История географических названий Руси. Храмы города Гусь-Хрустальный

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

А. Чистяков, Н. Капкова

"Новая Афиша" №10 (2005г.)

Нармочский приход

Село Нармочь у речки Судогда находится примерно в 26 километрах к востоку от Гусь-Хрустального, перед деревней Лесниково. По топонимическим данным, название села происходит от мордовского слова «нармунь» (птица), которое потом транспонировалось в слово «Нармочь». О том, что здесь когда-то стояла большая замечательная церковь, помнят лишь старожилы. Сейчас на месте бывшего храма простирается поросший бурьяном пустырь да стоит скромный деревенский магазинчик.
До 1764 года село Нармочь принадлежало Московскому Чудову монастырю. С 1637 года в переписных книгах монастырских и церковных земель владимирского уезда в селе уже значится церковь Усекновения Главы святого Иоанна Предтечи, а при ней священник, пономарь и просвирница. Рядом с церковью были вырыты пруды. По традиции, на Троицу местные девушки кидали в воду большого пруда свои венки из полевых цветов. Чей венок быстрей утонет, той судьба в этот год выдастся тяжелая.
В 1797 году старая церковь сгорела и вместо неё была построена новая, но тоже деревянная. Каменный же храм был заложен лишь в 1842 году во времена царствования императора Николая I.
На опушке леса в селе Нармочь есть местечко, которое до сих пор называют «Кирпичным». Здесь в ямах кирпичных дел мастера гасили известь. Считается, что церковь строилась именно из того глиняного кирпича, который здесь производили заводчики Дружинины, которые после революции 1917 года подверглись раскулачиванию и выселке. Пол храма был выложен плиткой. Стены расписаны фресками. По словам местной жительницы Любови Андреевны Исаевой (1925 г.р.), большой колокол весил 250 пудов, а с колокольни, как на ладони, было видно все Лесниково.
Трапеза новой каменной церкви была освящена в 1848 году, хотя строительство главного храма продолжалось до 1875 года. Престолов стало два: главный - в честь святого Пророка и Предтечи Христова Иоанна, а в теплой трапезе - во имя святого Николая Чудотворца. В 1851 году ставшую невостребованной старую деревянную церковь разобрали. Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами храм был снабжен достаточно. На одном из старинных напрестольных Евангелий была следующая надпись: «723г. Января 21 приложил сiе св.Евангелiе Володимiрскаго уезда въ вотчину свою въ село Чiуръ въ церковь Успенiя Пресв. Богородицы да Николая Чудотворца стольникъ Борисъ Лукинъ сынъ Дубенскiй».
Тут следует отметить, что церковь Николая Чудотворца в селе Чиур к 1625 году пришла в запустение. Вотчинники Дубенские в 1698 году восстановили храм с приходами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святого Николая Чудотворца, но в XIX веке и эта церковь стала пустой. От нее осталась ветхая часовня, а часть церковной утвари была перенесена в Нармочь. В начале XIX века из Заколпского прихода к селу Нармочь были также причислены деревни Лесниково, Маха и Льгово.
При нармочской церкви в концеXIX века значилось земли: 1 десятина (1,09 га) усадебной, 5 десятин сенокосной, 27 десятин пахатной. Приход состоял из села Нармочь, сельца Чиур, деревень Чеково, Лесниково, Маха, Льгово, в которых проживало в конце XIX века 948 душ мужских и 1006 женских. В настоящее время в селе Нармочь числится 46 дворов с сотней жителей.
В селе имелась церковно-приходская школа, в которой в 1896 году обучалось 27 человек. В земской народной школе в деревне Чеково в это время насчитывалось 40 учащихся.
Большой престольный праздник отмечался в селе 7 июня в день обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Перед церковью в это время размещалась большая ярмарка. Особенно много было меда. Ребятишки на этот счет придумали свою хитрость. Один из ватаги высоко засучивал рукава, и именно его ребятня в демонстративной потасовке толкала в бочонок с медом. Окунувшись в мед по самые локти, малец, извиняясь, убегал за угол церкви, где уже поджидавшая ребятня начинала облизывать его сладкие руки. Мед в то время был, пожалуй, единственным сладким лакомством.
Беда пришла в 1934 году. Богоборствующие большевики сбросили колокола на землю, при этом большой колокол сразу разбился, под колокольню подвели леса, выбили нижний ярус кирпича, после чего деревянное строение, подпирающее свод колокольни, подожгли. Все это происходило на глазах местных жителей, которые боялись, что высокая колокольня рухнет на близстоящие дома (о величине церкви можно судить по объему гаража, построенного из церковного кирпича, на фото). К счастью, этого не случилось, колокольня упала аккуратно. А вот комбайнера Самарина из Новой Махи (Новопокровское), который руководил разрушением храма, вскоре постигло возмездие. Его комбайн загорелся в поле, вместе с машиной сгорел и сам комбайнер.
Останки храма приспособили под гараж и мастерские машинно-тракторной станции (МТС), позже мелиоративной станции. Однажды сторож МТС в ночь на Пасху воочию услышал неведомое пение «Христос воскресе...», что заставило его ощутить Большой грех за умышленное разрушение церкви и уволиться с работы.
Со временем гараж МТС из церковного материала решили построить в другом месте, и кирпичное строение бывшей церкви разломали тракторами. Поломали и надгробия при церковном погосте. Мелкие осколки кирпича вывезли на подсыпку в дорогу, а из целого церковного кирпича построили новый гараж. Однако и его век был недолгим. В 1992 году техника из села Нармочь была переведена в д.Лесниково. С тех пор бывший гараж МТС стал ненужным. Крыша у него нарушилась, оконные переплеты разобраны, здание в настоящее время бесхозно рушится. Пруды пытались очистить, но повредили запорный слой глины, и сейчас вода в прудах не держится.
Религиозные дала в селе Нармочь поддерживает местная жительница Лидия Ивановна Аксеновна, которую многие называют церковной старостой. Ну а в храмы ездят кто куда: в Золотково, в Заколпье, в Гусь.
На местном кладбище производят захоронения жители деревень Лесниково, Нармочь, Чеково, Починки, Чиур.

Когда мы ехали в Гусь-Хрустальный нас предупредили: "здесь люди не улыбаются, они грустные". Еще бы! С чего бы им быть веселыми? Затерянный в болотах, стоящий на границе сразу трех регионов Гусь-Хрустальный, сам по себе вызывает грусть и печаль. Это классический моно-город, который медленно, но верно умирает. Основанный в XVIII веке, он повидал многое, и сейчас находится в упадке. Изредка сюда заглянет турист, если повезет, даже зарубежный. Местные жители давно делают стойку, как породистый спаниель, при виде автобуса с иноземными номерами. Они принесут сюда лебедей, подсвечники, туфли из хрусталя - Гусь-Хрустального… Как не трудно, понять из названия, в городе производят этот самый хрусталь. Вернее сказать, производили. Огромный завод был остановлен, сейчас там есть несколько частных арендаторов и несколько десятков специалистов, которые работают на государственном предприятии. Большинство старается уехать на заработки во Владимир или в Москву. Город очень грязный, набережная завалена бутылками и прочим мусором, тротуары есть далеко не везде, а те, что еще остались, давно не видели ремонта. Население в городе беспокойное - все довольно быстро передвигаются, и держаться пытаются группами. В центре на рынке - плотный поток народа, у музея, чуть поодаль - нет никого. В городе множество одинаковых домов - их строили для рабочих стекольного завода, так они и стоят, как памятник былому рассвету города. Новостройки здесь редкость, латают старые дома, выглядит это со стороны совсем дико. С мусором особо не парятся - бросают его здесь же, или за ближайшей сарайкой. Но все стараются его как бы не замечать.

01. Нас встречает текстильный завод. Часть окон в нем заложена кирпичом, мы к этому еще вернемся, часть штукатурки облетело… Предприятие, как я понял, сдают под склады…

02. К дому вверх дном мы привыкли, а вот к дому под 45 градусов?

03. Путеводитель по Гусь Хрустальному называет рынок местной достопримечательностью. Как итог: стало у нас дома на две тарелки больше. Могла бы появиться и салатница, но для этого надо карточки начинать принимать…

04. Гусь Хрустальная фишка - заделывать оконные проемы кирпичом. Это явление можно наблюдать повсеместно…

05. Впрочем, есть тут и островки цивилизации

06. Я себе живо представил диалог:
- Лоскутков мне вон тех взвесьте, грамм 400…
- 420 получилось? Нормально? Оставить!
- Оставляйте!
dva_loskutka ,
ты где сырье берешь?

07. Пространство таблички использовано как-то странно, да и саму табличку можно было хрустальной сделать, а не железной…

08. В местном храме закончилась служба, народ вываливает оттуда. Очень много детей. Невероятно много. Никогда столько раньше прихожан с детьми не видел

09. Впрочем, путь к храму не скор - нужно обойти все лужи, которых на пути бесчисленное множество. Может, именно такой квест влечет детей в храм?

10. Местный боевой котик

11. Названия улиц в Гусь Хрустальном вообще заслуживают отдельного поста. Надо будет, кстати, в следующий раз этим заняться…

12. За громкой вывеской скрывается банальный ремонт зонтиков и ключей

13. Типичный Гусь Хрустальный.

14. Типичный Гусь Хрустальный. 2.0.

15. Типичный Гусь Хрустальный SP 2.

16. Почти свежая пресса. Почти, потому что газете 10 дней уже стукнуло…

17. Площадь

18. Краткость - сестра таланта. А то понапишут: "внесение и снятие наличных"…Проще надо быть!

19. Вообще я приготовился снимать памятники гусям, логично предположить, что они должны быть в городе, но видимо, улетели гуси-лебеди на юга… А Ленин, вот остался. Стоит, голосует…

20. Местный променад утопает в грязи

21. Вот тут я не могу не привести цитату из путеводителя: "При высоком уровне культуры, культурно отдохнуть в Гусь-Хрустальном практически негде. Есть единственный развлекательный центр "Алмаз". По этой причине - даже молодежная дискотека по субботам с 6 до 10 вечера пользуется большой популярностью. Здесь есть боулинг, пиццерия и кинотеатр, работает несколько детских аттракционов, фастфуд-кафе "

22. Эта дурость с замками захватывает все новые территории…

23. Заводская проходная. Вообще, мне кажется, Гусь Хрустальный может стать всероссийским центром любителей "Энкаунтера", или "Ночного дозора", и вообще всех подобных квестов с забросами… Дарю идею!

24. Продолжаем разговор о странных улицах…

25. Вообще, если смотреть на карту, гусь Хрустальный чем-то напоминает Нью-Йорк, там тоже одни "стрит" и "авеню"…

26. Основатель города и завода Мальцев. Не путать с prosto_vova

27. Декоративная капуста - основа интерьера городских клумб. Вот, только, на саженцы здесь явно поскупились, и капуста растет редкими кочанами…

28. ЖД вокзал безлюден. Видимо, из-за этого он приторговывает запчастями

29. Вся суть Гусь Хрустального: по хрену, что балкон разваливается, мы его сайдингом обошьем, и ладно! Что не обошьем, то кирпичами заделаем!"

30. С мусором, как я писал, никто не парится, старые деревянные рамы выкидывают недалеко от места работ…

Гусь-Хрустальный

Гусь-Хрустальный – город во Владимирской области. Стоит он на реке Гусь в восточной части Мещерской низменности. Основан в XVII веке. Сначала это было село Гусь, как и река. В середине XVIII века в Гусь-Хрустальном русский купец Аким Мальцев построил фабрику, занимающуюся изготовлением хрусталя, после чего село стало знаменито как центр его производства. Село стали называть то Гусь-Мальцевский, то просто Гусь. Официально оно было больше известно как Гусевская хрустальная фабрика. И только в советское время, в 1926 году, когда был образован Гусевский уезд, село Гусь стало рабочим поселком Гусь-Хрустальный. С 1931 года поселок официально получил статус города. Город до сих пор считается флагманом российской стекольной промышленности. Развита в Гусь-Хрустальном и другая отрасль – текстильная, местность также славится сельскохозяйственной продукцией.

По поводу происхождения названия города есть весьма убедительная версия, согласно которой расшифровка имени города буквально «лежит на поверхности». Так как город стоит на реке Гусь, первая часть его названия явно происходит от наименования реки. Раньше это было село Гусь. Второй же частью своего названия ныне существующий Гусь-Хрустальный, стоящий на месте данного села, обязан тому, что в нем на протяжении нескольких столетий находился центр производства хрусталя в России.

Название же самой речки, на которой стоит город, для восприятия русского человека имеет «птичью этимологию» – можно подумать, что она получила его в честь какого-то гуся. Кто знает, может быть, это действительно так. Вполне вероятно, что слово, давшее наименование реке, связано с каким-то культом птиц у славян, ранее населявших данную местность. Однако не исключено, что это слово вовсе не русского происхождения, а восходит к тюркским или финно-угорским корням.

У местных жителей есть остроумная легенда, говорящая о том, как возникло название города. В ней повествуется, что жена князя Владимира, княгиня, выпустила в эту реку своего любимого гуся и при этом приговаривала: «Гусь ты мой хрустальный, ты плыви, плыви да радуйся! Будешь ты теперь на воле жить, куда пожелаешь – плыть!»

Конфессиональный состав Телефонный код Код автом. номеров Официальный сайт ОКАТО

Гусь-Хруста́льный райо́н (ранее Гусевско́й район ) - муниципальное образование на юге Владимирской области России .

Административный центр - город Гусь-Хрустальный (не входит в состав района).

Географическое положение

Административный район Владимирской области с центром в городе Гусь-Хрустальный расположен в юго-западной ее части и занимает территорию в 4,3 тыс. квадратных километров. Сам город четвертый по величине среди других городов области. Конфигурация границ района имеет достаточно правильные очертания и напоминает яблоко, поэтому протяженность района как с севера на юг, так и с запада на восток имеет примерно одинаковое значение и равна около 80 км. Более точно: по 55гр. 40 мин. с.ш. - 95 км; по 40 гр. 45 мин. в.д. - 75 км. Район расположен в северо-восточной, или Владимирской, части Мещерской низменности, которая в свою очередь является частью огромной системы зандровых равнин Среднерусской полосы, протянувшейся от Полесья на западе до Балахнинской низменности на востоке, которые и создают неповторимые по индивидуальности ландшафты. Район в свою очередь граничит на севере с Собинским районом , на востоке - с Судогодским и Меленковским районами , на юге - с Рязанской областью , а на западе - с Шатурским районом Московской области . Через район проходит одна из важнейших железнодорожных трасс Москва - Казань, играющая большую межрегиональную роль. Через Гусь, из Тумы во Владимир - областной центр проходит одноколейная железная дорога, играющая важную внутриобластную роль. Однако, несмотря на это, и сам город и район занимают невыгодное географическое положение. Это объясняется прежде всего удаленностью от центров и ограничивающими природными факторами: заболоченность, большая лесистость, множество мелких и средних рек, имеющих транзитный характер и препятствующих строительству путей сообщений (несмотря на прямое соседство с Шатурским районом Московской области автомобильных дорог связывающих районы - нет). Даже близость к Москве в данном случае слабо сказывается на населении, так как Мещера как бы создает естественный барьер на путях миграции людей, а поэтому большинство и областных и межрегиональных связей осуществляется через областной центр. Но такое отдаленное положение создало выгодное стратегическое положение, что издревле привлекало сюда людей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что при таком невыгодном положении в самом центре Мещеры возник крупный промышленный центр, обязанный своему появлению не только выгодами стратегического характера, но и сочетанием богатых природных ресурсов: главным образом кварцевых песков, воды и леса.

География

  • Площадь - 4 370 км² (1-е место среди районов области).
  • Основные реки - Гусь , Колпь , Поль , Бужа .
  • Климат - умеренно-континентальный, характерный в целом для центральной России.

Природные ресурсы

Флора района насчитывает 955 видов сосудистых растений . По этому показателю район входит в тройку самых флористически разнообразных районов области. Наиболее изучена флора национального парка «Мещёра».

История

История появления на территории области Гусевского района имеет давние корни. Эта часть нашей страны издавна осваивалась людьми. На стоянках при раскопках обнаружено много свидетельств повседневной жизни наших далеких предков. Так, находки позволили определить, что первобытные люди питались в основном мясом лося и рыбой, но охотились и на оленя, бобра и других зверей, а также на дикую курицу и других обитателей среды, близкой по характеристике к степной зоне. Видно, здесь оканчивалась зона степей Приокской поймы. Каменные орудия (сверло-проколка, наконечники стрел, тесло, полированные топоры), сосуды и ожерелья сохранились со времен неолита (нового каменного века).

В ту пору, когда здесь жили общины оседлых рыбаков, людей озёр, к ним переселились их дальние родичи из северной Белоруссии и с верхнего Днепра . Что заставило их мигрировать? Наверное, давление воинственных, агрессивных соседей-скотоводов. Люди северо-белорусской культуры переселились сюда массово и смешавшись с местными племенами, образовали фактически единый народ… Славяне не были здесь некими оккупантами - это были их исконные земли. И раскопы убедительно доказывают, что пять тысяч лет назад существовал единый народ, осваивавший в том числе и современную Мещеру.

Населенные пункты

Экономика

Объём отгруженных товаров собственного производства по виду обрабатывающие производства (2008 год) - 5,32 млрд руб.

Регион в целом находится в состоянии экономического упадка. Нет стабильного, приносящего доход производства.

Транспорт

Основная автомобильная дорога - региональная трасса Р-73 «Владимир -Рязань », входит в список дорог федерального значения.

Однопутная тепловозная железнодорожная ветка



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций