Как выработать дикцию речи. Как исправить дикцию: устраняем дефекты речи

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Не всем удаётся воспроизводить звуки плавно и чётко. Это указывает на проблемы c дикцией, что создаёт человеку определённые неудобства и дискомфорт в общении как в детском, так и во взрослом возрасте. Особенно этот вопрос актуален для людей, чья деятельность связана с публичными выступлениями. Если у вас или ваших близких есть такая проблема, то не отчаивайтесь: все дефекты поддаются коррекции. Необходимо лишь регулярно применять комплекс упражнений, направленный на то, чтобы улучшить дикцию.

Для чего стоит исправить дикцию

Искусство красиво и чётко говорить требует тренировки

Дикцией называется отчётливое и ясное произношение слов и слогов. При этом должна присутствовать правильная артикуляция – активация речевых органов, которые позволяют воспроизводить звуки. Речь человека, страдающего нарушением дикции, становится невнятной и глухой. Это приводит к затруднениям при коммуникации, ведь окружающим сложно его понять. Причиной этого отклонения являются дефекты речевого аппарата, например, отсутствие способности открывать широко рот при разговоре или слабая подвижность нижней челюсти.

При наличии таких нарушений следует незамедлительно приступить к выполнению специальных комплексов упражнений. Если нарушением дикции страдает ребёнок, эти методики помогут ему улучшить успеваемость в школе, приобрести новых друзей и поднять самооценку. Взрослый также ощутит позитивные изменения. Начинайте заниматься и будьте уверены: чтобы заметить первые результаты, вам не придётся долго ждать.

Нормализация речи позволяет расширить круг общения и уверенно выступать перед публикой.

Как быстро улучшить речь

На сегодняшний день разработано достаточное количество простых способов, которые позволяют любому человеку самостоятельно улучшать качество речевой деятельности. Рассмотрим самые доступные и эффективные из них.

Артикуляционная гимнастика

Речевая гимнастика направлена на тренировку артикуляционного аппарата, который включает в себя определённые группы мышц. Она состоит из нескольких упражнений.


Тренировка речевого аппарата - эффективнейший метод улучшения дикции

Эти упражнения должны выполняться в замедленном темпе.

Для начала разработаем мягкое нёбо. Выполняйте по порядку следующие действия:

  1. Зевайте, закрыв рот.
  2. Совершайте движения, напоминающие полоскание горла.
  3. Воспроизводите при зевании любые гласные звуки.
  4. Придайте языку форму лопатки, достаньте им до нёба, затем верните к основаниям зубов, повторите несколько раз.

Теперь нужно поработать над нижней челюстью. Здесь помогут два упражнения.

  1. Сядьте за стол, обопритесь локтями о столешницу. Рот немного приоткройте. С усилием направляйте челюсть книзу, при этом сожмите руки в кулаки и давите ими на челюсть снизу.
  2. Совершайте нижней челюстью круговые движения: вперёд и назад, вниз и вверх.

Затем приступайте к тренировке щёк:

  1. Имитируйте полоскание, надувайте щёки и втягивайте их.
  2. Наберите в рот воздух и перегоняйте его сначала между щеками, а потом к губам.
  3. Напрягите щёки, сожмите губы и выталкивайте изо рта воздух, стараясь преодолеть сопротивление.

Следующие упражнения разработаны для тренировки губ:

  1. Сомкните челюсти, напрягите губы и попытайтесь улыбнуться.
  2. Упражнение называется «хоботок – улыбка». Сложите губы в форме трубочки, вытяните их вперёд и посчитайте до 10, после чего вернитесь в начальную позицию.
  3. Сомкните зубные ряды и выполняйте движения губами по кругу, вниз и вверх, в стороны.
  4. Потяните верхнюю губу так, чтобы обнажить ряд зубов. Затем аналогичное упражнение выполните нижней.
  5. Приоткройте рот, притяните губы к зубам и улыбнитесь.

В завершение выполните комплекс упражнений для языка:

  1. Совершайте круговые действия, останавливаясь поочерёдно возле каждой из щёк.
  2. Разомните язык при помощи зубов.
  3. Поместите язык на нижнюю губу и подуйте на его кончик.
  4. Вытягивайте язык вперёд, сложите лопаткой и расположите его на губе. Удержите его в такой позиции 10 секунд.
  5. Постарайтесь дотянуться языком сначала до носа (насколько это возможно), затем до уровня подбородка.
  6. Скрутите язык и двигайте им вперёд и назад.
  7. Поворачивайте язык в одну и другую сторону.
  8. Поднимите конец языка, выдвиньте его вперёд, затем верните в полость рта.
  9. Край языка расположите возле нижних зубов, среднюю часть языка поднимите к нёбу и сформируйте дугу, дотрагиваясь до верхнего зубного ряда. Приоткрывайте немного рот, челюсть старайтесь держать неподвижной.
  10. Кончиком языка прикоснитесь к основанию верхних и нижних зубов, затем поочерёдно к обеим щекам.
  11. Поднесите край языка к верхней, затем к нижней губе, после этого к левому и правому уголку губ.

Видео: базовые упражнения артикуляционной гимнастики


Произношение отдельных звуков

Гласные звуки воспроизводятся возле зубных рядов, в области твёрдого нёба и гортани. Воспроизводить их правильно помогут следующие упражнения.

  1. Для нормализации воспроизведения звуков «И» и «Ы» медленно и чётко говорите слова ил, ива, пика, пир, кит, или, лист, цирк, тыл, сыр, сын, мыл, был, бык, дым, рыба.
    При воспроизведении гласной «и» рот открывается на размер толщины мизинца, язык находится в плоском состоянии, его кончик достаёт до нижнего зубного ряда, середина касается нёба, губы разведены в стороны. Звук «ы» выговаривается с незначительными изменениями. Для этого отодвиньте язык немного назад.
  2. Следующие слова дадут возможность избавиться от проблем с произношением «Э» и «Е»: эхо, экстра, этот, эпос, экстренный, эра, ел, ель, ехал, енот, Ева, Елена.
    Звук «Э» выговаривается в такой позиции: рот немного открывается, обнажаются края зубов. Язык находится возле передних зубов нижнего ряда, средняя его часть и основание поднимаются, затем соприкасаются с коренными зубами. Гласную «Е» следует выговаривать дольше и слегка напрягать речевой аппарат.
  3. Теперь поработайте над произношением «А» и «Я». Используйте слова акт, аист, атака, Анна, бал, мак, рак, яма, старт, яр, ягода, якорь, як, ясли, ярость, яд.
    При воспроизведении «А» рот нужно раскрыть так, чтобы между зубами поместились два пальца. Язык находится в расслабленном положении. Его конец не соприкасается с нижним зубным рядом. Произнося «Я», следует край языка выдвинуть вперёд.
  4. Далее перейдём к гласным «У» и «Ю». Они отрабатываются при помощи слов утро, ус, уголь, ум, зуб, узы, лук, суд, жук, узкий, юла, Юра, юноша, юг, Юля, юнга, юмор, юродивый.
    Выговаривая «У», округлите губы и вытягивайте их вперёд. Расстояние между зубными рядами должно равняться толщине большого пальца. Язык оттяните назад, опустите его основание. При воспроизведении «Ю» среднюю часть языка поднимите немного выше
  5. Приступаем к гласным звукам «О» и «Ё». Произносите слова ось, окна, осы, озеро, обруч, ослик, ёжик, ёлка, ёмкость, ёкать, ёрзать.
    Выговаривая «О», вытяните вперёд губы и придайте им округлую форму. Отодвиньте назад язык, поднимите его спинку. Он не должен касаться зубов. Гласная «Ё» воспроизводится более длительно и напряжённо.


Упражнения на произношение лучше всего делать перед зеркалом: так вы более точно сможете контролировать правильность их выполнения

На следующем этапе можно переходить к тренировке согласных звуков. Сначала чётко произносим каждый их этих звуков. Далее объединяем их с гласными в определённом порядке. Пошаговая методика выглядит таким образом:

  1. Начнём с «П–Б». Произносите слова: пар, поп, папа, капель, дуб, бак, голубь, боб, кобура, белый.
    Затем переходите к сочетаниям пар-бар, полк-болт, пас-бас, пел-бел, спать-спят, бур-бюро, был-бил.
  2. Для звуков Ф–В необходимо произносить следующие слова: факт, фыркать, фунт, кофта, вперёд, жираф, верный, Валя, свет, видный, выбить.
    Сочетания: Иван-Селифан, вода-фаза, Вика-фикус, вот-рвёт, вилка-Филька, Фомка-Фёкла, фирма-фыркнуть.
  3. Для звуков «Т–Д»: там, танк, тонна, тут, тот, тётя, тесно, дама, идти, два, броды, дятел, дым, день.
    Сочетания: там-дам, ток-док, том-дом, твой-двойка, трава-дрова, тело-дело, тень-день, торт-тёрка, дар-дядя.
  4. Для тренировки звуков «С–З»: сын, суд, сесть, силы, рассада, уксус, воз, зимний, заноза, воззвание, козлик.
    Сочетания: сам-зам, суп-зуб, сало-зала, косы-козы, сорный-зори, сыр-сир, внесу-внизу, сессия-сел, синий-Зина.
  5. Для звуков «Ш–Ж»: шар, шустрый, шаль, пушка, сушёный, душ, жесть, жаль, жук, жёлудь, лужа, жажда, ружьё.
    Сочетания: ваш-важный, шар-жар, шутка-жутко, жить-шить, ширь-жир.
  6. Для звуков «К–Х, Г»: куда, как, куст, кирка, ток, крот, газ, бегун, горе, гиря, хуже, гетто, холка, хор, пастух, трахея.
    Сочетания: качели-газели, кость-гость, кол-гол, код-год, клуб-глуп, кнут-гнут, Кеша-Гоша.
  7. Для звука «Щ»: вещь, щука, щавель, счастье, щётка, пищит, плащ.
    Сочетания: щипцы-клещи, рыщут-пища, щи-ищи, тётка-щётка.
  8. Для звука «Ч»: чуткий, час, частый, речь, пчёлка, чары, отчество.
    Сочетания ветер-вечер, тем-чем, тесно-честно, чутко-шубка, тётка-чётко.
  9. Для звука «Ц»: целый, цапля, цирк, царь, купаться, цветы, блюдце.
    Сочетания: цок-сок, цвет-свет, цель-сел, улица-лиса.
  10. Для звуков «М», «Н», «Л», «Й», «Р»: мама, мак, мятый, лампа, нос, милый, мятный, наш, низ, луна, Оля, лейка, рана, боль, риск, ель, говор, майка, вьюн.
    Сочетания: мал-мял, знаком-знакомь, мыло-мило, ныть-нить, нана-няня, лак-ляг, рад-ряд, лук-люк, брак-бояк, рак-лак, пожар-пожарь, рука-лука.

Видео: отработка произнесения звукосочетаний

Скороговорки для чёткости произнесения слов и фраз

Это небольшие фразы, с определённым сочетанием звуков, которое затрудняет быстрое произношение. Они помогают отрабатывать отдельные слоги. Главное правило тренировки - не пытайтесь сразу выговорить фразу в быстром темпе. Сначала повторяйте её медленно. После того как станете выговаривать чётко, ускоряйте темп.


Овладеть искусством быстро проговаривать скороговорки непросто, но результат вас точно порадует

Занимайтесь ежедневно, и через несколько недель вы заметите результат. Не обязательно использовать большое количество скороговорок, достаточно будет пяти – десяти фраз.

Начинайте с простых скороговорок и по мере их освоения переходите к сложным фразам.

Вот примеры хороших скороговорок:

  • «Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп».
  • «Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке».
  • «Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп».
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон».
  • «Уж бежал кривой дорожкой, ни одной не топнул ножкой, он бы топнул да не мог, потому что был без ног».
  • «Два корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали».

Видео: ведущая новостей проговаривает скороговорки

Правильная осанка и сильное дыхание


Правильная осанка и дыхание - залог полнозвучной и чёткой речи

Улучшать осанку проще всего с помощью старинного упражнения «книга на голове». Поместите на голову книгу и начинайте медленно ходить по комнате. Затем включите в упражнение приседания и движения руками. Такой комплекс поможет вам научиться удерживать необходимый для монологичной речи темп дыхания.

Речевое дыхание действительно сильно зависит от осанки.

Развитие дыхания позволит произносить длинную речь и не прерываться на паузы в неподходящих местах. Это нужно для того, чтобы слушатели вас правильно поняли. Начнём с тренировки выдоха:

  1. Поставьте ноги на ширину плеч, руки поместите на пояс.
  2. Сожмите плотно губы, оставив небольшое отверстие.
  3. Медленно выдохните, воздух должен выходить с сопротивлением.
  4. Во время упражнения читайте любое четверостишие.

Если физическое состояние позволяет, вы можете добавить к дыхательной гимнастике элементы физической нагрузки, например, приседания, ходьбу или даже лёгкий бег.

Переходим к тренировке вдоха:

  1. Сделайте наклон вперёд, спину держите параллельно полу. Выполните вдох. Затем примите исходную позицию. В медленном темпе выдыхайте и одновременно произносите «гим-м-м».
  2. Примите исходную позицию. Закройте рот, вдыхайте воздух через нос, расширяя ноздри. Во время выхода воздуха похлопывайте пальцами по ним.
  3. Примите лежачее положение. Одну руку поместите на живот, вторую – на низ грудной клетки. Глубоко вдохните носом. Поднимайте живот, грудная клетка должна расшириться. Затем медленно выдохните. Повторите несколько раз.
  4. Примите положение стоя, поместите руку на грудь, другую расположите возле рта. При дохе и выдохе произносите гласные звуки. Если у вас появилось ощущение зевка, вы успешно справляетесь с упражнением.
  5. Далее, выполняйте то же самое упражнение, но теперь продлите выдох и вдох, совершив лёгкий толчок диафрагмой.

Что ещё улучшает дикцию

Добиться желаемого результата поможет правильная интонация. Читайте любой текст с выражением, и вы заметите положительные изменения и в тембре голоса, и в произношении, и в темпе. Можно воспользоваться актёрскими методами тренировки дикции. Положите в рот пробку, грецкие орехи или карандаш и прочитайте несколько скороговорок или любой текст, который вам понравится. Слова нужно произносить в медленном темпе, хорошо проговаривая каждую букву.


Чтение вслух с выражением поможет вам научиться правильному смысловому интонированию

Ещё один отличный метод основан на необходимости слышать себя со стороны. Запишите собственный голос на диктофон и затем прослушайте запись. Так вы сразу обнаружите допущенные в речи ошибки. Сделайте повторную запись, но теперь постарайтесь исправить изъяны. Можно прочесть стихотворение или любой художественный текст. Повторяйте до тех пор, пока не добьётесь идеального результата.

Описанные в статье упражнения для улучшения дикции не требуют никакой специальной подготовки. Их могут выполнять как взрослые, так и дети. При ответственном подходе к тренировкам вы уже через пару недель заметите прогресс.

Правильная грамотная речь и хорошая дикция важны не только для публичных людей и профессиональных журналистов. Владение культурой речи и умение красиво выражать свои мысли в наше время является одним из залогов успеха практически в любой сфере деятельности. Поэтому для многих людей важен вопрос, как развить речь и научиться говорить красиво.

В бизнесе, сфере обслуживания, деловом и повседневном общении уже на первых минутах общения определяет статус человека и соответствующее отношение к нему. Хорошо, если это качество родители и преподаватели начали развивать у человека с детских лет. Однако, если это не так, то при желании можно и взрослому человеку научиться правильно излагать свои мысли и взгляды.

Как развивать свою речь и научиться красиво говорить?

Если перед вами стоит задача развить дикцию и речь, то для начала необходимо определить основные факторы красивого и грамотного выражения. Основное внимание следует уделить таким аспектам:

  • правильное построение предложений;
  • лексика и словарный запас;
  • четкая дикция.

На этих трех китах и базируется красивая речь. При решении вопроса, как научиться говорить красиво, важно каждому из них уделить внимание.

Для выработки правильного построения предложений важно научиться критично оценивать и анализировать свою речь. Если вы лучше воспринимаете информацию на слух, то составляйте речи на определенную тему и записывайте себя на диктофон. Такой же эксперимент можно проводить, записывая на свои разговоры с разными собеседниками. Этот прием позволит выявить недостатки различного рода – ошибки построения фраз, дикции и неправильные ударения в словах. Для людей, лучше воспринимающих визуальную информацию, подойдут упражнения фрирайтинга. Записывая свои , планы или просто ведя дневник, вы постепенно научитесь правильно подавать информацию.

Одним из важных нюансов в проблеме, как развить свою речь и обогатить словарный запас. Классическая русская литература и хорошие переводы иностранных книг помогают не только значительно улучшить лексический состав речи, но также служат источником знаний правильного правописания и красивого построения фраз. Расширить словарный запас можно с помощью решения кроссвордов, при их разгадывании часто приходится обращаться к справочной литературе, а это добавляет вам знания, помогает в изучении и запоминании новых слов.

Для развития дикции полезно повторять скороговорки, слова и словосочетания со сложной комбинацией звуков. Примеров таких слов много – чванливый, взвод, бодрствовать, отдушина, груздь, всклокочен, брандспойт, философствовать и т.д. Еще одним хороши упражнением для улучшения техники речи является произношение фраз, состоящих из нескольких ударных слогов подряд:

  1. В тот год был град.
  2. Дед стал стар.
  3. Волн всплеск – брызг блеск.
  4. Сто верст вскачь.
  5. В тот час тут пел дрозд.

Уделяя время для развития речи ежедневно, уже через два-три месяца можно заметить изменения в лучшую сторону. Главное – не останавливаться на половине пути.

Когда вы слушаете другого человека, первое, что воспринимает и анализирует ваш мозг, – это не слова, не смысл сказанного, а интонация, тембр и скорость речи. Если голос неприятный, что бы ни говорил собеседник, вы будете отгораживаться от него, относиться к сказанному им с сомнением и недоверием, воспринимать сказанное в штыки. Если интонации неуверенные, то собеседник не убедит вас в своей правоте, даже если на его стороне – сотня блестящих аргументов. Мы устроены так, что считываем невербальную информацию намного быстрее вербальной, и невербальное восприятие влияет на нас даже сильнее, чем мы можем себе представить. В конце концов, с точки зрения эволюции умение человека общаться словами – новинка. А вот восприятие интонации, тембра, мимики и жестов глубоко укоренено в нашей природе. Ребенка нужно учить говорить, но его не нужно учить понимать, что мама с папой злятся. Поэтому, если вы хотите стать хорошим оратором, работайте над звучанием голоса, интонациями, тембром и темпом речи.

Почему слушатели вам не верят

Вы провели презентацию: написали хороший текст, подобрали яркую визуальную составляющую, надели лучший костюм, долго готовились. Но аудиторию не убедили, потому что ваш голос звучал неуверенно. Подсознательно люди воспринимают как неуверенность или неискренность такие невербальные сигналы:
  • Частое покашливание.
  • Спазмы голоса.
  • Нервные смешки.
  • Выражение лица и интонации, которые не соответствуют сказанному.
Вы кашляли, потому что были простужены. Голос срывался из-за того, что вы устали. Шутками и смешками вы хотели разрядить обстановку. Объяснения не имеют значения для слушателей. Они сами не поняли, почему не поверили вам. Как бы ни складывались обстоятельства, избегайте четырех перечисленных сигналов, а для этого работайте над своими голосовыми возможностями. Слово – ваш инструмент, и он всегда должен быть всегда в хорошем состоянии.

Что делать, чтобы вам верили: голосовые упражнения

1.Читайте четверостишия «с умом». Выбирайте любые четверостишия, которые вам нравятся, и читайте их вслух. Сначала произносите каждую строку на одном выдохе, а между строками добирайте воздух. Потом читайте по две строки на выдохе. Наконец, произносите четверостишие на одном выдохе. Выполняйте упражнение в строгой последовательности: одна строка, две строки, четыре строки на одном выдохе. Читайте без напряжения, пускай слова льются свободно и естественно, в комфортном для вас темпе.

Примеры четверостиший для тренировок:

Я боюсь потерять это светлое чудо, что в глазах твоих влажных застыло в молчанье, я боюсь этой ночи, в которой не буду прикасаться лицом к твоей розе дыханья. (Федерико Гарсиа Лорка) Луна не знает, что она луна, И светится, не ведая об этом. Песок песку непостижим. Предметам Не осознать, что форма им дана. (Хорхе Луис Борхес) Забыть ли старую любовь И не грустить о ней? Забыть ли старую любовь И дружбу прежних дней? (Роберт Бернс) 2.Читайте вслух стихи, на полтора тона повышая каждую строку. Громкость и интонация должны подниматься вверх по строчкам, как по ступенькам. Лучше, если стихотворение будет завершаться восклицательным предложением, но это не обязательно. Для начала подбирайте короткие стихи, потом можете читать таким образом длинные, но заранее рассчитывайте начальную громкость, чтобы на последней строке речь не срывалась. Пример стихотворения: Где-то в пещере, в прибрежном краю, Горе свое от людей утаю. Там я обдумаю Злую судьбу мою, Злую, угрюмую участь мою. Лживая женщина, клятвам твоим Время пришло разлететься как дым. Смейся с возлюбленным Ты над загубленным, Над обесславленным счастьем моим! (Роберт Бернс) 3.Выберите для тренировок текст, содержание которого даст вам возможность продемонстрировать разные выразительные средства: силу, высоту, тембр, изменения темпа. Я не буду приводить отрывок, потому что он должен быть достаточно большим: не меньше страницы стихотворного текста и не меньше половины страницы прозы. Сначала прочитайте текст про себя, проанализируйте его: о чем текст, с какой интонацией его следует читать. Желательно, чтобы в отрывке были диалоги: авторский текст читайте спокойно, а вот каждому персонажу, который высказывается, придумайте свой тембр, регистр и интонации. Отработайте отрывок, чтобы он звучал одновременно и выразительно, и без напряжения. 4.Используйте упражнения, построенные на междометиях. Профессиональные дикторы используют такие понятия, как «опора звука», «звонкость», «свобода мышц нижней челюсти». Все это компоненты благозвучного звучания речи, и все они тренируются с помощью междометий. Дело в том, что междометия произносятся естественно и непринужденно, это помогает найти основной тон своего голоса. Поэтому читайте короткие стихи с междометиями: Например: Ах! Свободный я какой! Так и льется голос мой! 5.Тренируйте правильное направление звука и четкость произношение. Для этого используйте скороговорки для каждого согласного звука. Не забывайте, что скороговорки нужно читать медленно, с преувеличенно четкой, нарочитой артикуляцией. Даже если можете произнести скороговорку быстро, сначала прочтите ее намного медленнее естественного темпа. Подбирайте скороговорки группами для постановки похожих звуков: «б» и «п», «з» и «с», «д» и «т». В беглой речи эти звуки звучат похоже, и если у вас плохая дикция, слушатели будут их путать.

Для тренировки звуков «б» и «п»:

Был бы бык, а мясо будет. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Для четкого произношения «в» и «ф»:

Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, пойдет к Лавру – Лавру про Фрола наврет.

Для правильного произношения «г», «к» и «х»:

Хихоньки да хахоньки – доходишки махоньки. Ни себе не гож, ни людям не пригож.

Для звуков «л» и «ль»:

Маленькое дело лучше любого безделья. Клава клала лук на полку, угощала им Николку.

Для звуков «ч» и «щ»:

Чешуя у щучки, щетинки у чушки. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Почему пора поработать над дикцией

Дикция – правильное произношение звуков и слов. Еще совсем недавно артикуляцию называли «вежливостью актера». Но сейчас можно слыть хорошим оратором, даже если у вас есть дефекты дикции: если уж популярные актеры и вокалисты не всегда исправляют дикцию, то чего требовать от людей, чья работа не связана напрямую с речью? Но если вы не выговариваете отдельные звуки, вас сложнее понять. А значит, потребуется больше усилий, фантазии, опыта, чтобы завладеть вниманием аудитории и расположить ее к себе. Поэтому я всегда рекомендую исправить дефекты произношения. Иногда исправить дикцию можно только под руководством логопеда. У большинства дефектов – физиологические или психологические причины. Если вы физически не в состоянии произнести «л», «р» или другой звук, помочь может только логопед. Но если в целом вы способны произвести звук, только в разговоре часто его глотаете или произносите неправильно, исправить положение помогут специальные упражнения для дикции:
  • Упражнение для постановки гласных звуков. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на долю секунды и на выдохе произносите согласные звуки, делая небольшую паузу после каждого: «а», «и», «о», «у», «ы», «э». Сначала артикулируйте звуки беззвучно, затем шепотом, тихо, громче и громко. Так же тренируйтесь и с йотированными звуками «е», «ё», «ю» и «я».
  • Упражнение для постановки согласных звуков. Согласные отрабатываются в слогах с гласными: «ба», «би», «бо», «бу». Принцип тот же: сделайте глубокий вдох, после короткой задержки дыхания на выдохе произносите слоги, делая между ними небольшие паузы. Постепенно присоединяйте к слогам второй и третий согласный: «бом», «бам», «бум» и так далее. Наконец, выпишите и проговаривайте по такому же принципу слова со сложными сочетаниями звуков. Сложные сочетания – это, например, три согласных подряд: взлет, брандспойт.
  • Упражнение для улучшения дикции со сложными сочетаниями согласных. Есть несколько вариантов упражнений со сложными сочетаниями звуков. Кроме того, что они тренируют дикцию, они развивают певческий голос. Вы возразите, что не собираетесь заниматься вокалом, но дело не в пении: чем лучше развиты ваши голосовые навыки, тем лучше звучат ваши выступления. И тем интереснее аудитории вас слушать. Поэтому тренируйтесь, например, с такими сочетаниями звуков:дли-тли-А тли-дли-А лилл–А (Будь внимательны, тяните второй звук «л» в сочетании). ли-лилл-А гли-А дли тли зжд (Произносите слитно, как слово, а не набор звуков). зжди-А зждр зждрр зждррр зждри-А
  • Читайте скороговорки. В отличие от упражнений на постановку правильного направления звука, чтобы улучшить дикцию, нужно проговаривать скороговорки так же, как и отдельные звуки: сначала беззвучно, затем шепотом, тихо, громче, громко. Темп наращивайте постепенно: сначала читайте скороговорку преувеличенно медленно, затем медленно, в естественном темпе, быстрее и быстро. Прорабатывайте скороговорки на все согласные звуки.

Как снять напряжение с дыхательной и окологортанной мускулатуры?

Вернемся к невербальным сигналам, которые мешает слушателям поверить вам: покашливание, срывающийся, слишком тихий или высокий голос, неуверенный тон – это часто результат чрезмерного напряжения мускулатуры. Для улучшения дикции и развития своих ораторских навыков используйте не только упражнения, но и специальную гимнастику.
  • Упражнение «Тяну канат». Ноги на ширине плеч. Представьте, что над вами висит канат: поднимите руки, станьте на цыпочки, сделайте вдох, а на долгом выдохе тяните невидимый канат вниз. Делайте это с усилием, сгибая руки и приседая. Должно возникнуть напряжение в мышцах шеи и грудной клетки. Повторите 3 раза беззвучно, а затем на расслаблении произносите «Ба-ба-баба».
  • «Стекает лицо». Эту гимнастику используют актеры. Представьте, что ваше лицо потекло: челюсть, язык, щеки и губы стекают вниз. Язык при этом ложится на нижнюю губу. Проведите рукой по лицу, чтобы почувствовать, насколько расслаблена нижняя челюсть. Затем наклоните голову и потрясите ей, чтобы губы и щеки завибрировали. Сначала делайте это беззвучно, а когда станет хорошо получаться, произносите «Амба-ба-ба-ба», чтобы проверить, насколько свободно звучите.
Развитие ораторских навыков и произношения зависит от вашего физического состояния, поэтому не пренебрегайте гигиеническим массажем лица, обращайте внимание на положение тела, позу. Когда вы говорите, плечи должны быть развернуты, но без напряжения, голова поднята. Неправильная поза тоже способна создавать «зажимы» мускулатуры, которые мешают свободному звучанию. Работа над развитием произношения должна быть систематической. Лучше заниматься 15-30 минут каждые 6 дней в неделю, чем по 2 часа раз в неделю. Самостоятельно тренироваться сложно: каждому человеку нужен индивидуальный комплекс занятий. Поэтому приходите в мою Школу ораторского искусства «Ораторис», и я составлю для вас подходящий план занятий. Я провожу индивидуальные и групповые уроки: на них вы узнаете не только о том, как улучшить произношение, но и как написать успешный текст выступления, как побороть страх сцены и научиться убеждать слушателей.

Дикция – это ясное, точное, отчетливое произношение слов, словосочетаний, предложений. Она определяет разборчивость речи и ее восприятие другими людьми. Развитая дикция нужна в повседневной жизни при общении с окружающими, для успешного карьерного роста во многих сферах бизнеса, а что уж говорить о людях, профессия которых обязывает иметь поставленную речь (певцы, дикторы, ораторы, актеры и т.д.).

Другой вопрос – как развить дикцию – содержит более глубокий смысл, поэтому рассмотрим несколько способов комплексно улучшающих этот навык.

Развитие дикции подразумевает работу над постановкой голоса и правильного дыхания. Для этого можно выполнять ряд упражнений самостоятельно:

  • Развиваем дыхание. Встаньте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, положите одну руку на грудь, а вторую – на живот. Дышите медленно, чувствуя поток воздуха. Вы должны выпячивать живот вперед, а грудь при этом должна оставаться неподвижной. Так вы разрабатываете диафрагму.
  • Находясь в том же положении, резким движением носом вдохните как можно больше воздуха. Задержите дыхание на 3-5 секунд и так же резко выдохните через рот.
  • Вдохните ртом как можно больше воздуха. При выдохе произносите согласные буквы (а,о,у,ы,э,и), как будто вытягивая их. У вас получится сплошной поток плавных переходов («ааааооооууууыыыыээээиии»). Старайтесь, чтобы каждая буква звучала громко и отчетливо.
  • Во время этого упражнения все время держите рот закрытым. Вдохните как можно сильнее через нос. При выдохе попробуйте «мычать», затягивая букву «м». Контролируйте, чтобы это действие длилось долго, и звук был максимально громким.
  • Вдохните больше воздуха, а при выдохе «рычите», произнося букву «р». Не факт, что это получится с первого раза, но после нескольких попыток вы увидите результат.

Тренировать дыхание нужно регулярно. Эти упражнения не займут более 15-20 минут в день (каждому заданию уделяйте не более 3 минут). Практикуйтесь перед зеркалом и следите за правильностью выполнения. Наше тело не всегда в точности выполняет то, чего мы от него хотим.

Развиваем дикцию

Одновременно с постановкой голоса можно развивать дикцию и речь. Для этих целей лучше всего подойдут скороговорки. Но перед их произношением нужно как следует размять мышцы языка, лица, артикуляционный аппарат и губы. Это помогут сделать следующие упражнения:

  • Высуньте язык полностью, как можно дальше. Затем верните его в прежнее положение. Продолжайте выполнять эти манипуляции в течение 2-3 минут.
  • Толкните языком щеку. Вы должны как будто «уколоть» ее. Сделайте то же самое со второй щекой. Продолжайте выполнять действия в течение 4 минут.
  • Рот держите закрытым. Начинайте двигать языком, как будто чистите им зубы с внутренней стороны. Делайте это непрерывно и интенсивно в течение 3 минут.
  • Высуньте язык и выполняйте им вращательные движения. Сделайте 20 раз вправо и столько же влево.
  • В этом упражнении развиваем мышцы губ. Вытягиваем их в форму уточки (трубочкой), затем растягиваем широкую улыбку. Чередуем эти движения в течение 2 минут.
  • Надуйте щеки. Начинайте крутить получившийся воображаемый «пузырь» по кругу. Выполняйте действие не менее 3 минут.
  • Слегка покусывайте нижними зубами верхнюю губу и наоборот. Занимайтесь перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Длится упражнение не менее 3 минут.
  • Очень эффективный способ – это построение всяких рожиц. Корчите гримасы, выпучивайте глаза, показывайте язык. Делайте все, что можете придумать, со своим лицом, позвольте себе подурачиться. Лучше это делать перед зеркалом в течение 3 минут.

Очень полезно выполнять эти упражнения перед публичным выступлением, чтобы размять мышцы и артикуляционный аппарат.

После разминки можно приступить непосредственно к скороговоркам. Вот одни из самых эффективных:

  1. Магнат Егор на горе загорал, на магната Егора магнит упал.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, а пили дрова.
  3. Расскажи про скороговорки. Про какие скороговорки? Про скороговорки, про скороговорки, про скороговорочки мои!
  4. Расскажи мне про сосиски! Про какие про сосиски? Может, про покупки? А, ну да, про покупки.
  5. Трансплантация брандспойта отдавала дилетантством.

Чтобы развить внятную речь, можно пользоваться не только этими скороговорками. Для дикции подойдут любые, которые вы сможете найти. Произносите их чаще, но только после разминки. Есть из придуманных, обучившись которой вы однозначно значительно улучшите вашу дикцию. Также вы можете самостоятельно.

Вот еще несколько эффективных упражнений для развития дикции:

  • Зачитывайте свое любимое стихотворение, резко подчеркивая интонационно окончание каждого слова.
  • Откройте обычный словарь русского языка. Выберите слова, которые кажутся вам самыми труднопроизносимыми. Повторяйте их до тех пор, пока не научитесь выговаривать каждое из них без труда.
  • Встаньте перед зеркалом и зачитайте наизусть отрывок из любимого прозаического произведения. Контролируйте произношение, эмоциональность, мимику лица.
  • Если скороговорки кажутся вам слишком легким заданием, перед их произнесением положите в рот несколько мелких орешков. Теперь говорите, максимально приближаясь к правильному произношению.
  • Прочитайте отрывок из любимого произведения с закрытым ртом.
  • Если вы занимаетесь спортом, вам подойдет следующее упражнение. Наденьте наушники и повторяйте все, что говорят в плеере (текст песни или аудио-книга) во время бега. Это усложняет произношение. Но не кричите слишком громко, чтобы не пугать окружающих.

Грамотную речь невозможно развить, выполняя лишь вышеперечисленные упражнения. Хотите проверить, насколько поставлена и развита ваша речь? Представьте себя на месте вашего слушателя. Достаточно ли вы эрудированны и уверены в себе, чтобы вас хотелось слушать часами? Если ответ отрицательный, вам есть над чем работать.

Как развивать дикцию, мы разобрались, теперь попробуем развить свою речь и сделать ее богатой. Для этого подойдут некоторые методики:

Добиться заметных результатов в развитие своей дикции и при этом поставить речь можно примерно за 3 месяца, с учетом каждодневных занятий.

Станиславский о развитии дикции

По словам Станиславского, слово – самый конкретный выразитель мысли человека. О том, как выработать дикцию, он говорит в трех разделах второго тома «Работы актера над собой». Ниже приведены правила и упражнения, составленные на основе рекомендаций Станиславского:

  1. Часто мы посещаем лекции, семинары, тренинги, но попросту засыпаем на них, потому что нам скучно. При этом лектор говорит четко и понятно, дефектов речи у него не наблюдается. Проблема кроется в эмоциональной окраске. Читайте и говорите выразительно.
  2. Нужно уметь говорить в разных тонах. Развить это умение поможет следующее упражнение. Читайте стихотворение вслух таким образом, чтобы одна строчка звучала громко, вторая – тихо и так до конца произведения.
  3. Потренироваться в проявлении разных эмоций можно, читая одну и ту же фразу, но с разными эмоциональными оттенками. Например, можно говорить одно и то же с грустью, радостью, отчаянием, гневом, удивлением.

Дикцию и речь поставить не так трудно, как научиться работать с эмоциями.

Слушайте себя

Как понять, что дикция и голос улучшились, что вы работаете в правильном направлении? Конечно, нужно послушать себя. Запишите свою речь на диктофон и оцените, что изменилось, чего вы добились, а что еще нужно корректировать. Сделайте выводы о том, как разработать дикцию конкретно в вашем случае, на что надавить, а чему уделить меньше внимания.

Оценивать голос желательно на «свежую голову», то есть, спустя несколько часов после тренировки речи, полностью отдохнув и будучи в хорошем настроении. Тогда оценка будет более объективной, а вы поймете, как развить дикцию и избежать новых ошибок. Записывайте свой голос до тех пор, пока произношение не покажется вам идеальным.

Мы разобрались, как развить свою дикцию, как правильно тренировать речь и сделать ее эмоциональной. Занимайтесь регулярно, и даже в домашних условиях вам удастся достичь весомых результатов и больше не останавливаться на волнующей вас проблеме — как поставить и натренировать дикцию.

Школа Юрия Окунева

Случилось мне сегодня застрять в лифте с одним очень интересным молодым человеком. Вернее, то что это незаурядная личность огромных масштабов, выяснилось совершенно случайно, и то только спустя несколько часов. Это, возможно, единственный раз в жизни, когда я был рад, что наши доблестные аварийные службы приходится ждать очень долго. Моим соседом по несчастью оказался неприметный молодой человек, с дрожащим голосом и неуверенно-осторожным стилем общения, причем, чтобы понять, о чем он говорит, приходилось вслушиваться и прилагать дополнительные усилия.

Возможно, мы так и провели часы ожидания в тишине, если бы мой взгляд не упал на книгу и титульную страницу объемной научной работы, которые он держал в руках. Книга - сборник стихов - с его фотографией и фамилией, а научная работа - кандидатская диссертация по ядерной физике того же автора.

Разговорив немного своего случайного знакомого, я выяснил, что это талантливейший человек, победитель всероссийских олимпиад, изобретатель инновационных методов в науке, а еще и поэт с интересным стилем и необычным письменным слогом. Но беда - понять это практически невозможно, так как он просто ужасно владеет своим голосом и совершенно не умеет изъясняться.

Во время общения с ним у меня возникло непреодолимое желание помочь, объяснить, как развить дикцию и четкость речи, сделать речь понятной и приятной на слух. Ведь это совсем не сложно!

Язык мой - друг мой

Говорят, что голос наиболее четко передает нашу личность. Нет в мире людей с двумя одинаковыми голосами. Именно на слух по интонации мы в большей степени можем понять, в каком настроении человек, предположить, что у него на душе и что он чувствует сейчас.

Робость в голосе обычно свидетельствует о неуверенности, отчего человек может показаться слабым и, например, менее квалифицированным специалистом, чем он является на самом деле. И напротив, умение владеть собой и своим голосом позволяет создавать нужно впечатление, добиваться поставленных целей, влиять на людей и продвигать свои убеждения и идеалы.

Как это часто бывает, многие думают, что дикция и четкая речь, талант оратора присущи людям от рождения - либо тебе дано это, либо нет. Бросьте! Это несусветная глупость. Как и в случае других навыков, всего можно добиться путем кропотливой работы над собой. Существуют эффективные упражнения для развития дикции. О них мы и поговорим. Тренируясь по 15 минут ежедневно вы получите заметные результаты уже через семь дней.

Упражнение 1. Пробка.

Как вино может улучшить вашу артикуляцию? Да очень просто! Вы берёте пробку от бутылки (желательно дома на следующий день или спустя какое-то время), зажимаете её зубами и начинаете произносить фразы. Для начала берите любой кусок текста, который вам по душе, также это может быть стихотворение, и пытайтесь его прочитать. Вначале это будет очень сложно, так как мышцы артикуляционного аппарата преодолевают сопротивление, созданное пробкой.

Потом вынимайте её, и произносите всё то же самое. Оказавшись «на свободе», мышцы начинают работать более слаженно, и звуки получаются чёткими. Также очень яркий эффект, если заниматься регулярно, даёт произнесение с пробкой во рту так называемых взрывных согласных.

Отрабатывайте на таких группах звуков:

  1. пе-пе-пе, бе-бе-бе, ме-ме-ме;
  2. те-те-те, де-де-де;
  3. ке-ке-ке, ге-ге-ге.

Первая группа тренирует мышцы губ, вторая развивает кончик языка, а третья укрепляет его корень. Регулярно выполняйте эти упражнения по 5 минут, и уже спустя неделю вы обнаружите хорошие результаты.

Упражнение 2. Лигурийский регулировщик

Ничто так не тренирует дикцию, как сложные скороговорки. Добрые люди к нашему времени придумали их очень много и всевозможных разновидностей для отработки самых разных проблемных мест. Одна из самых знаменитых носит название «Лигурия». Это целый связный текст из известных скороговорок, который быстро может вывести дикцию на уровень оратора, как у ребенка, так и у взрослых. Попробуйте почитать ее быстро и чётко. Вам обязательно понравится.

В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Упражнение 3. Сам себе собеседник

Очень многим людям не нравится, как их голос и произношение звучат на записи. И это не просто так, ведь самому сразу слышны все ошибки и далекая от идеала артикуляция. Начитывайте отрывки на диктофон, слушайте себя, исправляйте то, что звучит некрасиво и не устраивает вас самих.

Упражнение 4. Дыхание - это жизнь

Один из важнейших секретов красивого голоса - постановка правильного дифрагмального дыхания. Животом, а не грудью дышат все певцы, ораторы и дикторы. Именно диафрагма создает такой поток воздуха, при котором голосовые связки начинают вибрировать чисто и мощно. Также тренируйтесь распределять дыхание, чтобы его хватало на долгие предложения. Для этого вдыхайте и, например, тяните одну гласную до тех пор, пока воздух в легких совсем не закончится. Надувайте воздушные шарики - это тоже очень эффективный способ тренировки дыхания при постановке голоса.

Всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить

Конечно, всё вышеперечисленное - это лишь малая часть всех тех методов, которые существуют для того, чтоб сделать вашу речь чистой и красивой. Хотя даже выполнение этих упражнений уже выведет вас на совсем новый уровень. Если хотите знать больше по этой теме и уметь лучше, рекомендую . Занимаясь с ней, можно достигнуть небывалых высот. Есть у нее и занимательная книга - «Говори красиво и уверенно» . Их же я посоветовал и моему новому знакомому, с которым мы в конце-концов выбрались из лифта, и я очень надеюсь, что ему также быстро удастся улучшить свою речь. Ведь парень он невероятно талантливый, и так хочется, чтоб мир его услышал.

Не стесняйтесь и вы раскрывать себя миру! Успехов вам в тренировке дикции! На этом я с вами на сегодня прощаюсь - до новых встреч, на страницах блога.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии