты медико-социальной экспертизы, единые для всех регионов Российской Федерации.

Новый приказ Министерства труда и социальной защиты «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» выпущен для того, чтобы сделать процедуру более понятной, объективной, и он устанавливает более четкие количественные показатели оценки степени нарушений в организме человека.

В приказе №664н выделены четыре степени стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями или последствиями травм.

При I степени у человека наблюдаются стойкие незначительные нарушения функций в диапазоне 10–30% (при таких нарушениях присвоение пациенту группы инвалидности не предусмотрено). При II степени – стойкие умеренные нарушения в диапазоне 40–60%. При III степени – стойкие выраженные нарушения в диапазоне 70–80%. При IV степени – стойкие значительно выраженные нарушения функций в диапазоне 90–100%.

Также в этом документе оговаривается и степень ограничения жизнедеятельности пациента по нескольким категориям – учитывается его способность самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и обучаться, контролировать свое поведение и работать. Именно по этим двум критериям – степени нарушений функций организма и степени ограничений в жизнедеятельности – пациенту будет присваиваться группа инвалидности.

Приказ Министерства труда о МСЭ комментирует руководитель консультативно-правового отдела Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) Ольга Безбородова :

– С точки зрения юриспруденции мало что изменилось. По-прежнему весь механизм оформления инвалидности регламентируется Министерством труда и порядком, который утверждается правительством Российской Федерации. Министерство труда разрабатывает методические материалы.

Что касается содержания, то да, сделана попытка ввести более объективные медицинские критерии, по которым человеку может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Хотя сама форма прохождения медико-социальной экспертизы не претерпела изменения.

Но есть определенные проблемы. Например, если человеку по ИПР полагается техническое средство реабилитации, помогающее ему передвигаться, то 1-ю группу он уже не получит. Если говорить о неврологии, то чтобы человеку теперь дали 1-ю группу, он должен просто лежать да еще сотрясаться в эпилептических приступах. То есть, если эпилептических припадков нет, то дадут уже 2-ю группу.

Интересно, люди, которые эти правила разрабатывают, представляют себе, каково существовать человеку с диплегией при той социальной поддержке, которая по этим новым правилам ему предоставляется? Введено множество дополнительных критериев: например, при сердечной недостаточности инвалидность дают теперь в зависимости от того, насколько нарушено кровообращение.

Недавно ко мне приходила женщина, у ребенка которой была 1-я группа инвалидности, а теперь ему поставили 2-ю. Одна из причин – ребенок адаптирован в своей комнате. Но ведь что это значит? Это значит, что ребенок адаптирован только в своей комнате – то есть, простите, когда ему нужно в туалет, он уже не адаптирован. Но МСЭ уже посчитала его адаптированным. Но так можно сказать и про лежачего, что он на своей кровати адаптирован – притом, что у него могут быть нарушены связи с внешним миром.

Собственно, все подробности изложены в приложении к приказу №664н, которое называется «Классификация критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы». В этом приложении к новому приказу очень много привязок к конкретным заболеваниям. Раньше этого не было. Но что делать людям, которые некоторые функции утратили, но точный диагноз врачи им установить не могут? Еще подробно расписана вся клиническая симптоматика. И человек должен все это очень хорошо выучить, чтобы знать, какой диагноз ему должны поставить врачи для получения им той или иной группы инвалидности.

Да, такая привязка к диагнозам – это попытка придать решениям МСЭ более объективный характер. До сих пор слишком многое зависело от субъективного решения тех или иных людей в комиссии. Но в тексте есть ряд фраз, которые не могут указывать на объективные параметры. Например, «адекватно проводимое лечение». Для одного врача адекватен один метод лечения, для другого – другой. Было бы еще понятно, если бы присутствовала фраза «согласно принятым медицинским стандартам». Или еще пример: словосочетание «частично адаптирован». Частично – это насколько? «Умеренное нарушение функций кровообращения» – где прописано, что это значит? Нет здесь четких критериев. Их и не может быть – ведь у каждого человека это все очень индивидуально.

Итак, попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но в результате все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии. То есть с юридической точки зрения не произошло усиления правовой позиции человека, претендующего на инвалидность.

При изучении приложения к приказу бросается в глаза то, что степень подробности рассмотрения каждой группы заболеваний зависит от того, насколько в каждом конкретном случае были задействованы в работе над документом профильные специалисты. Например, пульмонологи поработали на совесть и защитили своих клиентов. А вот врожденные генетические заболевания практически обойдены в приложении стороной. Что это может значить? Что если то или иное заболевание не прописано в этом приложении, то человеку, им страдающему, могут вообще не дать инвалидность.

И вот что интересно: указано, что одна из причин, по которой человека могут признать инвалидом – алкогольная этиология. То есть человек может добровольно и планомерно годами доводить себя до этого состояния, и ему еще и инвалидность дадут – 2-я группа ему обеспечена. Такой акцент именно на алкоголизме – тоже новшество. Непонятно, почему выделяется именно эта группа людей – ведь если человек уже утратил какую-то функцию организма, не так важно, из-за чего это произошло – из-за чрезмерного употребления алкоголя или в результате автомобильной аварии.

– Какие, на ваш взгляд, недостатки у нынешней формы прохождения МСЭ?
– Во-первых, очень низкий уровень профессионализма – профессионалы, которые любят свою работу, не идут работать в эти бюро.

Во-вторых, то, что гражданин остается один на один с комиссией, то есть попадает в стрессовую ситуацию.

В-третьих, когда гражданин собирается на комиссию, ему никто толком не говорит, какие документы нужно принести с собой. На самом деле, можно представить на рассмотрение комиссии любые документы, какие человеку кажутся важными для получения инвалидности, а не только то, что написал врач в поликлинике.

И еще мало кто знает, что человек имеет право на дополнительное прохождение специалистов – ведь в комиссии специалиста определенного профиля может и не быть. Например, на комиссию приходит человек с генетическим заболеванием, а в составе комиссии генетика нет. Но как можно в данном случае что-то решать без генетика?

В-четвертых, комиссия делает выводы, в том числе, и в зависимости от количества обращений гражданина в медицинские учреждения. Но ведь и очень тяжелый инвалид может обращаться туда редко.

Судебная практика в сфере обжалования решений МСЭ на сегодняшний день крайне бедна, потому что очень мало независимых экспертов, имеющих право на выдачу соответствующих заключений. В Санкт-Петербурге лично я знаю одного такого специалиста – врача-генетика. Причем соответствующую лицензию ему выдали в Нижнем Новгороде. То есть решение МСЭ нам предлагают оспаривать, передав дело другому составу специалистов из той же самой системы. Но отсутствие альтернативы – это нонсенс.

– Как вам кажется, в каком направлении должно двигаться законотворчество в вопросах, касающихся инвалидов?
– Если стоит задача улучшить качество жизни инвалидов, то надо обеспечить их нормой права, при которой они могут быть спокойны за необходимую им социальную поддержку. Вот это нужно делать на законодательном уровне. И нужно, чтобы медицина и социальная защита работали вместе. А пока что в результате появления нового приказа Министерства труда снижается уровень инвалидизации. Соответственно, меньше бюджетных средств тратится на меры социальной поддержки населения.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии