Кто такой макаренко. Воспитательные идеи и биография антона семеновича макаренко

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1. Творческий путь А.С. Макаренко

2. Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко

3. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является педагогическая система Антона Семеновича Макаренко . Идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения. Теперь, благодаря проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно судить, как и почему это произошло.

В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». К этому моменту педология сложилась как одна из педагогических наук, сделавшая предметом своего изучения возрастное развитие детей. Постановлением, в котором, отмечались недостатки и ошибки в практической работе педологов, педология была объявлена лженаукой, запрещено ее преподавание в педагогических учебных заведениях, а педологические учебники были изъяты. Теперь можно смело утверждать: так произошла величайшая трагедия в истории педагогических наук в нашей стране. Педагогика с этого момента стала «бездетной», за что потом ее часто упрекали. Но факт остается фактом: проблемы развития детей, становления личности ребенка на долгие годы остались за пределами педагогической науки. Именно это во многом определило односторонний подход к наследию Макаренко многих исследователей, и во многом - повлияло на «избирательное» отношение к системе Макаренко, когда те или иные ее части замалчивались, а другие подавались в искаженном виде.


1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. С. МАКАРЕНКО

В каждой мысли, в каждом движении, в каждом дыхании нашей жизни звучит слава нового гражданина мира. Разве можно не услышать этого звучания, разве можно не знать, как мы должны воспитывать наших детей?

А. С. Макаренко

Родился Антон 1 марта 1888 г. в городе Белополье Харьковской губернии. Отец его, Семен Григорьевич, был высококвалифицированным маляром, работал в железнодорожном депо. Антон учился в железнодорожном училище и, когда семья переехала в Крюков, он продолжил обучение в таком же училище. Учился старательно и успешно. Очевидно, поэтому, когда закончил учебу, Семен Григорьевич сказал сыну: «Будешь учителем!» Стало слово отца делом всей жизни Антона Макаренко. После окончания педагогических курсов начал он в 17 лет работать в родном училище.

Огромное влияние на юношу оказало творчество А.М. Горького. Под его влиянием вершил он свои первые литературные опыты. «Более того, Горький, по словам самого Макаренко, стал организатором его мироощущения реального гуманизма. «Моя жизнь прошла под знаком Горького» , – напишет Антон Семенович в скорбные дни прощания с великим писателем».

Работая учителем, Антон Семенович Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его внимание привлекают груды А. И. Пирогова, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, но особенно глубоко изучает он работы К. Д. Ушинского. После 9 лет педагогической деятельности Макаренко поступает в Полтавский учительский институт, который заканчивает, как и училище, только с отличными оценками по всем предметам.

За выпускную работу «Кризис современной педагогики» А. С. Макаренко получил золотую медаль.

Глубоко заблуждались те, кто утверждал, что Антон Семенович плохо разбирается в педагогической теории.

После окончания института он снова возвращается в Крюковское начальное железнодорожное училище, где работает сначала учителем, а потом директором до сентября 1920 г., когда принимает предложение Полтавского отдела народного образования стать заведующим детским домом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой – впоследствии Детской трудовой колонией имени А. М. Горького.

В 30-е годы XX в. некоторые педагоги и деятели народного образования говорили: «Макаренко хороший практик, но в теории…».

Одну из лучших своих статей, написанную для юбилейного сборника по поводу пятилетия коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, Антон Семенович так и назвал «Педагоги пожимают плечами». Эти люди не понимали, что уже давно наступил момент, когда без теории нельзя стать хорошим практиком, и, главное, не понимали существа педагогического новаторства А. С. Макаренко.

История педагогики учит, что все великие педагогические учения вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего своего собственного, той самой практики. Так складывались педагогические взгляды И. Г. Песталоцци, которого К. Д. Ушинский называл отцом современной педагогики, самого Константина Дмитриевича, заложившего фундамент педагогики как науки, и гениального Л. Н. Толстого, и искренне преданного детям С.Т. Шацкого, и великого педагога-гуманиста XX века Антона Семеновича Макаренко.

Педагогический опыт – неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности. Для Антона Семеновича Макаренко таким источником стала его работа в колонии имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. К этой работе, продолжавшейся около 16 лет, он приступил в 1920 г., будучи опытным и зрелым педагогом. Ему было тогда 32 года.

Не случайно Макаренко отстаивал такое название руководимого им учебно-воспитательного учреждения. Дело в том, что в официальных документах Полтавскою губернского отдела народного образования оно именовалось «Колония морально-дефективных детей».

Педагог потратил немало усилий, доказывая, что малолетние преступники, из числа которых, особенно на первых порах, формировался коллектив воспитанников, не дефективные, а обыкновенные дети, только несчастные, с изломанной судьбой, и главную цель свою он видел в том, чтобы сделать их счастливыми.

В практической реализации этой цели ему помогал жизненный пример Алексея Максимовича, прошедшего путь от беспризорного босяка до великого русского писателя. Рассказывать о жизни горьковской колонии, о мучительных поисках самого Макаренко – неблагодарное занятие. Проще перечитать «Педагогическую поэму». Но о главном стоит сказать несколько слов.

Прежде всего, именно в эти годы сформировалось педагогическое кредо педагога. Макаренко потом вспоминал, что никогда еще не чувствовал себя таким беспомощным, как в начале работы в колонии. Но переживать и размышлять было некогда: появились первые воспитанники. Все они сполна испили горькую чашу беспризорщины. Многие приходили озлобленными, голодными и оборванными. У части был значительный опыт уголовных преступлений. Всех надо было мыть, одевать, обувать и кормить, надо было наладить нормальную жизнь, учебу, труд, разумный досуг.

И именно тогда, сначала интуитивно, затем все более осмысленно Антон Семенович приходит к пониманию, что налаживание нормальной жизни детей составляет самую суть воспитательной работы. Все более глубоко осознает он основной закон педагогики: жизнь воспитывает. Причем не абстрактная жизнь вообще, а реальная жизнь каждого конкретного ребенка и есть его воспитание.

Любопытно отметить, что примерно в то же время к такому же выводу приходит другой замечательный педагог – Станислав Теофилович Шацкий. Выступая 17 декабря 1919 г. на собрании сотрудников Первой опытной станции, которую он возглавлял, Шацкий сказал: «Представление о школе, которое вырисовывается у нас, – это представление о правильно обдуманной и систематически проведенной организации детской жизни. К такой формуле приближается наше представление».

Но вспомним – первый основной закон воспитания открыл Песталоцци. В своей главной книге «Лебединая песня» он сформулировал великий и основной принцип – жизнь образовывает. И, поясняя это положение, говорил о том, что главный путь развития естественных сил ребенка – их упражнение и применение на практике.

Несколько отвлечемся и задумаемся: почему именно Песталоцци, Шацкий и Макаренко независимо друг от друга пришли к открытию и осмыслению основного закона воспитания ?

Это объясняется тем, что хотя творили педагоги в разное время и в разных условиях, педагогический опыт каждого из них сходен в главных чертах: это был опыт разумной организации детской жизни, включающей в себя заботу о судьбе каждого ребенка.

И все же Макаренко продвинулся дальше: он не только пошел по пути педагогически целесообразной организации жизни детей, но и открыл основную форму такой организации – воспитательный коллектив. Значительно позже, в 1932 г., в одном из своих художественных произведений он так сформулирует этот вывод: «…Наш путь единственный – упражнение в поведении, и наш коллектив – гимнастический зал для такой гимнастики» .

А тогда, в 20-е годы прошлого века, Антон Семенович со своими товарищами педагогами и лучшими воспитанниками не покладая рук, самоотверженно и упорно трудился над созданием такого коллектива. И результат не замедлил сказаться. Ребята работали в поле, начали учиться, старшие потянулись на рабфак, создали великолепный театр, куда по субботам съезжались жители окрестных сел… Но главное, в этой дружной работе, коллективных делах и увлечениях рос новый человек, все более сплачивался дружный коллектив горьковцев, представлявший собой могучую воспитательную силу.

Так прошло 5 лет. И однажды, анализируя жизнь колонии, Макаренко сделал для себя еще одно открытие: кризисные явления в коллективе объясняются тем, что «допущена остановка в жизни коллектива». «Я обрадовался по-детски: какая прелесть! Какая чудесная, захватывающая диалектика! Свободный рабочий коллектив не способен стоять на месте. Всемирный закон всеобщего развития только теперь начинает показывать свои настоящие силы. Формы бытия свободного человеческого коллектива – движение вперед, форма смерти – остановка».

Макаренко появился на свет в семье рабочего железнодорожного депо Харьковской железной дороги. Должность по тем временам была уважаемой, на железную дорогу брали работать только высококвалифицированных рабочих. Семён Макаренко был не только образован и обучен грамоте, но и пользовался в своем кругу уважением из-за пристрастия к серьёзным журналам, которые он выписывал из Москвы и Петербурга. Семья жила в большом доме с садом. Антон рос молчаливым и сосредоточенным, играм со сверстниками он предпочитал книги. Из-за близорукости и замкнутости одноклассники часто подшучивали над мальчиком, порой очень жестоко. Неудивительно, что к семнадцати годам у него начали появляться мысли о самоубийстве. От необдуманного шага юношу уберёг местный священник Григорович, проводивший с ним долгие душеспасительные беседы о Боге, вере и человеческом предназначении. Часто он присылал свою жену Елизавету Фёдоровну проведать подопечного. Видимо, у попадьи действительно нашлись сильные слова, правда, кончилось всё совсем не так, как того хотел бы её муж. Елизавета Фёдоровна ушла от Григоровичу к Макаренко , который был на восемь лет младше её. Скандал в маленьком Крюкове случился страшный, отец даже выгнал Антона из дома. Но своего решения юноша не поменял.

К тому времени Макаренко уже окончил учительские курсы и получил место учителя русского языка, рисования и черчения Крюковском двухклассном железнодорожном училище. Уже в таком юном возрасте он всячески старался не просто хорошо преподавать свой предмет, но и перевоспитывать учеников. Елизавета Фёдоровна тоже стала учительницей, окончив женские курсы в Киеве - они ценились гораздо выше годичного обучения, которое прошел Антон. Именно жене Макаренко после революции предложили возглавить колонию для беспризорников. А уж она уступила это место Антону. То время было для страны поистине нелёгким, но особенно тяжело приходилось детям, выброшенным на улицу после революции. Мировая и Гражданская войны оставили после себя семь миллионов сирот, скитавшихся по просторам страны, ночевавших на улицах или бесконечно путешествовавших на поездах в поисках лучшей жизни. Новой советской власти совсем не хотелось видеть молодое поколение голодным, одичавшим, ворующим и неприкаянным. Сирот начали массово отлавливать и отправлять в детские дома для "морально-дефективных детей".

В 1920 году Полтавский Губнаробраз поручил Макаренко создать трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, год спустя она получила имя Максима Горького . Молодой учитель поначалу даже не представлял, что делать с воспитанниками. До этого момента он имел дело с младшеклассниками, а тут на него свалились подростки от 14 до 18 лет с криминальным прошлым. Учиться и работать они категорически не хотели, а пропитание себе добывали, обворовывая соседние деревни, но Антон Семёнович решил брать быка за рога и постепенно начал выстраивать отношения со своими сложными подопечными. Для начала он разделил учеников на группы и старался сделать так, чтобы в каждой из них поддерживался баланс "хороших" и "плохих" мальчиков. Потом он внушил им мысль, что колония - не тюрьма, а самый настоящий дом, и хозяева в нем - именно дети. Когда ребята поняли, что сломанную кровать за них никто не починит, а чтобы поесть мяса, нужно сначала самостоятельно вырастить свинью, они направили свою энергию в мирное русло.

В то же время Макаренко подружился с Горьким - писатель часто приезжал в колонию имени себя. Он же подтолкнул Антона Семёновича к первым литературным опытам и позаботился о друге, когда над тем нависла угроза увольнения. Писатель, воспользовавшись своими связями, пристроил Макаренко заведующим в большую колонию под Харьковом. Преподаватель перевёл туда сотню "горьковцев", которые составили костяк нового коллектива. Антон Семёнович тут же установил там свои порядки. Колония стала коммуной, коммунары делились на отряды, причём командирами по очереди бывали все. Ответственность была коллективной, и если кто-то плохо выполнял свою работу, товарищи его осуждали.

Воспитанники Макаренко теперь занимались не сельским хозяйством, а могли распоряжаться целым заводом. Сначала они выпускали конкурентоспособные электродрели, а позже перешли на портативные любительские фотоаппараты "ФЭД". Заработанное каждым коммунаром делилось так: сначала удерживалась стоимость питания, отопления, одежды. Из остатка четверть отчислялась на сберкнижку коммунара (эти деньги он получал по достижении совершеннолетия), другая четверть - на содержание младших воспитанников, которые еще не работали, одна восьмая шла в кассу взаимопомощи (оттуда оплачивались стипендии тем, кто после коммуны шёл учиться в институт, и приданое девочкам на свадьбу) и наконец три восьмых отдавались на руки коммунару. И сумма выходила раза в три больше, чем у взрослых рабочих.

Дела шли настолько хорошо, что предприятием заинтересовалось НКВД. Однажды в кабинет Макаренко зашли двое вежливых молодых людей и сказали, что завод становится собственностью НКВД, а все коммунары - наёмными рабочими со стандартной зарплатой. Антон Семёнович пытался возражать, говорил, что это перечеркнёт всю образовательную систему. Но тщетно. К тому же, над ним опять сгустились тучи. Сначала его понизили в должности до помощника по педагогической части, а после и вовсе перевели в Киев на бюрократическую работу. Помучившись без любимой работы два года, педагог тихо ушёл в отставку и переехал в Москву со своей второй женой Галиной Салько и её сыном Львом.

В Москве Макаренко вступил в Союз Писателей, как автор нашумевшей "Педагогической поэмы" (1925-1935), занимался литературой, читал лекции, вёл передачу на радио и работал над сценарием фильма. Лишённый любимого дела, он очень быстро угас. 1 апреля 1939 года он скончался от инфаркта. Жена даже не пришла на его похороны, сославшись на плохое самочувствие. Зато пришли ученики - те самые бывшие малолетние преступники. Кстати, среди учеников Макаренко особенно много учителей. А труды Антона Семёновича до сих пор пользуются огромной популярностью, правда, в основном в Германии и Японии.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из биографии выдающегося педагога.

1. В детстве Макаренко постоянно болел. Лечили его дома рыбьим жиром и йодоформом, поэтому в квартире постоянно стоял тяжёлый запах лекарств. "Его младенческие и детские годы представляли почти непрерывную цепь физических страданий, - вспоминал брат Виталий. - Не успевал прорвать флюс, как на глазу выскакивал ячмень, проходил ячмень - начинался карбункул… Антон всё время с перекошенной физиономией, с повязкой на щеке или на шее, с ушами, заткнутыми ватой, сидел над кастрюлей горячей воды. Чтобы скрыть шрамы на шее от карбункулов, он носил или очень высокие воротники, или русские рубашки. Много горя также причинял Антону хронический насморк. Нос у него всегда был слегка распухший и красноватый, а в сырую и холодную погоду делался густо пунцовым, что его печалило ужасно".

2. Одноклассники над Макаренко издевались. Могли привязать что-нибудь к его ноге, или специально вырыть яму, чтобы потом его туда спихнуть. К тому же, будущий педагог постоянно влюблялся в недоступных красавиц, и каждый раз тяжело и долго переживал отказ. Он считал, что Бога нет, жизнь бессмысленна, абсурдна и до ужаса жестока, а рожать детей - преступно. Он клялся, что никогда не женится и не заведет детей, ведь никто так не портит детей, как мать и отец, ничего не знающие о воспитании .

3. Первая жена Макаренко, Елизавета Фёдоровна, была неженственна, а её лицо было изуродовано угрями. Выбор был странным для Антона, всё время страдавшего по красавицам. Но даже в браке он продолжал влюбляться и страдать. Жена смотрела на его увлечения сквозь пальцы и никогда не выказывала ревности. Она была добра к мужу, а он, обычно упрямый и решительный, в её присутствии становился кротким и смирным.

4. В "Педагогической поэме" описан момент, когда он ударил воспитанника Задорова. Это было в самом начале его работы в Горьковской колонии. Макаренко предложил воспитаннику нарубить дров, на что тот ответил: "сам наруби, много вас тут". Учитель не выдержал и избил его. Потом он, кончено, боялся идти с беспризорниками в лес за дровами, зато постоял за свою честь. И Задоров, подойдя к нему, вдруг рассмеялся: "Здорово, что ты мне по морде съездил!". Больше такого никогда не повторялось, однако и этого эпизода оказалось достаточно, чтобы разозлить Надежду Крупскую . Из-за этого Макаренко и собирались уволить из Горьковской колонии.

5. Фотоаппараты "ФЭД" делась по лекалу немецких Leica. Однако СССР лицензий не признавал, поэтому немцам пришлось смирится с кражей интеллектуальной собственности. Однажды немецкая делегация приехала в коммуну. У одного из делегатов воспитанники заметили новую "Лейку". Конечно, бывшим воришкам было нетрудно утащить фотоаппарат у доверчивого немца. Но вот плоды воспитания Макаренко - коммунары быстро разобрали новую модель, сделали чертежи конструкции, собрали и отнесли владельцу, вроде как он фотоаппарат потерял. Так появился улучшенный "ФЭД".

В 1888 году в небольшом городке Харьковской губернии родился Макаренко Антон Семенович. Биография этого человека буквально пронизана человеколюбием и постоянными творческими поисками. Будущий известный во всей стране писатель и педагог был рожден в семье маляра при железнодорожных мастерских. Кроме него, в семье позже появились сестра и брат. Последний впоследствии стал белогвардейским офицером, поэтому был вынужден покинуть родину после большевистской победы в

гражданской войне. Собственно, лишь благодаря его воспоминаниям известна ранняя биография Антона Семеновича Макаренко. Впрочем, и этого совсем немного.

Биография Антона Семеновича Макаренко: молодые годы

Будучи семнадцати лет от роду, будущий педагог успешно заканчивает Кременчугское городское училище и начинает свою С 1905 года он работает учителем в том же Кременчуге при железнодорожном училище. Вообще, биография Антона Семеновича Макаренко содержит достаточно много пробелов. В частности, и о его молодых годах известно не так уж подробно. В 1914 году учитель принимает решение продолжить собственное образование и поступает в Учительский институт в Полтаве, который впоследствии успешно оканчивает в 1917 году. В 1920-1930 годах наш герой получает бесценный педагогический опыт, руководя трудовой колонией в Харькове, где содержатся несовершеннолетние заключенные. Биография Антона Семеновича Макаренко свидетельствует о том, что именно в этот период он стал

широко известен как талантливый педагог и воспитатель. Ведь именно во время работы в харьковской колонии был издан самый знаменитый плод его пера - «Педагогическая поэма». В 1935 году он переезжает на короткий период в Киев. А в 1937 году - в Москву, где и посвящает себя общественно-педагогической и литературной деятельности. Здесь он получает орден Красного Трудового Знамени. А в 1958 году достижения великого педагога признаны учреждением в УССР медали его имени, которая присуждалась особо отличившимся учителям и другим работникам

Макаренко Антон Семенович: педагогические идеи

Согласно мысли великого педагога, цель любой работы по воспитанию должна определяться общенародными интересами. Важным моментом этой философии была мысль о том, что педагогические средства или их комплекс не могут быть постоянными и действующими равно эффективно во всех условиях. Антон Семенович

настаивал на гибкости применения таких приемов. Среди прочего, он подчеркивал, что в ходе воспитания посредством коллектива каждый воспитанник в этом коллективе требует к себе одинаковой доли внимания со стороны руководителя процесса. Залог успешного воспитания великий педагог видел в побуждении человека проявлять свои лучшие качества и задатки. Он нередко подчеркивал важность процесса воспитания, обосновывая ее уже тем, что в противном случае позднее неизбежно возникнут проблемы взрослого человека с обществом. А перевоспитывать, как известно, всегда сложнее. Главным методом во всей Макаренко был метод высоких требований к себе, что буквально означало тотальный самоконтроль своих действий воспитателем (или родителями). Он твердил, что простой, серьезный и искренний тон во взаимоотношениях воспитателя/родителя и детей обеспечит успешность выполнения педагогических задач.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»


на тему: Антон Семёнович Макаренко.



Введение

Биография

Основные педагогические идеи

Позиция А.С. Макаренко о требовании к личности учителя

Заключение

Список литературы


Введение


Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Спектр научных интересов Макаренко на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.

В данном реферате предложены основные взгляды А.С. Макаренко, идеи, требования к личности учителя. А сохранили ли вообще идеи и принципы А.С. Макаренко свою актуальность до наших дней?

Требование к личности учителя одна из ключевых проблем. Ведь педагог - главная, ключевая фигура в обществе, так как именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит, будущее всей страны. Насколько важную роль играет педагог и его личность в наши дни? В чем заключается миссия современного педагога. Сущность его профессии, каким он должен быть?

Сейчас, когда отечественное образование подвергается серьезным реформам, педагогика переживает очередной этап своего развития. И здесь очень важно определиться, что взять за основу, стержень каких-либо преобразований. Само собой, среди других встает и вопрос о личности педагога, ее роли в процессе образования, а значит, и в жизни всего общества.


Биография


Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии в простой рабочей семье. Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами. Но родители твердо решили дать своему сыну образование. Поэтому в 1895 году

Антон поступает учиться сначала в Белопольскую школу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырехклассное училище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, выделялся среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора. В документе об окончание училища у Антона стояли только пятерки. Проучившись еще год на специальных педагогических курсах, Антон Семенович Макаренко получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения. Это было в 1905 году, а уже в сентябре этого года в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков, что расположен на правом берегу Днепра, стал работать новый учитель - Антон Семенович Макаренко. В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт. Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко был зачислен студентом Полтавского учительского института.

В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Около полугода был он на действительной военной службе, пока в марте 1917 года Макаренко не сняли с военного учета: по причине близорукости. Антон Семенович вернулся в Полтавский учительский институт. Институт закончил первым по успеваемости и был награжден золотой медаль. В 1917-1919г.г. он заведовал школой в Крюкове. В 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького. В 1928-1935г.г. работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове. С июля 1935 года он - помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность. Со второй половины 1930-х годов Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой педагогические сочинения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и другие. Первого февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы». Первого апреля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко поехал с переработанным сценарием в Москву, на кинофабрику. В поезде ему внезапно стало плохо. Через несколько минут Макаренко скончался. Врачи констатировали внезапную смерть от разрыва сердечной мышцы.


Педагогические идеи и взгляды


А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко - тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко, несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е годы командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Творчество Макаренко пришло в противоречие со сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Теоретическое наследие и опыт Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Рассмотрим теперь основы педагогики А.С. Макаренко.

Воспитание детей в коллективе

Коллектив - это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:

общая цель;

общая деятельность;

дисциплина;

органы самоуправления;

связь данного коллектива с обществом;

По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого - возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе.

Педагогический коллектив - это коллектив воспитанников и взрослых. Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган - это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни коллектива. Исполнительный орган - это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Существовали комиссии во главе с председателем.

Дисциплина и режим.

Дисциплина - это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание - это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.

Режим - средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.

Трудовое воспитание. Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны. Проблема семейного воспитания. Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники.

Рассмотрим теперь коллективизм в понятии А. С. Макаренко

«В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом» (А. С. Макаренко).

Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:

Умение работать в коллективе;

Развитую способность к коллективному творчеству;

Товарищескую солидарность и взаимопомощь;

Активное участие в коллективной деятельности;

Заботу о своем коллективе и его перспективах;

Осознание себя хозяином коллектива;

Ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;

Умение приказать и подчиниться товарищу;

Желание и потребность подчинить свои интересы коллективу;

Принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных.

Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив. Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания в детском коллективе рассмотрел такие вопросы, как:

строение коллектива;

взаимоотношения в коллективе;

педагогическое требование, дисциплина, поощрения и наказание;

нравственное и трудовое воспитание;

стиль работы;

самоуправление, традиции;

индивидуальный подход к детям.

Личность и коллектив, коллектив и личность... Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений - стояли в центре, но вой педагогической системы. Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.

Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского коллектива, детского управления. И оно существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение - я отвечаю» - вот это переживание ответственности творило чудеса, хотя воспитывалось с огромным трудом.

Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый ребенок включался и систему реальной ответственности»: и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.

Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими питомцами: добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности - в поле, у станка, в классе.

Воспитатель - это, прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший товарищ. Основой воспитания личности гражданина Макаренко считал раннее включение детей в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу и самой личности. Опираясь на взгляды выдающихся советских педагогов, Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал. Но, «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко).

участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

но Антон Семенович считал, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания.

Сторонники словесного, книжного воспитания с высокомерием встретили «мозольную педагогику», так они окрестили производительный труд учащихся.

В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния семьи, поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой - все это влияет на детей, формирует их личность. Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.


Позиция А.С. Макаренко о требовании к личности учителя


Роль личности педагога в воспитании и обществе по Макаренко. Чтобы понять подход Макаренко к личности педагога, рассмотрим его понимание воспитательного и образовательного процесса и роли учителя в нём. Разрабатывая в логике педагогической теории марксистско-ленинское положение о сущности личности как совокупности всех общественных отношений. Макаренко сделал чрезвычайно важный для педагогики вывод, что отношения должны, прежде всего, составлять «истинный объект воспитательной работы». Утверждая, что «перед нами всегда двойной объект - личность и общество», он совершенно справедливо полагал, что «выключить личность, изолировать её, вынуть её из отношения совершенно невозможно… Следовательно, невозможно себе представить и эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношения». Подготовку формирующейся личности к общественным обязанностям, к определённой системе зависимостей, существующих в обществе, он рассматривал как главнейшую задачу педагога и воспитания в целом, а учителя, воспитательный коллектив - как необходимое опосредующее звено между обществом и личностью.

Воспитание отдельной личности, как известно, Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием коллектива в целом. «Я не считаю, - говорил он, - что нужно воспитывать отдельного человека…нужно воспитывать целый коллектив». Создание нравственного влияния коллектива на личность должна составлять основную установку воспитательной работы педагога. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что педагогика влияния на формирующуюся личность через коллектив в творчестве Макаренко органически дополнялась, по его терминологии, педагогикой индивидуальной, то есть непосредственным влиянием воспитателя на личность ребёнка.

Гуманизм педагогики Макаренко. Любимым писателем А.С. Макаренко был Максим Горький, его оптимистический, реальный подход к жизни, с верой в человека. Многие принципы и взгляды Макаренко близки по духу произведениям Горького, и важное место в этой системе взглядов занимает идея о личности педагога. Так, Макаренко писал: « Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. И вот этому умению проектировать в человеке лучшее, более сильное, более интересное нужно учиться у Горького… Горький умеет видеть в человеке положительные силы, но он никогда не умиляется перед ними, никогда не понижает своего требования к человеку и никогда не остановится перед самым суровым осуждением. Такое отношение к человеку есть отношение марксистское».

Одним из ярких последователей и преемников педагогических идей Макаренко был выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. Опираясь на идеи и принципы Макаренко и следуя им, он писал: «Воспитатель должен выражать своим доверием, прежде всего оценку лучшего, доброго начала в человеке, как бы «забывая» одновременно о зле». Признаком дремучего педагогического невежества он считал то, что отдельные воспитатели, оказывая доверие воспитаннику, одновременно напоминают ему: за тобой много грешков, я об этом помню, но вот видишь, доверяю тебе, значит я добрый человек, так будь же и ты хорошим. «Подобные слова учителя - соль на рану в человеческом сердце: воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль. И он чаще всего отвергает попытки учителя». Доверие в форме прощения воспитаннику проступка ни в коем случае не должно быть предметом специального, усиленного внимания со стороны воспитателя и учеников коллектива.

Педагогическая цель в понимании Макаренко. Макаренко считал, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель. Цель как непреложный закон обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты. Цель предопределяет требования к воспитаннику, и к воспитателю, и к другим субъектам педагогического процесса, ко всем условиям воспитания.

Поэтому цель воспитательного процесса, указывает Макаренко, должна всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем как обязательная, и к ней «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии». Воспитательная работа должна быть, прежде всего целесообразной. Мы не можем допустить никакого средства, - говорил Макаренко, - которое не вело бы к поставленной нами цели». Таким образом, педагог, рассуждает Макаренко, должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.

Между отдельными компонентами воспитания, его целью, средствами и условиями существуют очень тесные сложные разнообразные опосредованные связи. Поэтому использование того или иного средства воспитания должно постоянно ставиться в зависимость от общих условий, уровня развития коллектива, особенностей личности воспитанника, подготовленности воспитателя и других обстоятельств. Макаренко утверждал, что никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая в новые стадии личностного развития, изменяются условия его жизни и деятельности, изменяется наша страна, её требования к подрастающему поколению. Поэтому система педагогических средств должна быть поставлена учителем, воспитателем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования. Соответственно не могут быть неизменными и наши воспитательные цели. В этом заключается ещё одна функция педагога - разработка новых, современных воспитательных целей и их соответствующих методов достижения.

Педагогический коллектив как необходимое условие воспитания и обучения.

Огромное значение Макаренко придавал формированию педагогического коллектива. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива, - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». А. С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

Однако писал Макаренко, «проблема воспитания у нас находится в таком положении, что её можно охарактеризовать очень кратко: воспитательского коллектива у нас нет, мы не знаем, каким он должен быть, и мы не имеем никакого понятия, откуда он у нас возьмётся и на чьей обязанности лежит его спроектировать».

Отношения педагогов и воспитанников по Макаренко. В теоретическом наследии и опыте А. С. Макаренко проблема формирования отношений педагогов и воспитанников - одна из центральных. Мысль К. Маркса о том, что «…действительное духовное богатство индивидуума всецело зависит от богатства его действительных отношений», послужила основанием для макаренковского утверждения: «Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы». Учителя в конечном счёте для того и вступают в личные отношения с учащимися, чтобы, педагогически целесообразно опосредствуя все отношения детей с окружающим миром, выполнить задачу направления развития отношений учащихся к учению, к труду к природе, к людям - ко всей окружающей действительности. Они могут и обязаны сознательно использовать свои отношения с учащимися в качестве своеобразного инструмента, средства сознательного регулирования процесса формирования всей совокупности отношений своих воспитанников к окружающей действительности. При этом подлинно гуманным и действенным такое регулирование будет, если оно нацелено на развитие самодеятельных сил, творческой учебно-познавательной, трудовой и общественной активности учащихся, их самоуправления.

Отношения педагогов и учащихся в школе - это взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, направляемое педагогами в соответствии с целями воспитания, выдвигаемыми обществом и обусловленными социально и психологически всей системой господствующих в обществе материальных и идеологических отношений.

В трудах А. С. Макаренко с большой полнотой были раскрыты с марксистско-ленинских позиций сущность и основы методики формирования гуманных, товарищеских отношений учителя и учащихся в советской школе. Принципиально новым в его подходе к данной проблеме было то, что он сумел преодолеть чисто декларативный характер провозглашения роли коллектива, свойственный многим педагогам его времени. Противопоставляя усилиям «одиночки-учителя» целенаправленную систему действий всего педагогического и детского коллективов, педагог-новатор подчеркивал, что педагогически целесообразные отношения воспитателя и воспитанников существуют лишь там, где есть полное единство всех педагогов, взаимная помощь. Взыскательность и требовательность друг к другу.

А.С. Макаренко решительно опровергал широко распространенное мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут…. И наоборот, как бы вы ни были ласковы…. как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или «пшиком», - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего».

А.С. Макаренко высмеивал и осуждал возню с «уединенной» личностью, разоблачал «педагогические теории», доказывавшие, что хулигана нельзя вызвать в коридор. Умение увидеть в человеке положительные силы, уважать их, но не умиляться и не снижать требований, не останавливаться перед самым суровым осуждением - такое отношение к человеку А.С. Макаренко называл марксистским, подлинно гуманным. Соединение требования с уважением к личности воспитанника он считал основным принципом советской педагогики.

Кроме того, Макаренко считал: «Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах. Этот дневник, ни в каком случае не должен иметь характера официального журнала.

Чтобы воспитатель мог работать в таком направлении, он не должен напоминать надзирателя. Воспитатель не должен иметь права наказания или поощрения в формальных выражениях, он не должен давать от своего имени распоряжения, кроме самых крайних случаев, и тем более не должен командовать. Только при освобождении воспитателя от формально надзирательских функций он может заслужить полное доверие всех воспитанников и вести как следует свою работу.

Все данные о воспитаннике, какие возникнут в процессе изучения ученика, воспитатель должен знать, а хороший воспитатель обязательно запишет. Но никогда эти данные не нужно собирать так, чтобы это было простым коллекционированием. Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания».

В педагогической теории получила развитие идея А.С. Макаренко о том, что логика отношений учителя и учащихся в школе вытекает из самой сути общественного строя. При всем своеобразии содержания и характера этих отношений в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, уровня воспитанности коллектива в целом, личностных качеств учителей они всегда должны оставаться отношениями старших и младших товарищей, отношениями ответственной зависимости.

Педагогический опыт по Макаренко. При анализе особенностей детей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личность ребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуют результаты. Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.

Успеху педагогического опыта Макаренко в немалой степени способствовало то, что он в своей деятельности руководствовался собственной «программой - минимум», то есть системой реальных, совершенно необходимых и практически достижимых в данных условиях конкретных задач воспитания. «Нужно принять геройские меры, чтобы удовлетвориться этим минимумом…. Без достижения указанного минимума все разговоры о чём-либо ином смешны. И, напротив, достижение этого минимума открывает широкие просторы по всем направлениям», - писал Макаренко. Особенности педагогических приёмов по Макаренко. Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике: от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления, к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.

Вот некоторые из приемов, которые применял Макаренко:

а) Метод - «атака в лоб», варианты «атаки в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.

б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив. Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я против него, и человек может сломаться»,

в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился произносить самые простые слова и фразы («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.

г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал и на практике использовал фактически все элементы педагогической техники.

д) А. С. Макаренко считал, что нет и быть не может какого-то уединенного и универсального педагогического средства, что все методы и приемы воспитания динамичны, диалектичны, и эффект каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к каким воспитанникам они применимы. Шаблоны, трафарет противопоказаны педагогической деятельности, творческой по самой своей природе. макаренко педагогический воспитание

Также решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.

Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее. Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.

е) Интересен и «метод переключения страстей» или перспектив.

Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко.

Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе, считая, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.

макаренко педагогический коллектив обучение


Заключение


Педагог должен быть гуманистом, считает Макаренко, - ему необходима вера в человека и его добрые, светлые силы.

Большое место в воспитании Макаренко отводит коллективу - как педагогическому, так и ученическому. Эта мысль в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. И насколько же важно для учителя воспитывать именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать их к мысли, что они - коллектив, крепко спаянный товариществом и дружбой. Если в наше время молодое поколение будет подрастать с мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь в нашей стране станет лучше? И само собой, коллектив учеников может воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель - всегда пример для своего ученика во всем.

Макаренко считал, что педагог должен воспитывать человека-деятеля, строителя нового общества. Во времена Макаренко это будущее общество считалось коммунистическим.


Список литературы


Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. - М., 2000.

Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и социальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики / Под ред. А.М. Арсеньева и др. - М., 1973.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. - Т.4 - М.: Педагогика, 1983-1986.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Антон Макаренко – преподаватель, вошедший в четверку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Правда, заслуги мужчины признали уже после смерти талантливого учителя. Впрочем, для самого Макаренко это не играло большой роли.

Нашедший собственное призвание, Антон Семенович посвятил большую часть жизни перевоспитанию трудных подростков. Бывшие ученики, испытавшие на себе новаторские методы Макаренко, добились заметных успехов и написали немало книг, посвященных деятельности педагога.

Детство и юность

1 апреля 1888 года в семье работника железнодорожной станции, расположенной в городе Белополье Сумского уезда, родился первенец. Счастливые родители назвали ребенка Антоном. Вскоре после сына у супругов Макаренко появились еще один мальчик и девочка. Увы, младшая дочь умерла еще в младенчестве.


Старший Антон тоже рос болезненным. Хилый мальчик не участвовал в общих дворовых забавах, предпочитая проводить время с книгами, которых в доме Макаренко было достаточно. Несмотря на должность разнорабочего и маляра, отец будущего педагога любил читать и привил эту особенность детям.

Замкнутость и близорукость, заставляющая Антона носить очки, сделали мальчика непопулярным среди ровесников. Над мальчиком часто и жестоко издевались. В 1895 году родители отдали ребенка в двухклассную начальную школу, учеба в которой давалась Антону легко. Образ всезнайки не прибавил ребенку в глазах сверстников авторитета.


Молодой Антон Макаренко в армии

Когда мальчику исполнилось 13, семья перебралась в город Крюков, чтобы дети Макаренко могли продолжить образование. Антон поступил в Кременчугское 4-классное городское училище, которое закончил с отличием и похвальными грамотами.

В 1904 году Антон впервые задумывается о будущей профессии и поступает слушателем на педагогические курсы, после окончания которых получает право преподавать в начальной школе.

Педагогика

Первыми учениками Макаренко стали дети города Крюкова. Но почти сразу Антон осознает, что знаний для работы недостаточно. В 1914 году молодой человек поступает в Полтавский учительский институт. Параллельно с приобретением новых знаний Антон много времени посвящает писательской деятельности. Первый свой рассказ - «Глупый день» - Макаренко отправляет .


В ответ писатель присылает Антону письмо, где безжалостно критикует произведение. После провала Макаренко 13 лет не предпримет попыток написать книгу. Но отношения с Горьким педагог будет поддерживать на протяжении всей жизни.

Развивать собственную систему перевоспитания мужчина начал в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевке, расположенном рядом с Полтавой. Макаренко внедрил методику, при которой трудные подростки делились на группы и самостоятельно обустраивали быт. Своеобразная коммуна привлекла внимание властей, но новость об избиении детей (Макаренко один раз ударил воспитанника) лишила педагога должности.


Найти новую работу преподавателю помог Горький. Писатель посодействовал переходу Макаренко в колонию, расположенную рядом с Харьковом, и посоветовал вновь попытаться создать литературное произведение.

В новом заведении Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Под руководством мужчины трудные подростки стали изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Параллельно с новостями о новаторских методах Макаренко в свет выходят три произведения педагога: «Марш 30 года», «ФД - 1» и «Педагогическая поэма».


И снова представители власти, внимательно следящие за педагогом, прекратили преподавательские эксперименты. Макаренко перевели в Киев на должность помощника начальника отдела трудовых колоний.

Осознав, что вернуться к любимому делу уже не позволят, Макаренко посвящает себя написанию книг. Нашумевшая «Педагогическая поэма» обеспечила мужчине место в Союзе советских писателей. Спустя год на имя бывшего преподавателя приходит анонимка. Макаренко обвинили в критике . Антон Семенович, предупрежденный бывшими сослуживцами, успел перебраться в Москву.


В столице мужчина продолжает писать книги. В соавторстве с женой Макаренко заканчивает «Книгу для родителей», где подробно описывает собственный взгляд на воспитание детей. Антон Семенович утверждает, что ребенок нуждается в коллективе, который поможет адаптироваться в социуме. Не менее важна для человека возможность свободной реализации.

Следующим условием гармоничного развития стала трудовая деятельность – воспитанники Макаренко самостоятельно зарабатывали на собственные нужды. Позже произведение, как и многие остальные творения Антона Семеновича, экранизируют. Уже после смерти педагога на экраны выйдут фильмы «Поэтическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Личная жизнь

Первой любовью Макаренко стала Елизавета Федоровна Григорович. К моменту встречи с Антоном женщина уже была замужем за священником. К тому же возлюбленная была старше избранника на 8 лет. Знакомство молодых людей организовал муж Елизаветы.


В 20 лет Антон плохо ладил со сверстниками и даже помышлял о самоубийстве. Чтобы спасти душу юноши, священник вел с Макаренко долгие беседы и также привлек к разговорам Елизавету. Вскоре молодые люди поняли, что влюблены. Новость ошарашила всех. Старший Макаренко выгнал сына из дома, но Антон не бросил возлюбленную.

Как и Макаренко, Елизавета получила педагогическое образование и вместе с любимым работала в колонии имени Горького (колония в селе Ковалевке). Роман продолжался 20 лет и закончился по инициативе Антона. В письме брату педагог заявил, что в Елизавете проснулись «атавизмы старой поповской семьи».


Женился Макаренко в 1935 году. С будущей женой педагог познакомился на работе – Галина Стахиевна работала инспектором Наркомнадзора и приехала в колонию с проверкой. Женщина воспитывала сына Льва, которого Антон Семенович усыновил после регистрации брака.

Отдавая все свое время воспитанникам, Макаренко так и не стал отцом. Зато заменил родителя пасынку и племяннице Олимпиаде – дочери младшего брата. Виталий Макаренко, с юности служивший в белогвардейском полку, вынужден был бежать из России. На родине осталась беременная жена. После рождения племянница полностью перешла под опеку педагога.

Смерть

Умер Макаренко 1 апреля 1939 года при странных обстоятельствах. Мужчина, возвращавшийся из Дома отдыха писателей в Подмосковье, опаздывал на электричку. Антона Семенович ждали в издательстве с новыми готовыми статьями о принципах воспитания. Вбежав в вагон, Макаренко упал на пол и больше не очнулся.


Официальная причина смерти – сердечный приступ. Ходили слухи, что в Москве Макаренко должны были арестовать, поэтому педагог не выдержал напряжения. Вскрытие показало, что сердце талантливого воспитателя повреждено необычным образом. Орган принимает подобный вид, если в организм попал яд. Но подтверждение отравления найдено не было.

Макаренко похоронили на Новодевичьем кладбище. Советские газеты разместили на страницах некролог, где упомянули Антона Семеновича как заслуженного писателя. О педагогической деятельности мужчины не напечатали ни слова.

Библиография

  • 1932 – «Мажор»
  • 1932 – «Марш 30 года»
  • 1932 – «ФД-1»
  • 1935 – «Педагогическая поэма»
  • 1936 – «Методика организации воспитательного процесса»
  • 1937 – «Книга для родителей»
  • 1938 – «Честь»
  • 1938 – «Флаги на башнях»
  • 1939 – «Лекция о воспитании детей»

Цитаты

Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
Коллектив - не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии