История терроризма. Историческая справка. Электронный Научный Семинар (ЭНС) Как зародился терроризм

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Мы часто слышим это пресловутое слово «терроризм». Ни один выпуск новостей без него не обходится. Сейчас, после операции России в Сирии против «Исламского государства» (запрещено в РФ), теракты ждут на нашей территории. Но мы обратимся к теории и истории вопроса. Это слово, «терроризм», уже почти затерто, и почти потеряло первоначальный смысл. Каковы его истоки, насколько терроризм – древнее явление? Как он пришел в нашу жизнь?

Храм Артемиды – это тот же «Норд Ост»
Терроризм как серьезная международная проблема общества встал на рубеже третьего тысячелетия. Особенности террора сегодня – его внезапность, зрелищность и жестокость. Однако вопрос этого «общественно опасного действия» уходит корнями на столетия назад, а подобные ему отголоски можно проследить и во времена античности. Политические заговоры, перевороты и убийства стали существовать с того момента, как люди начали заниматься политикой. На что направлены требования экстремистов? Как восприняло явление террора общество? Давайте проанализируем терроризм как феномен общественной жизни, вышедший за грани «добра и зла».
Рассматривая историю проявлений террора, хотелось бы обратиться к временам античности, чтобы упомянуть факт сожжение храма Артемиды в Эфесе. Поджигателем стал молодой житель Эфеса Герострат, а само событие поджога точно зафиксировано в 356 году до н.э. Безусловно, что террористическим актом в то время, да и сейчас, этот случай трудно назвать. Герострат не выдвигал никаких идеологических, политических или социальных требований, а совершил данное кощунство лишь для того чтобы прославиться у потомков. Также, во время данного теракта, никто из людей не погиб (кроме самого Герострата, впоследствии казненного за совершенное преступление). Однако с точки зрения уголовного кодекса, данный факт можно расценить как уничтожения имущества общественно опасным способом, т.е. «подогнать» под статью УК о терроризме (сожжение храма Артемиды вполне может сойти за захват заложников при показе «Норд Оста», но еще более оно похоже на уничтожение талибами в Афганистане буддистких статуй). Но даже не это главное. На мой взгляд, можно проследить параллели между Геростратом и современными террористами в плане мотивов совершения террористического акта, а именно – если не желание войти в историю, то, по крайней мере, сделать так, чтобы о тебе говорили. Но Герострату удалось и прославиться, и навсегда войти в историю. В античности не было средств массовой информации, «слава» о молодом эфесце расходилась по всей Греции в течение десятков лет после поджога храма. Его имя и поступок были зафиксированы античными историками и сохранены для потомков. Практически всегда, желание произвести впечатляющий эффект, сделать так, чтобы тебя услышали и говорили о тебе долго и много, будет играть важную роль на протяжении всего террористического движения. В отсутствии СМИ нужен был иной способ распространения информации. Пример Герострата не единственный в истории в распространении славы о том или ином девиантном действии. В первом веке нашей эры группа людей, с современных позиций рассматривающаяся как террористическая, выразила такой способ фиксации шокирующего акта путем неоднократного совершения его в общественных местах. Имеются в виду действия, проводимые в Иудее так называемыми сикариями – тайной иудейской сектой, выступавшей против римского владычества и пособничающих римлянам иудеям. Цель их действий состояла в том, чтобы усилить сопротивление римской оккупации со стороны гражданского населения. Своим оружием сикарии выбирали кинжал или короткий меч (сика). В акты террора и в инструмент социального влияния эти убийства превращал выбор места их совершения. Так, иудейский историк Иосиф Флавий отмечает: «Они смешивались во время праздников с народною толпою, отовсюду стекавшеюся в город для отправления своих религиозных обязанностей, и без труда резали тех, кого желали. Нередко они появлялись также в полном вооружении во враждебных им деревнях, грабили и сжигали их». Сикарии понимали, что они не способны оказать какого-либо внушительного влияния на оккупационные власти Рима. Но своими действиями они стремились объединить рядовых евреев на борьбу и восстание, а также выразить предупреждение новой римской власти.

«Общество спектакля»
Важную роль всегда играла готовность и желание самого общества воспринимать зрелища. Потребность в таковых зарождается в той среде, которую французский философ Ги Дебор назвал «обществом спектакля». Спектакль как мировоззрение, «облекшееся плотью материального». Особенно желание «засветиться» начнет касаться современных террористов 20 – 21 веков, когда террор, посредством единого информационного пространства, навсегда войдет в каждый дом. Охват такого пространства – весь мир. Слава будет приобретаться с целью запугивания гражданского населения путем психологического давления на массы и устрашения политиков, а СМИ будут играть в этом отношении важную роль проводника. Восприятия террористических действий как спектакля, близко изначальному определению понятия «террор», которое дал еще Аристотель. В Древней Греции террором назывался ужас, испытываемый зрителями в театре в ожидании развязки трагедии. В наши дни, это фактически тот же ужас в глазах огромного большинства, создаваемый радикальным меньшинством. Сегодня, среди многообразия телевизионных каналов, каждый из них зачастую стремится преподнести зрителю лишь мнимую сенсацию, показать тот или другой теракт в «новом свете» только ради поднятие своего рейтинга. «Террористические акты – это эмоционально возбуждающие и определенно плохие новости (хорошие для журналистов). Поэтому, говоря на журналистском жаргоне, террористические события – это «хорошее пастбище для продажи» – для читателей, слушателей и выразителей различных точек зрения (Соснин В.А.)». Зритель воспринимает такой плюрализм информационных источников как возможность выбрать альтернативу, однако, все они всегда направлены на один эффект. Способность СМИ, а также современной киноиндустрии, создавать альтернативную реальность, вообще очень велика. С каждым годом развитие технологий делает нереальное вполне себе реальным. В киноиндустрии последних лет, функцию создания погружающего в себя пространства, начинают играть так называемые 3D технологии. От специально оборудованных кинотеатров, трехмерные технологии уже вышли на «узкий» экран домашних телевизоров. Уже с 2010 года человек может смотреть на мир 3D через красно-синие очки. Славой Жижек, анализируя сложившуюся ситуацию в США после 11 сентября, характеризует падение башен-близнецов как падение виртуального мира «благополучия». Он сравнивает крупнейший теракт в истории человечества с обнаружением героем фильма «Матрица» материальной реальности. Для Нео (Кеану Ривз) открывается, что видимый мир является лишь виртуальным, а в обнаруженной материальной реальности, на самом деле, все лежит в руинах. Виртуальная реальность выдает себя за действительное в «глянцевой обложке», но на деле не является таковым. Таким образом, воспетое социальное благополучие Америки, одной из визиток которого и был Всемирный Торговый Центр, вдруг оказывается в руинах. При этом, стирается грань между материальным и виртуальным мирами настолько, что остается непонятной первоначальная визуальная идея «самолета, врезающегося в небоскреб». Зритель столько раз видел подобную картину на киноэкране и мониторе, что новостные кадры о взрыве башен-«близнецов» многими воспринимались как артефактные, сотворенные по подобию уже виденного. «Странным образом ужасные международные террористические сети сначала появляются в романах и фильмах, порожденных фантазией англо-американских писателей, выходцев из спецслужб. А затем эти фантазии материализуются в “Аль-Каиде” и других подобных формированиях». Наконец, российская власть объявляет чеченских сепаратистов международными террористами, и они действительно таковыми становятся. Тут же в обществе начинает подогреваться страх перед открывшейся реальностью. Восприятие спектакля террора в информационном пространстве в остальной части света проходит, подобно сюжетам об изменении климата, как нечто неизбежное, идущее своим чередом или как очередное ток-шоу. Только теперь вслед за ужасающими кадрами разрушений следуют комментарии о необходимости ответного удара. Правительство Соединенных Штатов, в целях большей эффективности настройки (перенастройки) своих граждан по кампании против терроризма, использует термин “война”. Оно делает людей готовыми к применению крайних мер; оно также позволяет правительству использовать язык войны, тем самым поддерживая людей в высоком эмоциональном напряжении.

Продолжение следует

Термин «терроризм» впервые получил распространение в годы Великой французской революции. Отличительной особенностью современного его значения было то, что в ту эпоху «терроризм» имел исключительно положительный оттенок. Система управления, называемая режимом террора, появилась в 1793--1794 годах и дала развитие английскому термину «терроризм». Она была установлена с целью поддержания порядка в анархический переходный период, последовавший за восстаниями 1789 года и отмеченный беспорядками и потрясениями, как это случалось в ходе революций в других странах. Таким образом, в отличие от терроризма в современной трактовке, означающей некую революционную или антиправительственную деятельность, которая проводится негосударственными или субнациональными организациями, режим террора был инструментом управления нового революционного государства. Его основной задачей было также укрепление власти нового правительства через устрашение тех, кто вел контрреволюционную, подрывающую интересы новой власти деятельность, а также диссидентов, считавшихся врагами народа. Комитету общественной безопасности и Революционному трибуналу (в современном языке -- Народному суду) были даны широкие полномочия для ареста и осуждения, а также публичной казни на гильотине лиц, обвиняемых в предательстве, иначе--в реакционной деятельности. Итак, каждый гражданин ясно понимал, чем может грозить ему сопротивление новому революционному порядку или проявление ностальгии по старому режиму. Устинов В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.: Юрлитинформ, 2002.- 560 с.

Как бы ни удивительно это звучало, но терроризм в своем первоначальном значении был тесно связан с идеями добродетели и демократическими взглядами. Лидер революционного движения Максимилиан Робеспьер безукоризненно верил, что добродетель должна стать основой побуждения для деятельности народного правительства в мирное время, но в неспокойное время революционных потрясений она должна объединяться с террором ради процветания демократии. Он всегда ссылался на добродетель, без которой террор, увы, но становится злом, однако и добродетель в виду отсутствия опоры террора становится беспомощной. Робеспьер заявлял: террор есть не что иное, как правосудие, скорое, строгое и непреклонное, и тем не менее он является эманацией добродетели.

Термин «терроризм» времен Великой французской революции все же имеет несмотря на подобное отличие от более позднего значения, две важные характеристики, совпадающие с современным его значением. Во-первых, режим террора не носил случайный или беспорядочный характер, приписываемый террору современными средствами массовой информации, а, наоборот, действовал систематично, продуманно и упорядоченно. Во-вторых, единственной его целью и оправданием, которые он преследовал, было создание «нового и лучшего общества» вместо старой, недемократической неизлечимо коррумпированной политической системы, что роднит режим террора с терроризмом в современном понимании. В самом деле, неопределенное и утопическое толкование главных задач революции, предложенное Робеспьером, превосходным образом сходилось с настроем и сущностью пропитанных идеями «светлого будущего» манифестов, издаваемых многими революционными террористическими, а именно левосторонними марксистскими организациями. К примеру, в 1794 году Робеспьер сделал зловещее заявление, похожее в манере на официальные сообщения революционных группировок, таких, как итальянские Красные бригады, немецкая Фракция Красной армии, которые существовали два века спустя. Заявление было следующим: «Нам необходим такой порядок вещей, при котором искусства будут служить украшением свободы, облагораживающей их, а торговля станет источником благосостояния для простого народа, а не способом наживы, питающим чудовищную роскошь единиц. Для своей страны мы требуем нравственности взамен эгоизма, честности взамен хваленой чести, закона взамен приверженности традициям, исполнения долга взамен следованию законам морали, власти разума взамен следованию моде, осмеяния безнравственности взамен презрения к малоимущим...» Жаринов К.В. Терроризм и террористы. - Минск: Харвест, 1999. - 606 с.

Итак, судьба Великой французской революции была весьма печальной, как и прочих революций -- она уничтожила сама себя.

Но именно террористические акции начинают проявляться во второй половине девятнадцатого века. Например, в России шла революционная борьба с самодержавием с 1878 по 1881 гг. Так, армяне, ирландцы, македонцы, сербы, входившие в радикальные националистические группировки, использовали террористические методы в борьбе за национальную автономию или независимость. А вот в Испании и США терроризм имел свою специфику так, как он использовал поддержку определённых групп населения.

В США тогда идеями терроризма пользовались многие, начиная от представителей рабочего движения - "Молли Магуайрес", и заканчивая Западным профсоюзом шахтеров.

Так, крестьянские и рабочие движения в Испании считали средством защиты терроризм. Все эти выступления имели много общего, несмотря на различия в политической конкретике: здесь, с одной стороны, прослеживается связь с ростом демократии, а с другой - национализма. Проблемы существования, которые тяготили людей, не давали покоя и раньше: угнетение меньшинств, авторитаризм был основой, не знавшей исключений, но с появлением идей просвещения и ростом национализма социальные условия, не вызывавшие ранее проблем, стали казаться чудовищными. Однако, успешным был вооружённый протест только в том случае, если верхи соглашались на новую игру с определёнными правилами, которая прежде всего исключала расправу с инакомыслящими. В общем, террористические группировки могли победить только такое правительство, которое презирало террористические методы. Вот так парадоксально всё это выглядело для террористов, а методами старых авторитарных режимов, от которых отказались многие правительства, пользовались новые тоталитарные государства. Раззаков Ф. Век террора: хроника покушений. М.: Эксмо, 1997.- 432 с.

Террористическое движение "Народная воля", действовавшее в России с января 1878 по март 1881 года играла особую роль. Когда эта организация начала вооружённую борьбу, некто Ковальский - один из ёё участников, применил оружие, сопротивляясь аресту; позднее Верой Засулич был застрелен генерал-губернатор Петербурга, а первый шаг этой кампании террора ознаменовался убийством генерала Мезенцева, являвшегося шефом Третьего отделения, в августе 1878 года. В сентябре 1879 года революционный трибунал "Народной воли" приговорил к смерти императора Александра II. Ранее, в апреле, было совершено покушение на жизнь царя неким Соловьёвым, но сделал он это по собственным причинам. Остальные покушения на государя (попытка пустить под откос царский поезд и взрыв бомбы в Зимнем дворце) также не были успешными. Царя убили 1 марта 1881 года, и парадоксом ситуации стало то, что к этому моменту было уже арестовано большинство народовольцев. Это происшествие стало одновременно и апогеем, и финалом кампании террора, и примерно на два десятилетия в России наступило затишье. Черницкий А.М. Падшие звёзды террора. М: Феникс. 2006. - 480 с.

Второй волной террора оказалась деятельность эсеров. Не принимая в счёт отдельных инцидентов, после 1911 года индивидуальный террор прекратился. После захвата власти большевиками в 1917 году поднялась третья волна терроризма. Частично она боролась с большевистскими руководителями (были убиты Урицкий и Володарский и ранен Ленин), частично с германскими дипломатами и военными, чтобы помешать мирным переговорам между Россией и Германией. Но большевики без особого труда погасили этот пожар. Вольский В.Т. Тайны политических убийств. - Ростов: Феникс, 1997.- 544 с.

В последнее десятилетие девятнадцатого и первое двадцатого века немалому числу покушений на жизнь подверглись ведущие политики Европы и Америки. Во многих случаях убийцы были анархистами, и действовали по собственным желаниям, не сообщая соратникам о своих планах. В то время все позабыли, что цареубийство имеет долгую традицию и что во Франции, например, в том же столетии покушались на жизнь Наполеона и Наполеона III. Как писал современник, который никак не проявлял симпатию к анархистам, "сложно обвинить их во всех этих многочисленных злодеяниях, в том числе и в покушениях на жизнь монархов". Путилин Б. Г. Террористический интернационал. М.: Кучково Поле, 2005. - 320 с.

До первой мировой войны терроризм считался признаком левизны, хотя его индивидуалистический характер подчас плохо вписывался в общий шаблон. Но ни ирландские и македонские борцы за независимость, ни армянские и бенгальские террористы не имели никакого отношения к анархизму или социализму. Российские черносотенцы были террористами, но они боролись с революцией: учиняли еврейские погромы и убивали тех, кто состоял в оппозиции самодержавию. "Черная сотня", основанная при содействии полиции, находилась на правом фланге российской политической жизни. Но, как говорится, ученик чародея сам стал колдовать. Вскоре, члены организации, которую создали для поддержки монархии, заявили, что лучше вообще жить без правительства, чем терпеть нынешнее так, как в стране пошли разговоры о перераспределении земли и сокращении рабочего дня. Черносотенцы говорили, что честные офицеры могут принести стране много пользы, как в Сербии (намек на политические убийства в этой балканской стране).

После первой мировой войны правые и сепаратистки настроенные группы поддерживали террористические организации, например, хорватские усташи, получали помощь от фашистской Италии и Венгрии. Хорваты жаждали получить независимость, поэтому принимали помощь от кого угодно. Как и ирландцы, продолжали бороться и после второй мировой войны. В 20-е годы систематический терроризм получил своё распространение в новых и многочисленных фашистских движениях, а также среди их предшественников, например "фрайкоровцев" в Германии и, особенно среди членов румынской "Железной гвардии". Но в целом активность боевиков осталась в узких рамках. Пришло время, как правых, так и левых, массовых политических партий, и анархизм перерос стадию индивидуального террора. Несомненно, и в те годы совершались громкие политические убийства - Розы Люксембург и Карла Либкнехта в 1919-м, Ратенау - в 1922-м, югославского царя Александра и французского премьера Барту в 1934-м. Вмешалась Лига Наций, потому что последний инцидент был международным: в нем участвовали четыре правительства. Был вынесен ряд резолюций и основано несколько комиссий для борьбы с международным терроризмом. Но все старания были напрасными, поскольку в одних странах пытались подавить подобные проявления жестокости, а в других не прилагали усилий для борьбы с терроризмом так, как он способствовал процветанию их политики. Спустя три десятилетия со сходной ситуацией столкнулась и Организация Объединенных Наций. И по сей день мир борется с проявлениями терроризма. Раззаков Ф. Век террора: хроника покушений. М.: Эксмо, 1997.- 432 с.

Одна из наиболее ранних террористических группировок - иудейская секта сикариев («кинжальщиков»), действовавшая в Иудее в I веке н. э. Члены секты практиковали убийства представителей еврейской знати, выступавших за мир с римлянами и обвинявшихся ими в отступничестве от религии и национальных интересов и «коллаборационизме» с римской властью. В качестве оружия сикарии использовали кинжал или короткий меч - «сику». Это были экстремистски настроенные националисты, возглавлявшие движение социального протеста и настраивавшие низы против верхов и в этом отношении являющаяся прообразом современных радикальных террористических организаций. В действиях сикариев прослеживается сочетание религиозного фанатизма и политического терроризма: в мученичестве они видели нечто приносящее радость и верили, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит их от мук и страданий. Сыграли важную роль в поражении Иудейского восстания 66-71 гг. и были уничтожены с его разгромом. В частности, их действия в осаждённом Иерусалиме привели к его разрушению после захвата города римлянами.

Терроризм в Средние века

Классическим примером террористической организации Средних веков, которая значительно развила искусство тайной войны, диверсионной практики и насильственных средств достижения цели, является секта хашашаинов («курителей гашиша»), или, в европейском произношении, «ассассинов». Около 1090 года Хасан ибн Саббах захватил в горной долине к северу от Хамадана (современный Иран) крепость Аламут. В течение последующих полутора столетий сторонники и последователи Горного Старца, под именем которого вошёл в историю основатель секты, опираясь на контролируемый район, который сегодня профессионалы антитеррора назвали бы «серой зоной», лишили покоя правящие династии на обширном пространстве от Средиземного моря Персидского залива. Движимые неясной до конца религиозной мотивацией, практически неуловимые, и от этого ещё более устрашающие адепты секты (с позиций сегодняшнего дня - боевики), убили за период своей деятельности сотни халифов и султанов, военачальников и представителей официального духовенства, посеяв ужас во дворцах правителей, существенно дестабилизировав политическую ситуацию на обширном геополитическом пространстве Востока, и затем были уничтожены монголо-татарами в середине XIII века.

История международного терроризма и антитеррористической деятельности

Понятия терроризм и террорист появились сравнительно недавно. В дополнении к Словарю Французской академии 1798 года терроризм определяется как systeme, regime de la terreur. Согласно одному французскому словарю, вышедшему двумя годами ранее, якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе - и всегда с положительным оттенком. Однако после 9-го термидора слово террорист стало носить уже оскорбительный смысл, превратившись в синоним преступника. Вскоре это понятие достигло берегов Британии. Достаточно вспомнить знаменитые слова Эдмунда Берка, написанные им в 1795 году, где он упоминал тысячи псов ада, именующихся террористами, которых натравили на французов. Слово терроризм в те времена применялось к периоду Французской революции между мартом 1793 и июлем 1794 года и означало правление ужаса. Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово терроризм - как, кстати, и партизанская война, употреблялось настолько широко и означало столько различных оттенков насилия, что вовсе утратило какой-либо конкретный смысл. Достаточно часто приходится слышать голоса, призывающие отказаться от изучения политического терроризма как особого явления на том основании, что на всем протяжении мировой истории в результате преступлений со стороны властей погибло гораздо больше людей, чем от рук террористов снизу. Возможно, так оно и есть, но, тем не менее, меня здесь интересует не проблема политического насилия в целом и не ужасы отдельных политических режимов, но гораздо более специфическое явление.

Систематические террористические акции начинаются во второй половине XIX столетия. С самого начала это течение разделилось на несколько вполне отчетливых рукавов. Так, в России революционеры вели борьбу с самодержавием в 1878-1881 годах, равно как и в самом начале XX столетия. Радикальные националистические группировки: армяне, ирландцы, македонцы, сербы пользовались террористическими методами в борьбе за национальную автономию или независимость. Затем, в 90-е годы прошлого столетия, анархисты повели пропаганду делом во Франции, Италии, Испании и Соединенных Штатах. Отдельные политические убийства в Италии и Франции вызывали большой общественный резонанс, хотя и не являлись частью какой-то общей стратегии. Что касается терроризма в Испании и Соединенных Штатах, то он обладал своей спецификой, поскольку пользовался поддержкой определенных групп населения. Так, в Соединенных Штатах идеи терроризма брали на вооружение представители рабочего движения - Молли Магуайрес, а впоследствии и Западный профсоюз шахтеров. В Испании терроризм был оружием как крестьянских, так и рабочих движений. При всех различиях в деталях и политической конкретике, у этих выступлений имелось нечто общее: они были связаны с ростом демократии, с одной стороны, и национализма - с другой. Тяготы существования, против которых выступали эти люди, присутствовали и раньше: меньшинства подвергались угнетению, авторитаризм был правилом, не знавшим исключений. Но, с распространением идей просвещения и ростом национализма социальные условия, которые прежде не вызывали протеста, стали казаться чудовищными. Однако, вооруженный протест получал шанс на успех только в том случае, если верхи изъявляли согласие играть по новым правилам, что прежде всего исключало расправу с инакомыслящими. Короче, террористические группировки могли одержать победу только над таким правительством, которое отвергало террористические методы. Такой вот парадокс вставал перед тогдашними террористами, а методы старых авторитарных режимов, отметаясь многими правительствами, брались на вооружение новыми тоталитарными государствами.

Среди многочисленных террористических движений особую роль играла Народная воля, хотя и действовала она в России лишь с января 1878 по март 1881 года. Эта организация начала вооруженную борьбу, когда один из ее членов, некто Ковальский, взялся за оружие, сопротивляясь аресту; затем Вера Засулич застрелила генерал-губернатора Петербурга, а первым пиком этой кампании террора стало убийство генерала Мезенцева, шефа Третьего отделения, в августе 1878 года. В сентябре 1879 года революционным трибуналом Народной воли был приговорен к смерти император Александр II. Впрочем, еще раньше, в апреле, некто Соловьев покушался на жизнь царя, но делал это по собственному почину. Последующие покушения на государя (попытка пустить под откос царский поезд и взрыв бомбы в Зимнем дворце) также не увенчались успехом. Царь был убит 1 марта 1881 года, и парадокс ситуации состоял в том, что большинство народовольцев к этому моменту было уже арестовано. Это событие стало одновременно и апогеем, и финалом кампании террора, и примерно на два десятилетия в России наступило затишье.

Вторая волна террора связана с деятельностью эсэров. Началось все в 1902 году, когда некто Балмашев убил министра внутренних дел Сипягина. Впрочем, за год до этого молодой дворянин Карпович застрелил министра просвещения Боголепова. Эсеры совершили три крупных убийства в 1903 году (в том числе губернаторов Оболенского и Богдановича) и два в 1904-м, а в 1905 году число убийств возросло до пятидесяти четырех. В 1906 году их было совершено восемьдесят два и в 1907-м семьдесят три. После этого волна террора пошла на убыль: три убийства в 1908-м, два в 1909-м и одно в 1910-м. Самым громким стало убийство сильной руки режима, министра внутренних дел Плеве, застреленного на петербургской улице в 1904 году. В 1905 году Каляев убил великого князя Сергея Александровича. Последним убийством, потрясшим Россию, стало покушение на Столыпина в киевском оперном театре в 1911 году. Столыпин был убит уже после того, как боевая организация эсеров прекратила существование. Его убийца был одиночкой и, возможно, двойным агентом. Не считая отдельных инцидентов, после 1911 года индивидуальный террор сошел на нет. Третья, относительно небольшая волна терроризма поднялась уже после захвата власти большевиками в 1917 году. Частично она была направлена против большевистских руководителей (были убиты Урицкий и Володарский и ранен Ленин), частично против германских дипломатов и военных дабы помешать мирным переговорам между Россией и Германией. Однако большевикам без особого труда удалось погасить этот пожар.

В последнее десятилетие ХIХ и первое ХХ века было совершено немало покушений на жизнь ведущих политиков Европы и Америки. Так, были убиты американские президенты Маккинли и Гарфилд, предпринято несколько неудачных покушений на Бисмарка и германского кайзера. В 1894 году убили президента Франции Карно, а в 1897-м премьер-министра Испании Антонио Кановаса. В 1898 году была убита австро-венгерская императрица Элизабет, а в 1900-м король Италии Умберто. Но хотя во многих случаях убийцами были анархисты, чаще всего они действовали по собственному почину, не поставив соратников в известность о своих планах. В то время все как-то позабыли, что у цареубийства вообще-то существует долгая традиция и что во Франции, например, в том же столетии имели место покушения на жизнь Наполеона и Наполеона III. Как отмечал современник, которого никак нельзя заподозрить в симпатиях к анархистам, трудно приписать им участие во всех этих многочисленных злодеяниях, в том числе и в покушениях на жизнь монархов.

До первой мировой войны терроризм рассматривался исключительно как признак левизны, хотя его индивидуалистический характер подчас плохо вписывался в общий шаблон. Но ни ирландские и македонские борцы за независимость, ни армянские и бенгальские террористы не имели никакого отношения к анархизму или социализму. Российские черносотенцы, разумеется, были террористами, но их задачей была борьба с революцией. Они учиняли еврейские погромы и убивали тех, кто состоял в оппозиции самодержавию. Черная сотня находилась на правом фланге российской политической жизни, да и основана была при содействии полиции. Но, как это часто бывает в истории террористических движений, ученик чародея сам стал колдовать. Вскоре, когда в стране пошли разговоры о перераспределении земли и сокращении рабочего дня, члены организации, созданной для поддержки монархии, стали заявлять, что лучше вообще не иметь никакого правительства, чем терпеть нынешнее. Черносотенцы поговаривали, что несколько честных офицеров, как в Сербии, способны принести стране много пользы намек на политические убийства в этой балканской стране.

После первой мировой войны террористические организации находили поддержку прежде всего у правых и сепаратистски настроенных групп, как, например, хорватские усташи, получавшие помощь от фашистской Италии и Венгрии. Хорваты требовали независимости и были готовы принимать помощь от кого угодно. Как и у ирландцев, их борьба продолжалась и после второй мировой войны. В 20-е годы систематический терроризм культивировался на перифериях новых и многочисленных фашистских движений, а также среди их предшественников, например фрайкоровцев в Германии и особенно среди членов румынской Железной гвардии. Но в целом активность боевиков оставалась в достаточно узких рамках. Наступило время массовых политических партий, как правого, так и левого толка, и анархизм перерос стадию индивидуального террора. Конечно, и в те годы случались громкие политические убийства Розы Люксембург и Карла Либкнехта в 1919-м, Ратенау в 1922-м, югославского царя Александра и французского премьера Барту в 1934-м. Поскольку последний инцидент носил международный характер и в нем было замешано четыре правительства, Лига Наций сочла необходимым вмешаться. Был вынесен ряд резолюций и основано несколько комиссий с целью борьбы с проявлениями международного терроризма. Все эти старания оказались тщетными, поскольку одни страны действительно были намерены положить конец подобным проявлениям жестокости, но другие ничего не имели против терроризма, коль скоро он лил воду на мельницу их политики. Три десятилетия спустя с похожей ситуацией столкнулась и Организация Объединенных Наций.

На протяжении нескольких тысячелетий человеческой циви­лизации террористические методы использовались различными государствами, религиозными группами, политическими органи­зациями, криминальными сообществами.

Одно из первых упоминаний о государственном терроре встре­чается в истории Рима. Диктатор Луций Корнелий Сулла для рас­правы со своими политическими соперниками и пополнения казны применил проскрипции - списки лиц, объявленных вне закона на территории Римской империи. Гражданин, убивший указанного в проскрипции человека, получал половину имуще­ства убитого. Система проскрипций была популярна у люмпени­зированных слоев населения, представителей криминала и по­литических аферистов.

В I в. н.э. на территории, ныне занимаемой Израилем, действо­вала организация сикариев, боровшаяся против римлян и пред­ставителей еврейской знати, сотрудничавших с Римом за автоно­мии своих провинций. Вооруженные выступления сикариев пе­реросли в восстание, затем - в Иудейскую войну (в VI в. н.э.), а далее последовали поражение восставших и неисчислимые беды для мирного населения.

В XI - XIII вв. мусульманская шиитская секта исмаилитов, бо­лее известная под именем ассасинов, физически уничтожила пред­ставителей власти Сирии, т.е. халифов-инородцев. Послушники-фидаи по приказу своего повелителя, некоего Старца горы, уби­вали любого обреченного на смерть, несмотря на любые меры предосторожности. В 1256 г. оглот секты - крепость Аламут - пал под ударами монголов, которые полностью истребили ассасинов.

В XII - XIII вв. на фоне борьбы Рима с королевскими династи­ями Европы религиозные авторитеты католической церкви обо­сновали правомочность убийств монархов поданными - монархомахии. К XVI в. идеи монархомахии становятся необычайно ак­туальными. Были убиты противники воинствующего католицизма Вильгельм Оранский (1584), Генрих III (1589) и Генрих IV (1610).

Историки терроризма обязательно упоминают так называемый «пороховой заговор» (1605) Гая Фокса - капитана английской армии - против парламента и короля Якова 1. Предполагалось взорвать здание парламента, в котором должен был присутство­вать король, и реставрировать католицизм в Англии.

В июле 1793 г. французская аристократка Шарлотта Корде зако­лола кинжалом члена Конвента, председателя Якобинского клуба Жана Поля Марата. Причиной послужил кровавый террор, развя­занный якобинцами после падения жирондистов.

Великая Французская революция и наполеоновские войны раз­деляют предысторию и собственно историю терроризма. Ставший классическим массовый террор эпохи Французской революции продемонстрировал модель управления страхом и запустил меха­низм вызревания тактики терроризма. В 1820-х гг. в Италии возни­кают организации, стремящиеся к созданию национального госу­дарства. На Сицилии зарождается мафия для борьбы с монархией Бурбонов. Одновременно на юге страны возникает братство кар­бонариев, раскинувшее свою сеть по всей Италии. Изначально целью этого братства была защита крестьян и сельхозрабочих от произвола помещиков-землевладельцев. Карбонарии предупреж­дали, а затем убивали наиболее жестоких притеснителей. Впо­следствии организация карбонариев приобретает политический характер и ставит задачи борьбы с австрийским владычеством. Все организации использовали террористические методы, устрашая тюремщиков, помещиков, офицеров полиции и государственных чиновников.

В это же время терроризм получил распространение во Фран­ции, Австрии, Германии. На короля Франции Луи Филиппа было совершено семь покушений. В одном из них (1835) было убито 18 и ранено 22 человека.

В 1858 г. итальянец Феличе Орсига совершил покушение на Наполеона III. Был убит герцог Пармский (1854), совершены по­кушения на Фердинанда III Неаполитанского и испанскую коро­леву Изабеллу (1856).

В 1868 г. был убит сербский князь Михаил Обренович III. По два покушения пережили прусский король Вильгельм I и канцлер Отто Бисмарк. Расширяется круг политических движений, прибе­гающих к тактике терроризма. Теперь это не только национальные движения, но и республиканцы, анархисты и другие. Формирует­ся идеология терроризма. Во второй половине XIX в. терроризм приходит в Российскую империю.

С 1880- 1890-х гг. Европа и США переживают расцвет анархо-терроризма: в 1894 г. убит президент Французской республики С.Карно, в 1881 г. смертельно ранен президент США Дж.Гар-филд, в 1901 г. убит президент США У. Мак-Кинли. В это же время происходили и менее громкие террористические акты - взрывы бомб в театрах и ресторанах, убийства крупных и средних чиновников и т.д. Анархо-терроризм пошел на спад лишь с 1910- 1920 гг.

Терроризм в XIX в. превратился в значимый фактор полити­ческой жизни. Минувший XX в. характеризуется повсеместным ростом и качественным преобразованием терроризма. Сложились международные связи террористов. Терроризм охватил Латинскую Америку и Азию, кроме того, превратился в фактор межгосудар­ственного противостояния. Террористические движения стали по­лучать поддержку от стран, выступающих как противники госу­дарства - объекта атак терроризма.

Терроризм дробится на глобально и локально ориентирован­ный. В XX в складываются политические движения, имеющие гло­бальные интересы и претензии, активно использующие тактику терроризма. В порядке возникновения - это международные ком­мунистическое, фашистское и исламско-радикальное движения, состоящие из лидирующих государств-спонсоров и организаторов терроризма и широкого пояса террористических организаций в разных странах - объектах политической экспансии.

В начале XX в. к тактике терроризма активно прибегают нацио­нально-освободительные и революционные движения, действу­ющие на территориях Российской, Османской, Британской им­перий. Некоторые вчерашние террористы превращаются в леги­тимных политических лидеров. Поддержка террористов на госу­дарственном уровне стала элементом международной деятельнос­ти ряда ведущих государств. Во время Первой мировой войны Гер­мания поддерживала ирландских сепаратистов, которые вели борьбу с британской армией в Ирландии методами террора (взрывы на военных объектах и в ресторанах, где обедали английские офи­церы и т.д.); Россия поддерживала боевые организации армянс­кой партии «Дашнакцутюн» («Единство»), действовавшие на тер­ритории Турции. Власти Османской империи организовывали кон­трабандную переправку динамита для российских террористов.

Перед Первой мировой войной действовавшие на территории России террористические структуры: партия эсеров, польские и грузинские националисты получали крупные суммы денег из Япо­нии и Австрии.

Первая мировая война началась в июле 1914 г. с выстрела тер­рориста Гаврилы Принципа, убившего эрцгерцога Фердинанда в Сараево. В результате этой войны распались три империи. Период между двумя мировыми войнами XX в. характеризовался измене­нием географии и видов терроризма. Терроризм на территории определенной страны все более увязывался с внешней поддерж­кой. За спиной террористических группировок отчетливо видны спецслужбы заинтересованных государств. Государственная под­держка терроризма становится одним из основных компонентов политики агрессивных тоталитарных режимов, существенно рас­ширяется география терроризма. Возникают очаги терроризма на Востоке.

В межвоенный период в ряде государств приходят к власти и укрепляются фашистские режимы. На этапе борьбы за власть эти политические течения использовали сочетание легальных и неле­гальных форм деятельности. Наряду с парламентскими партиями эти движения располагали кадрами подпольщиков и боевиками. Фашисты использовали тактику терроризма на пути к власти, а так­же некоторое время и после формального прихода к власти - до создания эффективного аппарата государственного насилия. На этом этапе для расправы с противниками нового режима привле­кались боевики. Например, в Германии - террор штурмовиков Рема с момента прихода Гитлера к власти до «ночи длинных ножей», когда штурмовики были уничтожены (1933 - 1934). Закрепившись у власти и создав систему карательных органов, фашисты перехо­дят к планомерному государственному террору, когда тактика тер­роризма выносится также и за рубеж, превращаясь в один из ин­струментов политической экспансии.

Фашистские режимы, решая задачи политической экспансии, спонсировали терроризм. В 1934 г. в ходе неудавшейся попытки фашистского переворота в Австрии сторонники аншлюса совер­шили убийство канцлера Э.Дольфуса. В том же году усташи (хор­ватские националисты) убили югославского короля Александра I Карагеоргиевича и французского министра иностранных дел Луи Барту. Боровшиеся за независимость Хорватии усташи работали в контакте со спецслужбами фашистской Германии. Этот теракт подорвал один из инструментов, обеспечивавших стабильность в межвоенной Европе - военно-политический союз Чехословакии, Румынии и Югославии под общим названием «Малая Антанта», созданный под патронажем Франции. Инспирированное нациста­ми и совершенное националистами убийство - один из приме­ров того, как руководство фашистской Германии решало свои проблемы.

На межвоенный период приходится активизация Ку-клукс-кла­на (ККК) - одного из самых известных террористических об­ществ, созданного в 1864 г. в Южных штатах США для борьбы с негритянским населением, получившим за три года до этого в результате гражданской войны между Севером и Югом свободу от рабства; ККК позиционировал себя как тайное общество, при­званное защитить собственность и интересы белых граждан от «чер­нокожих разбойников и мародеров». Довольно быстро ККК пре­вратился в праворадикальную расистскую организацию, идеоло­гия и политика которой базируется на принципах шовинизма, расизма, религиозной нетерпимости, садизма. Общество убивало не только негров, но и тех, кто оказывал помощь неграм; обще­ство пользовалось такой поддержкой населения южных штатов США, что ни один из членов общества не был уличен в совер­шенных преступлениях и подвергнут наказанию. Отметим, что члены ККК действовали и действуют практически открыто.

В начале 1920-х гг. ККК был воссоздан и до сих пор состоит из множества многочисленных и независимых групп.

Вторая мировая война - еще один этап в развитии терроризма. В послевоенный период терроризм становится практически гло­бальным явлением и переживает очередное качественное превра­щение. До 1939 г. объектами терроризма преимущественно были представители власти, военные, лица, сотрудничающие с режи­мом, но не мирное население. Гитлеризм, Хиросима и Нагасаки в 1945 г. (уничтожение мирного населения в результате атомной бом­бардировки по распоряжению президента США Г. Трумэна) изме­нили отношение к цене человеческой жизни в глобальных масшта­бах. Сформировалась теория и складывается практика современного терроризма. Теперь субъект терроризма - мощная профессиональ­ная организация, опирающаяся на поддержку государства - спон­сора терроризма. Прямые объекты террористического насилия - мирные граждане, иностранцы, дипломаты. Теракт - механизм давления на власть через общественное мнение и международное сообщество. Противостояние терроризма и либерального государ­ства - это противостояние двух культур, кардинально различа­ющихся по своему отношению к цене человеческой жизни.

После войны узел национальных проблем окончательно сме­щается на Восток и на Юг. Исчезают фашистские режимы, спон­сирующие терроризм. В 1960 гг. складывается исламский круг государств-спонсоров терроризма. Во главе этих государств стоят как светские панарабские националисты фашистского толка, так и исламские фундаменталисты.

С 1945-1948 гг. на новый уровень государственного терроризма перешла одна из сверхдержав - США, единственная из стран ан­тигитлеровской коалиции, не имевшая во время Второй мировой войны ущерба на своей территории и получившая громадные ди­виденды социального и экономического характера практически за счет страданий и крови европейских народов. На пути США к пол­ному мировому господству в эти годы стоял Советский Союз, вы­несший основные тяготы борьбы с фашизмом, обладающий гро­мадным авторитетом во всем мире, имеющий грандиозные ресур­сы, как природные, так и человеческие. В частности научный и интеллектуальный потенциал Советского Союза создавал возмож­ность мирного использования атомной энергии, выхода человека в космос, исследования богатств Мирового океана и т.д.

В 1948 г. основатель американского Центрального разведыва­тельного управления (ЦРУ) А. Даллес обстоятельно сформулиро­вал стратегические положения относительно главного соперника США - СССР, обладающего вместе с тем самыми большими в мире запасами природных ресурсов: «Посеяв там хаос, мы неза­метно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Как? Мы найдем единомышлен­ников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масшта­бу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, оконча­тельного, необратимого угасания его самосознания.

Мы будем всячески поддерживать, и поднимать так называемых «художников», которые станут насаждать и вдалбливать в челове­ческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, словом - всякой безнравственности.

Мы будем незаметно, но активно способствовать самодурству чиновников, взяточничеству, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут подаваться как добродетель...

В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Честность и порядочность будут высмеиваться и никому не ста­нут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и на­глость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, беззастенчивость, предательство, национа­лизм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к рус­скому народу, ловко и незаметно культивируемые, расцветут махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться о том, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное со­стояние, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, растлевать, развращать ее. Мы сделаем из них молодых циников, пошляков, космополитов». 1

В последние годы США интенсифицировали политику двойных стандартов: Усанабен Ладен получает поддержку и вооружение от США, он выполняет задачи, поставленные перед ним американ­цами в Афганистане, но становится врагом № 1 для США после того, как обращает оружие против своих заокеанских хозяев; Ша­миль Басаев внесен США в список международных террористов, но ведущие телевизионные каналы предоставляют ему свой экран (июль 2005 г.) для пропаганды терроризма на территории Рос­сии...

В Европе после войны действует ряд сепаратистских движений. Крупнейшие из них - Ирландская республиканская армия (ИРА) (после обретения в 1914 г. Ирландией независимости она борется за присоединение к ней Северной Ирландии, входящей в состав Объединенного Королевства; активность ИРА особенно возросла с 1970 г. 2) и ЭТА (Euskadi ta Ascatasuna), созданная в 1959 г. в Испании для борьбы за полную независимость Басконии. Лидеры ЭТА пришли к сочетанию национализма и марксизма; пик актив­ности ЭТА падает на 1960- 1980-е гг. (одна из наиболее известных акций - убийство премьер-министра Испании Карьеро Бланко в 1973 г.). В настоящее время активность ЭТА снижена, организация пережила серию разгромов и арестов, ее популярность и поддер­жка среди масс падает. Кроме ИРА и ЭТА можно упомянуть бри­танских и корсиканских сепаратистов во Франции, валлонских - в Бельгии.

Ярким явлением истории послевоенного Запада стал «левый» терроризм. Он охватил Испанию, Португалию, Францию, Ита­лию, ФРГ, Японию, США. Самый мощный натиск леворадикаль­ного терроризма пережили Испания, Италия и ФРГ.

В Испании в середине 1960-х гг. была создана промаоистская «Коммунистическая партия Испании». В качестве боевой органи­зации этой партии в середине 1970-х гг. выступали «Революцион­ный патриотический и народный фронт» (ФРАП) и «Группа пат­риотического антифашистского сопротивления первого октября» (ГРАПО). Пик активности этих структур падает на вторую поло­вину 1970-х гг.

В 1970 г. в Италии возникает организация марксистского толка «Красные бригады». Пик ее активности приходится на вторую половину 1970-х - начало 1980-х гг. Наиболее громкая акция - похищение и последующее убийство лидера христианских демок­ратов Альдо Моро в 1978 г. Другая организация анархистского тол­ка «Рабочая автономия» тяготела к массовым акциям и стремилась разворачивать городскую герилью (пикетирование, захват предпри­ятий, порча оборудования и т.д.)- С начала 1980-х гг. итальянский терроризм пребывает в кризисе.

Левый терроризм в ФРГ восходит к студенческим бунтам 1968 г. Организация «Фракция Красной армии» (РАФ) имела целью раз­вязывание в стране пролетарской, коммунистической революции и была исключительно активна в 1970-1972 гг. После ее разгрома в ФРГ возникло «Движение июля», взявшее своей эмблемой крас­ную звезду и пулемет. Максимум активности этой организации падает на 1975 г. Террористы захватывали в заложники крупных политиков в 1974 г., убили президента Верховного суда Гюнтера фон Дренкмана. Самая известная акция западногерманских терро­ристов - похищение председателя «Союза германских промыш­ленников» Ганса Шляйера в 1977 г. В ответ на этот теракт прави­тельство страны создало спецподразделения по борьбе с терро­ризмом. В 1981 -1982 гг. полиция разгромила террористические организации. Большинство их членов было арестовано; уцелевшие эмигрировали и затаились.

В США в конце 1960-х гг. возникает группа «Weathermen». Вслед за пиком ее активности в начале 1970-х гг. последовал ее разгром. Другая организация - «Объединенная освободительная армия» заявляет о себе в начале 1970-х гг. Пик ее известности связан с похищением Патриции Херст - дочери газетного магната, кото­рая затем выразила желание вступить в ряды этой организации. В последующие годы левый терроризм в США быстро идет на убыль.

Достаточно серьезный натиск террористов с конца 1960-х гг. пережила Япония. Самая крупная организация - «Фракция крас­ной армии», позднее - «Красная армия Японии». Японские ле­вые террористы отличались авторитарным стилем, маоистской риторикой, самурайской преданностью делу и презрением к смерти. Они стали известны после побоища в аэропорту Лод (в 1975 г.), где были убиты 25 человек. Вскоре организация была разгромлена и ушла с территории Японии, перенеся активность по развязыва­нию мировой революции вначале в Европу, а затем в страны Азии.

В 1960-х открывается новый фронт левого терроризма - Ла­тинская Америка. Импульс к разворачиванию партизанских и тер­рористических движений в странах Латинской Америки задавала Кубинская революция. Придя к власти, сторонники Фиделя Кастро стали энергично налаживать «экспорт революции».

Специфическая ситуация сложилась в Турции, на границе Ев­ропы и Азии. Наряду с курдскими сепаратистами здесь действова­ли как «правые», так и «левые» террористические организации.

В 1970-х гг. страна переживала острый модернизационый кризис, выражавшийся, в том числе в противостоянии правого и левого экстремизма. Правые организации - фашистского толка, а ле­вые - промаоистские интенсивно боролись с правительством и друг с другом. Широко практиковался безадресный террор - взры­вы на объектах массового посещения. Пик активности пришелся на конец 1970-х гг. Правительству удалось локализовать собствен­но турецких террористов, а активность сепаратистов из «Курд­ской рабочей партии» удалось снизить лишь в последнее время, чему способствовал арест ее лидера Абдуллы Оджалана.

Динамично разрастался с 1960-х гг. до начала XXI в. ареал вос­точного терроризма. Исторически терроризм XX в. на Востоке вы­рос из палестинской проблемы. Террористическая организация ФАТХ (одно из названий Движения национального освобожде­ния Палестины), возникшая в 1950-х гг. в Египте, провозгласила своей целью борьбу с Израилем до его уничтожения и создания палестинского государства. В 1968 г. формируется «Организация ос­вобождения Палестины» (ООП), председателем которой в 1969 г. становится лидер ФАТХ Ясир Арафат; ООП вела долгую упорную борьбу во имя обретения палестинской государственности. Созда­ние в 1993 г. Палестинской автономии стало возможно на основа­нии политического компромисса, предусматривавшего отказ ООП от ликвидации израильской государственности и от методов тер­роризма, признанного далеко не всеми ее членами.

Палестинцы продолжают бороться за создание полностью суве­ренного государства и обретение приемлемых для себя границ, ис­пользуя легальные и нелегальные формы. Формально ООП и Пале­стинское руководство отказались от террористических методов. Од­нако на территории Автономии под крылом ООП действуют тер­рористические структуры «Хамаз», «Исламский джихад» и др.

Особенности палестинского терроризма: широкое использова­ние безадресного террора, подготовка и использование террори­стов-смертников в массовом порядке, планирование и реализа­ция громких акций, ориентированных на мировое общественное мнение (угоны самолетов и др.), гибкое использование террори­стических актов как элемента политики.

Таким образом, более четырех десятилетий идет практически непрерывная война, которая давно уже вышла за рамки противо­стояния израильтян и палестинцев. Разрастание терроризма на Востоке фиксирует двуединый процесс-активизацию исламского экстремизма и рост его противостояния западному миру. Поддержка Израиля со стороны США и солидарность иных государств с на­родом Палестины втягивала многие страны мира в это противо­стояние. Включение стран исламского мира в процессы модерни­зации дестабилизирует традиционные общества и мобилизует их на противостояние источнику модернизационных процессов. Такие факторы, как крах колониальной системы, гигантские доходы от экспорта нефти, связанная с процессами «исламского возрож­дения» растущая солидарность исламских государств способство­вали формированию и разрастанию террористического комп­лекса.

В 1970-х гг. западный мир переживал пик террористического наступления. В это время окончательно формируется система меж­дународного терроризма. Тактические цели самых разных игроков совпадали в одном: и террористические организации и государ­ства-спонсоры взаимодействовали во имя общей цели - дестаби­лизации Запада. Например, известный террорист венесуэлец Ильич Рамирес Санчес работал как на группировки, отколовшиеся от ООП, так и на лидера Ливии Муамара Каддафи.

В конце 1970-х гг. в исламском мире начинается поворот от свет­ских ориентиров к исламским ценностям. Иранская революция 1978 г. ознаменовала эпоху наступления религиозного фундамен­талистского радикализма, отличающегося предельным накалом страстей и глобальными устремлениями, переходом к священной, без границ, «войне с неверными» - джихаду.

Особого упоминания заслуживает ситуация в Индии. Полиэт-ничное и поликонфессиональное индийское общество развивает­ся весьма болезненно.

Межэтнические стычки и межконфессиональные беспорядки происходят регулярно. Террор стал устойчивым элементом индий­ской реальности. Среди наиболее громких актов убийство премьер-министра Индиры Ганди (1984) индуистами-фундаменталиста­ми, убийство премьер-министра Раджива Ганди (1991) членами базирующейся в Шри-Ланке организации «Тигры освобождения Тамил-илама (Liberation Tigers of Tamil Ealam). Один из устойчи­вых центров терроризма в Индии - штаты Джамму и Кашмир, примыкающие к Пакистану и населенные преимущественно му­сульманами.

Разгрому левого терроризма непосредственно предшествовал распад коммунистического лагеря. Но сохраняется и растет арабо-мусульманский, спонсируемый Западом, очаг терроризма. Кроме того, сохраняется традиционный сепаратистский терроризм в Европе, Индии, Шри-Ланке и других странах.

В последние годы сложилась так называемая «дуга нестабиль­ности», тянущаяся от Индонезии и Филиппин до Боснии и Алба­нии. Одна из примет этой дуги - терроризм, направленный про­тив носителей неисламской (христианской, иудаистской, индуист­ской) идентичности или носителей светских ценностей в тради­ционно исламских странах. Это позволяет таким крупным теоре­тикам международных отношений, как Самуэл Хантингтон, го­ворить о противостоянии переживающего кризис модернизации исламского мира и динамичной цивилизации Запада.

В 1990-х гг. на территории распавшейся Югославии возник но­вый очаг терроризма. К его методам прибегали разные этнические и конфессионально ориентированные силы. В последнее время по мере стабилизации политической ситуации здесь наблюдается спад террористической активности. Однако югославский терроризм жив. Политическое убийство премьер-министра Сербии Зорана Джин-жича в 2003 г. потрясло всю страну.

В 1990-х гг. возник очаг терроризма на территории Алжира. В 1992 г. правящий светский режим отменил результаты выборов, на которых одержала победу фундаменталистская политическая организация - Исламский Фронт Спасения. Следствием этого стало развязывание волны терроризма. Власть ответила жесточай­шими репрессиями. Практически в стране развернулась граждан­ская война. Террор власти и терроризм религиозных фанатиков привели к чудовищным по масштабам жертвам. Погибли десятки тысяч людей. Алжирский терроризм отличало широкое примене­ние массового безадресного террора. Ситуация нормализовалась лишь к концу минувшего столетия.

В Израиле напор терроризма нарастал в течение всех 1990-х гг. Теракты происходят практически ежедневно. Сложилась патовая ситуация: Израиль не может уничтожить инфраструктуру и базу терроризма, а антиизраильские силы - заставить Израиль выпол­нить их требования.

Примета последнего десятилетия XX в. - нескончаемые войны в Афганистане, Чечне, Югославии. На этих площадках вызревают террористические организации, происходит профессионализация террористов, складывается интернациональное сообщество вои­нов Джихада. В 1988 г. создается Аль-Каида - интернациональная организация исламских фундаменталистов, осуществляющая бое­вые операции по всему миру. Созданию и развитию ее во многом способствовали США, стремившиеся изгнать СССР из Афганис­тана. По неофициальным данным ЦРУ выделяло ежегодно на под­готовку и военную помощь моджахедов около 500 млн. долл. Среди наиболее крупных получателей американского оружия был и Уса­ма бен Ладен, о чем так не любят вспоминать американцы. Боль­шая часть того оружия все еще используется.

Основная цель Аль-Каиды - ниспровержение светских режи­мов в исламских государствах и установление исламского поряд­ка, основанного на шариате. В 1998 г. Бен Ладен объявил о созда­нии международной организации «Исламский мировой фронт для джихада против евреев и крестоносцев», в который наряду с Аль-Каидой вошли алжирские, пакистанские, афганские, кашмир­ские и Другие террористические организации, действующие прак­тически на всем пространстве исламского мира (в Афганистане, Алжире, Чечне, Косово, Пакистане, Сомали, Таджикистане, Йемене).

Взрыв торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. стал еще одной вехой в истории терроризма. Создание международной антитеррористической коалиции, объявление терроризма ведущей опасностью для мировой цивилизации, изжитие его из мировой практики возведены в ранг первоочередных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия, испытавшая на себе замет­ные удары терроризма, вошла в антитеррористическую коалицию. Крушение режима талибов в Афганистане и изгнание из страны Аль-Каиды не остановило террористической активности. Борьба продолжается.

Считается, что была от войн и польза. Погибнут слабые и старые – племя сплотится, станет сильнее и моложе. Побежденных съедят или работать заставят. Потом людоедство ушло, рабовладение кончилось, а войны остались обеспечивать прогресс науки, техники, да и всей культуры. Многие считают, что прогресс этот всегда прямо или косвенно зависит от развития военно-промышленного комплекса. Мы вот знаем Закон Архимеда, а современники ценили ученого за «греческий огонь» и катапульты. От «базиса» не отставала и «надстройка» – войны считались, чуть ли не высшим проявлением человеческого духа, со строгими правилами и кодексами чести, которые современники всегда считали вечными.

Одновременно шли тайные войны без правил и кодексов. Подумать страшно, что творилось еще в пещерах, а потом у фараонов и соломонов. Заманчиво было добиваться политических целей совсем просто, без больших усилий и затрат, да еще и быстро. Спящему королю родной брат вливал в ухо яд, кому-то что-то подсыпали Борджиа и Миледи. Это подрывало самые основы общественной жизни и морали. И в обществе вызывало только ужас и отвращение, никак не становясь общественным явлением.

Новое общественное явление – благородный террор

Впервые «опоэтизировал», воспел террор, насколько я знаю, Некрасов. Сколько жизней было погублено и исковеркано его знаменитым: «Иди и гибни… дело прочно, когда под ним струится кровь». Террор стал, как бы допустИм в глазах просвещенной части общества. Особенно, молодежи. Раз, мол, тебе все ясно и ты готов за правое дело отдать собственную жизнь, то тебе (для победы этого самого Дела) дозволено самому судить и публично казнить виновных, а для Великой Цели – и непричастных. И не только дозволено – достойно и благородно. Дело чести, славы, доблести и т.д.

В каждом обществе всегда есть те, кто отрицает систему ценностей тех слоев общества, откуда они вышли, порывают с традициями общественной жизни этих слоев. Обычно это молодые, поверхностно образованные люди, которым все ясно, решения радикальны и – никаких сомнений.
Когда сдерживающие традиции общества по тем или иным причинам ослабляются, такие люди могут составлять более или менее значимые общественные слои. Иногда энергия такого слоя может быть направлена на уход от общества. Мы видели хиппи, «детей цветов» и т.п. Хуже, когда энергия направлена на немедленное, скорейшее исправление общества. Да еще любыми средствами. Тогда общественным явлением может стать террор, как соблазнительно простое средство решать неподъемно сложные, в действительности, проблемы. А поддерживающий его общественный слой становится своеобразной «питательной средой» террора. Особенно, при слабости или, хуже того, попустительстве власти.

В России Некрасовских времен ограничивающие, сдерживающие традиции общества были серьезно поколеблены после отмены крепостного права. В обществе появились Новые Великие Цели. Простые, очень благородные и как бы совсем легко достижимые. Появилась и «питательная среда» террора – разночинцы и примкнувшие к ним «из благородного звания». Вот Некрасов и воспел.

Из России «благородный» и «самоотверженный» террор и расползся по всему миру уже не как грязное, а как прямо-таки возвышенно-рыцарственное дело.

В Европе «питательной средой» терроризма стали, вроде, такие же. Все эти «Красные бригады», «Бадер - …» и прочие – молодые, амбициозные и, увы, мало- , точнее, полуобразованные. Те, кому все, ну прямо все совершенно ясно. И при этом решительно сбросившие пресловутые оковы буржуазной (они оттуда вышли) морали.

А не в Европе? Те самые «мусульманские фанатики»? Так ведь тоже, вроде, похоже. Тоже молодые. амбициозные и тоже как бы «из образованных». Недаром талибанов в России сперва именовали «студентами». Этот термин, понятно, означает совсем не то же, что в Гарварде, но ясно показывает – не от сохи и не от станка. Англичане были потрясены, узнавши, что террористы, взрывавшиеся в метро, были, как говорится, «образованные». Мне кажется, что большое, ошибочное и опасное упрощение считать их религиозными фанатиками, обвинять во всем ислам, толковать, посмеиваясь, о 72-х гуриях и т.п.

Откуда взялись «мусульманские фанатики»?

Еще недавно никто о них и не слыхивал. А убийцы-смертники, не древние, а как современное явление, вообще стали известны совсем уже на наших глазах. Откуда же они взялись?

Когда появилось огнестрельное оружие и прикончило эру Великих набегов восточных орд, для Европы началась эпоха Великих географических открытий, а потом и колониализма с идеологией и кодексом «Бремени белого человека».
Белый человек для всей планеты стал «человеком с ружьем» (и пушками), а Европа и (позже) Северная Америка – тем, что сейчас мы называем Западом.
А на Востоке все эти столетия сохранялось сложившееся, ставшее традиционным общественное устройство. Освященные религией отношения полов, отношения собственности, государственности и т.п. казались естественными и вечными. Европейцы, как колониальные власти («Бремя белого человека»), поддерживали традиционное устройство – оно обеспечивало стабильность управления.
Но прогресс науки и технологии, изменения в экономике Запада подорвали колониальную систему. И колониализм рухнул. Соответственно, на смену «Бремени белого человека» пришла идеология «Прав человека», которая современникам, как всегда, представляется и естественной и вечной.
И вот тогда на Восток, взламывая сложившиеся веками устои и традиции общества, обрушились западные технологии и разнообразная «помощь». Сразу и резко повысилась доступность медицины, продовольствия и других жизненных благ. Резко снизилась детская смертность и «вдруг» появилось непропорционально большое множество детей и молодежи. Доступность питания обеспечила увеличение свободного времени и, вместе с доступностью электронных СМИ, резко повысилась поверхностная информированность, «нахватка», заменявшая серьезное образование. Общество уже не успевает справляться с традиционным воспитанием «вдруг» возникшего нового множества своих членов, их «перевариванием» и социализацией. Не успевает не только приобщать к общественно полезному труду, но и создавать для них «рабочие места». Т.е. саму возможность такого труда. А за первой волной хоть как-то социализованных и образованных, родятся и родятся следующие, все более многочисленные, все менее пригодные и все менее, честно говоря, нужные обществу.
Так в странах «третьего мира» на волне демографического и информационного взрывов, из-за привнесенного извне облегчения условий жизни, возник новый значимый слой общества. Тоже, в сущности, отошедший от традиций тех слоев исламского общества, откуда вышел. И тоже в сторону крайнего радикализма. Но уже в совсем других условиях, чем в Европе и даже России. Социологи и демографы еще долго будут, думаю, заниматься этим.

В России, вслед за Достоевским, всегда подчеркивали «великое мировое загадочное предназначение» России. Особые свойства русской христианской души. В том числе способность, как писал Куприн, «так великодушно, так скромно, так бескорыстно и искренне бросить свою жизнь псу под хвост во имя призрачной идеи о счастье будущего человечества».
Еще сильнее такое мировоззрение на Востоке. Неизмеримо больше роль духовенства и его возможность «вбрасывать» в новый слой общества очередные Новые Великие (и очень простые, к тому же) Цели. Больше вера в «великое мировое предназначение». Уже не загадочное, а совершенно ясное – нести миру ислам. Да еще при многоженстве. Дело не в томных усладах гарема, а в том, что количество мальчиков и девочек примерно одинаково и, если у кого-то четыре жены, дом, дети, хозяйство, то у троих – ничего этого нет. И не будет. А есть и будет (и много веков было) ясное понимание, что добиться хоть чего-то в жизни, можно (и нужно) только грабежом, разбоем и войной, когда все средства хороши, и жизнь – ни чужую, ни свою – не жаль.
Вот этот вновь возникший мощный и бурно расширяющийся, явно пассионарный общественный слой и стал питательной средой нового террора.

Но «питательная среда» – еще не террор. Прошли времена, когда десяток исполнителей якобы известной им народной воли могли взрывом убить главу огромной империи. Сегодня для террора нужна слаженная работа многих профессиональных структур, большие денежные средства.
И средства нашлись.

Новое глобальное оружие

Стремление к господству, желательно, к мировому (в известной или, хотя бы, значимой части мира) было основой войн задолго до ислама. Александр Македонский понятия не имел об исламе, Карл Великий, христианнейшие монархи, Наполеон и даже Гитлер со Сталиным, стремясь к мировому господству, отнюдь не были исламистами. Каждый из них имел свою идеологию. Ислам, как известно, в свое время появился специально для военно-политического объединения племен в конкретных завоевательных целях. Его наскоро склеили из более-менее произвольно надерганных и «приспособленных» фрагментов двух наиболее распространенных на Востоке религий. При этом ислам, как мы знаем, предусматривал полное отсутствие моральных и этических ограничений по отношению к «неверным», безусловную нетерпимость к любым верованиям и идеологиям кроме ислама и безусловное повиновение в системе власти ислама.
Завоевательная деятельность исламистов оказалась весьма успешной, и ислам широко распространился на Востоке.
Когда же, впоследствии, подавляющее превосходство Запада в вооружениях лишило исламский Восток каких бы то ни было иллюзий и надежд на мировые победы, ислам, как военно-политическая идеология, во многом утратил свое значение. Использовать ислам для экспансии, по его прямому назначению, стало нереально. За века вынужденного «простоя» ислам оброс новыми толкованиями Корана, позволяющими смягчать даже самые агрессивные его части, как бы «использовать в мирных целях». И, во всяком случае, представлять его таким западной, да и своей общественности.

И вот совсем недавно, когда на Востоке возник и стал лавинообразно разбухать новый пассионарный общественный слой – все изменилось.
Сначала эта новая молодежь хлынула на Запад вполне мирно – просто там были несравненно лучшие условия жизни и новые возможности. Вскоре выяснилось, что их ментальность, уровень и характер образования, да и окружающая среда делает их несостоятельными в конкурентной борьбе по правилам Западного мира. А на гостеприимные берега Запада накатывались все новые и новые волны с Востока. Все менее образованные, все менее пригодные к производительной деятельности в западных, да и в любых условиях. Одновременно выяснилось, что мораль и социальные системы, наработанные тяжким трудом поколений жителей Запада для себя и своих потомков, обеспечивают приезжим возможность жить и размножаться вовсе без труда и даже лучше, чем у себя дома. Правда, все-таки, похуже, чем работающие «аборигены». И это вызывает агрессивную консолидацию общин приезжих. Консолидируются, понятно, не вокруг осознания своей ущербности и сложных путей приобщения к культуре «аборигенов», а вокруг Великой (и очень простой) Цели – нести миру ислам. И своего, естественно, превосходства над неверными. Так появились очаги напряженности в толще самого Запада. Другие очаги появились там, где, наоборот, территории с западным образом жизни, по тем или иным причинам, оказались в окружении нового пассионарного общественного слоя. Несмотря на все политические, экономические и даже географические различия, например, Алжира, Замбии и ЮАР – все там развивалось примерно одинаково. Один Израиль устоял. И вокруг Израиля сейчас уже не очаг напряженности, а война.

Постепенно этот, все увеличивающийся и набирающий силу питательный слой террора, стал осознаваться и как непосредственно новый вид оружия. Со своей спецификой, отличной, например, от ядерного оружия, но имеющий столь же глобальное значение. И вот тут хлынули деньги.
Новое глобальное оружие, естественно, становится стимулом для изменения сложившегося мирового порядка. В данном случае, как можно предположить, оно стимулирует реванш Востока в его противостоянии с Западом. Возможно – в форме борьбы и взаимодействия тех или иных транснациональных организаций.
А разнообразные арафаты, бин ладены, включая абу мазенов и т.п. – это посредники и менеджеры в сфере закупок этого оружия, его совершенствования, испытаний, информационного и технического поддержания в рабочем состоянии. В связи с этим, как мне кажется, неправомерно говорить о коррумпированности, например, Арафата. Это был его бизнес.

Ислам и идеология террора пришлись впору этому слою. Было явно показано превосходство высоких духовных ценностей исполнителей терактов (вплоть до готовности к самопожертвованию) над бездуховным, разнообразно растленным и трусливым западным миром чистогана. Кроме того, оказалось, что террористическая деятельность и оплачивается неплохо. «Питательный слой», бывало, становился и питающим слоем. Даже подростки, только кидая камни, могли неплохо помочь нищей своей многодетной семье.

Так ожил ислам в исходном своем виде, как военно-политическая экспансионистская идеология. Ожил не как источник, не как причина мировой напряженности, но как средство консолидации нового общественного слоя.

Основным полигоном для становления и совершенствования нового глобального оружия стал арабо-израильский конфликт. За рамки настоящей статьи выходят особенности возникновения Государства Израиля, особенности его границ и столицы, особенности его военных побед и мирных поражений. Здесь только хочу сказать, что после Войны Судного дня в1973 году и разгрома напавших государств Израиль не вел больше никаких войн, ни с каким государством. Но против Израиля – и как государства, и как народа – ведется война. Кто же ее ведет?

Мы привычно воспринимаем возникшую в результате «Осло» некую «автономию» (в составе чего?), как что-то вроде государства, населенного палестинским народом, имеющим армию, правительство, возглавляемого законно избранным председателем автономии и т.д. А ведь ничего этого нет. Даже народа такого нет и не было.
А есть разрозненные и часто враждующие между собой вооруженные группы разбухшего и все разбухающего нового общественного слоя. Его, повторяю, составляют люди, не имеющие ни трудовых навыков, ни трудовых возможностей, ни (теперь уже) и потребности в производительном труде. А многие и не имеющие семьи. Те, для кого, как мы уже говорили, все средства хороши и жизнь стоит недорого. Группы этого общественного слоя все увереннее начинают жить за счет бандитизма и рэкета трудящегося населения на действительно оккупированных ими территориях, за счет незаконной торговли (наркотиками, оружием и чем придется) и, главное, за счет продажи своих услуг в области любой насильственной деятельности и, в особенности, в области террора. И пока на Западе толковали о страданиях оккупированного палестинского народа, здесь переходили от камней и ножей к взрывчатке и автоматам. Затем постепенно нащупалось наиболее адекватное новому оружию острие – убийца-смертник. И довольно долго экспериментально отрабатывалось на Израиле. Потом пошли дальше.

После 11-го сентября и Лондонского метро Запад начал, пусть еще не понимать что-то, но хоть догадываться. Сегодняшние битвы во Франции еще пытаются приписать «подросткам-хулиганам из бедных кварталов». Но «Первая интифада» начиналась точно так же. Даже предлог-детонатор, с которого началось, очень похож. В городах Франции нет столько камней для кидания, как на Земле Израиля, но в избытке автомашин для поджога. А стреляют всюду одинаково.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций