Духовная лествица святого апостола петра. Большая христианская библиотека

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Толкования на 2 Пет. 1:5

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 5-7 То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь

Пётр показывает степени преуспеяния. На первом месте вера, так как она есть основание и опора добра. На втором месте добродетель, то есть дела, ибо без них, как говорит апостол Иаков (Иак. 2:26), вера мертва. Далее рассудительность. Какая же рассудительность? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. Затем воздержание. Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собой дар (ибо страсти, несмотря на сдерживающую их свободу, всегда любят стремиться к худшему), то должно превзойти терпение. Оно…

Святой Церковью читается Второе послание Петра. Глава 1, ст. 1–10.

1. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:

2. благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

4. которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:

5. то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

6. в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

7. в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

8. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа…

Преображение Господне на горе Фавор. У ног Спасителя апостолы Иоанн, Петр и Иаков

Какие дерзновенные слова! Именно с них начинается апостольское послание

Святой апостол Петр уже приближался к завершению своего земного пути, когда по Церкви распространилось его второе соборное послание. Мы читаем это послание как духовное завещание апостола, очень проникновенное. Святой Петр напоминает всем про небесные обетования, дабы мы «через них соделались причастниками Божеского естества (греч.:…

Сообщение от pavls 2Pe 1:5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
2Pe 1:6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
2Pe 1:7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

Приходилось ли вам, оправдывая своё нежелание помочь ближнему,

Мне кажется, что данный отрывок в контексте вообще не относится к ситуациям оказания помощи другим людям. Он начинается и заканчивается понятиями «вера» и «любовь», т.е. речь идет о качествах одной личности.

Здесь же «добродетель» я рассматриваю, как синоним слова «праведность», а о том, что в контексте есть «рассудительность», можно судить по следующему за ним качеству: «воздержание».

Здесь подходит следующее высказывание Павла:

«1Кор.10:23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.»

То есть, рассудительность нужна для того, чтобы определить, от чего и как нужно…

Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божии, чрез которые они могут сделаться причастниками Божественного естества, апостол Петр во Втором своем послании (гл. I, ст. 6, 7) дает нам наставления, как достигнуть этих дарований.

Для этого, говорит он, нужно удаляться от господствующей в мире похотной страсти и со всем старанием приобретать веру. А затем в вере показать добродетель, т. е. добрые дела; в добродетели — рассудительность, т. е. разум духовный; в разуме — воздержание; в воздержании — терпение; в терпении — благочестие; в благочестии — братолюбие; в братолюбии — любовь.

Итак, вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь — вот ступени духовной лествицы святого апостола Петра.

Все они имеют между собою тесную внутреннюю связь, каждая из них производит другую, последующую, а последующая возвышает, усовершает и укрепляет предыдущую.

Покажите в вере вашей…

1 Приветствие. 3 «Покажите в вере добродетель, в добродетели рассудительность… » 12 Вера в изложении Петра основывается на его личном свидетельстве и на пророчестве.

1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:

2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:

5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

[Зач. 64.] Си монъ…

Часть книги: «Предостережения Нового Завета».

2 Петра 1:5-11: «прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей»

В отрывке из второго послания Петра мы читаем:

2 Петра 1:5-7:
«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь».

Должно ли что-либо прилагаться к нашей вере? Апостол Петр говорит: «Да». Что же должно прилагаться к вере? Петр перечисляет: добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Обратите внимание, что он не говорит: «Если вы хотите, то можете использовать этот предложенный список». Наоборот, он делает акцент, говоря: «Прилагая к сему все старание». Пребывать в вере – значит прилагать все старания, чтобы соблюдать те вещи, о которых говорит Петр. Кто должен прилагать старания? Ответ очень прост: «Мы». Да, мы нуждаемся…

О рассудительности На главную

О рассудительности

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, велика добродетель рассуждения. Соломон, один из самых мудрых людей, просил у Бога не богатства и могущества, а мудрости. Бог даровал ему ее, а сней и все блага жизни. Своей мудростью и рассудительностью Соломон славился на весь мир, и даже из дальних стран приходили послушать его. Премудрый царь так поучал в притчах: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание приятно будет душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого» (Притч. 2, 10-12). Добродетель рассудительности — это то, чего сейчас так нехватает нашему суеверному обществу. А ведь вера без разума — дело опасное. Поэтому рассудительность — это якорь, позволяющий твердо держаться Церкви и не следовать ветрам суеверия, поддерживаемых народной молвой и средствами массовой информации.

Без рассудительности, тяжело человеку держаться Церкви…

«…вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петра 1:5-7).
— этот текст Апостола Петра используется не только для размышления о том, как надо поступать, но и как оправдание для того, чтобы что-то не делать. Имею в виду слова «в добродетельности рассудительность». То есть, я подумал, рассудил, что сейчас не время добродетельности, так что извини, брат…
Конечно, это несколько утрированно, но суть такова: думай головой, прежде чем творить кому-то добро. Примерно так и в проповедях объясняется.

Но вот уважаемый trubchyk нашел, что
В греческом стоит слово не рассудительность, а:
(нравственное) совершенство, превосходные качества, добродетель, благородство;

Словарное определение для Ћret®:
Ћret®, Эсхил in crasi Џret® (a) І
1) доблесть, храбрость, мужество (ЋndrЗn…

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-17930/?stt=1803

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, например. Воздержание – это крайне необходимая добродетель. Но мы знаем, что очень многие люди на простой вопрос: «Какой нынче праздник?» вместо того, чтобы сказать: «Собор новых мучеников и исповедников Российских», начинают говорить, что ещё с восемнадцатого века в России возникли тайные общества, которые были прикрытием масонских организаций. Эти общества потом сгруппировались в два общества - Северное и Южное. Руководители были такие-то. Первая их попытка переворота на Сенатской площади была подавлена артиллерией. Пятерых повесили. И так далее, и так далее. Начинают рассказывать всю историю революционного движения в России. А потом про семнадцатый год. Ведь любые революционные преобразования всегда направлены и против Церкви тоже, потому что их организуют люди, которые одержимы духами нечистыми. И наконец приступают к Собору новых мучеников – как они возникли.

В рассудительности…

1:1,2 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего
Пётр снова не стесняется называть себя рабом Христа и апостолом его, ибо он – точно тем и был. Обращается он к тем, кто так же, как и он (равно с ним) УЖЕ имел веру в Иегову и Христа Его, и имел дар святого духа. Но, тем не менее, он пожелал всем помазанникам по-прежнему продолжать возрастать в познании Бога и Христа. Нет предела познаванию Божественного естества, и вечности не хватит человеку, чтобы постичь Творца, чувствования и разум Его и самое главное — научиться поступать так же, как поступает Он.
тем, кто благодаря оправданию Богом нашим и Спасителем Иисусом Христом, обрел веру, столь же драгоценную, как наша (ПНМ).
Нелицеприятен Бог и вера …

От имени апостола Петра

Как же тогда вышло так, что его стали связывать с именем апостола Петра? На это можно ответить, что его умышленно стали связывать с Петром. Нам это может показаться странным, а в древнем мире это было обычным делом. Письма Платона написал не Платон, а его ученик от его имени. Иудеи тоже часто использовали этот прием. В эпоху между Ветхим и Новым Заветами были написаны книги от имени царя Соломона, Исаии, Моисея, Варуха, Ездры, Еноха и многих других, а в эпоху Нового Завета возникла целая литература вокруг имени апостола Петра - Евангелие от Петра, Проповедование апостола Петра, Откровение апостола Петра.

Один примечательный факт может внести некоторую ясность в этот вопрос - этим методом пользовались и еретики: они писали и издавали вводящие в заблуждение и вредные книги под именами великих апостолов, утверждая, что это и есть учение великих…

Когда вы делаете добро другим, вы в первую очередь делаете добро себе.
Бенджамин Франклин

Сегодня я прочитала пост и даже вставила комментарий. Пост вскоре был удален по правилам см, кто его написал я не знаю и из-за удаленного поста не могу узнать больше.

Суть поста такая. Помогите люди добрые! Отвезли ребенка на лечение в Италию, ребенок умер, тело не отдают до тех пор пока не оплачены счета.

Теперь я, нечего мне больше делать наверное, размышляю… я стала супер бессердечной или крайне недоверчивой.
Мои рассуждения…
1. Не могу понять как такое могло случиться вообще чтоб такого больного ребенка приняли в больницу без предоплаты или взяли маленькую предоплату, вобщем непонятно.
2. Тело не отдают до оплаты по счетам. Если рассуждать логически значит тело находится в морозильной камере за которую так же считается посуточная оплата, которая с каждым днем увеличивается. Выгодно ли это больнице? Если…

Схиигумен Савва (Остапенко)

Духовная лествица святого апостола Петра

Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божии, чрез которые они могут сделаться причастниками Божественного естества, апостол Петр во Втором своем послании (2Пет. 1:6-7) дает нам наставления, как достигнуть этих дарований.

Для этого, говорит он, нужно удаляться от господствующей в мире похотной страсти и со всем старанием приобретать веру. А затем в вере показать добродетель, т. е. добрые дела; в добродетели - рассудительность, т. е. разум духовный; в разуме - воздержание; в воздержании - терпение; в терпении - благочестие; в благочестии - братолюбие; в братолюбии - любовь.

Итак, вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь - вот ступени духовной лествицы святого апостола Петра.

Все они имеют между собою тесную внутреннюю связь, каждая из них производит другую, последующую, а последующая возвышает, усовершает…

Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты - это хорошо, а когда наоборот - плохо!» С рождения каждый человек живет в обществе, совершает те или иные поступки и получает им соответствующие оценки. Темой этой статьи станут в основном хорошие и праведные поступки человека, делающего добро или стремящегося к этому. Что такое добродетели, какие они бывают и как можно помочь себе в приобретении таких качеств? Давайте разбираться.

Основные понятия

Добродетель и порок - для многих эти определения не вполне понятны, ведь в обыденном ежедневном употреблении такие слова встречаются нечасто. Конечно, каждый ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо. Однако, в отличие от ценностных установок, принятых в обществе, норм этики и морали, добродетель - это внутренняя потребность творить добро не потому, что «так надо», а просто потому, что иначе не можешь. Также добродетелью можно признать и некие личностные качества человека, помогающие ему найти свое место в…

Во втором послании апостола Петра находится знаменитый текст, который на мой взгляд суммирует очень многие истины, о которых мы говорили выше. Апостол начинает с утверждения, что все, что нам нужно для жизни и благочестия уже дано каждому верующему: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет.1:3,4).
Войти в обладание Божьей благодатью возможно через построение с Богом отношений, основанных на доверии, вере и любви. Такие отношения апостол Петр называет познанием Бога. Отношения с Господом развиваются на основе Его славы и благости к нам. Господь благ и эта жизнеутверждающая истина всегда влечет нас к Нему.
Нам дарованы великие и драгоценные обетования Божьего Слова. В притче о сеятеле Господь назвал их…

Петр перечисляет последовательные ступени развития зрелого христианского характера, начиная со слов предупреждения обращая наше внимание на то, что для успешного прохождения через этот процесс мы должны прилагать старание. Без труда мы не будем иметь успеха и это главная мысль.

Процесс, описанный апостолом Петром, можно сравнить с тем, как яблочное семя развивается в спелое яблоко. Семя — это Слово Божье, посаженное в наших сердцах. От него происходит вера, которая является незаменимой стартовой площадкой, с которой берут свое начало семь восходящих ступеней духовного роста.

Первой в этом списке идет добродетель.
Слово, переведенное здесь на русский язык как «добродетель”, в древнегреческом языке имеет смысл «превосходство” и могло относиться к любому роду деятельности: лепке керамических изделий, вождении лодки или игры на флейте. И поэтому мы не должны ограничивать понимание этого слова просто моральным превосходством. Оно охватывает все сферы жизни: учитель,…

О днажды небольшую христианскую общину маленького городка посетил странный гость — хромой Влас. Это был крепкий мужчина лет за сорок в старомодном коричневом костюме, светлой рубашке в горошек, стареньких ботинках и с тросточкой. Волосы его уже немного поредели, и кое-где обозначилась седина. И от него пахло старостью, хотя мужчинам в его возрасте ещё рано так пахнуть. В общем, внешний вид его вызывал неподдельное чувство жалости. И Влас умело этим пользовался…

Он появился перед началом воскресного богослужения. И, конечно, все обратили на него внимание, т. к. раньше никогда его не видели — ни в собрании, ни в городке. По тому, как он вёл себя на протяжении всего богослужения, было понятно, что он христианин-не новичок. В следующее воскресенье после проповеди все собрались за общим столом. Тогда, в дружеской обстановке за чашкой чая, Влас начал рассказ о себе. О трудном детстве в детском доме, о травме ноги, приведшей к инвалидности, о том, как из-за хромоты он так и не смог жениться, и о других своих злоключениях. Ещё он сказал, что много лет верующий, является служителем в многочисленной церкви большого города N и видит свою миссию в том, чтобы посещать небольшие общины и учить людей Слову Божьему.
Сёстры в сторонке тихонько пошептались. И через неделю, когда он опять приехал, ему вручили тёплые вязаные носки, кто-то принёс ему какие-то вкусности. Братья отдавали ему свою одежду, которая была им не впору, а Власу как раз. Влас принял всё это как должное и вернулся в свой город сытый, обутый и одетый.
Влас в церковь зачастил. В маленьких церквях особо вниманием не избалованы, поэтому гостям очень рады. Но в этом случае радость была недолгой. «Наставления» Власа становились всё более грубыми. Он мог позволить себе перебить проповедующего прямо посреди проповеди. Ночевал он у членов церкви по очереди, что доставляло им немало неудобств, потому что Влас требовал безоговорочного к себе внимания: родители не могли уделить достаточно времени своим детям, мужья после трудового дня вынуждены были выслушивать его «мудрые» речи часами напролёт, а жёны тем временем на кухне удовлетворять его гастрономические пристрастия. Влас стал очень придирчивым и капризным. Ещё ему нравилось посещать одиноких женщин, от которых он получал столько заботы! Он любил праздники и подарки. Причём, люди, которые чем-то служили ему — жильём или имением — всё больше чувствовали себя подавленно от того, что их как будто обворовали или использовали.
Когда Влас совсем освоился, то его стали иногда просить оказать посильную помощь не только словом, но и делом. После этих просьб он исчезал на месяц-другой из города. И тут нет никакой мистики! Просто у него была устойчивая аллергия на труд. И как внезапно он исчезал, так внезапно и появлялся. Однажды пастор ему серьёзно сказал, что если он хочет здесь жить, то уже не сможет всё время ходить по гостям, но ему придётся найти подходящую работу, потому что церковь не сможет его обеспечивать, т. к. запросы его растут. С тех пор Влас исчез насовсем.
Как-то пообщавшись с верующими из родной церкви Власа, все узнали, что всё, что он рассказывал о себе, было полуправдой. Что он не совсем сирота и обладает собственным жильём. Что жениться он не может не из-за хромоты, а из-за своего деспотичного характера. Работу ему предлагали, но он всегда отказывался. Что он умело манипулирует выдержками из Священного Писания и людской добродетелью, вызывает к себе жалость и в большинстве случаев добивается желаемого. И что сейчас он, скорее всего, отправился на поиски новой «золотой жилы». Для этой маленькой церкви ситуация послужила ценным уроком: научила быть разборчивыми!

Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божии, чрез которые они могут сделаться причастниками Божественного естества, апостол Петр во Втором своем послании (гл. I, ст. 6, 7) дает нам наставления, как достигнуть этих дарований.

Для этого, говорит он, нужно удаляться от господствующей в мире похотной страсти и со всем старанием приобретать веру. А затем в вере показать добродетель, т. е. добрые дела; в добродетели - рассудительность, т. е. разум духовный; в разуме - воздержание; в воздержании - терпение; в терпении - благочестие; в благочестии - братолюбие; в братолюбии - любовь.

Итак, вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь - вот ступени духовной лествицы святого апостола Петра.

Все они имеют между собою тесную внутреннюю связь, каждая из них производит другую, последующую, а последующая возвышает, усовершает и укрепляет предыдущую.

Покажите в вере вашей добродетель

Нравственно-духовная жизнь начинается верою. Вера - первая ступень в лествице нашего спасения. Вера должна быть сердечная, искренняя, нелицемерная, несомненная, живая и деятельная. Если ты так веруешь, воспитал в себе такую веру, то непременно будешь обнаруживать ее делами - будешь стараться исполнять волю.Божию, стремиться ко всему доброму: в мыслях, словах и делах.

Такое расположение к доброму, стремление к исполнению воли Божией и соблюдение заповедей Господних разовьет и воспитает в тебе нравственную деятельную силу духа - добродетель, порождаемую верою.

Таким образом, истинная, сердечная, живая вера рождает добродетель, творит добрые дела. Со своей стороны, добродетель возвышает и укрепляет веру, дает ей больше нравственных достоинств, ибо одна вера, без добрых дел, без деятельного стремления к добру, для спасения души весьма недостаточна. «Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? Еда может вера спасти его?» Мало того, такая вера нечиста, суетна, недействующа и даже мертва: «Вера, аще дел не имать, мертва есть о себе» (Иак. 2, 14, 17).

В добродетели же - разум (рассудительность)

Стремясь к добру во всем: в мыслях, словах, делах - и стараясь исполнять волю Божию, христианин опытно научается истинно судить о вещах, различать Божие от человеческого, добро истинное от ложного, зло действительное от мнимого, правду от неправды, т. е. развивает в себе практическую христианскую опытность - святое благоразумие во всех делах. Это и есть нравственное рассуждение, разум духовный, христианское благоразумие.

Значит, добродетель производит духовный разум, но и сама от него приобретает совершенство, ибо какая добродетель полезна, если нет при ней разума? «Ревность не по разуму» (Рим. 10, 2).

В разуме же - воздержание

Духовный разум открывает христианину, где добро и зло, где истина и ложь в нем самом, в его поврежденном сердце, открывает множество худых мыслей, порочных наклонностей, злых похотей и страстей - и христианин ясно видит, как пусты и ложны их обольщения и как они опасны для хода и совершенства духовной жизни. Видя это, он начинает мало-помалу противиться порочным наклонностям, старается удерживаться от уудовлетворения злых похотей, искореняет страсти и, таким обpaзом, приобретает новое нравственное совершенство - воздержание от злых похотей и страстей, соделывая чистым свое сердце. А чистота сердца возвышает и развивает духовный разум его, ибо чистые сердцем, по слову Божию, способны душевным оком зреть Бога и предметы Божественные: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят».

В воздержании же - терпение

Когда христианин мужественно борется с внутренними врагами своего спасения, в то время нападают на него враги внешние: разного рода искушения и соблазны - ложь, клевета, злоречие, укоризны, насмешки преследуют его на всех путях нравственной деятельности. Превратности и несчастия по службе, раздоры и несогласия домашние, недостатки в содержании и обеспечении себя и своих присных, потерю имущества, расстройство здоровья - все это он часто испытывает на себe самом! Искушения на каждом шагу! Сколько же здесь требуется со стороны христианина терпения, и терпения мужественного, часто продолжительного! Такое терпение развивает в себе христианин, приобретший духовное воздержание, научившийся преодолевать умственные пожелания, побеждать страсти.

Терпение - новое, высшее нравственное совершенство - является вслед за воздержанием. Со своей стороны, и терпение трудному подвигу воздержания подает большую силу и крепость. Нетерпеливость среди искушений, уныние в бедствиях есть слабость души, а ослабленный извне дух естественно становится не способным побеждать и внутренних своих врагов.

В терпении же - благочестие

Стяжавши воздержание, научившись благодушному перенесению бедствий, терпению среди искушений, христианин восходит на новую ступень нравственно-духовной лествицы - развивает и воспитывает в себе благочестие.

Благочестие - это нравственно-религиозное настроение христианина, его мыслей, чувств и действий, в котором у него, при всех его мыслях, чувствах и действиях, одно на душе и в сердце - прославление пресвятаго имени Божия, искреннее желание благоугодить Богу, усиленное старание исполнять Его святую волю. Это круг многих добродетелей и нравственных совершенств: здесь и страх Божий, и живое упование на Бога, и всецелая преданность Ему, и смирение, и искренность мыслей и чувств, слов и действий, и чистота намерений и побуждений. «Благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго» (1 Тим. 4, 8).

Оно сообщает нравственное достоинство предшествующим подвигам - терпению и воздержанию. Христианин, обладающий истинным благочестием, еще тщательнее очищает свое сердце от страстей и похотей, зная, что мерзость Господеви даже помысл нечистый, что только чистые сердцем видят Бога, а в искушениях и напастях еще более укрепляется духом, будучи уверен, что Господь не допускает христианину «искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие» (1 Кор. 10, 13), зная еще, что «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8, 18).

В благочестии - братолюбие

Благочестие одушевляет и освещает мысли, чувства и действия христианина, возбуждает особенное движение в его сердце, и в нем из любви к Богу развивается любовь к ближним - сначала не ко всем, а только к единоверным братиям,- развивается братолюбие.

Христианин начинает любить в Господе всех, исповедующих одну с ним веру,- любить искренно. Для него теперь нет ни раба, ни свободного, не существует различия звания и состояния, пола и возраста, для него все христиане - дети одного Отца Небесного, все искуплены драгоценнейшею Кровию Сына Божия, крещены в одной и той же купели крещения - во имя Отца и Сына и Святаго Духа,- все равно призваны ко расению, всем наконец дарует Он от Божественной силы вся, «яже к животу и благочестию» (2 Петр. 1, 3).

Христианин всем сердцем желает спасения и деятельно содействует спасению всех - молитвами, словом участия, утешением, наставлением и своим примером.

Со своей стороны, и братолюбие дает силу благочестию и сообщает ему совершенство: «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть» (1 Ин. 4, 20).

В братолюбии же - любовь

Наконец, христианин восходит на высшую ступень нравственного совершенства - любовь.

Любовь к Богу одушевляет любовь христианина к единоверным братиям, более и более распространяет ее. Любящее сердце христианина, так сказать, расширяется - оно теперь любовию своей обнимает всех людей, не различая их звания, состояния, веры, он любит даже врагов своих. Такая любовь есть верх совершенства - высшая, последняя ступень в духовной лествице.

И преподобный Исаак Сирин говорит: «Кто всех любит равно, милосердно и нераздельно,- тот достиг совершенства».

И апостол Павел учит: «Над всеми же вами стяжите любовь, яже есть союз совершенства».

Какие дерзновенные слова! Именно с них начинается апостольское послание

Тот верующий, который постоянно упражняется в добрых делах, показывает рассудительность, то есть знание сокровенных тайн Божиих.

Впрочем, знание каких-либо тайн часто делает людей высокомерными. Вот почему рассудительному христианину нужно воздержание. Оно, как считает Феофилакт, противодействует гордости. Какое воздержание имеется здесь в виду: воздержание в поучительном слове, воздержание от самолюбования или воздержание во всех своих проявлениях? Видимо, последнее, поскольку толкователь говорит о том воздержании, что сдерживает свободу проявления страстей .

Более высокой степенью, чем воздержание, блаженный Феофилакт считает терпение. Оно помогает упрочить дар.

Терпение «произведет всё: и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит». К этому глубокому толкованию мы вернемся, а сейчас прочтем последнее замечание Феофилакта: «К благочестию присоединится братолюбие, а ко всему этому — любовь».

Теперь, наставленные апостолом Петром и блаженным Феофилактом, еще раз пройдем всю последовательность. Для чего? Мы постараемся соотнести ее с исихастскими ступенями, то есть с лествицей духовного восхождения.

Дорогу к небу открывает вера. Обретение веры мы называем с Евангельских времен обращением к Богу. И это обращение к Богу напрямую связано с покаянием . Вот и первая ступень.

Говорит ли о ней апостол Петр? Конечно, прочтем еще раз:

«Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1:4).

Обращение к Богу, покаяние как раз и удаляет христианина от растления.

Вера проявляет себя в добрых делах, в хранении Божьих заповедей и борьбе со страстями . Вот вторая ступень. На ней христианину потребуется воздержание от зла и понуждение себя на добро. Потребуется много терпеливой целеустремленности, стойкости. Здесь человек отказывается от безумных страстей и приобретает шаг за шагом рассудительность, опытность. Эти ступени являются ступенями очищения . За ними следуют ступени просвещения , или ступени естественного созерцания, когда человек приобретает дар видеть естественный ход вещей «с точки зрения Божественного промысла», может рассуждать о Божественных тайнах.

Благодаря терпению жизнь благочестивого человека умиротворена, в ней нет ропота на судьбу, нет греховного недовольства. «Умиротворение» благочестивой жизни в греческом тексте блаженного Феофилакта описывается без устоявшегося аскетического понятия «мир». Все же русский переводчик по сути прав: к христианину приходит свыше мир. В аскетической традиции это соответствует той ступени, которая называется священное безмолвие , исихия. Вот и третья степень.

Опыт христианского совершенства сопряжен с деятельной любовью к ближнему и с любовью к Богу, которая приоткрывает христианину будущие блага и дары Божии. Перечислив веру, добрые дела, рассудительность, воздержание и терпение, благочестие и любовь, он говорит: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха… в познании Господа» (2 Петр. 1:8). Комментируя это место, Феофилакт все эти ступени связывает с событием Второго Пришествия Господа Иисуса, когда Христос облистает как солнце, так что слабыми очами невозможно будет на такую славу смотреть. Это уже ступень Божественного созерцания , обожения.

Апостол Петр был среди тех троих, что созерцали славу Христову на горе Фавор

И мы из Евангелия знаем, что три избранных ученика Спасителя созерцали . Был среди них и апостол Петр.

Остается сказать, что опыт бесстрастия и Божественного сверхъестественного созерцания избранники Божии испытывают на ступенях совершенства .

Святой Церковью читается Второе послание Петра. Глава 1, ст. 1-10.

1. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:

2. благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

4. которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:

5. то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

6. в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

7. в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

8. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

9. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.

10. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь.

(2 Пет. 1, 1-10)

Этот отрывок, дорогие братья и сестры, тоже был уже нами прочитан и прокомментирован. Ключевое место, на которое мы еще раз обратим внимание, - 4-й стих. Ключевое потому, что это единственное место в Новом Завете (возможно, что и во всей Библии), где говорится о том, что человек может быть причастником Божественного естества. В прошлый раз мы отметили, что в те времена, когда апостол Петр писал это послание (да и когда уже писал свои послания апостол Павел), еще не было четкой богословской терминологии. Уже позже, когда христианство стало сначала свободной религией, а потом и государственной, появилось время и возможность рассуждать на темы христианского богословия, оттачивать терминологию.

Слово естество, природа (по-гречески φύση ; отсюда слово «физика» как наука о природе), обозначающее Божественное естество, стало мыслиться синонимичным со словом ουσία, сущность. Мы как-то об этом слове тоже говорили. И все-таки, по мысли православных богословов, достичь Божией сущности или природы никогда не будет возможно: это та часть Божества, которая всегда будет неуловимой, всегда будет «убегать» от человека. Человек будет приближаться к Богу, но Божественная природа, сущность всегда будет тайной. Поэтому мы и называем Бога Непостижимый, Невидимый, Непознаваемый, Неизглаголанный. Бог всегда останется в Своей природе таинственным.

Тем не менее по учению Православной Церкви с Богом можно соединиться. Кроме природы, сущности, Божией еще есть Божественные энергии. Если сущность находится как бы в глубинах Божьего бытия и доступна только Самому Богу, только Он Сам воспринимает Свою Божественную сущность, то Его проявления вовне, Его Божественные энергии - это то, что как раз доступно восприятию и даже соединению. Именно через причастность этим Божественным энергиям человек может стать причастником Бога, не Его сущности, но Его энергиям, которые тоже являются частью Бога, только это не самая Его глубина и сердцевина, а то, что доступно для познания извне, доступно для человека. Поэтому соединение с Богом, как мы знаем из православного богословия, происходит через причастность Божественным энергиям, а Божественная сущность, природа остается за пределами нашего восприятия и познания.

В то время, когда апостол Петр писал свое послание, конечно, не было такой терминологической ясности, поэтому он мог позволить себе сказать, что человек может быть причастником Божественного естества. Общий смысл в том, что человек станет обо́женным, станет « богом по благодати », соединится с Богом. Все это совершенно справедливо: человек действительно способен и даже призван к этому, но с теми оговорками, которое внесло позже православное богословие в терминологию, связанную с понятиями ουσία, φύση, υ πόστ α σις и так далее (это уже отдельная тема).

Вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. Очень интересная цепочка рассуждений, добродетелей, качеств христианина, которые вытекают одно из другого. Конечно, любая такая схема теоретическая и является моделью, а не самой реальностью. Можно много теоретизировать, но надо помнить, что, какая бы удачная модель ни была, это все-таки всегда модель.

Здесь апостол Петр выстраивает свою модель именно в такой последовательности. В вере добродетель. Когда мы читали соборное Послание апостола Иакова, говорили, как понимают веру апостол Иаков и апостол Павел. Иаков говорит, что теоретическая вера без дел мертва, а для Павла вера - это принцип жизни, поэтому вера всегда будет действовать любовью. У апостола Петра похожие рассуждения о том, что вера рождает добродетель.

В добродетели всегда важна рассудительность, дар рассуждения. Если мы почитаем аскетическую литературу святых отцов, которые много писали на антропологические темы, связанные с человеком и человеческим устройством, то увидим, что дар рассуждения - один из самых главных даров, которые призван стяжать христианин. Слово «рассуждение» можно заменить на слово «осознанность». Поскольку человек ограничен, любое поведение, поступок, действие может иметь две стороны, поэтому наша задача - включить дар рассуждения и постараться понять: то, что мы хотим совершить или сказать, действительно принесет благо, будет конструктивно, созидательно или может иметь обратный эффект? Возможно, мы хотим одного, но, не рассудив и поступив неосознанно, достигнем противоположного результата. Дар рассуждения или осознанности - тот стержень, критерий, который должен пронизывать всю жизнь христианина, все его действия, мысли, слова.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии