Конфуций биография на английском языке с переводом. Конфуций: биография и философия

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Испытавшие влияние многие восточные философы,
Христиан фон Вольф ,
Роберт Каммингс Невилл Конфуций в Викицитатнике Конфуций на Викискладе

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Конфуций был сыном 63-летнего военного Шулян Хэ (叔梁纥, Shūliáng Hé) и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай (颜征在 Yán Zhēngzài). Отец будущего философа скончался, когда сыну его исполнилось всего полтора года. Отношения между матерью Конфуция Янь Чжэнцзай и двумя старшими женами были напряженными, причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына, что очень важно для китайцев того периода. Вторая жена, родившая Шулян Хэ слабого, болезненного мальчика (которого назвали Бо Ни), тоже недолюбливала молодую наложницу. Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась на родину, в г. Цюйфу , но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно .

    С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в бедности. Однако его мать, Янь Чжэнцзай, вознося молитвы предкам (это было необходимой частью культа предков , повсеместного в Китае), рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь - изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства . Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров (чиновником, ответственным за прием и выдачу зерна) в клане Цзи царства Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун) , а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу тогда исполнилось - по оценкам разных исследователей - от 20 до 25 лет, он уже был женат (с 19 лет) и имел сына (по имени Ли, известного также под прозвищем Бо Юй) .

    Это было время заката империи Чжоу , когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа - всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

    Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

    Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй » («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства (среди многих подробностей из жизни Конфуция там вспоминается Бо Юй 伯魚, его сын - также называемый Ли 鯉; остальные детали биографии сосредоточены большей частью в «Исторических записках» Сыма Цяня).

    Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань. Другими близкими его учениками были Цзэн-цзы и Ю Жо (см. en:Disciples of Confucius).

    Учение

    Хотя конфуцианство часто называют религией , в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии . Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун , 忠) - лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики : «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

    Пять постоянств праведного человека

    Популярность Конфуция утверждается в дин. Хань: в литературе этой эпохи он выступает уже не только учителем и политиком, но и законодателем, пророком и полубогом. Интерпретаторы комментариев к «Чуньцю» приходят к выводу, что Конфуций удостоился получить «небесный мандат », и поэтому называют его «некоронованным ваном ». В 1 г. н. э. он становится объектом государственного почитания (титул 褒成宣尼公); с 59 н. э. за ним утверждаются регулярные приношения на местном уровне; в 241 (Троецарствие) происходит закрепление в аристократическом пантеоне, а в 739 (дин. Тан) закрепляется и титул вана. В 1530 (дин. Мин) Конфуций получает прозвание 至聖先師, «верховный мудрец [среди] учителей прошлого».

    Эту растущую популярность следует сопоставлять с историческими процессами, протекавшими вокруг текстов, из которых почерпываются сведения о Конфуции и отношении к нему. Так, «некоронованный царь» мог служить для легитимации восстановленной династии Хань после кризиса, связанного с узурпацией трона Ван Маном (тогда же в новой столице основывается первый буддийский храм).

    Многообразие исторических обликов, в которые образ Конфуция был облечен на протяжении китайской истории, вызвало ироничный комментарий Гу Цзегана , предписывающий «принимать по одному Конфуцию за раз».

    См. также

    • Родовое древо Конфуция (NB Кун Чуйчан 孔垂長, р. 1975, советник президента Тайваня)

    Примечания

    Литература

    • Книга «Беседы и суждения» Конфуция, пять переводов на русский «на одной странице»
    • Труды Конфуция и сопутствующие материалы на 23 языках (Confucius Publishing Co.Ltd.)
    • Буранок С. О. Проблема интерпретации и перевода первого суждения в «Лунь юй» // Научная конференция «Интеллектуальная культура исторической эпохи» УрО РОИИ, Екатеринбург, 26-27 апреля 2007 г.
    • Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания . 2006. № 6. С.132-146.
    • Головачёва Л. И. Конфуций о преодолении отклонений при просветлении: тезисы // XXXII научная конференция «Общество и государство в Китае» / . М., 2002. С.155-160.
    • Головачёва Л. И. Конфуций о цельности // XII Всероссийская конф. «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация» / РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 2007. С. 129-138. (Информ. материалы. Сер. Г; Вып.14)
    • Головачёва Л. И. Конфуций поистине непрост // XL научая конференция «Общество и государство в Китае». М., 2010. С.323-332. (Учён. зап. / Отд. Китая; Вып.2)
    • Го Сяо-ли . Мир трансцендентный и мир действительный: сравнительный анализ культурного мышления через призму произведений Достоевского, Конфуция и Лао-цзы // Вопросы философии . 2013. № 3. С.103-111.
    • Гусаров В. Ф. Непоследовательность Конфуция и дуализм философии Чжу Си // Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Т.1. М., 1972.
    • Илюшечкин В. П. Конфуций и Шан Ян о путях объединения Китая // XVI Научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.I, М., 1985. С.36-42.
    • Карягин К. М. Конфуций, его жизнь и философская деятельность: биографический очерк / с портр. Конфуция, гравир. в Лейпциге Геданом. - СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1891. - 77, с., л. ил., портр. (Жизнь замечательных людей : биографическая библиотека Ф. Павленкова)
    • Кобзев А. И. Конфуций против Конфузия с глинозёма, или Уточнение данных о первом китайском философе и его главном произведении // Философские науки . 2015. № 2. С.78-106.
    • Кравцова М. Е. , Баргачева В. Н. Культ Конфуция // Духовная культура Китая . - М., 2006. T.2. С.196-202.
    • Кычанов Е. И. Тангутский апокриф о встрече Конфуция и Лао-цзы // XIX научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. - СПб., 1997. С.82-84.
    • Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. - М.: Восточная литература , 2001. - 384 с. - ISBN 5-02-018122-6
    • Малявин В. В. Конфуций. М.: Молодая гвардия , 1992. - 336 с. (ЖЗЛ) - ISBN 5-235-01702-1 ; 2-е изд., испр. и доп. 2001, - ISBN 978-5-235-03023-7 ; 3-е изд. 2007, - ISBN 978-5-235-03023-7 ; 4-е изд. 2010, - ISBN 978-5-235-03344-3 .
    • Маслов А. А. Конфуций // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М.: Алетейя , 2003. С.100-115.
    • Переломов Л. С. Конфуций. Лунь Юй. Исследование; перевод древнекитайского, комментарии. Факсимильный текст Лунь юя с комментариями Чжу Си. - М.: Восточная литература, 1998. - 588 с. - ISBN 5 02 018024 6
    • Переломов Л. С . Конфуций: жизнь, учение, судьба. - Москва: Наука , 1993. - 440 с. - ISBN 5-02-017069-0 .
    • Попов П. С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. - СПб., 1910.
    • Роузман, Генри . О знании (чжи): дискурс-руководство к действию в «Аналектах» Конфуция // Сравнительная философия: Знание и вера в контексте диалога культур / Институт философии РАН. - М.: Восточная литература. 2008. С.20-28. (Сравнительная философия) - ISBN 978-5-02-036338-0 .
    • Чепурковский Е. М. Соперник Конфуция: библиографическая заметка о философе

    Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

    Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

    Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

    Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца.

    «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

    В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?»

    «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».

    Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

    Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

    Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.

    Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»

    Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

    «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
    В 30 лет — я обрёл прочную основу.
    В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
    В 50 лет — я познал волю Неба.
    В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
    В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

    В этом высказывании весь Конфуций — человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.

    Для европейцев Китай - другая планета. И находится эта планета ужасно далеко, и населяют ее странные, все на одно лицо, жители, и письменность у китайцев загадочная, а уж мышление точно другое.

    Что поделаешь? Бытие определяет сознание. Европейское понимание жизни складывалось на пустынном и недружелюбном континенте, где одинокому человеку приходилось противостоять и природе, и другим людям. И только Бог в помощь. Если выжил, как же не возгордиться успехами, как не почувствовать себя любимым сыном Творца мира и главной его целью? «Тварь я дрожащая или право имею?» - «Имеешь, имеешь, конечно, имеешь, о, несчастный Робинзон Крузо!»

    А вот жизнь в человеческом муравейнике, который возник на южных и восточных просторах Азии, предполагала другое мировосприятие, и другое поведение. Личные силы, знания и доблесть - ничто. Вместо одного погибшего или убитого находятся тысячи других. В схватках - полнейшая взаимозаменяемость. А выжить можно только подчиняясь воле общества, только будучи правильно вписанным в общественную структуру. Во французском фильме «Индокитай» ключевой эпизод - любовь француженки и китайца в Сайгоне, в доме с бумажными стенами, стоящем едва ли не на мостовой. Половой акт, сопровождаемый шорохом тысяч шагов, проходящих мимо людей. Поэтому, думается, в этих краях не смогла завоевать массы религия, в центре которой находится единственный бог. Пусть даже и абсолютно всемогущий бог. Бог с большой буквы.

    А вот этическое учение о том, как правильно и счастливо уживаться с окружающими, как укрощать свои желания и довольствоваться малым, могло вполне вознестись до статуса религии. Что и произошло, по крайней мере, дважды. В Азии возникли и буддизм, и конфуцианство, которые с европейской точки зрения религиями никак не являются.

    Конфуцианство названо по имени великого древнего китайского философа Конфуция (551 до н. э. — 479 до н. э.) . Конфуций - европейская, латинизированная, транскрипция имени Кун Цю. Иногда это имя пишут, как Кун-цзы, Кун Фу-Цзы или просто Цзы, что означает «учитель». Беда в том, что европейцы никогда не смогут правильно произнести китайское имя. Еще один довод за то, что китайцы - существа с другой планеты. :)

    Конфуций жил во время так называемых «Сражающихся царств» («Чжаньго»). Это очень древний период в истории Китая, почти за 2600 лет до наших дней и приблизительно за 250 лет до создания Китайской Империи. Чтобы определить это время по «европейским часам» скажем, что оно совпадает с периодом классической Древней Греции. Прошли греко-персидские войны. Началось развитие греческой философии. Время жизни философа Пифагора. Вскоре после смерти Конфуция стал известен Сократ, еще позже - ученик Сократа, Платон.

    Но вернемся в Китай, на другую планету. Конфуций родился в городе Цюйфу (это современная китайская провинция Шаньдун). Он был потомком обедневшего, но знатного рода, сыном 63-летнего чиновника и его 18-летней наложницы. После смерти отца мать Конфуция удалилась из Цюйфу на родину, но жила не у родителей, а самостоятельно.

    Поэтому Конфуций с детских лет тяжело работал, но одновременно много учился и постиг 6 важных искусств, которые были необходимы в ту эпоху молодому человеку из благородной семьи. Эти науки включали знание ритуалов, умение исполнять и понимать музыку, умение стрелять из лука и управлять колесницей, а также умение читать, писать и считать.

    В юности Конфуций был чиновником, а позже стал учителем, первым частным учителем в Китае. Учеников в свою школу он принимал, не интересуясь их материальным положением и благородством происхождения. В 496 г. до н.э., уже достигнув почтенного возраста в 50 лет, Конфуций ушел в отставку и начал свое 13-летнее странствие по Китаю в сопровождении учеников. Конфуций проповедовал повсюду, в том числе и при дворах властителей, пытаясь донести до них свое этическое учение. Возвратившись в 484 г. до н. э. домой, ученый полностью занялся преподаванием и, по легенде, подготовил 3000 учеников. Из этого количества учеников у Конфуция было 70 ближайших и 12 - тех, кто всегда следовал за учителем и наставников. Случайно или нет, эта цифра совпадает с количеством апостолов у основателя христианства. На этом основании в 17 веке многие ученые, знатоки Китая (а были это по преимуществу иезуиты) пытались провести параллели между Конфуцием и Христом.

    Умер Конфуций в 479 году до н.э. на берегу большой равнинной реки под кронами деревьев, как и подобает философу. После смерти учителя последователи Конфуция написали книгу «Беседы и суждения» («Лунь-юй»), в которой были помещены записи бесед Конфуция с единомышленниками и его высказывания по разным вопросам. Книга очень скоро стала канонической. Конфуцианство стало официальным вероучением Китая, а Конфуция приобщили к лику богов. В его честь строили храмы, и потихоньку-полегоньку скромный учитель в глазах китайцев стал светочем мудрости. Знакомое явление, не правда ли?

    Странно было бы в статье о Конфуции не упомянуть, в чем состоит его учение. Учение Конфуция этическое, то есть учит правильному поведению. Строго говоря, этическая составляющая в любой религии - одна из главных. Учение Конфуция считает, что человеку всегда хочется быть счастливым. Для достижения этого «благородному мужу» предлагается придерживаться пяти главных правил поведения.

    1. Человеколюбие. Следуя этому правилу, в жизни необходимо руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Человеколюбие символизирует дерево. Из человеколюбия вытекает следующее правило правильного поведения, «справедливость».

    2. Справедливость. Это правило основано на человеколюбии и на взаимности. К другому человеку следует относиться так же, как к себе. Символом справедливости является металл.

    3. Соблюдение обрядов и ритуалов. Здесь заложена необходимость сохранять, а не разрушать основы общества. Символом этого в высшей степени консервативного правила у Конфуция является огонь, стихия, которая у европейцев, так или иначе, ассоциируется с революцией. Вот и пойми этих китайцев!

    4. Мудрость. Человеку свойственно предвидеть последствия своих действий. Посему мудрый муж вооружится здравым смыслом и будет благоразумен. Мудрость уравновешивает справедливость и препятствует проявлению упрямства. Символ мудрости - вода.

    5. Добрые намерения и добросовестность. Это правило призывает к новым свершениям и уравновешивает консервативность требования соблюдения ритуалов. Добрые намерения предупреждают лицемерие и приводят к прогрессу. Символом этого правила поведения является земля.

    Конфуция почитают не только в Китае. Для многих людей на Земле он символизирует Китай и многочисленные достижения китайцев во многих сферах жизни. Во многих странах, в том числе, в России, действуют институты Конфуция, содействующие распространению китайской культуры и языка. Памятники Конфуцию стоят не только в Китае, но также в Москве и в Санкт-Петербурге.

    Полезные ссылки:

    Дорогие друзья!

    Согласно философско-этическому Учению Агни Йоги, основоположниками которого являются русский художник и философ Н. К. Рерих и его супруга Е.И. Рерих 24 марта – особенный день, День Учителя, когда мы можем вспомнить и выразить свою благодарность истинным Учителям, приходившим в разное время в разные страны с целю прежде всего поднять уровень нравственности людей на новый уровень. Поэтому сегодняшнюю рассылку мы бы хотели посвятить одному из таких учителей – Конфуцию.

    Предлагаем вашему вниманию фильм китайского режиссёра Ху Мэй о героическом пути жизни этого великого человека, а также фрагмент из книги В.И. Полян «Великие Моралисты».


    КОНФУЦИЙ (КУН-ЦЗЫ)

    551/550 – 479 до н.э.

    Древнекитайский философ. Основатель конфуцианства

    Семья. Конфуций – латинское звучание китайского Кун Фу-цзы, что означает учитель Кун, философ. Он родился в аристократической семье, хотя и бедной, но с богатой родословной. Основателем рода был Вэй-Цзы, владетель царства Сун. Предок Конфуция в четвертом поколении был вынужден бежать в царство Лу, где семье пришлось начинать все заново.

    Отец Конфуция Шулян Хэ – доблестный офицер, комендант небольшого города, имел скромный достаток. От первой жены он имел девять дочерей. Желая иметь достойного продолжателя рода, женился вторично в 66 лет на добродетельной девушке. У них родился сын, которого родители звали Кев, а мир знает, как Конфуция. Ему не было еще двух лет, когда умер отец. Из-за бедности мальчику приходилось зарабатывать на жизнь многими считавшимися презренными делами. В 17 лет умерла его горячо любимая мать.

    Жизнь и деятельность. С 15 лет он стал брать частные уроки, заниматься самообразованием, изучать литературу любимых древних мудрецов. В 19 лет юноша женился. Когда родился сын, он поступил на государственную службу. Свою должность надзирателя за продовольственными поставками Конфуций исполнял, как и все другие работы, со всей добросовестностью, вникая во все мелочи, качественно и бескорыстно, хотя коррупция среди чиновников в те времена была обычным явлением. Своё образование Конфуций завершает к 30 годам. Образованный человек в Китае того времени должен был уметь читать, считать, уметь выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука и владеть колесницей. В 22 года он уже открыл свою школу, где преподавал учение о нравственности, историю, музыку и искусство управлять. Музыку он считал лучшим средством для исправления плохих нравов и обычаев. Со своих слушателей учитель брал скромную плату. Известность его стала расти.

    Как исследователь древности и пытливый мыслитель, Конфуций совершил путешествие в резиденцию императора, где познакомился с сокровищами царской библиотеки. Здесь он изучал музыку, которая при царском дворе получила высшее развитие. Мыслитель не имел сношений со двором, зато познакомился с величайшим мыслителем того времени Лао-цзы, основателем философско-религиозной школы. Встреча произвела глубокое впечатление на юного мыслителя.

    Когда Конфуций вернулся на родину – в Лу, там произошли события, которые показали, что дела жизни мудреца соответствуют его учению. Правитель Лу был изгнан владетельными чиновниками и вынужден был бежать в соседнюю провинцию Ци. За ним последовал Конфуций вместе со своими учениками, не желая своим авторитетом поддерживать тех, кто изгнал своего правителя. Однако правитель провинции Ци скоро стал тяготиться советами мудреца, и Конфуций вернулся на родину.

    Здесь он продолжал занятия с учениками и развивал свое учение. «Конфуцию всегда была свойственна неподдельная скромность. Он был неизменно учтив, внимателен, приветлив, носил простую одежду черного и желтого цвета. В кругу учеников он был сердечен и естественен, чужд превозношения и надменности. Он никогда не выставлял свою образованность и умел прислушиваться к советам. Ученики имели на него большое влияние. Не раз он изменял свои решения по их советам…

    Но зато едва Конфуций появлялся при дворе, он преображался… Все его манеры /поклоны, церемониальные позы/ были рассчитаны и продиктованы строгими правилами… И все это проистекало не из гордости или чванства, но делалось во имя возрождения традиций» (6. – С.44, 45)

    Конфуций, как впоследствии Платон, считал, что благо государства зависит от мудрости и справедливости правителя. Он мечтал претворить в жизнь эту идею. Однако только на 51-ом году жизни он был призван на службу Лусским правителем. За несколько лет успешной деятельности Конфуций стал ближайшим советником правителя и так способствовал процветанию царства, что это стало беспокоить соседние государства. Соседи не преминули рассорить правителя с мудрым советником и с этой целью прислали в подарок правителю, используя его слабости, 81 красавицу и 30 повозок, запряженных четверками породистых лошадей. Правитель поддался соблазну. Чтобы не отказаться от такого подарка, он намеренно поставил советника в трудное положение, грубо нарушив одну из ритуальных норм. В знак протеста Конфуций с несколькими десятками учеников покинул государство Лу.

    Странствия. В 55 лет Конфуций фактически оказался в изгнании. В течение 14 лет он переезжает вместе с учениками из одной провинции в другую, надеясь встретить правителя, при котором он мог бы осуществить свою мечту о новом государстве, высоконравственном и гуманном, обеспечивающем достойную справедливую жизнь своим согражданам. Везде его встречали с почетом, назначали хороший доход, но к государственной деятельности не призывали. Наконец, когда Конфуцию было 64 года, правитель Чу-гун предложил философу должность первого сановника. И снова Конфуций остался верен своим убеждениям. Он отказался от лестной должности, так как правитель занял трон незаконно, в обход своего отца.

    Чему учил мудрец правителей и сановников?

    Государство по Конфуцию – это пирамида. На вершине её – Сын Неба, то есть правитель. Середина пирамиды – сановники, управляющий аппарат. Основание – народ. Главное внимание – середине пирамиды. Как ведёт себя пирамида, таков и народ. Управлять народом могут благородные мужи. «Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». Мыслитель учил правителей, что государство подобно большой семье. А родовая семья сплачивалась общим трудом на благо всех. В ней все помогали друг другу, в ней жило глубокое почитание младшими старших и забота старших о младших. По сути такая семья построена на иерархическом принципе, который является основой мироздания: помощь высшего низшему и подчинение низшего высшему.

    Последние годы жизни. После этого он вернулся в родное царство Лу, где продолжал учительствовать, пользуясь всеобщим уважением и непререкаемым авторитетом. Он продолжал также заниматься систематизацией древних книг. «Собрание старинных песен» – книга, которая появилась благодаря тому, что Конфуций собрал и обработал старинные поэмы. Примерно за два года до смерти он написал краткую историю государства Лу за 240 лет: с 721 по 481 гг. до н.э.

    Великий мудрец Конфуций перешел в мир иной на 73-м году жизни, пережив незадолго до ухода смерть жены, сына и любимого ученика Янь Хуэя. Три года ученики жили в хижине около его могилы, совершая траурные церемонии в соответствии с освящённым учителем ритуалом.

    Учение. Своё учение Конфуций проповедовал устно. О мировоззрении великого философа мы узнаём из записей, сделанных его учениками, в основном из книги «Лунь юй» – «Беседы и суждения».

    Согласно учению Конфуция идеал человеческого существования заключён в древности, которая задаёт норму и образец достойного поведения. Потому надо изучать старинные книги и жизни великих подвижников. «Конфуций верил, что просвещение, пропаганда жизненных канонов сами сделают своё дело… Но сделать это /возвратиться к золотой старине/ нужно сознательно. Каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны; тогда лишь всё общество исцелится от своего недуга» (6. – С.46, 40).

    Центральным понятием Учения Конфуция является «жэнь» – гуманность или человеколюбие. В этом понятии заключена и характеристика человека, и цель его нравственного совершенствования, и закон отношений людей в обществе. Правильное отношение к людям состоит во взаимности. «Не делай другим того, чего не желаешь себе» – золотое правило этики отношений. Учитель призывал любить людей. Если сердца людей будут гореть любовью, люди станут как одна семья. «Итак, вы должны любить других, как себя самих… желать им всего того, чего себе желаем», – говорил он. «Конфуций считал, что человек должен научиться без всяких наказаний следовать правилам гуманности и этикета». «Если руководить народом посредством законов, – говорил он, – то хотя он (народ) и будет стараться избегать их, у него не будет чувства стыда» (6. – С.46). Понятие «жэнь» трактовалось мыслителем очень широко и включало множество качеств: любовь к людям, искренность, верность, бескорыстие, справедливость, достоинство, правду, мужество. Это была совокупность совершенств, идеал, которым обладали лишь древние. Люди «жэнь» фактически были подвижниками, носителями высшей этики. Человеколюбие воплощало общие принципы отношений между людьми, а конкретным их воплощением становился ритуал, соблюдение церемоний и обрядов, то есть правил или этикета.

    Ритуал «ли» у Конфуция не сводится к внешнему церемониалу. Через ритуал человек проявляет свое уважение и понимание другого человека. Ритуал ценен, как средство достижения согласия в семье и в обществе. Ритуал позволял устанавливать взаимность между людьми, разными по возрасту и социальному положению. Этика ритуала исходит из убеждения, что человеческое согласие важнее абстрактных истин. Хотя ритуал и гуманность тесно связаны, гуманность является ядром всего. «Если человек не гуманен, что толку в церемониях?» (6.– С.48). То, что учитель назвал ритуалом, было по сути направлено на выработку чувства меры, чтобы руководители не превышали своих полномочий и не злоупотребляли своим положением.

    Основой «жэнь» и «ли» Конфуций считал «сяо» – сыновнюю почтительность, уважение к родителям и к старшим вообще. Почтение сына к отцу – высший первичный принцип, а доносительство на отцов – безнравственно. Этот этический принцип в 66 г. до н.э. был закреплен законом в Китае. Культ предков Конфуций понимал «как часть всеобщего нравственно-политического порядка… «Если мы не будем старательны в исполнении долга по отношению к предкам, то нравственность народа не будет улучшаться», – говорил он» (6. – С.42).

    Эту же функцию выполняло его учение о выравнивании имен. Формула Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Если люди выдают себя за тех, кем не являются в действительности, если дела их не соответствуют словам, то в отношениях людей согласие сменяется смутой. Исправление имен – мера ответственного отношения к словам и необходимое условие согласия.

    Следование высоким принципам было обязанностью «Цзюнь-цзы» – благородного мужа. Это образ человеческого совершенства. Он стремится познать «Дао» – правильный путь. «Не зная воли (неба), нельзя стать благородным мужем». Он человеколюбив. «Благородный муж обладает человеколюбием даже во время еды. Он должен следовать человеколюбию, будучи крайне занятым. Он должен следовать человеколюбию, даже терпя неудачи». Он умеет строить отношения с людьми. «Благородные живут в согласии (с другими людьми), но не следуют за ними». Он заимствует у людей хорошее, сближается с лучшими, относится ко всем ровно, «не проявляя пристрастия». Он постоянно учится, ибо только «тот, кто, повторяя старое, узнаёт новое, может быть наставником людей». Он исходит из убеждения, что единственный способ благотворно воздействовать на людей и дела в государстве, самому становиться безупречным. «Если же не можешь усовершенствовать себя, то как сможешь усовершенствовать других людей». «Благородный человек думает о долге, низкий заботится о выгоде», – учил Конфуций.

    Конфуций учил, что «усовершенствование человека есть начало всего» и что «если корень в пренебрежении, то не может быть хорошо то, что должно вырасти из него. Всей своей жизнью он неустанно стремился показать пример того, каким должен быть благородный муж.

    Жизненная сила Учения. «Опасения Конфуция за судьбу его учения оказались напрасными, оно не погибло. Последователи не только собирали его изречения и разрабатывали его наследие, но и образовали сплочённую общину, которая стала серьёзной духовной силой в Китае» (6. – С.55).

    В III веке, когда к власти пришёл император Цинь, объединивший раздробленный Китай в мощную империю, начались гонения на последователей Конфуция. Были сожжены все его книги, сотни конфуцианских учёных были убиты или отправлены на строительство китайской стены. Даже в этих условиях преданные Учению спасали рукописи или заучивали их наизусть.

    С приходом Ханьской династии Учение Конфуция снова возродилось. «Конфуций был официально провозглашён величайшим мудрецом нации, посланником Неба. Вплоть до эпохи Мао Цзе-дуна его Учение оставалось частью китайской культуры» (6. – С.57).

    С ХVII века Учение Конфуция стало известно в Европе и вызвало широкий резонанс. Монтескье и Вольтер восхищались его нравственностью.

    Было (и ныне есть) немало попыток представить Учение Конфуция как чисто земной идеал, доказать, что нравственность может быть укреплена независимо от религии, от высших запросов духа, что гармоничное общество может быть создано без помощи Неба. Так может говорить лишь тот, кто поверхностно знаком с его Учением. А сам Конфуций, великий Посланник Неба, говорил: « никто не знает меня… Знает меня только Небо». Елена Ивановна Рерих писала: «Вспоминается мне рассказ, как однажды великий Конфуций был тяжко болен, и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что мудрец улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась уже давно». И, действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед Великим Идеалом, этой истинной молитвой перед Наивысшим?» (5. – Т.1. – С.253).

    Ныне и имя и Учение великого мудреца Конфуция стало достоянием всех культурных людей, где бы они не проживали. Как Сказано в «Надземном» (п.310): «Мысли Конфуция, Пифагора и Марка Аврелия остались на страницах истории».

    Из книги В.И. Полян « Великие Моралисты »

    Список литературы:

    1. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учебное пособие для вузов по спец. «История». – М.: Высш. шк.,1983. – С.259–282.

    2. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.: Республика, 1995.

    3. Дедже Джемс. Конфуций. / Сто великих людей мира. Зороастр, Будда. Конфуций. Магомет. – Киев: МП «Муза», 1991.

    4. Письма Елены Рерих. 1929–1938. – Новосибирск: Вико, Алгим, Т.О.О. «Аура», 1992.

    5. Рерих Н.К. «Алтай-Гималаи»./ Составитель Богданова И.М. Предисловие акад. Гафурова Б.Г. Послесловие акад. Окладникова А.П. Комментарий Тюляева С.М. и Решетова Ю Г. – М.: Мысль, 1974.

    6. Светлов Э. У врат молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры. / В поисках Пути, Истины и Жизни. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1973. – Кн.3.

    7. Словарь по этике. / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – М.: Политиздат,1989. – Изд.6.

    8. Спирина Н.Д. и др. Конфуций. / Н.Д. Спирина, Н.Е. Гребенникова, А.П. Юшков. Светочи Мира: Сборник. – Новосибирск: Сибир. Рерихов. Общество, 1994. – Ч.1. – С. 34–45.

    9. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энц., 1983.

    — один из величайших мыслителей древнего мира, мудрец, великий китайский философ, основатель философской системы, названной «конфуцианство». Учение Великого учителя оказало огромное влияние на духовную и политическую жизнь Китая и Восточной Азии. Настоящее имя Конфуция — Кун Цю, в литературе его часто именуют Кун Фу-Цзы, что значило учитель Кун или Цзы-Учитель. Родился Конфуций зимой 551 г. до н.э., судя по родословной, являлся потомком знатного, но давно обедневшего рода. Он был сыном чиновника и его 17-летней наложницы. В возрасте трех лет Конфуций лишился отца и семья жила в очень стесненных условиях. С детства Конфуций познал бедность, нужду и тяжелый труд. Стремление стать культурным человеком сподвигло его заниматься самосовершенствованием и самообразованием. Позже, когда Конфуция хвалили за прекрасные знания многих искусств и ремесел, он говорил, что этому поспособствовала бедность, которая заставила приобретать все эти знания, чтобы заработать на жизнь. В 19 лет Конфуций женился, у него было трое детей — сын и две дочки. В молодости он работал смотрителем госземель и складов, однако понял, что его призвание состоит в обучении других.

    В 22 года он открыл частную школу, куда принимал всех желающих независимо от их материального положения и происхождения, однако не удерживал в школе тех, кто не проявлял способностей и серьезного отношения к обучению. В школе он преподавал историю, науку о нравственности, обучал этике, политике, толковал книги, древние песни и сказания. Вокруг него собрались молодые, пытливые умы, нуждающиеся в нравственных наставлениях и стремящиеся понять основу и принципы правильного управления государством. Согласно преданиям, у Конфуция было около 3000 учеников, 72 из которых были наиболее выдающимися. Доподлинно известны имена 26 его учеников. Самым любимым учеником был Янь-Юань, к сожалению, рано умерший. Главным пропагандистом учений Конфуция был Мынь-Цзы.

    В сопровождении 12 учеников, неотступно следовавших за своим наставником, Конфуций путешествовал по царствам Древнего Китая, где стремился на практике применить свои принципы правильного и мудрого государственного управления. Однако, многим правителям это было не по душе. На 52-м году жизни Конфуций впервые попал на государственную службу, получив вначале должность наместника города Хунг-то. Его работа дает отличные результаты, он становится надзирателем государственных земель, а чуть позже — блестящим министром юстиции. Согласно учениям Конфуция искусство управления состоит в том, чтобы поставить каждого на свое место в соответствии с его способностями в обществе — «Где государь-государь, министр-министр, отец-отец, сын-сын, там мудрое правительство». Каждый человек по его мнению должен учиться и совершенствоваться, а правители должны воспитывать и обучать народ. Конфуций глубоко осуждал междуусобицу между правителями уделов и выступал за необходимость объединения Китая.

    Благодаря мудрому правлению Конфуция герцогство Лу начало заметно процветать, что вызвало огромную зависть у соседних князей. Им удалось рассорить герцога и мудреца, в результате чего на 56-м году жизни Конфуций покидает отечество и долгих 14 лет странствует в сопровождении учеников по Китаю. Он жил при дворах и в народе, ему льстили, заискивали, иногда оказывали почести, но не предлагали государственных должностей. В 484 году благодаря одному влиятельному ученику, занимавшему важный пост в Лу, Конфуций смог вернуться в родную провинцию. Последние годы Конфуций занимался преподаванием и книгами — составил летопись Лу «Чуньцю» за период 722-481 год до н.э., редактировал «Шу цзин»,"Ши Цзинь". Из литературного наследия Древнего Китая больше всего восхвалял «И цзин» — «Книгу перемен».

    Как гласит предание, умер Великий учитель в четвертом месяце 478 года на берегу реки под сенью листвы в окружении своих любимых учеников, которые не покидали его могилу почти три года. На кладбище, где похоронили Великого философа и мудреца, предполагалось в дальнейшем хоронить только его потомков. Его последователями была написана книга «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), составленная из записанных бесед Конфуция со своими учениками, единомышленниками, из его высказываний. Вскоре книга получила статус канона его учения, конфуцианство получило всеобщее признание, приобрело статус официального вероучения. Не признаваемый при жизни, Конфуций стал объектом безграничного преклонения целого народа.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии