Филимоновские узоры. Удивительный древнерусский промысел - филимоновская игрушка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Яркая и самобытная филимоновская игрушка всегда привлекает внимание. Она представляет собой прекрасный сувенир, который к тому же несет в себе определенный смысл и является своеобразным оберегом для дома и семьи. Эти фигурки делаются настоящими мастерами своего дела, строго соблюдающими старинные традиции этого ремесла. Шаблоны для рисования филимоновской игрушки можно в большом количестве найти в интернете.

По разным версиям, филимоновская роспись ведет свое начало либо из XIX века, либо ее возраст куда древнее - еще из эпохи палеолита. Согласно первому варианту, в маленькой деревеньке возле городка Одоев Тульской области поселился беглый каторжник Филимон, который был не только большим мастером гончарного дела, но и отличным умельцем, изготавливавшим глиняные игрушки. Именно он стал первопроходцем в сфере расписывания глиняных игрушек .

Безусловно, его вклад в развитие искусства 19-го и последующих веков просто неоценим. И все это благодаря огромным залежам качественной синей глины. Собственно, в честь талантливого гончара населенный пункт получил название Филимоново. А практически все жители деревни с тех пор занялись народным промыслом, изготавливая красивые народные игрушки.

Вторую версию истории возникновения филимоновской игрушки подтверждают свидетельства ученых, которые нашли в одоевских местах черепки гончарных изделий, относящиеся к IX-XI вв. екам. Об этом говорят знаки и рисунки на обломках - именно такими расписаны старинные и современные игрушки из Филимоново. Также в поддержку это версии событий говорят и сюжеты: домашние животные, птицы, женщины с младенцами на руках, а также элементы - ромбы, полосы, звезды, круги. Все это было характерным для дохристианских времен.

Секреты и традиции филимоновских узоров передавались у мастеров из поколения в поколение. Расписные игрушки пережили разные периоды жизни народа: войны, голод. Лепить их начинали поздней осенью, затем предстояла сушка на русской печи, а в феврале и марте наступало лучшее время для обжига. Температура для этого должна быть примерно 950 градусов .

В старину люди выкапывали в поле большую яму, обкладывали ее кирпичами, не забывая делать и специальные подставки, на которые выставлялась посуда. Поджигали солому, выложенную по всей посуде, а после того, как солома сгорит, ждали остывания глиняных поделок и забирали их домой.

Интересно, что глина, до сушки имевшая невзрачный серый оттенок, после обжига превращалась в белую, весьма подходящую для раскрашивания. Время Великого поста знаменовалось одним из самых увлекательных этапов - росписью. Продавать свои произведения мастера могли на пасхальных ярмарках. Для многих это был один из основных видов заработка.

К началу XX века искусство чуть было не исчезло совсем - игрушек стало производиться крайне мало. Осталось всего три мастерицы, занимавшиеся филимоновской росписью. Но постепенно ремесло стало снова набирать обороты, и пик его популярности пришелся на послевоенные годы. Правительство в 60-е годы разрабатывало программы поощрения народных промыслов. Работали даже целые цеха и артели по производству игрушки .

Но, хотя игрушки и получили широкое распространение и выглядели неплохо, качественно ухудшилось.

Персонажи глиняных игрушек

Филимоновские фигурки делаются не в виде любых персонажей. Количество образов ограничено определенным кругом. Хотя от этого игрушка ничего не проигрывает - разноцветные фигурки поднимают настроение и, помимо этого, несут свою основную функцию.

Филимоновские свистульки обычно выполняются в виде:

Сначала это был стандартный набор образов, которые воплощались в игрушках. Более поздними считаются еще несколько символических фигур:

  • любота (барыня, танцующая с солдатом);
  • солдат, держащий курицу (символизировал Ивана из сказки, поймавшего Жар-птицу);
  • солдат с лошадью, обозначавший обычную деревенскую жизнь;
  • чаепитие. Этот образ вошел в моду, когда в Туле начали изготавливать самовары.

Отличительные черты

Игрушки из Филимоново - это всегда свистульки. Так как их основным предназначением являлась защита людей от злых духов, то считалось, что отпугнуть их можно свистом. Отверстие для свистка хитрым образом делалось в хвостах животных или птиц. А если речь шла о каком-либо человеческом персонаже, то ему, как правило, в руки «давали» птицу.

Своеобразие игрушек заключалось еще и в отсутствии большого количества деталей. Для фигурок не было каких-то специальных шаблонов - они делались так, как видел их мастер. Но при этом все животные имеют стандартно вытянутое туловище. Порой отличить лошадь от барана или быка помогают лишь рога соответствующей формы.

Специальный орнамент

Узоры, которые применялись для росписи игрушек, появились из язычества. Каждый из них содержит духовную силу, защищающую человека от всего плохого в жизни. Считается, что роспись свистульки уникальна, так как орнамент каждый раз меняется. На фигурках из Филимоново обязательно присутствуют следующие узоры:

  • круг - обозначает солнце;
  • зигзаг - вода;
  • треугольник - символизирует землю;
  • росточки и елочки - знаки жизни.

Цветовая палитра игрушек тоже имеет свою специфику: каждый оттенок имеет свой смысл. В росписи применяют три основных оттенка - зеленый, малиновый и желтый. В редких случаях использовали еще фиолетовую и синюю краски. Одежду у людей, в основном, раскрашивали так: однотонная рубаха с узорами по рукавам, воротнику и поясу, а штаны у мужчин и пышная юбка у дам разрисовывались ярко и даже пестро. На лице только намечали рот и глаза.

Для раскраски животных существовал специальный стандарт: тело и шею его нужно было раскрашивать поперек, а для морды брали красный или зеленый цвет. Для раскрашивания нужны не привычные кисточки, а изготовленные из куриных, утиных или гусиных перьев.

Считается, что выполненные пером узоры получаются более яркими и аккуратными, тогда как обычная кисть может оставить ворсинки на глине.

Процесс росписи

Нужно помнить, что очередной слой на свистульку наносится только после того, как полностью высох предыдущий. Обычно расписывать начинают с желтого цвета, затем делают узоры малиновым, а уже потом завершают все зеленым цветом. Часть фигурки, где человек будет прикасаться губами, должна оставаться незакрашенной. Смешивать цвета не принято. Кисточка из куриного пера обмакивается в анилиновые краски, предварительно растертые на содержимом яйца.

Особенно таким игрушкам радуются дети. Причем больше всего их занимает процесс создания свистульки. В процессе освоения изготовления филимоновской игрушки по мастер-классу малыши не только формируют цветовое восприятие, развивают мелкую моторику, но и усваивают много новой информации о промыслах, которыми занимались наши предки.

Занятия с детьми

Филимоновская роспись в детском саду - одно из любимейших занятий. Малыши испытывают невероятный восторг, создавая глиняные фигурки под руководством воспитателей, а потом расписывая их. Иногда, если процесс лепки проблематичен, то можно заменить его раскрашиванием. Для этого нужно только обзавестись специальными заготовками.

Ведь дети также очень любят не только лепить, но и работать с шаблонами для раскрашивания филимоновской игрушки. Для этого нужно вспомнить узоры, применяемые в филимоновской росписи. Обведенную по контуру игрушку можно просто раскрасить, а впоследствии ее можно вырезать и сделать аппликацией. Только для аппликации нужно использовать более плотную, чем обычная, бумагу, так как намокнув в процессе раскрашивания, тонкая бумага может попросту раскиснуть или деформироваться.

Петух считается одним из самых простых шаблонов-раскрасок филимоновской игрушки. «Конкуренцию» ему по популярности составляет разве что лошадка.

Разрисовывая их, ребенок совершенствует свою фантазию и отлично воспринимает «параллельную» информацию - чтение стихов или художественной литературы, попутно он учится поэтапно рисовать элементарные геометрические фигуры.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Воспитательная: воспитать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

Обучающая: научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в росписи.

Развивающая: научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.

1. Закрепить знания и приемы лепки филимоновской игрушки.
2. Научить правильно, передавать особенности промысла через любой образ, используя символику солярных знаков при росписи игрушки;
3. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.
4. Научить совместной работе в коллективе, взаимопомощи.

Оборудование

а) для педагогов: образцы изделий, набор шаблонов, выставка детских работ, пособие по росписи и лепки филимоновской игрушки, схема анализа символики, вспомогательный материал для показа работ.
б) для воспитанников: краски, кисти, перышко, банка с водой, тетрадь или альбом, тряпка, палитра.

Ход занятия

1. Оргмомент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Определение команд. Конкурс ”Название команды”.
4. Повторение пройденного материала.
5. Конкурс “Образы глиняной игрушки”.
6. Конкурс “Техника лепки филимоновской игрушки”.
7. Объяснение нового материала: “Приемы и особенности филимоновской игрушки”
8. Конкурс “Значение старинной символики”.
9. Конкурс “Магический узор”. Практическая работа по росписи.
10. Конкурс “Аукцион сюжетов”.
11. Подведение итогов.
12. Обобщение пройденного материала на занятии.
13. Задание на дом

Методические приемы

1. Беседа по пройденному материалу.
2. Демонстрация образцов и иллюстраций.
3. Рассказ учителя.
4. Постановка проблемы и поиск решения.
5. Объяснение, пояснение, индивидуальная работа.
6. Игровые моменты (конкурсы, викторина).
7. Самоанализ, выявление недостатков.
8. Метод поощрения (объявление команды победителя, отбор лучших работ).

1 Оргмомент

2 Сообщение темы

Учитель. Ребята, вы уже, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь? Да, сегодня мы будем продолжать говорить о филимоновской игрушке и промысле. Наше занятие называется “Филимоновская игрушка: образы, сюжеты, роспись”. Сегодня наше занятие пройдет в виде конкурса. Оценивать выполнение ваших заданий будет компетентное жюри (представление жюри – приглашенные на занятие учителя).

3 Конкурс “Определение команд”

Учитель. Вы разделитесь на две команды. Каждой команде необходимо выбрать капитана и определить название. А название нужно сложить из букв, которые находятся в конвертах. Итак, наш веселый конкурс объявляется открытым (ребятам даются на выбор конверты, 3 минуты на составление из букв названий команд, справившиеся с заданием поднимают руку.). Теперь у нас образовались команды с названиями “Малинка”, ”Лимонка”.

4 Повторение пройденного материала

Учитель. Сейчас мы послушаем краткую справку о возникновении промысла Филимонова (рассказ учащегося).

Учащийся. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

Учитель : Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.

5 Конкурс “Образы глиняной игрушки” (коллективный).

Учитель. Сейчас каждая команда возьмет по карточке (рисунок 1), где изображены образы глиняной игрушки. Вы должны подумать и рассказать, что же символизирует каждый образ в жизни древних славян. Эти образы – воплощение языческих верований, которые таят мифологию жизни в древних дохристианских формах славянского культа. (Вспомним их).

1-ая команда. Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

2-ая команда. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.(Жюри оценивает конкурс.)

Учитель. Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

6 Конкурс “ Техника лепки филимоновкой игрушки” (коллективная)

Учитель . Каждая команда получает лист с заданием. В течение нескольких минут надо написать и объяснить последовательность лепки (женской фигуры). Потом по схеме (рисунок 2) проверим правильность работы учащегося.

1-ая команды. Изображение людей примитивны и монолитны в филимоновском промысле. Неширокая юбка – колокол в узкую талию, узкие плечи, руки, голова, составляют одно целое с шеей, переходящей в шляпку с козырьком. Вытянутые плоские фигурки с небольшой головой на непомерно длинной шее, тонкие длинные руки – таков характерный облик филимоновской женской фигуры. Лепится игрушка в такой последовательности:

  1. Скатаем между ладонями шар, наденем его на указательный палец (открываем на планшете первый пункт и проверяем).
  2. Затем шар вытягиваем и начинаем расширять углубление, сделанное указательным пальцем.
  3. Сплющивая между большим и указательными пальцами стенки юбки – колокола, постепенно добиваемся того, чтобы толщина их у края была примерно 5-6 мм.
  4. Теперь заготовку ставим на дощечку и приступаем к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах.
  5. Вслед за этим намечаем головной убор и приступаем к лепке рук. Их “вытягивают” из кома глины, находящегося в средней части фигуры.
  6. На следующей стадии лепки поле шляпки слегка прижимаем с двух сторон, а сверху прикрепляем так называемую тулью – цилиндрическую часть шляпки.
  7. (Такие шляпки, тулья которых едва прикрывали пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века.).

  8. Теперь на некоторое время фигурку “барынь” отставляем в сторону и принимаемся лепить птичку или “курицу” (как называли мастера).
  9. Когда слепили “курицу”, закрепляем в руках барыни и хорошо разглаживаем.

2 -ая команда (объясняет технику лепки животного, рисунок 3). (Жюри, оценивает конкурс).

7 Объяснение нового материала.

Учитель. Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

  • сначала накладывают желтые полосы и пятна;
  • потом их обводят красным;
  • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным (рисунок 4)

В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии (рисунок 5).

8 Конкурс “Значение стариной символики

Давайте вспомним древние символы. Каждой команде предлагается по одной карточке, где перепутаны символы. Надо найти ошибки и исправить. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу. Каждая команда объясняет ошибки.

Ученик 1-ой команды. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. (Изображение солнце на карточке под номерами 1,3,5, на карточке под номером 2 изображена земля, под номером 4 – вода.)

Ученик 2-ой. команды. Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями. (Изображение воды на карточке под номером 1,4,5) На карточке под номером 2 изображены побеги, засеянные в землю. Под номером 3 – засеянное поле (рисунок 6).

Учитель . Правильно. Молодцы, все хорошо справились с заданием. Мы вспомнили символы, которые нам пригодятся в дальнейшей работе над росписью. В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи (показ образцов) Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

9 Конкурс “магический узор” (индивидуальный)

Практическое задание на роспись (рисунок 7, 8).

Учитель. Возьмем по игрушке, слепленной на предыдущем уроке, и попытаемся, как филимоновские мастера, раскрасить игрушку куриным перышком. Смотрим на плакат с элементами росписи (схема 4–5) и на иллюстрации игрушки. Роспись будет строиться по традиционной схеме (показ росписи на шаблоне). Дети украшают силуэт филимоновской барышни по своему усмотрению: можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать наряд. Каждая команда выставляет свои работы для оценки жюри и рассказывает о своем образе. Лучшие работы отбираются в методический фонд.

10 Конкурс “Аукцион сюжетов” (коллективный)

Каждая команда по очереди называет сюжет филимоновской игрушки. Кто назвал больше, тот выигрывает.

Ученик 1-ой команды. Барышня, всадник, петух, свинья, доярка, олень.

Ученик 2-ой команды. Солдат, козел, медведь, лошадь, солдат с птицей, барышня.

11 Подведение итогов

Жюри подводит итоги конкурса и награждает победителя (грамотой лучшего мастера).

12 Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

  1. Где возник промысел филимоновской игрушки?
  2. Почему игрушка называется филимоновской?
  3. Особенности филимоновской игрушки?
  4. Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
  5. Как ласково филимоновцы называют свои цвета?
  6. Какие символы встречаются в филимоновской игрушки?
  7. Ход росписи в филимоновской игрушке.

Учитель . Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались.

Сегодня на занятии мы попытались по новому взглянуть на народное декоративно- прикладное искусство, понять смысл филимоновских узоров и орнаментов. Научились правильно расписывать филимоновскую игрушку и самостоятельно оценивать свою и чужую работы, анализировать ошибки и достижения.

13 Задание на дом

Дома в альбоме разработать узор для филимоновского всадника.

Литература

  1. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. М.: “Детская литература” ,1977.
  2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. “Просвещение”, 1968.
  3. Федотов
  4. Фролова Е.Н., Чистый источник. М.: “Мол. Гвардия”, 1990.
  5. Юный Художник №3-4 /1992. “Филимоновская игрушка” О.Яковлева.

Здравствуйте, дорогие друзья.

Не знаю, как вы, а я люблю народные промыслы. Не важно, что это: шитье тряпичных кукол, резьба или роспись по дереву, плетение из бересты и так далее. Есть в них что-то такое душевное, теплое, родное, если хотите.

В общем, я тут подумала-подумала, и решила разукрасить сегодняшний день позитивом - Филимоновской игрушкой. А что? Промысел древний, интересный, яркий и звонкий. К тому же, о Тульской области давненько ничего кроме анонсов не писала. Так что в этой статье мы с вами заглянем в прошлое, вспомним, откуда к нам эти забавные фигурки пришли, и поговорим об их, скажем так, каноничности и символичности. Это я к тому, что в Филимоновской игрушке все имеет свое значение, и цвета, и каждая черточка со своим смыслом.

Филимоновская игрушка: история

Этому древнему прикладному художественному ремеслу примерно лет 700 по одним данным, и приблизительно 1000 по другим. Как ни крути, и так и эдак – немало. Он зародился в Одоевском районе (в прошлом Белевский уезд Тульской губернии), в деревне Филимоново (отсюда и такое название, в общем-то).

Кстати, о названии - есть легенда, которая гласит, что деревня, была так названа в честь некого деда Филимона. Он был каторжником (беглым), а так же игрушечником и гончаром. Так вот, на протяжении многих лет в этой деревне изготовляли глиняную посуду и прочую кухонную утварь, игрушки, печные трубы и так далее.

Специалисты считают, что искусство лепки и росписи филимоновской игрушки начало зарождаться еще во времена верхнего палеолита. Этому есть археологические подтверждения: при раскопках в Жемчужниковском и Снедковском курганах и городищах под Одоевом были обнаружены глиняные черепки. По данным археологов эти находки относятся к IX – XI векам. Так вот, на них уже были нанесены знаки и символы, которые сегодня мы видим на филимоновской игрушке.

Лепить такие свистульки - дело несложное, поэтому раньше им занимались, преимущественно, женщины. Девочек начинали обучать этому искусству уже лет с семи, и их называли «свистульки».

В ХХ веке мы чуть было не потеряли этот древнейший промысел навсегда. В 20-х годах он начал умирать, а все из-за того, что торговать филимоновской игрушкой запретили, а без торговли, сами понимаете, какой тут промысел - мастерам тоже надо на что-то жить. Осталось совсем немного мастериц, которые не бросали своего ремесла в ту пору.

Подъем производства начался лишь в 1950-е годы, благодаря вниманию общества к народному искусству. Но настоящее возрождение древнерусских традиций пришлось на середину 80-х годов ХХ века.

Сейчас среди мастеров, создающих эти потешки немало мужчин, а сам промысел широко известен и за пределами Тульского края. А все благодаря стараниям неравнодушных людей.

Техника изготовления

От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину - синику.

Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);

После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.

Технология заготовки синики

  1. Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
  2. После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
  3. Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
  4. Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
  5. Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек. Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.

Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.

Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло - цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.

Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено - традиционно их три.

    Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.

    На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».

    Последний этап - «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.

Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.

Сюжеты игрушек весьма различны: их, в общей сложности, насчитывают более пяти десятков (традиционно эти свистульки изображают животных и людей: барыни, их кавалеры, медведи, бараны, петухи). Но, выработанные многими поколениями народных мастеров, особенности неизменны.

Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя - уши, и тому подобное.

В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.

Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила - языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.

Каждый рисунок на этой потешке - символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» - это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.

Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом:

    Барыня – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.

    Медведь – один из самых почитаемых в славянстве символов - это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком - защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.

    Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.

    Конь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.

    Всадник на коне – это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.

    Корова – благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.

    Волк – как ни странно, любовь и добро.

    Петух – это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух - вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи - обозначали плодородие.

    Утка - женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.

    Собака – верный друг и помощник.

    Птица – это свет и счастье, посредник между мирами.

Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

    животные;

  • композиции из нескольких фигур;

Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло. Со временем филимоновские сюжеты начали пополнятся и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.

Единственное что - современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 см. в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.

Почти все филимоновские игрушки, по сути своей - свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб вместе с покойным.

Можете послушать, как «поет» филимоновская свистулька в умелых руках.

Фото - картинки

Для вашего вдохновения я выбрала несколько фотографий игрушек. Там можно подсмотреть рисунок, специфику, да и просто - это интересно.

Музей филимоновской игрушки

В сердце России, неподалёку от города под названием Одоев, находящегося в Тульской области, расположена деревня Филимоново. Согласно преданиям и легендам, ещё во времена Ивана Грозного именно здесь появилось гончарное ремесло. Во владениях князя Воротынского появился гончар - Филимон. Считается, что он смог обнаружить в этих местах залежи очень качественной глины. Населённый пункт назвали в честь этого мужчины, который, скорее всего, был беглым каторжником. Предлагаем ознакомиться с таким народным промыслом, как филимоновская роспись, узорами, орнаментами, и самим попробовать себя в качестве филимоновских мастеров.

История промысла

Это удивительное искусство на протяжении нескольких столетий передается из поколения в поколение. Когда же появилась филимоновская роспись? История гласит: есть две даты, которые считаются началом затейливой росписи. Согласно первой версии, промысел сложился в середине XIX века. Эта версия подкрепляется сразу двумя весомыми аргументами. Во-первых, о таком времени говорит традиционный узор, применяемый для головных уборов солдат и барынь. Он был моден в 1850-1860-х годах. К тому же примерно в это время появились недорогие анилиновые краски , которые использовались для росписи.

Но эти факты не совсем доказательны. Невозможно даже представить себе, чтобы городская мода так быстро пришла в далёкую тульскую деревню. Да и вообще, картузы, цилиндры и «амазонки», употреблявшиеся при оформлении филимоновских игрушек, были интерпретированы слишком уж вольно. Да и смоляные краски тоже не могли так быстро «добраться» до деревеньки. А роспись игрушек могла выполняться натуральными красителями - минеральными или органическими.

Если верить другой версии, филимоновская роспись пришла в Филимоново ещё из палеолита! Черепки изделий гончарного промысла, обнаруженные в одоевских местах, можно отнести к IX-XI векам. А ведь на этих обломках присутствуют те рисунки и знаки, которыми и сегодня продолжают расписывать игрушки из Филимоново.

На то, что происхождение ремесла уходит корнями куда глубже, чем в XIX век, указывают сюжеты - женщины, держащие на руках детей, птицы, домашний скот. Подтверждают это и элементы росписи: звёзды, ромбы, полосы. Все эти элементы восходят ещё к дохристианским временам. Роспись филимоновской игрушки имеет множество секретов, которые мастерицы передавали своим детям и внукам.

Игрушки с филимоновской росписью пережили всё: и войны, и голод. Они были с людьми, как говорится, и в радости, и в горе. Лепили и расписывали эти игрушки всегда - менялось лишь их количество. Начинали лепить поздней осенью, сушили фигурки на русской печи. Февраль и март считались идеальным временем для их обжига. А в Великий пост начинался увлекательный процесс росписи. Традиционно жители Филимоново эти игрушки-свистульки продавали на пасхальных ярмарках.

В начале XX века осталось лишь три мастерицы, которые не бросили своего ремесла. Причиной тому стало небольшое количество производимых игрушек. Пик популярности росписи пришёлся на послевоенные годы. В шестидесятые правительство страны как могло поощряло развитие народных промыслов. В подчинение Министерства местной промышленности входили целые производственные артели и цеха. Несмотря на широкое распространение, игрушки стали хуже. Причина в том, что главный акцент был не на качестве фигурок и росписи, а на количестве предметов.

Старинные образы филимоновских игрушек

Уточка - главный символ воды в филимоновской росписи. Именно с этого образа начиналось обучение лепке игрушек. Использовались уточки в качестве оберега для малышей.

Конь или Всадник на коне считался символом Велеса - бога солнца. Этому божеству и поклонялись язычники.

Петух - главный хранитель семейного очага.

Бык, Баран, Коза и Олень выступали в качестве оберега от злых духов. В этом помогали длинные шеи, расписанные в трехцветные кольца.

Корова - это обозначение достатка в доме.

Наседка (курочка или уточка) приносила в дом достаток и благополучие.

Барыня-берегиня была прообразом единственного женского божества - богини Мокошь. Традиционно эта барыня изображалась с младенцем в правой руке или с утицей под левой. Такой оберег символизировал большое семейное счастье.

Более поздние образы филимоновских фигурок

Позднее появились и другие образы: танцующая пара (солдат и барыня) под названием Любота, прообраз сказочного Ивана, который сумел поймать Жар-птицу, - Солдатик с курицей, Солдат с конём - символ обыденной жизни в деревне. А когда на Тульской земле началось изготовление самоваров, появился ещё один образ, именуемый Чаепитием.

Особенности игрушек из Филимоново

Главная отличительная черта всех филимоновских свистулек - отсутствие шаблонов. Мастер берёт цельный кусок глины, на котором нет обозначенных мелких деталей. По традиции женские персонажи держат в руках младенца или птицу. У мужчин же чаще всего присутствуют толстые сапоги - тяжёлые и неуклюжие.

Если говорить о филимоновских животных, то у всех фигурок есть схожие элементы. Туловище практически у всех животных очень вытянутое, изящное. Отличить лошадь от быка или барашка можно только по наличию или отсутствию рогов или по их форме.

Значение узоров и орнаментов

Что может рассказать о времени, когда появилась филимоновская роспись? Элементы росписи! Эти орнаменты уходят своими корнями в язычество. Доказательство тому, к примеру, заключённые в круг перекрещивающиеся линии - символ языческого бога солнца. Вообще, все узоры призваны напоминать о неразрывной связи человека и природы. Треугольники - это земля, ёлочки - любая растительность. Зигзаги символизируют воду. Роспись филимоновской игрушки всегда уникальна - каждый раз орнамент меняется, рисунки имеют разные цветовые решения и ритмы. Старинные поверья гласят: каждый узор несёт в себе необычайную духовную силу, которая могла защитить человека от несправедливости и зла.

Филимоновская роспись: цветовая палитра

Особое значение в росписи фигурок имеет цвет, ведь и в древние времена, и сегодня каждый оттенок несёт свой смысл. Для филимоновского мастерства характерны всего три основных цвета - красный, жёлтый и зелёный. Почему именно они? Ответ прост:

  • красный цвет - символ земли, человеческого тела, красоты, силы духа и огня;
  • зелёный говорит о возрождении жизни;
  • жёлтый цвет является цветом солнца и огня.

Особенность филимоновской глины в том, что она при обжиге приобретает безупречный белый цвет. А потому перед окрашиванием грунтовать поверхность не нужно.

Филимоновские петушки

Рассмотрим роспись филимоновского петушка. Традиционно грудь петушков закрашивается одним цветом - обычно зелёным или красным. Для головы также выбирается один цвет, но она может оставаться и просто белой. По контуру петушка наносится нехитрый узор: полосы, зигзаги, капли, круги. Глаза у птиц могут отсутствовать, а могут быть просто схематичными.

Роспись фигурок людей

Филимоновские глиняные «люди» выглядят очень нарядно. На дамах цветные пышные юбки, у их кавалеров - пёстрые штаны. Рубахи у всех обычно однотонные, орнамент нанесён только по периметру - узорами украшены пояса, рукава и воротники. Лица оставляют практически нетронутыми - краской намечают только глаза и рот.

Технология росписи

Первое, на что важно обратить внимание, - краски никогда не смешиваются. Новый цвет можно наносить на свистульки только после полного высыхания предыдущего слоя. Чем ещё примечательна филимоновская роспись?

Элементы росписи начинают наносить жёлтой краской. За ней следуют элементы малинового оттенка, завершают узоры зелёной краской. За основу берутся полоски, после их дополняют сложными символами. Главный инструмент для росписи - перо. Оно может быть утиным или гусиным. Дело в том, что кисточка оставляет на глине ворсинки, да и краска с её помощью ложится хуже. А вот узоры, выполненные пером, радуют глаз аккуратностью и яркостью. Благодаря своей простоте филимоновская роспись для детей может стать увлекательным и полезным вариантом проведения времени.

Выбор глины для игрушек

Расписанные фигурки поражают не только уникальной росписью, яркими красками и изящностью, но и удивительной глиной! Обычная для поделок не подойдёт, нужна специальная - «синика». Добывают её в Филимоново. Она очень жирная, отличается высокой пластичностью. Однако во время просушки на изделии могут появляться трещины, поэтому необходимо приглаживать фигурки руками. Подсохшая синяя заготовка приобретает невзрачный серый оттенок, а во время обжига фигурка превращается в белую, идеально подходящую для такого промысла, как филимоновская роспись.

Мастер-класс по филимоновской росписи

Первое, что делают мастерицы, - желтят игрушку. С помощью широкой кисточки (лучше всего взять № 3) нужно нанести жёлтую краску на фигурку. Закрашивать нужно отдельные части тела - человека или животного. Кроме того, можно наносить широкие линии и круги. Та часть свистульки, к которой впоследствии человек будет прикасаться губами, должна остаться неокрашенной.

Следующий этап - нанесение малиновой краски. Её мастерицы называют «малинкой». С помощью кисточки № 1 необходимо нанести узоры - ёлочки и треугольники, круги и прямые линии.

Заключительный шаг - зеленение. Для этого также понадобится кисть № 1. Краска должна быть зелёной или бирюзовой.

Занятия росписью в детском саду

Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.

Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока - знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.

Для занятия понадобятся:

  • плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
  • настоящие свистульки;
  • шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
  • ватные палочки или тонкие кисточки;
  • гуашь красного и зелёного цвета;
  • палитра;
  • баночка для воды;
  • салфетки.

Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:

  1. Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
  2. Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки. Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
  3. Следующий шаг - чтение стихов, загадок об этих игрушках.
  4. После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
  5. Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой - Владимир Сутеев.

Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше. Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку.

Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию. Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи - русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.

Первое, что нужно сделать, - рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап - знакомство с основными элементами и узорами. Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку.

Дымковская и филимоновская роспись: отличия

Сложно перепутать филимоновскую и дымковскую роспись. Игрушки из Филимоново крайне просты и весьма условны по своей форме. Орнаменты здесь простые. К тому же все филимоновские игрушки всегда свистульки, а вот дымковские - нет.

Ещё одно важное отличие - дымковские фигурки изготавливают из красной глины, которая при обжиге приобретает кирпичный оттенок. А потому без побелки перед росписью не обойтись. Филимоновская глина в процессе обжига становится безупречно белой. Отличается и характер лепки. Дымковская игрушка лепится по частям, которые затем собираются в целую фигурку. А филимоновская - из одного куска глины. Кроме того, на дымковской игрушке присутствует большее количество цветов, есть и синий. Для филимоновской же характерны всего три цвета.

Филимоновский промысел в наше время

Уникальная филимоновская игрушка прошла продолжительный и сложный путь. Сначала она была оберегом, затем детской игрушкой. Сегодня это полноценное произведение искусства. Свистульки - частые гости на различных ярмарках и выставках декоративного-прикладного искусства. Уникальность этого промысла заключается в том, что он никогда не прерывался. Сегодня традиции филимоновских мастериц продолжают молодые мастера города Одоева.

Кстати, здесь же в 2009 году благодаря Администрации Тульской области, Торгово-промышленной палате Тулы и Администрации Одоевского района был открыт музей «жемчужины народного искусства», как ещё именуют филимоновскую игрушку. В этом музее можно поближе ознакомиться с историей свистулек, узнать имена мастериц, полюбоваться старинными игрушками.

Игрушки и статуэтки из глины давно заняли на Руси свое почетное место. Их делали для развлечения, на забаву детям, для праздничных увеселений.

Вот так выглядят филимоновские игрушки.

Одним из таких типов является филимоновская игрушка. Увидеть, как выглядят эти фигурки, вы сможете на нашем сайте благодаря фото.

История возникновения

Филимоновская игрушка имеет такое название по деревне Филимонова в Тульской области. Возник этот промысел в 19 веке. В начале 20 века он не раз угасал, но в 1960-х годах снова возродился благодаря старым умельцам.

Главным типом игрушек стали свистульки, которые принимали различные формы: барыни, лошадок, медведей, наездников и т.д. Их изготавливают из специальной глины «синики», из-за особого состава которой филимоновская игрушка имеет вытянутую форму, как видно на фото. После обжига глина становилась белой, и ее окрашивали в яркие, жизнерадостные тона (см.фото).

Существует легенда о том, что деревня, где изготавливаются игрушки, была названа в честь горшечника Филимона: он обнаружил залежи глины в этом месте, из которой впоследствии и стали делать посуду и игрушки. Девушек, которые занимались изготовлением игрушечных фигурок, называли «свистульками». Изделия выставлялись на ярмарке, за них выручали деньги и откладывали средства на приданое.


Еще несколько слов из истории возникновения филимоновских игрушек.

На сегодняшнее время

За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от , все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

  1. треугольник – земля;
  2. круг – солнце,
  3. елочки и росточки – символы жизни.

Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.

Именно поэтому в них свистели на похоронах, а затем клали игрушки в гроб покойнику.

С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

Материалы для скачивания

Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.

Картинки и фото


Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?
Карточки.
слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.

Раскраски

Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.






Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии