Культура и обычаи ассирийцев. Ассирийцы - кто они? Культура, религия, история. Свадьба и брачные обычаи

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В середине II тыс. до н.э. Вавилон был разрушен иранскими племенами, а в XII в. до н.э. был покорен Ассирией.

В первой половине III тыс. до н.э. в Северной Месопотамии, на берегу Тигра, был основан город Ашшур (в переводе на греческий язык - Ассир). По имени этого города и стала называться вся расположенная в среднем течении Тигра страна. Столицей Ассирии был город Ниневия, ставший в истории мировой культуры символом величия и низкого падения, ужасных злодеяний и справедливого возмездия.

Своим возвышением Ашшур был обязан выгодному географическому положению, поскольку находился на пересечении караванных путей, по которым из Сирии, Малой Азии и Армении в Вавилонию доставлялись металлы и строительный лес. Постепенно Ашшур превратился в крупный торговый центр, а ко второй половине XIII в. до н.э. Ассирия стала самым могущественным государством Ближнего Востока.

После покорения Вавилона ассирийцы заимствовали и развили его культуру. Они трансформировали религию, культуру и искусство Вавилонии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества. Завоеватели установили в Двуречье свой державный порядок, создали единое мощное государство и распространили свое влияние на огромные территории от Синайского полуострова до Армении, от Малой Азии до Египта.

Непрерывные войны определили особенности культуры ассирийцев. Их постройки чаще всего представляли собой оборонительные и крепостные сооружения. Наряду с крепостями строились дворцы, в которых имелись кухни, ванные комнаты, колодцы и т.д. Для регулярного снабжения водой к городам подводились водопроводы и акведуки. Так, город Ниневию снабжал водой водопровод длиной в 50 км.

Среди достижений Ассирии необходимо отметить крупнейшую для своего времени библиотеку , созданную царем Ашшурбанипалом. Уже в наши дни при раскопках его дворца в Ниневии было найдено около 30 тыс. глиняных клинописных табличек. Многочисленные записи на них содержат знания того времени, царские указы, исторические описания, важнейшие произведения литературы. Эта царская библиотека стала для востоковедов основным источником изучения культуры Двуречья.

Значительную часть текстов глиняных табличек составляли описания религиозных мифов, гимны богам, легенды о возникновении человека и земледелия. В библиотеке обнаружилось и выдающееся произведение литературы Двуречья - цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука. Предания о герое Гильгамеше оказали сильное влияние на развитие культуры соседних народов, которые адаптировали их к своим условиям. Так, в мифологии многих народов нашла отражение вавилонская легенда о всемирном потопе. В ней рассказывалось, что потоп был устроен богами, задумавшими уничтожить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели, так как по совету богов заранее построил корабль.

Однако ассирийское владычество в Передней Азии не было долговечным. В 612 г. до н.э. ассирийский наместник в Вавилоне в союзе с Мидией поднял восстание против Ассирии, Ниневия была взята приступом и превращена в груду развалин. Восставшие подвергли страну полному разорению, и это на несколько десятилетий вернуло могущество Вавилону (период так называемого Нововавилонского царства).

Вавилон того времени был огромным и шумным восточным городом, знаменитым своими грандиозными памятниками культуры - поражающей воображение башней, о которой упоминает библейская Книга Бытия, и «висячими садами» Семирамиды. Обе эти достопримечательности были причислены греческим историком Геродотом к семи чудесам света. Вавилонская башня представляла собой грандиозный семиярусный зиккурат (храм - ступенчатую пирамиду высотой 90 м). Она была построена в честь верховного вавилонского бога Мардука. «Висячие сады » Семирамиды были устроены царем Навуходоносором для его жены мидянки Амиты, тосковавшей по тенистым садам своей родины. В угоду ей царь повелел разбить на крышах и террасах зданий сады, которые орошались с помощью удивительной для того времени водопроводной системы.

В VI в. до н.э. Нововавилонское царство было завоевано Персией. Утрата Вавилонией независимости не означала еще конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов казался вначале просто очередной сменой правящей династии. Завоеватели, со своей стороны, относились к святыням и культуре Месопотамии с должным уважением. Вавилон сохранял свое положение одного из величайших городов мира вплоть до распада империи Александра Македонского. Окончательно он был уничтожен в 126 г. до н.э., когда Месопотамию захватили парфяне.

Таким образом, древнемесопотамская культура просуществовала еще 500 лет после краха собственно месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории Месопотамии. Ее население, пережившее не один разгром и ассимилировавшее не одну волну пришельцев, на этот раз столкнулось с покорителями, имевшими более высокую культуру, а главное - проводившими политику активной эллинизации на завоеванных землях. Это предопределило дальнейшую судьбу вавилонской культуры. Ее упадок и гибель следует объяснять причинами не столько экономическими, сколько социально-политическими: отсутствием центральной власти, конкуренцией со стороны новых городов, основанных Александром Македонским, и этнической пестротой населения, не сумевшего сохранить ценности старой месопотамской культуры. Однако достижения культуры Междуречья были восприняты древними евреями и греками и внесли значительный вклад в формирование средиземноморской цивилизации.

Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был невелик. Так, в области литературы Ассирия, повидимому, не создала ничего своего, кроме военных царских анналов. В своём роде, впрочем, эти анналы были замечательны яркой выразительностью ритмического языка и системой образов, когда дело шло об изображении военной мощи Ассирии и описании побед ассирийского царя. Но характерно, что даже эти типично ассирийские произведения почти всегда писались не на родном для ассирийцев диалекте, а на довольно сильно отличавшемся от него к этому времени аккадском литературном языке (вавилонском). Что же касается всех остальных литературных памятников, заботливо собиравшихся в библиотеке ниневийского дворца по приказу царя-грамотея Ашшурбанапала, а также в библиотеках храмов, то они почти все без исключения представляли памятники вавилонской литературы или же подражания им, вроде составленных, повидимому, самим Ашшурбанапалом гимнов и молитв богам.

Образованный писец в Ассирии должен был знать несколько языков: помимо своего родного диалекта и вавилонского диалекта в двух его формах (живой, применявшийся в деловой переписке с Вавилонией, и старолитературный) ещё и шумерский язык, так как без некоторого знания этого языка невозможно было полное овладение клинописной грамотой. Кроме того, в официальных канцеляриях помимо ассирийского диалекта аккадского языка применялся ещё и другой язык - арамейский, как язык, наиболее распространённый среди многоязычного населения разных частей державы. Арамейский язык даже начал вытеснять аккадский в быту населения. В канцелярском штате состояли специальные арамейские писцы, писавшие на коже, папирусе или глиняных черепках. Создавалась и арамейская литература, к сожалению, до нас почти не дошедшая ввиду плохой сохраняемости применявшегося для письма материала. К ассирийскому времени следует, однако, отнести известную арамейскую повесть о премудром Ахикаре, древнейший вариант которой дошёл до нас в копии V в. до н. э. и действие которой происходит при дворе ассирийских царей Синаххериба и Асархаддона. Повесть эта, претерпевшая изменения в течение многих веков, дожила до позднего средневековья, переводилась и, в Европе на многие языки, в том числе и на русский.

Наука в Ассирии находилась в общем ещё на этапе первичного накопления фактов. Дошедшие до нас научные сочинения носят сугубо утилитарный характер - это различные перечни, справочники, рецепты. Некоторые из этих справочников, однако, предполагают наличие известных предварительных обобщений. Большинство дошедших до нас из Ассирии научных сочинений - вавилонского происхождения Нам известны словари в сборники языковых и юридических упражнений, медицинские и химические рецептурные справочники, сводки ботанических и минералогических герминов, астрологическо-астрономические записи и т. п. Научные знания в таких сочинениях перемешаны с колдовством; профессия врача, например, считалась жреческой профессией.

На высоком уровне развития, как уже указывалось, находились военная техника и те отрасли техники, которые связаны с военным делом, - строительство мостов, дорог, акведуков, крепостей и т. п.

Искусство и архитектура

В области архитектуры ассирийские зодчие имели крупные достижения. Наиболее важные строения возводились на высокирпичных платформах; все постройки сооружались из сырцового кирпича (обожжённый кирпич и камень применялись, и то далеко не всегда, лишь для облицовки). Так как сырцовый кирпич - материал, не допускающий сложных архитектурных форм, ассирийское зодчество пользовалось ограниченным числом приёмов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам - так называемые «хеттские бит-хилани». Стены зданий были глухие, комнаты, как и в Вавилонии, открывались во внутренний двор. Известен был арочный свод, но обычно перекрытия были балочные, накатом; свет проходил через отверстия, сделанные в потолке или в стенах под потолком. При храмах важнейших божеств строились ступенчатые башни (зиккураты) несколько иной конструкции, чем в Вавилонии.

Центральным сооружением крупного ассирийского города являлся царский дворец, занимавший значительную часть его площади. Такой дворец представлял собой крепостное сооружение на высокой платформе. Стены с выступами прямоугольных башен, увенчанные ступенчатыми зубцами, были сложены обычно целиком из сырцового кирпича. Арочные входы были украшены каменными изваяниями крылатых быков и львов с человеческими липами - божеств-хранителей дворца. Наружных украшений у зданий, кроме описанных, по большей части не имелось. Художественно оформлялись главным образом внутренние помещения, в особенности узкие и длинные парадные залы дворцов Здесь применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы. Особенно известны ассирийские рельефы. Они высекались на больших каменных плитах, которыми облицовывались нижние части стен во внутренних помещениях дворцов. Обычай изготовления рельефных плит был заимствован из Митаини или от хеттов; вообще в изобразительном искусстве Ассирии имеется множество элементов, восходящих к хурритскому и хеттскому искусству Рельефы более раннего периода (по IX в. до н. э. включительно) отличаются большей связанностью фигур, отсутствием в них динамичности, преувеличенным подчёркиванием физической силы. Начиная с V1I1 в. работавшие в Ассирии художники несколько более приближаются к правдивой передаче действительности, начинают пользоваться пейзажем. Особенно замечательны изображения животных и сцены охоты времени Ашшурбанапала.

Однако достижения ассирийского искусства остаются ограниченными. Для него характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов; иногда - как в случае охотничьих сцен - художник умело их сочетает, добиваясь жизненности изображения; тематика же ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, а идейное содержание сводится к восхвалению мощи ассирийского царя и ассирийского войска и к посрамлению врагов Ассирии. Нет интереса к передаче конкретного образа человека и его окружения, в изображениях сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п.

Несмотря на то, что в изобразительном искусстве достижения ассирийцев были сравнительно невелики, оно всё же оказало немалое влияние на официальное искусство более позднего государства того же типа - Персидской державы, развитие которого пошло по путям, проложенным ассирийскими художниками; при этом были лишь усилены элементы трафаретности и декоративности изображений. Идейное содержание как искусства и литературы, так и всей ассирийской культуры вообще в значительной мере определялось, как и в других странах древнего Востока, религией. Важнейшее значение в религии ассирийцев имели ритуалы и обряды магического характера. Боги представлялись в виде сильных, завистливых и грозных в своём гневе существ, а роль человека по отношению к ним сводилась к роли раба, кормящего их своими жертвами. Всякий бог был богом-покровителем определённой общины или территории, были боги «свои» и «чужие», однако и «чужие» боги всё же признавались божествами. Бог-покровитель государства объявлялся наиболее могущественным богом, царём богов, мир богов представлялся по образу иерархии царского двора, а религия в первую очередь освящала существующую деспотическую монархию.

Официальная обрядность, мифология и всё учение ассирийской религии были почти полностью заимствованы из Вавилона, с той лишь разницей, что местный бог Ашшур был поставлен над всеми богами, в том числе и над вавилонским Белом-Мардуком. Были, впрочем, распространены среди народных масс такие мифы и верования, которые не были известны вавилонянам и которые восходили к хурритской мифологии. Это засвидетельствовано изображениями на цилиндрических каменных печатях, которые носили свободные ассирийцы. Ассирийские мифы и культы, связанные с земледелием, сохранились в виде пережитков и до наших дней в быту горцев, живущих на территории бывшей Ассирии.

Религиозные представления, восходившие к далёким временам, и верования, возникавшие вновь на почве социальной придавленности масс, опутывали каждый шаг ассирийцев: бесчисленные суеверия, вера в десятки видов демонов и привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими фигурками героев Гильгамеша и Энкиду, тысячи примет на все случаи жизни, соблюдаемые с величайшей тщательностью обряды и т. д. Сложные обязательные обрядовые церемонии должен был выполнять и царь, считавшийся магическим носителем благополучия страны; это широко использовалось жречеством для политического давления на царя и сохранения своего влияния на государственные дела.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ АССИРИИ

ВВЕДЕНИЕ

Ассирийский народ по праву считается одним из древнейших народов мира. История ассирийцев насчитывает несколько тысячелетий.

В сокровищницу мировой культуры вошли многие творческие достижения ассирийского народа. Даже завоевательные войны ассирийских царей не всегда имели отрицательные последствия. Объединенные в составе ассирийской державы, народности и племена независимо от воли завоевателей и даже вопреки ей вступали в тесные экономические и культурные связи друг с другом, что способствовало прогрессу в различных сферах жизни.

Несмотря на то, что история ассирийцев и Ассирии преподается в университетах и школах мира более 150 лет и считается хорошо изученной, все же следует сказать, что история развития культуры этого народа все еще остается неясной до конца и требует дальнейшей разработки.

Вплоть до наших дней велись и ведутся раскопки на территории существования ассирийского государства. Археологам открываются новые города, дворцы и храмы. Производится расшифровка клинописных надписей на рельефах, клинописных табличках. Открываются новые загадки, новые факты по которым можно изучать развитие культуры в древней Ассирии.

Однако, уже по изученным фактам можно судить, что земное наследие ассиро-вавилонской культуры велико.

Знания, которые использовались ассирийским народом в древности продолжают практиковаться народами всего мира и в наше время.

В данной статьи использовано большое число источников - трудов российских и зарубежных ассириологов, а также материалов и экспозиций, расположенных в музеях России, Франции и США.

КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ АССИРИИ

ПИСЬМЕННОСТЬ

Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.

У шумеров, как и у египтян, письменность первоначально была прерогативой писцов. Вначале они пользовались грубым, пиктографическим письмом, изображая общий вид предметов, вернее их очертания. Затем эти рисунки все более и более упрощались и превращались в группы клиньев.

Ассирийцы значительно упростили клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя к горизонтальному письму. Ассирийцы и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии. Однако основным материалом для письма оставалась глина.

Писали палочкой наподобие грифеля с тупым концом в виде треугольника. После того как вся поверхность плитки была исписана, ее сушили на солнце, а затем обжигали. Благодаря этому знаки сохранялись, а плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы - эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы.

В Месопотамии существовали даже школы. Во время раскопок удалось открыть одну школу в городе Мари, а в ней - пособия для обучения и задачи для учеников. Одна из табличек провозглашала: "Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть, как солнце". Четыре курса приходилось преодолеть ученику, чтобы изучить клинопись.

Последние археологические находки позволили обнаружить на территории Ассирии даже своеобразный Университет. Примерно в 10 км. к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый Университет в истории человечества. Удалось установить название древне-ассирийского города - Шадупум, что на арамейском языке означает "счетная палата" или "казначейство". Шадупум был местом хранения важных документов Ассирии, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.

Наибольший интерес представляют имеющиеся здесь таблички, отражающие знания древних в математике и геометрии.

Например, в одной из них доказывается теорема о подобии прямых треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли еще за 17 веков до Евклида. Найдены также математические таблицы, с помощью которых, по сути дела, можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять деление и вычислять проценты. (Подробнее см. "За рубежом". 1973г., № 28, ноябрь.).

БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА

Вершины своего военного и культурного развития Ассирия достигла при царе Ашшурбанапале, который правил с 668 по 629 г.г. до Р.Х.

Ашшурбанапал заботился о культурном развитии своего царства. Особую известность приобрела его библиотека в Ниневии, которую он собирал из всех больших городов Междуречья и разместил в архивах своего дворца.

Основное место в библиотеке занимали книги религиозного и научного содержания, главным образом по математике и астрономии. И в той и в другой древние ассирийцы достигли большого совершенства.

Писцы Ашшурбанапала увековечили его боевые походы и подвиги, начертав их на больших глиняных призмах. Найдены также аналогичные надписи о военных подвигах выдающихся ассирийских царей - Асархаддона и Синаххериба. Эти тексты по своему содержанию сводятся к трем частям: а) введение, содержащее краткую молитву, обращенную к богам; б) описание деяний царя, его победоносных походов, успешно одержанных побед над врагами; в) рассказ о строительной деятельности царя. Иногда тексты посвящались описанию царских охот, особенно на львов. В них говорится также о заботах царя, связанных с развитием скотоводства, торговли, ремесел, древонасаждения, цветоводства. Все военные походы перечисляются здесь в строго хронологическом порядке, освещаются события данного царствования, обязательно указывается время составления текста.

В библиотеке Ниневии было немало текстов, посвященных древнейшим царям Ассирии и вавилонским владыкам.

В огромном количестве в Ниневийской библиотеке сохранились различные письма и депеши. Эти памятники письменности свидетельствуют о том, что древнейшие правители Ассирии и Вавилона считали такую корреспонденцию повседневной и вполне обычной.

Важное значение имели донесения военачальников о продвижениях войск, о покорении городов и областей, о судьбах плененных врагов; обращения о подвозе оружия и продовольствия; сообщения о потерях в своей армии и в армии врагов.

Очень важное место в библиотеке занимают грамматики, словари, школьные книги для упражнений в чтении по слогам.

Перечисленные выше книги входили в так называемый классический отдел библиотеки. Другой отдел можно назвать "архивным". Здесь хранились разные документы, общественные и частные. Наряду с политическими трактами, царскими указами, депешами, перечнями даней и податей, докладами царских наместников и военачальников и с ежедневными донесениями работников царских обсерваторий сюда входят бесчисленные частные документы: купчие крепости, удовлетворенные по всем правилам, за подписями и печатями, на дома, земли, рабов - на всякую собственность; кредитные векселя, контракты и договоры всякого рода. В число литературных памятников входят также коммерческие надписи и договора. В них речь идет об уровне ремесла и торговли, о путях сообщения и юридических отношениях в Ассирии. Еще Геродот отмечал, что почти у каждого жителя Ассирии и Вавилона имелась личная печать. Много таких печатей цилиндрической формы с изображениями и клинописными текстами можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.

Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы.

Ассирийское искусство I тысячелетия до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Для него характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II (VII век до н.э.). Но и другие знаменитые рельефы из ассирийских дворцов - это всегда прославление царя - могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность.

Не случайно поэтому особенность ассирийского искусства - беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирание кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью. В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня. Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство - был построен первый канал-водопровод и акведук длиной 3000 и шириной 15 ярдов.

Ассирийцы довели до совершенства все типичные черты армий того времени и добавили к ним много нового.

Первоначально Ассирия представляла собой небольшое государство в верховьях реки Тигр, жители которого специализировались на торговле между Месопотамией и Малой Азией, где добывались многие металлы. Позднее, со становлением других государств, право на эту торговлю приходилось отстаивать силой. Войны шли с переменным успехом, пока в 745 г. престол не захватил крупный военачальник, получивший тронное имя Тиглатпаласар III. Он провел целый ряд реформ, создавших ассирийские армию и государство в том виде, в котором они в основном и оставались до конца империи.

Тиглатпаласар III создал первую в мире профессиональную армию. Она называлась "царский полк" (или, по другим источникам, "узел царственности", возможно, разный первод одного и того же термина) и состояла из воинов, которые и в мирное время продолжали находится в строю, проходя обучение. Первоначально это были исключительно ассирийцы, потом стали брать на службу и иностранных наёмников. "Царский полк" был не гвардией, то есть небольшим отрядом, а именно армией, поскольку составлял большую часть всех вооружённых сил Ассирии. Помимо царского полка, в армию входили колонисты. Ополченцев, составлявших основу войск других держав, ассирийцы практически не использовали. Таким образом, ассирийская армия была намного более обученной и дисциплинированной, чем армии ее соседей.

В Ассирии впервые начали массово применять железо для нужд армии. Все наступательное оружие (мечи, наконечники копий и стрел, кинжалы, топоры и т. д.) делали из железа, а не бронзы, как раньше (доспехи по-прежнему были бронзовыми). При этом железом вооружались не только отборные части, а вся армия. В мирное время оружие хранилось в царских арсеналах, поэтому армия всегда была хорошо и единообразно вооружена.

Ассирицы создали и широко использовали первые тараны, катапульты и осадные башни. С целью их обслуживания, а также ремонта дорог и наведения мостов в армию были включены специальные части, прообраз инженерных войск. Благодаря этим нововведениям ассирийцы смогли брать штурмом города, которые до этого поддавались только налету или измору.

Новым словом в кавалерии было появление всадников. Поскольку седел и стремян делать еще не умели, ассирийская конница комплектовалась по принципу одна лошадь -- два ездока (это следует из ряда древних изображений). Один правит конем с помощью уздечки, другой, держась рукой за его пояс, бросает дротики. Такая конница использовалась в холмистых районах, где колесницы не могли проехать. Позднее, накопив опыт и столкнувшись со скифами, ассирийцы создали более обученную кавалерию, по принципу одна лошадь -- один всадник. Нередко в поздней кавалерии служили те же скифы (наемники).

Также была создана профессиональная разведслужба, которой заведовал лично наследник престола. Ассирийцы посылали лазутчиков под видом купцов в соседние страны, причем делали это как в военное, так и в мирное время, по отношению ко всем соседям. Отчеты лазутчиков хранились в царском дворце. В качестве примера работы древних спецслужб можно привести следующий случай. В битве при Кадеше египетская армия попала в ловушку благодаря тому, что двое хеттских разветчиков, притворившись дезертирами, сообщили неверные сведенья. Тот факт, что фараон им поверил, говорит о чрезвычайной слабости египетской разведки, а возможно, и о ее отсутствии.

Ассирийцы же первыми применили тактику массового террора, с пытками и казнями огромного количества людей. И хотя уничтожение противника применялась всегда, именно ассирийцы стали последовательно уничтожать всех своих врагов, включая женщин и детей, с целью запугивания.

Благодаря своей профессиональной армии ассирийцы подчинили себе весь Средний Восток. Однако её содержание обходилось очень дорого -- следующую подобную армию создадут только римляне восемь столетий спустя, когда Римская империя уже будет включать в себя большую часть западной Европы, всю Северную Африку, Балканский полуостров и Малую Азию. У ассирийцев такой экономической базы не было. Поэтому они накладывали на побежденных дань, которую сами называли "тяжелой". Если поданные подчинялись, они разорялись, если бунтовали -- их уничтожали. Армия кормилась за счет добычи, и каждый новый царь должен был начинать с того, чтобы заново подчинять империю. Война стала обычным делом, а воинская добыча -- постоянной статьей дохода.

вавилонский духовный мировоззрение двуречье

Поэма Дж.Байрона «Поражение Сеннахериба» начинается строкой:

«Ассирияне шли, как на стадо волки:»

В зените своего могущества ассирийцы действительно вели себя как волки среди овец. Об этом можно судить по текстам Ветхого Завета и впечатляющим изображениям батальных сцен, обнаруженным в руинах их городов. На определенном этапе они бросили вызов всему своему окружению и стали сильнейшей военной державой мира. Их линией поведения были варварство и свирепость, направленные на то, чтобы подавлять волю неприятелей к сопротивлению и минимизировать угрозу мятежа со стороны вассалов.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Ассирия располагалась в Северной Месопотамии (современный Ирак) на берегах реки Тигр. Эта территория была заселена вслед за Шумером, находившимся южнее, и на раннем этапе своей истории она находилась под политическим и культурным влиянием Шумера.

СТОЛИЦА

Большую часть времени столицей Ассирии был город Ашшур, но в этой роли выступали и другие города, где были построены царские дворцы. Важными центрами Ассирии (и ее столицами) были также Ниневия, Арбела, Хорсабад и Нимруд.

РОСТ МОГУЩЕСТВА

Около 2000 г. до н.э. Ассирия была захвачена семитскими племенами амореев. К 1800 г. до н.э. аморейский царь Ассирии установил контроль над большей частью Северной Месопотамии, но лишь на непродолжительное время — сначала из-за усиления Вавилона при Хаммурапи, а затем митаннийцев (территория современной Сирии).

В период с 1363 по 1000 гг. до н.э. существовала т.н. Среднеассирийская империя. Ее энергичные правители сначала восстановили независимость Ассирии, а затем начали притязать на земли соседних держав. Ассирийцы избежали Катастрофы 1200 г. до н.э., возможно, из-за того, что к тому времени, в отличие от современных им более древних монархий, они уже осваивали новую тактику ведения боевых действий. Ассирийцы процветали в условиях установившегося после Катастрофы политического вакуума. К 1076 г. до н.э. ассирийский правитель Тиглатпаласар раздвинул границы империи до берегов Средиземного моря.

В т.н. новоассирийский период (1000-600 гг. до н.э.) завоевания ассирийцев достигли апогея. Империя раскинулась от Персидского Залива до египетских Фив и включала весь район Плодородного полумесяца с Дамаском, Финикией и Палестиной. С северо-запада ее естественной границей были горы Тавра на территории современной Турции. За исключением островков минойской (о.Крит), микенской (Греция) и хеттской (Турция) культур, вся территория древней западной цивилизации находилась до Катастрофы под властью Ассирии.

ЭКОНОМИКА

Основу ассирийской экономики составляли земледелие и скотоводство. Ассирийцы извлекали пользу из своего выгодного географического положения на пересечении важных торговых путей. Данных о том, что они сами занимались торговлей, нет, но известно, что они взимали налоги с проезжих торговцев. В новоассирийский период они собирали дань с провинций и вассальных государств, в том числе — в течение нескольких лет — с Египта.

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Сильное влияние на религию ассирийцев оказали верования их предшественников в Месопотамии, главным образом жителей Шумера. Основным богом ассирийцев был Ашшур. По его имени были названы и столица, и сама культура. В качестве храмов, как и у соседей на юге, использовались башни-зиккураты, сооруженные из глиняных кирпичей.Основным занятием ассирийской знати была охота на колесницах, вполне соответствовавшая воинственному характеру культуры. Несмотря на репутацию жестоких воинов, ассирийцы приобщались к цивилизации. Они освоили клинопись, щедро украшали свои города рельефами, изразцами и скульптурами.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Царь был главой государства. Его власть опиралась на поддержку наместников, поставленных во главе провинций. Правительство располагалось в царском дворце. Советники царя при принятии важных решений прибегали к помощи талисманов.Провинции и вассальные города платили налоги и дань продуктами питания, товарами, золотом, рабочей силой, военным снаряжением и рекрутами для армии. В новоассирийский период была построена развитая сеть дорог и зернохранилищ, что ускорило сообщение между частями империи и переброску войск в беспокойные районы.

АРХИТЕКТУРА

Ассирийцы вели широкомасштабное строительство, используя преимущественно глиняные кирпичи и камень, более доступный в южных районах. Целый ряд царей в новоассирийский период построили огромные дворцы, украсив их военными трофеями и дарами вассальных государств. На стенах дворцов были изразцовые рельефы, вокруг зданий были разбиты сады, созданы искусственные ручьи. Характерной особенностью оформления дворцов были ламассу- скульптуры полулюдей, полубыков с крыльями.

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Сначала ассирийское войско состояло из крестьян, вооруженных копьями. В результате серии военных реформ, проведенных около 800 г. до н.э., была сформирована регулярная армия из рекрутов и профессионалов. Она была вооружена и оснащена лучше, чем потенциальные противники, и это давало ассирийцам большие преимущества. В новоассирийский период для изготовления мечей и доспехов использовали дешевое железо.

Ассирийцы одними из первых реализовали концепцию . Ее ядро составляли ударные части пехоты, их поддерживали легкие мобильные группы конно-верблюжей конницы и колесниц. Армия могла выполнять боевые задачи на равнине, где решающую роль играли колесницы, а позднее конница, и на пересеченной местности, где лошади и колесницы были бесполезны. Ассирийцы регулярно осуществляли набеги на владения представлявших угрозу варваров на севере и востоке. Сначала элитными частями ассирийской армии считались колесничие, уступившие это место конникам, когда значение колесниц сошло на нет.

Ассирийцы довели до совершенства искусство , окруженных крепостными стенами. Их исторические хроники изобилуют описаниями штурмов городских укреплений и сопутствующих им сцен жестокости. Города, отказывавшиеся капитулировать по своей воле, зачастую полностью уничтожались. Жителей либо убивали, либо ссылали в рабство в другие уголки империи.

УПАДОК И КРАХ

Брутальная политика подчинения и чрезмерные подати и налоги вызывали у покоренных народов ненависть к ассирийцам. Несмотря на жестокие репрессии, вассальные государства постоянно, при первой возможности, поднимали мятежи. Временами ассирийские цари были не в состоянии удерживать единство империи перед лицом внешнего и внутреннего давления. В 612 г. до н.э. столица Ассирии город Ниневия пал под натиском коалиции Вавилона и Мидии. Вавилоняне подняли восстание против ассирийцев, ограбивших их столицу в 648 г до н.э., а мидийцы, проживавшие на территории современного Западного Ирана, совершали ответные набеги на ассирийские земли, стремясь компенсировать потери от вторжений ассирийцев.

Вскоре той же коалицией была разбита последняя ассирийская армия, и ассирийцы как представители отдельной культуры сошли со сцены мировой истории.

НАСЛЕДИЕ

Ассирийцы оставили после себя панегирики в свой адрес на руинах разрушенных городов. В Ветхом завете они характеризуются как свирепые воины. Вместе с тем, неясно, были ли они на самом деле более жестокими, чем другие народы той эпохи.

В течение нескольких веков Ассирия была крупнейшей военной державой цивилизованного мира. Ее войска применяли новейшие методики ведения войны, и были, по-видимому, одними из первых, кто начал эффективно использовать . Ассирийцы, без сомнения, оказали влияние на то, как позднее строили свою армию персы.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций