Гибель умара ибн аль-хаттаба. Покушение на халифа умара и его смерть Когда родился умар ибн аль хаттаб

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

второй халиф

Родился в Мекке . Являлся вторым праведным халифом.

Даты

  • 636 - Битва при Кадисии, разгром персов.
  • 637 - захват Иерусалима.
  • 634-644 - время правления.
  • 636 - Битва при Ярмуке близ Дамаска: разгром византийцев.
  • 644 - убит персидским рабом в Медине .
  • 585 - рождение Умара .
  • 639-641 - завоевание Египта.

Жизнеописание

Умар ибн аль-Хаттаб вначале (вплодь до 6-го года от начала пророчества) был ярым противником ислама и мусульман. Но со временем пересмотрел взгляды на ислам под влиянием своей сестры, которая дала ему прочесть Коран, и изъявил желание встретиться с Мухаммадом . После этого события Умар стал одним из ближайших сподвижников пророка.

После смерти Мухаммада встал вопрос наследования. На место главы общины верующих претендовали 4 верных мусульманина: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб . Уже тогда Умар поступил как умный и дальновидный человек, предотвратив возможность внутренних раздоров. Он, схватил и пожал руку Абу Бакр у, что означало признание его в качестве руководителя. Вслед за Умар ом и остальные пожали руку первому халифу.

Наследником по завещанию Абу Бакр а стал Умар . Став во главе мусульманской общины, он начинает завоевательные походы на Сирию, Египет, Ирак и Персию . При нём произошло значительное расширение государственных территорий и, вместе с тем, распространение ислама на покорённых мусульманами землях. Правителем города становился мусульманин. Но, тем не менее, персидские и византийские обычаи, устои и местный язык сохранялись.

Апогеем его правления стала знаменательная победа над Персидской империей.

Скончался Умар ибн аль-Хаттаб от удара ножом перса Абу Лула Фируза (персидского раба) за неудовлетворение жалобы на куфского наместника. Его смерть вызвала раскол в исламской общине, который так никогда полностью и не был преодолён. При Умар е была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, не только налогами (мусульмане платят закятом, а немусульмане - налогом каждый год на место службы в армии), но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры и оскорбление исламских символов. Запрещалось домогательство в отношении мусульманской женщины, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т. д.

В 637-638 была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилийа) и после принятия ислама - с первого года хиджры (622).

Благодаря Умар у, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи - кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. В частности, были узаконены наказания за пьянство и прелюбодеяние.

На завоеванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсар). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле.

По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть - 38-46 см), а второстепенных - 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путем обмана покупателя».

Умар (Омар I) ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (род. в 585, время правления - 634-644) - второй из «праведных халифов». Он принял ислам в 661, за 4 года до хиджры. Согласно преданию, сначала он был настроен против мусульман, но после того как познакомился с текстом суры «Та ха» (сура 20,Коран), который дала ему его сестра, захотел встретиться с Мухаммадом. После этой встречи он стал одним из самых верных сторонников пророка.

В мединский период Умар прославился своей храбростью, принимал участие в главных битвах мусульман (у колодца Бадр - в 624 и у Холмов (Ухуд) - в 625). Тогда же он стал советником Мухаммада, а со временем и породнился с ним: его дочь Хавса вышла замуж за пророка после того, как ее первый муж погиб в бою.

Все биографы Умара отмечали его бескорыстие и честность. Через его руки в то время проходили большие деньги, но он сам не стремился к обогащению. Мусульманское предание сохранило также многочисленные упоминания о скромности Умара и его благочестии См.: Богоданность Халифата в Исламе и законность правления первых халифов http://www.islam.ru/vera/halifprav.

Халифу Умару принадлежит заслуга в создании административной системы, которая легла в основу управления будущего мусульманского государства. В 641 был создан регистр (диван аль-мукатила), на основе которого члены семьи пророка, его сподвижники и участники мусульманских завоеваний (футух) получали ежегодное пособие. Когда писцы во главе списка написали имя Умара, он сам поставил на первое место Айшу, любимую жену покойного Мухаммада, предложив ей пособие в 12 тысяч дирхем ежегодно Каширина Т.В. История государства и права зарубежных стран. Ч.1.: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook004/book/index/index.html?part-016*page.htm.

При Умаре была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, победителей и побежденных не только размерами налогов, но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры. Запрещалось прикасаться к мусульманской женщине, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т.д. Кроме того, немусульмане должны были «отличаться одеждой» от мусульман; им нельзя было строить жилища выше домов правоверных, пить публично вино, открыто носить кресты, иметь оружие, ездить верхом и т.п. Крашенинникова Н.А История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 2004.с.256

В 637-638 была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилийа) и после принятия ислама - с первого года хиджры (622).

Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи - кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. В частности, были узаконены наказания за пьянство и супружескую измену для женщин Там же.

На завоеванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсар). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле.

По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть - 38-46 см), а второстепенных - 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца легкой прибылью путем обмана покупателя».

Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже 1 и 2 вв. н.э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море. Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.

В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие. На следующий год халиф временно отменил закят (ежегодный налог в пользу бедных) Большаков О.Г. История халифата . т. II (Эпоха великих завоеваний), т. III (Между двух гражданских войн). М., Издательство «Наука»,1998.с.110-111.

Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нем был окончательно признан ритуал хаджа, который стал одним из пяти обязательных принципов веры. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был канонизирован уже после смерти Умара.

Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р.Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман. Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощенная войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636-637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до столицы Армении и разграбили ее.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана еще не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник См.: Мюллер А. История ислама . М., «Астрель», 2004.с.56-60.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерт III, последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу. Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошел до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать ее, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда.

При халифе Умаре мусульманские войска овладели Иерусалимом. Халиф сам отправился в Палестину, чтобы определить размеры захваченных трофеев и назначить жалование воинам. Существует много легенд о пребывании Умара в Иерусалиме, однако все хроникеры рассказывают, что халиф был недоволен поведением военачальников, которые отказались от аскетического образа жизни и встретили халифа в византийских одеждах. По преданию, именно тогда халиф выбрал место для строительства знаменитого храма «Куббат ас-Сахра» (араб. купол скалы) См.: Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее средневековье: Дис... канд. ист. наук. - М., 1966.с.75-78.

Умар пользовался непререкаемым авторитетом у асхабов (первоначально - сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммада воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий. Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил.

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные землиМюллер А. Указ.соч.с.67-69 .

Многие из соратников Умара предлагали разделить землю новых провинций между воинами, но он отказался это сделать, сославшись на то, что земля принадлежит и «тем, кто придет после нас». Он ввел выплату жалования ("ата") и продуктового пайка (ризк) всем воинам. При нем стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную Надирадзе Л.И. Проблемы феодальных отношений в Халифате YII-IX вв. Дис... докт. истор. наук. - М., 1975.с.120.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса - на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Файруз, по прозвищу абу Лула, ударил Умара ножом в живот (до этого Файруз пожаловался халифу на своего хозяина, но Умар не внял его жалобе). Умар скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года.

Десятилетнее правление Умара стало временем победоносного шествия ислама. Одновременно были заложены основы национального и религиозного единства. Историческая традиция не скупится на похвалы в адрес Умара, считая его идеальным правителем, непритязательным в быту, благочестивым мусульманином, справедливым и честным по отношению к подчиненным, беспощадным к врагам ислама Массэ А. Ислам . М., «Наука», 1982.с.140.

После смерти Умара назначенный им совет из шести высокопоставленных мусульман должен был решить вопрос о преемнике. Во время выборов нового халифа победили сторонники рода Бану Умайа, которые жаждали реванша. В ранний период деятельности Мухаммада именно представители этого рода, опасаясь утраты своих позиций в Мекке, преследовали Мухаммада, заставив его перебраться в Медину. Выдвинутый ими претендент на место халифа Усман не обладал созидательной энергией, которая была присуща его предшественнику. Однако избрание другого кандидата - Али - по мнению совета, сулило бурные времена, так как последний был известен своей прямолинейностью и напористостью.

Дети Ибн Умар , Асим ибн Умар [d] , Хафса бинт Умар и Убайдуллах ибн Умар [d]

Абу́ Хафс У́мар ибн аль-Хатта́б аль-Адавий (араб. أبو حفص عمر بن الخطاب العدوي القرشي ‎; (0585 ) , Мекка - 3 ноября , Медина) - второй Праведный халиф ( -), выдающийся государственный деятель. Сподвижник пророка Мухаммада. Известен как Умар ибн аль-Хатта́б аль-Фарук (араб. عمر ابن الخطاب ‎) и Омар I .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Случай из жизни Умара ибн аль-Хаттаба

    ✪ Как Умар ибн аль-Хаттаб принял ислам

    ✪ Случай из жизни УМАРА ИБН АЛЬ ХАТТАБА (РазияЛЛАГЬУ Г!АНГЬУ)

    ✪ Шейх Шо1ип I Умар ибн аль Хаттаб (р.а.)

    Субтитры

Внешность

Умар выделялся среди своих соплеменников высоким ростом - в любом окружении он возвышавшимся над остальными «словно верхом».. Как до принятия ислама , так и после Умар был жёстким и требовательным [ ] . Источники сообщают, что он отличался светлой кожей и красивым лицом, носил длинные усы и красил бороду хной в рыжий цвет [ ] . Походка Умара была быстрой, голос - очень громким. Он был человеком необычайно энергичным, властным и очень вспыльчивым [ ] . По словам Малика ибн Анаса , когда Умара что-то раздражало, «он закручивал свои усы» [ ] .

Титулы

Аль-Фарук

Его полное имя: Абу Хафс Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абд аль-Узза ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб. В день принятия ислама Умаром пророк Мухаммед прозвал его аль-Фарук , что означает «различающий истину от заблуждения» [ ] . Пророку Мухаммеду были ниспосланы аяты, подтверждающие правильность мнения Умара о пленных, взятых при Бадре , по поводу молитвы за стоянкой Ибрахима возле Каабы, о запрете опьяняющих напитков, о ношении хиджаба и по поводу других важных вопросов. Деятельность Умара была высоко оценена Мухаммедом, так что однажды он сказал: «Если бы после меня был пророк, то им был бы Умар ибн аль-Хаттаб» [ ] . В суннитской традиции Умар ибн аль-Хаттаб входит в число десяти обрадованных вестью о рае [ ] .

Амир аль-муминин

Будучи халифом, Умар ибн аль-Хаттаб носил титул амир аль-муминина (араб. أمير المؤمنين ‎ - повелитель правоверных ) [ ] . Этот титул подразумевал не только политическую власть, но духовную власть халифа. По мнению шиитов, до Умара этот титул был дан Али ибн Абу Талибу ещё во время жизни пророка Мухаммеда , и принадлежит только ему .

Семья

У Умара было несколько жён и много детей. Ещё до принятия ислама у него было три жены; когда он узнал о ниспослании аята, указывающего, что не следует жениться на неверных , Умар собрал своих жён и предложил им принять ислам. Все жёны Умара отказались и он всем дал развод. Самый известный из сыновей Умара, Абдуллах , принял ислам на год раньше своего отца и стал впоследствии известным исламским богословом. Других сыновей звали Асим (дедушка Умара ибн Абдул-Азиза), а трое сыновей от разных жён носили одинаковые имена - Абдурахман. У Умара также было две дочери, Хафса и Фатима. После переселения в Медину Умар выдал Хафсу за пророка Мухаммеда. Последней женой Умара стала дочь Али ибн Абу Талиба и Фатимы - Умму Кульсум [ ] .

Ранняя биография

Умар ибн аль-Хаттаб родился приблизительно в 585 году в Мекке . Его отцом был аль-Хаттаб ибн Нуфайль из курайшитского рода аль-Ади, которое исторически выполняло роль посредников в решении конфликтных вопросов между племенами и улаживании разногласий. Сам Умар, будучи одним из влиятельных людей в Мекке, часто приглашался для разрешения различных конфликтов. Его мать звали Хинтама бинт Хашим [ ] . В начале своей жизни он был пастухом, а затем занялся торговлей .

Принятие ислама

Умар обладал суровым характером и до 616 года был ярым противником ислама. Пророк Мухаммад молился, прося: «О, Аллах, укрепи ислам Умаром ибн аль-Хаттабом» [ ] . Однажды он даже решил убить пророка Мухаммада за то, что тот призывал арабов отойти от религии предков и порочил поклонение идолам. По дороге к Мухаммаду он встретил Нуайма ибн Абдуллаха, который рассказал ему о том, что его сестра и зять стали мусульманами. Вернувшись домой, он обнаружил свою сестру с мужем за чтением аятов из суры «Та Ха » и в ярости начал избивать своего зятя. Успокоившись, Умар ознакомился с содержанием Корана и заинтересовался исламом. После этого Умар ибн аль-Хаттаб отправился в дом аль-Аркама , где находился пророк Мухаммад и другие мусульмане, и засвидетельствовал свою веру перед ним .

Жизнь в Мекке после принятия ислама

Умар был решительным и целеустремлённым человеком. Мусульмане Мекки испытывали сопротивление язычников и не могли открыто выражать свою веру, но Умар сразу после принятия ислама отправился к самому жестокому врагу мусульман, Абу Джахлю, и сообщил ему о принятии ислама. После этого Умар сообщил по секрету о своём принятии ислама самому болтливому человеку в Мекке, и новость о поступке Умара тотчас же разлетелась по городу. Благодаря Умару, мусульмане впервые совершили коллективный намаз возле Каабы . Средневековый историк Ибн Хишам в биографии пророка Мухаммада приводит слова Ибн Масуда:

«У нас не было возможности совершать молитву возле Каабы до тех пор, пока Умар не принял Ислам. А приняв Ислам, он противостоял курайшитам, чтобы можно было молиться возле Каабы, и мы совершали молитву вместе с ним» [ ] .

Принятие ислама Умаром благоприятно сказалось на настроениях мусульман. Находясь в Мекке, он неотлучно следовал за пророком Мухаммедом и обеспечивал его защиту .

Умар отличался своим бесстрашием и смелостью. Во время переселения мусульман из Мекки в Медину многие мусульмане уезжали из города втайне, опасаясь провокаций со стороны язычников, однако Умар отказался скрываться и совершил переезд публично, не боясь никого из своих врагов .

Жизнь в Медине

После переселения в Медину Умар ибн аль-Хаттаб стал одним из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда и выдал за него свою дочь . Он активно участвовал во всех важных делах молодого мусульманского государства .

Сражения

Умар ибн аль-Хаттаб принимал участие во всех походах мусульман, самостоятельно возглавив один рейд отряда в 30 человек . Он участвовал в битвах при Бадре , Ухуде , Хандаке , Хайбаре и других сражениях. В сражениях против многобожников он показал невиданные образцы самоотверженности и героизма, заслуженно став одним из лидеров мусульманского государства .

Избрание Абу Бакра

В 632 году, после смерти Мухаммада встал вопрос о том, кто возглавит мусульманскую умму . На место главы общины верующих претендовали Абу Бакр ас-Сиддик и Сад ибн Убада . По инициативе Умара должность халифа была дана Абу Бакру. Во время правления Абу Бакра Умар был его советчиком, удачно дополняя его своей энергией и решимостью. В конце августа 634 года умирающий Абу Бакр рекомендовал Умара ибн аль-Хаттаба в качестве своего преемника. Мусульманская община единодушно присягнула новому халифу .

Халифат

Завоевания

Во время правления Умара мусульманские владения за пределами Аравии стали быстро расширяться. Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р. Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман. Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощённая войной с Персией, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

Ситуация в Персии была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636-637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Персии. Тогда же арабы захватили район Мосула.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Персии ещё не пришло. Впоследствии персы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерд III , последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу . Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошёл до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать её, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществлённое тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего, легенда.

Надо отметить, что Умар отозвал из армии и завоёванных провинций наиболее популярных мусульманских лидеров: Халида ибн Валида и Саада ибн Абу Ваккаса . Дошедшие до нас причины этих отставок выглядят довольно неубедительно и заставляют предположить политические мотивы.

Неоднократно Умар конфисковывал в общественную пользу от половины до двух третей огромных состояний, составленных наместниками провинций. Нам известно о таких санкциях в отношении Халида ибн Валида, Саада ибн Абу Ваккаса, Амра ибн аль-Аса, наместников Бахрейна, Йемена, Мекки и других.

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли. Наместников завоёванных земель халиф Умар назначал сам.

На завоёванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсары). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле. После завоевания Египта, Сирии, Ирака и Персии халифат превратился из мононационального государства в многонациональное с преобладающим иноверческим населением .

Отношения с соратниками

Умар ибн аль-Хаттаб пользовался у сахабов непререкаемым авторитетом. За всё время его правления не зафиксировано ни одного случая неповиновения наместников. Он предоставлял своим соратникам большую свободу действий, а в некоторых случаях даже покрывал их проступки .

Реформы

Государственное управление

Сложившаяся ситуация потребовала от Умара принятия ряда мер по организации административно-фискального аппарата и принципов распределения огромных доходов. Важнейшей из них была выплата жалованья (ата ) и продуктового пайка (ризк ) всем асхабам вместо раздела завоеванных земель. Окончательно оформить эту систему удалось только в 640 году. Одновременно с этим были установлены размеры хараджа и джизьи . При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную. После завоевания Египта в Мекку и Медину стала поступать оттуда пшеница . Это сыграло особенно важную роль во время голода, обрушившегося в 639 г. на Палестину, Сирию и Ирак.

Благодаря Умару были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи - кади, которые на основе Корана (шариата) разрешали конфликты и споры.

В апреле 637 года халиф Умар ввёл новую систему летоисчисления . Новая эра начиналась с года переселения (хиджра) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

По предложению халифа, городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть - 38-46 см), а второстепенных - 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путём обмана покупателя».

Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже I-II вв. н. э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море . Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.

Религия

При халифе Умаре был окончательно признан ритуал хаджа . Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был собран уже после смерти Умара.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса - на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

Оценка деятельности

Незаурядные личные качества Умара, его талант и умелое управление государством привели к великим успехам арабского халифата. Победы в битвах при Ярмуке , Кадисии , Нехавенде позволили разгромить таких грозных соперников, как Византия и Персия.

Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил. Он был жёстким, но справедливым правителем.

Умар сыграл исключительную роль в деле распространения ислама. Благодаря его завоеваниям, население обширных территорий от Персии до Северной Африки ознакомилось с исламом и мусульманами. Спустя некоторое время многие из этих народов примут ислам .

Умар также был толкователем Корана , знатоком хадисов и мусульманского права (фикха) .

Суннитская историческая традиция высоко оценивает деятельность Умара, представляя его идеальным правителем. Сунниты представляют его благочестивым аскетом, справедливым к мусульманам и беспощадным к врагам .

Шиитская традиция представляет Умара, как и трёх других праведных халифов, узурпатором . Согласно шиитским источникам, пророк Мухаммед хотел видеть халифом своего двоюродного брата Али ибн Абу Талиба, но в ходе переворота власть сначала досталась Абу Бакру, а затем Умару и Усману.

Смерть

В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Фируз, по прозвищу Абу Лула, нанес Умару шесть тяжелых ножевых ранений.

По другой версии, причиной была решительная политика Умара в отношении Персии, которая была полностью разгромлена армиями арабского халифата. Когда Умару сказали, что ранения нанёс огнепоклонник Абу Лула, Умар сказал: «Хвала Аллаху, который сделал мою смерть не от рук человека, исповедующего ислам!». После этого Абдуррахман ибн Ауф быстро закончил утреннюю молитву, а истекающего кровью Умара перенесли в его дом [ ] . Умар скончался через три дня, 7 ноября 644 года. Умирая, он назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года . На совете (шура) из шести старейших сподвижников Мухаммада, в составе: Усмана ибн Аффана ,

Умар ибн аль-Хаттаб - второй халиф (с 634). Родился в Мекке. Являлся вторым праведным халифом.

Знакомство с Пророком

Умар ибн аль-Хаттаб вначале был ярым противником ислама и мусульман. Но со временем пересмотрел взгляды на ислам под влиянием своей сестры, которая дала ему прочесть Коран, и изъявил желание встретиться с Мухаммадом. После этого события Умар стал одним из ближайших сподвижников пророка.

После смерти Мухаммада встал вопрос наследования. На место главы общины верующих претендовали 4 верных мусульманина: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб.

Уже тогда Умар поступил как умный и дальновидный человек, предотвратив возможность внутренних раздоров. Он, схватил и пожал руку Абу Бакру, что означало признание его в качестве руководителя. Вслед за Умаром и остальные пожали руку первому халифу.

Наследником по завещанию Абу Бакра стал Умар.

Халиф

Став во главе мусульманской общины, он начинает завоевательные походы на Сирию, Египет, Ирак и Персию. При нём произошло значительное расширение государственных территорий и, вместе с тем, распространение ислама на покорённых мусульманами землях. Правителем завоёванного города становился мусульманин, но персидские и византийские обычаи, устои и местный язык сохранялись.

Апогеем его правления стала знаменательная победа над Персидской империей.

Завоевательные походы

Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 г. пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 г. после 6-месячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р. Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман.

Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощённая войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636-637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до столицы Армении и разграбили её.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана ещё не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерд III, последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 г. арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу. Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошёл до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 г. в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать её, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда.

Взятие Иерусалима

При халифе Умаре мусульманские войска после 4-месячной осады овладели Иерусалимом.

Умар лично получил ключи от города из рук греческого православного и сказал: «Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены».

Софроний, по просьбе халифа, показал ему местонахождения . Затем Умар спросил Софрония о том, где находится та самая гора, откуда Мухаммад вознесся на небо к Аллаху. Софроний привел Умара на эту гору и рассказал о её истории. Халиф упал на колени, расчистив груды мусора, и помолился.

Реформы

При Умаре была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, не только налогами (мусульмане платят закятом, а немусульмане - налогом каждый год на место службы в армии), но и целым перечнем запретов.

Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры и оскорбление исламских символов. Запрещалось домогательство в отношении мусульманской женщины, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т. д.

В 637-638 гг. была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилийа) и после принятия ислама - с первого года хиджры (622).

Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи - кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. В частности, были узаконены наказания за пьянство и прелюбодеяние.

По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть - 38-46 см), а второстепенных - 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путем обмана покупателя».

В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие. На следующий год халиф временно отменил закят.

Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нём был окончательно признан ритуал хаджа, который стал одним из пяти обязательных принципов веры. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был канонизирован уже после смерти Умара.

Государство

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли.

Многие из соратников Умара предлагали разделить землю новых провинций между воинами, но он отказался это сделать, сославшись на то, что земля принадлежит и «тем, кто придет после нас». Он ввел выплату жалования («ата») и продуктового пайка (ризк) всем воинам. При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса - на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры.

Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

Умар пользовался непререкаемым авторитетом у асхабов (первоначально - сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммада воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий.

Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил.

Смерть

В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Фируз, по прозвищу Абу Лула, ударил Умара ножом в живот (до этого Фируз пожаловался халифу на своего хозяина, но Умар не внял его жалобе).

Умар скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года.

После смерти Умара назначенный им совет из шести высокопоставленных мусульман должен был решить вопрос о преемнике. Во время выборов нового халифа победили сторонники рода Бану Умайа, которые жаждали реванша. В ранний период деятельности Мухаммада именно представители этого рода, опасаясь утраты своих позиций в Мекке, преследовали Мухаммада, заставив его перебраться в Медину.

Выдвинутый ими претендент на место халифа Усман не обладал созидательной энергией, которая была присуща его предшественнику. Однако избрание другого кандидата - Али - по мнению совета, сулило бурные времена, так как последний был известен своей прямолинейностью и напористостью.

Исламские завоевания при праведных халифах. I - территория, контролируемая исламской политией на момент смерти Мухаммада; II - завоевания при Абу Бакре; III - завоевания при Умаре; IV - завоевания при Усмане

Умар ибн аль-Хаттаб , Омар ибн Хаттаб (араб. عمر ابن الخطاب ‎‎ - `Umar ibn al-Khattāb ) ( -3 ноября ) - второй халиф (с ).Полное имя Умар ибн Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абдулузза ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб

Даты

  • - рождение Умара.
  • - - время правления.
  • - Битва при Ярмуке близ Дамаска : разгром византийцев.
  • - Битва при Кадисии , разгром персов.
  • - убит персидским рабом в Медине.

Жизнеописание

Умар ибн аль-Хаттаб вначале (вплоть до 6-го года от начала пророчества) был ярым противником ислама и мусульман. Но со временем пересмотрел взгляды на ислам под влиянием своей сестры, которая дала ему прочесть Коран , и изъявил желание встретиться с Мухаммедом . После этого события Умар стал одним из ближайших сподвижников пророка.

После смерти Мухаммада встал вопрос о том, кто возглавит мусульманскую умму.. На место главы общины верующих претендовали 4 верных мусульманина: Абу Бакр ас-Сиддик , Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб . Уже тогда Умар поступил как умный и дальновидный человек, предотвратив возможность внутренних раздоров. Он, схватил и пожал руку Абу Бакру, что означало признание его в качестве руководителя. Вслед за Умаром и остальные пожали руку первому халифу .

После смерти Абу Бакра умму возглавил Умар ибн Аль-Хаттаб став третьим халифом после пророка Мухаммада и Абу Бакра ибн Кухафа. Став во главе мусульманской общины, он начинает завоевательные походы на Сирию, Египет, Ирак и Персию. При нём произошло значительное расширение государственных территорий и, вместе с тем, распространение ислама на заваёванных мусульманами землях. Правителем заваёванного города становился наместник халифа. Но, тем не менее, персидские и византийские обычаи, устои и местный язык сохранялись.

При Умаре была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, не только налогами (мусульмане платят закятом , а немусульмане - налогом каждый год (Джизья)), но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры и оскорбление исламских символов. Запрещалось домогательство в отношении мусульманской женщины, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т. д.

В 637-638 была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилия) и после принятия ислама - с первого года хиджры (622).

Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи - кади, которые на основе Корана (шариата) разрешали конфликты и споры.

На завоеванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсар). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле.

По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть - 38-46 см), а второстепенных - 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путем обмана покупателя».

Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже 1 и 2 вв. н. э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море . Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.

В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие.

Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нём был окончательно признан ритуал хаджа . Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был собран уже после смерти Умара.

Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р. Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман. Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощённая войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636-637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до Азербайджанского ханства, города Эривань (ныне Ереван). По некоторым источникам, завоевание Азербайджанского ханства оказалась сложнее всего.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана ещё не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерд III , последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу . Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошёл до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать её, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда и является неправдой.

При халифе Умаре мусульманские войска овладели Иерусалимом. После битвы у реки Ярмук в военном лагере Аль-Джабия на Голанских высотах византийцы уступили арабам Иерусалим . Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб вошёл в город один, при этом одетый в простой плащ. Местное население было изумлено такому виду их завоевателя - оно было приучено к пышным и роскошным нарядам византийских и персидских правителей. Умар лично получил ключи от города из рук греческого православного патриарха Софрония и сказал,: «Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены». Софроний, по просьбе халифа, показал ему местонахождения храма Гроба Господня , где благочестивый мусульманский правитель помолился за пророка. Затем мудрый Умар спросил Софрония о том, где находится та самая гора, откуда Мухаммад вознесся на небо к Аллаху. Софроний не хотел сразу показывать то место, на котором раньше стояли величественные Иерусалимские храмы (первый и второй), а ныне находилась мусорная свалка. После долгого упорства патриарх привел Умара на эту гору и рассказал о её истории. Халиф упал на колени, расчистив груды мусора, и вновь помолился. И тут спросил он Софрония о том, где находился тот самый храм. Патриарх решил обмануть Умара и сказал, что в северной части горы. Но рассудительный халиф не поверил словам Софрония, и приказал поставить мечеть в южной части горы, где она по сей день и находится.

«Когда Иерусалим был завоёван арабами, халиф Омар первым делом восстановил „Храм Господень“. С помощью своих главных военачальников предводитель правоверных совершил благочестивые деяния: он расчистил землю собственными руками и наметил основания величественной мечети, чей темный и высокий купол венчает вершину горы Мориа.»

Умар пользовался непререкаемым авторитетом у сахабов (первоначально - сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммеда воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий. Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил. Он был жёстким правителем, но справедливым.

Надо отметить, что Умар отозвал из армии и завоеванных провинций наиболее популярных мусульманских лидеров: Халида ибн Валида и Саада ибн Абу Ваккаса . Дошедшие до нас причины этих отставок выглядят довольно неубедительно и заставляют предположить политические мотивы.

Неоднократно Умар конфисковывал в общественную пользу от половины до двух третей огромных состояний составленных наместниками провинций. Нам известно о таких санкциях в отношении Халида ибн Валида, Саада ибн Абу Ваккаса, Амра ибн аль-Аса, наместников Бахрейна, Йемена, Мекки и других.

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли.

Многие из соратников Умара предлагали разделить землю новых провинций между воинами, но он отказался это сделать, сославшись на то, что земля принадлежит и «тем, кто придет после нас». Он ввел выплату жалования («ата») и продуктового пайка (ризк) всем воинам. При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса - на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций