Национально этнический состав китая. Народ Китая. Основные народы Китая. Как живут китайцы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Мяо яо народы группа родственных народов, говорящих на языках мяо яо. Их языки спорного происхождения, и в разное время разные исследователи относили их то к тай кадайским, то к мон кхмерским языкам, то выделяли в отдельную семью языков. Теперь… … Википедия

Народы Океании к началу европейской колонизации - В отличие от Австралии Океания имеет археологические памятники и даже памятники письменности, но первые еще мало исследованы, а вторые только расшифровываются. Поэтому изучение ее истории опирается главным образом на данные антропологии,… … Всемирная история. Энциклопедия

Памирские народы … Википедия

- (гэянь) группа народов на юге Китая (провинции Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси Чжуанский автономный район, о. Хайнань) и севере Вьетнама, говорящих на кадайских языках. Включают: гэлао (кэлао, клао) 677 тыс. чел. (Гуйчжоу, юго восток Юньнани, запад… … Википедия

Письменности народов Китая системы письменности, которыми пользовались народы Китая в разное время. Содержание 1 Сино тибетские языки 2 Тай кадайские языки … Википедия

Плотность наcеления Китая в 2005. Современное население Китая характеризуется высоким средним возрастом, что является следствием политики «одна семья один ребёнок», и разнообразно по национальному составу. Содержание 1 Переписи 2 История … Википедия

Китайская цивилизация одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного… … Википедия

Иранцы … Википедия

Запрос «Монгол» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Монголы Общая численность: 10 миллионов … Википедия

Книги

  • Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации. Книга 2. Истоки Знания , Сидоров Г.А. , На первый взгляд читателю может показаться, что автор книги пытается познакомить его со страницами той мировой истории, о которой он никогда не слышал. Другими словами навязать непосвященному… Категория: Отечественные эзотерические учения. Родноверие Серия: Издатель: Концептуал ,
  • Я познаю мир: Страны и народы. Азия, Америка, Австралия, Африка , Сидоров Г.А. , Издательство АСТ предлагает вниманию читателей очередной том детской энциклопедии `Я познаю мир`. Книга `Страны и народы: Азия, Африка, Америка, Австралия` познакомит юных читателей с… Категория:

Китай – многонациональное государство, в котором официально насчитывается 56 национальностей. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что это число считается довольно условным: по результатам переписи в 1964 году в Китае было зарегистрировано 183 национальных меньшинств, из которых правительство признало только 54, присоединив малые этноязыковые группы к более крупным.

Среди национальностей Китая самая многочисленная – хань, составляющая около 91% всего населения (около 1,137 млрд). Остальные 9% (около 150 млн) приходятся на другие этнические группы, которые принято называть национальными меньшинствами. В основном эти народности сосредоточены на северо-западе, севере, северо-востоке, юге и юго-востоке Китая, в то время как ханьцы встречаются повсеместно, но основная их часть населяет центральный Китай – среднее и нижнее течение рек Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян, а также северо-восточные земли. Это не только самая крупная этническая группа в Китае, но и самая многочисленная национальность в мире.

Перепись 2000 года показала, что численность 18 из 55 национальных меньшинств превышает 1 млн. К их числу относятся чжуаны, маньчжуры, хуэйцы, и, мяо, уйгуры, ияне, туцзяне, монголы, тибетцы, бутяне, дунгане, яотяне, корейцы, байцы, ханийцы, казахи, дайцы и лияне.

Другие 17 национальностей насчитывают от 100 тыс. до 1 млн. человек каждая. Это - шэяне, лисуанцы, гэлаотяне, лахутцы, дунсяны, вайцы, шуйцы, насийцы, цянцы, туйцы, сиботяне, мулаотяне, киргизы, дауры, цзинпотяне, салары и маонаньцы.

Самая многочисленная после ханьцев народность Китая – чжуанцы (15,6 млн чел.), самая малочисленная – лоба (около 2300 чел.).

Среди национальных меньшинств Китая есть и русские, численность которых по официальным данным составляет около 15 000. В основном это потомки иммигрантов из царской России, бежавших в приграничные города на северо-западе Китая в конце XIX века и в начале XX века. Поселения русских иммигрантов в Китае стали называть «гуйхуа». В основном русские живут в Синьцзяне и в Хэйлунцзяне.

Многие из небольших этнических групп живут в компактных самобытных поселениях, сохраняют свои традиции и обычаи. Одним из самых разнообразных этнических регионов как в Китае, так и в мире, является провинция Юньнань. Здесь проживает, как минимум, 25 нацменьшинств.

Практически каждая национальность имеет свой собственный язык и письменность, а также множество диалектов. Всего в Китае насчитывается 235 «живых» языков. Официальным китайским языком, на котором обучают в школах и университетах и который используют в СМИ, является путунхуа (мандарин), основанный на пекинском диалекте.

Национальной принадлежностью во многом определяется и вероисповедание. Так, хуэйцы, уйгуры, казахи, татары, киргизы, салары, узбеки, таджики, дунганы и баоаньцы с древних времен исповедуют ислам. Населяющие провинцию Юньнань дайцы, буланы и палаунги придерживаются консервативного направления буддизма – тхеравады, пришедшего сюда из Бирмы и Тайланда. Среди ханьцев распространен даосизм и буддизм. Среди мяо, яо и и, приверженцев шаманизма, есть и протестанты и католики, а тибетские народы (тибетцы, монголы, лоба, мэньбай, туйцы, желтые уйгуры) исповедуют тибетский буддизм, который принято называть на западе ламаизмом.

Ниже представлена таблица с численностью народностей Китая по результатам переписи 2000 года.

Численность народностей Китая
Национальность Численность Национальность Численность Национальность Численность
Хань 1,137,386,112 Чжуан 16,178,811 Манчжуры 10,682,262
Мяо 8,940,116 Уйгуры 8,399,393 И 7,762,272
Монголы 5,823,947 Тибетцы 5,416,021 Буитяне 2,971,460
Яо 2,637,421 Корейцы 1,923,842 Бай 1,858,063,
Ли 1,247,814 Казахи 1,250,458 Дай 1,158,989
Лису 634,912 Гэлао 579,357 Лаху 453,705
Ва 396,610 Шуэй 406,902 Наси 308,839
Ду 241,198 Сибе 188,824 Мулао 207,352
Дауры 132,394 Цзинпо 132,143 Салары 104,503
Маонань 72,400 Таджики 41,028 Пуми 33,600
Ну 28,759 Эвенки 30,505 Цзин 22,517
Палаунг 17,935 Узбеки 12,370 Русские 15,609
Баоань 16,505 Мэньба 8,923 Орочоны 8,196
Татары 4890 Нанайцы 4,640 Гаошань 4,461
Хуэй 9,816,805 Туцзяне 8,028,113 Дун 2,960,293
Хани 1,439,673 Шэ 709,592 Дунсян 513,805
Цян 306,072 Киргизы 160,823 Булан 91,882
Ачаны 33,936 Дино 20,899 Желтые уйгуры 13,719
Друн 7,426 Лоба 2,965

Этнос - это исторически сформировавшаяся социальная группа, обладающая совокупностью следующих признаков: единство территории, культуры на основе общего языка, хозяйственно - бытовых особенностей.

Официально в Китае насчитывается 56 национальностей. Так как ханьцы составляют примерно 92 % населения страны, остальные народы обычно называют национальными меньшинствами.

На практике многие малые этноязыковые группы объединены с более крупными и реальное число этнических групп заметно выше. Китае насчитывается 299 языков - 298 живых и один исчезнувший (чжурчжэньский).

Хотя большинство жителей южных провинций Китая говорят на китайских диалектах, значительно отличающихся от официального стандарта, основанного на северных диалектах, они рассматриваются официально не как отдельные национальности, а как часть ханьской национальности. Китайцы столь многочисленны, а территория их расселения столь обширна и разнообразна, что кажется вполне естественным существование значительных этнокультурных различий между жителями разных областей Поднебесного мира.

Государственный официальный язык - путунхуа (всеобщий язык). Это современный литературный язык, на котором говорят дикторы центрального радио и телевидения, обучаются школьники и студенты. К путунхуа близок пекинский диалект. Различия же во многих других диалектах - гуандунском, аньхойском и т. д. - столь велики, что люди, говорящие на них, часто не понимают друг друга. Для того чтобы объясниться, они используют иероглифическое письмо, единое для всех диалектов.

Иероглифическая письменность значительно отличается от алфавитной. В первую очередь тем, что каждому знаку приписано конкретное значение, причем как фонетическое, так и смысловое, во вторую – большим количеством знаков. Китайские иероглифы уже многие тысячелетия остаются единственным общепринятым способом записи китайского языка.

Китайцы (ханьцы) входят в китайскую группу сино-тибетской семьи. В эту же группу включаются хуэй (дунгане ). Большая их часть проживает в северных районах КНР. Хуэй имеют свою автономию - Нинся-Хуэйский автономный район. Хотя по разговорному языку и письменности хуэй не отличаются от китайцев, особенности религии, быта, хозяйствования позволяют выделить их в особую группу. Большинство хуэй происходит от ираноязычных и арабоязычных переселенцев, появившихся в Китае в XIII-XIV вв., и от китайских колонистов, осевших среди тюркских народов еще во II в. до н. э. По религии хуэй относятся к мусульманам. Селятся они обычно отдельно от китайцев, образуя самостоятельные сельские или городские кварталы.

Сино-тибетская семья представлена в Китае также народами тибето-бирманской группы, среди которых - тибетцы, ицзу, хани, лису.

Большая часть тибетцев живет в Тибетском автономном районе. Занимаются высокогорным пашенным земледелием - выращиванием голосеменного ячменя «цинкэ». Кочевники и полукочевники разводят яков, овец, коз. Тибетцы сильно отличаются от ханьцев по своим религиозным, языковым, хозяйственно-культурным особенностям.

Народ Лису .

Язык лису относится к подгруппе ицзу тибето - бирманской группы китайско-тибетской семьи языков. Выделяются два диалекта языка лису - нуцзянский и лицзянский. Однако словарный состав и грамматический строй этих диалектов настолько близок, что лису, говорящие на разных диалектах, свободно понимают друг друга. Язык лису политонален, отдельные диалекты и говоры его имеют 6 - 12 тонов. Порядок слов в предложении строго определен. Письменность построена на основе латинского алфавита. По верованиям большинство лису анимисты. Особенно был, почитаем бог деревни Халани. В начале нашего века у лису получило распространение христианство. Главным праздником является Новый год. Новый год отмечается по лунному календарю с 27-го числа двенадцатого месяца по 9-е число первого месяца.

Из представителей тайской семьи наиболее многочисленны чжуаны , проживающие в южной части страны, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Основное их занятие - плужное земледелие с наиболее распространенной грядково-террасовой системой. Животноводство играет подсобную роль. Поселения чжуанов обычно мало отличаются от поселений китайцев, живущих в тех же районах. Для них характерны свайные, бамбуковые и глинобитные постройки. Чжуаны исповедуют буддизм южного толка, сильное влияние среди них имеют идеи даосизма.

Представители австроазиатской семьи - народности мяо и яо - проживают в Южном и Юго-Западном Китае. Основные виды хозяйственной деятельности этих народов - горное земледелие (мяо занимаются преимущественно выращиванием поливного риса и пшеницы, яо - суходольного риса, кукурузы), лесоразработки, охота. Среди верующих мяо и яо наибольшее распространение получил политеизм.

Алтайская.семья представлена тюркской, монгольской и тунгусо-маньчжурской группами. В тюркскую группу входят уйгуры, казахи и киргизы, живущие на северо-западе КНР, причем основная часть сосредоточена в пределах Синьцзян-Уйгурского автономного района. Среди народов этой группы выделяются оседлые земледельцы, ведущие интенсивное земледельческое хозяйство с применением искусственного орошения, кочевники-скотоводы, а также полуоседлое население, сочетающее, скотоводство с земледелием. Причем уйгуры занимаются в основном земледелием, а казахи и киргизы - скотоводством. Большинство народов тюркской группы исповедуют ислам. Самым характерным является оазисный тип расселения.

Монголы проживают в Северо-Восточном Китае, провинциях Ганьсу, Цинхай, Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Монголы, живущие на территории Китая, говорят на пяти различных диалектах, один из которых близок к халхаскому, являющимся основой литературного монгольского языка в Монгольской Народной Республике. Основное занятие - кочевое скотоводство. Часть монголов, имевших более тесные контакты с китайцами и другими земледельческими народностями, переняли у них навыки земледелия. Преобладающей религией у монголов является буддизм (ламаизм).

Народы тунгусо-маньчжурской группы расселены на территории Северо-Восточного Китая преимущественно в глухих горных и таежных уголках. Для многих представителей этих народов китайский язык и письменность стали родными. Основным занятием маньчжуров, проживающих в долинах рек, является земледелие, а живущих в городах и их окрестностях - торговля и ремесла.

На китайском о. Тайвань проживают представители австронезийской семьи - гаошань («горцы»), родственные малайцам.

В Китае имеются также представители индоевропейской семьи - припамирские таджики и русские, а также корейцы и многие другие малочисленные народности.

Территориально Китай разделяется по реке Янцзы на две почти равные части: Север и Юг. Даже своей внешностью северные и южные китайцы заметно отличаются друг от друга. Северяне, как правило, выше ростом, у них светлее кожа, шире скулы и тоньше нос, а лоб немного скошен. Южане ниже ростом, кожа у них смуглее, лицо более вытянутое, нос более плоский, лоб прямой.

В целом население Северо-Китайской равнины и по языку, и по культуре гораздо более однородно, чем население Юга.

«Китайские грамоты»

В стране нет единого китайского языка. То, что мы принимаем за таковой - язык официальных документов и средств массовой информации КНР, путунхуа, - это лишь «пекинский говор», один из диалектов так называемого северо - китайского языка, в силу исторических обстоятельств, ставший стандартом в китайском государстве.

Самый распространенный в Китае - это севернокитайский язык , на нем, по оценкам лингвистов, говорят около 800 млн. человек. Но внутри этого языка провинциальные диалекты отличаются.

В северокитайском языке насчитывают 8-10 крупных диалектов, каждый из которых в свою очередь делится на местные говоры.

Самый далекий от пекинского кантонский язык является бытовым для почти 90 млн человек, населяющих юг Китая с центром в Гуанчжоу и Гонконге. Кантонский язык - четвертый по распространенности в США, после английского, испанского и французского.

Почти 80 млн разговаривает на шанхайском языке, иначе называемом диалектом У. Внутри этого языка шесть крупных диалектов, в частности диалект тайху , который включает и собственно шанхайский говор, на котором в быту говорят 14 млн. человек. Еще около 60 млн китайцев с детства говорят на миньском языке - это население богатейших и экономически развитых приморских регионов в районе тайваньского пролива, а так же население островов Тайвань и Хайнань.

Примерно по 30-35 млн. граждан КНР разговаривают еще на трех отдельных китайских языках - языке сян, языке хакка и языке гань.

В Гонконге и Макао, недавно присоединенных к КНР, но сохранивших автономию, в качестве официального языка принят китайский, при этом в официальных законах не указан какой именно это диалект китайского. Поэтому в СМИ и переписке используется общекитайский литературный.

Если по отношению к соседним странам дипломаты КНР проявляют особую тактичность и сдержанность, то во внутренней политике китайцы способны продемонстрировать «свое истинное лицо» без оглядки на мнение соседей

Малые народы КНР: неизвестный Китай. Как с ним быть?
Жаннур Ашигали

" Экономические стратегии – Центральная Азия ", №5-2007, стр. 72-79

В последнее время много говорят о многонациональном составе населения и поликонфессиональности Казахстана и Российской Федерации. И в то же время мало кто представляет, насколько многолика и этнически разнообразна Китайская Народная Республика. Во многих языках существует понятие "китайцы", а ведь оно по сути дела означает всего лишь принадлежность к Китаю как универсальному образованию "чжунго" – "центральному государству" и не несет никакого этнического смысла. Правда, в последнее время ассимиляция – древний метод правителей Китая, нацеленный на увеличение числа лояльных режиму подданных, – ведет к тому, что слово "китаец" постепенно становится общим этническим понятием, объединяющим всех граждан КНР.

Этническая группа хань, которая составляет свыше 90% населения Китая, расширяла свои владения за счет территорий Внутренней Монголии, Манчжурии, Восточного Туркестана, Тибета, Вьетнама и Кореи. Многие этносы, исконно проживавшие на этих территориях, стали объектом ханьской политики ассимиляции. К северу от Великой Китайской стены находятся места исконного проживания маньчжуро-тунгутских и монгольских народностей, которые сейчас освоены этническими китайцами. На Западе расположены Тибет и Восточный Туркестан, где с древнейших времен существовали тюркские каганаты и тибетские государства. Ныне же там ускоренными темпами идет китаизация. На юге издревле проживает ряд народностей юго-азиатского расового типа, малочисленность которых никогда не угрожала китайской государственности. Основные жители Срединной равнины – современные ханьцы – это результат смешения ханьцев и целого ряда некогда самодостаточных народностей, ассимилированных за последние века.

К сожалению, в общественном сознании укоренилось мнение, что помимо ханьцев в КНР проживают лишь общеизвестные народности, имеющие определенное отношение к жителям постсоветсткого пространства: казахи, кыргызы, монголы, уйгуры, таджики, а также хорошо известные всему миру благодаря закрытости их территории и своеобразию культуры жители Тибета. На самом деле этот список гораздо больше. Сегодняшнее коммунистическое руководство страны признает наличие лишь 56 этносов, в то время как в действительности их количество достигает 100. Среди признаваемых Пекином национальностей есть как достаточно крупные, так и совсем малочисленные. К крупным можно отнести чжуан, хуэй, уйгуров, и (это не что иное, как название народности, которое именно так и произносится – "и"), мяо, маньчжуров, казахов, тибетцев, монголов, туцзя, буи, корейцев, дун, яо, бай, хани. Дауры, мулао, гэлао, сибо, цзинпо, салары, буланы, маонань и многие другие – это малочисленные народы. Самой же многочисленной народностью являются чжуаны, чья численность составляет 15,556 млн человек, а самой малочисленной – лоба (2322 человека). В данной статье речь прежде всего пойдет о достаточно крупных по численности этносах, издревле живущих в непосредственной близости от ханьцев, которые мало известны на территории СНГ.

Помимо Внутренней Монголии, Тибетского автономного района (создан 9 сентября 1965 г.), Нинся-Хуэйского автономного района, Синьцзян-Уйгурского автономного района, Гуанси-Чжуанского автономного района (создан 5 марта 1958 г.) существуют 30 автономных округов, 121 автономный уезд (сомон). Именно там, как правило, и сосредоточена основная часть вышеназванных этносов и китайские диаспоры таких народов, как монголы, кыргызы, таджики, казахи, эвенки, татары, узбеки, русские, корейцы, ойраты.
КНР также поликонфессиональна. 9 этносов – хуэй, уйгуры, казахи, кыргызы, татары, узбеки, таджики, салары и баоаньцы – исповедуют ислам. Ламаизм, одно из направлений буддизма, распространен среди тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев, туй цев и юйгуров. Дайцы, дэане, буланы придерживаются хинаяны, ортодоксального направления буддизма. Среди ханьцев есть приверженцы разных религий: буддизма, протестантизма, католицизма, даосизма. Интересно, что хуэйцы и маньчжуры используют китайский язык как в быту, так и в профессиональной деятельности. Китайская экономика развивается ускоренными темпами, достигая все более фантастических результатов. Особенно заметно это развитие в Восточном Туркестане – регионе, некогда мало известном в самом Китае. Осваивая новые территории, Пекин направляет туда жителей восточных провинций, то есть ханьцев, так как именно они составляют наибольший процент как высокообразованных инженеров, управленцев, аналитиков, врачей, так и дешевой рабочей силы. Кроме того, интенсивно растущая экономика КНР все острее нуждается в энергетическом сырье, для получения и обработки которого требуется направлять рабочие руки в западные провинции. Соседям Китая (на пространстве бывшего СССР таковыми являются Россия, Казахстан, государства Средней Азии), которые пытаются определить истинную политику Поднебесной в отношении них, следует уделить особо пристальное внимание национальной политике КНР. Если по отношению к соседним странам дипломаты КНР проявляют особую тактичность и сдержанность, то во внутренней политике китайцы способны продемонстрировать "свое истинное лицо" без оглядки на мнение соседей. Поскольку в Китае проживает слишком много этносов, представляется логичным рассмотреть наиболее многочисленные из них, такие, например, как чжуаны, маньчжуры, туцзя, мяо.

Чжуаны

Чжуаны – самая многочисленная из всех народностей КНР, за исключением, конечно, ханьцев. Их численность составляет чуть более 15,5 млн человек. В прежние времена этот народ поклонялся духам природы, исповедуя политеизм. Распространение среди чжуанов буддизма и даосизма началось после царствования династий Тан и Сунн, а в последние века некоторая часть чжуанов приняла христианство. Этот народ говорит на языке, относящемся к языковой ветви чжуан-дай языковой группы чжуан-дун сино-тибетской языковой семьи. Он подразделяется на два диалекта: южный и северный. Китайский язык получил широкое распространение среди чжуанов – практически все они владеют этим языком. Эта народность живет в основном (90%) в Гуанси-Чжуанском автономном районе, а также в провинциях Гуандун, Сычуань, Хунань и Юньнань, где проживают субэтнические группы ша и нунг. Чжуаны имеют свою нишу на рынке труда Китая. Они выращивают кукурузу, овощи, бобовые, батат, занимаются скотоводством (буйволы, свиньи), птицеводством, рыболовством. Традиционные ремесла этого этноса – обработка металла, изготовление гончарных изделий, ткачество. Ассимиляция чжуанов не так заметна в силу их относительной многочисленности, тем не менее очевидно, что чжуанский язык вполне может быть вытеснен ханьским уже в ближайшее время во всех сферах деятельности, а конфессиональная раздробленность лишь усугубляет вероятность ассимиляции.

Маньчжуры

По последним данным, численность маньчжуров достигает 9800 тыс. человек. Они проживают во всех регионах Китая, особенно много их (около 46% всей численности этноса в Китае) в провинции Ляонин. Маньчжурский язык относится к маньчжурской языковой ветви тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской языковой семьи. Он, как и языки практически всех этносов Китая, имеет два диалекта: южный и северный. Вследствие продолжительной совместной жизни и тесного общения с ханьцами маньчжуры говорят преимущественно на китайском языке. Маньчжурским языком пользуется лишь незначительная их часть – те, кто проживает в отдаленных деревнях. Молодежь практически не знает языка, то есть его носителями являются по большей части люди преклонного возраста. В прежние времена среди маньчжуров был широко распространен шаманизм, но сегодня он утратил свое былое значение, и среди представителей этого этноса немало верующих буддистов и приверженцев даосизма. Нельзя не отметить, что маньчжуры – нация, имеющая богатую историю, – в прежние века доминировали в данном регионе. Предки маньчжуров населяли обширные территории среднего и нижнего течения реки Хэйлунцзян (Амур) к северу от горы Чанбайшань и бассейна реки Уссури. Прямые предки маньчжуров – мохэ – образовали племя чжурчжэней и основали в XII в. династию Цзинь. Нурхаци выступил объединителем чжурчжэнских племен, закончив создание союза в 1583 г. Он также учредил восьмизнаменную военную систему, создал маньчжурскую письменность и в 1635 г. присвоил народности имя "маньчжоу". Восьмизнаменная система имела три функции: политическую, военную и производительную и представляла собой системообразующую конструкцию маньчжурского общества. Хуантайцзи, вступивший на престол в 1636 г., сменил название династии на Цин. Начиная с 1644 г. цинские войска начинают новую эпоху в истории Китая, для которой характерны многочисленные военные кампании. Именно цинская династия в XVIII в. завоевала Тибет и Джунгарию. Современное название эта нация приобрела после Синьхайской революции 1911 г. В тот же период начался процесс насильственной ассимиляции маньчжуров ханьцами, массовое переселение которых в Маньчжурию наблюдалось в конце XIX в. Традиционные занятия маньчжуров – пашенное земледелие, животноводство, в горных районах – лесные промыслы (сбор женьшеня), охота, разведение дубового шелкопряда. Как и у многих других монголо-тунгутских народностей, у маньчжуров до недавнего времени сохранялось родовое деление. Роды (хала) имели письменные родословные. Все эти традиционные атрибуты, равно как язык и национальную культуру, этнос теряет вместе с усилением ханьской гегемонии и экономическим ростом страны.

Туцзя

Основная часть народности туцзя проживает в провинциях Хунань, Хубэй, Сычуань. Ее общая численность составляет приблизительно 5,72 млн человек. Туцзя являются древним этносом Поднебесной – уже 2000 лет назад предки туцзя жили на западе современных провинций Хунань и Хубэй. Вместе с другими национальными меньшинствами их называли "улинмань", "усимань", а в более поздние времена – "тудин", "ту туминь ", "тубин". Имя "туцзя" появилось лишь с началом массового переселения ханьцев на территорию постоянного проживания туцзя, в то время как сами туцзя называли себя "бицыка " (местный житель). После образования КНР правительство признало туцзя как самостоятельное национальное меньшинство. В 1957 г. был образован Сянси-туцзя-мяочанский автономный округ, а в 1983 г. – Западно-хубэйский-туцзя-мяочанский автономный округ. В последующие годы появились автономные национальные уезды Юянь, Сюйшань, Шичжу, Чанъянь, Уфэн, Иньцзян, Яньцзян. Этот этнос исповедует политеизм, имеет свой язык, относящийся к тибето-бирманской группе сино-тибетской семьи. К сожалению, этот язык в основном утрачен, он сохраняется лишь в самых отдаленных районах провинции Хунань. Таким образом, туцзя используют ханьский язык, а некоторая их часть также говорит на языке мао. Происхождение этой народности связывается с древним царством Ба. Предки туцзя постепенно китаизировались по причине географической отрезанности от Тибета. Основными занятиями туцзя являются пашенное земледелие (рис, кукуруза, овощи, батат), скотоводство, лесной промысел (тунг, чайное дерево), собирательство. Среди ремесел распространены ткачество и вышивка. Добрачные отношения молодежи отличались значительной свободой, поддерживались обычаи кузенных браков и левиратов. На туцзян большое влияние оказали ханьцы. Хорошо развито сельское хозяйство, быстрыми темпами развиваются экономика, образование и культура туцзя. Необычайно красива природа районов проживания туцзян. Улиньюань признан всемирным культурным наследием, а Чжанцзяцзе является первым национальным лесным парком Китая. Сегодняшние туцзя прекрасно адаптировались в условиях современного Китая, они практически полностью утратили родной язык и заменили его китайским.

Мяо

Еще одной крупной народностью Китая являются мяо, чья численность порядка 7,4 млн человек. Этот народ большей частью расселен компактными общинами, но проживает и в смешанных общинах с другими национальностями в таких провинциях, как Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандун и в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Язык мяо относится к группе мяояо китайскотибетской языковой семьи. Три диалекта языка мяо, которые делятся на многочисленные наречия, еще используются в районах, густо населенных этой народностью, но его влияние все более угасает. Живущие в смешанных общинах мяо владеют также ханьским языком или языками народностей дун и чжуан. У мяо распространен анимизм и традиционные верования. Как и маньчжуры, мяо – один из древнейших народов Китая. В исторических летописях более чем четырехтысячелетней давности есть упоминание о роде или племени наньмань, среди представителей которого были и предки мяо. Говоря об истоках этноса, нельзя не вспомнить Чи Ю – легендарного предка мяо, который, согласно преданиям, был достойным оппонентом Хуанди. Интересен тот факт, что мяо, расселенные в разных районах, именуют себя по-разному: "му", "мэн", "мао", "госюн", "дайсоу ". Более того, в некоторых местностях широко практикуются дополнительные названия народности мяо по отличительным признакам в одежде либо по местам обитания, например "мяо в длинных юбках", "мяо в коротких юбках", "красные мяо", "черные мяо". В период правления династии Хань мяо населяли западные области провинций Хунань и Хубэй, а также восток провинций Сычуань и Гуйчжоу. Однако продолжительные военные конфликты, голод, нужда, болезни, высокая рождаемость и плотность населения, истощение возделываемых земель и другие причины вынуждали их без конца переселяться из региона в регион. Результатом этого стали широкая расселенность, значительные различия в диалектах, одежде, обрядах и несбалансированный уровень социально-экономического развития этой народности. Сегодня большая часть мяо занята выращиванием заливного риса, кукурузы, лекарственных растений.

По большому счету заселение ханьцами земель, густо населенных меньшинствами, началось не так давно – в XIX в. и продолжается по сей день. Поэтому думается, что в ближайшие десятилетия проблема самосохранения для национальных меньшинств не станет менее актуальной. Бесспорно, экономические преобразования, нацеленность на развитие экономики национальных районов, стремление создать там крупное производство (что означает привлечение квалифицированных кадров из восточных – абсолютно ханьских – провинций) ведет к размыванию национальных составляющих в Сянси-туцзя-мяочанском автономном округе, Гуансичжуанском автономном районе, в провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандунь, Западно-хубэйско-мтуцзя-мяочанском автономном округе. Следовательно, если выявить общие тенденции, характерные для чжуанов, туцзя, мяо, маньчжуров, то получается следующая картина.

Во-первых, если ранее территории, где проживали данные этносы, были зачастую моноэтничны, то теперь они во все большей степени приобретают полиэтнический характер. Другими словами, процентное соотношение ханьцев и неханьцев меняется в пользу первых. Вполне возможно, что в обозримом будущем вышеупомянутые народности могут утратить административно-территориальную автономию.

Во-вторых, доминирование ханьских языка, культуры, образа жизни в регионах, заселенных национальными меньшинствами, становится все более явным. И если в случае с монголами, тибетцами или хуэй эта тенденция прослеживается не так отчетливо, то у этносов, живущих бок о бок с ханьцами и все больше говорящих на китайском языке, таких, например, как чжуаны, мяо, маньчжуры и туцзя, положение практически бедственное. Из года в год сужается разговорная среда, имеет место тенденция старения носителей языка, так как молодежь отдаляется от родного языка, традиций, образа жизни и мышления, национального мировоззрения. Можно с уверенностью сказать, что молодые мяо, туцзя, дауры, сибо, яо, лису, ли, буи, маньчжуры сегодня в большей степени ханьцы, чем носители культуры, созданной их предками.

В-третьих, КНР позиционирует себя как многонациональное, поликонфессиональное федеративное государство, в котором представители разных народностей являются равноправны ми. Но все же значительное численное доминирование ханьцев, их фактическая государствообразующая роль ведут к тому, что меньшинства становятся частью многогранной, разноликой ханьской цивилизации. Всем известна способность ханьцев перенимать чужое, китаизировать его и затем представлять как нечто чисто ханьское. К примеру, буддизм, изначально далекий от культуры Поднебесной, стал неотъемлемой его частью, а социализм в Китае превратился в "социализм с китайским лицом". Пожалуй, не стоит обманываться, полагая, что маньчжуры, чжуаны, туцзя или мяо смогут переломить усугубляющуюся тенденцию китаизации и остаться на этнических картах конца XXI столетия. Обвинять в этом кого-то бессмысленно, да и несправедливо, ведь желание Пекина китаизировать меньшинства не является единственной причиной сложившейся тенденции. Все гораздо сложнее. Нельзя забывать, что Китай огромен, управлять им чрезвычайно тяжело. Более того, в экономической системе, которая переживает настоящий бум, без того безграничные масштабы которой увеличиваются с ежегодным расширением зоны влияния, вполне естественно ожидать постоянного перетока как дешевой рабочей силы, так и квалифицированных кадров из провинции в провинцию. Таким образом, в погоне за экономическим успехом рядовые китайцы, сами того не подозревая, все больше преобразуют свою огромную страну в моноэтническое государство. Стоит ли обвинять Пекин в сложившейся ситуации? Целесообразнее вместо этого задуматься о собственной системе связей с Поднебесной, учитывая характер отношений к национальным меньшинствам внутри Китая и степень влияния этого государства на соседей, в особенности на Российскую Федерацию и Казахстан. Конечно, официально установленные границы этих государств являются своего рода барьером, пока сдерживающим приток "дешевой рабочей силы" из Поднебесной. Но очевидно, что с развитием экономических отношений, увеличением товарооборота между РФ и Китаем, Казахстаном и КНР, не избежать постепенного проникновения в эти страны китайских экономических субъектов, для которых преодоление данного барьера не составит труда. Культурное влияние Китая, веками ассимилировавшего все, что попадало в Поднебесную, очень сильно. Упомянутые выше некогда самодостаточные этносы довольно быстро оказались в ситуации, когда их язык и культура могут стать лишь частью истории. Все это не может не настораживать нас, соседей КНР.

С таким гигантом, как Китай, нам следует быть особенно бдительными. Необходимо выработать систему отношений, адекватную долгосрочным намерениям этого государства и возможным итогам тесного контакта с ним. Пристальное изучение взаимоотношений ханьцев с национальными меньшинствами может оказаться очень полезным, если не жизненно необходимым для государств – соседей КНР.

Многие эксперты задаются вопросом: из каких принципов исходит Китай в отношениях со своими соседями, обладающими значительно меньшим экономическим и политическим влиянием как в регионе, так и в мире в целом? Мой ответ таков: "Исследуйте отношение властей КНР к национальным меньшинствам, и вы не только поймете эти принципы, но и предугадаете будущее стран – соседей Китая".

Китайцы – это народ, который составляет большую часть населения КНР. По численности это самый крупный народ в мире. Сколько китайцев в мире по численности? Общая численность китайцев равняется 1125 миллионам человек. Примерно 1094 миллиона человек проживает именно в КНР, в остальные 20 миллионов – это жители Тайваня. Почему китайцы живут по всему миру? Китайцы начали широко расселяться по миру, начиная со средневековья. Прежде всего, это касалось соседних государств. Широкого размаха эмиграция китайцев приобрела с наступлением второй половины 19-го века, продолжалась до первой половины 20-го века. Значительное число китайцев проживает за границей. Например, в Сингапуре их насчитывается примерно 80% от всего населения страны. По официальным данным, это 1,96 миллиона человек. В Малайзии по численности это второй этнос. Составляет 5,12 миллиона человек населения китайцев. Что касается других стран в Юго-Восточной Азии, Америки, Восточной Азии, Африки, Европы, Океании, Австралии, то китайские крупные общины расселяются там дисперсно. На территории России же китайцев насчитывается примерно шесть тысяч человек. Это без учета того населения Китая, которое проникло в государство незаконным путем.

Культура китайцев

Китайцы общаются на самых разных диалектах китайского языка. Но, такое число диалектов исключает взаимопонимание. На севере особенно, на юго-западе, в центре наиболее распространенной группой диалектов является северная «гуань хуа». В буквальном смысле – это «чиновничий язык». Довольно сложная ситуация с китайским языком сложилась на юге. Потомки древних китайцев общаются на диалектах кэцзя. Эти жители переселялись с северной стороны Китая в период с 4-го по 6-й век. Сильные позиции до сегодня смогли сохранить шанхайский, гуандунский, фуцзяньский диалекты. На их основе несколько раз собирались создавать свою литературу. Сами различия между диалектами объясняют регионализмом, который сложился исторически. Также влияет уровень неразвитости рыночных связей вместе с господством натурального хозяйства. Часто влияние оказывает политическая разобщенность. Из-за сильных диалектических отличий, нет возможности до сих пор перейти на буквенную письменность. Речь идет также и о латинизированной письменности. Ее проект получил добро еще в 1958-м году в КНР.

Китайская иероглифическая письменность всегда играла основополагающую роль для поддержания китайского единства языка в событиях многовековой истории. Начало данной письменности относится ко второй половине 2-го века до нашей эры, когда имела место непрерывность существования китайского государства. Страна всегда придавала большое значение такому процессу, как распространение нормативного языка. Важная роль отводилась чиновничьим экзаменам. Отсюда исходит название для столичной формы – «гуань хуа». С приходом 20-го века его стали называть «го юй» - национальный язык. На территории Тайваня называется он так и сегодня. В Китайской Народной Республике стал величаться «путун хуа» - общеупотребительный язык. Развивается он на основе пекинского говора и северного диалекта. Средства массовой информации играют важную роль в его внедрении, распространении.

Религия китайцев

Что касается религиозного отношения, то в нем китайцы являются сторонниками своей шкалы из духовных ценностей. Строятся они на принципах с глубоким синкретизмом. Признают китайцы три учения: жуцзяо – конфуцианство, даоцзяо – даосизм, фоцзяо – буддизм. Среди хань ислам стал распространяться в Китае большими темпами в 7-8-м веке. На северо-западе этому поспособствовали поселения арабских, персидских, тюркских торговцев. На юго-востоке распространением занимались арабские купцы, которые прибывали морем. Среди ханьцев в 13-14 веке ислам привел к формированию особой этноконфессиональной группы. В КНР она рассматривается, как вполне самостоятельная народность хуйцзу.

Чуть позднее получило распространение среди китайцев и христианское верование, как православие, католичество, протестантство. На территории Тайваня сформировалась такая новая религия синкретического направления, как «игуаньгао». Каждый китаец, независимо от принадлежности к любой из конфессий, осознает себя частью настоящего конфуцианства. Это определяется культом предков, который занимает по-прежнему господствующее место в жизни народа Китая. Конфуцианство оказывало влияние и на иные учения. В большей мере влиянию поддавался буддизм, несколько меньшее влияние получил даосизм.

Древние китайские предки имеют сложную этническую историю. Это довольно длительный процесс. В нем были задействованы несколько племен, которые принадлежали к разным типам большой монголоидной расы. Разговаривали они на индонезийских, алтайских, тибетских, иных языках. По роду занятий относились к земледельческим племенам. Отличались между собой культурой. Из числа основных компонентов, которые несколько позже вошли в состав древних китайцев, следует выделить племена, характеризующихся земледельческой неолитической культурой под названием яншао. Время их существования – это 4-е тысячелетие до нашей эры. Жили в бассейне реки Хуанхэ. Как результат смешения нескольких племен, тайско-инденезийского, южного происхождения, которое произошло предположительно в 3-м тысячелетии до нашей эры, постепенно начали формироваться племена под названием ся. История данного племени некоторыми историками рассматривается, как точка отсчета для сложения такой общности народов государства, как «чжунхуа миньцзу». Она насчитывает пять тысяч лет своего существования.

Начиная с 18-го века до нашей эры территория настоящей провинции Шаньси, Шэньси, Хэнань формировалась шанской общностью. Она генетически связана с предыдущими поколениями. Иньцы были захвачены и покорены чжоусцами. Это родственные племена, которые пришли на территорию в 11-м веке до нашей эры. Были они потомками западной ветки яншаоских племен. У них же большое внимание уделялось скотоводческим традициям. По течению речки Хуанхэ продолжалась миграция разных племен. На восток шли предки древних китайцев. Продвигались вплоть до морского побережья на полуострове под названием Шаньдун. По предположениям, именно здесь племена встретились с северной веткой юэ. Эта народность имела отношение к протоиндонезийцам. Также было смешение предками тунгусо-маньчжуров. Иньцы и чжоусцы довольно тесно между собой взаимодействовали. Это позволило в 7-6 веке до нашей эры формировать новую этническую общность. Называлась она хуася. Эти племена – прямые предки самых древних китайцев. Конфуцианство также оказывало влияние на формирование, духовную культуру, самосознание этой общности.

С приходом 1-го тысячелетия уже нашей эры начал формироваться разговорный язык на основе древнего литературного языка – вэньянь у народа китайцев. Постепенно он терял связи с диалектами, народным языком. Ему давались функции устного общения. На слух его невозможно было воспринимать. Поэтому, с 1-го тысячелетия нашей эры и до 20-го века он играет важную функцию в письменном общении. За это время претерпел множество изменений. Всегда немалое влияние оказывала история на процесс развития китайского этноса. Это проявлялось практически на всех этапах его функционального развития. Свое название получали по наименованию династии. Конечно, не могло обойтись без нарушения в единстве государственности. Были периоды, когда преобладала тенденция к дезинтеграции.

Борьба с иностранными завоевателями поспособствовала тому, что произошла консолидация ханьского этноса. Ярким примером является борьба над господством династии из Монголии юань. В большей степени консолидации поддалась маньчжурская династия с названием Цин. В 14-м веке начались складываться основные черты, присущие современному китайскому этносу. Однако наряду с пекинским, сохранились и остальные культурные центры, которые выступали очагами региональной консолидации. Во времена правления династии Мин было организовано масштабное переселение китайцев на юго-запад из восточных и северных районов. Особенно заселенными были территории сегодняшних Юньнань и Гуйчжоу. Современные границы государства формировались, когда правила династия Цинн. Чжунгарское ханство было покорено в последней четверти 18-го века. Провинция Синьцзяо организовалась на северо-западе. Много китайцев Ханьцев без особого рвения переселялись в районы, где была непривычная экологическая ситуация. Значительное их количество выдвинулось в Маньчжурию на северо-восток с приходом 20-го века.

Древние китайцы - Ханьцы со своими предками в течение многовековой истории значительно расширили ареал расселения. На севере, юге, востоке им пришлось не только ассимилировать самые различные народы вместе с отдельными группами. Ханьцы перенимали культурные и хозяйственные традиции. Это оказало определенное влияние на усиление своего регионального самосознания. Во время правления страной на уровень развития китайской культуры оказывали влияние маньчжуры. После того, как коммунистическая власть свергла в 1912-м году маньчжурскую династию, была образована Китайская Республика. В период с 30-х по 40-е годы началась антияпонская борьба японцев и китайцев. Это способствовало национальной консолидации ханьцев. Провозглашение о создании Китайской Народной Республики произошло 1949-м году. Правительство государства только усиливало целенаправленный процесс для консолидации ханьского этноса. Сопровождался он смешением групп ханьцев, миграцией ханьцев во все районы страны, ассимиляцией неханьских групп.

80% от всего населения государства проживает в деревнях. Занимаются они сельским хозяйством. Ханьцы всегда имели дело с землей, поэтому являются опытными земледельцами на поливных полях. В северной части страны выращивают такие зерновые культуры, как просо, кукурузу, китайцы собирают пшеницу, гаолян. Разводят коров и волов. Юг же засеян рисом, а на полях пасутся буйволы. Птиц и свиней разводят везде, много времени уходит на огородничество. Рами, конопля, тутовый шелк, хлопок – это основные технические культуры. Что касается садовых культур, то преобладают груши, сливы, яблони. Климат южной части позволяет выращивать ананасы, папайю, бананы, личи, цитрусовые. В сельской местности возрождается промышленность – ремесленное производство. Преимущественно горожане заняты в промышленности, сфере обслуживания, показывают навыки работы в ремесленных специальностях.

Как живут китайцы?

Традиционным жилищем китайцев считается дом из каркасно-столбовой конструкции. На севере проемы в стенах между столбиками, которые держат кровлю, заполняют обожженным или сырцовым кирпичом. На юге же – расщепленным бамбуком или досками. Довольно простой интерьер в доме китайца. Теплую лежанку обязательно ставят в доме на той части, которая направлена на север. Дабы она обогревалась, ее связывают с печным отоплением.

Одежда китайцев – это левополая хлопчатобумажная куртка, которая запахивается на правую сторону, широкие штаны. Матерчатую обувь одевают летом. Практически ничем не отличается мужская и женская одежда. Мужчина китаец носит такой же покрой и состав куртки, брюк. Женская городская, праздничная одежда для девушек китайцев – это узкое цельнокроеное платье, которое имеет глубокие разрезы по бокам. Называются они ципао, были взяты у маньчжуров. Зимняя и летняя одежда на севере одинаковая. Для изготовления используется ватная подкладка, шапка делается на основе меха или ваты. Долгое время официальные работники одевались в кителя с отложенным воротником вместе с накладными карманами, брюками. За последние годы городская одежда начала сильно отличаться, характеризоваться значительным разнообразием.

Что едят китайцы?

Китайцы питаются богатой и разнообразной пищей. Состав рациона кухни китайцев зависит от района проживания. Широкое распространение получили несколько региональных пищевых комплексов. В еде китайцев ведущая роль отведена горьким, кислым, сладким компонентам. Основную пищу (чжуши) готовят из теста или крупы на пару. Второстепенное блюдо – сопроводительно (фруши). Может быть представлено мясом, овощами или морскими продуктами. Готовится все на растительном масле с помощью котла на сильном огне. Любимым мясом является свинина. В пищу для более сильного вкуса могут добавлять кунжутное масло. На китайский Новый год – праздник весны – по традиции готовят пельмени. Дни рождения отмечают блюдами из длинной лапши. В пиалах подают рис, вся пища естся палочками. Запретов в пище китайцы почти не имеют. До недавнего времени не употребляли в пищу молочные продукты, сыр, сливочное масло. Сало и соленую рыбу не любят. Напитки у китайцев обычно сильно крепкие, имеют острый запах. Пьются они мелкими дозами. Перед приемом пищи пьют чай. Его сортовое разнообразие очень большое. Супы едят в самом конце.

Китайцы чтут земляческие и родственные отношения. В деревнях сохранилось представление о принадлежности к одной из патронимий «цзунцзу». Это группа с родственными смесями, которые ведут происхождение от одного предка. Особенной поддержкой пользовались традиции китайцев внутри цзунцзу, которые касались координации, взаимопомощи в культурной, хозяйственной, социальной сфере жизни семьи. Это менталитет китайцев. В антропонимии нашли отражение связи по патронимии. Что касается складывания китайской антропонимической модели, то состоит она из одной или двусложной, что редко, фамилии китайцев. А вот личные имена китайцев обычно двусложные и редко односложные. Ставится оно всегда после фамилии, так пишут китайцы. Вместе с официальным, основным именем китаец по достижению совершеннолетия мог иметь «молочное имя», которое давалось в детстве. Далее оно становилось вторым основным именем – цзы. У всех китайских имен имеется только положительная этимология.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций