Кратко о философии ницше. Фридрих Ницше: биография и философия (кратко) Ф ницше биография краткая

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Философа Фридриха Ницше является одним из самых известных в мире. Его основные идеи проникнуты духом нигилизма и жесткой отрезвляющей критики современного положения в науке и мировоззрении. Краткая включает в себя несколько основных пунктов. Начать следует с упоминания источников воззрений мыслителя, а именно с метафизики Шопенгауэра и закона Дарвина о Хотя эти теории и оказали влияние на идеи Ницше, он подверг их серьезной критике в своих работах. Тем не менее идея борьбы сильнейших и слабейших за существование в этом мире привела к тому, что он проникся стремлением создать некий идеал человека - так называемого "сверхчеловека". Философия жизни Ницше, кратко говоря, включает положения, которые описаны далее.

Философия жизни

С точки зрения философа, жизнь дается познающему субъекту в виде единственной реальности, которая существует для определенного человека. Если выделить основную идею, краткая философия Ницше отрицает отождествление разума и жизни. Всем известное утверждение подвергается жесткой критике. Жизнь понимается в первую очередь как постоянная борьба противостоящих сил. Здесь на первый план выходит понятие воли, а именно воли к ней.

Воля к власти

По сути, к описанию этого явления сводится вся зрелая философия Ницше. Краткое содержание этой идеи можно изложить в следующем. Воля к власти представляет собой не банальное стремление к господству, к командованию. Это сущность жизни. Это творческая, активная, деятельная природа составляющих существование сил. Ницше утверждал волю как основу мира. Поскольку все мироздание представляет собой хаос, череду случайностей и беспорядок, именно она (а не разум) является причиной всего. В связи с идеями о воле к власти, в трудах Ницше появляется "сверхчеловек".

Сверхчеловек

Он предстает как некий идеал, отправная точка, вокруг которой центрируется краткая философия Ницше. Поскольку все нормы, идеалы и правила - это не более чем фикция, созданная христианством (насаждающим рабскую мораль и идеализацию слабости и страдания), сверхчеловек сокрушает их на своем пути. С этой точки зрения, отвергается идея бога как порождения трусливых и слабых. Вообще, краткая философия Ницше рассматривает идею христианства как насаждение рабского мировоззрения с целью сделать сильных слабыми, а слабых возвести в идеал. Сверхчеловек, олицетворяющий волю к власти, призван уничтожить всю эту ложь и болезненность мира. Христианские идеи рассматриваются как враждебные жизни, как отрицающие ее.

Истинное бытие

Фридрих Ницше яростно критиковал противопоставление некоего "истинного" эмпирическому. Якобы должен существовать некий лучший мир, противоположный тому, в котором живет человек. Согласно Ницше, отрицание правильности реальности приводит к отрицанию жизни, к декадансу. Сюда же следует отнести понятие абсолютного бытия. Его нет, есть лишь вечный круговорот жизни, бесчисленное повторение всего того, что уже имело место быть.

Фридрих Ницше (полное имя – Фридрих Ви́льгельм Ницше ) – германский мыслитель, философ, композитор, филолог и поэт. На его философские идеи достаточно сильно повлияла музыка композитора Вагнера, а также труды Канта, Шопенгауэра, древнегреческая философия.

Краткая биография

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в восточной Германии, в сельской местности под названием Рёккен. Единого государства Германии тогда не существовало, и фактически Фридрих Вильгельм был гражданином Пруссии.

Семья Ницше принадлежала к с глубоко религиозному сообществу. Его отец — Карл Людвиг Ницше, — был лютеранским пастором. Его мать – Франциска Ницше.

Детство Ницше

Через 2 года после рождения Фридриха на свет появилась его сестра – Элизабет . Еще через 3 года (в 1849 году) умер его отец. Младший брат Фридриха – Людвиг Йозеф , — умер в 2-хлетнем возрасте через полгода после смерти отца.

После смерти мужа мать Ницше некоторое время самостоятельно занималась воспитанием детей, а затем переехала в Наумбург, где к воспитанию подключились родственники, окружив малюток заботой.

С раннего детства Фридрих Вильгельм проявил успехи в учебе – он достаточно рано научился читать, затем освоил письмо и даже начал самостоятельно сочинять музыку.

Юность Ницше

В 14 лет после окончания Наумбургской гимназии Фридрих отправляется на учебу в гимназию «Пфорта» . Затем – в Бонн и Лейпциг, где начинает осваивать теологию, филологию. Несмотря на значительные успехи, Ницше ни в Бонне ни в Лейпциге не получил удовлетворения от своей деятельности.

Когда Фридриху Вильгельму не было еще 25 лет, его пригласили на место профессора классической филологии в Швейцарский университет Базеля. Такого в истории Европы еще не было.

Отношения с Рихардом Вагнером

Фридрих Ницше был просто очарован как музыкой композитора Вагнера, так и его философскими взглядами на жизнь. В ноябре 1868 года Ницше знакомится с великим композитором . В дальнейшем он становится чуть ли не членом его семьи.

Однако дружба между ними продолжалась недолго – в 1872 году композитор переехал в Байройт, там он стал менять свои взгляды на мир, принял христианство, стал больше прислушиваться к публике. Это не понравилось Ницше, и их дружбе настал конец. В 1888 году он написал книгу «Казус Вагнер» , в которой автор выразил свое отношение к Вагнеру.

Несмотря на это, сам Ницше признавался позднее, что музыка немецкого композитора повлияла на его мысли и манеру изложения в книгах и работах по филологии и философии. Он говорил так:

“Мои сочинения – это музыка, написанная словами, а не нотами”

Филолог и философ Ницше

Идеи и мысли Фридриха Ницше оказали заметное влияние на формирование новейших философских течений - экзистенциализма и постмодернизма . С его именем связывают зарождение теории отрицания - нигилизма . Он же породил течение, которое было позднее названо ницшеанством , распространившееся в начале XX века как в Европе, так и в России.

Ницше писал по всем важнейшим вопросам жизни общества, но прежде всего о религии, психологии, социологии, морали. В отличие от Канта Ницше не просто критиковал чистый разум, а пошел дальше — подверг сомнению все очевидные достижения человеческого разума , пытался создать свою систему оценки человеческого состояния.

В своей морали он был слишком афористичен и не всегда понятен: афоризмами он не давал окончательные ответы, чаще пугал неизбежностью прихода новых «свободных умов» , не затуманенных сознанием прошлого. Таких высоконравственных людей он назвал «сверхчеловеками» .

Книги Фридриха Вильгельма

За свою жизнь Фридрих Вильгельм написал более десятка книг по философии, теологии, филологии, мифологии . Вот небольшой список самых популярных его книг и произведений:

  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» — 1883-87гг.
  • «Казус Вагнер» — 1888г.
  • «Утренняя заря» — 1881г.
  • «Странник и его тень» — 1880г.
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» — 1886г.

Болезнь Ницше

В Базельском университете Ницше впервые испытал приступы психического заболевания . Для поправки здоровья ему пришлось уехать на курорт в Лугано. Там он начал интенсивно работать над книгой «Происхождение трагедии» , которую хотел посвятить Вагнеру. Болезнь не отходила, и ему пришлось оставить профессорскую должность.

2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. Вот строки с его собственными воспоминаниями того периода:

…в тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности - я ещё жил, но не видел на расстоянии трёх шагов впереди себя. В то время - это было в 1879 году - я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Санкт-Морице, а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провёл как тень в Наумбурге.

Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю».

Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли.

Среди пытки трёхдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашёл бы в себе достаточно утончённости и спокойствия, не нашёл бы дерзости скалолаза.

Последние годы жизни

В 1889 году по настоянию профессора Франса Овербэка Фридрих Ницше был помещен в базельскую психиатрическую клинику. В марте 1890-го мать забирает его домой – в Наумбург.

Однако вскоре после этого она умирает, что наносит еще больший урон по здоровью слабого Ницше – апоплептический удар . После этого он не может ни двигаться, ни говорить.

25 августа 1900 года Фридрих Ницше умер в психиатрической лечебнице. Его тело похоронено в старинной церкви Рёккена, в семейном склепе.

  • Лейпцигский университет ( )
  • Оказавшие влияние Сократ , Платон , Аристотель , Эпикур , Парменид , Гераклит , Древнегреческая философия , Паскаль , Вольтер , Кант , Гегель , Гёте , Шопенгауэр , Вагнер , Саломе , Гёльдерлин , Достоевский , Монтень , Ларошфуко Испытавшие влияние Шпенглер , Ортега-и-Гассет , Д’Аннунцио , Эвола , Муссолини , Хайдеггер , Гитлер , Шелер , Лёвит , Маннгейм , Тённис , Ясперс , Бердяев , Камю , Батай , Юнгер , Бенн , Бубер , Делёз , Ливри

    Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche [ˈfʁiːdʁɪç ˈvɪlhɛlm ˈniː​tʃ​ə] ; 15 октября , Рёккен , Германский союз - 25 августа , Веймар , Германская империя) - немецкий мыслитель , классический филолог , композитор , поэт , создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали , религии , культуры и общественно -политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни . Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много разногласий в оценках.

    Энциклопедичный YouTube

    • 1 / 5

      Фридрих Ницше родился в 1844 году в Рёккене (недалеко от Лейпцига , провинция Саксония в составе Пруссии), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше ( -). В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, затем брат Людвиг Йозеф, умерший в 1849 году спустя полгода после смерти их отца. Воспитывался своей матерью, пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую гимназию «Пфорта ». Там он увлёкся изучением античных текстов, осуществил первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал Шиллера , Байрона и особенно Гёльдерлина , а также впервые познакомился с музыкой Вагнера .

      Годы юности

      Дружба с Вагнером

      Перемена отношения Ницше к Вагнеру была ознаменована книгой «Казус Вагнер » (Der Fall Wagner), 1888, где автор выражает свою симпатию к творчеству Бизе .

      Кризис и выздоровление

      Ницше никогда не обладал крепким здоровьем. Уже с 18 лет он начал испытывать сильные головные боли, тяжёлую бессонницу, а к 30 годам испытал резкое ухудшение здоровья. Он почти ослеп, у него были невыносимые головные боли и бессонница, которые он лечил опиатами, а также проблемы с желудком. 2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. Сам он описывал это время следующим образом:

      …в тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности - я ещё жил, но не видел на расстоянии трёх шагов впереди себя. В то время - это было в 1879 году - я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Санкт-Морице , а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провёл как тень в Наумбурге . Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе , то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю». Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли. Среди пытки трёхдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашёл бы в себе достаточно утончённости и спокойствия, не нашёл бы дерзости скалолаза.

      «Утренняя заря» вышла в свет в июле 1881 года , с неё начался новый этап творчества Ницше - этап наиболее плодотворной работы и значительных идей.

      Заратустра

      Последние годы

      Заключительный этап творчества Ницше - это одновременно этап написания произведений, которые формируют зрелый облик его философии, и непонимания, как со стороны широкой публики, так и близких друзей. Популярность пришла к нему лишь в конце 1880-х годов.

      Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Оно произошло после припадка, вызванного избиением лошади на глазах у Ницше . Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них - плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие. Вскоре философ был помещён в базельскую психиатрическую больницу своим другом, профессором теологии, Франсом Овербэком , где оставался до марта 1890 года , когда мать Ницше забрала его к себе домой, в Наумбург. После смерти матери Фридрих не может ни двигаться, ни говорить: его поражает апоплексический удар . Болезнь не отступала от философа ни на шаг до самой смерти 25 августа 1900 года . Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.

      Гражданство, национальность, этническая принадлежность

      Ницше обычно причисляют к философам Германии. Современного единого национального государства, называемого Германией, на момент его рождения ещё не существовало, а был союз германских государств , и Ницше был гражданином одного из них - Пруссии. Когда Ницше получил должность профессора в Базельском университете, он подал заявление на аннулирование его прусского гражданства. Официальный ответ, подтверждающий аннулирование гражданства, пришёл в виде документа, датированного 17 апреля 1869 года. До конца своей жизни Ницше оставался официально лицом без гражданства.

      В соответствии с распространённым мнением, предки Ницше были поляками . До конца своей жизни Ницше сам подтверждал это обстоятельство. В 1888 году он писал: «Мои предки были польскими дворянами (Ницкие)» . В одном из высказываний Ницше ещё более утвердителен по отношению к своему польскому происхождению: «Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной крови, конечно, без немецкой крови» . В другом случае Ницше заявил: «Германия великая нация лишь потому, что в жилах её народа течёт столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением» . В одном из писем он свидетельствует: «Меня воспитывали относить происхождение моей крови и имени к польским вельможам, которые величались Ницкие, и которые оставили свой дом и титул около ста лет назад, уступив в результате невыносимому давлению - они были протестантами» . Ницше считал, что его фамилия могла быть германизирована .

      Большинство учёных оспаривают мнение Ницше о происхождении его семьи. Ганс фон Мюллер опровергал выдвинутую сестрой Ницше родословную в пользу благородного польского происхождения. Макс Олер, хранитель архива Ницше в Веймаре, утверждал, что все предки Ницше носили немецкие имена, даже семьи жён. Олер утверждает, что Ницше вышел из давнего рода немецких лютеранских священнослужителей по обе стороны его семьи, и современные учёные рассматривают утверждения Ницше о его польском происхождении «чистым вымыслом». Колли и Монтинари, редакторы сборника писем Ницше, характеризуют заявления Ницше как «безосновательное» и «ошибочное мнение». Сама по себе фамилия Nietzsche не является польской, но распространена по всей центральной Германии в этой и родственных ей формах, например, Nitsche и Nitzke . Фамилия происходит от имени Николай, сокращённо Ник, под влиянием славянского имени Ниц сначала приобрела форму Nitsche , а затем Nietzsche .

      Неизвестно, почему Ницше хотел, чтобы его причисляли к знатному польскому роду. По словам биографа Р. Дж. Холлингдейла, утверждения Ницше о его польском происхождении, возможно, были частью его «кампании против Германии».

      Отношения с сестрой

      Афоризм как свой собственный комментарий разворачивается лишь при вовлечении читателя в постоянное переконструирование смысла, выходящего далеко за пределы контекста отдельного афоризма. Это движение смысла не может никогда закончиться, адекватнее воспроизводя опыт жизни . Жизнь, так открытая в мысли, оказывается доказанной по самому факту прочтения афоризма, внешне бездоказательного.

      Здоровое и упадочное

      В своей философии Ницше развивал новое отношение к действительности, построенное на метафизике «бытия становления» , а не данности и неизменности. В рамках подобного взгляда истина как соответствие идеи действительности более не может считаться онтологическим основанием мира, а становится лишь частной ценностью . Выходящие на первый план рассмотрения ценности вообще оцениваются по их соответствию задачам жизни: здоровые прославляют и укрепляют жизнь, тогда как упадочные представляют болезнь и разложение. Всякий знак уже есть признак бессилия и оскудения жизни, в своей полноте всегда являющейся событием . Раскрытие смысла, стоящего за симптомом, позволяет обнаружить источник упадка. С этой позиции Ницше предпринимает попытку переоценки ценностей , до сих пор некритично подразумеваемых в качестве самих собой разумеющихся.

      Дионис и Аполлон. Проблема Сократа

      Источник здоровой культуры Ницше усматривал в сосуществовании двух начал: дионисийского и аполлонийского . Первое олицетворяет собой необузданную, роковую, пьянящую, идущую из самых недр природы страсть жизни, возвращающую человека к непосредственной гармонии мира и единству всего со всем; второе, аполлонийское, окутывает жизнь «прекрасной кажимостью сновиденческих миров» , позволяя мириться с нею. Взаимно преодолевая друг друга, дионисийское и аполлонийское развиваются в строгом соотношении. В рамках искусства столкновение этих начал приводит к рождению древнегреческой трагедии , на материале которой Ницше и разворачивает картину становления культуры. Наблюдая за развитием культуры Древней Греции , Ницше заострил внимание на фигуре Сократа . Тот утверждал возможность постижения и даже исправления жизни посредством диктатуры разума . Таким образом, Дионис оказался изгнанным из культуры, а Аполлон выродился в логический схематизм. Совершённый насильный перекос и является источником кризиса культуры, оказавшейся обескровленной и лишённой, в частности, мифов .

      Смерть Бога. Нигилизм

      Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога . Она знаменует утрату доверия к сверхчувственным основаниям ценностных ориентиров, то есть нигилизм , проявившийся в западноевропейской философии и культуре. Процесс этот, по мнению Ницше, исходит из нездоровья самого духа христианского учения, отдающего предпочтение потустороннему миру.

      Смерть Бога проявляется в охватывающем людей ощущении бездомности , осиротелости, потери гаранта благости бытия . Старые ценности не удовлетворяют человека, так как он ощущает их безжизненность и не чувствует, чтобы они относились конкретно к нему. «Бог задохнулся в богословии, нравственность - в морали» , - пишет Ницше, они стали чужды человеку. В результате возрастает нигилизм, который простирается от простого отрицания возможности хоть какой-либо осмысленности и хаотического блуждания в мире до последовательной переоценки всех ценностей с тем, чтобы вернуть их на службу жизни .

      Вечное возвращение

      Способом, которым нечто обретает бытие, Ницше усматривает вечное возвращение : постоянство в вечности обретается через повторяющееся возвращение того же самого, а не через непреходящую неизменность . В таком рассмотрении на передний план выходит вопрос не о причине сущего, а о том, почему оно всегда возвращается таким, а не другим. Своеобразной отмычкой к этому вопросу служит представление о воле к власти : возвращается такое сущее, которое, сообразуя действительность с собой, создало предпосылки для возвращения.

      Этической стороной вечного возвращения является вопрошание о сопринадлежности ему: так ли ты сейчас есть, чтобы желать вечного возвращения того же самого. Благодаря такой постановке каждому мгновению возвращается мера вечного: ценно то, что выдерживает испытание вечным возвращением, а не то, что изначально в перспективу вечного может быть помещено. Воплощением сопринадлежности вечному возвращению является сверхчеловек .

      Сверхчеловек

      Сверхчеловек - это человек, которому удалось преодолеть дробность своего существования, который вернул себе мир и поднял взор над его горизонтом. Сверхчеловек, по словам Ницше, смысл земли , в нём природа обретает своё онтологическое оправдание. В противоположность ему, последний человек представляет вырождение человеческого рода, живёт в полном забвении своей сущности, отдав её на откуп звериному пребыванию в комфортных условиях.

      Воля к власти

      Воля к власти является тем фундаментальным концептом, который лежит в основании всего ницшевского мышления и пронизывает его тексты на каждом участке. Будучи онтологическим принципом, она вместе с тем представляет собой основополагающий метод анализа и социальных, и психологических, и природных явлений - ракурс, с которого философом интерпретируется их протекание: «Что именно волит здесь власти?» - вот вопрос, который имплицитно задаётся Ницше во всех его исторических и историко-философских изысканиях. Учитывая всё вышесказанное, ясно, что его понимание является принципиальным для понимания ницшевской философии.

      С содержательной точки зрения, воля к власти в философии Ницше представляет собой ответ не только на вопрос «Что такое жизнь?», но и на вопрос «Что есть сущее в своей глубочайшей основе?» Она, таким образом, есть сущность и живой, и неживой природы, в том числе, разумеется, и человеческого поведения . При этом следует остерегаться понимать «власть» в этом словосочетании по аналогии с социальной властью, властью одного живого существа над другим, поскольку следствиями воли к власти являются в том числе альтруистические побуждения, воля к творчеству, познанию, вообще все жизненные явления, которые не представляется возможным вписать в столь узкую мотивировку и т. д. Подобное упрощение этого понятия приводит и приводило к глубоко ошибочному толкованию всей ницшевской мысли. Как отмечает О. Ю. Цендровский, «ключ к его корректной интерпретации содержится в импликациях немецкого слова Macht . Macht обозначает не некоторую возможность, имеющийся у нас в распоряжении диспозитив, как мы это понимаем, говоря: „У меня есть власть“. Немецкое Macht подразумевает актуальный процесс, это не то, что может быть использовано сейчас или припасено на потом, а то, что действительно всегда, постоянно проявляется. Таким образом, немецкое Macht, особенно в контексте ницшевской философии, было бы лучше передать словом „властвование“. Воля к власти есть воля к властвованию, а ещё точнее: само властвование , непрестанно самоосуществляющаяся сила, схваченная в аспекте её экспансивной природы. Властвование является глубочайшей природой всего сущего, способом его всегдашнего существования, а не какой-то внеположной целью, одной из многих. Всякая постановка цели, движение к ней уже есть акт властвования» [неавторитетный источник? () ] .

      Далее, метафизика воли к власти предполагает присутствие на наиболее фундаментальном уровне двух важнейших этически окрашенных оппозиций. Она вводит различие между следующими режимами функционирования определяющей все сущее воли к власти: утверждением и отрицанием, активностью и реактивностью . Утверждение выражает экспансивную природу воли к власти, её исходное устремление к неограниченному росту, развитию, созиданию. В режиме же отрицания - по существу, служебном, - воля к власти реализует себя через разрушение, противление. Непосредственным выражением отрицания является установка на разрушение чего бы то ни было, на уничтожение, осмеяние, отвержение (в том числе мира сего во имя потустороннего мира в христианстве).

      С другой стороны, всякая сила обладает способностью функционировать в активном и реактивном режиме. Активная сила разворачивает свои возможности во всей их полноте, до предела, она полностью реализует себя. Реактивный режим, напротив, предполагает подавление максимального самоосуществления наличной силы - процесс сам по себе необходимый, но приводящий к патологии в случае его доминирования в жизнедеятельности. «Реактивный, или пассивный, образ поведения, - пишет Цендровский, - отделяет жизнь от её высших возможностей, подавляет деятельность. Посему он выражается в приспособлении, подлаживании, инертности в отношении себя и других: бытие становится не творческой, экспансивной волей, а реакцией, голым поддержанием существования. Реактивность проповедует смирение, воздержание, недеяние, послушание, отказ от власти и имущества, от сильных чувств - все способы опреснения и обескровливания. В сочетании с отрицанием она порождает аффекты мелкой злобы, зависти, мстительности: подавленные реакции, не нашедшие выхода в полноценном действии против того, что вызвало раздражение, - рессентимент , как называет это Ницше» [неавторитетный источник? () ] .

      Доминирование данных установок, позже названное Ницше нигилизмом в широком смысле этого слова, является патологией и порождает деструктивность во множестве её психологических, социальных и культурных проявлений.

      Таким образом, различение между утверждением и отрицанием, активностью и реактивностью составляет центр притяжения наследия философа и его метафизики воли к власти, образуя прямой её переход в область этики. Все оппозиции, вокруг которых организованы сочинения Ницше, - великое и посредственное, благородное и низкое, свободный ум и связанный ум, мораль господ и мораль рабов , Рим и Иудея, прекрасное и безобразное, сверхчеловек и последний человек - уходят корнями в эту основополагающую бинарность его учения. Меняются лишь аспекты рассмотрения исходного противопоставления позитивного (здорового) и негативного (нездорового) способа существования.

      Взгляды на женский пол

      Ницше также уделял большое внимание «женскому вопросу», отношение к которому у него было чрезвычайно противоречивым. Одни комментаторы называют философа женоненавистником, вторые ― антифеминистом, третьи ― поборником феминизма.

      Влияние и критика

      Начиная с 1890-х годов философ Владимир Соловьёв вёл полемику с Ницше и в прессе, и в своих философских сочинениях. На создание главного его труда, посвящённого вопросам морали, «Оправдание добра » (1897), его побудило несогласие с ницшевским отрицанием абсолютных нравственных норм. В этой работе Соловьёв пытался соединить представление об абсолютной ценности морали с этикой, допускающей свободу выбора и возможность самореализации. В 1899 году в статье «Идея сверхчеловека» он выражал сожаление, что философия Ницше воздействует на русское юношество. По его наблюдениям, мысль о сверхчеловеке относится к числу наиболее интересных идей, завладевших умами нового поколения. К ним же можно отнести, по его мнению «экономический материализм » Маркса и «абстрактный морализм » Толстого. Подобно другим противникам Ницше, Соловьёв сводит философию морали Ницше к надменности и своеволию.

      «Дурная сторона ницшеанства бросается в глаза. Презрение к слабому и больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту, присвоение себе заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого значения - во-первых, себе единолично, а затем себе коллективно, как избранному меньшинству „лучших“, господских натур, которым всё позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих, - вот очевидное заблуждение ницшеанства»

      В. С. Соловьёв. Идея сверхчеловека // В. С. Соловьёв. Собрание сочинений. СПб., 1903. Т. 8. С. 312.

      Ницше как композитор

      Ницше учился музыке с 6 лет, когда мать подарила ему рояль, а в 10 лет уже пробовал сочинять. Он продолжал заниматься музыкой в школьные и студенческие годы.

      Основными влияниями на раннее музыкальное развитие Ницше были венская классика и романтизм .

      Ницше много сочинял в 1862-1865 годах - фортепьянные пьесы, вокальную лирику. В это время он работал, в частности, над симфонической поэмой «Эрманарих » (1862), которая была завершена лишь частично, в виде фортепьянной фантазии. Среди песен, сочинённых Ницше в эти годы: «Заклинание» на слова А. С. Пушкина ; четыре песни на стихи Ш. Петёфи ; «Из времён юности» на стихи Ф. Рюккерта и «Течёт ручей» на стихи К. Грота ; «Буря», «Всё лучше и лучше» и «Дитя перед потухшей свечой» на стихи А. фон Шамиссо .

      Среди более поздних сочинений Ницше - «Отзвуки новогодней ночи» (первоначально написано для скрипки и фортепиано, переработано для фортепианного дуэта, ) и «Манфред. Медитация» (фортепианный дуэт, ). Первое из этих сочинений раскритиковал Р. Вагнер , а второе - Ганс фон Бюлов . Подавленный авторитетом фон Бюлова, после этого Ницше практически перестал заниматься музыкой. Последним его сочинением стал «Гимн дружбе» (), который много позднее, в 1882 году, он переработал в песню для голоса и фортепиано, позаимствовав стихотворение своей новой знакомой Лу Андреас фон Саломе «Гимн жизни» (а несколько лет спустя Петер Гаст написал аранжировку для хора и оркестра).

      Произведения

      Основные произведения

      • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм » (Die Geburt der Tragödie , 1872)
      • «Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen , 1872-1876)
      1. «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller , 1873)
      2. «О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für das Leben , 1874)
      3. «Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher , 1874)
      4. «Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth , 1876)
      • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов » (Menschliches, Allzumenschliches , 1878). С двумя дополнениями:
        • «Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprüche , 1879)
        • «Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten , 1880)
      • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenröte , 1881)
      • «Весёлая наука » (Die fröhliche Wissenschaft , 1882, 1887)
      • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого » (Also sprach Zarathustra , 1883-1887)
      • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего » (Jenseits von Gut und Böse , 1886)
      • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral , 1887)
      • «Казус Вагнер » (Der Fall Wagner , 1888)
      • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом » (Götzen-Dämmerung , 1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка»
      • «Антихрист. Проклятие христианству » (Der Antichrist , 1888)
      • «Ecce Homo. Как становятся сами собою » (Ecce Homo , 1888)
      • «Воля к власти » (Der Wille zur Macht , 1886-1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд. 1906), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht - Versuch einer Umwertung aller Werte ), о чём упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).

      Прочие произведения

      • «Гомер и классическая филология» (Homer und die klassische Philologie , 1869)
      • «О будущности наших образовательных учреждений» (Über die Zukunft unserer Bildungsanstalten , 1871-1872)
      • «Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам» (Fünf Vorreden zu fünf ungeschriebenen Büchern , 1871-1872)
      1. «О пафосе истины» (Über das Pathos der Wahrheit )
      2. «Мысли о будущности наших образовательных учреждений» (Gedanken über die Zukunft unserer Bildungsanstalten )
      3. «Греческое государство» (Der griechische Staat )
      4. «Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой» (Das Verhältnis der Schopenhauerischen Philosophie zu einer deutschen Cultur )
      5. «Гомеровское соревнование» (Homers Wettkampf )
      • «Об истине и лжи во вненравственном смысле» (Über Wahrheit und Lüge im außermoralischen Sinn , 1873)
      • «Философия в трагическую эпоху Греции» (Die Philosophie im tragischen Zeitalter der Griechen , 1873)
      • «Ницше против Вагнера» (Nietzsche contra Wagner , 1888)

      Юношеские произведения

      • «Из моей жизни» (Aus meinem Leben , 1858)
      • «О музыке» (Über Musik , 1858)
      • «Наполеон III как президент» (Napoleon III als Praesident , 1862)
      • «Фатум и история» (Fatum und Geschichte , 1862)
      • «Свободная воля и фатум» (Willensfreiheit und Fatum , 1862)
      • «Может ли завистник быть действительно счастливым?» (Kann der Neidische je wahrhaft glücklich sein? , 1863)
      • «О настроениях» (Über Stimmungen , 1864)
      • «Моя жизнь» (Mein Leben , 1864)

      Кинематограф

      • В фильме Лилианы Кавани «По ту сторону добра и зла» (англ.) русск. (итал. «Al di là del bene e del male» , ) Ницше воплощает Эрланд Юзефсон (Лу Саломе - Доминик Санда , Пауль Реё - Роберт Пауэлл , Элизабет Фёрстер-Ницше - Вирна Лизи , Бернард Фёрстер (нем.) русск. - Умберто Орсини (итал.) русск. ).
      • В биографическом фильме Жулиу Брессане (порт.) русск. «Дни Ницше в Турине» (англ.) русск. (

      Фридрих Вильгельм Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche ; 15 октября 1844 — 25 августа 1900) — немецкий философ, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения имеют форму набора афоризмов. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Её интерпретация довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

      Ницше родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия) в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—-1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался.
      Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.
      В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему лишь после смерти.
      Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью (ядерная «мозаичная» шизофрения). Возможно, болезнь была вызвана сифилисом, но её предыдущее течение было нетипичным для сифилиса. С тех пор Ницше проживал в Германии, где о нём заботились мать и сестра. Скончался в психиатрической лечебнице в Веймаре.

      Часто причиной ярких достижений в философии и искусстве является непростая биография. Ницше Фридрих, один из самых значительных философов второй половины 19 века, прошел непростой короткий, но очень плодотворный жизненный путь. Расскажем о вехах биографии, о самых значительных произведениях и взглядах мыслителя.

      Детство и происхождение

      15 октября 1844 года в Восточной Германии, в небольшом городке Реккене появился на свет будущий великий мыслитель. Каждая биография, Ницше Фридрих не исключение, начинается с предков. И вот с этим в истории философа не все ясно. Есть версии, что он происходит из польского дворянского рода по фамилии Ницкие, это подтверждал и сам Фридрих. Но есть исследователи, которые утверждают, что семья философа имела немецкие корни и имена. Они предполагают, что «польскую версию» Ницше просто выдумал, чтобы придать себе ореол исключительности и необычности. Точно известно, что два поколения его предков были связаны со священнослужением, со стороны обоих родителей деды Фридриха были лютеранскими священниками, так же как и его отец. Когда Ницше было 5 лет, его отец умер от тяжелого психического заболевания, и воспитанием мальчика занималась мать. К матери он испытывал нежную привязанность, а с сестрой у него были тесные и очень сложные отношения, сыгравшие большую роль в его жизни. Уже в раннем детстве Фридрих демонстрировал желание быть не таким как все, и готов был на разные сумасбродные поступки.

      Образование

      В 14 лет Фридрих которого еще даже не начала зарождаться, был отправлен в знаменитую гимназию Пфорта, где преподавали классические языки, античную историю и литературу, а также общеобразовательные предметы. В языках Ницше был прилежен, а вот с математикой у него было очень плохо. Именно в школе у Фридриха возникает сильный интерес к музыке, философии, античной литературе. Он пробует себя на писательской стезе, много читает немецких литераторов. После школы, в 1862 году Ницше отправляется учиться Боннский университет на факультет теологии и философии. Со школы он чувствовал сильную тягу к религиозной деятельности и даже мечтал, как отец стать пастором. Но в студенческие годы его взгляды сильно изменились, и он стал воинствующим атеистом. В Бонне отношения с однокашниками у Ницше не сложились, и он перевелся в Лейпциг. Здесь его ждали большие успехи, еще во время учебы его пригласили на работу профессором греческой словесности. Под влиянием своего любимого учителя, немецкого филолога Ф. Ричли, он согласился на эту работу. Ницше с легкостью сдал экзамен на звание доктора философии и отправился преподавать в Базель. Но Фридрих не ощущал удовлетворения от своих занятий, филологическая среда начала его тяготить.

      Юношеские увлечения

      В юности Фридрих Ницше, философия которого только начала формироваться, испытал два сильных влияния, даже потрясения. В 1868 году он знакомится с Р. Вагнером. Музыкой композитора Фридрих был очарован и раньше, а знакомство произвело на него сильнейшее впечатление. Две неординарных личности нашли между собой много общего: оба любили древнегреческую литературу, оба ненавидели сковывающие дух социальные оковы. На три года между Ницше и Вагнером установились дружеские отношения, но позже начали охлаждаться и полностью прекратились после того, как философ опубликовал книгу «Человеческое, слишком человеческое». Композитор нашел в ней явные признаки душевной болезни автора.

      Второе потрясение было связано с книгой А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Она перевернула взгляды Ницше на мир. Мыслитель высоко ценил Шопенгауэра за способность сказать правду своим современникам, за готовность идти наперекор общепринятым представлениям. Именно его работы подтолкнули Ницше к написанию философских работ и на смену рода занятий - теперь он решил стать философом.

      Во время франко-прусской войны работал санитаром, и все ужасы с полей сражений, как ни странно, только укрепили его в мысли о пользе и оздоравливающем влиянии таких событий на общество.

      Здоровье

      Еще с детства не отличался крепким здоровьем, был очень близорук и слаб физически, возможно, это и стало причиной того, как складывалась его биография. Ницше Фридрих имел плохую наследственность и слабую нервную систему. В 18 летнем возрасте у него начались приступы сильной головной боли, тошноту, бессонницу, он переживал долгие периоды сниженного тонуса и угнетенного настроения. Позже к этому прибавился нейросифилис, подхваченный от связи с проституткой. В возрасте 30 лет у него начался резкий спад здоровья, он почти ослеп, испытывал изматывающие приступы головной боли. Его начали лечить опиатами, что привело к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В 1879 году Ницше ушел на пенсию по состоянию здоровья, пособие ему платил университет. И он начал перманентную борьбу с болезнями. Но именно в это время оформляется учение Фридриха Ницше и значительно растет его философская продуктивность.

      Личная жизнь

      Философ Фридрих Ницше, идеи которого изменили культуру 20 века, был несчастлив в отношениях. По его словам, в его жизни было 4 женщины, но только 2 из них (проститутки) сделали его хоть немного счастливым. У него с ранней юности были сексуальные отношения с сестрой Элизабет, он даже хотел на ней жениться. В 15 лет Фридрих подвергся сексуальному насилию со стороны взрослой женщины. Все это радикально повлияло на отношение мыслителя к женщинам и на его жизнь. Он всегда хотел в женщине видеть в первую очередь собеседника. Интеллект для него был важнее сексуальности. Одно время он был влюблен в жену Вагнера. Позже он был очарован психотерапевтом Лу Саломе, в которую также был влюблен его друг, писатель Пауль Рее. Некоторое время они даже жили вместе в одной квартире. Именно под влиянием дружбы с Лу он напишет первую часть своего знаменитого труда «Так говорил Заратустра». Дважды в жизни Фридрих делал предложения руки и сердца и оба раза получил отказ.

      Самый продуктивный период жизни

      С выходом на пенсию, несмотря на мучительную болезнь, философ вступает в самую продуктивную эру своей жизни. Ницше Фридрих, лучшие книги которого стали классикой мировой философии, за 10 лет пишет 11 своих главных произведений. За 4 года он написал и издал самый известный свой труд «Так говорил Заратустра». Книга не только содержала яркие, необычные идеи, но и формально она была не типичной для философских трудов. В ней сплелись размышления, миология, поэзия. За два года после издания первых частей Ницше становится популярным мыслителем Европы. Работа над последней книгой «Воля к власти» продолжалась несколько лет, в нее вошли размышления и более раннего периода. Издана работа была уже после смерти философа благодаря стараниям его сестры.

      Последние годы жизни

      В начале 1898 года резко обострившаяся болезнь привела к тому, что завершилась философская биография. Ницше Фридрих на улице увидел сцену избиения лошади, и это спровоцировало у него припадок безумия. Врачи так и не нашли точных причин его болезни. Скорей всего здесь сыграл роль комплекс предпосылок. Лечения доктора предложить не могли и направили Ницше в психиатрическую лечебницу в Базеле. Там его содержали в комнате, обитой мягкой тканью, чтобы он не мог причинить себе вреда. Врачи смогли привести пациента в стабильное состояние, то есть без припадков буйства и разрешили забрать его домой. Мать ухаживала за сыном, стараясь максимально облегчить его мучения. Но она через несколько месяцев умерла, а у Фридриха случился который полностью обездвижил его и лишил возможности говорить. Последнее время за философом ухаживала сестра. 25 августа 1900 года, после еще одного удара, Ницше скончался. Ему было всего 55 лет, похоронили философа на кладбище в родном городе рядом с родственниками.

      Философские взгляды Ницше

      Философ Ницше известен во всем мире благодаря своим нигилистским и радикальным взглядам. Он очень резко критиковал современное европейское обществ, в особенности ее христианские основания. Мыслитель считал, что со времен Древней Греции, которую он рассматривает как некий идеал цивилизации, происходит распад и деградация культуры Старого Света. Он формулирует собственную концепцию, названную позже «Философией жизни». Это направление считает, что человеческая жизнь неповторима и уникальна. Каждый индивид ценен своим опытом. И главным свойством жизни он считает не разум или чувства, а волю. Человечество пребывает в постоянной борьбе и достойны жизни только сильнейшие. Отсюда вырастает идея о Сверхчеловеке - одна из центральных в доктрине Ницше. Размышляет Фридрих Ницше о любви, смысле жизни, истине, роли религии и науки.

      Основные произведения

      Наследие философа невелико. Его последние работы издавала сестра, которая не постеснялась отредактировать тексты в соответствии со своим мировоззрением. Но и этих работ было достаточно, чтобы Фридрих Ницше, произведения которого входят в обязательную программу по истории философии в любом ВУЗе мира, стал настоящим классиком мировой мысли. В список его лучших книг входят, кроме уже упомянутых, труды «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Рождение трагедии из духа музыки», «К генеалогии морали».

      Поиски смысла жизни

      Размышления о смысле жизни и цели истории - это базовые темы европейской философии, не мог стоять от них в стороне и Фридрих Ницше. О смысле жизни он говорит в нескольких своих трудах, полностью его отрицая. Он утверждает, что христианство навязывает людям мнимые смыслы и цели, по сути, обманывая людей. Жизнь есть только в этом мире и нечестно обещать какую-то награду в потустороннем мире за моральное поведение. Так, говорит Ницше, религия манипулирует человеком, заставляет его жить ради тех целей, которые неорганичны человеческой природе. В мире, где «Бог мертв», человек сам несет ответственность за свой моральный облик и человечность. И в этом и состоит величие человека, что он может «стать человеком» или остаться животным. Также смысл жизни мыслитель усматривал в воле к власти, человек (мужчина) должен стремиться к победе, иначе существование его бессмысленно. Смысл истории Ницше видел в воспитании Сверхчеловека, его еще нет и социальная эволюция должна привести к его появлению.

      Концепция сверхчеловека

      В своей центральной работе «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке. Этот идеальный человек рушит все нормы и устои, он смело добивается власти над миром и другими людьми, ему чужды ложные сантименты и иллюзии. Антиподом этого высшего существа является «последний человек», который, вместо смелой борьбы со стереотипами, избрал путь комфортного, животного существования. По мнению Ницше, современный ему мир насажден такими «последними», поэтому он видел в войнах благо, очищение и возможность для перерождения. была положительно оценена А. Гитлером и принята как идеологическое обоснование фашизма. Хотя сам философ ни о чем таком и не помышлял. Из-за этого работы и имя Ницше были под категорическим запретом в СССР.

      Цитаты

      Философ Ницше, цитаты которого разошлись по миру, умел говорить емко и афористично. Поэтому многие его высказывания так любят приводить различные ораторы по любым поводам. Наиболее известными цитатами философа о любви стали слова: «Люди, не способные ни на настоящую любовь, ни на крепкую дружбу, всегда делают ставку на брак», «В любви всегда есть немного безумия..., но и в безумии всегда есть немного разума. О противоположном поле он высказывался очень хлестко: «Идешь к женщине - бери плетку». Его личным девизом были слова: «Все, что меня не убивает - делает меня сильнее».

      Значение философии Ницше для культуры

      Сегодня из работ которого можно встретить во многих работах современных философов, уже не вызывает таких яростных споров и критики, как в начале 20 века. Тогда его теория стала революционной и породила много направлений, которые существовали в диалоге с Ницше. С ним можно было соглашаться или спорить, но уже нельзя было игнорировать. Идеи философа оказали сильное влияние на культуру и искусство. Под впечатлением от работ Ницше, например, Т. Манн написал своего «Доктора Фаустуса». Его направление «философия жизни» дало миру таких выдающихся философов, как В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер.

      Яркие люди всегда вызывают любопытство людей, не избежал этого и Фридрих Ницше. Интересные факты его биографии ищут исследователи, о них с удовольствием читают люди. Чем была необычна жизнь философа? Например, он всю жизнь увлекался музыкой, был неплохим пианистом. И даже когда потерял разум, он создавал музыкальные опусы и импровизировал в больничном холле. В 1869 году он отказался от прусского гражданства и остаток жизни прожил, не относясь ни к одному государству.



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций