Конспект воспитательского занятия "арктика - удивительный край". Путешествие на Северный полюс или Увлекательные занятия на тему «Арктика» для детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 4»

Конспект открытого занятия

кружка «Кроссвордия»

«Арктика -

удивительный

край»

Составила и провела:

воспитатель 9 класса

Паращук Н. А.


Красноярск – 2016 г.

Игра-соревнование «Арктика – удивительный край»

Ход занятия

1. Организационный момент. «Разгадай тему урока».

Участвуют 2 команды: «Белый медведь» и «Полярная сова».

Айсберг – крупная глыба льда над водой

Река – водный поток, питающийся дождевыми, снеговыми, ледниковыми и подземными водами

Кустарник – многолетнее невысокое растение, ветвящееся от одного корня с поверхности земли и в отличие от деревьев не имеющее главного ствола.

Тайга – хвойный лес

Иней – тонкий слой ледяных кристаллов на земле, траве

Красная книга – списки с описанием животных и растений, находящихся под угрозой полного исчезновения

Атмосфера – газообразная оболочка Земли

Получилось слово А Р К Т И К А

В Арктике белой, в белой пустыне

Белый медведь грузно ходит по льдине,

Белая крачка по небу летит,

Белый белёк возле мамы лежит.

Айсберг белеет в белом тумане,

Белые стаи белух в океане.

Белой метлой ветер вихри метёт,

Белую песню про Север поёт.

2. Общая характеристика. Презентация.

Территория Северного Ледовитого океана с побережьем называется Арктикой.

Название произошло от древнегреческого слова «ἄ ρκτος», означающее «медведь», «медведица». Такое название регион получил из-за находящегося над ним созвездия Большой Медведицы.

Регион Арктика располагается за Северным полярным кругом, включает в себя Северный Ледовитый океан, Гренландию, несколько островов, а также северные оконечности Европы, России (Сибири), Аляски и Канады.

Общая площадь Арктики – 14 500 000 кв. км.

Процент площади Арктики от общей площади суши Земли составляет 6%.

Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина льда достигает 3 - 4 м.

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держатся почти весь год.

Зимой здесь долгая полярная ночь. Солнце совсем не показывается – темнота.

Ночь не мешает людям трудиться, а детям ходить в школу.

В Арктике возникает удивительной красоты полярное сияние.

Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло.

Температура лишь на несколько градусов выше 0.

Растительность очень скудная: преимущественно лишайники, мхи. Встречаются и цветы: полярный мак, камнеломка, пушица, ромашка, и даже деревья: карликовые ива и береза. Но они поднимаются над землей всего на несколько сантиметров.

Животный мир Арктики очень богат. Хозяин Арктики – белый медведь. Также встречается: морж, тюлень, овцебык, северный олень, белый песец, заяц-беляк, лемминг.

Животные морских глубин: касатка, белуха, гренландский кит, нарвал, кит-горбач, полярная акула.

Птицы северных широт: полярная сова, северная гагара, кайра, сизая чайка, белые гуси, арктические крачки, дикие утки.

Рыбы северных морей: камбала, морской окунь, сайка, пикша, треска, сиг, ряпушка, корюшка, хариус, нельма.

Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». Со 2 по 13 августа 2016 г. состоится IX российская молодежная экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!» на ледоколе «50 лет Победы».

К участию в экспедиции приглашаются учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:

    иметь опыт туристских походов 1 категории сложности;

    принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;

    ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.

В рамках IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» во всех школах страны проводится Всероссийский урок «Арктика – фасад России». Наше занятие называется «Арктика – удивительный край!».

3. Конкурс № 1 «Разминка».

Правда ли, что белые медведи – самые большие медведи в мире, они в два раза выше человека? (Да)

Верно ли, что детеныша кита называют китайчонком? (Нет)

Верно ли, что все собаки, которые громко лают, называются лайками? (Нет)

Верно ли, что огромные бивни моржа – это его зубы, с помощью которых он выбирается на лед, защищается от врага? (Да)

Верно ли, что над водой видна ровно половина айсберга? (Нет)

Верно ли, что тюлени и моржи неуклюжи на суше, зато легки и проворны в воде? (Да)

Верно ли, что ледник – это человек, который сильно замерз? (Нет)

Верно ли, что с помощью меховых подушечек на лапках песцы спасаются от холода и не проваливаются в рыхлый снег? (Да)

Верно ли, что белые медведи не умеют плавать? (Нет)

Верно ли, что рог у нарвала торчит прямо изо рта, имеет длину 3 м, весит 10 кг? (Да)

4. Конкурс № 2 «Буквы разбежались»

(собрать слово – повесить картинку на доску)

МЕДВЕДЬ КОТИК ВОЛК

КИТ ОВЦЕБЫК ОЛЕНЬ

ГАГАРА ПЕСЕЦ ТЮЛЕНЬ

МОРЖ СОВА ГУСИ

5. Конкурс № 3 «Чего не хватает?» (наклейки на картинки животных)

6. Конкурс № 4 «Видеозагадки».

7. Конкурс № 5 «Пазлы» (разрезные картинки животных Арктики)

8. Конкурс № 6 Кроссворд «Животный мир Арктики».


Тема: «Дикие животные Арктики и Антарктики»

Подготовила и провела для детей средней группы

Воспитатель I КК И.Н. Анциферова

Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Оборудование : глобус, картинки животных севера, дидактические игры.

Методы и приемы : беседа, пальчиковая гимнастика.

Цель : Знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешнему виду, образу жизни и повадках.

Задачи :

Обучающие:

Формировать у детей представление о животных севера;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

Расширение словарного запаса.

Развивающие:

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к животным севера.

Ход занятия .

1. Оргмомент. Пальчиковая гимнастика .

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).

2.Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Назовите приметы зимы. А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? Ребята, а вы знаете, что такое север? Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? Посмотрим на глобус.

Это уменьшенная модель Земли. Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика

Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

3. Беседа о животных Арктики и Антарктиды.

Рассматривание с детьми картинок диких животных холодных стран.

Закрепление в словаре обобщающего понятия "животные Северных стран". Воспитатель рассказывает детям о том, чем питаются животные Арктики и Антарктиды, где они живут, как называются их детёныши. Даётся характеристика внешнего вида животных, обращается внимание детей на части тела животных (туловище, голова, хвост, рога, копыта, ласты, клыки и т.д.).

4. Работа по развитию речевого дыхания :

«Сдуй снежинки» - сдувание с ладошки кусочков бумаги, ватки.

5. Отгадывание загадок :

Он медлительный, клыкастый,

Лапы у него как ласты,

И в бассейне зоопарка

Зверю северному жарко.

(Морж)

Приезжайте в Антарктиду!

На родном материке

Я гуляю с важным видом

В черно-белом сюртуке.

(Пингвин)

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад.

(Белый медведь)

На полярном берегу

Все законы строгие.

Но морозы и пургу

Терпят ластоногие.

Хоть от края и до края

Ледяной суровый мир,

Но от холода спасает

Их подкожный толстый жир.

(Тюлень)

6. Дидактические игры : «Животные холодных стран», «Животные Севера».

Игра : « У кого кто?»

У белого медведя медвежонок, а у белки….

У тюленя тюлененок, а у лисы…..

У моржа моржонок, а у лося…

У северного оленя олененок, а у волка…

У вороны вороненок, а у пингвина…

У галки галчонок, а у полярной совы…

7.Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итог. Где находится Арктика (На Северном полюсе).

Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние).

Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржа, тюленя, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белуху, кита).

Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять, у многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Конспект

организованной образовательной деятельности

на тему: «Путешествие в Арктику»

для детей подготовительной группы.

Воспитатель первой квалификационной категории

Ивенская Венера Минвалиевна.

Пгт.Берёзово, ХМАО-Югра

Форма проведения : игровая.

Цель : Систематизация знаний о жизни животных в Арктике.

Задачи.

Образовательные:

акрепить представление детей по теме «Животные Севера» ;

Учить экспериментировать, делать выводы.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес и любознательность;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать выразительную речь;

Согласовывать речь и движения;

Обогащать словарь по теме занятия.

Воспитательные:

Вызывать у детей любовь к природе;

Воспитывать интерес и стремление изучать природу.

Предварительная работа . Чтение произведений художественной литературы В. Катаев «Цветик – семицветик», Г- Х. Андерсен «Снежная королева», А.Рогожин «Северные мотивы», Н.Сладков «Полярной ночью», «Во льдах», «Птичий базар», «В тундре» Г.Снегирев «Пингвиний пляж», А.Членов «Как Алеша жил на Севере»; просмотр презентаций, альбомов, картин, иллюстраций по теме «Арктика»; беседы; заучивание стихов, загадок; составление рассказов о северных животных;

ООД - развитие элементарных математических представлений по теме: «Умка ищет друга», развитие речи по теме: «Звери и зверята»,аппликация по теме «Животные альбиносы» , лепка «Животные полярных областей»; изготовление макета «Арктический пейзаж»; подвижные игры народов Севера «Белые медведи», «Пингвины с мячом»; сюжетно – ролевые игры «Полярные исследователи», «Обитатели Крайнего Севера»; строительные игры «Арктическая исследовательская станция»; дидактические игры «Узнай по описанию», «Фантазеры», «Кому, что нужно».

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, совместная деятельность взрослых и детей.

Материалы и оборудование:

глобус, покрывало, красные флажки на липучках, цветик - семицветик, предметные картинки и буквы для выкладывания слова «Артика», разрезанные квадраты из картона, тазы с водой, салфетки, детский крем, двусторонняя цветная бумага, презентация «Арктика», мультимедийное оборудование, сугробы и снежинки из синдипона, игрушка Умка.

Ход ООД.

Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, выполнив задание. Возьмите по одной картинке и рассмотрите ее. Определите первый звук в слове – названии предмета, изображенного на картинки, и найдите соответствующую букву. Подойдите к доске и выложите из этих букв слово и прочтите его. Цифры на картинках помогут выложить вам слово.

Дети выкладывают слово «Артика»

Воспитатель. Мы отправимся в Арктику. Узнать, где она находится, нам поможет предмет, который я спрятала. Отгадав загадку, вы узнаете этот предмет.

Ребенок загадывает загадку.

Ребенок.

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где с вами мы живем!

А если в космос мы взлетим,

То из окна ракеты

Увидим шар наш голубой-

Любимую планету.

(И.Петросян)

Воспитатель. О чем говорится в стихотворении?

Дети. О планете Земля.

Воспитатель. Как называется модель нашей планеты, уменьшенной в десятки миллионов раз?

Дети. Глобус.

Убираю покрывало с глобуса.

Воспитатель. Кто из вас знает, где находится Арктика?

Дети. На Крайнем Севере

Воспитатель . Что такое Арктика?

Дети . Это огромный Северный Ледовитый океан, постоянно покрытый льдом.

Воспитатель . Какая там погода?

Дети. В полярных районах земли всегда холодно, здесь, даже летом температура воздуха редко поднимается выше нуля.

Воспитатель. Что такое тундра?

Дети . В Артике прилегающие к Северному Ледовитому океану суши называют тундрой.

Воспитатель . Летом снег и лед в тундре тают, появляются растения.

Правда у них очень короткие корни, так, как под верхним слоем оттаявшей почвы земля остается замороженной и называется вечной мерзлотой. Давайте найдем на глобусе Арктику и обозначим ее красными флажками.

Дети находят на глобусе Арктику.

Воспитатель. В каком городе мы живем?

Дети. Березово.

Воспитатель. Арктика находится не так далеко от нас. Но если мы будем добираться на каком - либо виде транспорте, то займет немало времени. Как вы думаете, как можно быстро туда попасть?

Дети предлагают невероятные предложения.

Воспитатель . Нам поможет цветик – семицветик.

Но прежде, чем мы попадем на северный полюс, давайте с вами разберемся, что вы наденете.

Воспитатель. Мы наденем теплые куртки …

Дети составляют предложения по образцу. Мы наденем теплые куртки, меховые шапки, теплые валенки, меховые сапоги, шерстяные варежки. И т.д.

Воспитатель . Теплую одежду мы приготовили, пора отправляться в дорогу.

Закрываем глаза и произносим.

Дети закрывают глаза и хором произносят слова.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли-

Быть по – моему вели.

Воспитатель. Вели, что бы мы оказались в Арктике!

Звучит аудиозапись «Вьюга»

Ребенок.

На Крайнем Севере зима,

Заснежены просторы.

Полгода вместо солнца – тьма,

И ярко светят звезды.

Воспитатель. Какая погода в Арктике зимой?

Дети. Здесь холодно, морозно, ветрено.

Воспитатель . Как называется удивительное небесное явления природы, которое можно видеть в этих местах.

Дети. Северное сияние.

Показ слайдов с изображением северного сияния

Воспитатель . Арктика – царство снега и льда. Как здесь пустынно! Ребята, а кто это?

Достаю из под сугроба медвежонка Умку.

Воспитатель. Здравствуй, Умка, почему ты такой грустный?

Умка. Я хотел построить из льдинок домик, а они рассыпались.

Воспитатель. Ребята, что же делать?

Дети. Надо научить Умку собрать квадраты из частей.

Дети складывают квадраты из частей.

Умка. Спасибо, теперь я смогу построить ледяной домик.

Воспитатель. Умка, а почему ты играешь один, где твои друзья?

Умка. Я маленький, ни с кем не успел подружиться.

Воспитатель. Ребята, давайте познакомим Умку с животными Арктики.

Дети садятся на стулья и смотрят презентацию.

Воспитатель. Как ни сурова природа Арктики, здесь обитает много животных.

Слайд «Овцебык»

Воспитатель. Что за зверь?

Дети. Овцебык.

Воспитатель. Кто может рассказать Умке про это животное.

Рассказ детей по желанию по перфокартам.

Ребенок.

К ветрам холоду привык

Заросший шерстью овцебык.

Он все подряд жевать готов:

Мог, ягель, веточку кустов.

Красивый, скромный, добрый зверь,

Жаль малочисленный теперь.

(Н.Радченко)

Воспитатель. Умка, ты запомнил, как называется это животное.

Умка. Овцебык.

Слайд «Песец»

Воспитатель. Дети, скажите Умке, кто это?

Ребенок.

Песец – полярная лисица

Жить в Заполярье не боится,

Песцов от вечной мерзлоты

Спасают шубы и хвосты.

(О.Квитко)

Воспитатель. Песцы относятся к семейству псовых. Песец тявкает и умеет рычать, как собака. Детенышей песца называются щенком.

Умка, познакомься еще с одним северным животным.

Слайд «Северный олень»

Воспитатель. Как называется это животное?

Дети . Северный олень.

Воспитатель. Кто хочет рассказать Умке про северного оленя.

Ребенок.

Белой тундрой целый день

Ходит северный олень,

Разгребает снег копытом,

Сладкий ягель ест досыта.

(И.Ковязин)

Воспитатель . Ребята, а вы знаете, для чего люди разводят оленей?

Ребенок.

Люди в тундре выжить не смогли бы

Без оленей северных – карибу.

На оленей в тундре вся надежда:

Все от них и транспорт и жилье,

И еда, и обувь, и одежда.

Без оленей в тундре не житье.

(Н.Радченко)

Воспитатель . Умка, поиграй с нами в игру «Олени, волки».

Описание игры. В зале находятся несколько обручей, в каждом из них находится двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре мама,

С нею оленята.

Топают по снегу

Оленята малые

Терпеливо слушая

Наставленья мамины

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова « Волк идет!» оленята убегают в свои домики (обручи). Пойманных оленей волк уводит к себе.

Воспитатель. Продолжим рассказывать Умке о животных Арктики.

Слайд «Морж»

Воспитатель. Как называется это животное?

Дети Морж.

Ребенок.

Правда, толстокожий морж

На слона чуть- чуть похож?

Бивни носит он, как слон,

Да и весит пару тонн.

Но живет он в царстве льда,

Где холодная вода.

Закаленный, хладостойкий,

С толстой жировой прослойкой.

И питается не фруктами –

Рыбой и морепродуктами.

(Н.Радченко)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, зачем моржам такие длинные и крепкие бивни?

Дети . С помощью бивней моржи взбираются на льдины, защищаются от врагов и выкапывают из песка или ила моллюсков.

Воспитатель . Пора познакомить с хозяином этих мест. Арктика – владения белого полярного медведя.

Слайд «Белый медведь»

Умка. Ой, это же моя мама.

Воспитатель. Да, Умка, все белые медведи - твоя родня.

Умка. Мы белые медведи, очень любим, плавать и нырять.

Воспитатель. Хотите узнать, почему медведь даже в сильный мороз не покрывается льдом, когда вылезает из воды. Давайте проведем опыт.

Дети подходят к столу, на котором расставлены тазы с водой, лежат детский крем и салфетки.

Воспитатель . Опустите руку в воду и тут же выньте. Что вы видите?

Дети. Рука стала мокрой.

Воспитатель. А что произойдет, если ударит сильный мороз?

Дети. Рука покроется льдом.

Воспитатель. Теперь вытрите руку салфеткой и смажьте ее жирным кремом. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?

Дети. Вода не покрывает руку, она собралась в капельки, которые скатываются с руки.

Воспитатель. Попробуйте встряхнуть руку. Что случилось с каплями воды?

Дети. Они слетели с руки.

Воспитатель . Значит, если в сильный мороз на руке воды не будет.

Дети …нечему будет превращаться в лед.

Воспитатель . Кто сделает вывод?

Ребенок.

Когда белый медведь вылезает из воды, он встряхивается. Капли воды слетают с его шерсти потому, что мех медведя покрыт жиром.

Воспитатель. Умка, дети правы?

Умка. Да, все правильно.

Воспитатель. Умка, мы тебя познакомили только с некоторыми животными Арктики.

Ты можешь с ними подружиться. Ребята, давайте сделаем подарки для Умки и его новых друзей.

Умка, что ты любишь есть?

Умка . Рыбу.

Воспитатель . Давайте сделаем рыбок из бумаги. Перед работой надо разогреть пальцы.

Проводится пальчиковая гимнастика.

На севере белый мишутка живет,

(Растирают предплечье и кисти рук )

Но только, как бурый, он мед не сосет.

(Наклоняются вправо - влево, покачивают указательным пальцем вправо – влево)

Наш Умка пытается рыбку ловить.

(Складывают ладони вместе, выполняют ими движения вверх- вниз)

Чтобы вкусно покушать и жить - не тужить.

(Поглаживают живот и хлопают в ладоши)

Дети садятся за столы, делают из бумаги рыбок (оригами)

Воспитатель. Вот сколько рыбок мы сделали для тебя, Умка, и для твоих друзей.

Умка благодарит.

Воспитатель. Пора нам возвращаться в детский сад.

Ребята прощаются с Умкой .

Воспитатель . Вернемся с помощью глобуса. Всем необходимо коснуться глобуса, чтобы никто не остался на Северном полюсе.

Давайте глобуса коснемся

И в детский сад вернемся.

Дети касаются глобуса.

Рефлексия.

Воспитатель. Дети, понравилось ли вам путешествие? Где были? Кого встретили? С какими животными мы познакомили Умку? Что нового узнали? С каким настроением вы вернулись?

Ответы детей.

Список литературы.

1. Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа. Волгоград, издательство «УЧИТЕЛЬ», 2012.

2. Осина, И.А. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа: учебное пособие/И.А.Осина (и др.).

3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М., Мозаика-Синтез, 2014.

4. Скоролупова О.А.Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО Технология введения ФГОС дошкольного образования. Старший дошкольный возраст. – Москва, издательство «СКРИПТОРИЙ 2003»,2015.

5. Черноиванова Н.Н.и другие. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы. Технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - Волгоград, издательство «УЧИТЕЛЬ»,2016. Журнал. «Ребенок в детском саду» №7/2015.с.76

Сценарий внеклассного мероприятия

Тема: «В Арктику!»

Вид: игра.

Класс: 6-7

Цели мероприятия:

Развитие познавательного интереса к Арктике, истории её освоения, людям-исследователям этого региона;

- развитие умения делать выводы, умозаключения на основе различных источников и знаний в разных отраслях науки;
- развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, умения работать в группе.

Организация игры:

В игре участвуют четыре команды, которые заранее получили несколько заданий. Командам предлагается выбрать капитана, название команды и девиз. Ответы оценивает жюри.

Оргмомент. Объявление целей и задач игры. Представление жюри.

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну множества ещё не решённых загадок, мужественных людей и несметных природных богатств. Мы отправляемся в Арктику.

Чтец . Льдинки ль парусами? Паруса ли льдинками?

Только разбегаются по воде морщинки.

Уплывают льдинки, словно вовсе не было.

Вновь вода, как зеркало, а над нею - небо.

В небе - тучки птицами, море не качает.

Льдинками-сестрицами Арктика встречает.

Чтец - Эй, ррребята пррришшшлые! Жжги, ссеки, метелиццца!

И откуууда выышшли выыы! Бууудем сссилой мерррятьссся!

- Будем силой меряться! Не боимся холода!

С Бела-моря вышли мы. Из Архангел-города!

Ведущий Издревле земля эта, суровая и прекрасная, привлекала к себе людей. Она манила своей холодной красотой, возможностью проверить себя, свой характер. Но не все возвращались назад… Многие географические объекты Арктики носят имена исследователей, немало среди них и русских… И, пожалуй, все, кто решился её изучать, уже достойны восхищения.

Сейчас вы представите свои команды, носящие имена великих людей- Георгия Седова, Ивана Папанина, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Отто Шмидта.

(В качестве домашнего задания было предложено подготовить визитку, рассказав о человеке, чьё имя носит команда)

Ведущий. По всему побережью Северного Ледовитого океана, на ближайших островах, а также на дрейфующих льдах разбросаны научно-наблюдательные пункты- полярные станции. Там живут и работают люди, ведущие научные наблюдения. Сегодня мы попытаемся побывать там, чтоб познакомиться с великой загадкой Земли- Арктикой.

Чтец Стон ледников, рождающий в ночи

Безжизненные айсберги-громады.

И ветер канонадою звучит,

Швыряя в темень снежные заряды.

Железный скрежет ледяных полей,

Да вздыблено застывшие торосы...

Кресты из мачт погибших кораблей

Здесь капитанам ставили матросы.

Они стоят средь мглы и мерзлоты

Наедине навечно с океаном

Как памятники русским Магелланам,

Дошедшим до бессмертной широты.

Станция «Историческая»

«Историческая ошибка » (нужно найти ошибки в указанных фактах из истории освоения и исследования Арктики)

1. С 19 в. русские, занимаясь морским промыслом, открыли острова Колгуев, Вайгач, Новую Землю (нет, с 12 века)

2. По инициативе Петра Первого была снаряжена в Арктику экспедиция В. Я. Чичагова. (Нет, М. В. Ломоносова)

3. В 1878-1879 гг, впервые северным морским путем удалось пройти шведскому полярнику Н. Норденшельду (с зимовкой в пути) на корабле «Вега» из Тихого океана в Атлантический (Нет, из Атлантического океана в Тихий.)

4. В 1941 г. в поисках затерянных во льдах экспедиций Седова, Брусилова и Русанова русский военный лётчик И. И. Нагурский совершил первые полёты над Арктикой. (нет, 1914)

5. Г. Седов в августе 1912 г. на паровом судне «Святой Фока» сделал попытку перейти из Мурманска к земле Франца-Иосифа, но был затерт льдами у о. Панкратова. (Нет, из Архангельска)

6. Экипажи В. Чкалова и М. Громова совершили перелеты в Австралию через полюс летом 1937 г. (Нет, в Америку)

7. И.Д. Папанин руководил первой дрейфующей станцией «Северный полюс-1», она представляла собой группу из двадцати пяти человек. (Нет, четырех человек)

8. Летом 1932 г. Северный морской путь был впервые преодолен за одну навигацию экспедицией О.Ю. Шмидта на ледоколе «Россия» (Нет, на ледоколе «Сибиряков».)

9. Советская атомная лодка в1962 г. в район Северного полюса прошла среди огромных льдов. (Нет, подо льдом)

10. В1977 г. берегов Новой Земли достиг советский ледокол - атомоход «Арктика». (нет, Северного полюса)

Чтец Дизеля то взрёвывают, то гремят там-тамами,

Струи газа ввёртывая в небеса фонтанами.

Напирая носом и тесня бортами,

Меряется судно силою со льдами.

Под кормою льдины бьются в пене белой.

Ледяную стену судно одолело!

Вот такую летнюю, грозную и яркую

В первый раз на свете я увидел Арктику.

(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")

Станция «Географическая»

« Географический диктант»

На листочках выдаётся текст, в который нужно вставить пропущенные слова.

Арктика(от греческого αρκτικός —________) - северная полярная область Земли, включающая _________океан и его моpя: Гpенландское, _________, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и _____________океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, _________ Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и____________.

Площадь Арктики около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает _________и около 15 миллионов кв.км —_________. Территория Арктики занимает примерно _________часть Земли.

Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, ___________ и Тюменской областей, _________ края, республики _________, Магаданской области) и ___________(территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений _________(Аляска), ______(Гренландия) и ____________ _(Шпицберген).

В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, _________, Норильск, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути.

Текст для проверки

Арктика(от греческого αρκτικός — северный ) - северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево , Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка .

Площадь Арктики около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает суша и около 15 миллионов кв.км — водная поверхность . Территория Арктики занимает примерно шестую часть Земли.

Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, Архангельской и Тюменской областей, Красноярского края, республики Якутия , Магаданской области) и Канады (территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений США (Аляска), Дании (Гренландия) и Норвегии (Шпицберген).

В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, Мурманск , Норильск, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути

Чтец Все года и века и эпохи подряд

Все стремится к теплу от морозов и вьюг.

Почему ж эти птицы на север летят,

Если птицам положено только на юг.

Слава им не нужна и величие,

Вот под крыльями кончится лед-

И найдут они счастье птичее,

Как награду за дерзкий полет.

(В. Высоцкий «Белое безмолвие»)

Станция «Биологическая»

Ведущий . Растительный и животный мир Арктики уникален. Некоторые встречаются только здесь. Многие занесены в Красную книгу. К сожалению, люди зачастую уничтожали или разрушали хрупкую экосистему. Для охраны природы в Арктике создаются заповедники и национальные парки.. Вам нужно назвать животных и растения, которые вы увидите на слайдах.

(Животные: белый медведь, полярный волк, ласка, песец, белая сова, овцебык, северный олень и др.)

(Растения: щучка арктическая, лютик, камнеломка снежная, полярный мак, полярная ива, ягель и др.)

Чтец Льдины молодые и разводья строчками,

Плечики прикрыли снежными платочками

Льдины любопытные. До чего ж их много!

Окружили судно, заступив дорогу.

Льдины любопытные! Льдины грани острые!

Отодвиньте спины вы, пропустите к острову!

(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")

Станция «Полезная»

Конкурс капитанов

(капитаны по очереди называют то, чем богата Арктика, что привлекает в ней человека)

Примеры ответов: запасы нефти и газа, добыча промысловых рыб, туризм, климатическая исследования, международный авиационный маршрут, испытательные полигоны, военные базы различных государств, пресная вода в виде льда, нетронутая природа и т.д.)

Ведущий Люди должны прежде всего помнить о бережном отношении и уважении к уникальному району, называемому Арктика, даже с некоторыми чертами преклонения. На нас лежит ответственность за то, чтобы присутствие человека в этих местах было для ранимой природы минимальным, экологически грамотным. Часто даже по незнанию человек может причинить вред дикой природе. Нужно запомнить одну простую истину — человек в Арктике только гость, желанный и, возможно, иногда даже нужный. Но хозяевами этих удивительных мест всегда были, есть и остаются животные и растения. Давайте составим свод правил, как нужно вести себя в Арктике.

Обсуждение

Чтец Полной грудью вдохну воздух снежных равнин,

и полярная ночь околдует меня,

отпущу на собачьей упряжке ремни,

и помчат мои лайки резвее коня.

А со мной рядом опытный мчится каюр,

на такой же упряжке весёлых собак,

меха волчьего шубы пошиты из шкур,

не замёрзнем, играя с морозом ва-банк.

Остановимся, чуя вблизи полынью,

освещаемы низко плывущей луной.

(Здесь морозен январь и морозен июнь,

и упряжки стоят рядом с осью земной.)

Под полозьями - снега алмазная пыль,

что со звёздами Севера в близком родстве.

В небе сполохи бледно-лиловых чернил -

озорного сиянья полярного свет…

Станция «Литературная»

Команды представляют домашнее задание - презентацию - иллюстрацию стихотворения или песни об Арктике.

(например, Т.Ефимова «Белая Арктика», М. Бирюкова «Арктическая крачка», З. Авдотьена «Арктика», В. Высоцкий «Белое безмолвие», В. Батура «Первая встреча с Арктикой и др.)

Пока жюри подводит итоги, старшеклассники рассказывают о двух книгах - Вен. Каверина «Два капитана» и В.А. Обручева «Земля Санникова». Если позволяет время, можно показать отрывки из фильмов, снятых по этим книгам.

Ведущий. Наш Архангельск недаром называют «морскими воротами» в Арктику. Это первый арктический порт нашей страны, откуда отправлялись все известные российские полярные экспедиции. Наш порт используется для завоза грузов в Арктику, в САФУ и в Арктическом морском институте имени капитана Воронина идёт подготовка специалистов для работы в условиях Арктики, реализуются крупные образовательные проекты. Арктику нужно осваивать из Архангельска. И мы с вами тоже сделали свой первый шаг.

Яловая Марина Дмитриевна

классный руководитель 5 А/В класса

МКОУ ООШ № 4 имени Ю.А. Гагарина

городского округа город Фролово

Волгоградской области

Методическая разработка

внеклассного мероприятия экологической тематики:

Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики».

Аннотация

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому в учебно-воспитательном процессе активно используются компьютерные технологии, которые способствуют как повышению эффективности образования, так и воспитанию социально – активной личности. Невозможно научить подростка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания.

Новая форма в информационно-коммуникационной технологии – виртуальная экскурсия.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д.

Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

Учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.

Актуальность методической разработки «Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики»» обусловлена тем, что 2013 год в России объявлен годом охраны окружающей среды. России принадлежит огромный сектор Арктики. 2012 год был объявлен годом Арктики. В связи с изменением климата, анторопогенными изменениями уникальной природе Арктики угрожает опасность. Подрастающее поколение должно знать, какие экологические проблемы встают сегодня перед Арктикой, каковы их последствия.

Возраст детей: 5-6 класс (11-12 лет)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24

    Скалдина О.В. Красная книга России. – М.: Эксмо, 2011г.

    http://video.yandex.ru/users/erihgeesuo/view/1259

    http://video.yandex.ru/users/rai9499/view/105/

Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики»

Цель экскурсии : Воспитание бережного отношения к природе Арктики.

Задачи : Установить особенности приспособления животного мира к условиям ледяного безмолвия. Выяснить влияние человека на природу Арктики.

Оборудование: мультимедиапроектор, раздаточный материал (фотографии, тексты, описания животных, тексты заданий, листы А4, фломастеры), презентация, интернет-ресурс.

Подготовка помещения: Перед началом экскурсии столы и стулья в зале расставляются так, чтобы учащиеся разделились на 2 команды.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые экскурсанты!

(Приложение 1,слайды 1,2)

Я предлагаю вам сегодня совершить необычное путешествие – виртуальное, в Арктику. Познакомиться с суровой природой Арктики, установить особенности приспособления животного мира к условиям ледяного безмолвия, выяснить влияние человека на природу Арктики. Мы увидим уникальность природы Арктики, её хрупкость и уязвимость, потребность в защите.

При посещении любой экскурсии существуют определённые правила, давайте вместе их вспомним!

(учащиеся называют правила поведения на экскурсиях. Один учащийся кратко (одним словом или словосочетанием) фиксирует их на доске.)

Итак, правила мы вспомнили. Можно отправляться в путь.

Для начала небольшая разминка. Как команду назовешь, так она и побеждать будет! Определите названия своих команд. Все четыре картинки означают одно слово. Подсказка – ячейки с количеством букв.

(АЙСБЕРГ, ПОЛЯРНИК)

Предлагаю вам окунуться в мир Арктики. Для этого посмотрим небольшой видеофрагмент, который поможет вам при последующем выполнении задания.

Слайд

Ведущий: Каждой группе я предлагаю выполнить небольшое задание «произведите, поиск анализ, и отбор необходимой информации по теме «Приспособления животных к жизни в Арктике».

1 группа – по фотографиям определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики.

2 группа – по описанию определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики.

Через 4 минуты группы представляют результаты своей работы.

Каждой группе выдаётся текст задания, фотографии или описания животных, листки бумаги, фломастеры.

1 группа определяет животное по фотографии, выписывает фломастером на лист черты приспособленности животных, которые они смогли выявить по фотографии данного животного (2 фотографии)

2 группа подчёркивает фломастером в тексте черты приспособленности животных, которые они смогли выявить по описанию данного животного, определяют животное по описанию (описания 2 животных)

Представление результатов своей работы: (Приложение1,слайды 3-5)

Представитель 1 группы показывает фотографию животного (лучше вывести её на экран через документ-камеру), называет его, рассказывает о чертах приспособленности к суровым условиям Арктики, которые они смогли выявить по фотографии.

Представитель 2 группы называет животное, которое они опознали по описанию (после этого помощник ведущего выводит изображение этого животного, заранее подготовленное, на экран.) Представитель 2 группы рассказывает о чертах приспособленности к суровым условиям Арктики, которые они выявили по описанию.

Так же по 2 другим животным группы выступают поочёдно. Т.к. образом получается целостная картина приспособления животных к суровым холодным условиям.

Ведущий: Молодцы, с заданием справились!

Ведуший: Конкурс капитанов.

Определить по картинкам обитателей Арктики.

1. белуха – нарвал (семейство млекопитающих)

2. морской котик – нерпа (семейство ластоногих)

1. Как с греческого переводится слово "Арктика"?

медведь
2.Коренной народ Арктики?

А теперь сыграем в блеф-игру! Ваша задача ответить на вопрос «да» или «нет», подняв соответствующую табличку. (на столах таблички со словами «да», «нет»)

Готовы? Начинаем! (все вопросы, а потом ответы через мультимедиапроектор выводятся на экран)

    Верите ли вы, что

Ведущий: А теперь давайте решим проблему:

Почему все эти животные являются редкими и исчезающими и занесены в Красную Книгу не только России, но и мира? (Беседа с участниками экскурсии)

(Приложение 1,слайд 14) Экосистема Арктики хрупка и уязвима! Многие виды животных являются редкими и исчезающими, так как…

1. человек истребляет арктических животных ради наживы;

2. деятельность человека нарушает естественную среду обитания этих животных, что ведёт к изменению численности популяции;

3. потепление климата ведёт к истончению ледяного покрова - он не сможет выдержать столь крупных животных.

Ведущий : (Приложение 1,слайд 15) Вот наша экскурсия и подошла к концу. Мы познакомились с суровой природой Арктики, установили особенности приспособления животного мира к условиям ледяного безмолвия, выяснили влияние человека на природу Арктики. Согласны, что природа Арктики уникальна, хрупка и уязвима? Она нуждается в нашей защите!

Закончить нашу экскурсию хотелось бы словами поэта

Михаила Дудина

Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.

Не торопитесь люди всё вычерпать до дна.

Не мудрено добраться до скрытых тайников,

Разграбить все богатства у будущих веков.

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.

Нам жировать позорно в счет будущего дня.

Поймите это люди как собственный приказ.

А то Земли не будет и каждого из нас!

Животные принадлежат к числу крупных ластоногих млекопитающих. Оно распространено по мелководным морям Северного Ледовитого океана круглополярно, но очень неравномерно.

В среднем длина тела 3-4 м, а масса - около 1,5 т. Самой характерной особенностью этих зверей являются мощные бивни, выступающие над десной на 0,5 м и более. В отличие от бивней слонов (разросшихся резцов) их бивни представляют собой клыки (по 2-4 кг каждый). У самок они короче и тоньше. Значение бивней оставалось вначале неясным. Одни ученые приписывали им функции защиты от врагов, другие видели в них опорные приспособления, которыми они якобы пользуются, выбираясь из воды на льдины. Теперь известно, что, клыками звери рыхлят поверхность дна, отыскивая себе корм,- это их главная функция.

С виду неуклюжи, но они способны к проворным движениям, как в воде, так и на суше. Их толстая кожа (3-5 см) покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Особенно бросаются в глаза грубые, толстые, густые вибриссы на верхней губе, расположенные в несколько рядов. Они очень подвижны и служат органами осязания, которыми эти животные прощупывают корм на дне моря (на глубине 40-50 м), добывая различных моллюсков, червей, рачков и, гораздо реже, мелких рыб. Наружных ушных раковин нет. Ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются при погружении головы в воду. Ласты у них на внутренней стороне кистей и ступней лишены волос. Причем задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогать отталкиваться от поверхности льда и земли. В воде ласты служат органами плавания и ныряния.

Животные не боятся холода; в ледяной воде они не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой (5-10 см) подкожного жира. Может спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде, удерживаясь на поверхности при помощи подкожного воздухоносного мешка, соединенного с глоткой. Ведут стадный образ жизни, устраивая лежбища на льдинах или на береговых припаях.

Самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 800 кг. Самки заметно мельче (200-300 кг). Самые мелкие водятся на Шпицбергене, самые крупные - в Беринговом море.

Несмотря на такие размеры и кажущуюся неповоротливость, даже на суше быстры и ловки, а в воде легко и далеко плавают. С поразительной ловкостью передвигаются по самым тяжелым льдам, проходя 30-40 км в день. При этом он легко преодолевает ледяные торосы почти 2-х метровой высоты. Огромная мощь столбообразных ног и размеры ступни позволяют животному в случае надобности передвигаться по глубокому снегу быстрее, нежели любому другому полярному животному.

Животного отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьирует от белого до желтоватого; летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света. Шерсть лишена пигментной окраски. Зверь обладает несравнимой устойчивостью к холоду. Его густой длинный мех состоит из полых в середине волосков, содержащих воздух. Многие млекопитающие имеют подобные защитные полые волосы - эффективное изоляционное средство, но те, что у медведя, имеют свои особенности. Мех так хорошо сохраняет тепло, что его невозможно обнаружить воздушной инфракрасной съемкой. Отличную теплоизоляцию обеспечивает и подкожный слой жира, достигающий с наступлением зимы 10 см в толщину. Без него животные вряд ли смогли бы проплывать по 80 км в ледяной арктической воде.

Их можно встретить на российском побережье Северного Ледовитого океана, на севере Норвегии, в Гренландии, в Канаде, на Аляске. Кстати, это единственные крупные хищники на Земле, которые до сих пор живут на своей исконной территории, в естественных условиях. В немалой степени благодаря тому, что в Арктике на дрейфующих льдах обитают тюлени, это их излюбленная и основная пища.

Задания:

1 группа.

Задание: по фотографиям определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики.

2 группа.

Задание: по описанию определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики (подчеркните в тексте).

________________________________________________________________

Фотография описание



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии