Номенклатурный феодализм. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами

В оригинале: Теория становится...

Первоисточник - статья «К критике гегелевской философии права» (1844) Карла Маркса (1818-1883): «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem (в переводе с латинского: доказательство применительно к данному лицу. Имеется в виду, что теория должна. отвечать непосредственным интересам и потребностям каждого человека, к которому она обращена. (- Сост.), а доказывает она ad hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным -значит понять вещь в ее корне (radix в переводе с латинского «корень». - Сост.). Но корнем является для человека сам человек... ».

Иносказательно о силе идей, которые становятся убеждениями многих социально активных людей.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами" в других словарях:

    В оригинале: Теория становится... Первоисточник статья «К критике гегелевской философии права» (1844) Карла Маркса (1818 1883): «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же… …

    Словарь крылатых слов и выражений

    См. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    Маркс Карл - Жизнь и творчество Карл Маркс родился в Трире 15 мая 1818 г. в семье адвоката. Антисемитские законы 1816 1817 гг. поставили адвоката перед выбором: вера или профессия; он выбрал второе. Карл, закончив лицей в Трире, отправился в Бонн изучать… … Западная философия от истоков до наших дней

    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. С о д е р ж а н и е: I. Предмет диалектического материализма 479 II. Возникновение диалектического материализма.... 480 III. Ленинский этап в развитии диалектического материализма 481 IV. Материя и сознание 483 V.… … Философская энциклопедия

    Философия марксизма ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой… … Большая советская энциклопедия

    Marx. Маркс, Карл Генрих (Marx, Karl Heinrich) (1818 1883) Немецкий экономист и политический деятель. Афоризмы, цитаты Маркс Карл. Marx. Биография Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере. На плоской равнине всякая… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия

    Многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия

    - (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… … Философская энциклопедия

Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами, - учил нас старый Маркс. А идею, в свою очередь, можно навязать массам, если она овладела не таким уж и большим количеством тех, кто имеет возможности для навязывания. Навязать даже в том случае, когда интересам и даже чаяниям этих самых масс она вовсе не соответствует. Дело техники; а уж на современном-то техническом уровне необходимое минимальное количество тех самых, кто имеет возможности, становится всё меньшим и меньшим. Да и к качеству идеологизаторов, к уровню их, запросы куда меньшие. Я уже писал об этом года четыре назад:

В этой же работе условно выделены три этапа достижения информационного доминирования: создание ядра, создание среды и создание атмосферы. Подробнее об этом, опять же, . Интересно наблюдать, как крамольная вирусная идея, запущенная, быть может, много лет назад, десятков, сотен иногда, овладевает обществом. Сейчас, впрочем, все процессы ускоряются. И какие же разные антропологические типы задействуются при этом!

Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Карл Маркс

Рассуждая об идеях, я так или иначе задаюсь вопросом о их роли в нашей жизни. Другими словами, на что способно наше сознание, поглощенное одной сильной идеей?

История знает множество примеров, когда мысль человека была смертельна или, наоборот, приводила к исцелению. Именно это неизмеримая субстанция превращает парализованных людей в полностью здоровых, и с другой стороны, она же, попавших в затруднительное положение, сводит с ума и убивает. Тому примером может служить история моряка, оказавшегося в запертом трюме корабля. Зная маршрут своего путешествия, пролегавший через северные моря, бедолага заключил, что совсем скоро ему должно стать очень холодно. Удивительно, но так и произошло, несмотря на то, что корабль в последний момент изменил направление своего плавания и отправился в теплые края. Думаю, каждый человек, анализируя свой опыт, в разной мере заключал: все начинается с мысли. Субъективное восприятие мира, формируемое, в первую очередь, мыслями в нашей голове, отражается в наших отношениях к миру, а в конечном счете, и поступках. Так что совет “не можешь изменить что-либо – измени свое отношение к нему” я нахожу очень ценным. И все же лишь крошечная доля возникающий у нас идей приходит к своему материальному воплощению.

На мой взгляд, важно подчеркнуть, что для претворения в жизнь идея должна стать всеобъемлющей, в какой-то мере навязчивой, и только тогда ее реализация лишь вопрос времени. Согласны? Лично я – нет, поскольку в этой цепочке совершенно упускается самое главное звено – действия. И если предпосылки к действиям, мотивы каждого отдельного индивида есть смысл рассматривать в каждом конкретном случае, то в случае с большим количеством людей для поглощающих идей найти общие черты несколько проще.

Одна идея, объединяющая широки массы людей, безусловно, рано или поздно находит реальное воплощение. Не зря широкое распространение получил термин дух времени – особое состояние общества, в котором популярна некоторая идея в определенный период времени. Я считаю, что политический успех того или иного движения во многом зависит от соответствия его идеологии интересам общества. К примеру, когда интересы широких масс не реализуются существующей властью, риск ее свержения резко увеличивается, что не так давно произошло на Украине. Важно также, чтобы идея захватывала не только умы, но и сердца людей, побуждала их к действию. Мне сложно выделить ту грань, которая разделяет существование идеи в умах людей и заставляет их совершать поступки. Возможно, становясь радикальной, переходя из категории идей в категорию убеждений (то есть области доминирования чувств), первоначальная мысль становится способной приводить к ощутимым изменениям. Именно убежденность заставляет людей действовать. Отсутствие сомнений, то есть необходимости рассуждать, переводит проблему из разряда умозрительных в разряд реально существующих, объективных. Что в конце концов приводит к действиям. Так что именно воздействие на чувства, а не разум заставляет толпу действовать. Отсюда можно заключить, что на пути к преобразованиям первый и самый главный шаг – изменить свое отношение к какой-либо проблеме. Так что наблюдение, о том, что, каждому действию предшествует мысль, можно распространить и на широкие массы людей, пусть и с некоторыми оговорками.

Закончить я бы хотел идеей Джорджа Оруэлла из романа-антиутопии «1984». В существующем в нем мире добропорядочный гражданин, чтобы избежать мыслепреступления, должен в совершенстве владеть спасительным навыком, называемом самостопом, то есть спасительной глупостью. Она включает в себя как бы инстинктивное умение остановиться на пороге опасной мысли. В показанном в произведении тоталитарном обществе, навык контроля над мыслями, с детства прививаемый каждому гражданину, является основой его долгого существования. Ведь именно это защищает тираническое государство от любого рода внутренних угроз, связанных со сменой режима.

Очевидно, Оруэлла соглашался с Марксом: идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.

Идеи становятся материальной силой, когда овладевают массами.

Эта фраза Ленина известна всем, кто учился ещё в то, советское время. Написана была ещё в анальную эпоху. И в анальную эпоху действительно идеи овладевали массами. Настолько, что массы показывали чудеса героизма, упорства в борьбе ради идей. Идея построения счастливого и справедливого общества для всего человечества овладела всем советским обществом. Ну, строго говоря, поправимся, не всем, а какой-то частью. Пассионарной частью общества. Но это овладевание было столь значительным, что эта пассионарная часть общества определяла поведение всего общества. Заражала его. Часть общества заражала, а часть принуждала. Принуждение было жестокими методами. Но и эта жестокость принималось всеми как необходимость, без которой невозможно выживание всего целого и осуществление великой идеи.

Сейчас могут говорить о тирании Сталина, о том, что его деспотизм как раз и определял всё, но (это не моя мысль, она выражено где-то Александром Зиновьевым, современником того времени и нашего) деспотизм, сама жестокость принуждения добровольно принималась обществом ради великой цели. Кстати, это теперь для нас, в наше гуманное время, жестокость репрессий может вызывать в нас ужас. А тогда люди всё время жили рядом со смертью. В начале 20 века баба, не проронив слезинки, хоронила в малолетстве 7 из 10 рождённых ею детей. Люди пережили 1-ю мировую войну, распад государства и гражданскую войну с её жестокостью, эпидемиями, голодом. Основная масса людей жила в бедности на грани выживания. Так что жестокость репрессий современники действительно могли воспринимать совсем не так, как мы сейчас.

Первая половина 20 века показала, на какие сильные прорывы способны массы людей, вдохновлённые великими идеями.



Это было время бурных преобразований в Советском Союзе, социальных, экономических, технологических. Пронзительные примеры самопожертвования в войне приведены в заметке Татьяны Довгань http://vivasoul.livejournal.com/3305.html . За короткое время советский народ создал мировой центр силы, способный противостоять всему Западу. И ведь это гуманизировало всё человечество. Благодаря присутствию Советского Союза смогли вернуться на положенную им высоту такие страны, как Китай и Индия. Да и весь третий мир мог чувствовать себя более свободным.

Немецкий народ тоже создал свою идею. Идею величия немецкой нации, её превосходства перед всем миром. Немцы под воздействием своей идеи тоже совершали чудеса. Как ни неприятно нам об этом писать, но ради справедливости надо это отметить. Всего за шесть-семь (!!) лет военного строительства они создали непобедимую и героическую армию. Настолько непобедимую, что Франция была разгромлена за пару месяцев. Это та Франция, с которой ещё только 23 года назад была изнурительная позиционная война на равных в течение нескольких лет. Красная Армия тоже была разгромлена в течение нескольких месяцев, и только позже, через год войны и опыта мало-мальски сравнялась с немецкой. Героизм и самоотверженность немцев в той войне сравнимы с русскими. А их технические достижения! США и СССР ещё лет двадцать после того пользовались техническими прорывами, созданными в Германии.

Идеи овладевали огромными массами людей, приводили их в движение, схлёстывали их в жестоких кровопролитных битвах. Конец многотысячелетней анальной фазы развития человечества особенно сильно проявился в этом. Нынешние жертвы от всяких террористов, взрывателей, стрелятелей - звуковых людей в плохом состоянии векторов - конечно не идут ни в какое сравнение с теми мясорубками. Мы, поблагодарим судьбу, живём в очень гуманное время. Те прошлые мясорубки для современного человека совершенно не представимы, не укладываются в голове, они вытесняются и преобразуются просто в хладнокровные сводки статистики. Десять тысяч погибших, сто тысяч, миллион...

Начиналось всё во второй половине 19-го века, с русских террористов (а может быть, начать раньше, с Великой Французской Революции? Или с революционных бурлений Европы почти весь 19 век?). Молодые люди вдохновлялись идеей совершенствования общества, построения справедливого общества для всех, объединялись в тайные организации. По части идей у нас - звуковой вектор . Кожные звуковики являлись организаторами тайных террористических групп. Как в любой войне, кожно-зрительные девочки, боевые подруги, там тоже присутствовали и играли довольно важную роль. Об этом в прекрасном обзоре Сергея Власова «Террористки России» http://etrusk.livejournal.com/11772.html . Также о терроре, того времени и современном, в статье Галины Черкасовой «Современный терроризм» http://gala-svp.livejournal.com/3878.html .

Любопытно, что властью в конце-концов овладели люди (большевики), не занимавшиеся терроризмом. Но терроризм свою лепту в дело раскачивания ситуации, наверное, внёс.

Великой Войной, в которой схлестнулись две большие идеи, завершилась анальная фаза развития человечества. На сегодняшний день идеи кончились. Идеи — это у нас по части звукового вектора. Низший уровень развития Звука — это вслушиваться в звуки саванны, чтобы вовремя в ночной тьме определить крадущегося хищника. Высший уровень развития Звука, соответствующий уровню человека — это познание своего Я, законов мироздания. На промежуточных уровнях развития Звука постижение происходит через философию, революционные идеи. В целом, идея — это суррогат постижения законов природы мироздания, через это происходит развитие Звука к его высшей форме. Человечество находится сейчас на таком уровне развития, что Звук должен заниматься непосредственным постижением природы бессознательного, общечеловеческого психического, постижением своего "Я", которое связано множеством невидимых нитей со всеми людьми, со всем происходящим.

Потому и нет нынче идей.

Ещё возможно, играет свою роль и прагматизм современной кожной цивилизации. Какие идеи? - деньги делать надо. Да ещё кожа в хорошей связке с обонянием, вечным антагонистом этих фанатиков-звуковиков. Как появятся какие-нибудь идеи, быстро разнюхает, направит туда свои денежки-феромоны и скупит на корню.

Возмущаются европейские анальники засильем мигрантов, требуют сохранить Европейскую цивилизацию в целостности, оградить от мигрантов. В нашей Москве тоже. А что толку? Улицы кто будет мести? Как удастся властям управлять без мигрантов? Как сохранять чистоту, как сохранить высокие темпы экономического развития? Ведь те же обыватели спросят с них на следующих выборах. И если что-нибудь не так, если жизненный уровень населения не будет достаточно высоким, сместят власти, сейчас это быстро.

Какие-нибудь обиженные на жизнь анальные звуковики типа Брейвика http://taura881.livejournal.com/5653.html , http://tempestina-01.livejournal.com/12575.html начнут мстить обществу, но их патологические всплески насилия только на какое-то время ужаснут современников, и больше ничего. Жалкие, куцые, ограниченные мысли, охватывающие только маленькую грань современного огромного сложного мира, никого не увлекут, не поведут за собой.

Дагестанские обыватели будут возмущаться развратностью западной цивилизации, тем, что там гомосеки и прочий разврат. Заимствуются мысли о том, что то общество неправедное, разлагающееся, надо строить справедливое общество. Под воздействием таких настроений какие-нибудь звуковики организуют террористические группы, будут устраивать взрывы, при облавах будут показывать примеры фанатичного упорства, биться до смерти. Но чтобы эти идеи захватили массы — этого нет. Кого в современном бурно меняющемся мире могут захватить идеи, созданные тысячу лет назад? Всем надо жить в реальном мире, обеспечивать семьи, кормить детей, ездить на заработки в Москву, Сочи и в Тюмень. А если выдастся счастливый случай, поедут и на тот же Запад. Против глобализма не попрёшь.

Так что поток жизни продолжает течь, минуя дикие выходки шизанутых звуковиков.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии