Как понять какой зуб молочный или коренной. Пятый зуб молочный или коренной. Осложнения процесса смены

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра адаптивного образования

Вид проекта

Открытый урок.

«Живая и неживая природа»

Пепиновой Ирины Владимировны ,

Группа № 3

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Тема урока: «Живая и неживая природа»
  2. Возраст обучающихся – 7-8 лет (1 класс)
  3. Название предмета: окружающий мир
  4. Авторы: Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов
  5. Вид урока : изучение нового материала
  6. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
  7. Цель урока: формировать умение дифференцировать живую и неживую природу

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся дифференцировать живую и неживую природу.

формировать понятия «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать

развитие мышления, умения классифицировать и исключать лишние понятия; развитие памяти; зрительного и слухового внимания и восприятия

формирование уважения и бережного отношения к природе, развитие умения видеть красоту природы

Регулятивные УУД.

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
  • самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные УУД.

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии;
  • осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам.

Коммуникативные УУД.

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • строить монологическое высказывание.
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты : формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
  • познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Оборудование и материалы:

Персональный компьютер; презентация на тему «Живая и неживая природа»; индивидуальные задания на отдельных листах; ручки; цветные карандаши, рисунки детей.

Ход урока (см. ниже)

Ход урока:

1) Организационный момент

Ребята, сейчас у нас особенный урок. Его буду вести я и на нем присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями

2) Постановка целей и задач урока

Ребята, попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня. Вам подскажут картинки, которые вы видите на экране.

Слайд №1

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг…(природа)

О природе.

Слайд№2

Правильно. Сегодня мы будем говорить о природе. Мы вспомним все, что о ней знаем. Тема нашего урока – живая и неживая природа.

3) Беседа

Д авайте посмотрим вокруг. Что нас окружает? Что вы видите?

Парты, компьютер, стулья и т. д.

Правильно. Ребята, это природа?

Нет. Это вещи. Они сделаны руками человека.

Хорошо. А теперь посмотрим за окно. Что вы там видите?

Деревья, траву, небо и т. д.

А их мы можем назвать природой?

Да. Это природа. Они не сделаны руками человека.

Верно. Значит, природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.

Мы выяснили, что такое природа. Кто вспомнит, какая бывает природа? На какие две группы можно разделить объекты природы? Давайте посмотрим на экран.

Слайд №3

Что вы видите?

Дерево, кошка, бабочка и т. д.

Это природа?

Да.

Какая это природа?

Живая.

Правильно. Это живая природа. Что же относится к живой природе?

Слайд №4

Звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, грибы, бактерии.

Слайд №5

Посмотрите на экран. На этих картинках тоже живая природа, но одна картинка – лишняя. Подумайте, какая.

Камень.

Верно. Почему он лишний?

Потому что он неживой.

Правильно. Как же мы можем отличить живое от неживого?

Живое дышит, питается, растет, размножается, двигается, умирает.

Слайд №6

Молодцы. Мы вспомнили признаки живой природы. Все живое обязательно дышит, питается, передвигается, растет, дает потомство.

Как дышит человек? А кошка? А рыбка?

Что ест человек? А кошка? А корова? А гусеница?

Как растет дерево? А бабочка? А лягушка?

Какое потомство у человека? У кошки? Собаки? Медведя?

Как двигается человек? А птица? А рыба? А дерево?

Мы выяснили, что относится к живой природе и как мы можем отличить живое от неживого. А что же относится к неживой природе? Смотрим на экран.

Слайд №7

Итак, неживая природа – это камни, земля, вода, солнце, горы, песок, звезды.

Слайд№8

Мы выяснили, что нас окружает мир вещей с одной стороны и

Слайд№9

природа – с другой. Природа – это все то, что не создано руками человека.

Слайд№10

Природа бывает живая и неживая. Все живое дышит, растет, питается, двигается, дает потомство, умирает.

4) Закрепление изученного материала

физкультминутка

Игра «Угадай, где природа»

Сейчас мы сыграем в игру «Угадай, где природа». Я буду вам называть слово, а вы говорить, природа это или нет, и если природа – то какая, живая или нет. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Постарайся дать ответ – где природа, а где нет.

Горы.

Кошка.

Кукла.

Машина.

Человек.

Гусеница.

Дом.

5) индивидуальное задание на отдельных листах

6) Решение теста «Живая и неживая природа»

Сопровождается показом слайд-шоу. Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.

Слайд №11

1) Что такое природа?

  • Все, что нас окружает
  • Все, что нас окружает и не создано руками человека
  • Все, что создано руками человека

Слайд №12

2) Какая бывает природа?

  • Природа бывает живая и неживая
  • Природа бывает только живая
  • Природа бывает только неживой

Слайд №13

3) Что относится к неживой природе?

  • Снегирь
  • Стол
  • Камень

Слайд №14

4) Что относится к живой природе?

  • Дерево
  • Кукла
  • Облако

Слайд №15

5) К какой группе можно отнести человека?

  • Человек – это живая природа
  • Человек – это неживая природа
  • Человек – это не природа

Слайд №16

6) Что не является природой?

  • Синица
  • Ящерица
  • Метро

8) Работа с карточками

Заполнение таблицы «Живая природа/Неживая природа». У каждого ученика свой экземпляр таблицы. Дети вписывают предложенные слова в соответствующие графы.

10) Подведение итогов урока

Что мы сегодня изучали?

Что вам больше всего запомнилось?

Заключение

При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те действенные формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой и учителями начальных классов.
При изучении стандартов второго поколения я выделила для себя принципиальное отличие в переходе на новый уровень образования. В основе лежит деятельностный подход. Ребёнок познаёт окружающий мир через деятельность, которая должна стать основой обучения. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. Главная моя задача при подготовке уроков - уйти от монологической речи учителя, прийти к тому, что ребёнок получает знания не потому, что он внимательно слушает учителя, а потому, что он через деятельность соприкасается с новыми знаниями. Изменились функции учителя. Учитель лишь сопровождает ребёнка. Стараюсь строить урок так, чтобы ученик мог почувствовать себя хозяином урока: что он может ответить, когда ответить, как ответить. При таком подходе ученик не загнан в определённые «рамки», я даю ему возможность высказать своё мнение. Работая в системе, применяя деятельностный метод, я стремлюсь раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к образованию, к учёбе.
Ключевой позицией моей методической работы является формирование у детей способности учиться, то есть развивать способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При организации учебной деятельности на уроке я ставлю перед собой задачу самореализации обучающихся. Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей.
Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов не только предоставляет новые возможности ученику и учителю, но и повышает ответственность за формирование личности, гражданина. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Все упражнения продуманы так, что каждый ученик, выполняя ряд заданий, может сам сформулировать тему и цели урока. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
При планировании уроков я стараюсь следовать требованиям к современному уроку:
- самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
- учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
- обязательная рефлексия учащихся на уроке;
- высокая степень речевой активности учащихся на уроке.

Природа – это окружающий нас мир со всеми его обитателями и явлениями. Именно она всегда выступала главным объектом для исследований и научных экспериментов, за счет чего многие школьники сегодня изучают естественные науки.

Однако с малых лет каждому ребенку необходимо донести, что такое объекты неживой природы, чтобы он мог правильно воспринимать окружающую действительность. О методах, описаниях и примерах такой трактовки мы поговорим в этой статье.

Что такое неживая и живая природа?

В привычном понимании человека природа – это цветы, солнце, животные, растения и ископаемые. В общем, это естественный мир, который был создан без участия человека или инновационных технологий. Однако в научном понимании этот термин объясняется гораздо шире: природой обозначают все явления и предметы, которые нас окружают. И для того, чтобы разграничить понятия, следует подробно разобрать каждое из них.

Компоненты природы – это атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, земля, поверхностные воды, почва, растительный мир, недра, животный мир, подземные воды, озоновый слой атмосферы и прочие организмы, которые в совокупности создают благоприятные условия для обеспечения постоянной жизни на планете Земля.

При этом объекты живой природы – это вся флора и фауна: все животные на планете, растения всех классов и видов, бактерии, грибы. Также в это понятие включен человек. При этом природа без человека может существовать в первозданном виде, примерами чему выступают необитаемые острова со своей экосистемой, а также астрономические объекты (планеты, спутники и пр.).


Что такое неживая природа?

Неживой мир – это различные вещества, а также поля, обладающие энергией. Она представлена несколькими уровнями организации: от элементарных частиц, химических элементов и атомов до небесных тел и Вселенной. Под этим термином понимают все объекты, образовавшиеся без человеческого вмешательства и состоящие из материи или поля. Важным отличием является то, что объекты неживой природы устойчивы, статичны и слабо изменчивы. Камни, горы, вода, атмосфера – это все существует миллиарды лет и крайне медленно подвергается изменениям.


Как объяснить ребенку 2 класса различия?

Чтобы наглядно рассказать и показать школьнику примеры и объекты живой и неживой природы можно опираться на такие факты:

  1. Чтобы поддерживать процессы жизнедеятельности, представители живого мира нуждаются в получении энергии извне – например, растениям и животным нужен солнечный свет, чтобы правильно развиваться.
  2. Живые организмы сложно устроены, их биологическая система поддерживает жизнедеятельность благодаря важным процессам. Они могут развиваться, дышать, размножаться, стареть и умирать. Несмотря на то, что трудно заметить, как дышит растение, этот процесс все равно присутствует на молекулярном уровне.
  3. Объекты живого мира могут передвигаться, проявлять реакции на внешние раздражители. К примеру, если тронуть животное – оно убежит либо нападет, в отличие от каменных пород, которые не сдвинутся с места.
  4. В конце концов, многие представители живого мира могут мыслить и имеют рефлексы, помогающие им выжить.

Таким образом, мы рассмотрели, что представляет собой мир живой и неживой природы. Главное что стоит помнить, что обе сферы тесно взаимосвязаны. Материя, вещества, энергия – все это позволяет развиваться и жить всем организмам на Земле, создавая единую экосистему.

Правила этикета в обществе. Как вести себя в магазине, на улице, транспорте

Окружающий нас мир, богат и разнообразен. Леса, озера, горы, степи, солнце, вода, воздух — все то, что человек не создавал своими руками, это и называется природой.. Ее познанию посвящали свою жизнь ученые разных стран мира. В результате изучения, исследований и опытов, сформировались науки, каждая из которых изучает определенные направления в природе. Более подробно рассмотрим в статье.

Греческое слово — «биология», переводится как учение о жизни, т.е. обо всем живом, что нас окружает.А окружает нас природа. Все живое имеет способность рождаться и умирать. Для поддержания жизни, всему живому, необходимо питаться, пить, дышать. Таким образом, биология изучает ту часть природы, которая живет.

Зародилась эта наука во времена античности, только, в то время, она не имела такого названия. В 19 веке был введен термин «биология», рядом ученых. С тех пор биологию стали выделять из наук естественных. Биология имеет много направлений — генетика, биофизика, анатомия, экология, ботаника и др.

Какая наука изучает неживую природу

Чтобы лучше понять законы неживой природы, науки были распределены следующим образом:

  • физика — изучает общие вопросы природы, ее законы;
  • химия — изучает вещества, их строения и свойства;
  • астрономия — изучает планеты, их происхождение, свойства, строение;
  • география изучает поверхность земли, климат, экономическое и политическое положение стран и их населенность.


Признаки живой природы

Каждый представитель живой природы обладает организмом, в котором происходят сложные химические процессы. Понять что перед вами — представитель живой или неживой природы, можно, если подумать:

  1. Откуда взялся этот объект;
  2. Нуждается ли он в еде и воде;
  3. Есть ли у него способность двигаться — ходить, ползать, летать, плавать, поворачиваться к солнцу;
  4. Нужен ли ему воздух;
  5. Каковы сроки его жизни.

Свойства тел живой природы

Любые растения, животные, птицы, насекомые и даже человек имеют организм, который нуждается в питании, воде, воздухе.

  • Рождение и рост — с появлением на свет, у каждого живого существа начинают делиться клетки, за счет чего происходит рост организма.
  • Размножение — производство себе подобных, передача им генетической информации.
  • Питание — для роста и развития необходима пища и вода, за счет чего растут клетки.
  • Дыхание — если не будет воздуха, все живое умрет. Внутри клеток, которые есть у всех живых организмов, образуются химические процессы — высвобождение энергии.
  • Способность двигаться. Все живые организмы передвигаются. Человек, при помощи ног, животные при помощи лап, рыбам помогают плавники, растения реагируют на солнечный свет и поворачиваются к нему. Движение некоторых организмов заметить достаточно трудно.
  • Чувствительность — реагирование на звуки, свет, изменение температуры.
  • Умирание — завершение жизни. Ничто живое не живет вечно, умирание может происходить по разным причинам. Естественная смерть настает, когда организм постареет и теряет способность к дальнейшей жизни.

Объекты живой природы примеры

Окружающий нас мир очень разнообразен. Все его объекты можно разделить на царства, их четыре: бактерии, грибы, растения, животные.

Царство животных, в свою очередь, делится на виды и подвиды.

Самые простейшие организмы в животном мире — простейшие. Они имеют одну клетку, которая имеет способность к обмену веществ, передвигается, имеет, в основном не четкие границы. Их размеры до того маленькие, что разглядеть их без микроскопа, практически невозможно. В природе их насчитывается 40000. К ним относятся: амеба, инфузория-туфелька, зеленая эвглена.

Следующий подвид — это многоклеточные животные. К ним относится большинство объектов животного мира — рыбы, птицы, животные домашние и дикие, пауки, тараканы, черви.

Все растения имеют возможность размножаться и расти. Они синтезируют солнечный свет, за счет чего происходит обмен веществ. Вода так же нужна растениям, без нее они погибнут.

К растениям относятся:

  • деревья и кустарники;
  • трава;
  • цветы;
  • водоросли.

Бактерии — самые древние жители нашей планеты, имеющие простейшее строение. Но, не смотря на это, они обладают функцией размножения. Среда обитания бактерий очень разнообразна — вода, земля, воздух и даже ледники и вулканы.

Признаки неживой природы

Оглянитесь вокруг и вы увидите много признаков неживой природы: солнце, луна, вода, камни, планеты. Им не требуется для жизни воздух и пища, они не могут размножаться, относительно устойчивы к изменениям. Горы стоят тысячи лет, солнце постоянно светит, планеты вращаются неизменно вокруг солнца, не меняя свой курс. Только глобальные катаклизмы могут разрушить объекты неживой природы. Несмотря на то, что эти объекты относятся к природе неживой, мы бесконечно восхищаемся их красотой.

Объекты неживой природы примеры

Объектов, которые представляют природу неживую, великое множество, некоторые из них способны видоизменяться.

  • вода при пониженных температурах, преобразуется в лед;
  • сосулька начинает таять, если на улице плюсовая температура.
  • вода способна превращаться в пар при кипении.

К неживой природе относятся:

камни могут лежать на одном месте тысячи лет.

планеты неизменно крутятся вокруг солнца.

песок в пустыне — перемещается только под действием ветра.

Природные явления — молния, радуга, дождь, снег, солнечный свет — так же относится к неживой природе.

Отличительные признаки живой и неживой природы


Нуклеиновые кислоты — признак живого организма. Они хранят и передают генетическую информацию (наследственность).

  • Основой всего живого является клетка, из которой образуется ткань, а из нее система органов.
  • Обмен веществ и энергии поддерживает жизнь и осуществляет связь с окружающей средой.
  • Размножение — воспроизведение себе подобных, к примеру, у камней такой возможности нет, только если расколоть его.
  • Раздражительность — если пнуть ногой камень, он вам не ответит, а если пнуть собаку, она начнет лаять и может укусить.
  • Живые организмы способны приспосабливаться к окружающему миру, так, например, жираф имеет длинную шею, чтобы добывать пищу там, где другие животные ее не достанут. Если жирафа отправить в Арктику, он там погибнет, а вот белый медведь чувствует там себя прекрасно. Приспособляемость, в живом мире, называется эволюцией, которая, по большому счету, бесконечный процесс.
  • Живым организмам свойственно развиваться — увеличиваться в размерах, расти.

Все, перечисленные выше, факторы, отсутствуют у объектов неживой природы.

Связь между объектами живой и неживой природы, рассказ на примерах

Невозможность существования друг без друга, живой и неживой природы, обуславливает их взаимосвязь. Все живое нуждается в воде, солнце и воздухе.

Человек, как особь живой природы, нуждается в воде — чтобы пить, в воздухе — чтобы дышать, земле — растить продукты питания, солнце — чтобы согреваться и получать витамин D. Если исчезнет хотя бы один из компонентов, человек погибнет.

Утка — птица, представитель живой природы. Свой дом она создает в зарослях камыша — связь с растительным миром. Пищу она добывает в воде, так как питается рыбой. Солнце ее согревает, ветер помогает летать. Вода и солнце вместе позволяют вырастить потомство.

Цветок растет из земли, для его роста нужна вода в виде дождя, для энергии нужен солнечный свет.


Корова — пасется на лугу (земле), питается травой, сеном, пьет воду. Трава и сено перерабатываются в ее организме и удобряют землю.

Схема связи живой и неживой природы

Ровный прикус весомо сказывается на здоровье человека. Не зря каждую маму интересует появление и смена прикуса у её чада. Часто возникают вопросы при определении вида зуба, находящегося во рту у ребёнка – молочный он или коренной.

Мнение эксперта

Бирюков Aндрей Aнатольевич

врач имплантолог ортопед-хирург Закончил Крымский мед. институт в 1991 г. Специализация терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология включая имплантологию и протезирование на имплантах.

Задать вопрос эксперту

Считаю, что на визитах к стоматологу всё же можно существенно сэкономить. Конечно я говорю об уходе за зубами. Ведь если тщательно ухаживать за ними, то до лечения действительно может и не доходить дело - не потребуется. Микротрещинки и небольшой кариес на зубах можно убрать обычной пастой. Как? Так называемой пломбирующей пастой. Для себя выделяю Denta Seal . Попробуйте и вы.

Смена прикуса сопровождается осложнениями и необходимо понимать их природу.

Сколько зубов должно быть у ребёнка

Большинство родителей не отслеживает рост зубов у ребёнка. Если процесс протекает безболезненно. Мамы и папы отталкиваются от факта, что в своё время молочные зубы выпадут, это неверное утверждение. Процесс замены прикуса требуется прослеживать.

Полное прорезывание молочных зубок предполагает окончание у детей в 2,5 года. К этому возрасту у крохи вырастает 20 зубных единиц, включающих:

  • 8 резцов;
  • 4 клыка;
  • 8 моляров.

Существует вероятность, что у малыша прорезалось не 20 молочных зубок. Если зубных единиц больше положенного, они обладают формой шила, вырастают в сторону. Недостаток зубов вызван разрушением их зачатков при развитии плода.

Классификация зубов

Люди под определением коренные зубы подразумевают постоянные зубы. Хотя такое понятие относится к различным категориям. Разделят такие виды:

  1. Резцы – представляют собой зубки впереди нижней и верхней челюстей. Обладают острым краем, участвуют при откусывании пищевых кусочков.
  2. Клыки – обладают утолщённой формой, позволяют разрывать плотную пищу.
  3. Малые коренные (премоляры) – расположены четвёртыми и пятыми в зубном ряду.
  4. Большие коренные (моляры) – расположены дальше всех – 5,6, 8-ки. Большие зубы с обширной поверхностью для жевания, подобно премолярам, предназначены для перетирания кусочков пищи.

Такие виды способны быть молочными, но отличаться у малышей из жевательных прорезаются только первые и вторые моляры. Неприятности образуются непосредственно с коренными зубками при определении корневой он или временный.

Когда происходит смена зубов?

Замена молочных зубных единиц постоянными считается важным этапом. Обычно последние прорезываются после выпадения временных.

Сроки появления могут сдвинуться по анатомо-физиологическим особенностям каждого малыша, климатических условий проживания, ежедневного рациона.

Классическая смена прикуса предполагает очерёдность:

  • первичные моляры появляются у малышей 5-6 лет;
  • далее сменяются основные резцы нижней челюсти;
  • в то же время на нижней челюсти появляются верхние и боковые резцы;
  • восьми- девятилетний возраст сопровождается сменой верхних боковых резцов;
  • до 12 лет происходит смена малых коренных зубов;
  • в 13-летнем возрасте меняются клыки;
  • около 14 лет появляется вторая пара моляров, отсутствующих среди молочных;
  • после 15 лет у подростков начинают прорезываться третьи моляры, именуемые «мудрыми» зубами. Временами они могут оставаться в дёснах до глубокой старости.

По медицинским исследованиям сперва происходит выпадение зубов нижней челюсти, затем верхней. Меняются молочные зубы в последовательности, аналогичной появлению.

Как отличить постоянный коренной зуб от молочного?

Смена прикуса осуществляется со временем и заканчивается примерно к 14 годам. К правилу не относятся третьи моляры, крайние в зубном ряду, именуемые, как «зубы мудрости». Они появляются в более взрослом возрасте 17-21 года и старше.

Встречаются случаи, когда зубные единицы остаются под дёсенной поверхностью, не появляясь сверху неё. При активной смене прикуса родителям затруднительно запомнить, какой зуб из 20 первичных заменился, а какой нет.

Точно установить тип моляра помогут отличительные черты:

  1. Оттенок эмали у молочных моляров белый, у корневых – светло-жёлтый.
  2. Число зубных единиц – молочных 20, постоянных – 32.
  3. Объём и форма. Временные обладают малым размером и округлой формой, постоянные моляры объёмные.
  4. Локация – прорезывание молочных зубов осуществляется вертикально, постоянные направлены коронками наружу к губам и щёчной поверхности.
  5. Возраст ребёнка. Первые зубные единицы появляются у 6-7-месячных малышей, постоянные – в возрасте 5-6 лет.
  6. Если моляр 6-й или 7-й, то он коренной, число молочных зубиков с каждой стороны челюсти может быть только 5.
  7. Молочный моляр, соприкасаясь с десной, образует утолщение.
  8. Молочные зубки представлены резцами, клыками, молярами, постоянные дополнительно включают премоляры.
  9. Корни молочных отличаются тонкостью.
  10. Бугорки, расположенные на молочных зубах гладкие, у коренных они зубристые.

Испытываете ли волнение перед визитом к стоматологу?

Да Нет

Когда зрительно тип зуба не определяется, следует сделать рентгеновский снимок челюсти. У постоянного верхнечелюстного моляра будет тройной корень, уходящий в надкостницу.

Профилактика неправильного прорезывания

Образование молочных зубов, их замена представляет собой естественное явление. Несмотря на это, заболевания или сложности с рационом способны воздействовать на прорезывание и провоцировать стоматологические проблемы.

На смене прикуса сказываются факторы:

  • генетика. Наследственная предрасположенность влияет на темп образования новых, их оттенок, прочность, прикус;
  • рацион – тип употребляемых продуктов, сбалансированность, присутствие в ежедневном меню необходимого объёма протеина, минералов, клетчатки, влияющих на процессы смены;
  • общее самочувствие ребёнка, как физическое, так и психологическое. Заболевания, чрезмерные физические нагрузки, эмоциональные перенапряжения могут способствовать замедлению прорезывания;
  • несоблюдение правил гигиены рта. Развитие кариозных микроорганизмов обусловливает стоматологические патологии, способные привести к удалению молочных зубов. Они удерживают место для постоянных, при раннем удалении затрудняется прорезывание постоянных.

Чтобы улыбка ребенка была белоснежной и при взрослении, приучайте его к проведению гигиенических процедур.

Возможные патологии зубов у детей

Среди заболеваний у двух-трёхлетних малышей развивается кариес. Разрушение зубных единиц в раннем возрасте способно стать причиной осложнений, нарушение челюстного развития, смещение постоянных моляров. Возможно наличие инфекции в зачатках коренных зубов.

Заменённые зубные единицы способны расти криво, если молочные были прямыми. Это связано с замедленным ростом челюсти. Из-за отсутствия места зубы начинают коситься, выпячиваться, вырастать сверху.

Возможна угроза «акульих зубов». Так случается, когда коренные начали прорезаться перед выпадением молочных. Серьёзной становится ситуация с зубами, которые растут задним рядом. Тогда прибегают к помощи ортодонта. Встречаются случаи, когда наступило время смены зубов, а они не появляются. Это может быть обусловлено физиологическими причинами, генетическими, адентией.ф

Несмотря на все индивидуальные особенности каждого человека, расположение зубов и их название одинаково для всех. Это объясняется тем, что зубные элементы начинают формироваться еще задолго до появления на свет (примерно на 2-3 месяце эмбриогенеза), и при рождении у ребенка имеются все зубные зачатки, расположенные глубоко в челюсти.

У малышей старше двух лет в зубном ряду имеется 20 молочных зубов

Как у взрослых, так и у детей зубные ряды симметричны — верхняя и нижняя челюсть имеет одинаковое количество одноименных зубов (точкой отсчета при этом берется срединная линия лица).

В таблице приведен порядок расположения зубов и их правильное название.

Порядковый номер Молочные Постоянные
1 центральный резец центральный резец
2 боковой резец боковой резец
3 клык клык
4 первый моляр первый (малый) премоляр
5 второй моляр второй (малый) премоляр)
6 первый (большой) моляр
7 второй (большой) моляр
8 третий (большой) моляр

У взрослых количество постоянных зубов может варьировать от 28 до 32 (это зависит от того, прорезались ли «зубы мудрости» или нет)

Как видно из таблицы, у детей и взрослых совпадают названия и расположение лишь передних зубов (резцов и клыков). Задние (или «коренные») имеют существенные отличия.

Зачем необходима нумерация зубов?

Все зубы человека имеют свое определенное расположение по номерам. Но как понять на верхней или нижней челюсти он располагается, а также слева или справа? Можно пользоваться полными формулировками (например, первый постоянный моляр верхней челюсти справа) Но такие громоздкие названия создают определенные трудности для работы стоматологов и часто могут стать причиной ошибок, которые особенно опасны, если пациент идет на удаление больного зуба .

С целью оптимизации труда врачей и максимального упрощения обозначения номеров зубов и были придуманы специальные нумерации.

Схемы нумерации зубов в стоматологии

В настоящее время номера зубов в стоматологии систематизированы в соответствии с несколькими схемами:

  1. Универсальная система нумерации.
  2. Квадратно-цифровая или система Зигмонди-Палмера.
  3. Система Хадерупа.
  4. Американская нумерация или буквенно-цифровая система.
  5. Европейская нумерация Виола или система по ВОЗ.

Рассмотрим подробнее особенности каждой из них.

Универсальная система

В основе такой схемы нумерации лежит присвоение каждому постоянному зубу определенного номера от 1 до 32. В молочном прикусе каждому зубику соответствует своя буква. Подсчет в таком случае ведется с правой половины верхней челюсти по часовой стрелке от зуба мудрости.

Зубная формула постоянного комплекта по универсальной системе выглядит так:


Схема: номера постоянных зубов верхней и нижней челюсти

Молочные зубики маркируются по тому же принципу, но только с использованием букв латинского алфавита:


Система Зигмонди-Палмера

Такая нумерация является самой несовершенной, поскольку в ней по старому указываются зубы под номерами без более точного указания их локализации. При этом для постоянного комплекта используются арабские цифры от 1 и до 8, а при нумерации молочных применяют цифры римские (I-V).


Цифровая система не исключает ошибки при проведении диагностических или лечебных мероприятиях, поэтому, сегодня ею пользуются только врачи-ортодонты (например, при установке и маркировке брекетов) или челюстно-лицевые хирурги. И записи по ней в медицинской карте пациента делаются только на специальной схеме.

Система Хадерупа

Нумерация по системе Хадерупа также относится к цифровым. Для обозначения зубов взрослого человека применяются арабские цифры 1-8 со знаком плюс или минус перед ними. Знак «+» проставляется для нумерации верхних, а знак «-» для обозначения нижних.

Номера детских зубиков аналогично прописываются арабскими цифрами со знаками «+» или «-», но при этом спереди к ним приставляется цифра «0».

Неудобство такой системы заключается в необходимости указывать расположение зуба в левой или правой стороне на челюсти.

Американская буквенно-цифровая система

Такая нумерация широко распространена в США. Буквенно-цифровая система основана на присвоении каждой группе зубов буквенного значения (заглавные для постоянного комплекта, а прописные — для молочного), а также цифрового кода, который обозначает расположение зуба при правильном прикусе.

Буквенные значения зубов:

  • I (i) — постоянные (молочные) резцы;
  • С (с) — постоянные (молочные) клыки;
  • P — премоляры (в молочном прикусе отсутствуют);
  • M (m) — постоянные (молочные) моляры.

Американская нумерация также не учитывает лево- или правостороннее расположение зуба, что может вызывать определенные трудности.

Европейская международная нумерация Виола

На сегодняшний день — это самая новая и совершенная система нумерации зубов. Ее суть заключается в том, что челюсти разделяются на сегменты (по 2 сверху и снизу), каждому из которых присваивается свой номер. У взрослых используются цифровые значения 1-4, а у детей — 5-8. В результате каждый зуб получает двузначный номер, первая цифра которого обозначает определенный сегмент, а вторая — порядковый номер.


Удобство системы Виола заключается в отсутствии громоздких названий при точном указании расположения необходимого зуба и в минимальном риске ошибки. Такая нумерация незаменима при направлении пациента на рентген, а также при обозначении зубов на панорамном снимке.

Как определить номер зуба — практикуемся на примерах

Определить какие номера у зубов достаточно просто, необходимо лишь немного потренироваться на примерах.

Зуб номер 37 — это какой?

Незнающему человеку, который не знаком с системами нумераций в стоматологии, может показаться, что речь идет о лишних 5 зубах во рту. Но это не так. По системе Виола зубы с номерами, начинающимися на тройку, располагаются на нижней челюсти слева. А порядковому номеру 7 соответствует второй моляр. Значит 37-й зуб — это второй нижний моляр слева.

Какой номер соответствует верхнему правому зубу мудрости (восьмерка)?

В различных системах третий моляр будет обозначаться по-разному.

  • В универсальной числовой схеме — номер 1.
  • По схеме Зигмонди-Палмера — «верхняя правая восьмерка».
  • По системе Хадерупа — «+8 справа».
  • В американской схеме — «верхний М3 справа».
  • По системе Виола — цифрой 18.

У ребенка школьного возраста в зубной формуле написано, что рядом с 21 зубом располагается зуб 62. Как такое может быть?

У детей в 6-7 лет (реже в 8-9 лет) начинается смена молочных зубов. Поэтому во рту одновременно могут располагаться как зубы из временного комплекта, так и уже прорезавшиеся постоянные. В данной ситуации они пронумерованы по системе Виола, а их номера обозначают, что центральный верхний резец слева (номер 21) уже успел смениться на коренной зуб, а вот боковой резец еще из молочного прикуса (поэтому он маркируется под номером 62).

Нумерация при аномальном количестве зубов

Если у человека во рту располагается нормальное количество зубов, то их нумерация не вызывает затруднений и остается постоянной как в молодом возрасте, так и после 60 лет.

Если же некоторые зубы утеряны (например, вследствие различных заболеваний или аномалий развития), то в зубной формуле рядом с соответствующим номером просто указывается его отсутствие.

Но бывают заболевания зубной системы, для которых характерно увеличение количества зубов с атипичным их расположением. При таких вариантах использование любых схем нумерации затруднительно и чаще всего стоматологи отказываются от их использования. В этом случае в медицинскую документацию пациента вносится полная информация о количестве зубов, их описание и расположение.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии