Окончание имен существительных правило. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц. Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: выведение правила написания безударных падежных окончаний имён существительных, развитие умений писать слова с орфограммой - буквой безударного гласного в окончании существительного, графически её обозначать и объяснять написание с опорой на алгоритм.

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • развивать умение самостоятельно ставить новые учебные задачи;
  • развивать умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
  • развивать умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;
  • развивать умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • развивать умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД:

  • развивать умение устанавливать аналогии;
  • развивать умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации;
  • развивать умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения;
  • владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умение определить общую цель и пути ее достижения;
  • развивать умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;
  • развивать умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности;
  • развивать умение адекватно оценивать поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи;
  • развивать умение адекватно оценивать собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи.

Предметные:

  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов, синтаксический разбор простого предложения в рамках изученного;
  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм;
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  • создавать связные устные высказывания на грамматическую или иную тему.

Технологии обучения: проблемно-диалогическое обучение, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология.

Основные понятия: существительное, падежное окончание, орфограмма, безударный гласный.

  • учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2013;
  • компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, выполненная в программе PowerPoint;
  • карточки с заданиями;
  • схема алгоритма, таблица окончаний.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная,групповая.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! (Слайд 1)

Сегодня на уроке мне хотелось бы показать вам несколько репродукций картин известных русских художников. Внимательно посмотрите и скажите, какая пора года изображена на них? (Зима) (Слайды 2-10)

А вы любите зиму? Какой же человек, родившийся в России, не любит снежные русские зимы. Зима – источник вдохновения не только для художников, но и для поэтов, композиторов. Про это время года собрано множество пословиц, поговорок, примет.

2. Языковая разминка

Прочитайте народные пословицы и поговорки о зимних месяцах. (Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт. Январю большие морозы, ну а февралю – метели.) (Слайд 11)

Объясните смысл.

Найдите и назовите только имена существительные с орфограммой “Правописание безударного гласного в корне слова, не проверяемого ударением”.

Запишите слова в начальной форме, поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить. (Слайд 12)

Проверьте себя. (Слайд 13)

3. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы

Прочитайте пословицу, как вы ее понимаете? (П......грал бы на баян..., да...бморозил пальцы в бан....) (Слайд 14)

Как вы думаете, что можно сделать в этом задании?

Хорошо, спишите, вставив пропущенные буквы, и обозначьте орфограммы. (Две ученицы записывают: “Поиграл бы на баяне , да обморозил пальцы в бани ” и “Поиграл бы на баяни , да обморозил пальцы в бане ”)

Проверим, как выполнено задание на доске и на экране. (Слова “в бане”, “на баяне” написаны по-разному, с буквой е или и в окончании) (Слайд 15)

Задание было одно? (Одно)

А как его выполнили? (По-разному)

Почему так получилось? (Мы еще не все знаем и умеем)

Что мы уже знаем? (Знаем, как проверить безударный гласный в корне слова, в приставке)

Как можно проверить безударный гласный в корне слова или приставке?

Чего еще не знаем? (Не знаем, как проверять безударный гласный в падежном окончании имени существительного) (Слайд 16)

Вы уже умеете писать безударные гласные в корне слова и приставках. Пришло время научиться писать и безударные гласные в окончаниях.

4. Формулирование проблемы (темы и целей урока), планирование деятельности

Какой же возникает вопрос? (Как проверить безударный гласный в падежном окончании имени существительного?) (Слайд 17)

Какова сегодня тема урока? (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных)

Что предстоит выяснить? (Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного)

Какова же будет цель нашего урока? (Вывести общее правило (алгоритм) правописания безударных падежных окончаний имен существительных)

Чему будем учиться? (Будем учиться грамотно писать слова с новой орфограммой)

5. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила

На экране вы видите столбики слов, они помогут нам открыть новое правило. (Слайд 18)

Какие у вас есть гипотезы? (Предлагают свои версии фронтально)

Предлагаю вам провести наблюдение и самостоятельно вывести общее правило правописания безударных падежных окончаний существительных по рядам. У каждого ряда своя карточка с заданием, работаете в парах.

Возьмите карточку со столбиками слов. Прочитайте задание. Просклоняйте имена существительные, поставьте ударение. Сравните окончания в каждом падеже. Сделайте вывод. (Выполняют задание в парах)

Заслушаем первую группу. (Слайд 19)

Какие были существительные? (Существительные первого склонения поговорка, луна, земля)

Что нужно было сделать?

Что вы заметили? (Окончания в ударном и безударном положении одинаковые) (Слайд 20)

Как мы действуем, если безударный гласный находится в корне слова? (Проверяем ударением, подбираем проверочное слово)

Какие у вас появились гипотезы, предположения о том, как можно проверить безударный гласный в окончании? (По ударным падежным окончаниям 1-го склонения можно проверить безударное окончание имен существительных 1-го склонения)

Какие слова могут стать словами-помощниками? (Луна, земля)

Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками? (У них ударные окончания)

Сделайте вывод о правописании окончаний существительных 1-го склонения. (Формулируют вывод) (Слайд 21)

Заслушаем вторую группу.

Какие у вас были слова? (Существительные 2-го склонения поле, конь, окно) (Слайд 22)

Какое было задание? (Просклонять имена существительные, поставить ударение, сравнить окончания) (Слайд 23)

Что вы заметили? Ваш вывод. (Окончания в ударном и безударном положении одинаковые. По ударным падежным окончаниям 2-го склонения можно проверить безударное окончание имен существительных 2-го склонения) (Слайд 24)

(Конь, окно. Ударные окончания.)

Заслушаем третью группу. Какие у вас были слова? (Существительные 3-го склонения радость, печь, степь) (Слайд 25)

Какое задание? (Просклонять имена существительные, поставить ударение, сравнить окончания) (Слайд 26)

Что вы заметили? Ваш вывод. (Окончания в ударном и безударном положении одинаковые. По ударным падежным окончаниям 3-го склонения можно проверить безударное окончание имен существительных 3-го склонения) (Слайд 27)

Какие слова могут стать словами-помощниками? Почему? (Печь, степь, потому что ударные падежные окончания)

Группы работали с разным материалом, но к какому общему выводу пришли? (Ударные и безударные окончания имен существительных в одном и том же склонении и падеже пишутся одинаково)

Сформулируйте общее правило правописания безударных падежных окончаний существительных. (Безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными в том же склонении) (Слайд 28)

Проверим правило по учебнику, страница 20. (Все верно)

Есть ли еще гипотезы, предположения?

Как мы поступаем, если безударная гласная имеется в приставке? (Подбираем слово с ударной приставкой или запоминаем приставки)

Можно ли запомнить падежные окончания имен существительных? (Да, можно)

Рассмотрите таблицу окончаний. (Слайд 29) Большими жирными буквами в таблице выделены окончания, на которые нужно обратить особое внимание. В остальных окончаниях ошибки встречаются гораздо реже. Первые несколько упражнений вы будете выполнять, постоянно заглядывая в табличку, а потом надобность в этом отпадет. Самые коварные падежи – родительный, дательный и предложный.

Как легче запомнить окончания в этих падежах? (Во 2 склонении может быть только окончание Е. В 3 склонении может быть только окончание И. В Р.п. может быть только окончание И) (Слайд 30)

Попробуйте самостоятельно определить, как нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении. Восстановите алгоритм. Если задание для вас трудное, используйте слова для справок. (Обсуждают в парах, выполняют задание на карточке) (Слайд 31)

Расскажите по схеме, как нужно действовать, чтобы правильно написать окончание существительного. (Слайды 32, 33)

Зная новое правило, вернемся к началу урока и исправим ошибки на доске. Но прежде попробуем применить этот алгоритм и вставить нужное окончание. (Слайды 35, 36)

Какую же гласную нужно вписать на месте безударного окончания в словах “на баяне”, “в бане”? Исправьте ошибки на доске. (Слайд 37)

Как графически обозначается орфограмма?

6. Развитие умений - применение нового знания

Физкультминутка (Слайд 38)

Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием – приседаете, если с безударным окончанием – поднять руки вверх.

У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из шерсти, около пристани, в небе, из нефти.

Выполним задания.

Предположите, чему будем учиться, выполняя эти задания?

Предположите, какие знания нужны для решения этой учебной задачи?

Любите ли вы писать диктанты? Я не предлагаю сейчас написать вам диктант. Вы будете учителями, а значит, будете проверять диктант и исправлять ошибки.

Возьмите карточку с диктантом. Работать будете самостоятельно. Выберите карточку, которая соответствует уровню усвоения материала (на зеленой карточке задание необходимого уровня, на желтой карточке задание повышенного уровня). (Слайды 39, 40)

В снежном 2 царстви, в облаке 3 из капельки воды родилась снежинка 2 . Ветер кружил ее в воздухи 4 . За первой снежинкай к земле летели стайки белых звездочек. Одни опустились на ветве березки, сирене, ели 1 , осинке. Другие уселись на крыши избушке, пушистым 2 покрывалам укрыли следы на дорожки 2 во дворе.

Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Как бы вы озаглавили текст?

Проверим, какие окончания выбрали учащиеся на необходимом уровне, и какие ошибки исправили учащиеся на повышенном уровне. (Слайд 41)

Какое умение развивали при выполнении этого упражнения?

Все ли у вас получилось? Почему? Назовите причины успеха или неуспеха.

Как найти выход из ситуации неуспеха?

Выполните разборы. (Слайд 42)

Какое умение развивали при выполнении этого задания?

7. Итог урока

  • Какой был проблемный вопрос? (Слайд 43)
  • Какой ответ, решение мы нашли?
  • Какая (чья) версия подтвердилась?
  • Определите ключевые слова урока. (Слайд 44)
  • Как оцениваете свою работу?

8. Рефлексия

Продолжите высказывания. (Слайд 45)

Сегодня на уроке:

  • Я узнал...
  • Я научился...
  • Мне было интересно...
  • Мне было трудно...
  • Мне понравилось...

9. Домашнее задание

Домашнее задание на выбор (слайд 46):

  • С.28, упр. 1. Составить схему к правилу на стр. 20.
  • Мини-сочинение “Пейзаж из окна зимой”

Понаблюдайте за зимними картинами, которые мы можем увидеть из окна. Может быть, кто-то из вас заметит в природе то, что не увидел еще ни один художник. Расскажите, что видно из окна комнаты, класса. Может быть найдете или подберете из художественной литературы слова для описания дыма из трубы, сосульки, ледяной горки.

Представь, что ты окончание имени существительного. Расскажи о себе. Свой рассказ запиши.

Спасибо за урок! Вы молодцы! (Слайд 47)

Встречаются случаи, когда одно имя существительное в одном и том же падеже имеет два окончания – основное и вариантное. Основное значение такое, которым обладает большинство слов, относящихся к данному склонению. Вариантным является окончание, которое встречается лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах. Вариантные формы падежей обычно отличаются от основных или семантически, или стилистически, или одновременно в обоих планах.

1. Окончания родительного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -а/-я - -у/-ю: сыра-сыру, чая-чаю, хода-ходу.

Основное окончание -а/-я, вариантное - -у/-ю.

2. Окончания творительного падежа единственного числа существительных женского рода 2-го склонения: -ой/-ей - -ою/-ею: стеной-стеною, душой-душою, красотой-красотою.

Окончание -ой/-ей является общеупотребительным, нейтральным, а вариантное окончание -ою/-ею употребляется обычно в книжной речи.

3. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -е - -у/-ю: на клею – на клее, в спирту – в спирте, в отпуску – в отпуске.

Основное окончание - -е.

4. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -и/-ы - -а/-я: токари- токаря, слесари – слесаря, инженеры – инженера.

Основное окончание - -и/-ы, вариантное -а/-я. Формы на -а/-я имеют разговорный оттенок, употребительны в профессиональной речи.

5. Окончания родительного падежа множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода и pluralia tantum: -ов/-ев, -ей, - ø: апельсин-апельсинов, помидор-помидоров. свеч-свечей, будней-буден и т.д. Выбор ведущего варианта осуществляется для каждой пары отдельно.

Для существительных мужского рода 1-го склонения основным окончанием является материально выраженное -ов/-ев, вариантным – нулевое: пять килограммов, пять граммов, килограмм мандаринов, апельсинов, баклажанов, помидоров и т.д. Варианты с нулевыми окончаниями имеют разговорный или просторечный характер. Однако пара сапог, туфель, чулок; несколько грузин, партизан; килограмм яблок, где нормативными являются формы с нулевым окончанием.

6. Окончания творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения: -ами/ -ьми. Вариантное окончание –ьми свойственно в свободном употреблении лишь словам дочь – дочерьми, дверь - дверьми, лошадь – лошадьми.

Тема 6. Имя прилагательное

  1. Категориальное значение имени прилагательного

Имя прилагательное – часть речи, которая выражает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежам; в предложении является определением или именной частью составного сказуемого.

Значение признака – это категориальное (классифицирующее) значение имени прилагательного как части речи. Под признаком принято понимать широкий круг свойств, качеств, явлений, отношений, характеризующих предметы, а именно:

1) внешние качества людей и животных: молодой, хромой, слепой, худой, сухопарый;

2) внутренние (психологические) качества людей: добрый, злой, мудрый, гордый;

3) пространственные отношения: высокий, узкий, низкий, здешний;

4) временные отношения: утренний, вечерний, минутный, прошлогодний, дневной;

5) цвет: белый, темно-синий, песочный, рыжий;

6) разнообразные свойства вещей: мягкий, сладковатый, кислый;

7) отношения между предметами: мамин платок, лисий хвост, дождливая погода;

8) характеристика предметов по действию: вертлявый, пугливый, ломкий, рассыпчатый.

Прилагательные имеют полные и краткие формы и обладают грамматической категорией степени сравнения.

Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий .

Учебные цели:

· систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных;

· совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ.

Развивающие цели:

· развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы;

· развивать различные виды внимания;

· совершенствовать умения аккуратно и грамотно писать в тетради;

· формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся.

Воспитательные цели:

· воспитывать учебно-познавательную активность суворовцев;

· способствовать формированию ответственного, заинтересованного отношения к процессу обучения;

· способствовать воинскому и патриотическому воспитанию суворовцев;

· воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение:

· дидактический материал;

· ноутбук, документ-камера, плазменная панель.

Учебные вопросы:

1. Правописание падежных окончаний имен существительных.

2. Правописание окончаний имен собственных.

3. Правописание некоторых форм существительных множественного числа .

I. Организационный момент. Знакомство с темой, целями урока.

II. Правописание падежных окончаний имен существительных. Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

1. «Правописание окончаний Е и И в падежных формах единственного числа ». (Сообщение по слайдам суворовца).

Комментарии к слайдам.

1 слайд. Правописание падежных окончаний имен существительных зависит от склонения существительного:

К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, - Я (лампа, юноша);

Ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончаниями –О, - Е и существительные мужского рода с нулевым окончанием (окно, море, врач);

К 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием (рожь, дочь).

2 слайд. Сложность при написании безударных окончаний существительных возникает, если существительное стоит в форме родительного, дательного и предложного падежей. У существительных 3 склонения в данных падежах окончание –И, у существительных 1 склонения в родительном падеже – И, во всех остальных падежах – Е.


3 слайд. Следует запомнить отдельную группу слов:

- 10 разносклоняемых существительных на – МЯ (племя, пламя, знамя, время, имя, семя, темя, стремя, вымя, бремя) и существительное ПУТЬ, которые в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание – И. Для существительных, оканчивающихся на – ИЙ, - ИЯ, - ИЕ, правило такое: если на конце существительных предпоследняя буква –И, то и последняя буква – И (т. е. ИИ). Исключение: на остриЕ.


4 слайд. Следует различать параллельные формы собственных имен типа Мария – Марья, существительных среднего рода в художественной литературе (сражение – сраженье). Они имеют разные окончания в дательном и предложном падежах (о МариИ – о МарьЕ, в сражениИ – в сраженьЕ). Исключение: в забытьИ.


Вывод. Чтобы не ошибиться в выборе в выборе Е или И в падежных окончаниях существительных единственного числа, необходимо:

1) поставить существительное в начальную форму (ед. ч. Им. п.), выделить окончание;

2) определить склонение существительного;

3) определить падеж, вспомнить окончание существительного в данном падеже;

4) помнить о склонении отдельной группы существительных.

2. Объяснить графически правописание гласных в окончаниях имен существительных. Работа по цепочке.

Писать в тетрадкЕ – чертить в тетрадИ (необходимо различать окончания однокоренных существительных, относящихся к разным склонениям), говорить о воспитаниИ (-ИЕ), идти от деревнИ (1скл. Р.п.) к деревнЕ (Д. п.), о русском пейзаже (2 скл.), деревья в инеЕ (2 скл.), в пламенИ (на –МЯ) костра, приехали к ЛидиИ (на –МЯ) ПетровнЕ (1скл. Д.п.) (обратить внимание на то, что имена и отчества, стоящие рядом, могут иметь разные окончания), спросили о МарьЕ (1скл. П.п.) ДмитриевнЕ (1скл. П.п.).

3. Правописание окончаний русских, иностранных фамилий и названий населенных пунктов на –ИН,-ЫН,-ОВ,-ЕВ в творительном падеже .

font-size:16.0pt">- Задание. Поставить имена существительные в творительный падеж, объяснить окончания.

Антон Чехов, Джек Лондон, город Гурьев, Юрий Гагарин, город Гагарин, поле Куликово, село Бородино.

4. Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Выбор формы множественного числа имени существительного на –А(-Я) или на –Ы(-И), зависящий от смысла (окончания служат для разграничения лексического значения слов).

Работа со слайдом. Преподаватель предлагает форму слова с окончанием –А,-Я, суворовцы называют вариант с окончанием –Ы,-И, дают его лексическое толкование.

font-size:16.0pt">- Работа по слайду. Найти ошибки в образовании формы множественного числа, записать предложения в исправленном виде.

font-size:16.0pt">5. Работа по слайду «Правописание форм родительного падежа множественного числа». Сложность данной темы заключается в том, что нет определенных правил, четко регламентирующих наличие окончания или нулевое окончание в родительном падеже множественного числа некоторых существительных.

Рассмотрение случаев, наиболее часто встречающихся в материалах ЕГЭ.

font-size:16.0pt">font-size:16.0pt">- Работа по слайду. Устно исправить ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

font-size:16.0pt">6. Дифференцированная письменная работа (см. дидактический материал).

1). Для тех, кто имеет за четверть «4»,- творческое задание (вариант 3).

2). Остальные по вариантам выполняют работу по карточкам (номер карточки соответствует номеру варианта).

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Правописание падежных окончаний имен существительных

Вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор окончания.

1 вариант

Сидел на верхней ступеньк…, спустился с нижней ступен…, был на собрани…, гулять по алле…, жить под городом Пушкин…м, встретились на выставк…, росли у опушк…, присутствовать на спектакл…, подойти к нян…, на ветк… сирен…, отдать Евдоки… Петровн… .

2 вариант

Спрятаться в транше…, статья о геро…, купаться в проруб…, расти на суш…, жить в роскош…, обратиться к Натали… Евгениевн…, прочитать о певиц…, сидеть на ветк.., на нижней ветв…, роман написан Стивенсон…м, расположить по вертикал…, находиться на лекци… .

3 вариант

Составить связный текст (до 10 предложений), включив в предложения данные слова, употребив их или в родительном, или в дательном, или в предложном падеже: армия, шинель, погоны, миссия, клятва, училище, мужество, путь, имя, площадь, знамя.

3). Наиболее активно работавшие на уроке суворовцы получают оценку на основе выполнения тестов обучающей программы-тренажера «Фраза».

Ш. Подведение итогов урока.

1. Определение перспективы на дальнейшую работу.

2. Выставление оценок, их комментирование.

3. Инструктаж по выполнению самоподготовки.

Теория (правописание падежных окончаний имен существительных), упражнение 166 (графически объяснить).

Список использованной литературы

1. , Рыбченкова язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1999.

2. , Шамнин язык. 10-11 классы. – М.: «Русское слово – РС», 2004.

3. Коновалова язык. Упражнения и тесты для подготовки к ЕГЭ. – М.: Айрис-пресс, 2007.

4. Кудинова к итоговой аттестации по русскому языку . Тестирование. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005.

5. и др. ЕГЭ. Русский язык. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

6. Текучева язык: руководство для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005

7. Хлебинская язык. 10 кл. Орфография и морфология : Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: дом ОНИКС 21 век»; Мир и Образование»,2003.

8. Репетитор 2008 по русскому языку. Мультимедийное издание серии «Репетиторы Кирилла и Мефодия». - и Мефодий», 2008 с изменениями и дополнениями.

9. Сдаём ЕГЭ 2008. Серия «1с: Репетитор». Контрольные измерительные материалы ЕГЭ (программно – техническое сопровождение).

Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»

Цели урока.

Обучающая:

закрепить умение распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, на основании понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Развивающая :

активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений, способствовать развитию самостоятельности, самоконтроля и взаимоконтроля, отрабатывать орфографическую зоркость.

Воспитательная :

развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

УМК : « Школа России»

Учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык», часть1

Класс : 4

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

Задачи :

- обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного;

Закрепить умение определять род, число, падеж имён существительных;

Совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений;

Развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость, речь учащихся;

Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

Оборудование: учебник «Русский язык», , для индивидуальной работы, сигнальные карточки, карточки – опоры.

Форма организации урока.

Традиционный, комбинированный

Методы обучения, используемые на уроке.

Продуктивные: частично- поисковый метод.

Репродуктивные: иллюстративный (презентация) метод

словесный метод.

Формы учебной работы.

1.Фронтальная

2.В парах

3.Индивидуальная

4.Дифференцированная.

План урока Хронометраж

    Организационный момент………………………………………………………………. 2 мин.

    Актуализация знаний…………………………………………………………………… 5 мин.

    Минутка чистописания……………………………………………………………………...5 мин

    Сообщение темы урока. Постановка целей…………………………………………… 7 мин

    Работа по теме урока…………………………………………………………………….. 11 мин.

    Физкультминутка ………………………………………………………………………… 2 мин

    Закрепление по теме урока……………………………………………………………… 10мин.

    Итог урока. Рефлексия……………………………………………………………… 2мин.

9.Домашнее задание………………………………………………………………………… 1мин.

Ход урока Обоснование

1.Организационный момент.

1). Приветствие .

Учитель: Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь.

2). Эмоциональный настрой учащихся.

Учитель . Сядьте ровно, повернитесь,

И друг другу улыбнитесь

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика)

А теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать!

2. Актуализация опорных знаний.

Давно живу я в мире этом.

Даю название всем предметам.

Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи- это Я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи.

Ребята, скажите, как меня зовут?

Верно ребята это Существительное!

Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)

Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)

Значит, сегодня на уроке мы особое внимание уделим, какой части речи? (существительному) А вот тему нашего урока узнаем немного позже.

Как мы будем работать, чтобы урок прошёл успешно?

(Ответы детей: вместе, дружно, помогать, слушать друг друга и учителя, быть внимательным и т.д.)

Ребята, а я предлагаю вам работать под девизом:

«Душу и сердце в работу вложи, слайд 3

Каждой секундой в труде дорожи.»

Думаю, мы совершим много интересных открытий. Согласны?

3.Минутка чистописания

А начнём мы с коррекции своего почерка.

(Пальчиковая гимнастика)

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук.)

Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.Прежде чем записать число, давайте проговорим его орфографически

Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о.

Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв ОРО

Прочитайте.

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково) Спишите это высказывание красиво в тетрадь.

4. Сообщение темы урока и постановка целей.

Мы только что убедились в том, что в русском языке встречаются слова, так похожие друг на друга, что их можно перепутать. Одни одинаково выглядят на письме, а читаются по-разному. В зависимости от произношения меняется смысл слова и всего высказывания. Другие одинаково читаются, но написание их отличается. Что это за слова? (Слова с безударной гласной)

Где можно встретить безударную гласную? (В корне)

Как вы будете действовать? (подобрать такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным )

Правильно, узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же букву в проверяемом.

А как проверить её в окончании? Можем сразу ответить на этот вопрос? Почему? (Нет, не знаем правило проверки.)

Внимание!

Выведем тему урока.

Сегодня мы будем находить в речи случаи, когда друг на друга похожи не только целые слова, но и части слов. Какие части слова Вы знаете? Какая из частей слова является изменяемой? И связана наша работа будет с правописанием безударных окончаний имён существительных единственного числа

Мы вспомним и обобщим все, что знаем о правописании окончаний имён существительных.

Определите цель нашего урока. (Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.)

Давайте воспользуемся уже знакомым нам способом действия – безударный гласный проверяю ударным - для решения орфографической задачи не только в корне, но и в окончании. Для этого мы должны действовать по алгоритму:

Слайд 6.-8

Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании имен существительных? А помогут нам в этом волшебные слова- помощники. Что значит помощники и почему волшебные?

3.Работа с учебником: сверим полученные знания с правилом в учебнике. (Дети читают правило и сравнивают свои выводы с ним ).

5. Работа по теме урока Закрепление знаний о склонениях и падежах.

5.1. Отработка умения определять склонение имён существительных.

Слайд 9

Какие окончания бывают у имён существительных в 1, 2, 3, склонениях?

1 скл. - ж.р. и м.р. - -а,-я

2 скл. – м.р. – нулевое, с.р. - -о, -е

3 скл. – ж.р. –нулевое.

Определите склонение существительных (сигнальные карточки).

Лиса, дядя – 1 скл.

Дерево, кот -2 скл.

Лошадь, рожь -3 скл.

Назовите падежные вопросы имён существительных (хором).

Слайд 10

Просклоняйте хором слово лиса . (Проверка осуществляется в процессе по слайдам) -

Слайд №11

Распределите слова по столбикам в соответствии со склонением

Дорога коллектив тетрадь

Площадь библиотека расстояние

Ворона пассажир мышь

5.2. Отработка умения склонять существительные по падежам.

Из каждого столбика просклоняем по одному существительному

Назовите существительные, которые вы записали в 1 столбик(1 склонение). Во второй столбик(2 склонение) в третий столбик(третье склонение)

Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных? (предположение детей)

В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)

В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему.Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)

6. Физминутка.

А сейчас ребята встаньте, я буду называть вам существительные. Если я назову существительное 1 склонения, вы поднимайте руки в верх, второго – руки в стороны, третьего хлопайте в ладоши.

7.Закрепление знаний по теме.

Отработка умения правильного написания безударных окончаний .

Ребята, назовите мне последний осенний месяц. (ноябрь)

В этом месяце облетают с деревьев последние листья и кружатся в воздухе первые снежинки. Вот на таких листьях и снежинках написаны окончания имен существительных, которые разлетелись от сильного ветра. Вам нужно найти потерянное окончание и доказать, что именно это окончание потерялось. (На экране словосочетания)

играть на площадк …

на краю деревн…

о родном город…

около опушк…

любимой мам…

2) Работа по карточкам

Карточка № 1.

Найдите ошибки. Докажите свою правоту.

Лежал на постеле, думал о писателе, сидел на ветки, пенсия по старости, одежда по осени, возле тропинке, подарил маме, обожгло холодом, плыли по Волги.

Карточка № 2.

Вставьте пропущенные окончания. Укажите склонение и падеж имени существительного.

Лежал на постел.., думал о писател.., сидел на ветк.., пенсия по старост.., одежда для осен.., возле тропинк.., подарил мам.., обожгло холод.. , плыли по Волг.. .

Карточка № 3.

Выделите окончания имён существительных. Укажите склонение и падеж существительных.

Лежал на постели, думал о писателе, сидел на ветке, пенсия по старости, одежда для осени, возле тропинки, подарил маме, обожгло холодом, плыли по Волге.

(Учащиеся по очереди называют окончания и определяют падеж)

Какие слова мы называем опорными?

-Имена существительные того же склонения с ударными окончаниями: лиса, степь и др.

Проверьте написание при помощи опорных слов.

Работа с учебником стр.108 упр. 81

8. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.

- Ребята над какой темой урока мы сегодня с вами работали, что повторили?

Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?

Кто научился решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?

Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

- Кто чувствует себя уверенно? Кому ещё нужны карточки-опоры?

А я сегодня хочу поставить следующие отметки на уроке…

Ребята, у вас на столах смайлики. Я попрошу каждого выполнить вот такую работу. Если вы всё поняли на уроке обведите верхний смайлик- красным карандашом, если поняли, но нужна ещё помощь, то обведите средний смайлик синим карандашом, но, а если совсем ничего не поняли, то самый нижний смайлик- синим карандашом.

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Стр. 110 упр. 85

Чёткое начало урока дисциплинирует детей, даёт психологический настрой на учебную работу.

Настраиваю детей на работу.

Проводится с целью контроля усвоения пройденного материала.

Фронтальный опрос позволяет выявить степень усвоения пройденного материала.

Развиваю мелкую моторику пальцев, подготавливаем кисти к письму.

Использование чистописания на уроке содействует эстетическому воспитанию школьника, развитию аккуратности, сосредоточённости, старательного выполнения работы. Дифференцирую данный вид работы, так как неодинаково развита мелкая мышечная мускулатура рук.

Смотрю за посадкой при письме, забочусь о здоровье детей.

На данном этапе урока учащиеся сами учатся ставить перед собой задачи урока и правильно формулировать их.

Продолжаю формировать умения самостоятельно работать

Выявляю степень усвоения материала

Снимаю усталость, развиваю внимание.

Использую опережающее обучение.

Мотивация на успех.

Домашнее задание дано дифференцированно по объёму, степени сложности.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии