Как оформить 90 часов в неделю водителям. Рабочее время водителей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

К лицам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся как профессиональной подготовки, так и состояния здоровья, эти требования вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.

Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения за счет значительного роста количества автотранспортных средств, предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей возможно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Кроме того, необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха водителей ТС. Правильная организация работы работников, эксплуатирующих ТС, является одним из ключевых звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий.

Работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником (ст. 91 ТК РФ). Такой учет может быть ежедневным, еженедельным и суммированным.

Ежедневный учет рабочего времени осуществляется при равной продолжительности ежедневной работы. Если продолжительность ежедневной работы определяется графиком в пределах нормальной продолжительности рабочей недели, которая составляет 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), применяется еженедельный учет рабочего времени.

В тех организациях, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная в ТК РФ для данной категории работников ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с целью контроля за соблюдением установленной трудовым законодательством нормы рабочего времени. При этом такой учет ведется не в течение недели, а в течение более длительного периода - месяца, квартала и др. Такой период именуется учетным и не может превышать одного года (ст. 104 ТК РФ).

Суммированный учет рабочего времени может использоваться в тех организациях, где применяется вахтовый метод организации работ, в организациях с непрерывным производственным циклом, а также на транспорте. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Такие правила установлены для отдельных категорий работников водного транспорта, связи, авиации, железнодорожного транспорта, водителей автомобилей.

Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение). Положение вступило в силу 20 ноября 2004 года. Этот документ адресован водителям и работодателям, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ. Положением установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам. Данные особенности режима рабочего времени и времени отдыха являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.

Положение не распространяется на труд водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Положением установлено, что рабочее время водителя (за которое он имеет право на получение заработка) состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Норма рабочего времени. Норма рабочего времени для водителей, как и для всех других категорий работников, не может превышать 40 часов в неделю. При этом для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

Суммированный учет рабочего времени устанавливается водителям в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена 40-часовая рабочая неделя либо нормальная продолжительность рабочего дня при пятидневной рабочей неделе. Положением предусмотрено, что при наличии в организации представительного органа работников (первичной профсоюзной организации и т.п.) суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения такого органа.

При этом продолжительность учетного периода составляет один месяц, то есть продолжительность рабочего времени в течение месяца не должна превышать нормального числа рабочих часов при 40-часовой пятидневной рабочей неделе. Статьей 152 ТК РФ предусмотрено, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Положением предусмотрено (п. 8), что на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Положение содержит императивную норму (п. 4) о том, что работодатель обязан (!) ежемесячно составлять для всех водителей графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить их до сведения водителей не позднее чем за 1 месяц до введения в действие.

Графики работы (сменности) регламентируют время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, если он создан в организации.

Как правило, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Положением предусмотрен ряд исключений из этого правила. Так, на междугородных перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. В Положении предусмотрено (п. 10), что при этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Сверхурочные работы (при суммированном учете рабочего времени) в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должны превышать 12 часов (п. 23). Исключение предусмотрено для работ, выполнение которых необходимо для обороны страны, предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия, а также если необходимо закончить начатую работу, незавершение которой может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей. В соответствии со ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочных работ не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Таким образом, ТК РФ допускает привлечение водителей к сверхурочным работам более чем на 2 часа в день. Например, в один день продолжительность сверхурочных работ может составлять 3 часа 30 минут, а на следующий день - не более 30 минут.

При этом привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника. Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником.

Перерывы, выходные. При суммированном учете рабочего времени и при продолжительности рабочей смены более 8 часов водителю по усмотрению работодателя могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Конкретное время предоставления таких перерывов и их конкретная продолжительность устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем (п. 24).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (то есть междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (п. 25). Так, если смена у водителя закончилась в 20.00, то на следующий день его смена может начаться не ранее 8 часов утра.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены (п. 25).

К примеру, если продолжительность смены у водителя составляет 10 часов, то и междусменный отдых не может быть менее 10 часов. Если смена у него закончилась в 20.00, то на следующий день смена не может начаться ранее 6 часов утра.

Если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, то междусменный отдых должен составлять не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. Так, если у водителя, которому установлена продолжительность рабочей смены 10 часов, смена завершилась в 17.00, то следующая его смена может начаться не ранее чем в 22.00. В данном случае по возвращении из рейса к времени еженедельного отдыха (выходным дням) должно быть обязательно добавлено еще 5 часов.

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27).

В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. Если смена накануне выходных дней завершилась в 20.00 субботы, то следующая смена может начаться не ранее 14.00 понедельника. При этом на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращен, но не менее чем до 29 часов (п. 28).

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода. В соответствии со ст. 153 ТК РФ работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, работа в праздничный день оплачивается в размере не менее двойной дневной или часовой ставки.

Таким образом, в случае если при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) у водителей превышает 8 часов, для того чтобы в течение месяца (учетного периода) не превысить норму рабочего времени, при составлении графиков сменности следует увеличивать продолжительность междусменного и еженедельного отдыха (выходных дней).

Организация учета рабочего времени водителей. Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля, путевых листов и других первичных учетных документов.

Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно в путевых листах и табелях учета использования рабочего времени (формы N Т-12, Т-13), формы которых утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.

Формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, и к ним относятся:

Путевой лист легкового автомобиля (форма N 3);

Путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.);

Путевой лист легкового такси (форма N 4);

Путевые листы грузового автомобиля (формы N 4-с, 4-п);

Путевой лист автобуса (форма N 6);

Путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 спец.).

Для учета путевых листов предназначен журнал учета движения путевых листов.

Как вести учет рабочего времени, если по факту работы приносят путевые листы на водителей, в которых указано, что они работают по 16, 20 часов в сутки. Отработали 10 дней, к примеру, и ушли на выходные. В путевых листах указано время выезда из гаража и заезда в гараж. Может ли такой путевой лист служить основанием для закрытия табеля учета рабочего времени? В месяц получается, что одни водители не доработали, другие переработали. И ни суммированный учет рабочего времени здесь не поможет, ни гибкий режим работы. Что можно сделать, чтобы не нарушать законодательство. Какие договора в данном случае подойдут для оформления трудовых отношений?

Ответ

В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного водителем автомобиля.

Для этого применяются формы, которые также являются основанием для начисления заработной платы работнику:

    табель учета рабочего времени (формы N Т-12 или N Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);

    путевой лист легкового автомобиля (форма N 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).

Работодатель может самостоятельно разработать путевой лист легкового автомобиля (письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161). При этом в такой форме должны быть предусмотрены обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, например сведения об автомобиле и водителе.

Сравнив сведения в путевом листе и табеле учета рабочего времени, можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного им времени.

Для этого достаточно изучить информацию о дате и времени (до минут) проведения предрейсового и послерейсового медосмотра работника, а также времени выезда автомобиля с места постоянной стоянки и заезда на указанную стоянку. Такие сведения вносятся в путевой лист в обязательном порядке Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".

В табеле учета рабочего времени указывается общая продолжительность работы водителя за день (смену).

При проведении проверки в случае расхождения сведений в указанных документах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27КоАП РФ.

Кроме того, работодатель может контролировать, соблюдают ли водители режим труда и отдыха, при помощи технического средства контроля - тахографа.

С 1 апреля 2013 г. организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать их тахографами (абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ).

За отсутствие или неисправное состояние тахографа работодатель может быть привлечен к административной ответственности (ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ).

С указанной даты за управление транспортным средством, не оснащенным тахографом, а также за нарушение режима труда и отдыха к административной ответственности могут привлечь самого водителя.

Для водителей автомобиля может быть установлен сменный режим работы. В этом случае работодатель должен составить графики сменности (ст. 103 ТК РФ). В них указываются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха (п. 4 Положения об особенностях режима работы и отдыха). Сменный режим работы обычно устанавливается весте с суммированным учетом рабочего времени.

Графики сменности составляются с учетом установленной продолжительности рабочего времени.

Сверхурочной считается работа, которую работник выполняет по инициативе работодателя за пределами рабочего дня (смены), а в случае установления суммированного учета рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ч. 1 ст. 99 ТК РФ).

При привлечении работника к сверхурочной работе необходимо соблюдать определенный порядок, который заключается в следующем. Работодатель должен:

Запросить письменное согласие работника на выполнение сверхурочной работы (ч. 4 ст. 99 ТК РФ). Исключение составляют случаи, указанные в ч. 3 ст. 99 ТК РФ (работы, выполняемые для предотвращения катастрофы, аварии и др.);

Издать приказ о привлечении к сверхурочной работе;

Произвести учет продолжительности сверхурочной работы (ч. 7 ст. 99 ТК РФ);

Оплатить сверхурочную работу в повышенном размере или предоставить дополнительное время отдыха (ст. 152 ТК РФ).

Следует учитывать, что общая продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля с учетом сверхурочной работы не должна превышать 12 часов (п. 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15; далее - Положение об особенностях режима работы и отдыха). Однако она может составлять более 12 часов, если:

Необходимо выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени. Причем невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (иных лиц, организаций) либо создать угрозу жизни и здоровью людей (п. 1 ч. 2 ст. 99 ТК РФ);

Необходимо продолжить работу при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва (п. 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ).

Продолжительность сверхурочной работы не может превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения об особенностях режима работы и отдыха).

Подробности в материалах Системы:

    Ответ: Как организовать сменный режим работы

Основания для ввода сменного режима работы

Порядок перехода на сменный режим работы

Для того чтобы перейти на сменный режим работы, работодатель должен:

Приказ о переходе на сменный режим работы

Приказ о переходе на сменный режим работы издайте в . В нем укажите должности, в отношении которых устанавливается сменный режим, сроки и процедуру введения сменной работы.

Условие о сменной работе в локальном документе

При отражении условий о сменном режиме работы в или укажите:

    продолжительность рабочей недели;

    продолжительность ежедневной смены, в том числе неполной смены;

    время начала и окончания работы;

    время перерывов в работе;

    число смен в сутки;

    чередование рабочих и нерабочих дней.

При сменной работе сотрудники трудятся в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Составляя его, необходимо учесть (при его наличии в организации). Об этом говорится в частях и статьи 103 Трудового кодекса РФ.

При составлении графиков сменности необходимо учесть следующие особенности сменного режима работы:

    продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной нормы (). При этом, если в организации введен суммированный учет рабочего времени, при определении нормального количества рабочих часов нужно учесть особенности, установленные Трудового кодекса РФ;

    рабочая смена, непосредственно предшествующая нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час ();

    смена в ночное время сокращается на один час без последующей отработки ();

    работа в течение двух смен подряд запрещается ();

    еженедельный непрерывный отдых не должен быть менее 42 часов ().

Типовой формы графика сменности не установлено. Поэтому организация вправе составить такой документ в . График сменности можно оформить как приложение к локальному нормативному акту, устанавливающему сменный характер работы (коллективный договор, Правила трудового распорядка и т. д.), либо утвердить как отдельный документ руководителя организации.

Чтобы составить корректный график, необходимо определить учетный период, например месяц, квартал или год. С учетом количества сотрудников, объема выполняемых работ и общего числа смен в сутки распределите смены и . Определите число рабочих дней (смен) за учетный период. Затем рассчитайте суммарное количество часов по сменам каждого сотрудника в учетном периоде. Сравните полученный результат с нормой рабочего времени за учетный период. С учетом сравнения скорректируйте график в части продолжительности смен и их частоты (при необходимости).

Утвержденный график сменности работодатель обязан довести до каждого сотрудника не позднее чем за один месяц до его введения в действие ().

График сменности является обязательным документом для сторон трудового договора, поэтому организация не вправе привлекать сотрудника для работы вне графика за исключением некоторых случаев привлечения к сверхурочным работам (ст. , ТК РФ).

Внимание: график сменности составьте так, чтобы рабочее время сотрудника не превышало нормальное количество часов для данной категории лиц за учетный период. Поэтому сверхурочная работа не может включаться в график сменности. Часы, отработанные сотрудником сверхурочно, определите на основании табеля учета рабочего времени (по формам , или по ). При этом следует учитывать, что сверхурочная работа не должна превышать для каждого сотрудника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ч. , ст. 99 ТК РФ).

Учет рабочего времени при сменном режиме

Как правило, сменную работу вводят вместе с суммированным учетом рабочего времени. Он применяется, если продолжительность работы сотрудников отклоняется от установленной нормы в 40 часов в неделю ().

Максимальная продолжительность рабочей смены законодательством не установлена (). Исключением из данного правила являются отдельные категории сотрудников, для которых рабочее время в течение смены ограничено. К ним, в частности, относятся:

    инвалиды (продолжительность рабочей смены устанавливается в соответствии с медицинским заключением);

Подробный список сотрудников, которым установлена максимальная продолжительность рабочей смены, приведен в Трудового кодекса РФ.

Привлечение сотрудников к работе в течение двух смен подряд недопустимо (). При неявке сменяющего сотрудника работодатель с письменного согласия сотрудника, отработавшего смену, может и при этом обязан принять меры по его замене. По истечении четырех часов работы во второй смене сотрудник должен прекратить работу. Это следует из положений части 2 и статьи 99 Трудового кодекса РФ.

Выходные дни при сменном режиме работы

При сменном режиме работы традиционные выходные дни суббота и воскресенье могут быть предусмотрены графиком сменности в качестве рабочих дней. В таком случае в качестве выходных дней графиком сменности будут предусмотрены любые другие дни недели. Это следует из положений статьи 111 Трудового кодекса РФ.

Работа в праздники при сменном режиме

По графику сменности сотрудники могут быть привлечены к работе в нерабочие праздничные дни. При этом положение о переносе выходных дней на организации со сменным режимом работы не распространяется ( Порядка, утвержденного ). При совпадении выходных дней, установленных графиком сменности, с нерабочими праздничными днями, эти выходные дни не переносятся на следующий после праздничного рабочий день.

За работу в праздничный день в пределах месячной нормы времени (т. е. если праздничный день является рабочим по графику сменности) организация должна выплатить сотруднику доплату в размере одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада ().

Работа в ночное время при сменном режиме

Если смена приходится на ночное время, то работодателю нужно соблюдать требования трудового законодательства о повышенной оплате труда (
Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • График сменности водителей - образец его составления приводится ниже - важный документ, используемый для учета рабочего времени сотрудников организации. Рассмотрим подробнее, что представляет собой этот график.

    Что такой сменный график работы водителей?

    График сменности для водителей представляет собой документ, который отражает учет времени работы водителей. Речь идет о сменном труде. Главное правило, которое законодатель предъявляет к составлению этой бумаги, — время работы водителей, которое измеряется в часах, не должно превышать максимально допустимой продолжительности смены; при этом общее количество смен (если ведется суммированный учет рабочего времени) должно обеспечивать соблюдение норм рабочего времени за учетный период.

    Общее правило гласит: в течение одной смены без перерыва водитель может управлять автомобилем не более 9 часов. Однако если в организации введен суммированный учет рабочего времени, то управлять машиной без перерыва водитель может до 10 часов в смену, но не более 2 раз за одну неделю.

    В рабочее время водителей будет включаться не только промежуток, в течение которого они управляют автомобилем, но и тот временной отрезок, когда они отдыхают, подготавливают транспорт к выезду, проходят медосмотр, ожидают погрузку и т. д.

    Как правило, график утверждается руководителем организации. Его составлением занимается специалист отдела кадров или непосредственный руководитель водителей. График составляется 1 раз в месяц (может быть как чаще, так и реже) и после утверждения руководителем компании передается в бухгалтерию для расчета зарплаты.

    Законодатель не допускает возможности работы водителя в течение 2 и более смен подряд без перерывов.

    Ниже мы рассмотрим образец составления документа и укажем основные моменты, на которые стоит обратить внимание при оформлении графика.

    График сменности водителей: образец

    Законодатель не предъявляет никаких требований к форме и содержанию графика сменности. Именно поэтому работодатель вправе в локальных актах утвердить свои требования к составлению документа. Для того чтобы сформировать график, руководитель организации вправе воспользоваться унифицированной формой, которая применяется для табеля учета рабочего времени (Т-12 или Т-13).

    С учетом этого желательно в графике сменности отразить следующую информацию:

    1. Табельный номер работника согласно сведениям из отдела кадров. Этот номер указывается в личной карточке.
    2. Ф. И. О. сотрудника.
    3. Должность в соответствии с трудовым договором.
    4. Календарные дни, в которые он работал.
    5. Подсчет рабочих дней и часов в отчетном периоде.
    6. При наличии считаются также выходные дни и дни отпуска.

    В графике сменности должны быть разъяснения о том, сколько:

    • рабочих смен было в месяце;
    • составляет продолжительность одной смены;
    • длится перерыв для отдыха;
    • имеется работающих водителей;
    • составляет норма рабочего времени.
    • указание на смены (1, 2, 3 и т. д.);
    • время выезда на маршрут;
    • время окончания смены;
    • перерыв, который используется для отдыха или питания;
    • время возвращения с маршрута;
    • окончание смены.

    С графиком в обязательном порядке должны быть ознакомлены сотрудники, сведения о работе которых включены в документ. В отличие от табеля учета рабочего времени, который также может использоваться в организации, когда подписи не требуется, для графика законодатель ввел это правило в качестве обязательного. В противном случае работник не будет знать свой график трудовой деятельности, время отдыха, начала и конца смены и т. д.

    Найти образец графика сменности для водителей можно на нашем сайте.

    Мне нравится

    17

    Организация труда водителей

    Эффективность транспортного процесса во многом зависит от организации работы водителя. Работа всего управленческого персонала службы организации перевозок должна быть направлена на создание условий высокопроизводительного и экономичного труда водителя. Труд водителя протекает в напряженных условиях. На его здоровье неблагоприятно сказываются повышенный уровень шума, загазованность, вибрации на рабочем месте, колебания температуры в зимнее время. Водитель выполняет ответственные функции в процессе перевозок, принимает груз у грузоотправителя, сопровождает его в пути, сдает грузополучателю. На него возлагается ответственность за сохранность груза и транспортного средства. При управлении автомобилем в транспортном потоке от водителя требуется постоянное внимание. Организация труда водителя на предприятиях независимо от их организационно-правовой формы должна соответствовать «Положению о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденному постановлением Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16. Продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Длительность ежедневной работы определяется длительностью рабочей недели (6 или 7 дней), правилами внутреннего распорядка и графиками сменности. Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.

    Если продолжительность рабочей смены водителя не меняется в течение рабочих дней, то используют поденный учет рабочего времени, то есть отработанное время учитывается по дням работы. Сверхурочные часы учитываются отдельно и не компенсируются недоработкой в другие дни. .

    По условиям производства для водителей не всегда возможен учет отработанного времени по дням, поэтому чаще применяют суммированный учет. Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему. При этом необходимо, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала числа рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

    Контроль рабочего времени водителей

    Так как работа водителей не должна превышать 7-8 часов в день (в зависимости от графика работы) это время необходимо как-то контролировать. Существует несколько способов контроля.

    • Путевые листы. В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.
    • GPS мониторинг . GPS мониторинг предназначен для определения местоположения автомашины в режиме онлайн. Данная система мониторинга позволяет определить время движения машины, а так же время простоя.
    • Тахограф. Система офлайн контроля и регистрации таких параметров как: скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа. В отличии от

    В состав рабочего времени водителя включается

    • время управления автомобилем;
    • время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
    • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
    • время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
    • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов;
    • время простоев не по вине водителя;
    • время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях, при отсутствии технической помощи;
    • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
    • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.
    • время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - 8 часов.

    Отдых водителей

    После первых 3 часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. При остановке на перерыв для отдыха и питания указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю автомобиля не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля Подготовительно-заключительное время предназначено для выполнения следующих операций: получение и сдача путевого листа, заправка автомобиля, пуск и прогрев двигателя, проверка технического состояния контрольным механиком, постановка автомобиля на отведенное место. Время работы при суммированном учете регламентируется графиками сменности, в которых на весь учетный период определяются:

    • начало, окончание и продолжительность ежедневной работы;
    • время и продолжительность перерывов для отдыха и питания;
    • время междусменного и еженедельного отдыха.

    При сменной работе переход из одной смены в другую должен происходить не реже одного раза в неделю. Виды отдыха водителей Временем отдыха согласно трудовому законодательству считается время, которое водители освобождены от выполнения трудовых обязанностей и могут использовать по своему усмотрению. Различают следующие виды отдыха:

    • перерыв в течение рабочей смены для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, предоставляется не позднее, чем через 4 часа после начала смены; при длительности смены более 8 часов предоставляются два перерыва не более 2 часов вместе;
    • ежедневный (междусменный) отдых, продолжительность которого вместе с перерывом для отдыха и питания не должна быть меньше двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день.
    • еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

    При времени на маршруте более 12 часов и невозможности отдыха водителя автомобиль должен обеспечиваться двумя водителями. Режимы труда водителей Распространены следующие режимы труда водителей и использования подвижного состава: односменный, двухсменный и трехсменный. Применяемые режимы работы могут сочетаться с индивидуальной и бригадной формами организации труда водителей.

    • При односменном режиме работы за одним автомобилем по акту закрепляется один водитель. Это в значительной степени предопределяет хорошее техническое состояние автомобиля, но в то же время интенсивность использования автомобиля будет низкой. Большую часть суток автомобиль будет простаивать.
    • Двухсменный режим работы подвижного состава обеспечивает высокую интенсивность работы транспорта при нормальной продолжительности рабочей смены водителя. Техническое обслуживание и текущий ремонт должны проводиться в ночное время, для чего требуется организовать специальную бригаду ремонтников. Возможна замена работающего автомобиля на дневную смену другим автомобилем на время выполнения ремонтно-обслуживающих работ.
    • Трехсменный режим работы автомобилей относится к наиболее тяжелым для водителей и подвижного состава. Если на одном автомобиле работают, сменяя друг друга, три водителя, то нет возможностей для выполнения нормального технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля. Подмена на один из рабочих дней работающего автомобиля другим малорезультативна. Поэтому на практике потребность клиента в трехсменной работе транспорта обеспечивают не только посменной работой трех водителей на одном автомобиле, но и другими приемами.

    Наиболее часто используют для этой цели два автомобиля. Из двух автомобилей, обеспечивающих потребность клиента в трехсменной работе, один может работать в две смены с двумя водителями (например, в I и III смены), а в промежуточную II смену работает второй автомобиль с закрепленным за ним водителем. В две смены с разрывом работает автомобиль лучшего технического состояния, а в одну смену используют более изношенный автомобиль. Если автомобили примерно одинакового технического состояния, то их можно менять по режимам использования: одну неделю один из них работает в две смены, а в другую работает в две смены второй.

    Вопрос — режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в 2019 году – в настоящее время строго регламентируется современным законодательством.

    Водители грузовых авто, которые являются собственниками авто или руководители компании получают штрафы за отсутствие в транспортных средствах современных тахографов.

    Это особые устройства, предназначенные для контроля режима работы водителя. Также штраф может быть присужден при за нарушение режима установленного труда и отдыха.

    Несмотря на подобное положение вещей, не все водители обладают полной информацией относительно того, что представляет собой правильный режим работы за рулем и отдыха водителей.

    В данной статье можно ознакомиться с основными положениями режима рабочего времени и отдыха для водителей грузовых авто.

    Можно изучить соответствующую информацию в зависимости от разных ситуаций. Все они регулируются таким документом, как приказ Минтранса 15 режим труда и отдыха водителей.

    Общий объем рабочего времени водителя грузового транспорта составляется из следующих важных временных периодов:

    Представленные вниманию пункты являются свидетельством того, что водитель во время рабочей смены не может быть занят одним только вождением.

    Если у водителя грузового авто стандартный 8-часовой рабочий день, в данные 8 часов входят все предрейсовые, послерейсовые врачебные осмотры, время на обед и отдых и так далее.

    Если некоторые компании, принимающие на работу водителей диктуют правило делать перерыв за счет времени, выделенного на обед, это незаконно.

    Особого внимания заслуживает время, потраченное на охрану перевозимого груза . В рабочее время оно может быть засчитано не полностью, но не менее 30%.

    Если водитель находится на рабочем месте, но не управляет автомобилем, часы также могут быть засчитаны не полностью, но не менее 50%.

    Подобные важные нюансы нужно обязательно принимать во внимание, чтобы избежать начисления штрафа.

    Самое главное заранее позаботиться о том, чтобы все особые и сомнительные вопросы и моменты были внесены в режим труда и отдыха водителя международника и обычного городского грузового транспорта.

    Изначально нужно отметить, что для всех водителей грузовых авто должны быть составлены грамотно продуманные графики работы.

    Это специальные схемы по часам работы, которые составляются руководителями компании и доводятся до сведения каждого водителя.

    В подобных графиках, которые составляются на месяц, обязательно должны быть отражены все рабочие дни и строго с указанием начала и окончания рабочего дня или смены.

    Обозначается время перерыва на обед или иной вид принятия пищи, а также дни законного еженедельного отдыха.

    Для водителей грузовых автомобилей, работающих в современных компаниях, существует два типа и категории рабочего времени:

    1. Ежедневный учет рабочего времени, то есть длительного рабочего дня, которая находится в установленных законом пределах.
    2. Суммарный учет общего рабочего времени. Речь идет о длительности рабочих дней, которая может отличаться несколько отличаться. Установленные более длинные дни, которые по некоторым причинам не укладываются в принятые нормы, а также общее количество часов рабочего времени, должны находиться строго в пределах нормы.

    Каждый из перечисленных видов и категорий распределения рабочего времени стоит рассмотреть более подробно. Это поможет понять особенности разработки режиме отдыха и трудового времени в зависимости от многочисленных сопутствующих факторов.

    Ежедневный учет времени работы водителя отличается простой.

    В среднем сотрудник обязан работать по обычной 40-часовой неделе.

    Если в компании принят 5-дневный режим, длительность одного дня не должна быть более 8 часов, если рабочая неделя состоит из 6 дней, каждый рабочий день длится не больше 7 часов.

    Как уже отмечалось выше, во внимание принимается не только время управления авто, но большое количество иных моментов.

    Суммированный учет

    Суммированный учет времени работы – это более сложная схема . При такой схеме рассчитывается рабочее время сотрудника не на протяжении одного рабочего дня, на всего месяца или даже сезона.

    Время отчета может быть увеличено в том случае, если по какой-то причине не может быть соблюдена установленная трудовым законодательство еженедельная и ежедневная продолжительного общего рабочего времени.

    Именно в этом случае применяется особый суммированный учет рабочего времени со средней продолжительностью периода в один месяц.

    Суммированная форма учета общего рабочего времени может быть введена работодателем с учетом мнения всех представительских органов сотрудников.

    Здесь предусмотрены свои особенности, при которых длительность рабочего дня может достигать 10 или 12 часов . Это касается междугородних грузовых перевозок для предоставления возможности водителям отдыхать в рейсе.

    Кроме того, правила применяются к водителям, которые осуществляют грузовые перевозки к учреждениям разных городских служб, здравоохранения, к объектам почтовой и телефонной связи.

    Как уже упоминалось немного выше, рабочее время водителя, который занимается грузовыми перевозками, относится не только к управлению авто. На это уходит только определенная часть дня.

    Подобное распределение может быть разным, но не должно превышать 9 часов . Если перевозки осуществляются в сложной горной местности или на габаритном транспорте, максимальное время управления не может превышать 8 часов.

    Положение об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей предусматривает две ситуации, при которых общее время управления увеличивается:

    1. До 10 часов при особенном суммарном учете рабочего времени. Данное увеличение допустимо не более 2 раз в неделю. Кроме того, руководитель компании обязан проследить за тем, чтобы у водителя не накапливалось более 90 часов рабочего времени за неделю.
    2. В процессе вождения грузовых авто по городским и пригородным маршрутам допустим суммированный учет времени вождения.

    На основании этого у водителей грузовых авто на неделе могут возникать самые загруженные рабочие дни . При осуществлении несложных работ, верхнее время может быть не установлено, то есть при общем времени рабочего дня, на управление авто может уходить до 11 часов.

    Если говорить о законном отдыхе водителей во время рабочего дня, то он может состоять из таких составных частей, как:

    1. Перерыв на питание и обеденный отдых.
    2. Междусменный или ежедневный отдых.
    3. Непрерывный еженедельный выходной.

    Для каждого вида отдыха могут быть установлены свои индивидуальные нормативы . Каждый из них стоит изучить более подробно.

    Перерыв на отдых и принятие пищи

    Время перерыва для полноценного отдыха и для принятия пищи может колебаться от 30 минут до 2 часов . Здесь все зависит от длительности рабочего времени.

    При рабочем дне более 8 часов, водителю грузового авто могут предоставить 2 часа на обеденный перерыв.

    Междусменный перерыв

    В процесс стандартного учета времени продолжительного ежедневного отдыха может быть в два раза больше общей длительности рабочей смены. Стоит отметить, что время каждодневного отдыха включает также и время, отведенное на обед.

    Например, если в обычный рабочий день водитель работает с 8 до 17 часов и имеет час обеденного перерыва, перерыв между сменами должен быть не менее 15 часов. Если в компании установлен 7-часовой режим дня, следующая смена может начаться примерно на 2 часа раньше.

    При суммированном учете, продолжительность междусменного отдыха не должна быть менее 12 часов . Трудовым законодательством предусмотрены некоторые исключения, за счет которых может быть уменьшено общее время междусменного отдыха.

    Вот некоторые из них:

    1. До 9 часов при работе на городских или пригородных грузовых перевозках. После окончания второй смены сотруднику должно быть предоставлено отдых между сменами в 48 часов.
    2. До 11 часов при осуществлении междугородних перевозок. Примерно три раза в неделю данное время допустимо уменьшать до 9 часов. В этом случае водителю предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Его длительность должна быть равна потерянному количеству часов.

    В некоторых ситуациях на международных перевозках может быть предусмотрен разбитый отдых между сменами .

    Его можно разделить части. При этом одна составляет не менее 8 часов, а общее время должно составлять 12 часов.

    Непрерывный еженедельный отдых

    Данная форма отдыха должна продолжаться 42 часа, не меньше . Подобный вид отдыха не может быть включен в отдельно рассчитываемый междусменный отдых.

    При обычной 5-дневной неделе, общая продолжительного выходного должна быть не менее 57 часов – 42+15.

    Если график работы является суммированным, выходные могут быть назначены в самые разные дни. Довольно часто принимаются во внимание физиолого гигиенические основы.

    Заключение

    Все представленные вниманию расчеты труда и отдыха для водителей грузового транспорта устанавливаются на основании трудового законодательства. Чтобы отслеживать соблюдение подобных условий требуется использовать специальные устройства – тахографы.

    За нарушение рабочего режима в России предусмотрен административный штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя. Его размер в среднем составляет 1000—3000 рублей.

    Подобными тахографами в обязательном порядке должны быть оснащены грузовые транспортные средства, которые принадлежат индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, тем, кто занимается перевозками.

    Принятое законодательство по распределению труда не применяется к собственникам личных авто, которые занимаются грузоперевозками в частном порядке.

    Несмотря на то, что штрафы за переработку в данном случае не предусмотрены, отдыхать необходимо. Излишняя усталость может привести к возникновению опасных ситуаций на дороге.

    Вас заинтересует:


    2 Comments

      Открыл И.П. на грузоперевозки.Междугородними грузоперевозками занимаюсь сам.Имеется тахограф.Подскажите,пожалуйста,какой в сутки режим труда и отдыха должен быть?

      У меня вопрос,на сегодняшний день по правилам Европы предусмотрено на интернационале,9 часов отдыха два раза и между ними должен быть обязательно один отдых 11 часов,это правда,так как такограф разрешает делать три раза по 9 часов отдыха,но полиция во Франции штрафует за неправильное время отдыха...



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии