Храм во имя трех святителей. Церковь трех святителей на кулишках Храм трех святителей на кулишках в контакте

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Фото: Церковь Трех Святителей на Кулишках

Фото и описание

Храм Трех Святителей на Кулишках был построен в той части Белого города, которая в XVI веке стала называться Ивановской горкой – холмом, где был расположен монастырь Рождества Иоанна Предтечи. В XIX веке рядом с храмом была построена Хитровская площадь, поэтому среди прихожан были и богатые купцы, и так называемые «хитрованцы» - постоянные обитатели площади, создавшие ей репутацию места чрезвычайно криминального.

Церковь получила название в честь Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. Согласно истории праздника, который называется Собор Вселенских учителей и отмечается 30 января, эти три святителя в конце XI века явились митрополиту Иоанну с требованием установить общий день их почитания, чтобы прекратить споры между своими последователями.

Первым строением на этом месте была возведенная в XV столетии церковь Флора и Лавра, стоявшая на конном дворе рядом с резиденцией московского князя Василия Первого. Позже к ней была пристроена церковь Трех Святителей, имевшая статус домового храма при владениях московского митрополита, которые также были построены рядом с княжеским дворцом.

В следующем столетии, когда усадьба великого князя была перенесена в село Рубцово-Покровское, церковь Трех Святителей стала приходской. Во второй половине XVII века храм был перестроен на деньги прихожан и стал каменным. В новом двухэтажном здании главный престол нижнего, теплого храма был освящен в честь Трех Святителей, в верхней части разместился престол в честь Живоначальной Троицы. Второй придел нижнего храма был освящен в честь Флора и Лавра. Изменения в облик здания вносились и в последующих столетиях.

Установление советской власти ознаменовалось для этого храма, как и для многих других, изъятием реликвий и ценностей. Была, в частности, утрачена храмовая икона Божьей Матери «Прозрение очес». После закрытия церкви здание было обезображено изнутри и снаружи: были снесены ограда, верхушка колокольни, сброшены главы, внутренний объем был разделен перегородками, сверху был надстроен еще один этаж. До 60-х годов прошлого века бывший храм успел побывать тюрьмой, больницей, коммуналкой, в нем размещались кабинеты учреждений. В 60-е годы Всероссийское общество охраны памятников провело его реставрацию. В конце 80-х годов в здание въехала известная мультипликационная студия «Пилот» и занимала его в течение почти десяти лет.

В настоящее время храм является действующим и обладает статусом объекта культурного наследия Российской Федерации.


Всего 43 фото

Этот пост будет, очевидно, началом целой серии моих постов об очень любопытном и интересном историческом месте Белого города - Кули́шках. Я очень люблю здесь гулять. Этот район Старой Москвы, несмотря некоторую сегодняшнюю его «пустынность» и отсутствие больших количеств беспорядочно снующих человеческих масс, как нельзя лучше подходит для прогулок, размышлений, попыток почувствовать дух Старой Москвы, увидеть в его архитектурных сооружениях зыбкий образ прошлого нашей столицы, потому как именно здесь, как будто, время остановило свой неумолимый бег … Интересных зданий и сооружений в Кулишках уцелело достаточно много и, я постараюсь рассказать о них всех, если это, конечно, реально возможно)

Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы на высоком живописном холме, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке спрятанная в трубу)… Среди вариантов значений слова Кулишки можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки… В настоящее время - это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы. В принципе эти фото сделаны сразу после съемки , поэтому мы можем как бы продолжить эту прогулку прямо по коротенькому Хитровскому переулку и выйти к Церкви Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира, известный в настоящее время как "Храм Святого Владимира в Старых Садех". На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе и была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трехсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских...


В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское, в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. Сложившаяся в то время сеть улиц и переулков сохранилась до настоящего времени. Весь холм был назван «Ивановской горкой» в честь основанного здесь монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи.

На фото ниже (в левой части кадра) как раз и видна часть Хитровской площади. Мы сейчас находимся в Хитровском переулке.
02.

Хитровский переулок, как я уже отмечал, совсем небольшой. Слева - здание поликлиники ФСБ, а когда-то это был доходный дом Церкви Трех Святилей на Кулишках. О нем немного позже.
03.

Так все выглядело здесь примерно в конце XIX века. Слева - флигель усадьбы Лопухиных-Волконских-Кирьяковых. Как мы видим - доходный дом церкви еще не построен.
04.

Из прихожан храма XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати - Шуйские, Акинфовы, Глебовы.
05.

В 1670-1674 гг. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы.
06.

Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами.
07.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный вход с улицы. Здесь находился домовый храм М.И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л.М. и П.Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.
08.

На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков.
09.

Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп...
10.


11.


12.


13.


14.

На фото ниже видно как поднялся уровень мостовой...
15.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х годах церковь перестраивалась. Была разобрана древняя шатровая колокольня на углу и построена новую с запада, сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 холерном году упразднили приходское кладбище.
16.

1812-й год принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Антиминс - это четырехугольная ткань с частицей мощей святого, разворачиваемая на престоле или в алтаре, он является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии и, одновременно, церковным документом разрешающим совершение оной.
17.

Первым вновь освятили в 1813 году придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 года упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери "Прозрение очес".
18.

В 1815 году прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 годах. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах.
19.

В приходе храма жил известный московский архитектор Ф.К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А.Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Церковный староста в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.
20.


21.

В 1858 году по проекту архитектора Д.А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 году крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).
22.

23.

24.

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 годы, а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный , с его ночлежками и притонами.
25.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев".

Это - уютный церковный дворик.
26.

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 года, был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 году. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 года Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом - в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь.
27.

Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило «тюремщикам» под склад и мастерские. В 1927 году администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери "Прозрение очес".
28.

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е годы церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом.
29.

В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку.
30.

Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу.

Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра - святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века "в садех" была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.

В XVI-м веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы. В 1670-1674г. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами.

На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный входе улицы. Здесь находился домовый храм М. И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л. М. и П. Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х годах церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 холерном году упразднили приходское кладбище. 1812-й год принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 году придел Трех Святителей, но из-за малочислен-ности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 года упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери "Прозрение очес".

В 1815 году прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 годах. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах. В приходе храма жил известный московский архитектор Ф. К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А. Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Староста же церковный в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.

В 1858 году по проекту архитектора Д. А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 году крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).

Фото 1881 года из альбома Н.Найдёнова." Москва,Соборы,Монастыри и Церкви."

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 годы, а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.

Хитров рынок в Москве нач. ХХ в.
Из книги "Архитектурные ансамбли Москвы XV- начала ХХ веков."
Москва. Стройиздат. 1997г.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев". Известны имена большинства священнослужителей и псаломщиков Трехсвятительского храма от XVII века до 1920-х годов: это и бесфамильный причт древности, и церковники конца XVIII-XIX веков, биографии которых более или менее известны, и последние клирики храма с длинными послужными списками.

Помяни, Господи, всех служивших во святом храме сем:

иереев

диаконов

псаломщиков

Прокопия

Василия

Тимофея

Тимофея

Бориса

Иоанна

Филимона

Максима Иоанна

Леонтия

Илию

Филиппа

Матфея Сергия

Азария

Симеона

Василия

Василия Сергия

Иакова

Феодора

Василия

Симеона

Филиппа

Феодора

Иоанна

Григория

Андрея

Александра

Гавриила

Иоанна

Иоанна

Димитрия

Димитрия

Сергия

Иоанна

Стефана

Василия

Александра

Феодота

Димитрия

Сергий

Константина

Иоанникия

Василия

Александра

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 года, был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 году. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 года Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 году администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери "Прозрение очес".

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е годы церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом. В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. В 1950-е годы разрушили ограду. В середине 1960-х здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 году здание заняла мультипликационная студия "Пилот".

Фото: В.Нефёдов.

В 1991 году сформировалась православная община во главе с протоиереем Владиславом Свешниковым , желающая вновь открыть храм. 30 июня 1992 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. Но еще четыре года прихожане вымаливали свой храм, одновременно подыскивая мультипликаторам новое пристанище.

И только 6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.

За прошедшие с этого времени годы поруганный храм преобразился , но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор.
В 1997г. в верхнем Троицком храме побелены стены, устроена солея, из ступеней белокаменной лестницы московского дома.
В 1998г. сделан новый пол из керамической плитки.
В 1999г. на колокольню подняты колокола, поставлены филенчатые двери, лестница украшена резным парапетом, возведена ограда.
К 2006г. храм был перекрашен, заменена часть крыши, поставлены резные окна, готовятся к освящению нижние приделы. Заканчивается устройство иконостаса верхнего Троицкого храма (мастерская иконописца А.А. Лавданского), решенного в византийском стиле.
А 2 мая 2003 года была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трёх Святителей Вселенских.

Сохранив память о Флоре и Лавре, настоятель и прихожане хотели бы освятить северный алтарь первого этажа, во имя преподобного Силуана Афонского, которому особенно усердно молились об открытии храма. Община, возрождающая храм Трех Святителей, стала настоящей духовной семьей, объединившейся вокруг настоятеля храма протоиерея Владислава Свешникова . Отец Владислав вместе со многими своими духовными чадами прошел путь длиною в 20 лет, начиная от храмов Тверской губернии и Подмосковья, где он служил в 70-е и 80-е годы. Кандидат богословия, протоиерей В. Свешников преподовал в духовной семинарии и Второй священник храма Трех Святителей на Кулишках, отец Александр Прокопчук , рукоположенный на приход в 1996 году, также преподает в Свято-Тихоновском институте.

Первым старостой возобновлённого храма был иконописец Алексей Белов, казначеем Татьяна Кисис (теперь мать Фаддея, монахиня московского Зачатьевского монастыря), а с 1996 г. по 2005 год старостой храма становится Кирилл Слепян, выпускник МГУ, молодой учёный-математик, вошедший в общину с тех уже давних пор, когда о.Владислав служил в подмосковном селе Пучково Троицкого р-на. В настоящее время старостой храма избран Виктор Ржевский.

Руководит церковным хором известный московский регент Евгений Сергеевич Кустовский. В 1993 году им были созданы Московские регентские курсы , которые с 1996 года действуют уже при нашем храме, и теперь превратились в серьёзное учебное заведение. Е.С.Кустовский - автор и составитель многих сборников обиходного церковного пения. Под его руководством проходят занятия и детского хора храма.

В храме открыта и регулярно работает воскресная школа. Раз в месяц проводятся занятия Школы православной семьи , на которых обсуждаются проблемы семейного воспитания, читается акафист иконе Божией Матери "Воспитание" . Список с иконы "Воспитание" находится в храме. На эти ежемесячные семинары приглашаются священники и православные специалисты, занимающиеся проблемами семьи. Занятия собирают большую аудиторию из разных московских приходов. Храм выпустил несколько сборников семинарских занятий Школы православной семьи с выступлениями о. Дмитрия Смирнова, о. Валериана Кречетова, о. Артемия Владимирова, о. Сергия Правдолюбова, о. Владислава Свешникова и многих других, и их ответами на вопросы слушателей.

Прихожане Трехсвятительской церкви не теряют надежды обрести храмовую святыню - икону Божией Матери "Прозрение очес". В наш храм мы приходим не "стоять" на службе, а жить . И центр этой жизни - Литургия , где мы становимся единым целым, воистину Телом Христовым. Общинная жизнь - это совместная жизнь в таинствах, служение Богу и друг другу. Любое событие в храме - будь то праздничная Литургия, крещение нового члена общины, венчание - становится общим делом всего прихода. Желание никогда не покидать церковь, быть всегда вместе, участвовать всем сердцем и всем сознанием в Евхаристии - такое счастье нам дал Господь.

Храм Трёх Святителей на Кулишках - православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (Хитровский переулок угол Малого Трёхсвятительского переулка). Главный престол нижнего храма освящён в честь вселенских учи?телей и святителей, придел в честь Флора и Лавра; верхний храм - во имя Святой Троицы.

Храм Трёх Святителей расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) - старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.

Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо?вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира, известный в настоящее время как Храм Святого Владимира в Старых Садех. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трехсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.

В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское, в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. Сложившаяся в то время сеть улиц и переулков сохранилась до настоящего времени. Весь холм был назван «Ивановской горкой» в честь основанного здесь монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи.

В 1674 году на средства прихожан был выстроен новый каменный храм. Здание храма сделали двухэтажным, разместив колокольню на углу. На нижнем этаже расположили теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Верхняя неотапливаемая часть храма была освящена в честь Святой Живоначальной Троицы.

Расположение церкви было очень удачным - на вершине Ивановской горки. Фасады храма украсили узорными наличниками и порталами, на верхний этаж вели высокие крыльца, расположенные в ряд апсиды тёплых приделов завершались крытыми лемехом главами.

Впоследствии в }

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций