Контроль в дошкольном образовательном учреждении. «Рабочая шпаргалка по проведению тематического контроля в ДОУ Сравнительный контроль в доу таблицы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

«Внутрисадовский контроль - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В ДОУ

К.Ю. БЕЛАЯ

1. КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

«Внутри садовский контроль - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

Контроль может различаться по времени и содержанию .

По времени:

  • предупредительный,
  • текущий,
  • итоговый,
  • отсроченный.
  • фронтальный,
  • тематический.

Чаще всего контроль носит персональный характер, так как проверяется и анализируется деятельность конкретной личности (итоги деятельности).

В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Однако в практике работы дошкольных учреждений сложились и используются такие формы контроля, как оперативный, тематический, итоговый.

Контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы ДОУ. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля, охватывающей все направления деятельности ДОУ, вызывает трудности у многих руководителей.

При помощи контроля руководитель получает информацию. В свою очередь, информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной. Поэтому так важно остановиться еще раз на понятии «система».

СИСТЕМА - это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов.

Исходя из этого определения, мы можем говорить о системе контроля, где каждым отдельным ее компонентом являются:

  • цели,
  • задачи,
  • содержание контроля,
  • формы его проведения.

При реализации контроля от руководителя требуются следующие умения: собирать, обрабатывать и систематизировать поступающую информацию, затем анализировать и оценивать ее. Эти умения помогают применить наиболее правильные, наиболее обоснованные и оптимальные решения.

Можно говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении.

ПОСТРОИТЬ СИСТЕМУ ВНУТРИ САДОВСКОГО КОНТРОЛЯ - ЗНАЧИТ:

  • определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовать эта система;
  • отобрать содержание в соответствии с представленными задачами;
  • выбрать формы, методы его проведения;
  • определить группу инспектирующих участников, которые будут осуществлять контроль, и их взаимодействие;
  • распределить полномочия и ответственность каждого.

Качество и эффективность контроля зависит не только от правильной постановки целей, отбора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средства, процедуры, формы избрал руководитель.

Следовательно, важно не только, что является предметом контроля, но и как он будет осуществляться.

Руководитель должен уметь выстроить определенную логическую структуру, четкую последовательность действий. Продумать их повторяемость, цикличность, воспроизводимость.

Даже хорошо продуманный, спланированный механизм организации контроля в процессе проведения может быть реализован с разной степенью успешности.

2. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ

Для получения информации в ходе системного контроля важно на первое место ставить цели, задачи и содержание, а формы организации контроля (или его виды) - на второе. Руководителю иногда полезно как бы проинспектировать результаты своего контроля, поинтересоваться, была ли система контроля, как анализировалась деятельность педагогов, какие выводы, советы, рекомендации им давались, каковы результативность и эффективность осуществляемого контроля. Чтобы форма не стала преобладать над содержанием и смыслом контрольной деятельности, не всегда оправданно стремление отдельных руководителей педантично просчитывать и обозначать все виды контроля в плане. Отбирая содержание или изучаемый объект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен.

Часто можно слышать различные формулировки типа «эффективность проведенного контроля низкая, почти равна нулю». Попытаемся ответить на вопросы:

  • Что мы вкладываем в понятие эффективности?
  • Какие показатели эффективности можно выделить?

Чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным.

Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны.

Итак, чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т.е. контроль должен быть чувствителен к сбоям.

А чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:

  • информированность;
  • полноту охвата и выделения проблем, их актуальность;
  • выбор целей;
  • четкую спланированность;
  • заинтересованность всех ее участников;
  • повторность.

В очередной раз мы подчеркиваем, что информационные потоки, полученные в ходе контроля, должны быть приведены в систему. Сбор, анализ и систематизация информации необходимы для осуществления коррекции и позволят проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом.

В ходе контроля оценивается деятельность педагога (сотрудника). Объективность оценки результатов зависит от того, чью деятельность оценивают, кто, где, когда, при каких обстоятельствах и в какой форме.

Важно установление между руководителем и педагогом отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества.

Одна из задач, которую решает руководитель, - максимально раскрыть творческий потенциал воспитателя.

Успешному решению этой задачи способствуют:

  • отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки;
  • создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск оптимальных вариантов организации;
  • моделирование педагогического процесса;
  • предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;
  • создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого.

Увлеченность воспитателя может вывести его на самостоятельное оценивание результата работы с детьми. И тогда руководителю лучше использовать систему предупредительного, аудиторского контроля. В этом случае педагог воспринимает контроль как совет, помощь. Действительно, в данном случае подсказка, совместное обсуждение последовательности работы дает наибольший эффект и результат.

3. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

В 1998 году Минобразования РФ направило в территории Рекомендации об инспектировании в системе общего и профессионального образования РФ

Органам управления образованием, образовательным учреждениям предложено руководствоваться этими рекомендациями при организации инспектирования.

В документе подчеркивается следующее.

Инспекционный контроль - это:

  • проверка результатов деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руководителей и других должностных лиц, а также с целью изучения последствий реализации этих актов;
  • система проверок с использованием документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения обучающимися образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению целей контроля.

Внутренний контроль осуществляется руководителями органов управления образованием и образовательных учреждений в отношении подчиненных им подразделений и должностных лиц.

Инспектирование осуществляется в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и аудита.

МОНИТОРИНГ - постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования, сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования.

АУДИТ - инспектирование по запросам с целью консультирования должностных лиц по вопросам применения законодательства и т.п., без принятия к ним мер административного воздействия, для установления правомерности их решений.

В рекомендациях раскрывается содержание инспектирования, проводимого государственными органами управления образованием субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных органов управления образованием, руководителями образовательных учреждений, их учредителями.

Руководитель образовательного учреждения и (или) по его поручению заместители руководителя осуществляют инспекционный контроль деятельности подразделений в данном случае детского сада и должностных лиц по вопросам:

  • использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению, достоверности данных при составлении отчета учредителю (учредителям) и общественности о расходовании этих средств;
  • организации методического обеспечения образовательного процесса;
  • реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, рабочих программ курсов, дисциплин;
  • соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
  • соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;
  • промежуточной аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля успеваемости в соответствии с уставом образовательного учреждения и Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • обеспечения в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
  • работы подразделений общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; в рамках компетенции образовательного учреждения и в соответствии с должностными обязанностями.

В 1998 году утверждена Инструкция о порядке инспектирования (04.06.98). К инструкции прилагаются Правила этики поведения инспектирующего, которые предполагают:

  • честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
  • стремление к точности и уважение к очевидности;
  • достоверность изложенных фактов;
  • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
  • уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;
  • понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образованием, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
  • оценку результатов деятельности осуществлять по набору показателей с учетом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
  • уважительное отношение и предположение в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
  • понимание того, насколько серьезно изложенное суждение (мнение) инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
  • действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности и указанием на конкретную проверку.

* * *

Контроль в образовательном учреждении может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.

Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.

Инспектирование в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, и регулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Инспектирование в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и воспитанников, организация питания, выполнения режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Инспектирование в виде административной работы осуществляется руководителем образовательного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и воспитанников.

Минобразования России обращает внимание органов управления образованием, что инспекционно-контрольная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях должна быть направлена не на проведение непосредственных проверок деятельности педагогических работников, а на повышение качества образовательной деятельности педагогов путем совершенствования внутреннего контроля, проводимого руководством дошкольного образовательного учреждения.

(Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 № 236/23-16
«Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений»)

4. КАК ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА

Вопрос о разграничении полномочий в инспектировании деятельности ДОУ между органами образования и руководителем ДОУ всегда актуален.

Объектом инспектирования всегда является педагогический процесс. При этом объектом инспектирования (экспертизы) органами образования должна стать именно управленческая деятельность руководителя, старшего воспитателя ДОУ, а не работа воспитателя.

Качество работы воспитателя, музыкального руководителя, любого специалиста, а также оценка знаний, умений, навыков детей, их воспитанность должны изучаться и оцениваться руководителями ДОУ.

Однако и внутри ДОУ можно выделить объекты оценивания.

Реальная оценка, как результат внутрисадовского контроля, складывается из:

  • самооценки воспитателя;
  • оценки родителей;
  • оценки руководителя (или экспертной группы);
  • итоговой оценки.

Хорошо, если в учреждении разработана шкала оценок, которая имеет несколько вариантов оценок (словесная, цветовая, бальная, процентная). Это позволит в разных случаях использовать ту или иную оценку.

Так, при организации оперативного контроля лучше использовать цветовую оценку, а при анализе педпроцесса - словесные оценки результативности работы.

Например: «Вы провели занятие на высоком уровне».

В практике чаще используется четырехступенчатая система оценки, предложенная Б.И. Какаевым:

  • Высокий уровень (отлично).
  • Достаточный уровень (хорошо).
  • Критический уровень (удовлетворительно).
  • Недостаточный уровень (неудовлетворительно).

В практике организации контроля важно не только продумать цели и задачи, точно сформулировать вопросы, но и определить показатели результативности или критерии оценки. Критерии оценки должны иметь определенную степень выраженности. Например, при оценке профессиональных умений и качеств воспитателя используются знаки «++», «+», «–», «– –» (табл. 1).

Таблица 1. Примерная шкала оценок

Словесная

Цветовая

Бальная

Значок

Процентная

Высокий уровень

3 балла

«++»

от 76 до 100%

Достаточный уровень

2 балла

«+»

от 66 до 75%

Критический уровень

1 балл

«-»

от 41 до 65%

Недопустимый уровень

0 баллов

«- -»

от 0 до 40%

Оценка кадров - одна из важнейших функций в руководстве коллективом.

Оценка труда, в зависимости от того, как она осуществляется, будет способствовать развитию, творчеству или, наоборот, пассивности.

Важно и то, какие методы использует руководитель при организации контроля.

Так, для изучения состояния педагогического процесса наиболее эффективными являются следующие методы:

  • наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);
  • анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);
  • беседа (обязательно с обменом мнениями);
  • анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);
  • хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);
  • изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса, или для получения иной информации);
  • устная или письменная проверка знаний.

5. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ

Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль - это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, руководителю важно сравнить методы и приемы работы двух воспитателей, работающих в одной возрастной группе детского сада, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.

Одно из требований, которое необходимо учитывать руководителю, - это плановость и гласность контроля.

Многие руководители ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. План может быть представлен в такой форме (табл. 2).

Таблица 2. План оперативного контроля

Вопросы

на

контроле

Возрастные группы, недели месяца

младшая

средняя

старшая

подготовительная к школе

День диагностики, регулирования и коррекции

Одной из новых форм организации оперативного контроля является проведение в дошкольном учреждении дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК).

Целью проведения этих дней является оперативная диагностика, выработка мер по регулированию деятельности педагогического коллектива, перевод на качественно новый уровень организации педагогического процесса.

ДРК - это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. При этом от руководителя требуется умение подготовить коллектив, убедить в важности такого исследования собственной деятельности, правильно обозначить цель, задачи, объект, предмет, методы организации для регулирования и коррекции.

Тематика ДРК может быть разной, но организация всегда включает:

1. Инструктаж тех, кто проводит, и с кем будет проводиться ДРК.

2. Составляется общая программа дня, возможно, что каждый участник-организатор составляет свою программу.

3. Определяются сроки проведения ДРК и обработки полученных материалов.

4. Готовятся схемы, диаграммы, таблицы, отбираются диагностические методики, которые будут использоваться.

5. Предварительно анализируются материалы и документация по тематике ДРК.

6. Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях внутрисадовского управления в зависимости от цели и объема микроисследований: на педсоветах, методических мероприятиях, совещаниях и др.

6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

1-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т.п.

2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

Формы плана могут быть самые разные.

По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.

1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение. Наличие в методическом кабинете ДОУ разработок, рекомендаций в помощь к планированию.

4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога (табл. 3).

Таблица 3.

План тематического контроля

Цель: _______________________________________________________
Проверка проводится с _____ 20____ г. по _____ 20___ г.

Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки , разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Руководитель, старший воспитатель сада, обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

В некоторых садах используется такой порядок тематического контроля:

  • изучаются отдельные, заранее определенные вопросы;
  • результаты каждого изучения фиксируются в специальных схемах-листах, тщательно анализируются.

Затем по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу.

Составленные и проанализированные по единой схеме (независимо от того, кто проверял) материалы тематического контроля являются хорошим банком данных о состоянии дел в детском саду по разделам программы и по годам.

4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача руководителя - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Для того чтобы распределить обязанности и четко спланировать тематическую проверку во времени, руководитель может использовать таблицу (табл. 4).

Таблица 4.

Даты

проведения контроля

Возрастные группы

Младшая

Средняя

1-я половина дня

2-я половина дня

1-я половина дня

2-я половина дня

Понедельник

Просмотр

режимных

моментов

Проверка плана работы (ст. восп.)

Посещение

занятий (заведущ.)

Анализ

предметной среды

Вторник

Посещение

занятий

(ст. восп.)

Проверка плана работы

(заведующ.)

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к аттестации.

7. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

В деятельности руководителя постоянно возникает необходимость подведения результативности работы за разные периоды, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам. Инструментарием здесь является итоговый контроль. Если мы говорим о результатах педагогического процесса, то это итоги работы ДОУ за полугодие, учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Могут быть итоги не временные, а содержательные - тематические.

Например, детский сад внедрял опыт работы «Построение педагогического процесса на интегрированной основе - проведение интегрированных занятий и использование тематического планирования», следовательно, необходимо подвести итоги данной работы. Или в детском саду использовали определенную систему закаливающих мероприятий, и важно проследить, оценить результаты, как это сказалось на здоровье детей.

В этих случаях руководитель может осуществлять мониторинг, основанный на сравнении показателей в начале, середине, по окончании работы.

8. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Одним из направлений работы руководителя дошкольного образовательного учреждения является организации контроля деятельности различных его служб. Очень важно при этом правильно распределить контролирующие функции между ответственными лицами, которые входят в круг администрации детского сада и отвечают за одно, из направлений деятельности дошкольного учреждения.

Обычно:

  • старший воспитатель отвечает за воспитательно-образовательный процесс,
  • медсестра - за медицинскую деятельность, включая оздоровление и питание,
  • завхоз - за финансово-хозяйственную деятельность.

Детальный контроль работы по этим трем направлениям могут осуществлять специалисты, а руководитель должен уметь оперативно решать проблемы в целом и акцентировать внимание на актуальных вопросах.

Для оценки эффективности оздоровительной работы рекомендуется разработать план медико-педагогического контроля, учитывающий специфику деятельности дошкольного учреждения

Сегодня многие ДОУ имеют в штате не только медсестру и диетсестру, но и медицинских сестер по массажу, ЛФК и физиотерапии. Контролировать их работу должен врач, если он работает в ДОУ, или непосредственно руководитель детского сада. Для того чтобы правильно организовать контроль работы медицинских работников детского сада, руководителю необходимо владеть информацией по нормированию работы и формам отчетности медсестры массажа, медсестры ЛФК и медсестры физиотерапии.

Рассмотрим более подробно организацию контроля и анализа оздоровительной работы в ДОУ с учетом распределения контролирующих функций между вышеуказанными специалистами

Старший воспитатель контролирует:

Контроль работы воспитателей в группах осуществляется ежедневно, что позволяет возлагать на них персональную ответственность, например, за отсутствие проведения того или иного планового мероприятия.

Для обеспечения условий по оздоровлению детей медсестра ДОУ контролирует:

Выделим основные объекты медико-педагогического контроля:

  • санитарное состояние и содержание участка;
  • санитарно-гигиеническое состояние помещений;
  • оборудование помещений;
  • организация питания;
  • соблюдение питьевого режима;
  • динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  • состояние здоровья детей;
  • мероприятия, проводимые в случае карантина;
  • состояние одежды и обуви детей;
  • организация двигательного режима;
  • осуществление системы закаливания;
  • организация прогулок;
  • проведение физкультурных занятий с детьми;
  • проведение оздоровительных мероприятий в течение дня;
  • состояние искусственного плавательного бассейна и соблюдение правил его использования;
  • организация дневного сна;
  • организация физкультурно-оздоровительных праздников, досуга и развлечений.

АЛГОРИТМ КОНТРОЛЯ

При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:

  1. Определение цели и объекта контроля.
  2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
  3. Сбор информации.
  4. Ее анализ.
  5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
  6. Проверка исполнения рекомендаций.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИСТЕМНОГО КОНТРОЛЯ.

  1. Вопросы, требующие постоянного контроля.
  • Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
  • Учебно – воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.
  • Результаты медицинского осмотра детей.
  • Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
  • Организация питания.
  • Посещаемость.
  • Выполнение режима дня.
  • Выполнение санэпидемрежима.
  • Вопросы преемственности в работе детского сада и школы.
  • Повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов детского сада.
  • Работа с молодыми воспитателями, наставничество.
  • Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.
  • Работа с неблагополучными семьями.
  • Соблюдение правил внутреннего распорядка.
  • Техника безопасности.
  • Сохранность имущества.
  • Укрепление материальной базы.
  • Финансово – хозяйственной деятельности.

2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.

  • Анализ заболеваемости.
  • Выполнение натуральных норм питания.
  • Выполнение плана по детодням.
  • Проведение физкультурных досугов, развлечений.
  • Состояние документации в группах.
  • Анализ детских работ по ИЗО и ручному труду.
  • Выполнение решений педсовета.
  • Документация и отчетность подотчетных лиц.
  • Снятие остатков продуктов питания.
  • Проведение дней методической учебы педагогических кадров.
  • Уровень педагогического мастерства и состояние учебно - воспитательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году.
  • Подведение итогов смотров и конкурсов.

3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.

  • Участие в работе методических объединений.
  • Анализ детской заболеваемости.
  • Проведение дней здоровья.
  • Уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах.
  • Выполнение программы за квартал (по решению педагогического коллектива).
  • Выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.

Литература

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: Сфера, 2005.

2. Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатула В. Заведующий детским дошкольным учреждением. М.: Просвещение, 1984.

3. Дошкольное образовательное учреждение в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов / Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: ACT, 1998.

4. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н . Управление дошкольным образованием. М.: Академия, 1999.

5. Третьяков П.И., Белая К.Ю . Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001.

6. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова. М.: Прометей, 1995.

7. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представляю пошаговую инструкцию по проведению тематического контроля и созданию сопровождающих документов в ДОУ .

Контроль помогает собрать наиболее полную информацию, своевременно внести корректировку в деятельность конкретного педагога или педагогического коллектива в целом.

Нормативно-правовая база контроля:

1. Положение о должностном контроле в ДОУ.

2. Приказ об утверждении плана должностного контроля заведующего и текущего контроля воспитательно-образовательной работы в … учебном году:

  • циклограммы контрольной деятельности ДОУ;
  • план должностного контроля всех подразделений ДОУ;
  • план текущего контроля воспитательно-образовательной работы ДОУ.

3. Приказы о проведении тематического, фронтального, оперативного контроля, итогах проверки, на проведение повторной проверки, если есть необходимость.

4. Аналитический материал: схемы, таблицы, опросники, анкеты.

5. Итоговый материал: аналитические справки, выводы в схемах и таблицах, журнал контроля.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

«Рабочая шпаргалка по проведению тематического контроля в ДОУ»

Разделы: Работа с дошкольниками

В современном обществе педагогический процесс в ДОУ требует особого внимания и перемены, происходящие в обществе, диктуют новые пути создания в детском саду условий для активизации профессионального самосовершенствования и развития творческого потенциала педагогов. Я считаю, что это напрямую зависит от улучшения материально-технической базы и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, повышения методической грамотности и технологической компетентности педагогов, создания системы поощрения и стимулирования сотрудников.

Поэтому, на мой взгляд, насколько качественно и своевременно будут выполняться эти условия, настолько грамотно будет выстроен воспитательно-образовательный процесс в детском саду и от этого зависит качественный уровень услуг, предоставляемых семье в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.

Одной из моих функций, как заместителя заведующей по УВР, является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Основную цель контроля я вижу в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Контроль учебно-воспитательного процесса и его результатов, а именно уровня знаний, умений и навыков детей, их развития должен быть тщательно спланирован.

Так, в августе мы совместно с заведующей составляем перспективный план контроля воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, где мы предусмотрели тематический, фронтальный и оперативный контроль (Приложение 1) . В этот план нами включены следующие направления: охрана жизни и здоровья детей, выполнение режима прогулки, культурно-гигиенические навыки (при питании, одевании-раздевании, умывании), проведение развлечений, содержание книжных уголков, содержание и оформление уголков изодеятельности, содержание природных уголков, содержание и оформление музыкальных уголков, наличие дидактических игр по развитию речи, интеллектуальному развитию, наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми, наглядная педагогическая пропаганда для родителей, проведение родительских собраний.

Так как работа заместителя заведующей по УВР состоит и из других обязанностей, то хочется при проведении контроля тратить на заполнение документов как можно меньше времени. С большим интересом изучив рекомендации о контроле в дошкольном учреждении К.Ю.Белой, Л.М.Волобуевой, Н.С. Голицыной, О.А.Скоролуповой, я начала использовать многие из них, либо на их основе составлять свои. При этом придерживаюсь основного правила при работе с картами: заложить в них как можно больше информации за наблюдаемым процессом, и в то же время сделать так, чтобы записей при этом было, как можно меньше.

Таким образом, я накопила пакет документов для контроля воспитательно-образовательного процесса по следующим разделам:

  1. карты для оценки режимных моментов: организации утренней гимнастики (Приложение 2) , умывания, питания, разнообразной деятельности детей на прогулке, организации сюжетно-ролевых игр.
  2. карты для контроля, которые отражают результаты проведения занятий с детьми по разделам программы: развитию речи, РЭМП, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности (Приложение 3) , конструированию.
  3. В третий раздел собираю практический материал для тематического и оперативного контроля. (Приложения 4 , Приложение 5 , Пиложение 6 ).

При этом разные направления контроля планирую ежедневно (например, занятия с детьми), еженедельно (например, подготовка к занятиям), ежемесячно (охрана жизни и здоровья детей, наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми на месяц), 1 раз в квартал (например, наглядная агитация для родителей, проведение родительских собраний, содержание развивающей среды по разделам программы, исходя из годовых задач ДОУ).

В соответствующих графах, используя цветные геометрические фигуры фиксируем состояние работы по какому-либо вопросу: красный – высокий уровень, желтый – средний (допустимый) уровень, зеленый – низкий уровень, синий – неудовлетворительный (недопустимый) уровень, или знаки “++” – высокий уровень,“+” – допустимый уровень, “V” – низкий уровень, “–” – недопустимый уровень, или есть вопросы контроля, которые требуют ответа на вопрос “Выполняется ли определенное условие в группе или нет”, для чего использую такие обозначения, как “+” – соблюдается/выполняется необходимое условие, “–” – не соблюдается, “±” – частично выполняется/соблюдается.

Таким образом, своевременный, систематический и целенаправленный контроль воспитательно-образовательного процесса играет огромную роль в работе по повышению профессионального уровня методической грамотности и технологической компетентности педагогов, что в свою очередь, я считаю, положительно влияет на достижение высоких результатов в обучении и воспитании дошкольников. Так как условия современной жизни требуют образование высокого качества.

Материал подготовлен при использовании пособия:
Голицына Н.С. "Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ"

Контроль за реализацией программы

Некоторые педагоги, начиная работать старшим воспитателем, сразу стремятся утвердиться в этой должности и начинают активно осуществлять контроль за состоянием воспитательно-образовательного процесса. Это, конечно, важно и необходимо, но делать это надо не сразу, не с первых дней работы.

В первые месяцы можно ограничиться оперативным контролем, который позволяет собрать максимум информации за минимальное время и не особенно травмируя педагогов. А то, что приход методиста в группу волнует воспитателя, несомненно. Поэтому, начиная с оперативного контроля, методист постепенно и безболезненно подготовит педагогов к другим формам и методам контроля, которые дадут более полную и конкретную информацию об уровне педагогического мастерства воспитателей и степени реализации детьми Программы.

Однако любой контроль не является самоцелью. Он отражает состояние дел в детском саду. Составной его частью является педагогический анализ, позволяющий выявить причины успехов или неудач и определить перспективы дальнейшей работы.
Итак, оперативный контроль и анализ предполагают сбор информации «количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает. Проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для работы в книжном уголке и т.д.

Таким образом, оперативный контроль даёт информацию для последующего, уже более длительного контроля и анализа в процессе целевых посещений или тематической проверки, то есть он осуществляет функцию регулирования.

Необходимо предусмотреть систему организации оперативного контроля, имея в виду, что он осуществляется ежедневно, еженедельно, ежемесячно (анализ заболеваемости, выполнение натуральных норм, проведение спортивных развлечений, выполнение решений педсовета и т.д.), ежеквартально (выполнение сметы, проведение работы с семьёй, участие в методической работе и т.д.) Оперативный контроль осуществляется руководителем ДОУ, старшим воспитателем, врачом или медсестрой, завхозом, председателем профсоюзного комитета. Следует так же обеспечить гласность результатов оперативного контроля, представив его в таблице, в соответствующих графах которой можно показать цветом состояние работы по данному вопросу, а с помощью разных геометрических фигур – кто контролировал. Этот материал и является отчётом о проведении данного вида контроля.

Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль . Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:

  • Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;
  • Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;
  • Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;
  • Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
  • Совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приёмы работы педагога-мастера.

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Тематический контроль – более сложный и объёмный вид контроля. Он позволяет глубже изучить вопрос, вскрыть причины и определить направления оказания помощи. Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий, других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию Программы, воспитание и развитие ребёнка. Содержанием тематического анализа является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по определённым проблемам и, прежде всего по проблемам, указанным в годовых планах в виде конкретных задач.

Рассмотрим алгоритм действия в подобном случае. На основе анализа работы за прошедший учебный год было выявлено слабое освоение детьми того или иного раздела Программы. В годовом плане определены задачи совершенствования работы в этом направлении и намечен ряд мероприятий. После их проведения необходимо выяснить, насколько улучшилось состояние дел, какие проблемы ещё остались. Этому будет способствовать проведение тематической проверки. По её результатам могут быть определены направления работы, по которым необходимо дальнейшее улучшение работы, чтобы, таким образом, полностью реализовать годовую задачу.

Тематическая проверка может проводиться по итогам оперативного контроля, если он выявил недостатки, и нужно определить их причину и пути устранения. Возможны и другие поводы для проведения тематической проверки. Количество групп, выбранных для тематической проверки, определяется администрацией ДОУ исходя из общего количества групп или темы проверки.

Любая тематическая проверка, прежде всего, имеет определённую цель – например, необходимо выявить выполнение Программы по определённому разделу или состояние работы по формированию навыков и умений, тех или иных качеств личности ребёнка и т.д. Цель проверки не может быть сформулирована как вид детской деятельности или форма организации педпроцесса, например, занятие, сюжетно-ролевая игра и т.п. В процессе проверки любой формы организации воспитательно-образовательного процесса могут быть поставлены различные цели, и наоборот, определённые вопросы можно проанализировать, наблюдая разные формы работы с детьми.

Исходя из цели, определяется содержание методического контроля. Старшему воспитателю важно выяснить: что должны знать, уметь дети на данном этапе работы, что он должен увидеть в ходе проверки. Например, проверяя выполнение Программы по формированию грамматически правильной речи, следует выявить, как владеют дети согласованием слов в предложении, используют предлоги, образовывают множественное число имён существительных, употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных и т.п. Именно эти речевые навыки и умения и будут содержанием тематической проверки.

Содержание диктует формы организации деятельности детей , в которых оно наиболее полно и всесторонне раскрывается, поэтому недостаточно посмотреть одно занятие или игру. Следует проанализировать разные формы работы с детьми и выявить уровень усвоения знаний или воспитанности в организованной и самостоятельной деятельности детей. Например, анализируя уровень сформированности у детей временных представлений, надо не только посетить несколько занятий, где будут рассматриваться разные аспекты этой задачи (времена года, части суток, понятия вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентировка в часах), но и проанализировать, насколько дети овладели этими понятиями и пользуются ими в повседневной жизни, есть ли система в формировании у детей временных представлений.

Итак, определив содержание контроля, следует продумать, каким образом его изучать.

Ни одна тематическая проверка не может пройти без наблюдения педагогического процесса . Это основной метод любого контроля, так как он позволяет не только выявить уровень усвоения детьми Программы, но и определить степень владения педагогом методикой работы по данному вопросу. Наблюдение педагогического процесса может проводиться и самостоятельно, вне тематической проверки, как контроль по результатам текущей работы: контроль за выполнением предложений предыдущей проверки, проверка выполнения решений педсовета, внедрение материалов самообразования, передового опыта, материалов курсов, семинаров, консультаций, методических объединений и т.д.

Это и будет целью перечисленных наблюдений.

При подготовке к наблюдению важно не только чётко определить, что нужно посмотреть, но и выработать экономичную форму фиксации наблюдения, чтобы не делать громоздких записей во время просмотра, но иметь ёмкую и конкретную информацию для анализа. Наиболее приемлемой формой записи в этом случае являются блок-схемы. Чем подробнее будут разработаны вопросы в них, тем легче будет вычленить необходимую информацию и зафиксировать её условными значками или минимальным текстом.

После наблюдения занятия проводится его анализ, задача которого – показать педагогу, насколько целесообразно и методически правильно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие знаний, умений, навыков детей требованиям Программы и только после этого предложить свой анализ.

Интересную и достаточно объёмную информацию об уровне выполнения Программы по тому или иному разделу могут дать итоговые занятия. Используя этот метод контроля в тематической проверке, можно получить промежуточную информацию и скорректировать работу по проблеме. Итоговые занятия используются и как самостоятельный метод контроля в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке конечного результата деятельности педагога, время которого чётко определено. Например, звукопроизношение в конце года в средней группе, решение арифметических задач в конце года в подготовительной группе, знания детей о зиме и в конце февраля и т.д.

Примерное содержание и форма записи итогового занятия по выявлению представлений детей о времени в старшей группе


П\П
Фамилия, имя ребёнка Задания
1 2 3 4
1
2
3
4
20
Выводы:
  1. «Назови время года». Цель: определить время года по отрывку прозаического или стихотворного текста
  2. «Когда мы это делаем». Цель: соотнеси действия, совершаемые в определённые отрезки суток, с их названием (утро, день, вечер, ночь)
  3. «Было – будет». Цель: правильно назвать словом время событий: вчера, сегодня, завтра.
  4. «Неделька». Цель: знание детьми последовательности дней недели.

Одним из методов выявления уровня знаний всех группы и каждого ребёнка в отдельности является беседа с детьми. Он особенно эффективен для тех детей, которые слабо проявляют себя на занятиях.

При подготовке к беседе подбираются вопросы в соответствии с тематикой и возрастом детей, необходимый иллюстративный материал, выбирается наиболее приемлемая обстановка. Беседу проводит старший воспитатель, лучше – в присутствии воспитателя группы. Результаты фиксируются в блок-схеме, которая также заранее составляется старшим воспитателем. Количество детей должно быть достаточным для выявления состояния работы.

Примерная блок-схема


П\П
Фамилия, имя ребёнка Задания
1 2 3 4
1
2
3
4
20
Выводы:

Целесообразно составить перечень вопросов по разным темам в соответствии с Программой, на разные периоды года (начало, середина, конец), внести их в картотеку. Тогда ими можно пользоваться более динамично, так как при наличии картотеки их можно не записывать, указав только № карточки и номер вопроса.

Анализ детских работ также проводится в ходе тематической проверки, причём цель проверки не обязательно будет касаться выполнения Программы по рисованию, аппликации или лепке. Например, при проверке выполнения Программы по ознакомлению с окружающим целесообразно посмотреть, как это отражается в детских работах, а при проверке уровня развития речи – умение детей рассказывать о своей работе.

Как самостоятельный метод контроля анализ детских работ обязательно проводится после просмотра занятия по изобразительной деятельности, а также не реже одного раза в квартал для выявления уровня реализации Программы и коррекции работы по отдельным направлениям, например, уделить больше внимания рисованию по мотивам народного прикладного творчества, активизировать работу по обучению рисованию на широкой полосе листа и т.д.

Приступая к анализу детских работ, необходимо, прежде всего, уточнить, какими навыками и приёмами работы должны владеть дети на данном этапе, соотнеси их с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции решения изобразительных и технических задач – изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношения по величине и т.д. Эти вопросы могут войти в рубрики блок-схемы, в которую заносятся результаты проверки. Например, для анализа работ по лепке во второй младшей группе может быть составлена следующая блок-схема:


П\П
Фамилия, имя ребёнка Программные требования
Передача округлой формы Лепка удлинённой формы Сплющивание формы Соединение частей Украшение работы
1
2
20
Выводы по выполнению задач
Общие выводы и рекомендации

Выявлению причин отдельных недостатков в выполнении Программы способствует проверка плана. Она проводится только по отдельным темам, а не вообще в целом, причём за период не менее двух недель. Анализ плана используется также как самостоятельный метод контроля, в том числе предупредительного, так и в процессе тематических проверок. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки. Отбирая вопросы для анализа плана, следует, прежде всего, продумать, какова цель проверки: использование разных форм работы с детьми по данному направлению или решение задач по реализации определённого раздела Программы.

Пример постановки разных целей при анализе планирования подвижной игры
Цель: разнообразие подвижных игр по двигательной задаче.


П\П
Игры Выводы по группе
С бегом С прыжками С метанием С лазанием На равновесие
1
2
Выводы по видам игр

Цель: разнообразие подвижных игр по двигательной активности.


П\П
Игры Выводы по группе
Малой подвижности Средней подвижности Высокой подвижности
1
2
Выводы по видам игр

Цель: цикличность использования подвижных игр. Группа № ______

Планирование работы по патриотическому воспитанию дошкольников также может быть проанализирована по-разному.
Цель: выполнение Программы.

Содержание
знаний Виды работы вне занятий Выводы Экскурсии, целевые прогулки Рассматривание иллюстраций Беседы Чтение О Родине О Москве О родном городе О труде людей, знаменитых людях Об армии Общие выводы:

Выявить причины успехов или неудач в реализации Программы помогают анализ деятельности педагога, владение им методическими знаниями, практическими умениями и навыками руководства разнообразной детской деятельностью. Вот почему, наблюдая занятие или игру и анализируя знания, умения и навыки детей, следует определить вопросы для анализа деятельности педагога. Он может стать и самостоятельной целью наблюдения. В зависимости от уровня профессиональной подготовки воспитателя вопросы анализа могут быть поставлены по-разному. Анализируя работу начинающего педагога, следует обратить внимание на то, как он организует детей на занятие, обеспечивает интерес к обсуждаемой теме, как использует наглядность, как ставит вопросы, как активизирует детей, насколько реализовано заявленное программное содержание, и т.д. У опытного педагога эти вопросы не вызывают затруднений. Здесь важнее увидеть использование эффективных, нетрадиционных приёмов, способов организации детей, попытки расширения и углубления программного содержания на основе усвоения базиса знаний. Помимо наблюдений деятельности педагога, используются беседы с воспитателем по выявлению знания Программы, методики работы по изучаемой проблеме, умению видеть перспективы в своей работе со всей группой и с каждым ребёнком.

Результаты тематического контроля оформляются в справку или выступление на педагогическом совете по итогам проверки. Проведение отдельных методов контроля может быть зафиксировано в блок-схемах, но их анализ обязательно должен стать предметом обсуждения с педагогами индивидуально или, если методические ошибки носят массовый характер, коллективно. Если причиной выявленных недостатков является слабая компетентность педагогов, старший воспитатель выбирает формы оказания соответствующей методической помощи.

Фронтальный контроль предусматривает анализ выполнения Программы в целом, осуществление комплексного подхода к воспитанию детей. Как правило, фронтальный контроль предполагает анализ деятельности одной возрастной группы, но может быть организован и как контроль всех групп по одному вопросу.

Любой контроль не является самоцелью и не должен заканчиваться простой констатацией факта: дети не владеют знаниями, педагог не использует соответствующие методические приёмы и т.д. Неотъемлемая составная часть контроля – педагогический анализ, содержанием которого является определение причин успехов или неудач в реализации поставленных задач, а, выявив причины, уже можно определить пути исправления недостатков или способы распространения интересных педагогических находок.

Итак, зафиксировав результаты контроля при наблюдении занятия, анализе плана или собрав результаты тематической проверки, старший воспитатель приступает к анализу полученных материалов.

Проведя педагогический анализ наблюдения, беседы или комплекса использованных в ходе тематической проверки методов, необходимо сделать выводы и подготовить предложения. Если выводы основываются на анализе, они объективны и аргументированы. Если анализ сделан недобросовестно, поверхностно, на небольшом количестве просмотренного материала, они неубедительны. Конкретность предложений, выделение «болевых точек» в работе педагога, определение путей «лечения» позволят исправить положение, улучшить качество работы. Но если анализ выявил положительные результаты, в предложениях может быть отмечена рекомендация об обобщении опыта.

Слаженное функционирование современного детского сада с поступательным развитием не может обеспечиваться без реализации контроля в ДОУ - системы деятельности, способствующей определению эффективности комплекса воспитания и поиска путей по его усовершенствованию. Контролирующая функция является основой успешной реализации управленческих решений, она позволяет своевременно решать ряд важных задач:

  • систематически соотносить достигнутые результаты педагогической работы с актуальными нормативными требованиями;
  • оказывать своевременную консультативную и практическую помощь сотрудникам детского сада;
  • контролировать порядок выполнения и результаты реализованных управленческих решений;
  • способствовать распространению передового опыта.

Виды и формы контроля в ДОУ

Важность всесторонней реализации контролирующей функции, без которой невозможно определить уровень существующих проблем и возможности для развития учреждения, обуславливает актуальность классификации видов контроля в ДОУ, остающейся неоднозначной ввиду вариативности подходов. В современной педагогической науке выделяют два типа реализации контрольных функций - внешнюю и внутреннюю.

Внешний контроль осуществляется с целью:

  1. Выявления социально и культурно значимых объектов на территории микрорайона.
  2. Определения социального статуса семей, воспитывающих дошколят.
  3. Фиксации запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг - родителей воспитанников детского сада.
  4. Контроля обеспечения , не посещающих ДОУ.

Готовимся к проверкам

Рассказывает эксперт справочной системы «Образование»

Внутренний контроль является более сложной и многогранной системой, реализуемой для отслеживания динамики функционирования детского сада по всем ключевым направлениям деятельности - непосредственно воспитательной, методической, социально-психологической, хозяйственной, медицинской, организационной и т.д.

Скачать виды внутреннего контроля в ДОУ по ФГОС
Скачать бесплатно в.docx

Виды контроля по содержанию Содержание контроля Цели
Фронтальный

Выполняется с целью получения первичных сведений о функционировании детского сада в целом, работе отдельных подразделений или педагогических сотрудников.

Актуален при смене руководящего состава учреждения, определении тактики методической работы с новыми сотрудниками.

  1. Получение первичных данных о кадровом и материально-техническом обеспечении ДОУ.
  2. Определение сформированности педагогического процесса по отдельному направлению или комплексно.
  3. Выявление профессиональной компетентности нового сотрудника.
  4. Определение соответствия реализации образовательных услуг актуальным нормативным требованиям.
Тематический Тематический контроль, отражаемый в годовых планах ДОУ, осуществляется в соответствии с целями в разных возрастных группах для систематической актуализации внимания на отдельных аспектах воспитательной работы.
  1. Привлечение внимание воспитателей на ключевых задачах дидактического, развивающего и методического характера.
  2. Предупреждение неэффективной деятельности педработников по одному из направлений реализации рабочей программы.
  3. Оценивание результатов педагогической работы за контрольный период (месяц, полугодие, год).
  4. Распространение инновационного опыта ведения педпрактики.
Оперативный Направлен на выявление стадии работы сотрудников ДОУ над реализацией заданной проблемы. Оперативный контроль проводится только после предупреждения со стороны проверяющего лица.
  1. Предупреждение нарушений в работе педагогического коллектива по вопросам организации воспитательного процесса.
  2. Оперативное выявление несоответствия психофизического уровня развития воспитанников программных требованиям, а также определения круга причин возникновения такой ситуации.
Сравнительный Может реализоваться представителями административного состава при проверке двух воспитателей или проводиться двумя педработниками при взаимоконтроле.
  1. Сопоставление результатов профессиональной деятельности воспитателей параллельных возрастных групп.
  2. Определение отличий в работе педагогов ДОУ, ответственных за ведение воспитательного процесса в одной группе.
  3. Распространение передового опыта ведения педпрактики.
Самоконтроль Предусматривает систематическое проведение сотрудниками самоанализа и самокоррекции деятельности. Развитие у педагогических сотрудников (руководителя, заместителей руководителя, воспитателей) умения адекватно оценивать успешность реализации намеченных профессиональных целей.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Дополнительно в структуре контролирующих функций выделяют различные формы контроля в ДОУ по последовательности и периодичности:

  1. Предварительный мониторинг, который проводится с целью предупреждения ошибок еще до начала реализации запланированных процессов. Профилактический контроль очень важен или на этапах запуска экспериментальных образовательных проектов, расширения структуры и функций детского сада.
  2. Текущий, необходимый для соотнесения промежуточных результатов с прогнозируемыми и обеспечения своевременной реакции.
  3. Результирующий - заключительный мониторинг, в ходе осуществления которого фиксируют достигнутые результаты и анализируют причины их достижения для закрепления положительной динамики.
  4. Поисковый - комплекс разносторонних контролирующих мер, направленных на поиск оптимальной тактики достижения поставленной задачи в конкретных условиях.
  5. Исполнительный - порядок реализации рекомендаций, озвученных управленцами.


Оперативный контроль в ДОУ

Организация и обеспечение воспитательного процесса неизменно связаны с необходимостью реализации целого ряда задач, определить эффективность выполнения которых позволяет оперативный контроль в ДОУ - система управленческих мер, направленных на изучение хода и результатов педагогического процесса. Ошибочно полагать, что данный тип контролирующей функции основан исключительно на сборе количественных данных, а на их обобщении и анализе с последующим внесением изменений в организационные процессы.

Оперативный, или текущий контроль выполняется согласно разным моделям, выбор которых определяется с учетом специфики актуальных задач. С целью получения необходимой информации руководитель детского сада может проводить или инициировать проведение:

  1. Экспресс-диагностики - эффективного метода сбора данных для выявления актуального состояния воспитательного комплекса по конкретному направлению. Экспресс-диагностика осуществляется посредством анкетирования или тестирования, личных бесед с воспитателями, методистами, представителями семей.
  2. Выборочного контроля, который предусматривает оценивание профессиональной деятельности педработника, актуальный анализ воспитанности детей в группе, оценивание уровня , мониторинг условий педагогической работы или другие точечные вопросы. Эпизодические проверки выполняются в течение дня в ходе посещения руководителем детского сада групп, проведения консультаций и бесед.

С целью обеспечения непрерывной мониторинговой функции и эффективной управленческой работы целесообразно организовывать проверки по 5-7 вопросам ежемесячно и составлять справки по планированию оперативного контроля в ДОУ в произвольной форме, например:

Скачать образец справки по планированию оперативного контроля в ДОУ
Скачать бесплатно в.docx

Вопросы контроля Группы и недели месяца
Младшая Средняя Старшая Подготовит.
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV

При составлении карт оперативного контроля в ДОУ важно помнить о существовании круга компонентов воспитательного процесса, которые требуют управленческого вмешательства с различной периодичностью:

  1. Ежедневно. В ходе обхода планового контроля ДОУ руководителю важно проверить порядок выполнения нормативных требований по охране жизни и здоровья воспитанников, ход педагогической деятельности в группах, организацию питания, соблюдение режимных моментов, поддержание здорового психоэмоционального климата в коллективе, обеспечение методической поддержки молодых воспитателей, ход выполнения запланированных хозяйственных работ.
  2. Один раз в месяц. На основании данных, полученных в ходе систематического сбора сводок, анкетирования, бесед, руководитель ДОУ с помощью заместителя проводит анализ заболеваемости детского контингента, соблюдение натуральных норм питания, правильность заполнения документов воспитателями групп, ход проведения и результативность спортивных и музыкальных развлечений, уровень педагогического мастерства аттестуемых сотрудников, эффективность проведенных методических дней.
  3. Один раз в квартал. Ежеквартально оценивается анализ заболеваемости воспитанников и результативность проведения дней здоровья, выполнение программных требований в группах, соблюдение педагогами дошкольного образования рекомендаций по подготовке к аттестационному оцениванию и непрерывному самообразованию, участию членов педагогического коллектива в МО, эффективность взаимодействия воспитателей с семьями.
  4. Сводки, справки и таблицы, составленные в ходе реализации оперативного контроля, хранятся в дошкольной образовательной организации в течение 1 календарного года.

Тематический контроль в ДОУ представляет собой разновидность внутреннего мониторинга работы детского сада по заданному направлению. Главная его цель - комплексное изучение реализации педагогического процесса, своевременное внесение изменений в задачи педколлектива детского сада или отдельного педагога, совершенствование программного минимума. Управленческий процесс предполагает:

  • оценку профессиональной компетентности педагогов;
  • определение уровня воспитанности дошкольников, их навыков, умений и знаний;
  • анализ условий, которые были созданы для реализации образовательной программы;
  • оценку системы планирования учебно-воспитательной деятельности по выбранному направлению;
  • проверку уровня взаимодействия родителей и педработников , методов и форм работы с членами семей воспитанников.

В методкабинете хранится полная документация по мониторингу, в дальнейшем используемая в ходе подготовки к лицензированию или внешней проверке, выступая в роли подтверждения состояния педагогического процесса по заданному направлению. Темы проверки вносятся в годовое планирование. В обязанности старшего воспитателя и руководителя входит оказание всесторонней поддержки воспитателям в подготовке к проверке. Контроль осуществляется в четыре шага:

  1. Старший воспитатель разрабатывает проект тематического контроля, тогда как за исполнением приказа следит заведующий ДОУ или его заместитель. Определяются цели тематического контроля и результаты, которые должны быть достигнуты по итогам работы. Результативность оценивается в контексте взаимодействия с семьями дошкольников, внедрения ФГОС второго поколения, стимулирования самообразования воспитателей, модернизации учебно-воспитательного процесса или иному направлению.
  2. Учитывая региональные особенности, годовую задачу и результаты предыдущих контролей в ДОУ составляется план работы. За две недели до старта проверки воспитатели должны получить план-задание для ознакомления (чаще всего для проверки выбирается раздел ООП). Независимо от тематики мониторинга, план контроля включает пять блоков.
  3. Подготовительный этап предполагает определение сроков, выбор диагностических методик, формирование опросников, таблиц и схем для контроля результатов проверки. В методическом кабинете детского сада хранится экземпляр плана проверки, чтобы воспитатели могли в любой момент с ним ознакомиться. Старший воспитатель сопоставляет текущие разработки с теми, что использовались в предыдущих проверках, чтобы исключить использование малоэффективных методик. Этот шаг во многом зависит от руководителя, которому следует изучить локальную документацию, чтобы понять, насколько качественно и в какой форме проводилась работа ранее, аргументировать роль проверки в процессе улучшения деятельности детского сада.
  4. Последний этап - самый ответственный и важный, поскольку в ходе него все участники контроля (педагоги, руководитель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и медсестра) получают конкретные задачи со строгим порядком их выполнения. После этого сотрудники детского сада переходят к реализации плановых мониторинговых действий. Итоги проверки вносят в аналитическую справку, которую зачитывают на итоговом заседании педагогического совета.

Руководитель издает Приказ о проведении тематического контроля, фиксируя в документе сроки и тематику проверки. Различают три разновидности мониторинга.

Скачать три разновидности мониторинга
Скачать бесплатно в.docx

Тематическая проверка Управленческий процесс проводится с привлечением педколлектива к тем задачам, которые в детском саду реализуются недостаточно успешно. Контроль может оценивать выполнение образовательных, воспитательных, методических, развивающих и исследовательских задач. Анализируется степень выполнения годовых задач, обозначенных в плане работы на учебный год, и уровень освоения ООП по выбранным направлениям развития и учебным областям. Фиксируется в годовом плане работ, где указываются сроки проведения и выбранные темы, о чем воспитатели информируются за 4-8 недель. Проверка проводится в отдельных или всех возрастных группах. Длительность контроля составляет 1-3 дня. Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которую оглашают на заседании педагогического совета.
Итоговый контроль Проводится для оценки результатов работы за выбранный период (квартал, полугодие и год). Проверка затрагивает содержание учебно-воспитательной, методической или дидактической работы и степень выполнения поставленных задач. Эффективность работы за полугодие и год озвучивается на заседаниях педсовета. Регламентируется приказом заведующего, в котором фиксируются сроки и темы проверки. Анализируется условия для выполнения педагогических задач, степень освоения воспитанниками образовательной программы, педагогическое мастерство воспитателей.
Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которая зачитывается на педсовете.
Персональный контроль Проверке подвергается система работы, самообразования, уровень педагогического мастерства, навыки использования инновационных технологий и достижений педагогической науки отдельного педработника. Оценивается работа по поиску и устранению недочетов в профессиональной деятельности по заданной теме. Назначается приказом заведующего ДОУ, в котором фиксируются сроки и темы проверки. Воспитателя информируют о предстоящем контроле за 7-14 дней. Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которая зачитывается на педсовете.

Результат тематического контроля - аналитическая справка

Аналитическая справка о проведении проверки является логическим завершением процедуры тематического контроля в ДОУ по ФГОС, заполненные таблицы или тестовый доклад которой оглашается после завершения мониторинга. Документ состоит из трех смысловых частей, в которых находит отражение оценка всех блоков плана проверки.

  1. Вводная - основная информация о сроках и тематике проведения проверки, предмете изучения, целях и методах работы, ответственных за контроль.
  2. Аналитика - перечисляется и анализируются полученные в ходе проверки факты, выявляются причины обнаруженных недостатков работы и факторы, повлиявшие на них. Важно дать ответ на каждый поставленный в плане контроля вопрос, сформировать причинно-следственные связи между преимуществами и недостатками решения изучаемого вопроса.
  3. Завершение - обобщенные выводы и рекомендации педагогическому коллективу ДОУ с уточнением сроков их выполнения.

Планирование контроля в ДОУ на 2017-2018 учебный год

Внутренний мониторинг невозможно проводить без наличия плана, который составляется на месяц или год, учитывая локальные нормативные акты и план-график местного органа управления в сфере образования. Планирование контроля в ДОУ отражает: направления или мероприятия, которые подлежат проверке, основания для проведения, виды, сроки, цели мониторинга, контрольные результаты и рекомендации ответственных лиц, направленные на устранение обнаруженных недочетов.

Практика доказала эффективность графического (табличного) изображения плана внутреннего контроля, поскольку воспитателям важно знать:

  • когда и кто будет оценивать их педагогическое мастерство и учебно-воспитательный процесс;
  • какие критерии проверки будут использоваться;
  • осознавать, что мониторинг направлен на оценку эффективности работы, а не на личность.

Для разработки мониторингового плана из числа администрации ДОУ и ведущих специалистов формируется рабочая группа, которая определяет цели и задачи проверки, составляет алгоритм работы, распределяя между собой сферы ответственности и обязанности. Планируя контроль в ДОУ на 2017-2018 учебный год, рабочая группа или заведующая руководствуются положениями годового плана , на базе которого формирует месячный, где определяется перечень мониторинговых мероприятий, о чем незамедлительно информируют коллег. Разрабатывая план отдельной проверки, важно соотносить его с единой системой контроля в детском саду, чтобы достичь максимальной эффективности процедуры и строгого выполнения рекомендаций, выданных по ее завершению.

Тщательное планирование обеспечивает замкнутость управленческого цикла и опирается на ряд положений:

  • Мониторинг направлен не только на поиск недостатков работы, но и на эффективное устранение их, определение новых методов работы, способных повысить результативность учебно-воспитательного процесса.
  • Гласность проверки и строгий административный контроль способствуют воспитанию кадров, повышению уровня ответственности и педагогического мастерства, стремления к самообразованию педагогов.
  • Систематические проверки позволяют заведующей оперативно вмешиваться в учебно-воспитательный процесс, внося изменения и осуществляя управленческие функции, исключая момент стихийности работы. Мониторинг является эффективным инструментом поиска слабых звеньев работы и ее модификации, а не проформой бюрократической машины.
  • Тотальный контроль всех сфер профессиональной деятельности действует от обратного и провоцирует педагогическую небрежность, а скрытые проверки - недоброжелательность коллег. Мониторинг проводится не из-за недоверия к конкретному работнику, а для улучшения работы учреждения.

Методы и правила контроля в ДОУ по ФГОС

Реализация контролирующей функции со стороны руководителя ДОУ связана с рядом противоречий: с одной стороны, главному администратору важно обеспечить строгий контроль в детском саду по всем ключевым направлениям деятельности, что периодически связано с необходимостью вынесения выговоров, с другой - сохранить положительный эмоциональный настрой в коллективе, высокую профессиональную мотивацию сотрудников. Поэтому руководителям детских садов важно учредить правила проведения проверок в соответствии с актуальными нормами профессиональной этики, а также выбрать оптимальные методы контроля - прозрачные и комфортные для всех участников воспитательного процесса способы ведения мониторинговой деятельности, позволяющие получить объективные результаты.

Скачать таблицу методов контроля в ДОУ по ФГОС
Скачать бесплатно в.docx

Наблюдение Изучение актуальной ситуации в ходе посещения отдельных занятий или режимных моментов, ежедневного обхода групп.
Анализ Выявление причин сложившейся ситуации на основе зафиксированных фактов, поиск путей модернизации воспитательного процесса.
Беседы и консультации Обмен мнениями со специалистами ДОУ.
Обсуждение точечной мониторинговой ситуации с педагогами, родителями воспитанников для составления объективного мнения.
Проверка документации Ознакомление с документами планирования и отчетности - планово и внепланово.
Анкетирование Тематические опросы членов педагогического коллектива и потребителей образовательных услуг.
Проверка навыков и умений воспитанников Выявление соответствия знаний и умений воспитанников программным требованиям в ходе присутствия на занятиях, бесед, проведения игровых экспериментов.

При реализации контролирующей функции руководителю детского сада следует ориентироваться не столько на выявление недостатков воспитательного комплекса, сколько на определение причин сложившейся ситуации и поиск путей по ее их преодолению с последующим достижением положительной динамики. А это значит, что административные проверки не должны становиться самоцелью - в противном случае возможна утрата положительного настроя воспитателей на активную трудовую деятельность, снижение профессионального интереса и нежелание проводить непрерывный педагогический поиск.

  1. Выполнять плановый, а не точечный контроль. Практика выполнения мониторинга в случае возникновения инцидентов является в корне неправильной. Проведение систематических проверок воспринимается как норма, позволяющая воспитателям работать в психологически комфортной обстановке и демонстрировать лучшие профессиональные качества, а заведующему - получать достоверную информацию. Агрессивный контроль после фиксации нарушения способствует исключительно нагнетанию негативных реакций, поэтому он должен быть заменен совместным обсуждением выявленных ошибок, определением последующей тактики работы, при необходимости - предоставлением методической помощи .
  2. Важно избегать тотального контроля, который повлечет отказ сотрудниками от поиска прогрессивных решений, а впоследствии - станет причиной нежелания членов педагогического коллектива брать на себя ответственность за любые начинания.
  3. Учитывать индивидуальные особенности педагогов, ведь даже отличники дошкольного образования имеют недостатки.
  4. Отказаться от практики скрытых проверок без анонса ввиду высокой вероятности получения недостоверных сведений.
  5. Воспринимать контроль не как базовый инструмент реализации управленческой функции, а формальную обязанность. Важно помнить, что за качество организации воспитательного процесса и предоставления образовательных услуг первоочередно несет ответственность руководитель ДОУ, обязанный проявлять повышенную внимательность, твердость позиций и готовность непрерывно искать эффективные пути развития детского сада.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций