Передвижение органических веществ в животном организме. Перенос питательных веществ в организме растения и животного. Проводящие образования растений

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Технологическая карта урока

Тема: Движение веществ в организмах животных.

6 класс.

Цель: Изучить особенности движения веществ в организмах животных

Задачи:

1. изучить различные особенности переноса веществ в организмах животных

2. сформировать понятие о переносе веществ у беспозвоночных животных

3. сформировать понятие у учащихся об органах, образующих кровеносную систему

4. развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Планируемый результат: называть компоненты транспортной системы животных; уметь составлять схемы отображающие транспорт веществ, круги кровообращения; сворачивания информации; понимать принципы движения крови и гемолимфы в организмах животных.

Основные термины и понятия: диффузия, замкнутая кровеносная система, сердце, незамкнутая кровеносная система, сердца, сосуды, артерии, вены, капилляры.

Основное содержание:

1. Вещества поступающие и выводящие из организма.

2. Тип Простейшие.

3. Тип Кишечнополостные.

4. Тип Плоские и Круглые черви.

5. Кровеносная система:

Незамкнутая кровеносная система

Замкнутая кровеносная система.

Ресурсы:

Учебник: «Транспорт веществ в организме», стр. соответствуют учебнику

Компьютерная презентация по теме: «Транспорт веществ в организме животных», выполненная в программе Microsoft Office Power Point.

Домашнее задание: «Транспорт веществ в организме», стр. соответствуют учебнику, записи в тетради, ответить на вопросы теста в конце параграфа, составить тест по теме из 10 вопросов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ОРГАНИЗМАХ ЖИВОТНЫХ В

Цель: изучить особенности движения веществ в организмах животных.

ПЛАН УРОКА Вещества поступающие и выводящиеся из организма животных 2. Тип Простейшие 3. Тип Кишечнополостные 4. Тип Плоские и Круглые черви 5. Кровеносная система - незамкнутая кровеносная система - замкнутая кровеносная система

ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПАЮЩИЕ И ВЫВОДЯЩИЕСЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ: МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ (СО 2) КИСЛОРОД (О 2) ВОДА (Н 2 О) ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПАЮЩИЕ И ВЫВОДЯЩИЕСЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ: МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ (СО 2) КИСЛОРОД (О 2) ВОДА (Н 2 О)

ТИП ПРОСТЕЙШИЕ (ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ) Амеба обыкновенная? ? ? ?

ТИП ПРОСТЕЙШИЕ (ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ) Амеба обыкновенная Н 2 О, О 2 Н 2 О, СО 2 Вещества минеральные Вещества органические Вещества минеральные Вещества органические

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ Гидра пресноводная? ? ? ? ? ?

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ Гидра пресноводная Н 2 О Н 2 О Вещества минеральные Вещества органические Вещества минеральные Вещества органические О 2 СО 2 Диффузия – свободный транспорт веществ, через клеточную оболочку.

ТИП ПЛОСКИЕ и КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ Поглощение веществ Выведение веществ всей поверхностью тела (диффузия) пищеварительная система (рот) О 2 , Н 2 О, питательные вещества питательные вещества всей поверхностью тела (диффузия) пищеварительная система (рот) продукты метаболизма СО 2 Н 2 О

ТИП ПЛОСКИЕ и КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ Поглощение веществ Выведение веществ

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА – СИСТЕМА ОРГАНОВ, ПЕРЕНОСЯЩАЯ ПО ОРГАНИЗМУ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, КИСЛОРОД И ВЫВОДЯЩАЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ПРОДУКТЫ МЕТАБОЛИЗМА И УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА КРОВЬ ГЕМОЛИМФА СОСУДЫ СЕРДЦЕ СЕРДЦА 1. АРТЕРИИ 2. ВЕНЫ 3. КАПИЛЛЯРЫ

НЕЗАМКНУТАЯ ЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА Кровь (гемолимфа) течет не только по сосудам, но и выходит в полость тела Кровь течет только по сосудам Представители: Моллюски Членистоногие Представители: Позвоночные Кольчатые черви Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие

СЕРДЦЕ СОСУДЫ АРТЕРИИ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ ПОЛОСТЬ ТЕЛА СОСУДЫ ВЕНЫ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ НЕЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА КРОВЬ – ГЕМОЛИМФА БЕСЦВЕТНАЯ ЖИДКОСТЬ

СЕРДЦЕ СОСУДЫ АРТЕРИИ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ КАПИЛЛЯРЫ всего организма СОСУДЫ ВЕНЫ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ ЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА КРОВЬ – красного цвета содержит гемоглобин

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

НЕЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

ЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИМ СПОСОБОМ У ДАННЫХ ЖИВОТНЫХ ПРОИСХОДИТ ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ. Тип Простейшие Тип Гидроидные

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИМ СПОСОБОМ У ДАННЫХ ЖИВОТНЫХ ПРОИСХОДИТ ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ. Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви Тип Плоские черви

ОПРЕДЕЛИТЕ У КАКИХ ЖИВОТНЫХ КАКОЙ ТИП КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЕ. Тип Кольчатые черви Тип Членистоногие Тип Моллюски

ОПРЕДЕЛИТЕ У КАКИХ ЖИВОТНЫХ КАКОЙ ТИП КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЕ. Класс Пресмыкающиеся Класс Рыбы Класс Птицы Класс Земноводные Класс Млекопитающие




























Включить эффекты

1 из 28

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.» учитель биологии Фёдорова Екатерина Николаевна

Слайд 2

Дыхание.

  • Слайд 3

    Дыхание

    кислорода митохондриях энергии углекислого газа органических веществ

    Слайд 4

    Транспорт веществ в организме.

    Транспорт

    Слайд 5

    Цель урока:

    Познакомиться с особенностями переноса веществ в организмах растений и животных.

    Слайд 6

    Движение цитоплазмы

  • Слайд 7

    Клетки сообщаются между собой цитоплазматическими каналами

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    У растений передвижение веществ осуществляется по двум системам: СОСУДЫ ДРЕВЕСИНЫ (КСИЛЕМА) - вода и минеральные соли; СИТОВИДНЫЕ ТРУБКИ ЛУБА (ФЛОЭМА) - органические вещества.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Типы кровеносной системы

    Слайд 15

    Кровеносная система Дождевой червь Моллюскигемолимфа Рыбы Насекомые Земноводные Рептилии Птицы Млекопитающие Замкнутая Незамкнутая

    Слайд 16

    Органы кровеносной системы ________ ___________ ______________ ____________ ___________ _______________

    Слайд 17

    Органы кровеносной системы СердцеСосуды Предсердия Желудочки Артерии Вены Капилляры Артерии – От сердца (гласные) Вены – КСердцу (согласные)

    Слайд 18

    Слайд 19

    Кровь _____________ (жидкая часть) ______________ _____ (цвет) ______ (функции) _____ (цвет) ______ (функции) Тромбоциты ______ ______ (функции)

    Слайд 20

    Кровь Плазма Клетки крови Эритроциты Красные Переносят кислород Лейкоциты Белые Убивают микробы Тромбоциты Участвуют в Свёртывании крови

    Слайд 21

    Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.

    Слайд 22

    У позвоночных животных кровеносная система

    А) замкнутая Б) незамкнутая В) круглая

    Слайд 23

    Сосуды, которые отходят от сердца, называются

    А) вены Б) капилляры В) артерии

    Слайд 24

    Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков и насекомых, называется

    А) гемолимфа Б) гемоглобин В) гематоген

    Слайд 25

    Вычеркни лишнее слово и объясни свой выбор

    А) артерии, лёгкие, вены, капилляры. Б) артерии, вены, гемоглобин, капилляры. В) эритроциты, лейкоциты, желудок.

    Слайд 26

    Водном кубическом миллиметре крови – около 5 млн. эритроцитов. Если разместить все эритроциты человека в одну линию, то получиться лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору. Если считать эритроциты со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тыс. лет. В каждом эритроците – 265 млн. молекул гемоглобина.

    Слайд 27

    Домашнее задание:

    §12; вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.

  • Слайд 28

    Спасибо за урок!!!

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цель:

    Задачи:

    Образовательные:

    Воспитательные:

    Развивающие:

    Тип урока:

    Методы:

    Междисциплинарные связи: химия, экология.

    Внутридисциплинарные связи

    Средства:

    Структура урока:

    Организационный момент

    Проверка знаний

    Изучение нового материала

    Ход урока

    Организационный момент

    Проверка знаний.

    Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.

    Изучение нового материала.

    2.

    (в листьях)

    (через устьица)

    (Испаряется)

    Задание: заполнить схемы:

    1: Типы кровеносной системы �

    _______________ ______________

    (……………..) (………………)

    2: Органы кровеносной системы

    ______________ ______________

    3: Работа с текстом:

    Состав крови

    _____________ _______________

    __________ ____________

    (………………….) (…………………….)

    Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

    Тестовые вопросы.

    Домашнее задание:

    Литература.

    Интернет ресурсы.

    Конспект урока биологии в 6 классе.

    Тема: Транспорт веществ в организме.

    Цель: сформировать представления об особенностях переноса веществ в организмах растений и животных.

    Задачи:

    Образовательные:

    Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах растений и животных;

    Дать понятие о соответствии строения органов выполняемым функциям;

    Показать значение процесса движения веществ.

    Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

    Развивающие:

    продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;

    Тип урока:

    По дидактической цели – комбинированный;

    По положению в теме – раскрывающий содержание темы.

    Методы:

    Словесные: беседа, объяснение.

    Наглядные: демонстрация рисунков

    Практические: самостоятельная работа, работа с рисунками учебника, частично – поисковый.

    Междисциплинарные связи: химия, экология.

    Внутридисциплинарные связи : ботаника, зоология, цитология.

    Средства:

    ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация

    Структура урока:

    Организационный момент

    Проверка знаний

    Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

    Изучение нового материала

    Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеятельности.

    Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ.

    Проводящие образования растений.

    Особенности переноса веществ в организме многоклеточных животных.

    Закрепление. Подведение итогов урока.

    Ход урока

    Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).

    Проверка знаний.

    Задание: соотнесите типы дыхания и органы дыхания с представителями животных.

    Задание: вставьте пропущенные слова.

    Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.

    Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

    На доске записано слово «транспорт».

    Отвлекитесь от биологии и попробуйте подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Останавливаемся на слове «перемещение».

    Что перемещается в живом организме?

    Изучая тему «Дыхание», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание – это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять. Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов. Транспорт веществ в организме – наша сегодняшняя тема. Цель урока - познакомиться с особенностями перемещения веществ в организмах растений и животных.

    Изучение нового материала.

    1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеяте-льности.

    Движение – это характерный признак всех живых организмов, причем на всех уровнях организации - от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это важный процесс жизнедеятельности.

    На с. 78 найдите информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами, выбрав самые точные обобщающие слова (движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие ткани, кровеносная система).

    2. Особенности транспорта веществ в растении.

    Рассмотрим передвижение веществ на примере фотосинтеза с. 79.

    Где происходит этот процесс? (в листьях)

    Что необходимо для протекания этого процесса? (вода, углекислый газ, солнечный свет)

    Каким путем доставляется к клеткам углекислый газ? (через устьица)

    Как в клетки доставляется вода? (в корне растения есть зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками. Они всасывают воду и передают её в зону проведения, откуда она по сосудам стебля поднимается к листьям).

    У эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Сила, которая заставляет ее двигаться по стеблю называется корневым давлением. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.

    Куда же девается вся эта вода? (Испаряется)

    Два этих процесса очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.

    3. Проводящие образования растений.

    Вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины (ксилема), которые состоят из вытянутых клеток, лишенных живого содержимого.

    Органические вещества транспортируются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма), построенным из живых клеток, разделенных поперечными перегородками, которые пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито.

    Демонстрация слайдов с опытами по передвижению воды и органических веществ:

    Побег поставили в воду с подкрашенными чернилами. Какая часть стебля окрасилась?

    У одного из двух побегов аккуратно сняли кольцо коры, другой оставили без изменений. Побеги поместили в сосуд и оставили на месяц. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?

    Особенности переноса веществ в организме животных.

    Рассмотрим процесс переноса веществ на примере многоклеточных животных.

    Какая из систем органов животных имеет непосредственное отношение к переносу веществ?

    Рассмотрим особенности кровеносной системы у разных представителей животных.

    Задание: заполнить схемы:

    1: Типы кровеносной системы �

    _______________ ______________

    (……………..) (………………)

    2: Органы кровеносной системы

    ______________ ______________

    ___________ __________ ___ ________ _______ _______

    3: Работа с текстом:

    В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество – плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты – способны убивать микробов. Красные клетки – эритроциты – содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки – тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.

    Состав крови

    _____________ _______________

    __________ ____________

    (………………….) (…………………….)

    V. Закрепление. Подведение итогов урока.

    Задание: по цепочке назовите как можно больше терминов по теме транспорт веществ в организме.

    А теперь систематизируем термины и установим связь между ними, при помощи логических цепочек.

    Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

    1. Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь.

    2. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества.

    3. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.

    Тестовые вопросы.

    Домашнее задание:

    §12;Вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.

    Литература.

    Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс:поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина.- изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255 с.

    Морзунова И.Б. Книга для учителя. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». – М.: Дрофа, 2010. – 493 с.

    Опора, движение и защита. Состав и строение опорно-двигательного аппарата. Важнейшие отделы скелета человека. Функции скелета. Рост скелета. Типы соединения костей. Суставы. Хрящевая ткань суставов. Влияние окружающей среды и образа жизни на образование и развитие скелета. Переломы и вывихи.

    Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Статическая и динамическая нагрузки мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха. Сухожилия. Растяжение связок.

    Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, переломах и вывихах. Значение физического воспитания и труда для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

    Кровоснабжение мышц и костей. Роль нервной системы в управлении движением.

    Барьерная функция организма. Роль кожи в ее обеспечении. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при ожогах и обморожении.

    Дыхание. Биологическое значение дыхания. Воздухоносные пути и легкие, их строение и функции. Механизм вдоха и выдоха, роль диафрагмы, межреберной мускулатуры и грудной клетки в этом процессе. Жизненная емкость легких. Роль нервной и эндокринной систем в регуляции дыхания. Защита органов дыхания. Механизм газообмена в легких. Перенос кислорода и углекислого газа кровью. Клеточное дыхание.

    Гигиена органов дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Вредное влияние курения.

    Питание. Строение и функции пищеварительной системы. Ротовая полость и первичная обработка пищи. Желудочно-кишечный тракт и пищеварение. Биологический смысл переваривания пищи. Всасывание питательных веществ в кровь. Внутриклеточное пищеварение. Окисление органических веществ и получение энергии в клетке. АТФ. Белки, жиры и углеводы пищи – источник элементарных «строительных блоков». Единство элементарных строительных блоков всего живого в биосфере.

    Рациональное питание. Состав пищи. Витамины. Энергетическая и пищевая ценность различных продуктов. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них.

    Выделение. Удаление твердых, жидких и газообразных веществ из организма (кишечник, выделительная система, кожа, легкие). Биологическое значение выделения продуктов обмена веществ.

    Роль крови в выведении конечных продуктов обмена веществ клеток. Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.

    Обмен веществ. Обмен веществ на уровне организма и клеток. Пластический и энергетический обмен и их взаимосвязь. Преобразование глюкозы, аминокислот и жиров в организме.

    Лабораторные работы : Определение при внешнем осмотре местоположения костей на теле. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, расчет жизненной емкости легких. Действие ферментов слюны на крахмал. Составление рациона.

    «Постоянство внутренней среды есть условие свободной и независимой жизни» (15 ч.)

    Внутренняя среда организма и поддержание ее постоянства. Гомеостаз. Механизм отрицательной обратной связи. Нейрогуморальная регуляция функций организма.

    Иммунитет. Учение И.И. Мечникова о фагоцитах. Роль лейкоцитов и антител. Иммунный ответ целого организма. Иммунная память организма и вакцинация. Скорость оседания эритроцитов – обобщенная мера иммунной активности крови. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

    Здоровье: «постоянство внутренней среды есть условие свободной и независимой жизни». Принцип слабого звена. Причины возникновения болезней – нарушение внутренней среды на уровне целого организма, органа, клетки. Теория клеточной патологии (Р. Вирхов).

    Нарушение постоянства внутренней среды человека как следствие химического, бактериального и вирусного отравления, радиоактивного загрязнения. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, электрошоке. Аллергические и онкологические заболевания человека. Вредное влияние курения, алкоголя и употребления наркотиков. Общественная роль здорового образа жизни.

    Высшая нервная деятельность . Учение о высшей нервной деятельности И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Безусловные и условные рефлексы и их значение. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов.

    Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание как функция мозга. Мышление. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Биологическое и социальное в поведении человека. Гигиена умственного труда.

    Познание окружающего мира. Ощущения. Анализ восприятий.

    Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Гигиена сна. Режим дня и здоровый образ жизни.

    Органы чувств человека и окружающая среда. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор, его функционирование и значение. Ведущее значение зрения в получении информации об окружающей среде. Строение глаза и зрение. Основные нарушения и заболевания глаза. Слуховой анализатор, его функционирование и значение. Ухо и слух. Строение и функции уха. Болезни органов слуха. Обонятельный анализатор, его функционирование и значение. Строение и функции органов обоняния. Вкусовой анализатор. Язык и чувство вкуса. Органы равновесия, их расположение и значение. Осязание. Гигиена органов чувств.

    Воспроизведение и индивидуальное развитие. Биологический смысл размножения. Причины естественной смерти.

    Биологический смысл перекрестного размножения. Первичные половые признаки.

    Половая система, ее строение и функции. Оплодотворение. Индивидуальное развитие. Эмбриональное развитие человека. Развитие человека после рождения. Влияние алкоголя, никотина и других факторов на потомство.

    Женщины и мужчины. Биологический смысл вторично-половых признаков и поведения.

    Лабораторные работы : Проверьте свою память. Обнаружение «слепого пятна». Зрачковый рефлекс.

    Часть 2. Психологические особенности человека (5 ч.)

    Предмет психологии. Взаимосвязь анатомических, физиологических и психологических особенностей человека и его развития. Взаимосвязь биологических и социальных факторов развития. Темперамент и эмоции – проявление взаимосвязи психологического и физиологического в человеке.

    Темперамент. Основные типы темперамента как основа одной из типологий личности.

    Эмоции и эмоциональное состояние (настроение, аффект, стресс, депрессия). Тревожность как эмоциональное состояние и как характеристика личности. Позитивные и негативные стороны тревожности. Внешнее выражение эмоций.

    Способы выхода из отрицательных эмоциональных состояний. Аутотренинг.

    Мужской и женский тип поведения как проявление взаимосвязи биологического и социального в человеке.

    Нераскрытые возможности человека.

    Часы по выбору учителя: 7 ч.

    Й КЛАСС (70 ч.)

    «БИОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»

    Введение (4 ч.)

    Системная природа жизни (жизнь есть свойство живой системы, а не ее элементов). Статическая и динамическая устойчивости (среда – источник вещества и энергии). Обмен веществ. Роль регуляции в существовании живых систем. Понятие об обратной связи на примере регуляции обмена веществ (с упоминанием кибернетики). Устойчивые системы состоят из неустойчивых элементов – дублирование функций и систем (на примере технических систем, живых систем).

    Иерархия регуляторных систем (клетка, орган, организм). Уровни организации живого. Регуляция осуществляется на каждом уровне.

    Свойства живого: обмен веществ и превращение энергии, рост, воспроизведение, раздражимость, развитие.

    Вывод : Две главные проблемы биологии: 1) как поддерживается порядок и согласованность процессов в живых системах; 2) как такой порядок мог возникнуть в ходе развития жизни.

    Часть 1. Регуляция на клеточном уровне организации (7 ч.) .

    Клеточная теория (Р. Гук, А. Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн). Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных (рисунки). Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке.

    Химический состав живых организмов. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды: жиры и масла) и их основные функции в организме.

    Биосинтез белка как регулируемый процесс. Программное обеспечение: роль генов. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка).

    Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Поступление энергии в клетку из внешнего источника (энергия солнца) и синтез первичных органических соединений из неорганических веществ. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Хемосинтез.

    1 какие два процесса обеспечивают восходящий ток воды с растворенными в ней веществами по ксилеме?

    2какое значение имеет то,что сосуды ксилемы представлены мертвыми клетками с толстыми стенками, способными поддерживать постоянную форму?
    3 зачем растению нужен восходящий ток воды и минеральных солей? Когда этот процесс идет активнее ночью или днем?
    4 зачем растению нужен нисходящий ток органических веществ?куда деваются эти вещества?
    5 может ли осуществляться движение органических веществ по флоэме снизу вверх? Когда это может быть необходимо ратсению
    6основная ткань растений называется паренхима.где можно встретить различные модификации этой ткани?
    7 в чем арзличие в строении и функциях столбчатой и губчатой пренхимы?
    8почему стебли двудольных растений могут растив. Толщину,а однодольных нет?
    9когда мы ставим черенок смородины в воду,то на нем образуется корни.какие это корни? Из какой ткани они образуются?
    10 почеу. Дерево легко расколотб топором вдоль ствола и сложно поперек

    1. К реакциям пластического обмена в организме человека относят процесс

    1) транспорта питательных веществ по пищеварительному каналу
    2) выделения сальными железами кожного сала
    3) синтеза белков в клетках печени
    4) фильтрации плазмы крови в нефроне
    2. Установите уровневую организацию строения слухового анализатора чело-
    века, начиная с его периферического отдела − уха. В ответ запишите соот-
    ветствующую последовательность цифр.
    1) рецепторные волосковые клетки
    2) улитка
    3) внутреннее ухо
    4) перепончатый лабиринт
    5) кортиев орган
    3. Вставьте в текст «Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека»
    пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого
    цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
    получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую
    ниже таблицу.
    Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека
    В толстом кишечнике в кровь всасывается большое количество ________ (А).
    Железы толстого кишечника вырабатывают много ________ (Б) и облегчают,
    таким образом, продвижение и выведение непереваренных остатков пищи.
    Бактерии толстого кишечника синтезируют некоторые ________ (В). Непере-
    варенные остатки пищи попадают в ________ (Г) и удаляются из организма.
    Перечень терминов
    1) слизь
    2) вода
    3) глюкоза
    4) фермент
    5) витамин
    6) прямая кишка
    7) слепая кишка
    8) поджелудочная железа
    4. К реакциям энергетического обмена в организме человека относят процесс
    1) синтеза белков в мышечных волокнах
    2) переноса кровью питательных веществ по организму
    3) окисления глюкозы в нейронах мозга
    4) обратного всасывания первичной мочи в извитых канальцах почек
    5. Почему врачи рекомендуют включать в рацион питания продукты, содержа-
    щие йод?
    1) йод влияет на изменение состава плазмы крови
    2) йод нормализует деятельность щитовидной железы
    3) йод предупреждает заболевание ангиной
    4) йод способствует синтезу в организме витамина С
    6. Во время тренировки спортсмена в первую очередь расходуются запасы
    1) витаминов 2) белков 3) жиров 4) углеводов
    7. Вред загара заключается в том, что
    1) темнеет кожа
    2) может возникнуть меланома
    3) вырабатывается избыток витамина D
    4) в расширяющиеся сосуды кожи оттекает большое количество крови
    8. В каком отделе пищеварительного канала в основном происходит всасыва-
    ние органических веществ пищи?
    1) в ротовой полости 3) в толстом кишечнике
    2) в желудке 4) в тонком кишечнике
    9. Установите уровневую организацию строения зрительного анализатора чело-
    века, начиная с его периферического отдела. В ответ запишите соответствую-
    щую последовательность цифр.
    1) глаз
    2) сетчатка
    3) глазное яблоко
    4) колбочки
    5) фоторецепторы

    У большинства многоклеточных животных осуществляются при помощи специальных органов, строение которых своеобразно у разных животных и зависит от типа их локомоции и условий окружающей среды (наземная, водная, воздушная). Но и в этих случаях движение организма и его частей - результат немногих типов клеточной подвижности.

    Для некоторых животных (например, гидроидных полипов) и многих растений характерны ростовые движения.

    Формы клеточной подвижности

    • Псевдоподии (ложноножки) обеспечивают амёбоидное движение (медленное перетекание цитоплазмы, связанное с изменением формы клетки)
    • Реснички и жгутики обеспечивают ресничное и жгутиковое движение
    • Миоциты (клетки мышечной ткани) обеспечивают мышечное сокращение

    Кроме этих основных форм, существуют и другие, слабее изученные (скользящее движение грегарин , миксобактерий и нитчатых цианобактерий , сокращение спазмонем сувоек и др.).

    Двигательный аппарат и органы локомоции многоклеточных животных

    • Специальные придатки тела, с помощью которых животные цепляются за неровности субстрата (щетинки, чешуйки, щитки) или прикрепляются к нему (присоски).
    • Конечности, представляющие систему рычагов, приводимую в движение сокращениями мышц (наиболее распространённая конструкция).

    Органы могут использоваться организмами, имеющие свободу движения. При отсутствии таковой (у прикреплённых водных животные - губки, кораллы и др., ведущих неподвижный образ жизни), используют реснички и жгутики для того, чтобы приводить в движение окружающую их среду, доставляющую им пищу и кислород.

    Целенаправленные движения возможны лишь при согласованной работе значительного числа мышц или ресничек, координация которых, как правило, осуществляется нервной системой.

    Классификация

    По путям перемещения (движения)

    • По субстрату, то есть по твёрдой или жидкой опоре (ходьба , бег , прыжки, ползание, скольжение)
    • Свободное в воде - плавание
    • Свободного в воздухе - летание, планирование , парение
    • В субстрате (бурение)

    По активности

    Пассивное

    В воде и воздухе движения может быть и пассивным:

    • перемещения на большие расстояния некоторые пауки выпускают паутинки и уносятся воздушными течениями.
    • парение, наблюдаемое у птиц, использующих воздушные течения
    • Некоторые водные животные имеют приспособления, обеспечивающие поддержание их тела во взвешенном состоянии (вакуоли в наружном слое протоплазмы радиолярий, воздушные пузыри в колониях сифонофор и т. п.).

    Активное

    • В воде осуществляется:
      • с помощью специализированных гребных устройств (от волосков и жгутиков до видоизменённых конечностей водяных черепах, птиц, ластоногих)
      • изгибаниями всего тела (большинство рыб, хвостатых земноводных и др.)
      • реактивным способом - выталкиванием воды из полостей тела (медузы, головоногие моллюски и др.).
    • В воздухе - летание - свойственно большинству насекомых, птиц и некоторым млекопитающим (летучие мыши). Передвижение по воздуху т. н. летучих рыб, лягушек, млекопитающих (белки-летяги и др.) - не летание, а удлинённый планирующий прыжок, осуществляемый при помощи таких поддерживающих приспособлений, как удлинённые грудные плавники, межпальцевые перепонки ног, складки кожи и др.

    Эволюция

    В ходе эволюции типы движения животных усложнялись. Возникновение жёсткого скелета и поперечнополосатой мускулатуры было одним из важных этапов эволюции. В результате усложнилось строение нервной системы, появилось разнообразие движений, расширились жизненные возможности организмов.

    Движения человека

    Являются наиболее важным способом его взаимодействия с окружающей средой и активного воздействия на неё.

    Отличаются большим разнообразием:

    • Движения, связанные с вегетативными функциями
    • локомоции
    • трудовые
    • бытовые
    • спортивные
    • связанные с речью и письмом.

    «…все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение» И. М. Сеченов

    Изучение

    Можно выделить два направления в изучении движения животных и человека:

    • выявление биомеханических характеристик опорно-двигательного аппарата, кинематическое и динамическое описание натуральных движений
    • нейрофизиологическое - выяснение закономерностей управления нервной системой движением

    Мышцы, осуществляющие движение, рефлекторно управляются импульсами из центральной нервной системы.

    Основные локомоторные движения, будучи унаследованными (безусловно рефлекторными), развиваются в ходе индивидуального развития и вследствие постоянных упражнений. Овладение новыми движениями - сложный процесс формирования новых условнорефлекторных связей и их упрочения. При многократных повторениях произвольные движения выполняются согласованнее, экономичнее и постепенно автоматизируются. Важнейшая роль в регуляции движения принадлежит сигналам, поступающим в нервную систему от расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах проприорецепторов, сообщающих о направлении, величине и скорости совершающегося движения, активирующих рефлекторные дуги в разных частях нервной системы, взаимодействие которых и обеспечивает координацию движения.

    Движения у растений

    Пассивные (гигроскопические)

    Связаны с изменением содержания воды в коллоидах, составляющих оболочку клетки.

    Играют большую роль для цветковых растений при распространение семян и плодов.

    • У растущей в пустыне Аравии иерихонской розы в сухом воздухе веточки свёрнуты, а в сыром развёртываются, отрываются от субстрата и переносятся ветром
    • Плоды ковыля и журавельника благодаря гигроскопичности зарываются в землю
    • У жёлтой акации зрелый боб высыхает, две его створки спирально скручиваются, а семена с силой разбрасываются.

    Активные

    В основе активных движений - явления раздражимости и сократимости белков цитоплазмы растений, а также ростовые процессы. Воспринимая влияния окружающей среды, растения реагируют на них усилением интенсивности обмена, ускорением движения цитоплазмы, ростовыми и др. движениями. Воспринятое растением раздражение передаётся по цитоплазматическим тяжам - плазмодесмам, а затем уже происходит ответ растения как целого на раздражение. Слабое раздражение вызывает усиление, сильное - угнетение физиологических процессов в растении.

    Медленные (ростовые)

    К ним относятся:

    • тропизмы (раздражение действует в одном направлении и происходит односторонний рост, в результате чего возникает изгиб органа - геотропизм, фототропизм, хемотропизм и др.)
    • настии (ответ растения на действие раздражителей, не имеющих определённого направления - термонастии, фотонастии и т. д.)

    Быстрые (сократительные)

    Вызываются односторонним действием раздражителей (по направлению к раздражителю или от него): света (фототаксис), химических веществ (хемотаксис) и др.

    Осуществляется:

    • (в большинстве случаев) с помощью жгутиков (жгутиковые водоросли, бактерии, зооспоры неподвижных водорослей, а также низших грибов, сперматозоиды водорослей, грибов, мхов, папоротников и некоторых голосеменных растений)
    • (реже) в результате одностороннего выделения слизи (зелёная водоросль Closterium), активных змееобразных изгибов (синезелёная водоросль Oscillatoria, серобактерия Beggiatoa), одностороннего движения протоплазмы (подвижные диатомовые водоросли) или образования протоплазменных выростов (миксомицеты)

    Эволюция

    Эволюция растений шла в направлении потери ими способности к локомоторному движению. В вегетативном состоянии подвижны лишь бактерии, некоторые водоросли и миксомицеты: у остальных водорослей и низших грибов Локомоторные движения присущи лишь зооспорам и сперматозоидам, у высших растений (мхи, плауны, хвощи, папоротники, саговники и гинкго) - только сперматозоидам.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Тимирязев К. А., Избр. соч., т. 4, М., 1949, лекция 9
    • Курсанов Л. И., Комарницкий Н. А., Курс низших растений, 3 изд., М., 1945.
    • Дарвин Ч., Способность к движению у растений, Соч., т. 8, М. - Л., 1941
    • Зенкевич Л. А., Очерки по эволюции двигательного аппарата животных, «Журнал общей биологии», 1944, т. 5, № 3: Энгельгардт В. А., Химические основы двигательной функции клеток и тканей, «Вестник АН СССР», 1957, № 11, с. 58
    • Калмыков К. ф.. Исследования явлений раздражимости растений в русской науке второй половины 19 в., «Тр. института истории естествознания и техники АН СССР», 1960, т. 32, в, 7
    • Магнус Р., Установка тела, пер. с нем., М. - Л., 1962
    • Любимова М. Н., К характеристике двигательной системы растений Mimosa pudica, в кн.: Молекулярная биология. Проблемы и перспективы, М., 1964
    • Поглазов Б. Ф., Структура и функции сократительных белков, М., 1965
    • Бернштеин Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966
    • Суханов В. Б., Материалы по локомации позвоночных, «Бюллетень Московского общества испытателей природы», 1967, т. 72, в. 2
    • Александр Р., Биомеханика, пер. с англ., М., 1970.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Движение (биология)" в других словарях:

      Содержание 1 Физика 2 Философия 3 Биология … Википедия

      БИОЛОГИЯ - БИОЛОГИЯ. Содержание: I. История биологии.............. 424 Витализм и машинизм. Возникновение эмпирических наук в XVI XVIII вв. Возникновение и развитие эволюционной теории. Развитие физиологии в XIX в. Развитие клеточного учения. Итоги XIX века … Большая медицинская энциклопедия

      - (от греч. bios – жизнь и logos – учение) наука о жизни, основанная на данных психологии, ботаники, зоологии, антропологии. Формы жизни и их структура изучаются морфологией, которая как органология, анатомия и гистология ставит себе целью… … Философская энциклопедия

      - (от Био... и...Логия совокупность наук о живой природе. Предмет изучения Б. все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой… …

      БИОЛОГИЯ - уч. предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает совр. достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. курс Б. включает разделы:… … Российская педагогическая энциклопедия

      ДВИЖЕНИЕ - общее понятие. объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращений одних объектов в другие. В обычном опыте человека Д. противопоставляется покою. Самое простое… … Современный философский словарь

      Портал «Биология» … Википедия

      Наука, ставящая своей задачей познание природы явлений жизнедеятельности путём изучения биологических объектов и систем на уровне, приближающемся к молекулярному, а в ряде случаев и достигающем этого предела. Конечной целью при этом… … Большая советская энциклопедия

      Изучает осн. свойства и проявления жизни на молекулярном уровне. Важнейшими направлениями в М. б. являются исследования структурно функциональной организации генетического аппарата клеток и механизма реализации наследственной информации… … Биологический энциклопедический словарь

      Философские категории, являющиеся мировоззренческими основаниями науки в рамках материалистнч. философских учений. С точки зрения материалистич. диалектики, материальное единство мира, представляющего собой движущуюся материю, служит философским… … Физическая энциклопедия



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций