Ф и тютчев фонтан анализ. «Стихотворение Ф.И.Тютчева "Фонтан" (Восприятие, истолкование, оценка). На острие спора

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Родился великий русский поэт Федор Иванович Тютчев в далеком 1803 году, в дворянской семье. Произошло это пятого декабря. Семья Тютчевых жила в имении под названием Овстуг, которое располагалось в Брянском уезде на территории Орловской губернии.

Первичное образование, как и было заведено в семьях дворян, ребёнок получил в домашних условиях. Наставником Федора был поэт, осуществляющий переводы мировых классиков, которого звали С. Е. Раич.

Юношество будущего поэта прошло в большом городе, в Москве, так как он стал студентом университета. В 21-м году учебное заведение было окончено. Федору предложили работу в министерстве по иностранным делам. Именно поэтому ему пришлось покинуть родину. Федор уехал за границу, получив скромную должность в посольстве в Германии, а именно – в Мюнхене. Это были интересные годы в жизни молодого дипломата. Будучи светским человеком, Тютчев быстро влился в европейское общество, всегда мог поддержать беседу и очень нравился женщинам.

Свои стихотворения Федор Иванович начал создавать еще в подростковом возрасте. В то время юноша относился к своей деятельности как к хобби. Многие биографы считают произведения «Фонтан» дебютным. Именно в это время тетрадь Федора Ивановича была отправлена из Германии прямо в руки Александру Сергеевичу Пушкину. Прочтение произведений Федора привело Пушкина в восторг и он сразу же дал указание на печать произведений в своем журнале, называемый «Современник». Своё полное имя начинающий поэт сократил до «Ф.Т.», поэтому читатели не сразу узнали имя и фамилию автора.

Настоящее же признание Тютчев получил намного позже, только после того, как вернулся на свою родную землю. Это было в пятидесятых годах. Именно в это время им начал восхищаться признанный народом поэт по фамилии Некрасов, а позже и Тургенев, и Фет, и Чернышевский. Многие смогли прочесть его творения только после издания в 54-м году специального сборника.

Эта публикация сделала Федора Ивановича Тютчева профессиональным литератором, несмотря на то, что он до последних своих дней оставался на службе государству. В 58-м году девятнадцатого века его назначили председателем Комитета по иностранной цензуре. Этот пост был у него до самой смерти. Похороны великого поэта – Федора Тютчева – состоялись в 1873 году на территории Царского Села, а позже могила была перенесена в Петербург.

Особенности творчества Федора Ивановича Тютчева

У Тютчева много стихотворений, где воспета пейзажная лирика. Весь ранний период его творчества был переполнен стихами на тематику натуральной природы и взаимосвязи человека и окружающего мира. Произведения автора не всегда были категоричными, имело место быть философское направление. Федор Иванович существенно отличался от современников того времени, к примеру, Аполлона Майкова и Афанасия Фета. Он создавал шедевры, которые не только отмечали красоту натуральной природы, но и давали логическое объяснение.

Всё это говорит о том, что созданные молодым дипломатом произведения, которые он в период формирования публиковал в различных печатных изданиях под всяческими псевдонимами, носили скорее сдержанный характер. В стихотворениях Тютчева присутствует также доля определенной романтики. На это повлияли множественные знакомства автора с немецкими поэтами в первой половине девятнадцатого века. Именно их особенное творчество повлияло на формирование его жизненных принципов. Автор после такого общение стал относить себя, в большей степени, к представителям российского романтизма.

Произведения Фёдора Ивановича в ранний период отличались определенной приземленностью. Множественные красивые эпитеты скрывали в себе глубокий смысл, имеющий философское направление. Автор показывает читателю и своеобразно проводит параллель, которая связывает человека и натуральную природу. Многие стихотворения приводят читателя к выводу, что все существующее в мире подчинено единому для всех закону. Эта мысль является основной в произведениях поэта. Ярким примером произведения с данным направлением является стихотворение, написанное в 1836 году, которое называется «Фонтан».

Анализ произведения «Фонтан»

В настоящее время весьма трудно сказать, как на самом деле и в какое именно время зародилось стихотворение. Никто не знает, при каких обстоятельствах оно было написано. Не исключен вариант, что Федор Иванович просто-напросто наблюдал за конструкцией (фонтаном) и пытался разгадать загадку его существования. Следует отметить, что именно по этой причине в первой части произведения имеется описание фонтана, которое окружено всяческими метафорами.

Тютчев славится своими сравнениями, которые присутствуют в различных его стихотворениях. В шедевре «Фонтан» также имеется множество таких особенностей. К примеру, фонтан сравнивается с по-особенному живым облаком. Он создает клубы дыма, но в это время одновременно переливается на фоне солнечных лучей практически всеми цветами радуги.

Автора интересует не сама красота конструкции, а сила, которая скрывается внутри фонтана, заставляющая струю воды подниматься ввысь. Федор Иванович высказывает свои предположения, с точки зрения классического простого обывателя. По его мнению, в фонтане происходит нечто необъяснимое, какая-то непонятная человеку сила способна как отправить, так и вернуть обратно струю воды. Особенно это видно в строках, где вода и сила сравниваются с огнецветной пылью.

Законы, отмечающие физиологию явления, известны практически каждому человеку. Именно поэтому объяснить причину данного движения жидкости не составит особенного труда. В произведении «Фонтан» Тютчев не собирается давать объяснений данному явлению, так как не желает лишить самого себя особенного неумолимого очарования, которое дает ему описываемое сооружение. Под журчащую воду, издающую изысканную красоту, автор постигает суть обыденных вещей. Данное явление наводит на мысль с весьма неожиданными для него выводами.

Смысловая нагрузка стихотворения «Фонтан»

Произведение «Фонтан» скрывает особенный глубокий смысл. Неистощимый водомет сравнивается с жизнью простого человека, которая проходит так же, как мимолетно пролетает водная струя. Автор рассказывает, что земной путь людей представляет собой подъем по определенной, невидимой человеческому глазу, лестнице. Кому-то данный путь дается весьма сложно и достижения приходят медленно и не особенно уверенно. Иному же человеку все дается легко, восхождение сравнимо с определенной мощной струей вылетающей воды из фонтана, которая выходит под напором, олицетворяющим некую внутреннюю силу.

В стихотворении «Фонтан» Федор Иванович обращается к своему вымышленному собеседнику. Он говорит, что не стоит жадно рваться к небу, ведь в определенный жизненный момент силы человека могут угаснуть и иссякнут. А жизненные основы могут практически полностью повернуться вспять. Это подчеркивается выражением в произведении, когда незримый упорный луч преломляется и свергается с высоты.

Создается впечатление, что автор составляет своеобразный отчет, и указывает, что все люди рано или поздно проходят через определенный жизненный рубеж. Тютчев отмечает, что сходство человека с фонтаном неоспоримо. Сделанные поэтом выводы своеобразным образом убеждают в том самого творца. Как всё живое, так и неживое в мире подчинено одной определенной силе, которая способна на высоком уровне управлять всем на свете.

Человеку остается только подчиниться таким явлениям, ведь в мире все давно за него решено. Люди могут лишь попробовать достичь определенных высот. Федор Иванович Тютчев всяческими способами и выражениями говорит, что в определенный момент все же наступит время, когда восхождение заменится резким падением. Он отмечает, чем больше стремительности будет отслеживаться во время подъема, тем быстрее человек упадет, как и брызги с фонтана падают вниз, на землю.

Федор Иванович Тютчев — один из выдающихся русских поэтов 19 века. Им было написано свыше 400 стихотворений, в каждом из которых он поднимал важные вопросы и подходил к проблеме с философской точки зрения. Он любил рассуждать о природе, пытаясь найти взаимосвязь между окружающим нас миром и самим человеком. Особенно это заметно в его стихотворение «Фонтан».

1820-1840-е годы 19 века — это период расцвета творчества писателя. На этом этапе его творчество достигло «пика» успеха, его стали узнавать. И в 1839 году, в 36 лет, он написал данное стихотворение.

Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким. Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее. Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.

Жанр, направление, размер

Тютчев был ярким представителем романтизма, и в этом стихотворении он также работал в основном «ключе», действуя по принципам этого направления. Поэт призывает людей обратить внимание на другой мир, увидеть величие и многообразие природы.

По жанру стихотворение можно отнести к философской лирике, поскольку здесь затронуты такие проблемы, как самопознание человека и гармония окружающего мира.

Размер написания стихотворения — четырехстопный ямб с использованием пиррихий. Форма рифмовки — кольцевая.

Образы и символы

  1. Центральный образ в стихотворении – это фонтан . Он своего рода является олицетворением человеческой мысли. В первом отрывке произведения Тютчев описывает сам фонтан, его одержимое стремление подняться вверх, которое, в конце концов, приводит к падению. В следующем же отрывке он пытается найти связь между человеком и фонтаном. Автор пытается понять человеческую сущность, почему для людей так важно пересечь эту черту, достичь идеальности, если все равно не получится.
  2. Луч здесь выступает как символ духовной энергии человека, его стремление к совершенству, который все равно преломляют.
  3. Незримо-роковая длань — это та самая черта, которая препятствует человеку в познании своей силы. Слово «длань» имеет церковно-славянские корни, поэтому поэт его целенаправленно употребил. Этой фразой он хотел показать невидимую энергию, которая способна руководить человеческой судьбой. Это и есть превосходство Божьего права над миром.

Темы и проблемы

  • Основная тема данного произведения – это честолюбивое стремление человека превзойти самого себя. Центральный конфликт – внутренняя борьба. Тютчев находит взаимосвязь между живым существом и неживым объектом, акцентируя внимание на том, что у них есть общие черты. Ведь создателем фонтана является человек. Так и Бог, воплощенный во всем окружающем мире, оставил в людях часть себя – дух, которому свойственно тянуться к свету. Соответственно, нравственная и философская тематика произведения вращаются вокруг сущности человеческой, которую поэт пытается познать и объяснить, упрощая ее бытие до сравнения с фонтаном.
  • Одной из проблем является ограничение людей, их деятельности. Существуют некие границы, которые человек не способен пересечь. Из эпохи в эпоху люди пытаются воздвигнуть свою вавилонскую башню, но она рассыпается в прах, потому что возможности цивилизации не безграничны.
  • Отсюда же вытекает не менее важная проблема, а именно неугасимое стремление к идеалу, обреченное на провал. Многие пытаются достичь совершенства, сделать больше того, что они в силах воплотить. Но необходимо обрести смирение, дабы принять то, что когда-то движение вверх остановится, и начнется спад.
  • Смысл

    Основная мысль стихотворения – это необходимость смирения и принятия закономерностей бытия. Тютчев говорит об ограниченности людей, о предопределенности их судьбы и самих поступков. Человек одержим стремлением познать мир, прочувствовать на себе высшие законы мироздания, но существуют границы, пересечь которые просто невозможно. Сколько бы человек не пытался, ему не удастся достичь самой вершины. Данная идея лежит в основе христианского мировоззрения, и автор передал ее в лирике. Та же мысль, например, заложена в библейском предании о Вавилонской башне, где людям не удалось достроить город, достающий до неба. Их честолюбивые помыслы рассыпались в прах, ведь все строители стали говорить на разных языках. Так, по мнению теологов, появились разные алфавиты, ибо Бог покарал своих созданий за чрезмерное любопытство. В стихотворении «Фонтан» Тютчев закладывает ту же мораль, но более примирительно: нам свойственно рваться ввысь, но нужно смириться с тем, что мы все равно упадем и не достанем до идеала.

    И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.

    Средства художественной выразительности

    Произведение Тютчева изобилует различными средствами художественной выразительности. Прежде всего, автор использует параллелизм. На этом приеме строится вся композиция, разделяя произведение на две части. Изначально поэт создает образ фонтана, пытаясь навеять атмосферу радушного настроения. Во втором же восьмистишье показывает внутренний мир человека, нагнетая при этом обстановку.

    С целью придания яркого образа фонтану, стихотворение Тютчева полно разнообразных эпитетов: «пылью огнецветной», «высоты заветной» и др. Именно они помогают увидеть величие фонтана глазами самого автора. Также нельзя обойтись и без метафор «фонтан пламенеет», «клубится», которые усиливают эмоциональную выразительность. Одним из главных приемов является сравнение мысли человека с водометом, движение которых совпадает.

    Описание второй части характерно широким употреблениям различных синтаксических средств. Автор задает риторические вопросы и использует риторические восклицания, чтобы понять, в чем заключена причина честолюбивого стремления человека.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...


Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году г. в жизни Тютчева - четырнадцатый год в многолетней службе в Мюнхене в русской миссии (). Это был период наиболее плодотворной поэтической деятельности. Смот ри, как об ла ком жи вым Стихотворение Тютчева написано трехстопным ямбом с пиррихиями, которые несколько смягчают размер, придают ему некоторую плавность.








О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты... Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета».




Мысль человеческая, как и фонтан, стремится ввысь, к небу, но есть некий предел, есть некая граница, установленная... но кем? Высшей силой или самой энергией мысли? «Длань незримо-роковая» - это поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который не дано человеку. Мысль, дерзнувшая подняться на «недозволенную » высоту, падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты, и не удерживает достигнутого уровня.


ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях. Они, как и всякая иная лирика, содержат в себе требование соблюдения всех литературных правил по написанию стихов (рифма, образность, олицетворение и т.д.) и присутствие скрытого смысла, помимо понятного основного. Скрытый смысл порой раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз, иногда даже после произошедшего позже реального события







Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. - Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.


РИФМА Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. Стихотворение Фета написано с использованием хорея, который придает произведению «бодрость» слога, легкость, подчеркивает оптимистичный настрой автора.




Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. - Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь. Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...


Сравним! Размышления Фета в стихотворении «Фонтан» в чем-то схожи с мыслями Тютчева. Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана: о Фет не воспринимает эту ограниченность человеческой жизни как что-то трагическое. Для него круговорот жизни и смерти – явление закономерное и естественное. Поэт считает человека частью природы, который подчиняется ее законам. Человек приходит в этот мир, порожденный землей, и нее же уходит. Для лирического героя Фета - это не трагедия, а гармония и естественный ход вещей.
Художественная форма стихотворений Оба стихотворения построены на сравнении человека с фонтаном. Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна. Первая часть представляет собой описание «работы» фонтана, вторая часть – аналогия с человеческой мыслью. Стихотворение Фета 3-ехчастно - экспозиция, описание человеческой жизни и ее итог.


Однако в обоих концепциях сильна роль рока, судьбы. И Тютчев, и Фет считают человека подвластным этой силе - «давлению судьбы». Но если у Тютчева судьба – это злой рок, то у Фета – часть сил Вселенной, которые заставляют человека не только страдать, но и развиваться («возносимся мы смело»).




Стихотворения Тютчева и Фета - философские элегии, имеющие сходные мотивы. Однако по основному настроению и философской концепции эти стихотворения резко отличаются друг друга. Художественные средства, выбранные каждым их художников, помогают им выразить свой взгляд на человеческую жизнь, ее возможности и на место человека в этом мире.

Стихотворение «Фонтан» относится к философской лирике Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта. В это же время он создал такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница», «Зима недаром злится … » и другие. Тургенев так писал о творчестве этого поэта: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию …».

Тютчев обращается к читателю, собеседнику, привпекая внимание к картине, изображающей фонтан. С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым. Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю». Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема: и «нисхождения».

Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной » . Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо). Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между
частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (! ..). Риторические восклицания и риторический вопрос
вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения. Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы Ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень,
соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.

Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца. Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека. В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан … клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён). Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри … » , — которое содержит обращение и призыв. Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.

Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчеркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный). Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт, чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам. В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч « смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной. Заканчивается произведение словом « высоты» . Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении
эпитета заветная). Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.

На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.
Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный
мир. Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек. Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.

Вариант 2

Стихотворение “Фонтан” Ф.И. Тютчева очень необычно. С одной стороны, это просто восхищение чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды (солнца и водяного дыма), но, прочитав стихотворение два, пять, десять раз, понимаешь, что это не так.

В основе стихотворения лежит принцип обращения, т.е. автор говорит ”смотри” — и в твоем воображении мгновенно возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля. Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан. Эту, казалось бы, непередаваемую картину изображает Тютчев, как бы обращаясь именно к тебе и декламируя эти стихи на фоне пейзажа — такое вот необычное создается впечатление.

Фонтан не просто архитектурное сооружение, наполненное водой, которая циркулирует туда-сюда. Сразу ясно: это “живое облако”, состоящее из миллиардов капелек, которые играют, переливаются на солнце, создавая чудесный “огнецветный” дым.

В первом восьмистишии детально нарисована картина фонтана, искрящегося на солнце, удивительно точно передан физический процесс поднятия воды на “высоту заветную” и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях.

Тютчев не останавливается на физической картине, он идет дальше, приводя свои размышления и отождествляя фонтан с «человеческим». Обязательно надо отметить, что во втором восьмистишии присутствует обращение. Первые два стиха начинаются с “О”, которое в сочетании с особенным словом “водомет”, синонимом фонтана, и эпитетом “неистощимый” передают восхищение автора. Картинка фонтана растворяется и исчезает совсем. Ее рассеивает слово “смертной”. Вот оно — непосредственно человеческое — мысль. Мысль необычная, пленительная, как капли фонтана, и потому мысль сравнима именно с полетом капли. Сравнение необычно, что свойственно поэтической мысли. Итак, полет поэтической мысли, “заветная высота” которого — признание мысли.

Мысль движется по “закону непостижимому”, значит, по Тютчеву, существует высшая сила, управляющая направлением и содержанием мысли. Фонтан рвется к небу. Именно “рвется”, это слово подчеркивает быстроту, скорость, силу и неотвратимость “человеческого фонтана” — мысли.

Человечеству запоминаются “упорные лучи”, пущенные фонтаном мысли и управляемые “незримой дланью”. Фонтан, как человек, может развалиться, умереть со временем; мысль же, если она стоящая, будет вечной.

Пожалуй, главная особенность этого стихотворения в том, что в нем присутствуют и четко разграничены два мира: мир, близкий к реальному, в данном случае фонтан, и мир мыслей. Если в большинстве произведений философской лирики романтического направления надо самому искать подстрочное значение, то здесь оно дано.

Тютчев мастерски построил даже описание самой картины. Первые две строки являют собой законченную мысль, возникает картина в черно-белых тонах, на которой лишь представлено место действия, а в конце стоит “точка с запятой” — первый этап впечатления прошел. На глазах картина оживает, наполняется красками: красными, оранжевыми, желтыми. Фонтан начинает бить, причем медленно, крупным планом видна одна крупная капля. которая взлетает и падает. Лишь она упала, как картина исчезает, о чем и свидетельствует “точка” в конце первого восьмистишия, а когда капля достигает своего апогея, она зависает там на некоторое время, и в этом месте она светится особенно ярко. Продолжительность в этом месте показана “тире”. Начинается вторая часть, основная задача которой — поставить вопрос: “Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятет?” И как бы в подтверждение, что этот вопрос не бессмыслен, возвращается картинка “упорного луча”, который преломляется и свергается в бездну с высоты.

Тютчев сформулировал вопрос, ответа на который мы, быть может, никогда не найдем, но остается радоваться, что он настолько хорошо задал вопросы, ясно увидел и «собрал» мысль, что сумел сделать главное, и в этом его большая заслуга.

Вариант 3

Лирика русского поэта Ф.И. Тютчева философична, всегда проникнута глубокой мыслью. Однако мысль у Тютчева не бывает отвлеченной: она, как правило, сливается с образом, картиной, изображающей нечто конкретное. Мысль и образ тесно взаимосвязаны: картина придает мысли выразительность, а мысль насыщает картину глубиной.

В прямом значении «фонтан» – это архитектурное сооружение для подачи воды под напором, в переносном смысле можно сказать «фонтан идей, мыслей».

Первая строфа состоит из восьми стихов с кольцевой рифмой: авва||авва.

Кольца рифм придают относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, входящим в строфу. В первых четырех стихах изображена картина бьющего фонтана, в следующих четырех – падение воды на землю. В целом в первой строфе нарисована картина, связанная с фонтаном как архитектурным сооружением.

Вторая строфа — это зеркальное отражение первой. В ней изложена тютчевская философская позиция, состоящая в том, что человеческая мысль, даже гениальная, не может постичь все. «Смертной мысли водомет» сравнивается с фонтаном. Этот яркий образ помогает зримо представить волнующую автора картину.

Важные стилистические возможности заключены в синтаксисе. Первые четыре стиха, объединенные общей рифмой, представляют собой сложноподчиненное предложение с главным, состоящим из одного слова – «смотри», которое содержит обращение и призыв. Отсутствие определенного обращения при глаголе подчеркивает важность самого объекта внимания.

Повтор союза «как» выполняет ту же функцию, привлекая внимание к объекту изображения – фонтану, связывая между собой глаголы: «клубится», «пламенеет», «дробится», что помогает ярко представить картину.

Важную стилистическую роль играет инверсия («высоты заветной», «пылью огнецветной», «ниспасть на землю осужден»), повышая выразительность поэтической речи, усиливая смысловую нагрузку слов, вынесенных в конец стиха.

Вторая строфа начинается анафорой, объединяющей близкие по синтаксическому строению обращения:

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Риторические восклицания и вопросы создают максимальную эмоциональною напряженность.

Усиление выразительности речи достигается использованием тропов — оборотов речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. Поэтический язык, которым изображается фонтан, яркий, образный, метафорически насыщенный («фонтан сияющий», «влажный дым», «облаком живым… клубится», «пылью огнецветной ниспасть… осужден»).

Вторая строфа в целом представляет собой развернутое сравнение фонтана и человеческой мысли, которая подобно фонтану устремляется ввысь, подчиняясь какому-то «закону непостижимому». Образ человеческой мысли у Тютчева философски насыщен: метафора «жадно рвешься к небу» подчёркивает стремительность и неутомимость. Однако беспредельность мысли оказывается иллюзорной: нечто, обозначенное метафорой «длань незримо-роковая», прерывает полет человеческой мысли.

В финале стихотворения звучит трагическая мысль о том, что мир до конца непостижим для человека.

Человек в тютчевской лирике предстает искателем, мыслителем, одаренным высокими духовными потребностями. Слова библейского пророка: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь», — созвучны главной мысли стихотворения Тютчева «Фонтан». Несомненная заслуга поэта в том, что человеческую мудрость, накопленную за века, он сумел выразить в ярком, образном поэтическом слове.

Передо мной стихотворение Ф.И. Тютчева, под названием «Фонтан». Я считаю, что это произведение на философскую тему, тему жизни и смерти, о том, чего человек изменить не в силах.

Настроение стихотворения торжественное, приподнятое. Автор с первых строк предлагает читателю посмотреть на сияющий фонтан, фонтан жизни, неистощимый фонтан. И ведь, действительно, эпитет «неистощимый» помогает понять читателю, что жизнь была, есть и будет всегда.

Произведение написано двусложным размером-ямбом с пиррихием. Безударная стопа как будто даёт нам время для размышления о таком великом и прекрасном даре, как жизнь. Возможно, двусложный размер говорит о двух таких понятиях, как жизнь и смерть. Ямб придаёт стихотворению простоту и гармоничность, делает язык обыденным и понятным. Вторая строфа - это идейный центр произведения:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной (переломный момент)

И снова (процесс повторяется неоднократно) пылью одноцветной

Ниспасть на землю осужден .(таков вечный закон жизни)

То есть не бывает ничего вечного, и всё когда-то проходит. В данном случае луч фонтана олицетворяет жизнь. Получается, когда человек прожил со осмысленно отведённое ему время, оставил что-то после себя, он «осужден» «ниспасть на землю пылью одноцветной». Таков закон жизни, которая проходит, но потом воплощается в чем-то новом на свете. Так происходит из года в год, из века в век. Это может подтвердить даже кольцевая рифма, использованная автором.

Тютчев в своем стихотворении противопоставляет жизнь смерти.

Жизнь

Смерть

Облако живое

Смертная мысль

Сияющий, Неистощимый

Пыль одноцветная

Влажный

Пламенеет

Но эти понятия разделяет судьба, которая распоряжается всем (роковая, непостижимый, незрима, преломляя, сверкает). Аллитерация звуков [г], [р] показывает загадку рока.

Третья и четвертая строфы повествуют читателю о том, что никто не в силах что-то изменить в своей судьбе:

Но длань незрима роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты…

Эпитет роковая - судьбоносная, её нельзя увидеть, ее просто понимаешь позже. Преломляя, свергает - останавливает существование чего-либо. «С высоты» - решение свыше.

Кто же может разгадать эту загадку? Автор задается этим вопросом:

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метет?

Анафора в этих строках указывает на то, что люди так или иначе, но задумываются над этой вечной темой. Может быть когда-нибудь в будущем люди смогут понять всё происходящее, смогут познать истину жизни.

Произведение состоит из четырех строф и шести предложений, которые несут в себе такой глубокий смысл! Преимущественно использованы глаголы настоящего времени, говорящие нам о сегодняшней жизни, сегодня мы должны думать о завтрашнем дне.

Композиционно это стихотворение, по-моему мнению, разделить нельзя, так как жизнь-это единое понятие, которое неразрывно.

Какие мысли приходят лирическому герою, когда он любуется фонтаном? Мысли о вечном, о неизбежности судьбы.

Автор сумел четко, ярко и красочно обрисовать такие серьезные понятия. Стихотворение после прочтения привело меня в восторг, так как я была поражена глубиной чувств, разнообразием красок и точности передачи мыслей.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций