Основные гигиенические принципы физической культуры и спорта. Пищевой статус подразделяют. Гигиенические требование к спортивным сооружениям

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

физического воспитания школьников

Физическое воспитание - одно из важнейших направлений деятельности школы. Оно осуществляется в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы, в котором подчеркивается, что охрана здоровья учащихся - забота всех преподавателей. В процессе физического воспитания учащихся решаются задачи укрепления здоровья школьников, развития их физических способностей, расширения функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания нравственных и волевых качеств.

В настоящее время гигиеническое значение физических упражнений и рационального двигательного режима для школьников еще более возрастает. Это связано с современными условиями жизни, которые ведут к значительному снижению объема двигательной деятельности учащихся, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья и физическом развитии.

Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры в школе. При этом учитываются возрастные и половые особенности, состояние здоровья школьников, степень их физического развития и уровень физической подготовки. Важное гигиеническое значение имеет постоянный медицинский контроль за процессом физического воспитания детей и подростков. Общее руководство организацией врачебного контроля за здоровьем школьников, занимающихся физической культурой и спортом как в школе, так и вне ее, включая внешкольные учреждения, осуществляется органами здраво-

охранения. Врачебный контроль за физическим воспитанием учащихся проводится в соответствии с действующими инструкциями и положением "О работе медицинского персонала в школе".

Медицинский персонал в школе содействует полноценному использованию средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, их физического развития и повышения физической подготовленности; участвует в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий; контролирует их проведение. В соответствии с состоянием здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности школьники делятся на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

В основную группу входят учащиеся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии. Учащиеся этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания в полном объеме и сдают контрольные нормативы с дифференцированной оценкой. Они могут заниматься в одной из спортивных секций и принимать участие в соревнованиях.

Подготовительная группа состоит из учащихся, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья или отстающих по физическому развитию и физической подготовленности. Школьники этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, связанных с предъявлением к организму повышенных требований. Для них рекомендуются длительные занятия для повышения уровня физического развития. Школьники этой группы не допускаются к спортивным тренировкам и соревнованиям. Однако по мере улучшения состояния здоровья и повышения уровня физической подготовленности ребята из этой группы переводятся в основную. От занятий физическими упражнениями на срок, определенный врачом, отстраняются школьники, перенесшие те или иные заболевания.

В специальную группу входят школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Занятия с детьми этой группы проводятся в соответствии с методическим письмом Министерства здравоохранения России.

Организация физического воспитания школьников представляет систему следующих взаимосвязанных форм: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; вне-

классная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа.

Уроки физической культуры - основная форма физического воспитания в школе. Их содержание определяется (для всех школ) государственными программами. В процессе уроков физической культуры наряду с образовательными и воспитательными решаются оздоровительные задачи.

По возможности уроки физической культуры следует проводить на открытом воздухе. Такие занятия дают большой оздоровительный эффект: укрепляют здоровье, повышают закаленность школьников. Готовясь к проведению уроков на открытом воздухе, учитель должен учесть влияние различных метеорологических факторов и подготовить к этому ребят, у которых должны быть соответствующая одежда и обувь.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия имеют важное гигиеническое значение и являются составной частью режима школьника. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание.

Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), оказывающую оздоровительное воздействие и ускоряющую переход от сна к бодрствованию. Комплексы упражнений зарядки составляются в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности учащихся.

Учащиеся должны чаще бывать на открытом воздухе, играть в подвижные и спортивные игры, заниматься разнообразными физическими упражнениями, ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать и др. Хороший оздоровительный эффект оказывают различные виды трудовой деятельности (посадка деревьев, оборудование спортивных площадок, сельскохозяйственные работы и др.). Обязательными при этом являются соответствующие погодным условиям одежда и обувь школьников.

Прогулки, экскурсии и походы имеют важное оздоровительное значение. Они оказывают хороший закаливающий эффект и способствуют физическому развитию и совершенствованию различных двигательных качеств, а также выносливости.

Закаливание - неотъемлемая часть режима школьника. При его проведении следует руководствоваться основными положениями о закаливании.

Наряду с этим нужно обязательно учитывать возрастные особенности детского организма, и в первую очередь несовершенство

его терморегуляционного аппарата. Чем меньше возраст школьника, тем резче выражена эта особенность. Школьники могут применять те же закаливающие процедуры, что и взрослые, изменяя лишь их дозировку.

Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре не ниже 18-20 °С. Продолжительность первых воздушных ванн - 5-10 мин (с последующим увеличением до 30 мин). По мере развития закаленности переходят к более низкой температуре, но не менее 12 °С при продолжительности процедуры до 10 мин. Во время воздушных ванн можно выполнять различные физические упражнения.

В процессе закаливания водой применяются основные формы водных процедур в следующей последовательности: обтирания, обливания, душ, купания. Обтирания проводятся при температуре воздуха 15-16 °С. Начальная температура воды - 33-34 °С, затем ее постепенно (через 3-4 дня) снижают на 1-2 °С и доводят до 15-18 °С, но не ниже. Продолжительность обтираний (с растиранием тела) - 3-4 мин. Обливания выполняются в тех же условиях - с постепенным снижением температуры воды до 19-20 °С. Продолжительность процедуры - 2 мин. Холодный душ (не ниже 20 °С) рекомендуется лишь школьникам старшего возраста. Продолжительность процедуры - не более 1 мин. Купание в открытых водоемах - один из лучших видов закаливания школьников. Его начинают при температуре воды не менее 22 °С, а воздуха 24 °С.

Время купания постепенно увеличиваютс5до15миндляде-тей младшего возраста и до 20-25 мин для детей старшего возраста. Купания прекращают при температуре воды 16 °С и воздуха 17 °С.

Закаливание солнцем имеет важное оздоровительное значение, так как солнечный свет необходим для правильного развития детей и подростков. Однако избыток солнечных лучей особенно неблагоприятно отражается на детском организме. Поэтому рекомендации по разумному использованию солнечных лучей следует обязательно выполнять. Прием первых воздушно-солнечных ванн можно начинать с 4-5 мин, затем время пребывания на солнце детей среднего и старшего возраста постепенно увеличивают до 50-60 мин. Через 30 мин солнечного облучения необходимы перерывы на 10-15 мин для отдыха в тени. Во время солнечных ванн школьники обязательно должны иметь легкий головной убор.

Важное профилактическое значение имеет облучение детей и подростков с помощью искусственных источников ультрафио-

летовой радиации. Оно проводится в осенне-зимний период года для ликвидации "светового голодания". Ультрафиолетовые облучения особенно полезны школьникам северных районов, где организм детей испытывает недостаток солнечной радиации.

Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родители обязаны воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил гигиены и закаливания.

Введение

Глава 1. Гигиена студента

1.1 Личная гигиена студентов

1.2 Гигиена спортивной одежды и обуви

Глава 2. Гигиенические основы физических упражнений

2.1 Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями

2.2 Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать.

Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры и гигиены.

Охрана и укрепление здоровья людей - важнейшая государственная задача. Профилактическое направление является в здравоохранении основополагающим. Профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение различных причин заболеваний, повышение защитных сил организма, улучшение условий труда и быта, отдыха населения, охрану окружающей среды. Она осуществляется путем комплексных программ, включающих различные социально-экономические, медико-санитарные и общественные мероприятия по охране здоровья людей.

Медико-санитарные мероприятия по охране здоровья населения осуществляются в соответствии с положениями профилактической медицины, в основе которой лежит гигиена.

Гигиена (от греч hygieinos - здоровый) - область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни.

Цель исследования - рассмотреть гигиену студентов и гигиенические основы физических упражнений.

Задачи исследования :

Изучить особенности личной гигиены студентов.

Определить гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями.

Проанализировать гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания.

Объект исследования - гигиена физической культуры и здорового образа жизни студентов.

Предмет исследования - личная гигиена студентов.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Сальников А.Н., Виленский М.Я., Горшков А.Г. и других.

Методы исследования: анализ литературы.

Структура работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Гигиена студента

1.1 Личная гигиена студентов

Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим; уход за телом и полостью рта; отказ от вредных привычек. Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное, но и социальное значение, т.к пренебрежение ими может привести к распространению заболеваний в коллективе .

Уход за телом включает в себя гигиенические мероприятия по уходу за кожей, руками, ногами и др.

Уход за кожей. Кожные покровы выполняют многообразные физиологические функции: защиту внутренней среды организма, выделение продуктов обмена и распада, теплорегуляцию, поэтому здоровье человека, его работоспособность и сопротивляемость различным заболеваниям во многом зависят от состояния кожи тела. Основа ухода за кожей - регулярное мытье горячей водой с мылом и мочалкой не реже одного раза в 4-5 дней (душ, ванна, баня). После этого обязательно меняется нательное белье. Наиболее загрязняемые участки тела (лицо, шея и др.) необходимо мыть с мылом каждый день утром и вечером.

При занятиях физическими упражнениями кожа загрязняется больше, чем обычно, поэтому после тренировки следует обязательно принимать теплый душ. Он не только хорошо очищает кожу, но и оказывает благоприятное действие на нервную и сердечно-сосудистую системы, повышает обмен веществ и улучшает восстановительные процессы. После душа необходимо хорошо растереть тело полотенцем и сделать легкий массаж основных мышечных групп.

Улучшить функции кожи и укрепить здоровье поможет баня. В настоящее время наибольшей популярностью в нашей стране пользуются паровая (русская) баня и суховоздушная (финская) - сауна. Каков же механизм действия бани? Рассмотрим его на примере русской бани. Заложенные в печи камни нагреваются до 700 0. От них исходит сильный жар, температура воздуха 40-60 0С, относительная влажность 80-100%. Кожа нагревается и передает тепло всему организму. Усиливается обмен веществ, ЦНС, чтобы избежать перегрева организма, более интенсивно выводит излишки тепла с потом. С потом выходят также токсичные вещества, и баня является своего рода ускорителем их вывода. Настоящая русская баня немыслима без холодной воды. После банного жара - в бассейн или под душ.

На разумном сочетании таких раздражителей, как жар и холод, и построен широкий спектр физиологического воздействия бани. Жар бани мягко снимает с верхнего слоя кожи отжившие, омертвевшие клетки (роговой слой), что активизирует восстановление кожного покрова, который за сутки в среднем меняет свою двадцатую часть. Установлено также, что продолжительность родов у тех, кто посещал баню, в среднем сократилась втрое, что обусловлено увеличением эластичности связок, снижением нервного и мышечного напряжения .

Нередки случаи, когда у беременных начинается варикозное расширение вен. Благодаря тренировке сосудов жаром и холодом риск такого расстройства у тех, кто дружит с баней, гораздо меньше. Издавна баней пользуются, чтобы похудеть.

В сауне температура воздуха 70-110 0С, а относительная влажность очень низкая - 5-15%. Всем ли баня пойдет на пользу? Современная медицина считает, что баня противопоказана в острой стадии всех болезней, при обострении хронических заболеваний, когда повышается температура. Нельзя пользоваться баней при воспалительных заболеваниях сердца, неуместна эта процедура и после инфаркта миокарда, при воспалительных заболеваниях коронарных сосудов, сердечных заболеваниях с признаками тахикардии (резкое учащение сердечных сокращений) и всех формах гипертонии, сопровождающихся сердечной или почечной недостаточностью. Не следует забираться на банный полок и при острых лихорадочных заболеваниях, малокровии, явно выраженном склерозе сосудов, травме головного мозга, туберкулезе легких, эпилепсии. Нельзя париться при болезни Боткина, язвенной болезни со склонностью к кровотечению, обширных воспалительных процессах на коже, заболеваниях глаз и ушей. В каждом отдельном случае рекомендуется проконсультироваться с врачом.

В гигиенических целях баню рекомендуется посещать 1-2 раза в неделю. В бане следует придерживаться следующих правил. До входа в парильню принимается теплый душ, затем обтирают тело досуха. После этого заходят в парильню, где сначала 4-6 мин находятся внизу, а затем, прогревшись, поднимаются на верхнюю полку и находятся на ней в зависимости от самочувствия (примерно 5-8 мин).

В русской бане рекомендуется париться с веником. Веник (лучше березовый или дубовый) нужно предварительно распарить в горячей воде. Париться желательно с помощью товарища в положении лежа на животе. Движения веником выполняют от стоп к ягодицам и затем по спине к верхним конечностям, а от них книзу по боковым поверхностям тела.

После 3-4 таких серий производят постегивания и поглаживания тела веником. Кроме того, выполняют похлестывания и припаривания. Перед похлестыванием веник поднимают вверх и нагревают в верхних слоях воздуха, а затем 3-4 раза похлестывают им по телу. После этого, еще раз подняв и нагрев веник, на короткое время прижимают его к телу. Такие припаривания начинают со спины и последовательно выполняют на пояснице, ягодицах, боковых поверхностях бедер, исключая подколенную область.

Перед выходом из парильни следует около 5 мин побыть внизу, после этого принимают душ (температура воды зависит от закалки парильщика, вплоть до максимально холодной).

После бани необходим кратковременный отдых. Количество заходов в парильню (не более 2-3 раз) и длительность пребывания в ней зависят от индивидуальных особенностей и самочувствия. Начинающим рекомендуется делать один заход продолжительностью 5-7 мин. Следует помнить, что баня предъявляет большие требования к организму, и поэтому не следует ею злоупотреблять.

При пользовании баней рекомендуется также строго выполнять следующие общегигиенические требования: не посещать баню непосредственно после обильного приема пищи, незадолго до сна, при сильном утомлении, не принимать до и после бани спиртных напитков.

Уход за руками требует особого внимания, т.к находящиеся на них патогенные микробы, а иногда и яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95%) скапливается под ногтями. После посещения туалета, выполнения различных работ и перед едой следует обязательно мыть руки с мылом.

В результате выполнения физических упражнений на руках могут появиться мозоли, которые являются физиологическим приспособлением тканей к длительному давлению предметами. Мозоли рекомендуется удалять с помощью пемзы. С целью предупреждения их появления используют различные защитные приспособления для ладоней.

Страница 5 из 7


Личная и общественная гигиена

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет осо­бые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих функции защиты внутренней среды организма, выделения из ор­ганизма продуктов обмена веществ, бактерицидную, теплорегу­ляции и др. В полном объеме эти функции выполняются только при здоровой, крепкой, чистой коже.

Кожа способна к самоочи­щению. С чешуйками, секретом сальных и потовых желез уда­ляются различные вредные вещества. Бактерицидные свойства уменьшаются под действием мыла, которое разрушает кислот­ную мантию кожи. Поэтому не следует очень часто при мытье тела пользоваться мылом (это совсем не означает полный отказ от него), иногда достаточно лишь теплой или горячей воды. Наи­более загрязняемые участки тела (лицо, шея, верхняя часть ту­ловища) необходимо мыть каждый день утром и вечером. Мыть тело под душем, в ванной или бане надо не реже одного раза в 4–5 дней. В подмышечных впадинах, в межпальцевых проме­жутках кислотная мантия кожи недостаточна. Поэтому, тщатель­но вытирая стопы, не следует сильно вытирать межпальцевые промежутки: может нарушиться целостность кожи (удаляется разбухший эпидермис), что создаст угрозу поражения, например, грибковыми заболеваниями. После физических упражнений не­обходимо принимать теплый душ и менять нательное белье. При потливости ног, не связанной с заболеваниями, целесообразно ежедневно перед сном мыть ноги прохладной или комнатной температуры водой.

Уход за волосами: волосы нормальной жир­ности необходимо мыть один раз в неделю, сухие волосы – раз в две недели, жирные – два раза в неделю. Расчесывать волосы надо сразу после мытья, каждому рекомендуется пользоваться индивидуальной расческой.

Уход за полостью рта и зубами: после еды рот следует прополаскивать теплой водой. Чистить зу­бы рекомендуется раз в день во избежание стирания эмали. Зуб­ная щетка не должна быть чересчур жесткой, а процедура чистки занимать не менее двух минут. Чистить следует сначала вдоль зубного ряда, а затем в направлении сверху вниз и обратно спиральными движениями. Для сохранения зубов важно доста­точное содержание в пище кальция, из солей которого в значи­тельной степени состоит ткань зубов, а также витаминов, осо­бенно D и B1. Для укрепления десен следует больше употреблять в пищу лука, чеснока, свежих овощей. Во время еды избегайте быстрого чередования горячих и холодных блюд. Нежелательно грызть орехи, косточки ягод и плодов, так как эмаль, покрыва­ющая зубы, может дать трещину, после чего разрушение зубных тканей идет весьма быстро. Не реже двух раз в год посещайте врача-стоматолога для профилактического осмотра зубов.

Гигие­на одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а гигиеническим назначением в со­ответствии с условиями, в которых она используется. К спор­тивной одежде предъявляются специальные требования, обуслов­ленные характером занятий и правилами соревнований; она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Спортивная одежда изготовляется из эластичных хлопчатобу­мажных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впи­тывающих пот и способствующих его быстрому испарению. При занятиях летними видами спорта одежда обычно состоит из май­ки, трусов, а также из хлопчатобумажного, шерстяного или три­котажного тренировочного костюма. Для зимних видов спорта применяется спортивная одежда с высокими тепло- и ветро­защитными свойствами (хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм, свитер с брюками, шапочка). При сильном ветре поверх одежды надевается ветрозащитная куртка. Спортивную одежду из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для за­щиты от ветра, дождя, снега и других атмосферных воздей­ствий. Спортивную одежду следует использовать только во вре­мя занятий и соревнований; ее необходимо регулярно стирать, очищать от пыли и грязи.

Гигиена обуви требует, чтобы она бы­ла легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, обеспечивала правильное положение стопы, не сдавливала ее, а теплозащит­ные и водоупорные свойства соответствовали погодным услови­ям. В этом отношении лучшими качествами обладает обувь из натуральной кожи. Важно также, чтобы носки и чулки хорошо пропускали воздух, впитывали пот, были чистыми, эластичны­ми, мягкими. Спортивная обувь, кроме того, должна защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий соответствующим видом спорта. На тренировках, сорев­нованиях, в туристских походах следует пользоваться только хо­рошо разношенной и прочной обувью. При ношении резиновых тапочек и кед рекомендуется надевать шерстяные носки, а в обувь вкладывать войлочную стельку. Размеры зимней обуви должны позволять использовать теплую стельку и при необхо­димости – две пары носков.

Дополнительные гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж и самомассаж и направлены на ускорение вос­становления работоспособности. Душ оказывает температурное и механическое воздействие на организм. Горячие и продолжи­тельные души понижают возбудимость, повышают интенсив­ность обменных процессов. Теплые души действуют успокаива­юще. Кратковременные холодные и горячие – повышают тонус мышц и сердечно-сосудистой системы. Контрастный душ явля­ется эффективным средством восстановления работоспособности. Схема его применения: 1 мин душ под горячей водой (+38-40°C), 5–10 сек – под холодной (+12-15°C). Затем цикл повторяется на протяжении 5-7 минут.

Приемы массажа, действуя на за­ложенные в коже, мышцах и связках нервные окончания, влия­ют на центральную нервную систему, а через нее – на функцио­нальное состояние всех органов и систем: улучшается кровооб­ращение, работоспособность мышц, повышается эластичность и прочность мышечных сухожилий и связок, улучшается подвиж­ность в суставах, ускоряется ток крови и лимфы. Вот почему после массажа человек чувствует себя бодрее. Формами массажа и самомассажа являются общий, когда массируется все тело, и частный, или местный, при котором массируется отдельная часть тела. Косметический массаж и самомассаж служат сред­ством улучшения состояния открытых частей кожи, укрепления волос головы, устранения косметических недостатков. Гиги­енический массаж применяется как средство профилактики за­болеваний и укрепления здоровья; может проводиться ежед­невно в течение
5-15 мин вместе с утренней зарядкой; заметно повышает общий тонус организма. Спортивный массаж исполь­зуется как составная часть учебно-тренировочных занятий, по­могая успешному преодолению утомления после занятий. Лечеб­ный массаж проводится по назначению врача при различных за­болеваниях и повреждениях. С методикой проведения перечис­ленных гигиенических процедур вы познакомитесь на методико-практических занятиях.

Гигиенические основы закаливания. Закаливание – повышение устойчивости организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды посредством систематических дозированных физических нагрузок, а также воздействий солнца, низких или высоких температур воздуха или воды. Организм обладает способностью поддерживать тепловое равновесие на определенном уровне независимо от наружной температуры. Эту способность можно значительно повысить закаливанием.

Закаливание в своей основе представляет своеобразную тренировку всего организма, и прежде всего терморегуляционного механизма, способствующего устойчивости организма к воздействию различных метеорологических факторов. При этом приспособительные реакции происходят прежде всего в нервной системе, в эндокринной системе, во внутренних органах, на тканевом и клеточном уровне. Благодаря этому организм получает возможность безболезненно переносить чрезмерное воздействие холода, жары и т.д. Закаливающие процедуры способствуют повышению физической и умственной работоспособности, укрепляют здоровье, снижают заболеваемость.

Закаливание может осуществляться при помощи специальной организации занятий физическими упражнениями, закаливающих процедур и в повседневной жизни. Высокий закаливающий эффект дают лыжный и конькобежный спорт, плавание, легкая атлетика, альпинизм.

Закаливание – важное, а порой и единственное средство профилактики негативных по­следствий охлаждения или действия высоких температур. Сис­тематическое применение закали-вающих процедур снижает чис­ло простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их возникновение. Закаливание мо­жет быть специфическим (повышается устойчивость к опреде­ленному фактору) и неспецифическим (повышается общая устой­чивость к ряду факторов).

Для полноценного закаливания необходимо соблюдать принципы, которые были выработаны практическим опытом и подкреплены медико-биологическими исследованиями. Наиболее важные из них: 1) систематичность; 2) постепенность и последовательность; 3) учет индивидуальных особенностей; 4) сочетание общих и местных закаливающих процедур; 5) активный двигательный режим; 6) разнообразие средств и форм закаливающих процедур; 7) самоконтроль при зака-ливании.

Принцип систематичности требует ежедневного выполнения закаливающих процедур. Для достижения высокой степени закаленности необходимо постоянно повторять воздействия того или иного метеорологического фактора. Это подтверждают и специальные исследования. Организм, как доказано, привыкает к холоду быстрее, если охлаждение производится ежедневно по 5 минут, а не в течение 10 минут через день. Длительные перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно уже спустя 2-3 недели после прекращения процедур наблюдается понижение устойчивости организма. Если перерыв будет вынужденным, то закаливание возобновляется как бы от исходной точки: начинают с "мягких" процедур, затем постепенно переходят к более сильным.

Постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур. Только постепенное усиление того или иного раздражителя (понижение температуры воды, воздуха), а также последовательный переход от малых доз воздействия к большим обеспечивает желаемый эффект.

Закаленность организма значительно возрастает, если систематически предъявить к нему повышенные требования. Если же дозу раздражителя при проведении закаливающих процедур постепенно не увеличивать, то он уже не может стимулировать повышение уровня закаленности и устойчивости организма.

Учет индивидуальных особенностей человека. При закаливании необходимо учитывать, что реакция организма на закаливающие процедуры у разных людей неодинакова. При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур надо принимать во внимание возраст, состояние здоровья человека.

Сочетание общих и местных закаливающих процедур. При общих процедурах воздействию подвергается вся поверхность тела, при местных – лишь его отдельные участки.

Активный двигательный режим. Предусматривает выполнение во время закаливающих процедур различных физических упражнений или какой-либо мышечной работы.

Разнообразие средств и форм закаливающих процедур. Этот принцип обусловлен следующим фактором: устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, воздействию которого он многократно подвергался. Так, повторное действие холода вызывает повышение устойчивости к холоду, повторное же действие тепла наоборот, только к теплу. Разнообразие средств и форм обеспечивает всестороннее закаливание.

Самоконтроль при закаливании. О влиянии закаливающих процедур на организм можно судить по ряду простых признаков. Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и т.п. Бессонница, раздражительность, снижение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этом случае необходимо изменить форму и дозировку процедур.

Приступая к закаливанию, необхо­димо усвоить его основные правила. 1. Надо убедиться в необходимости закаливания и воспитать потребность в нем. Со­знательное отношение, заинтере-сованность создадут нужный психологический настрой. 2. Закаливание должно быть систе­матическим, а не от случая к случаю. Даже двухнедельный пе­рерыв значительно ухудшает ранее достигнутый успех. 3. Со­блюдайте принцип постепенности. Нельзя резко понижать тем­пературу воды или воздуха, а также увеличивать длительность закаливающей процедуры. 4. Не забывайте об индивидуальном подходе: температура воздуха или воды, длительность проце­дуры устанавливаются с учетом возраста, пола, состояния здоро­вья, уровня физического развития, чувствительности к холоду или жаре. 5. В каждом конкретном климатическом регионе за­каливание должно быть специфическим. 6. Для повышения эф­фективности закаливания используйте все средства – солнечные лучи, воздух, воду. 7. Проводите закаливание в хорошем настро­ении, чтобы оно приносило удовольствие. Положительные эмо­ции полностью исключают негативные эффекты охлаждения или действия жары. 8. Эффективность закаливания повышается, ес­ли его проводить при активном режиме, т.е. выполнять во время процедур физические упражнения или какую-либо физическую работу. 9. В процессе закаливания необходим постоян-ный само­контроль. Показателями правильного хода закаливания являют­ся крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, по­вышение работоспособности. Появление раздражитель-ности, сни­жение аппетита, падение работоспособности указывают на из­держки в закаливающих процедурах.

При закаливании обычно используют природные факторы: воздух, воду, солнце.

Закаливание воздухом. Воздух влияет на организм своей тем­пературой, влажностью и скоростью движения. Различные соче­тания этих показателей по-разному и воздействуют. Так, при низкой температуре и большой влажности воздуха воздействие холода усиливается; при высокой температуре и большой отно­сительной влажности создается угроза перегрева. При низких температурах ветер усиливает теплоотдачу. Воздушные ванны по ощущению тепла подразделяются: на холодные – от -7 до +8°С, умеренно холодные – +(9-16)°С, прохладные –
+(17-20)°С, индиф­ферентные – +(21-22)°С, теплые – свыше +22°С. Дозировка воз­душных ванн осуществляется или постепенным снижением тем­пературы воздуха, или увеличением длитель-ности процедуры при одной и той же температуре. При приеме воздушных ванн руководствуйтесь следующими правилами. 1. Воздушные ванны принимаются не позже, чем за час до еды и не раньше, чем через 1,5 часа после еды; нельзя принимать их натощак. 2. Для ванн наиболее благоприятное время с 8 до 18 ч. 3. Во время воздушных ванн рекомендуется умеренная мышечная активность – ходьба, несложные физические упражнения и др. 4. Тело должно быть защищено от резкого ветра. 5. Необходим контроль за само­чувствием. Сигналами неблаго-приятного воздействия на орга­низм являются при теплых ваннах резкое покраснение кожи и обильное потоотделе­ние, при прохладных и холодных – появление "гусиной кожи" и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается. Холодные ванны могут принимать лишь хорошо закаленные люди и только после врачебного обследования.

Закаливание солнцем. Народная мудрость гласит: "Куда час­то заглядывает солнце, туда редко заходит врач". Каждый вид солнечных лучей специфически воздействует на организм. Свето­вые лучи усиливают биохимические процессы в организме, по­вышают его иммунитет. Инфракрасные лучи оказывают тепловое воздействие. Ультрафиолетовые имеют бактерицидные свойства, под их влиянием образуется пигмент меланин, в результате чего кожа приобретает смуглый цвет – загар, предохраняющий организм от избыточной солнечной ра­диации и ожогов. Ультрафиолетовые лучи необходимы для син­теза в организме витамина D, без которого нарушается рост и развитие костей, нормальная деятельность нервной и мышечной систем. Ультрафиолетовые лучи в малых дозах возбуждают, а в больших – угнетают центральную нервную систему.

Чтобы избежать неприятных последствий солнечных ванн, следует соблюдать определенные правила. 1. Они прини­маются не позже, чем за 1 ч до еды и не раньше, чем через 1,5 часа после еды. Нельзя принимать их натощак. 2. Необходимо защищать голову от прямых солнечных лучей. 3. Ванны лучше принимать в движении, но можно и лежа, расположившись но­гами к солнцу. Рекомендуется чаще менять положение тела. Нельзя спать, так как это может привести к ожогам. 4. После ванны рекомендуется выкупаться или облить тело прохладной [+(20–25)°С] водой, а затем 20–30 минут отдохнуть в тени. 5. Лицам с повышенной возбудимостью, со слабопигмен-тированной кожей длительность ванн должна быть уменьшена. 6. Сильное покраснение кожи, обильное потоотделение – сигналы неблаго­получного воздействия ванн; необходимо перейти в тень и от­дохнуть, а в дальнейшем уменьшить их длительность. 7. Если после приема ванн вы бодры и жизнерадостны, у вас хороший аппетит, крепкий, спокойный сон, – значит, они пошли вам на пользу. Если же вы становитесь раздражительным, вялым, плохо спите, пропал аппетит, – значит, нагрузка была велика и нужно на несколько дней исключить пребывание на солнце, а в дальнейшем сократить длительность солнечных ванн.

Ориентировочно, оптимальным временем для приема солнеч­ных ванн в южных регионах является период с 7 до 10 часов, в средней полосе – с 8 до 11 часов, а в северных районах –
с 9 до 12 часов. Для практически здоровых людей продолжительность первой солнечной ванны не должна превышать 5-10 минут, за­тем каждый раз продолжительность процедуры увеличивается на 5-10 минут, постепенно достигая 2-3 часов с 15-минутными перерывами в тени после каждого часа облучения. Солнечные ванны противопоказаны при повышенной температуре тела; ка­тарах верхних дыхательных путей; острых воспалительных про­цессах в легких и придаточных полостях носа; гриппоподобных состояниях; воспалительных процессах в почках; острых рас­стройствах желудочно-кишечного тракта; декомпенсированных пороках сердца; повышенной возбудимости центральной нервной системы; сильном истощении и малокровии; фитодерматозах и ряде других заболеваний, требующих медицинского наблюдения.

Закаливание водой – мощное средство, обладающее ярко вы­раженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводимость во много раз больше, чем у воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холоднее воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воз­действии – физиологические механизмы терморегуляции справ­ляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствуют, – это означает недо­статочность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледне­ние кожи, синюшность, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо умень­шить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или со­кратить время процедуры.

Обтирание – начальный этап закаливания водой. С обтирания нужно начинать тем, кто склонен к простудным заболеваниям. Для неподготовленного организма первые обтирания лучше всего проводить водой, температура которой близка к температуре поверхности тела человека - 33-35 градусов. Затем температуру следует постепенно снижать в течение 2-3 мес., примерно на
1-2 градуса в неделю. Со временем можно пользоваться водой прямо из-под крана. Его про­изводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Сначала оно осуществляется по пояс, а затем переходят к обти­ранию всего тела. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, руки, спина, после чего вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также ра­стирают их. Вся процедура осуществляется в пределах 5 минут.

Обливание – следующий этап закаливания. Для первых обли­ваний целесообразно применять воду с температурой около +30°С, в дальнейшем снижая ее до +15°С и ниже. После облива­ния тело энергично растирают полотенцем. Душ – еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания темпера­тура воды должна быть около +(30-32)°С и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать темпе­ратуру и увеличивать продолжительность до 2 минут, включая растирание тела. При хорошей закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2–3 раза воду с температурой +(35-40)°С и воду
+(13-20)°С на протяжении трех минут. Регуляр­ный прием указанных водных процедур вызывает чувство све­жести, бодрости, повышает работоспособность.

Купание. Является одним из наиболее эффективных способов закаливания. При купании осуществляется комплексное воздействие на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купание можно при темпе­ратуре воды +(18-20)°С и воздуха +(14-15)°С. Прекращают купание при температуры воздуха +(14-15) градусов, воды - +(10-12) градусов. Желательно купаться в утренние и вечерние часы, первое время раз в день, а затем 2–3 раза, соблюдая при этом промежуток между купаниями в 3–4 часа. Продолжительность купания вначале составляет
4-5 мин., в дальнейшем она увеличивается до 15-20 мин. и более. Необходимо учитывать, что, например, при трех купа­ниях по 5 минут теплопотери будут значительно выше, чем при одном купании в течение 15 минут.

Поздней осенью, зимой и ранней весной при всех видах закаливания для начинающих температура воды должна составлять +30 градусов, а температура воздуха в помещениях -
+(18-20) градусов.

Для закаливания наряду с общими рекомендуется применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них – обмывание стоп и полоскание горла холодной водой – при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течение всего года пе­ред сном водой с температурой вначале +(26-28)°С, постепенно снижая ее затем до +(12-15)°С. После обмывания стопы тщатель­но растирают до покраснения. Полоскание горла проводят каж­дый день утром и вечером. Вначале используется вода с темпера­турой +(23-25)°С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2°С и доводится до +(5-10)°С.

«Пищевой статус» — характеризованное состояние здоровья, сложившееся на фоне конституциональных особенностей под влиянием фактического питания.

Изучение пищевого статуса основано на изучении здоровья, как показателя индивидуального питания. 80-90 % обусловлено нерациональностью питания.

Показатели рациональной пищи:

1. Показатели функций питания на данных, характеризующих процессы пищеварения и обмена белков, жиров, углеводов, БАВ.

2. Показатели пищевой неадекватности.

3. По антропометрическим данным.

4. Биохимические показатели метаболизма.

5. По заболеваемости, по распространенности важнейших инфекционных заболеваний

(ССС, ЖКТ)

Пищевой статус подразделяют:

1) оптимальный; 2) обычный; 3) избыточный; 4) недостаточный.

Гигиена питания

— наука о питании, адекватном состоянии организма в данных конкретных условиях его жизнедеятельности.

Задачи:

1.Изучение количественной и качественной стороны питания населения различных регионов страны, и на основе этого, определение потребности в пищевых веществах.

2. Безопасность пищевой продукции, продовольственного сырья готовой продукции. 3.Условия жизнедеятельности: — больной человек; — здоровый; — люди, работающие во вредных условиях.

Виды питания:

1. Лечебное питание – компонент комплексной терапии больного. Цель – выздоровление больного и профилактика осложнений заболеваний. Реализуется в виде лечебных столов или диет.

2. Лечебно – профилактическое питание – назначенное на фоне полноценного рационального питания людям, работающим во вредных условиях. Цель – ослабление негативного воздействия производственных факторов.

3. Рациональное питание – элемент здорового образа жизни, направленное на укрепление здоровья и поддержания высокой работоспособности.

Рациональным называют питание, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности (вкусовые) организма и обеспечивающее пр этом необходимый уровень обмена веществ (витамины).

Методы изучения индивидуального питания:

1. Гигиенические или медицинские — по антропометрическим показателям (весовой показатель, индекс массы тела – ИМТ); — по признакам алиментарных заболеваний (гипо-, гипервитаминозы, флюороз, заболевания щитовидной железы); — общая заболеваемость. 2.Экономические методы — балансовый метод (производство в стране пищевых веществ); — бюджетный метод (сколько продуктов приобретает каждая из нее).

Условия рационального питания:

1. Количественная полноценность; 2. Качественная полноценность и сбалансированность; 3. Режим питания (кратность приемов пищи – 3-4 раза в день: завтрак – 35% калорийности; обед – 45%; ужин – 20-25%. Химический состав: завтрак и обед – белки и жиры; ужин – молочно – растительная пища. Перерывы 5-6 часов между приемами пищи; объем принимаемой пищи не более 2-х литров. Повторяемость блюд в течение дня или недели; 4. Высокая усвояемость пищи благодаря высоким вкусовым качествам и технологии приготовления; 5. Соблюдение санитарно – гигиенических требований в процессе заготовки, их хранения, приготовления пищи и ее реализации. При реализации условий рационального питания необходимо одновременное соблюдение всех 5 условий. При несоблюдении первых четырех условий возможно развитие патологических состояний, которые называются алиментарными заболеваниями. При несоблюдению пятого – развитие инфекционных заболеваний, передающихся через пищу.

Нормы питания (калорийность и его хим. состав, периодически они пересматривают, сменяется уровень жизни, уровни энергозатрат).

В настоящее время при гигиенической оценке организации питания используются « нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии различных групп населения».

Цели:

1. Планирование производства и продуктов питания;

2. Оценка резервов продовольства;

3. Разработка мер социальной защиты;

4. Расчет рационов питания организованных коллективов;

5. Оценка и коррекция индивидуального питания.

Энергозатраты делятся на:

1) общие энергозатраты(ОЭ) – нерегулируемые или величина основного обмена (ВОО) и

2) регулируемые (РЭВ).

Нерегулируемые осуществляются по мере нашей воли, они неоднородны. ВОО = ОО + СДДЛВ:ОЭ = НЭЗ (ВОО) + РЭЗ) Основной обмен – минимальный уровень обмена веществ у человека, находящегося в состоянии покоя, натощак, в условиях температуры комфорта (у всех эта величина различна – половые, возрастные, масса тела).

СДДПВ – специфическое, динамическое действие пищевых веществ. Это энергия, которая затрачивается на усвоение пищевых веществ, величина разная, легче всего усваиваются углеводы (4-7%), жиры (7-14%) повышают ОО, больше всего белки (25-30 %) повышают ОО. Доля СДДПВ – 15%, ОЭ – 10-15%. РЭЗ – регулируемые энергозатраты, зависит от нашей физической активности – профессиональная деятельность, коммунальные условия, условия отдыха.

В соответствии с энергозатратами КФА показывает адекватное количество энергии, затрачиваемое при выполнении того или другого вида работы (в покое).

Гигиена от греческого «целебный, приносящий здоровье». Как отрасль медицины она ставит своей целью путем различных профилактических мероприятий сохранить здоровье человека, сделать его красивее, привлекательнее, интереснее.

Личная гигиена – это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание и другие моменты повседневного быта. Особенно важно соблюдать личную гигиену тем, кто занимается физкультурой и спортом.

Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа не только орган осязания, она защищает тело от вредных воздействий и играет большую роль в теплорегуляции организма, в процессе дыхания. В коже находится большое количество нервных окончаний. Подсчитано, что на 1 см 2 поверхности тела приходится около 100 болевых, 12 – 15 холодовых, 1 – 2 тепловых и около 25 точек, воспринимающих атмосферное давление. Это позволяет коже обеспечивать постоянную информацию организма обо всех действующих на тело раздражителях.

Все эти функции выполняются в полном объёме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Кожные заболевания, загрязнённость ослабляют ее деятельность, а это, понятно, неблагоприятно отражается на состоянии здоровья человека.

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Здоровый образ жизни человека немыслим без решительного отказа от всего того, что наносит непоправимый ущерб организму. Речь идёт в данном случае о привычках, которые незаметно подтачивают здоровье. К самым распространённым относится, прежде всего, употребление алкогольных напитков, курение, наркотики.

Чем опасен алкоголь? Он разрушает важнейшие органы и системы человеческого организма, в том числе и центральную нервную. Плохо очищенный спирт, который получают путём брожения из хлебных крахмалосодержащих злаков и овощей либо синтетически, содержит ядовитые примеси.



Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему:

Потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

Нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приёме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечнососудистым заболеваниям и раку.

Заблуждается и тот, кто полагает, что курение – безвредно, что оно, мол, даже стимулирует умственную деятельность, придаёт бодрость. Как показали научные исследования, в первое время при курении наблюдается повышение возбудимости коры головного мозга, которое сменяется угнетением нервных клеток, что требует повторного употребления табака. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала.

Чем опасен дым сигареты? Вместе с ним организм поступает более тридцати вредных веществ – никотин, сероводород, уксусная, муравьиная и синильная кислота, этилен, изопрен, угарный и углекислые газы, различные смолы, радиоактивный полоний.

Действие никотина особенно опасно в определённые периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Аргументов против курения очень много. Но, пожалуй, самый веский – высокая вероятность возникновения рака дыхательных путей. Ежегодно рак лёгких уносит миллионы жизней! Рак дыхательных путей, согласно научным данным, у курильщиков возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих.

Как чрезвычайно опасного врага каждый здравомыслящий человек должен рассматривать наркотики. Пристрастие к ним, даже эпизодическое, может привести к тяжёлому заболеванию – наркомании.

Коварное действие наркотиков состоит в том, что незаметно развивается неодолимая тяга к ним, это характеризуется рядом признаков, Во-первых, привычные дозы уже не дают желаемого эффекта. Во-вторых, возникает непреодолимое влечение к данному препарату и стремление получить его любой ценой. В-третьих, при лишении наркотика развивается тяжёлое состояние (так называемая физическая ломка).

Итак, здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, и эта несовместимость принципиальная.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит его питание с первых дней жизни, а также от режима питания. Всякий живой организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значительная часть этих веществ «сжигается» (окисляется) в организме, в результате чего освобождается энергия. Эту энергию организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной жизнедеятельности внутренних органов (сердца, дыхательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и т.д.) и особенно для выполнения физической работы.

Промежутки между приёмами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трёхразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым лёгким - ужин. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережёвывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжёлых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережёвывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости. Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять ещё кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела.

Питание строится на следующих принципах :

- достижения энергетического баланса (потребляем столько, сколько
расходуем);

- определения качественного состава пищи (правильное соотношение
между основными пищевыми веществами: белками, жирами, углеводами,
минеральными веществами и витаминами);

- ритмичность приема пищи .

Установлено, что по энергическим затратам взрослое население можно разделить на 4 группы:

– в первую группу (затрата 3000 ккал в сутки) включаются лица, не связанные с физическим трудом и работающие главным образом в сидячем положении;

– во вторую группу относятся рабочие механизированного труда (затрата 3500 ккал в сутки);

– к третьей группе – занятые немеханизированным трудом, как, например, кузнецы, плотники, водопроводчики (затрат 4500 – 5000 ккал в сутки);

– к четвертой группе относятся люди активно занимающиеся спортом, их энергетические затраты, особенно в период тренировок и соревнований, могут возрастать до 6000 – 7000 ккал в сутки.

Часть энергии идёт на основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии покоя (для мужчин с массой тела 70 кг он составляет в среднем 1700 ккал, а у женщин – 1600 ккал).

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

Приём пищи только при ощущениях голода;

Отказ от приёма пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела;

Отказ от приёма пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьёзной работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Приём пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удаётся достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Таким образом, под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление физического, психического и нравственного здоровья.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций